Открыть фен. Качественный ремонт строительного фена своими руками

Фен для сушки волос – это электрический прибор, представляющий собой отрезок трубы, через которую с высокой скоростью в заданном направлении подается поток воздуха, нагретого до 60°C. Зачастую для удобства использования трубу оснащают пистолетной ручкой.

На фотографии представлен фен марки Melissa Magic мощностью 1600 Вт. На рукоятке размещен переключатель режимов работы, с помощью которого можно включать фен и ступенчато изменять температуру исходящего из его сопла воздуха.


Строительный фен по внешнему виду, принципу работы, устройству и электрической схеме практически не отличается от фена для сушки волос. Только в нем воздушный поток нагревается до 600°C.

Устройство и принцип работы фена

Когда фен включен, то холодный воздух из помещения засасывается в его трубу с помощью вращающейся крыльчатки, насаженной на вал электродвигателя постоянного тока. Далее воздушный поток проходит через четырехгранный термостойкий каркас из слюды или керамики, на который намотана разогретая спираль из нихрома. Охлаждая спираль, воздушный поток нагревается до температуры 60°C, а в строительном до 600°C, после чего выходит из трубы.


На корпусе фена обычно имеется включатель, совмещенный со ступенчатой установкой режима работы, позволяющий включать фен в режим полной или половинной мощности.

На фотографии показан внешний вид типового движкового переключателя режимов работы.

Для исключения ожога кожи при сушке волос и разрушения корпуса фена при нарушении работы двигателя, на каркасе устанавливается тепловая защита в виде биметаллической пластины.


При нагреве воздуха выше заданной температуры биметаллическая пластина изгибается вверх по стрелке на чертеже и размыкает контакты. Нагревательная спираль обесточивается, и нагрев воздуха прекращается. После остывания биметаллическая пластина возвращается в исходное положение, и контакты вновь замыкаются.

Как видно, принцип работы и устройство фена мало чем отличается от других нагревательных бытовых электроприборов и отремонтировать фен может любой домашний мастер.

Электрическая схема фена

Большинство строительных фенов и для сушки волос имеют ниже приведенную электрическую схему. Питающее напряжение подается через вилку типа С6 с помощью гибкого шнура. Конденсатор С1 служит для подавления помех, излучающих щеточным узлом двигателя. Резистор R1 служит для разрядки конденсатора С1 после отключения вилки от розетки для исключения удара током человека при прикосновении к штырям вилки. В некоторых моделях элементы С1 и R1 не устанавливаются.


Управление режимами работы фена выполняется с помощью переключателя S1. В его положении, показанном на схеме, фен находится в выключенном состоянии.

При перемещении движка переключателя на один шаг вправо, его подвижный контакт замыкает выводы 1-2 и питающее напряжение через выпрямительный диод VD1 поступает через токоограничивающую спираль H1 на двигатель и нагревательную спираль H2. Диод обрезает половину синусоиды и таким образом снижает скорость вращения крыльчатки, и мощность нагрева спирали H2 наполовину.

При перемещении движка еще на один шаг, замыкаются контакты 1-2-3, на нагревательный элемент и двигатель подается все напряжение сети и фен работает на полную мощность.

Обычно в фенах устанавливают двигатели постоянного тока, рассчитанные на питающее напряжение 9-12 В. Для снижения напряжения служит спираль H1. Для преобразования переменного тока в постоянный служит диодный мост VD2-VD5. Электролитический конденсатор С4 сглаживает пульсации. Искрогасящие конденсаторы С2-С3 выполняют задачу гашения искр в щеточно-коллекторном узле двигателя и подавления радиопомех.

Кнопка S2 служит для возможности переключения работы фена в режим обдува холодным воздухом. При нажатии на нее спираль H2 перестает нагреваться.

Для защиты фена от перегрева, что может произойти из-за снижения оборотов крыльчатки в случае неисправности двигателя, служит элемент тепловой защиты St, который размыкает цепь подачи питающего напряжения на нагреватель H2 при превышении максимально допустимой температуры воздушного потока.

Как отремонтировать фен своими руками

Внимание! При ремонте электрического фена следует соблюдать осторожность. Прикосновение к оголенным участкам схемы подключенной к электрической сети может привести к поражению электрическим током. Не забывайте вынимать вилку фена из розетки!

Если к Вам в ремонт попал сломанный фен, то в первую очередь надо выяснить по каким внешним признакам фен был признан неисправным. По ним можно, воспользовавшись ниже приведенной таблицей, сразу предположить в каком месте искать неисправность.

Внешнее проявление, причины и способы устранения неисправностей фена
Внешнее проявление Вероятная причина Способ устранения
При сушке волос фен периодически отключается Перетерся шнур питания в месте выхода из корпуса фена или вилки Отремонтировать или заменить сетевой шнур или вилку
Воздух из фена идет горячий с запахом гари Недостаточная скорость вращения крыльчатки в результате навивки на вал мотора волос между крыльчаткой и его корпусом
Фен после недолгой работы отключается Срабатывает термозащита из-за недостаточной скорости вращения или остановки крыльчатки в результате навивки на вал мотора волос между крыльчаткой и его корпусом Удалить острым инструментом волосы с вала
Фен не включается В обрыве сетевой шнур или неисправен переключатель режимов Отремонтировать или заменить сетевой шнур или выключатель
Из фена идет холодный воздух Неисправна кнопка отключения нагрева, обрыв спирали, окислились контакты в элементе термозащиты Прозвонить детали мультиметром, неисправные отремонтировать или заменить
Фен работает только в одном из положений переключателя режимов Неисправен переключатель режимов, в обрыве одна из спиралей или диод VD1 Прозвонить мультиметром переключатель, диод и спираль, неисправные детали отремонтировать или заменить

Как разобрать фен

Разобрать фен бывает сложнее, чем его отремонтировать, так как части корпуса обычно внутри соединяются с помощью защелок, расположение которых с внешней стороны не видно.


Но всегда на рукоятке в области входа в корпус сетевого шнура имеется саморез, обычно закрытый декоративной заглушкой или заклеенный этикеткой. Благодаря разному цвету частей корпуса фена Braun, показанного на фотографии, видно по какой линии его разбирать.


Вот так выглядит декоративная пластиковая заглушка в корпусе фена. Так как она одного цвета с рукояткой, то ее сложно заметить. Для извлечения заглушки нужно острым предметом, например, шилом или ножом с острым концом лезвия поддеть ее за край.


После изъятия заглушки головка самореза стала видна, но оказалось, что шлиц на ней треугольный, при этом грани его выполнены таким образом, что саморез можно винтить только по часовой стрелке. Производитель предусмотрел, чтобы в домашних условиях фен для ремонта разобрать без поломки корпуса было невозможно.


Для вывинчивания винта с такой головкой сначала с помощь жала разогретого электрического паяльника он был нагрет. Для этого достаточно прижать жало паяльника к головке и удерживать в течение пары минут. От нагрева самореза пластмасса вокруг резьбы размягчилась. Далее, пока пластмасса не остыла, с помощью отвертки с плоским жалом шириной равной длине грани треугольника шлица саморез без трудностей был выкручен.

Во избежание трудностей при следящем ремонте фена при сборке саморез был заменен таким же по размерам, но со шлицом в головке под крестовую биту.


Съемная часть корпуса дополнительно держалась еще на четырех защелках. Две из них находились по бокам трубы. Для разборки пришлось одновременно с разведением деталей отжать их через образующуюся щель с помощью плоской отвертки.


После расцепления боковых защелок верхние освободились сами. Защелки были неглубокими, поэтому удалось разобрать фен без их поломки.


В данном фене неисправен был сетевой шнур, и поэтому дальнейшей его разборки не понадобилось, так как место подключения шнура к электрической схеме стало доступным.

Примеры ремонта фена

Наиболее часто фены ломаются по причине перетирания сетевого шнура или нарушения работы электродвигателя с крыльчаткой. В современных фенах, благодаря наличию тепловой защиты и использования толстой проволоки для намотки спирали она перегорает очень редко. Из десятка отремонтированных мною фенов с перегоревшей спиралью не встречалось.

Ремонт сетевого шнура фена

При сушке волос фен интенсивно перемещается и сетевой шнур постоянно изгибается. Хотя провода в шнуре медные и многожильные, но от многократных перегибов со временем обламываются. Признаком начала обрыва проводов является периодическое временное прекращение работы фена во время сушки волос.

Поэтому половина поломок связана с перетиранием сетевого шнура в месте выхода из корпуса, реже у вилки. Первым признаком такой поломки является перебои в работе фена во время сушки волос. На этом этапе легко узнать место дефекта шнура. Достаточно зафиксировать его посередине и пошевелить шнур сначала у входа в корпус вилки, а затем у входа в корпус фена. Если фен при этом будет работать стабильно, значит, шнур в порядке и неисправность надо искать в другом месте.

Если провода в шнуре перетерлись в месте выхода из вилки, то можно выполнить ремонт фена без его разборки. О том, как заменить вилку, описано в статье «Электрическая вилка, как подключить, отремонтировать» .


Обычно провода шнура внутри фена припаивается к печатной плате или присоединяются с помощью накидных клемм, как на приведенной фотографии.

Для проверки шнура нужно прозвонить провода, прикоснувшись одним щупом тестера или мультиметра к одному из штырей вилки. Вторым щупом мультиметра поочередно прикоснуться к концам проводов. Один из проводов должен показать нулевое сопротивление. Между оставшимся проводом и вторым штырем вилки должно быть тоже нулевое сопротивление.


Если провода прозваниваются, то шевеля шнур в это время можно точно определить, в каком месте провод перетерся. В ремонтируемом изделии шнур был оборван в месте ввода в фен.

Если провода шнура припаяны к печатной плате, то прозвонить их можно не отпаивая, присоединив щупы прибора к штырям вилки. Переключатель работы фена должен быть установлен в режим максимальной мощности. Нагревательная спираль имеет сопротивление около 30 Ом. Поэтому, если провода шнура исправны, то мультиметр должен показать такое же сопротивление.

С помощью онлайн калькулятора Вы можете точно рассчитать величину сопротивления нихромовой спирали фена, исходя из его максимальной мощности.


В ремонтируемом фене обрыв шнура оказался в месте ввода его в корпус. Для восстановления работы нужно дефектный участок провода отрезать и перемонтировать накидные клеммы. Для снятия клемм с проводов сначала нужно с помощью ножа разогнуть в стороны усики, фиксирующие провода, как показано на фотографии.



На следующем шаге перетертый участок провода отрезается и со шнура и проводов снимается изоляция . Длина шнура уменьшиться на десяток сантиметров, что не повлияет на эксплуатационные характеристики.


Осталось залудить провода и клеммы с помощью припоя электрическим паяльником и спаять их вместе. После надевания клемм, сборки и проверки работы фена ремонт его можно считать законченным.

Если нет под рукой паяльника, то в таком случае провода отрезаются на расстоянии 3-5 см. от места подключения к электрической схеме фена и удаляется отрезок дефектного шнура. Затем провода соединяются одним из механических способов, в зависимости от внутреннего свободного пространства в рукоятке фена.

Ремонт цепи питания двигателя

Попал в ремонт фен Melissa-1600, с жалобой на то, что воздушный поток из него стал слабым с запахом гари. При проверке оказалось, что крыльчатка вращалась с недостаточной скоростью. Сразу предположил, что на вал мотора между крыльчаткой и корпусом навились волосы. Обычно в большинстве случаев при таких признаках это и случается.


Но после разборки фена выяснилось, что один из выпрямительных диодов, установленных на моторе, разорвало пополам. Прозвонка остальных диодов показала их исправность. Поэтому двигатель и работал, но на него подавалась только одна полуволна выпрямленного напряжения.


Неисправный диод был выпаян и на его место, с соблюдением полярности, запаян первый попавшийся типа КД105. Напряжение питания двигателя обычно составляет 9-12 В при токе не более 0,5 А. Такие параметры обеспечит практически любой выпрямительный диод.

Заодно с вала мотора были удалены навитые волосы и смазаны подшипники машинным маслом. Для этого достаточно нанести каплю масла в точку фиксации вала в корпусе мотора и провернуть несколько раз вал за крыльчатку.


Перед установкой двигателя в фен его желательно проверить. Для работы мотора необходимо постоянное напряжение величиной 9-12 В. Но так как напряжение подается на диодный мост, то запитать двигатель можно как от постоянного, так и переменного источника тока. Подойдет даже простейший адаптер от любого устройства, выдающий соответствующее напряжение и ток до 0,5 А.

Подавать напряжение нужно на вход диодного моста, точки его припайки к электрической схеме фена. Если двигатель подключается к источнику постоянного напряжения, то нужно проверку провести сначала при одной полярности подключения, а потом поменять подключаемые провода местами. Это нужно чтобы проверить все диоды моста.


Испытания двигателя после профилактики и ремонта показали, что его крыльчатка при прокрутке рукой вращалась легко и при подаче напряжения от внешнего источника напряжения с достаточной скоростью.

Проверка фена после сборки показала, что работоспособность его полностью восстановлена. Крыльчатка вращалась с большой скоростью, и запах гари исчез.

Ремонт переключателя и кнопки включения холодного воздуха

Если фен невозможно включить, и сетевой шнур исправен, то причиной, как правило, является нарушение контактов в переключателе режимов. А если все режимы фена, но воздух не нагревается, то неисправна кнопка отключения нагрева, теплозащита или перегорела спираль.


Переключатели режимов работы в фене обычно впаиваются в небольшую печатную плату, которая фиксируется в направляющих или прикручена саморезами. На фотографии показаны выводы переключателя, впаянные в печатную плату. С левой стороны виден выключатель подачи горячего воздуха.


Если переключатель режимов не звониться, то можно попытаться тонким инструментом зачистить внутренние контакты через отверстие, расположенное рядом с его движком. Бывает, что выгорел только контакт одного из режимов работы, а остальные в рабочем состоянии. В таком случае можно пожертвовать редко используемым режимом работы фена и переключить коммутацию на исправный контакт.

Бывает, что из-за подгоревших контактов в результате нагрева корпус переключателя деформируется и движок заклинивается. В случае отсутствия переключателя на замену можно провода соединить напрямую, оставив только один режим работы фена. Включать в таком случае фен придется подключением его вилки к розетке.

Если неисправна кнопка отключения подачи теплого воздушного потока, и нечем ее заменить, то достаточно закоротить ее выводы. В таком случае эта функция работать больше не будет, а в остальном фен будет работать, как и прежде.

Ремонт тепловой защиты

Тепловая защита представляет собой два соприкасаемые контакта, один из которых закреплен на биметаллической пластине. При нагревании пластины свыше заданной температуры она изгибается вверх, как показывает стрелка на фотографии. В результате контакты размыкаются, и цепь питания нагревательной спирали разрывается.


Если кнопка отключения подачи горячего воздуха в порядке и спираль целая, то очевидно, что окислились контакты в реле тепловой защиты. Для восстановления достаточно в зазор между контактами ввести сложенную вдвое мелкозернистую наждачную бумагу и прижав биметаллическую пластину сверху пальцем несколько раз протянуть бумагу.

Неисправности нагревательного элемента - спирали

Если воздушный поток из фена идет холодным при работающем двигателе, исправной кнопке отключения и тепловой защиты, то поломка связана с нихромовой спиралью.

Обрыв спирали легко обнаружить внешним осмотром. А нарушение контакта в соединениях в виде полых заклепок на каркасе фена концов нихромовой проволоки с проводами, идущими от переключателя режимов работы, не всегда можно определить по внешнему виду. Если заклепки не имеют почернений, то в таком случае поможет только прозвонка мультиметром.


Для восстановления контакта в заклепочном соединении нужно с помощью плоскогубцев ее дополнительно обжать. Работу надо делать аккуратно, чтобы не поломать хрупкий слюдяной или керамический каркас.

Перегорание или обрыв спирали в современных фенах практически не происходит, но если такой отказ случился, то спираль необходимо будет заменить новой. Сращивание проволоки спирали скруткой или обжатием в отрезке алюминиевой или латунной трубки не приведет к долговременному успеху. Если спираль износилась, то после такого ремонта вскоре перегорит в другом месте.

Нихромовую спираль, с учетом мощности фена можно приобрести новую или намотать самостоятельно из нихромовой проволоки, рассчитав ее диаметр и длину по таблице .

Удаление волос и смазка вала двигателя фена

Еще одна распространенная неисправность фена, которую можно устранить самостоятельно, имея под руками только стандартный набор инструмента, это когда фен работает, но струя исходящего воздуха сильно горячая с запахом гари из-за намотки на вал двигателя волос или плохой смазки подшипников двигателя.

Удаление волос с вала двигателя фена BaByliss

Попал мне в ремонт фен BaByliss, показанный на фотографии, с жалобой, что исходящая струя воздуха стала слабой и очень горячей.


При проверке, по звуку работы вентилятора стало понятно, что частота его оборотов занижена, и причина неисправности кроется в работе двигателя. Для устранения неисправности пришлось фен разбирать.

Для того чтобы разобрать фен BaByliss сначала нужно снять насадку, открутив два самореза. Далее с помощью отвертки с плоским жалом снимается фиксирующее кольцо, установленное со стороны выхода подогретого воздуха. Поддается оно легко.

Осталось разъединить половинки корпуса, которые удерживаются на двух защелках с каждой боковой стороны. На фотографии, благодаря полупрозрачности пластика защелки хорошо просматриваются, как на фотографии в виде светлых полосок.


Фен разобран и осталось добраться до места вала, где намотались волосы. Двигатель закреплен внутри пластмассового корпуса, представляющего собой трубу таким образом, что для извлечения его нужно снять крыльчатку вентилятора. А крыльчатка, как правило, насажена на вал плотно и тут обычно возникают большие трудности, так как захватится за крыльчатку стандартным инструментом невозможно, и поломать ее легко.

Для решения подобных задач у меня сделан из китайских утконосов специальный инструмент – утконос с загнутыми под прямым углом концами губок. С помощью тисков концы легко загнулись, так как небыли закалены.

Этим утконосом я также с успехом ремонтирую бегунки змеек и молний, в случае если звенья перестают смыкаться. Обычными плоскогубцами зачастую не добраться. А благодаря загнутым концам губок в любых случаях легко сжать смыкающую звенья часть бегунка.

В дополнение модернизированными плоскогубцами-утконосами удобно удерживать оси и валы, гайки и другие предметы разных форм – не выскальзывают, как из плоскогубец с плоскими губками.

После снятия с вала двигателя крыльчатки появился доступ к накрученным волосам. В этой модели фена на вал двигателя насажена латунная втулка, а уже на нее надета крыльчатка. Обычно она насаживается непосредственно на вал двигателя.

Осталось только острым предметом, например ножом, шилом или иголкой, удалить волосы и собрать фен в обратном порядке. Чтобы не возникло трудностей при сборке фена, при разборке советую сделать несколько фотографий.

Удаление волос и смазка вала двигателя фена Viconte

У фена Viconte внешнее проявление неисправности было такое же, как и у BaByliss, но в дополнение воздух исходил с запахом гари и вентилятор работал со скрежетом. Это свидетельствовало, что выработалась смазка подшипников двигателя.


Последовательность и технология разборки фена аналогичная как фена BaByliss, поэтому описывать ее нет необходимости.


Питающее напряжение с помощью двух проводов подавалось на диодный мост, распаянный на выводах двигателя. Для удобства ремонта провода были отпаяны с помощью паяльника. Цвета проводов можно не запоминать, так как на мост подается переменное напряжение, и порядок соединения проводов значения не имеет.

Попытка снять крыльчатку с вала двигателя с помощью выше описанных утконосов не увенчалась успехом, даже при приложении большой мышечной силы. Пришлось придумывать, как удалить волосы и смазать подшипник, не снимая крыльчатку.

Пришла идея, что можно не мучатся со снятием крыльчатки, а просверлить отверстие в корпусе держателя двигателя, что и было сделано.

Место сверления отверстия нужно вымерять, чтобы не попасть в корпус двигателя или основание крыльчатки. Сначала было просверлено отверстие диаметром в три миллиметра, а затем рассверлено до пяти. Пластик корпуса мягкий и тонкий, поэтому отверстие можно сделать и концом остроконечного ножа.

Для удаления волос с вала двигателя из канцелярской скрепки был изготовлен крючок. Чтобы изготовить такой инструмент нужно отогнуть конец скрепки, на наждачной бумаге его заострить и самый кончик загнуть на длину два миллиметра. За минуту все волосинки были удалены.

Для смазки подшипника пришлось воспользоваться медицинским шприцом. Достаточно одну каплю масла подать в точку входа вала в двигатель. Для того чтобы масло попало в подшипник, нужно взявшись за крыльчатку, подвигать несколько раз вал вдоль оси, прокручивая его.

Смазать нужно и подшипник с противоположной стороны вала. Для смазки подойдет любое машинное масло, например для заливки в двигатель автомобиля. Если масла под рукой нет, то можно вынуть щуп уровня масла из двигателя, с которого взять несколько капающих капель.

Для проверки работы вентилятора, на диодный мост было подано напряжение величиной 10 В с блока питания постоянного тока. Работать двигатель будет при напряжении от 5 до 12 В, поэтому подойдет даже зарядное устройство от любого телефона. Такую проверку делать не обязательно, но при возможности лучше убедиться, что вентилятора заработал как положено.

Проверка показала нормальную работу двигателя, без посторонних шумов и достаточный напор воздушного потока. Сделанное отверстие можно и не закрывать, так как оно плотно прилегает к корпусу фена. Если не так, то можно его заклеить скотчем.

Как видите, наиболее часто встречающиеся поломки фена устранить совсем не сложно и такая работа по силам при желании любому домашнему мастеру. В любом случае стоит перед покупкой нового фена попробовать отремонтировать отказавший фен.

Фен строительный (технический) - ручной электроинструмент для направленной подачи нагретого воздуха с целью бесконтактного (опосредованного) нагрева обрабатываемого материала. Область применения инструмента очень обширная: от простой сушки воздухом комнатной температуры, до мощного воздействия температурами свыше пятисот градусов по Цельсию. Спрос на строительные фены подпитывает их невысокая цена (на модели начального уровня), вследствие простоты конструкции и, во многом, отработанных временем схемотехнических решений.

Интерскол ФЭ-2000 является представителем бытовых строительных фенов с минимально необходимым набором функций: плавная регулировка температуры, два режима интенсивности обдува. Этого набора, как правило, вполне достаточно для выполнения подавляющего большинства задач. Конкретный экземпляр данного фена (первая модификация, плата DB3011) был приобретен около трех лет назад, имел весьма немалую (но не запредельную) ежедневную эксплуатационную нагрузку. По этой причине, все несовершенства конструкции фена проявились быстро.

Через несколько месяцев после начала эксплуатации произошла первая поломка: нет регулировки температуры, исходящий воздух всегда холодный. Причина поломки - перегрев симистора BTA16, выход его из строя по причинам недостаточного прижима к радиатору и неприменения теплопроводной пасты. Ремонт заключался в замене симистора с предварительным нанесением пасты КПТ-8. Данная поломка больше не повторялась.


Фен Интерскол ФЭ-2000. Чемодан в комплекте.


Сопло. Виден керамический нагреватель со спиралью внутри.

В конце первого года эксплуатации фена, произошел перелом (внутренний разрыв проводов) кабеля питания рядом с корпусом инструмента. Данная неисправность часто встречается среди инструмента непрофессионального уровня. Родной кабель питания высоким качеством не отличается, имеет изоляцию средней жесткости, четвертый-пятый класс гибкости медных токонесущих жил. Установка нового кабеля КГ 2x1,5 (в резиновой, двойной изоляции) позволила забыть о данном типе неисправности.

На втором году эксплуатации оборвалась высокоомная обмотка нагревателя, служащая балластом питания электродвигателя. Причину обрыва установить трудно, ею может быть как заводской брак (что наиболее вероятно), так и самопроизвольное перетирание нихромовой проволоки о твердые края керамики, вследствие множества циклов нагрева-охлаждения. Обмотка разорвалась - двигатель остановился. В результате останова двигателя с последующим перегревом основной (высокотемпературной) обмотки нагревательного элемента, сработал термопредохранитель (высокотемпературная обмотка осталась цела). Корпус фена был разобран, разобран нагревательный элемент, локализовано место разрыва нихромовой проволоки. Место разрыва оказалось неподалеку от одного из концов обмотки, по этой причине было принято решение не соединять концы проволоки, а смотать (убрать) короткий отрезок. Было уменьшено сопротивление балластной обмотки, по примерным расчетам, на 8-12%, что не критично для двигателя. К этому времени, уже изредка начали появляться посторонние шумы подшипников двигателя и его время, к сожалению, явно подходило к концу. Штатный термопредохранитель имел номинальную температуру срабатывания 125°C , он был заменен новым с более высокой температурой 150°C. Небольшой температурный запас объясняется предположением о том, что дополнительные 25°C вряд ли позволят сгореть обмотке нагревательного элемента (в случае аварийной ситуации), зато дадут больше времени на оперативное отключение фена до срабатывания (обрыва) термопредохранителя. Чтобы заменить термопредохранитель, нужно почти полностью разобрать нагревательный элемент. Около половины всех керамических колец, из которых набирается сердечник нагревательного элемента, со временем растрескалось (видимо, по причине низкого качества керамики) и, при снятии внешней оболочки из слюды, кольца распадаются на небольшие частички. Термопредохранитель соединяется с обмоткой нагревательного элемента и с проводом питания при помощи миниатюрных опрессовочных гильз, заново качественно опрессовать которые (без специального инструмента) очень проблематично. Для удобства возможной замены термопредохранителя в будущем, он был установлен с применением плоских разъемов (автомобильных клемм).

К концу второго года эксплуатации, начали сильно «звенеть» подшипники скольжения в двигателе. Также, произвольным образом, стало пропадать и появляться вновь напряжение на высокотемпературной спирали нагревательного элемента при вращении ручки регулятора. Эти неисправности быстро усугубились, дальнейшее нормальное использование фена по прямому назначению не представлялось возможным: двигатель гудел, обороты его упали, выставить нужную температуру нагрева было практически невозможно. Назрела острая необходимость в глубоком восстановлении работоспособности фена.





Корпус фена вскрыт (фот сверху). Крепежные шурупы корпуса (фото снизу).


Внутренности фена Интерскол ФЭ-2000.
Слева направо: плата, двигатель с крыльчаткой, переключатель режимов работы, нагреватель.



Плата DB3011.




Нагревательный элемент фена Интерскол ФЭ-2000.

Замена электродвигателя.

Отыскать нужный двигатель в продаже, есть задача не простая. Поэтому, когда подходящий по габаритам двигатель был обнаружен, было принято решение приобрести двигатель независимо от других его характеристик (обороты, напряжение). В итоге оказалось, что купленный двигатель имел в несколько раз меньше напряжение питания (12 В) и, примерно, в полтора-два раза меньше оборотов, чем штатный двигатель фена. Эти задачи предстояло решить, но вначале нужно снять старый и установить новый двигатель в корпус фена. Процесс замены двигателя не очень сложный. Наибольшую трудность представляет демонтаж пластиковой крыльчатки с вала двигателя. С помощью подручных средств организовываем клиновидный упор снизу ступицы и, с помощью сверла диаметром 2 мм, понемногу выколачиваем вал двигателя. По мере выхода вала, положение упора (клина) нужно корректировать. Будьте крайне внимательными, не повредите пластиковую ступицу крыльчатки! Перед тем, как одеть снятую крыльчатку на вал нового двигателя, необходимо закрепить двигатель двумя винтами и обезжирить поверхность вала с помощь ацетона. Не будет лишним очистить и обезжирить внутреннюю поверхность ступицы крыльчатки бензином или спиртом. Насаживаем крыльчатку на вал нового двигателя вручную (можно слегка подколотить миниатюрной резиновой киянкой), уперев другой конец вала (находящийся вблизи щеточно-коллекторного узла) во что-либо твердое.


Двигатель с крыльчаткой.


Крыльчатка из пластмассы крупным планом.


Снимаем крыльчатку с двигателя.
Используем пинцет в качестве упора. По сверлу, которое упирается в вал двигателя, наносим легкие удары небольшим молоточком.




Конденсаторы на новый двигатель не устанавливались.



Измерение родного двигателя.


Термопредохранитель (фото слева). Разъем плоский типа РпИм+РпИп (фото справа).

Блок питания двигателя.

Решить проблему питания электродвигателя можно двумя способами: увеличить длину (число витков) балластной обмотки или подать на двигатель питание от какого-либо другого источника. Первый способ осложняется необходимостью поиска нужной нихромовой проволоки и места для размещения дополнительных витков в нагревательном элементе (который буквально рассыпается в руках). Пойдем по второму пути - изготовим отдельный источник питания. Очень подходящим по размеру и по току нагрузки оказалось зарядное устройство от сотового телефона. Плата зарядника помещается рядом со штатной платой фена, необходимо обеспечить должные уровни изоляции (предотвратить нежелательные касания плат) и крепления (фиксации). Но есть одна загвоздка - выходное напряжение. Как известно, у зарядного устройства оно составляет около 5 В, а нам нужно 12. Следовательно, будем увеличивать число витков во вторичной обмотке выходного трансформатора блока питания (зарядного устройства). Выпаиваем трансформатор, разбираем магнитопровод, осторожно разъединяя ферритовый сердечник на две половины (упростить задачу смогут прогрев трансформатора до 100°С и применение ацетона). В крайнем случае, если разобрать магнитопровод не удается, можно мотать по челночному принципу, дабы число витков невелико. Главное - не расколоть феррит!

Находим финишный конец вторичной обмотки и начинаем не спеша сматывать виток за витком, считая их количество и запоминая направление намотки провода. Когда вторичная обмотка смотана, необходимо произвести элементарные расчеты по определению числа витков для напряжения питания двигателя (в нашем случае - 12 В): находим число витков, приходящееся на 1 В (зная бывшее выходное напряжение зарядного устройства), умножаем на него целевое значения напряжения питания. Не будет лишним добавить пару витков прозапас (при необходимости, их можно быстро смотать).

Мы увеличили выходное напряжение в 2,4 раза, максимальный ток нагрузки закономерно уменьшается на это же значение. Как известно, ток обмотки трансформатора зависит от площади поперечного сечения проводника. Чтобы определить минимально допустимое сечение провода для новой вторичной обмотки, измеряем диаметр (и вычисляем площадь сечения) смотанного провода, делим полученное значение на 2 (грубое приближение, углубляться в дебри расчетов не будем). Если ширина зазора для укладки провода позволяет, то вовсе не обязательно выбирать провод более тонкий, главное - уместить требуемое количество витков и свободно одеть магнитопровод. Наматываем провод виток к витку, соблюдая направление намотки и считая количество витков. По завершению, подпаиваем концы провода к выводам трансформатора, не забыв удалить изоляционную эмаль в местах пайки. Покрываем сопрягаемые торцы каждой из двух половин магнитопровода цапонлаком, собираем трансформатор, прижав половинки феррита друг к другу на время пока лак не подсохнет. Плотно наматываем сверху на магнитопровод два-три слоя тонкой полосы из изоляционной ленты или бумажного скотча, покрываем её сверху цапонлаком, сушим. Впаиваем трансформатор в плату блок питания, подключаем двигатель, измеряем напряжение. Если оно слишком велико, сматываем витки. Когда напряжение правильное, закрепляем вторичную обмотку - наносим на нее тонкий слой цапонлака. Трансформатор готов. Нужно заметить, что в результате этой переделки, мы получили всего одну скорость вращения двигателя, а именно некое среднее её значение по отношению к двум изначальным (паспортным) скоростям.


Плата зарядного устройства сотового телефона до переделки.


Разбираем трансформатор.
Вторичная обмотка трансформатора имела 12 витков провода D=0,35 мм в один слой.


Фото слева: катушка с эмальпроводом ПЭТВ D=0,32 мм, которым будет намотан трансформатор.
Фото справа: намотанная катушка трансформатора (29 витков ПЭТВ D=0,32 мм в два слоя).



Круговая обмотка изоляционной лентой (фото справа).



Перемотанный трансформатор установлен на плату блока питания (фото слева).
Плата блока питания двигателя готова к установке в фен (фото справа).


Штатные диоды (D1-D5) питания двигателя демонтированы для получения дополнительного свободного места (фото слева).
Плата блока питания двигателя на своем месте (фото справа).

Замена переменного резистора.

Чтобы убедиться в неисправности оного, вместо высокотемпературной обмотки нагревателя подключим лампу накаливания (см. аналогичный пример в статье - ). Подаем на плату питание и видим, что лампа неадекватно реагирует на вращение переменного резистора. Выпаиваем штатный переменный резистор, временно подключаем любой другой (заведомо исправный) с тем же сопротивлением 100 К. Видим правильную работу схемы: скважность вспышек лампы четко привязана к углу поворота ручки (движка) переменного резистора, причем в одном крайнем положении движка свечение лампы отсутствует, в другом - наблюдается полный накал. Неисправность локализована, меняем переменный резистор новым (исправным). В нашем случае был установлен двигатель с меньшими оборотами, и интенсивность обдува спирали уменьшилась. Необходимо ограничить максимальную температуру нагрева спирали, во избежание ее перегрева и/или срабатывания термопредохранителя. Для этого, последовательно с переменным резистором (в разрыв бокового вывода, соответствующего максимальной мощности) впаиваем постоянный резистор, сопротивление которого определяется экспериментальным путем, визуально наблюдая за цветом накала спирали.



На левом фото изображены старый (слева) и новый (справа) переменные резисторы.
На правом фото показан новый переменный резистор сдвоенного типа (2 x 100 K). Вскрытие корпуса - самый быстрый способ определить назначения выводов.


Придать нужную форму ручке резистора помогут надфили (фото слева).
Новый переменный резистор установлен (фото справа). Внутри красной термоусаживаемой трубки находится добавочный резистор сопротивлением 130 K.


Степень накала спирали в положении ручки регулятора, соответствующее максимальной температуре воздуха.


Измерение минимальной и максимальной температуры воздуха.

Выводы.

Технические решения, примененные в конструкции строительного фена Интерскол ФЭ-2000 первой модификации не уникальны и не отличаются высокой надежностью. Фен справедливо не позиционируется производителем как инструмент для профессионального использования. Инструмент вполне подходит для применения в быту. При наличии некоторого начального уровня подготовки пользователя, не составит большого труда самостоятельно восстановить работоспособность фена, так как его ремонтопригодность хорошая. Будущим обладателям модели ФЭ-2000, и тем, кто планирует использовать фен интенсивно, можно порекомендовать сразу после покупки проверить качество теплового контакта симистора с радиатором и, при необходимости, нанести теплопроводную пасту. Также не будет лишним сразу заменить провод питания на более качественный.

Абсолютно любой фен можно разделить на два основных элемента - нагревательный элемент и электродвигатель. Нагревательным элементом служит обычно нихромовая спираль, именно она нагревает воздух. А электродвигатели постоянного тока, создает теплый направленный воздушный поток.

Электродвигатели в фенах бывают 12, 24 и 36 Вольтовые, но иногда в очень дешевых китайских моделях встречаются электродвигатели на 220 Вольт. К ротору двигателя крепится пропеллер, который обеспечивает отвод теплого воздуха со спирали. Мощность фена варьируется от толщины спирали и мощности электродвигателя.

Рассмотрим конструкцию фена более подробно:

1 - насадка-диффузор, 2 - корпус, 3 - воздуховод, 4 - ручка, 5 - предохранитель от перекручивания шнура, 6 - кнопка режима "Холодный воздух", 7 - переключатель температуры потока воздуха, 8 - переключатель скорости потока воздуха, 9 - кнопка режима "Турбо" - максимальный поток воздуха, 10 - петля для подвешивания фена.

Схемы современных фенов


Практический пример разборки фена фирмы DELONI

Корпус фена состоит из двух пластмассовых половинок, переднего и заднего кольца и сетки. Сеточная полусфера демонтируется легким поворотом против часовой стрелки. Сложней всего вытащить заднее кольцо там где сетевой провод входит в основание. У этого кольца есть ушки с отверстиями и с фиксаторами. Переднее кольцо снимается, хоть и немного легче но также имеет два фиксатора на половинках корпуса и углубления в кольце (на фото ниже хорошо виден только один выступ и кольцо одето до него).

основные элементы фена и схема на фотографиях ниже:

Фен Rowenta cv8525 работает, но не греет воздух

Сначала снимается переднее металлическое кольцо, затем задняя сетка под ней скрываются два самореза, отвинчиваем их и снимаем заднюю накладку с ручки (на защелках). Под накладкой располагаются пять саморезов отвинчиваем их.

Осмотр выявил классическое нарушение контакта в кнопке отключающей нагрев воздуха. Контакт немного отошел и перестал замыкать цепь нагрева спирали. Ремонт свелся к правильной установки положения контакта и приплавлении верха пластиковой стойки обычным паяльником

Разборка и ремонт фена Remington

Нестабильность работы. Периодически фен выключался. Сначала требуется вытащить заглушки на ручке фена. Удалить заглушки можно швейной иголкой или острым концом тонкого ножа.

Под заглушками расположены винты под специальную U-образную отвертку. После разборки ручки, видим – выключатель подачи теплого воздуха (синий), переключатель мощности фена (красный). Тут надо все очень внимательно осмотеть на случай вполне вероятного обрыва проводников или оплавления на переключателях.

Конструкция и электрическая схема фена не очень сложны и будут по зубам любому начинающему при изучении электротехники.

Итак, откручиваем два самореза и половиним ручку.
У этого фена перестала держаться крыльчатка обдува на валу электродвигателя и была закреплена с помощью авто-герметика.

Рассмотрим полностью его устройство и возможные поломки.
Фен состоит из двух параллельно включенных (после переключателя) цепей.

1. Последовательно проследим прохождение тока по первой цепи от точки соединения цепей "А" до точки "Б":
(точка "А" - рабочий нагревательный элемент "РН" (зелёный) - диодный мост "Д1-Д4", от которого получает питание электродвигатель "М" - точка "Б").

2. Вторая цепь:
(точка "А" - дополнительный нагревательный элемент "ДН"(красный) - термо-выключатель (термопара) "Т" - микро-выключатель "Вмкр" - точка "Б").

Переключатель трехпозиционный выполняет действия в общей цепи по трем положениям:

1. 0 - общая цепь разорвана, питание отключено;

3. II - переключатель включает схему напрямую в сеть;

Рассмотрим цепь №1 рабочего нагрева с электродвигателем.
Элементом нагрева служит намотанная спиралью проволока, имеющая большое удельное сопротивление току (например, нихром).

На электродвигатель подается напряжение постоянного тока, полученное посредством диодного моста, состоящего из четырех диодов.

Выделим два элемента цепи, которые являются потребителями (нагрузками), это - спираль и диодный мост (двигатель не считаем, т.к. является нагрузкой моста).

В цепи элементы расположены последовательно (один за другим), значит, падение напряжения на каждом из них будет зависеть от его же сопротивления и их сумма будет равна напряжению сети при третьем положении переключателя.

Делаем вывод:
Сопротивление (зависит от материала и длины проволоки) элемента рассчитано так, чтобы при нормальном нагреве разность напряжения сети 220В и падения напряжения на этом элементе была равна падению напряжения, необходимого для работы электродвигателя, т.е. для питания диодного моста.
U сеть - U спираль = U моста.
При несоблюдении этого равенства работа невозможна, т.е. если по каким-то причинам сгорает спираль, замену следует производить на аналогичную, с таким же удельным сопротивлением.

При выходе из строя электродвигателя заменяем его на идентичный.
В диодном мосту может случиться обрыв или пробой диодов

В быту используется большое количество электрических приборов, призванных облегчать жизнь обывателя. Но любая техника имеет свойство со временем выходить из строя. Ремонт фена для волос можно легко провести своими руками в домашних условиях, не обращаясь за помощью в сервисный центр.

Фен – это устройство, которое используется для сушки и укладки волос. Он состоит из следующих конструктивных элементов:

  1. Двигатель;
  2. ТЭН – нагревательная деталь;
  3. Вентилятор;
  4. Термозащита;
  5. Кабель питания;
  6. Регуляторы (оборотов вентилятора, температуры и т. д.).

Принцип работы бытового фена основан на низковольтном коллекторном двигателе, работающем на постоянном токе. Чтобы устройство могло включиться, в его конструкции используется специальная понижающая спираль, которая способствует падению напряжения до необходимого уровня. Она установлена внутри ТЭН. При помощи диодного моста напряжение выпрямляется. На двигателе расположен стальной вал, на который насаживается вентилятор (в большинстве случаев, он выполнен из пластмассы, хотя сейчас есть профессиональные модели с металлическими лопастями). Вентилятор может состоять из двух, трех или даже четырех лопастей.

Фото - конструкция фена

Нагревательный элемент электрического фена представлен в виде спирали с нихромовой проволокой . Она намотана на несгораемое основание, что повышает безопасность при использовании прибора. При включении в сеть, спираль начинает нагреваться, а установленный за ней вентилятор выдувает тёплый воздух из корпуса фена. Для защиты от перегрева используется регулятор температуры (настраивается при работе) и термостат. Помимо этого в любом фене установлена кнопка «холодного ветра» или «cool» - при её нажатии спираль прекращает нагреваться, остается работать только двигатель и вентилятор, соответственно, из носика дует холодный воздух.

Фото - фильтр

Нужно отметить, что термостат установлен не у всей техники. Он предназначен для контроля нагрева блока с нихромом при длительной работе устройства. К примеру, это может быть стационарный профессиональный фен (применяется в парикмахерских). Когда спираль нагревается до максимально допустимой температуры, термостат отключает питание. После остывания контакты включаются обратно.

Фото - нихромовая спираль

Типичные неисправности фена Bosch LCD (Бош), Valera, Skil, Vitek, Scarlett (Скарлет) и прочих:

  1. Пахнет горелым. Запах может исходить из спирали, на которую попали волосы в результате неаккуратного обращения, или при сгорании внутренних деталей схемы;
  2. Фен не включается. Причина может заключаться в поломке двигателя, перебитом шнуре питания, отсутствия напряжения в сети;
  3. Снизилась эффективность работы. От чистоты фильтра, установленного на задней части корпуса, зависит мощность работы устройства. Если он забился – то прибор начнет работать с меньшей эффективностью;
  4. Вентилятор очень медленно вращается. Скорее всего, ему просто что-то мешает;
  5. Фен Braun (Браун), Philips (Филипс) или Rowenta (Ровента) не греется. Есть несколько причин, почему это происходит: заблокирована кнопка холодного воздуха, сломалась спираль, повреждена схема, не работает термостат.

Фото - модель для сушки волос

Разборка

Перед началом ремонта нужно знать, как самостоятельно разобрать фен Parlux, Saturn, Moser или Jaguar. В этом нет ничего сложного, потребуется всего лишь инструкция и отвертка:

  1. На корпусе находится два болта с задней стороны. Их нужно открутить и аккуратно вынуть. В некоторых случаях, их больше, проследите за тем, чтобы были вынуты все крепления;
  2. Параллельно можно также снять крышку с верхней панели – под ней находится вентилятор. Она чаще всего просто прижата к корпусу, поэтому без проблем выходит, если её поддеть отверткой;
  3. Под верхней панелью корпуса находится переключатель режимов и кнопка холодного воздуха. На панели установлено несколько проводов. Которые подключены к контактам схемы. Для дальнейшей разборки их потребуется снять;
  4. Теперь Вы можете вынуть спираль из головки фена. Нужно действовать аккуратно, иначе она может разбиться, вынимайте только после того, как убедитесь, что сняли все крепления;
  5. Под спиралью, соответственно, находится мотор. Его чаще всего нет необходимости доставать, т. к. практически все неисправности будут заметны сразу на месте подключения двигателя к контактам нагревательного элемента . Исключением является потребность замены детали, тогда ремонт производится капитальный.

Ремонт

Рассмотрим, как производится самостоятельный ремонт фена Babyliss, Rowenta Brush Activ, Bosh, Remington и прочих в домашних условиях. В первую очередь нужно очистить вентилятор и вал двигателя от волос. Их там собирается очень много даже спустя несколько месяцев интенсивного использования. Для этого нужно снять заднюю верхнюю панель и разрезать волосы, после просто удалите их пинцетом или пальцами. Ни в коем случае нельзя протирать запчасти влажной тряпкой – это повредит контакты. Это делается в любом случае, независимо от проблемы.

Фото - вентилятор

Если пахнет горелым, то нужно произвести ремонт спирали и фильтра. Их можно очистить при помощи сухой мягкой щетки. Просто протрите зубчики ТЭНа и прочистите фильтр. Следите за тем, что контакты не заломались в процессе очистки.

Фото - Чистка

Если фен не включается, то сразу нужно проверить кабель питания. Чаще всего он переламывается у основания, т. к. в процессе эксплуатации фен много раз вращается в разные стороны по своей оси. Если с ним все нормально, то просмотрите контакты на спирали. Их может быть 2, 3 или 4. Когда устройство падает или ударяется, они иногда отпаиваются, из-за чего питание двигателя обрывается.

Когда поломка связана с вентилятором, то отремонтировать устройство проще простого. Первым делом нужно проверить, целы ли лопасти. Конечно, от их состояния эффективность работы не слишком измениться, но если замечены трещины или зазубрины, то лучше сразу поменять пропеллер. После того просмотрите вал. Иногда в носик фена падают мелкие детали или другой сор, которые блокируют вал, и он начинает медленно крутиться.

Теперь обсудим причины того, когда у профессионального фена Coifin, Steinel или Lukey не греется спираль сухого теплого воздуха. Как мы говорили, причин может быть несколько. Например, заела кнопка холодного воздуха. Принцип её работы следующий: при нажатии на кнопку, контакты внутри корпуса размыкаются, вследствие чего прекращает работать спираль нагрева. Если она все время разомкнута – то спираль просто не может начать греть. Если проблема не в самой кнопке, а в контакте, то его нужно самому запаять.

Причина поломки может крыться в сломанной спирали, её ремонт немного сложнее провести, чем чистку. В некоторых моделях она изготовлена из некачественного материала, который легко ломается от удара. Если на основании отсутствуют некоторые зазубринки или видны тещины – она заменяется.

Видео: как отремонтировать спираль в фене

Обзор цен

Не всегда можно провести ремонт самому дома, поэтому многие центры предоставляют услуги по починке фена.

Нужно отметить, что ни одна мастерская не возьмется выполнять гарантийный ремонт после самостоятельного вмешательства. Поэтому, если не уверены в своих силах, то лучше сразу обратиться к специалистам.

Как вы уже догадались, в данной статье мы рассмотрим вариант ремонта обычного бытового фена, своими руками. Так как в ремонтную мастерскую вы его всегда успеете отнести, то попробуйте его сделать самостоятельно. Для ремонта и диагностики нам понадобиться, прозвонка, отвертки, плоскогубцы и индикатор.

Для начала делаем визуальный осмотр фена, на поиск видимых механических повреждений. Если все в порядке включаем фен в розетку и определяем характер неисправности. При любой поломке нам все равно нужно будет разобрать фен для ремонта. Допустим, фен вообще не включается и не подает признаков жизни, значит, у нас есть отправная точка. В первую очередь нужно глядеть сетевой шнур и переключатель на рукоятке фена.

Смотрим на корпус и определяем, какая отвертка нам нужна, вариантов тут много, звездочка, рогатка, фигурная, шлицевая, все зависит от модели фена. Разобрав корпус, внимательно изучаем всю начинку фена и стараемся понять что куда идет и зачем оно нужно. Положив разобранный и приготовленный к ремонту фен на ровную диэлектрическую поверхность, включаем его в сеть.

Далее берем индикаторную отвертку и смотрим, куда приходят концы сетевого шнура. Проверяем приход фазы индикатором , если все в норме то переворачиваем вилку в розетке и проверяем фазу на втором проводе. Если вы установили что есть обрыв сетевого шнура, то постарайтесь его найти.

Хороший способ для поиска обрыва кабеля осторожно изгибать и шевелить его для того чтобы места обрыва соединились и фен кратковременно включился. Так же на фото обозначены места, где наиболее часто происходит обрыв.

После сетевого шнура ищем поломку в кнопке включения по тому же принципу. Смотрим где у кнопки вход и проверяем наличие фазы, затем ищем выход с кнопки и проверяем там. Кнопки и переключатели это основная неисправность бытовых фенов стоят они не дорого, так что не старайтесь их ремонтировать это нудно и кропотливо, гораздо проще купить и заменить своими руками. Большинство поломок можно определить при помощи визуального осмотра фена в разобранном состоянии и индикаторной отвертки.

Электродвигатель фена в основном работает от постоянного тока, который идет от диодов. Для того что бы проверить диоды необходим тестер. На нашем сайте по электричеству вы найдете руководство о том, как работать с тестером и проверять диоды. Нет смысла подробно повторяться в этой статье.

Очень внимательно осматриваем спираль фена и если вы нашли в ней обрыв то для его ремонта нам потребуется маленькая медная трубка . Смотрим на фото и делаем также, не стоит скручивать концы спирали между собой, так как они скоро сгорят и вам придется ремонтировать фен второй раз.

Основные поломки фена

Сетевой шнур

Переключатель

Забитый вентилятор

Спираль

В моей практике поломки электродвигателя встречались не часто, и если у вас сгорел на фене электродвигатель, то нет смысла его менять, проще купить новый фен и желательно подгадать покупку к 8 Марта, что бы не тратиться на подарок второй раз)))

К любому радиолюбителю, как только информация о том, что он разбирается в электронике, разнесется по знакомым, наверняка обращаются за помощью, почти все из них. Действительно, при нынешних ценах, даже на мелкий ремонт техники в мастерской, иногда бывает дешевле и выгоднее купить новую вещь, чем сдавать дешевые вещи на ремонт. Но при наличии пусть даже небольшого опыта, подобный мелкий ремонт бытовой техники , можно не напрягаясь, провести в домашних условиях. Не имея практически никаких инструментов, с использованием для измерений одного только мультиметра, затратив максимум час - полтора времени. Вообще, имея только один мультиметр, из приборов, и самое главное, умея с ним хорошо обращаться, уже можно выполнять довольно большое количество самостоятельных ремонтов , самой разнообразной бытовой техники. Сегодня ко мне, как обычно, обратились родственники, за помощью в Polaris для сушки волос.

Опытные мастера, прочитав эту статью, конечно усмехнутся, тут делов-то на полчаса, и еще чай попить можно успеть), какие час - полтора, но данная статья, ориентирована в первую очередь, на начинающих домашних мастеров, а не профессионалов в своей области, у которых все получается, конечно намного быстрее. У меня этот ремонт, так и занял, где то полчаса. Небольшие трудности возникли лишь при разборке. После осмотра фена увидел, что в нем применен саморез со шлицем под головку типа Вилка.

Поначалу был озадачен, если бы саморез не удалось открутить, о ремонте можно было бы забыть. Это с головками под звездочку или крестовую, при необходимости, если вы сорвали шлицу, или просто банально не можете найти подходящую отвертку, еще может прокатить вариант высверливания головки сверлом, зажатым в патрон электродрели. Но у меня, к счастью, есть в наличии два набора отверток с разными битами, и одна из бит у одного из наборов подошла. Когда винт был откручен, корпус все равно отказывался открываться. Знаю по опыту, что применение силы, не всегда самый правильный выход, и если корпус не открывается с применением среднего усилия, значит там стоят защелки. Тогда я достал набор экстракторов для разборки планшетов, так как решил не корябать корпус, разными металлическими предметами . Правда это мне мало помогло, требовалось большее усилие, и без помощи перочинного ножа не обошлось. Наконец корпус был благополучно открыт.

Схема фена

Беглый взгляд на внутренности Полариса показал, что никаких сюрпризов не ожидается. Я уже сталкивался с подобными поломками техники, и диагностика неисправности не поставила меня в тупик. Первым делом был прозвонен шнур питания, он оказался целым.

Далее пощелкал переключателем на 3 положения, подключив щупы к контактам переключателя. На экране мультиметра, включенного в режиме сначала звуковой прозвонки, а потом омметра, при этом иногда мелькали какие - то цифры, отличающиеся от бесконечности. Ну одного этого мне уже было достаточно, я определил, в чем была вероятная неисправность. Подгорели контакты переключателя, это была типичная неисправность , для силовых переключателей движкового типа. Переключатель был без проблем разобран.

Данный переключатель имеет 4 контакта и 3 положения. При переключении замыкаются два соседних контакта, например 1 - 2, 2 - 3, 3 - 4. Если с контактами было бы все нормально, достаточно было бы коснуться этих пар контактов, при переключателе, находящемся в соответствующем положении, и если раздается звуковой сигнал, значит контакты функционируют нормально. В случае если звуковой сигнал не раздается, и даже в режиме прозвонки сопротивления 200 Ом, у нас сопротивление не равно нулевому, или близко к этому, то значит контакты требуют чистки.

Процедура это довольно простая, достаточно отщелкнуть 6 пластмассовых защелок, перочинным ножом, и переключатель будет разобран. Иногда корпус данных переключателей бывает металлическим, в таком случае все решается также просто. Утконосами, а если нет таковых в наличии, то можно и простой отверткой, отгибаем ушки - крепления, и подвижную часть переключателя можно будет извлечь. На контактах будет нанесена специальная токопроводящая смазка, которая облегчает движение подвижной части переключателя. В случае, если в корпусе переключателя осталось, хоть немного этой смазки, желательно после чистки, снова нанести её на контакты.

В моем случае не видно было из за нанесенной смазки, подгорели или нет контакты. Поступил просто: зачистил до блеска, плоской отверткой, поверхности подвижной и неподвижной частей контактов, и нанес на контакты, сколько удалось собрать в корпусе переключателя смазки. Дальше собрал переключатель, совместив контакты, и вставил на место фиксатор положения. Последующая прозвонка сопротивления контактов переключателя показала, проблема исчезла, чистка помогла. Дальше оставалось самое элементарное, собрать фен в корпусе, и провести окончательную прозвонку режимов фена, через вилку питания. В положении (0), как и положено, ничего не звонилось.

В положении (1), с подключенным последовательно диодом, для отрезания отрицательной полуволны, и как следствие, снижения мощности в два раза, в режиме прозвонки сопротивления на пределе 2 кОм, на экране были показания примерно равные 600, что также соответствовало норме. Ну и наконец, в положении (2), включение спирали напрямую, сопротивление было равно 50 Ом. К сожалению, схемы на данное устройство не нашел, но мне она и не была нужна, все было видно и понятно без нее. Нашлась только схема на фен этого же производителя, Polaris, но с переключателем на 4 положения. Ну, в принципе для людей, хоть немного знакомых с ремонтом, этого будет уже достаточно, отличия схем незначительные.

Параллельно с основной схемой устройства, видимо, с целью снизить уровень помех, был установлен неполярный конденсатор. Конечно, думаю я не открыл ни для кого америки, написав эту статью, и с данным ремонтом, может справиться любой человек, имеющий знания в объеме школьного курса физики, и умеющий пользоваться мультиметром, но думаю она все равно будет полезной для начинающих. Ремонт проводил AKV.

Страница 1 из 2

Этот электроприбор - фен для сушки волос - очень популярен и зачастую незаменим в быту. В связи с высоким потребительским спросом, конструкции большинства фенов стали очень схожими, а качество изготовления и цена упали. На сегодняшний день купить по-настоящему долговечный фен очень непросто. Практика ремонта фенов различных марок говорит о том, что случающиеся поломки однотипные и, как правило, не фатальные, а легко устранимые без серьезных денежных трат.

Любой электрический фен в своей конструкции содержит два основных, крупных элемента: вентилятор и нагреватель. Вентилятор гонит воздух через нагреватель (нагревательный элемент), засасывая его позади фена и выбрасывая спереди нагретым.


Устройство фена для сушки волос.
1 - пропеллер; 2 - электродвигатель; 3 - нагреватель; 4 - термозащита; 5 - переключатель режимов; 6 - кабель питания.

У бытовых фенов вентилятор построен на базе низковольтных (12-18 В) коллекторных электродвигателей постоянного тока. Такой двигатель нельзя питать напрямую от сети 220 В переменного тока. Для достижения необходимого падения напряжения применяется отдельная спираль (назовём её понижающей) внутри нагревательного элемента. Для выпрямления напряжения применяется двухполупериодный выпрямитель (диодный мост), смонтированный навесным монтажом на контактах электродвигателя. На металлический вал двигателя посажен пластмассовый пропеллер, состоящий из трёх или более лопастей.


Нагревательный элемент фена представляет собой каркас из несгораемого материала с несколькими обмотками из нихромовой проволоки (спирали). В зависимости от количества режимов работы фена, обмоток может две или три, одна из которых понижающая.


Нагревательный элемент с двумя обмотками.

Горячие спирали нагревательного элемента должны постоянно обдуваться холодным воздухом, особенно при работе на максимальной мощности. Если по какой-либо причине поступление воздуха стало недостаточным или вовсе прекратилось (например, вышел из строя двигатель), то, из соображений пожарной безопасности и во избежание перегорания нагревательного элемента, фен должен автоматически отключиться. Такое аварийное отключение происходит благодаря присутствию в устройстве фена сразу двух термочувствительных элементов - двух «рубежей защиты» внутри нагревателя.

Первый «рубеж» - термостат. Он представляет собой пару замкнутых контактов, закреплённых на . Находясь близко к выходу нагретого воздуха, контакты интенсивно им обдуваются. При достижении выходящим воздухом критической температуры, контакты отдаляются друг от друга, цепь питания фена размыкается. Через несколько минут, когда биметаллическая пластина остынет, контакты вновь сомкнуться и фен включится.


Термостаты на основе биметаллических пластин.

В случае если вышеуказанная защита по какой-либо причине в нужное время не сработала, то несколькими секундами позже задействуется «второй рубеж» защиты - термопредохранитель. Этот предохранитель одноразовый и, после срабатывания, нуждается в замене.


Плавкий термопредохранитель.

Устройство фена Rowenta CV 4030.

Чтобы увидеть внутреннее устройство бытового фена, разберем его типичного представителя - Rowenta CV 4030. Данная модель оснащена вентилятором на основе низковольтного двигателя, нагревательный элемент состоит из одной понижающей спирали и двух нагревательных. Фен имеет три рабочих режима, на первом режиме обороты вентилятора ниже, чем на двух других. Принципиальная схема этого фена представлена ниже.


В первом положении переключателя SW1 сетевое питание, прошедшее через вилку XP1 , фильтр C1R1 , защитные элементы F1 , F2 , диод VD5 (необходимый для отсечения одной полуволны переменного напряжения) поступает на понижающую спираль H1 , через неё питается электродвигатель M1 . Диоды VD1-VD4 необходимы для выпрямления пониженного спиралью H1 переменного напряжения. Катушки индуктивности L1 , L2 и конденсаторы C2 , C3 служат для снижения помех, возникающие при работе щеточного электродвигателя. Через диод VD5 питание так же подается и на нагревательную спираль H2 .

При переведении переключателя SW2 в положение «2», диод VD5 замыкается накоротко и «выходит из игры». Двигатель начитает работать на максимальных оборотах, спираль H2 нагревается сильнее. Третье положение движка переключателя SW2 соответствует режиму максимальной потребляемой мощности, когда параллельно спирали H2 подключается спираль H3 . В таком положении температура выходящего воздуха самая высокая. Кнопка «cool» включена в разрыв обеих нагревательных спиралей, при её нажатии остается включенным только электродвигатель через спираль H1 , спирали H2 и H3 обесточиваются.







Процесс вскрытия фена Rowenta cv4030.



Фен в полуразобранном виде.

Недавно ко мне на ремонт принесли фен не из самых старомодных, но времена ныне иные, кто ремонтирует фен за 10$, а иногда проще купить новый, с учетом, что весь рынок буквально забит дешевыми китайскими фенами. Так что пользуясь случаем, рассмотрим конструкцию и работу фенов для волос.

Фен работает от сети 220 В, 50 Гц. Любой фен для волос имеет две основные части — обогревательный элемент и электродвигатель.

В качестве обогревательного элемента как правило используется нихромовая спираль, именно она обеспечивает теплый воздух. В фенах в основном применяются электродвигатели постоянного тока с мощностью до 50 ватт, бывают и исключения.

Проходя через спираль, ток теряет свою начальную силу, поскольку спираль имеет определенное сопротивление, именно этот ток выпрямляется диодным мостом и подается на электродвигатель.

Электродвигатели в фенах рассчитаны на напряжение 12, 24 и 36 Вольт, только в очень редких моделях используются электродвигатели с питанием 220 Вольт, в таком случае, напряжение из сети напрямую подается на электромотор. К ротору двигателя укреплен винт (пропеллер) который обеспечивает отдув тепла со спирали, именно благодаря этому на выходе получается достаточно сильный направленный поток теплого воздуха. Мощность фена зависит от толщины использованной спирали и мощности установленного электродвигателя.

Принесенный фен был разобран, оказалось, что проблема заключалась в оборванной дорожке на плате с выключателями. После заливки её припоем — устройство заработало нормально.

Но чаще всего, основные причины неработоспособности — оборванная спираль, нерабочий двигатель, расплавившиеся от тепла контакты выключателей, оборванный сетевой провод или вилка.

Элементы на схеме: 1 — насадка-диффузор, 2 — корпус, 3 — воздуховод, 4 — ручка, 5 — предохранитель от перекручивания шнура, 6 — кнопка режима «Холодный воздух», 7 — переключатель температуры потока воздуха, 8 — переключатель скорости потока воздуха, 9 — кнопка режима «Турбо» — максимальный поток воздуха, 10 — петля для подвешивания фена.


На электродвигатель подается напряжение постоянного тока, полученное посредством диодного моста, состоящего из четырех диодов (или просто от одного диода).

Выделим два элемента цепи, которые являются потребителями (нагрузками), это — спираль и диодный мост (двигатель не считаем, т.к. является нагрузкой моста). В цепи элементы расположены последовательно (один за другим), значит, падение напряжения на каждом из них будет зависеть от его же сопротивления и их сумма будет равна напряжению сети при третьем положении переключателя.

Большинство фенов начального уровня имеют простейшую электросхему, в таких фенах только один переключатель, которым включается вентилятор и ТЭН. Нагреватели могут выполняться в различных модификациях, но во всех фенах они выполнены из нихрома, свитого в пружину.

Однако почти все простые современные фены имеют 2-3 ступени регулировки мощности и потока воздуха.

Более продвинутые фены имеют плавные регуляторы скорости обдува и температуры обдуваемого воздуха.



Рекомендуемое максимально время работы - 5 минут. По завершении работы регулятор температуры убрать на минимум, оставить на холодном продуве на пол минуты, и только затем выключить фен. Старайтесь не брать его мокрыми руками, иначе возможно попадание влаги на внутренние элементы схемы, что может привести к замыканию.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.