Образовать причастия от глаголов упражнения. Краткие страдательные причастия материал закрепления на упражнениях

Разноуровневые задания по русскому языку в 7 классе по теме «Причастный оборот и знаки препинания при нем». Урок – закрепление по таксономии Блума.

Знание

1 Продолжи предложение:

Причастие - это...(особая форма глагола)

В предложении причастие относится … (к существительному)

Причастие с зависимыми от него словами называется…(причастным оборотом)

Причастный оборот обособляется на письме…(когда находится после определяемого слова)

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом…(он обычно на письме не обособляется)

Понимание

1.К данным причастиям подобрать определяемые слова, вставив их перед причастным оборотом и после него.

Разлившиеся по весеннему небу; висевший в осеннем воздухе; усыпанные разноцветными листьями; много раз протоптанная туристами; освещенный лучами осеннего солнца; одетые в багряную листву.

2 Составьте алгоритм «Выделение причастного оборота на письме».

Пример.

( Найти причастный оборот

Найти определяемое слово

Определить место определяемого слова по отношению

к причастному обороту

перед ПО после ПО

обособляется не обособляется)

Применение

1.Переписать предложения, согласуя причастия с определяемыми существительными. Расставить знаки препинания, графически обозначить причастные обороты.

1.Узкая длинная коса походила на огромную башню (упавший) с берега в море. 2.Тучи покрыли все ровным тяжелым полотном (опустившийся) над водой. 3.Маленькие игривые волны (рождаемый) ласковым дыханием ветра тихо бились о берег. 4.В (окружавший) нас шорохе я услышал голос с берега.

2 Заполните таблицу, выписав из предложений причастные обороты вместе с зависимыми словами.

Причастные обороты обособляются

Причастные обороты не обособляются

    К реке сбегает тропинка едва видимая во мгле. 2. На растущих в саду деревьях поселились птицы. 3. Серебрится река озаряемая луной. 4. Трава пригибаемая ветром ложилась на землю. 5. Высушенный за лето ковыль чуть слышно шелестит под слабым южным ветерком. 6. Гроза медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий день разразилась с необыкновенной силой. 7. Высоко в поднебесье кружил орел на неподвижно раскинутых крыльях. 8. В светлеющем сумраке постепенно вырисовывалось бушующее соприкосновение моря с берегом.

Анализ

Проанализируйте тексты и определите, к какому стилю каждый из них относится. Сделайте вывод об употреблении причастных оборотов в речи.

    Настоящее Положение разработано в соответствии с законом РК «Об образовании».

    Знаком «Алтын белгі» награждаются учащиеся:

а) показавшие примерное поведение и имевшие годовые итоговые оценки «5» по всем предметам учебного плана;

б) прошедшие итоговую государственную аттестацию за курс среднего общего образования на оценки «отлично»;

в) становившиеся победителями республиканских (международных) олимпиад.

В отличие от ранее изученных животных, называемых беспозвоночными, хордовые имеют внутренний скелет. В самом простом виде он представляет собой хорду – плотный упругий стержень, идущий от головы до хвоста.

Ядреный морозец, ударивший ночью, сразу все преобразил. Прочного снегу не было, но кристаллический иней, густо посеребривший все вокруг, лежал на дороге, корневищах, нагроможденных по обочинам, деревьях, кустах. Деревья, ещё не сбросившие своих уборов, радовали глаз темно – багровыми и ярко – зелеными листьями.

В минувшую среду в Казахстанском пресс – клубе состоялась встреча с писателем Ролланом Сейсенбаевым. Г – н Сейсенбаев презентовал возглавляемый им международный клуб Абая, существующий с 2000 года, и рассказал о его деятельности. Целью клуба является популяризация творческого наследия, оставленного Абаем Кунанбаевым.

Синтез

Составьте текст из «рассыпанных» слов. Графически обозначьте причастные обороты.

1. Картина, море, «Георгиевский монастырь», ночь, в, на, лунный, художник, изобразить. Луна, мир, цвет, море, берег, заливающий, желтый, освещать, горизонт, круглый, далекий. Скалы, дорожка, часовые, море, темный, разделенный, лунный, охраняющий, спокойный, сонный, стоять, как.

2. Глядя, на, картина, «Штиль», море, простор, беспредельный, восхищаться. Внимание, небо, гладь, облака, оно, привлекать, над, с, по, тихий, голубой, огромный, пушистый, простирающийся плывущий. Картина, покой, от, веять. Море, рыбаки, спокойны, готовящийся, и, в, выйти.

1. На картине «Георгиевский монастырь» художник изобразил море в лунную ночь. Круглая луна, заливающая мир желтым цветом, освещает море, берег, далекий горизонт. Темные скалы, разделенные лунной дорожкой, стоят как часовые, охраняющие спокойное сонное море.)

2. Глядя на картину «Штиль», восхищаешься беспредельными просторами моря. Привлекает внимание огромное небо, простирающееся над тихой голубой гладью, с пушистыми облаками, плывущими по нему. От картины веет покоем.

Оценка

Творческая работа. Написание сочинения-миниатюры «Море».

Учащимся предлагаются задания на выбор.

    Составьте текст, используя слова (в любой форме): причастия обрушившийся, пробивший, мчащий, вздымающий, бьющийся; существительные лавина, пучина, шхуна, гребни волн, луч солнца, пожар; наречия неистово, стремительно.

    Составьте текст по данному началу, используя причастные обороты. (по картине «Девятый вал»): Страшны валы воды во время шторма на море. Но самый страшный девятый вал, роковой, сокрушительный…

Образование и правописание причастий

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Образование и правописание причастий
Рубрика (тематическая категория) Литература

Упражнение 86. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени, пользуясь таблицей.

Строить, бороться, хвалить, мыть, сеять, вести, смеяться, славиться, клеить, любить, знать, читать.

Упражнение 87. От данных глаголов образуйте действительные причастия прошедшего времени, пользуясь таблицей.

Сеять, похвалить, бороться, класть, положить, сесть, умереть, принœести, согреть, сжечь, привести, победить.

Упражнение 88. От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, пользуясь таблицей.

Высказать, делить, предлагать, повторять, осуществлять, отвлекать, растворять, рисовать, сопровождать, управлять, читать.

Упражнение 89. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от следующих глаголов (см. комментарий в конце упражнения).

Восстановить, возобновить, вымыть, поднять, полить, посœеять, убрать, решить, сказать, прочитать, измучить, одеть, обидеть, схватить, запереть, покрасить.

Комментарий. Страдательное причастие прошедшего времени образуется от основы инфинитива посредством суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т-.

Суффикс -нн- находим у причастий от глаголов на -ать (-ять), -еть, к примеру: прочитать - прочитанный, засеять - засеянный, просмотреть - просмотренный.

Суффикс -енн- (-ённ-) -у причастий от глаголов на -ить, -ти, -чь, к примеру: выстроить - выстроенный, привезти - привезённый, испечь - испечённый. При образовании причастия с суффиксом -енн- (-ённ-) происходит соответствующее чередование согласных: покрасить - покрашенный, схватить - схваченный, убедить - убеждённый, обидеть - обиженный, оскорбить - оскорблённый.

Суффикс -т- бывает у причастий от глаголов, имеющих в инфинитиве перед -ть гласную у или о (к примеру: натянуть - натянутый, расколоть - расколотый) или же другую гласную, в случае если это односложные глаголы или образованные посредством приставок от односложных основ (к примеру: бить - битый, разбить - разбитый; мыть - мытый, вымыть - вымытый; одеть - одетый; снять - снятый; сжать - сжатый). Но приставочные глаголы, образованные от глаголов брать, гнать, дать, драть, знать, спать, образуют причастия с суффиксом -нн-, к примеру: собранный, выгнанный, выданный, разодранный, узнанный, заспанный.

Переходные глаголы на -ереть имеют страдательные причастия на -тый: запереть - запертый, стереть - стёртый.

Упражнение 90. Перепишите, вставляя пропущенные причастия, данные в скобках, и согласуя их с существительными. Укажите причастия действительные и страдательные.

1. Студенческий драматический кружок, ... артистом городского театра, готовит новую пьесу. - Артист, ... студенческим драматическим кружком, терпеливо разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый). 2. Студенты... большую работу на экспериментальном участке, написали о своём опыте в стенную газету. - Большая работа͵ ... студентами, была описана в газете (проделавший, проделанный). 3. Девушка, ... новую книгу, рассказывала о своём впечатлении от неё. - Новая книга, ... девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4. Ветер, ... облака, не утихал ни на минуту. - Облака, ... ветром, быстро закрыли вершины гор (гонящий, гонимый).

Упражнение 91. По приведённому образцу составьте таблицу образования причастий и впишите в неё формы причастий от данных глаголов. В случае невозможности образования какой-либо формы ставьте черту. Укажите, от каких глаголов нельзя образовать причастия страдательные, от каких - причастия настоящего времени.

Глагол Причастия
неопре- делённая форма пере- Вид действительные страдательные
ходн. наст. прошед. наст. прошед.
или вр. вр. вр. вр.
непере -
ходн.
читать пере- несов. читающий читавший читаемый читанный
ходн.
любить пере- несов. любящий любивший любимый -
ходн.
прочитать пере- сов. - прочитав- - прочитан-
ходн. ший ный
подойти непере-
ходн. сов. - подошед-
ший - -

Упражнение 92. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание причастий. К каждому причастию в скобках припишите неопределœенную форму того глагола, от которого оно образовано.

1. Тесто хорошо замеш...но. Петрова не была замеш...на в данном нашумевшем судебном процессе. 2. Окопы были обстрел... ны неприятелœем. Подстрел...нная утка спряталась в кустах. 3. Стены комнаты были окле...ны обоями. 4. Потер...нная книга нашлась. 5. Замеченные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 6. На засе...нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 7. Работа была оконч...на своевременно. 8. Платье было быстро высуш...но и поглаж...но. 9. Лекция прослуш...на с большим вниманием.

Упражнение 93. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя устно написание н или нн.

Кипячё...ая вода - вскипячё...ое молоко; краше...ый пол - покраше...ый забор, рама покраше...а, коше...ый или некоше...ый луг, скоше...ая трава, трава скоше...а, стреля...ый воробей - подстрелœе...ая птица; жжё...ый кофе - сожжё...ое письмо; копчё...ая колбаса - закопчё...ые стены; балова...ый ребёнок - избалова...ое дитя - девочка избалова...а родителями; стриже...ый мальчик - остриже...ая голова, волосы остриже...ы; дистиллирова...ая вода.

Упражнение 94. От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких используйте формы всœех родов и множественного числа) и в соответствии с приведёнными образцами расставьте ударения; н и нн в причастиях подчеркните.

1. Организовать - организованн ый - организован - организован а - организован о - организован ы; основать, обосновать, остановить.

2. Внести - внесённ ый - внесён - внесен а - внесен о - внесен ы; внедрить, заключить, испечь, перевезти, просветить, посвятить, решить.

3. Возложить - возложенн ый - возложен - возложен а - возложен о - возложен ы; восстановить, добавить, заучить, предусмотреть.

Упражнение 95. Объясните различия в написании созвучных слов.

Девочка хорошо воспитана Девочка послушна и воспи-родителями. танна.

Встреча выпускников нашей Эта ученица дисциплинирован-

школы была организована и на и организованна.

в данном году.

Грозовая туча была рассеяна Ты вчера была рассеянна, ког-

ветром, и снова сверкало сол- да говорила со мной.

Упражнение 96. Замените придаточные предложения причастными оборотами по образцу.

Образец: Возьми чемодан, который я принёс тебе вчера. - Возьми чемодан, принœесённый мною тебе вчера.

1. На улице было мокро от снега, который растаял под лучами солнца. 2. Мы любовались полем, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ дышало свежестью. 3. Перед нами была степь, которая расстилалась до самого горизонта. 4. В читальном зале занимались студенты, которые готовились к зачётам. 5. Панораму леса, которая открывалась из окна, закрыло здание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ строится напротив нашего дома. 6. В здании, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возводится на площади, будет кино. 7. Все заинтересовались докладом, который был сделан профессором. 8. Самолёт может развить скорость, которая превышает скорость звука. 9. В квартире, которая недавно освободилась, устроили библиотеку. 10. Мы сидели в беседке, которую сами построили. 11. Мы увидели на горизонте тучу, которая медленно надвигалась. 12. Показался косяк журавлей, которые улетали в теплые края.

Правописание суффиксов наречий и -о

Упражнение 97. Перепишите предложения, вставляя попущенные буквы. Объясните правописание наречий.

1. Налев... был угрюмый лес, направ... Енисей (Н.). 2. На Белом море издавн... живет русское населœение. 3. Самгин искос... взглянул на жену (М.Г.). 4. Изредк... ударяет Кузьма правым веслом и не дает плоту сбиться с русла (Сераф.). 5. Снов... тучи нужно мною собралися в вышинœе (П.). 6. Обстоятельства разлучили их нужнолᴦ... (П.). 7. У Кати для раздумья времени было досыт... (А.Н.Т.). 8. Нева точно спала; изредк..., будто впросонках, она плеснёт легонько волной в берег и замолчит (Гонч.). 9. Публика горяч... аплодировала певцу. 10. Докладчик говорил очень общ... . 11. Он отпил из стакана холодного дочерн... настоянного чая.

Упражнение 98. В соответствии с образцом к данным словам и словосочетаниям в правой колонке подберите синонимичные наречия из тех, что приведены в левой колонке. Запомните их написание.

Образец: очень просто - запросто.

I. Очень просто, высокомерно, II. Заново, запросто, издавна,

необдуманно, тихонько, исподлобья, исподтишка,

с давних пор, спросонья, свысока,

недружелюбно (смотреть), сплеча, сгоряча,

не выспавшись. сызнова.

Образование и правописание причастий - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Образование и правописание причастий" 2017, 2018.

Упражнения по теме «Причастие. Причастный оборот» 7 класс

Упражнение 1. Выпишите словосочетания в две колонки: а)с причастиями; б)с прилагательными.

Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды; летучий газ; цветущий сад; спеющий крыжовник; талый снег; текучая жидкость; текущий ручей; шумящий класс.

Упражнение 2. Спишите, определите падеж, выделите окончания у причастий и прилагательных, укажите суффиксы причастий.

Тихой весенней ночи; развесистый высокий дуб; зимним ясным днем; светлого голубого неба; свежим осенним утром; в старом сосновом лесу; в лесной таинственной глуши; по глухой дремучей тайге; под теплым летним дождем; в русской народной песне; красивой мелодией; барсучья нора; птичьих голосов; собачий мех; рыбачьей хаты; рыбачий промысел; лисья шуба; лисий хвост; заячий след; заячьего следа; ребячьи голоса; в дальнюю дорогу; в синем море; рыбачья лодка; охотничьи принадлежности; длинными осенними ночами; под низкими деревьями; у спокойной реки, густая желтеющая рожь; в лучах заходящего солнца; о надвигающейся грозовой туче; у бурлящей горной речонки; об упавшем осеннем листке; расчищенного песчаного берега; нависших свинцовых облаков; высокими растущими деревьями; в синеющем морском просторе; разросшегося колючего куста.

Упражнение 3. Распределите в два столбика причастия настоящего и прошедшего времени.

В проснувшемся лесу; на трепещущих листьях; шепчущих кустов; тающего снега; огнем охваченные тучи; пожелтевшими листьями; пропадающих голосов; рокочущего моря; в посветлевшем воздухе; потемневшим горизонтом; разбушевавшейся метели; у построенного дома; скользящим шагом; в царившей тишине; на прогнувшемся мосту; на раскачивающуюся березу; в улыбавшемся малыше; о льющемся дожде; расчищенной дорожкой; в голубеющем просторе; по протоптанной дорожке; в темнеющем лесу; бушующего моря; смеющимся малышом; падающего листа; спеющих ягод, о колеблющемся на ветру флаге; падающего кленового листка; пахнувшим сеном; у волнующегося озера; вдоль задымившейся от тумана речонки; у расстилавшегося лесного болота; бьющими из-под земли ключами; вытянувшихся к небу стволов берез; в бушующем море; прозвучавшего в лесу выстрела; шел скользящим шагом; плавающей у берега птицы; разросшегося куста; об улетающих на зиму птицах; в движущемся предмете; несущимся вниз потоком; любоваться падающими на землю снежинками; в тонущей дымке; в потемневшей от приближающейся тучи роще.

Упражнение 4. Спишите предложения, обозначьте причастные обороты. Выпишите словосочетания «причастие + зависимое слово»

1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись. 2) Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф. Абрамов). 3)Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего торжественный мавзолей. (В. Пикуль) 4) Суровое северное поморье, долго спавшее под снегом, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело... (Д. Мордовцев) 5) Через несколько минут они попали в низкие, следующие друг за другом пещеры, уставленные несметным количеством ящиков. (А. Казанцев) 6) Развалины, едва различимые при свете звезд, встретили нас молчанием. (И. Ефремов) 7) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов) 8) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев) 9) Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным. 10) Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя. (И. Тургенев)

Упражнение 5. Перепишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Укажите устно, какие причастия действительные и какие - страдательные.

1) Школьный драматический кружок, . . . артистом городского театра, готовит новую постановку.- Артист, . . . школьным драматическим кружков, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий , руководимый). 2) Юннаты, . . . большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своём опыте в школьную стенгазету.- Большая работа, . . . юннатами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный). 3) Девушка, ... новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё.- Новая книга,. . . девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4) Новый прибор, . . . инженером, имеет большую ценность.- Инженер, .. . новый прибор, получил премию (изобретший, изобретённый), б) Ветер, ... облака, не утихал ни на минуту,- Облака, . . . ветром, быстро неслись по небу (гонящий, гонимый).

Упражнение 6. От глаголов в неопределённой форме образуйте форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени. Обозначьте в них суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания.

Любить, возбуждать, уважать , волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать , побуждать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, изменять.

Упражнение 7. Перепишите. Страдательные причастия подчеркните одной чертой, действительные - двумя. Укажите устно неопределённую форму глагола, от которого образовано причастие, и объясните правописание суффиксов причастий.

1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл..мые ветром. 2)Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. (Л.) 3) На мысли, дыш..щие силой, как бисер, нижутся слова. (Л.) 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу..щий обоз и на холме средь желтой нивы чету беле..щих берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаря..ма полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремлющие своды. (П.) 7) После чёрного подземелья необычайно ярким кажется отражённый снегами, реж..щий глаза свет. (С.-М.) 8) Дог быва..мый уголь льётся непрерывным потоком, грохочущим водопадом валится в трюмы приставшего к пристани корабля. (С.-М.) 9) Пыш..щее здоровьем лицо Марии Андреевны покрылось бледностью. (Ф.) 10) Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щий флажком связист. (А. Н. Т.) 11) Внезапно раздался топот скач..щей лошади (Т.)

Упражнение 8. Перепишите. Причастия подчеркните одной чертой, а слова, к которым они относятся,- двумя, Сделайте разбор причастий из первых трёх предложений.

В БЕЛОЙ ПУСТЫНЕ.

Мы выходим на лёд, покрытый уже (исслеженный) снегом, ступаем на берег. Скользя по (осыпающийся) камням, поднимаюсь на высок., насыпь, (протянувшийся) вдоль (открытый, голый) берега. Поправив за спиной руж..ё, заст...гнув плотно куртку, борясь с (тугой, дующий) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою (свалившийся) с берега в море. Солнечный луч, прорвавшись, освещает край (чёрный, нависший) тучи. Я поднимаю б..нокль вглядываюсь в (зыбл...щийся) глубину мёртвой пустыни. В (белый, сверкающий) поле движ..тся желт..ватое пятно. Чуждый (окружающий) миру, м..ячит в снеговой дымк…. «Седов».

День и ночь, ночь и день между берегом и кораблём бегает шлюпка, (нагружённый) для устойчивости ящ...ками. Хозяева (строящийся) станции по очеред.... сменяю...ся на руле.

(По И. Соколову-Микитову.)

Упражнение 4 .

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.


Класс: 6

Цели урока:

  • образовательная: повторить правописание суффиксов действительных и страдательных причастий; правописание «не» с причастием; закрепить умения и навыки правильно расставлять знаки препинания при причастном обороте;
  • воспитательная: выработать навыки взаимодействия в группе;
  • развивающая: развивать речь, словарный запас, орфографическую зоркость учащихся.

Оборудование: памятки для учащихся о правилах групповой работы, орфографические словари, учебники.

Ход урока

Технологическая карта урока

В классе сформированы 4 группы. Каждая группа получает свою тему:

  1. Причастный оборот.
  2. «Не» с причастием.

I. Стадия вызова.

Прежде чем приступить к выполнению заданий, ребята знакомятся с памятками, лежащими на партах:

  1. Общайся в группе с любым партнером или партнерами.
  2. Работай активно, серьезно относясь к порученному заданию.
  3. Будь вежлив и доброжелателен к партнерам.
  4. Помни: ты отвечаешь не только за свои успехи, но и за успехи своих товарищей.

Урок требует специального оборудования. Парты расставлены таким образом, чтобы за ними могли работать 4 группы по 4-5 человек, чтобы никто из учеников не сидел спиной к доске.

II. Стадия осмысления. Стратегия «Зигзаг».

Каждый участник в группе выполняет свою роль: лидер – тот, кто руководит обсуждением, дает слово членам группы высказать свое мнение по очереди; фиксатор – тот, кто записывает идеи; иллюстратор –тот, кто записывает незнакомые слова, проводит словарную работу; репортер – тот, кто излагает классу.

Каждая группа получает свое учебное задание, которое состоит из 4 частей.

Этап 1.

Учебное задание №1

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени.

Часть I.

Правила правописания суффиксов действительных причастий настоящего времени.

Упражнение. Спишите, вставляя пропущенные суффиксы действительных причастий настоящего времени-ущ-, -ющ-, -аш-, -ящ-; выделите суффиксы и проставьте ударения.

  1. Сраж…щийся взвод, хлоп…ая хозяйка, трепещ…ий листок, волну…ая новость, стел…ийся туман, пряч…ийся ребенок, та…ий снег, кача…ийся паром, хлещ…ие брызги.
  2. Готов…ийся к экзамену студент, пил…ие дрова ребята, стро…ееся здание, кле…ие игрушки дети, тяжело дыш…ий бегун, слыш…ийся издали голос, верт…ийся на ветру флюгер.

Часть 2.

Правописание суффиксов действительных причастий прошедшего времени.

Упражнение. Спишите, образуя от глаголов действительные причастия прошедшего времени. Обозначьте суффиксы в причастиях. Составьте 4-5 словосочетаний, затем предложения.

  1. Играл – игравший; писать, выполнять, работать, показать, показаться, остаться.
  2. Бросил – бросивший; написать, выполнить, ответить, трудиться, добиться, занять, явиться, скрыться.
  3. Зарос – заросший; промокнуть, замерзнуть, погибнуть, спасти, нести, спастись, нестись.
  4. Идти – шедший; прийти, подойти, пройти, уйти, войти, выйти, найти.

Часть 3.

Образование действительных причастий. Согласование причастия с определяемым словом. Место зависимого слова.

Упражнение. Замените предложения сочетаниями «Существительное + действительное причастие» (настоящего и прошедшего времени) с зависимым словом.

Запомните: зависимое слово при причастии ставится в том же падеже, в котором оно стоит при глаголе.

Образец:

Девочка ухаживает за цветами

Девочка, ухаживающая за цветами.

  1. Летчик управляет самолетом.
  2. Знатный строитель руководить бригадой каменщиков.
  3. Рабочие Мирного добывают алмазы.
  4. Ученые наблюдали за полетом космического корабля.
  5. Члены кружка проводили опыты по физике.

Часть 4.

Правописание падежных окончаний действительных причастий.

Упражнение. Просклоняйте словосочетания «Действительное причастие настоящего и прошедшего времени + существительное». Составьте 4-5 предложений (по выбору).

Победившая группа, соревнующийся отряд, развевающееся знамя, борющиеся спортсмены.

Учебное задание №2

Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

Выполнить данное задание. Обменяйтесь результатами своей работы с другими членами группы.

Часть 1.

Правила правописания суффиксов страдательных причастий настоящего времени.

Упражнение. Спишите, вставляя пропущенные гласные в суффиксы страдательных причастий настоящего времени -ем- (-ом-), -им-; выделите суффиксы и проставьте ударения.

  1. Волну…мый, контролиру…мый, поддержива...мый, забыва…мый, реша…мый, изменя…мый, оценива…мый, прислушива…мый, вед…мый, нес…мый.
  2. Цен…мый, хран…мый, сравн…мый, замен…мый, слыш…мый, вид…мый, завис…ый, движ…мый, слыш…мый.

Часть 2.

Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени.

Упражнение. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени и запишите. Обозначьте суффиксы причастий.

Составьте 4-5 словосочетаний, затем предложения.

Запомните: при помощи суффикса -нн- причастия образуются только от глаголов на -ать(-ять).

  1. Вызвать – вызванный; послать, указать, собрать.
  2. Посеять – посеянный; засеять, потерять, обстрелять.
  3. Настроить – настроенный; получить, проверить, просмотреть, выполнить.
  4. Застеклить – застекленный; привезти, привести, испечь.
  5. Одеть – одетый; застегнуть, забыть, закрыть, разбить.

Часть 3.

Образование действительных или страдательных причастий. Согласование причастия с определяемым словом.

Упражнение. Спишите, образуя от глаголов действительные или страдательные причастия и согласуя их с определенными сущесвительными. Перескажите содержание отрывка «В музее П.И. Чайковского».

В домике (стоять) на окраине Клина, расположен музей Чайковского. Здесь хранятся личные вещи композитора, бережно (охранять) работниками музея. Материалы, (собрать) в музее, говорят об огромной напряженной работе Чайковского. Экскурсанты, (посещать) музей, слушают здесь бессмертную музыку Чайковского. Оперы, (создать) великим композитором, знают и любят во всем мире. (А. Васильев).

Часть 4.

Полные и краткие страдательные причастия. Согласование кратких страдательных причастий с существительными.

Упражнение. Запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, образуя от данных глаголов. Обозначьте суффиксы. Составьте 4-5 предложений.

Запомните: в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква н.

  1. Создать – созданный – создан – создана; придумать, написать, потерять.
  2. Выполнит – выполненный – выполнен – выполнена; составить, отметить, построить.
  3. Изобразить – изображенный – изображен – изображена; принести, изменить, осветить.
  4. Подчеркнуть – подчеркнутый – подчеркнуть – подчеркнута; открыть, принять.

Учебное задание 3

Вспомните образование причастного оборота и правила расстановки знаков препинания при нем. Выполните данное задание. Обменяйтесь результатами своей работы с другими членами группы.

Часть 1.

Упражнение. Прочитайте, распространяя выделенные подлежащие причастными оборотами. Для образования причастного оборота используйте слова из предложений, данных в скобках. Составьте связный текст и озаглавьте его. Подчеркните в причастиях суффиксы. Подумайте, какое это причастие.

Образец: Рабочие увидели медведя. (Они рубят лес) – Рабочие, рубящие лес, увидели медведя.

  1. Рабочие увидели медведицу. (Они строят дорогу).
  2. Вскоре появился и медвеженок. (Он беззаботно переваливается с боку на бок).
  3. Медведица скрылась. (Она была испугана криками).
  4. Медвежонок вскарабкался на дерево. (Он почувствовал опасность).

Часть 2.

Упражнение. Спишите текст «Горки Ленинские». Расставьте запятые в предложениях с причастным оборотом. Объясните расстановку знаков препинания.

Село Горки находящееся на высоком берегу реки Пахры знают трудящиеся всего мира. Здесь Дом – музей В.И. Ленина. Дом – музей посещают люди приезжающие со всех концов Советского Союза. В комнатах музея хранятся экспонаты рассказывающие о жизни и деятельности В.И. Ленина. В столовой на столе покрытом клеенкой стоят самовар и посуда. За этим столом собиралась семья Ульяновых. Прямо дверь ведущая в кабинет Владимира Ильича. Посетители видят лежащие на столе книги Горького и Джека Лондона.

С волнением осматривают люди места связанные с жизнью великого вождя.

Часть 3.

Упражнение. Вставьте окончания причастий, согласуя причастия с определяемыми словами. Определите род, число, падеж причастий. Объясните расстановку знаков препинания. Обозначьте суффиксы в причастиях.

  1. Я получил письмо от друга живущ… в городе.
  2. Их отряд взял шефство над малышами поступивш… в этом году в первый класс.
  3. В первой комнате собраны экспонаты отражающ… жизнь якутского народа.
  4. В школе состоялась встреча с гостями приехавш… из разных городов республики.

Часть 4.

Упражнение. Запишите предложения, вставляя причастный оборот в трех вариантах:

  1. Чтобы было две запятых.
  2. Чтобы было одна запятая.
  3. Чтобы не было запятой.

Обозначьте суффиксы в причастиях. Определите, какое это причастие (действительное или страдательное).

Образец: собака, встретившая нас, залилась громким лаем. Громким лаем залилась собака, встретившая нас. Встретившая нас собака залилась громким лаем.

  1. Дорогу занесло снегом (ведущую к избушке).
  2. В избушке было холодно (стоявшей под горой).
  3. Дочь лесника увидела небольшого лосенка (собиравшая землянику).

Учебное задание 4

Вспомните правописание «не» с частями речи: с существительным, прилагательным, глаголом, причастием.

Выполните данное задание. Обменяйтесь результатами своей работы с другими членами группы.

Часть 1.

Упражнение. Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание «не» с частями речи. Составьте 4-5 предложений.

  1. Говорить (не)правду, увидеть (не)ряху.
  2. (Не)правдивый рассказ, (не)ряшливый вид.
  3. (Не)знать ничего, (не)навидеть ложь.
  4. (не)выполненная работа, (не)доумевающий взгляд.

Часть 2.

Упражнение. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните суффиксы причастий. Объясните правописание «не» с причастием. Составьте 4-5 предложений.

  1. (Не)прочитанная, а просмотренная книга.
  2. (Не)вызубренные, а осознанные знания.
  3. (Не)законченное, а начатое сочинение.
  4. (Не)отравленная, а забытая телеграмма.

Часть 3.

Упражнение. Подберите к данным словосочетаниям зависимые слова. Обозначьте суффиксы причастий. Объясните правописание. Составьте предложения.

  1. Непрочитанная книга, невыполненная работа, нескошенная трава.
  2. Неисследованный край, непостроенный дом, неопубликованный очерк.
  3. Ненаписанное сочинение, незаконченное задание, нераспечатанное письмо.

Слова для справок: мною, вчера, осенью, учеными, еще, бригадой, в газете, дома, вовремя, в срок.

Часть 4.

Упражнение. Просклоняйте следующие словосочетания: неосвещенная дача, несобранный урожай, незаконченное представление. Обозначьте суффиксы в причастиях. Составьте 6 предложений.

Полные страдательные причастия с «не» переделайте в краткие. Объясните правописание «не» с кратким страдательным причастием.

Этап 2.

После того как в группах закончили задание, приглашаются эксперты. Каждая экспертная группа получает правильные ответы. Эксперты отвечают на вопросы: Что такое причастие? Как образуются действительные и страдательные причастия? Для чего нужно знать спряжение глаголов? Как правильно выделять на письме причастный оборот? Как правильно писать «не» с причастием?

Задание для экспертной группы 1

  1. Как нужно отличать причастие от глагола?
  1. Правильно определите вид глагола. Помните, что причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида.
  2. Чтобы образовать причастия настоящего времени, надо сначала найти форму 3 лица множественного числа:

Слышать – слышат – слышащий;
Видеть – видят – видящий;
(от глаголов II спряжения)

  1. Образуйте от возвратных глаголов причастия. Помните, что от глаголов на «-ся» образуются также возвратные причастия, имеющие частицу «-ся».

Задание для экспертной группы 2

  1. Определите, что обозначает страдательное причастие? Чем отличается от действительного?
  2. Образуйте страдательные причастия настоящего времени с помощью суффикса: «ем» (от глаголов I спряжения); «им» (от глаголов II спряжения).
  3. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени с помощью суффиксов «-нн-», «-енн-», «-т-».
  4. Образуйте краткую форму страдательных причастий. Помните, что в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква «н».

Задание для экспертной группы 3

Запомните порядок выделения причастног оборота:

  1. Найдите в предложении прчастие.
  2. Найдите слова, которые зависят от него.
  3. Определите, где стоит слово, к которому относится причастие.
  4. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, поставьте запятую.
  5. Если предложение продолжается после причастного оборота, поставьте еще вторую запятую.

Задание для экспертной группы 4

Правописание «не» с причастием.

1. Пиши «не» с причастием слитно, если:

  • «Не» является приставкой (непрочитанная книга);
  • Причастие без «не» не употребляется (неодумевающий взгляд).

2. Пиши «не» с причастием раздельно, если:

  • Есть противопоставление (не прочитанная, а просмотренная книга);
  • Есть зависимое слово (не прочитанная мною книга);
  • Краткое страдательное причастие (книга не прочитана).

Этап 3.

Эксперты возвращаются в рабочие группы и обучают остальных членов группы, исправляя ошибки в выполненных заданиях.

Этап 4.

Групповая отчетность.

Каждая группа готовит презентацию своего материала. Выступающие рассказывают о том, над какой темой работали, какое задание выполнили, к какому выводу пришли, что они хотели бы пожелать другим командам.

III. На стадии рефлексии учащиеся должны составить сводную таблицу по теме «Причастие».

Сводная таблица примерно может быть такой:

Действительные Страдательные Причастный оборот «Не» с причастием
Настоящее время Прошедшее время Настоящее время Прошедшее время Слитно Раздельно
1. –ущ-

Пишут - пишущ ий.

2. Читают–читающ ий.

Слышать – слышащ ий.

Видят – видящ ий.

1. -вш-

Прочитал – прочитавш ий

2. нес – несш ий

1. –ем–

Уважаем ый

2. –им

руководим ый

1. -нн-

Прочитанн ый

2. -енн-

Увиденн ый

забыт ый

Книга, прочитанная мною, очень интересная.

Очень интересная книга, прочитанная мною.

Прочитанная мною книга очень интересная

Не-приставка.

Непрочитанная книга.

Не-часть корня.

Недоумевающий взгляд.

Есть противопоставление.

Не прочитанная, а просмотренная книга.

Есть зависимость.

Не прочитанная дома книга.

Прчастие краткое.

Книга не прочитана.

Обучение в сотрудничестве на уроке имеет много преимуществ перед традиционными уроками: каждый ученик в группе работает активно, повышается его ответственность перед товарищами, учащиеся работают сообща, помогая друг другу. Подобная совместная учебно – познавательная деятельность эффективна именно на обобщающих уроках, где ученики имеют возможность применить полученные знания и умения на практике.

Использованная литература:

  1. С.В. Столбунова. «Как построить нетрадиционный урок русского языка», М. Педуниверситет «Первое сентября», 2006 г.
  2. Проблема современного литературного образования, Якутск, 2005 г.
  3. А.Д. Семенова. «Современное функционирование этнопедагогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности», Якутск, 2005 г.

Упражнение 52. Образуйте все возможные формы причастий от следующих глаголов. Образуйте деепричастия от этих же глаголов. Отметьте случаи, когда от глагола нельзя образовать той или иной причастной формы или деепричастия. С чем это связано? При наличии вариантов тех или иных форм укажите, как соотносятся эти варианты.

Арестовать, атаковать, бежать, беречь, бить, блистать, брести, брить, вернуть, вить, гасить, гнать, грести, грызть, достичь, дышать, ехать, жать (руку), жевать, жечь, жить, завести, звать, идти, издавать, изобрести, искать, капать, колоть, лазать, лезть, лизнуть, махать, мыть, найти, налить, напомнить, понять, пробежать, провести, прожить, расцвести, резать, слать, снять, сохнуть, страдать, сыпать, течь, узнавать, уносить, хвалить, ходить, хотеть, цвести, чертить, шить.

Упражнение 53. Исправьте ошибки, связанные с образованием и употреблением причастных и деепричастных форм. Объясните суть этих ошибок.

1. Мама, уже вытеревшая всю посуду, с удивлением смотрела на меня. 2. Васька, больно ушибивший ногу, горько плачет. 3. Девочка, уже заплёвшая косу, с удивлением смотрит на брата. 4. А у меня всё давно уже убрато! 5. Когда мы подбежали к телеге, то увидели, что мешок порват и из него сыпалась мука. 6. Это оказался медведь, забрёвший ночью в деревню. 7. Проголодавшего медведя тянуло к жилью. 8. На столе стоял букет цветущихся астр. 9. В комнате, как в осыпающем саду, тихо и светло. 10. Шёрстка у котёнка была длинная, лоснящая. 11. Мы опоздали к началу заседания по независимым от нас причинам. 12. В центре повествования стоит образ молодого героя, страдающего от неразделимой любви. 13. Лучшие рабочие, трудящие на строительстве моста, были отмечены ценными подарками. 14. В поход мы взяли только небьющую посуду. 15. Шум, издающий водопадом, слышен издалека. 16. Передайте наилучшие пожелания матушке. Остаюсь уважаемый Вами - Артём. 17. Если мы будем работать спустив рукава, мы не выполним государственного заказа в срок и не получим новых кредитов.

Упражнение 54. Укажите, какие ошибки в употреблении глаголов использовали писатели для создания комического эффекта.

1. Но он свинину ест не часто, желудок берегя, и знает, что земные яства имеют берега (Самойлов). 2. Итак, Вы опять отсрочили свой приезд, любезнейший Анненков. Боюсь только, как бы Вы, всё отсрачивая да отсрачивая - совсем к нам не пожаловали (Тургенев). 3. Хватит отсрачивать, пора подытаживать (Кнышев). 4. Чуду-юду я и так победю (Высоцкий). 5. Побежду я любую беду (Заходер). 6. Позвольте вам быть проводимой мною (Аверченко). 7. Ах, дядюшка! Но вы его поймёте и не осудите профессии недуг, тем более, что очень часто тётей в Семён Сергееча швыряется утюг (Архангельский).

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.