Отличие тонической системы от силлабо тонической. О силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении

Система стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. В настоящее время в русской поэзии она наиболее распространена, и все основные метры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест) существуют в рамках силлабо-тонического стихосложения.

Силлабо-тоническое стихосложение (от греч. syllabe - слог и tonos - ударение) - разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо-тоническом стихе различаются сильные и слабые позиции (икты и междуиктовые интервалы), первые преимущественно ударны, вторые преимущественно безударны; ударение, попадающее на слабую позицию, считается сверхсхемным ударением и допускается лишь при некоторых ограничительных условиях; наоборот, пропуски ударения на сильных местах обычно свободны и регулируются лишь естественой длиной слов в языке. Повторяющееся сочетание икта и междуиктового интервала называется стопой; в зависимости от объема интервала различаются двухсложные размеры и трехсложные размеры (…_ / _ / _… и … / _ _ / _ _ …, где «/» - сильное, а «_» - слабое место); при наличии постоянной анакрусы среди первых различаются стопы хорея (/ _) и ямба (_ /), среди вторых - дактиля (/ _ _), амфибрахия (_ / _) и анапеста (_ _ /). Эта терминология заимствована из античного метрического стихосложения: с ним силлабо-тоническую систему стихосложения объединяет наличие метра, т. е. сетки сильных и слабых слоговых позиций с их предсказуемым заполнением; само силлабо-тоническое стихосложение в 19 в. часто называлось «силлабо-метрическим» (современный термин утвердился с 1910-х гг.).

С ослаблением строгости метра силлабо-тоническая система дает переходные формы, лежащие на границе с чистым тоническим стихосложением (логаэды, дольник, тактовик - размеры с переменными междуиктовыми интервалами) и с чистым силлабическим стихосложением (стих с обилием синкоп). Обычно в силлабо-тонической системе преобладают стихи равностопные (например, 4-стопный ямб), реже - урегулированные разностопные (например, чередование 4- и 3-стопного ямба) и вольный стих.

В европейском стихосложении силлабо-тоническая система формируется в результате взаимодействия силлабического стиха романских языков с разлагающимся тоническим аллитерационным стихом германских языков. В народной поэзии при этом сложился 4-3-иктный дольник английских и немецких народных баллад; в книжной поэзии сперва допускались колебания в сторону тоники (у английских поэтов 12-14 вв.) и силлабики (у немецких мейстерзингеров); но к 15 в. в Англии (после Дж. Чосера) и с начала 17 в. в Германии (реформа М. Опица) силлабо-тоническое стихосложение устанавливается в строгой форме: господствующие размеры - в Англии 4-стопный ямб (от французского 8-сложника) и 5-стопный ямб (от французского 10- и итальянского 11-сложника), в Германии 4-стопный ямб и 6-стопный ямб (от французского александрийского стиха). В 1735-43 гг. (реформа В.К. Тредиаковского-М.В. Ломоносова) силлабо-тоническое стихосложение входит в русскую поэзию, вытесняя в ней силлабическое стихосложение; в 19 в. под немецким и русским влиянием оно распространяется в польской, чешской, сербохорватской, болгарской, украинской поэзии, сосуществуя в них с силлабическим стихосложением. В русском силлабо-тоническом стихосложении 18 в. господствуют 4- и 6-стопный ямб (по немецкому образцу), в меньшей степени 4-стопный хорей; с начала 19 в. осваиваются 5-стопный ямб и трехсложные размеры; с начала 20 в. − дольник.

М.Л. Гаспаров

Опубликованный В. Тредиаковским в 1735 году трактат "Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих названий" положил начало преобразованию русского стиха. Тредиаковский обратил внимание на то, что "способ сложения стихов весьма есть различен по различию языков", а изучая русские народные песни, пришел к выводу о решающей роли ударения в русском стихе.

Свои наблюдения Тредиаковский положил в основу нового способа "к сложению российских стихов". Исходя из принципа ударности и безударности гласных в русском языке, он сформулировал правило равномерного чередования ударных и безударных слогов в стихе. Каждую такую повторяющуюся группу слогов, состоящую из одного ударного и примыкающего к нему одного или нескольких безударных, Тредиаковский назвал по аналогии с античным стихосложением стопой.

Тредиаковский назвал свой новый принцип русского стихосложения "тоническим", хотя правильнее называть его силлабо-тоническим, или слого-ударным, так как в рифмующихся строчках, как правило, сохраняется не только относительно равное количество ударений, имеющих фиксированное место, но и одинаковое число слогов.

Однако реформа Тредиаковским не была доведена до конца. Во-первых, он распространил "тонический способ" русского стихосложения только на самые длинные силлабические вирши – на одиннадцатисложный стих ("российский пентаметр") и тринадцатисложный, так называемый "героический" стих ("российский гекзаметр"). В коротких стихах, заключающих от четырех до девяти слогов, над Тредиаковским довлела традиция – он предлагал составлять их по старому, силлабическому способу. Во-вторых, Тредиаковский видел возможность использования в русском стихе только двусложных стоп – хорея (), спондея (--) и пиррихия (). Предложенные чуть позже М. Ломоносовым трехсложные размеры и даже ямб, ставший основным размером русской поэзии, Тредиаковский ни

в теорию, ни в стихотворную практику не вводит. Наконец, в-третьих, он не смог преодолеть традиции силлабики и в области рифмы: Тредиаковский ратует только за женскую парную рифму, сочетание же рифмы, например, женской и мужской, он решительно отвергает. Вот образец нового стиха Тредиаковского из его "Эпистолы от российской поэзии к Аполлину" (1735):

Девяти парнасских сестр, купно Геликона,

О начальник Аполлин, и пермесска звона!

Первое полустишие "российского гекзаметра" Тредиаковского состоит из трех двусложных стоп (где основная стопа, хорей, может, при условии длинных слов, заменяться вспомогательной, состоящей из двух безударных слогов, – пиррихием) и четвертой усеченной стопы (это седьмой слог, на который обязательно падает ударение и после которого всегда идет цезура). Второе полустишие всегда состоит из трех полных стоп. Видно, что этот стих по сути представляет собой все тот же силлабический тринадцатисложник, подвергшийся тонизации путем введения равномерно падающего ударения.

Ломоносов завершил реформу, начатую Тредиаковским. В 1739 году в трактате "Письмо о правилах российского стихотворства" он распространил силлабо-тонический принцип на все русское стихосложение, включая и длинные и короткие стихи. По мнению Ломоносова, русские стихи можно слагать не только при помощи хорея, но и ямба, а также из трехсложных стоп – дактиля и анапеста. Возможны также сочетания в пределах одного стиха или даже одной стихотворной строчки двусложных и трехсложных стоп: ямба с анапестом и хорея с дактилем. Вопреки Тредиаковскому Ломоносов также считает возможным использовать в русских стихах не только одни женские рифмы (в этом он видит влияние польской поэзии), но и мужские, и дактилические, а также их сочетание.

Основной тезис Ломоносова – русское стихосложение должно быть "свойственно" русскому языку. Но в одном своем пункте он отступает от этого. Ломоносов требует слагать стихи только чистыми ямбами и хореями без пиррихиев. Подобное ограничение заставляло поэта при написании стихотворения использовать только короткие слова. Как видно на примере оды "На взятие Хотина" (1739), которая явилась приложением к теоретическому трактату, Ломоносову на практике приходилось нарушать свое собственное теоретическое требование (в данном случае в четвертой строчке вторая стопа ямба заменена пиррихием, так как подряд идут два слова, состоящие из трех слогов):

Восторг внезапный ум пленил,

Ведет на верьх горы высокой,

Где ветр в лесах шуметь забыл;

В долине тишина глубокой.

Ода Ломоносова "На взятие Хотина" и его "Письмо о правилах российского стихотворства" разрешили до конца проблему нового русского стиха, ликвидируя остатки силлабической традиции, сковывавшей еще Тредиаковского. Далее развитие русской поэзии пошло по пути, проложенному Ломоносовым.

Метр, ритм и размер.

Виды размеров

В русском силлабо-тоническом стихосложении пять основных стоп, восходящих к античным стопам: хорей (греч. chorei os – плясовой), ямб (греч. iambos – значение неясно), дактиль (греч. daktylos – палец), амфибрахий (греч. amphi – кругом, brachys – краткий), анапест (греч. anapaistos – отраженный назад). Первые две стопы двусложные: в хорее первый слог ударный, второй безударный (), в ямбе первый слог безударный, второй ударный (). Остальные стопы трехсложные: в дактиле ударение падает на первый слог, последующие два слога безударные (); в амфибрахии ударный слог второй, первый и третий безударные I) и в анапесте ударный слог последний – третий, первый и второй слоги – безударные (). В силлабо-тонических стопах ударный и безударный слоги соответствуют долгому и краткому слогам античных стоп.

В основе каждого силлабо-тонического стихотворения лежит определенная ритмическая схема, общая для всего произведения в целом. Так, когда говорится о ямбе, имеется в виду, что это размер, нормой которого является расположение ударений на четных слогах; если речь идет о хорее – то, соответственно, на нечетных и т. д. Такая наиболее общая, "идеальная" ритмическая схема стиха в силлабо-тонике называется метром. Но на практике отдельные стихотворные строки могут весьма отличаться друг от друга благодаря возможным пропускам ударений или появлению сверхсхемных ударений. Следует также выделить понятие стихотворного размера, который в силлабо-тонике определяется метром и числом стоп в стихе: трехстопный ямб, четырехстопный дактиль, пятистопный хорей и т. д. Однако терминология еще не вполне установилась – иногда размер употребляют как синоним метра, иногда как синоним стопы.

Важной ритмической характеристикой стиха является наличие в нем определенного количества стоп. Особенно разнообразны формы ямбических и хореических стихов. Их диапазон от одной до восьми стоп. Увеличение количества стоп обычно усиливает интонацию повествовательности. В качестве примера можно привести две строчки из лирической песни А. Сумарокова, написанной восьмистопным хореем:

Плачьте вы, печальны очи, бедно сердце, унывай,

И веселые минуты дней прошедших забывай...

Это хорей с цезурой, но каждая строка в интонационном отношении целостна, а потому произносится на "одном дыхании" . Можно разделить эти строки пополам:

Плачьте вы, печальны очи,

Бедно сердце, унывай,

И веселые минуты

Дней прошедших забывай...

Получился четырехстопный хорей с интонацией игривого плясового напева, что находится в полном противоречии со смыслом стихов.

Интонация является существенным смысловым элементом звучащей речи. Стихотворная речь предполагает бо́льшую по сравнению с прозаической речью интонационную организованность, а потому эстетическое значение интонации в стихах гораздо более велико, чем в художественной прозе .

У каждого размера есть свои особенности, в определенном отношении обусловливающие интонацию стиха. Трехсложные размеры в целом более протяжные, чем двусложные, а короткие стихи звучат живее и легче, чем длинные. Так, юный Пушкин для своих легких и изящных анакреонтических стихов и посланий к друзьям выбирает двух- и трехсложный ямб:

Где наша роза?

Друзья мои?

Увяла роза,

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость!

Не говори:

Вот жизни радость!..

Любезный именинник,

О Пущин дорогой!

Прибрел к тебе пустынник

С открытою душой...

("К Пущину")

История русского классического стиха, начиная с Ломоносова, выдвинула на первый план четырехстопный ямб. Из всех стихотворных размеров он, в силу своей гибкости, самый универсальный. Томашевский отмечал, что гибкость этого размера препятствует прикреплению его к одному стилю, к одной эмоциональной форме. Он связывал эту гибкость с отсутствием в четырехстопном ямбе цезуры, что принципиально отличает его от пяти- и шестистопных ямбов, распадающихся на полустишия двух- и трехстопного строя. Эти короткие полустишия в ритмическом отношении достаточно бедны, в то время как четырехстопный ямб обладает ритмическими возможностями в большей степени, что и позволило ему дать в русской поэзии множество ритмико-интонационных вариаций. Четырехстопный ямб – традиционный стих торжественной оды XVIII века. Применялся он и в шутливых поэмах-травести, перелицовывающих на бытовой лад героические поэмы (например, "Энеида" Н. Осипова). Для Пушкина четырехстопный ямб был любимым стихотворным размером. Ведущим размером он стал и для всей русской поэзии XIX века.

Пятистопный ямб, по преимуществу безрифменный, в нашем восприятии связан с традицией стихотворной драмы и трагедии, заложенной А. Пушкиным в "Борисе Годунове". О том, насколько эта литературная традиция прочно вошла в наше сознание, свидетельствует образ "трагического" Лоханкина, персонажа романа И. Ильфа и Е. Петрова "Золотой теленок". Покинутый женой, он в духе трагического героя изъясняется пятистопным ямбом.

Интонации философских размышлений, меланхолических раздумий и воспоминаний, мотивы тоски и скорби замечательно передаются с помощью шестистопного ямба, стихотворного размера, традиционно закрепленного за жанром элегии (здесь часто допускается чередование шести- и пяти- или четырехстопного ямба). Вот пример строфы из элегии В. Жуковского "Вечер":

Ручей, виющийся по светлому песку,

(шесть стоп)

Как тихая твоя гармония приятна!

(шесть стоп)

С каким сверканием катишься ты в реку!

(шесть стоп)

Приди, о муза благодатна...

(четыре стопы)

Разностопный или вольный ямб связан в нашем представлении с жанром басни и с комедией А. Грибоедова "Горе от ума". Его особенность заключается в том, что в пределах одного произведения в разных стихах число ямбических стоп колеблется от одной до шести в свободной последовательности. Вольный ямб как нельзя лучше передает интонационную непринужденность и раскованность разговорной речи, как это видно на примере монолога Лизы ("Горе от ума"):

Вот то-то-с, моего вы глупого сужденья (шесть стоп)

Не жалуете никогда: (четыре стопы)

Ан вот беда, (две стопы)

На что вам лучшего пророка? (четыре стопы)

Твердила я, в любви не будет в этой прока (шесть стоп)

Ни во́ веки веков, (три стопы)

Как все московские, ваш батюшка таков: (шесть стоп)

Желал бы зятя он с звездами да с чинами, (шесть стоп)

А при звездах не все богаты, между нами, (шесть стоп)

Ну, разумеется, к тому б (четыре стопы)

И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он ба́лы; (шесть стоп)

Вот, например, полковник Скалозуб: (пять стоп )

И золотой мешок, и метит в генералы. (шесть стоп )

В русской стихотворной традиции, начиная с середины XVIII века, четырехстопный и близкий к нему трехстопный хорей воспринимались как "народные" размеры, а потому поэты, стилизуя свои стихи под русскую народную песню, использовали именно эти размеры, часто чередуя их в пределах одного стихотворения ("Выйду я на реченьку..." Ю. Нелединского-Мелецкого, "Полно, сизенький, кружиться..." Н. Николева, "Соловей мой, соловей...", "Русская песня" А. Дельвига и др.). Такое восприятие трех- и четырехстопного хорея объясняет и тот факт, почему этими размерами написаны сказки А. Пушкина ("Сказка о царе Салтане...", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о золотом петушке"), П. Ершова, Н. Некрасова, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова. Сейчас, в свете этой традиции, четырехстопный хорей воспринимается как наиболее подходящий размер для детской поэзии.

Трехсложные размеры были малоупотребительны у русских поэтов XVIII века. В пушкинскую эпоху дактили, амфибрахии и анапесты получают распространение по преимуществу как балладные размеры ("Суд Божий над епископом", "Кубок", "Замок Смальгольм" В. Жуковского, "Песнь о вещем Олеге" А. Пушкина и др.). Широкое распространение трехсложные размеры получили у Н. Некрасова, поэтому не случайно, что эти размеры часто воспринимаются как "некрасовские".

Существуют также особые стихотворные размеры, основанные на определенной ритмической заданности. Это древнегреческий гекзаметр и элегический дистих, состоящий из стиха гекзаметра и стиха пентаметра (см. раздел "Античное стихосложение"). Эти размеры использовались русскими поэтами не только как аналоги античных при переводе античной поэзии на русский язык, но и осваивались в качестве размеров лирических и эпических жанров русской поэзии. Например, элегический дистих широко использовался в жанре "надписи" – маленького стихотворения, написанного по поводу статуи, портрета и т. п. ("Царскосельская статуя", "На статую играющего в свайку", "На статую играющего в бабки" А. Пушкина). В. Жуковский, наряду с переводом "Одиссеи" Гомера, гекзаметром написал стихотворную повесть "в духе средних веков" "Ундину", "индийскую" повесть "Наль и Дамаянти". Этот же размер стал у русских поэтов традиционным для стихов, написанных на мотивы и в манере античных поэтов ("антологические стихи").

Другой традиционный для русской классической поэзии размер – александрийский стих. Это шестистопный ямб с попарно зарифмованными мужскими и женскими клаузулами (о типах клаузул см. "Ритмические определители стиха"). В эпоху классицизма александрийский стих был размером эпопеи и трагедии. В конце XVIII – первой половине XIX века он стал использоваться в жанре элегии и сатиры. Например, сатира К. Рылеева "К временщику":

Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!

Тем не менее не следует всегда искать некую глубинную взаимосвязь между стихотворным жанром и определенным стихотворным размером. Существует множество примеров, которые как подтверждают, так и опровергают эту связь. Так, А. Сумароков писал свои торжественные оды не только традиционным четырехстопным ямбом, но и четырехстопным "плясовым" хореем ("На победы Петра Великого", "На погребение императрицы Елисаветы Первой" и др.). Вольным ямбом переведена В. Жуковским баллада Шиллера "Перчатка", а многие стихи Некрасова трагического содержания написаны энергичным четырехстопным ямбом ("Внимая ужасам войны...", "Я посетил твое кладбище...", "Зачем меня на части рвете..."). Поэт, конечно, не безразличен к выбору того или иного размера для своего произведения, но содержание этого стихотворения связано со всей ритмико-интонационной системой, которая, помимо размера, включает и отступления от него, и характер окончаний, и тип рифмы, и способы рифмовки, и строфическое членение стихотворной речи.

  • См.: Холщевников В. Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991. С. 85.

Помимо тоники и силлабики, силлабо-тоническая система имела еще один важный источник - античную метрическую систему. В основе ритмической орга низации метрического стиха лежало упорядоченное чередование кратких и долгих слогов. Структура античной метрики стала основой для русской силлабо- тоники. Тредиаковский и Ломоносов оставили в силе метрический принцип чередования слогов, но вместо долгих и кратких слогов в силлабо-тонике стали чередоваться ударные и безударные слоги. Например:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

(А. Пушкин)

Обозначим ударные слоги прямой черточкой / - /, безударные слоги - вогнутой скобочкой / У /. Представим приведенный отрывок в виде схемы ударных и безударных слогов:

И ии -и -и Весна, весна, пора любви, и - и - и - и - Как тяжко мне твоё явленье, и - и - и - и - Какое томное волненье, и - и - и и и - В моей душе, в моей крови... и - и - и - и - Еще один пример:

(4* стопный хорей)

(А. Пушкин)

(4- стопный ямб)

Мы ВИДИМ, что сочетание «безударный - ударный» повторяется до конца строки (за отдельным исключением).

Повторяющееся в силлабо-тоническом стихе сочетание ударного и безударных слогов называется стопой (термин заимствован из античной метрики, где стопой называлось сочетание долгого и краткого слогов). Стопа отделяется вертикальной чертой.

Силлабо-тоническая система стихосложения знает пять основных видов стоп:

Хорей- стопа, состоящая из двух слогов, где первый слог - ударный, второй - безударный. Схема хорея: | - У |.

Ямб - стопа, состоящая из двух слогов, где первый слог безударный, второй - ударный. Схема ямба: | У - |.

Вышеприведенные отрывки из пушкинских стихотворений - примеры хорея и ямба. Это самые распространенные размеры в русской классической поэзии.

Кроме двусложных стоп - хорея и ямба - в русской силлабо-тонике есть трехсложные стопы:

Дактиль - стопа из трех слогов, где первый слог ударный, второй и третий - безударные. Схема дактиля: | - УУ].

Амфибрахий - стопа из трех слогов, где первый и третий слоги безударные, а второй - ударный. Схема амфибрахия | У - У |.

Анапест - стопа из трех слогов, где первый и второй слоги безударные, а третий - ударный. Схема анапеста: | У У - |.

В зависимости от количества стоп в строке размер стиха именуется трехстопным, четырехстопным и так далее. При определении размера нужно не только называть размер (ямб или анапест), но обозначать и количество стоп в строке: трехстопный ямб, пятистопный анапест и т. п.

Мы отмечали, что ритм силлабо-тоники основан на упорядоченном чередовании ударного и безударного слогов. Сама эта упорядоченность всегда отвечает схеме одной из пяти стоп: хорея, ямба, дактиля, амфибрахия, анапеста.

Приведем примеры:

Тучки небесные, вечные странники! - и и

Степью лазурною, цёпью жемчужною - и и Мчитесь вы, будто как я же, изгнйнники, - и и С милого сёвера в стдрону южную. - и и

(М. Лермонтов)

Меж высоких хлеббв затерялося и и -

Небогйтое нйше селб. и и -

Горе гбрькое по свету шлялося и и -

И на нас невзначйй набрело. и и -

(Н. Некрасов)

Как мальчик кудрявый, резей, и - и

Нарядна, как бабочка лётом; и - и

Значёнья пустбго словй и - и

В устах ее пблны привётом. и - и

(М. Лермонтов)

На пяти видах стоп основаны пять основных размеров русской силлабо-тоники. Они называются так же: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест. В хорее повторяется хореическая стопа, в ямбе - ямбическая и так далее. Ритмическая организация стиха в силлабо-тонике основана именно на размере - на типе упорядоченного чередования ударных и безударных слогов. Но размер и ритм силлабо-тоники - не одно и то же.

Размер - это идеальная схема чередования ударного и безударного слогов, которой должен следовать стих. Но эта схема в реальном стихе, как правило, не может быть соблюдена. Почему? Потому что этому препятствует сам язык, в котором есть не только двусложные (как нужно для ямба и хорея) и не только трехсложные (как нужно для трехсложных размеров), но и многосложные слова.

Что такое для стиха многосложное слово? Это слово, где один ударный слог сочетается с множеством безударных. Между ударными слогами в силлабо-то- ническом стихе должно быть только один или два безударных слога. Но если поэт обращается, например, к слову благословил | У У У - |, то между ударным слогом этого слова и ударным слогом предшествующего слова оказываются не два и не один (как должно), а целых три слога. Значит, размер - идеальная схема - в реальной стихотворной строке нарушается.

При составлении схемы надо помнить, что есть три вида ударения: грамматическое, логическое и ритмическое.

Стихи (др.-греч. зИсЬоз - ряд) - это такие ряды слов, на которые речь делится не логическими, а ритмическими паузами. Каждый такой ряд слов (стих) в тексте пишется отдельной строкой. Если следовать за ритмическим ударением, то схема всегда будет соответствовать идеальному размеру, если грамматическому, то обязательно появятся в схеме о тдельные стопы с пиррихием или спондеем.

Г.Л. Абрамович замечает: «Многие из слов столь многосложны, что могут вместить в себя по две стопы и тем самым требовать не одного (как это имеет место и языке на самом деле), а двух ударений в слове. С другой стороны, в живом произнесении ударение в служебных словах, а иногда и в местоимениях пропадает, и ударение в стихе переносится с одного слова на другое (перенесение ударение с данного слова на последующее называется проклитикой, а на предшествующее- энклитикой)»1.

Возьмем строчку из пушкинской сказки - Три девицы под окном - и составим ее схему: - У | -У | У У | Ясно, что это хорей, но мы замечаем явные отступления от идеальной схемы. Отступления связаны с тем, что на местах, где в идеальной схеме должны быть ударные слоги, в реальной стихотворной строке появляются безударные. Стопа, где вместо обязательного ударного слога стоит безударный, называется пиррйхием.В ямбе или хорее пиррихий будет выглядеть на схеме так | У У |, а в трехсложных размерах | УУУ |. Отступление от размера может быть и в том, что в стопе на месте обязательного безударного появляется ударный слог. Такое отступление называется спондеем. Иначе говоря, спондей - это стопа со сверхсхемным ударением. Приведем классический пример спондея из пушкинской поэмы «Полтава»:

Швед, русский колет, рубит, режет. - - |и - |и - |и - |и

В первой стопе, как видим, на месте обязательного безударного (как положено в ямбе) стоит ударный слог, образуя тем самым спондей. Схема спондея для двусложных размеров | |, для трехсложных | У |,

(дактиль, амфибрахий), | У | (амфибрахий, анапест),

| - У - | (дактиль, анапест).

Спондей и пиррихий - два основных вида отступлений от идеальной схемы размера (ее называют также метрической схемой, а размер - метром). Стихотворений, полностью соответствующих метрической схеме и не содержащих никаких отступлений от нее, почти нет. Практически все русские силлабо-тонические произведения содержат отступления от метрической схемы.

Чем же все-таки отличается размер стихотворения от ритма? Размер - это идеальная схема, лежащая в основе типа ритмической упорядоченности данного стихотворного произведения. Ритм же стихотворения - это тот реальный вид, который принимает в данной стихотворной форме идеальный размер. При анализе стихотворных произведений особое внимание привлекают именно отступления от размера. Эти проявления реального ритма бывают художественно важны и оправданны, они решают определенную идейнохудожественную задачу. Например, спондей придает стихотворному ритму быстроту (рядом оказываются два полноударных слова). Отрывистость, быстрота, напряженность - именно это хотел передать А. Пушкин при описании Полтавской битвы. В строчке Швед, русский колет, рубит, режет, прибегая к спондею, поэт подчеркнул стремительность и напряженность битвы.

Напротив, пиррихий придает стиху замедленность, плавность, мелодичность. Например, такова роль пир- рихиев в ритмической и содержательной структурах отрывка из стихотворения А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...»: Я пбмню чудное мгновенье: и - и - и и и - Передо мной явилась ты, и и и - и - и - Как мимолётное виденье, и и и - и и и - Как гений чистой красоты. и - и - и и и -

Пиррихии наблюдаются в первой строке (выделено слово чудное), во второй (слово передо), в третьей (слова мимолетное виденье) и в четвертой (слово красоты). Во второй строке пиррихий выполняет техническую роль, во всех остальных случаях пиррихии несут художественную нагрузку, выделяют важные в содержательном отношении слова, придают стиху ту мелодичность, протяжность, которые помогают поэту иыразить свои чувства.

Для того, чтобы выразить содержательную, художест- шшно значимую функцию стихотворного ритма, нужно освоить технику составления схемы стиха, деления на стопы, выявления размера и отступлений от него. Только полностью овладев этими приемами анализа, можно рассматривать содержательную роль ритма.

Один из важных и дискуссионных вопросов литера- туроведения XX в., интересовавший Р.О. Якобсона, li.ll. Томашевского, Б.М. Эйхенбаума, Л.И. Тимофеева - ?»то вопрос о соотношении метра и смысла. Интересна тчка зрения М.Л. Гаспарова, предложившего два вари анта: первый - связь между метром и смыслом - органическая, второй - связь между метром и смыслом - историческая1. Оба варианта он рассматривал на историческом материале.

Силлабическое стихосложение

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - см. Стихосложение.

силлабо-тоника

(греч. syllabe – слог и tonos – ударение), система стихосложения , основанная на урегулированном повторении ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо-тонических стихах слоги группируются в стопы , каждую из которых составляют одно сильное место (позиция, чаще занимаемая ударным слогом) и определённое число слабых мест (позиции, чаще занимаемые безударными слогами). В зависимости от количества слабых мест в стопе выделяют две группы стоп и два вида силлабо-тонических размеров: двусложные и трёхсложные. К двусложным относятся хорей (– Щ) и ямб (Щ -), к трёхсложным – дактиль (– Щ Щ), амфибрахий (Щ – Щ) и анапест (Щ Щ -).
Силлабо-тоника существует в английской поэзии с 15 в., в немецкой – с 17 в. В России она появилась в 1740-х гг. и до сих пор является доминирующей системой стихосложения. В рус. поэзии из-за особенностей лексического состава языка трёхсложные стопы чаще заполняются трёхсложными словами, чем двусложные стопы – словами двусложными. Поэтому трёхсложные размеры часто вызывают у читателей стихотворных текстов субъективные представления об их музыкальности (вернее – о естественности). В них достаточно редко происходят так называемые стопные замены, которые встречаются в хореических и ямбических стихах, потому что в них довольно часто на сильное место попадает безударный слог, а чуть реже на слабое – слог ударный. Поэтому рядом с основными двусложными стопами существуют две дополнительные стопы – пиррихий (состоит из двух слабых мест) и спондей (из двух сильных мест). Их использование для стопных замен обеспечивает каждой ямбической или хореической строке произведения свой собственный ритмический рисунок.

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

В этой статье мы подробно разберем силлабо-тоническое стихосложение. Расскажем о том, как эта система появилась и пришла в Россию, разберем размеры.

Что это такое?

Силлабо-тоническое стихосложение - это поэтическая система, построенная на регулярности группирования и чередования безударных и ударных слогов. В стихах, написанных таким способом, все слоги можно сгруппировать в стопы, в которых есть так называемые сильные места - ударные гласные, и слабые места - безударные гласные. Поэтому при анализе подобных стихотворений указывается не только размер, но и число стоп в одной строке.

Происхождение

Силлабо-тоническая система стихосложения зародилась в европейской поэзии. Произошло это благодаря слиянию силлабического стиха, который использовался в романских языках, и тонического аллитерационного, пришедшего из германских языков. Процесс этот окончился в разных странах в разное время. Так, в Англии силлаботоника установилась уже в 15 веке, благодаря Дж. Чосеру, а в Германии только в 17 веке после реформы М. Опица.

Русское силлабо-тоническое стихосложение

Основная заслуга в реформации русского поэтического слога принадлежит М. В. Ломоносову и В. К. Тредиаковскому.

Итак, в 30-х годах 18 века Тредиаковский начинает выступать с текстами, чье строение значительно отличалось от принятой в те времена силлабической системы стихосложения, основывающейся на числе слогов в строке, а не на количестве ударных или безударных гласных. Поэт, изучив народный стих и его строение, сделал вывод, что в основе русского стихосложения лежит принцип тоники.

Эти начатые Тредиаковским изыскания продолжил Ломоносов. Именно он и создал в России силлабо-тоническое стихосложение. Эта система, опирающаяся на чередование ударных и безударных гласных, учитывает метрический опыт. В основу силлабо-тоники положен принцип народного стиха - соотношение строк по расположению и числу ударных слогов.

На протяжении всего 19 века силлабо-тоника господствовала в поэзии. Только некоторые поэты пускались в эксперименты, в основном это было связано с попытками подражать народным мотивам. При этом примерно до середины 19 века преимущественно использовались двусложники. Первым активно применять трехсложные размеры начал Некрасов.

Однако уже в начале 20 века начались активные поэтические эксперименты, которое преимущественно обращались к тонике и усложнению стихотворной формы.

Размеры силлабо-тонического стихосложения

В зависимости от количества «сильных» и «слабых» мест в стопе, выделяются две разновидности силлабо-тонических размеров - это двусложники и трехсложники. К двусложным причисляют ямб и хорей, к трехсложным, в свою очередь, - дактиль, анапест, амфибрахий.

Из-за лексического строения русского языка трехсложные размеры кажутся читателю более музыкальными, так как для стихотворения подбираются слова с тремя слогами и реже приходится делать «стопные замены».

Эти замены можно встретить в хореических и ямбических произведениях, так как в отдельных стопах очень часто на сильных местах оказываются безударные слоги, а на слабых - ударные. В связи с этим можно сказать, что, наряду с главными двусложными стопами, существуют еще 2 вспомогательные:

  • Пиррихий - это 2 слога подряд с безударной гласной.
  • Спондей - это 2 слога подряд с ударной гласной.

Использование их в стихах обеспечивает строкам произведения уникальное ритмическое звучание.

Хорей

Это один из типов двусложного метра. В его стопе всего 2 слога - первым стоит ударный, вторым - безударный. Хорей часто используют для песенной лирики.

Примером 5-стопного хорея является пастернаковское стихотворение под названием «Гамлет»: «На меня наставлен сумрак ночи/ Тысячью биноклей на оси…». 3-стопного - произведение М. Ю. Лермонтова «Из Гете»: «Тихие долины/ Полны свежей мглой…».

Ямб

Силлабо-тоническое стихосложение было ведущим для русской поэзии 19 века, а ямб был излюбленным размером А.С. Пушкина.

Итак, ямб - двусложный метр, состоящий из 2-х слогов - первого безударного и второго ударного. При пропуске ударения стопа превращается в пиррихий, а при появлении дополнительного - в спондей.

4-хстопный ямб являлся самым популярным и наиболее часто используемым в русской поэзии. В 18 веке к этому метру обращались поэты «высоких» жанров, акцентируя внимание на различиях между одическими произведениями и «легкой поэзией», которая писалась хореем. Но в 19 веке ямб теряет свою тематическую связь со стихотворением и становится универсальным метром.

Ярчайший пример - это пушкинский «Евгений Онегин»: «Латынь из моды вышла ныне:/ Так, если правду вам сказать…».

Трехсложные

Рассмотрим теперь трехсложные размеры русского силлабо-тонического стихосложения.

Дактиль - метр в три слога, первый из которых является ударным. Примером могут служить: «Суд божий над епископами» (В. А. Жуковский), «Каменщик» (В. Я. Брюсов). Дактиль обычно используется для имитации гекзаметра.

Амфибрахий - также метр в три слога, но на сей раз ударным является второй. В русском стихосложении его обычно используют для написания эпических произведений. Примером является «Воздушный корабль» - баллада Лермонтова: «Из гроба тогда император,/ Очнувшись, является вдруг…».

Анапест - третий трехсложный метр, в котором ударение приходится на последний слог. Примерами такого построения стиха могут служить стихотворения: «Размышления у парадного подъезда» (Некрасов) и «На заре ты ее не буди» (Фет).

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.