Портрет рериха николая константиновича. Николай Рерих: картины, краткая биография

Х удожник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель - список амплуа Николая Рериха бесконечен. Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева. Картины Николая Рериха хранятся в Русском музее , Третьяковской галерее , Музее искусства народов Востока и частных коллекциях по всему миру.

Николай Рерих - «Поездка по старине»

Николай Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге . Его отец был известным нотариусом и общественным деятелем, мать происходила из купеческой семьи. Мальчик получил превосходное образование: в восемь лет он поступил в одну из лучших частных школ Санкт-Петербурга - гимназию Карла фон Мая.

Летние и зимние каникулы семья проводила в загородном поместье Извара в Петербургской области. Здесь юный Рерих собирал гербарий и минералы, изучал местных животных и птиц. Еще в детстве он начал заниматься археологией: вел раскопки, составлял карты рельефа, подробно описывал находки. В Изваре Николай Рерих познакомился с известным археологом Львом Ивановским и помогал ему в археологических исследованиях местных курганов.

Мальчик интересовался историей и эпосом изварской земли, с увлечением записывал былины, предания и народные сказы, которые слышал от местных жителей. Позже сюжеты этих сочинений легли в основу его картин. Впервые художественные способности мальчика заметил друг семьи – скульптор Михаил Микешин. Он стал первым учителем будущего художника.

Отец не поддерживал увлечения сына и хотел, чтобы он продолжил семейное дело. Ослушаться родителей Николай Рерих не мог, поэтому после частной гимназии поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Одновременно юноша сдал экзамены и в Императорскую Академию художеств . Его первым крупным успехом стала дипломная картина «Гонец»: за нее Рерих получил звание художника. В 1897 году он окончил Академию художеств, а через год - университет.

Вся биография Николая Рериха связана с русской историей и культурой. Интерес молодого исследователя с каждым годом только усиливался. Еще в студенческие годы он стал членом Русского археологического общества и проводил раскопки во многих русских губерниях, изучал фольклор. В 1903 году художник отправился в большое путешествие по России. Он посетил более 40 городов, известных своими памятниками старины.

Николай Рерих. Заклятие земное. 1907. Государственный Русский Музей

Николай Рерих. Строят ладьи. 1903. Государственный Музей Востока

Николай Рерих. Дозор. 1905. Государственный Русский Музей

В путешествии родилась целая серия полотен - «Начало Руси, славяне». На них художник отразил свое мистическое представление о предках. В «поездке по старине» Рерих изучал корни русской культуры, фотографировал предметы старины, писал статьи о ценности древнерусского искусства.

«Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора светским людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным, которому они не сумели еще отвести должное место, что заменит серые будни веселою, красивою жизнью».

Николай Рерих

Свое путешествие по древним русским городам Николай Рерих завершил в Талашкино - в имении мецената Марии Тенишевой . Здесь вместе с художниками Михаилом Врубелем , Александром Бенуа и Константином Коровиным Рерих восстанавливал техники древнерусских ремесел и традиции народных промыслов. В художественных мастерских он создавал эскизы для мозаики и росписи в старинных техниках. Одна из самых известных работ - декор в храме Святого Духа в Талашкине.

Художник, археолог, редактор и ученый

Талант Николая Рериха проявлялся в разных областях. Он работал редактором в журнале «Старые годы», в больших изданиях «История русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря и «Русская икона». Как археолог участвовал в раскопках курганов на территории Новгородской и Тверской губерний. Как художник создавал мозаики и росписи для церквей, вокзалов и домов. Как декоратор оформлял оперные, балетные и драматические постановки, как мастер книжно-журнальной графики - различные издания.

Наряду с древнерусской темой в творчестве Николая Рериха стали появляться восточные мотивы. Он изучал философию Востока, коллекционировал предметы японского искусства, написал несколько очерков о Японии и Индии, создал картины на индийские мотивы - «Девассари Абунту», «Девассари Абунту с птицами», «Граница царства», «Мудрость Ману».

Николай Рерих. Девассари Абунту. 1905

Николай Рерих. Девассари Абунту с птицами. 1905

Николай Рерих. Граница царства. 1916

В своем искусстве художник соединил реализм и символизм, уделяя большое внимание цвету. Он почти отказался от масла и перешел к темперной технике: много экспериментировал с составом красок, использовал метод накладывания одного тона на другой. Оригинальность его работ отмечали многие критики: с 1907 по 1918 год в России и Европе издали девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвященных творчеству Рериха.

В 1916 году из-за тяжелой болезни Николай Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переехал в Финляндию. После революции 1917 года Финляндия закрыла границу с Россией, и Рерихи оказались отрезаны от молодого СССР. За границей с успехом прошли несколько его выставок.

В 1919 году семья Рерихов переехала в Лондон. Здесь они стали членами оккультного Теософского общества. Николай Рерих и его жена Елена основали новое философское учение «Живая этика» - о внутреннем преображении, раскрытии способностей и овладению космической энергией.

Через год по приглашению директора Чикагского института искусств Николай Рерих с семьей переехал в США. В Америке он организовал масштабное трехлетнее выставочное турне по 30 городам США, создавал эскизы костюмов и декораций для Чикагской оперы, читал лекции о русском искусстве, этическом и эстетическом воспитании. В эти годы художник написал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и серию картин «Санкта» («Святые») о жизни русских святых и подвижников.

«Мастер гор» Николай Рерих

В 1923 году Рерих покинул Америку и отправился в Париж, а затем - в Индию, где организовал масштабную Центрально-Азиатскую экспедицию. В это время он проводил археологические и этнографические исследования в разных частях Азии, изучал редкие манускрипты, собирал лингвистические материалы и произведения фольклора, описывал местные обычаи, написал книги «Сердце Азии», «Алтай - Гималаи». В эти годы художник создал около 500 полотен. На них отражалась живописная панорама экспедиционного маршрута.

Обширные научные материалы, которые собрали Рерихи во время экспедиции, требовали систематизации и обработки. После поездки супруги основали в Нью-Йорке Институт гималайских исследований, а затем - институт «Урусвати» (в переводе с санскрита «Свет утренней звезды») в Гималаях, в долине Куллу.

В 1928 году Николай Рерих подготовил проект Договора о защите культурных ценностей - Пакт Рериха. Пакт стал первым международным актом, посвященным охране культурных ценностей, и единственным соглашением в этой сфере, которое было принято международным сообществом до Второй мировой войны. За него Рериха дважды номинировали на Нобелевскую премию мира , но он так и не получил ее.

С конца 1935 года Рерих постоянно жил в Индии. Этот период - один из самых плодотворных в его творчестве. За 12 лет он написал более тысячи картин. В это время вышли две новые книги Николая Рериха и несколько томов литературных очерков. В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы», за которые художественные критики называли Рериха «мастером гор».

Николай Рерих. Шамбала Дайк (Весть Шамбалы). 1931

Николай Рерих. Чинтамани. 1935-1936

Николай Рерих. Песнь о Шамбале. Тангла. 1943

В годы Второй мировой войны он вновь обратился в своем творчестве к теме родины и создал ряд картин, используя образы русской истории, - «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись».

Николай Рерих умер в 1947 году в Индии, в долине Кулу Гималайских гор.

Оставил для нас огромное наследство - около 7000 работ, охватывающих различные стороны - духовные, философские, исторические... Но мне ближе всего его горные пейзажи. Когда я смотрю на эти величественные горы, кажусь себе крохотной букашкой, случайно забредшей в царство вечности. Охватывает священный трепет и благоговение перед Вселенной и перед удивительным талантом Мастера. И попросить хочется: "Помоги мне, Господи..."

Гималаи. Голубые горы

Vangelis - Ask The Mountains

МОЛИТВА

святого Франциска Ассизского

Господи, сделай руки мои свидетельством Твоего Мира.
И туда, где ненависть, дай мне принести любовь.
И туда, где обида, дай мне принести прощение,
И туда, где рознь, дай мне принести единство,
И туда, где заблуждение, дай мне принести истину,
И туда, где сомнение, дай мне принести веру,
И туда, где отчаяние, дай мне принести надежду,
И туда, где мрак, дай мне принести свет,
И туда, где грусть, дай мне принести радость.

Помоги мне, Господи,
Не столько искать утешения, сколько утешать.
Не столько искать понимания, сколько понимать.
Не столько искать любви, сколько любить.
Ибо кто отдает - тот получает,
Кто забывает себя - вновь себя обретает,
Кто прощает - тому прощается,
Кто умирает - тот возрождается к Вечной жизни.

Помоги же мне, Господи,
Сделай руки мои свидетельством Твоего Мира.


Священные Гималаи


Гималаи. Земля снежных людей

МЕЛОДИЯ СИЯЮЩИХ КРАСОК.

Творчество этого художника не оставляет безразличным никого - ведь люди, абсолютно равнодушные к проявлению прекрасного, на самом деле встречаются редко. Наполненные светом и жизнью картины Николая Рериха способны затронуть душевные струны любого человека, в том числе и далекого от искусства. Необыкновенные полотна впечатляют даже в виде репродукций, в своем же первозданном облике предстают перед зрителем не просто нарисованным пейзажем, а своеобразным окном в цветной, объемный, богатый оттенками мир.


Гималаи. Розовые горы

Николай Рерих обладал особым даром передавать настроение пространства. Казалось, художник по-своему воспринимает окружающую действительность, и эта действительность в его глазах намного ярче доступной нам. Подобная мысль приходит в голову, когда рассматриваешь серию картин, посвященных Гималаям. Неужели горы могут быть ТАКИМИ?!


Гималаи. Утро

Рерих пояснял, что очень важно поймать единственно верное мгновение. Совершая со своими спутниками (в числе которых была и любимая супруга Елена Ивановна) небезопасное путешествие по Гималаям, художник вставал настолько рано, что в ту секунду, когда первый луч солнца касался далеких пиков скал, уже приступал к творчеству. Именно первые минуты рассвета, считал мастер, по-настоящему достойны запечатления.


Гималаи. Эверест

У Рериха было много секретов, и один из них - особый рецепт красок. Странствуя по Индии, Тибету и другим странам Востока, художник покупал недорогие драгоценные и полудрагоценные камни, и после добавлял их в измельченной форме в краски. Эффект получался потрясающим - картина словно пропитывалась солнечным светом и энергией.


Гора пяти сокровищ (Два мира)


Гуру Гури Дхар

Всюду, где бы ни проходил художник, его путь сопровождался картинами и этюдами, объединявшимися в большие серии, но, пожалуй, самой грандиозной стала Гималайская серия. Рерих писал ее с первой встречи с Гималаями до конца жизни. Этюды Гималайских гор, освещенных солнцем, окутанных облаками, покрытых снегом, погруженных в синеву ночи, одиноких, величественных, стали мощной симфонией цвета, созданной высшим напряжением духа художника, апофеозом всего его творчества.


Дэвита


Звезда утра. Монастырь


Зов неба. Молния


Канченджанга


Книга жизни


Кришна. Весна в Кулу


Кулута. Горы перед рассветом


Вечер


Лахул


На высотах. Тумо


Ойрот-вестник Белого Бурхана


Охота


Помни!


Северный Тибет


Сокровища снегов


Тибет


Эверест. Джомолунгма

СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА , СЫНА ХУДОЖНИКА, ПЕРЕДАННОЙ ЦЕНТР-МУЗЕЮ ИМЕНИ Н.К. РЕРИХА В 1990 ГОДУ:


Снежная крепость


Зеленый луч в горах


Ночь в горах


Снежное царство


Утреннее небо над горами


Череда голубых гор


Очертания далеких гор


Рассвет


Сиреневые сумерки в горах


За Кучарами (Голубые дали)


Заоблачные горы


Зовущая песнь вершин


Кулу. Небесное строительство


Кулута. Поднебесье


Ледник (Облачные сны)


Ледяные волны


Музыка снежных вершин


Ночь (Небесный вестник)


Ротанг (Дыхание рассвета)


Тишина. Эскиз


Утро (Тревожное небо)


Утро (Шатровая гора)


Базго. Ладак


Синие дали


Земное и небесное

Будущий ученик Махатмы Мории родился в Питере, в то время, когда в Российской империи вовсю кипела творческая деятельность и многие из поэтов, художников и писателей уже начали задаваться вопросами духовного поиска, расширяя границы своего творчества и вплетая в сюжеты элементы религиозных, мистических и прочих таинств. Атмосфера конца XIX века, пропитанная смесью вдохновения и тревожных предчувствий, сформировала в будущем художнике неукротимую тягу к постоянному развитию, а общение в кругах творческой интеллигенции зародила интерес к истории, археологии и живописи.

Николай Рерих получил отличное образование и, будучи еще юношей, начал предпринимать самостоятельные археологические экспедиции. Это его увлечение принесло хорошие плоды: начиная с 1905 года Рерих начал собирать коллекцию древностей, которая к 1910 году насчитывала уже более 30 тыс. экспонатов из разных стран Европы и бескрайних просторов России. В то время Рерих обратил внимание на ужасающее состояние исторического наследия русского народа и начал всячески продвигать идею о необходимости защиты культурного наследия, которая в будущем приобрела глобальные масштабы и была юридически воплощена в 1935 году в форме «Пакта Рериха».

Уже в молодости Николай Константинович, наравне с археологией, активно развивался как художник. Основными сюжетами его картин, в то время, были исторические сцены и русские национальные образы. Но он никогда не ограничивал полет своей творческой мысли, и, например, создание «дипломатической» картины «Гонец» привело его к встрече с Л. Н. Толстым, который произнес в беседе судьбоносные строки: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!». А саму картину приобрел П. М. Третьяков, чья фамилия должна сказать вам о многом.

В жизни Рериха не одна встреча может претендовать на роль судьбоносной, ибо по жизни ему доводилось встречаться с очень разными, но без всякого сомнения выдающимися людьми: о. Иоанном Кронштадтским, Еленой Петровной Блаватской, Индирой Ганди, Максимом Горьким и многими другими. Но если попытаться описать весь жизненный путь Николая Константиновича, то статья рискует превратиться в книгу, коих и так уже достаточно. Так что вернемся к его живописи.

В ранний период творчества были написаны такие картины, как: «Сходятся старцы» (1898), «Плач Ярославны» (1893), «Начало Руси. Славяне» (1896), «Идолы» (1901), «Строят ладьи» и др. Его первые картины уже наглядно демонстрировали своеобразность стиля Николая Рериха. Его подход к построению композиции можно назвать всеохватывающим, линии на картинах ясны и лаконичны, цвета чисты, а передать некую метафизическую мелодичность, простоту выражения и правдивость его картин — и вовсе трудно при помощи слова.

Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. Он создает эскизы росписи и мозаик для различных церквей, декорации для популярнейших театральных постановок. В живописи Рерих постепенно переходит от сюжетов языческой Руси и русского народного эпоса, к индийским, серьезно увлекшись трудами Рамакришны, Вивекананды, Рабиндраната Тагора и других выдающихся индийских мыслителей. Под впечатлением от их трудов он создает соответствующие картины и очерки: «Лакшми», «Индийский путь», «Кришна», «Сны Индии» и др. В культуре древних России и Индии Рерих вообще находил очень много общего.

Начиная с 1906 года в творчестве Николая Константиновича начинается новый, более зрелый период. Существенно меняется его подход к исторической теме: история, мифология и фольклор превращаются в источники, из которых художник черпает материал для метафорического изобразительного языка. Реализм и символизм гармонично переплетаются в его творчестве. В это же время начинается усиленный поиск мастера в области цвета. Рерих фактически перестает писать маслом и обращается к древней темперной технике.

И все это время он очень продуктивен. В период с 1907 по 1918 год в России и Европе было издано девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвящённых творчеству Рериха. Масштабы творимого подвигли назвать его полотна «Державой Рериха».

Предчувствуя грядущие перемены, «величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Николай Константинович при через художественные образы старался передать свою тревогу в картинах: «Пречистый град — врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. Противоборство двух начал — света и тьмы, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир — основные мотивы этих полотен.

В 1920 году Н. Рерих, по приглашению директора Чикагского института искусств, организовывает большое выставочное турне по 30 городам США, демонстрируя 115 полотен. Выставки пользовались колоссальным успехом. В Америке Рерихом были написаны серии картин «Санкта» (Святые), «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и др.

Зимой 1923 года Рерих вместе со своей семьёй снаряжает исследовательскую экспедицию в Индию. Маршрут их путешествия проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию и Тибет. Они планировали пройти по неизученным областям Трансгималаев. Это путешествие длилось с 1924 по 1928 год.

В течении этого времени были проведены археологические и этнографические исследования в неизученных частях Азии, найдены редкие манускрипты, собраны лингвистические материалы, произведения фольклора, сделаны описания местных обычаев, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай — Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых Н. Рерих передавал живописную панораму экспедиционного маршрута, было положено начало серии полотен «Гималаи», созданы серии «Майтрейя», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока» и др.

0 /0






В тот период времени Николай Рерих начал вести активную политическую деятельность, поддерживая идеи коммунизма. Мастер узрел в коммунизме параллели с буддизмом и занимался активным продвижением этой идеологии в средней Азии. Кроме того, Рерих развивал несколько крупных культурных проектов в США. Параллельно с этим он, вместе со своей женой, Еленой Рерих, пишет фундаментальный труд, носящий название «Агни Йога», развивающий идеи «Живой этики». В тот период жизни живопись отступила на второй план, будучи вытесненной другими сферами деятельности Николая Константиновича.

Вторую Мировую войну Рерих встретил в Индии. В годы войны Мастер вновь активно занимается живописью, обращаясь к теме Родины. Он пишет ряд картин — «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись» и другие, в которых использует образы русской истории и предрекает победу русского народа над фашизмом.

В то же время Рерих продолжает работать над серией картин «Гималаи», насчитывающей уже более двух тысяч полотен. Горы являлись источником неиссякаемого вдохновения для Рериха. В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы» и др.

Николай Константинович покинул сей мир 13 декабря 1947 года. Его тело было предано погребальному костру в долине Кулу. Позже на том месте был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха — великого русского друга Индии. Да будет мир».

Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский живописец, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. В 1893 году Николай Рерих поступил на юридический факультет Петербургского университета, и одновременно в Академию художеств, где занимался в мастерской Архипа Ивановича Куинджи. В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва; другие собрания). Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902; «Город строят», 1902; «Бой», 1906; история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург; «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев).

Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва; «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург). Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г.Ибсена в московском Художественном театре, 1912; «Весна священная» И.Ф.Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С.П.Дягилева в Париже, 1913; «Князь Игорь» А.П.Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914; панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов. Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом.

В 1920 переехав в США, Рерих основал там вместе с женой Е.И.Шапошниковой «Общество Агни-Йоги» для распространения учения «Живой Этики», призванного морально усовершенствовать человечество на базе древних религий, прежде всего буддизма, и современной теософии. В 1923 Николай Рерих начинает из Сиккима свою Трансгималайскую экспедицию с целью исторического и топографического изучения Центральной Азии; экспедиция дважды пересекает последнюю, пройдя через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета.

Приехав через Синьцзян в Москву в 1925 году, Рерих устанавливает контакты с советским руководством, а в 1926–1928 через Алтай возвращается в Сикким. Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород; и многие другие).

Все больше сил Рерих с супругой отдают теософии, понимаемой ими не только как мистическое, но и как общественное движение. Последователей Рерихов в разных странах увлекает и провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории и искусства от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933). Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. В поздний период мастер по-прежнему активно работал как живописец; вести с фронтов Второй мировой войны вдохновили его на национально-романтический цикл на темы русских былин. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935; «Моя жизнь», 1936–1947). Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н.Н. и С.Н.Рерихов в Музее искусства народов Востока) с 1992 существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем.

Николай Рерих - художник, ученый, путешественник и исследователь. Еще он писатель и активный общественный деятель. Статья даст краткое представление о том, каким человеком был Николай Рерих. Картины художника и его творчество в целом тоже будут кратко представлены.

Рерих родился 27.09.1874 г. в Санкт-Петербурге. Его отец был достаточно успешным нотариусом. Уже в раннем возрасте будущий живописец начинает проявлять интерес к родной культуре, однако больше всего он интересуется искусством и традициями Востока.

Молодые годы

В 1893 г. юный Рерих блестяще оканчивает гимназию имени Карла Мая. Затем будущий художник поступает сразу в 2 высших учебных заведения: Императорскую академию художеств и в университет Санкт-Петербурга на юридический факультет.

С 1895 г. начинающий художник становится учеником уже тогда знаменитого живописца Архипа Куинджи. Тут же он знакомится и с другими молодыми талантами: И. Репиным, Римским-Корсаковым и др.

Творческий путь

Лишь по окончании академии ему удается больше времени посвящать творчеству, которому очень важную роль в своей жизни отводил Николай Рерих. Картины художника начали высоко оценивать уже его современники, а его первое живописное полотно "Гонец" сразу было куплено известным меценатом Третьяковым.

Примерно тогда же молодой Рерих получает должность помощника заведующего Императорским музеем, а параллельно работает в журнальном издательстве "Мир искусства".

В 1900 г. Н. Рерих едет во Францию с целью продолжить обучение живописному искусству. Спустя год он вернулся в Российскую Империю, где получил место в секретариате "Общества поощрения художеств". В 1906 году он стал его директором.

В 1909 г. он становится членом Российской Академии художеств.

Николай Рерих был очень разносторонне развитым человеком, который интересовался не только живописью, но и археологией, и историей, а также философией. Он написал ряд исследовательских работ по культуре Древней Руси. Художник много путешествовал, изъездил всю Россию, а также побывал во многих странах, в том числе во Франции, Шведском королевстве, Финляндии и на территории Индии, где в 1947 г. в городе Химачал-Прадеш и завершил свой жизненный путь.

Его годы были наполнены творчеством, путешествиями и наукой. Интересно и насыщенно прожил Николай Рерих. Картины художника исчисляются почти семью тысячами живописных полотен. Это впечатляет!

Рерих Николай Константинович. Картины. Гималаи

В 1923 г. художник отправляется в Трансгималайскую экспедицию. Вдохновленный путешествием по самому высокому горному хребту мира Рерих пишет книги "Алтай-Гималаи", "Сердце Азии" и "Шамбала". Но более известны его живописные полотна, созданные под впечатлением от великих гор.

Он создает целый цикл картин под названием "Майтрейя". К картинам, написанным под эмоциональным впечатлением от Гималаев, относятся, к примеру, такие: "Майтрейя-победитель" (1925), "Меч Гесэра" (1932), "Сантана" (1944) и многие другие. Общее же их число просто колоссальное, поражающее воображение. Ни у одного другого русского живописца нет столько картин, посвященных высокогорным пейзажам.

О своей любви к горам неоднократно заявлял сам Николай Рерих. Картины художника лишь подтверждают этот факт.

Заключение

Николай Константинович Рерих - это не просто художник и исследователь, это настоящий гений своего времени. Его творчество и научные труды имеют огромное значение для культуры и истории не только России, но и всего мира в целом. Такой плодотворности в живописи, науке, писательской деятельности можно только позавидовать, а за его интереснейшей и насыщенной событиями жизнью очень увлекательно следить и сегодня.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.