Фен бытовой схема электрическая. Как собрать строительный фен своими руками

Страница 1 из 2

Этот электроприбор - фен для сушки волос - очень популярен и зачастую незаменим в быту. В связи с высоким потребительским спросом, конструкции большинства фенов стали очень схожими, а качество изготовления и цена упали. На сегодняшний день купить по-настоящему долговечный фен очень непросто. Практика ремонта фенов различных марок говорит о том, что случающиеся поломки однотипные и, как правило, не фатальные, а легко устранимые без серьезных денежных трат.

Любой электрический фен в своей конструкции содержит два основных, крупных элемента: вентилятор и нагреватель. Вентилятор гонит воздух через нагреватель (нагревательный элемент), засасывая его позади фена и выбрасывая спереди нагретым.


Устройство фена для сушки волос.
1 - пропеллер; 2 - электродвигатель; 3 - нагреватель; 4 - термозащита; 5 - переключатель режимов; 6 - кабель питания.

У бытовых фенов вентилятор построен на базе низковольтных (12-18 В) коллекторных электродвигателей постоянного тока. Такой двигатель нельзя питать напрямую от сети 220 В переменного тока. Для достижения необходимого падения напряжения применяется отдельная спираль (назовём её понижающей) внутри нагревательного элемента. Для выпрямления напряжения применяется двухполупериодный выпрямитель (диодный мост), смонтированный навесным монтажом на контактах электродвигателя. На металлический вал двигателя посажен пластмассовый пропеллер, состоящий из трёх или более лопастей.


Нагревательный элемент фена представляет собой каркас из несгораемого материала с несколькими обмотками из нихромовой проволоки (спирали). В зависимости от количества режимов работы фена, обмоток может две или три, одна из которых понижающая.


Нагревательный элемент с двумя обмотками.

Горячие спирали нагревательного элемента должны постоянно обдуваться холодным воздухом, особенно при работе на максимальной мощности. Если по какой-либо причине поступление воздуха стало недостаточным или вовсе прекратилось (например, вышел из строя двигатель), то, из соображений пожарной безопасности и во избежание перегорания нагревательного элемента, фен должен автоматически отключиться. Такое аварийное отключение происходит благодаря присутствию в устройстве фена сразу двух термочувствительных элементов - двух «рубежей защиты» внутри нагревателя.

Первый «рубеж» - термостат. Он представляет собой пару замкнутых контактов, закреплённых на . Находясь близко к выходу нагретого воздуха, контакты интенсивно им обдуваются. При достижении выходящим воздухом критической температуры, контакты отдаляются друг от друга, цепь питания фена размыкается. Через несколько минут, когда биметаллическая пластина остынет, контакты вновь сомкнуться и фен включится.


Термостаты на основе биметаллических пластин.

В случае если вышеуказанная защита по какой-либо причине в нужное время не сработала, то несколькими секундами позже задействуется «второй рубеж» защиты - термопредохранитель. Этот предохранитель одноразовый и, после срабатывания, нуждается в замене.


Плавкий термопредохранитель.

Устройство фена Rowenta CV 4030.

Чтобы увидеть внутреннее устройство бытового фена, разберем его типичного представителя - Rowenta CV 4030. Данная модель оснащена вентилятором на основе низковольтного двигателя, нагревательный элемент состоит из одной понижающей спирали и двух нагревательных. Фен имеет три рабочих режима, на первом режиме обороты вентилятора ниже, чем на двух других. Принципиальная схема этого фена представлена ниже.


В первом положении переключателя SW1 сетевое питание, прошедшее через вилку XP1 , фильтр C1R1 , защитные элементы F1 , F2 , диод VD5 (необходимый для отсечения одной полуволны переменного напряжения) поступает на понижающую спираль H1 , через неё питается электродвигатель M1 . Диоды VD1-VD4 необходимы для выпрямления пониженного спиралью H1 переменного напряжения. Катушки индуктивности L1 , L2 и конденсаторы C2 , C3 служат для снижения помех, возникающие при работе щеточного электродвигателя. Через диод VD5 питание так же подается и на нагревательную спираль H2 .

При переведении переключателя SW2 в положение «2», диод VD5 замыкается накоротко и «выходит из игры». Двигатель начитает работать на максимальных оборотах, спираль H2 нагревается сильнее. Третье положение движка переключателя SW2 соответствует режиму максимальной потребляемой мощности, когда параллельно спирали H2 подключается спираль H3 . В таком положении температура выходящего воздуха самая высокая. Кнопка «cool» включена в разрыв обеих нагревательных спиралей, при её нажатии остается включенным только электродвигатель через спираль H1 , спирали H2 и H3 обесточиваются.







Процесс вскрытия фена Rowenta cv4030.



Фен в полуразобранном виде.

Крайне редко, но все же случается такая ситуация, что фен не работает, и его захотелось починить самостоятельно. На самом деле сделать это совсем не сложно, главное правильно определить поломку и отремонтировать ее, зная, как это сделать. Далее мы предоставим читателям сайта простую инструкцию в картинках по ремонту фена для сушки волос своими руками.

Кратко о конструкции

Перед тем, как Вы захотите отремонтировать фен для волос в домашних условиях, необходимо хотя бы в общих чертах ознакомиться с его устройством. Итак, современная модель техники может состоять из следующих элементов:

  • электрический шнур для подключения к розетке;
  • выключатель либо переключатель скоростей;
  • вентилятор;
  • нагревательный элемент (спираль);
  • двигатель.

Как Вы видите, конструкция аппарата совсем не сложная, поэтому если Вам захочется самому отремонтировать фен, сложностей с ремонтом не должно возникнуть. Далее мы рассмотрим все основные поломки, которые могут произойти, и под каждой неисправностью расскажем, как ее починить. Из инструментов Вам понадобятся мультиметр, отвертка (либо звездочка) и, возможно, паяльник.

Возможные неисправности

В силу своего простого принципа работы, чаще всего возникают следующие поломки бытового фена для волос:

  • совсем нет питания (устройство не включается);
  • не крутится вентилятор либо лопасти плохо набирают обороты;
  • при работе слышен запах гари либо в области двигателя что-то искрит;
  • фен не дует горячим воздухом (только холодным).

Нет питания — проверяем цепь

Первым делом, если фен для волос не включается, нужно проверить питание в розетке и целостность электрического шнура. Для этого можете использовать индикаторную отвертку или специальный тестер – мультиметр. О том, и , мы рассказывали в соответствующих статьях.

Если в розетке питание есть, а фен не работает, для ремонта тщательно просмотрите внешний вид шнура: возможно, он где то перебит, перетерся либо надрезан. Самыми проблемными местами шнура считаются место ввода в корпус устройства, а также место соединения с электрической вилкой. Если с виду никаких явных причин поломки обнаружить не удалось, приступайте к разборке корпуса. Разобрать корпус фена своими руками совсем не сложно, главное – найти все крепления и выкрутить их (они могут быть спрятаны за наклейками, резиновыми заглушками и т.д.).

Когда Вы доберетесь до внутренней конструкции (на фото выше), первым делом просмотрите место соединения электрического шнура с остальными элементами цепи. Очень часто мотор не запускается из-за того, что отпадает провод в месте скрепления. Если в Вашем случае все именно так, ремонт может завершиться несложной пайкой либо скруткой жил.

Видео урок по теме — ищем где пропало питание

Шнур исправен, но фен все равно не работает? Производим ремонт дальше и проверяем остальные элементы цепи. Если у Вас есть схема Вашей модели устройства, с помощью тестера прозвоните остальные элементы: плавкий предохранитель, выключатель и переключатель режимов. Не редкие случаи, когда бытовой электроприбор перегревается и отключается из-за того, что сгорел предохранитель. Его нужно заменить на точно такой же по характеристикам.

Кстати, бывает обратная ситуация – после включения и сушки волос фен не выключается. В этом тоже вина самого выключателя!

Другая неисправность – не действует кнопка включения/отключения питания. Мы уже рассказывали, . Ремонт в этом случае аналогичен – проверьте размыкающие контакты тестером, зачистите их до металлического цвета и если починить поломку своими руками не получится, замените выключатель. Точно так же проверьте и переключатель режимов, если фен не переключает скорости либо не регулирует температуру (к примеру, не работает на 2 скорости), попробуйте отремонтировать регулятор либо выполните простейшую замену.

Ремонтируем кнопку включения

Вентилятор не вращается – чистим его

Другой вид поломки – проблемы с вентилятором, который не разгоняется. Если фен не работает, потому что не крутится вентилятор, разберите корпус и просмотрите, насколько чистые лопасти. Иногда вентилятор не набирает обороты, потому что на него накручены волосы. Для ремонта Вам нужно всего лишь выполнить чистку — снять лопасти с вала, убрать весь мусор и заново установить вентилятор в посадочное место.
Более подробно увидеть процесс ремонта Вы можете на видео инструкции ниже. В некоторых моделях техники установлены фильтры, которые также нужно чистить.

Полная очистка всех деталей

Устраняем засор

Кстати, если при включении вентилятора пахнет гарью, то скорее всего фен воняет из-за сильного загрязнения. Очень часто тщательная очистка помогает решить проблему самостоятельно на дому с минимальным !

Воздух не нагревается – смотрим спираль

Еще одна не менее популярная неисправность – перегорание спирали, которая является основным нагревательным элементом. Если Ваш вентилятор не нагревается либо слабо греет воздух, доберитесь до спирали, прозвоните ее тестером и сделайте визуальный осмотр. Поврежденный нагревательный элемент можно постараться отремонтировать, но чаще всего после ремонта (к примеру, соединения нихромовой нити) проходит несколько месяцев и фен снова ломается. Спираль лучше заменить на новую, чтобы в дальнейшем поломка не возникала.

Проблемы с электродвигателем

Ну и последняя, самая неприятная поломка – когда фен не работает из-за того, что сгорел двигатель. В этом случае при ремонте Вы только сможете с помощью тестера убедиться в том, что неисправен именно движок. Помимо этого признаками поломки можно считать запах гари и искрение в области вентилятора. Самостоятельно отремонтировать устройство Вам вряд ли удастся, поэтому лучше либо заменить двигатель, либо отнести устройство в сервисный центр.

В хозяйстве используются различные электрические приборы, которые заметно облегчают жизнь обывателя. Но в процессе эксплуатации они могут выходить из строя и ломаться. Ремонт фена для волос своими руками провести несложно, так как большинство неполадок можно легко устранить в домашних условиях. Но сначала необходимо разобраться в устройстве и принципе работы аппарата.

Конструктивные особенности

Перед тем как приступить к устранению поломки, необходимо разобраться, как бытовой прибор устроен. Основные составляющие фена следующие:

Фен для волос в зависимости от количества режимом может иметь несколько переключателей и различные внешние характеристики. Корпус может быть изготовлен из различного материала и крепиться на специальные шурупы. Головки в основном имеют нестандартный образец, это может быть плюсик, вилы или звездочка. Перед тем как разбирать аппарат, стоит позаботиться о необходимом инструменте .

Кроме этого, створки могут быть закреплены специальными защелками. Поэтому необходимо действовать крайне осторожно, чтобы не отломать хрупкие пластмассовые элементы.

Мотор прибора может работать от постоянного тока в 12, 24 и 36 В. Чтобы выпрямить сетевое напряжение, используют диодный мост. В более простых устройствах применяется одиночный диод.

Порядок осмотра

Если прибор для сушки волос полностью лишен признаков жизни или плохо функционирует, то требуется провести визуальный осмотр цепи питания. Лучше всего проводить мероприятия в следующем порядке:

Вот перечень самых часто встречаемых проблем, которые влияют на работоспособность фена для волос. Случаются и более серьезные неполадки, но устранить их смогут только опытные мастера.

Ремонт профессионального прибора достаточно сложен. Так как имеющиеся в нем детали оснащаются специальными регуляторами и различными опциями, такими как кнопка Care. Кроме этого, зачастую спираль изготавливают из специального сплава, который при сильном нагреве создает отрицательные ионы, оказывающие благотворное воздействие на качество волос.

Но и такие устройства имеют прежнюю методику:

  • кабель;
  • выключатели и различные кнопки;
  • очистка от пыли и грязи;
  • осмотр спирали и мотора;
  • контроль конденсатора и резистора.

Но прежде чем проводить самостоятельные ремонтные работы необходимо ознакомиться с принципиальной схемой устройства. Как видно, починить бытовые приборы для сушки волос не так сложно. Но если имеются какие-либо сомнения, то не стоит заниматься починкой самостоятельно, а лучше отнести их в сервисный центр .

Так как любое неправильно произведенное действие может привести к тому, что устройство придет в негодность полностью, и починить его не смогут даже специалисты.

Почти в каждом доме есть маленький прибор под названием фен. Фен можно применять при смолении деревянных лыж, снятии старой краски, сдувании опилок с верстака, разгоне комаров и муж, сушке вещей, охлаждении сковородки с пельменями и как опахало в жаркие дни. Фен также применим при сушке волос.

Большинство фенов китайского происхождения имеют примитивную электрическую схема. В таких фенах только один переключатель, которым включается вентилятор и теплоэлектронагреватель (ТЭН). ТЭНы могут выполняться в различных модификациях, но во всех фенах они выполнены из нихрома, свитого в пружину. Более продвинутые фены имеют два регулятора: одним регулируется скорость обдува, а вторым – температура обдуваемого воздуха. При этом схема умнее не становится.

Итак, под руку попался некий фен китайского производства. Неисправность заключалась в неспособности фена изменять скорость обдува. Не было верхней границы обдува.

Как это часто бывает в китайской мануфактуре саморезы имеют весьма странную головку. Под такую головку нужна и специальная отвертка. Такие отвертки можно купить, но вот незадача открутить китайскими отвертками китайские саморезы не получилось. Поэтому при помощи обычной болгарки из отвертки можно сделать хитрую отвертку под головку с нужным саморезом.

Саморезы могут быть под плюсовую отвертку, плоскую отвертку, звездочку, шестигранник, треугольник, квадратик и вилку. В моем случае это была вилка.

На ручке располагаются переключатели управления для регулированием функциями фена.

Фен работает от сети 220 В, 50 Гц. По входу стоит бумажный конденсатор для ликвидации помех от двигателя. Фен обладает двумя регуляторами. Один регулятор включает двигатель и мощный ТЭН-4, а второй – вспомогательные ТЭН-1, ТЭН-2. Без включения обдува ни один из ТЭНов работать не начнет. При включении обдува на первую скорость напряжение поступает изначально на диод VD1, рассчитанный на ток не менее 1 А. После диода провода разветвляются на ТЭН-3, ограничивающий напряжение на двигатель постоянного тока, включенный через диодный мост VD2-VD5 и на второй регулятор температуры обдува, включенный через размыкающий температурный контакт, расположенный внутри контура с ТЭНами.

Напряжение после диода VD1 из 220 В становится примерно 155 В, а ТЭН-3 ограничивает напряжение на диодный мост до примерно 16 В. Конденсатор С1 выравнивает пульсирующее напряжение после диодного моста VD2-VD5. На второй скорости обдува диод VD1 исключается из схемы и напряжение 220 В падает на ТЭН-3, ограничиваясь до примерно 27 В.

На первой скорости обдува при включенный ТЭНах потребление составляет 0,9 А, но уже на второй скорости ток значительно увеличивается до 6,8 А. Ток соответствует нагрузке около 1,5 кВт.Принципиальная электрическая схема фена представлена ниже.

После откручивания двух винтов можно снять верхнюю часть корпуса фена. Если снять не получается – держат пластмассовые детали. Иногда дополнительные саморезы скрываются наклейками.

В корпусе кроются переключатели, набор ТЭНов, намотанных на один каркас и прикрытый чехлом. Чехол нужен чтобы создать воздушный канал в котором будет циркулировать воздух. Если чехол убрать, то ТЭН кроме воздуха нагреют и расплавят корпус фена, поэтому при ремонте не стоит сильно нагружать фен без чехла. Чехол сделан из бумаги, пропитанной негорючей основой и покрашенный отражающей тепло краской.

В данном фене существует примочка – кнопка ионизации, но как и все в дешевой технике эта кнопка только отключает блок парных ТЭНов.

Диодный мост с конденсатором собран напрямую на самом двигателе. Это позволило сэкономить место.

Помимо китайских дешевых фенов для быта, существуют фены профессионального уровня. Обычно такие фены производятся в Европе, но с учетом того, что дешевая рабочая сила сконцентрирована в Азии, то встречаются профессиональные фена и китайского производства.

Основная особенность профессиональных фенов – наличие двигателя не на 16 В с понижением напряжения посредством ТЭНа и питанием постоянным током, а на полные 220 В переменного тока. Такой двигатель по конструкции относится к однофазным коллекторным двигателям переменного тока и снабжается щетками. Применение такого двигателя позволяет в полной мере использовать функцию ионизации, которая позволяет полностью отключить ТЭНы двигателя.

Красивым элементом является рамка с намотанными спиралями. Обычно спирали мотаются из нихрома (сплав никеля и хрома) Нихром имеет темно-серый цвет. Удельное сопротивление нихрома в среднем 1,1 ом*мм 2 /м. Длина проволоки из нихрома L, м рассчитывается по формуле

L=U 2 *П*d 2 /4*P*p

Где U – напряжение питания, В;

П – число пи, П=3,14;

d – диаметр проволоки, мм;

P – отдаваемая спиралью мощность, Вт;

p – удельное сопротивление проволоки, ом*мм 2 /м, p=1,1.

Если необходимо намотать спираль для фена мощностью 1200 Вт, рассчитанную на напряжение 220 В, имеющаяся проволока нихрома имеет диаметр 0,3 мм, то подставляя в формулу значения имеем

L=220 2 *3,14*0,3 2 /4*1200*1,1=2,6 м

Для уменьшения занимаемой длины проволоку свивают в спираль, наматывая ее на стержень.

Современные ТЭНы имеют серебристый металлический цвет и наматываются не из нихрома. Нихром мягкий материал, а металл в ТЭНах твердый и прекрасно держит форму. Какой точно металл применяется в современных ТЭНах я не знаю.

Неисправности:

Неисправность

Причина

Устранение

Нет повышенной скорости обдува

Заменить диодный мост

Неисправен конденсатор С1

Заменить (отключить) конденсатор

Нет пониженной скорости обдува

Неисправен диод VD1

Заменить диод

Нет нагрева одного из ТЭНов

Порвалась нифромовая нить

Найти место обрыва и скрутить два конца проволоки

Не включается фен

Нет контакта на переключателях

Разобрать переключатели, подчистить спиртом контакты и растянуть прижимающие пружины

Не работает двигатель

Неисправен ТЭН-3

Найти место обрыва и скрутить оба конца вместе

Неисправен диодный мост VD2-VD5

Заменить диодный мост

Неисправен двигатель

Заменить двигатель

Всем нам знаком такой вспомогательный инструмент в строительстве как строительный электрический фен, которым мы привыкли пользоваться для снятия лакокрасочных покрытий.

Основополагающий принцип работы строительного фена мало чем отличим от обыкновенного фена, которым мы пользуемся для сушки волос.

Соответственно и электрическая схема строительного фена имеет сходство с электрической схемой обыкновенного фена.

В изложенной теме будет дано пояснение:

  • электрической схеме строительного фена;
  • принципу работы строительного фена;
  • возможным причинам неисправности;
  • устранению данных неисправностей.

Электрическая схема строительного фена

Рассмотрим электрическую схему \рис.1\ строительного фена:

Одна диагональ диодного моста — подключается к внешнему источнику переменного напряжения 220В.

Другая диагональ диодного моста соединена с электродвигателем.

Электрическая схема состоит из следующих элементов:

  • тумблера, осуществляющим режим температуры управления — К1;
  • тумблера, осуществляющим скорость вращения ротора электродвигателя \управление скоростью обдува\ — К2;
  • тумблера отключения ТЭНов — К3;
  • электродвигателя \вентилятора\ — М;
  • конденсатора — С;
  • ТЭНов — R\ТЭН\;
  • диодов — VD1, VD2.

Через диодную мостовую схему \одной диагонали моста\ выпрямленный ток двух потенциалов \+,-\ поступает на электродвигатель. При переходе от анода к катоду — ток протекает при положительном полупериоде синусоидального напряжения.

Два конденсатора соединенных в электрической схеме параллельно, — служат дополнительными сглаживающими фильтрами.

Скорость обдува происходит за счет изменчивости сопротивления в электрической цепи, то есть, при переключении тумблера скорости на наибольшее значение сопротивления, — скорость вращения ротора электродвигателя уменьшается \в связи с падением напряжения\.

Количество ТЭНов \нагревателей\ в данной схеме — четыре. Температурный режим строительного фена осуществляется тумблером температурного управления.

ТЕНы в электрической цепи имеют разное сопротивление, — соответственно, температура нагрева при переключении из одного участка электрической цепи на другой — нагрев ТЭНов будет соответствовать своему значению сопротивления.

Общий внешний вид строительного фена с его названиями отдельных деталей, — показан на рис.2

Следующая электрическая схема строительного фена \рис.3\, — сопоставима с электрической схемой рис.1

В данной электрической схеме отсутствует диодный мост. Управление скоростью обдува и управление температурным режимом, — происходит при переключении из одного участка электрической цепи на другой, а именно:

  • при переключении на участок электрической цепи — состоящей из диода;
  • при переключении на участок электрической цепи — не имеющей диод.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD1, имеющим свое сопротивление, — ТЭН2 будет нагреваться соответственно двум значениям сопротивлений:

  • сопротивления при переходе анод — катод диода VD1;
  • сопротивлении ТЭНа \ТЭН2\.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD2, напряжение подаваемое на электродвигатель и ТЭН1, — будет принимать наименьшее значение.

Соответственно, скорость вращения ротора электродвигателя и температура нагрева ТЭНа для данного участка электрической цепи, — будет соответствовать прямому переходу тока диода VD2. Нагрев ТЭНа \ТЭН1\ для данного участка, так же зависит от своего внутреннего сопротивления, то есть учитывается сопротивление ТЭНа.

Неисправности строительного фена

Основными причинами неисправности строительного фена здесь можно назвать неисправность элементов электроники:

  1. диодов;
  2. конденсаторов.

Чаще всего такая неисправность происходит при резком скачке внешнего источника переменного напряжения. Так например, причина неисправности конденсатора вызвана тем, что обкладки конденсатора замыкаются при скачке напряжения между собой — накоротко.

Конечно же не исключается такая возможность неисправности как разрыв в обмотке статора электродвигателя \перегорание обмотки\.

К незначительным неисправностям можно отнести такие причины как:

  • окисление контактов тумблера температурного управления;
  • окисление контактов тумблера управления скоростью обдува;
  • окисление контактов тумблера отключения ТЭНов;
  • разрыв провода в сетевом кабеле;
  • неисправность штепсельной вилки \отсутствие контакта\.

Диагностика на выявление причины неисправности проводится прибором » Мультиметр».

При замене конденсатора — учитывается его емкость и номинальное значение напряжения.

При замене диода — учитывается сопротивление двух значений, в направлениях:

  • от анода к катоду;
  • от катода к аноду.

Как нам известно, значение сопротивления от анода к катоду будет значительно меньше чем от катода к аноду.

С электродвигателем, при его неисправности, дела обстоят по-сложнее. При подобной неисправности, проще заменить электродвигатель чем допустим выполнить перемотку обмоток статора. Но и такая работа выполнима, — кто непосредственно занимается подобным ремонтом. В этом случае учитывается:

  1. количество витков в обмотке статора;
  2. сечение медного провода.

Не исключается и такая неисправность как перегорание ТЭНа. Замена ТЭНа проводится с учетом своего значения сопротивления.

Диагностика и ремонт-строительного фена

Рассмотрим устройство электродвигателей и как именно нужно проводить диагностику электрических машин, как их принято считать в разделе по электротехнике.

Для наглядного примера, представлены фотоснимки нескольких типов таких электрических машин, — относящихся к коллекторным электродвигателям. Устройство и принцип работы допустим двух коллекторных электродвигателей:

  • пылесоса;
  • строительного фена,

— ничем не отличается. Различие в электродвигателях состоит лишь в скорости вращения ротора и в мощности электродвигателя. Поэтому, мы как бы не будем заострять свое внимание в том плане, что приведены разъяснения, не относящиеся к электродвигателю строительного фена.

Электродвигатель строительного фена

Электродвигатель строительного фена — асинхронный, коллекторный, однофазного переменного тока.

асинхронный коллекторный электродвигатель однофазного переменного тока

Электрическая схема коллекторного электродвигателя \рис.5\ выглядит следующим образом:

В схеме мы можем заметить, что коллекторный электродвигатель может работать как от переменного так и от постоянного тока, — таковы законы физики.

Две обмотки статора электродвигателя соединены последовательно. Две графитовые щетки в контакте — в электрическом соединении с коллектором ротора электродвигателя.

Электрическая цепь замыкается на обмотках ротора, — соответственно, обмотки ротора в электрической схеме соединены параллельно через скользящий контакт щетка — коллектор.

диагностика обмоток статора электродвигателя

На фотоснимке показан один из способов диагностирования обмоток статора электродвигателя. Таким способом проверяется целостность либо пробой изоляции обмоток статора. То есть один щуп прибора соединяется с любым из выведенных концов обмоток статора, другой щуп прибора соединяется с сердечником статора.

В том случае, если будет нарушена изоляция обмотки статора и проводка обмотки будет замыкать на сердечник, — прибор укажет на режим короткого замыкания \нулевое значение сопротивления\. Из этого следует, что обмотка статора неисправна.

Прибор на фотоснимке указывает на единичку при диагностировании, — это еще не будет означать, что данная обмотка статора является пригодной к эксплуатации.

Необходимо так же измерить сопротивление непосредственно самих обмоток. Диагностика проводится таким же подобным способом, — щупы прибора при этом соединяются с выведенными концами проводов обмоток статора. При целостности обмоток, дисплей прибора укажет на значение сопротивления, которым обладает та или другая обмотка. При разрыве той или иной обмотки статора, — прибор покажет «единицу». Если провода обмотки статора между собой будут замкнуты накоротко в результате перегрева электродвигателя или по другим иным причинам, — прибор будет указывать на наименьшее \нулевое\ значение сопротивления или же «режим короткого замыкания».

Как проверить прибором обмотки ротора на сопротивление? — Для этого нужно два щупа прибора соединить с двумя противоположными сторонами коллектора, то есть нужно выполнить такое же соединение, которые имеют графитовые щетки в электрическом соединении с коллектором. Результаты диагностики сводятся к таким же показаниям, что и при диагностировании обмоток статора.

износ пластин коллектора

Что из себя вообще представляет коллектор? — Коллектор, это полый цилиндр состоящий из мелких медных пластин специального сплава, изолированных как друг от друга так и от вала ротора.

В том случае, если повреждение пластин коллектора незначительное, — пластины коллектора зачищаются мелкозернистой наждачной бумагой. Опять же, данный объем работы выполним непосредственно только специалистами, занимающими ремонтом электродвигателей.

Электрическая схема \рис.7\ состоит из батареи и лампочки, данная схема сопоставима со схемой карманного фонарика. Один конец провода с отрицательным потенциалом соединяется с сердечником статора, другой конец провода с положительным потенциалом соединяется с одним из выведенных концов обмоток статора. Если провода соединить наоборот, то есть «плюс» к сердечнику статора, «минус» к выведенному концу обмотки статора, — от этого ничего не меняется.

При наличии пробоя изоляции, когда обмотка статора замкнута с сердечником, — лампочка в данной электрической схеме будет гореть. Соответственно, если лампочка гореть не будет — значит обмотка статора не замкнута с сердечником статора.

Такой способ диагностирования \рис.7\ — не полный. Точная диагностика проводится только прибором Омметр либо прибором Мультиметр с установленным диапазоном измерения сопротивления, для последующего замера сопротивления обмоток статора.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.