План по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность. Материал на тему: План самообразования "Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка"
Наталия Петрова
План по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
Воспитателя дошкольной группы Н. В. Петровой
на 2016-2017 учебный год.
Актуальность темы
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры - драматизации, инсценировки, кукольные представления. Огромное значение имеет театральная деятельность и для развития речи ребенка, ее выразительности. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его к выступлению перед аудиторией с детства. Театрализованная игра раскрепощает ребенка, помогает ему преодолеть застенчивость, так как принимая на себя роль ребенок говорит от имени персонажа или куклы.
Так же театральная деятельность - это эффективный способ развития у ребенка личностных качеств и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.
Развитие творческих способностей у детей является очень важным направлением развития, чему так же способствует театрально - игровая деятельность. Развитие творческих способностей ведется по трем направлениям:
1. Словесное творчество (сочинение собственных сказок, рассказов)
2. Исполнение роли (выразительность речи и движений).
3. Изобразительное (изготовление масок, атрибутов).
Театрализованная деятельность с детьми осуществляется при поддержке родителей, их заинтересованности. Только заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка.
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагога при развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Изучение методической литературы по данной теме.
2. Применение полученные знания в работе с детьми.
3. Сотрудничество с другими педагогами, изучение опыта работы.
4. Обобщение опыта работы по данной теме.
Перспективный план работы по самообразованию
Результат работы.
Сентябрь Наблюдение и анкетирование детей, родителей; самоанализ, профессиональной компетентности. Выбор тематики, подбор литературы по теме.
Перспективный план деятельности.
Октябрь Изучение методических наработок по данной теме. Наличие литературы по теме самообразования.
Декабрь Подготовка пособий и подборка материала для драматизации сказок. Открытое занятие по теме.
Конспект занятия.
Наличие различных видов театра, декораций, костюмов.
Январь Проведение игр – драматизаций, инсценировок по сказкам, совместное изготовление с детьми декораций и масок. Изучение литературы.
Пополнение театрализованного уголка материалами. Повышение уровня умений и знаний детей.
Конспекты занятий.
Февраль Консультация для родителей «Роль театрализованной игры в развитии речи ребенка»
Консультативный материал для родителей.
Март
Драматизация сказки «Заюшкина избушка» показ сказки детям и родителям
Наглядный материал в уголке для родителей. Фотоотчет.
Апрель Подготовка к открытому показу драматизации сказки «Домик пчелы». Конспект развлечения.
Маски, ширма –домик, декорации.
Май Показ сказки «Домик пчелы» детям и родителям
Анализ работы по самообразованию.
Повышение уровня педагогических знаний педагога. Презентация обобщенного опыта работы, план на будущее.
Направление работы по самообразованию
№ Направление работы Содержание работы
1. Работа по созданию развивающей среды в группе.
Изготовление атрибутов для театрализованных игр (маски, костюмы, настольный театр, театр бибабо, декорации).
Знакомство с художественными произведениями, разработка сценариев. В течение года
2. Работа с родителями.
Родительское собрание по теме
Консультации «Роль театрализации в развитии речи ребенка».
Привлечение родителей к изготовлению масок, костюмов.
Анкетирование, обследование предметно-развивающей среды.
Участие родителей в инсценировках, драматизациях.
в течение года
в течение года
3. Работа с педагогами
Показ открытого занятия по данной теме. - Изучение опыта работы.
Презентация опыта и отчет на педсовете.
в теч. года
Публикации по теме:
Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не выучено», а то, что ему «даровано».Творческая.
Что же такое задержка психического развития? Эти три зловещие буквы не что иное, как отклонение в психическом развитии. Основные трудности,.
«Развитие социально-коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность» Современное общество предъявляет все.
Развитие ребенка через театрализованную деятельность участник городского этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2017» в номинации «Педагогический дебют» Киселева Надежда.
«Я чувствую себя в праве сказать: Да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, Которые вы добывали.
Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.
План работы по самообразованию
«Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»
Цель: духовно- нравственное воспитание,развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Воспитание гуманных чувств детей:
формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
2. Воспитание коллективизма:
Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Актуальность:
«Те высокие нравственные, эстетические
и интеллектуальные чувства, которые
характеризуют развитого взрослого человека и
которые способны вдохновить его на большие
дела и на благородные поступки, не даны
ребенку в готовом виде от рождения.
Они возникают и развиваются на протяжении
детства под влиянием социальных условий жизни
и воспитания».
Александр Владимирович Запорожец.
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально - волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.
Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.
Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания отождествления. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли.
Все произведения, предлагаемые для игр-драматизаций, можно разделить:
1. Произведения, в которых герои проявляют умение дружить (“Кот, петух и лиса”, “Теремок”, “Под грибом”).
2. Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям (“Петушок и бобовое зернышко”, “Курочка Ряба”, “Гуси – лебеди”, “Кошкин дом”).
3. Произведения, которые близки по идейному содержанию, в них часто противопоставляется добро и зло (“Морозко”, “Колобок”).
4. Показаны примеры героя справедливого, доброго, смелого (“Заюшкина избушка”, “Айболит”).
5. Формирование обобщенного положительного образа человека. В этих произведениях показаны как положительные, так и отрицательные черты (“Заяц-хваста”, “Маша и медведь”)
Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ и семьи. И как конечной цели воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству.
Срок | Практический выход |
|
Октябрь -май | Изучение ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Изучение нового СанПиН Изучение рабочей программы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» 1 .Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010. 2.Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010. 3.Вакуленко Ю.А, Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008 4. Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М. «Генезис» 2000. | |
Беседы, просмотр картинок и видео- роликов. Работа над темами: Знакомство с театром; Кто работает в театре; Правила поведения в театре; С/р игра «Театр». | Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх. |
|
Пальчиковый театр | Освоение навыков владения пальчиковым театром. Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность. |
|
Работа над темами: Плоскостной и пальчиковый театр; Мимика и жесты. (инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка»). | Освоение навыков владения пальчиковым театром Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения; Развитие воображения; обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние. |
|
Разработка театрально – игровой деятельности к мероприятию «Коляда, коляда – отворяй ворота» Подбор материал к центру театральной деятельности «В гостях у сказки» (в течение года) | Развлечение «Коляда, коляда – отворяй ворота» Оформление в группе центра театра «В гостях у сказки» |
|
Создание «копилки театрализованных игр» и оформление настольных театров. (В течение года) Разработать досуг «Встреча с весной» (Масленица) | Проведение театрализованной деятельности в свободное время Досуг «Проводы русской зимы» |
|
Сказка «Репка»- разучивание ролей с детьми; | Развитие воображения, фантазии, заинтересованности, ответственности. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности; раскрытие творческих способностей детей |
|
Обучение детей владению куклой, игрушкой разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей через театральную деятельность |
|
Театрализованное представление. Оформить фотоальбом о проведенных мероприятиях | Показ спектакля родителям. |
Литература:
Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2007г.
А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
Мигунова Е.В. М 57 Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; Великий Новгород, 2006..
Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
О.И.Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений.М.:2012г.
Работа с родителями
Срок | Практический выход |
|
Октябрь -май | Оформление материала для родителей «Жизнь группы» с фотоматериалом | |
Анкетирование родителей «Определения отношения родителей к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» | Отношение родителей к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении |
|
Консультация для родителей |
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ТЕМА : « ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»
ВОСПИТАТЕЛЬ СРЕДНЕ-СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«УМКИ» Смолко Е.В.
Обоснование:
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования.
Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Появилось новое модное определение - креативность.
Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. А для развития креативности необходим творческий процесс.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.
Театральная деятельность и развитие творческих способностей человека составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении людей творчеством. Талантливые люди появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающегося человеческого общества.
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее.
И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях растёт, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
Актуальность моих исследований в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
Цель: сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Каждый ребёнок талантлив изначально, театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться.
Задачи:
Изучение теоретического и практического опыта по данной теме.
Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности ( организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды).
Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства
Работа над культурой и техникой речи детей.
Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей.
Обеспечение условиями для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста).
Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Формирование потребности в самообразовании, самооценка
подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка
целей и задач.
Планирование работы по самообразованию.
Теоретическое изучение проблемы.
Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми).
Разработать систему работы по формированию у детей художественно-
образных исполнительских умений.
Усовершенствовать предметно-развивающую среду для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности
Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами
деятельности в едином педагогическом процессе;
Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых.
Подведение итогов самообразования.
План работы по самообразованию
Воспитатель Кириллина Оксана Николаевна
МБДОУ №5
Тема: Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность
Цель: Формировать на эмоциональном уровне представление о театре, виде искусства.
Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность. Развивать разговорную речь через фольклор.
Задачи: Последовательное знакомство детей с видами театра. Поэтапное освоение детьми видов творчества. Совершенствование артистических навыков детей. Раскрепощение детей. Работы над выразительностью речи, интонации. Коллективные действия, взаимодействия. Умение сочувствовать, сопереживать.
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?". В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
Театрализация в первую очередь - это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связаны с:
Художественным образованием и воспитанием детей;
Формированием эстетического вкуса;
Нравственным воспитанием;
Развитием коммуникативных качеств личности;
Обучением вербальным и невербальным видам общения;
Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Проект «Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» рассчитан на четыре учебных года.
В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:
Чтение и совместный анализ сказок.
Проигрывание отрывка из сказок.
Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.
Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
Словесные, настольные и подвижные игры.
Пантомимические этюды и упражнения.
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковые игры со словами.
Разучивание чистоговорок.
Правила работы с детьми.
Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.
Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.
Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.
При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием проекта
Дети будут знать и уметь:
Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.
Снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Научатся запоминать и описывать любого героя.
Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.
Сочинять этюды по сказкам.
Строить простейший диалог.
Распределять между собой обязанности и роли.
Использовать средства выразительности драматизации. (поза, жесты, мимика, голос, движения).
Занимаясь театрализованной деятельностью дети приобретут:
Уверенность в себе.
Умение играть в коллективе.
Работа проекта складывалась следующим образом:
1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок , басен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Детьми старшего дошкольного возраста разыгрывались такие этические сказки и басни, как «Стрекоза и муравей», «Два барана», «Две козы», «Старик и сыновья».
2 .Творческие задания , направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:
Покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;
Покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;
Произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.
3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например,предлагаю детям провести необычный«Конкурс хвастунов». Объясняю, чтовыиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.
4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков, светящуюся тыкву к празднику Хеллуин и т.д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.
5. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды , в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».
6. Метод обратной связи или (рефлексия), который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.
Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей. Ежегодно в нашем детском саду проводится «Фестиваль добрых дел», который подводит итог проделанной работы театрального кружка.
Для реализации поставленной выше цели и задач программы проекта было организовано наблюдение за развитием творческой инициативы детей. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития, творческой инициативности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.
Сроки работы над проектом: октябрь 2013 г. – сентябрь 2014г.
Раздел плана | Форма работы | Практические выводы |
||
Аналитико-диагностический. | Знакомство с театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. | |||
Основной этап. | Март 2013 г. – Март 2017 г. | Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций. | Распространение материала на уровне ДОУ, РМО, в интернете. |
|
Заключительный этап. | Апрель 2017 г. | Диагностика. Мониторинг. | ||
Обобщение. | Сентябрь 2017 г. | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. | Представление материалов на педсовете. |
Используемая литература:
1.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
2.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
3.Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1990.
4.Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.
5.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
6.Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.- М.:ВАКО, 2007
7.Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
8.Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре.- М., 1994.
9.Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-N4.
10.Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983.
11.Караманенко Т.Н., Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.-М., 1982.
12.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000.
13.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.
14.Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк.восп.–1999.- N11.
15.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.
16.Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание,1980.-N10.
17.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
18.Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
19.Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой.-М.,1989.
20.Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание.–1983.-N12.
21.Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание,1988.-N8.
22.Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание.–1983.-N4.
23.Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. – 1983. – N7.
24.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание.- 1997.-N6, 10, 12;1998-N2.
Дата публикации: 11.09.17
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Ф.И.О. педагога _Маслова Надежда Геннадьевна
Образование _высшее
Специальность _воспитатель
Стаж педагогической работы _12лет
Курсы повышения квалификации ________________________________________________________________________
Тема: Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность
Дата начала работы над темой 2017г.
Предполагаемая дата окончания работы 2018г .
Цель: создание условий для успешногоразвития речи детей через театрализованную деятельность.
_______________________________________________________________________________________________________
Задачи:
выявить пути и охарактеризовать условия развития связной речи дошкольников в театрализованных играх
- развитие свободного общения со взрослыми;
Совершенствовать диалогическую форму речи;
Развивать монологическую форму речи;
Повысить собственный уровень знаний
Пояснительная записка
Дошкольное образовательное учреждение первое исамое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источникразвития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Формы работы | Пополнение предметно-пространственной среды | Изучение методической литературы по теме СО |
|||
с педагогами | с родителями | ||||
сентябрь | Провести диагностику детей по развитию речи (образовательная область «Коммуникация») с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений. | Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». | Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». | Оформить центр речевого развития детей. Изготовить и внести: Дидактические игры по речевому развитию («Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?»); Дидактические пособия («Пересказ», «Обобщение», «Фонетическая зарядка», «Пословицы», «Загадки», «Скороговорки»); | Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994. Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. |
- Осенний театрализованный праздник. - Настольный театр «Лиса и кувшин». | Консультация «Игры и упражнения для развития речи детей» | Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей. | сюжетные картинки («Детский сад», «Времена года»); Сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Заяц», «Собака», «Девочка и кукла», «На море»). | Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной л Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с.27-43. |
|
«Пушок» Г.Скребицкого. | Консультация для воспитателей на тему: «Развитие связной речи через театрализованную деятельность» | Консультация для родителей: - «Каждый ребенок - индивидуальность!» | Внести в речевую зону: - дидактические игры: «Слова из звуков», «Что лишнее?», «Употребление предлогов», «Составь рассказ по картинке»; мозаика «Я читаю»; - сюжетные картинки («Осень», «Осень в лесу», «По грибы».); - сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Огород», «Мальчик и щенок», «Еж и яблоки»); | Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с. |
|
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам из художественной литературы. | - «Охрана зрения и слуха». | - дидактические игры: «Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»; - сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»); | Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с. |
||
Работа с загадками. Составление загадок. | Консультация для педагогов.Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». | - Загадки-складки о профессиях; - картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики «чашечка», «язычок», «бегемотик», «хоботок», «иголочка», «вкусное варенье». | Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с. |
|
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». | Консультация для воспитателей "Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС" | Консультации для родителей: - «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье ребенка». | - сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на лыжах», «Зимние забавы»); - оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»; | Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23. |
|
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. | Квартальный отчет в виде презентации | Консультации для родителей: | - в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «а», «о», «у», «ы», «с», «м», «т»; | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34. |
|
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; | Консультации для родителей: | Призентация для родителей на тему «Книга сказок». Обучение сочинению сказок. | - в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.); | Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с. |
|
- Инсценировка по сказке С.Я. Маршака «Кто колечко найдет». | Отчет о проделанной работе по самообразованию-презентация | - «Детские игры – дело серьезное». | - в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»; - картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики «Лошадка», «Качалочка», «Змея», «Киска сердится», «Часики», «Маляр». | Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ООО «Эксмо», 2003. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12. |
Были использованы следующие формы и методы работы с детьми и родителями:
- занятия;
- экскурсии;
- беседы;
- игры – инсценировки;
- досуговые игры;
- подвижные игры;
- музыкально-хороводные игры;
- наглядно – информационный метод;
- анкетирование родителей;
- проведение родительских собраний;
- оформление уголка «Для Вас, родители»;
- участие родителей в подготовке к проведению праздников и развлечений.
Практические выходы :
1. Просмотр непосредственно образовательной деятельности.
Тема: Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.
2. Оформление папки-передвижки. Тема:
- «Развитие речевого дыхания».
- «Связная речь».
- «Что такое готовность ребенка к обучению в школе?».
- «Как избежать школьных неудач» .
Оформить центр речевого развития детей.
3. Выставка работ. Тема: _ Конкурс чтецов.
4. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Мы и родители
5. Проект. Тема: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир театра»
6. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Выход:Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры проходившие в предыдущие месяцы. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Продолжить проводить консультации и индивидуальные беседы для родителей.