«Формирование гражданской идентичности учащихся – важнейшая задача современной образовательной школы». Роль современного образования в формировании российской гражданской идентичности молодого поколения Формирование региональной и гражданской идентичности

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Канцедалова Татьяна Петровна

магистрант 1 курса, кафедра всеобщей истории,
философии и культурологии БГПУ г. Благовещенск

Буяров Дмитрий Владимирович

научный руководитель, к.ф.н., доцент БГПУ г. Благовещенск

В условиях трансформации сложившейся системы воспитания, которая затрагивает все социальные институты общества, гражданское воспитание занимает одно из ключевых положений. Формирование гражданской идентичности определяется социокультурной, экономической и образовательной ситуацией в стране в условиях поликультурности современного общества. Согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, именно образованию отводится ключевая роль в консолидации российского общества. Школа выступает основным средством формирования идентичности у подрастающего поколения и несет ответственность не только за полученные знания, но и за воспитание патриотизма, формирование представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществ; активной гражданской позиции, осознание нравственного смысла, свободы в неразрывной связи с гражданской ответственностью. Гражданская идентичность выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.

Обратимся к понятию гражданской идентичности. В педагогической науке существует несколько подходов к определению понятия идентичности вообще, а от этого и гражданской идентичности в частности. А.Н. Иоффе определяет гражданскую идентичность, как осознание принадлежности к обществу граждан, имеющее для индивида значимый смысл. А.Г. Асмолов за основу данного понятия берет осознание принадлежности на общекультурной основе, а также то, что понятие гражданской идентичности не тождественно понятию гражданства, (как отмечает это в своих работах М.А. Юшин), а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. Т. Водолажская рассматривает данное понятие в рамках реализации личности, в ее базисных потребностях, в принадлежности к определенной группе. Исходя из данных подходов, можно сделать вывод, что гражданскую идентичность понимают, как осознание принадлежности к сообществу граждан одного государства, основанного на осознании гражданской общности, как коллективного субъекта; или отождествление гражданской идентичности личности – статусу гражданина. В данном случае гражданская российская идентичность – осознание личностью принадлежности к российскому государству, гражданином Российской Федерации; готовности и способности выполнять гражданские обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства и общества.

В современной концепции российского образования в гражданскую идентичность вкладывают такие понятия, как патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа.

Исходя из определения и содержания гражданской идентичности, выделяются ее структурные компоненты. А.Н. Иоффе выделяет 4 структурных компонента гражданской идентичности: первый – когнитивный, под которым понимается гражданская информированность и грамотность; второй – ценностный – гражданская позиция; эмоциональный – патриотизм, любовь к Родине своему краю; деятельностный – гражданственность, действия по решению проблем и помощи окружающим .

По А. Г. Асмолову становление гражданской идентичности требует формирования четырех личностных компонентов: когнитивного – знания о принадлежности к общности граждан России, ценностного – наличия позитивного отношения к факту принадлежности, эмоционального – принятия гражданской идентичности, поведенческого – участие в общественной жизни.

К уже вышеперечисленным компонентам, опираясь на работу Л.В. Бычковой (Мостяевой), можно добавить такие компоненты, как коннотативный (эмоционально-оценочный) и аксиологический (ценностно-ориентированный) .

Исходя из выше предложенных концепций, разработано авторское представление структурных компонентов и их наполняемость:

  • когнитивный (знаниевый) – знания, которыми обладает личность для идентификации себя, как гражданина, а также знания, позволяющие ему активно выражать свою гражданскую позицию (знания об историческом прошлом государства, политической культуре, государственной структуре и др.);
  • ценностно-ориентировочный – определяется гражданской позицией личности, его отношением к таким понятиям, как Родина, Отечество; уважение другого субъекта, как гражданина и его гражданской позиции;
  • эмоционально-оценочный – способность к рефлексивности собственного гражданского поведения, четкая и аргументированная гражданская позиция, умение оценить и сопоставить свои действия с гражданскими идеалами и ценностями государства;
  • деятельностный (практический) – определяется поведением человека, как гражданина того или иного государства, участием в общественной и политической жизни страны, его правовая деятельность и гражданская активность.

Исходя из содержания гражданской идентичности, возможным становится выявление факторов, определяющих ее формирование. Следует выделять объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относим те, которые не зависят от деятельности и волевых решений человека. К таким факторам можно отнести: общее историческое прошлое (обычно выражено в легендах, символах и др. исторических источниках); самоназвание общности (другие различные этнонимы); общий язык, на котором говорят большинство граждан в государстве; общая культура (политическая, правовая, экономическая); эмоциональные состояния, проживаемые общностью, связанные с ситуациями, складывающимися в стране.

Россия – многонациональное, полиэтническое государство, признающее основы светского общества, но в котором и религия играет немаловажную роль в процессе воспитании и самоидентификации личности. Несмотря на универсальность, к которой стремится современное общество, необходимо учитывать роль национальных традиций в воспитание и региональный фактор. Поэтому задача школы состоит в формировании поликультурной среды для возможности развития гражданской идентичности личности.

Субъективные факторы, определяющие формирования идентичности относятся к конкретной ситуации, субъектам, содержанию. В данной ситуации школа будет рассматриваться, как средство формирования гражданской идентичности у школьников и в зависимости от этого, выделяются такие факторы:

  • цели образования и воспитания школьников, установленные на государственном уровне, так, например, формирование гражданской идентичности определено государственным стандартом, как личностный результат в освоении основной программы общеобразовательной школы;
  • содержание образования, получаемое школьником в рамках общеобразовательной программы школы, определяется конкретными требованиями в современном обществе к образованию. В данном случае, рассматривается содержание как основных предметов, изучаемых школьниками, так и во внеучебной деятельности по предметам, а также в воспитательной деятельности, осуществляемой в образовательных учреждениях. Если содержание материала по предметам определяется стандартом и учебником, то в остальных сферах, содержание чаще определяется самой школой и конкретным учителем.
  • эффективность формирования гражданской идентичности определяется методами, формами, технологиями, используемыми учителями в своей педагогической практике, механизмами, способами организации деятельности (индивидуальное, коллективное, самостоятельное, интерактивное и т.п.), что в совокупности является третьим фактором.
  • возможность проявлять свою гражданскую позицию (возможность прикладного использований знаний в образовательной среде, развитие объединений, общественных организаций, самоуправления, для реализации деятельностного компонента гражданской идентичности, проявление гражданской активности).

Следующие факторы можно объединить в две больше группы и рассматривать их в зависимости от влияния педагога и школьника на процесс формирования гражданской идентичности.

Первая группа факторов выявлена на основе влияние на процесс формирования гражданской идентичности самого школьника:

  • индивидуальные особенности (например, необходимость в инклюзивном образовании);
  • уровень мотивации (будет высокой при условии совпадения персональных запросов с программой воспитания);
  • семья и воспитание (отношение к государству, как институту власти, к гражданским правам в близком кругу школьника);
  • возрастные особенности (способность самоидентификации и осознании существование идентичности в целом, в том числе гражданской).

Формирование идентичности это процесс, в первую очередь, имеющий возрастные детерминанты, и принадлежность личности к определенным общностям зависит от приоритетности той или иной общности в возрастной группе. Включенность индивида идет от микросоциального к макросоциальному, проходя три стадии: этнонациональные, госудасрвенно-гражданские и региональные, формирующие общие представления у субъекта о его идентичности. Освоение компонентов гражданской идентичности тоже имеет возрастное деление, например, младшему школьнику еще не удастся освоить деятельностный компонент в полной мере, а уровень когнитивного и ценностно-смыслового будет отличаться от уровня старшего школьника .

Следующая группа субъективных факторов определена в соответствии с влиянием педагога на формирование гражданской идентичности школьника:

  • компетентность преподавательского состава в вопросах формирования гражданской идентичности школьника,
  • готовность и желание уделять время и прилагать усилия для освоения данного личностного результата школьником, объем времени уделяемое воспитательной деятельности;
  • создание и поддержание мотивации учеников к данному процессу, (регулярность, систематичность выполнения требуемых действий).

Подводя итог, стоит отметить, что выделяя факторы определяющие формирование гражданской идентичности, появляется возможность выстраивать пути достижения поставленной цели, в данном случае, для эффективного формирования гражданской идентичности школьников. Знание основных факторов, компонентов, содержания понятия процесса формирования гражданской идентичности, помогает учителю видеть и моделировать его целостно, осознанно ставить цели педагогической деятельности, определять ее содержание, изучать возможности своих учащихся, подбирать эффективные формы и методы работы, объективно оценивать ее результаты, т.е. сформированность гражданской идентичности школьника.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/?p=7245 (дата обращения: 10.01.2016)
  2. Бычкова (Мостяева) Л.В. Методический аспект формирования правосознания учащихся, как одной из ключевых составляющих гражданской идентичности // Преподавание истории в школе. – 2015. – №2. – С. 14–21.
  3. Иоффе А. Н. Идентичность сегодня: понимание, проблемы и пути становления общероссийской гражданской идентичности средствами образования // Преподавание истории в школе. – 2015. – №2. – С. 3–10.
  4. Шакурова В.М. Формирование российской гражданской идентичности: проблема педагога // Педагогика. – 2014. – №3. – С. 83-10.

Система образования – важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Образовательная политика Российской Федерации отражает общегосударственные и национально-культурные интересы в сфере образования и вместе с тем учитывает общие тенденции мирового развития, которые требуют модернизации российского образования.

С 2006 г. в российском образовании (прежде всего в Москве) наметилась тенденция связывать воспитательную деятельность школы с формированием у учащихся российской идентичности, т.е. осознания себя как носителя российской культуры и гражданина России. Она стала ответом на те проблемы, с которыми столкнулось образование в связи с внедрением программ патриотического воспитания в школе, вызванных к жизни катастрофическими процессами разрушения идентификационных структур сознания, проходившими в 1990-е годы. В этих программах воспроизводились традиционные для советского периода формы культивирования чувства гордости за страну, ее исторические свершения и мощь - праздники, музейное дело, встречи с ветеранами и т. д., - неадекватные сложившимся в уже очень индивидуализированном российском обществе формам жизни и мировоззрения, не принимавшиеся ни родителями, ни детьми .

В этот же период в борьбу за нравственное воспитание молодого поколения очень интенсивно включились официальные религии, и прежде всего русская православная церковь. Высвечивая проблему нравственной деградации и потери традиционных ориентиров жизни российского общества, религиозные деятели предлагали отдать им функцию воспитания в школе. Это предложение вызвало жесткую критику со стороны светских ученых и образовательной общественности.

С 2006 по 2008 г. на разных экспериментальных площадках Москвы, в научных институтах и РАО, в средствах массовой информации шло активное обсуждение проблем воспитания: какой должна быть концепция воспитания в новой российской школе, какие принципы должны быть положены в основу воспитания, чтобы, с одной стороны, преодолеть межпоколенческий разрыв и кризис - идентичности, а с другой избежать ошибок советской школы.

С 2008 г. при подготовке коллективом разработчиков во главе с Н. Никандровым, А. Кондаковым и Л. Кезиной стандартов второго поколения идея формирования российской идентичности была положена в основу воспитательной концепции. Было предложено различать три составляющих российской идентичности – этническую, гражданскую и общечеловеческую, а результаты образовательного процесса сгруппировать по следующим компонентам: знаниевому, ценностному и деятельностному. Собственно российское самосознание связано в этом подходе с формированием гражданской идентичности, которая устанавливает связь учащегося с Россией (в то время как другие составляющие устанавливают связь с “малой родиной” и всем человечеством соответственно). Сформированность этой идентичности должна проверяться наличием у ребенка знаний о золотом фонде русской культуры и истории, о современной социополитической ситуации в стране, а также чувства гордости за Россию. У специалистов НИИ инновационных стратегий развития общего образования, занимающихся вопросами воспитания, в 2007 г. в рамках программы “Строим школу будущего” возникла идея формирования российской идентичности .

Для решения этой задачи, по мнению исследователей, российской школе необходимо осуществить целый комплекс разработок:

  • во-первых, реформировать теоретические представления о процессах самоидентификации подростка со своей страной и культурой народа;
  • во-вторых, создать систему мониторинга процессов формирования российской идентичности;
  • в-третьих, предложить технологии педагогического воздействия на эти процессы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, введенном в действие приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, вопрос формирования российской государственной идентичности переводится на практические рельсы. Стандарт “направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности” (п. 3); “Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны в первую очередь отражать российскую государственную идентичность” (п. 7) .

На формирование настроя на Россию нацелены школьные программы общественных наук, программа воспитания и социализации, внеурочная деятельность.

Ведущими учеными АПН РФ формирование гражданской идентичности определяется как миссия общего образования, ключевая инновационная задача, поставленная нашим временем перед педагогическим сообществом, связанная с его способностью обеспечить культурное наследование в демократическом мультикультурном многонациональном социуме .

Для претворения в жизнь этой миссии, решения этой ключевой задачи школе, школьному учителю на наш взгляд в первую очередь необходимы:

  1. Технологии педагогического воздействия на эти процессы;
  2. Толерантная образовательная среда учебного заведения;
  3. Решение на новом уровне вопросов организации школьного самоуправления как инструмента гражданского воспитания.

Кратко рассмотрим некоторые пути решения этих проблем.

1) Понятие “педагогические технологии” получило распространение с начала 60-х гг. прошлого века. Причиной его появления послужили попытки в условиях научно-технического прогресса вывести образование на качественно новый уровень. Поначалу технологизация образования связывалась в основном с применением новых технических средств обучения. Однако сегодня педагогическая технология - это не просто совокупность организационных форм и методических приемов применения тех или иных средств обучения, а еще и исследования, проводимые с целью выявить принципы развития и найти способы оптимизации образовательного процесса, применить новые методические приемы и разработки учебно-методических материалов и технических средств обучения.

В научном понимании и употреблении термина “педагогическая технология” существуют множество различных позиций:

  1. Педагогические технологии как средство (разработка и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО) для учебного процесса (Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов, Р. де Киффер, М. Мейер).
  2. Педагогическая технология как система коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанная на определенном алгоритме взаимодействия участников образовательного процесса (В.П. Беслалько, М.А. Чошанов, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сахамото).
  3. Педагогическая технология как обширная область знания, занимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук (П.И. Пидкасистый, ВВ. Гузеев, М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман, Д Эли, С. Ведемейер).
  4. Педагогические технологии как многомерный процесс (MB Кларин, ВВ. Давыдов, Г.К. Селевко, Д Финн, К.М. Силбер, П Митчел, Р. Томас) и тд.

В зарубежной педагогической науке также нет единого подхода в определении данного явления. Так, в документах ЮНЕСКО в 1986 г. педагогическая технология означала использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и др. В более поздней трактовке – как системный метод создания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.

Разнообразие подходов в определении сущности данного явления говорит о том, что это качественно новая ступень в развитии педагогики.

В качестве базового определения педагогической (образовательной) технологии примем следующее.

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам .

Любая педагогическая технология охватывает определенную область образовательной деятельности. Эта сфера труда, с одной стороны, включает в себя ряд ее составляющих (и соответствующих технологий), а с другой - сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня, что позволяет, говорить о вертикальной и горизонтальной структуре педагогических технологий.

Технологий формирования социокультурной идентичности пока нет . Разработка, опробование и применение их – дело ближайшего будущего школы. Пока эта проблема может решаться на основе имеющегося опыта применения следующих технологий:

  • личностно-ориентированного обучения и воспитания;
  • технологии обучения в сотрудничестве;
  • групповых технологий;
  • технологий коллективного взаимодействия;
  • технология исследовательского (проблемного) обучения;
  • технологии творческой деятельности и др.

В ходе работы по формированию российской государственной идентичности могут быть с успехом использованы интерактивные формы и методы обучения: эвристические беседы, презентации, дискуссии, “мозговые атаки”, метод “круглого стола”, метод “деловой игры”, конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач, кейс-метод (разбор конкретных ситуаций, групповые работы с авторскими пособиями, иллюстративными материалами, обсуждение специальных видеозаписей.

Методологической основой разработки технологий формирования социокультурной идентичности на современном этапе развития средней школы становятся такие документы как:

  • “Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы”;
  • “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”;
  • “Концепция Фундаментального ядра содержания общего образования”;
  • “Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования” и др.

Воспитательное и обучающее пространство общеобразовательной школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности, могут быть определены как базовые национальные ценности , хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности могут быть систематизированы в определенные группы по источникам нравственности и человечности, т. е. областям общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, "долг перед" Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труди творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество) .

Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития.

Эти ценности выражают суть общенациональной максимы: “Мы - российский народ”. Это то, что объединяет всех россиян, придает им единую идейность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом .

2. Толерантная образовательная среда школы может быть представлена в виде схемы .

3. Проблема школьного самоуправления как инструмента гражданского воспитания сегодня приобретает новое качество.

1 июня 2012 года указом Президента Российской Федерации утверждена “Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы”.

Национальная стратегия действий в интересах детей – это государственная политика, пронизывающая все сферы их жизнеобеспечения.

1) Семью как первую ячейку детствосбережения.
2) Институт общедоступного качественного обучения и воспитания, культуру и безопасные СМИ.
3) Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни.
4) Обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства.
5) Систему защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия.
6) И, наконец, деятельность самих детей в реализации Национальной стратегии.

Национальная стратегия действий в интересах детей – это отечественный концепт детства в новой России, инновационный взгляд на ребенка, знаменующий принятие его статуса как равноправного члена гражданского общества в условиях нового мира и нового тысячелетия. Это своего рода социальное открытие для нашей станы .

В “Российской газете” помещено интервью журналиста А.Михайлова, взятое им у заместителя председателя Государственной Думы России Л. Шевцовой: “Людмила Ивановна, все направления стратегии понятны, кроме, может быть, шестого: как вас самой видится участие детей в решении обозначенных в ней серьезных, “взрослых” задач?” Ответ Людмилы Швецовой: “Суть задуманного в том, что самим детям доверяется участвовать в принятии решений, затрагивающих их интересы в семье, школе, обществе и государстве. Такое для подавляющего числа взрослых нашей страны может показаться неожиданным, нереальным. Непонятным. И надо честно признать, сегодня многие не готовы это принять. Первый и, пожалуй, наиболее сложный барьер – психологический. Здесь все против освоения новой задачи: и российская ментальность, и непросвещенность старшего поколения, и недоверие к детям, и отсутствие личного опыта в своем детстве” .

Уровень ученического самоуправления представляет собой один из уровней иерархической вертикали управления школой, включающей уровни стратегического (государственно-общественного), тактического (административного) и оперативного методического управления. Практика деятельности управления учащимися в единстве решения задач анализа, целеполагания, планирования, принятия управленческих решений, организации их исполнения, контроля, коррекции и оценки результатов управления, выступает основой формирования гражданской идентичности личности и ее социальной компетентности. Уровень ученического самоуправления предполагает создание управленческих структур в форме ученического совета, научного общества, клубных объединений по направлениям, проектно-творческих мастерских и пр. Отношение с более высокими уровнями школьного управления должны строиться как взаимно-обусловленные и направленные. С одной стороны необходимо руководство и курирование ученических органов самоуправления со стороны педагогического руководства и коллектива другой стороны, ученические органы самоуправления должны оказывать реальное влияние на управленческую деятельность школы. Условиями, обеспечивающими такое влияние, могут стать:

  • включение представителей (индивидуальных и коллективных субъектов управления) в структуры управления более высоких уровней. Примером может служить модель расширенного педагогического совета, где в обсуждении актуальных проблем жизнедеятельности и развития школы на постоянной и временной основе могут принимать участие представители учащихся.
  • выделение зоны компетентности принятия решений ученическими органами управления, включая свободу и ответственность в принятии и реализации решений, связанных со школьной и внешкольной жизнью (например, установление порядка дежурства, регламента и содержания проведения школьных праздников и пр.).

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что проблема формирования российской государственной идентичности на ступени общего (полного) образования является комплексной и трудоемкой. Однако решать ее придется. Это хорошо осознают учителя-практики, работающие в школе.

Использованная литература:

  1. Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. – 2011 – № 3.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования //Российская газета. Июль 2012.
  3. Электронный ресурс KONDAKOV HISTORI.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование. 1998 г.
  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд. Доработанное. М. Просвещение. 2011.
  6. Электронный ресурс TOLERANTNOST.
  7. Российская газета. № 141 (5814) от 22.06.2012 г.
  8. Шевцова Л.И. Детствосбережение //Литературная газета. – 2012. – 1 – 7 августа.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОВОШАХТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Формирование российской гражданской идентичности обучающихся на уроках «обществознания»

Разработал:

преподаватель высшей категории

Нечепуренко Л.Н.

Аннотация

В методическом пособии «Формирование российской гражданской идентичности обучающихся на уроках обществознания», представленном на конкурс «Растим патриотов России» в номинации «На благо Отечества», раскрыты цели и задачи проблемы . Обоснована актуальность применения компетентностного подхода в обучении, раскрыт метод проектов, как основной метод формирования гражданской идентичности. Автор раскрывает на примере внедрения в учебный процесс исследовательских и творческих проектов, разработанных обучающимися под общим названием «Я гражданин России», способы формирования достойного гражданина российского общества, несущего ответственность за судьбу страны в целом и судьбу «малой родины», готового к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур.

Приложения включают презентации уроков, исследовательских и творческих проектов, научно – практической конференции. Методическое пособие ориентировано на специалистов системы общего образования, прежде всего преподавателей общественных дисциплин старших классов и курсов СПО.

Содержание

2.5.

2.6. Роль исследовательского проекта в формировании толерантности у лицеистов.

3. Результаты деятельности

1. Актуальность, цели и задачи

    1. Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности

Гражданская идентичность означает осознание себя как носителя российской культуры и гражданина России.

Актуальность проблемы вызвана, во-первых, последствиями социально-экономических и социально-культурных преобразований 90-х годов прошлого столетия. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей - оказали и продолжают оказывать негативное влияние на общественное сознание в целом и на воспитательный процесс подрастающего поколения в частности. В условиях неблагоприятного воздействия макросреды у молодежи значительно возросли интересы сугубо личностного, прагматического характера, при этом оказались разрушенными или утраченными традиционные духовно-нравственные качества, такие как патриотизм, гражданственность, доброжелательность, сочувствие, сострадание, межконфессиональная и межнациональная толерантность и другие.

Во-вторых, актуальность проблемы продиктована не только историческими особенностями существования России как многонационального государства, но и достаточно сложной демографической ситуацией, которая возникает сегодня. Это обусловлено в первую очередь ростом миграционных потоков во всех регионов России.

Поликультурность общества требует повышенного внимания к коммуникационному взаимодействию и толерантности его членов, ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, - отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, - его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».

1.2.Цели и задачи преподавателя обществознания в формировании российской гражданской идентичности обучающихся

Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. Она конкретизируется в ФГОС нового поколения:

Формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационально народа России;

Воспитание и социализация обучающихся, их самоидентификация посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления. В том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу.

Гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.

Обществоведение (включая Граждановедение и др.) - обеспечивает формирование ценностно-мировоззренческой основы гражданской идентичности; системы социальных представлений о социально-политическом устройстве (представление о государственной организации России, знание государственной символики - герб, флаг, гимн, знание государственных праздников, знание основных прав и обязанностей гражданина), структуре и динамике развития общества и государства, создает основы формирования правового сознания учащихся.

Критическая модель преподавания обществознания, основным методом которой является критическое отношение, рефлексия своих собственных представлений об окружающем мире, предполагает развитие социально-критического мышления, демократичных форм взаимоотношений в современной школе и создания адекватной мотивации.

Целями преподавания обществознания на мой взгляд должна стать сформированность следующих ценностных нормативных характеристик личности как идеального представителя гражданского общества:

Осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире;

Гражданский патриотизм;

Установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»;

Готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие;

Осознание своей сопричастности к судьбам человечества;

Осуществление задачи формирования гражданской идентичности в контексте общего образования как ведущей социальной деятельности общества приведет к следующим личностным и социальным эффектам:

Осознанию учащимися себя гражданами России;

Укреплению российской государственности;

Росту конкурентоспособности российского общества;

Уменьшению риска распада нашей страны на отдельные территории по этническим, конфессиональным и/или региональным параметрам.

2.Методы формирования российской гражданской идентичности обучающихся

2.1. Компетентностный подход к формированию к гражданской идентичности

В построении гражданского образования одним из ведущих подходов признан компетентностный подход. Компетенция - это сумма обобщенных способов деятельности, отражающих глубокое и всесторонние знание предмета, способов и средств достижения намеченных целей с помощью собственных умений и навыков.

Выделяют три блока компетентности:

Когнитивный блок , связанный со знаниями и способами их получения.

Деятельный блок , связанный с процессом становления умений на основе полученных знаний и способами.

Личностный блок определяется мотивами и установками личности.

Главное в компетенции – не «знать» или «уметь», а мобилизовать то или иное знание или умение в нужный момент. Необходимым условием формирования компетенции является наличие личного опыта человека по решению ситуаций того или иного вида.

Гражданская компетентность включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе. Для реализации новых целей требуются новые современные образовательные технологии. Одна из этих технологий - «Метод - проектов».

2.3.Метод проектов и его роль в современном образовании

Образовательный проект - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получении образовательной продукции за определенный промежуток времени - от одного урока до нескольких месяцев.

В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Требования к организации проекта

1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего коллектива обучающихся может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.

2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся - товарищей, родителей знакомых, социума в целом

3. Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации.

4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления, действия.

5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускается гибкость и изменения в ходе выполнения.

6. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении образовательного учреждения ресурсы. В проектном обучении ценны не только результаты, но и в еще большей мере сам процесс.

Стадии работы над проектом

Стадия работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность преподавателя

Подготовка

Определенные темы и целей проекта

Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели

Знакомит со смыслом проектного подхода учащихся.Помогает в постановке целей.

Планирование

1. Определение источников информации.

2. Определение способов сбора и анализа информации.

3. Определение способа представления результатов (формы отчета).

4. Установление процедур и критериев оценки результатов процесса.

5.Распределение задач между членами группы

Вырабатывают план действий. Формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предложения

Исследование

Сбор информации, решение промежуточ-ных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты

Выполняют исследование, решая промежу-точные задачи.

Наблюдения, советует, косвенно руководит деятельностью

Результаты и / или выводы

Анализ информации. Формулирование выводов.

Анализирует информацию

Наблюдает, советует

Представление или отчет

Возможные формы представле-ния результатов: уставный отчет с демонстра-цией материалов, письменный отчет

Отсчитываются, обсуждают.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.

Оценка результатов и процесса

Участвуют в оценке путем коллек-тивного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолже-ния, качество отчета.

Я использую в своей деятельности исследовательские и информационные проекты.

Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предлагают аргументацию актуальной темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента.

Информационные проекты - это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (личные библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).

Основные условия применения методов проектов:

1. Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания

2. Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная).

3. Применение исследовательских (творческих) методов при проектировании.

4. Структурирование этапов выполнения проекта.

5. Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

В процессе проектирования формируются познавательная, информационная, коммуникативная и другие компетенции:

1. Умение понимать поставленную задачу, суть учебного знания, характер
взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы и ее частей.

2. Умение планировать конечный результат работы и представлять его в вербальной форме.

3. Умение планировать действия, то есть распоряжаться бюджетом времени,
сил, средств. Составлять последовательность действий с ориентировочными
оценками затрат времени на этапы.

4. Умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа
проектирования: формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т.п.).

5. Умение поиска и нахождение необходимой информации самостоятельно.

6. Умение оценивать результаты по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне.

7. Умение оценивать проекты, выполненные другими.

8. Умение понимать критерии оценивания проектов.

9. Умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты проектов.

2.3. Использование метода проектов на уроках обществознания

Метод проектов позволяет реализовывать деятельностно-ценностной подход к обучению, способствует самореализации личности, повышает мотивацию к обучению. Я провела 3 открытых урока по обществознанию «Молодежь, как социальная группа», «Политический статус личности», «Глобальные проблемы современности» с использованием метода проекта.

Общими для всех этих уроков служат следующие этапы работы над учебным проектом:

1. Мозговой штурм, в ходе него учащиеся самостоятельно обозначают проблемы, над которыми будут работать на уроке. Например, проблемы современной молодежи, глобальные проблемы современности, политические роли личности – названные проблемы становятся темами учебных проектов.

2. Учащиеся делятся на группы, каждая из которых работает над частью общего проекта. На уроке «Молодежь, как социальная группа» было образовано 4 группы. Каждая из групп рассматривала одну из актуальных проблем молодежи: проблему трудоустройства, алкоголизма и наркомании, преступности, досуга молодежи. На уроке «Глобальные проблемы современности» задания для мини-проектов под общей темой «Проблемы преодоления экологического кризиса» были: 1 гр. «Использование НТР в решении экологического кризиса»; 2 гр. «Экологическое право и его роль в преодолении экологического кризиса; 3 гр. «Решение экологических проблем в городе Новошахтинске».

Все задания носят проблемный характер, значимы и интересны для учащихся. Групповая работа позволяет формировать коммуникативную компетенцию, учит работать в команде и вместе с тем она носит личностно-ориентированный характер, т.к. каждый член мини-группы выполняет свою роль; докладчика, секретаря, художника, хронометриста, т.д.

Знания, необходимые для решения проекта учащиеся самостоятельно находят и анализируют в учебнике «Обществознание» и других источников (например: СМ).

В этом случае знания перестают быть целью, а становятся средством для решения поставленных познавательных задач.

3. Выполнение и защита проектов проходит в творческой форме: учащиеся используют коллажи, схемы, рисунки, чтобы донести до слушателей решение проблемы.

Уроки, проводимые с элементами проектного обучении позволяют в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения формировать составляющие познавательной, информационной, коммуникативной компетенции.

Но, самое главное, такие уроки формируют гражданственность. Они помогают понять учащимся, что в их возрасте возможно что-либо изменить, если не в мире. То в своем городе, микрорайоне, лицее.(Приложение А).

2.4. Роль исследовательских проектов в формировании гражданской компетенции учащихся.

Исследовательский проект требует обоснования актуальности и социальной значимости темы, хорошо продуманной структуры работы, ее целей и задач, методов исследования.

Наиболее ярко это проявляется в исследовательских проектах учащихся II курса, подготовленных к промежуточной аттестации по обществознанию.

Она проходит в форме защиты исследовательских проектов под общим названием «Я гражданин России» стала в ГБПОУ РО «НТТ» традиционной.

Работа над исследовательским проектом по обществознанию включает следующие этапы:

I тап – выбор темы.

Требования к теме:

    актуальность, отражение злободневных проблем обществоведческой науки и практики;

    соответствие насущным запросам общества;

    возможность поиска достаточного количества информации;

    тема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для учащихся;

    самостоятельность выбора темы учащимися – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы.

Обучающиеся II курса выбрали следующие темы для исследовательских проектов по обществознанию к промежуточной аттестации: «Проблемы молодежи города Новошахтинска»;«Проблемы молодых семей города Новошахтинска»;«Демографическая проблема и пути ее решения»;«Служба в армии: долг или обязанность»;«Проблема алкоголизма и наркомании в г. Новошахтинске»;«Проблема экологии в г. Новошахтинске и пути ее решения».

II этап – подготовительный.

На этом этапе обучающиеся определяют и анализируют проблему, осуществляют подготовку целей проекта. Намечают план работы по достижению целей. Распределяют роли по выполнению работы в группе. Работа над проектом, носит групповой характер и позволяет формировать коммуникативную компетенцию.

III этап – поисковый, аналитический.

Группа собирает и, анализирует информацию. Источники информации: библиотеки, интернет, СМИ (газета «Знамя шахтера»). Учащиеся проводят социологические опросы и интервью. Наибольшее затруднение учащиеся испытывают при формулировке вопросов, адекватных целей сбора информации, поэтому я помогаю им в этом.

Обучающиеся встречаются с представителями городской администрации, других органов городской власти, для того, чтобы понять остроту и пути решения изучаемой проблемы.

IV этап – практический.

На основе собранного и обработанного материала учащиеся готовят научный доклад по изучаемой обществоведческой теме. Например «Молодежь как социальная группа», «Экологическая проблема как глобальная проблема современности».

Обучающиеся предлагают проект решения изучаемой проблемы и доводят его до сведения городских органов власти: например, в Комитете по делам молодежи Администрации города Новошахтинска.

V этап – защита исследовательского проекта.

Защита исследовательского проекта проходит на экзамене по обществознанию. Обучающиеся готовят компьютерную презентацию, схемы, плакаты и устно рассказывают об изученной проблеме. (Приложение Б).

Для того чтобы повысить значимость исследовательской работы обучающихся в «НТТ» была проведена научная практическая конференция «Актуальные проблемы молодежи Новошахтинска и пути их решения».

Цели конференции:

Обобщить итоги исследовательской работы учащихся II курса по обществознанию;

Способствовать формированию гражданско-общественной компетентности у обучающихся (выполнение ролей гражданина, умение отстаивать свои права, формирование высоко уровня правовой культуры и принятие основополагающих правовых норм);

Обобщить и систематизировать знания обучающихся по следующим темам обществознания: «Молодежь как особая социальная группа»,«Социальные нормы и отклоняющиеся поведение»,«Социальная структура общества», «Рыночные отношения в современной экономике»,«Политическая система и ее роль в жизни общества».

План конференции

1. Вводное слово преподавателя общественных дисциплин Нечепуренко Л.Н.

2. Защита и обсуждение исследовательских проектов:

«Проблема безработицы среди молодежи города Новошахтинска» (; «Проблема преступности среди молодежи г. Новошахтинска» (; «Неформальные объединения молодежи» (; «Проблемы современной армии»; Молодежный парламент г. Новошахтинска, пути его совершенствования; «Демографическая проблема в г. Новошахтинске».

На конференцию приглашаются обучающиеся групп первого, второго и третьего курса (по 2 представителя от групп).

2.5. Творческий проект «Моя семья»

Гражданская компетентность тесно связана с формированием ценностных ориентиров, определяющих гражданское самосознание. Самыми важными ценностями, на мой взгляд, являются: Человек, Семья, Отечество. Они взаимосвязаны между собой. Патриотизм, служение Отечеству начинается с любви к малой родине, своей семье. Именно в семье начинается формироваться мировосприятие каждого человека.

Формированию семейных ценностей студентов способствовал творческий проект «Моя семья». Проектная деятельность – это активный поиск, исследование; она носит творческий, проблемный характер, позволяет обучающимся проявить себя, свои аналитические творческие способности.

В творческом проекте «Моя семья» участвовали студенты всех курсов, его мероприятия нашли отражение как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Цели проекта:

    Развитие патриотического самосознания обучающихся через познание истории семьи;

    Формирование духовного единства семьи;

    Интернациональное воспитание студентов;

    Расширение знаний студентов о своей семье;

    Формирование гражданского видения проблем современной семьи.

Содержание проекта

В творческий проект «Моя семья» включены следующие мероприятия: конкурс на лучшую творческую работу «Древо семьи»; выпуск интерактивной газеты «Герои России»; исследовательская поисковая работа «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»; защита творческих экзаменационных проектов (обществознание) по проблемам современной семьи.

Для проведения конкурса «Древо семьи» было разработано положение (см. приложение). Обчающиеся должны были составить генеалогическую таблицу своей семьи и написать исследовательскую работу «Страницы моей семьи», отразив в ней участие родных в истории нашего города, страны. В этой работе обучающимся помогали их родители, бабушки, дедушки. Условия конкурса обсуждались на классных часах и были одобрены на родительских собраниях. Составление родословных, изучение истории семьи способствовало духовному единению семей обучающихся. У студентов формировалось чувство гордости за свою семью, ответственность за свою фамилию.

Эпиграфом к этой творческой работе могут быть слова Семена Терентьева, дедушки Терентьевой Карины, победительницы конкурса: «Любое дерево, как известно, свое своеобразие и силу берет от своих корней. Так же устроен и человек. Помня и зная свой род ему легче противостоять жизненным штормам и бурям» .

Итоги конкурса были подведены в рамках традиционной недели общественных предметов «Я гражданин России». I место заняла Терентьева Карина, II место – Зуева Юлия, III место – Наливайко Екатерина.

В рамках вышеназванной предметной недели была выпущена интерактивная газета «Герои России». В ходе социологического опроса, проведенного в техникуме, были названы имена героев России, деятельность которых студенты оценивают особенно высоко. Об одном из них каждая группа должна была написать статью в лицейскую стенную газету. Среди героев России были названы матери-героини.

Лаврова Анастасия, обучающаяся группы № 60, написала статью о своей маме, которая родила и воспитала 10 детей. С большой теплотой, любовью и гордостью написала девушка о своей многодетной матери. Ее статья была признана лучшей.

К Дню Победы каждая группа техникума получила поисковое задание «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Обучающиеся с помощью родственников узнавали об участниках войны, в семейных архивах находили фотографии, награды, реликвии. Затем были подготовлены сообщения, написаны мини сочинения. На основе этих творческих работ было проведено внеклассное мероприятие «Детство, опаленное войной», на него были приглашены дедушки и бабушки учащихся группы № 20, где я являюсь классным руководителем. Таким образом, через познание истории своей семьи происходит познание истории своего города и страны.

Проблемы современной семьи были раскрыты в творческих проектах, подготовленных обучающимися II курса к итоговой аттестации по обществознанию. Темы творческих проектов к аттестации по обществознанию были следующими: «Проблемы молодых семей г. Новошахтинска», «Демографическая проблема и пути ее решения», «Беспризорность и детская преступность в г. Новошахтинске».

Защита проектов показала, что обучающиеся разбираются в проблемах современной семьи, видят причины и пути их решения, являются приверженцами и активными проводниками семейных ценностей.

Таким образом, продуктами творческого проекта «Моя семья» стали творческие работы «Древо семьи», «Страницы истории моей семьи», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», экзаменационные проекты «Проблемы современной семьи». Но самый главный результат – убеждение, что семья является базовой ценностью общества. (Приложение Г).

2.6. Роль исследовательского проекта в формировании толерантности у студентов.

Гражданская идентичность включает в себя: готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие. В нашем лицее обучаются учащиеся разных национальностей. Обучающиеся группы № 19, 16 изучили и представили на экзамен по обществознанию в групповом творческом проекте «Диалог национальных культур» особенности русской, украинской, чеченской, армянской культур, в том числе семейные национальные традиции, кухню, одежду, фольклор. В подготовке творческого проекта обучающимся помогали их родные. Защита проекта была направлена на формирование толерантности, интернационализма, духовности.

Цели проекта:

    Формирование толерантности

    Формирование культуры межнационального общения

    Изучение самобытности традиций русского, армянского, украинского, чеченского народов, их духовно-нравственных ценностей

    Преодоление манкуртизма

    Формирование умений осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникативные технологии при подготовке проекта

    Формирование умения работать в команде

    Организовать собственную деятельность, исходя из цели проекта, давать оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результат своей работы.

Этапы работы над проектом

I . Этап: Проведение социологического опроса «Диалог национальных культур» с целью:

    выявления уровня толерантности у студентов

    выявления уровня знаний родной национальной культуры

    получения статистических данных о национальной принадлежности студентов

Анализ социологического опроса, построение графиков, знакомство обучающихся с результатами анкетирования

II . Этап: Определение групп и распределение ролей в группах для работы над проектом

По итогам социологического опроса в лицее выявлено 4 национальности, к которым принадлежат большинство студентов, в соответствии с этим создается 4 группы, которые изучают: русскую национальную культуру; армянскую национальную культуру; чеченскую национальную культуру; украинскую национальную культуру.

Между участниками групп идет закрепление ролей при разработке проекта: каждая группа готовит творческую работу по плану:

    Национальные традиции и обычаи

    Национальный костюм

    Национальная кухня

В группе определяется лидер, который закрепляет за участниками проекта отдельные разделы творческой работы, определяет источники сбора информации, кто будет делать презентацию, как будет проходить защита проекта.

III. Этап: Сбор информации

    Обучающиеся собирают, систематизируют материал, используя городскую, лицейскую библиотеки, интернет-ресурс

    Встречаются с представителями разных национальностей, берут у них интервью, консультируются при выборе материала

IV. Этап: Разработка проекта

    Анализ, систематизация информации

    Написание исследовательской работы в печатном и электронном виде

    Составление презентации

    Работая над темой «Национальный костюм» обучающиеся не только готовят теоретический материал, но и изготавливают национальный костюм на уроках производственного обучения, таким образом устанавливается связь предмета обществознания с профессиональным обучением

    Приготовление национальных блюд (десерт), которые будут представлены во время защиты проекта

V . Этап: Защита проекта

На защиту проекта приглашаются преподаватели общественных дисциплин техникума, студенты тех национальностей, культуры которых представлены в проекте, все желающие.

Создается комиссия из преподавателей и обучающихся для оценки проектов.

    Обучающиеся представляют комиссии теоретический материал в печатном и электронном виде

    Оформляют свой стол блюдами национальной кухни

    Каждая группа одета в национальный костюм, или в одежде присутствуют элементы национального костюма

    Лидер группы говорит об актуальности изучения темы проекта, о необходимости формирования толерантности. Устно защищают свои разделы творческой работы участники группы.

Комиссия подводит итоги, выставляет оценки каждой группе и обучающимся отдельно. (Приложение Д).

3. Результаты деятельности

Главным результатом своей деятельности считаю сформированность гражданской компетентности у обучающихся:

    воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

    овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

    формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Реализация проектов «Я гражданин России» выводит обучающихся на решение насущных проблем разными «этажами» власти, они реально знакомятся с механизмом принятия административных решений, спецификой взаимодействия со средствами массовой информации, экспертами, что оказывает влияние на рост уровня гражданской зрелости и ответственности.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе// Социологический журнал.- 2005. N 2. – С.93-99.

2.Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. – 2011 – № 3.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования //Российская газета. Июль 2012.

4.Электронный ресурс KONDAKOV HISTORI.

5.Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд. Доработанное. М. Просвещение. 2011.

6.Электронный ресурс TOLERANTNOST.

7.Российская газета. № 141 (5814) от 22.06.2012 г.

8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010- 2015 годы». – М., 2011.

9. Леванова Е.А., Серякова С.Б., Пушкарева Т.В., Лисецкая Е.В. Основные направления деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан: теория и практика. Методическое пособие. – М.,2011.

10. Вяземский Е.Е. Основные подходы к повышению квалификации педагогов для организации и проведения воспитательной работы по развитию патриотизма // Новые методы подготовки кадров для организации и проведения воспитательной работы по развитию патриотизма с использованием компьютерных технологий в воинских коллективах, учреждениях образования и культуры. Методическое пособие. М., 2011.

11. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждения // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2010. № 4.

Изучение процесса формирования гражданской идентичности затруднено в связи с тем, что в России гражданское общество мало развито, практически отсутствует, также как и представление о его ценностях, эталонах и идеалах. Это приводит к отсутствию объектов для идентификации. Объектами идентификации при формировании гражданской идентичности (особенно в детстве) могут быть герои сказок, литературные и исторические персонажи. При этом очень важно, чтобы в их содержании были раскрыты общечеловеческие ценности, специфические культурные и гражданские эталоны. Глубокие изменения социальной ситуации, ценностных ориентиров, преобладающие в современном обществе, нарушили его стабильность. Но культура и искусство остаются неизменными, даже когда меняется быт, мировоззрение и т.д. Поэтому культура и может восстановить связь времен. Культура позволяет найти точку опоры в изменяющейся действительности и восстановить целостность восприятия мира и себя. Связь с позитивным прошлым, с культурой дает возможность позитивно воспринимать новые идеи, новые формы активной деятельности.

Важнейшим условием в формировании гражданской идентичности является наличие позитивной этнической идентичности. Только позитивная этническая идентичность сможет обеспечить толерантные взаимоотношения между представителями различных этнических групп в нашем поликультурном обществе. Но позитивная идентичность может быть сформирована только на основе принятия собственной этнической принадлежности и формирования позитивно-ценностного отношения к этническим особенностям сверстников. Особенно значимой проблема гражданской идентичности становится для поколения, для которого процесс становления идентичности совпадает с процессом социализации в целом. Поэтому основной задачей школы по формированию гражданской идентичности является формирование очень важных характеристик личности, таких как:

Гражданский патриотизм;

Установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»;

Готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие;

Осознание своей сопричастности к судьбам человечества;

Установка на владение универсальными способами познания мира.

Формирование гражданской идентичности учащихся в школе должно включать в себя три ступени.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы человеческого поведения. На этом этапе у детей происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей своей личности и личностей других людей. В этот период воспитываются уважение к людям,

толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.

Вторая ступень (основная школа) формирует систему ценностей и установок человеческого поведения; подростки приобретают знания и умения для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, правам других людей. Идет обогащение сознания учащихся сведениями по истории Отечества, познание ими элементарных правовых норм.

На третьей ступени (полная средняя школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ, определяется гражданская позиция человека, его социально-политические ориентации. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей.

Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной, основной и средней (полной) школы. Курс начальной школы «Окружающий мир» знакомит младших школьников с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории России и сохраняющего наследие предков. Именно в этом возрасте дети начинают усваивать доступные им ценности общества, впитывают в себя нравственные нормы поведения человека, гражданина, что является ступенькой на пути обучения школьников демократии. Уроки русского языка и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Они позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и, в конечном итоге, формируют осознанное патриотическое чувство.

В основной школе содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах и в первую очередь в дисциплинах гуманитарного и естественнонаучного циклов. Интегрированный характер курсов граждановедения, обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, другим людям; об основных областях общественной жизни (экономике, политике, праве, социальных отношениях, духовной культуре). Эти курсы помогают школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной и природной средой. На уроках граждановедения и обществознания подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.). На основе личностно-эмоционального осмысления опыта взаимодействия людей в прошлом и настоящем у них формируется уважительное отношение к иному мнению, толерантность, нетерпимое отношение к ксенофобии, этнофобии, шовинизму. Школьники учатся вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, делать выбор в сложных ситуациях. В процессе изучения обществознания школьники смогут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма, осознать себя носителями гражданских прав и свободы в своей стране.

Программы курсов отечественной и всеобщей истории позволяют организовать систематическое и целенаправленное освоение школьниками истории развития прав человека и основных принципов, зафиксированных в середине прошлого века во Всеобщей декларации прав человека. В ходе изучения истории и обществоведения учащиеся получают представления о духовном развитии человека, о статусе личности в условиях различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости.

Предметная, где основу составляют курсы «Граждановедение» или «Введение в гражданско-правовое образование» для основной школы и в последующем курсы «Обществознание»;

Межпредметная, где основное содержание гражданского образования включается в ряд предметов общего образования, таких, как история, литература, иностранные языки, предметы естественно-математического цикла, предметы художественно-эстетического цикла, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура;

Воспитательная;

Институциональная (т.е. организация школьного сообщества, в котором реализуется гражданское образование);

Проектная и другие.

Педагогические коллективы самостоятельно выбирают формы реализации гражданского образования, исходя из собственных возможностей и особенностей детского коллектива, образовательной и социальной среды. На уроках граждановедения в 8-х классах дети обсуждают вопросы, связанные с «Конституцией» школы, узнают о своих правах и обязанностях, какими способами можно защитить свои права. Учатся разрешать всевозможные конфликты. Этот предмет дети посещают с удовольствием.

Формирование гражданской идентичности включает в себя несколько компонентов. К ним относятся знания, опыт деятельности, умения и навыки, ценности.

Знания: правовые, политические, основы этики, основы знаний о социальной сфере общества, экономические, основы знаний в области социальной экологии, основы психолого-педагогических знаний, знание культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации, истории и культуры родного края.

Умения и навыки: критически мыслить, получать информацию, используя возможно полный спектр источников, анализировать информацию, критически оценивать ее, понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе, формулировать рационально обоснованное мнение по существу этих проблем и явлений; принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность, реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности, использовать механизмы защиты прав человека на местном, региональном,

государственном и международном уровнях; устанавливать конструктивные отношения с людьми, работать в группе, выражать и отстаивать свое мнение, слушать другого человека, определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки, навыки толерантного поведения.

Ценности: гуманность, самоопределение личности, уважение прав и свобод человека, уважение человеческого достоинства, уважение институтов гражданского общества, уважение норм и правил современной демократии, справедливость, равенство людей перед законом, общественное благо, уважение национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей, политическое многообразие, патриотизм, готовность к разумному компромиссу, толерантность, правдивость и др.

В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования - создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетентностей.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.