Элективный курс "Английский язык: практика письменной речи".

Практика устной и письменной речи:

I курс

    Английский язык для студентов педагогических вузов.

I курс.: Учеб./Т.Т.Михайлюкова, Н.М.Ерофеева, Л.Д.Кашурникова.- М.:

Высшая школа,1994. 44 экз.

    Английский язык дл студентов университетов. Чтение, устная и

письменная практика: Учеб. для студ. фак-ов ин. языков и гуманитарных фак.

вузов/ Е.М. Меркулова, О.Е. Филимонова, С.И. Костыгина и др. – Спб.:

Союз, 2002.- 384 с. (изучаем иностр. языки) 40 экз.

    Английский язык для студентов университетов. Чтение, письменная

и устная практика: Учеб. для студ. фак. иностр. языков /Е.М.Мер-

кулова, О.Е.Филимонова, С.И.Костыгина, Ю.А.Иванова, Л.В.Папанова.- Спб.:

Изд-во Союз, 2000. – 384 с. 17 экз.

    Кузьмичева Т.Н. Сборник скетчей. Пособие по английскому языку

для начинающих. М. «Высшая школа» 1991 г. 30 экз.

    Меркулова Е.М. и др. Английский язык для студентов университетов.-

СПб:Изд-воСоюз,2000. 58 экз.

    Хорнби А.С. Конструкции и обороты английского языка / Пер. с

англ. А.С.Игнатьева. –М.: АО «Буклет», 1994. 13 экз.

II курс

    Кашурникова Л.Д. и др. Английский язык для студентов педагогических

вузов. II курс. - Москва: высшая школа. 1995г. 55 экз.

    Brian Abbs and Ingrid Freebairn. Blueprint Intermediate. Student’s Book. –

Longman, 1989 9 экз.

    Ieliseyeva A.I., Iershova L.A. English Words and How to Use Them. The

Theatre and Cinema. – Moscow: Foreign Languages Publishing House,

    Ieliseyeva A.I., Iershova L.A. English Words and How to Use Them. III Travelling and Means of Travel. – Moscow: Higher School Publishing House, 1966. 5 экз.

    Jan Bell. Soundings. – Longman, 1989. 1 экз. (каб.)

    Stephen Leeler. Listening in Action. – Longman, 1988. 1 экз. (каб).

III курс.

1. Английский язык для студентов факультетов иностранных языков пед.

вузов. III курс: Учеб./ Н.Н. Сальникова, С.Ю. Ильина, Г.А. Горб. –

Нижний Новгород: НГЛУ им.Н.А.Добролюбова,1997. 40 экз.

    Ворончихина Л.Н., Михайлюкова Т.М. Glimpses of British Art. Великобри-

тания. Искусство (живопись, скульптура, архитектура). Учебн. Пособие для

студентов пед. институтов по спец. «Иностранные языки». Л. «Просвеще-

ние», 1978. 6 экз.

    Миньяр-Белоручева А.П. Западно-европейское искусство отХогарта до

Сальвадора Дали. Пособие для изучающих английский языкю – М.: «Мос-

ковский лицей», 1997. 12 экз.

    Сохраним окружающую природу – сохраним себя.: Учебно-мето-

дические материалы для студентов III курса факультета иностранных

языков.– Нижний Новгород:НГПИИЯ,1994. 10 экз.

    Спорт и спортивные игры. Для студ. факульт. ин.языков на англ.

языке / Н.Н.Орехова.- Глазов: 1998. – 15 с. 29 экз.

6. Яковлева Е.В., Вершинина Е.Ю. Language and Culture (A manual of English).

Изд-во «Московский лицей», 1997. 40 экз.

    In the World of Painting. Книга для чтения на английском языке. Сост.:

Ворончихина Л.Н., Михайлюкова Т.А. – М.: «Высшая Школа», 1989. 8 экз.

8. Protection of Nature. Учебно-методическая разработка для студентов

3 курса факультета иностранных языков. Сост.: Орехова Н.Н. – Глазов:

ГГПИ, 1996. 50 экз.

    Тhe World of Music. Книга для чтения на английском языке. – М.:

«Высшая школа», 1991. 7 экз.

10.Willis Jane. Teaching English Through English. A Course in Classroom

Language and Techniques. - Изд-во Longman, 1997. 50 экз.

IV курс.

    Практический курс английского языка. Для студентов педагогических вузов.

В.Д. Аракин. М. «Высшая школа», 1991. 50 экз.

    Проблемы образования. Учебно-методические материалы для студентов

IV курса факультета английского языка. Нижний Новгород, 1992. 50 экз.

    Старикова Е.Н. British Press Advanced Reading. Британская пресса:

Углубленное чтение: (Пособие по интенсивному чтению)/ Е.Н.

Старков, Н.Н.Нестеренко. – Киев: ЛОТОС; М.: Славлиский дом книги, 2001.

352 с. 20 экз.

    Старикова Е.Н. Британская пресса: Углубленное чтение / Е.Н.Ста-

рикова, Н.Н.Нестеренко. – Киев: ЛОГОС, 2000. – 352 с. 1 экз.

    Учебно-методические материалы по теме: «Радио и телевидение» для

студентов факультета иностранных языков. Составитель Науман И.М.

– Глазов, 1998. 40 экз.

6. Sport and Games. Учебное пособие /сост. Н.Н. Орехова. – Глазов, 1997. 40 экз.

V курс.

    Английский язык для студентов факультетов иностранных языков пед. вузов.

V курс: Учеб./А.И. Литвиненко и др. – Н.Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добро-

любова, 1996. 90 экз.

    Мир, в котором мы живем: Учеб. Пособие для фак. филологического

профиля/О.Н. Голубкова, Е.Б.Гусынина, Р.П. Кайшева, Н.И. Пушитнаю –

Ижевск: ИД Удм. Университет, 2002.- 316 с. 30 экз.

    Certificate Proficiency. (тесты)

    Test on English as a foreign language, by M.A. Pyle and M.E. Munyoz. 1991.

Список аудиокассет .

    Canadian English. Lesson 1-40, кассета 0 а.

  1. Streamline English.

    Cambridge Course 1-20.

    Лондонский курс.

    Интенсивный курс Игнатова.

    Детские песни на английском языке.

    Английский язык. 1 сторона – Высшее образование (Гритчук)

    English Course. Lesson 1-20.

    Class Cassette A, B. Language Issues. Units 1-18.

    Workbook Cassette B. language Issues. Units 1-18

    The World of English. Chapters 2-15.

    English to Jazz. Side A – units 1-9.

    English by Radio. Lesson 1-9.

    Битлз 1, 2.

    A Christmas Carol 1-4.

    Blueprint Intermediate. Cassette 1, 2. Units 1-50.

    Blueprint upper Intermediate. Cassette 1,2. Units 1-33

    Blueprint upper Intermediate Student Cassette. Unites 1-29.

    Blueprint. Student Cassette intermediate. Units 1-23.

    Streamline English Directions 1.

  2. Headway (pre-intermediate). 1,2.

  3. Matters advanced, p.1, p.2.

    Matters intermediate (class cassette).

    Matters intermediate (work cassette).

Список видеокассет

на английском языке.

    Walt Disney. Classics. “Marry Poppins”.

  1. Little Lord Fauntleroy.

    Jack and the Beanstalk.

  2. Empire Strikes Back.

    The mask of Zorro.

    Return of the Jedi.

    Red Skeletion’s Christmas Lollies.

    The Sounds of Music.

  3. The Lion, the Witch and the Wardrobe. 2 кассеты.

    Jacob Have I Loved.

    Arsenic and Old Lace. 2 ч.

    TOEFL. 1-3 кассеты.

  4. Family Album.U.S.A. 1-19.

    Gulliver’s Travels.

  5. Семейная хроника.

    To Kill a Mockingbird.

  6. Rowan Atkinson in the Terrible Tales of Mr. Bean.

Учебно-методические материалы, подготовленные преподавателями кафедры

Материалы по темам:

    Theatre; Cinema; Entertainment;

    Traveling; Sports;

    Home; Architecture; Food; Family Album.

    Book; Authors; Telephone;

    Clothes; The World of Fashion;

    Материалы по страноведению США;

  • Russia; The USA;

    Материалы для 5 курса (Science and Technology; Man and War; People and Government). (Подготовила Науман И.М.).

    Материалы к учебнику Matters Intermediate (tests, tasks, additional material) подготовили Баженова Н.Г., Масленникова О.Б.

CD.

    Английский путь к совершенству (продвинутый) – 1 шт.

    Английский путь к совершенству (средний) – 1 шт.

    Элективный курс «Английский язык: практика письменной речи» для 10-11классов

    Разработала: учитель английского языка Бабкина Н.П

    Пояснительная записка

    Предлагаемый элективный курс «Английский язык: практика письменной речи» разработан для учащихся 10-11 классов с учетом их дальнейшей профессиональной филологической ориентации, а также для учащихся, которые планируют сдавать ЕГЭ по английскому языку. Курс позволяет формировать основы филологической грамотности, поэтапное овладение основами продуктивного письма.

    Актуальность создания данного курса обусловлена противоречиями между потребностями учащихся в развитии умений письменной речи, длительностью процесса овладения письменной формой речи и недостаточным учебным временем, выделяемым программой для целенаправленного и полноценного обучения письменному общению.

    Данный элективный курс

    Сопровождает базовый и направлен на расширение знаний, умений, которые приобретаются на уроках английского языка при обучении письменной речи;

    Построен на интеграции английского языка как учебного предмета и нескольких учебных дисциплин, таких как русский язык, литература, информационные технологии;

    Ориентирован на учащихся, связывающих своё профессиональное будущее с дальнейшим изучение английского языка.

    Основной целью данного элективного курса является совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в области письменной речи.

    Данный курс имеет следующие развивающие, воспитательные и общеобразовательные цели:

    Развитие социокультурной компетенции, а именно: умение участвовать в письменной коммуникации в соответствие с нормами, принятыми в странах изучаемого языка;

    Развитие способности и готовности к самостоятельному изучению языка, построение учащимися личного профессионального алана,

    Совершенствование речевой культуры учащихся.

    Достижение данных целей предусматривает решение следующих задач:

    Развить практические умения для употребления английского языка в профессиональных целях (создание некоторых видов письменных текстов: деловое письмо, электронное письмо, сочинение с элементами рассуждения);

    Расширить (в сравнении с базисным курсом) число видов и типов текстов, уделить особое внимание жанровому разнообразию текстов, их структурным и стилистическим особенностям;

    Развить у учащихся умение самостоятельной работы;

    Углубить профессиональный интерес, помочь решить задачу профессионального самоопределения учащегося.

    Требования к уровню освоения курса

    По окончании курса учащиеся должны:

    Уметь различать и создавать различные типы текстов (деловое письмо, письмо личного характера, электронное письмо, сочинение с элементами рассуждения);

    Освоить языковые особенности, стандартные речевые формулы обслуживающие изучаемые жанры письменной речи;

    Владеть логической и культурно-традиционной структурами текстов;

    Владеть алгоритмом продуцирования письменного текста;

    Уметь использовать соответствующий стиль речи и соблюдать формат письма;

    Уметь правильно использовать пунктуационные знаки и внешнее оформление письменных текстов изученных жанров.

    В сфере социокультурной учащиеся:

    Расширят объём знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка;

    Узнают азы профессиональной этики в области письменного делового общения.

    В сфере учебно-познавательной данный курс способствует:

    Углублению учебных знаний, умений и навыков;

    Обогащению словарного запаса, развитию стилистического чутья;

    Умению работать с основными типами справочной литературы (словари, справочники, сайты Интернета);

    В целом развивает умение использовать английский язык для продолжения образования и самообразования в рамках выбранного профиля.

    Структура курса и организация обучения

    Программа курса рассчитана на 60 учебных часов и состоит из 7 тематических разделов. Выделяется 4 часа на лекции и 56 часов на практические занятия (написание, анализ, редактирование текстов и т.д.). При одном часе занятий в неделю курс будет длиться 34 часа в 10 классе и 26 часов – в 11-ом классе. При двух часах занятий неделю курс может быть пройдет за один учебный год в 10-м или 11-м классе.

    В основе курса лежат следующие методические принципы:

    Коммуникативная направленность;

    Социокультурная направленность;

    Практическая направленность;

    Сотрудничество

    Процесс обучения по данному курсу предполагает использование различных приёмов организации речевой деятельности учащихся:

    Комментирование понятий;

    Анализ организации, содержания, стиля письменных текстов;

    Редактирование письменных работ;

    Создание собственных письменных продуктов, их презентация и обсуждение;

    Работа с электронной почтой.

    Курс способствует развитию таких личностных качеств, как умение работать в сотрудничестве: работа в парах и группах, даст учащимся возможность поиска оптимального решения коммуникативных задач.

    Контроль уровня обученности

    Методы проверки достижения результатов: анкетирование, наблюдение, беседа, презентация письменных продуктов, тесты, метод взаимо- и самооценки. Основная форма контроля –портфолио. Это коллекция самостоятельно выполненных учебных продуктов, профессиональных продуктов, текстов рефлексивного плана о динамике качества обучения и учебных достижений. В ряду инновационных технологий обучения иностранным языкам портфолио выделяется тем, что характеризуется как альтернативная форма контроля, позволяющая получить динамическую картину учебного и языкового развития учащихся. Старшеклассники осознанно и целенаправленно отбирают образцы своих работ для включения в портфель. Более того, его ключевыми элементами является рефлексия изучающего языка и самомониторинг. В языковом порфолио посредством рефлексивной самооценки учащихся отражаются основные компоненты процесса изучения иностранного языка, что способствует созданию условий для развития их учебной компетенции и автономии.

    Методический аппарат программы

    Методические инструкции сопровождают каждый тематический раздел курса и учитывают подготовку, проведение занятий и подведение итогов.

    Предусмотрены варианты заданий в зависимости от наполняемости группы, интересов учащихся. Даны также рекомендации по алгоритмизации рассмотрения заданий и продуцирования письменных текстов.

    Тема 1.Особенности письменного текста и его отличия от устного.

    Основы целостного подхода к тексту. Основные сведения о структуре и функционировании письменного текста.

    Тема 2. Личная переписка.

    1. Письмо личного характера.

    2. Письма-приглашения, выражения благодарности, соболезнование.

    Логическая и культурно-традиционная структура текстов. Стандартные речевые формулы.

    Тема 3. Деловая переписка.

    1. Структура и особенности оформления деловых писем. Форматы деловых писем.

    Разделы делового письма: адрес отправителя, ссылка, дата, адрес получателя, обращение, тема письма, подписной блок. Особенности написания адресов в США, Великобритании и России. Оформление конверта.

    2. Стиль и содержание деловых писем.

    Формальные и неформальные стили. Текст письма как основной информационный компонент: письмо-предложение, письмо-запрос информации, письмо-заказ, письмо-жалоба и ответы на них. Сочетания, штампы для написания деловых писем. Виды сокращения, используемые при оформлении деловой корреспонденцию. Американский и британский варианты английского языка при написании деловых писем.

    3. Переписка при устройстве на работу/учёбу.

    Правила составления письма-заявления, резюме, CV, заполнение анкеты.

    Тема 4. Электронное письмо.

    Языковые и культурные особенности электронной коммуникации по сравнению с личным и деловым письмом, этикет и правила поведения в Интернете.

    Тема 5. Сочинение с элементами рассуждения.

    1. Алгоритм создания и структура сочинения с элементами рассуждения.

    Композиция сочинения. Деление текста на абзацы. Связность, логичность построения текста, адекватное применение логических средств связи в тексте.

    Постановка проблемы. Выражение собственного суждения с аргументацией. Формулировка противоположных мнений и аргументов против них. Вывод и заключение. Соответствие объёма высказывания поставленной задаче. Адекватное использование различных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. Некоторые стилистические приёмы: синонимы, сравнение, контраст, родственные слова, параллельные конструкции, лексический повтор. Использование пунктуационных знаков.

    Тема 6. Обобщающий урок.

    Презентация портфолио «Мои творческие работы на английском языке».

    УЧЕБНО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Тема, подтема

    Кол-во уроков

    Формы работы

    Формы контроля

    Семи-нары

    Особенности письменного текста и его отличия от устного.

    Лекция с элементами беседы.

    Конспект лекции. Беседа. Анкетирование.

    Личная переписка.

    Письмо личного характера.

    Анализ образцов писем: содержание и организация текста, использование различных стилей (формального, неформального, дружеского).

    Написание писем личного характера. Само- и взаимопроверка писем по критериям.

    Открытки, письма-благодарности, соболезнования, приглашения.

    Анализ образцов личной переписки: открыток, писем-благодарностей, приглашений, выражения соболезнования.

    Написание открыток, писем-благодарностей, приглашений, выражения соболезнования. Текст на знание лексико-грамматических особенностей личной переписки.

    Деловая переписка.

    Структура и особенности оформления деловых писем. Форматы деловых писем.

    Чтение и анализ деловых писем. Обсуждение различных форматов деловых писем, адресов, подписных блоков и т.д.

    Беседа. Написание писем различных форматов, написание адресов в США, Великобритании и России, написание дат, подписных блоков.

    Стиль и содержание деловых писем.

    Анализ деловых писем, их размера, начала и завершения, основного содержания. Формальный и неформальный стили деловых писем.

    Составление деловых писем различных стилей.

    Переписка при устройстве на работу/учебу.

    Анализ структуры и содержания письма-заявления, резюме, CV, анкет.

    Написание письма-заявления, резюме, CV, заполнение анкет.

    Электронное письмо.

    Чтение, анализ различных e-mail сообщений.

    Тест на знание особенностей написания e-mail. Оформление электронного письма.

    Сочинение с элементами рассуждения.

    Алгоритм и структура сочинения с элементами рассуждения.

    Ознакомление с алгоритмом наполнения и структурой сочинений. Анализ образцов сочинений.

    Написание черновых вариантов сочинений.

    Анализ образцов сочинений по критерию «Содержание».

    Написание конечного варианта сочинений. Само- и взаимопроверка сочинений по критериям.

    Обобщающий урок.

    Презентация порфолио «Мои творческие работы на английском языке».

    Оценка портфолио.

    Литература

    Для учителя:

      Бим И. Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностранные языки в школе (ИЯШ). 2004. №4.

      Бим И. Л., Вайсбурд М.Л., Грачева Н.П. и др. Рекомендации по организации препрофильной подготовки с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки) // Английский язык в школе (АЯШ). 2003. №3.

      Конобеев А.В. Создание программ к элективным курсам по английскому языку –принципы и практика // АЯШ. 2006.№3.

      Орехова И. А. Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения иностранным языкам //ИЯШ. 2004. №5.

      Тарнаева Л. П. Культура и общение: Пишем по-английски.-СПб.: Союз, 2001.

    Для учащихся:

      Болтнева О. Ю. Английский язык: Развитие навыков повседневной и академической письменной речи. –М.: Дрофа, 2004.

      Гроза О. Л., Деревянко Н. Н. и др. New Millennium English.-Обнинск: Титул, 2006.

      Дворецкая О. Б., Казырбаева Н. Ю.,Новикова Н. В. Деловой английский для школы.- Обнинск: Титул, 2006.

      Музланова Е. С. Английский язык. Экспресс- репетитор для подготовки к ЕГЭ: Письмо. – М.: АСТ, 2009.

      Стрельникова О. Writing an Essay // Английский язык. 2009.№5.

      Шмакова О. В., Тарабунова Н. В. Учимся писать по-английски. – М: АСТ, 2005.

    Приложение

    Оценочный лист из раздела портфолио «Рефлексия»

    Now I Can!

    Have you ever thought skills you be successful in writing? To indentify your writing skills more accurately make use of this Student`s Evaluation Card.

    Choose the colour which correspondents to your level:

    GREEN I can it very well!

    YELLOW I can do it but I have some difficulties!

    RED I can not do it without support or I make a lot of mistakes!

    Student`s Evaluation Card.

    CAN I…

    Date 10.09.20…

    Date 10.01.20…

    …write about a problem I am interested in?

    …write clearly expressing the main idea?

    …give and ask for information?

    …write without gross grammar mistakes?

    …use a wide range of vocabulary?

    …use stylistic devices (metaphors, comparisons, etc?

    …adjust the style and register of my writing to the reader?

    …describe people, objects and places?

    …organize a piece of writing (paragraphing, linking) well?

    …use informal style?

    …use formal style?

    …write different types of letters (invitation, congratulation, complain, etc.)?

    …fill in an application form for employment?

    …write an e-mail to my foreign friend?

    …write an ‘Opinion’ Essay?

    …write a ‘For’ and ‘Against’ Essay?

    …use a computer spelling program?

    1 .– me, 2 .-my neighbour, 3 .- group, 4 .- teacher

    Pay attention to the colours in the boxes. If they are green, you can try to take a proficiency exam right now.

    If your colours are mostly yellow, you should go on practicing your writing skills.

    If all colours are red, you have a long way ahead.

    Портал PhDRu предлагает аспирантам и соискателям учёной степени кандидата наук ознакомиться с пособием А.С.Числовой и А.С.Акоповой «Учебное пособие по практике письменной речи английского языка для магистрантов и аспирантов (очной и заочной формы обучения)» .

    Настоящее пособие предназначено для развития навыков письменной речи у студентов, магистрантов и аспирантов гуманитарных факультетов университета, а также для всех желающих совершенствовать навыки письменной речи. Цель пособия - развить у обучающихся навыки письма и написания короткого сочинения с перечнем основных требований к нему и критериям оценки, ознакомить магистрантов и аспирантов со схемой написания реферата, доклада, а также резюме. Предлагаемая работа обусловлена следующими мотивами. В настоящее время все больше и больше возможностей общаться письменно, через электронную почту, которая является самой быстрой на сегодняшний день. Оценка навыков и умений овладения иностранным языком в образовательной системе тесно связана с прогрессом в письменных видах работы. Из практики опытного педагога известно, что обучающиеся часто обеспокоены таким аспектом обучения на английском языке, как письмо. Они с такой же боязнью относятся к написанию абзаца, как и к написанию исследовательской работы. Их волнует то, смогут ли они выразить свои мысли ясно, без ограничений в правильности использования грамматики, пунктуации, орфографии. Часто, на первых порах обучения языку, мало внимания уделяется творческому аспекту письма, т.к. все внимание сосредоточено на грамматике, пунктуации, орфографии. Именно поэтому у обучающихся развивается страх перед письменными заданиями, а все то, что они напишут, кажется им, состоит сплошь из ошибок. Эти страхи мешают им и часто делают процесс письма как медленным, так и безрезультативным. На более высоком уровне обучения языку больше внимания уделяется развитию продвинутых элементов письма, таких как абзац, маленькая заметка, эссе или небольшой исследовательский доклад. Обучающиеся, однако, встречаясь со своими опасениями при письме, не чувствуют себя комфортно при свободном течении мысли. А это ведет к закостенелому, скучному, плохо развитому, не творческому навыку письма. Для того, чтобы помочь обучающимся сфокусироваться на идее, а не форме, помочь преодолеть страхи перед орфографией, пунктуацией и грамматическими ошибками, авторы и предлагают эту разработку. Наша цель, поэтому, помочь обучающимся создавать самостоятельные композиции.

    Департамент образования города Москвы

    Государственное образовательное учреждение

    Факультет английской филологии

    Кафедра английской филологии

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИИ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

    Практика устной и письменной речи

    Направление: 520500 - лингвистика,

    программа подготовки

    бакалавров

    Степень – бакалавр лингвистики

    Семестры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

    Составители: к. ф.н., проф. , к. ф.н., доц. ., к. ф.н., проф. , к. ф.н., проф. , к. ф.н. доцент

    Рецензенты:

    Д. ф.н. профессор кафедры лексики английского языка Московского педагогического государственного университета

    О. Г, Чупрына

    К. ф.н. профессор кафедры английской филологии факультета английской филологии Института иностранных языков ГОУ ВПО МГПУ

    Практика устной и письменной речи английского языка

    Учебно-методический комплекс.

    Согласно данной программе процесс обучения иностранному языку в курсе практики речи делится на два этапа, которые отличаются друг от друга объёмом и спецификой изучаемого материала, целями, содержанием и методикой работы, а также характером взаимодействия с теоретическими курсами. На обоих этапах преподавание языка строится на основе современных методов, приемов, средств и форм обучения, определяется когнитивно-коммуникативной и профессиональной направленностью, оптимальным сочетанием аудиторной, лабораторной и внеаудиторной работы студентов, постепенным увеличением удельного веса их самостоятельной работы, последовательным переходом от простого к сложному. В курсе практики устной и письменной речи используются преимущественно аутентичные учебные материалы, высококачественные отечественные и зарубежные учебники и учебные пособия , аудио - и видеозаписи , мультимедийные средства обучения, книги для чтения, сложность которых соответствует тому или иному этапу обучения.

    Для достижения сформулированной выше цели студенты по дисциплине «Практика устной и письменной речи» должны быть сориентированы на выполнение следующих задач:

    1) развитие коммуникативных умений при составлении монологического и диалогического высказываний, включая умения осуществлять устное и письменное высказывание;

    2) усвоение необходимого количества лексических единиц, обогащение и дифференциация вокабуляра;

    3) развитие и совершенствование навыков речевого поведения в разнообразных условиях общения с учетом современных требований политкорректности;

    4) развитие способности извлекать информацию из текстов разных уровней сложности;

    5) развитие способности составлять резюме, предлагать развернутую аргументацию своей точки зрения, интерпретировать и комментировать изучаемые тексты различных функциональных стилей; ,t."

    6) совершенствование фонетического оформления речи, овладение навыками транскрибирования;

    7) усвоение грамматических особенностей изучаемого языка;

    8) формирование умения самостоятельно решать коммуникативно-познавательные задачи творческого и поискового характера.

    5. Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина:

    Научно-методическая

    Социально-педагогическая

    Научно- исследовательская

    В программе раскрывается содержание и особенности учебной работы на каждом курсе, формируются конечные требования по каждому году обучения, приводится примерная речевая тематика, требования к экзаменам, образцы экзаменационных билетов и контрольных работ , а также списки рекомендуемой литературы.

    П. Требования к уровню освоения дисциплины

    Студент, изучающий дисциплину «Практика устной и письменной речи» должен: иметь представление о

    Фонетическом и грамматическом строе английского языка;

    стилистической маркированности и парадигматической стратификации вокабуляра английского языка, о различных лексико-грамматических разрядах;

    Сочетаемостных особенностях лексических единиц современного английского
    языка;

    Социально - культурном фоне страны изучаемого языка, его лингво-
    культурологических характеристиках;

    владеть

    элементами фонетического, грамматического, /лексикологического и стилистического терминологического аппарата;

    Основами языкового и интерпретационного анализа;

    Умениями составлять доклады, эссе, резюме, выполнять проектную работу;

    Навыками работы с лексикографическими источниками, в том числе
    электронными;

    Умением ориентироваться в современных социальных и культурных реалиях
    стран изучаемого языка;

    знать

    уметь

    Свободно владеть всеми видами речевой деятельности на английском языке в рамках, заложенных в Государственных Стандартах по дисциплине;

    Осуществлять теоретическое обобщение практических знаний в области лексики, фразеологии и стилистики английского языка;

    Анализировать конкретный языковой материал в объеме изучаемой дисциплины;

    Делать самостоятельные выводы из наблюдений над фактическим языковым
    материалом.

    III . Структура учебной дисциплины.

    Структура курса устной и письменной речи предусматривает в основном практические занятия в небольших группах по 8-10 человек, что позволяет обеспечивать индивидуальный подход к каждому студенту. Курс также предусматривает самостоятельное изучение студентами ряда тем на основе рекомендованных источников, а также самостоятельное направление определенных заданий, в том числе с помощью электронных носителей, включая лабораторные, контрольные и самостоятельные работы. В частности в ходе самостоятельной работы студенты изучают специальную литературу, выполняют задания по стилистическому анализу, готовят рефераты и выступления по соответствующим разделам учебной дисциплины, интерпретируют художественные тексты.

    Во время проведения практических занятий студентам предлагается системное изложение лексико-грамматических основ языка, особое внимание обращается на проблемные вопросы курса, на развитие способности анализировать конкретный языковой материал, но прежде всего на этих занятиях студент совершенствует практическое владение изучаемым языком, часто в сопоставлении с родным языком учащихся.

    II ЧАСТЬ

    I КУРС

    1. Описание

    Описание УМКД, составной частью которого являются настоящие методические рекомендации ;

    Виды учебной работы (аудиторные занятия, в том числе лекции, семинары, практические и лабораторные занятия /лабораторный практикум, самостоятельная работа студентов) и их трудоемкость в соответствии с учебным планом (в часах/ в часах и кредитах), общая трудоемкость дисциплины, вид контроля (зачет/экзамен)

    Тематический план курса на каждый семестр:

    Примерная тематика докладов, рефератов, контрольных работ и т. п., курсовых и дипломных работ ;

    Требования и примерные вопросы к зачету (экзамену);

    Тесты для самоконтроля по всему курсу или отдельным темам:

    Список Интернет ресурсов по дисциплине (по желанию);

    Перечень обучающих и контролирующих компьютерных программ (по желанию).

    2. Виды учебной работы

    Всего часов

    Семестр

    Практические занятия

    Занятий

    само­стоятель­ная рабо­та

    Всего по дддисцип­лине

    Вид итогового контроля

    3.1. Тематический план.

    Названия тем, их содержание, объем в часах.

    I семестр

    Название темы

    Практические занятия

    Здоровье человека. Болезни и легкие недомогания. Самочувствие человека и влияние погоды на ощущения людей. Различные способы приветствия и прощания.

    Семья и человек. Характер людей. Родственные и дружественные связи. Взаимоотношения человека с родственниками и друзьями.

    Профессии. Сложности при выборе профессий. Описание различных видов деятельности человека. Человек как составляющая часть общества. Ценность каждой выбранной профессию Продвижение по служебной лестнице. Взлеты и падения на пути к достижению успеха в карьерном росте.

    Сложности, возникающие в процессе обучения. Канцелярские принадлежности. Обучение в школе. Взаимодействие учителя и ученика в ходе обучения. Обучение как важная часть становления человека.

    Человек и его «крепость». Обустройство дома и квартиры. Быт, окружающий человека. Характеристика различных типов жилья. Предметы повседневной необходимости.

    Дни недели и месяцы. Сложности, возникающие при неправильном распределении времени. Быстроходное течение времени. Встречи и расставания - вечные спутники современной стремительной жизни. Важность правильного распределения времени.

    Страны мира и их столицы. Жизнь на нашей планете. Соотношение воды и суши на нашей планете. Представители различных национальностей. Взаимоотношения людей, живущих на планете Земля. Планета Земля - наш общий дом.

    Продукты питания. Кухни разных народов мира. Повседневное питание. Деликатесы. Процесс приготовления пищи. Ежедневный

    рацион человека.

    Распорядок дня. Важность правильного распределения сил. Работа по дому. Создание уютной атмосферы.

    ИТОГО

    Госкомитет Российской Федерации по высшему образованию РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

    ПО ПРАКТИКЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

    для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (специальность романо-германская филология)

    Ростов-на-Дону

    Методические указания обсуждены и утверждены на заседании кафедры романо-германской филологии факультета филологии и журналистики Ростовского государственного университета.

    Протокол № ___ от _______________2003

    Составили: Л.А. Нехлюдова, ст. преподаватель.

    Ответственный редактор: К. Ю. Колесина, канд. пед. наук, доцент.

    Настоящие методические указания отвечают основным целям обучения на 1 курсе отделений и факультетов иностранных языков и направлены на овладение, развитие и совершенствование профессиональных умений и навыков устной и письменной речи студентов в процессе их работы в аудитории под руководством преподавателя и самостоятельной работы. Предлагаемые тексты и задания способствуют обогащению словарного запаса студентов, приобщению студентов к самостоятельной научно-исследовательской работе над языком и развивают у них аналитический подход к изучаемым языковым явлениям. Указания составлены

    с учетом поаспектного обучения языку и предназначены для занятий по практике устной и письменной речи английского языка, что и определило их структуру и содержание отдельных разделов. Методические указания отвечают основным дидактическим и методическим принципам обучения и состоят из 3 разделов, приложения, списка использованной литературы и списка аудиоматериалов.

    Первые 2 раздела, «Проблемы современной семьи. Помолвка и брак», «Воспитание детей. Проблемы отцов и детей», содержат вокабуляр по данным подтемам, тексты, упражнения, диалоги и материалы по аудированию. Тематический вокабуляр включает слова и словосочетания, как подлежащие активному усвоению, так и не входящие в активный словарь, но нуждающиеся в пояснении.

    Предлагаемые для изучения тексты служат цели отработки учебно-познавательной темы и являются источником политических, художественных и литературоведческих знаний. В этих разделах также включен материал страноведческого характера, знакомящий студентов с проблемами семьи и воспитания детей, традициями заключения помолвки и брака в странах изучаемого языка (Великобритания, США).

    Упражнения устной речевой направленности способствуют более глубокому проникновению в структуру и содержание текста, обращают внимание студентов на различия средств и способов формирования и формулирования мысли в русском и английском языках. В каждом разделе также имеется ряд так называемых “Activation Exercises”, целью которых является закрепление полезного лексический материала. Данный тип упражнений включает как языковые, так и условно-речевые и речевые упражнения, многие из которых имеют коммуникативную направленность. Делается акцент на умение студентов понять и передать определенную информацию, используя необходимый лексический материал, стимулировать построение устного связного, последовательного и логически-стройного высказывания.

    Система упражнений по письменной практике предусматривает самостоятельную отработку норм современного английского языка, подготовку студентов к написанию изложений и сочинений.

    Большое количество упражнений и текстов создает возможность для дифференциации и индивидуализации обучения, а также для организации самостоятельной работы студентов.

    3-ий раздел указаний содержит ряд упражнений и заданий коммуникативной направленности, предусматривающих групповую работу, основной целью которой является контроль знаний усвоенных студентами при изучении данной темы в ходе групповой дискуссии. В этом разделе также предложен список разговорных тем, рекомендованных для вынесения на экзамен по практике английского языка.

    В приложении предлагается ряд текстов о древнерусских традициях и обычаях, связанных

    с помолвкой и заключением брака, а также текст об индийской семье и информация познавательного характера об особенностях семейной жизни в разных странах мира. К каждому тексту предлагаются упражнения на усвоение лексического материала и другие задания. Данные тексты могут быть использованы как во время аудиторных занятий по практике устной речи английского языка, так и в качестве заданий для самостоятельной работы студентов. В приложении также предлагается ряд дополнительных упражнений направленных на совершенствование навыков чтения и развитие умения выделить основную идею текста и передать его краткое содержание. Данные упражнения (“Problem Page”), затрагивающие проблемы воспитания детей и конфликтные ситуации, возникающие в семье, могут также быть использованы в качестве стимула к групповой дискуссии.

    Study the following words and word combinations.

    engagement, betrothal

    old folks at home

    to be plighted lovers

    senior son (daughter)

    bridegroom, fiancé

    youngest daughter

    27. full brother (sister)

    to be marriedto smb.

    to be married in a

    30. grandparents

    grandfather (grand-papa,

    to be married in a civil

    grandpa, grand-dad)

    form of marriage (civil

    grandmother (grand-

    a newly-married couple

    31. great-grandparents

    great grandfather

    10. a misalliance

    great grandmother

    13. to carry marriage seriously

    34. great grandchildren

    14. wedding ring

    15. engagement ring

    great granddaughter

    17. conjugal ties

    distant relatives

    18. conjugal union

    close relatives on my

    19. matron of honour/bridesmaid

    mother’s/father’s side

    36. to have relations to smb.

    37. to be related to smb.

    38. first cousin

    39. second cousin, etc.

    a nuclear family

    41. aunt, auntie

    a single-parent family

    a blended family

    an empty-nest family

    an extended family

    45. step-father (mother)

    a consensual union

    46. step-children (step-

    a same-sex union

    47. step-brother (sister)

    48. half-brother (sister)

    49. adoption

    to adopt an orphan

    50. paternity of the child is unknown

    51. foster-brother/sister

    52. foster child

    53. foster-father (mother)

    54. father (mother)-in-law

    55. twins (twinbrothers/sisters)

    56. triplets

    57. in-laws

    son (daughter)-in-law

    sister (brother)-in-law

    Father-in-law

    Mother-in-law

    58. godchild

    godson/goddaughter

    59. godparents

    godfather/mother

    60. a widow (grass widow)

    61. spinster

    62. an expectant mother

    63. widower

    64. bachelor

    65. she has five children each smaller than the last

    66. rising generation

    67. he is a pet-model

    68. toddlers (tiny tots)

    69. polygamy

    polygyny

    polyandry

    70. fictive kin

    71. to raise (to bear) children

    72. to divorce, to get a divorce

    a divorcée

    73. trial separation

    74. incompatibility

    75. adultery

    76. alimony

    77. maintenance

    78. divorce court

    79. to dissolve/annul marriage

    80. to award a decree nisi

    Read and translate the introductory text.

    Marriage is a thing which only a rare person in his or her life avoids. Truebachelors andspinsters make up only a small percent of the population; mostsingle people are“alone but not lonely” . Millions of othersget married because of the fun offamily life . And it is fun, if one takes a sense of humour. There is a lot of fun infalling in love with someone and chasing the prospectivefiancée , which meansdating andgoing out with the candidate. All therelatives (parents ,grandparents and great-grand-parents , brothers andsisters ,cousins ,aunts anduncles ,nieces andnephews ,stepmothers andstepfathers and all in-laws ) meanwhile have the fun of criticizing your choice and giving advice. The trick here is not to listen to them butpropose to your bride-to-be and somehow get her to accept yourproposal . Then you may arrange the engagement andfix the day of thewedding .

    What fun it is to get all those things, whose names start with the word “wedding” – dress, ring, cars, flowers, cakes, etc.! It’s great fun to pay for them. It’s fun for the bride and thegroom to escape from the guests and go on ahoneymoon trip , especially if it is awedding present from the parents. The guests remain with the fun of gossiping whether youmarried for love orfor money .

    It’s fun to return back home with the idea that the person you are married to is somewhat different from the one you knew. But there is no time to think about it because you are newly-weds and youexpect a baby . There is no better fun for ahusband than taking hiswife to amaternity home alone and bringing her back with thetwins ortriplets . And this is where the greatest fun starts: washing the new-born’s nappies and passing away sleepless nights, earning moneyto keep the family , taking children tokindergarten and later to school. By all means it’s funto attend parent’s meeting and to learn that your childrentake after you and don’tdo well at school.

    The bigger your children grow, the more they resemble you outwardly and the less they display likeness with you inwardly. And you startgrumbling at them and discussing with your old friends the problem of the “generation gap ”. What fun!

    And when at last you and your grey-haired spouse start thinking that your family life has calmed down, you haven’tdivorced butpreserved your union , the climax of your fun bursts out! One of your dearest off-springs brings a long-legged blonde to your house and says that he wants to marry. And you think: ‘Why do people ever get married?’

    Engagement and Marriage. Challenges and Opportunities.

    Try this little brain-teaser. Note the names we give to the variousmembers of our family . Each of the fourteen people belowis married to one of the others. From the information you are given, find out who is married to whom. Note there are three generations here.

    Alan is Caroline’s nephew and Larry’scousin . Barbara is Larry’smother and Maggie’ssister- in-law .

    Caroline is Edward’s daughter and Maggie’s sister-in-law.

    David is Gordon’s brother-in-law and Alan’suncle .

    Edward is Ingrid’s grandfather and Maggie’s father-in-law .

    Fanny is Caroline’s mother and Alan’s grandmother .

    Gordon is Helen’s son-in-law and Nigel’s brother-in-law.

    Helen is Barbara’s mother-in-law and Larry’s grandmother.

    Ingrid is Gordon’s niece and David’s daughter- in-law .

    John is David’s father and Gordon’s father-in- law.

    Karen is Gordon’s daughter-in-law and Maggie’s daughter-in-law.

    Larry is John’s grandson and David’sson . Maggie is Larry’saunt and Fanny’s daughter- in-law.

    Nigel is Ingrid’s father and Fanny’s son-in-law

    Exercise 2. Fill in suitable words:

    1. Your aunt’s son is your … . 2. Your father’s father is your … . 3. My sister’s son is my … . 4.

    His sister’s daughter is his … . 5. My mother’s brother is my … . 6. Your mother’s sister is your … . 7. Your father’s brother is your … . 8. Your uncle’s daughter is your … . 9. Your brother’s wife is your … . 10. Your sister’s husband is your … . 11. Your husband’s mother is your … . 12. Your mother’s mother is your … .

    Exercise 3. Choose the most suitable word or phrase to complete the sentence below.

    Mrs Jones had … .

    a. trio

    b. a treble

    c. triplets

    Mrs Vine had had … the week before.

    b. quads

    c. a quartet

    Twins often seem to … a generation.

    b. skip

    c. jump

    There was a case of … twins in our town recently.

    a. Japanese

    b. Chinese

    c. Siamese

    There’s a … of twins in our family – on my father’s … .

    a. story

    b. geography

    c. history

    d. tree

    e. side

    f. line

    I was … child, though.

    a. an only

    b. a missing

    c. a single

    All the members of our football team are related … marriage.

    a. by

    b. to

    c. on

    When Mother remarried , her second husband, my …, gave me a new bicycle.

    a. forefather

    b. stepfather

    c. grandfather

    He said to me, ‘Look, I know you’re not my own …, but let’s be friends.’

    a. flesh and blood

    b. blood and guts

    c. skin and bones

    My … originated from a tribe of Red Indians.

    a. ancestors

    b. ancients

    c. antiques

    Not many of my own … relatives are still alive.

    a. blood

    b. skin

    c. heart

    My … -grandfather fought at the Battle of Waterloo.

    a. grand grand grand

    b. great grand grand

    c. great-great-great

    My brother-in-law inherited £500,000 in his uncle’s … .

    a. will

    b. testament

    c. wishes

    I was left £50 and a cat by … relative; I believe it was a … cousin – or perhaps it was a … aunt.

    a. a distant

    b. an unclear

    c. a long-distance

    d. double

    e. second

    f. dual

    g. grand

    h. great

    i. large

    Peter is an orphan ; he was … at the age of two.

    a. adjusted

    b. adapted

    c. adopted

    Paul comes from a broken home ; he has lived with a number of … parents.

    a. loan

    b. foster

    c. second-hand

    Mary was from a single-parent family ; now she’s looked after by her … .

    a. keeper

    b. warden

    c. guardian

    I’m off to have Sunday lunch with my new … now.

    a. outlaws

    b. by-laws

    c. in-laws

    Exercise 4. Read and translate the following text. Answer the questions after the text.

    Family is the basic unit of social organization in all human societies. Since prehistoric times, families have served as the primary institution responsible for raising children , providing people with food and shelter, and satisfying people’s need for love and support. The term family generally refers to a group of peoplerelated to one anotherby birth ,marriage , oradoption . In contemporary society, people often apply the word family to any group that feels a sense ofkinship (family connection).

    Family types vary in different countries and among different cultures. In Western, industrialized

    societies, the nuclear family ranks as the most common family type. It consists of a father, a mother, and their children. But nuclear families exist alongside many other types of family units. In thesingleparent family , for example, a mother or a father heads the family alone. Ablended family is formed when adivorced orwidowed parentremarries . As divorce rates have risen, the number of singleparent and blended families has increased.

    An increasingly common family form in Western societies is the consensual union , in whichcouples live together but remainunmarried . When a homosexual couple decides to live together as a family, they form a same-sex union . Although such unions have become more common, most countries do not recognize them as legal families. People often call a married couple whose children have grown up and left home an empty-nest family .

    In many parts of the world, parents and children live together with other family members under the same roof. These complex families usually contain several generations of family members, including grandparents ,parents , andchildren . They may also includebrothers orsisters and their families,uncles ,aunts , andcousins . Even when relatives do not live together, they still consider themselves members of the sameextended family . In Latin American and Hispanic American cultures, the extended family, or la familia, includes grandparents, uncles, aunts, and cousins.

    Some cultures follow a traditional practice called polygamy , in which a person can have more than onespouse (husband orwife ). The two chief forms of polygamy arepolygyny andpolyandry . In polygyny, a man marries more than one woman. In polyandry, a woman has more than one husband.

    Family members can be related to one another by blood – that is,by birth ;by affinity – that is, throughmarriage ; or throughadoption . Most nuclear families consist of a father, a mother, and their biological children (children born to them). When a couple adopts a child, the child becomes a member of their family. Brothers and sisters who share the same parents aresiblings .Half brothers andhalf sisters share either the same biological mother or biological father. When divorced or widowed parents remarry, the parent’s new spouse becomes the children’sstepfather orstepmother . Children from the couple’s previous marriages becomestepbrothers andstepsisters to one another.

    When people marry, they gain a new set of relatives called in-laws . The mother of a person’sspouse is called a mother-in-law , the brother is called a brother-in-law , and so on throughout the rest of the family.

    The parents of a person’s mother or father are that person’s grandparents . Great-grandparents are the parents of a person’s grandparents. An aunt is the sister of a person’s mother or father. An uncle is the brother of a parent. An uncle’s wife is also called aunt, and an aunt’s husband is also called uncle. Afirst cousin is the child of a person’s aunt or uncle. The child of a first cousin is a person’s first cousin once removed – that is, removed by one generation. Children of first cousins are second cousins to each other.

    Some people consider certain friends as part of their family because they feel special affection for them. Though these friends are not true family members, such friends are called fictive kin , and family members might call them “aunts” or “uncles”. Relatives or close friends of a parent may becomegodparents to that parent’s children. Godparents, as sponsors to a Christian baptism, often play more vital roles in the lives of families than other fictive kin. In Latin American and Hispanic American families, godparents, or compadres, provide advice, emotional support, and assistance in times of need.

    Families perform many necessary functions, both for individual family members and for society as a whole. In virtually all cultures, the family serves as the basic institution for bearing children , caring for them during their early years, and preparing them to function effectively in society. Families around the world must also provide food and clothing to their members. In addition, families meet important psychological needs, such as the need for love, support, and companionship.

    The family’s duties have changed over time. In the past, families not only cared for the young but also grew their own food, made their own clothing, and provided services for themselves that modern families generally do not provide. Parents taught reading, writing, and craft skills to their children. Families also cared for sick and elderly relatives and often provided financial support for

    Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.