Что такое материальный мир веды. Как появился мир по ведической литературе? Как начинается творение? Что происходит в момент смерти

опубликована на нашем сайте ). , «Она пронизывает всё тело». Смотрите: “Я” – вижу, “Я” – слышу. Я чувствую вкус. Я обоняю, я – размышляю, я – различаю, я – существую. Сколько у меня “Я”, посмотрите. Нет, это – одно и то же “Я”. Отражается от различных “зеркал”. Отражённое “Я”. Поэтому, в нас внутри есть спор с самим собой: с чувствами, с умом, с разумом. Я – сам вступаю в конфликт. Потому что я рождён на уровне ума. Меня тянет вверх – разум, цель жизни, какие-то возвышенные вещи, мудрость, просвещение. И чувства – тоже тянут, но – вниз, в другую сторону. И вот здесь в уме – конфликт, горе от ума называется. Постоянные противоречия. Постоянный самообман. Постоянный поиск компромиссов. Как соединить то и другое? Это практически – невозможно. Что-то одно должно быть выбрано. Либо выбираете просвещение и мудрость, либо – чувственные наслаждения. Откуда у мудрого человека будет тяга к чувственным наслаждениям? Не бывает. И откуда у человека, который живёт ради чувств – знания? Не бывает. Поэтому, говорится, что в этом мире счастливы только два типа людей: полные глупцы, и великие мудрецы. Остальные – страдают. Вот наш выбор, трудно сделать. Потому что есть чувства, есть – разум. И наш выбор трудно сделать. Поэтому, нужно постичь себя – ВЫШЕ ЭТОГО ВСЕГО.

“Я”, кто же такой “Я” – независимо от этой структуры (имеет ввиду физическое тело, ум и разум ). Только посмотрите, какая мощь внутри заложена. Вы сейчас удивитесь – что такое душа. Если ум такой сильный. Если разум ещё сильнее. При помощи разума можно видеть прошлое, настоящее и будущее, проникать в любые тайны мироздания. Так устроен разум. То – что же может делать дух, сознание?

Сознание описывается в трёх терминах: сад; чит; ананда.

Сат означает – вечность. Чит, означает – знание; ананда – безграничное блаженство. Границ не существует для духовного потенциала. Бесконечное блаженство, бесконечное количество времени, безграничное знание. Такие у вас потребности? У каждого? Сколько счастья хотите? Безгранично? Жить долго – постоянно? Это есть – дух, вот он. Но дело в том, что в материальном теле, здесь, это отражается. В этой (материальной) структуре где мы сейчас находимся – наоборот. “Асат”. “Асат”, “ачит” и “нирананда”.

Асат, означает – временное существование. Несколько десятков лет мы здесь живём с вами. Ачит, означает – невежество. У нас большая проблема с этим. Мы рождаемся все в невежестве. Мы вынуждены слушать старших, иначе мы просто – ничего не поймём в этой жизни. Мы просто всё услышали друг от друга. И нирананда означает, что просто увеличиваются страдания, накапливаются.

Молодой человек как восклицательный знак, он утверждает что жизнь – прекрасна. А старик как вопросительный знак. Накапливается тяжесть в жизни, страдания, страхи, болезни, переживания, события в жизни. Всё это мы носим с собой, и это – груз. “Нирананда”, уменьшается счастье.

А душа, она желает – вот, быть бы такой всегда.

И над этим “Я” располагается – ещё более высокая энергия. Кто это? Сверхдуша. Это вселенский разум. Вот мы сейчас подошли к очень важному моменту. Душа может быть связана вот с этой структурой, она – уже связана, либо с – этой структурой, и с этой и с этой может быть связана. Вот эта структура, которая внизу, это – отражения верхней части, духовного что у вас есть. Говорится, что материальное, это отражение – духовного мира. Поэтому, там чувства находятся на самом верху. А здесь, в самом низу, в невежестве. Чувствам нельзя доверять. Но когда чувства очищены, и – одухотворены, наоборот им нужно доверять. Спонтанно живёте. Не думая, всё что чувствуете – правильно. Пока вы не очистили свои чувства, мы не можем всё сравнивать с собой. Потому что – разные типы чувств существуют, неочищенные. Мы ошибёмся. А когда чувства очищены, ум, разум, (…).

Очищение означает – любовь. Любовь имеет способность чувствовать, размышлять, и различать. Это любовь, это мудрость, её вечное свойство. Если сказать – откуда, называется “ачьютья” – нет причины. Вот, как – душа, божественна. Вы не можете назвать причину.

Что говорят о душе? О душе говорят: если вы услышали о душе – чудо! Если вы подумали о душе, вы сделали тоже самое – чудо, возможно ли такое? И если вы увидели душу глазами, вы скажете – невозможно, чудо какое-то. Это – “ачьютья”. Вы никогда не сможете это объяснить, но это – факт. Как Солнце, можно сколько угодно думать, объяснять, понимать, вот – факт, существует такое Солнце. Существует семечка, вырастает и вырастает. Вы можете такое создать? Ну, создайте такую маленькую микросхему, бросьте её в землю, закопайте. Полейте водой, пусть вырастет – ноутбук. Семечку водой поливаете, и вырастает куст. Вы замечали это? Это же удивительно. Объяснимо? Нет, необъяснимо. Все эти вещи уже в области “ачьютья” – необъяснимые. Но они – существуют. Также, как и любовь: в не сможете её объяснить. Но она просто – существует. По-другому вы её не сможете объяснить, кроме как фактом существования. Когда вы любили, то вы – знаете что такое любовь. Если не любили – вам нельзя это объяснить.

Отступление.

В книге Сергея Амаланова “Бабочка любви” на основе принципов работы головного мозга, объясняются такие понятия, как: почему возникает влюблённость к определённому человеку (три главные причины), почему влюблённость закономерно – приходит. Что представляет собой любовь, на основе работы головного мозга человека, чего категорически нельзя делать в отношениях, и многое другое, не всё. но – самое главное о любви и взаимоотношениях близких людей. С содержанием книги “БАБОЧКА ЛЮБВИ” С. Амаланова можно ознакомиться на нашем литературном сайте. Там же, онлайн опубликованы книги Хакимова А. Г.

Продолжение лекции Хакимова А. Г. о духовной составляющей любви.

– Все эти духовные явления, они не постижимы. Но они являются основой факта нашего существования. Главным фактом нашей жизни.

Итак, вот эту вещь, личность, мы раздробили на части сейчас. Называется дифференциал, интеграл. Если вы хотите что-то понять, разберите это на части. А потом – соберите. Значит, вы поняли всё. Но, когда учёные попытались разобрать на части само сознание “Я”, то – ничего не произошло. Не делится на части. “Я” – неизменен. Вот посмотрите ещё раз.

Рождается ребёнок. Вот такой, с ноготок. Тело – изменится. Он сменит тело. Через несколько лет, тело станет вот таким. Согласны, что другое тело? Или то же самое тело? Тело – другое. Он есть, и что-то выделяет. Всё меняется. Через 7 – 11 лет все клетки полностью заменятся. А личность – та же самая, “Я”. Был маленький. Теперь я – вот такой. “Я” – тоже самое.

Потому он вырастет в юношу, тело изменилось, правда же? Но личность та же самая. Какой вывод? Что после смерти жизнь – существует. Но мы не зависим от тела всегда. Он не менялся, менялось только тело. Это же со мной было? Носитель тел – один и тот же, неизменный. Поэтому и говорится: душа – вечна. А тело временно. Но здесь, мы говорим о “Сверхдуше”. Это знание даётся просто как – милость. Без напряжения ума, без каких-то усилий. Тут не нужно никакого образования. Нужно просто – любовь связующая.

Мы наблюдаем косяки перелётных птиц. Они летят тысячи километров без навигаторов, точно знают куда летят. Загадка для учёных. Мы наблюдаем жизнь бобров, как их жизнь организована, они строят целые города. Жизнь пчёл, муравьёв. Мы наблюдаем, как больная кошка выбирает себе лекарственную траву, и – выздоравливает. Чьё это знание? Кошкино? Нет. Это – знание. Но передаётся по-другому, интуитивным путём. Подсознание? Нет, Сверхсознаие. Потому что кошка направление в этой энергии находит. Это – Сверхсознание, а не подсознание. Подсознание, это просто память.

Отступление.

подсознательную память информация записывается тогда, когда на человек находится либо без сознания, либо его сознание – сильно подавлено травмирующим физическим, или психологическим фактором, – прим. админа).

Но чтобы найти лекарства (больной кошке ), нужно иметь – знания, а не память. Если вы никогда не пользовались, то вы должны иметь знание.

……………………………………………

Выдержка из лекции Хакимова А. Г. “Семейные ценности”

Над разумом есть собственно говоря – причина этого всего: “Я” – сознание. Обратите на это внимание. Это очень и очень важный момент мы сейчас обсуждаем. Мы хотим научно представить концепцию сознания. Мы сейчас – отделяем его (сознание) от этой физической структуры и тонкой, как самостоятельный элемент: “Я” – сознание. Сейчас путают сознание с мозгом, с нервной системой, или с кровью человека. То есть с чем-то физическим. Веды говорят: “Душа не рождается и не умирает. Душу не сможете сжечь огнём, растворить водой, рассечь оружием. Она – не материальна. Не иссушить ветром. (Примечание. Это определение души Хакимов А. Г. привёл из Бхагавад-гиты” – древнего ведического священного писания, которое признаётся квинтэссенцией всей ведической мудрости. Опубликовано на нашем сайте онлайн по ссылке: (страница откроется в новом “окне”).

Продолжение лекции Хакимова А. Г.

– То есть это – антиматериальная энергия, это сознание. И она – главный элемент в этой структуре. Без сознания это всё остальное – не работает, не включается. Как холодильник без электричества не включается. Необходимо включить сознание. Можете сделать компьютер, всё что угодно. Он – миллионы лет будет стоять, пока кто-то сознающий не включит его.

Так же это тело, это – биологическая машина. Пока тут есть сознание, оно кажется живым. Посмотрите: оно работает, у него эмоции есть. Там есть жизнь внутри. Жизнь уходит из тела, что это такое? Оно всё – распадается в прах, в материальные элементы. То есть, присутствует соединение материи и духа. Сознание и материя сейчас, как бы – смешаны вместе. Хотя “Я” никак не связано с материей. Это как в колеснице оно (сознание) сидит. Где есть пять лошадей, пять чувств. Есть вожжи – ум, и возница – разум. Сама же душа никак не связана. Она просто – переживает счастье и несчастье. Наблюдает счастье и несчастье. Что происходит с моим телом, и события жизни моего тела.

– Потом, тело умирает, душа направляется – дальше, по назначению.

Как мы определим это научно, симптомы присутствия этой вот – сознающей силы? Что это такое? Я задаю загадку детям, школьникам, они отгадывают – всегда. А взрослые, практически – не отгадывают. Им нужно подумать. Так вот загадка. Какие три вещи мы с вами больше всего хотим в жизни, получив которые, мы больше ничего не будем желать. Три вещи всего. Отгадайте. Много молодых людей, вы должны догадаться. Любовь и деньги? Супер! А третье что ещё? Счастье и любовь, можно соединить. Значит вы сейчас о счастье сказали, и о существовании сказали, два принципа, а третий не назвали. Это – базовые вещи, получив которые – нечего больше желать. Значит, счастья – сколько? Назовите цифру, какой эквивалент? Безграничное, о-о-о! Безграничное счастье на санскрите, называется – “ананда”. Это желание сознания. Да, верно. Деньги и здоровье, это принцип поддержания существования. А сколько вы хотите существовать? Вечно. Это – другая характеристика души. И что же ещё не хватает? Знание. Совершенно верно. Знание. Это есть сознание. Это – главное, сознание, сознающая энергия. То есть я существую, и знаю об этом. Это трудно объяснить, это – божественный принцип. Есть вечно существующие, которые – не знают о себе ничего, верно? А я знаю, что я существую. Это называется “чит”. От этого произошло слово – “читать”, знать. Энергия знания, или сознания. Она в – центре, энергия «чит». Допустим, я знаю что я – существую. Но этого мало.

1 час 25 минут записи полной лекции.

– Я ещё хочу осознавать своё счастье. Иначе, какой смысл существовать без счастья? И существовать – всегда: “Пусть всегда будет Солнце, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду – я”. Я не хочу прекращать существовать. Это описывается в Ведах признаки существования души. Вот они об этом и говорят. Спросите свой разум: это – возможно? Нет. Людей, которые бы жили вечно, и всё знали, и были бы бесконечно счастливы, невозможно. Спросите ум. Он скажет: “Не говори глупостей. Такого не бывает. Главное – забыть, погрузись в чувства. Не думай о смерти, и жизни, просто – наслаждайся и всё”. Они – не знают, видите. Они не согласны. Они не верят в это. Спросите себя, не найдёте ответа вот в этих областях. И тем не менее, “Я” – всё равно этого хочет! Против всяких наших законов и материального опыта. Это – дух. Душа вот в этих качествах не умещается в теле.

Согласно Ведам, существуют материальные и духовные миры...Любой может выбирать себе место жизни, но как?...
В духовных мирах живые существа постоянно находятся в состоянии заботы обо всем окружающем их, поэтому и в во всевозрастающем счастье, не стареют и живут вечно.
В нашей же материальной Вселенной, имеющей форму шара, имеется тенденция сначала заботиться о себе, счастье ограничено рамками материи, которая сама по своей природе ограничена как в пространстве, так и во времени. Поэтому закоренелые материалисты, привязанные исключительно к материальному счастью, всегда неудовлетворены. Ведь истинная природа каждого - это природа души, которая "рождена" жить в безграничном духовном мире со все возрастающим счастьем, а тут все ограничено... А как, скажите мне пожалуйста, можно что-то безграничное, удовлетворить чем-то ограниченным? . Поэтому материальный мир условно разделен на три пласта, или уровня, планет:

1) высший уровень, где в счастье живут благочестивые существа, знающие как правильно жить, т.е. те, которые поняли свою истинную природу - духовную;

2) средний уровень, где благочестия недостаточно; и живым существам на этом уровне приходится в следующих жизнях или подниматься выше, или опускаться ниже в зависимости от поступков и желаний. Т.е. это уровень выбора дальнейшего пути - пути духовного счастья или материального голода и неудовлетворенности.

3) низший уровень, где обитают существа, погрязшие в грехах. Т.е. те личности, которые заботятся лишь о себе, напрочь забывая о других. Это сравнимо с всадником, который в гневе или просто из-за плохого настроения убивает свою лошадь, которая его везет. Это и есть грех - любой поступок, не учитывающий интересы всех окружающих, поэтому все вокруг на этом уровне планет недовольные, злые, при малейшей же возможности подставляющие других в неприятные ситуации, наговаривающие друг на друга и пр.

Касательно же Земли, то Веды говорят, что наша планета находится на среднем уровне, чуть ниже центра. Поэтому и счастья у нас и страданий почти поровну, страданий чуть больше: ведь немного ниже.

Каждая же личность, или душа, в нашем мире приобретает тот тип тела, который соответствует ее желаниям, скорректированными под ее уровень сознания, или благочестия.

Смысл же человеческого типа тела - постигать высшее знание, поэтому тело человека наделено наиболее высшим уровнем сознания и разумом, тогда как животные тела имеют более развитый ум, или чувства. Человек задается вопросами о смысле жизни и бытие, своем предназначении и уровне развития, тогда как животные живут лишь чувствами, намного более развитыми, чем у человека, и "сегодняшним днем". Животные не знают кто они и зачем живут и не думают о своей судьбе и какой путь в жизни выбрать. Они идут по "накатанной" дороге, написанной их инстинктами и рефлексами.

Это и есть главное отличие и преимущество человека перед животными Поэтому только правильно формируя свой характер и изучая духовность душа в человеческом теле сможет обрести счастье, даже в своем неудачном конкретном земном воплощении.

мироздание, мироздания, судьба
В Ведах говорится добро и зло в нашем материальном мире существовали всегда, духовный же мир создан для абсолютно бескорыстных живых существ, живущих для других. А у них нет даже такой идеи - жить для себя, поэтому они живут там, а мы... мы - здесь. Наш материальный мир создан для тех, кто желает жить для себя.

Зачем так все устроено?

Такова природа вечных живых существ. Они абсолютно свободны и в этом проявляется аспект счастья. Именно поэтому всем дана свобода выбора, для того, чтобы каждый мог выбрать свой путь и свое счастье.

Если живое существо выбирает жизнь для себя, оно попадает в материальный мир и живет рядом с такими же эгоистически настроенными душами, подобными ей самой.

И если в этом мире человеку надоедает жить для себя, он начинает заниматься духовными практиками, учится жить для других и впоследствии попадает на высшие планеты, а от туда уже может попасть и в духовный мир - мир, где каждый заботится в первую очередь о другом.

Каким же образом можно сделать правильный выбор, чтобы не перерождаться вновь в материальном мире и попасть в духовный мир?

Это возможно только в служении высшему знанию. Богу.

Когда человек стремится помогать другим, хочет, чтобы все люди стали лучше и приняли божественное отношение к жизни, без зависти и сплетен, когда он сам выполняет свои обязанности и придерживается правильного образа жизни, он сможет возвыситься и через какое-то количество жизней освободиться от своей кармы, от своих прошлых желаний и поступков Только бескорыстие может помочь человеку попасть в высшие миры

Существуют ли сегодня бескорыстные личности, которые, возможно, уже не вернутся на Землю?

Такие люди есть всегда, но их очень мало Обычно они живут исключительно духовной жизнью. Им не интересно популяризировать себя. Только, если кто-то из них выбирает путь миссионерства, мир о них узнает. Из признанных всеми духовных личностей можно упомянуть Сергия Радонежского. Серафима Сарофского Есть и наши современники, но о них не принято говорить публично во избежании зависти и сплетен

Посчастливилось ли Вам познакомится с такими людьми?

Несомненно, такие встречи у меня были. Я долгое время провел в Индии, где изучал различные направления духовного знания и соответственно познакомился со священниками, святыми людьми. Мне хотелось понять в чем заключается совершенство человеческого характера. И, что радует, таких людей мне удалось встретить не только в Индии, но и в пост-советских странах и даже на Западе.

Что дает общение с такими людьми?
Согласно ведическому знанию, одна минута общения с чистой, возвышенной личностью полностью меняет судьбу человека.

Соответственно, главным достоянием человека является его способность смиренно общаться с мудрецом. Высшее проявление удачи и богатства в ведическом понимании - это обретение человеком достаточного количества внутренних сил, чтобы действительно найти такую личность, смиренно выслушать и построить свою жизнь по тем принципам, которые ему укажут.
Из интервью Татьяны Тимофеевой
с доктором аюрведы Торсуновым О.Г.
... www.Krishna.org.ua ...

Александр Геннадьевич Хакимов (духовное имя — Чайтанья Чандра Чаран дас) – известный в России и других странах специалист по ведической культуре, писатель, психолог, художник, философ, теолог, проповедник. Многие годы путешествия по всей России, а также ближнему и дальнему зарубежью, он занимается популяризацией ведического знания, которое, по сути, является источником мировой культуры. Дело его жизни – нести людям знание, раскрывающее вечные законы бытия. Его лекциям присущи строгость и чистота, необычайно яркая образность и доходчивость. В них одна за другой разворачиваются тайны ведической мудрости.

Александр Геннадьевич Хакимов (духовное имя — Чайтанья Чандра Чаран дас) – известный в России и других странах специалист по ведической культуре, писатель, психолог, художник, философ, теолог, проповедник.

Многие годы путешествия по всей России, а также ближнему и дальнему зарубежью, он занимается популяризацией ведического знания, которое, по сути, является источником мировой культуры.

Дело его жизни – нести людям знание, раскрывающее вечные законы бытия. Его лекциям присущи строгость и чистота, необычайно яркая образность и доходчивость. В них одна за другой разворачиваются тайны ведической мудрости, открывается трансцендентная высота философии.

Трудно найти точку на карте нашей страны, которую бы он не посетил. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями. С большим вдохновением и энтузиазмом он читает лекции, проводит семинары с самой широкой аудиторией слушателей, принимает участие в беседах за круглым столом с учеными, философами, деятелями культуры, он частый гость различных теле- и радиопередач, которые пользуются неизменным успехом благодаря талантливому и доступному изложению сложных философских тем.

Природная мудрость в сочетании с любовью и вниманием к людям помогают каждому его слушателю глубже узнать себя, достигнуть понимания с другими, а также найти ответы на сокровенные вопросы о смысле человеческой жизни, об Абсолютной Истине и природе Любви, то есть получить практичные Знания, которые помогают человеку стать счастливым.

Александр Геннадьевич Хакимов говорит свежо и увлеченно, чаруя слушателей своим удивительным обаянием. И чем больше мы размышляем над его словами, тем больше начинаем осознавать их мудрость и глубину.

Он автор таких семинаров как: «Совершенство Любви», «Наука взаимоотношений», «Законы судьбы», «Кризисы любви», «Уровни сознания», «Как стать счастливым», «Формула мира», «Природа ума», «Анатомия ложного эго» и многих других.

Александр Геннадьевич Хакимов является духовным лидером и Почетным Директором Прикладных Духовных Технологий имени Джона Фейворса.

Сущность души по ведам.

Божественное и демоническое сознание.

Мы должны чётко себе уяснить, что у Бога есть две энергии — материальная и духовная. Духовная энергия — это жизнь, живые существа: Бог (Верховное Существо) и все мы, Его неотъемлемые частицы. Все живые существа обладают духовной формой, и все они вечны. Духовный мир — это мир чистой духовной энергии, чистых живых существ. Он исполнен вечности, знания и блаженства (сат-чит-ананда).


Материальный мир — это мир временных форм, состоящих из материальной энергии. Все эти формы построены из частиц материи (молекул, атомов и т.д.), которые лишены жизни. В отличие от духовных частиц, или духовных душ, материальные частицы — не живые.


Когда мы говорим о живом существе в материальном мире, мы должны чётко сознавать отличие духовной души, или собственно живого существа, дживы, от материального тела, в котором она воплощается. Материальное тело состоит из двух оболочек — грубого тела и тонкого тела, материального ума. Материальное сознание живого существа, его склад ума, записано в его тонком теле, и именно это сознание определяет принадлежность живого существа к божественным или демоническим натурам на данном этапе его пребывания в материальном мире.

К сожалению, большинство вероучителей современных религий не понимают этой, в общем-то, довольно простой истины. Они путают дух с материей, а живое существо, чистую душу — с материальным телом и умом. Примеров такого смешения и вытекающего из него заблуждения можно привести много, но я приведу лишь один — учение Аристотеля и христианских философов о «разных типах душ»: человеческой душе, животных душах и т.п. (И дело здесь не только в разнице терминологий, когда разные люди называют одним и тем же словом разные вещи — например, христиане часто называют «душой» то, что мы называем тонким телом, — но в реальном непонимании.) Далее по мере необходимости я буду упоминать о других подобных заблуждениях.

Учители, принадлежащие к чистой цепи ученической преемственности, очень чётко объясняют, что все души, или дживы, качественно одинаковы, независимо от того, в каких телах они воплощены. Везде, где есть жизнь, присутствует духовная частица, душа. Именно она представляет собой жизнь, и именно её присутствие заставляет тело, состоящее из мёртвых частиц материи, казаться «живым». Не бывает «живой материи», как говорят некоторые учёные-материалисты, но бывает материя (материальное тело), в которой временно находится частица жизни. Когда душа покидает тело, то сразу становится очевидным, что оно — мёртвое. Оно и раньше было мёртвым, но в нём было заметно присутствие живой нематериальной души.

И тогда становится понятной истина о реинкарнации: вечная духовная душа переходит из одного тела в другое, получая, в соответствии с развитием своего сознания, тела крошечных бактерий или других одноклеточных форм, растений, животных, людей, полубогов (девов), существ астрального мира и т.д. Так называемые эзотерики называют астральных существ «сущностями», нагоняя тень на плетень введением этого нового термина, но на самом деле всё это просто различные живые существа — одинаковые по своей сущности духовные души, воплощённые в различных материальных телах, грубых и тонких или только тонких (астральные существа, или духи, не имеют грубого материального тела).

Итак, по своей сущности все живые существа одинаковы. Все они — чистые духовные души, дети Бога. В этом смысле все они — святые. Почему же они зачастую ведут себя очень «недуховно», демонично? Всё дело в материальном сознании. Несмотря на то, что духовная сущность у всех живых существ одинакова, их временное материальное покрытие может быть очень разным.

Таким образом, глава шестнадцатая Бхагавад-гиты, «Божественные и демонические натуры», описывает именно типы сознания. Но тип материального сознания не может изменить природу души, сущность души. Материальное сознание — это содержимое тонкого тела, своего рода «форма ума». Оно не затрагивает душу. Но оно может так плотно её покрывать, что подлинное духовное сияние души будет не в состоянии пробиться через этот покров, и на поверхности его мы увидим — демон, злое существо, ненавидящее Бога и жестоко обращающееся с другими. Тем не менее, сущность души остаётся прежней, об этом никогда нельзя забывать.

Материальное сознание постоянно меняется — сегодня «демон» может находиться в благодушном состоянии, а завтра, что называется, «как с цепи сорвался». Но даже более постоянные, более глубинные качества характера меняются, хотя и не так быстро. Для этого может понадобиться много жизней, но всё равно это ничто по сравнению с вечностью духовной души. «Душа по своей природе — христианка», — это изречение приписывают христианскому богослову Тертуллиану. Перефразируя его, можно сказать: «Душа по своей природе — преданный Бога». Этого невозможно изменить, потому что это то, кто мы есть, навечно. Но Господь даровал нам свободу выбора, и мы можем выбирать не любить Бога и враждовать с Ним неограниченно долгое время. Это не изменит нашей сущности — но это может длиться очень долго. Почти вечность. Тем не менее, наша истинная сущность преданной Богу чистой, святой души рано или поздно всё равно проявится, и тогда мы вернёмся к Богу. Этого не может не произойти, потому что, повторяю, каждое — абсолютно каждое! — живое существо по своей вечной природе — любящий слуга Бога. Эта любовь может быть временно непроявлена, но она с нами навечно. Не существует независимого по своей сущности «зла». Зло — это просто отсутствие зримого проявления любви к Богу.

Итак, из сказанного должно быть ясно, что демон может измениться и стать святым, и рано или поздно он это сделает, повинуясь своей истинной природе. Хотя это может занять очень много времени, миллионы и миллиарды жизней, и прочие «зиллионы», для которых даже нет названия и которые даже невозможно себе представить. Но время существует вечно, материальный мир вместе с находящимися в нём душами вечно переходит из проявленного состояния в непроявленное и обратно, и Бог не устанет ждать.

Любви, Радости и Счастья Вам! :)

Интервью с Бхакти Вигьяной Госвами («госвами» - монашеский титул в ведической традиции).

Значения метафизических терминов:

Бог и Абсолютная Истина - классическое определение Абсолютной Истины: «источник всего сущего, его опора и причина конечного уничтожения»; в данной статье оба эти термина (Бог и Абсолютная Истина) используются как синонимы - подразумевается, что высшим проявлением Абсолютной Истины является Бог – Личность.

Гуны материальной природы - буквально слово гуна означает «веревка» или «качество». Три фундаментальных начала материального творения: благость, страсть и невежество. Словно три нити трех основных цветов, они сплетаются друг с другом, порождая разнообразные формы существования, условия жизни, уровни развития сознания и эволюции. В процессе сотворения мира гуны играют роль направляющих факторов становления тех или иных элементов материи.

Духовный и материальный миры - в Ведах принимается реальность и того, и другого. Духовный мир безграничен и един; его природа характеризуется тремя качествами: вечностью, знанием и блаженством. Материальный мир ограничен (т.е. измерим); он состоит из трех гун, которые трансформируются в пять грубых начал и три тонких: грубые - эфир (пространство), воздух, огонь, вода и земля; тонкие - ум, интеллект, ложное эго.

Обусловленная душа - так называются души, попавшие в материальный мир из мира духовного и приспособившиеся к условиям материального бытия.

Органы чувств - пять органов познания (уши, кожный покров, глаза, нос и язык) и пять органов действия (руки, ноги, язык как орган коммуникации, половые органы и органы, через которые выводятся продукты жизнедеятельности).

Эго - 1) присущая духу способность сознавать свое существование. Различают истинное и ложное эго; 2) изначальное сознание Бога, спроецированное на материю.

Первоэлементы (начала) природы - условно называемые эфиром, воздухом, огнем и т.д., эти элементы представляют собой определенные состояния материи. Не путать с обычным воздухом или водой.

Энергия - Веды определяют энергию, как «сущность причины, направленную к следствию, то есть к внешнему проявлению причины». Энергия одновременно едина со своим источником и в то же время отлична от Него. Это можно понять на примере солнца и солнечных лучей. Лучи – внешнее проявление сущности солнца. Без лучей солнце - не солнце, но в то же время солнечные лучи отличны от самого солнца.



ВОПРОС: Что Веды говорят о появлении этого мира?

Вам не кажется странным, что люди часто задумываются, как возник мир и пытаются найти ответ на этот вопрос с помощью современной науки, но практически никто не ставит перед собой вопрос: почему возник этот мир? Без ответа на вопрос «почему» невозможно правильно ответить на вопрос «как». По сути, человек живет на Земле только для того, чтобы найти причину всех причин, поэтому первым вопросом, который задает любой ребенок, является вопрос «почему?». С этого вопроса начинается человеческая жизнь. Поэтому, если позволите, отвечу на ваш вопрос в контексте гораздо более важного, на мой взгляд, вопроса: «Почему был создан этот мир?» Иначе говоря, зачем совершенному Богу понадобилось создавать заведомо несовершенный мир?


ВОПРОС: С чего начнем?

У истоков творения должны стоять разум, воля, желание – иначе говоря, Бог-личность. В ведической традиции Бога называют Кришной, подразумевая Бога-личность с Его энергиями. Бог минус Его энергии превращается в абстрактный, имперсональный Абсолют, точно так же, как солнце минус его энергия превратится в бесплотную «концепцию солнца». Солнце же с его энергиями включает в себя горы, реки, океаны, облака, то есть все, порожденное его энергией.

Понять Бога как личность – значит понять энергии Бога, или то, каким образом Бог действует. Шридхара Свами, великий философ XII века, определяет энергию (шакти) как «внутреннюю природу [сущего], обращенную к действию». В ведических писаниях говорится о трех основных энергиях Бога: внутренней, внешней и пограничной. Внутренняя энергия проявляет стороны бытия, недоступные нашему восприятию, – духовный мир и непосредственное окружение Бога. Это главная часть творения, и она столь же совершенна, как и сам Бог, ибо в ней все находится в гармонии с Богом и его волей. В других религиозных традициях эту часть творения иногда называют раем. Внешняя энергия Бога проявляется как материальный мир, в котором живем и действуем мы с вами. Душа же – порождение третьей, пограничной энергии Бога. Пограничность ее положения заключается в том, что душа может обитать как в духовном мире, так и в материальном.


ЗАВИСИМОСТЬ ДУШИ ОТ МАТЕРИАЛЬНЫХ

НАСЛАЖДЕНИЙ СРОДНИ ЛЮБОЙ ДРУГОЙ

НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ:

ОНА ТАК ЖЕ ИЛЛЮЗОРНА И БЕСПЛОДНА

Это можно понять на простом примере. У человека может быть две квартиры, но в одной он живет сам со своими близкими, и в ней все обустроено по его желанию, а другую он сдает внаем, и арендаторы приспосабливают ее под себя. Духовный мир – это дом Бога, где он обитает сам со своим ближайшим окружением, а материальный мир сдан им в аренду обусловленным существам, душам, пожелавшим жить отдельно от Него. Таким образом, все творение состоит из внутренней энергии Бога, Его внешней энергии, живых существ и, собственно, самого Бога в его бесконечно многообразных формах и проявлениях.

Природу материального мира описывает наука, которая на санскрите называется санкхья. Санкхья - это что-то вроде древнего прообраза химии. Она анализирует и расчленяет материальный мир на элементарные составляющие. Слово санкхья буквально значит «исчисление». Основоположник этой науки – мудрец Капила, живший в незапамятные времена. В каком-то смысле санкхья - это дополнение йоги. Если йога представляет собой практику, с помощью которой душа может выпутаться из плена материальной энергии, то санкхья – это теория, объясняющая причину нахождения души в царстве материальной энергии и описывающая природу ее деятельности здесь. Эта наука разбирает материальный мир на элементы и так помогает изучающим ее избавиться от привязанности к нему.

Душа, попавшая в мир материи и отождествившая себя с материей, пытается наслаждаться бесконечным многообразием, которое видит перед собой. Это многообразие манит ее к себе, сулит ей счастье и таким образом порабощает душу, заставляя забыть о своей вечной духовной природе. Зависимость души от материальных наслаждений сродни любой другой наркотической зависимости, она так же иллюзорна и бесплодна. Санкхья же беспощадно разбирает этот мир на составляющие и показывает, что здесь нет ничего особенно привлекательного.


МИР КАЖЕТСЯ НАМ ЖИВЫМ ИМЕННО ПОТОМУ,

ЧТО В ОСНОВЕ ЕГО ЛЕЖИТ

ДУХОВНАЯ ЭНЕРГИЯ БОГА

Это можно понять, сравнив материальный мир с калейдоскопом. Дети могут часами рассматривать меняющиеся картинки, но в какой-то момент у них возникает желание понять, как они возникают. Я, помнится, сам с огромным интересом и не единожды потрошил картонную трубочку калейдоскопа, и всякий раз меня постигало разочарование, потому что единственное, что я находил внутри этой удивительной игрушки, была кучка мутных осколков стекла. Подобно этому, материальная Вселенная зачаровывает нас, удивляя все новыми и новыми проявлениями разнообразия и предлагая нам без конца наслаждаться этим разнообразием. Но, стоит нам с помощью философии санкхьи «распотрошить» этот мир, как мы увидим, что в основе всего этого многообразия, на первый взгляд живого, лежат всего-навсего несколько скучных материальных элементов, которые сами по себе лишены жизни.


ВОПРОС: Что же делает этот мир таким привлекательным?

Философия санкхьи начинается с очень важного постулата: мир держится на самом Боге. На самом деле нас привлекает Бог, который есть самая суть жизни, и даже материальный мир кажется нам таким привлекательным только потому, что за ним стоит Бог. Мир кажется нам живым именно потому, что в основе его лежит духовная энергия Бога. На санскрите одно из главных имен Бога - Вишну, что означает «вездесущий». Санскритский корень виш, от которого происходит это слово, значит «входить». Согласно Ведам, Бог вошел в каждый атом Вселенной, и вся Вселенная держится на духовной силе Его энергии. В сборнике тысячи имен Бога из «Махабхараты» первым стоит имя «Вишва», что значит «Вселенная».


ВЕСЬ МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР - ЭТО

БОЛЬШАЯ МАТРИЦА, В КОТОРОЙ ДУШИ

НАСЛАЖДАЮТСЯ ВИРТУАЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛЬНЫМИ

УДОВОЛЬСТВИЯМИ И ИЛЛЮЗИЕЙ

ВЛАСТИ НАД МАТЕРИЕЙ

Нигде в священных писаниях не говорится, что материальная Вселенная есть нечто заведомо грязное или греховное (впечатление, которое может возникнуть у человека, который противопоставляет творение Творцу). Напротив, Вселенная - это доступный нам способ встретиться с Богом. Энергия Бога может раскрыть нам Бога, и та же энергия может скрыть Его от нас. В пример можно привести облако, порожденное энергией солнца. Солнце испаряет воду, вода собирается в виде облака в небе. Изучая природу облаков, можно понять, каким образом действует энергия солнца, но, с другой стороны, облака скрывают от нас солнце. Точно так же материальная энергия Бога может заслонить Бога от зрения обусловленной души, а может, наоборот, помочь ей понять его.


ВОПРОС: Насколько я понимаю, это подводит нас к ответу на поставленный в самом начале вопрос: зачем сотворен мир?

Да. В этих двух функциях внешней, материальной энергии Бога - ее способности раскрывать Бога и скрывать Его - и заключается ответ на вопрос «Зачем Бог сотворил несовершенный материальный мир?» Первая цель материального творения - дать возможность душе не видеть Бога, забыть о Нем, не ощущать Его присутствия. Весь материальный мир – это большая матрица, в которой души наслаждаются виртуальными материальными удовольствиями и иллюзией власти над материей. Так материальный мир помогает обусловленной душе забыть о Боге, скрывает от нее Бога, давая ей возможность почувствовать себя независимой.


ВСЕЛЕННАЯ - ЭТО ДОСТУПНЫЙ НАМ СПОСОБ

ВСТРЕТИТЬСЯ С БОГОМ

Психология обусловленной души чем-то напоминает психологию ребенка. Вернее, дети ярче и откровеннее проявляют то, что свойственно всем обусловленным душам. Иногда дети залезают под одеяло, чтобы почувствовать себя свободными от надзора взрослых. Иллюзия независимости, которую они ощущают, забравшись под одеяло, заставляет их беситься, кричать и делать другие глупости. Внешняя энергия Бога – что-то вроде одеяла, которое Бог дал обусловленным душам, пожелавшим независимости от него. Когда детям кажется, что взрослые не видят их, они начинают делать все, что хотят. Примерно то же самое происходит и с обусловленными душами. Предоставленные сами себе, наедине с материальной энергией Бога, люди пускаются во все тяжкие и пытаются наслаждаться материальной энергией, попутно совершая множество глупостей. Именно поэтому материальный мир, хотя и является творением совершенного Бога, полон несовершенств.


ВОПРОС: Все равно возникает закономерный вопрос – если Бог создал материальный мир для наслаждения обусловленных душ, для того, чтобы они радовались жизни и воображали себя повелителями этого мира, то почему в этом мире так много страданий?

Страдания – закономерный результат ложности изначальной предпосылки, приведшей душу в этот мир – желания наслаждаться независимо от Бога. Душа никогда не может стать независимой, это противоречит самой ее природе. Поэтому у энергии Бога есть другая, гораздо более важная функция, вторая цель материального творения – помочь обусловленной душе вспомнить о Боге и восстановить свои отношения с Ним. Страдания - это, с одной стороны, результат глупостей, совершенных обусловленной душой, вообразившей, что Бога нет. Но страдания также отрезвляют душу, дают ей возможность понять, что за всем стоит Бог и что Его высшее желание заключается в том, чтобы душа перестала притворяться независимой, осознала свою полную зависимость от него и вернулась к нему, восстановив свою поврежденную пребыванием в царстве материи духовную природу.


МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР ПОМОГАЕТ

ОБУСЛОВЛЕННОЙ ДУШЕ ЗАБЫТЬ О БОГЕ,

СКРЫВАЕТ ОТ НЕЕ БОГА, ДАВАЯ ЕЙ ВОЗМОЖНОСТЬ

ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ НЕЗАВИСИМОЙ


ВОПРОС: Но если Бог совершенен, то почему Он не создал совершенную душу, которой не придет в голову отвернуться от него?

Прежде всего следует понять, что душа никогда не была сотворена. Она – энергия Бога, и потому так же изначальна, как и сам Бог. На самом деле, душа по своей природе совершенна, но совершенство немыслимо без свободы. Сознание – величайший дар Бога – подразумевает свободу, и эта свобода проявляется в свободе выбора души. Душа может выбирать, в какой энергии она будет искать прибежище: в духовной, то есть в отношениях с Богом, признав Его существование и свою зависимость от Бога, или в материальной, которая дает ей иллюзию независимости от Бога.

Материальный мир, по сути, является продолжением независимости, которой наделена душа. Он должен существовать для того, чтобы у души оставалось право выбора. Если бы душа всегда видела только полную духовную реальность, то она не могла бы ощутить себя независимой от Бога и, стало быть, утратила бы свободу. Поэтому существует внешняя энергия, называемая материальным миром, которая заслоняет вездесущего Бога от тех душ, которые возомнили себя независимыми.


ВОПРОС: Едва ли кто-то в этом мире чувствует себя независимым. Даже если мы не зависим от Бога, мы зависим от огромного количества людей…

Да! Потому что крошечная душа ни при каких обстоятельствах не может быть абсолютно независимой. Нам всегда кто-то да нужен. Душа неполна по самой своей природе. Однако ложное желание стать независимым есть у каждого. Все здесь восстают против своей зависимости – дети бунтуют против своих родителей, жены – против мужей, слуги – против хозяев. Желание независимости, каким бы неразумным оно ни было, есть у каждого. Например, иррациональная жажда власти, которой одержимы многие люди в этом мире, что это такое, как не то же навязчивое желание независимости?


СТРАДАНИЯ - ЗАКОНОМЕРНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ЛОЖНОСТИ ИЗНАЧАЛЬНОЙ ПРЕДПОСЫЛКИ,

ПРИВЕДШЕЙ ДУШУ В ЭТОТ МИР -

ЖЕЛАНИЯ НАСЛАЖДАТЬСЯ ОТДЕЛЬНО ОТ БОГА

Вся история человечества – это история отчаянных попыток обрести независимость, попыток, которые постоянно оканчивались крахом. В наше время люди пытаются стать полностью независимыми от Бога с помощью науки. Вся современная цивилизация основана на этом желании. И человек как будто достиг достаточно больших успехов в своих попытках доказать свою независимость от Бога с помощью различных искусственных средств. Но эти попытки привели человечество на грань глобальной катастрофы, которая в конце концов вынудит людей признать свою зависимость от высшей воли Бога. И экологический кризис, глобальное потепление, кризис перепроизводства и проч. – все это лишь первые ласточки системного кризиса, к которому привела ошибочная установка человека на независимость.


ВОПРОС: Иначе говоря, Бог сотворил материальный мир, чтобы душа могла реализовать свое право на «независимость» от него. Получается, что душа косвенно тоже причастна к возникновению мира?

Именно так. И только поэтому материальный мир – творение совершенного Бога – несовершенен: в его основе лежит ложное желание души обрести независимость.


ВОПРОС: Как все же Веды описывают этот процесс?

В главном священном писании нашей традиции, «Шримад-Бхагаватам», мудрец Капила подробно описывает процесс возникновения материального мира. Нужно сразу оговориться, что при этом он оперирует непривычными для современных людей категориями. Картина сотворения мира в его описании предстает как череда реакций, или актов взаимодействия различных первоэлементов, однако под элементами подразумеваются, разумеется, не элементы периодической системы Менделеева, а совсем другие – более тонкие – метафизические категории. Поэтому, чтобы понять этот механизм, следует отказаться от привычных стереотипов. При этом нужно помнить, что описанный процесс, каким бы странным он нам ни казался, является зашифрованным практическим руководством для людей, занимающихся мистической йогой. Поворачивая его вспять, йоги высвобождают душу из плена материи. Все категории, которыми оперирует санкхья, также лежат в основе других прикладных ведических дисциплин, таких как астрология или аюрведа. Другими словами, эта «теория», в отличие от всех остальных теорий возникновения мира, многократно подтверждена на практике.

В Ведах говорится о двух главных этапах сотворения вселенной. Один называется сарга, или «первичное творение». На этом этапе возникают первоэлементы, «кирпичики», из которых потом строится материальный мир. Второй – это висарга, «вторичное творение», когда создаются планеты, созвездия, космос и возникают различные виды живых существ. Сегодня мы коснемся лишь первой части, а именно возникновения первоэлементов, «кирпичиков» творения, лежащих в основе всего, что мы видим.


ДУША ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ СОВЕРШЕННА,

НО СОВЕРШЕНСТВО НЕМЫСЛИМО БЕЗ СВОБОДЫ

Согласно «Бхагаватам», материальный мир появляется в результате взаимодействия двух начал: активного – Бога, и пассивного – материальной энергии Бога. Материалисты считают, что все есть порождение материальной энергии, но сама по себе энергия инертна и, стало быть, неспособна породить что бы то ни было, как женщина не способна зачать ребенка без участия мужчины. Так же как и при зачатии ребенка, роль активного, мужского начала, или Бога, заключается лишь в придании начального импульса. После этого толчка все остальные процессы происходят сами в лоне материальной природы – Бог как будто непричастен к ним. Но чтобы процесс творения начался, пассивная материальная энергия должна быть приведена в движение Господом.


ВОПРОС: А как появилась сама материальная энергия?

Материальная энергия, как и все остальные энергии, является частью Абсолютной Истины, Бога. Она столь же первична, как и сам Бог, то есть никогда не была «сотворена», и все же, будучи энергией, она занимает подчиненное (вторичное) по отношению к Богу место. Абсолютная Истина, по определению, включает в себя всё. Иначе говоря, она должна включать в себя нечто внешнее по отношению к ней и нечто внутреннее по отношению к ней.

Нельзя сказать, что в какой-то момент Богу пришла в голову блестящая идея: создать материальный мир и обусловленные души, которые будут мучиться в нем. Нет. И душа, и материальная энергия существуют всегда. Они – часть Абсолютной Истины. Однако душа вечна, а материальное мироздание, хотя и существует вечно, проходит через циклически повторяющиеся фазы сотворения и разрушения, поэтому говорится о «сотворении» материального мира.


ЧТОБЫ ПРОЦЕСС ТВОРЕНИЯ НАЧАЛСЯ,

ПАССИВНАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ

ПРИВЕДЕНА В ДВИЖЕНИЕ ГОСПОДОМ

В «Шримад-Бхагаватам» и других ведических писаниях утверждается, что до начала очередного цикла творения материальная энергия Бога пребывает в непроявленном состоянии. Давайте сравним это утверждение с первыми словами «Книги Бытия»: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Позволю себе неортодоксальное толкование этого отрывка с точки зрения представлений, описанных в Ведах. Под «небом» и «землею» вполне могут подразумеваться духовный и материальный миры. На санскрите духовный мир называется паравьйома, что значит «высшее небо». А «нейтральная полоса», пролегающая между духовным и материальным мирами, называется Карана-самудрой, или «Причинным океаном». Господь в образе Маха-Вишну возлежит на «водах» этого океана («…и Дух Божий носился над водою»). Оттуда он бросает взгляд на «безвидную землю» – дремлющую, недифференцированную, непроявленную материальную энергию.

Непроявленная материальная энергия, согласно писаниям, представляет собой три гуны материальной природы в идеально равновесном, и потому в пассивном, непроявленном, состоянии. Три гуны: саттва, раджас и тамас - это тончайшие пра-элементы, материальные отражения изначальных духовных качеств сат, чит и ананды - вечности, знания и блаженства. Упанишады сравнивают их с тремя нитями: желтой, красной и синей. Три цвета, смешиваясь между собой в разных пропорциях, порождают бесконечное разнообразие цветов и оттенков, но, когда они идеально уравновешивают друг друга, появляется невидимый белый цвет – аналог непроявленного состояния гун.


ВОПРОС: Итак, материя спит. Почему она все-таки просыпается? Что мешает ей спать дальше? Что выводит ее из этого состояния?

Взгляд Бога, иначе говоря, его желание дать возможность душам реализовать себя. Взгляд Бога на материальную энергию, насыщенный творческой силой, является первым и самым главным этапом творения, запускающим все остальные процессы. «Айтарея-упанишад» описывает сотворение мира всего четырьмя словами: са айкшата локан утсриджах – «Он взглянул и появились миры». В «Бхагавад-гите» также говорится, что материальная энергия действует «под присмотром» Господа.


ВРЕМЯ ЕСТЬ ПРОЯВЛЕНИЕ ВОЛИ БОГА

В МАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ

На самом деле взгляд, выводящий из равновесия материальную энергию, – это особая сила, которую мы, люди, называем временем. В материальном мире все меняется, и фактор времени, который определяет эти перемены, есть не что иное, как насыщенный творческой силой взгляд Бога. Время есть проявление воли Бога в материальном мире. Символически оно изображается в виде стремительно вращающегося диска в руках Вишну. И потому мудрец Капила говорит, что время – причина страха в сердцах всех живых существ. Кладя всему конец, время напоминает живым существам о Боге.

Итак, взгляд Бога приводит в движение материальную энергию. Одновременно этот взгляд вводит в лоно материальной природы обусловленные души с их нереализованной кармой, которые дремали в теле Маха-Вишну со времени предыдущего цикла творения. Этот процесс, как мы уже говорили, сравнивается с оплодотворением лона женщины. После того, как материальная энергия оплодотворяется частичками духа, непроявленная материальная энергия превращается в пракрити. Пракрити – это материальная энергия в активированном состоянии, готовая проявлять всевозможные формы. Буквально это слово (пра-крити) значит «изначальная форма, пра-причина, исток».

Из пракрити появляется ярко сияющая махат-таттва, космический разум – порождение чистой саттвы («благости»). Непроявленное, бесформенное, темное состояние материальной энергии вдруг озаряется ослепительным светом сознания, которое было впрыснуто в нее взглядом Бога. Невольно напрашивается сравнение с большим взрывом, о котором говорят современные ученые, или с Библейским «… и стал свет». В этот момент у материальной энергии появляется эго, или сознание своего бытия. Чтобы понять, какой смысл вкладывается в эту категорию, нужно помнить, что микрокосмос (человек) создан по той же схеме, что и макрокосмос – Вселенная.


ПРОСТРАНСТВО - ЭТО КОНКРЕТНЫЙ

МАТЕРИАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ, НА САНСКРИТЕ

НАЗЫВАЕМЫЙ АКАШЕЙ

Приведем еще один пример из повседневного опыта. Разрушения, периодически случающиеся в материальном мире, сравнивают с погружением человека в сон. В глубоком сне душа перестает ощущать самое себя и свое собственное существование. И тело, которое мы привыкли отождествлять с самим собой, в этот момент все равно что не существует - оно находится в неактивном, сонном состоянии. В таком же сонном состоянии в промежутках между сотворениями материального мира находится вся материальная энергия. Но утром, проснувшись, мы снова вспоминаем о том, что «я существую». Самый первый проблеск сознания перед пробуждением, когда мы еще не отождествили себя с телом и ему присущими желаниями, но уже вспомнили о себе, – микрокосмический аналог махат-таттвы – сознания, отраженного в материальной энергии.

В нашем теле махат-таттва проявляется как читта, сознание как таковое. Иначе говоря, ясное, невозмутимое состояние сознания, свободное от страстей и желаний, в котором человек самопроизвольно помнит о Боге, состояние, к которому приходят святые всех религий и традиций – это проявление в нашем теле махат-таттвы, вселенского разума.

Далее, побуждаемая временем, или волей Бога, махат-таттва дает начало аханкаре, ложному эго. Ложное эго, наделенное тремя энергиями: энергией познания, творческой энергией и вещественной энергией, проявляется в трех формах, которые называются ложным эго в саттва-гуне, ложным эго в раджо-гуне и ложным эго в тамо-гуне. Ложное эго в саттва-гуне порождает ум (манас), ложное эго в раджо-гуне порождает способность к различению (интеллект, или на санскрите буддхи) и органы чувств, а ложное эго в тамо-гуне порождает объекты чувственного восприятия и грубые материальные элементы.

БОГ ДЛЯ ТОГО И СОЗДАЛ МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР,

ЧТОБЫ ВСЕГДА ОСТАВАТЬСЯ ЗДЕСЬ

«НЕДОКАЗАННОЙ ГИПОТЕЗОЙ»

Четыре тонких элемента, читта (махат-таттва), аханкара, манас и буддхи, вместе на микрокосмическом уровне составляют то, что называется внутренним органом чувств (антах-караной). По сути дела, здесь описана структура обусловленного сознания с его четырьмя аспектами, позволяющими душе взаимодействовать с окружающим миром. Это сложный механизм, своего рода интерфейс, посредством которого неизменная, духовная по природе душа взаимодействует с миром материи и таким образом получает возможность наслаждаться этим миром.


ВОПРОС: А можно пояснить это на доступном примере?

Например, когда мы слышим звук, сначала он регистрируется читтой как некое ощущение. Затем буддхи, воспринимающая способность, оперирующая нашими органами чувств, позволяет нам понять, что это за звук, и отнести его к какой-то уже знакомой нам категории. После этого манас, «ум», опираясь на прошлый опыт, определяет, нравится нам этот звук или не нравится, и порождает желание слушать его дальше или, наоборот, избежать его, а аханкара, ложное эго, соотносит его с нами, как бы делает этот звук частью моего «я» (например, человек начинает гордиться тем, что ему удалось попасть на концерт знаменитого музыканта).


ВОПРОС: Итак, у нас получило
сь, что сознание, отраженное в материи, вступив во взаимодействие с материальными гунами, приняло формы, соответственно, ложного эго, ума (манаса) и способности к восприятию (интеллекта, или буддхи). Что происходит дальше?

Мы уже говорили о трех видах энергии, которыми наделено ложное эго. Гьяна-шакти, или энергия познания, побуждаемая временем, порождает прото-деват, прообразы тонких сил природы, управляющих органами чувств. Крия-шакти, творческая энергия, под влиянием времени порождает органы чувств. А дравья-шакти, вещественная энергия, порождает тонкие объекты восприятия и пять грубых первоэлементов – носителей объектов восприятия. Первым появляется звук, который порождает эфир, или материальное пространство. Иначе говоря, все предыдущие этапы творения происходили вне материального пространства. Пространство, или эфир - это сцена, на которой разворачивается все последующие события в материальном мире. В соответствии с ведической философией, пространство - отнюдь не инертная пустота. Пространство - это конкретный материальный элемент, на санскрите называемый акашей. Точно так же, четыре других первоэлемента, или стихии, не следует путать с тем, что мы обычно понимаем под воздухом, огнем, водой или землей. Эти пять элементов суть пять состояний, в которых может находиться материя: волнообразное (в виде вибрации в эфире), газообразное, плазменное, жидкое и твердое.

Так один за другим возникают двадцать пять главных элементов творения. Первый элемент - это время, потом возникают четыре аспекта сознания, потом пять познающих органов чувств и пять действующих органов чувств, пять тонких и пять грубых элементов.

Из этого описания становится ясно, что речь идет не о материальных, физических элементах, а о метафизических категориях, так сказать, прото-элементах, или качественных характеристиках материи, возникающих до создания самой материи. Эти качества являются той тонкой матрицей, на основе которой возникает доступная нашему восприятию реальность во всем ее многообразии. Ни гуны, ни время, ни пространство, не говоря уже об уме или интеллекте, нельзя выделить, рассмотреть под микроскопом или пощупать. Но это не отменяет их существования.


СОВРЕМЕННАЯ КВАНТОВАЯ ФИЗИКА ОБНАРУЖИЛА

ВОЛНОВУЮ ПРИРОДУ ВСЕХ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ,

ХОТЯ МУДРЕЦ КАПИЛА ГОВОРИЛ ОБ ЭТОМ

ТЫСЯЧИ ЛЕТ ТОМУ НАЗАД...

Как мы уже говорили, на основании этой концепции возникло множество прикладных дисциплин (йога, аюрведическая медицина, астрология, васту-архитектура), действенность которых доказана на практике. Более того, хотя все эти представления могут показаться современному человеку непривычными, потому что, на первый взгляд, противоречат всему, чему нас учили в школе, на самом деле современная наука только-только начинает подходить к необходимости введения этих концепций для полного описания реальности. Например, современная квантовая физика обнаружила волновую природу всех материальных объектов, хотя мудрец Капила говорил об этом тысячи лет тому назад, когда объяснял, что первым материальным элементом является звук, или волна.

Еще один пример: теория самоорганизации материи Нобелевского лауреата И.Пригожина, по сути дела, постулирующая существование у материи таких характеристик, как разум. Кто знает, может быть, какому-нибудь будущему ученому присудят Нобелевскую премию за теорию о существовании Высшего Разума, создавшего весь этот удивительный механизм? Впрочем, Бог для того и создал материальный мир, чтобы всегда оставаться здесь «недоказанной гипотезой».

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.