А. Леонтьев и его роль в развитии отечественной психологии

Леонтьев Алексей Николаевич - советский психолог и педагог.

Вместе с Рубинштейном, но независимо от него создал так называемую теорию деятельности - учение, основанное на трудах Выготского и Карла Маркса.

Основой его деятельности была также культурно-историческая психология.

Биография

Алексей Леонтьев родился в 1903 году в известной московской мещанской семье. После окончания Первого реального училища поступил в МГУ на факультет общественных наук.

Впоследствии работал в Психологическом институте (теперь носящем имя Л. Г. Щукиной), основатель которого Г. И. Челпанов был в числе главных учителей Леонтьева. Умер Алексей Николаевич 21.01.1979г.

Теория деятельности

«Теория деятельности», которую создал Алексей Леонтьев, была системой научной психологии, имеющей сильную идеологическую подоплёку. Она изучала деятельность человека (в первую очередь трудовую) и её связь с сознанием. Вот некоторые её положения:

  • Не сознание определяет деятельность, а наоборот - деятельность определяет сознание.
  • Психика формируется в деятельности и в ней проявляется. Деятельность и психика образуют органическое единство, хотя и не тождественны друг другу.
  • Деятельность не является ответом на внешние раздражители (стимулы), а контролируется сознанием.
  • Деятельность - это совокупность действий, направленных на достижение целей.

Видно, что некоторые положения теории деятельности Леонтьева противоречат друг другу. Деятельность определяет сознание, но в то же время контролируется (а значит - определяется) сознанием. Однако это противоречие устраняется установлением того, что сознание прочно «впаяно» в деятельность и неотделимо от неё.

На основе изучения деятельности человека и её составных частей (действие, операция) Леонтьев и Рубинштейн предлагали изучать всю сферу психической жизни - мысли, идеи, эмоции, чувства, поведение и т. д.

Классовый характер советской психологии Леонтьев отстаивал до конца своей жизни. Через призму коммунистической идеологии он смотрел на все элементы психологической науки. Отсюда и некоторая неясность его формулировок, и их непоследовательность.

Культурно-историческая теория

Теория деятельности Леонтьева, по сути, была составной частью культурно-исторической теории, над которой он работал в течение всей жизни. Это учение проистекает из трудов Л. С. Выготского, хотя в них это словосочетание упомянуто всего лишь несколько раз. Культурно-историческая психология исходит из того, что в психике человека различаются два уровня:

  • первый - низший, «животный», сформированный в процессе естественной эволюции;
  • второй - высший, сформированный в культурной жизни человечества на протяжении всей её истории.

В науке в то время закрепился тезис о том, что человека создали труд и речь. Выготский в большей степени интересовался вторым компонентом - речью в широком её понимании. По его мнению, между внешним стимулом и реакцией человека на него находится опосредованный стимул - знак, направленный на контролирование реакции. Алексей Леонтьев, развивая культурно-историческую психологию, обратился к следующему компоненту «очеловечивания» - труду.

План

Введение

1. Творческий путь А.Н. Леонтьева

2. Учение А.Н. Леонтьева

Заключение

Список литературы

Введение

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - российский психолог; доктор психологических наук, профессор, действенный член АНП РСФСР (1950), АПН СССР (1968), Почетный член Венгерской академии наук (1937), Почетный доктор Парижского университета(1968). Разработал общепсихологическую теорию деятельности. Основные научные труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление движения» совместно с А.В. Запорожцем (1945), «Очерк развития психики» (1947), «Потребности и мотивы деятельности» (1956), «Проблемы развития психики» (! 959, 1965), «Об историческом подходе к изучению психики человека» (1959), «Потребности, мотивы и эмоции» (1971), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).

1. Творческий путь А.Н. Леонтьева

Алексей Николаевич Леонтьев сделал деятельность предметом и методом психологического исследования. Он назвал категории деятельности сознания и личности как «наиболее важные для построения непротиворечивой системы психологии как конкретной науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов» .Разработанная Леонтьевым общепсихологическая теория деятельности является важнейшим достижением советской психологической науки, а сам Леонтьев - крупным теоретиком, одним из создателей советской психологии. На материале теоретических и экспериментальных исследований он показал объяснительную силу деятельности для понимания центральных психологических проблем: сущности и развития психики сознания, функционирования различных форм психического отражения личности. В разработке проблемы деятельности Леонтьев исходил из культурно-исторической концепции психики Л.С. Выготского. Он считал, что марксистско-ленинская методология позволяет проникнуть в действительную природу психики, сознания человека, а в теории деятельности видел конкретизацию марксистско-ленинской методологии в области психологии.

Истоки его исследований восходят к началу 30-х гг., когда Леонтьев возглавил группу психологов в Харькове. В ее состав входили А.В. Запорожец, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, П.И. Зинченко, Г.Д. Луков, В.И. Аснин. Для них центральной стала проблема практической деятельности и сознания, которая рассматривалась Леонтьевым «необходимой линией движения психологического исследования». Производилось изучение структуры детской деятельности, ее средств, цели, мотива и изменения в процессе развития ребенка.

В конце 30-х гг. А.Н. Леонтьев обращается к проблемам развития психики: исследует генезис чувствительности, развитие психики животных. Итогом этих работ явилась докторская диссертация «Развитие психики» (1946). Здесь была разработана концепция стадиального развития психики в процессе эволюции животного мира, исходя из изменения в этом процессе характера связей животных с окружающими условиями . Каждая новая ступень рассматривалась как переход к новым условиям существования и шаг в усложнении физической организации животных. Выделенные Леонтьевым стадии в развитии психики - элементарной сенсорной психики, перцептивной и стадии интеллекта - в последующих исследованиях получили дальнейшую разработку и конкретизацию .

Во время Великой Отечественной войны А.Н. Леонтьев, будучи научным руководителем эвакуационного госпиталя на Урале, возглавил работу по восстановлению утраченной гностической чувствительности и движений после ранений путем специальной организации осмысленной предметной деятельности раненых . Хотя этот цикл исследований преследовал практические цели, одновременно он подводил к систематическому изучению теоретической проблемы о решающей роли деятельности и действия в психическом развитии.

В статьях 1944-1947 гг., посвященных развитию психики в онтогенезе, проблема деятельности получает специальную разработку. Было сформулировано понятие ведущей деятельности, положенное в основу при изучении периодизации психического развития ребенка (А.Б. Эльконин), исследована игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте . Было произведено различение деятельности (и мотива) и действия (и цели), операций или способов выполнения действия, описывались динамика их взаимоотношений в процессе реальной жизнедеятельности ребенка; был раскрыт механизм сдвига мотива на цель как механизм процесса рождения новых деятельностей; вводилось различение «только понимаемых мотивов» и мотивов, реально девствующих». Описывалось превращение действия в операцию. На примере учебной деятельности была раскрыта психологическая характеристика сознания, в частности, показана несводимость сознания к знанию смысла к значению .

Эти исследования составили основу психологического учения А.Н. Леонтьева о деятельности ее структуре, ее динамике, ее различных формах и видах, окончательный вариант которого дан в работе «Деятельность. Сознание. Личность». Согласно этой концепции, деятельность субъекта является тем содержательным процессом, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром и который опосредствует связи между воздействующим объектом и субъектом. Деятельность включена в систему общественных условий. Основной характеристикой деятельности является ее предметность - деятельность определяется предметом, подчиняется, уподобляется ему: предметный мир «втягивается» в деятельность и отражается в его образе, в том числе в эмоционально-потребностной сфере. Образ порождается предметной деятельностью. Таким образом, психика рассматривается как процессы субъективного отражения объективного мира порождаемые материальной практической деятельностью . Формой существования образа в индивидуальном сознании являются значения языка. В сознании обнаруживается также чувственная ткань, т.е. чувственные образы и личностные смыслы, которые придают сознанию пристрастный характер. Исследование всех этих составляющих сознания отражены в ряде публикаций.

Деятельность имеет сложную структуру. различаются деятельность и соответствующий ей мотив, действие и соответствующая ему цель, операции и соответствующие им способы осуществления действия, физиологические механизмы, реализаторы деятельности. Между компонентами деятельности существуют переходы и трансформации. Анализ образующих деятельность единиц привел к выводу о единстве строения внешней и внутренней деятельности в форме которой существует психическое. Показаны переходы от внешней деятельности к внутренней (интериоризация) и от внутренней - к внешней (экстериоризация). Так преодолевалась мистификация психики, сознания.

Деятельность предполагает субъекта деятельности, личность. В контексте теории деятельности различаются образования «индивид» и «личность». Личность является продуктом всех отношений человека к миру, реализуемых совокупностью всех разнообразных деятельностей. Основными параметрами личности являются широта связей человека с миром, степень их иерархизированности и общая их структура. Подход к изучению личности с позиции теории деятельности успешно развивается в советской психологии.

2. Учение А.Н. Леонтьева

Основные теоретические положения учения А.Н. Леонтьева:

· психология - это конкретная наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредует жизнь индивидов;

· объективным критерием психики является способность живых организмов реагировать на абиотические (или биологически нейтральные) воздействия;

· абиотические воздействия выполняют сигнальную функцию по отношению к биологически значимым раздражителям:

· раздражимость - это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия, а чувствительность - это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биологическими свойствами;

· в эволюционном развитии психики выделяются три стадии: 1) стадия злементарной сенсорной психики, 2) стадия перцептивной психики, 3) стадия интеллекта;

· развитие психики животных - это процесс развития деятельности;

· особенностями деятельности животных являются:

а) вся активность животных определяется биологическими моделями;

б) вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций;

в) основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы. Научение у них ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования индивида;

г) у животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т.е. в форме материальной культуры;

· деятельность субъекта является тем содержательным процессом, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром и который опосредует связи между объектом и воздействующим на него субъектом;

· деятельность человека включена в систему общественных отношений и условий;

· основной характеристикой деятельности является ее предметность; деятельность определяется предметом, подчиняется, уподобляется ему;

· деятельность - это процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, позволяющий удовлетворять ему свои жизненно необходимые потребности;

· сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть введено в деятельность субъекта;

· поведение, деятельность нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения, сознания и деятельности );

· деятельность это активный, целенаправленный процесс (принцип активности деятельности );

· действия человека предметны; они реализуют социальные цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности ).

А.Н. Леонтьев о структуре деятельности

· деятельность человека имеет сложное иерархическое строение и включает следующие уровни: I - уровень особых деятельностей (или особых видов деятельности); II - уровень действий; III - уровень операций; IV - уровень психофизиологических функций;

· деятельность человека неразрывно связана с его потребностями и мотивами. Потребность - это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. В психологии потребность человека рассматривается как переживание нужды в том, что необходимо для продолжения жизни его организма и развития его личности. Мотив - это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Мотив по А.Н. Леонтьеву - это опредмеченная потребность;

· деятельность как целое - это единица жизни человека, активно отвечающая определенному мотиву;

· тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи , к выявлению той цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель - это представляемый им мыслимый результат деятельности;

· действие как составная часть деятельности отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий;

· деятельность и действие жестко не связаны между собой. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности;

· действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости от тех условий, в которых это действие совершается. Способы осуществления. действия называются операциями. Операции - это преобразованные, ставшие автоматизированными действия, которые, как правило, не осознаются. Например: когда ребенок учится писать буквы, это написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью - правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов и, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию;

· операции бывают двух видов: первые возникают из действия путем их автоматизации, вторые возникают путем адаптации, прилаживания к окружающим условиям, путем непосредственного подражания;

· цель, данная в определенных условиях, в теории деятельности называется задачей ;

· соотношение структурного и мотивационного компонентов деятельности представлено на рис. 1.

А.Н. Леонтьев о трансформации деятельности

· деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию. В данном случае говорят об укрупнении единиц деятельности . Например, при обучении управлению автомобилем первоначально каждая операция (например, переключение передач) формируется как действие, подчиненное сознательной цели. В дальнейшем это действие (переключение передач) включается в другое действие, имеющее сложный операционный состав, например, в действие изменения режима движения. Теперь переключение передач становится одним из способов его выполнения - операцией, его реализующей, оно уже перестает осуществляться в качестве особого целенаправленного процесса: его цель не выделяется. Для сознания водителя переключение передач в нормальных условиях как бы вовсе не существует;

· результаты составляющих деятельность действий при некоторых условиях оказываются более значительными, чем мотив деятельности, в которую они включены. Тогда действие становится деятельностью. В данном случае говорят о дроблении единиц деятельности на более мелкие единицы. Так, ребенок может своевременно выполнять домашние задания первоначально лишь для того, чтобы пойти гулять. Но при систематическом обучении и получении положительных отметок за свою работу повышающих его ученический «престиж», у него пробуждается интерес к изучаемым предметам, и он начинает готовить теперь уроки, чтобы лучше разобраться в содержании материала. Действие приготовления уроков обрело свой мотив и стало деятельностью. Этот обще-психологический механизм развития действия А.Н. Леонтьев назвал «сдвигом мотива на цель» (или превращением цели в мотив). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную силу, т.е. сама становится мотивом. Дробление единиц деятельности может проявляться и в превращения операций в действия. Например, в ходе разговора человек не может найти нужного слова, т.е. то, что было операцией, стало действием, подчиненным осознаваемой цели .

А.Н. Леонтьев о сущности и структуре сознания

· сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния;

· первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание - образ становится также сознанием - деятельностью . Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно-практической деятельности, более того, - управляющим ею;

· другое капитальное изменение претерпевает сознание в ходе исторического развития. Оно заключается в разрушении первоначальной слитности сознания трудового коллектива (например, общины) и сознания образующих его индивидов. В то же время психологические особенности индивидуального сознания только и могут быть поняты через их связи с теми общественными отношениями, в которые вовлечен индивид;

· структура сознания включает: чувственную ткань сознания, значения и личностные смыслы;

· чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивостью и т.д.;

· особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное «поле» и объект его деятельности;

· чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно - свою означенность . Значения и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания.

· значения преломляют мир в сознании человека, Хотя носителем значений является язык, но язык - не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операция) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность;

· в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, т.е. в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же «не психологичны» как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними;

· следует различать осознаваемое объективное значение и его значение для субъекта. В последнем случае говорят о личностном смысле. Другими словами личностный смысл - это значение того или иного явления для конкретного человека. Личностный смысл и создает пристрастность сознания. В отличие от значений личностные смыслы не имеют своего «психологического существования»;

сознание человека, как и сама его деятельность не является неким слагаемым входящих в него частей, т.е. оно не аддитивно. Это не плоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами. Это и не связь отдельных его «единиц», а внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе. Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания.

А.Н. Леонтьев о соотношении сознания и мотивов

· мотивы могут осознаваться, но, как правило, не осознаются , т.е. все мотивы можно разбить на два больших класса ― осознаваемые и неосознаваемые;

· осознание мотивов - это особая деятельность, особая внутренняя работа;

· неосознаваемые мотивы «проявляются» в сознании в особых формах - в форме эмоций и в форме личностных смыслов. Эмоции - это отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмции, если неуспешно отрицательные. Личностный смысл - это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива;

· мотивы человека образуют иерархическую систему. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проявляются в ситуациях конфликта мотивов.

А.Н. Леонтьев о соотношении внутренней и внешней деятельности

· внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и отличается от нее только формой протекания (принцип единства внутренней в внешней деятельности );

· внутренняя деятельность произошла из внешней практической деятельности путем процесса интериоризации (или переноса соответствующих действий в умственный план, т.е. их усвоения);

· внутренние действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат;

· для успешного воспроизведения какого-либо действия «в уме» нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. При интериоризации внешняя деятельность, хотя и не меняет своего принципиального строения, сильно трансформируется, сокращается, что позволяет осуществлять ее значительно быстрее.

А.Н. Леонтьев о личности

· личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается ;

· личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество , хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида;

· с этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение:

а) иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека;

б) это исследование его места, позиции в системе общественных связей, общений, которые открываются ему;

в) это исследование того, что, ради чего и как использует человек доставшееся ему от рождения и приобретенное им;

· антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и, вместе с тем, как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь формы и способы их проявления;

· личностью не рождаются, личностью становятся ;

· личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека;

· личность есть специальное человеческое образование;

· реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей

· становление личности - это становление связной системы личностных смыслов:

существуют три основных параметра личности:

1) широта связей человека с миром;

2) степень их иерархизованности и

3) их общая структура;

· личность рождается дважды :

а) первое рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений между мотивами, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам;

б) второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Второе рождение личности предполагает наличие самосознания .


Заключение

Через все творчество Леонтьева проходит борьба с натуралистическими концепциями в психологии человека, идея исторического развития человеческого сознания. Она явилась предметом специального анализа в статьях 1959-1960 гг. Здесь в контексте проблемы биологического и социального сформулированы понятия о трех видах опыта - индивидуальном, видовом и социальном.

На основе теории деятельности А.Н. Леонтьева в Московском университете на факультете психологии, основателем и первым деканом которого он был, а также и в других учреждениях проводятся исследования в общей и в других отраслях психологической науки - социальной, детской, педагогической, инженерной, патопсихологии, зоопсихологии и др. В начале 60-х гг. А.Н. Леонтьев выступил с рядом работ по инженерной психологии и эргономике и этим способствовал возникновению и формированию этих отраслей психологической науки и СССР. Ему принадлежат исследования по педагогической психологии.

Таким образом , А.Н. Леонтьев внес огромный вклад в развитие отечественной и мировой психологии, а его идеи развиваются учеными и в настоящее время.

Список литературы

1. Ждан А.Н. История психологии: от Античности до наших дней. - М., 2001.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

3. Леонтьев А.Н. Очерки развития психики. - М., 1947.

4. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Психофизиологическое восстановление функций руки после ранения. - М., 1945.

5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка: Психологические основы дошкольной игры // А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. Т. 1. - М., 1983.

6. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. - М., 1956.

7. Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии // Вопросы философии. - 1966. - №12.

8. Петровский А.В. Психология в России: XX вв. - М., 2000.

9. Фарби К.Э. Основы зоопсихологии. - М., 1976.

Деятельно­стью называется система различных форм реализации отношений субъекта к миру объектов. Так определял понятие «дея­тельность» создатель одного из вариан­тов деятельностного подхода в психо­логии Алексей Николаевич Леонтьев (1903 - 1979) (10).

Еше в 30-е гг. XX в. в школе А. Н.Леонтьева была выделена, а в последу­ющие десятилетия тщательно разработана структура отдельной деятельности. Представим ее в виде схемы:

Деятельность - Мотив (предмет потребности)

Действие - Цель

Операция - Задача (цель в определенных условиях)

Эта схема строения деятельности открыта как вверх, так и вниз. Сверху она может быть дополнена системой деятельностей разно­го вида, иерархически организованных; внизу - психофизиоло­гическими функциями, обеспечивающими реализацию деятель­ности.

В школе А. Н.Леонтьева выделяют еще две формы деятельности субъекта (по характеру ее открытости для наблюдения): внешнюю и внутреннюю (12).

В школе А.Н.Леонтьева отдельную, конкретную деятельность выделяли из системы деятельностей по критерию мотива.

Мотив обычно определяется в психологии как то, что «движет» деятель­ность, то, ради чего эта деятельность осуществляется.

Мотив (в узком понимании Леонтьева) – как предмет потребности, т.е., чтобы охарактеризовать мотив, необходимо обратиться к ка­тегории «потребность».

А.Н.Леонтьев определял потребность двояко:

Определение ПОТРЕБНОСТИ

расшифровка

1) как «внутреннее условие», как одну из обязательных предпо­сылок деятельности, которая, однако, не способна вызвать направ­ленную деятельность, а вызывает - как «нужда» - лишь ориенти­ровочно-исследовательскую деятельность, направленную на поиск предмета, способного избавить субъекта от состояния нужды.

«виртуальная потребность», потребность «в себе», «потребностном состоянии», просто «нуж­де»

2) как то, что направляет и регулирует конкретную деятель­ность субъекта в предметной среде после встречи его с предметом.

«актуальная потребность» (потребно­сть в чем-то конкретном)

Пример: До встречи с кон­кретным предметом, свойства которого в самом общем виде за­фиксированы в генетической программе гусенка, у птенца нет потребности следовать именно за тем конкретным предметом, который окажется у него перед глазами в момент вылупления из яйца. Однако в результате встречи «неопредмеченной» еще по­требности (или «потребностного состояния») с соответствующим предметом, подходящим под генетически зафиксированную схе­му примерного «образца», происходит запечатление именно данного предмета как предмета потребности - и потребность «опредмечивается». С тех пор данный предмет становится мотивом деятельности субъекта (птенца) - и он повсюду следует за ним.

Таким образом, потребность на первом этапе своего развития –это еще не потребность, а нужда организма в чем-то, что находится вне его, хотя и отраженная на психическом уровне.

Деятельность, побуждаемая мотивом, реализуется человеком в форме действий, направленных на достижение определенной цели.

Цель (по Леонтьеву) – как желаемый резуль­тат деятельности, сознательно планируемый человеком, т.е. мотив- это то, ради чего производится некая деятельность, цель - то, что планируется сделать в этой связи для реализации мотива.

Как правило, в человеческой деятельности мотив и цель не совпадают между собой .

Если цель всегда осознаваема субъектом (он всегда может отдать себе отчет в том, что собирается делать: подавать документы в институт, в такие-то дни сдавать вступительные экзаме­ны и т.п.), то мотив, как правило, является для него бессознатель­ным (человек может не догадываться об истинной причине своего поступления именно в этот институт: он будет уверять, что очень интересуется, например, техническими науками, тогда как на са­мом деле его побуждает поступать туда желание быть рядом с лю­бимым человеком).

В школе А.Н.Леонтьева особое внимание уделяется анализу эмоциональной жизни человека. Эмо­ции рассматриваются здесь как непосредственное переживание смыс­ла цели (который определяется стоящим за целью мотивом, поэтому эмоции могут быть определены как субъектив­ная форма существования мотивов). Эмоция дает понять человеку, каковы могут быть истинные моти­вы постановки той или иной цели. Если при успешном достижении цели возникает отрицательная эмоция, значит, для данного субъекта этот успех мнимый, поскольку то, ради чего все предпринима­лось, не достигнуто (мотив не реализован). Поступила в институт девушка, но не поступил любимый человек.

Мотив и цель могут переходить друг в друга: цель при приобре­тении ею особой побудительной силы может стать мотивом (этот механизм превращения цели в мотив называется в школе А.Н.Ле­онтьева «сдвигом мотива на цель ») или, напротив, мотив стано­вится целью.

Пример: Пред­положим, что юноша поступил в институт по желанию мамы. Тогда истинным мотивом его поведения является «сохранить хорошие отноше­ния с мамой», и этот мотив будет придавать соответствующий смысл цели «учиться именно в этом институте». Но учеба в институте и препо­даваемые в нем предметы настолько увлекают этого мальчика, что через некоторое время он начинает с удовольствием посещать все занятия уже не ради мамы, а ради получения соответствующей профессии, посколь­ку она целиком захватила его. Произошел сдвиг мотива на цель (бывшая цель приобрела побудительную силу мотива). При этом, наоборот, быв­ший мотив может стать целью, т.е. поменяться с нею местами, а может случиться другое: мотив, не переставая быть мотивом, превращается в мотив-цель. Этот последний случай бывает тогда, когда человек вдруг, отчетливо осознает истинные мотивы своего поведения и говорит себе: «Теперь я понял, что жил не так: работал не там, где хотел, жил не с тем, с кем хотел. С этого момента буду жить иначе и теперь совершенно осознанно буду достигать действительно значимых для меня целей».

Поставленная цель (в которой субъект отдает себе отчет) не означает еще, что способ достижения этой цели будет одинаков при разных условиях ее достижения и всегда при этом осознаваем. Одну и ту же цель разным субъектам зачастую приходится дости­гать в разных условиях (в широком смысле слова). Способ дей­ствия в определенных условиях называется операцией и соотно­сится с задачей (т.е. целью, данной в определенных условиях) (12).

Пример: поступление в институт может быть достигнуто разными способами (например, можно пройти «через сито» вступительных экзаменов, можно поступить по результатам олимпиады, можно не набрать нужных для бюджетного отделения баллов и все же поступить - на платное отделение - и т.п.) (12).

Определение

Примечание

Деятельность

    отдельная «единица» жизни субъекта, побуждаемая конкретным мотивом, или предметом потребности (в узком смысле по Леонтьеву).

    это совокупность действий, которые вызываются одним мотивом.

Деятельность имеет иерархическое строение.

Уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности)

Уровень действий

Уровень операций

Уровень психофизиологических функций

Действие

основная единица анализа деятельности. Процесс, направленный на реализацию цели.

    действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели.

    действие – это одновременно и акт поведения. В отличие от бихевиоризма теория деятельности рассматривает внешнее движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели – это скорее несостоявшееся поведение, чем подлинная сущность

действие = неразрывное единство сознания и поведения

    через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности

    понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир.

Субъект

носитель деятельности, сознания и по­знания

Без субъекта нет объекта и наоборот . Это означает, что деятельность, рассматриваемая как форма отношения (точнее, форма реализации отношения) субъек­та к объекту, является осмысленной (необходимой, значимой) для субъекта, она совершается в его интересах, но всегда направ­лена на объект, который перестает быть «нейтральным» для субъек­та и становится предметом его деятельности.

Объект

то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта

Предмет

обозначает не­которую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.

неразделимы деятельность и предмет (поэтому постоянно говорят о «предметности» деятель­ности; «беспредметной» деятельности не бывает). Именно благо­даря деятельности объект становится предметом, а благодаря пред­мету деятельность становится направленной. Таким образом, деятельность объединяет понятия «субъект» и «объект» в нераздели­мое целое.

Мотив

предмет потребности, то, ради чего осуществля­ется та или иная деятельность.

Каждая отдельная деятельность побуждается мо­тивом, сам субъект может не осознавать свои мотивы, т.е. не отдавать себе в них отчета.

Мотивы порождают действия, т.е приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами мотивы осознаются не всегда.

- Осозноваемые мотивы (мотивы – цели, характерны для зрелых личностей)

- Неосознованемые мотивы (проявляются в сознании в виде эмоций и личностных смыслов)

Полимотивированность человеческих мотивов.

Главный мотив – ведущий мотив, второстепенные – мотивы – стимулы.

Цель

образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Цель всегда осознаваема. Побуждаемый тем или иным мотивом к деятельности, субъект ставит перед собой определенные цели, т.е. сознательно планиру­ет своими действиями достичь какого-либо желаемого им результата. При этом достижение цели всегда происходит в конкретных условиях, которые могут меняться в зависимости от обстоятельств.

Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели.

Задача

цель, данная в определенных условиях

Опера­ция

Способы осуществления действий

Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает цели, то операция отвечает условиям (внешние обстоятельства и возможности), в которых эта цель дана. Главное свойство операции в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Уровень операции заполнен автоматическими действиями и навыками.

Операциибывают 2-х видов: одни возникают путем адаптации, непосредственного подражания (практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях); другие возникают из действий путем их автоматизации (находятся на грани сознания и легко могут стать актуально осознаваемыми). Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций.

Потребность

    это исходная форма активности живых организмов. Объективное состояние живого организма.

    это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.

Потребность всегда предметна.

Органическая потребность биологического существа в необходимом для его жизнедеятельности и развития. Потребности активизируют организм – поиск необходимого предмета потребности: пищи, воды итд. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он должен быть еще найден. В ходе поиска происходит «встреча» потребности со своим предметом, его «узнавание» или «опредмечивание потребности». В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив определяется как предмет потребности (конкретизация). Самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется.

- Биологическая потребность

Социальная потребность (потребность в контактах с себе подобными)

Познавательная (потребность во внешних впечатлениях)

Эмоции

отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.

Личностный смысл

переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия, события, оказавшихся в поле деятельности ведущего мотива.

Субъект выступает в процессе совершения им той или иной деятельности как организм со своими психофизиологи­ческими особенностями, и они также вносят свой вклад в специ­фику совершаемой субъектом деятельности.

С точки зрения школы А. Н.Леонтьева, знание свойств и струк­туры человеческой деятельности необходимо для понимания пси­хики человека (12).

Традиционно в деятельностном подходе выделяются несколь­ко динамических составляющих («частей», или, точнее, функцио­нальных органов) деятельности, необходимых для ее полноценного осуществления. Главными из них являются ориентировочная и исполнительная составляющие, функциями которых выступают соответственно ориентировка субъекта в мире и исполнение дей­ствий на основе полученного образа мира в соответствии с поставленными им целями.

Задачей исполнительной составляющей деятельности (ради которой дея­тельность вообще существует) является не только приспособле­ние субъекта к миру объектов, в котором он живет, но и измене­ние и преобразование этого мира.

Однако для полноценного осуществления исполнительной функции деятельности ее субъекту необходимо ориентироваться в свойствах и закономерностях объектов, т.е., познав их, уметь изменить свою деятельность (например, использовать те или иные конкретные операции как способы осуществления действий в оп­ределенных условиях) в соответствии с познанными закономер­ностями. Именно это является задачей ориентировочной «части» (функционального органа) деятельности. Как правило, человек должен, прежде чем что-то делать, сориентироваться в мире для построения адекватного образа этого мира и соответствующего ему плана действий, т.е. ориентировка должна забегать вперед исполнения. Так чаще всего поступает взрослый человек в обыч­ных условиях деятельности. На ранних ступенях развития (например, у маленьких детей) ориентировка совершается в про­цессе исполнения, а иногда и после него (12).

Резюме

    Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания)

    поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. Принцип единства сознания и поведения.

    деятельность- это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности)

    действия человека предметны; они реализуют социальные – производственные и культурные – цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности) (10).

Страница:

Леонтьев Алексей Николаевич (5 февраля 1903, Москва — 21 января 1979, Москва) — советский психолог, занимавшийся проблемами сознания и деятельности. Ученик Л. С. Выготского. В 1924 году окончил МГУ им. М. В. Ломоносова.

С 1941 года — профессор МГУ и с 1945 — заведующий кафедрой психологии философского факультета. В 1948 году вступил в коммунистическую партию. С 1950 года — действительный член АПН РСФСР, а уже с 1968 года — АПН СССР. Основал в 1966 году факультет психологии МГУ и руководил им 1960-70-е годы. Сын — А. А. Леонтьев.

«Личностный смысл порождается бытием человека, жизнью...»

Леонтьев Алексей Николаевич

Научный вклад

При активном участии Леонтьева прошёл ряд психологических дискуссий, в которых он отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами.

Критики отмечают тот факт, что Леонтьев был одним из наиболее последовательных сторонников идеологизации советской психологии. Во всех своих работах, в том числе в программной книге «Деятельность, сознание, личность» (1975), он последовательно проводил тезис: «В современном мире психология выполняет идеологическую функцию и служит классовым интересам; не считаться с этим невозможно».

В 1976 году открыл лабораторию психологии восприятия, которая действует и по сей день.

Основные публикации

  • Список печатных работ А. Н. Леонтьева
  • Развитие памяти., М., 1931
  • Восстановление движения. -М., 1945 (соавт.)
  • К вопросу о сознательности учения, 1947
  • Психологические вопросы сознательности учения idem// Известия АПН РСФСР.- М., 1947.- Вып. 7.
  • Очерк развития психики. — М., 1947
  • Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.-Л., 1948
  • Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст). — М.,1950
  • Умственное развитие ребенка. — М., 1950
  • Психология человека и технический прогресс. — М., 1962 (соавт.)
  • Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1973
  • Деятельность. Сознание. Личность (idem), 1977
  • Воля, 1978
  • Категория деятельности в современной психологии// Вопр. психологии, 1979, № 3
  • Проблемы развития психики. — М., 1981 (Предисловие, оглавление, комментарии)
  • Избранные психологические произведения (idem — Оглавление, От составителей, Ввведение, Аннотация & Комментарии: т. 1, т. 2), 1983; В 2-х т. Том 1 и 2.
  • Проблема деятельности в истории советской психологии, Вопросы психологии, 1986, N 4
  • Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.,1990 (соавт.).
  • Философия психологии, 1994
  • Лекции по общей психологии, 2000
  • In English: Alexei Leont’ev archive @ marxists.org.uk: Activity, Consciousness, and Personality, 1978 & Activity and Consciousness, 1977

Годы жизни: 1903 - 1979

Родина: Москва (Российская Империя)

Леонтьев Алексей Николаевич - психолог, действительный член АПН РСФСР (1950), доктор педагогических наук (по психологии) (1940), профессор (1932).

В 1924 г. окончил факультет общественных наук Московского университета. В 1924-31 гг. вел научную и преподавательскую работу в Москве (Институт психологии, Академия Коммунистического Воспитания им. Н. К. Крупской), в 1931-1935 гг. - в Харькове (Украинская Психоневрологическая академия, Педагогический институт). В 1936-1956 гг. - в Институте психологии АПН. В годы Великой Отечественной войны - начальник экпериментального госпиталя восстановления движений под Свердловском. С 1941 г. - профессор МГУ, с 1950 г. - зав. кафедрой психологии, с 1966 г. - декан факультета психологии МГУ. Академик-секретарь отделения психологии (1950-1957 г.г.) и вице-президент (1959-1961 г.г.) АПН РСФСР.

Профессиональное становление Леонтьева как ученого произошло в 1920-е гг. под влиянием его прямого учителя Л. С. Выготского, который буквально взорвал традиционную психологию своими методологическими, теоретическими и экспериментальными работами, заложившими основы новой психологии. Своими работами конца 20-х гг. Леонтьев также внес вклад в разработку созданного Выготским культурно-исторического подхода к становлению человеческой психики.

Однако уже в начале 1930-х гг. Леонтьев, не порывая с культурно-исторической парадигмой, начинает дискутировать с Выготским о путях ее дальнейшего развития. Если для Выготского основным предметом изучения было сознание, то для Леонтьева более важным представлялся анализ формирующей сознание человеческой практики, жизнедеятельности. В работах Леонтьева 30-х гг., опубликованных лишь посмертно, он стремился утвердить идею о приоритетной роли практики в формировании психики и понять закономерности этого формирования в фило- и онтогенезе. Его докторская диссертация была посвящена эволюции психического в животном мире - от элементарной раздражимости у простейших до человеческого сознания. Господствовавшей в старой психологии картезианской оппозиции "внешнее - внутреннее" Леонтьев противопоставляет тезис о единстве строения внешних и внутренних процессов, вводя категориальную пару "процесс-образ". Леонтьев разрабатывает категорию деятельности как действительного (в гегелевском смысле) отношения человека к миру, которая и выступает как основа этого единства. Это отношение не является в строгом смысле индивидуальным, а опосредованно отношениями с другими людьми и социокультурно выработанными формами практики.

Сама структура деятельности по своей природе социогенна. Идея о том, что формирование психических процессов и функций происходит в деятельности и посредством деятельности, послужила основой многочисленных экспериментальных исследований развития и формирования психических функций в онтогенезе, выполненных Леонтьевым и его сотрудниками в 1930-60-е гг. Эти исследования заложили основу для целого ряда новаторских психолого-педагогических концепций развивающего обучения и воспитания, которые в последнее десятилетие получили широкое распространение в педагогической практике.

К периоду конца 30-х - началу 40-х годов относится также разработка хорошо известных представлений Леонтьева о структуре и единицах анализа деятельности и сознания. Согласно этим представлениям, в структуре деятельности различаются три психологических уровня: собственно деятельности (акт деятельности), выделяемой по критерию ее мотива, действий, вычленяемых по критерию направленности на достижение осознанных целей, и операций, соотносящихся с условиями осуществления деятельности. Для анализа сознания принципиально важной оказалась введенная Леонтьевым дихотомия "значение - личностный смысл", первый полюс которой характеризует "безличное", всеобщее, социокультурно усвоенное содержание сознания, а второй - его пристрастность, субъективность, обусловленную неповторимым индивидуальным опытом и структурой мотивации.

Во второй половине 1950-60-х гг. Леонтьев формулирует тезис о системном строении психики и вслед за Выготским разрабатывает на новой концептуальной основе принцип исторического развития психических функций. Практическая и "внутренняя" психическая деятельность не только едины, но могут переходить из одной формы в другую. По сути, речь идет о единой деятельности, которая может переходить из внешней, развернутой формы во внутреннюю, свернутую (интериоризация) и наоборот (экстериоризация), может одновременно включать в себя собственно психические и внешние (экстрацеребральные) компоненты.

В 1959 г. вышла первым изданием книга Леонтьева "Проблемы развития психики", обобщавшая его работы 1930-50-х гг., за которую он был удостоен Ленинской премии.

В 1960-70-х гг. Леонтьевпродолжает разрабатывать "деятельностный подход" или "общепсихологическую теорию деятельности". Аппарат деятельностной теории он применяет для анализа восприятия, мышления, психического отражения в широком смысле слова. Рассмотрение их как активных процессов, имеющих деятельностную природу, позволило продвинуться на новый уровень их понимания. В частности, Леонтьевым была выдвинута и подкреплена эмпирическими данными гипотеза уподобления, гласящая, что для построения чувственных образов необходима встречная активность органов восприятия.

В конце 1960-х гг. Леонтьев обращается к проблеме личности, рассматривая ее в рамках единой системы с деятельностью и сознанием.

В 1975 г. выходит книга Леонтьева "Деятельность. Сознание. Личность", в которой он, подводя итоги своим работам 60-70-х гг., излагает философско-методологические основания психологии, стремится "психологически осмыслить категории, наиболее важные для построения целостной системы психологии как конкретной науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов". Категория деятельности вводится Леонтьевым в этой книге как путь преодоления "постулата непосредственности" воздействия внешних раздражителей на индивидуальную психику, который нашел наиболее завершенное выражение в бихевиористской формуле "стимул - реакция". Деятельность выступает как "молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта". Ключевым признаком деятельности выступает ее предметность, в понимании которой Леонтьев опирается на идеи Гегеля и раннего Маркса. Сознание есть то, что опосредует и регулирует деятельность субъекта. Оно многомерно. В его структуре выделяются три основных составляющих: чувственная ткань, служащая материалом для построения субъективного образа мира, значение, связывающее индивидуальное сознание с общественным опытом или социальной памятью, и личностный смысл, связывающий сознание с реальной жизнью субъекта.

Основанием для анализа личности также выступает деятельность, вернее система деятельностей, осуществляющих разнообразные отношения субъекта с миром. Их иерархия, а точнее иерархия мотивов или смыслов, и задает структуру личности человека. В 1970-е гг. Леонтьев вновь обращается к проблемам восприятия и психического отражения, но по-иному. Ключевым для него становится понятие образа мира, за которым стоит прежде всего идея непрерывности воспринимаемой картины действительности и образов отдельных объектов. Невозможно воспринять отдельный объект, не воспринимая его в целостном контексте образа мира. Этот контекст задает перцептивные гипотезы, направляющие процесс восприятия и опознания. Это направление работ не успело получить какого-либо завершения. Леонтьев создал обширную научную школу в психологии, его работы оказали заметное влияние на философов, педагогов, культурологов и представителей других гуманитарных наук.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.