Характеристика основных педагогических способностей и умений учителя. Понятие и сущность педагогических способностей

Педагогическими способностями называют совокупность ин­дивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и опреде­ляющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педаго­гических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким.

1. Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызы­вать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную са­мостоятельную мысль.

2. Академические способности - способности к соответству­ющей области наук (к математике, физике, биологии, литера­туре и т. д.).

3. Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая на­блюдательность, связанная с тонким пониманием личности уча­щегося и его временных психических состояний.

4. Речевые способности - способность ясно и четко выра­жать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

5. Организаторские способности - это, во-первых, способ­ность организовать ученический коллектив, сплотить его, воо­душевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.



7. Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, уста­новить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или прогностические спо­собности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном про­ектировании личности учащегося, связанного с представлени­ем о том, что из ученика получится в будущем, в умении про­гнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значе­ние для работы учителя.

Вопрос 42. Структура и функции педагогического общения.

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.

Неправильное педагогическое общение порождает у учащихся страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, так как у них снижается желание и умение думать самостоятельно, увеличивается конформность поведения.

Общение учителя с учеником имеет самые разнообразные функции : информативную, нормативную, познавательную, коммуникативную, регулятивную, воспитательную.

Информативная функция заключается в отборе и передаче учителем той информации, которая необходима. Основной источник ее – учебный процесс. Информативное общение осуществляется главным образом посредством речи учителя.

Нормативная функция общения состоит в освоении школьниками норм морали через знание нравственных основ поведения. Примеры соответствующих действий и регулирование способов взаимодействия и взаимоотношений.

Познавательная функция общения заключается в направленности познавательной активности школьников, создании условий для развития познавательной мотивации учебно-воспитательного процесса.

Коммуникативная функция общения предполагает установление связей и взаимодействия школьников в группах, установление контактов между группами детей и взрослых.

Регулятивная функция общения состоит в установлении различных форм и средств контроля, в выборе способов поощрения и наказания.

Воспитательная функция общения заключается в передаче способов сотрудничества и взаимодействия, в выработке умения общаться.

Знание этих функций помогает учителю организовать общение со школьниками на уроке и вне его как целостный процесс.

Структура профессионально-педагогического общения включает:

Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).

Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).

Управление общением в ходе педагогического процесса.

Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Этап моделирование требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Готовящийся к уроку материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица учителя, но и о лица школьников, по возможности в разных вариантах.

На этапе, называемом "коммуникативной атакой", нужна техника быстрого включения класса в работу, необходимо владеть приемами само презентации и динамического воздействия.

На этапе управления общением необходимо умение поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.

И, наконец, анализ общения направляется на соотнесение цели, средств и результата.

В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие.

Педагогическая профессия

Педагогическая психология традиционно включает специ­альный раздел - «психология учителя», где подчеркивается важность профессиональной роли учителя, рассматриваются его функции, способности, умения, анализируются предъявляе­мые к нему требования и формируемые в обществе по отноше­нию к нему социальные ожидания. Как отмечает А.К. Марко­ва, «профессии - это исторически возникшие формы дея­тельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь со­ответствующие способности и профессионально важные ка­чества» .

Выступая как индивидуальный субъект педагогической де­ятельности, педагог в то же время представляет собой общест­венный субъект - носитель общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соеди­няются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая) плоскости. При этом вторая включает также два плана: обще­культурные и предметно-профессиональные знания. Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда представляет собой личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.

Под педагогическими способностями понимают определенные индивидуально-психологические особенности и свойства личности, позволяющие ей достигнуть высоких результатов в педагогической деятельности. Назовем и коротко охарактеризуем основные (базовые) педагогические способности .

Гностические способности - способности к изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов, явлений и т.п.

Академические способности - способности к профессиональному росту и самосовершенствованию. Они связаны с усвоением знаний, формированием умений и навыков в соответствующей области науки.

Дидактические способности - способности адаптировать учебный материал с целью успешного его понимания учащимися. Эти способности позволяют учителю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся. Неумение объяснять - причина многих педагогических неудач.

Коммуникативные способности - способности к эффективному общению с разными возрастными группами людей. Эти способности способствуют установлению взаимопонимания, благоприятной атмосферы совместной деятельности. Слабое их развитие часто приводят к конфликтам, ошибкам, которые трудно исправить.

Речевые способности - способности адекватно своим желаниям выражать чувства и мысли; они взаимосвязаны с экспрессивными способностями , позволяющими учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения материала.

Перцептивные способности - способности, позволяющие понимать другого субъекта без вербальной информации. Выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее душевное состояние, понимании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Например, эмпатия - способность к сопереживанию, разделению интересов, забот, радостей и огорчений воспитанника.

Суггестивные способности - способности эмоционально-волевого влияния на личность, способности к внушению.

Конструктивные способности - способности планировать педагогическую деятельность в соответствии с целями и задачами (например, конструировать урок, занятие и т.д.).

Организаторские способности - способности организовать собственную деятельность и деятельность учащихся. Эти способности обеспечивают порядок в классе, продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного коллектива учащихся. (Задача из Р.т.)

Творческие способности - способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии.

Педагогическая интуиция - это способность предугадывать ход педагогического процесса, его возможные результаты и осложнения.


Способности к саморегуляции - дают возможность проявлять эмоциональную устойчивость, самообладание, владеть собой в ситуации и этой ситуацией.

Педагогические способности проявляются интегрировано, дополняя или даже компенсируя друг друга. Вместе с тем, педагогические способности являются лишь предпосылкой к успеху. На основе знаний и способностей формируются необходимые педагогические умения, которые и составляют основу компетентности педагога.

Педагогическое умение - это совокупность последовательных действий, основанных на теоретических знаниях, педагогических способностях и направленных на решение педагогических задач. Дадим краткую характеристику основных педагогических умений.

Аналитические умения представлены такими частными умениями, как умения анализировать педагогические явления, теоретически их обосновывать, диагностировать; формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения.

Прогностические умения - умения представить и сформулировать диагностируемые цели и задачи своей деятельности; отобрать методы их достижения; предвидеть возможные отклонения при достижении результата, выбрать способы их преодоления; умения мысленно проработать структуру и отдельные компоненты образовательного процесса; предварительно оценить затраты средств, труда и времени участников образовательного процесса; умения конструировать содержание взаимодействия участников образовательного процесса.

Педагог прогнозирует развитие личности, коллектива или педагогический процесс. Это требует от него овладения такими методами, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и др.

Проективные (проектировочные, конструктивные) умения - реализуются при разработке образовательного проекта. Включают умения: планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей, интересов, качеств и т.д.; определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных задач и особенностей участников; определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них; планировать индивидуальную работу с учащимися; отбирать оптимальные формы, методы и средства обучения и воспитания; планировать развитие воспитательной среды и т.д.

Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя. Рефлексия педагога - это деятельность по осмыслению и анализу собственной педагогической деятельности (анализируется правильность поставленных целей и задач, их адекватность условиям; соответствие деятельности учащихся поставленным задачам; эффективность методов, приемов и средств педагогической деятельности; соответствие применявшихся организационных форм возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, уровню их развития, содержанию образования и т.д.; причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе решения тех или иных педагогических задач; весь опыт своей педагогической деятельности и его соответствие критериям и рекомендациям современной науки).

К группе организаторских умений относят мобилизационные, информационно-дидактические, развивающие и ориентационные.

Мобилизационные умения - это умения привлекать к себе внимание учащихся, развивать у них интерес к учению; формировать потребность в знаниях, учебные навыки и обучать приемам научной организации учебной деятельности; разумно использовать методы поощрения и наказания и др.

Информационно-дидактические умения - это умения, связанные как с непосредственным изложением учебной информации, так и с методами ее получения и обработки. К ним относятся собственно дидактические умения : доступно излагать учебный материал с учетом специфики предмета, уровня подготовленности учащихся (обученности), их возраста и т.п.; доступно, лаконично и выразительно формулировать вопросы; эффективно использовать различные методы обучения, ТСО, ЭВТ, средства наглядности и т.п. Это также умения работы с печатными источниками информации, умения добывать ее из всевозможных источников и перерабатывать применительно к целям и задачам образовательного процесса.

Развивающие умения предполагают: определение «зоны ближайшего развития» отдельных учащихся, класса в целом; создание специальных условий для развития познавательных процессов, воли и чувств учащихся; стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления учащихся и т.п.

Ориентационные умения связаны с формированием морально-ценностных отношений воспитанников и их мировоззрения; с формированием интереса к учебной или профессиональной деятельности, науке и т.п.; с организацией совместной творческой деятельности в целях воспитания социально значимых качеств личности.

Коммуникативные умения включают взаимосвязанные группы: перцептивных умений, собственно умений педагогического (вербального) общения и умений (навыков) педагогической техники.

Перцептивные умения - это умения, проявляющиеся на начальном этапе общения и направленные на понимание других людей. Это, например, умения: на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манеры его поведения определять его внутренний мир и возможные будущие действия; определять тип личности и темперамент человека; по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность с тем или иным событиям; видеть главное в человеке, противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализация, «эффект ореола» и т.д.).

Собственно умения педагогического (вербального) общения связаны:

С осуществлением коммуникативной атаки, т.е. с привлечением к себе внимания речью; паузами в речи с активным внутренним общением (требованием внимания); развешиванием наглядных пособий, таблиц, записями на доске и т.д.; смешанным вариантом, включающим элементы трех предыдущих;

С установлением психологического контакта с классом: это умения создавать обстановку совместной творческой деятельности, вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом, предметом;

С управлением общением в педагогическом процессе. Это умения: организовать совместную творческую деятельность; поддерживать общение введением элементов беседы, риторическими вопросами; распределять и поддерживать внимание; создавать атмосферу благополучия в классе, организовать опыт эмоциональных переживаний учащихся; выбирать наиболее подходящие для учащихся способы поведения и общения (снятие психологического барьера, подготовка к восприятию информации и т.д.); анализировать поступки учащихся, видеть за ними мотивы, определять их поведение в различных ситуациях;

С установлением эмоциональной обратной связи в процессе общения. Это достигается следующими умениями: улавливать по поведению учащихся, их лицам, глазам общий психологический настрой класса; чувствовать момент изменения в эмоциональном состоянии при общении с учащимися класса; своевременно видеть выключение отдельных учащихся из общей деятельности и их включение обратно в деятельность.

Педагогическая техника (по Л.И. Рувинскому) - это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера). Включает две группы умений: умения, связанные с управлением своим поведением (мимикой, пантомимикой, эмоциями, настроением, вниманием, воображением, голосом, дикцией); умения, связанные с воздействием на личность и группу (дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные, приемы управления общением, организацией коллективной творческой деятельности).

В частности, педагогическая техника может быть представлена умениями и навыками: выбора правильного тона и стиля в общении со всеми субъектами педагогического взаимодействия; управления их вниманием; чувством темпа; владения словом, правильной дикцией, дыханием, мимикой и жестикуляцией (культура речи); управления своим телом, умением снимать мышечное напряжение; регулирования своего психического состояния (вызов чувств по заказу); владения техникой интонирования для выражения разных чувств; расположить к себе собеседника; образной, красочной передачи информации.

Все охарактеризованные выше умения входят в структуру профессиональной компетентности педагога.

Наиболее распространенная классификация, разработанная Н.В.Кузьминой, включает следующие педагогические способности: гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские, проектировочные. Мы предлагаем разработку дробной структуры способностей педагога, предложенную М.И.Станкиным.

Экспрессивная способность - умение преподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств.

В.А.Сухомлинский указывал, что «множество школьных кон­фликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим ис­точником неумение учителя говорить с учениками».

Особо следует отметить необходимость данной способности для педагога-тренера. Умение вдохновить спортсмена на победу, внушить необходимость соблюдения тяжелого тренировочного режима, убе­дить в целесообразности тех или иных тренировочных нагрузок.

Так, Юрий Титов, вспоминая о своем первом выступлении на Олимпийских играх, с благодарностью говорит об умелом замечании Александра Семеновича Мишакова: «Тренеры рискнули - поставили в команду молодого гимнаста. Гадали, спорили, выдержит или не вы­держит напряжение неслыханной борьбы. И вдруг после обязатель­ной программы я оказался по сумме многоборья в числе трех лидеров.

Смутное чувство радости будоражило и волновало меня. С не­которым испугом даже думал - неужели такое возможно: быть ря­дом с Виктором Чукариным и лидером японских гимнастов Токаси Оно. То верится, то не верится, как подумаешь о медали, сразу же пугаешься - ведь все может и кончиться, если допущу малейшую ошибку в произвольной программе, на брусьях или на перекладине. И думы, думы, тревоги - где же таится эта возможная ошибка?

И вдруг, как остужающий душ, резкие слова Александра Семе­новича Мишакова: «Ты что раскуражился? Результат хороший, это верно, пока хороший. Но, ты не спеши, не подсчитывай медали, мо­лод еще, здесь все уже разыграно и поделено за тебя и без тебя. Чем­пионов именитых и титулованных здесь хватает. Твои медали в буду­щем. А сейчас ты должен лишь сделать свои комбинации - и не ста­райся сделать что-то лучше, чем на тренировке!».



Я даже не обиделся. Просто вспомнил, что в спорте случайнос­ти бывают, но побеждают все-таки сильнейшие. И мне стало спо­койно. Отлегло от сердца. Действительно, что я гадаю про места? лавное я уже сделал - очки команде принес. В результате всех этих «педагогических ухищрений» тренера я остался третьим».

Гностическая способность. Способность быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами. Умение быстро найти причины отставания Ника, спортсмена, класса, команды и внести коррективы в учебный процесс; умение анализировать и корректировать собственное поведение и учебный процесс в целом.

Гностические (познавательные) способности зависят от уровня развития мышления - способности приобретать, перерабатывать и ис­пользовать информацию, которые необходимы для всех, кто занимает­ся интеллектуальной деятельностью. Однако интеллект нельзя сводить к хорошо развитому мышлению. Это - сложное и многоуровневое об­разование, система психических процессов, обеспечивающая не толь­ко познание окружающего мира, но и принятие решений в различных ситуациях, управление своим поведением. Неслучайно психологи вы­деляют такие виды интеллекта, как общий, обеспечивающий успешность любой деятельности, профессиональный, ориентированный на решение специальных проблем, и социальный, проявляющийся в сфере межлич­ностных отношений. Высокий уровень профессионального интеллек­та педагога возможен лишь при целостнЪм развитии его интеллекта.

Как результат позитивной направленности и открытости мыш­ления воспринимается такое качество личности педагога, как толе­рантность - терпимость по отношению к взглядам, убеждениям, по­ведению студентов и коллег, не соответствующих его собственным.

Дидактическая способность - это способность обучать творчес­ки, развивая мышление спортсменов и школьников, приучая их ра­ботать на занятиях сознательно, инициативно, самостоятельно. Уме­ние преподнести материал так, чтобы он стал доступным для всех обучаемых и был прочно ими освоен. Одним словом, умение пра­вильно, высокоэффективно построить учебно-воспитательный про­цесс относится к данной способности.

Академическая способность - стремление работать творчески.

Кре­ативность - общая способность личности к творчеству, которая оп­ределяется не только уровнем развития творческого мышления, со­здающего нечто новое, оригинальное, но, по мнению К.Роджерса, прежде всего способностью к самосовершенствованию, самоактуа­лизации как проявлению педагогом своей внутренней сущности и индивидуальности.

В наши дни, когда наука, в том числе теория и методика физичес­кого воспитания, развивается невиданными темпами, необходимо вни­мательно следить за новинками литературы, за научными работами по своей и смежным дисциплинам, вести исследовательскую работу.

Выступая на международном конгрессе «Спорт и физическое воспитание» в Мехико, один из специалистов физического воспита­ния Р.Фрост (США) говорил: «Мастер-учитель всегда любопытен и мчится учиться. Он никогда не удовлетворяется достигнутым результатом. Он счастлив получить знания от других, будь то его ученики руководители или коллеги».

Как-то журналисты спросили у И.Абаджиева, блестящего бол­гарского тренера, воспитавшего замечательную плеяду штангистов, чемпионов и рекордсменов Европы и мира: «Какое качество, по-вашему, самое важное для тренера?» Так как он какое-то время не от­вечал, пытались подсказать: «трудолюбие», «целеустремленность», «честолюбие»... Но ответ оказался неожиданным: «Нет, нет, все эти качества результат более важного: постоянного беспокойства. Тре­нер должен постоянно жить мыслью, что он отстает, что он просто погибнет, если не придумает что-то новое, если что-то не откроет. Я замечал, что это беспокойство невидимым путем передается спорт­сменам и заставляет их стремиться к тому, что ранее казалось недо­стижимым».

Все сказанное в полной мере относится к учителю физической культуры, который призван формировать интерес к физической куль­туре и здоровому образу жизни.

Организаторская способность предусматривает методически гра­мотное проведение учебных занятий, умение четко, без потерь вре­мени подготовить и провести любое мероприятие: вечер отдыха, ту­ристический поход, спортивное соревнование и т.п.

Организаторская способность учителя проявляется в умении найти каждому ученику, спортсмену интересное для него дело, со­здать дружескую обстановку в коллективе. Организаторские способ­ности обеспечивают эффективную организацию учебной и внеауди­торной деятельности школьников, управление их взаимодействием в педагогическом процессе. Данные способности проявляются в сле­дующем:

Организаторском чутье; способности учитывать психологичес­кие особенности ученика и группы при построении педагоги­ческого взаимодействия, видеть организаторские возможности школьников;

Способности вести за собой, создавать мотивацию к деятельно­сти, увлекать ее перспективами;

Способности «заражать» и заряжать других своей энергией, ко­торая во многом зависит от эмоционального потенциала пре­подавателя, его увлеченности своей деятельностью.

Способность к концентрации и распределению внимания, т.е. способность на уроках, тренировках и во всех случаях общения со школьниками и спортсменами держать в поле зрения всю учебную группу секцию, класс.

Внимательно наблюдая за воспитанниками, нельзя терять кон­троль за собственной речью, жестами, выражением лица. Страхуя школьников у одного снаряда, необходимо держать в поле зрения всех остальных учащихся. Разговаривая с учащимися, нужно переводить взгляд с одного на другого, подолгу ни на ком не задерживаясь. Стре­миться создать впечатление у каждого школьника, что именно он является объектом внимания.

Перцептивная способность - способность к адекватному восприя­тию, дающая возможность проникнуть во внутренний мир ученика.

Основа перцепции - в аналитическом подходе к поведению обу­чаемого, в готовности педагога фиксировать в сознании значимые детали этого поведения, раскрывающие их внутреннее содержание. Плохое настроение школьника, пропуски им занятий, грубость мо­гут быть следствием неблагополучных отношений с товарищами в коллективе или ненормальной обстановки в семье, отклонений в состоянии здоровья. И понять это, помочь ему добиться успехов в учебе можно только хорошо зная, что ему конкретно мешает серьез­но учиться и правильно себя вести в коллективе.

Способность воспринимать и понимать психологию школьни­ка и спортсмена, его психическое состояние в каждый отдельный момент учебного и тренировочного процесса, способность увидеть, установить по ряду признаков, слушают и понимают ли школьники и спортсмены, наблюдают ли за показом упражнений, работают ли на занятии в полную меру своих сил - все это раскрывает сущность перцептивной способности.

Конструктивная способность обеспечивает прогнозирование, про­ектирование и построение педагогического процесса: постановку целей и задач, разработку планов и проектов их решения, определе­ние условий эффективной организации учебно-воспитательной де­ятельности, определение возможных результатов. В основе способ­ности человека прогнозировать свою деятельность лежит единство мышления и воображения. Преподавателю необходимо развивать в себе педагогическое воображение - способность предвидеть то, ка­ким может стать тот или иной школьник в будущем. «Как и любому творцу, учителю необходимо представить себе свое творение, - пи­шет известный педагог М.П.Щетинин. - Чем оно яснее видится в главном, в деталях, тем целенаправленнее идет созидание. Картина со временем уточняется, в нее вносятся коррективы, но она должна постоянно присутствовать в воображении автора. Хороший учитель п ° т своего ученика как бы в трех проекциях: прошлого, настоящего и будущего».

Способность к предвидению во многом связана с развитой интуицией, которую обычно определяют как «чувствование», способ­ность целостно схватывать ситуацию, получать знание без осозна­ния путей и условий его получения. Интуиция чаще всего присуща педагогам, обладающим эмоциональной чуткостью и восприимчи­востью. Ее также рассматривают как свернутый мыслительный акт, формирующийся в результате длительного опыта аналогичных мыс­лительных действий.

Итак, в структуру конструктивных способностей учителя физи­ческой культуры входят:

Умения определять цели, задачи, перспективы обучения и вос­питания, составлять программы и планы с учетом контингента, специфики условий для занятий;

Способность проектировать будущее ученика, предвидеть ре­зультаты учебно-тренировочного процесса, выявлять спортив­ные задатки школьников.

Психомоторная способность обеспечивает умение вникнуть в ме­ханизм движения, выполняемого школьником, найти слабые момен­ты и усилить их, умение подобрать индивидуальную спортивную тех­нику, учитывая специфические особенности спортсмена. Знания, опыт, рассуждения здесь необходимы. Именно поэтому мы говорим о психомоторной, а не просто о моторной способности.

Заслуженный тренер СССР В.И.Алексеев неоднократно отме­чал большую роль изучения закономерностей движения для роста спортивных результатов. Важны не только объем и интенсивность тренировки, но и умение тренера вникнуть в механизм движения, найти индивидуальные ошибки в технике и устранить их. В структу­ру этой способности входит умение педагога анализировать технику выполнения упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, умение показать упражнение по час­тям с разной скоростью и амплитудой, умение подобрать имитаци­онные упражнения.

Коммуникативная способность представляет собой ведущую груп­пу педагогических способностей, обеспечивающих межличностное и Деловое общение в процессе воспитания и обучения. Они включают

в себя целый комплекс способностей и личностных свойств педа­гога:

- общительность - способность быстро вступать в контакт, ори­ентироваться в ситуациях общения и адекватно реагировать на действия партнеров по общению;

- эмпатия - способность к сопереживанию, эмоциональной со­причастности и пониманию, возникающая у педагога как ре­зультат осознания тех чувств и переживаний другого человека, которые он в подобной ситуации испытывал сам (вывод по ана­логии), или на основе его способности с помощью воображе­ния и интуиции прочувствовать жизненную ситуацию другого человека. Эмпатия часто возникает в результате эмоциональной идентификации - способности педагога ощущать чувства и пе­реживания другого как свои собственные, поставить себя на место другого человека. Вот почему преподавателю полезно чаще вспоминать те свои состояния и проблемы, которые он испытывал в возрасте своих учеников.

Авторитарная способность заключается в умении быстро завое­вать авторитет, способность к волевому влиянию на воспитанников. Авторитет приобретается не какими-то искусственными приемами, а всей деятельностью воспитателя, его повседневным поведением. Слагаемые авторитета - эрудиция педагога, знания и умения, отно­сящиеся не только к его профессии. Авторитет не остается неизмен­ным. Часто педагог с трудом приобретает авторитет и легко теряет его. А когда авторитет теряется или колеблется, восстановить заново его очень трудно.

В значительной части случаев авторитет тренера базируется на его спортивной славе, на спортивных успехах в прошлом. Спортив­ная слава тренера воспринимается как своеобразная гарантия того, что он сможет довести своих питомцев до такого высокого уровня, которого сам достиг в свое время.

Постоянные неудачи команды или оплошности на занятиях;

Ошибочный прогноз, сделанный им в отношении прогресса спортсмена;

Бестактные замечания в адрес школьников.

А.С. Макаренко выделил следующие формы ложного авторитета:

Расстояния (как можно меньше общения с воспитанниками);

Чванства, спеси (чрезмерное хвастовство своими заслугами);

Педантизма (основывается на бюрократической требователь­ности);

Резонерства (любовь к поучениям, нотациям); - доброты (чрезмерная уступчивость).

Мажорная способность, или оптимизм и юмор педагога, позволя­ющие безболезненно предупредить и ликвидировать самый сложный коН фликт, нейтрализовать самое сильное напряжение, активизиро­вать учебно-тренировочный процесс, любой вид работы и отдыха. Педагог, обладающий этой способностью, всегда оптимистично на­строен, подтянут и бодр, готов к полезному действию.

Оптимистический тон и доброжелательность преподавателя не менее важны, чем его профессиональная квалификация и педагоги­ческое мастерство. В арсенале опытного воспитателя должны быть и доброжелательная шутка, и веселый рассказ, и пословица. Стать ос­троумным человеком невозможно, но научиться профессионально использовать шутку в работе может каждый учитель. Умение видеть противоречие в поведении учеников, находить в них комическое -один из показателей зрелости учителя.

Оптимизм, энтузиазм обычно заразительны. Увлеченность пе­дагога часто предотвращает нарушения дисциплины. Излишняя же строгость или даже просто суровое лицо старшего вызывает внутрен­нее сопротивление, протест воспитанников против каждого, даже разумного, требования, снижает работоспособность.

Раздраженный или считающий себя оскорбленным педагог пе­рестает контролировать свои поступки, допускает ошибки в методи­ке обучения, несправедливость в отношении школьников, нередко становится объектом их насмешек. Но это происходит тогда, когда учитель не соблюдает следующие педагогические требования:

1. Нельзя смеяться над личностью школьника. Можно шутить по поводу одного конкретного поступка или черты характера ученика.

2. Осмеянию подлежит только то, что школьник в состоянии исправить. Нельзя даже улыбаться, услышав смешную фамилию, уви­дев какой-то дефект в телосложении, заметив патологические осо­бенности в речи, например, заикание.

3. Позволяя себе шутить, педагог должен терпимо относиться к Шуткам в свой адрес, не пресекая их административными мерами.

Личностная способность, или педагогический такт. Такт заключается прежде всего в умении соблюдать чувство меры в отношениях воспитанниками и основывается на уважении к личности. Однако н учитель отмечает: «Легко уважать способных, послушных, аккуратных, смышленых, добрых и честных. Но как уважать вот этого: азах скука и «неразбуженное» мышление? Или вот эту упитанную, которая, еле переваливаясь, с ленцой передвигается по залу, или еще того, с циничной улыбкой и презрением к окружающим».

И, тем не менее, когда мы теряем чувство меры, начинается не только наша трагедия, но и тех, которые будут нам вверены. Откры­вается мелкий счет забытым тапочкам, записанным замечаниям. Дотошная памятливость изнуряет и учителей, и детей, и родителей. Примеры бестактных замечаний встречаются довольно часто. Напри­мер, школьники пишут: «Я слабее товарищей, но это не дает препо­давателю права называть меня «инкубаторским» или «Я болела око­ло трех месяцев. Располнела. С удовольствием пришла после долго­го перерыва на занятия по физкультуре. Попробовала выполнить упражнение на брусьях, но верхняя жердь треснула. И вдруг слышу, преподаватель на весь зал со смешком говорит: «Удивляюсь, как та­кая туша две жерди не сломала». Подобнее заявления учителя вызы­вают отчуждение школьников. ,

Руководством к действию учителя может служить высказывание К.Д.Ушинского, который отмечал, что в работе воспитателя «долж­на царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращаю­щая всего дела в шутку, справедливость без придирчивости, ласко­вость без приторности, доброта без слабости, порядок без педантиз­ма, а главное, постоянная разумная деятельность».

Итак, все общие и педагогические способности взаимосвязаны в личности преподавателя и образуют единую совокупность способ­ностей, вот почему развитие каждой из них зависит от степени раз­витости всех других.

Контрольные вопросы

/. Перечислите виды педагогической компетентности. Дайте им характеристику.

2. Раскройте сущность педагогического мастерства.

3. Дайте характеристику педагогическим способностям.

Тема 3.

Специфика педагогической

  • Педагогический такт предполагает:
    • уважение к школьнику и требовательность к нему;
    • развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;
    • внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему;
    • доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;
    • педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.

Педагогическая наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся. По другому можно сказать, что педагогическая наблюдательность - это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса.

13.1.3. Базовые педагогические способности

Отечественные исследователи Педагогические способности - совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна (Рубинштейн С.Л., 1999; см. аннотацию), в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей (). Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя. В исследованиях Н.В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности (Кузьмина Н.В., 1967; см. аннотацию).

  • Ф.Н. Гоноболин () перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю:
    • способность понимать ученика;
    • способность доступно налагать материал;
    • способность развивать заинтересованность учащихся;
    • организаторские способности;
    • педагогический такт;
    • предвидение результатов своей работы и др.
  • В целом к группе педагогических способностей в первую очередь относят:
    • педагогическую наблюдательность;
    • педагогическое воображение;
    • требовательность как черту характера;
    • педагогический такт;
    • организаторские способности;
    • простоту, ясность и убедительность речи.

Перечисленные педагогические способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности.
Так, педагогическое воображение особо значимо для конструктивной деятельности - оно выражается в "проектировании" будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики. Оно выражается также в "проектировании" характера, привычек учащихся как в учебной, так и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание.
Педагогический такт проявляется в коммуникативной стороне педагогической деятельности. Как мы уже отмечали выше, это способность к установлению правильных отношений с учениками, учителями, родителями, чувство меры в отношениях (в меру требовательность, в меру доброта), что позволяет устранять предупреждать конфликтные ситуации (Левитес Д.Г., 2001; cм. аннотацию).
Организаторские способности также нужны для деятельности учителя, так как вся педагогическая деятельность носит организаторский характер.

  • Н.Д. Левитов () выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие:
    • способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;
    • способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;
    • самостоятельный и творческий склад мышления;
    • находчивость или быстрая и точная ориентировка;
    • организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким (), который и дал им соответствующие общие определения (рис. 7) .

  1. Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль (; см. статью Шайденковой Т.Н. "Структура дидактических умений учителя начальных классов").
  2. Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).
  3. Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
  4. Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также Мимика (от греч. mimikos - подражательный) - выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. В театре - важный элемент актерского искусства.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">мимики и Пантомимика - внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных (см. Эмоции), проявляющиеся в мимике, пантомимике и " onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">пантомимики .
  5. Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
  6. Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
  7. Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">педагогического такта .
  8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
  9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

На основе теории общих педагогических способностей рядом ученых были выделены специальные педагогические способности учителей разных предметов. Например, А.В. Андриенко изучала специальные педагогические способности учителя математики (рис. 8) , Л.Н. Лаврова - учителя истории (рис. 9) .
От педагогических способностей учителя, от его личностных качеств зависит достижение педагогом высокого мастерства в обучении и воспитании детей
(; см. статью Аминова Н.А. "Модельные характеристики способностей и одаренности учителя").

13.2. Структура педагогических способностей

13.2.1. Структура педагогической системы

В настоящее время концепция Педагогические способности - совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">педагогических способностей , развиваемая Н.В. Кузьминой (Кузьмина Н.В., 1990; см. аннотацию), представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой Концепция (от лат. conceptio - понимание, система) - определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы.
Сначала коротко рассмотрим некоторые аспекты педагогической системы, разрабатываемой Н.В. Кузьминой (рис. 10) .
Система представляется как множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями .
Педагогическая система определяется как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей .
Структурные компоненты - это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем . В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов: цели, содержание образования (учебная информация), средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги. Кроме того, ученый рассматривает и функциональные компоненты.
Функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость. Выделяются пять основных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Эти же элементы являются элементами индивидуальной педагогической деятельности (рис. 11).

13.2.2. Уровни педагогических способностей

Первый уровень составляют перцептивно-рефлексивные способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического воздействия, т.е. к учащемуся, в связи с самим собой (педагогом). Они обусловливают интенсивность формирования Сенсорный (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) - чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям; напр., физиологию органов чувств называют сенсорной физиологией.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">сенсорного фонда личности педагога.
Второй уровень составляют проектировочные педагогические способности, обращенные к способам воздействия на объект-субъект учащегося, в целях формирования у него потребности в саморазвитии, самоутверждении, в гражданственном и профессиональном становлении.

  • Перцептивно-рефлексивные Педагогические способности - совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">педагогические способности , в свою очередь, по мнению Н.В. Кузьминой, включают три вида чувствительности:
    1. Чувство объекта.
    2. Чувство меры или такта.
    3. Чувство причастности.

13.2.3. Общие педагогические способности

  • Многочисленные психолого-педагогические исследования, проведенные Н.В. Кузьминой , показали, что саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как:
    • гностические;
    • проектировочные;
    • конструктивные;
    • коммуникативные;
    • организаторские (рис. 11) (Хрестомат. 13.1).
  • Исследования показали, что профессионализм познания учащихся напрямую связан с глубиной отражения собственного "Я" и с проницательностью в познании коллег. Познание учащихся предполагает два направления:
    • восприятие их как личности педагогом;
    • восприятие их как субъектов учебно-познавательной деятельности.

Анализируя особенности учащегося как субъекта учебной деятельности, следует выявить его склонности в теоретических и практических видах деятельности. Один и тот же учащийся в различных видах учебно-познавательной деятельности может проявлять совершенно различные свойства, например, учащийся может проявлять высокую степень автономности, самостоятельности, развитый самоконтроль, ответственность, целеустремленность и инициативность и устойчивую учебную мотивацию в практическом обучении и прямо противоположные качества в теоретическом обучении.
Педагог, пытаясь понять состояние и поведение учащихся, дает свою интерпретацию и оценку происходящего, считая при этом, что его интерпретация почти всегда верна, хотя фактически педагогические интерпретации нередко бывают ошибочны.
Механизмы идентификации, эмпатии и децентрации являются важнейшими в процессе познания педагогом личности учащегося. Именно со способностью побороть свой Эгоцентризм - отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном " onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">эгоцентризм , понять и принять точку зрения учащегося, встать на его место и рассуждать с его позиции в существенной мере связаны адекватность, полнота и глубина познания личности учащегося. Все это возможно не только благодаря изначальным Педагогические способности - совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">педагогическим способностям , но и специальным Рефлексивно-перцептивные умения - образуют органический комплекс познания собственных индивидуально-психологических особенностей, оценивания своего психического состояния, а также осуществления разностороннего восприятия и адекватного познания личности учащегося.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">рефлексивно-перцептивным умениям , которые связаны со специфической чувствительностью педагога к собственной личности и к личности учащегося. От данных способностей зависит эффективность познания педагогом самого себя и личности другого человека.
Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением - эмпатией. Особая роль в процессе познания педагогом личности учащегося принадлежит эмпатии. Способность к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия "другого", но и ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с учащимися.
Эмпатия - способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.

  • Выделяют три уровня развития:
    • первый уровень - низший: общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника;
    • второй уровень - по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека;
    • третий уровень - отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия.
  1. Среди важнейших содержательных характеристик ученые указывают такие, как:
    • преимущественная ориентация учителя: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;
    • адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;
    • оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;
    • рефлексивность-интуитивность.
  2. Аналогично выделяются динамические характеристики (рис. 15) .
  3. Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.
    (; см. статью Аминова Н.А. "Природные предпосылки педагогических стилей у преподавателей начальной школы").

13.4.3. Педагогическая акмеология

Темы курсовых работ и рефератов

  1. Проблема способности в психологии.
  2. Талант и гениальность как уровни способностей.
  3. Основные направления изучения способностей в психологии.
  4. Ведущие свойства педагогических способностей.
  5. Базовые педагогические способности.
  6. Перцептивные способности педагога.
  7. Педагогическое воображение как основа прогностических способностей.
  8. Структура педагогических способностей.
  9. Функциональные компоненты педагогической системы.
  10. Общие педагогические способности.
  11. Профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя.
  12. Аутопсихологическая компетентность.
  13. Рефлексивно-перцептивные умения учителя.
  14. Основные механизмы познания педагогом личности учащегося.
  15. Проблема рефлексии в психолого-педагогической литературе.
  16. Базовые организаторские умения педагога.
  17. Стили педагогической деятельности.
  18. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
  19. Педагогическая акмеология.

Введение


Актуальность. Двадцатый первый век характеризуется сменой типа культурно-исторического наследия. Человечество в считанные десятилетия совершило поворот от веками и тысячелетиями складывавшегося типа социально-культурного наследия, основанного на передаче свода прошлых образцов, системы знаний и правил, к новому типу социально-культурного наследия, в рамках которого главным стало не столько усвоение прежних рецептов, сколько подготовка к овладению методами и содержанием познания и практики, творческого осмысления и преобразования действительности.

Анализ педагогической, психологической и другой литературы свидетельствует, что проблема способностей изучалась Б.Тепловым, В.И.Крутецким, Е.Игнатьевым, П.Якобсоном, Ф.Гоноболиным, Н.Кузьминой, Л.Уманским.

Подход сегодняшнего дня требует дифференциации. Исходя из научных исследований Н.Кузьминой, М.Прохоровой, А.Петунина нужно отметить, что главным условием становления профессионального мастерства учителей, в том числе и учителей физического воспитания является уровень сформированности педагогических способностей личности. Вообще, понятие "способности" с позиции философии - психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности. Под способностями в специальном смысле понимают комплекс психических свойств человека, делающий его пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду профессиональной деятельности. Качественный уровень развития способностей выражается понятиями талант (совокупность способностей, позволяющая получать оригинальный, совершенный и общественно значимый продукт деятельности).

Целью данной работы является изучение педагогики способностей.

В связи с этим в работе были поставлены следующие задачи:

Изучить сущность педагогических способностей;

Ознакомиться с понятием способностей в психологии;

Рассмотреть сущность педагогических способностей;

Ознакомиться со структурой педагогических способностей.



1.1 Понятие способностей в психологии


Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности (рис. 1).



На сегодняшний день существуют различные подходы к определению способностей (рис. 2).

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым (Теплов Б.М., 1985). Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.



В связи с этим сначала рассмотрим соотношение понятий: способности, задатки, гениальность и талант на основе общей структуры способностей (рис. 3).

Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей (рис. 4).

В развитии способностей они входят лишь как исходный момент. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими (Дружинин В.Н., 2002; см. аннотацию).


Рис.4.Границы наших задатков по Лангмейеру

Талант и гениальность являются уровнями способностей. Талант - это высшая степень способностей личности в определенной деятельности, а гениальность - высшая степень проявления творческих способностей.

Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации (Шадриков В.Д., 1996).

В этом плане можно выделить (рис. 5):


Рис.5. Классификация способностей


Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;

Сегодня изучение способностей ведется с разных сторон:

В общепсихологическом плане выявляется их общественно-историческая сущность;

Изучается их развитие в конкретных видах деятельности;

Изучаются общие механизмы формирования способностей.

Перейдем к анализу педагогических способностей.

1.2 Сущность педагогических способностей


Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

Педагогический такт;

Наблюдательность;

Любовь к детям;

Потребность в передаче знаний.

Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся. (Российская…, 1999. С. 411;).

Педагогический такт предполагает:

Уважение к школьнику и требовательность к нему;

Развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;

Внимательность к психическому состоянию школьника и разумность, и последовательность требований к нему;

Доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;

Педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.

Педагогическая наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся. По другому можно сказать, что педагогическая наблюдательность - это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса.


1.3 Базовые педагогические способности


Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна (Рубинштейн С.Л., 1999;), Б.М. Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей (Теплов Б.М., 1985). Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя. В исследованиях Н.В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности (Кузьмина Н.В., 1967).

Ф.Н. Гоноболин (Гоноболин Ф.Н., 1964) перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю:

Способность понимать ученика;

Способность доступно налагать материал;

Способность развивать заинтересованность учащихся;

Педагогический такт;

Предвидение результатов своей работы и др.

В целом к группе педагогических способностей в первую очередь относят:

Педагогическую наблюдательность;

Педагогическое воображение;

Требовательность как черту характера;

Педагогический такт;

Организаторские способности;

Простоту, ясность и убедительность речи.

Перечисленные педагогические способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности.

Так, педагогическое воображение особо значимо для конструктивной деятельности - оно выражается в "проектировании" будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики. Оно выражается также в "проектировании" характера, привычек учащихся, как в учебной, так и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание.

Педагогический такт проявляется в коммуникативной стороне педагогической деятельности. Как мы уже отмечали выше, это способность к установлению правильных отношений с учениками, учителями, родителями, чувство меры в отношениях (в меру требовательность, в меру доброта), что позволяет устранять предупреждать конфликтные ситуации (Левитес Д.Г., 2001;).

Организаторские способности также нужны для деятельности учителя, так как вся педагогическая деятельность носит организаторский характер.

Н.Д. Левитов (Левитов Н.Д., 1960. С. 411) выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие:

Способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;

Способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;

Самостоятельный и творческий склад мышления;

Находчивость или быстрая и точная ориентировка;

Организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, (Крутецкий В.А., 1976. С. 294-299), который и дал им соответствующие общие определения (рис. 6).


Рис.6.Структура общих педагогических способностей (по Крутецкому)


Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

Персептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

На основе теории общих педагогических способностей рядом ученых были выделены специальные педагогические способности учителей разных предметов. Например, А.В. Андриенко изучала специальные педагогические способности учителя математики (рис. 7), Л.Н. Лаврова - учителя истории (рис. 8).


Рис.7. Специальные педагогические способности учителя математики (по А.В. Андриенко)


От педагогических способностей учителя, от его личностных качеств зависит достижение педагогом высокого мастерства в обучении и воспитании детей.


Рис.8. Специальные педагогические способности учителя истории (по Л.Н. Лавровой)


2 Структура педагогических способностей


2.1 Структура педагогической системы


В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой (Кузьмина Н.В., 1990;), представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы.

Сначала коротко рассмотрим некоторые аспекты педагогической системы, разрабатываемой Н.В. Кузьминой (рис. 9).


Рис.9. Педагогическая система


Система представляется как множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями.

Структурные компоненты - это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем. В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов: цели, содержание образования (учебная информация), средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги. Кроме того, ученый рассматривает и функциональные компоненты.

Функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость. Выделяются пять основных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Эти же элементы являются элементами индивидуальной педагогической деятельности (рис. 10).

Рис. 10. Функциональные компоненты педагогической системы


2.2 Уровни педагогических способностей


Н.В. Кузьмина рассматривает совокупность способностей педагога в качестве важнейшего фактора развития и формирования способностей учащихся. В связи с этим в структуре педагогических способностей ею выделяются два ряда признаков:

Специфическая чувствительность педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности, в которой учащийся выступает в роли субъекта-объекта педагогического воздействия.

Специфическая чувствительность педагога к учащемуся как субъекту общения, познания и труда, поскольку главными средствами воспитания являются виды деятельности формирующейся личности (т.е. самого учащегося) и способы их организации в целях получения искомого конечного результата.

Первый уровень составляют перцептивно-рефлексивные способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического воздействия, т.е. к учащемуся, в связи с самим собой (педагогом). Они обусловливают интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога.

Второй уровень составляют проектировочные педагогические способности, обращенные к способам воздействия на объект-субъект учащегося, в целях формирования у него потребности в саморазвитии, самоутверждении, в гражданственном и профессиональном становлении.

Перцептивно-рефлексивные педагогические способности, в свою очередь, по мнению Н.В. Кузьминой, включают три вида чувствительности:

Чувство объекта.

Чувство меры или такта.

Чувство причастности.

Уровень сформированности перцептивно-рефлексивных педагогических способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции, которая, в свою очередь, может быть как "хорошей", т.е. помогающей продуктивно решать педагогические задачи, так и "плохой", т.е. подсказывающей неверные решения.

Таким образом, перцептивно-рефлексивные педагогические способности "специализируются" на анализе взаимодействия между субъектом профессионально-педагогического творчества и учащимся, за которого он отвечает (Кумекер Л., Шейн Дж.С., 1994).

Проектировочные педагогические способности состоят в особой чувствительности к способам создания продуктивных технологий учебно-воспитательного воздействия на учащихся в целях формирования у них искомых качеств, т.е. достижения искомых конечных результатов (Питюков В.Ю., 2001;)

2.3 Общие педагогические способности


Многочисленные психолого-педагогические исследования, проведенные Н.В. Кузьминой, показали, что саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как:

Гностические;

Проектировочные;

Конструктивные;

Коммуникативные;

Организаторские (рис. 10) (Хрестомат. 13.1).


Рис.10. Функциональные компоненты педагогической системы


Гностические способности состоят в специфической чувствительности педагога к способам изучения учащихся в связи с целями формирования у каждого нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, обеспечивающего ему саморазвитие даже при попадании в неблагоприятную среду (Ксензова Г.Ю., 1999;).

Проектировочные педагогические способности состоят в особой чувствительности педагогов к конструированию "педагогического лабиринта", т.е. того педагогического маршрута, по которому нужно вести учащегося от незнания к знанию, чтобы ему было не просто интересно, но и полезно, экономно и глубоко, трудно и легко, напряженно и "творчески".

Конструктивные педагогические способности состоят в особой чувствительности к тому, как построить предстоящее занятие, встречу, урок во времени и пространстве, чтобы продвинуться на пути к искомому конечному результату: с чего начать, какую систему заданий-задач предложить, как организовать их выполнение, как провести оценивание.

Коммуникативные педагогические способности проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развития педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия и обеспечиваются:

Способностью к идентификации, т.е. отождествлению себя с учащимися;

Чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся (их интересам, склонностям, способностям);

Хорошей интуицией, которая является важной характеристикой творческого мышления, проявляемой в антиципации, т.е. в предвосхищении искомого педагогического результата, уже при выборе стратегий воздействия;

Суггестивными свойствами личности или способностью к внушению (Митина Л.М., 1994).

Организаторские педагогические способности состоят в особой чувствительности педагога:

К продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся с объектами деятельности и познания в учебное и внеучебное время;

Продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся в группах и коллективах;

Продуктивным-непродуктивным способам обучения учащихся самоорганизации;

Продуктивным-непродуктивным способам организации собственного взаимодействия с учащимися;

Продуктивным-непродуктивным способам самоорганизации собственной деятельности и поведения.

Существенен вывод исследователей школы Н.В. Кузьминой, что педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что другие способности включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития. Кроме того, выделены три типа сочетания педагогических и других специальных способностей: педагогические способности, которые либо помогают, либо нейтральны, либо мешают педагогической деятельности.


Заключение


Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

На сегодняшний день существуют различные подходы к определению способностей. Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.

Педагогическими способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

К группе педагогических способностей в первую очередь относятся: педагогическая наблюдательность; педагогическое воображение; требовательность как черта характера; педагогический такт; организаторские способности; простота, ясность и убедительность речи. Педагогическая наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся.

Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.

В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой, представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы.

Педагогическая система определяется как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Многочисленные психолого-педагогические исследования, проведенные Н.В. Кузьминой, показали, что саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как: гностические; проектировочные; конструктивные; коммуникативные; организаторские.



Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - С-Пб.: Питер, 2000.

Климов Е.А. Психология профессионала. - М., - Воронеж, 1996.

Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.,1998.

Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М.: ВЛАДОС, 1998.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике: Экспресс-справ. для студентов вузов. Ростов н/ Д: - МарТ, 2000

Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.