Определение стилевой принадлежность текста. Как определить стилевую принадлежность текста Как определить принадлежность к определенному стилю речи

  • 3.2. Орфоэпические и акцентологические нормы
  • 3.3. Морфологические нормы
  • 1. Определите род имен существительных и согласуйте с ними прилагательные:
  • 2. Выберите из данных в скобках нужную форму и запишите получившиеся словосочетания:
  • 3. Поставьте имена собственные в нужной форме:
  • 4. Раскройте скобки, определите род имен прилагательных, существительных и глаголов (в прошедшем времени), относящихся к именам собственным:
  • 5. Выпишите слова, которые нежелательны для употребления в случаях официального общения:
  • 6. А) Поставьте существительные в форму именительного падежа множественного числа:
  • 7. Выберите нужный вариант окончания родительного падежа:
  • Род имен существительных
  • Окончания имен существительных в форме именительного падежа множественного числа
  • Окончания имен существительных в форме родительного падежа множественного числа
  • 1. Написанные цифрами имена числительные замените словами:
  • 2. Укажите номера правильных вариантов:
  • Склонение числительных
  • 1. Проанализируйте использование личных местоимений в комической миниатюре а.П. Чехова «Ты и вы». Что делает речь рассказчика неясной и невразумительной?
  • 2. Раскройте скобки и выберите нужную форму местоимения. В каких конструкциях допустимо употребление обоих притяжательных местоимений? с чем это связано?
  • 1. Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм сравнительной степени прилагательных, допущены в этих предложениях? Исправьте:
  • 1. Откройте скобки, составьте и запишите словосочетания с данными однородными членами:
  • 2. Откройте скобки, составьте и запишите словосочетания с данными словами:
  • 3. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужной форме. Используйте, где это необходимо, предлоги:
  • 4. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания:
  • 5. Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях:
  • 6. Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки:
  • 7. Отредактируйте данные предложения, устранив нанизывание падежей, затрудняющее понимание:
  • 8. Устраните ошибки в употреблении деепричастных оборотов:
  • 9. Исправьте ошибки в построении словосочетаний и предложений:
  • 3.5. Лексические нормы
  • А) Значение слова и лексическая сочетаемость
  • 1. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения выделенных слов:
  • 2. Укажите и исправьте ошибки, связанные с неточным выбором слова:
  • 3. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения:
  • 4. Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Объясните, в чем они состоят. Исправьте предложения:
  • Б) Многозначность и омонимия
  • 1. В следующих предложениях найдите омонимы. Заменив омонимы синонимами (синонимическими сочетаниями), устраните двоякий смысл высказываний:
  • 2. Объясните, почему выделенные слова употреблены неудачно. Исправьте ошибки в словоупотреблении:
  • В) Плеоназм и тавтология
  • 1. Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме:
  • 3. Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы:
  • 4. Устраните речевую избыточность и тавтологию:
  • Г) Паронимы
  • 1. Объясните разницу в значении словосочетаний (см. Приложение):
  • 2. Подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам:
  • 3. Выберите нужное слово из данных в скобках:
  • 4. Определите значение паронимов, составьте с ними словосочетания:
  • Д) Синонимы
  • 2. Составьте словосочетания прилагательных и глаголов с заключенными в скобки существительными:
  • 3. Выберите нужное слово из стоящих в скобках:
  • 4. Исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, заменив неправильно употребленные слова близкими по значению:
  • 5. Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов:
  • Е) Антонимы
  • 1. Подберите к следующим словам пары с противоположным значением:
  • 2. Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием слов, противоположных по значению:
  • Тема 4. Коммуникативный аспект культуры речи
  • 1. Укажите в газетных текстах речевые ошибки, возникшие вследствие неоправданного употребления заимствованных слов. Исправьте предложения:
  • 2. Подберите синонимы к заимствованным словам. Определите случаи «вытеснения» исконного слова заимствованным:
  • 3. Составьте словосочетания или предложения с данными словами иноязычного происхождения:
  • 4. Составьте словарик иностранных слов (заимствований), включив в него наиболее значимые, на ваш взгляд, слова (10–12 слов).
  • 5. Найдите в предложениях примеры метафоры, метонимии, синекдохи:
  • 6. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в приводимых ниже примерах?
  • Тема 5. Культура научной речи
  • Логическая схема текста
  • 2. Составьте логическую схему текста: Факторы, вызывающие изменения климата
  • 3. Докажите принадлежность данного текста к научному стилю:
  • I. Схема построения вводной части научного произведения (курсовой и дипломной работы, проблемной статьи и т.П.):
  • II. Схема построения заключительной части научного произведения:
  • Образец анализа научного текста
  • 10. Какому виду текста (аннотация, реферат, рецензия) соответствуют следующие обороты:
  • 11. Выделите типичные части аннотации:
  • 12. Разделите аннотацию на части, найдите ключевые слова:
  • 13. Отредактируйте текст аннотации:
  • Рождение Вселенной из «ничего»
  • 15. Подчеркните типичные для текста реферата обороты речи. Исправьте речевые ошибки:
  • 22. Напишите к тексту простой информационный реферат, учитывая структуру текста, его основные положения, аргументацию автора и выводов: е. Городецкий Сколько бывает состояний у вещества?
  • Реферат
  • Рецензия
  • I. Факторы, влияющие на климат
  • 1. Соответствует ли приведенное ниже заявление требованиям, предъявляемым к оформлению реквизитов, языку и стилю служебных документов? Отредактируйте текст заявления:
  • 6. Напишите резюме, предполагая, что вы претендуете на одну из должностей: а) эколог промышленного предприятия; б) химик-лаборант; в) учитель биологии (экологии, химии) в школе.
  • 7. Используя содержание текста, напишите иной в виде служебной автобиографии:
  • Тема 7. Основы мастерства публичного выступления
  • 7.1. Виды публичных выступлений
  • 1. Какие утверждения правильные?
  • 2. Относятся ли к публичным выступлениям следующие (если да, то к какому виду по цели):
  • 3. Определите, какая форма публичного выступления используется (доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа):
  • 4. Ваше мнение: почему наши политики так плохо говорят?
  • 7.2. Основные требования к публичному выступлению
  • 1. Какие утверждения правильные?
  • 3. Диалогизируйте приводимые ниже высказывания: введите в них элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудитории, замените книжные фразы и слова разговорными и т.Д.
  • 5. Ваше мнение: кто достигает большего в жизни - владеющие искусством устной или письменной речи?
  • 7.3. Работа над речевой формой выступления
  • 1. Какие утверждения правильные?
  • 2. Замените синонимом:
  • 3. Дайте простое, доступное определение следующим словам и составьте с ними предложения:
  • 4. Предложите разные способы словесного выражения приводимых ниже идей:
  • 5. Замените общие названия на конкретные слова, вызывающие образы:
  • 6. Конкретизируйте (расширьте) фразу:
  • 8. Преобразуйте в единицы разговорного стиля приводимые ниже слова и выражения:
  • 9. Преобразуйте выражения в разговорные; где можно, замените существительные на глаголы:
  • 10. Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на несколько предложений и подготовив таким образом к восприятию на слух:
  • I. Наши хирурги смогут резать без крови
  • II. Аэрокосмические компании готовятся открыть космос для туризма
  • III. Ум есть - силы не надо
  • План-конспект убеждающей речи «нужно ли человеку осваивать космос?»
  • I. Вступление
  • II. Основная часть
  • III. Заключение
  • Образец убеждающей речи «нужно ли защищать природу?»
  • Тема 8. Этико-социальный аспект культуры речи
  • 1. Национальная специфика русского этикета нашла отражение в пословицах и поговорках. Познакомьтесь с некоторыми из них и сформулируйте правила общения, рекомендуемые пословицами и поговорками:
  • 3. Какие выражения вы употребите, чтобы а) побудить собеседника замолчать; б) выразить сочувствие в следующих ситуациях:
  • 4. Формулы расставания:
  • 5. Зачин разговора обусловлен ситуацией:
  • 5.1. Торжественная (праздники, юбилеи, получение наград, приглашение и т.П.):
  • 5.3. В тяжелой, скорбной или неприятной ситуации люди нуждаются в сочувствии, утешении:
  • 6. Выражение благодарности:
  • 7. Замечание, предупреждение:
  • 9. Согласие, разрешение:
  • 10. Отказ:
  • © Снигирева Лилия Михайловна русский языки культура речи
  • 98309 Г. Керчь, ул. Орджоникидзе, 82
  • 3. Докажите принадлежность данного текста к научному стилю:

    Винпоцетин.

    Химическое название : этил-(Зальфа, 16альфа)-эбурнаменин-14-карбоксилат.

    Состав : Одна таблетка содержит Винпоцетина 5 мг и вспомогательные вещества (сахар молочный, крахмал картофельный, тальк, магния стеарат, целлюлоза микрокристаллическая, желатин медицинский).

    Фармакологические свойства : Обладает сосудорасширяющим, антигипоксическим и антиагрегационным действием. Ингибирует фосфодиэстеразу и повышает содержание циклического аденозинмонофосфата в клетках, что, в свою очередь, приводит к снижению содержания кальция в цитоплазме гладкомышечных клеток и расслаблению миофибрилл. Сочетает сосудистое и метаболическое действия. Расширяет сосуды мозга, усиливает кровоток, преимущественно в ишемизированных областях, улучшает снабжение мозга кислородом. Способствует утилизации глюкозы и повышает уровень катехоламинов в центральной нервной системе, стимулирует метаболизм норадреналина и серотонина в тканях мозга. Уменьшает агрегацию тромбоцитов, вязкость крови, способствует повышению деформируемости эритроцитов и нормализации венозного оттока на фоне снижения сопротивления мозговых сосудов. Системное артериальное давление незначительно понижается. Эффективен в остром периоде инсульта: ускоряет регресс общемозговой и очаговой неврологической симптоматики, улучшает память, внимание, интеллектуальную продуктивность. В пожилом и старческом возрасте чувствительность мозговых сосудов к релаксирующему действию винпоцетина возрастает, что обусловлено сенсибилизацией системы аденилатциклазы циклического аденозинмонофосфата при старении. Быстро всасывается из желудочно-кишечного тракта, биодоступность около 60%. Максимальная концентрация в плазме крови достигается через 1 час. Легки диффундирует через гистогематические барьеры (в том числе и через гематоэнцефалический барьер) и проникает в ткани. Период полувыведения около 5 часов.

    (Инструкция по применению препарата винпоцетин)

    4. Сравните, чем различаются описания рыси в научном (справочном) издании и в художественном произведении. Отметьте языковые различия двух отрывков и укажите особенности, характерные для научного стиля:

    А. РЫСЬ (Felis (Lynx) linx), млекопитающее рода кошек. Дл. тела 82-109 см, хвоста 20-24 см, весит обычно 8-19 кг (как исключение – до 32 кг). Ноги сильные, относительно длинные, лапы очень широкие. На ушах длинные кисточки, имеются баки. Окраска различная: однотонная (палевая, рыжая) или пятнистая. Распространена Р. в Европе, Сев., Ср. и частично Передней Азии, Сев. Америке. Обитает в обширных глухих лесах, как на равнинах, так и в горах; иногда заходит в лесостепь. Питается преим. Зайцами, мышевидными грызунами и птицами; иногда нападает на копытных (косулю, кабаргу и др.). Охотится преим. ночью. Хорошо лазает по деревьям. При обилии пищи живет оседло, при недостатке ее – кочует. Гон в феврале – марте. Беременность 9-10 недель. В выводке обычно 2-3 детеныша. Численность Р. колеблется в разные годы в зависимости от количества пищи, промысловое значение невелико (используется мех). Р. наносит местами нек-рый вред охотничьему х-ву, истребляя промысловых животных (Большая Советская энциклопедия).

    Б. Глаза у кота были золотисто-зеленые, мудрые и древние. Это были светящиеся глаза. Иногда в них мерцал огонек сапфира, иногда они светились, как две маленькие позелененные временем луны, иногда были берилловые с теплым жаром в глубине, как хранящие огонь угли. Такие глаза достались ему от тех прошлых животных, от самой сути природы, что миллиарды лет по капелькам, по частицам творила зрение – способность обозревать и осмысливать себя вопреки хаосу и тьме. Природа, как женщина, любит смотреться в зеркало, и, может быть, рысьи глаза были ее совершенством в ряду совершенств, созданных для того, чтобы не только видеть, но слышать все то, что прекрасно и противопоставлено, противоположно ему. Может быть, кот видел небо, каким не видит его никто, и даже человек бессилен со всеми своими телескопами. Небо горело над ним переливами бесчисленных красок. В черные, безлунные ночи кот любил смотреть в небо. Млечный Путь был его лесной дорогой, звезды вели его, когда он охотился, играл, искал кошку или просто бродил, наслаждаясь звуками и запахами тишины, как умеют наслаждаться только животные и совсем немногие теперь, особенные люди. Да, кот мог думать лишь в пределах открытого ему опыта, но он, конечно же, думал, иначе зачем так шевелились и полунастораживались его большие уши с кисточками чутких волос-антенн на самых кончиках. Кисточки позволяли ему слышать все: неслышный писк летучих мышей, их полет-мелькание, словно танец духов, движение-шорох кротов в глубине земли, скрип зубов невидимых землероек, пробежку мышей, полет сов. Уши сообщали коту, как резвятся зайцы на прогалинах у болота, как крадется к ним кустами опушки лиса, как бормочет во сне большой глухарь – последний взрослый глухарь в округе (Н. Никонов).

    Образец:

    А. Текст статьи из Большой Советской энциклопедии «Белуха» (научный стиль):

    БЕЛУХА , белуга, млекопитающее сем. дельфинов подотряда зубатых китов. Дл. тела до 6 м, весит до 1,5 т. Окраска взрослых Б. белая (отсюда название). Распространена круглополярно, населяет арктические моря, встречаясь и среди льдов. Кожа имеет толстый (до 2 см) слой рыхлого эпидермиса. Питается рыбой, ракообразными и моллюсками. В погоне за рыбой часто входит в большие реки…; по Амуру иногда подымается вверх по течению на 2000 км и более. Живет стадами. Совершает регулярные сезонные миграции. Самки рождают одного детеныша дл. 140-160 см. Окраска Б. резко меняется с возрастом: новорожденные – аспидно-синие, затем Б. становятся серыми, светло-серыми (голубые), только взрослые Б. – белые. Объект промысла – используется шкура и жир.

    Анализ:

    В тексте научно-информационного содержания и назначения даны самые необходимые сведения о белухах: определено их место в зоологической систематике; сообщены данные о внешнем виде, возрастных особенностях, образе жизни и хозяйственном значении. В этом описании преобладают терминология и лексика конкретно-описательного характера: длина, кожа, слой, детеныш, новорожденный, моллюски, жир, окраска; весит, питается, населяет; белый, аспидно-синий, светло-серый, голубой . Все слова используются в прямом значении, прилагательные выполняют информативную функцию, т.е. только обозначают признак, свойство предмета. Синтаксис текста характерен для «энциклопедического» жанра: преобладают простые и сложносочиненные (с перечислительной интонацией между их частями) предложения, а также неполные предложения, в основном без подлежащего, которое легко восстанавливается по первому (назывному) предложению: Распространена круглополярно; Питается рыбой. И синтаксис, и лексика номинативного характера (т.е. использование лексики в прямых, номинативных значениях, для того чтобы назвать, обозначить предмет, действие, понятие, их признаки, свойства) создают атмосферу объективности научного изложения. Это соответствует целям, задачам энциклопедии как особого жанра научного стиля: дать точные сведения, строго научное описание, объяснение и истолкование понятий, явлений, событий и т.д.

    Б. Отрывок из рассказа Ю. Казакова «Белуха» (язык художественной литературы):

    В эти короткие миги, жадно озирая их, успевая схватить какие-то подробности в их движении, в их выражении – поразился я какой-то их нездешности, их уродливой красоте… Они казались первобытно-слепыми, как какой-нибудь бледный подземный червь, потому что глаза их были смещены назад и в стороны, а спереди – только этот мертвенный, ничего не выражающий, тупой лоб. Было в них еще что-то от тритона. Когда они по очереди и сразу выходили, выставали, как говорят поморы, из воды дохнуть воздухом и опять погружались в зеленую пучину – вот тогда в их выгнутых острых хребтах в миг погружения чудилось мне что-то от саламандры, от тех земноводных, которые одни жили когда-то на земле, залитой водой. Но еще были они и прекрасны. С гладкой, как атлас, упругой кожей, стремительные, словно бы даже ленивые в своей мощи и быстроте… Но разглядев белух, я вдруг остыл и положил винтовку.

    Анализ:

    В данном тексте художественного стиля задача автора – рассказать о своем впечатлении от этих красивых, мощных животных, передать свое видение природы, возвышенное, глубоко человечное отношение к ней. Использование автором лексики обусловлено его общей установкой на создание образной речи. В общем ансамбле выразительных средств выделяются 1. эпитеты - редкие, но емкие живописующие прилагательные: мертвенный лоб, упругая кожа, стремительные ; 2. оксюморон – объединение логически несовместимых понятий: поразился я их уродливой красоте , словно бы даже ленивые в своей мощи и быстроте . Выразителен (особенно на фоне первого текста) и синтаксис , передающий динамику мысли и эмоционального состояния автора. В синтаксисе данного фрагмента среди специфических черт следует отметить 1. инверсию – нарушение обычного расположения слов: поразился я… , глаза их ; 2. градацию – такое расположение слов, при котором каждое последующее слово усиливает предыдущее: этот мертвенный, ничего не выражающий, тупой лоб; 3. форму изложения "от первого лица", которая помогает создать атмосферу непринужденной беседы, дает возможность включить в повествование элементы "разговорности", сделать синтаксические конструкции более гибкими, экспрессивными.

    5. Проанализируйте текст научной статьи. Определите его лексические, фразеологические и грамматические особенности, манеру изложения, строй речи. Переработайте текст так, чтобы он приобрел качества газетной статьи:

    Вытеснение нефти пеной

    В повышении извлечения нефти из неоднородных пластов, насыщенных высоковязкой нефтью, перспективно использование пен в качестве вытесняющего агента. Изучение пенообразования в свободном объеме показало, что процесс этот сложен, так как зависит от многих факторов. Еще более сложен процесс перемещения пены в пористой среде, где она контактирует с породой, нефтью, пластовой водой, подвергается воздействию давления, температуры и т.п.

    Пена является хорошим вытесняющим агентом, так как кажущаяся вязкость ее во много раз больше, чем у воды. Это повышает эффективность вытеснения нефти пеной по сравнению с водой. Для приготовления пены расходуется от 0,2 до 1% (от веса жидкости) пенообразующих ПАВ, в то время как другие методы повышения вязкости воды, например, добавка крахмала требует значительных количеств необходимых материалов.

    Наличие ПАВ в пене способствует улучшению ее нефтевымывающих свойств. Так как пузырьки пены контактируют с породой только в отдельных точках, адсорбация ПАВ породой протекает менее активно.

    Особенно интересное и важное свойство пены – изменение ее кажущейся вязкости в зависимости от диаметра капилляра. Это означает, что градиенты давления, необходимые для перемещения пены, будут большими для высокопроницаемых прослоев пласта и меньшими для малопроницаемых зон. Эта особенность пен обеспечивает более равномерное вытеснение нефти из неоднородных пластов.

    Опытами установлено, что вязкость пены почти прямо пропорциональна диаметру парового канала. Объясняется это тем, что отдельные пузырьки пены занимают почти все поперечное сечение парового канала и движутся как пластическое твердое тело. При таком движении сопротивления возникают только от трения наружной поверхности и, следовательно, зависят от диаметра последнего.

    Процесс вытеснения нефти пеной можно представить следующим образом. При закачке пены в пористую среду пузырьки ее проходят сначала в наиболее крупные паровые каналы, для которых входные сопротивления минимальны. По мере заполнения крупных пор пузырьками пены давления, необходимые для проталкивания ее далее по пласту, быстро возрастают, так как пена имеет повышенную вязкость в крупных каналах. Рост давления приводит к тому, что пена начинает вступать во все меньшие по диаметру поры и постепенно все сечение пласта заполняется ею.

    Когда вокруг забоя скважины образуется оторочка из пены, ее проталкивают далее в пласт путем закачки газа. Как показали опыты, перемещать оторочку из пены по пласту более целесообразно газом, а не водой, так как последняя как бы просачивается через слой пены, не перемещая ее.

    При перемещении пены происходят два противоположных процесса – разрушение и укрупнение пузырьков вследствие коалесцепции и адсорбации пенообразующего вещества породой и давления пузырьков при прохождении или сужении паровых каналов. Баланс этих различных процессов и наиболее длительное существование и перемещение пены достигаются при пенах средней стабильности. Чрезмерно стабильные пены, образованные высокоактивными пенообразователями, быстро закупоривают пористую среду, и перемещение оторочки из пены прекращается. Нестабильные пены также неэффективны из-за быстрого их разрушения.

    При закачке пены повышается коэффициент охвата пласта вытеснением вследствие повышения фильтрационных сопротивлений в высокопроницаемых зонах пласта, куда в первую очередь проникает пена. Исследования показали, что при вытеснении нефти пеной, образуемой газом в растворах сульфаната натрия, фильтрационные сопротивления возрастают в несколько раз. При этом степень снижения проницаемости для воды после прокачки пены существенно зависит от свойств нефти и абсолютной проницаемости пористой среды. Этими исследованиями было также установлено, что пена на основе испытанных ПАВ оказывается нестабильной в присутствии нефти.

    6. Проанализируйте характер синтаксических и лексических исправлений в примерах правки научного текста; объясните причины стилистических исправлений. На основе сопоставления вариантов сделайте выводы об особенностях синтаксического строя научной речи:

    Неотредактированный вариант

    Отредактированный вариант

    I. 1. То, что изомерные дитетраалкибензолы имеют различные молекулярные рефракции, не согласуется с представлениями этого ученого.

    I. 1. Различие молекулярных рефракций изомерных ди- и тетраалкибензолов не согласуется с представлениями этого ученого.

    2. Из таблицы ясно, что в 37 из 49 случаев зафиксировано образование соединений типа М2О3.

    2. Согласно табл. 1, в 37 из 49 случаев установлено образование соединений типа М2О3.

    3. Когда мы систематизируем химические вещества, тогда химический подход будет совершенно правомерен, но когда мы систематизируем структурные типы, то от химического принципа следует совершенно отказаться.

    3. При систематизации химических веществ химический подход совершенно правомерен, но при систематизации структурных типов от химического принципа следует совершенно отказаться.

    4. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении этих природных ландшафтов.

    4. Проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении этих природных ландшафтов.

    5. Сохраняется дорсальная крышка, расширенная в передней части так, что крыловидные отростки лишь слегка прикрывают боковые части головы.

    5. Сохраняется дорсальная крышка, крыловидные отростки которой лишь слегка прикрывают боковые части головы.

    6. Весьма интересно то, что величины ЭО стремятся по мере уменьшения ЭО адденда (галоген, кислород) к высоким значениям.

    6. Весьма интересно то, что по мере уменьшения ЭО адденда (галоген, кислород) величины ЭО металлов стремятся к высоким значениям.

    7. Полосы сближаются между собой.

    7. Полосы сближаются.

    8. Был намечен целый ряд экспедиций.

    8. Был намечен ряд экспедиций.

    9. Кристаллогидраты азотно-кислого уранил-нитрата представляют собой своеобразную группу соединений.

    9. Кристаллогидраты уранил-нитрата представляют своеобразную группу соединений.

    10. Три года тому назад состоялась первая конференция.

    10. Три года назад состоялась первая конференция.

    II. 1. Одному из замечательных русских зоологов позапрошлого столетия принадлежит это открытие.

    II. 1. Это открытие принадлежит замечательному русскому зоологу XIX века.

    2. По-новому изложен весь вопрос об экскреции.

    2. По-новому изложен вопрос об экскреции.

    3. Кривые, изображенные на рисунке, показывают, что процесс протекает прерывисто.

    3. Кривые на рисунке показывают прерывистое протекание процесса.

    4. Результаты, полученные в анализе, приведены в таблице.

    4. Полученные результаты приведены в таблице.

    5. Рассматривая кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса птиц, можно видеть, что они имеют индивидуальный характер.

    5. Кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса птиц, имеют индивидуальный характер.

    6. Отдельные орбиты как кислорода, так и рения могут входить во взаимные комбинации.

    6. Отдельные орбиты кислорода и рения могут входить во взаимные комбинации.

    7. Наибольшее число докладов, именно 75, было посвящено биологической борьбе.

    7. Наибольшее число докладов (75) было посвящено биологической борьбе.

    8. Как показали наблюдения, благодаря авиаопыливанию удалось получить хорошие результаты.

    8. Благодаря авиаопыливанию удалось получить хорошие результаты.

    9. Истинной ячейкой может быть моноклинная ячейка.

    9. Истинной может быть моноклинная ячейка.

    10. На рисунке показана зависимость коэффициента от радиуса иона. В этой зависимости обнаруживаются некоторые закономерности.

    10. На рисунке показана зависимость коэффициента от радиуса иона, в которой обнаруживаются некоторые закономерности.

    11. Распространены представители этого комплекса в прибрежных водах Северной Атлантики.

    11. Представители этого комплекса распространены в прибрежных водах Северной Атлантики.

    7. Проанализируйте отрывок из студенческой курсовой работы, посвященной проблеме связи заголовка и текста. Соответствует ли язык сочинения нормам научного стиля? На основании анализа проведите правку текста:

    Заголовок, будучи неотъемлемой частью газетных публикаций, определяет лицо всей газеты. Сталкиваясь с тем или иным периодическим изданием, читатель получает первую информацию о нем именно из заголовков. На примере газеты «Спорт – экспресс» за апрель – май 1994 г. я рассмотрю связь: заголовок – текст, ведь, как говорится в народной мудрости «встречают по одежке, а провожают – по уму». Но даже при наличии прекрасной одежки (заглавий) и величайшего ума (самих материалов) стилистическая концепция газеты будет не полной, если будет отсутствовать продуманная и логичная связь между содержанием и заголовком. Итак, стараясь выбрать наиболее продуманные заглавия, я попытаюсь проследить за тем, по какому принципу строится связь между содержанием и заголовком самой популярной спортивной газеты России «Спорт – экспресс». А к тому же я остановлюсь и на классификации заголовков по типу их связей с газетным текстом вообще.

    Для справки:

    Чаще всего используют в материалах средств массовой информации для того, чтобы проинформировать людей о каком-либо событии.

    К нему постоянно в своей работе обращаются журналисты, например, при написании репортажа, заметки, статьи или корреспонденции. Довольно-таки часто прибегают и ораторы, так как главной их целью является контакт с аудиторией, чего легче добиться, используя этот стиль разговора.

    Главной особенностью является то, что он рассчитан на широкий круг аудитории, то есть используется доступная лексика, речевые обороты и средства выражения языка.

    Основными чертами есть его экспрессивная окраска, оценочные суждения, логичность, точность.

    Для текстов характерно использование нейтральной лексики, фразеологизмов, слов с эмоциональной окраской, речевых оборотов, повторов.

    Можно использовать при написании текстов с достаточно разной тематикой: политика, образование, экономика, культура.

    Публицистический стиль ставит перед собой две функции:

    • Проинформировать людей свежими новостями;
    • Повлиять на их мнение, что касается какой-нибудь актуальной проблемы.

    Художественный

    Сфера использования – художественная литература.

    В первую очередь, характеризуется образностью высказываний и эмоциональной окраской слов. С помощью слова поэт создает некий образ, с помощью которого должен повлиять на читателя.

    Главной особенностью является использование различных фигур речи и средств художественной выразительности, которые создают эстетическую функцию.

    К таким средствам относятся: метафоры, эпитеты, метонимии, эпифоры, анафоры, градации, парадоксы, риторические вопросы и многие другие.

    Разговорный

    Общение людей в неформальной обстановке, когда они имеют возможность выразить свои чувства и эмоции.

    Достаточно часто используется просторечная лексика и жаргонизмы. Чаще всего используют в устной речи, дополняя разговор мимикой, жестами, использованием окружающей среды.

    Основные характеристики: эмоциональность, простота высказываний, экспрессивность, конкретность, образность. Очень часто, кроме разговорных выражений, используют фразеологизмы.

    Научный

    Сфера использования: доклады, рефераты, научные работы, учебники, диссертации.

    Что касается особенностей, то к ним относятся: наперед продуманные и правильно сформулированные высказывания, монологический характер, нормированная речь, умеренное использование языковых средств.

    Научный текст можно охарактеризовать такими прилагательными: логичный, последовательный, точный, ясный.


    Если говорить о лексике, то для нее характерно использование терминологии, статистики, фактов, цифры и даже фразеологизмы, основой которых являются термины.

    предмета".Выпиши их и выполни морфологический разбор двух слов.
    В отдалённых улицах и закоулках города дребезжал весьма странный экипаж,наводивший недоумение насчёт своего названия.Он не был похож ни на тарантас,ни на коляску,ни на бричку,а был скорее похож на толстощёкий выпуклый арбуз,поставленный на колёса.Щёки этого арбуза,то есть дверцы,носившие следы жёлтой краски,затворялись очень плохо по причине плохого состояния ручек и замков,кое-как связанных верёвками.Арбуз был наполнен ситцевыми подушками в виде кисетов,валиков и просто подушек,напичкан мешками с хлебами,калачами и кренделями из заварного теста.

    текст-описание, художественный стиль
    В отдалённых улицах-предм. и закоулках-предм. города-предм. дребезжал весьма странный-призн.предм. экипаж-предм.,наводивший недоумение-предм. насчёт своего названия-предм.Он не был похож ни на тарантас-предм.,ни на коляску-предм.,ни на бричку-предм.,а был скорее похож на толстощёкий-признак предм. выпуклый-призн.пр. арбуз-пред.,поставленный на колёса-предм.Щёки-предм. этого арбуза-предм.,то есть дверцы-предм.,носившие-призн. следы-предм. жёлтой-призн. краски-предм.,затворялись очень плохо по причине-предм. плохого состояния-предм. ручек-предм. и замков-предм.,кое-как связанных-призн. верёвками-предм.Арбуз-предм. был наполнен ситцевыми-призн. подушками-предм. в виде-предм. кисетов-предм.,валиков-предм. и просто подушек-предм.,напичкан мешками-предм. с хлебами-предм.,калачами-предм. и кренделями-предм. из заварного-призн. теста-предм.
    из заварного теста:
    заварного-прил. н.ф.-заварной относит., полное ед.ч. Р.п. теста (какого)-заварного-опред.(~~~)
    теста-сущ. н.ф.-тесто нариц. неодуш. ср.р. 2скл. ед.ч. Р.п. из (чего)-теста-доп.(----)

    Операционная система MS‑DOS – среда однозадачная, то есть программа, работающая под управлением MS‑DOS, захватывает все ресурсы компьютера и не отдает их для работы других программ, пока его работа не будет завершена . Впрочем, в системе MS‑DOS существует особый класс программ, называемые резидентными. Обычно это небольшие служебные программы, которые, будучи запущенными , работают в фоновом режиме незаметно для пользователя. К таким программам относятся, например, программы русификации клавиатуры. Они перехватывают прерывания от клавиатуры и обрабатывают их, в результате чего мы имеем возможность переключать клавиатуру для ввода русских и английских букв. Драйвер мыши в системе MS‑DOS – это тоже резидентная программа, работающая по выделенным для нее прерываниям. Несколько десятков раз в секунду она перехватывает управление у работающей программы и «проверяет», не произошло ли смещение мыши или нажатие ее кнопки. (По материалам учебной литературы)

    Упражнение 10. Прочитайте текст. Проанализируйте его морфологические особенности: а) имя существительное – абстрактное, конкретное, вещественное; род, число, падеж; б) имя прилагательное – качественное, относительное, притяжательное; в) глагол – наклонение, время, число, лицо; г) причастия и деепричастия.

    Молекулярная физика и термодинамика – разделы физики, в которых изучаются макроскопические процессы в телах, связанные с огромным числом содержащихся в телах атомов и молекул. Для исследования этих процессов применяют два качественно различных и взаимно дополняющих друг друга метода: статистический (молекулярно-кинетический) и термодинамический. Первый лежит а основе молекулярной физики, второй – термодинамики. Молекулярная физика – раздел физики, изучающий строение и свойства вещества, исходя из молекулярно-кинетических представлений, основывающихся на том, что все тела состоят из молекул, находящихся в непрерывном хаотическом движении. Законы поведения огромного числа молекул, являясь статистическими закономерностями, изучаются с помощью статистического метода. Термодинамика – раздел физики, изучающий общие свойства макроскопических систем, находящихся в состоянии термодинамического равновесия, и про­цессы перехода между этими состояниями. Термодинамика не рассматривает микропроцессы, которые лежат в основе этих превращений. Этим термодинамический метод отличается от статистического.

    Задание 2. Расскажите о морфологических особенностях научного стиля.

    Упражнение 11. Проанализируйте лексические и грамматические особенности данного текста. Определите стиль и подстиль текста. Свой выбор аргументируйте.

    Подключение к устройствам Вluetooth

    Вluetooth.– это технология беспроводной связи на небольших расстояниях, которая позволяет устройствам обмениваться информацией в радиусе 8 метров. К числу распространенных устройств Вluetooth. – относятся наушники для разговора и прослушивания музыки, гарнитуры и другие портативные устройства, включая ноутбуки.

    Существует несколько профилей Вluetooth., которые определяют функции и стандарты связи для соответствующих устройств. Список поддерживаемых планшетным ПК профилей можно найти в руководстве пользователя.

    Чтобы подключиться к устройству необходимо включить на телефоне модуль Вluetooth. Если подключение осуществляется впервые, требуется выполнить сопряжение устройств, чтобы установить между ними защищенное соединение. В дальнейшем они будут соединяться автоматически.

    Чтобы продлить время работы от батареи, отключайте Вluetooth., когда не используете эту функцию. В некоторых местах использование Вluetooth. может быть запрещено. В частности, эта функция отключается при переходе в режим полета.

    Упражнение 12. Прочитайте текст. Определите, по каким признакам его следует отнести к научному стилю. Проанализируйте лексику, выпишите: а) термины; б) общенаучные слова. Определите тип связи, использованный в данных предложениях. Скажите, какие конструкции обеспечивают последовательность и связность изложения мыслей.

    Для написания и понимания научного текста важны все его компоненты, но особого внимания заслуживает формулирование заголовка. Заголовок (название) научного текста - это особая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков: название общего характера; название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики; названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса. При создании и оформлении заголовков следует учитывать некоторые рекомендации.

    Заголовок не должен сокращать или расширять объём информации, которая заключена в тексте. Заголовки разделов, глав и параграфов должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Заголовок не должен включать избыточные слова; общие понятия, не имеющие прямого отношения к тексту; узкоспециальные и своеязычные (А.А.Реформатский) термины; сокращённые слова и условные обозначения; химические, физические и технические формулы. К тому же, в заголовках не допускаются переносы слов. Точку в конце заголовка не ставят. (По материалам учебной литературы).

    Упражнение 13. Прочитайте заголовки. Определите, какие тексты они называют: собственно научные, научно-популярные, учебно-научные и пр. Аргументируйте свой ответ.

    «Фотосинтез», «Теория рациональных ожиданий», «Минералы», «Развитие отечественной металлургии», «Сложноподчиненное предложение», «Мост в науку», «Тепловое расширение твердых тел», «Экос – значит «дом», «К вопросу формирования «языковой компетенции», «Прочность», «Ученый и его школа», «Третий закон Ньютона».

    Упражнение 14. Прочитайте текст. Определите тему текста, дайте тексту заголовок. Определите, к какому стилю он относится, аргументируйте свою точку зрения. Перескажите текст.

    Одним и важных признаков (качеств, свойств) научного текста считается логичность. Согласуясь с этой особенностью, все части научного текста должны быть жёстко взаимосвязаны тематически, по смыслу; они должны быть объединены последовательно, выводы должны вытекать из фактов, излагаемых в тексте. С точки зрения лингвистической это осуществляется типичными средствами. Одним из наиболее распространенных способов связи предложений является соединение рядом стоящих предложений при помощи повторяющихся существительных (лексический повтор).

    Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями предложения или между предложениями внутри абзаца описываются при помощи конструкций: ввиду того что (этого), в силу того что, в результате, вследствие чего, следовательно, в связи с чем, поскольку, в таком случае, следовательно и под. Если необходимо сопоставить или противопоставить некие информационные блоки, рекомендуется оформлять это с помощью таких средств: с одной (другой) стороны; наоборот, напротив, но, хотя, однако, а; не только, но и: так же; в противовес сказанному и другие. Обобщение, вывод формулируются с использованием следующих вводных конструкций: итак, следовательно, таким образом, словом, вообще говоря, из этого следует... На последовательность указывают вводные слова сначала, прежде всего, потом, далее; во-первых, во-вторых, наконец и т.д. Пояснения, иллюстрации, уточнения, выделение частного случая осуществляются введением в текст конструкций: например, так, к примеру, только, лишь, особенно, в частности, причём. Для введения обобщающей информации используются такие, к примеру, конструкции: рассмотрим следующие случаи, приведём пример, рассмотрим, сравним.

    Упражнение 15. Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к научному стилю речи. Проанализируйте грамматику, выпишите: а) отглагольные существительные на ие/-ние; б) глаголы в личной форме, определите их вид и время; в) причастия и деепричастия. Определите, какие средства используются составителями для объединения данных предложений в единый текст.

    Ключевые слова

    Одним из наиболее актуальных способов представления научного текста являются ключевые слова – КС. Увеличивающийся информационный поток делает необходимым... поиск наиболее оптимальных средств, облегчающих доступ к важной информации, закодированной в данном тексте.

    Известно, что главные смыслы текста содержатся вопределенных словах, словосочетаниях, конструкциях. Слова, определяющие содержание текста и являющиеся носителями его основного смысла называют ключевыми. Ключевые слова – наиболее значимые и существенные лексические единицы, необходимые для понимания содержания текста, вычленения основной информации. Именно они имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, являются опорными при составлении плана текста, определении микротем. В части организации поисковых систем ключевые слова также очень важны, поскольку именно эти несколько базовых лексических единиц являются теми смысловыми вехами, с помощью которых поисковая система понимает, о чем идет речь в искомом материале. Она воспринимает тог запрос, в соответствии с которым следует выводить статью в качестве результата поиска.

    Как же определить, какие слова являются ключевыми? Существуют определенные признаки ключевых слов.

    1) частотность, повторяемость в данном тексте;

    2) семантическая близость к теме текста (это могут быть синонимы, родо­видовые конструкции, слова, словосочетания);

    3) информационная насыщенность (слова, передающие максимум информации на минимальном пространстве; иными словами, это, в первую очередь, термины).

    Научный текст очень нелегко понять. Обычно научный текст рассчитан на восприятие подготовленного человека. Для точного и правильного понимания текста необходимы действия многих составляющих, одним из которых является следующий процесс: текст сворачивается в объёме в некий «кокон» и хранится в долговременной памяти человека, воспринимающего текст в виде набора ключевых слов. Добавим, что в зависимости от объёма воспринимаемого текста список ключевых слов и словосочетаний может составлять 5-10 единиц.

    (по материалам статьи: Москвитина Т.Н. Ключевые слова и их функции в научном тексте. Вестник ЧГПУ. Филология и искусствоведение// 2009, С. 277 - 285.)

    Упражнение 16. Определите, к какому функциональ­но-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, приведите доказательства. Найдите ключевые слова текста. Определите стиль текста, обоснуйте свою точку зрения.

    Множество квадратов состоит из четырехугольников, обладающих следующими свойствами: все стороны каждого из этих четырехугольников равны между собой и, по крайней мере, один из углов такого четырехугольника прямой. Множество сфер состоит из замкнутых поверхностей, каждая из которых обладает следующим свойством: все точки этой поверхности находятся на одном и том же расстоянии от одной точки, называемой центром сферы. Определение приведенных выше в виде примеров бесконечных множеств (множества четных чисел, множества квадратов, множества сфер) по существу сводилось к выделению их из других, более общих множеств (множества целых чисел, множества четырехугольников, множества поверхностей). Это выделение одних множеств из других, более общих, производилось на основании следующего критерия: элементы выделенного множества должны были обладать некоторыми специфическими свойствами (делиться на 2, иметь равные стороны и прямой угол и т. д.), которыми обладают не все элементы более общего множества. (По Л. И. Бабушкину)

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Контрольная работа

    по предмету: Стилистика

    1. Определите, к какому функциональному стилю относятся следующие тексты

    Индивидуальные различия в памяти людей проявляются как в особенностях ее процессов, т.е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, так и особенностях содержания памяти, т.е. в том, что запоминается. Эти двоякие изменения с разных сторон характеризуют продуктивность памяти каждого человека.

    Ответ: функциональный тип речи - научный. Функция языка реализуемая в тексте - информативная. Сфера реализации речи учебно-научная. Основная форма речи - письменная. Вид речи - монолог. Характер отношений коммуникантов - официальный, опосредованный, дистантный, массовый. Стилевые доминанты - точность, логичность, отвлеченно-обобщенный характер.

    В соответствии с заданием Главного управления и Вашим письмом объединением выполнена следующая работа:

    Проведена организационная подготовка к выполнению комплекса расчетов, в том числе:

    Издан приказ по объединению и образована рабочая группа специалистов;

    Разработана методика расчетов.

    Выполнен комплекс расчетов экономической эффективности.

    В целях нормализации учебной нагрузки обучающихся в образовательных учреждениях

    Приказываю:

    Органам управления образованием субъектов Российской Федерации обеспечить при разработке учебных планов соблюдение подведомственными образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, требований к организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с п.2.9 Санитарных правил и норм (СанПин 2.4.2.-576-96), утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.96 №49.

    Ответ: функциональный тип речи - официально-деловой. Функция языка реализуемая в тексте - информативная и побудительная. Сфера реализации речи - официально-деловая. Основная форма речи - письменная. Вид речи - монолог. Характер отношений коммуникантов - официальный, опосредованный, косвенно-контактный. Стилевые доминанты - точность, не допускающая истолкования, стандартизированность.

    Уникальную противоугонную систему изобрел один лондонский «левша». Мало того, что она превосходит в надежности все известные до сих пор устройства, но и делает свое дело абсолютно бесшумно и незаметно. Запатентованное устройство грозит вытеснить с рынка громогласных собратьев, и тогда по ночам будут спокойно спать не только хозяева беспризорных автомобилей, но и их соседи.

    Принцип действия суперсистемы заключается в следующем: как только за руль сел непрошеный гость, лобовое стекло вмиг становится непрозрачным - до тех пор, пока хозяин не пошлет на устройство кодированный сигнал.

    Этих детей не назовешь просто вундеркиндами. Они поражают своим трудолюбием, целеустремленностью, упорством.

    Так что энциклопедисты, видимо, не переведутся на Руси в ближайшее время. У учащегося лицея-колледжа прикладных наук Димы Щеголева четыре диплома с разных олимпиад, он является даже призером Соросовской олимпиады. Но не это главное, с его точки зрения, не дипломы - а знания, которые за ними стоят. Убежден, что в каждой ситуации есть свой выход. Не любит рассуждений «ни о чем» и подлости в людях.

    Ответ: функциональный тип речи - публицистический. Функция языка реализуемая в тексте - информативная и функция воздействия. Сфера реализации речи - идеология, массовая-коммуникация. Основная форма речи - письменная. Вид речи - монолог. Характер отношений коммуникантов - официальный, массовый, опосредованный, косвенно-контактный. Стилевые доминанты - сочетание экспрессии и стандарта - социальная оценочность.

    Ужас оковал всех находившихся в хате. Кум с разинутым ртом превратился в камень; глаза его выпучились, как будто хотели выстрелить; разверстые пальцы остались неподвижными на воздухе. Высокий храбрец в непобедимом страхе подскочил под потолок и ударился головою об перекладину; доски посунулись, и попович с громом и треском полетел на землю.

    Ответ: функциональный тип речи - художественный. Функция языка реализуемая в тексте - эстетическая, воздействующая. Сфера реализация речи - словесное искусство. Основная форма речи - письменная. Вид речи - монолог. Характер отношений коммуникантов - официальный, массовый, опосредованный. Стилевые доминанты - выразительность, образность.

    Родничок был не велик и не боек, он пробивался из нутра сосновой горушки совсем не нахально. Летом он весь обрастал травой, песчаный, тихо струил воду на большую дорогу. Зимой здесь ветром сметало в сторону снег, лишь слегка прикрывало, будто для тепла, и он не замерзал. Вода была так прозрачна, что казалось, ее нет, этой воды.

    Ответ: функциональный тип речи - художественный. Функция языка реализуемая в тексте - эстетическая, воздействующая. Сфера реализация речи - словесное искусство. Основная форма речи - письменная. Вид речи - монолог. Характер отношений коммуникантов - официальный, массовый, опосредованный. Стилевые доминанты - выразительность, образность.

    2. Прочитайте приведенные ниже тексты. Укажите их стилевые доминанты. Назовите языковые средства, использованные в текстах разной стилевой принадлежности

    Разные слова. Разное тепло. Разная культура. Разная трава поутру на зеленой траве.

    Мы говорили с Ириной Антоновой, директором Музея изобразительных искусств, о красоте и безобразии городского дома, подъезда, о том, как складывается одно и другое и что из этого проистекает для людей, живущих либо в красоте, либо в безобразии. Разбитые лампочки, расписанные и исцарапанные лифты, отпечатки не только рук - башмаков на стенах. Не свое. Насильственное отторжение человека от его частной собственности обернулось не только казенщиной и мещанством, впитавшимся в наши поры, но и вандализмом. Кто вырастет на почве вандализма? Следующий вандал.

    Ответ: стилевые доминанты - сочетание экспрессии и стандарта, социальная оценочность(публицистический стиль). Языковые средства реализуемые в тексте - риторический вопрос, антитеза, градация, оценочная лексика, сравнение, синекдоха.

    Как странно устроена человеческая душа…

    Часами, днями, неделями жили мы вестями из пучин Баренцева моря, содрогаясь от понимания неизбежности смерти для одних наших моряков, страстно надеясь на спасение других и глубоко сострадая оставшимся на берегу родным. И сегодня снова прильнули к телевизионному экрану - что там на этой трагической подлодке?

    Но вот не лодка, самолет. Разбился и унес много-много человеческих жизней. Отчего ж не приковало нас к экрану, а экран, будто ничего не случилось, развлекал нас, как в обычные дни, и, как обычно, страшил киношными смертями? Почему душа наша не встрепенулась с той же прежней силой? Гибель в небе легче, чем на дне морском? Сразу узнали - надежды на спасение уцелевших нет? Не увидели, как тогда, лиц, простившихся с жизнью? Или просто душа, оберегая себя, уже не способна - ведь гибель за гибелью! - вмещать другие страдания?

    Не знаю… Наверное, и то, и другое, и третье. Но есть и еще одно, и очень опасное. У психологов есть такой термин: банализация. Наркологи говорят: нельзя бесконечно показывать ужасы наркомании - наркомания становится тогда банальностью. Входит в сознание, как нечто обычное: серенький дождь за окном, поскуливание выброшенной собачонки, пошаркивание стариковских шагов по асфальту. Страшно выговорить, но смерть становится для нас банальностью…

    Ответ: стилевые доминаты - сочетание экспрессии и стандарта, социальная оценочность (публицистический стиль). Средства выразительности - риторический вопрос, риторическое восклицание, оценочная лексика, экспрессивная лексика, градация, многосоюзие, сравнение, неологизм.

    Становясь все меньше и меньше, столбы около деревни исчезали, а потом опять показывались вдали в виде очень маленьких, тоненьких палочек, похожих на карандашики. стиль текст языковая доминанта

    Глаза опять нечаянно открылись, и Егорушка увидел новую опасность: за возом шли три громадные великана с длинными пиками. То были люди громадных размеров, с закрытыми лицами, поникшими головами и тяжелой поступью. Егорушка открыл глаза. Внизу около воза стояли Пантелей, треугольник Емельян и великаны. Последние были теперь много ниже ростом и, когда вгляделся в них Егорушка, оказались обыкновенными мужиками, державшими на плечах не пики, а железные вилы (А.П. Чехов).

    Ответ: стилевые доминаты - выразительность, образность(художественный стиль). Средства выразительности - градация, антитеза, гипербола, литота, сравнение.

    Сад у тетки славился своею запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом - крышей. Стоял он во главе двора у самого сада, - ветви лип обнимали его, - был невелик и приземист, но, казалось, что ему и веку не будет, - так основательно глядел он из-под своей необыкновенно высокой и толстой соломенной крыши, почерневшей и затвердевшей от времени. Мне его передний фасад представлялся всегда живым: точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, - окнами с перламутровыми от дождя и солнца стеклами. А по бокам этих глаз были крыльца, - два старых больших крыльца с колоннами. На фронтоне их всегда сидели сытые голуби, между тем как тысячи воробьев дождем пересыпались с крыши на крышу… И уютно себя чувствовал гость в этом гнезде под бирюзовым осенним небом (И.А. Бунин).

    Ответ: стилевые доминаты - выразительность, образность(художественный стиль). Средства выразительности - метонимия, олицетворение, эпитет.

    А. Привет!

    Б. Привет, Тань!

    А. Что не звонишь, завтра четверг, помнишь?

    Б. Помню, помню, конечно. Завтра и поговорим. Не знаю, потому что закрутилась, дела все.

    А. Ну, деловуха ты, Галина.

    Б. А что делать? Теперь и про четверг могу забыть, про воскресенье давно забыла. Но нет, нет, завтра в пять встречаемся где обычно, и к Анне Тимофеевне, все, все, пока, до встречи.

    Ответ: Стилевые доминанты - спонтанность, ситуативность. Средства выразительности - жаргонизм, экспрессивная лексика, анафора, композиционный стык.

    Ой, тут в этом году сын… весной привёз такого… Он рыболов страстный, сын, он был на этом… не Ладожском, а Чудском озере, ловил рыбу и вот оттуда привёз, среди рыбы - котёнка, маленького чёрного котёнка. Его выкармливали из пипетки первые дни. А потом я, поприсмотревшись к этому котёнку, стал говорить что это, очевидно, помесь кошки и щуки, такой странный оказался котишка. Просто страх. Он кидался на каждого, кто входил, и терзал его.

    Ответ: стилевые доминаты - выразительность, образность. Средства выразительности - экспрессивная лексика, сравнение, умолчание, эпифора.

    3. Подберите самостоятельно несколько текстов, относящихся к различным функциональным стилям литературного языка

    Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами. Сидя в павильоне у Верне, он видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете: за нею бежал белый шпиц.

    Ответ: художественная речь

    Семейные взаимоотношения являются первоосновой развития человека и социализации личности. Семья - это первый и основной социальный институт, в который попадает человек. Все, что заложено семейными взаимоотношениями, предопределяет отношения с другими людьми, с окружающим социумом. Как правило, тип взаимоотношений, сформированный в родительской семье, моделируется на свою семью.

    Ответ: научная речь.

    4. Выполните стилистический анализ текстов, относящихся к научной речи, руководствуясь данной ниже схемой

    Примерная схема функционально-стилистического анализа текста

    1. Экстралингвистические стилеобразующие факторы применительно к данному тексту (сфера общественного сознания, отраженного в тексте: научная, деловая, бытовая; форма и вид речи: письменная/устная, монолог/диалог; способ общения коммуникантов: официальное/частное, контактное/дистантное, межличностное/массовое, непосредственное/опосредованное).

    2. Языковая функция, доминирующая в данном тексте (информативная, воздействующая, побудительная, коммуникативная, эстетическая).

    3. Доминантные стилевые черты, проявляющиеся в данном тексте.

    4. Языковые средства их выражения (лексические, морфологические, синтаксические).

    5. Вывод о принадлежности текста к стилю, подстилю, жанру.

    1. Группа факторов, связанных с социальной обусловленностью речи, ее задачами и экстралингвистическими характеристиками, не может рассматриваться как однородная - так, экстралингвистические характеристики в области письменной речи предстают в виде свойств мышления (логичность, точность, связность, последовательность, экономичность и пр.), характерных одновременно и для деловой и официальной публицистической речи, и в виде не сопоставимых с ними ситуативных условий протекания речи в области устной литературной речи. Сюда же относится фактор учета свойств адресата - адресанта речи. Рассматривать их в качестве различительных признаков не приходится.

    Стилистический анализ текста.

    2. Информативная.

    4. Лексические средства выразительности: однозначность слова, стилистически нейтральные слова (общеупотребительные), термины, преобладание лексики абстрактного значения(логичность, точность, связность и.тд.), отсутствие лексики некнижного характера и эмоционально - оценочно окрашенной лексики.

    Морфологические средства выразительности: преобладание именных слов над глагольными, широкое использование конструкций с формами родительного падежа имени существительного.

    Синтаксические средства выразительности: 1-е предложение грамматически полное повествовательное с прямым порядком слов, сложноподчиненное, строгая структурированность текста.

    5. Научный стиль; подстиль - научно-учебный; жанр - методическое пособие.

    Особенности адаптивного потенциала растений можно выявить, рассматривая представителей разных царств. Наиболее интересным кажется сравнение двух самых высокоорганизованных высших таксономических категорий: царства растений и царства животных. Можно выделить следующие основные черты сходства:

    * растения и животные обладают примерно равными адаптивными возможностями - ареалы их расселения охватывают все природные зоны, хотя продолжительность жизни у растений, как правило, больше, чем у животных;

    * сложность организации и растений, и животных достаточно высока: и те, и другие имеют по 50 - 100 типов клеток и примерно столько же типов тканей; в организмах координировано функционируют миллионы и миллиарды клеток;

    * целостность многоклеточной организации и у растений, и у животных поддерживается посредством взаимодействия отдельных клеток, а также наличием интегрирующих систем передачи информации и обмена ресурсами (гормональной; сосудистой системы переноса веществ; системы электрофизиологических механизмов передачи информации).

    Черты сходства не ограничиваются перечисленными. Много общего в биохимии растений и животных, близки структуры клеток, много принципиально близких черт в организации наследственного аппарата.

    Стилистический анализ текста.

    1. Научная речь; форма речи - письменная; вид речи - монолог; характер отношения коммуникантов - официальный, дистантный, массовый, опосредованный.

    2. Информативная.

    3. Точность, логичность, отвлеченно-обобщенный характер.

    4. Лексические средства выразительности: термины, использование общенаучной лексики, преобладание лексики абстрактного значения (целостность, сложность) отсутствие лексики некнижного характера и эмоционально - оценочно окрашенной лексики.

    Морфологические средства выразительности: преобладание именных слов над глагольными, широкое использование конструкций с формами родительного падежа имени существительного, преобладание глаголов 3 лица несовершенного вида настоящего времени, использование относительных прилагательных.

    Синтаксические средства выразительности: строгая структурированность текста, вводные конструкции.

    5. Научный стиль; подстиль - учебно-научный; жанр - статья.

    5. Подберите отрывок в 3-4 страницы печатного текста по вашей специальности и укажите, какие черты научного стиля нашли в нем отражение

    В системе русского синтаксиса сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры выделяются рядом специфических черт. Во-первых, это конструкции, обнаруживающие в своем строении некоторые признаки простого предложения и составляющие, таким образом, своего рода переходную зону от одной синтаксической единицы к другой. Во-вторых, это область синтаксиса сложного предложения, отличающаяся разнородностью способов связи и средств их выражения, причем внутри каждого отдельного типа (а в ряде случаев и в более широких пределах) эти средства определенным образом соотнесены друг с другом, т. е. связаны отношениями противопоставления или взаимозамещения. Названные свойства не только достаточно четко выделяют предложения нерасчлененной структуры из общей массы сложных предложений, но и характеризуют их как некое внутренне организованное единство.

    Ответ. Стилевые доминанты - точность, логичность, отвлеченно-обобщенный характер; характер отношения коммуникантов - официальный, опосредованный, дистантный; информативная функция языка; средства выразительности - термины, использование общенаучной лексики, отсутствие лексики некнижного характера и эмоцианально-оценочной окрашенной лексики, преобладание именных слов над глагольными, строгая структурированность текста, сложноподчиненные предложения.

    6. Прочитайте аннотацию книги Л.Г. Павловой «Спор, дискуссия, полемика» и рецензию на нее. Укажите, чем различаются эти тексты. Найдите в текстах аннотации и рецензии признаки научного стиля

    В книге Л.Г. Павловой «Спор, дискуссия, полемика» в доступной, популярной форме рассказывается об основных правилах и принципах ведения публичного спора, различных полемических приемах. Автор дает советы и рекомендации для повышения полемического мастерства. Книга адресована широкому кругу читателей, в первую очередь, старшеклассникам.

    Л.Г. Павлова. Спор, дискуссия, полемика.

    Вышедшая году в издательстве «Просвещение» книга Л.Г. Павловой «Спор, дискуссия, полемика» очень своевременна. Обучение старшеклассников полемическим навыкам - актуальная задача. Молодые люди должны уметь аргументированно отстаивать свои убеждения, доказывать правильность или ошибочность выдвинутой точки зрения, обосновывать определенное понимание новых явлений действительности. Ведь от гражданской позиции молодежи, ее социальной активности будет зависеть судьба нашего Отечества.

    В книге Л.Г. Павловой даются основы полемического мастерства. Изложение материала автор начинает с определения самого понятия «спор», уточнения его сущности, описания разных видов публичной дискуссии. Книга содержит интересные сведения из истории искусства спора, знакомит юных читателей с выдающимися представителями теории и практики публичной полемики разных времен.

    В книге рассматриваются основные требования культуры спора и правила его ведения. Автор показывает, как выбрать предмет спора и не потерять его в процессе обсуждения, как оперировать понятиями, как отвечать на вопросы и т.д. Специальная глава отведена умению слушать, что не менее важно, чем умение говорить.

    Большое внимание в книге уделяется искусству аргументации, которое необходимо и для доказательства истинности выдвинутых положений, и для опровержения точки зрения оппонента, разоблачения утверждений противника. Автор приводит примеры разнообразных полемических приемов и уловок, характеризует различные логические и психологические доводы, анализирует логические ошибки в ходе доказательства и опровержения.

    Книга легко читается. Броские названия глав имеют подзаголовки, точно отражающие содержание последующего текста. Каждую главу заключает «памятка полемиста», в которой кратко формулируются основные выводы, даются советы и рекомендации участникам спора. «Словарик полемиста» содержит толкования основных терминов искусства спора.

    Несомненное достоинство книги - использование многочисленных примеров из произведений художественной литературы отечественных и зарубежных авторов. Это позволяет наглядно и убедительно представлять различные ситуации в споре, расширяет кругозор учащихся, усиливает воспитательное значение книги.

    «Спор, дискуссия, полемика» - хорошее пособие для самообразования. Книга Л.Г. Павловой с интересом будет прочитана не только старшеклассниками и учителями, но и всеми, кого волнуют проблемы общения, ораторского искусства, полемического мастерства.

    Ответ: в рецензии указан предмет анализа, краткое содержание работы, дана общая оценка работы. В аннотации более подробно рассмотрены вопросы, которые автор изложил в своей книги.

    Признаки научного стиля - точность, логичность, отвлеченно-обобщенный характер; характер отношения коммуникантов - официальный, опосредованный, дистантный; информативная функция языка; средства выразительности - термины, использование общенаучной лексики, отсутствие лексики некнижного характера и эмоцианально-оценочной окрашенной лексики.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Общая характеристика официально-делового стиля. Языковые нормы и особенности норм официально-делового (канцлерского) подстиля. Типовое построение официально-делового текста. Синтаксические особенности деловой речи. Грамматика в официально-деловой сфере.

      контрольная работа , добавлен 26.10.2011

      Общественные функции языка. Особенности официально-делового стиля, текстовые нормы. Языковые нормы: составление текста документа. Динамика нормы официально-деловой речи. Виды речевых ошибок в деловом письме. Лексические и синтаксические ошибки.

      курсовая работа , добавлен 26.02.2009

      Описание профессии учителя с использованием стилистических средств разговорного, официально-делового, научного и публицистического жанров. Содержательно-логический анализ текстов: ситуация общения, языковые средства, определение стиля и речевого жанра.

      контрольная работа , добавлен 18.08.2011

      Понятие научного стиля, единицы научной речи. Языковые особенности лексики, грамматические особенности, орфография и пунктуация. Чтение научного текста. Составление конспекта. Виды работы с первичным текстом. Устное научное выступление. Научная полемика.

      контрольная работа , добавлен 20.12.2013

      Общая характеристика официально–делового стиля и его подстили. Текстовые нормы делового стиля. Языковые нормы: составление текста, документа. Динамика нормы официально–деловой речи. Модели синтаксических конструкций, используемые в деловой переписке.

      контрольная работа , добавлен 30.11.2008

      Русские эквиваленты иноязычных слов в русском языке, особенности их употребления. Различия в значении паронимов. Акцентологический минимум. Речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением языковых единиц. Определение стилевой принадлежности текста.

      контрольная работа , добавлен 02.01.2012

      Специфика научного (академического) стиля текста. Основные правила цитирования и оформления ссылок в научных текстах. Планы, тезисы, конспекты как разновидности научных текстов и методика их выполнения. Выводы как неотъемлемая часть научного текста.

      контрольная работа , добавлен 24.02.2015

      Формирование языка русской науки в первой трети XVIII в. Сфера применения научного стиля. Логичность, последовательность, ясность и точность научной речи. Насыщенность терминами и использование абстрактной лексики. Языковые средства научного стиля.

      контрольная работа , добавлен 12.10.2009

      Определение стиля текста, его стилистический анализ. Расстановка ударений и определение значения слов в тексте, подбор прилагательных к словам в словосочетаниях. Составление списка слов, используемых в профессиональной речи, и подбор к ним синонимов.

      контрольная работа , добавлен 16.10.2010

      Понятие функционального стиля в современной лингвистике. Исследование специфики межуровневых стилистических средств газетного-публицистического текста, их отличие от художественного. Словообразование в газетной статье в английском и в узбекском языках.

    Похожие статьи

    © 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.