Беречь родной язык. Что значит «беречь язык Почему мы должны беречь свой родной язык

Материал к уроку чтения и развития речи в 7 классе

«Почему нужно беречь родной язык»

Цель урока: Способствовать развитию интереса к изучению предметов языкового цикла.

Задачи: 1) Воспитывать бережное и уважительное отношение к родному языку.

2) Корригировать процессы логического мышления, памяти, произвольное внимание с помощью занимательных упражнений развивающего характера.

3) Развивать общий кругозор, коммуникативную речь; повышать общеязыковую культуру.

4) Содействовать воспитанию морально-волевых качеств учащихся через коллективную работу, создание ситуации успеха.

Оборудование: для оформления – плакаты с пословицами, высказываниями писателей о родном языке.

Для конкурсов – компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией.

Материал к уроку:

Учитель : Каждый народ - это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь языковую базу и большого народа, и самой малочисленной народности - очень важная задача.
В революционной России до 1917 года насчитывалось 193 языка, а в декабре 1991 года - только 40. Ежегодно исчезало в среднем два языка.
Во все времена языки зарождались, существовали, затем вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда ранее, они не исчезали настолько быстро, как в 20 веке.

С целью привлечь внимание к проблеме в 1999 году был утверждён Международный день родного языка, который, прежде всего, направлен на защиту исчезающих языков. И задача эта важная и актуальная, потому что и сейчас, по статистике, каждый месяц в мире исчезают примерно два языка.
Международный день родного языка отмечается ежегодно 21 февраля.

Каждый из языков уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать. Наш родной язык – РУССКИЙ.

(СЛАЙД № 1)

Сегодня мы поговорим о родном языке. Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что Родина - это не только огромная территория и природное богатство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете. Слово, обладает магической властью и необыкновенной силой, вот как об этом написал поэт Вадим Шефнер (СЛАЙД №2 ):

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

По тому, как человек умеет выражать свои мысли, о нём судят окружающие. И, даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому надо учиться - учиться упорно и терпеливо. (СЛАЙД № 3 ) Писатель Л.Н.Толстой отмечал, что «обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

Высказывания о языке других известных людей вы можете прочесть на плакатах, которыми украшен наш класс.

Значение языка, речи, слова отмечено с давних времён и самим народом в русских пословицах и поговорках. Давайте прочитаем их, а заодно и начнём наши командные соревнования.

КОНКУРС «Четвёртая лишняя» ( Слайд №4 , 5)

Прочитайте пословицы, поговорки. Выберите ту, которая отличается от трёх по смыслу. Выбранный ответ кратко обоснуйте.

    От доброго слова язык не усохнет.

    Каков разум, таковы и речи.

    Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

    Что написано пером, того не вырубишь топором.

    Ученье – красота, а неученье – простота.

    Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

    Слово – серебро, молчанье – золото.

За каждый правильный ответ команды получают по 5 баллов.

КОНКУРС «Чем похожи» (Слайд № 6, 7)

Пословиц и поговорок очень много в нашем языке, они обо всём. Прочитайте пословицы и поговорки и определите, какой общей темой они объединены. Кратко сформулируйте тему.

1-й команде:

Всякое дело начинай с головы.

У умной головы сто рук.

Голова б не думала, ноги б не пошли.

Нога споткнётся, а голове достаётся.

У всякого голова, да не всякая умна.

Эти пословицы о том, что прежде, чем дело начинать, надо подумать, спланировать свою работу.

2-й команде:

Без детей – горе, а с ними - вдвое.

На что и клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Любовь да совет, так и горя нет.

Где мир да лад, там и божья благодать

КОНКУРС «Поговорки в кроссвордах» (Слайд № 8)

По горизонтали:

3. Мал …, да дорог.

4. Волки сыты, и …. целы.

5. … дурака видит из далека.

7. Дома и … помогают.

8. … - не рукавица: с белой ручки не стряхнёшь, да за пояс не заткнёшь.

9. Делу - … , а потехе – час.

11. Живут как … с собакой.

По вертикали:

    1. Дуракам …. не писан.

      В чужой … со своим уставом не ходят.

5. …. в пятки ушла.

6. Береги платье снову, а … смолоду.

10. Выеденного … не стоит.

Команды одновременно разгадывают кроссворд – кто быстрее и правильнее – оценивается максимально – 15 баллов.

КОНКУРС « Какое слово лишнее?» (Слайды № 9-18)

Язык, слова нужны нам не только, чтобы говорить. В слова можно и поиграть. Например вот так: «распутайте» слова, прочтите их и определите, какое из них лишнее.

Задания выполняются одновременно. Кто быстрее + 1 балл.

Д д ь ж о, х и а п т, л ь т о о п, к р е д (дождь , пихта, тополь, кедр).

К и ж ё, л е к б а, к о л в, л а а к у (ёжик, белка, волк, акула ).

К о р о м в ь, л о я к о б, л ё к в а с, р у г е ц о (морковь, яблоко , свёкла, огурец).

М у н а т, з а г о р, л е м е т ь, в е з д а з (туман,гроза, метель, звезда ).

Ч у к р а, к у л а к, н е л а п, т а д ь р е т (ручка, кукла , пенал, тетрадь).

КОНКУРС «Загадки» (Слайд № 19-22)

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга.)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

(Газета.)

У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже.

(Книжный шкаф.)

Легенда, преданье народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают.
(Сказка.)

Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут?
(Пословицы.)

Заповеди речевого поведения (Слайд №23)

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.

4. Говори просто, четко, понятно.

5.Следуй высоким образцам.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Избегай речевого однообразия.

Итог. Слово учителя. У нас сегодня, ребята, состоялся очень важный разговор. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту русского языка. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, сохранить ее культуру и традиции необходимо в совершенстве владеть родным словом. Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается наша Родина.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

Но мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

А. Ахматова.

1. Внимательно прочитайте главный вопрос задания и вопросы, которые даны на карточке участника экзамена.

2. Определите тему монологического высказывания (о чём?) и основную мысль (зачем?).

3. Вспомните структуру текста-рассуждения.

4. Постройте схему, которая поможет вам раскрыть тему и идею вашего монологического высказывания.

5. Используйте слова и словосочетания, которые «скрепят» ваше высказывание: думаю, мне кажется, на мой взгляд, возможно, вероятно, по-видимому, уверен (уверена) и т.п.

6. Постарайтесь все вопросы, предложенные в карточке участника собеседования, использовать в качестве плана.

«Нужно ли бережно относиться к родному языку?»

1. Какова роль родного языка и в чём, по-вашему, заключено его богатство?

2. Что такое словесный мусор?

3. Почему меняется отношение к языку в наши дни?

4. Что значит беречь родной язык и чем опасна утрата родного языка для народа?


Образец работы над текстом-рассуждением

«Всегда ли в семье неизбежны конфликты между подростками и родителями?»

Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования

1. Почему возникают конфликты между подростками и родителями?

2. Как можно избежать конфликтов?

3. Как «работать» над взаимоотношениями в семье?

4. На каких принципах должны строиться отношения между членами семьи?


Опорный конспект «Что делает человека известным?»

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

ЭССЕ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

НА ТЕМУ:

ЯЗЫК НАДО БЕРЕЧЬ!

Выполнила:

студентка I курса

музыкального отделения ГОУ СПО СОКИ

Мигунова Анастасия Витальевна

Проверила:

преподаватель ГОУ СПО СОКИ

ЦК «Общеобразовательные дисциплины»

Цветкова Елена Алексеевна

Саратов

2014

«Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им».

А.М. Горький

Язык – средство общения людей, средство их воспитания и восприятия окружающего мира. Без хорошего знания русского языка, который для нас является ещё и родным, без умения грамотно писать, говорить, нельзя считать себя образованным человеком, нельзя достичь успеха в жизни. Но все ли стремятся к тому, чтобы хорошо владеть родным языком?

Следуя модным веяниям в среде молодёжи, многие из нас начинают вытеснять родной язык, замусоривая его жаргонизмами, англицизмами, новомодным интернет-сленгом. С определённого возраста молодые люди и девушки окунаются в стихию молодежного сленга, и если не осознают вреда от такого купания, то вскоре вообще разучиваются говорить по-русски. Они постоянно «тащатся», «прикалываются», «наезжают», «обламываются» и тому подобное. Таким образом, разучиваются говорить русским литературным языком и, соответственно, утрачивают способность грамотно излагать свои мысли, способность полноценно общаться и понимать друг друга.

Но одно дело, когда мы сознательно лишаем себя возможности умело владеть языком. И совсем другое – когда убиваем родной язык. Ведь наш язык живой, развивающийся. И именно мы являемся его хранителями и создателями на современном этапе. Обидно становится оттого, что мы даже не осознаём того, что так жестоко поступаем с языком. Мы с юных лет губим в себе не только любовь к родному слову, но и способность чувствовать язык, видеть его красоту и богатство. И губим себя, потому что в речи, как в зеркале, отражается весь человек, его сущность, глубина души.

Если язык современников перестанет развиваться, то лет через двести-триста наш он оскудеет, утратит свою красоту. А наши потомки не смогут понять произведений классиков русской литературы. Да и сами мы постепенно утратим способность понимать друг друга – это можно наблюдать уже сейчас: разве может понять пожилой культурный человек молодёжный сленг?

На протяжении веков русский язык изменялся, развивался, совершенствовался. Но как говорится, совершенству нет предела: многие поколения будут дополнять, способствовать развитию языка. Будут, если мы сейчас образумимся, если начнём бережно относиться к родному языку, если будем беречь и любить его. Поэтому главная задача для нас – сохранить русский язык, не дать ему умереть. Ведь если исчезнет язык, то вскоре прекратит своё существование и нация.

В библиотеках района прошел ряд мероприятий в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры.

Ко Дню славянской письменности и культуры, который отмечается 24 мая, библиотеки муниципального казенного учреждения Ханты-Мансийского района «Централизованная библиотечная система» совместно с работниками домов культуры представили книжные выставки и провели праздничные программы, посвященные истории возникновения письменности и великим просветителям Кириллу и Мефодию.

В школе с. Селиярово прошла праздничная программа «Сила русского слова», организованная библиотекой и домом культуры. Ведущая Светлана Тихинькая открыла праздничную программу рассказом об истории русской письменности, о великом труде святых братьев Кирилле и Мефодии. Жизнь святых в театрализованном представлении показали ученики селияровской школы. Вся программа сопровождалась красочной исторической презентацией «Праздник слова». Затем ведущая наградила благодарственными письмами от администрации сельского поселения лучших учеников и знатоков русского языка и литературы. Далее праздничную программу продолжили вокальный фольклорный коллектив ветеранов и детский вокальный ансамбль «Радуга надежд». Завершилось все конкурсной программой, посвященной Дню славянской письменности и культуры, включающей в себя вопросы викторины, составленные на основе классических произведений поэтов и писателей. Дети разделились на две команды – «Русичи» и «Грамотеи» и с азартом приняли участие в различных конкурсах, показали свои знания русского языка и литературы. Самые лучшие знатоки были награждены подарками.

В библиотеке п. Кирпичный прошел праздник «Аз, буки, веди». Начался он с рассказа библиотекаря Веры Усачевой об истории создания азбуки и книги, знакомства с букварями с книжной выставки. Гости праздника узнали, с какими именами связано возникновение славянской азбуки, откуда произошли слова «азбука» и «алфавит», какая азбука древнее: кириллица или глаголица. Дуэт дома культуры «Россиюшка» исполнил песни о России и провел конкурс частушек. Евгений Огарелков, Мирослава Гилева, Мария Кусакина прочитали стихи об азбуке, родном языке, Родине. Ученики начальной школы спели песню об азбуке. Лилиана Третьякова, Евгений Огарелков, Вера Вивычар, Илья Плахов исполнили русский народный танец. Также Евгений Огарелков и Лилиана Третьякова провели литературную игру «Веселая переменка». Самым активным участникам праздника были вручены памятные призы.

Дом культуры и библиотека д. Ягурьях провели совместную познавательную программу. В начале программы детям рассказали об истории создания праздника, о двух братьях-монахах, славянских просветителях Кирилле и Мефодии, подвергшихся многим гонениям и впоследствии причисленных к лику святых.

Далее в игровой форме детям было предложено выполнить несколько заданий: ответить на вопросы викторины по основным датам – терминам; найти зашифрованные слова; собрать из отдельных слов пословицы; составить самостоятельные слова из одного общего слова «письменность».

Работу, которую проделали святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, сложно переоценить, их труд огромен. Они смогли объединить сотни миллионов представителей славянских народов, которые продолжили совершенствовать свои языки, свои национальные традиции. Празднуя День славянской письменности и культуры, мы можем искренне гордиться нашей страной и великим российским народом.

Язык – основа культуры любого государства, он дает свободу мысли, развитию науки и искусства. Язык способен объединить народы и страны. Язык – это политика и духовный рост общества. Благодаря развитию культуры речи мы становимся единой нацией, единым народом, становимся лучше и нравственно богаче.

Берегите родную речь, мира и добра всем!

МКУ Ханты-Мансийского района «Централизованная библиотечная система»

Знание русского языка во всем его богатстве необходимо людям всех специальностей Это наш великий, могучий язык Русский язык - это национальный язык великого русского народа При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Лингвистический вкус, как и весь культурный облик человека, --результат опыта, жизни. Единый язык русской нации, язык международного общения в современном мире. Усиливающееся влияние русского языка на другие языки. Замечательный язык мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря, богатейшей художественной литературы. Родной язык - это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию. Русский язык - это национальный язык великого русского народа. Значение русского языка в наше время огромно. Современный литературный русский язык - это язык наших газет и журналов, художественной литературы и науки, государственных учреждений и учебных заведений, радио, кино и телевидения. Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что овладел в совершенстве родным языком? Думается, что среди читателей этой книги таких не окажется. И вот почему: чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим» . Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика - наука об умелом выборе языковых средств. Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей. Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и завещали нам бережно относиться к родному языку. Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.