Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов). Евгений болховитинов - ученый и архиерей Научные труды и сочинения

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Наше наследие»

«Недостаточно образованы те,

которые не знают своего родного:

не следует пренебрегать малым,

без которого великое не может быть совершенно»

(Е.А. Болховитинов)

Актуальность исследования: в настоя­щее время все сильнее проявляется потребность познать самих себя, от­ветить на вечные вопросы: кто мы, откуда вышли, куда идем, что берем от прошлого, во имя чего живем в на­стоящем, что оставим потомкам. Это связано с некоторой неопределенно­стью и нечеткой выраженностью со­временной базовой системы ценност­ных ориентиров, которые объедини­ли бы всех жителей России в единую историко-культурную и социальную общность. Обращение к своим корням может смягчить негативные стороны влияния среды на формирование рос­сиянина-гражданина и патриота.
Краеведческий поиск лежит в осно­ве познания истории Отечества и сво­ей малой родины.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект по внеурочной деятельности выполнила учитель географии МБОУ СОШ №38 им. Е.А. Болховитинова Бердникова И.Н. Учитель биологии МБОУ СОШ №38 им. Е.А. Болховитинова Ижогина Е.Ю. Наше наследие. Евфимий Болховитинов- воронежский Колумб

«Это был человек, который не мог пробыть ни одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории». Михаил Погодин В историю российской отечественной культуры Евфимий Алексеевич Болховитинов (Митрополит Киевский и Галицкий Евгений), кавалер орденов Святого Апостола Андрея Первозванного, Святого Александра Невского, Святой Анны 1-го класса и Святого Владимира 2-го класса, вошел как крупный ученый, историк, археолог, археограф, библиограф, просветитель и церковный деятель высшего ранга.

А. Болховитинов родился 18 (29-го по новому стилю) декабря 1767 года в городе Воронеже в небольшом деревянном доме в Ильинском переулке возле Спасовской улицы, круто сбегающей к Стрелецкому логу и дальше к реке Воронеж, в семье приходского священника Воронежской епархии.

Отец Алексей Андреевич служил в приходской церкви Святого Ильи Пророка (сейчас Ильинский храм) Воронежа, где и был крещен Евфимий. Ее здание было очень ветхим и после рождения сына было предложено на месте деревянного храма поставить каменное. Алексей Андреевич в течение 3-х лет возводил церковь.

С 10 лет Евфимий - сирота. 15 октября 1777 года он был зачислен во второй синтаксический класс Воронежской духовной семинарии, с августа 1782 года до июня 1784 года - в риторический класс семинарии, с сентября 1784 года он - певчий архиерейского хора Благовещенского собора и семинарист в философском классе в слободе Белогорье в Павловском уезде.

Курзанов Александр Михайлович Деревянный Благовещенский собор. XVIII век

В 1785 году Епископ Тихон III направил Евфимия с рекомендательным письмом к ректору Славяно-греко-латинской академии Платону (Левшину), архиепископу Московскому для дальнейшего обучения. Епископ Тихон Платон (Левшин) архиепископ Московский

С 1785 года по 1789 год обучался в Московской Славяно-греко-латинской академии. Одновременно посещал лекции по всеобщей философии и политике, опытной физике и французскому красноречию в Московском университете. Так же становится членом литературного кружка ученого и просветителя Николая Новикова. Знакомится с Николаем Бантыш-Каменским архивистом и археографом, дружба с которым, влияет на формирование научных интересов Е. Болховитинова. историк Н. Бантыш-Каменский

Возвращаясь в Воронеж и в 1789 году, Евфимий работает преподавателем в Воронежской Духовной семинарии, становится учителем риторики, французского языка, греческих и римских древностей, философии, богословия, церковной истории, герменевтики («искусство толкования»). С сентября 1789 года исполняет должность хранителя библиотеки.

С сентября 1790 года – префект Воронежской духовной семинарии и преподаватель богословия и философии. В 1796 году он был рукоположен в протоиереи соборного храма уездного города Павловска Воронежской губернии.

Воронежский период жизнедеятельности Е.А. Болховитинова был очень продуктивен и в научном плане. В Воронеже он начал работать над «Российской историей». Здесь же им написаны работы «Надгробное слово над гробом епископа Иннокентия, с присовокуплением краткого летописца преосвященных воронежских» (1794) и «Полное описание жизни преосвященного Тихона» (1796). Под его руководством разрабатывалась «История воронежской семинарии». Но главным исследованием, которому Е. А. Болховитинов посвящал все свое свободное время, было: «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии, собранное из истории, архивских записок и сказаний».

«Недостаточно образованы те, которые не знают своего родного: не следует пренебрегать малым, без которого великое не может быть совершенно» (Е.А. Болховитинов) БОЛХОВИТИНОВ Евфимий Алексеевич

За большой вклад во всестороннее изучение Воронежской губернии XVIII века Е.А. Болховитинова по праву считают основоположником подлинно научного краеведения в Воронеже.

Открывает ее раздел «Всеобщее историческое сведение о Воронежской губернии по месту, жителям, пространству и Произведениям оной». Здесь автор дает общее историко-географическое и статистико-экономическое описание Воронежской губернии в границах конца XVIII века, а завершает его «Ведомостью натуральных и художественных произведений Воронежской губернии за 1797 год».

Вторая часть книги - это «Историческое сведение о городе Воронеже», Рассказ об истории города Е. А, Болховитинов дополняет подробным описанием воронежских соборов, монастырей, церквей, сведениями о пригородных слободах, промышленных предприятиях, современных ему улицах и зданиях Воронежа. Упоминает Е. А. Болховитинов и о духовной семинарии; перечисляя последовательно ее ректоров и префектов (заведующих учебной частью), в числе последних называет в третьем лице и себя: «Четвертый - протоиерей Евфимий Болховитинов, с 1790 [года] доныне». К описанию самого Воронежа непосредственно примыкает «Описание Воронежского уезда».

Следующая часть книги – «Описание уездных городов». Все уездные города описываются Е. А. Болховитиновым вместе со своими уездами, автор называет крупные селения, особое внимание уделяет находящимся в уездах православным монастырям. Наиболее ценными во всех частях книги Е. Л. Болховитинова являются разделы, посвященные описанию современной исследователю Воронежской губернии конца XVIII века, ее городов, уездов, селений, ее сельского хозяйства и промышленности. Здесь Е. А. Болховитинов выступает как ученый-экономист, соединяя научный талант исследователя со взглядом очевидца.

Заключительная часть книги Е. А. Болховитинова – «Описание Воронежской епархии». – посвящена исследованию церковной истории Воронежского края, где он выступил в роли первооткрывателя. В наши дни церковная история постепенно вновь начинает занимать достойное место в истории народа, становится составной частью истории культуры. Вряд ли преувеличивал роль церкви в истории Воронежского края и Е. А. Болховитинов

Музей МБОУ СОШ №38 имени Е.А. Болховитинова

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ДЕЛ ЕГО….

Учащийся МБОУ СОШ №38 автор гимна Воронежа и духовных песен Сергей Гребенников Гимн Воронежу Здесь, на бархатных буграх, в русском поле Град Воронежский стоит Божьей волей. Отражается в воде вольной птицей, Здесь петровская земля и столица. Здесь творили Кольцов и Никитин, Строил храмы Митрофан Святитель. Помнят камни победу и славу, Как ходили воевать за Державу. Здесь колыбель морского флота, И пушки лил Великий Пётр. Город-крепость – щит России, Наша земля – живая сила!

учащийся МБОУ СОШ №38 Голубев Валентин

Юный иконописец… работы Голубева Валентина

Рисунки Голубева Валентина

Достижения Валентина

Учащаяся МБОУ СОШ №38 Ижогина Мария

Победитель конкурса «Край Воронежский Православный» 2013 года

Я - " Я - истина. Я связь времен. Уже чертою, матери присущей, Являю я в момент, когда рожден, Связь между прошлым и грядущим. Казалось бы, о чем и речь­то: Сияет связь та вечным светом. " Из ничего не выйдет нечто" , - Давно замечено поэтом. Но пониманьем этим я добуду Способность, коей Гамлет дорожил: Связь видеть времени, в котором жить не буду, Со врем­енем, в котором я не жил. А потому, без страха и сомнений, Я эстафету протянул в гряд­ущий век, Чтоб зазвучало среди новых поколений: " Я - истина, поскольку - человек! "


C 1816 по 1822 год в Пскове жил Евфимий Алексеевич Болховитинов, один из самых высокопоставленных иерархов церкви, образованнейший человек своего времени, литератор, историк, археолог, всю жизнь посвятивший собиранию, изучению и сохранению памятников отечественной культуры.
Родился Болховитинов 18 декабря 1767 года в Воронеже, в семье священника. Учеба в Воронежской духовной семинарии, затем в Московском университете, близкое знакомство с деятельностью кружка известного просветителя Н.И.Новикова - все это развило в молодом человеке интерес к отечественной истории, к историческим исследованиям и литературной деятельности.
По окончании академического курса Болховитинов вернулся в родной город, стал преподавателем, а затем и ректором духовной семинарии. В Воронеже он увлекался театром, стоял во главе литературного кружка, где велись горячие споры не только литературного, но и политического характера, переводил с французского литературно-философские сочинения, вел краеведческую работу.
В 1799 г., после смерти жены и троих детей, Болховитинов решил посвятить свою жизнь церковному служению и науке. Он переехал в Петербург и принял монашество, получив имя Евгений и архиерейское звание. В Петербурге он стал префектом духовной академии, в которой преподавал философию и красноречие, читал лекции по богословию и истории. Впоследствии он занимал высокие церковные должности в Новгороде, Вологде, Калуге, не прекращая научных изысканий. Неслучайно в 1810 г. он был избран почетным членом Санкт-Петербургского Общества любителей науки, словесности и художеств, а в 1811 - членом сразу двух обществ: "Петербургской беседы любителей русского слова" и "Общества истории и древностей российских" при Московском университете.

В 1816 г. Евгений был назначен архиепископом Пскова и Курляндии. Псковской его резиденцией стал монастырь на Снятной горе, где он и прожил почти шесть лет, проводя обширные исторические исследования. Болховитинов разыскивал заброшенные архивы, организовывал их разбор, посещал древлехранилища гражданских учреждений, церквей, монастырей, частных поместий, библиотеки, составлял описи, производил многочисленные выписки из древних законодательных актов, писцовых книг, летописей, старался почерпнуть исторические сведения из былин и легенд, из топонимики. Он осматривал старинные здания, разбирал древние надписи, производил обмеры развалин и доступные его силам раскопки. В частности, при земляных работах им были открыты древние псковские мостовые, что давало основания для суждений о характере планировки и застройки древнего периода.
Евгением Болховитиновым был написан ряд работ, посвященных псковскому краю. До 1822 г. он подготовил свод Псковских летописей, список псковских грамот, летопись древнего княжеского города Изборска, начал работу по составлению "Истории княжества Псковского" , для чего были привлечены не только русские летописи, но и Лифляндские, Эстляндские и Курляндские, а также полученные с помощью графа Н.П.Румянцева немецкие источники. Завершенная вчерне уже к 1818 г. "История" была издана лишь в 1831 г., в Киеве. В первой ее части - общая характеристика истории княжества Псковского и города Пскова, во второй - сведения о псковских князьях, наместниках, посадниках, губернских начальниках, в третьей - история псковской церковной епархии, в четвертой - текст сокращенной Псковской летописи. В рукописях Евгения сохранилось также краткое жизнеописание псковского князя Всеволода-Гавриила. В 1821 г. в Дерпте было издано "Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря" и - отдельными брошюрами - описания Снетогорского, Крипецкого, Святогорского, Иоанно-Предтеченского и Никандровой пустыни монастырей.
Сегодня трудно переоценить значение работы ученого для современных научных исследований. Болховитинов был первым серьезным автором, занявшимся изучением прошлого Пскова. Поколения дореволюционных ученых обращались к его трудам как к наиболее полному и подробному изложению псковской истории. Все его работы в этой области проникнуты неподдельной симпатией к древнему городу, к его героическому прошлому.
В Пскове архиепископ стремился восстановить древние обычаи, возбудить благоговение к местным святыням. Так, он распорядился в Кафедральном соборе совершать службу в дни кончины местно чтимых угодников - князя Довмонта-Тимофея и блаженного Николая (Салоса) , учредил крестный ход вокруг собора с почти забытой в Пскове иконой Божьей матери, известной под именем "Псковской" или "Чирской" . В одном из своих писем он говорил:"Бедный Псков для меня милее богатой столицы". Раз навсегда полюбив Псковщину, он и впоследствии, находясь в Киеве, куда был назначен в 1822 г. митрополитом, не терял связи с псковским духовенством, немало делал для благоустройства псковских храмов и монастырей.
Трудом всей жизни Болховитинова было создание "Словаря русских писателей" , увидевшего свет лишь в 1845 г. Словарь он рассматривал как большое патриотическое дело, имеющее целью запечатлеть историю русской словесности. Составляя его, Евгений вел обширную переписку, стараясь собрать и зафиксировать возможно больше имен и фактов. Работа над словарем способствовала личному знакомству и многолетней дружбе Болховитинова с Г.Р.Державиным . Знаменитый поэт посвятил своему другу несколько стихотворений, из которых самое замечательное - "Евгению. Жизнь Званская", написанное в 1807 г., когда Евгений гостил у Державина.
В 1824 г., после пятнадцатилетней службы в Киеве, Болховитинов был вызван в Петербург, где более года занимался в Священном Синоде делами церковного управления. 14 декабря 1825 г. он вместе с митрополитом Петербургским выезжал на Сенатскую площадь и призывал восставших прекратить выступление.
Судьба и труды Евгения Болховитинова должны быть достойно оценены потомками, ведь сам митрополит в одном из сочинений очень точно заметил:"Недостаточно образованы те, которые не знают своего родного; не следует пренебрегать малым, без которого великое не может быть совершенно".

Использованная литература:

  • Берков П.Н. Евгений / П.Н. Берков // Краткая литературная энциклопедия. – М., 1964. – Т.2. – С. 847.
  • Болховитинов Ефвимий Алексеевич (в монашестве Евгений) // Большая советская энциклопедия: в 30 т. – М., 1970. – Т. 3. – С. 525, 1562-1563.
  • Болховитинов Ефвимий Алексеевич (Евгений) // Псковская энциклопедия. - Псков, 2003. - С. 93-94: портр.
  • Казакова Л.А. Ефвимий Алексеевич Болховитинов / Л.А. Казакова // Псковский край в литературе / [под ред. Н.Л. Вершининой]. – Псков, 2003. – С. 117-120: портр.

Митрополит Евгений (Болховитинов)

История княжества Псковского /Сост. Н.Ф.Левин, Т.В.Круглова. - Псков: обл.типогр., 2009. - 416 с. - (Псковская историческая библиотека).

Фундаментальная книга псковского архиерея Евгения (Болховитинова) "История княжества Псковского" многие годы была основным источником сведений для местных историков и краеведов. Благодаря осуществляемому переизданию она станет доступной и современным исследователям, и любителям псковской старины.

Переиздание приурочено к юбилеям двух знаменательных событий, ярко освещенных в "Истории княжества Псковского", - 500-летию вхождения Пскова в состав Русского централизованного государства (1510) и 420-летию Псковской епархии (основана в 1589 году).

Евфимий Алексеевич Болховитинов родился 18 декабря 1767 г. в Воронеже в семье бедного священника. Учился в Воронежской, Мос-ковской духовных академиях, одновременно посещая уни-верситет. По окончании академии преподавал в Воро-нежской семинарии (в 1788-1799 гг.). Уже тогда определился его основ-ной научный интерес, он начал работать над «Российской историей», но недостаток материалов заставил его отка-заться от этой идеи и переключиться на местную исто-рию. И в дальнейшем, где бы ему не пришлось служить, никогда он не стоял в стороне от важнейших событий цер-ковной, общественной и политической жизни своего вре-мени, продолжая постоянную исследовательскую деятель-ность.

В 1800 г., лишившись жены и троих детей, уехал в Петербург, где был назначен префектом Санкт-Петербургской Духовной академии и преподавал философию и красноречие, читал лекции по богословию и истории. Принял пострижение и получил имя Евгений и архимандритское звание. В 1804 г. был епископом старорусским, в 1808-1813 гг. - архиепископом вологодским, в 1813-1816 гг. - архиепископом калужским.

С 1816 по 1822 год митрополит Евгений был архиепис-копом Пскова и всей Лифляндии и Курляндии. Находясь здесь, он окунулся в изучение истории и природы края, по-любил уютные псковские храмы, особенно Снетогорский монастырь, который стал его жилищем. Шесть лет пребывания в Пскове ознаменовались но-выми изысканиями в архивах и библиотеках монастырей. В 1821 году он издал 5 тетрадей о некоторых монастырях - Снетогорском, Крыпецком, Святогорском и др. Были подготовлены свод Псковских летописей, списки грамот Пскова, «Летопись древнего славяно-русского княжеского города Изборска» и другие материалы. В этот же период был создан фундаментальный труд «История княжества Псковского», в котором использованы данные Лифляндских хроник, Польского гербовника, архивы Кенигсберга. В нем отразились его выдающиеся спо-собности: исследователя, археографа, библиографа. Вчерне работа была закончена к 1818 году, но издана только в 1831 году в Киеве.

Работы митрополита Евгения по истории нашего края не потеряли своей ценности и сейчас, так как содержат большой фактический материал.

С конца 1824 г. более года находился в Петербурге, занимаясь в Священном Синоде делами церковного управления.

Последние пятнадцать лет жизни митрополита Евгения прошли в Киеве, где он умер 23 февраля 1837 г.

ТРУДЫ Е. А. БОЛХОВИТИНОВА:

  1. Мнение митрополита Евгения (Болховитинова) о Русских наречиях, изложенное в частном письме к пок. академику П. И. Кеппену (1 октября 1820 г.) [Электронный ресурс] / Е. А. Болховитинов; сообщил П. К. Симони. - 4 с.
  2. ; [Описание монастырей Иоанно-Богословского Крыпецкого и... Снетогорского... ; Описание Иоанно-Предтечева Псковского монастыря; Описание Святогорского Успенского монастыря; Описание Благовещенской Никандровой пустыни]. - Дерпт: Типография И. Х. Шинмана, 1821. - 60, с.
  3. Словарь исторический о бывших в России писателях духовнаго чина греко-российской церкви. Т. 1. - Изд. 2-е, испр. и умноженное. - Санктпетербург: В типографии Ивана Глазунова и его иждивением, 1827. - , 343, с.
  4. [Электронный ресурс] . Часть первая: содержащая общую историю сего княжества и города Пскова / Е. А. Болховитинов. - Киев: В типографии Киево-Печерской Лавры, 1831. - 321 с.
  5. История княжества Псковского с присовокуплением плана г. Пскова [Электронный ресурс] . Часть вторая: О псковских князьях, посадниках, тысяцких, генерал-губернаторах, губернаторах и губернских дворянства предводителей с присовокуплений разных грамот к истории Пскова относящихся / Е. А. Болховитинов. - Киев: В типографии Киево-Печерской Лавры, 1831. - 144 с.
  6. История княжества Псковского с присовокуплением плана г. Пскова [Электронный ресурс] . Части третия и четвертая / Е. А. Болховитинов. - Киев: В типографии Киево-Печерской Лавры, 1831. - 177, 208 с.
  7. Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря / соч. Е. Болховитинова. - Дерпт: Типография И.Х. Шинмана, 1832. - 63 с.
  8. Описание Святогорского Успенского монастыря . - [Дерпт: б. и., 18--]. - 9 с.
  9. Сокращенная Псковская летопись, избранная из разных Российских и чужестранных летописей и особенно из Псковской [Электронный ресурс] / Е. А. Болховитинов. - Псков: Отчина, 1993. - 87 с. : портр.
  10. Описание Благовещенской Никандровой пустыни. - Псков: [б. и., 2005]. - 30 с.
  11. История княжества Псковского / Митрополит Евгений (Болховитинов). - Переизд. / подгот.: Н. Ф. Левин и Т. В. Круглова. - Псков: Псковская областная типография, 2009. - 412, с., л. портр. : ил. + 1 л. табл., 1 л. карт. - (Псковская историческая библиотека). - ISBN 978-5-94542-244-5.

ЛИТЕРАТУРА О НЕМ:

  1. Егорова, Т. В. Митрополит Евгений (Болховитинов) и Псков / Т. В. Егорова // Земля псковская, древняя и современная: тез. докл. к науч.-практ. конф. - Псков, 1994. - С. 69-72.
  2. Лагунин, И. И. Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь. 500 лет истории. Глава III Перед закрытием (XIX - I четв. XX вв.). От владыки Евгения (Болховитинова) до иеромонаха Савватия / И. И. Лагунин // Псков. – 2002. – № 16. – С. 31-44 ; 2002. - № 17. – 63-76 ; 2004. - № 20. - С. 43-56. - Библиогр. в примеч.
  3. Казакова, Л. А. Евфимий Алексеевич Болховитинов / Л. А. Казакова // Псковский край в литературе. - Псков, 2003. - С. 118-120.
  4. Медников, М. М. Исследователи земли Псковской: [митрополит Евгений (Е. А. Болховитинов)] / М. М. Медников // Материалы Х научно-практической конференции учащихся Псковской области "Шаг в будущее". - Псков, 2005. - С. 9-11.
  5. Левин, Н. Ф. Дореволюционные псковские краеведы и их публикации / Н. Ф. Левин // Храмы и монастыри губернского Пскова: сб. дорев. публ. / сост. и авт. вступ. ст. Н. Ф. Левин. - Псков, 2005. - С. 5-21.
  6. Левин, Н. Ф. О составе сборника и авторах публикаций: [Евфимий Алексеевич Болховитинов (1767-1837) и его работы по изучению Псковского края] / Н. Ф. Левин // Святыни и древности Псковского уезда по дореволюционным источникам / сост., авт.вступ.ст. Н.Ф. Левин. - Псков, 2006. - С. 10-11, 13, 16-17: с портр.
  7. Бобровская, Н. "А я в Пскове спокойнее и довольнее, нежели был где-либо прежде" : прогулки по городу с... Татьяной Медниковой / Н. Бобровская // Время - псковское (г. Псков). - 2008. - 1 янв. - С. 5.
    К 240-летию со дня рождения Митрополита Евгения (Болховитинова); о псковском периоде его жизни и исследованиях истории Пскова рассказывает ученый секретарь музея-заповедника Т. В. Медникова, фото.
Н. Ю. Чиркова, Е. А. Шляпникова
Евгений Болховитинов - ученый и архиерей

Чиркова Н.Ю., Шляпникова Е.А. Евгений Болховитинов - ученый и архиерей // Вопросы истории. 2000. № 11-12. С. 128-134.

Митрополит Евгений (Болховитинов) был не только высокопоставленным иерархом Российской православной церкви, но пользовался при жизни значительным уважением как общественный деятель и ученый - популяризатор исторических знаний. Он сотрудничал с "румянцевским" кружком, Н. И. Новиковым, Г. Р. Державиным, внес заметный вклад в противодействие миссии иезуита Грубера в России. По его собственному признанию, церковные обязанности он порой считал досадным отвлечением от научных изысканий. Болховитинов много занимался приведением в порядок местных архивов, собиранием и изданием рукописных материалов, описанием истории отдельных местностей и пр. Историк М. Н. Погодин так характеризовал состояние русской исторической науки в конце XVIII в.: "Библиотеки не имели каталогов: источников никто не собирал, не указывал, не приводил в порядок; летописи не были исследованы, объяснены, даже изданы ученым образом; грамоты лежали рассыпанные по монастырям и архивам; хронографов никто не знал; ни одна часть истории не была обработана - ни история церкви, ни история права, ни история словесности, торговли, обычаев;.. хронология перепутана;.. археологии не было в помине; ни один город, ни одно княжество не имело порядочной истории" . В связи с этим научная деятельность Болховитинова имела огромное значение, и хотя ей были присущи все недостатки, связанные с несовершенством тогдашней русской исторической школы, она подготовила почву для более серьезных исследований.
Будущий ученый и архипастырь родился 18 декабря 1767 г. в семье приходского священника Алексея Андреевича Болховитинова и при крещении был наречен Евфимием. Еще в раннем детстве у него проявился хороший музыкальный слух, и после смерти своего отца, в девятилетнем возрасте он был зачислен в Архиерейский хор, в составе которого в 1783г. участвовал в отпевании Тихона Задонского в Задонском монастыре. В 1785г., закончив обучение в Воронежской духовной семинарии, Евфимий Болховитинов подал прошение Воронежскому епископу Тихону III о том, чтобы ему разрешили обучаться в Московской духовной академии. Надо отметить, что в то время Московская славяно-греко- латинская академия уже превзошла киевскую и особенно возвысилась благодаря покровительству ученого иерарха митрополита Платона (Левшина), который лично следил за ходом учебного процесса.
В академии Болховитинов изучал полный курс философии и богословия, сверх того - греческий и французский языки; вместе с тем он посещал в Московском университете лекции по всеобщей нравственной философии и политике, опытной физике, всеобщей истории, французского красноречия и немецкого языка. Посещение лекций замечательных профессоров университета в сочетании с изучением языков позволило ему не только следить за ходом развития европейской науки и литературы, но и послужило серьезным основанием для его научных исследований.
Становлению научных интересов Болховитинова немало способствовало его знакомство с известным историком и археографом, опытным архивистом Н. Н. Бантыш-Каменским, который руководил его первыми шагами на научном поприще и, собственно, являлся единственной исторической школой для молодого ученого. Влияние Бантыш-Каменского на Болховитинова сказалось не только в выборе предмета для научных работ - истории, но и в характере и направлении его будущих трудов: в добросовестном, хотя нередко и мелочном, подборе фактов, систематизации их по внешним признакам, без надлежащей критики и пр. Помимо того, у Евфимия Болховитинова сложился еще один круг общения. Он довольно близко сошелся с "Дружеским ученым обществом" Н. И. Новикова и стал одним из его членов, делал для него переводы и выполнял корректуру переводных изданий. Новиковское общество было первой русской просветительской организацией, и, возможно, тесные контакты с ним повлияли в дальнейшем на взгляды Болховитинова.
По окончании в 1788 г. академии он был направлен в Воронежскую духовную семинарию в качестве преподавателя риторики, греческого языка, курса греческих и римских древностей, церковной истории и философии. Следует отметить, что понимание значения образования пришло в Россию вместе с проникновением принципов европейской культуры. Процесс распространения образования в большой степени оказался в руках наиболее образованного слоя - духовенства. Нужда в специалистах различных направлений заставила черпать их преимущественно из числа слушателей духовных школ и представителей духовного сословия. Так, проведение екатерининской губернской реформы рекрутировало на административную службу тысячи семинаристов. Для народных и медицинских школ, Московского университета кадры изыскивались в той же среде. В результате, по свидетельству историка русской церкви А. В. Карташева, высшие классы Санкт-Петербургской семинарии в 1788 г. практически опустели .
В екатерининскую эпоху самой церковью был взят курс на углубление образования в духовных учебных заведениях. Болховитинов, будучи вначале учителем, а затем префектом и одновременно Павловским протоиереем, собрал в Воронежской семинарии богатую библиотеку, которая включала в себя сочинения энциклопедистов, современные журналы, лучшие произведения отечественной и иностранной литературы. Проявив себя умелым преподавателем, он читал, помимо перечисленных выше дисциплин, еще и церковное красноречие и французский язык, а также занимался устроением торжественных семинарских диспутов, а с 1794 г. стал исполнять обязанности ректора. Учитывая заслуги, ему назначили большое жалование: уже в самом начале службы он получал 160 руб. (среднее жалование 50-60руб.), а впоследствии - 260 и более.
Отдельно стоит сказать о так называемом болховитиновском кружке. На его состав и причины образования повлияли, в частности, нескладывающиеся отношения с учителями семинарии. Происходило это из-за того, что Болховитинов считал их людьми костными и отсталыми, а те в свою очередь недолюбливали его за насмешливость. Поэтому круг его общения составляли учителя народных училищ, местный врач и директор уездных училищ - Г. А. Петров. Члены этого кружка занимались изучением истории, этнографии, литературы и искусства. Именно этому кружку обязана своим развитием местная типография, в 1800 г. в ней была напечатана первая историко-краеведческая книга "Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии" Болховитинова. Этот труд, основанный на многочисленных архивных материалах и рукописных источниках, дал толчок изучению истории Воронежского края и по количеству исторических, статистических и географических данных долгое время оставался лучшим.
В воронежский период Болховитиновым было написано множество трудов на самые разнообразные темы, среди них: "Новая латинская азбука", "О свойствах и действии воздуха", "О трудности естественного богопознания", "Рассуждение о надобности греческого языка для богословия и об особенной пользе его для российского языка"; кроме этого, им была написана первая биография святителя Тихона Задонского и множество других работ. По-видимому, в это же время им предпринимается попытка написания "Российской истории", но работа не была закончена, вероятно, из-за недостатка источников, и в дальнейшем Болховитинов предпочитал заниматься историей отдельных краев или предметов. Судя по его письмам к друзьям, в этот период он тяготился своим одиночеством: "Право сам бы теперь женился я, когда бы только попалась хорошенькая невеста". 4 ноября 1793 г. он вступил в брак с дочерью липецкого купца Расторгуева Анной Антоновной и принял сан священника. Несмотря на довольно спокойное отношение к собственному браку ("Обо мне не думайте как о женатом, ибо я и сам иногда это забываю. Жена у меня не более четверти часа занимает в сутки" ). Скоропостижная кончина его детей и жены (в 1798-1799 гг.) произвела на него тяжелое впечатление.
По воспоминаниям графа М. Д. Бутурлина, глубокая скорбь, которой предался Болховитинов, подвигла его друзей уговорить его принять монашество. Откликнувшись на их уговоры, Болховитинов согласился переехать в Петербург и там принять монашество. 9 марта 1800г. он принял постриг под именем Евгения. Сам обряд пострижения Болховитинов воспринял равнодушно и даже скептически: "На другой день получен указ из Святейшего Синода постричь меня. Я было начал отговариваться неимением ни клобука, ни черной рясы, ни мантии. Но не тут-то было. Все нашли для меня". И другому адресату: "9 марта монахи, как пауки, в утреню опутали меня в черную рясу, мантию и клобук" .
Болховитинов еще долго тосковал по Воронежу: "Скучно, тяжко, больно мне вспоминать о Воронеже, но что же делать" , тем более, что новые должности оставляли ему мало времени для занятия наукой. Он был назначен префектом Александро-Невской духовной академии, где преподавал философию, высшее красноречие, церковную историю и богословие. Одновременно он являлся настоятелем Зеленепкого монастыря и был определен присутствующим в Санкт-Петербургскую консисторию, а в 1802г. поименован архимандритом санктпетербургской Сергиевской пустыни.
В связи со своей профессиональной деятельностью Болховитинов пишет в 1800г. по поручению главы Петербургской епархии Амвросия (Подобедова) работу, имеющую явный публицистический запал, - записку "О незаконности и неосновательности папской власти в христианской церкви". Религиозно- теократические настроения Павла I, вызванные переоценкой собственной роли в деле защиты католиков, подвергнутых гонениям в результате Французской революции и политики Наполеона, открыли двери проникновению в Россию католического влияния. Это выразилось, в частности, в принятии российским императором титула магистра Мальтийского ордена и приеме в России иезуитского ордена. Особым покровительством Павла пользовался иезуит Грубер, который активно продвигал идею воссоединения католичества и православия в духе Флорентийского Собора, что не могло не вызывать беспокойства в церковных кругах. Записка Болховитинова являлась составной частью усилий русских иерархов по противодействию этой инициативе. В связи с ее публикацией у Болховитинова возникли опасения за собственную судьбу из-за близости иезуитского представителя к императору. Но на положении Евгения и Грубера это выступление заметно не отразилось, однако иезуитский проект все же не получил поддержки императора.
В начале царствования Александра I вопросом, занимавшим не только духовенство, но и все общество, проникнутое реформаторским духом, стала реформа образования. Недостатки духовного образования и необходимость материальной поддержки духовных школ были общепризнанными со времен Екатерины. Многие исследователи указывают, что идея духовно-учебной реформы была выдвинута еще в 1803 г. именно Евгением, ему же митрополит Амвросий поручил разработать проект такой реформы. Болховитинов составил "Предначертание о преобразовании духовных училищ", где преимущественно разработал учебную и административные части проекта, в общих чертах рассматривая наиболее принципиальные моменты; оно стало первым шагом в подготовке реформы.
Евгений ратовал за сокращение роли латыни, в том числе в преподавании философии и богословия, а также за придание академическому образованию более научного, а не дидактического, характера. Академии должны были, подобно университетам, стать центрами духовных учебных округов и приобрести полномочия по надзору за духовными школами высшей и низшей ступени, а также в области духовной цензуры. В этих тезисах молодого епископа наряду с высокой оценкой роли науки отразился дух реформ, к тому времени осуществленных в светских учебных заведениях. Несмотря на то, что работа Евгения носила консервативный характер, она возбудила недовольство противников каких бы то ни было перемен, впрочем, многие выражали и сочувствие проекту. Надо сказать, что впоследствии проект Евгения попал в руки Комитета о усовершенствовании духовных училищ и уже оттуда, в весьма отличном от начального виде, перешел в действительность.
Евгений несмотря на обилие административных обязанностей не оставлял научных занятий, находя темы для работ везде. В 1802г. он близко сошелся с архиепископом Варлаамом. Из их вечерних бесед родилась одна из первых книг о Грузии - "Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее состоянии", долгое время служившая одним из основных источников изучения Грузии как в России, так и в Европе. В 1804г. Болховитинов был высочайше пожалован и миропомазан в чин епископа Старорусского, викария Новгородского. Там, в Новгороде, открылась еще одна сторона его деятельности, а именно работа по отысканию, спасению и сохранению рукописных материалов. В своих письмах он часто говорит о том, сколько бесценных рукописей встречал он в самых неожиданных местах: гниющими в каком-нибудь сарае или даже во дворе под открытым небом, сваленными кучей где-нибудь в подвалах или на чердаках и пр. Отыскивал он древние рукописи и в провинциальных монастырях и архивах. В частности им был найден подлинник жалованной грамоты Мстислава Владимировича Юрьеву монастырю.
К новгородскому периоду жизни Евгения относится, пожалуй, и одно из самых интересных знакомств его жизни - с Г. Р. Державиным. Знакомство состоялось около 1805г. при посредничестве графа Д. И. Хвостова и продолжалось вплоть до смерти поэта. Митрополит часто посещал Державина в его имении - Званке. Поэт посвятил Болховитинову несколько своих стихотворений, самое замечательное и обширное из них - "Евгению. Жизнь Званская". Их переписка носила не только дружеский, но и научный характер. Державин предоставил Евгению данные для его "Словаря русских писателей", а тот, в свою очередь, часто консультировал поэта по историческим вопросам.
Надо отметить, что еще в 1801 г. граф Хвостов, один из редакторов журнала "Друг просвещения", начинал заниматься собиранием материалов для словаря русских писателей и впоследствии, возможно, передал их Болховитинову, во всяком случае, в бумагах последнего находятся заметки и материалы, сделанные рукой Хвостова. В 1804г. Евгений получает предложение Хвостова участвовать в издании "Друга Просвещения", в ответе он пишет: "Предложение вашего сиятельства об участии в журнале "Друг Просвещения" приемлю я охотно и с благодарностью. Обещаюсь, если не в каждый месяц, то по крайней мере в два месяца представить вашему сиятельству по одной статье относительно Русской Литературной истории, которую я по преимуществу люблю и для которой имею уже несколько записок". Из этого письма можно сделать вывод, что Евгений начал заниматься сбором материалов раньше, чем поступило предложение графа. Об этом свидетельствует и следующее его письмо: "Жизнь Княжнина выписана из моего словаря" . В последующих письмах к Хвостову Болховитинов сформулировал принцип отбора материала: он принимал в расчет в основном уже умерших писателей, зачастую опираясь на их собственные биографии или свидетельства современников.
В ноябре того же года Болховитинов уже пишет о своем намерении издавать записки о писателях в виде словаря, печатая их в журнале в алфавитном порядке. Насколько можно судить по его письмам, словарь был еще в это время весьма "сырым". Евгений часто обращался к Хвостову и другим лицам с просьбой о предоставлении биографии того или иного лица или автобиографии. Некоторые биографии он заимствовал из "Опыта исторического словаря о российских писателях" Н.И.Новикова (1772г.), но эти статьи были кардинально им переработаны. Беспокоясь о возможных фактических ошибках, Болховитинов отдавал рукопись на предварительный просмотр Бантыш-Каменскому, тем не менее, по вине плохой корректуры, на что Евгений неоднократно указывал Хвостову в письмах, избежать многочисленных ошибок при печатании не удалось.
Это обстоятельство впоследствии повлияло на отказ Евгения печататься в журнале и решение выпустить свой труд отдельным изданием. Хвостов несколько раз обращался к нему с предложением издать словарь отдельно в типографии Московского университета, но Болховитинов отказался: "Я займусь лучше пересматриванием и поправкой моих напечатанных уже ошибок и буду со временем издавать особо свой труд" . Позже он отправил свой труд под заглавием "Словарь исторический о писателях Российских и чужестранных, с присовокуплением многих известий вообще до ученой, гражданской и церковной истории Российской относящихся" в московское Общество истории и древностей российских, но словарь так и не был издан.
В 1818 г. при поддержке графа Н. П. Румянцева издается отдельно часть Словаря только о писателях духовного чина, но этим изданием из-за отвратительной небрежности издания остались недовольны и граф, и сам Евгений. Румянцев велел даже уничтожить заглавные листы, где обычно помещался его герб, если издания были обязаны своим появлением ему. Тем не менее словарь был встречен с интересом и впоследствии несколько раз переиздавался. Кстати, контакты с Румянцевым не ограничились для Болховитинова этим досадным случаем. Позже последний принимал активное участие в так называемом румянцевском кружке, который представлял собой неофициальное объединение исследователей, зачастую фанатично увлеченных наукой, деятельность которых по большей части и финансировал Румянцев.
Надо отметить, что граф Румянцев заслуживает имя мецената русской науки. В его кружок, помимо Болховитинова, входили такие видные представители отечественной истории, как П. М. Строев, К. Ф. Калайдович и мн. др. Но несмотря на длительную и обширную переписку с Румянцевым, Евгений стоял в стороне от основных мероприятий общества (вероятно, сказалось влияние из первых неудачных контактов). Тем не менее, на протяжении многих лет Болховитинов поддерживал постоянную связь с кружком, помогая коллегам советами, снабжая их информацией, идеями, делясь с ними новыми находками и пр. Наверное, поэтому историографическая традиция неизменно называет Евгения в числе активных участников "румянцевского" кружка. К этому времени Болховитинов становится довольно известным ученым, и различные научные общества наперебой предлагают ему вступить в свои ряды. Начиная с 1805 г. он избирается почетным членом Московского университета, почетным членом Медико-хирургической академии, почетным членом петербургского Общества любителей наук, словесности и художеств, членом петербургского Общества беседы любителей русского слова, членом Общества истории и древностей российских, членом московского Общества любителей словесности и мн. др.
В 1813г., после пребывания в должности Вологодского епископа (1808 - 1813гг.), Болховитинов был переведен в Калужскую епархию. Она была сильно разорена наполеоновским нашествием, поэтому Евгению пришлось много заниматься восстановлением разоренных церквей и монастырей, налаживанием церковного управления и пр. И все же первым делом он осмотрел местную семинарию и библиотеку, где нашел много книг "наипаче... старых". Вскоре по его настоянию вводится новый устав семинарии, привлекаются учителя из Санкт-Петербурга. Обилие административных забот отвлекало его от научных трудов и, вероятно, поэтому Калужская епархия была единственной, об истории которой он ничего не написал. В остальных же епархиях, где ему приходилось жить по долгу службы, он добросовестно исследовал местные исторические памятники и издавал труды по истории этих местностей. Помимо уже упоминавшегося выше описания Воронежской губернии, сюда можно отнести описания Вологодской и Киевской епархий, описания различных монастырей, истории княжества Псковского, работы "О древностях Новгорода", "О древностях вологодских и зырянских", "Летопись древнего славянского города Изборска" и др.
Особого внимания заслуживает деятельность Болховитинова в Киевской епархии, митрополитом которой он был назначен в апреле 1822 года. Здесь он проявил и свои качества администратора и ученого. Он зорко следил за жизнью своей епархии, умел вовремя откликнуться на запросы паствы и много смог сделать для поднятия уровня образованности местного клира. Также ревностно он наблюдал за ходом образования юношества, лично участвуя в годичных испытаниях не только в семинарии, но и в киевских духовных уездных училищах. Во всех учебных заведениях, делами которых он занимался, под его непосредственным руководством и при живейшем участии, студентами были написаны серьезные работы, касающиеся общей и церковной истории и богословских проблем. Что касается киевской кафедры, то она открывала перед ним широкое поле деятельности во всех областях и частях управления и давала возможность применить свои разносторонние способности и знания. По его настоянию при киевской духовной академии была открыта Конференция - своего рода ученое сообщество, занимавшееся научно-литературной деятельностью, ее председателем стал Евгений. Для поощрения воспитанников академии к научной деятельности им была учреждена стипендия за лучшие письменные работы по русской истории.
Киевские древности, естественно, не могли остаться без внимания митрополита. Евгений стал подлинным организатором и руководителем раскопок Десятинной церкви, по остаткам ее фундамента им был восстановлен первоначальный план здания. Знаменитому Софийскому Собору посвящена его работа "Описание Киево-Софийского Собора и Киевской иерархии с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов и фасадов Константинопольской и Киевской Софийской церквей и Ярославова надгробия". Из других работ по истории епархии стоит отметить "Историю Киево-Печерской Лавры и ее описание", дополнение к этому труду "Киевский месяцеслов, с присовокуплением разных статей к российской истории и Киевской иерархии относящихся", а также "О древностях, найденных в Киеве в 1824 году".
Одновременно с назначением митрополитом Болховитинов был также назначен и членом Святейшего Синода, принимал участие в церковной и политической жизни. В частности, он непосредственно участвовал в декабрьских событиях 1825 года. Вместе с митрополитом петербургским Серафимом он выходил на площадь к мятежникам с призывами отступить, но усилия иерархов не увенчались успехом. Болховитинов резко высказывался в своих проповедях против взглядов декабристов, нападая в частности на их суждения о равенстве: "В самом неодушевленном царстве вещественного мира в одной вещи пред другой положено какое-нибудь преимущество самим Богом. Отсюда ж и почему могло бы произойти равенство в человеках, кои между собой кажется разнообразней всех существ?". По мнению Болховитинова, равенство "не только противно Божьему предопределению, но самому здравому разуму, самой истинной правоте и пользе человеков. Ибо, во-первых, как можно благоразумно правосудию сравнить человекоубийцу с покровителем человечества, невежду с мудрым, тунеядца с заслужившим, приобретшего праведно имение с награбившим оное, честного с бесчестным, нечестивца с благочестивым?" .
Несмотря на столь консервативные, на первый взгляд, убеждения, для мировоззрения Евгения были присущи нестандартность суждений по многим проблемам, отсутствие стереотипов. "Отцы церкви нам в физике не учителя", - говорил он. Возможно, поэтому и его не обошел карающий меч цензуры. Когда Евгений в 1813-1815гг. издавал выполненный по его инициативе перевод "Каталога" Селлия, цензор усмотрел в этой книге неблаговидные суждения о православной церкви и потребовал убрать их. Знакомство с нравами цензуры не оставили Болховитинова равнодушным, и он неоднократно выступал в защиту других ее жертв.
Свой жизненный путь Болховитинов закончил на посту митрополита Киевского и Галицкого в 1837 году. В опубликованных некрологах отмечалась его неустанная деятельность на пользу как церкви, так и науки. Везде, где бы он ни появлялся, он спешил привести в порядок местные архивы, отыскать и опубликовать не известные ранее исторические материалы. Собиранием и первичной обработкой материалов Евгений внес огромный вклад в развитие исторической науки, подготавливая основу для следующих за ним поколений ученых. Многие его собственные труды внесли значительный вклад в науку. Его словари положили прочное начало изучению истории литературы. Помимо этого, он оставил заметный след в таких отраслях науки, как всеобщая и церковная история, археология, филология, философия, география и даже медицина и физика.
Согласно завещанию Евгения Болховитинова, тело его было погребено в Сретенском пределе Киевского Софийского Собора.

Примечания

1. ПОЛЕТАЕВ Н. И. Разработка русской исторической науки в первой половине XIX столетия. СПб. 1892, с. 1.
2. КАРТАШОВ А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. М. 1992, с. 540.
3. Письма к Селивановскому С. И. от 3 августа и 22 декабря 1793г.- Библиографические записки, 1859, N 3, стб. 69, 71.
4. Записки графа Михаила Дмитриевича Бутурлина. - Русский архив, 1897, N 2-3, с. 235; Письмо к Македонцу В. И. от 15 марта 1800 г. - Там же, 1870, стб. 771; письмо к Петрову Г. А. от 12 марта 1800 г. - Там же, 1873, стб. 389.
5. Письмо к Македонцу В. И. от 17 февраля 1800 г. - Там же, 1870, стб. 769.
6. Письма к Хвостову Д. И. от 17 февраля и 9 марта 1804г. В кн.: Сборник статей, читанных в Отделении русского языка и словесности Императорской Академии наук. Т. V. Вып. 1. СПб. 1868, с. 97-98.
7. БЫЧКОВ Р. Ф. О словарях русских писателей митрополита Евгения. Там же, с. 221; Письмо к Хвостову Д. И. от 19 апреля 1805 г. Там же, с. 118, 137.
8. Собрание поучительных слов. Киев. 1834, ч. 4, с. 21.

Евфимия Алексеевича Болховитинова по праву считают родоначальником воронежского краеведения. Удивительная, яркая личность! Его отличала высокая образованность и живость характера. Дивились его феноменальной памяти, называя ее «счастливой», а самого Болховитинова окрестили «живой библиотекой».

Болховитинов, одаривший всех нас трудом «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии», просто обречен на то, чтобы о нем помнили благодарные потомки, ибо предшественников подобного рода у Болховитинова в России не было. Его работу с полным правом можно считать прародительницей современных краеведческих монографий, в которой автор выступил как летописец, географ-топонимист, экономист и статистик. Труд Болховитинова не сводится к описанию быта и диковинных «старинных картинок», но предоставляет на суд потомков целый психологический пласт той эпохи.

Евфимий Болховитинов носит имя «Второго русского Нестора». Да, второй, но в наших глазах заслужил звание воронежского Колумба. В русском обществе XVIII века «Колумб» - знаковое слово, оно давалось только выдающимся первооткрывателям - неважно на каком поприще. Да и сейчас понятие это не устарело. В наши дни именно так называют Юрия Алексеевича Гагарина!

Болховитинов показал себя не просто превосходным знатоком местной истории - он осмысливал ее в контексте истории России, познавая и истолковывая сам процесс: «Я верю, что и мелочные замечания часто объясняют целую историю, ибо в натуре вещей мелочи сопровождают важное».

Евфимий Алексеевич продолжил дело святителя Митрофана. Если первый воронежский епископ заставил своих современников всенародно, зримо и объемно осознать понятие «Мы - русский народ» во вселенском масштабе, то Болховитинов оттенил и отгранил это осознание на примере воронежской истории, культуры и быта.

Болховитинов заложил на будущее образец правильного подхода к изучению прошлого. В своем «Описании» Евфимий Алексеевич излагает факты, до поры до времени скрытые от нас, жителей сегодняшнего мира. Мы по снобизму своему снисходительно принимаем неизвестные для нас свидетельства наших предков за вымысел, все списывая на их «недалекость», «некомпетентность» и недостаток накопленных знаний. Но новые открытия раз за разом доказывают, что Болховитинов знал то, что нам, увы, пока не известно.

Будущий митрополит Киевский и Галицкий родился 18 декабря 1767 года от священника Вход-Иерусалимской церкви Алексея Болховитинова. Жил он с родителями чуть ниже архиерейского двора, что был обустроен еще при Митрофане воронежском, за нынешним главным корпусом университета.

Первоначально Евфимий обучался в архиерейском певческом хоре. С 1778 года - в семинарии до половины философского курса. В 1783 году в числе других семинаристов Болховитинов в Задонском монастыре отпевал почившего воронежского епископа Тихона. Впоследствии Евфимий Алексеевич, приняв монашеский постриг с именем Евгений, сам стал иерархом, а его труд «Полное описание жизни Тихона, бывшего прежде епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородского, а потом Воронежского и Елецкого» (СПБ, 1796 год) является самым первым подробным описанием земной жизни и духовных подвигов великого Задонского чудотворца.

После нескольких лет успешного обучения в Московской Духовной академии Болховитинов возвращается в Воронеж. Он жил в собственном доме, возле Ильинского храма и учительствовал в тамошней семинарии. В эти годы Болховитинов приобретает для семинарской библиотеки труды зарубежных мыслителей, переводит поэму англичанина А. Попа «Опыт о природе человека», посвященной происхождению зла в мире. С целью развития музыкального образования он предложил реформировать нотное письмо, заменить западноевропейское линейное древнерусским крючковым письмом старообрядцев.

Стараниями Болховитинова в Воронеже создается первая в городе типография. Располагалась она в Воронежском главном народном училище, на улице Большой Девиченской. Ныне улица носит имя Сакко и Ванцетти, от здания ничего не осталось, а на его месте стоит филиал технологической академии. Впрочем, один след все же имеется - это вросшие в землю ступени бывшего училища.

Типография стала центром, вокруг которого объединились культурные силы Воронежа. И образование интеллектуального кружка, справедливо впоследствии названного «болховитиновским» - лишнее тому доказательство.

Болховитинов появился на свет в Воронеже в том месте, где в свое время святитель Митрофан воздвиг епархиальный центр, а позже образовался величественный архитектурный ансамбль, который воочию оформил итог событий недавно ушедшей эпохи. Наше архитектурное чудо венчала колокольня, которая, став в 1828 году четырехъярусной, превратилась в настоящую высотную доминанту города. Придет время, в Воронеже появятся другие, не менее славные доминанты-символы эпох, ведь каждому времени сопутствует свое зримое выражение.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.