Тема. Правильное произношение имён прилагательных

Конспект урока русского языка

Тема: «Произношение и употребление имен прилагательных в речи»

Цели и задачи:

-углубление представления о роли прилагательных в речи;

-отработка умения правильного написания не с прилагательными, гласных в окончаниях, суффиксах прилагательных; сложных прилагательных;

-определение синтаксической функции прилагательных разных форм в предложении и правильное их употребление;

- отработка умения правильно употреблять прилагательные в речи, уметь находить их в тексте

- отработка произношения прилагательных

Ход урока:

    Оргмомент. Здравствуйте. Садитесь. Кто сегодня отсутствует?

    Определение темы урока.

На доске записана дата. Тему урока учитель предлагает учащимся определить самостоятельно.

Откройте, пожалуйста, свои тетради. Запишите сегодняшнюю дату.

Учащийся задаёт вопрос:

Светлана Николаевна, а тема у нас сегодня какая?

Учитель:

А вот тему урока вы сегодня определите сами, но только чуть позже. А пока оставьте одну строчку и выполните, пожалуйста, следующее задание.

На проекторе - небольшой текст с пропущенными орфограммами. Учащиеся переписывают его в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и объясняя правила написания. Отвечают представители команд под номером 1 .Находят прилагательные, подчеркивают их . Представители под номером3 озвучивают ответ.

Учитель:

Теперь посмотрите на карточки с утверждениями, прочитайте их. Возьмите половину альбомного листа. Начертите 2 столбика. Озаглавьте правый «До» , левый- «После» . В правом напишите номера утверждений и согласны вы с ними или нет. (Эй ар гайд даётся 15 сек ) .

Сейчас я предлагаю вам еще раз прочитать текст, который вы записали в тетрадь. Попробуйте убрать из него все прилагательные. Что получится? В левый столбик запишите изменилось ли ваше мнение после повторного прочтения. Обсудите ответ в команде (Синглраунд робин - однократное обсуждение в кругу; дается 15 сек ) Отвечают представители команд под номером 4.

А теперь попробуйте определить тему урока (обсуждение в кругувсей командой Финк-райт-раунд-робин, дается 2 минуты). Ответ обсудите в команде.

Дети записывают свои ответы, обсуждают в команде. Листы с ответами вывешиваются на доске.Учительозвучивает тему.

Молодцы! Справились с задачей. Запишите тему урока в тетрадь.

III . Работа по теме урока.

Откройте, пожалуйста, учебники на странице 109, выполните упражнение 242 письменно (время выполнения 5минут). Отвечают учащиеся под номером 2.

Теперь приступим к выполнению творческого задания. Запишите прилагательное СВЕЖИЙ на половину альбомного листа, составьте с ним все возможные словосочетания, потом прочертите линию после вашего последнего ответа. Время выполнения задания 15 секунд . Дети пишут.

Возьмите эти листочки, ручки и начните двигаться по кругу. Ваша задача- записать как можно больше идей одноклассников. Дается 2 минуты (Стёзе класс- добавление новых идей к своему списку ) . Учитель опрашивает выборочно.

Садитесь. Проверим значение этого прилагательного по «Толковому словарю» С.Ожегова.

На экране проектора учащиеся читают значение слова.

Что нового вы можете добавить в свой список? (дети дают ответы) Сейчас попробуйте записать как можно больше синонимов к этим словосочетаниям, составьте с ними 2-3 предложения (дается 3минуты) .

Учащиеся зачитывают свои ответы.

Молодцы! Запишите, пожалуйста, домашнее задание упр.247. Обобщим изученное на уроке:

1) Какова роль прилагательных в речи?

2) Что позволяет избежать речевых ошибок при использовании прилагательных в тексте? (наличие синонимов, антонимов).

Спасибо. Можете быть свободны.

Тезисы:

    Имена прилагательные делают речь образной, красочной

    Имена прилагательные называют признак предмета

    Без использования имен прилагательных невозможно дать точное описание предмета

    Некоторые имена прилагательные (эпитеты) используются как средство художественной выразительности

    Имена прилагательные имеют полную и краткую форму

    Имена прилагательные в краткой форме в предложении являются сказуемым

    Имена прилагательные в предложении всегда являются определением

    Имена прилагательные делятся только на 2 разряда: качественные и относительные

Приложение

Задание1. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм .

Задание 2 . Подчеркните все прилагательные как члены предложения. Определите их разряд.

Утро. Выглядываю в окно и (не) узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубок…ми, свеж…ми снегами, завалившими чащу елей,- син…е, огромное и уд…вительно нежное небо. Такие яркие, радос(?)ные краски бывают у нас только по утрам в январ(?)ские м…розы. И особенно х…р…ши они сегодня над свеж…м снегом и з…леным бором. Со(?)нце ещё за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на в…ршинах сосен, на их пышных з…леных венцах, уже играет з…лотистый солнеч(?)ный свет. И сосны зам…рли под глубоким небом. (И.А Бунин)

Цель: отрабатывать практические умения и навыки в нахождении, произношении, употреблении и написании имен прилагательных.

  • закрепить знания учащихся об имени прилагательном;
  • сообщить исторический, научный, познавательный материал о березе, традициях на Руси;
  • обогащать словарный запас учащихся новыми словами, выражениями;
  • развивать устную и письменную речь, творческие и познавательные способности, смекалку, воображение;
  • создавать на уроке благоприятную атмосферу, ситуацию успеха, сотрудничества;
  • воспитывать бережное отношение к историческим ценностям и традициям русского народа, к природе;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, за свой край.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Диск с презентацией
  • Экран
  • Магнитофон
  • Аудиозапись
  • Индивидуальные сборники (книжки-самоделки) - 20 штук
  • Карточки (10x30):

ПОЗНАВАТЬ

РАССКАЗЫВАТЬ

ОТВЕЧАТЬ

РАЗГАДЫВАТЬ

СОЧИНЯТЬ

СОЗДАВАТЬ

НЕБЕСНАЯ

НЕБЕСНОЙ

СВЯЩЕННОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ЧАСТЬ РЕЧИ

ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

Предварительная подготовка учащихся к уроку.

Задачи: учить детей самостоятельно добывать необходимую информацию с использованием различных источников; работать в группах; готовить презентацию для сопровождения собственного доклада; анализировать и оценивать собственные творческие способности и возможности.

  1. Программа “Познаем мир”.
  2. Стихотворение.

Оформление доски: (до начала урока), (по ходу урока).

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Личностно ориентированная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

2. Андрюхова Л.Л. Уроки развития речи в начальной школе. Ростов-на-Дону, 2003.

3. Русский народ. Обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия /Собр. М.Забылиным. – М.: Автор,1992.

I. Организационный момент. (2-3 мин.)

Ученики стоят около своих парт.

В добрый час, ребята!
Будем, ребята, беречь доброту,
Будет, ребята, беречь красоту,
Будем дерзать, будем творить,
Улыбку познанья Уроку дарить!

Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!

Ученики желают друг другу добра.

Нашим гостям.
Чтобы гости захотели
К нам на урок прийти опять.

Ученики приветствуют учителей.

Мне нужна ваша поддержка.
Я верю в вас!
Улыбнитесь Уроку улыбкою радости познания.
А что вы ждете от сегодняшнего урока?

Ученики высказывают мнения.

(Выслушать ответы всех учеников.)

Учитель: Пусть ваши желания исполнятся.

После проведенных минут общения вы обязательно поделитесь с нами и с Уроком своими мыслями и чувствами.

Садитесь.

Учитель: Я предлагаю вам следующее построение урока.

  1. Предсказания.
  2. Сюрприз учителя.
  3. Получите письмо.
  4. Мы вдумчивые слушатели.
  5. Мы учителя.
  6. Поиграем.
  7. Уроки жизни.
  8. Творческое задание.
  9. Программа “Познаем мир”
  10. Мы соавторы.

Учитель: Согласны ли вы с таким планом урока?

Ученики соглашаются.

II. Постановка темы, задач урока. (1 мин.)

1. ПРЕДСКАЗАНИЯ

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие к тайнам русского языка, окружающего мира, традициям и обычаям Руси, и познанию себя.

Каждый из вас на уроке будет (карточки со словами помещаются на доску) слушать, познавать новое, рассказывать, отвечать на вопросы, разгадывать, сочинять, создавать новое.

Постарайтесь свою речь делать точной, красочной, выразительной, полной, правильно употреблять в речи имена прилагательные. Уважительно относитесь к словам. Слово – печать мысли.

III. Введение в тему урока. (1 мин.)

2. СЮРПРИЗ УЧИТЕЛЯ

Я предлагаю вам, ребята, сегодня стать соавторами очередного сборника.

А вот и первая страница.

Посмотрите внимательно и постарайтесь сформулировать задание.

Ученики: Найти правильный вариант ответа на предложенный вопрос.

Узнать закодированное слово.

IV. Проверка домашнего задания. (2 мин.)

Ученики выполняют работу.

Учитель: Назовите слово и докажите свой вариант ответа.

Ученики: Береза.

Доказывают, формулируют правила об имени прилагательном.

Учитель: Я очень довольна тем, что вы добросовестно выполнили домашнее задание – повторили весь изученный материал об имени прилагательном.

Сегодня Урок мы посвятим Березе – Символу России.

Стихотворение “ХОРОША РОССИЯ” (компьютер, слайды).

V. Упражнения в нахождении, произношении, употреблении и написании имен прилагательных в речи. (18–20 мин.)

3. ПОЛУЧИТЕЛ ПИСЬМО.

Возьмите листочки с заданием под № 2.

Прочитайте первую часть письма.

Люди добрые, русские, здравствуйте!
От меня вам поклон земной.
Вас, на вашем уроке русского языка
Я приветствую всей душой!

С какими словами к вам обратилась березка?

Ученики отвечают.

Прочитайте вторую часть про себя, все ли вам понятно?

Я б…реза - ____ д…рево с ____ ____ веточками,

с ____ ____ к…рой, покрытой ____ п…лосками. Свое название получила по цвету к…ры.

Ученики высказывают мнения.

Сформулируйте задание.

Ученики: Вставить пропущенные буквы и подходящие по смыслу слова.

Учитель: А что нужно знать, чтобы вставить пропущенные буквы?

Ученики объясняют.

Правописание безударной гласной.

Цепочкой выходят к доске и делают соответствующие записи доказывают правописание безударной гласной.

А теперь дополните текст подходящими по смыслу именами прилагательными.

Вспомните материал уроков по окружающему миру.

Можно работать в парах.

Когда рядом друг вы становитесь сильнее и мудрее. Прислушивайтесь друг к другу.

Ученики работают в парах постоянного состава, предлагают свои варианты учителю.

(Предложить учащимся, угадавшим слова, оформить запись на доске.)

Учитель: Прочитайте запись на доске.

Ученики читают хором.

Учитель: Изменился текст? Как? Впишите имена прилагательные в текст. Как их выделите?

Ученики записывают слова

в тексте сборника, подчеркивают.

Учитель: Что вы можете сказать о словах, которыми дополнили письмо?

Ученики: Это слова – имена прилагательные, потому что они отвечают какой?, какими? и обозначают признаки предметов.

Учитель: А для чего нужны имена прилагательные?

Ученики: Без имен прилагательных наша речь была бы непонятной и бедной, а имена прилагательные – делают ее яркой и понятной.

(Поместить информацию на магнитную доску “ПОВТОРИ”.)

Учитель: В будущем кто-то из вас обязательно станет писателем.

Определите у имен прилагательных род и число.

Ученики выполняют.

Делают выводы.

Запишите однокоренные слова с корнем – берез и разберите их по составу.

Ученики выполняют работу.

Зачитайте слова, прокомментируйте разбор слова по составу.

Ученики: береза, березка, березовый, березняк березонька, подберезовик.

4. МЫ ВДУМЧИВЫЕ СЛУШАТЕЛИ

Учитель: А сейчас я предлагаю вам послушать легенду о небесной девушке. Опустите головы. Закройте глаза. Позовите на помощь воображение.

Послушайте легенду. Постарайтесь услышать имена прилагательные.

(Включить аудиозапись)

Давно это было. Забыли люди о доброте. Завидуют и обманывают друг друга. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до небес дошел. Посмотрела дочь неба на Землю. Черные мысли людей душат. Умирает она. Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила ее сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось, кусочки по Земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей Земле березы. Говорят, это небесной жизни кусочек. Святое дерево. Священное дерево.

Учитель: Назовите имена прилагательные. Как вы определили? Найдите карточку с этим словом. Поместите карточку на доску, рядом укажите число и род.

(Вызывает к доске учащихся по желанию.)

Ученики выполняют задание.

На местах учащиеся проверяют работу детей у доски, сигналами указывают на правильные и неправильные ответы.

Учитель: Запишите словосочетания, характеризующие березу.

Ученики записывают.

О чем заставляет задуматься эта легенда?

Ученики отвечают.

Учитель: Вы очень внимательные слушатели.

5. МЫ УЧИТЕЛЯ

Возьмите листок с заданием №3.

Березка моя, березонька,
Березка моя белая,
Береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки.
На тебе, березонька,
Листья зеленые.
Под тобой, березонька,
Трава шелковая…

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками,
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую…

Стоит Алена,
У нее платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.

Прочитайте тексты. Поставьте рядом со словом цифру-вариант правильного ответа.

Докажите, что под №3 загадка.

Ученики выполняют.

Из предложенных текстов найти и выписать словосочетания к схемам:

1 вариант: сущ. Какой? Прил.

2 вариант: сущ. Какую? Прил.

Ученики выполняют.

Взаимопроверка по предложенному учителем образцу.

6. ПОИГРАЕМ.

Поэты, писатели, композиторы, художники сумели в своих произведениях передать красоту березы. А найдутся ли у вас слова… (предложить картины известных художников)

Наши красавицы просят вас вспомнить и записать имена прилагательные на листочках, которые характеризуют ее. Какая она? Работайте в группах. Время на оформление -1 минута.

Ученики работают в группах.

Зачитайте слова. Все внимательно слушают и оценивают работу ребят.

А какими словами, из предложенных вами можно охарактеризовать человека?

Ученики…

7. УРОК ЖИЗНИ

Березе человек придает свои человеческие качества, а какую боль может принести человек этому красивому и ценному дереву?

Помните об этом и относитесь бережно ко всему, что вас окружает.

8. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание под № 4.

Сейчас в нашем классе работа кипит

Так пусть же не будет для лени минутки…

Составьте из слов предложения, расставляя над словами цифры.

Третье предложение записать.

Выделите в третьем предложении грамматическую основу, назовите второстепенные члены предложения, укажите части речи.

растение, лекарственное, Береза

почек, при, печени, и, березы, помогают, заболеваниях, Почки

сок, Березовый, большое, содержит, витаминов, количество

Березовый сок содержит большое количество витаминов.

9. ПРОГРАММА “Познаем мир”.

VI. Домашнее задание. (2 мин.)

Учитель: В сборнике на последней страничке есть задания.

А какое домашнее задание зададите мне вы?

Ученики предлагают подготовить для них интересные задания.

VII. Итог урока. (2-3 мин.)

Учитель: Я не сомневаюсь, что через две недели мы сможем увидеть презентацию новых интересных работ, потому что вы талантливые ребята.

Слова, какой части речи помогли больше узнать о символе России – березе?

Ученики: Имена прилагательные.

Учитель: Что вы можете рассказать друг другу об именах прилагательных?

Ученики рассказывают друг другу сведения об имени прилагательном.

Учитель: Прочитайте слова на карточках. Чем они интересны и всё ли вы успели сделать на Уроке?

Ученики читают хором. Высказывают свое мнение.

Оценивают работу одноклассников.

Оправдались ли ваши надежды, ожидания от сегодняшнего урока?

Ученики: Спасибо Уроку. Спасибо Вам, знатоки и мудрецы, за сотрудничество.

Я думаю, что сегодня каждый из вас расскажет о том, что нового вы узнали, прожив еще один день.

Конспект урока. русский язык. 6 класс.

Тема: Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы.

Тип урока: урок закрепления знаний

Вид урока: Урок - практикум.

Образовательная технология : личностно – ориентированная с использованием компьютерных технологий .

Цели урока: 1) углубить представление учащихся об особенностях словоизменения имён существительных и тренировать умение правильно образовывать формы числа и падежные формы слов этой части речи; 2) тренировать умение использовать несклоняемые имена существительные в составе словосочетаний прил. + сущ. ; 3) совершенствовать умение проводить лексический анализ существительных с помощью толкового словаря с целью их правильного использования в собственной речи; 4) воспитывать бережное отношение к слову, пробудить интерес к самостоятельным лингвистическим исследованиям; 5) совершенствование умения находить в текстах имена существительные, отличать их от других частей речи;

Задачи: 1) систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка; 2) продолжить развивать навыки правильного произношения и написания имен существительных, развитие орфографической зоркости; 3) воспитывать познавательную активность

Ход урока

1. Организация класса к уроку. Сообщение темы и цели.

Работа над эпиграфом и высказыванием.

« Существительное – дирижёр грамматического оркестра» В. Ветвицкий (слайд 1)

Ребята, как вы понимаете это высказывание?

Слово учителя. Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке – имена существительные.

Послушайте несколько строк из стихотворения А.Фета, которое состоит почти из одних имён существительных. Л. Толстой писал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».(слайд 2)

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Ребята,какую картину вы представили? (Тишина. Лунная ночь. Слышится пение соловья).

Посчитайте, сколько существительных в этом стихотворении?(14)

А сколько всего слов? (22)

Чем примечательно это стихотворение? (Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имён существительных).

Почему в этом стихотворении так много существительных? Что рисует автор? (картины)

Сделаем вывод (помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т.д.)

Какие цели мы поставим на этом уроке?

2. Наблюдение над языковым материалом . Фронтальный опрос.

Что такое имя существительное?

На какие группы делятся существительные?

Какие грамматические признаки существительного есть?

Какие существительные относятся к общему роду?

3. Орфоэпическая разминка (слайд 3)

Какой раздел науки о русском языке называют орфоэпией? Давайте вспомним слова, при произношении которых могут возникнуть подобные трудности:

тостер, дельфин, депо, миксер, сканер, принтер, пантера, прачечная, яичница, горчичник, прочность;

4. Работа с учебником по актуализации знаний.

упр228 (слайд 4)

Расставьте правильно ударение, проверка по цепочке, начиная с 1 ряда

Что получится, если изменить место ударения в словах второго столбика? Как называются такие слова? (Омографы).

Тема нашего сегодняшнего урока - Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы. (слайд 5)

Давайте уточним, что означает в лингвистическом плане слово «нормы». Если кто-то из вас забыл, вы можете подсмотреть это в толковом словарике. Как вы понимаете словосочетание грамматические нормы? (Образец словоизменения существительных, общие правила для изменения сущ. по падежам и числам).

Да, однако есть существительные, которые не изменяются. У них даже окончания нет. Прослушайте стихотворение-шутку и определите, какие это слова:

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура,

Ходит – бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино.

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать -

Будут польта выдавать.

Какие это слова? (кенгуру, такси,кино и др).

Как называются такие слова? (Несклоняемые имена существительные).

Как с помощью текста мы с можем определить их род? Давайте попросим подсказки у нашего учебника. Посмотрим, какое задание нам предлагает упражнение 230. Не забудьте при выполнении упражнения обратиться к материалам третьей части учебника. (слайд 6)

Слова бюро, депо, жюри, такси, интервью, кафе, метро, пальто, пианино, радио, такси, кофе, тире, шоссе проецируются на интерактивную доску и проговариваются сначала учителем, затем – всем классом, затем отдельными учениками.

Какое из слов является лингвистическим термином? (тире). Вспомните правило об употреблении тире в предложениях

А теперь проверьте правильность своих ответов (слайд 7)

Мы познакомились с правилом согласования неизменяемых существительных с прилагательными, вспомнили пунктуационное правило.

5. Синтаксическая пятиминутка. самостоятельная работа по парам

Составить в паре предложения с тире

1 ряд - Между подлежащим и сказуемым

2 ряд- В предложениях с обобщающими словами при однородных членах

3 ряд- В предложениях с прямой речью.

Проверка составленных предложений

6. Работа с учебником по актуализации знаний.

упр. 233 Читаем задание. Записываем слова в две колонки, как предложено в упражнении. Проверяем себя по словарю «Говорите правильно».

После самостоятельной работы детей – самопроверка учащихся (слайд 8)

Давайте прочитаем эти слова с числительными, выполнив задание 3.

7. Повторение. Словарный диктант.

Вставьте пропущенные буквы (слайд 9)

1 группа (1 вариант)

Хвост..к, песоч..к, на бумаг.., груз..ик, р..стение, (не)друг, (не)правда, а лож..,

пул..мёт, ш..пот, на площад..,ц..пленок.

2 группа (2 вариант)

Без..нтересный, из-за туч.., нога в стрем..н.., отр..сль, огонеч..к, (не)серьёзность, (не)былица, перевоз...ик, на лезви.., ш..рох, ц..ганёнок.

8 Итоги урока. Рефлексия

Письмо шестиклассника актеру Е. Евстигнееву (слайд 10)

Известному актеру МХАТа Евстигнееву показали письмо шестиклассника: « Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаньяна как Мехаил Баярский»

Евстигнеева спросили:

Как вы думаете, он сможет стать артистом?

На это письмо мне тоже хочется ответить письменно.

Он берет ручку и пишет всего одно слово:

НИКАДА!

Почему так ответил Евстигнеев?

Подведение итогов урока

Что о существительном нам удалось вспомнить?

Что повторили на уроке? Какие правила?

- Что нового узнали?

Оценивание

Домашнее задание (слайд 11) упр 240, п.24

1. Полные прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -н-, -ск-, -овск-, -чат- , обычно имеют ударение на том же слоге, что и существительные: ку́хня – ку́хонный (!), отхо́д – отхо́дный, перехо́д – перехо́дный, пу́рпур – пу́рпурный и пурпу́рный, уста́в – уста́вный (!), факси́миле – факси́мильный (!), экспе́рт – экспе́ртный (!), а́вгуст – а́вгустовский (форма августо́вский допустима, но всё же нежелательна), ева́нгелие – ева́нгельский, зна́харь – зна́харский, о́трок – о́троческий, Украи́на – украи́нский (!), гу́бка – гу́бчатый, коро́бка – коро́бчатый, ско́ба – ско́бчатый.

В то же время возможны и отклонения от этой модели: козырно́й (ко́зырь ), ло́мберный стол, мишу́рный (от мишура́ ), мозаи́чный (от моза́ика ), синусоида́льный (от синусо́ида ), скабрёзный, стенопи́сный (от сте́нопись ), мизе́рный (допустимо – ми́зерный ).

Кроме того, следует учесть, что суффикс -чат- чаще всего является безударным (ру́бчатый, ла́пчатый, стре́льчатый, иго́льчатый, жело́бчатый ), но в ряде прилагательных ударение падает именно на суффикс (брусча́тый, внуча́тый, крупча́тый, зубча́тый , но в сложных словахмелкозу́бчатый, двузу́бчатый ).

2. Прилагательное с окончанием -ой всегда имеет ударение на последнем слоге: бортово́й, валово́й (!), первоочередно́й, ножево́й, объездно́й, спиртово́й (!), супово́й.

3. Прилагательные с суффиксом -ов- , -ев- , образованные от двусложных существительных, обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и существительные: бо́мба – бо́мбовый, ве́реск – ве́ресковый (!), гру́ша – гру́шевый (допустимо – грушо́вый ), джи́нсы – джи́нсовый и джинсо́вый, и́ва – и́вовый, ма́нго – ма́нговый, ми́нус – ми́нусовый (допустимо – минусо́вый ), моде́рн – моде́рновый , пи́ки – пи́ковый, пи́хта – пи́хтовый, сли́ва – сли́вовый. Обратите внимание на разное ударение в однокоренных прилагательных: вишнёвый, лаврови́шневый .

Но действие общей тенденции может приводить к переносу ударения на суффикс или окончание прилагательного. Особенно много колебаний наблюдается при образовании прилагательных от односложных существительных с помощью суффиксов -ов- , -ев- .

Ср.: сохранение ударения на первом слоге: ге́рбовый, ма́ршевый ; перенос ударения на суффикс или окончание: пухо́вый, басо́вый, тигро́вый, мохово́й, валово́й, ножево́й, супово́й, спиртово́й.

В ряде случаев ударение зависит от значения прилагательного и от сочетаемости: семейство ла́вровых – лавро́вый лист; языково́й барьер – языко́вая колбаса, временны́е категории – вре́менные трудности, домо́вая книга – в доме живёт домово́й.

4. В прилагательных с суффиксом -ист- действует следующая тенденция.

Если в существительном ударение падает на первый слог, то в прилагательном суффикс -и́ст- будет ударным: ба́рхат – бархати́стый .

Если в существительном ударение падает на второй слог, то в прилагательном ударение сохраняется на том же слоге: боло́то – боло́тистый.

Вместе с тем и здесь возможны отклонения от действия этой тенденции. Так, равноправны варианты прилагательного, образованного от существительного му́скул – му́скулистый и мускули́стый . Среди вариантов, образованных от существительного са́хар , вариант са́харистый является основным, но допустим и вариант сахари́стый .

5. Ударение в формах сравнительной степени (с суффиксом -ее ) и превосходной степени (с суффиксом -айш-/-ейш- ) определяется по форме краткого прилагательного женского рода.

Если ударение падает на окончание -а́ , то суффиксы сравнительной и превосходной степени будут ударными (длинна́ – длинне́е, длинне́йший ).

Если же ударение в краткой форме прилагательного падает на основу, то ударение на том же слоге сохраняется и в формах сравнительной и превосходной степеней: торопли́ва – торопли́вее; зно́йна – зно́йнее; удо́бна – удо́бнее; краси́ва – краси́вее, краси́вейший.

6. Для односложных и двусложных кратких прилагательных наиболее типичной является следующая модель: окончание является ударным лишь в форме женского рода, в остальных формах ударение падает на основу: бо́йкий – бо́ек, бойка́, бо́йко, бо́йки; правый – прав, права́, пра́во, пра́вы.

Как равноправные воспринимаются сейчас варианты с ударением на окончании и на основе в форме множественного числа (бедны́ и бе́дны ) у целого ряда прилагательных.

Наконец, у некоторых кратких прилагательных во множественном числе форма с ударным окончанием может становиться основным нормативным вариантом (просты́ ), тогда как форма с ударением на основе (про́сты ) фиксируется как допустимая и/или устаревающая, устаревшая, например: видный (видимый, различимый), гордый (в значении испытывающий гордость), нужный, простой, сильный.

Процесс переноса ударения с основы на окончание может распространяться на формы не только множественного, но и единственного числа, прежде всего – среднего рода. В речи достаточно частотными являются ненормативные (!) формы: бледно́, важно́, видно́, грязно́, длинно́ и др. Такое произношение недопустимо в литературной речи!

Вместе с тем у некоторых прилагательных ударное окончание в среднем роде становится либо равноправным вариантом наряду с безударным, либо основным или единственным нормативным вариантом. Как правило, у этих прилагательных ударным является и окончание во множественном числе: белый – бел, бела́, бело́ и бе́ло, белы́ и бе́лы; больной – бо́лен, больна́, больно́, больны́; великий – вели́к, велика́, велико́, велики́; высокий – высо́к, высока́, высо́ко (допустимо – высоко́ ), высоки́ и высо́ки; глубокий – глубо́к, глубока́, глубо́ко (допустимо – глубоко́ ), глубоки́ и глубо́ки; горячий – горя́ч, горяча́, горячо́, горячи́; далёкий – далёк, далека́, далёко (допустимо – далеко́ ), далеки́ и далёки; красный – кра́сен, красна́, красно́ и кра́сно, красны́ и кра́сны; малый – мал, мала́, мало́, малы́; мёртвый (лишённый жизненности, бесплодный) – мёртв, мертва́, мертво́ (допустимо – мёртво ), мертвы́ (допустимо – мёртвы ); общий (не конкретный, схематичный) – общ, обща́, общо́, о́бщи (допустимо – общи́ ); острый – остёр остр ), остра́, остро́ (допустимо в значении «не тупой» – о́стро ), остры́ (допустимо в значении «не тупой» – о́стры ); пёстрый – пёстр, пестра́, пестро́ и пёстро, пестры́ и пёстры; равный – ра́вен, равна́, равно́, равны́; свежий – свеж, свежа́, свежо́, свежи́ и све́жи; светлый – светл, светла́, светло́, светлы́; тёплый – тёпел, тепла́, тепло́, теплы́; тяжёлый – тяжёл, тяжела́, тяжело́, тяжелы́; умный – умён, умна́, умно́, умны́; хитрый – хитёр, хитра́, хитро́ (допустимо – хи́тро ), хитры́ (допустимо – хи́тры ); чёрный – чёрен, черна́, черно́, черны́; широкий – широ́к, широка́, широ́ко (допустимо – широко́ ), широки́ и широ́ки .

Упражнение 4. Проверьте по орфоэпическому словарю (см. список литературы) постановку ударения прилагательных, отметьте наличие вариантов.

Альтовый, басовый, болотистый, бомбовый, валовой продукт, вересковый, взрывчатый, вишневый, внучатый, гербовый, грушевый, губчатый, двузубчатый, джинсовый, дискантовый, домовая книга, дымчатый, знахарский, зубчатый, ивовый, игольчатый, кедровый, козырной, красивее, красивейший, крупчатый, кухонный, лавровишневый, лавровый лист, ломберный стол, мальчиковый, манговый, маршевый, мелкозубчатый, мизерный, минусовый, мишурный, модерновый, мозаичный, мускулистый, ножевой, объездной, отроческий, переходный, пиковый, пурпурный, пуховый, рубчатый, сахаристый, семейство лавровых, скабрезный, сливовый, спиртовой, суповой, тигровый, украинский, уставный, факсимильный, христианский, экспертный, языковая колбаса, языковой барьер.

Упражнение 5. Прочитайте предложения, обращая внимание на произношение прилагательных. Проверьте правильность постановки ударения по орфоэпическому словарю (см. список литературы).

1. Мы купили кухонный гарнитур. 2. Экспертная группа приступила к работе. 3. По городу был нанесён бомбовый удар. 4. Мне не выиграть без козырного пикового туза. 5. Мы планируем увеличение валового продукта на десять процентов. 6. В магазин поступило факсимильное издание «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля. 7. Очень полезны для здоровья вишневый, сливовый, грушевый, манговый соки. 8. Больному не было сделано спиртового компресса. 9. Домовая книга находится у ответственного квартиросъёмщика. 10. Я купил джинсовый костюм. 11. Новые ботинки значительно удобнее старых. 12. Ваш букет получился красивее моего. 13. Ваши выводы верны. 14. Она слишком алчна. 15. Потолки низки, а коридоры узки. 16. Ты очень бледна и грустна. 17. Новые брюки тебе велики и длинны, а старые – малы. 18. Она слишком властна. 19. Для нас очень важна эта сделка, но важно и соблюдение всех предыдущих обязательств. 20. Вы слишком веселы и бойки сегодня. 21. Его доводы просты и ясны, потому что верны, а твои – слишком общи. 22. Редки такие тихие вечера в нашем доме. 23. Мне горьки твои упрёки. 24. Вы глухи к моей просьбе. 25. Мы дружны с детства. 26. Вы грубы и вздорны. 27. Ваше молчание во время спора было умно и неопасно.

1) Полные прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов

-н-, -ск-, -овск-, обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и существительные: кухня- кУхонный, эксперт- экспЕртный, переход- перехОдный, Украина -украИнский, август -Августовский, устав -устАвный . Обратите внимание на произношение прилагательных козырнОй, мизЕрный.

2) Если прилагательное имеет окончание –ой , то оно является ударным:валовОй, ножевОй, спиртовОй, суповОй, объезднОй.

3) Прилагательные с суффиксами –ов- , -ев-, образованные от двухсложных существительных, обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и существительные: бОмба- бОмбовой, грУша- грУшевый (сейчас уже допустим и вариант – грушОвый ), слИва,- слИвовый . Обратите внимание на однокоренные прилагательные с разным ударением: лавровИшня- лавровИшневый , вИшня- вишнЕвый. Прилагательные образованные, от односложных, существительных, чаще имеют ударение на окончании или суффиксе, хотя некоторые также сохраняют ударение существительного вал- валовОй, мох- моховОй, тигр- тигрОвый, пух- пухОвый,мИнус-мИнусовый (хотя в настоящее время допускается произношение минусОвый, но не минусовОй)

4) Для кратких прилагательных из одного или двух распространённой моделью ударения является следующая: белый-бел, белА, бЕло, бЕлы . По той же модели образуются краткие формы прилагательных: бойкий, бурный, глупый, жалкий, знойный, нагой, правый (в значении правильный, верный)редкий, сухой, яркий . Следует отметить, что сейчас очень сильна в речи тенденция переносить ударение во множественном числе на конец слова. Однако произношение бойкИ, правЫ , считается недопустимым в литературном языке. В то же время сейчас стали нормативными формы близкИ, бледнЫ, вернЫ, грязнЫ, длиннЫ, краснЫ, круглЫ, низкИ . Если вы посмотрите орфографические словари, изданные лет 10-15 назад, то в большинстве из них будет дано ударение на основе, однако такое произношение расценивается как устаревшее или книжное. Достаточно большое число прилагательных в краткой форме фиксируется в словаре с двумя возможными вариантами в литературном языке, например гОрьки-горькИ. При выборе варианта в речи учитывайте обстановку (официальную или неофициальную), а также определенную социальную значимость этих форм. Ударение на основе воспринимается как наиболее книжная форма, тогда как ударение на окончание сохраняет оттенок сниженности, разговорности. Поэтому, например форму горькИ следует употреблять только дома, но в социальной обстановке лучше произнести гОрьки .



Примечание. По модели кратких прилагательных образуют прошедшего времени многие односложны и двусложные глаголы (брать, рвать, начать, понять) , а также краткие причастия с суффиксом –т- рвать-рвАл, рвалА, рвАло, рвАли, начАть-началА, нАчал, нАчало,нАчали, зАнят-зАнятый, занятА, зАнято, зАняты. Обратите внимание, что глагол класть этой модели не подчиняется, поэтому в прошедшем времени он будет ударение всегда на основе: клАл, клАла, клАло, клАли .

5) Ударение в сравнительной и превосходной форме прилагательные проверяются по форме женского рода краткого прилагательного. Если в краткой форме окончание –а является ударным, то суффикс сравнительной и превосходной степени тоже будут ударными. В остальных случаях эти суффиксы будут безударными. Например: длиннА- длиннЕе, длиннЕйший, тороплИва- тороплИвее, великА- величАйший. Именно поэтому форма сравнительной и превосходной степени от прилагательного красивый будут следующими:красИва-красИвее, красИвейший . Произношение красивее, красивейшие является не только неправильным, но и как проявление низкой культуры человека.

Проверь себя .

1) Произнесите следующие прилагательные. Обратите внимание на суффиксы и на те существительные, от которых образованы прилагательные:

Козырной, объездной, обходной, нитяный, кухонный, экспертный, бомбовый, пихтовый, ивовый, мучной, минусовый, кедровый, домовой, домовая книга, уставный капитал, украинский, валовой продукт, ножевое ранение, спиртовой, джинсовый.

2) Произнести следующие фразы. Обратите внимание на краткие формы прилагательных и причастий, на формы прошедшего времени глаголов: Переговоры начаты успешно. Их взгляды близки. Вы глухи к моей просьбе. Замки крепки. Дети бойки и веселы. Их ответы глупы. Эти привычки вредны. Взяты высокие обязательства. Для анализа взята партия товара. Решение принято поспешно, оно не верно. Пехота заняла линию обороны противника. Все плыло перед глазами. Он понял свою задачу. Я не понял эту фразу. Ветром рвало паруса. Он начал упрекать её, а она начала оправдываться. Они начали спорить. Эту партию продали еще вчера. Он продал товар. Она продала товар.

Ударение в глаголах

  1. Глаголы в неопределенной форме сейчас имеют тенденцию к смещению ударения ближе к началу слова. Например, произношение клЕить сейчас является обязательным, тогда как форма клеить и не рекомендуется к употреблению в литературном языке. Ударение на основе стало основным и для глагола ржАветь , но здесь остается, допустима и форма, ржавЕть , хотя такое произношение считается более разговорным.

Конечно, далеко не все глаголы претерпели такие изменения. Обратите внимание на следующие формы (в речи в них очень часто наблюдается колебания):

А) глаголы на -ить

долбИть, облегчИть,

углубИть,усугубИть,

подбодрИть,убыстрИть,

принУдить,закУпорить,

освЕдомить,опошлИть.

Б) глаголы на –еть ржАветь,индеветь,

плЕсневеть,

В) Глаголы на –ать понЯть, принЯть,

начАть,баловАть

избаловАть,

чЕрпать, исчЕрпать.

Г) Глаголы на –ировать газировАть,пломбировАть,

костюмировАть,

бомбардировАть,

костюмировАть,

гофрировАть

экипировАть,премировАть;

блокИровать,абонИровать,

копИровать,

транспортИровать.

Многие из этих глаголов могут служить «лакмусовой бумажкой » уровня общей культуры человека. Особое внимание обратите на формы: углубИть, усугубИть, принУдить, понЯть, принЯть, баловАть, начАть, облегчИть, исчЕрпать.

2. Формы прошедшего времени обычного сохраняют ударение на том же слоге, что и в неопределенной форме: закУпорил, баловАл, убыстрИл, заразИл, пломбировАл. Об образование форм прошедшего времени в двухсложных и односложных глаголов см. раздел «ударение в именах прилагательных».

3. Обратите внимание на произношение некоторых возвратных глаголов в прошедшем времени (в речи они имеют варианты произношение), Основной литературный вариант - родИлся, началсЯ , взЯлся, занялсЯ, нанялсЯ, принялсЯ. Допустимо, но расценивается как наиболее разговорное произношение: взялсЯ, принЯлся, нанЯлся. Недопустимое в литературном языке произношение - родилсЯ, нАчался или начАлся, зАнялся, прИнялся, нАнялс я.

4. В настоящем и простом будущем времени ударение часто перемещается к началу слова: дружИть, дрУжит, заслужИть- заслУжит, залечИть- залЕчит, но такое перемещение не всегда допускается в литературном языке. Так, очень грубой ошибкой считается произношение, дОлбит , формы звОнит, вклЮчит можно употреблять дома в неформальной обстановке.

Поэтому обратите внимание на следующие формы: звонИт, позвонИт, заключИт, включИт, подключИт, долбИт, заразИт, скрепИт подписью, умалИт, облегчИт, усугубИт .

5. При образовании форм действительных причастия действуют модели. Причастия настоящего времени с суффиксами –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и глаголы в настоящем времени: дАвит- дАвящий, доИт- доЯщий, дЕлит- дЕлящий, (форма делЯщий воспринимается как устаревшая). Причастия прошедшего времени (суффиксы –ш-, -вш-) обычно имеют ударения на том же слоге, что и инфинитив: понЯть- понЯвший, принЯть- принЯвший, начАть- начАвший .

6. Формы страдательных причастий прошедшего времени с суффиксами –ен-, -енн- проверяются по форме настоящего или простого будущего времени: если в настоящем времени ударение падает на окончание –ишь, -ит , то в причастии –енн будет ударным, в противном случае –енн- безударно. Ср. заслУжит- заслУженный, заключИт- заключЁнный, залЕчит- залЕченный . Суффикс –енн- всегда будет ударным, если перед ним стоит сочетание –жд- (в глаголе оно обычно чередуется –д- ): осудИть- осуждЁнный, принудить- принуждённый, отчуждённый, родить- рождённый .В речи часто встречается произношение осУжденный (даже в речи юристов), новорОжденный . Но так нельзя говорить ни в коем случае!

При образовании кратких форм с суффиксами –енн-, -ен- действует модель, ударение будет падать на последний слог, если в полной форме –енн- ударное: ввезЁнный- ввезЁн, ввезенА, ввезенО, ввезенЫ, осуждЁнный- осуждЁн, осужденА, осуждено,осужденЫ.

Страдательные причастия, образованные суффиксом –ова-, будут иметь ударение на том суффиксе, если в неопределенной форме ударение падает на последний слог. В противном случае суффикс –ова- будет безударным: баловАть- балОванный, избаловАть- избалОванный, пломбировАть- пломбирОванный, газировАть- газирОванный, гофрировАть- гофрирОванный.

Формы страдательных причастий с суффиксом –т- обычно имеют ударение на один слог ближе к началу слова по сравнению с неопределенной формой: согнУть- сОгнутый, занЯть- зАнятый . Об образовании кратких причастий см. раздел «Ударение в именах прилагательных».

Проверь себя:

Произнесите следующие фразы:

Он скрепит договор своей подписью. Мы заключим с вами договор. Ты позвонишь ему завтра. Он заслужит эту награду. Необходимо углубить наши связи с этой фирмой. Ты не сможешь принудить меня. Это углубит наши познания. Свежий воздух взбодрит больного. Это поможет облегчить его страдания. Время залечит рану. Бутылка хорошо закупорена. Насмешкой можно опошлить самые высокие слова. Хлеб начал плесневеть. Надо убыстрить заключение договора. Конструкции могут заржаветь под дождем. Это примирит вас с неудачей. Партнер отгрузит партию товара на следующей неделе. Это только усугубит нашу вину.

Произнести словосочетания:

Баловать ребенка, избаловать собаку, избалованный ребенок, гофрировать юбку, гофрированное платье, газированный напиток, газированная вода, блокировать решение вопроса, группировать предложение, маскировать свои планы, дозировать лекарства, копировать документы, монтировать агрегат, нормировать заработную плату , экипированная команда, хорошо экипированный отряд, сформированная команда, формировать состав команды, костюмировать спектакль, костюмированный бал, закомпостированный билет.

Образуйте формы кратких причастий по образцу: решенный - решен, решена, решено, решены и запомните их правильное произношение:

Залеченный, приговоренный, зараженный, рожденный, заслуженный, отгруженный, оцененный, избалованный, скрепленный.

Контрольные вопросы:

  1. Что изучает орфоэпия?
  2. Какие стили произношения вы знаете?
  3. Какие существуют особенности в произношении гласных звуков русского литературного языка?
  4. На что следует обратить внимание при произношении согласных звуков русского литературного языка?
  5. Что изучает акцентология?
  6. Какие признаки имеет русское ударение и какие функции оно выполняет?
  7. Какие существуют закономерности постановки ударения в разных частях речи?
  8. Какая информация содержится в орфоэпических словарях?
  9. Почему правильное произношение является таким же обязательным атрибутом образованного человека, как и орфографическая грамотность?
  10. Какое значение имеет соблюдение единообразия произношения?
Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.