Кратко о когнитивной психологии. Краткая характеристика когнитивной психологии

Кратко ознакомимся с идеями когнитивной психолгии: в чём состоит её смысл и идеи.

Когнитивная психология - это современное (не спешите плеваться и закрывать статью ) направление психологии, изучающее познавательные процессы. Слово «когнитивная» и есть, в переводе с латинского (cognitiо ), познавательная.

Самое время упомянуть об очень популярном ныне выражении когнитивный диссонанс , что подразумевает психический дискомфорт от столкновения противоположных представлений о чём либо. Например, у бабули, взращенной на советских традициях, может случится чудовищный когнитивный диссонанс, если наша ушлая молодежь не уступит ей место в общественном транспорте. А народ продвинутый часто ловит диссонансы, когда умнейший с виду человек, которого мы считали гуру во всех вопросах, ошибается в вопросах однозначных для любого школьника.

Вернёмся к сути, перечислим основные идеи когнитивной психологии:

  1. Основными объектами изучения являются познавательные процессы : память, мышление, восприятие, внимание, речь, воображение. Кроме того она рассматривает распознавание образов, психологию развития, эмоциональная сферу личности, человеческий и искусственный интеллект.
  2. Основная идея когнитивной психологии - изучение и анализ познавательных процессов как функций вычислительного устройства . Грубо говоря, психологи рассматривают познавательные процессы человеческой психики так же, как электронщик изучает компьютер. Компьютер выполняет операции связанные с получением, сохранением в память, обработкой и выдачей информации. Познавательные функции человеческой психики выполняют, по сути, ту же самую работу.
  3. Из второй идеи, следует третья - информация в психике обрабатывается поэтапно . Все стимулы полученные из внешнего мира проходят цепочку порядковых превращений.
  4. Предположение о предельной емкости психических систем обработки данных. Отсюда становится ясным и направлении деятельности, цель работы когнитивных психологов. Главная задача - найти максимально эффективные и естественные методики работы с поступающей в психику информацией.
  5. Данные , поступившие через познавательные процессы в психику, кодируются и отражаются в ней особым образом.
  6. Изыскания осуществляются хронометрическими средствами . Оценивается точное время ответа на предложенную задачу или скорость реакции на сигнал. Интроспективные (самонаблюдение за психическими процессами, без использования инструментов и стандартов) технологии отрицаются, как не отличающиеся необходимой точностью.

Делаем вывод, что когнитивная психология является современной в хорошем смысле слова - это не новомодный экспресс-тренинг избавляющий от всех проблем, а заодно и от адекватности. Когнитивная психология есть серьёзнейшая отрасль научной психологии, изучающая познавательные процессы психики, и на доказательной основе делающая из этого выводы.

Под понятием когнитивная психология подразумевается раздел психологии, занимающийся исследованием познавательных процессов, происходящих в сознании человека. Эта наука родилась как своеобразный протест бихевиоризму, полностью исключавшему из области исследований такие психические функции, как, например, внимание.

Возникнув в пику одному психологическому течению, сегодня когнитивная психология развилась в мощную науку, включающую в себя когнитивную лингвистику, нейропсихологию и множество других разделов, даже когнитивную этологию, занимающуюся изучением интеллекта животных.

Теория когнитивной психологии

Суть когнитивной психологии заключается в рассмотрении человека как ученого, строящего гипотезы и схемы, а затем проверяющего их оправданность на практике. Человек выступает как своеобразный компьютер, воспринимающий внешние сигналы в виде света, звука, температуры и других раздражителей через рецепторы, а затем перерабатывающий эту информацию, анализирующий ее и создающий на этой основе шаблоны, позволяющие решать те или иные проблемы и задачи. В основе когнитивной психологии лежит исследование памяти, внимания, ощущений, сознания, воображения и других мыслительных процессов. Все они делятся на познавательные и исполнительные, причем каждый из них состоит из множества структурных составляющих (блоков).

Особое значение в этой науке уделяется такой практической сфере, как когнитивно-поведенческая психотерапия . Основополагающим понятием данной ветви когнитивной психологии является так называемый конструкт . Он включает в себя особенности речи, мышления, памяти и восприятия и представляет мерило, классификатор восприятия человеком самого себя и других людей. Из конструктов складывается система. Если этот шаблон оказывается неэффективным, то человек со здоровой психикой трансформирует его, либо отказывается от него полностью, ища среди готовых или создавая взамен новый.

Кому может помочь когнитивная психология?

Психотерапевты-когнитивисты исходят из предположения, что причиной всех расстройств психики (депрессий, фобий и т.д.) являются неправильные, то есть дисфункциональные конструкты (установки, мнения). Таком образом, основным методом когнитивной психологии в этом плане становится замена В процессе лечения неработающих схем путем создания новых. Делается это под контролем и с помощью психотерапевта, однако врач только инициализирует (стимулирует) процесс, а затем корректируется его течение. Как и во многих других сферах психологии и психиатрии, очень многое здесь зависит от самого пациента.

Благодаря когнитивной терапии решаются следующие задачи: лечение психических расстройств или уменьшение их проявлений; сокращение риска возникновения рецидива; усиление эффективности медикаментозной терапии; устранение психосоциальных причин или следствий расстройства; коррекция ошибочных конструктов.

Представители:

Жан Пиаже.

Предмет изучения.

Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.

Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.

Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.

Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать.

Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.

Практика.

Разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и научная экспертиза свидетельских показаний.

Работа, анализ, создание прикладной теории.

Вклад.

Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.

Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

Гуманистическая психология.

Представители:

Оппорт, Мюррей, Мерфи, Мей, Маслоу, Роджерс.

Предмет изучения.

Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни.

Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоантуализации».

Основные теоретические положения.

Базируется на иерархии потребностей человека.

Осуществление самого себя.

Сознание собственного достоинства.

Социальные потребности.

Потребности в надежности.

Физиологические основные потребности.

Непригодность исследования животных для понимания человека.

Практическое применение.

Гуманистическая психология – современное направление в психологической науке.

Есть некоторые приемы и понятия, которые применяются. На сегодняшний день это:

Основные целостные самоактуализирующийся личности.

Этапы деградации личности.

Поиск смысла жизни.

Вклад.

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

Трансперсональная психология.

Представители:

К.Юнг, Р.Ассаджиоли, А.Маслоу, С.Грофф.

Предмет изучения.

Уделение большого внимания бессознательному и его динамике.

Психика – взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене между ними.

Трансперсональная изучает измененные состояния сознания, переживания которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Основные теоретические положения.

Комплексы – это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений) объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами.

Структура личности:

    сознание

    индивидуальное бессознательное

    коллективное бессознательное

Практическое применение.

Психологические и телесные травмы, пережитые человеком в течение жизни, могут быть забыты на сознательном уровне, но хранятся в бессознательной сфере психики и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств.

Чуткое обращение с новорожденным, возобновление симбиотического взаимодействия с матерью, достаточное время, затрачиваемое на установление связи – вот, наверное, ключевые факторы, способные нейтрализовать вред родовой травмы.

Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

Вклад.

Главной отличительной чертой Транс Подхода есть модель человеческой души, в которой признается «Значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания».

Когнитивная психология считается относительно молодой отраслью, но это не мешает ей быстро превращаться в одну из самых популярных. В центре её внимания стоят вопросы приобретения, обработки и хранения информации людьми.

Доминирующим направлением в ней вплоть до 1950-х годов был бихевиоризм, а с 1970-х годов началось перемещение с поведенческой психологии к изучению внимания, памяти.

В этот период, а точнее в 1967 г. был впервые использован термин «когнитивная психология». Так новую отрасль назвал американский психолог У. Нейсер.

Под сознанием, по мнению Нейсера, понимаются все процессы, посредством которых сенсорная информация трансформируется, сокращается, перерабатывается, хранится, извлекается и используется. При этом отдельные познавательные процессы обеспечивают реализацию разных стадий переработки информации.

Когнитивные психологи в отличие от приверженцев бихевиоризма, имеют дело с внутренним психическим состоянием индивида. Причиной такого подхода, как считают специалисты, стало создание компьютеров. Даже сам термин «переработка информации» позаимствован у специалистов-компьютерщиков. Здесь присутствует скрытое или явное положение о сходстве между компьютерными операциями и познавательными процессами, которые свойственны человеку.

Специалисты в области когнитивной психологии рассматривают такие вопросы, как:

  • Восприятие;
  • Язык;
  • Внимание;
  • Память;
  • Решение проблем;
  • Принятие решений и формирование суждений;
  • Интеллект и др.

Затрагивая целый ряд дисциплин, когнитивная психология необходима специалистам других областей. Когнитивной психологией могут заинтересоваться, например, студенты, занимающиеся поведенческой неврологией, лингвистикой, вопросами искусственного интеллекта и другими смежными науками.

Психика человека рассматривается как четкая система когнитивных операций, основные положения которых были разработаны А.Т. Беком. Ученый полагал, что нарушения психики можно объяснить неверно выстроенным самосознанием. Если психика человека нарушена, то он не сможет адекватно оценить не только окружающий мир, людей вокруг, но и самого себя.

Основной метод когнитивной психологии

Этим методом является анализ микроструктуры того или иного психологического процесса. Метод состоит из трех этапов:

  • Этап логического анализа. Человек с нарушенной психикой при помощи инструментов учится выявлять свои ошибочные суждения, возникающие, возможно, в состоянии аффекта;
  • Этап эмпирического анализа. Во время прохождения второго этапа специалист вместе с пациентом отрабатывает приемы, которые помогают элементы объективной реальности соотносить между собой;
  • Этап прагматического анализа. Это заключительный этап, на котором пациент учится осознавать свои действия оптимально.

Метод анализа микроструктуры психологического процесса активно применяется для работы, как с депрессивными состояниями, так и для работы с людьми, страдающими заниженной самооценкой.

Работающие в данной области специалисты полагают, что все проблемы личности возникают по причине неправильного её поведения. В связи с этим главная цель заключается в том, чтобы обучить человека адаптивному, адекватному поведению, закрепить его навыки, тем самым разрешив проблемы.

Психотерапевт вместе с пациентом находит ненужные модели поведения и заменяет их новыми. В обычной жизни все новые модели поведения должны быть отработаны.

Таким образом, когнитивная психология изучает уже не проблемы отдельного индивида, а механизмы его социальных суждений, пребывающие в рамках обыденного сознания. Это направление и его специалисты занимаются исследованиями способов личности объяснять и воспринимать правила окружающей действительности.

Представителями когнитивной психологии, несмотря на ряд ограничений, и недостатков, получено много важных данных в области процесса познания в целом. Установлено много закономерностей отдельных познавательных процессов и их взаимосвязь. Когнитивная психология имеет большое количество методик экспериментального исследования познавательных процессов.

Метод познания себя

Перед входом в храм Аполлона в Дельфах высечено изречение «Познай самого себя!», которое стало любимым постулатом Сократа. Переосмыслив изречение, Сократ утверждал, что познание своей нравственной сущности является путем к достижению счастья.

Выделяется несколько этапов в развитии самопознания:

  • Первый этап начинается в раннем детстве. Ребенок учится отделять себя от окружающего его физического мира. Идет процесс первичного самопознания. Семья для ребенка – это целый мир и ему трудно отделить себя от этой микрогруппы. Малышам, именно поэтому кажется, что мир создан только для них и вращается вокруг их интересов.
  • Для второго этапа характерен кризис первичного самопознания, который связан с изменениями, не вписывающимися в привычный образ «Я»;
  • Третий этап происходит в подростковом возрасте. Это период активного самопознания. На этом этапе осознается свое «духовное Я», собственные психические особенности, характер, нравственные качества. Начинается осознание внутреннего мира, достоинств, недостатков. На этом этапе формируются идеалы, активизируются процессы саморазвития и самосовершенствования. Постепенно человек определяет для себя идеалы, нравственные образцы, которым хотелось бы соответствовать. В процессе такой работы могут возникнуть недовольство собой, переоценка каких-то понятий, угрызения совести. Возможно возникновение внутренних и внешних конфликтов.

Анализ собственного внутреннего состояния, поступков и реакции на них, поведение окружающих являются первыми шагами на пути к самосовершенствованию.

Самопознание не обходится без процесса самонаблюдения, функция которого заключается в оценке собственных возможностей. Наблюдение за собой может происходить в той или иной ситуации непосредственно или с помощью памяти (как было вчера, позавчера, год назад).

Мало зная о себе, человек так же мало знает об окружающем его мире. Познать себя, постичь тайны в самом себе это заманчивая и вполне достижимая для личности перспектива. Полноценным процесс познания будет только тогда, когда будет накоплен определенный жизненный опыт – своеобразный «материал» для познания.

Говорить о психологии сегодня как о науке единой невозможно. Каждое направление в ней предлагает свое понимание психической реальности, ее функционирования и подход к анализу определенных аспектов. Относительно молодой, но довольно популярной и прогрессивной является когнитивная психология. Кратко с этой научной отраслью, ее историей, методами, основными положениями и особенностями познакомимся в данной статье.

История

Начало когнитивной психологии положила встреча молодых специалистов электронной инженерии в Массачусетском университете 11 ноября 1956 года. Среди них были известные сегодня психологи Ньюэлл Аллен, Джордж Миллер и Они впервые поставили вопрос о влиянии субъективных познавательных процессов человека на объективную реальность.

Важной для понимания и развития дисциплины стала книга «Изучение когнитивного развития» Дж. Брунера, опубликованная в 1966 году. Над созданием ее работали 11 соавторов - специалистов Гарвардского исследовательского центра. Однако основным теоретическим трудом когнитивной психологии признана книга с одноименным названием Ульрика Найссера - американского психолога и преподавателя Корнеллского университета.

Основные положения

Основные положения когнитивной психологии кратко можно назвать протестом против воззрений бихевиоризма (психологии поведения, начало 20 века). Новая дисциплина заявила, что поведение человека является производным мыслительных способностей человека. «Когнитивность» означает «познание», «знание». Именно его процессы (мышление, память, воображение) стоят над внешними условиями. Они образуют определенные понятийные схемы, с помощью которых и действует человек.

Основную задачу когнитивной психологии кратко можно сформулировать как понимание процесса расшифровки сигналов внешнего мира и интерпретации их, сравнений. То есть человек воспринимается как своего рода компьютер, который реагирует на свет, звук, температуру и другие раздражители, анализирует все это и создает шаблоны действий для разрешения проблем.

Особенности

Некомпетентные люди часто отождествляют бихевиоризм и когнитивное направление. Однако, как уже было сказано выше, это отдельные, самостоятельные дисциплины. Первая сосредоточена только на наблюдении за поведением человека и внешними факторами (стимул, манипуляция), формирующими его. Сегодня некоторые научные положения ее признаны ошибочными. Когнитивную психологию кратко и понятно можно определить как науку, изучающую психические (внутренние) состояния человека. От психоанализа ее отличают научные методы (а не субъективные ощущения), на которых базируются все исследования.

Круг тем, затрагиваемый когнитивным направлением, образуют восприятие, язык, память, внимание, интеллект и решение проблем. Поэтому эта дисциплина часто перекликается с лингвистикой, поведенческой неврологией, вопросами искусственного интеллекта и др.

Методы

Основным методом когнитивистов является замена личностного конструкта. Разработка его принадлежит американскому ученому Дж. Келли и относится к 1955 году, когда новое направление еще не было сформировано. Однако авторский труд во многом стал определяющим для когнитивной психологии.

Кратко личностный конструкт представляет собой сравнительный анализ того, как различные люди воспринимают и интерпретируют внешнюю информацию. Он включает в себя три этапа. На первом пациенту дают определенные инструменты (например, дневник мыслей). Они помогают определить ошибочные суждения и разобраться в причинах этих искажений. Чаще всего, ими являются состояния аффекта. Второй этап носит название эмпирического. Здесь пациент вместе с психотерапевтом отрабатывает приемы по корректному соотношению явлений объективной действительности. Для этого используется формулирование адекватных аргументов за и против, системы преимуществ и недостатков моделей поведения, проведение экспериментов. Заключительным шагом становится оптимальное осознание пациентом своих ответных действий. Это прагматический этап.

Если говорить кратко, когнитивная психология Келли (или теория личности) - это описание той самой понятийной схемы, которая и позволяет человеку осмысливать реальность и формировать определенные модели поведения. Ее успешно подхватил и развил Ученый выявил принципы «научения через наблюдение» в модификации поведения. Сегодня личностный конструкт активно используется специалистами всего мира для изучения депрессивных состояний, фобий пациентов и выявления/коррекции причин их заниженной самооценки. В целом, выбор когнитивного метода зависит от типа психического расстройства поведения. Это могут быть методы децентрации (при социофобии), замены эмоций, смены ролей или целенаправленного повторения.

Связь с нейробиологией

Изучением поведенческих процессов в более широком смысле занимается нейробиология. Сегодня эта наука развивается параллельно и активно взаимодействует с когнитивной психологией. Кратко она затрагивает психический уровень, и больший акцент делает на физиологических процессах в нервной системе человека. Некоторые ученые даже прогнозируют, что в будущем когнитивное направление может быть редуцировано к нейробиологии. Препятствием этому окажутся только теоретические расхождения дисциплин. Когнитивные процессы в психологии, кратко говоря, более абстрактны и иррелевантны к воззрениям нейробиологов.

Проблемы и открытия

Работа У. Найссера «Познание и реальность», вышедшая в 1976 году, определила основные проблемы развития новой дисциплины. Ученый предположил, что данная наука не может решать повседневные вопросы людей, опираясь только на лабораторные методы экспериментов. Также он дал положительную оценку теории прямого восприятия, разработанного Джеймсом и Элеонорой Гибсонами, которая может успешно использоваться в когнитивной психологии.

Кратко познавательные процессы затронул в своих разработках американский нейрофизиолог Карл Прибрам. Научный вклад его связан с исследованием «языков мозга» и созданием голографической модели психического функционирования. В ходе последней работы был проведен опыт - резекция мозга животных. После удаления обширных участков память и навыки сохранились. Это дало основание утверждать, что за познавательные процессы отвечает весь мозг, а не отдельные его области. Сама голограмма работала на базе интерференции двух электромагнитных волн. При отделении любой ее части, картинка сохранялась целиком, хотя менее четко. Модель Прибрама до сих пор не принята научным сообществом, однако, часто обсуждается в трансперсональной психологии.

В чем может помочь?

Практика личностных конструктов помогает психотерапевтам лечить психические расстройства у пациентов, либо сгладить их проявление и сократить риск появления рецидивов в будущем. Кроме того, когнитивный подход в психологии кратко, но прицельно помогает повысить эффект медикаментозной терапии, скорректировать ошибочные конструкты и устранить психосоциальные последствия.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.