Принципиальная схема промышленного фена. Сломался фен для сушки волос – советы по ремонту

Любой фен состоит из мотора, вентилятора, нагревательных элементов и электрической схемы , заставляющей эти элементы работать согласованно.

В зависимости от количества режимов и фирмы изготовителя, элементная база, внешний вид, состав переключателей могут быть разными. Но ничего более сложного, чем тиристор, внутри не окажется. Поэтому вполне осуществим ремонт фенов для волос своими руками.

Кратко о конструкции

Корпус держится на шурупах. Их головки могут быть - и часто бывают - нестандартного образца. Это - плюсик, звездочка, вилы.

Следовательно, в первую очередь перед ремонтом фена следует позаботиться об инструменте, способном справиться с такой задачей.

Иногда створки корпуса дополнительно крепятся друг к другу специальными защелками.

Это отдельная проблема: опытные мастера часто ломают пластмассу, отчаявшись справиться с ней цивилизованными методами.

Никаких особых премудростей нет, но бывают скрытые шурупы, спрятавшиеся под наклейками, пластмассовыми вставками, съемными крышечками регуляторов. (См. также: Ремонт машинок для стрижки волос своими руками)

Мотор фена работает на постоянном токе 12, 24 или 36 В. Для выпрямления сетевого напряжения часто используется диодный мост или - в дешевых моделях - одиночный диод.

Фильтрация гармоник по питанию проводится конденсатором, включенным параллельно обмоткам двигателя или входящим в состав более сложного фильтра. Индуктивности ввиду большой массы в фенах применяются редко.

Поэтому знаний принципов сглаживания пульсаций RC-цепочками вполне хватит, чтобы справиться с построением принципиальной схемы ремонтируемого фена.

Иногда в качестве фильтрующего элемента используется одна из спиралей (индуктивность). Выключатель фена, как правило, одновременно замыкает цепь, через которую будут питаться спирали, и запускает мотор.

Дальнейшая схематика ремонта зависит от сложности:

  • регулируются только скорость вращения или только температура;
  • имеется возможность по отдельности выбирать обогрев и интенсивность воздушного потока.

В большинстве моделей фенов при этом имеется защита от включения нагревателей при бездействующем моторе.

Осталось добавить к этому опционально наличествующий термостат в виде специального сопротивления или другого чувствительного элемента, и можно приступать к рассказу о том, какие встречаются поломки у этих верных помощников прекрасной половины человечества.

Типичный порядок осмотра

Если прибор не подает признаков жизни или работает нестабильно, осмотр начинается с цепи питания. Ниже схематично описан ремонт фенов Rowenta.

Внимание! Все описанные виды работ требуют навыков обращения с электрическими приборами.

Мы не несем никакой ответственности за ущерб здоровью или имуществу, возникший при попытках следовать приведенным рекомендациям по ремонту фенов. (См. также: Ремонт радиоприемника своими руками)

Шнур

Осмотр силового провода начинается с розетки. Именно там кроется часть неисправностей: нет напряжения - фен не работает. Если вольтаж в розетке присутствует, осмотр шнура начинается с места входа его в корпус и следует по направлению к вилке.

Все работы выполняются на обесточенном приборе.

Ведется визуальный поиск изломов и любых нерегулярных образований - горелостей, повреждений изоляции, изломов. Затем разбирается корпус фена.

Внутри может иметься несколько вариантов электрического сопротивления провода:

  • Пара разъемных контактов.
  • Пайка.
  • Проводка заделана в пластиковые колпачки.

Неразъемное соединение

Последний элемент списка характеризует неразборное соединение, следовательно, наиболее сложен данный случай для тестирования.

Умелые руки, а точнее, умные головы, украинских братьев по разуму советуют использовать для ремонта фена обыкновенную иголку.

Тем, кто сразу уловил ход мысли, следующий абзац можно пропустить и непосредственно приступить к тестированию.

Ремонт фена своими руками начинается прозвонкой проводки. Подойдут любой тестер, лампочка или индикатор.

Суть в том, что к одной из клемм прикрепляется иголка, втыкаемая затем в жилу питания в районе колпачка сквозь изоляцию до самой меди. Вторая клемма ощупывает ножки вилки.

Звонок должен наличествовать для обеих жил. Более одного прокола на жилу при ремонте фена делать не стоит (некоторые попытаются искать еще и место обрыва), поскольку характер эксплуатации предусматривает попадание влаги с мокрых волос.

Контактная площадка

Прозвонить провод, имея перед глазами явно различимые места стыковки, сможет даже ребенок. При обнаружении повреждений рекомендуется купить целиком новый шнур с вилкой неразборной конструкции.

Возможность попадания влаги накладывает определенные ограничения на изоляцию токопроводящих частей, используемую в целях ремонта фена.

Распространены случаи, когда с первого взгляда видно место повреждения в районе входа шнура в корпус. Оплывы, нагар, черная изоляция - все это указывает на неисправность.

На стыке с корпусом фена и приютилась самая уязвимая точка проводки.

Хозяйка зачастую берет нежный прибор за шнур, мотает из стороны в сторону, накручивает кабель на ручку. Жила с трещиной искрит, изоляция греется и сгорает, медь плавится. Таков механизм повреждения медных жил.

Выключатель и переключатель

При ремонте полезно замкнуть накоротко выключатель и проверить, изменит ли фен в ответ на этот шаг свое поведение.

Бывают трехпозиционные переключатели, каждое положение в короткозамкнутом состоянии проверяется отдельно.

Следует запомнить или зарисовать исходную раскладку проводов перед началом ремонта фена.

Проверка переключателей скорости и температуры проходит по той же схеме.

Выявленный в ходе ремонта фена дефектный элемент должен быть осмотрен.

Имеющийся нагар счищается надфилем, шкуркой, ластиком. Контакты протираются спиртом.

Неисправные комплектующие заменяются аналогами. Радикальный метод - замкнуть кнопку включения накоротко на время поиска подходящих комплектующих.

Вентилятор

Сравнительно часто у фена забивается воздуховод.

Необходимо лишь снять фильтр, если таковой имеется, и тщательно прочистить.

Небольшой кисточкой удалить любую пыль из щелей.

Отсутствие вращения лопастей или низкие обороты часто наблюдаются, когда волосы намотаны на ось двигателя.

Пропеллер необходимо аккуратно снять с вала, всячески избегая при этом лишних усилий и перекосов. После этого посторонние предметы удаляются.

Спирали

У фена нагревательных элементов обычно несколько. Визуально все они должны выглядеть однородно. В этом нужно убедиться при ремонте фена, вскрыв корпус. Имеющиеся разрывы устраняются скруткой концов, пайкой и лужением.

Можно также раздобыть тонкие медные трубочки и обжать концы разорванной спирали внутрь.

Все дефекты нагревательных элементов при ремонте можно наблюдать визуально. Внимательный осмотр подскажет, как починить фен. В некоторых случаях эффективна замена спиралей аналогичными покупными или самодельными изделиями из нихромовой проволоки.

Двигатель


Электрический двигатель фена чаще всего работает на постоянном токе. Если диодный мост сгорел, либо повреждены обмотки, нормальное функционирование нарушается.

Ужасный треск и искры при включении указывают на неисправность мотора.

Обмотки двигателя выпаиваются при ремонте фена из электрической схемы. У каждого провода должна быть пара, которая звонится.

Выводы могут соединяться тройками, но ни один из них не должен просто висеть в воздухе. Замена обмотки при ремонте фена производится только в ремонтной мастерской.

Впрочем, народные мастера мотают не хуже станков. Желающие всегда могут попробовать.

При исправности обмоток осматриваются щетки, медная поверхность под ними зачищается, оценивается плотность прилегания.

Ось должна свободно крутиться. При ремонте фена не помешает смазать трущиеся поверхности, вручную приработать проблемные места.

Микросхема

Подложка из гетинакса иногда трескается, разрывая дорожку. Поврежденный участок необходимо залудить и негусто покрыть припоем.

Испорченные конденсаторы чуть раздуваются.

Обычно верхняя грань их содержит неглубокие прорези, и когда изделие ломается, она буквально раздувается, выгибаясь наружу.

Такой конденсатор необходимо заменить в первую очередь при обнаружении характерного дефекта.
Выгоревшие резисторы темнеют. Некоторые еще сохраняют работоспособность, но желательно такой радиоэлемент заменить.

Термостат

Некоторые фены имеют саморегулятор. Обычно эффект достигается использованием резистивного делителя, одним из плеч которого является элемент, реагирующий на температуру.

Дальнейшие действия зависят от схемы реализации контроля параметра.

  • исключить датчик вовсе, разорвав цепь, испробовать реакцию прибора;
  • замкнуть после этого провода накоротко, включить, посмотреть, что будет.

Имеется шанс неудачи, если прибор обучен реагировать только на определенное значение сопротивления. Остается поискать принципиальную схему в интернете или нарисовать самостоятельно.


Ремонт профессиональных фенов отличается большей сложностью. Основные элементы конструкции часто дополняются плавными регуляторами и дополнительными опциями наподобие кнопки Care.

Спирали изготавливаются из специальных сплавов, создающих при нагревании отрицательные ионы, благотворно влияющие на волосы.

При всем прочем методика остается прежней:

  • шнур;
  • выключатели и кнопки;
  • очистка от пыли;
  • спирали;
  • мотор;
  • визуальный контроль конденсаторов, резисторов.

Перед ремонтом желательно раздобыть принципиальную схему.

Промышленные модели мало чем отличаются от бытовых. Но сушить волосы ими не рекомендуется. Отличаются такие изделия повышенной стойкостью к пыли, ударам, вибрациям, влажности, прочим климатическим факторам.

Домашний ремонт промышленных фенов может закончиться не лучшим образом.

В частности, электрорадиоизделия, применяющиеся в бытовых моделях, не подходят для эксплуатации в тяжелых условиях. Особые требования предъявляются к проводам, шнуру питания, мотору и спиралям.

Любой фен имеет двигатель с крыльчаткой и нагреватель. Крыльчатка засасывает воздух с одной стороны фена, после чего он обдувает нагреватель и выходит уже горячим с другой стороны. Также фен имеет переключатель режимов работы и элементы для защиты нагревателя от перегрева.

1 - крыльчатка; 2 - электродвигатель; 3 - нагреватель; 4 - термозащита; 5 - переключатель режимов; 6 - кабель питания

У бытовых фенов вентилятор собран на коллекторном электродвигателе постоянного тока , рассчитанном на напряжение 12, 18, 24 или 36 вольт (иногда встречаются электродвигатели, работающие на переменном напряжении 220 вольт). Для питания электродвигателя используется отдельная спираль. Постоянное напряжение получают с диодного моста , смонтированного на выводах электродвигателя.

Нагреватель фена представляет собой каркас, собранный из негорючих и непроводящих ток пластин, на котором намотана нихромовая спираль. Спираль состоит из нескольких участков, в зависимости от того, сколько режимов работы имеет фен.

Вот так он выглядит:


Спираль намотана на термостойком каркасе

Горячий нагреватель должен постоянно охлаждаться проходящим потоком воздуха. Если спираль перегревается, она может перегореть или может случиться пожар. Поэтому фен сконструирован так, чтобы автоматически отключаться при перегреве. Для этого используется термостат. Это пара нормально замкнутых контактов, размещённых на биметаллической пластине. Термостат находится на нагревателе ближе к выходному отверстию фена и постоянно обдувается горячим воздухом. Если температура воздуха превышает допустимую, биметаллическая пластинка размыкает контакты и нагрев прекращается. Через несколько минут термостат остывает и снова замыкает цепь.


Термостат выделен красным кругом

Иногда в качестве дополнительной защиты используется ещё и термопредохранитель. Он одноразовый и при превышении определённой температуры перегорает, после чего его нужно менять.


Термопредохранитель, внешний вид

Чтобы лучше понять принцип работы фена, можете посмотреть эти два видео (смотрите первое видео с 6-й минуты):

Видео: как устроен фен

Видео: что внутри фена

Принципиальная схема


Схема бытового фена

Схема большинства бытовых фенов близка к вышеприведённой. Рассмотрим её подробнее. Нагреватель представляет собой три спирали: Н1, Н2 и Н3. Через спираль Н1 подаётся питание на двигатель, спирали Н2, Н3 служат только для нагрева. В данном случае у фена есть три режима работы. В верхнем положении SW1 схема обесточена. В положении фен работает на минимальной мощности: питание подаётся через диод VD5, который отсекает одну полуволну переменного напряжения , включена только одна нагревательная спираль Н2(не на полную мощность), мотор вращается на низких оборотах . В положении фен работает на средней мощности: диод VD5 закорочен, в схему поступают обе полуволны переменного напряжения, спираль Н2 работает на полную мощность, мотор вращается на номинальных оборотах. В положении фен работает на максимально возможной мощности, так как подключается спираль Н3. При нажатии кнопки нагревательные спирали Н2, Н3 отключаются, а мотор продолжает работать. Диоды VD1-VD4 представляют собой двухполупериодный выпрямитель. Катушки индуктивности L1, L2 и конденсаторы С2, С3 снижают уровень помех, которые неизбежно возникают при работе коллекторного электродвигателя. F1, F2 - это термопредохранитель и термостат.

Как разобрать фен для волос

Внимание! Перед разборкой вытащите вилку фена из розетки!

Части корпуса фена крепятся друг к другу с помощью винтов (шурупов) и специальных защёлок. Головки винтов часто имеют нестандартную форму: звёздочка, плюсик, вилы. Поэтому вам могут понадобиться соответствующие биты для отвёртки. Защёлки, в свою очередь, иногда очень сложно отсоединить и даже бывалые мастера порой их просто отламывают. Иногда углубления под крепёжные винты бывают закрыты наклейками, пластиковыми накладками или пластиковыми заглушками. Заглушки извлекаются с помощью острого предмета - например, ножа или иголки. При этом высока вероятность немного помять корпус и заглушки. Правда, фен от этого работать хуже не станет. Иногда половинки корпуса склеивают вместе. В таком случае приходится их разрезать ножом или скальпелем, а после ремонта склеить (например, эпоксидным клеем).

Пример разборки фена вы можете посмотреть в этом видео:

Видео: как разобрать и отремонтировать фен Scarlet

Типичные неисправности: ремонт своими руками

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся неисправности фена:

Гонит холодный воздух

Возможные неисправности: перегорела спираль

Что делать:

Как правило, обрыв виден невооружённым глазом, даже без мультиметра. Есть несколько способов ремонта спирали:

  1. Можно поместить оборванные концы спирали в тонкую латунную или медную трубочку и обжать плоскогубцами.
  2. Спираль держится на каркасе из термостойких, не проводящих ток пластин. В такой пластине следует осторожно острым предметом сделать круглое отверстие диаметром примерно 2–3 миллиметра, вставить туда короткий болтик с шайбой, заправить под шайбу оборванные концы спирали и затянуть.
  3. Набросить один оборванный конец на другой.
  4. Оборванные концы можно просто скрутить вместе. Следует заметить, что третий и четвёртый способы менее надёжны, чем первые два. Дело в том, что при соединении оборванных концов набросом и скруткой отремонтированный участок спирали имеет повышенное сопротивление и поэтому перегревается и достаточно скоро перегорает в том же месте.
  5. Разобрать фен-донор (понятное дело, если он у вас есть) и взять оттуда.
  6. (не для каждого): можно намотать спираль самому. Где взять нихром? Например, заказать в Китае.
  7. можно купить уже готовую спираль. Чтобы найти нужную, введите в строке поиска вашего браузера >. Спирали бывают разной мощности и продаются в пакетиках по несколько штук.

Посмотреть примеры ремонта спирали можно в этих видео:

Видео: ремонт фена Viconte VC-372 (перегорела спираль)

Видео: где можно купить нихром

Не включается, т. е. не греется и не крутится вентилятор

Возможные неисправности: не подаётся напряжение, то есть проблема с кабелем питания

Как отремонтировать:

Сначала внимательно просмотрите кабель от сетевой вилки до корпуса: нет ли явных повреждений. Если есть, удалите повреждённый участок и спаяйте концы кабеля. Возможно, это все неисправности и фен заработает. Пример ремонта кабеля есть в вышеприведённом видео: Как разобрать и отремонтировать фен Scarlet .

Крыльчатка не крутится или крутится на низких оборотах

Возможные неисправности: неисправен двигатель или на его вал намотались волосы.

Если на ось электродвигателя намотались волосы, чтобы их убрать, придётся демонтировать крыльчатку. Также вам нужно будет снять крыльчатку, если вы собираетесь смазать вал двигателя или заменить его. Как это сделать, можно посмотреть в этих двух видео:

Видео: снимаем крыльчатку с фена

Видео: как снять вентилятор с моторчика фена

Также в некоторых случаях можно ухватиться пальцами за основание крыльчатки и, потянув, снять её.

Относительно проверки электродвигателя, автор считает, что лучшим способом - с точки зрения безопасности - является демонтаж двигателя и подключение его к подходящему блоку питания с защитой от короткого замыкания . Если двигатель не вращается, нужно проверить целостность обмоток мультиметром. При обрыве обмотки придётся покупать новый двигатель (хотя вы можете перемотать старый, но это, пожалуй, имеет смысл только в качестве развлечения). Если двигатель сильно искрит, вам также придётся покупать новый. Протирание спиртом в этом случае если и поможет, то ненадолго. Один из вариантов, где вы можете приобрести новый двигатель: заказать в Китае (ищите).

Фены с функцией ионизации воздуха и инфракрасные аппараты

Фены с ионизацией - при включении этого режима - выделяют много отрицательных ионов, нейтрализуя положительный заряд на волосах, отчего они становятся гладкими и не пересушиваются. Для создания отрицательных ионов используется спецмодуль, размещённый в ручке фена. Провод, выходящий из этого модуля, расположен в области нагревателя. Воздух ионизируется, соприкасаясь с этим проводником.

Диагностировать исправность модуля ионизации без специальных приборов можно по косвенным признакам. Если вы перестали ощущать разницу при включённом и отключённом модуле ионизации - и вы убедились, что на модуль поступает нормальное напряжение питания - следовательно, модуль неисправен. Далее вам потребуется найти модуль на нужное напряжение и подходящий по габаритам. Ищите, опять-таки, в Китае.

Фотогалерея: примерный вид модулей ионизации

Инфракрасные фены сушат волосы не горячим воздухом, а инфракрасным излучением. Они довольно дорогие, относятся к категории профессиональных и сушат волосы значительно быстрее обычных фенов. Вместо нихромовой спирали в них используется инфракрасный нагревательный элемент (как в инфракрасных обогревателях). В остальном их конструкция сходная с конструкцией обычного фена.

Видео: инфракрасный фен h2d

Чтобы разобрать и починить фен, не нужно быть дипломированным специалистом. Достаточно знаний курса физики средней школы и наличия прямых рук, растущих из правильного места. Дерзайте и все у вас получится!

На днях моя неотразимая, неповторимая и сокровенная Супруга стала жаловаться на то, что ее любимый фен для волос Remington не работает . Это проявлялось, как перебои в нормальной работе в зависимости от положения кабеля питания. То есть, если кабель натянуть – фен отключается, если прижать к фену – пошел тепленький воздух. Я сразу смекнул что к чему и стал рвать на себе рубаху и размахивать любимым паяльником - мол дай мне провести разборку и ремонт фена для волос прямо тут и прямо сейчас.

В общем, после непродолжительных стенаний мои отвертки схлестнулись с ее феном в эпической схватке до первой…пайки. Скажу сразу – сию инструкцию можно использовать для большинства фенов фирм Rowenta, Braun, Philips, Bosch и Scarlett . Конечно, разбираются все фены по-разному, но принцип устройства у них один. Поехали.

Разборка фена для волос Remington

Сначала необходимо удалить заглушки на ручке или по всему корпусу любимого фена для волос. В моем случае – это три заглушки на ручке фена. Последнее время стало модно делать корпус фена на защелках или вообще сплавлять две половины вместе.

Защелки можно победить, а вот если половинки спаяны – то тут только резать по шву, а потом склеивать эпоксидкой, в общем бесперспективняк. Так что при покупке фена для волос своей любимой, обратите внимание на его конструкцию. Удалить заглушки удобно иголкой или острым тонким ножом . Будьте готовы, к тому, что пластик вокруг погнется и сразу предупредите об этом Жену. Проблему с заусенцами на пластике можно будет решить в конце ремонта с помощью того же ножа.

Под заглушками у меня оказались винты под U-образную отвертку как на фото. Вообще такие винты были изобретены против вандалов для уличного оборудования и для защиты техники от любознательных детей. Называются они Security.

Такие винты, только побольше и с круглыми отверстиями стоят в моем доме в лифте. Хорошо, что у меня оказалась нужная двузубая бита как раз для этих винтов. Ну все, лифт, попробуй только еще раз застрять между этажами.

Если у Вас нет такой отвертки, то можно сделать U-образную отвертку из старой шлицевой отвертки , просто сделав в ней пропил ножовкой.

После разборки ручки фена, видим картину как на фото – выключатель подачи горячего воздуха (синим), переключатель режима мощности фена (красным), скрутка проводов 220 В.

Тут все внимательно осматриваем на предмет обрыва какого-либо провода или подпалин, оплавления на переключателях.

Если тут все в порядке, то откручиваем два винта держателя провода в самом низу ручки фена. Нужно найти место излома провода – обычно оно находится около выхода провода из ручки фена.

Такое слабое место сразу видно, если согнуть провод пополам.

Ремонт фена для волос Remington


Для проверки зачищаем оплетку кабеля питания в месте перегиба и видим подгоревшие медные провода .

Смело отрезаем провод и подготавливаем его к монтажу.

Сегодня популярность самостоятельного ремонта мелкой бытовой техники неуклонно возрастает. К тому же бывают разные ситуации. К примеру, нужно срочно разобрать фен Bosch, Philips или Rowenta, но под рукой нет инструкции. Что в этом случае делать? Сегодня мы вам постараемся подробнее об этом рассказать.

Как разобрать фен Philips?

Иногда после неудачного падения или после другого механического воздействия это устройство перестает работать. Замечательным выходом из этой непростой ситуации станет полная разборка фена. Вы хотите узнать, как разобрать фен? В этом нет ничего сложного, главное следовать этапам инструкции.

Первый шаг – это разборка корпуса. У большинства моделей (к примеру, у rowenta pro 2300 и braun 3536) он раскрывается на две одинаковые половинки. Для соблюдения правил безопасности перед откручиванием шурупов стоит обязательно вынуть электрический шнур из розетки.

Обычно корпус прибора держится на простых металлических шурупах. Они могут быть с нестандартными головками в виде плюсика, вилы или звездочки. Поэтому перед тем как разобрать фен philips потребуется позаботиться о наличии необходимого инструмента.

После вскрытия устройства вы обнаружите внутренние механизмы прибора, которые отвечают за его бесперебойное функционирование. Если фен сломался, то причина поломки будет скрыта в этих деталях. К тому же некоторые модели имеют дополнительные крепления в виде защелок и скрытых шурупов, спрятанных под декоративными накладками.

Вы хотите узнать, как разобрать фен philips salondry control? Для этого необходимо ознакомится с его внутренним устройством и тщательно осмотреть все детали. Наиболее частой поломкой многих устройств является поврежденный шнур питания. При наличии горелых частей или изломов необходимо будет перепаять его.

Главным внутренним элементом любого фена является вентилятор. Он приводится в работу электродвигателем и осуществляет втягивание воздуха через специальное отверстие с решеткой. В некоторых случаях поломка устройства связана с его загрязнением, поэтому при наличии пыли следует его тщательно прочистить.

Воздух проходит через нагревательный элемент – проволоку, которая намотана на термостате. Она должна иметь цельный вид. При наличии разрывов детали спирали следует скрутить или спаять. Некоторые модели (к примеру, babyliss pro) оснащены еще ограничителем, который не дает возможность прибору засосать вместе с воздухом длинные волосы и другие ворсинки. Он также может забиться при неправильной работе устройства.


Если при включении прибора в сеть электропитания слышен треск и видны искры, то это указывает на поломку двигателя. Эту проблему можно решить путем замены медных обмоток и диодного моста. Однако выполнить такой ремонт в домашних условиях сложно, поэтому в этом случае следует обратиться в мастерскую.

Вы хотите узнать, как разобрать фен щетку rowenta brush activ 1000? Конструкция этого устройства имеет несколько нюансов по сравнению с обычным феном . Для того чтобы осмотреть внутренние элементы и механизмы в случае поломки необходимо выполнить несколько простых действий:

  • Снять пластиковую насадку с передней части прибора, поскольку она в дальнейшем помешает разборке. Для этого ее необходимо плавно двигать вправо-влево, пока она полностью не отсоединиться от устройства;
  • При снятии пластмассового кольца не рекомендуется использовать отвертки и другой инструмент, поскольку они могут повредить корпус и оставить на нем видимые царапины;
  • После необходимо снять заднюю насадку-сетку, которая мешает разборке прибора. При этом не следует прилагать много усилий, поскольку это может привести к ее поломке;
  • Современные модели фенов многих марок (ровента, ремингтон, скарлет и других) не имеют на корпусе металлических болтов. Крепление двух частей фена производится с помощью защелок. Для их разъединения две половинки корпуса следует оттягивать друг от друга, одновременно вращая.

Чтобы вам не пришлось ремонтировать бытовую технику самостоятельно необходимо купить из всего многообразия на рынке? Перед покупкой необходимо обращать внимание на репутацию торговой марки, поскольку только известные производители занимаются выпуском качественной продукции. Другими критериями выбора являются мощность, количество режимов работы, функция подачи холодного воздуха.


Мы вам рассказали об основных особенностях внутреннего устройства фена, поэтому у вас не должно возникнуть вопросов, как разобрать фен ровента браш актив и других торговых марок. Однако помните, что при самостоятельном ремонте мелкой бытовой техники следует соблюдать правила безопасности и обязательно достать шнур питания из розетки.

Как правило, фены довольно часто подвержены различным поломкам, и приходится покупать новый. Устройство не самое дорогое, конечно, - вполне можно приобрести и другое фен, но в тоже время оно достаточно простое, и вполне многие смогут восстановить его работоспособность без особых усилий.

Принцип работы

Все фены, независимо от марки и типа корпуса, имеют один и тот же принцип работы – электродвигатель приводит в движение вентилятор, который гонит воздух через нагревательные спирали. Обычно фены имеют переключатель уровня нагрева, обеспечивая различные тепловые режимы, - переключатель коммутирует последовательное подключение нужного количество спиралей, - чем меньше их будет в цепи – тем больше протекающий ток – тем больше нагрев. Также фены оснащаются тепловой защитой, отключающей устройство при превышении допустимой температуры спирали. Если сработала такая защита – обязательно отключите фен из сети, поскольку при снижении температуры термостат восстановит электрическую цепь – и фен заработает.

Основные неисправности

Устранение неисправностей предусматривает разборку корпуса. Обычно он скреплен парой саморезов и защелками на половинках корпуса, которые довольно легко сломать, поэтому действовать нужно осторожно. Хотя особой трагедии при сломанной защелке не будет – корпус вполне может держаться и на саморезах, или можно при сборке нанести точечно клей в нескольких местах, но совсем немного – вдруг придется еще разбирать.
Запах гари – довольно часто встречается при работе фена, поскольку вентилятор засасывает через воздухозаборник не только воздух, но и волосы, которые потом попадают на горячую спираль и, сгорая, вызывают появление неприятного запаха.



Также возможна и другая причина - недостаточный воздушный поток, проходящий через вентилятор. Это может быть вызвано перекрытием вентиляционных решеток рукой, или засорением фильтра, если таковой предусмотрен в данной модели, - волосом, пухом, пылью и пр. Слабый поток может быть вызван и медленными оборотами вентилятора.

Медленное вращение вентилятора – обычно причиной этого является наматывание на вал двигателя волос, что мешает его вращению. Как правило, вентилятор насажен на вал плотно, и снять его для удобства удаления волос не получается, поскольку прикладывать большие усилия рискованно – хрупкую пластмассу запросто можно сломать. Поэтому удобно применить пинцет – постепенно отщипывая им намотанные волосы до полного их удаления.

Встречается (значительно реже) и обратная ситуация – вентилятор сидит на валу не плотно, в итоге двигатель работает с нормальными оборотами, но вал прокручивается в корпусе вентилятора. Выход прост – посадить вентилятор на вал с помощью подходящего клея.

Воздух выходит холодным – в этом случае причин может быть несколько:

  • Плохой контакт в переключателе режимов – устранение зависит от конструкции переключателя. Часто используются гибкие упругие контактные полоски открытого типа – достаточно их правильно подогнуть или почистить места контакта. Если переключатель закрытого типа – заменить его – стоит недорого.
  • Обрыв проводки – вполне может быть отломан или отпасть в месте пайки проводник, идущий к спиралям или переключателю.
  • Обрыв нагревательной спирали. Просто так она не оборвется – скорее всего это перегорание. Можно восстановить просто скруткой, но такое соединение не будет долговечным – плохой контакт постепенно спровоцирует нагар, который еще больше увеличит сопротивление в этой точке, - в итоге рано или поздно снова придется ремонтировать. Лучше сделать ту же скрутку, но потом ее опрессовать медной или латунной трубкой подходящего диаметра (хорошо подходит тонкая трубка с компрессора холодильника). Пайка в этом случае бесполезна – температура разогрева спирали расплавит припой.



– причин может быть множество и практически все они легко устранимы – обрыв в шнуре питания, отсутствие контакта в скользящей контактной паре в месте входа шнура в корпус, обрыв внутренней проводки , отсутствие контакта в переключателе и т. д. Самое плохое, что может случиться, – это сгорание двигателя. Если есть чем заменить – хорошо (поэтому не выбрасывайте старые неисправные фены – запчасти все-таки), а нет – тогда уж нужен новый фен – двигатель починить мало шансов.

Фен строительный (технический) - ручной электроинструмент для направленной подачи нагретого воздуха с целью бесконтактного (опосредованного) нагрева обрабатываемого материала. Область применения инструмента очень обширная: от простой сушки воздухом комнатной температуры, до мощного воздействия температурами свыше пятисот градусов по Цельсию. Спрос на строительные фены подпитывает их невысокая цена (на модели начального уровня), вследствие простоты конструкции и, во многом, отработанных временем схемотехнических решений.

Интерскол ФЭ-2000 является представителем бытовых строительных фенов с минимально необходимым набором функций: плавная регулировка температуры, два режима интенсивности обдува. Этого набора, как правило, вполне достаточно для выполнения подавляющего большинства задач. Конкретный экземпляр данного фена (первая модификация, плата DB3011) был приобретен около трех лет назад, имел весьма немалую (но не запредельную) ежедневную эксплуатационную нагрузку. По этой причине, все несовершенства конструкции фена проявились быстро.

Через несколько месяцев после начала эксплуатации произошла первая поломка: нет регулировки температуры, исходящий воздух всегда холодный. Причина поломки - перегрев симистора BTA16, выход его из строя по причинам недостаточного прижима к радиатору и неприменения теплопроводной пасты. Ремонт заключался в замене симистора с предварительным нанесением пасты КПТ-8. Данная поломка больше не повторялась.


Фен Интерскол ФЭ-2000. Чемодан в комплекте.


Сопло. Виден керамический нагреватель со спиралью внутри.

В конце первого года эксплуатации фена, произошел перелом (внутренний разрыв проводов) кабеля питания рядом с корпусом инструмента. Данная неисправность часто встречается среди инструмента непрофессионального уровня. Родной кабель питания высоким качеством не отличается, имеет изоляцию средней жесткости, четвертый-пятый класс гибкости медных токонесущих жил. Установка нового кабеля КГ 2x1,5 (в резиновой, двойной изоляции) позволила забыть о данном типе неисправности.

На втором году эксплуатации оборвалась высокоомная обмотка нагревателя, служащая балластом питания электродвигателя. Причину обрыва установить трудно, ею может быть как заводской брак (что наиболее вероятно), так и самопроизвольное перетирание нихромовой проволоки о твердые края керамики, вследствие множества циклов нагрева-охлаждения. Обмотка разорвалась - двигатель остановился. В результате останова двигателя с последующим перегревом основной (высокотемпературной) обмотки нагревательного элемента, сработал термопредохранитель (высокотемпературная обмотка осталась цела). Корпус фена был разобран, разобран нагревательный элемент, локализовано место разрыва нихромовой проволоки. Место разрыва оказалось неподалеку от одного из концов обмотки, по этой причине было принято решение не соединять концы проволоки, а смотать (убрать) короткий отрезок. Было уменьшено сопротивление балластной обмотки, по примерным расчетам, на 8-12%, что не критично для двигателя. К этому времени, уже изредка начали появляться посторонние шумы подшипников двигателя и его время, к сожалению, явно подходило к концу. Штатный термопредохранитель имел номинальную температуру срабатывания 125°C , он был заменен новым с более высокой температурой 150°C. Небольшой температурный запас объясняется предположением о том, что дополнительные 25°C вряд ли позволят сгореть обмотке нагревательного элемента (в случае аварийной ситуации), зато дадут больше времени на оперативное отключение фена до срабатывания (обрыва) термопредохранителя. Чтобы заменить термопредохранитель, нужно почти полностью разобрать нагревательный элемент. Около половины всех керамических колец, из которых набирается сердечник нагревательного элемента, со временем растрескалось (видимо, по причине низкого качества керамики) и, при снятии внешней оболочки из слюды, кольца распадаются на небольшие частички. Термопредохранитель соединяется с обмоткой нагревательного элемента и с проводом питания при помощи миниатюрных опрессовочных гильз, заново качественно опрессовать которые (без специального инструмента) очень проблематично. Для удобства возможной замены термопредохранителя в будущем, он был установлен с применением плоских разъемов (автомобильных клемм).

К концу второго года эксплуатации, начали сильно «звенеть» подшипники скольжения в двигателе. Также, произвольным образом, стало пропадать и появляться вновь напряжение на высокотемпературной спирали нагревательного элемента при вращении ручки регулятора. Эти неисправности быстро усугубились, дальнейшее нормальное использование фена по прямому назначению не представлялось возможным: двигатель гудел, обороты его упали, выставить нужную температуру нагрева было практически невозможно. Назрела острая необходимость в глубоком восстановлении работоспособности фена.





Корпус фена вскрыт (фот сверху). Крепежные шурупы корпуса (фото снизу).


Внутренности фена Интерскол ФЭ-2000.
Слева направо: плата, двигатель с крыльчаткой, переключатель режимов работы, нагреватель.



Плата DB3011.




Нагревательный элемент фена Интерскол ФЭ-2000.

Замена электродвигателя.

Отыскать нужный двигатель в продаже, есть задача не простая. Поэтому, когда подходящий по габаритам двигатель был обнаружен, было принято решение приобрести двигатель независимо от других его характеристик (обороты, напряжение). В итоге оказалось, что купленный двигатель имел в несколько раз меньше напряжение питания (12 В) и, примерно, в полтора-два раза меньше оборотов, чем штатный двигатель фена. Эти задачи предстояло решить, но вначале нужно снять старый и установить новый двигатель в корпус фена. Процесс замены двигателя не очень сложный. Наибольшую трудность представляет демонтаж пластиковой крыльчатки с вала двигателя. С помощью подручных средств организовываем клиновидный упор снизу ступицы и, с помощью сверла диаметром 2 мм, понемногу выколачиваем вал двигателя. По мере выхода вала, положение упора (клина) нужно корректировать. Будьте крайне внимательными, не повредите пластиковую ступицу крыльчатки! Перед тем, как одеть снятую крыльчатку на вал нового двигателя, необходимо закрепить двигатель двумя винтами и обезжирить поверхность вала с помощь ацетона. Не будет лишним очистить и обезжирить внутреннюю поверхность ступицы крыльчатки бензином или спиртом. Насаживаем крыльчатку на вал нового двигателя вручную (можно слегка подколотить миниатюрной резиновой киянкой), уперев другой конец вала (находящийся вблизи щеточно-коллекторного узла) во что-либо твердое.


Двигатель с крыльчаткой.


Крыльчатка из пластмассы крупным планом.


Снимаем крыльчатку с двигателя.
Используем пинцет в качестве упора. По сверлу, которое упирается в вал двигателя, наносим легкие удары небольшим молоточком.




Конденсаторы на новый двигатель не устанавливались.



Измерение родного двигателя.


Термопредохранитель (фото слева). Разъем плоский типа РпИм+РпИп (фото справа).

Блок питания двигателя.

Решить проблему питания электродвигателя можно двумя способами: увеличить длину (число витков) балластной обмотки или подать на двигатель питание от какого-либо другого источника. Первый способ осложняется необходимостью поиска нужной нихромовой проволоки и места для размещения дополнительных витков в нагревательном элементе (который буквально рассыпается в руках). Пойдем по второму пути - изготовим отдельный источник питания. Очень подходящим по размеру и по току нагрузки оказалось зарядное устройство от сотового телефона. Плата зарядника помещается рядом со штатной платой фена, необходимо обеспечить должные уровни изоляции (предотвратить нежелательные касания плат) и крепления (фиксации). Но есть одна загвоздка - выходное напряжение. Как известно, у зарядного устройства оно составляет около 5 В, а нам нужно 12. Следовательно, будем увеличивать число витков во вторичной обмотке выходного трансформатора блока питания (зарядного устройства). Выпаиваем трансформатор, разбираем магнитопровод, осторожно разъединяя ферритовый сердечник на две половины (упростить задачу смогут прогрев трансформатора до 100°С и применение ацетона). В крайнем случае, если разобрать магнитопровод не удается, можно мотать по челночному принципу, дабы число витков невелико. Главное - не расколоть феррит!

Находим финишный конец вторичной обмотки и начинаем не спеша сматывать виток за витком, считая их количество и запоминая направление намотки провода. Когда вторичная обмотка смотана, необходимо произвести элементарные расчеты по определению числа витков для напряжения питания двигателя (в нашем случае - 12 В): находим число витков, приходящееся на 1 В (зная бывшее выходное напряжение зарядного устройства), умножаем на него целевое значения напряжения питания. Не будет лишним добавить пару витков прозапас (при необходимости, их можно быстро смотать).

Мы увеличили выходное напряжение в 2,4 раза, максимальный ток нагрузки закономерно уменьшается на это же значение. Как известно, ток обмотки трансформатора зависит от площади поперечного сечения проводника. Чтобы определить минимально допустимое сечение провода для новой вторичной обмотки, измеряем диаметр (и вычисляем площадь сечения) смотанного провода, делим полученное значение на 2 (грубое приближение, углубляться в дебри расчетов не будем). Если ширина зазора для укладки провода позволяет, то вовсе не обязательно выбирать провод более тонкий, главное - уместить требуемое количество витков и свободно одеть магнитопровод. Наматываем провод виток к витку, соблюдая направление намотки и считая количество витков. По завершению, подпаиваем концы провода к выводам трансформатора, не забыв удалить изоляционную эмаль в местах пайки. Покрываем сопрягаемые торцы каждой из двух половин магнитопровода цапонлаком, собираем трансформатор, прижав половинки феррита друг к другу на время пока лак не подсохнет. Плотно наматываем сверху на магнитопровод два-три слоя тонкой полосы из изоляционной ленты или бумажного скотча, покрываем её сверху цапонлаком, сушим. Впаиваем трансформатор в плату блок питания, подключаем двигатель, измеряем напряжение. Если оно слишком велико, сматываем витки. Когда напряжение правильное, закрепляем вторичную обмотку - наносим на нее тонкий слой цапонлака. Трансформатор готов. Нужно заметить, что в результате этой переделки, мы получили всего одну скорость вращения двигателя, а именно некое среднее её значение по отношению к двум изначальным (паспортным) скоростям.


Плата зарядного устройства сотового телефона до переделки.


Разбираем трансформатор.
Вторичная обмотка трансформатора имела 12 витков провода D=0,35 мм в один слой.


Фото слева: катушка с эмальпроводом ПЭТВ D=0,32 мм, которым будет намотан трансформатор.
Фото справа: намотанная катушка трансформатора (29 витков ПЭТВ D=0,32 мм в два слоя).



Круговая обмотка изоляционной лентой (фото справа).



Перемотанный трансформатор установлен на плату блока питания (фото слева).
Плата блока питания двигателя готова к установке в фен (фото справа).


Штатные диоды (D1-D5) питания двигателя демонтированы для получения дополнительного свободного места (фото слева).
Плата блока питания двигателя на своем месте (фото справа).

Замена переменного резистора.

Чтобы убедиться в неисправности оного, вместо высокотемпературной обмотки нагревателя подключим лампу накаливания (см. аналогичный пример в статье - ). Подаем на плату питание и видим, что лампа неадекватно реагирует на вращение переменного резистора. Выпаиваем штатный переменный резистор, временно подключаем любой другой (заведомо исправный) с тем же сопротивлением 100 К. Видим правильную работу схемы: скважность вспышек лампы четко привязана к углу поворота ручки (движка) переменного резистора, причем в одном крайнем положении движка свечение лампы отсутствует, в другом - наблюдается полный накал. Неисправность локализована, меняем переменный резистор новым (исправным). В нашем случае был установлен двигатель с меньшими оборотами, и интенсивность обдува спирали уменьшилась. Необходимо ограничить максимальную температуру нагрева спирали, во избежание ее перегрева и/или срабатывания термопредохранителя. Для этого, последовательно с переменным резистором (в разрыв бокового вывода, соответствующего максимальной мощности) впаиваем постоянный резистор, сопротивление которого определяется экспериментальным путем, визуально наблюдая за цветом накала спирали.



На левом фото изображены старый (слева) и новый (справа) переменные резисторы.
На правом фото показан новый переменный резистор сдвоенного типа (2 x 100 K). Вскрытие корпуса - самый быстрый способ определить назначения выводов.


Придать нужную форму ручке резистора помогут надфили (фото слева).
Новый переменный резистор установлен (фото справа). Внутри красной термоусаживаемой трубки находится добавочный резистор сопротивлением 130 K.


Степень накала спирали в положении ручки регулятора, соответствующее максимальной температуре воздуха.


Измерение минимальной и максимальной температуры воздуха.

Выводы.

Технические решения, примененные в конструкции строительного фена Интерскол ФЭ-2000 первой модификации не уникальны и не отличаются высокой надежностью. Фен справедливо не позиционируется производителем как инструмент для профессионального использования. Инструмент вполне подходит для применения в быту. При наличии некоторого начального уровня подготовки пользователя, не составит большого труда самостоятельно восстановить работоспособность фена, так как его ремонтопригодность хорошая. Будущим обладателям модели ФЭ-2000, и тем, кто планирует использовать фен интенсивно, можно порекомендовать сразу после покупки проверить качество теплового контакта симистора с радиатором и, при необходимости, нанести теплопроводную пасту. Также не будет лишним сразу заменить провод питания на более качественный.

Почти в каждом доме есть маленький прибор под названием фен. Фен можно применять при смолении деревянных лыж, снятии старой краски, сдувании опилок с верстака, разгоне комаров и муж, сушке вещей, охлаждении сковородки с пельменями и как опахало в жаркие дни. Фен также применим при сушке волос.

Большинство фенов китайского происхождения имеют примитивную электрическую схема. В таких фенах только один переключатель, которым включается вентилятор и теплоэлектронагреватель (ТЭН). ТЭНы могут выполняться в различных модификациях, но во всех фенах они выполнены из нихрома, свитого в пружину. Более продвинутые фены имеют два регулятора: одним регулируется скорость обдува, а вторым – температура обдуваемого воздуха. При этом схема умнее не становится.

Итак, под руку попался некий фен китайского производства. Неисправность заключалась в неспособности фена изменять скорость обдува. Не было верхней границы обдува.

Как это часто бывает в китайской мануфактуре саморезы имеют весьма странную головку. Под такую головку нужна и специальная отвертка. Такие отвертки можно купить, но вот незадача открутить китайскими отвертками китайские саморезы не получилось. Поэтому при помощи обычной болгарки из отвертки можно сделать хитрую отвертку под головку с нужным саморезом.

Саморезы могут быть под плюсовую отвертку, плоскую отвертку, звездочку, шестигранник, треугольник, квадратик и вилку. В моем случае это была вилка.

На ручке располагаются переключатели управления для регулированием функциями фена.

Фен работает от сети 220 В, 50 Гц. По входу стоит бумажный конденсатор для ликвидации помех от двигателя. Фен обладает двумя регуляторами. Один регулятор включает двигатель и мощный ТЭН-4, а второй – вспомогательные ТЭН-1, ТЭН-2. Без включения обдува ни один из ТЭНов работать не начнет. При включении обдува на первую скорость напряжение поступает изначально на диод VD1, рассчитанный на ток не менее 1 А. После диода провода разветвляются на ТЭН-3, ограничивающий напряжение на двигатель постоянного тока, включенный через диодный мост VD2-VD5 и на второй регулятор температуры обдува, включенный через размыкающий температурный контакт, расположенный внутри контура с ТЭНами.

Напряжение после диода VD1 из 220 В становится примерно 155 В, а ТЭН-3 ограничивает напряжение на диодный мост до примерно 16 В. Конденсатор С1 выравнивает пульсирующее напряжение после диодного моста VD2-VD5. На второй скорости обдува диод VD1 исключается из схемы и напряжение 220 В падает на ТЭН-3, ограничиваясь до примерно 27 В.

На первой скорости обдува при включенный ТЭНах потребление составляет 0,9 А, но уже на второй скорости ток значительно увеличивается до 6,8 А. Ток соответствует нагрузке около 1,5 кВт.Принципиальная электрическая схема фена представлена ниже.

После откручивания двух винтов можно снять верхнюю часть корпуса фена. Если снять не получается – держат пластмассовые детали. Иногда дополнительные саморезы скрываются наклейками.

В корпусе кроются переключатели, набор ТЭНов, намотанных на один каркас и прикрытый чехлом. Чехол нужен чтобы создать воздушный канал в котором будет циркулировать воздух. Если чехол убрать, то ТЭН кроме воздуха нагреют и расплавят корпус фена, поэтому при ремонте не стоит сильно нагружать фен без чехла. Чехол сделан из бумаги, пропитанной негорючей основой и покрашенный отражающей тепло краской.

В данном фене существует примочка – кнопка ионизации, но как и все в дешевой технике эта кнопка только отключает блок парных ТЭНов.

Диодный мост с конденсатором собран напрямую на самом двигателе. Это позволило сэкономить место.

Помимо китайских дешевых фенов для быта, существуют фены профессионального уровня. Обычно такие фены производятся в Европе, но с учетом того, что дешевая рабочая сила сконцентрирована в Азии, то встречаются профессиональные фена и китайского производства.

Основная особенность профессиональных фенов – наличие двигателя не на 16 В с понижением напряжения посредством ТЭНа и питанием постоянным током, а на полные 220 В переменного тока. Такой двигатель по конструкции относится к однофазным коллекторным двигателям переменного тока и снабжается щетками. Применение такого двигателя позволяет в полной мере использовать функцию ионизации, которая позволяет полностью отключить ТЭНы двигателя.

Красивым элементом является рамка с намотанными спиралями. Обычно спирали мотаются из нихрома (сплав никеля и хрома) Нихром имеет темно-серый цвет. Удельное сопротивление нихрома в среднем 1,1 ом*мм 2 /м. Длина проволоки из нихрома L, м рассчитывается по формуле

L=U 2 *П*d 2 /4*P*p

Где U – напряжение питания, В;

П – число пи, П=3,14;

d – диаметр проволоки, мм;

P – отдаваемая спиралью мощность, Вт;

p – удельное сопротивление проволоки, ом*мм 2 /м, p=1,1.

Если необходимо намотать спираль для фена мощностью 1200 Вт, рассчитанную на напряжение 220 В, имеющаяся проволока нихрома имеет диаметр 0,3 мм, то подставляя в формулу значения имеем

L=220 2 *3,14*0,3 2 /4*1200*1,1=2,6 м

Для уменьшения занимаемой длины проволоку свивают в спираль, наматывая ее на стержень.

Современные ТЭНы имеют серебристый металлический цвет и наматываются не из нихрома. Нихром мягкий материал, а металл в ТЭНах твердый и прекрасно держит форму. Какой точно металл применяется в современных ТЭНах я не знаю.

Неисправности:

Неисправность

Причина

Устранение

Нет повышенной скорости обдува

Заменить диодный мост

Неисправен конденсатор С1

Заменить (отключить) конденсатор

Нет пониженной скорости обдува

Неисправен диод VD1

Заменить диод

Нет нагрева одного из ТЭНов

Порвалась нифромовая нить

Найти место обрыва и скрутить два конца проволоки

Не включается фен

Нет контакта на переключателях

Разобрать переключатели, подчистить спиртом контакты и растянуть прижимающие пружины

Не работает двигатель

Неисправен ТЭН-3

Найти место обрыва и скрутить оба конца вместе

Неисправен диодный мост VD2-VD5

Заменить диодный мост

Неисправен двигатель

Заменить двигатель

Когда фен для волос, принадлежащий вашей суженной перестаёт работать, это может превратится в трагедию….

Конечно можно порадовать любимую приобретением нового, но поверьте, если вы возьмётесь отремонтировать старый и добьётесь успеха, то вы не только сэкономите домашний бюджет, но и повысите свой статус хозяина, мужа и мастера на все руки!

Конечно, для многих ремонт подобных устройств не вызовет особых сложностей в силу собственного опыта и знаний, но ведь не все такие мастера починяки!)

Сейчас, на живом примере рассмотрим некоторые типовые неисправности этого вида техники, и те кто никогда не сталкивался с подобными работами, увидят что в этом нет ничего сверх сложного. Конечно в разных устройствах будут отличия, но принцип одинаков.

Первое на что следует обратить внимание, это сетевой шнур, часто провод переламывается либо у основания сетевой вилки, либо у самой ручки фена. Причём переломанный провод визуально может казаться исправным поскольку сверху закрыт довольно толстой изоляцией.

Такая неисправность часто обнаруживается тем, что сгибая провод в вышеуказанных местах устройство может заработать. Но не обольщайтесь, эксплуатировать с таким проводом электрические приборы нельзя, провод необходимо заменить.

Для этого придётся фен разобрать, впрочем это понадобится и для устранения других неисправностей. Приступим.

Как разобрать фен

Как правило все современные фены, впрочем как и другие бытовые устройства подобного рода, не всегда имеют болты крепления доступные и на виду, они часто скрыты за различными заглушками или пластиковыми панелями которые нужно отстегнуть. Пациент для данной статьи, старенький фен Rowenta, в этом смысле не отличается.

На ручке фена отщёлкиваем и снимаем пластиковую панель

Тонкой плоской отвёрткой или лучше коротким монтажным ножом, отжимаем защёлки и снимем крышку. Далее нужно разобрать механизм переключения режима скоростей. Для этого вынимаем ось колеса переключателя и снимаем планку.


Затем снимаем ещё одну накладку и вот только теперь можно выкрутить болты крепления.


Кстати для этого часто нужна хитрая отвёртка например формы треугольник, звёздочка или плоская с прорезью, в моём случае это давно сделанная самоделка из старой плоской отвёртки, но сейчас такие можно и приобрести.

Теперь когда два винта выкручены, для полной разборки необходимо снять ещё одну пластиковую часть корпуса.


Ну вот, добрались до внутренностей.

Теперь, можно и провод заменить и любой другой ремонт выполнить.

В чём была причина неисправности

В моём случае была сломана кнопка отключения нагревателя. Знаете для чего нужна эта кнопка? Многие, как выяснилось не в курсе. Дело в том, что если фен выключить сразу, без применения этой кнопки, то есть риск испортить устройство. Это может произойти потому что вентилятор после выключения сразу останавливается, а спираль ещё не остыла, теплу некуда деваться фен перегревается, так можно даже расплавить корпус. А эта кнопка позволяет отключить и продуть спираль при работающем вентиляторе, дав ей возможность несколько остыть.

Так вот эта самая кнопка и вышла из строя, сломалось крепление одного из контактов, соответственно фен дул только холодным воздухом. Для ремонта пришлось немного расширить отверстие оторванного контакта и поставив на место заплавить пластиком для фиксации. Конечно перед этим будет правильным зачистить пригоревшие контакты.


В общем после этих несложных действий (описывать гораздо дольше чем делать) фен исправно заработал.

Какие ещё неисправности можно устранить самостоятельно


Проверить целостность сетевого провода, вилки, качество соединений, пайки. Саму кнопку также при необходимости можно разобрать для чистки, но делать это нужно осторожно, что бы не по выскакивали контакты и пружинка (применяется в некоторых кнопках) При серьёзной неисправности кнопки её уже придётся менять, это может оказаться не по силам по причине того что её просто не найти.

Так же мало подлежат ремонту двигатель вентилятора и сама спираль — при их неисправности требуется либо профессиональное вмешательство, либо …… Да здравствует, магазин!

Ещё одна возможная неисправность поддающаяся ремонту- термопредохранитель.


Это самовосстанавливающийся предохранитель который отключает спираль нагревателя при перегреве, а после остывания возвращающийся в исходное, замкнутое положение. Но случается, что контакты его со временем подгорают и он перестаёт нормально работать. Нужно восстановить хороший контакт, аккуратно чем то тонким (отлично подходит пилка для ногтей, пока жена не видит) пошоркать между контактами, но не разжимать их более чем толщина пилки. Иначе потом придётся подгибать пластины контактов для их хорошего сжимания.

Иногда подгибание просто необходимо. Но будьте аккуратны, это не так просто, помните, что всё крепится на хрупкой слюдяной основе и прикладывая усилия можно только всё ухудшить.

Помните, что при любом ремонте важны внимательность и аккуратность! Это один из залогов успеха!

Этот бытовой прибор помогает сушить волосы уже более 75 лет - первый образец этого электрического изделия появился в начале 40-х годов прошлого столетия. Сегодня фен есть практически в каждом доме, и любой человек знает правила его эксплуатации. А вот внутреннее устройство фена знакомо лишь некоторым — мы постараемся восполнить этот пробел в знаниях.

Конструкция фена не отличается сложностью: корпус из прочного пластика, внутри расположен миниатюрный вентилятор с мощным электрическим двигателем и нагревательные элементы из нихрома. Принцип работы также прост: с тыльной стороны изделия в результате работы вентилятора поступает воздушный поток, который нагревается до оптимальной температуры, а потом покидает устройство через сужающееся сопло.

На сопло фена для сушки волос можно одевать различные насадки типа расчески или круглой щетки для обработки длинных волос, как это сделано на изделии от компании Rowenta. Применяются и другие насадки - в виде мелких и крупных расчесок разной конструкции. С торца прибора установлена защитная решетка с мелкоячеистой сеткой, чтобы внутрь не попадали мелкие предметы и длинные волосы.

Для регулировки скорости прохождения воздуха, а также степени его нагревания разные модели фена для волос имеют переключатели, установленные на пистолетной рукоятке для удобства пользователей.

Стандартные схемы изделий практически одинаковые, за исключением небольших нюансов. На рисунке представлены основные детали фена :

  • пропеллер вентилятора;
  • электрический моторчик;
  • нагревательный элемент в виде спирали;
  • основа с термозащитой;
  • кнопка пуска и переключатель режимов;
  • шнур подвода питания.

Как видно из схемы, фен устроен довольно просто: основные узлы - это нагреватель и вентилятор , который построен на базе коллекторного типа миниатюрных электрических двигателей на 12-18 В. На его вал жестко посажен пластмассовый пропеллер, конструкция которого различается у разных производителей. Элемент нагревания - это основа из несгораемого материала, с намотанными на ее корпус проволочными нитями или специальными спиралями. Обмоток может быть несколько, что зависит от режимов, по которым работает фен, но одна из них обязательно понижающая.

Нагреватель фена

Вентилятор фена

На фото показаны мини-двигатель и вентилятор, а ниже блок нагревательного элемента с двумя обмотками.

Спирали должны постоянно охлаждаться воздушным потоком, чтобы не перегревались. Если по какой-то причине этого не происходит, то сразу срабатывает встроенная защита от перегрева - этим отличаются фены самых известных брендов, например, Филипс или Ровента.

Система защиты от перегрева

Основное назначение фена - это сушка и быстрая укладка волос в прическу, при этом температура выходящего воздуха доходит иногда до 60 градусов. Многие устройства оборудованы переключателями, регулирующими скорость истечения воздуха и его теплоту. Для защиты внутренних деталей от высоких температур установлена система защиты, которая отключает подачу электроэнергии работающему изделию в экстренных случаях.

Мало кто из пользователей знает, откуда произошло такое наименование изделия для сушки волос, как фен - иногда с гор в долины приходит сухой, горячий, сильный и довольно порывистый ветер, которому местные жители дали название фён.

В устройстве любой современной модели обязательно присутствуют два особо чувствительных элемента:

Фенов не такая сложная, как кажется: минимум основных составляющих, поэтому, при наличии базовых знаний по электротехники, разобраться в ней можно, если будет такая необходимость. Полное описание есть в инструкции по эксплуатации конкретного изделия.

Типичные неисправности

Рассмотрим причины отказа основных деталей, потому что поломка любой из них гарантирует отказ всего изделия от работы, т. к. далее его использовать без ремонта не получится. Простую диагностику можно провести самостоятельно, если знать самые типичные проблемы этих бытовых приборов.


Если ваш домашний мастер легко разбирается в электрических бытовых приборах, то услуги профессиональных мастеров вам не понадобятся - все перечисленные отказы можно устранить самостоятельно.

Безопасная эксплуатация

Чтобы не посещать часто центр сервиса и экономить время и семейный бюджет, необходимо четко выполнять все требования по эксплуатации:

  1. Используйте только стандартные, заводского изготовления удлинители.
  2. Осматривайте шнур перед каждым использованием изделия и не наматывайте его на рукоять при хранении.
  3. Можно пользоваться только прилагаемыми насадками, которые идут в комплекте.
  4. Не пользуйтесь изделием в помещении с повышенной влажностью и не допускайте попадания на него воды.
  5. Установите в воздухозаборник специальный мелкоячеистый фильтр , исключающий засасывание волос внутрь устройства.
  6. В случае проявления любой неисправности - немедленно отключайте изделие от электрической сети.
  7. Не дергайте провод из розетки и не носите прибор за шнур. Помните, что внутри его провода не стальные, а медные, которые от механического воздействия могут повредиться.
  8. Не перегревайте фен , если вам нужен прибор для длительного использования - приобретите профессиональное устройство, рассчитанное на долгую работу.
  9. Перед укладкой прибора на хранение надо дать ему время на остывание не менее получаса.
  10. Хранить изделие нужно в сухом месте, ящик должен запираться.

При точном исполнении всем рекомендаций ваш фен будет работать без ремонта, а ваша прическа будет выглядеть безупречно и стильно.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.