Чем разводят полиуретановую краску. Полиуретановая краска – виды и отличительные свойства

Источник: Painting and varnishing. Wooden Boat Series.
Doug Templin
Сокращенный перевод С.Б.

Что такое полиуретаны

Хотя полиуретановые соединения окружают нас уже довольно давно, они до сих пор представляют собой передовые технологии, потому что за все это время мало что сдвинулось в направлении разработки более прогрессивных лакокрасочных систем.

Сразу после появления первых двухкомпонентных полиуретановых красок за ними закрепилась репутация долговечных, химически- и износостойких, хорошо сохраняющих свой цвет. Они тут же были взяты на вооружение в авиации, где первостепенное значение имеет защита от коррозии, важна эстетика, а стоимость окрасочных работ крайне высока. Зарекомендовав себя в авиации, полиуретановые краски быстро перешли в сферу "морских" лакокрасочных материалов по тем же самым причинам. Следующими на очереди оказались автомобилестроение и сфера промышленных покрытий, где высокая стоимость полиуретанового лакокрасочного покрытия оправдывает себя повышенной стойкостью и долговечностью. На сегодняшний день существует бесконечное множество сфер примененения полиуретанов.

Сам химический процесс отверждения полиуретанов относительно прост. Он представляет собой реакцию двух соединений: одно из них называется изоцианатом, другое - полиолом, или высокомолекулярным спиртом. Изоцианат состоит из химических групп, содержащих атомы азота, углерода и кислорода, соединенных друг с другом особым образом, что придает им высокую реакционную способность. Процесс производства изоцианатов был разработан немецкой фирмой Байер (той, что известна изобретением аспирина), лицензия на производство была продана фирме Monsanto в США. Позднее они приобрели ее акции и создали фирму Mobay Chemical, по сей день производящую самые чистые и высокотехнологичные изоцианаты из существующих.

За прошедшие годы многое удалось улучшить: снизить летучесть изоцианатов, сделать их более безопасными и усовершенствовать характеристики. При том, что само слово "изоцианат" несет зловещий оттенок, оно не имеет никакого отношения к цианиду, известному яду. Изоцианат является раздражителем органов дыхания, а токсичным эффектом обладают его растворители.

Компонент, называемый "полиолом", обычно представляет собой спирт с высокой молекулярной массой с добавкой пигментов, наполнителей, и прочих компонентов, которые все вместе именуются "пигментированной основой". Полиол обладает реакционно-способными гидроксильными группами (ОН), точно такими же, которые имеются в молекуле воды H 2 O (Н-ОН). В спиртах, которые применяются для образования полиуретана, они обладают очень высокой активностью, а их большое количество ведет к образованию многочисленных реакционных пар с изоцианатом и при смешивании компонентов формируется очень плотная трехмерная сетчатая структура.

Количество существующих полиолов так же велико, как и число существующих фирм-производителей лаков и красок, каждый разрабатывался с определенной целью или для заполнения узкоспециализированной ниши рынка. Целями их разработки могут быть экономичность, стойкость к температуре и химикатам, формирование толстой пленки покрытия, защита от коррозии. Те спирты, которые мы применяем в области "морских" лакокрасочных покрытий, разрабатываются в расчете на высокую степень исходного глянца и длительную его стойкость.

Морские полиуретановые покрытия

Давайте поближе взглянем на то, что собой представляют полиуретаны, предназначенные для эксплуатации в "морской" среде. Определенное различие между ними состоит в двух типах применяемых полиолов - теми, что содержат акриловую смолу и теми, у кого основа полиэфирная. Именно смола определяет внутреннюю структуру и позволяет заранее прогнозировать, на что пленка покрытия будет способна, а на что - нет. Системы на акриловой смоле обычно относят к модифицированным полиуретанам, в то время как полиэфирные системы считаются "чисто" полиуретановыми.

Лакокрасочные системы на базе акриловой смолы обычно разрабатываются с расчетом на минимальное время отверждения, достаточно твердую поверхность и способность к полировке. Они более уязвимы перед температурой и химическими веществами, однако это не мешает им доминировать в сфере автомобильной промышленности и прочих транспортных средств, где имеет значение возможность полировки. Акриловые системы, как правило, не обладают такой эластичностью и стойкостью к истиранию, как их полиэфирные собратья.

Среди акрило - модифицированных систем, применяемых для покраски транспортных средств, доминирует система Imron фирмы Дюпон (Dupont) и совершенно очевидно, что она же лидирует и среди подобного типа "морских" систем. Однако в условиях высоко-коррозионной среды и в южных широтах Imron, по-видимому, не может похвастаться таким глянцем и светостойкостью, как полиэфирные системы высокого качества. Поскольку у последних эластичность покрытия бывает выше, мне кажется, что Imron более подходит для металлических и стеклопластиковых лодок, нежели деревянных. Его применению препятствует также тот факт, что при покраске кистью результат нельзя считать удовлетворительным.

Полиэфирные системы чаще можно встретить в сфере реактивной авиации, где стойкость к растворителям и эластичность являются обязательными требованиями. На этом рынке лидирует продукция фирм Sterling (Sterling System), US Paint (Awlgrip), International (Interthane) и Koppers (Z-Spar). Все эти системы имеют полиэфирную основу и довольно сильно отличаются друг от друга, хотя по своим конечным потребительским качествам их можно считать примерно равноценными. У каждой из этих фирм имеется своя марка краски, которую можно наносить при помощи кисти, что привлекает к ним в последнее время довольно широкое внимание.

Условия для окраски

Рассказов о том, как ведет себя та или иная краска, существует великое множество - все мы слышали об удачах и полных фиаско, причем, когда речь шла об одной и той же марке краски. Вполне естественно, что любому из нас хочется добиться хорошего результата при окраске лодки, поэтому следует заранее знать некоторые из важных условий, соблюдение которых поможет этого добиться.

Сухая древесина. Полиуретановые краски можно наносить только на древесину, которая равномерно просушена и находится в состоянии равновесной влажности с окружающей средой. На ее поверхности не должно быть участков проявления повышенного содержания влаги, выдающих себя вздутием и пузырением. Если эмалевая краска держится на корпусе всего один сезон - вероятной причиной может быть именно повышенная влажность древесины. С влажной древесиной у вас ничего не получится и с полиуретановыми красками.

Подходящий кандидат для нанесения полиуретановой краски - это здоровая древесина, хорошо высушенная и стабильная в размерах, хотя на практике больше шансов получить хороший результат с древесиной лиственных пород. Проблемы могут возникнуть с древесиной типа смолистой сосны, у которой многочисленные сучки постоянно "слезятся".

Жесткая основа. Если корпус или рубка вашей лодки испытывает значительные деформации на сдвиг между поясьями обшивки, использовать полиуретановые краски там нельзя. Чем старше возраст лодки, тем более ослаблен ее крепеж и тем, вероятно, больший сдвиг друг относительно друга испытывают доски обшивки. Это может быть вызвано динамическими нагрузками, возникающими при движении лодки в водной среде, или просто при перемещении лодки из очень жаркого климата в очень холодный, из очень влажного в сухой и наоборот.

Любой корпус, со швами которого это происходило в прошлом, гарантированно поведет себя аналогичным образом с любой краской, будь то полиуретановая или масляная, сокращая тем самым предполагаемый срок ее службы. Когда в покрытии начинают появляться трещины, оно теряет свою целостность, начинает пропускать под себя воду и более не выполняет свою функцию.

Если поставлена цель добиться от полиуретановой краски максимального срока службы, она должна наноситься только на такую деревянную лодку, которая не подвержена изгибающим деформациям - это может быть качественно обшитый вгладь корпус в идеальном состоянии, лодка с реечной обшивкой и проклеенными смолой швами, корпус с обшивкой из фанеры, с диагональной обшивкой или оклеенный стеклотканью.

Пазы обшивки с разладкой (клиновидным пазом), оставленные открытыми и заполненные шпаклевкой, представляют собой наиболее вероятное место развития сдвиговых деформаций даже на самых крепких корпусах. Не всем владельцам такого рода пазы доставляют эстетическое удовлетворение, однако если они там есть, то это только для пользы. К сожалению, эти V-образные пазы скрывают начинающиеся микротрещины в покрытии, которые с ними гораздо менее заметны, чем на корпусе, у которого соседние доски стыкуются заподлицо.

Плотность соединений. Деревянный корпус необходимо тщательно обследовать, чтобы убедиться в том, что все торцевые и усовые стыки, пазы и трещины плотно заделаны и предотвращен доступ воды к несущим элементам конструкции корпуса, где она может проникать вдоль зазоров и по волокнам древесины. Ничто не разрушает лакокрасочное покрытие быстрее, чем впитывающаяся вода и нередко этот процесс проходит незамеченным наивными владельцами деревянных лодок, которые в конце концов с беспокойством обнаруживают неприглядные пузырения краски в местах, где вода проникла под поверхность. Полимерная пленка противостоит этому не более чем обычная масляная эмаль, фактически - она даже более уязвима, потому что влага изнутри, пытающаяся выйти на поверхность, не в состоянии пройти сквозь непроницаемую пленку полимера, как это происходит в случае менее плотной пленки эмалевого покрытия. Поэтому влага имеет свойство отрывать пленку от поверхности, образуя в этом месте пузырь.

О безопасности

Полиуретановые и эпоксидные покрытия, как правило, содержат в своем составе более токсичные компоненты, чем обычные эмали. К последним следует относиться также с долей осторожности, потому что производители постоянно работают над их усовершенствованием и современные эмали могут содержать грунтующие составы, растворители и разбавители, которые так же токсичны при вдыхании или попадании на кожу, как и те, что мы находим в полиуретановых лакокрасочных материалах. Эпоксидные составы, как всем известно, содержат множество компонентов, способных вызывать кожную аллергию и другие реакции. Следует избегать попадания их на кожу и работать только в средствах защиты органов дыхания - как минимум в плотно прилегающем респираторе со свежими фильтрами с активированным углем.

При нанесении полиуретановых красок из краскопульта изоцианатный компонент полиуретана превращается в аэрозоль и без труда может попасть в легкие человека. При окраске кистью этот процесс не так выражен, поскольку большой молекулярный вес изоцианата не дает его молекулам активно испаряться. Независимо от выбранного способа нанесения, человек при работе с полиуретановыми красками подвергается воздействию содержащихся в них сильных и токсичных растворителей, которые легко улетучиваются и оказываются в легких. Нужны средства индивидуальной защиты.

При работе на открытом воздухе необходимую защиту может обеспечить респиратор с угольным фильтром. Если вы являетесь обладателем бороды, то должны понимать, что добиться плотного прилегания маски будет сложно и такого рода респиратор не обеспечит вам должной защиты. При работе в тесном контакте с полиуретаном, если у вас борода или если требуется более надежная защита - следует пользоваться респиратором с избыточным давлением и подачей воздуха извне. Респиратор и перчатки обязательно должны быть на вас во время смешивания, нанесения краски и чистки от ее химических компонентов. Если в какой-то момент вы почувствовали в респираторе запах краски, концентрация токсичных веществ в воздухе представляет опасность и требуется принятие мер. Не забывайте читать гигиенические сертификаты (MSDS) на все применяемые вами химические продукты, не ограничивайтесь чтением только того, что написано на этикетке.

Нанесение полиуретановых красок

Полиуретановые лакокрасочные материалы представляют собой тонкие, прочные и обладающие высоким глянцем покрытия, которые смотрятся наилучшим образом только будучи нанесенными на идеально гладкую поверхность (неважно, краска это или лак). Даже самые мизерные царапины толщиной с волос будут проглядывать сквозь пленку. Поэтому подготовка поверхности под окраску имеет не меньшее значение чем сам процесс окраски, который, в свою очередь, протекает по-разному для краски и для лака.

Если старое эмалевое покрытие лодки не имеет повреждений и пребывает в хорошем состоянии, оно прекрасно подходит в качестве основы для нанесения полиуретановой краски и требуется только зашкурить его с зерном 180, отшлифовать до блеска и перед окраской загрунтовать полиуретановым грунтом. Следует очень критично оценить состояние существующего покрытия. Если эмаль находится не в очень хорошем состоянии, намного лучших результатов вы сможете добиться, удалив всю имеющуюся краску до чистой древесины и начав все "с нуля".

Существует два наиболее известных метода подготовки поверхности, оба включают в себя нанесение эпоксидных материалов поверх чистой древесины. Первый способ состоит в использовании для защиты древесины и заполнения ее текстуры любой приличной водостойкой эпоксидной смолы, не содержащей наполнителей, типа ChemTech, ColdCure, Detco, System3, Travaco или West System (названия даны в алфавитном порядке). Два или три ее слоя можно нанести при помощи валика, затем обработь грубой шкуркой и помыть согласно рекомендациям производителя. Это и будет основа для грунтов, наносимых впоследствии.

В качестве альтернативного способа чистую поверхность древесины можно покрыть несколькими слоями эпоксидного грунта, используя для этого кисть, валик или краскопульт (если он и у вас есть и вы владеете опытом его применения). Слои грунта наносятся и шлифуются друг за другом до тех пор, пока не будут заполнены заподлицо с поверхностью все впадины и провалы. Эпоксидные смолы, наносимые в виде толстого слоя, обладают очень высокой прочностью и плохо поддаются шлифовальной обработке, однако именно эта их особенность позволяет упрочнить поверхность древесины и снизить ее восприимчивость к ударам и царапинам. Хорошо подумайте, прежде чем воспользоваться эпоксидными грунтами, поверхность которых легко шлифуется - у них очень низкая стойкость к ударам. Следует запомнить простую вещь: то, что легко шлифуется, так же легко будет восприимчиво к вмятинам, а наибольшей прочностью будет обладать тяжелая в обработке поверхность.

При нанесении эпоксидных грунтов валиком получается покрытая заметной пупырчатой текстурой поверхность, которую довольно сложно гладко отшлифовать. Заметно сэкономить время позволил бы в этой ситуации краскопульт в несколько проходов. Грунт при этом выравнивается сам собой и необходимая толщина набирается в более сжатые сроки.

После того как поверхность древесины будет надежно защищена (а лучше всего эту функцию выполняют эпоксидные смолы), следующим шагом должно стать шпаклевание поверхности. Шпатлевку для этого можно приготовить самим из эпоксидной смолы, микросферы и аэросила, нанося ее при помощи шпателя. Можно также воспользоваться шпаклевками низкой плотности заводского изготовления.

Когда зашпаклеванные места обработаны шкуркой на терке, отшлифованы и заметные впадины отсутствуют, вся ошкуренная поверхность должна быть вновь покрыта эпоксидным грунтом, чтобы закрыть поры микросфер, разрушенных при шлифовке. После грунтования валиком, кистью или краскопультом и последующей сушки поверхность следует обработать шкуркой с зерном 100-150.

Эпоксидные грунты для улучшения розлива по поверхности содержат в своем составе растворители, которые по мере отверждения состава улетучиваются из высыхающей пленки. При испарении растворителей с поверхности пленка покрытия получает усадку, и этот процесс продолжается до их полного испарения. Поэтому не стоит спешить со шлифовкой толстого слоя эпоксидного грунта (особенно в холодную погоду), а тем более, если слоев было нанесено несколько и не дожидаясь полного улетучивания растворителей из предыдущего слоя.

Эпоксидные шпатлевки, содержащие мелкодисперсные наполнители (типа Interlux Red Hand), также могут быть использованы для заделки остающихся пор древесины и незначительных царапин. Поверхность после них обрабатывают шкуркой с зерном 150-180.

Я не советую использовать для заделки дефектов поверхности деревянной лодки автомобильную полиэфирную шпатлевку. Полиэфирная смола является впитывающим воду материалом, а эти шпатлевки очень пористые и содержат в своем составе значительное количество растворителя, при изменении окружающей влажности они имеют свойство давать усадку и набухать.

Даже теперь все еще рано приступать к нанесению краски. Пришло время для финишного грунта. Я предпочитаю использовать для этих целей полиуретановый грунт Sterling U-1000, разбавленный до необходимой консистенции в зависимости от способа нанесения (кистью, валиком или краскопультом). Это быстросохнущий полиуретан, он достаточно эластичен, обладает отличной адгезией ко всем типам поверхностей и прекрасно шлифуется. Его надо нанести гладким слоем, годящимся для финишного шлифования с зерном 220.

После финишного шлифования качество подготовленной поверхности проверяется, проводя по ней кончиками пальцев - прикосновение не должно выявлять осязаемых дефектов. Идеальному покрытию нужна идеальная основа.

И вот теперь, наконец, все готово. Пигментированная основа краски смешивается с катализатором, обычно к ним добавляется еще небольшое количество акселератора для ускорения отверждения пленки. Акселератор также позволяет избежать помутнения глянца, что может иметь место при работе на улице, когда неполностью отвержденная поверхность вступает в контакт с повышенной влажностью.

После смешивания дайте краске 30-45 минут на то, чтобы запустилась реакция и началось формирование структуры полимера. Это поможет пленке покрытия вести себя более предсказуемым образом после нанесения на поверхность.

По истечении этого времени в краску добавляется разбавитель, количество и марка которого зависит от климатических условий и способа нанесения краски (кисть или краскопульт). Разбавлять краску необходимо, иначе гарантирован плохой ее розлив. Чрезмерное добавление разбавителя не позволяет достичь нужной толщины пленки и сокращает продолжительность сохранения краской глянца в будущем.

Для работы используйте хорошую кисть - не обязательно самую дорогую, а комбинированную, из свиной щетины и бычьей шерсти типа Corona, Redtree, Linzer, либо более дорогие Hamilton, если вам того хочется. Держите их всегда несколько штук в наличии, потому что скорее всего одной дело не обойдется.

Кисти следует тщательно чистить сразу после работы, затем ополоснуть и очистить скребком или металлической щеткой для удаления всех следов отвержденной краски. Кисть следует несколько раз прополоскать в растворителе с отжиманием после каждого раза. Как правило, после двухдневного использования кисть более не годна для нанесения финишного слоя из-за скопления отвержденной краски у ее обоймы. Отложите ее - она может еще пригодится для нанесения грунтов.

Работая на окраске больших площадей вроде стен рубок и бортов, мы пришли к выводу, что идеальным инструментом для нанесения полиуретановой краски являются поролоновые валики с фенольным покрытием (для защиты от растворителя). Один человек при помощи валика накатывает участок размерами от края до края по вертикали и 30-45 см по горизонтали, умеренно окуная валик и распределяя краску в виде тонкого слоя. Его напарник с кистью идет сразу следом и флейцует поверхность двумя-тремя движениями в вертикальном и горизонтальном направлении. Некоторые утверждают, что последним движением флейца должно быть вертикальное, поскольку при этом получается меньшее количество наплывов и подтеков. Другие следуют более традиционной технике, проводя последний раз флейцем в направлении линии борта. Мне кажется, что при завершающем вертикальном движении флейца подтеки ликвидируются все-таки лучше. По ходу работы, если краска начинает казаться вам инертной, может потребоваться дополнительное ее разбавление, как и в случае работы кистью с обыкновенной эмалью.

После первого прохода всей поверхности и напыления связующего слоя покрытие должно иметь хороший глянец без помутнений. Краски надо наносить столько, чтобы при розливе она давала красивую зеркальную поверхность. Многие материалы, будучи нанесенными в виде слоя подобной толщины за один раз, быстро образуют подтеки.

Необходимо подождать, пока первый слой краски не встанет до состояния "на отлип" (от получаса до часа), после чего нанести второй слой. Он также должен быть такой толщины, чтобы спустя несколько минут после нанесения поверхность краски вытягивалась и приобретала красивый глянец. Два прохода краскопульта, как правило, позволяют достичь достаточной толщины покрытия.

Различные декоративные полосы могут наноситься на окрашенную поверхность как только краска приобретет достаточную твердость, чтобы ей не повредил малярный скотч. Обычно это возможно уже на следующий день после окраски, хотя в условиях холодного климата времени может потребоваться больше.

Чистка инструмента легко производится растворителем МЭК, не забывайте при этом про перчатки и респиратор.

Нанесение полиуретанового лака

У нас имеется огромный опыт нанесения полиуретановых лаков в любых ситуациях, и мои советы отражают некоторые важные основы, накопленные ценой многих лет экспериментов и неудач.

Как и в случае с краской, нашей целью является получение сплошной пленки на твердой сухой поверхности. Однако в ситуации с лаком приходится также учитывать эффект воздействия солнечного излучения на древесину. Лучше всего покрывать полиуретаном уже имеющееся лаковое покрытие достаточной толщины. Янтарного цвета частицы и ингибиторы ультрафиолета, содержащиеся в лаке, предохраняют поверхность древесины от разрушения. Сам по себе лак не обладает достаточной твердостью, его поверхность легко царапается и под воздействием солнца быстро мутнеет. В противоположность ему, полиуретан тверд, обладает высоким глянцем и очень стоек к царапинам. Он защитит лак и объединит полезные свойства того и другого покрытия. Эта комбинация, по нашим наблюдениям, продлевает срок службы обычного лака не менее чем в 4-5 раз, причем речь идет о таких регионах, как Флорида, Южная Калифорния или тропики.

После того как на поверхности древесины получена пленка обычного лака нужной толщины, позволяющая скрыть дефекты поверхности (обычно это порядка восьми слоев), дайте последнему слою высохнуть и набрать твердость. Отшлифуйте поверхность шкуркой с зерном 220 и покройте ее двумя-тремя слоями прозрачного полиуретанового лака, желательно в течение двух-трех дней, по одному слою в день. Перед нанесением последующего слоя поверхность шлифуется только для удаления прилипших пылинок и устранения незначительных дефектов. Пленка лака не обладает химической стойкостью по меньшей мере 48 часов после нанесения, поэтому если следующий слой лака будет наноситься в этом интервале времени, шлифовать всю поверхность не требуется. Если с момента нанесения полиуретанового лака прошло более двух суток, поверхность следует тщательным образом зашкурить до полного устранения глянца.

Подобным способом мы успешно покрывали полиуретановым лаком тик, дуб, ель, сосну, кедр, розовое дерево, падук, эвкалипт, ясень и многие другие породы древесины. Внутри корпуса, где отсутствует ультрафиолетовое излучение, полиуретановый лак можно наносить непосредственно на поверхность древесины, что позволяет создать практически нерушимую "броню" на поверхности деревянных настилов, рундуков, камбуза и во многих других местах, подверженных интенсивному износу.

Из-за того, что нет ничего проще, чем отмыть глянцевую поверхность полиуретана, мы пробовали покрывать им (с непременным успехом) трюмы, моторные отсеки и полированные латунные детали. Полиуретановый лак хорошо зарекомендовал себя в виде защитного покрытия эпоксидной смолы на корпусах с ламинированной диагональной обшивкой. Полиуретан снижает вызванные солнечным излучением окислительные процессы в эпоксидной смоле и ее меление.

Уход и ремонт

Уход за окрашеной линейным полиуретаном поверхностью прост - время от времени мыть ее водой с мылом. Въевшаяся смазка, масло, краска с бортов других лодок, буев и причалов легко удаляется с поверхности полиуретана сильными растворителями без причинения вреда полиуретановой пленке.

Внимательно следите за появлением любых трещин и вмятин в покрытии, куда может попасть вода и незамедлительно осуществляйте их ремонт. Помните - вода ни в коем случае не должна проникнуть под пленку.

После завершения всей душераздирающей истории с покраской неизбежному все-таки суждено случиться. Столкновение с буем, действия неосторожного рулевого или образование пузыря ведут к тому, что блистательный облик лодки постепенно перестает быть центром всеобщего внимания.

Небольшую царапину или скол можно ликвидировать, смешав небольшое количество пигментированной основы краски с катализатором. Дайте ей постоять около часа после смешивания, чтобы она приобрела более густую консистенцию. Затем возьмите маленькую кисточку и с ее помощью заполните место дефекта. При необходимости повторите эту процедуру несколько раз до заполнения царапины заподлицо с поверхностью.

Более значительные царапины могут быть исправлены профессиональными малярами, владеющими краскопультом. При этом место ремонта будет едва отличаться визуально. Ремонт поврежденного участка осуществляется (желательно) с применением эпоксидной шпатлевки, окружающая участок поверхность заклеивается для защиты. Поверхность грунтуется очень тонким слоем из краскопульта, шлифуется и красится. Если не заливать краской всю открытую площадь вплоть до заклеенной границы, можно будет избежать неприглядного перехода. После пары дней на высыхание поверхности сухие частицы аэрозоля вдоль периметра участка слегка шлифуются 1500-м зерном (сухим или влажным), затем полируется самым мелкозернистым полировальным составом, и в завершении - полиролью для оргстекла. После этого поверхность приобретает практически идеальный вид.

Владелец может своими силами выполнить ремонт поврежденного участка при помощи кисти. По своему уровню это будет выглядеть приблизительно как в случае ремонта с применением обычной эмалевой краски и не будет так малозаметно, как описанный выше профессиональный метод. Лучших результатов мне удавалось добиться, обрабатывая периметр свеженанесенного участка сухой кистью, стараясь сгладить его заподлицо с прежним, насколько это возможно. Если все сделано правильно, такого рода заплатки едва заметны с расстояния в несколько футов.

Есть ли в этом польза?

Если лодка пребывала в нормальном состоянии, а подготовка, сама покраска и последующий уход осуществлялись правильно - полиуретановое покрытие способно прослужить вам 3-5 лет. В течение этого срока окрашенная поверхность будет легче мыться и более противостоять царапинам и абразивному износу, чем обычное эмалевое покрытие. Грязь, масло и топливо будут приставать к ней гораздо меньше, а цвет сохраняться более ярким и живым. Убытки в виде в два раза больших расходов на покраску обращаются выигрышем уже на третий год, даже если учитывать только стоимость материалов.

Все мы знаем, насколько трудоемким может быть процесс поднятия и покраски лодки, поэтому уже спустя два года полиуретановая лакокрасочная система начинает себя окупать. Разница в трудозатратах при грунтовании и окраске полиуретаном поверх прочного существующего покрытия совсем невелика по сравнению с обычной эмалью. Если же начинать все с нуля, т.е. с голой древесины - стоимость окраски окажется, бесспорно, дороже. Однако, с учетом того, что за последующие лет десять перекрашивать лодку придется всего раз или два, легко посчитать экономию. Поэтому не стоит впадать в депрессию от подсчета стоимости необходимых для этого материалов, примите во внимание и потенциал возможностей полиуретана.

Союз дерева с полиуретаном может оказаться наилучшей комбинацией. Результат работы получается совершенно великолепен и по долговечности намного превышает традиционные "яхтенные" эмали. Таково мое мнение об упаковке дерева в "пластмассу".


Количество показов: 6132

Любое плавсредство, будь то маленькая лодка или большая яхта, должно быть чистым и ухоженным. Особенно это касается судов, которые используются в коммерческих целях. Постоянный контакт с водой разрушает даже самые стойкие и прочные материалы, которые нуждаются в регулярной защите и обновлении. Поверхность меняет свой изначальный цвет, становится бледной и непривлекательной. Худший вариант – это неизбежное образование коррозии, которая требует выполнения полноценных ремонтных работ. Именно полиуретановая краска лучше всего решит вышеперечисленные проблемы!

Почему стоит купить полиуретановую краску?

Приобрести краску или лак на полиуретановой основе может как частное лицо, так и ремонтная мастерская и крупная компания. В интернет-магазине реализуется продукция известного бренда SEA LINE, которая отличается высочайшим качеством. Основные преимущества покупки краски следующие:

  1. Состав не выгорает на любой поверхности и не изменяет свои характеристики под влиянием погодных условий.
  2. Красочные материалы быстро и легко наносятся.
  3. Двухкомпонентная и однокомпонентная краска используются для окрашивания любых изделий, в том числе металлических, деревянных и пластиковых (при условии нанесения грунтовки).
  4. На поверхности образуется покрытие, защищающее от небольших физических повреждений.
  5. Полиуретановая краска имеет универсальное применение, поэтому подходит для окрашивания всех плавсредств.

Конечно, цена полиуретановой краски выше, чем обычных аналогов, но вышеперечисленные преимущества вполне покрывают заплаченные деньги. С ее помощью можно преобразить внешний вид прогулочного катера, яхты, лодки и любого другого судна. Состав легко наносится на поверхность собственными усилиями, поэтому не обязательно прибегать к услугам специалистов. Но иногда рабочую поверхность нужно загрунтовать.

Купить полиуретановую краску самого высокого качества можно у официального дистрибьютора бренда SEA LINE в России на сайте сайт. У нас представлены и расходные материалы, облегчающие смешивание и нанесение состава. Это восстановители цвета, разбавители, финишные покрытия. Эмаль продается в нескольких вариантах тары для разных покупателей. Наш интернет-магазин является официальным дистрибьютором бренда SEA LINE, поэтому в качестве товаров можно не сомневаться.

Краска полиуретановая (эмаль УР 1012 )
Краска полиуретановая
УР 1012 представляет собой двухкомпонентную систему, состоящую из полуфабриката эмали и полиизоцианатного отвердителя, смешиваемых перед применением.
Полуфабрикат эмали представляет собой суспензию пигментов и наполнителей в растворе полиэфиракрилатной смолы с добавлением растворителей и целевых добавок.
Краска полиуретановая (эмаль
УР 1012 ) предназначается для антикоррозионной защиты внутренних поверхностей резервуаров, цистерн, хранилищ под светлые нефтепродукты, насосного и емкостного оборудования, эксплуатируемых в условиях открытой промышленной атмосферы умеренного, холодного, морского и тропического климатов, а также в атмосфере, содержащей коррозионно-агрессивные агенты.
Система покрытия, состоящая из полиуретановой эмали, нанесенной на загрунтованную поверхность, сохраняет защитно-декоративные свойства в условиях открытой промышленной атмосферы умеренного и холодного климатов – 12 лет, в атмосфере морского и тропического климата – 5 лет при соблюдении установленной технологии нанесения, правил хранения и транспортирования.
Краска полиуретановая (эмаль
УР 1012 ) выпускается различных цветов в соответствии с картотекой цветов RAL.
Подготовка поверхности под окраску
.
Окрашиваемая поверхность предварительно должна быть очищена от механических загрязнений, водорастворимых солей, жиров, масел. Обезжиривание производится ветошью, смоченной сольвентом, ксилолом, ацетоном или другими ароматическими растворителями.
Поверхность перед окрашиванием должна быть сухой и чистой.
Очистка от ржавчины, окалины, остатков старой краски производится ручным или механическим способом до St 2 или дробеструйным (пескоструйным) методом до степени SA2 - SA2,5 по международному стандарту ISO 8501-1:1988. Такая очистка дает требуемую адгезию.
Подготовка краски полиуретановой
к нанесению .
Перед применением полуфабрикат краски полиуретановой (эмали
УР 1012 ) тщательно перемешивают и вводят необходимое количество отвердителя, перемешивают, выдерживают 15-20 мин. При необходимости краски полиуретановой разбавляют до рабочей вязкости по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0±0,5)0С растворителем Р-5А (по ГОСТ 7827-74) или смесью ксилола (по ГОСТ 9410-78 или ГОСТ 9949-76) и бутилацетата (по ГОСТ 8981-78) в соотношении 4:1. Рекомендуемая рабочая вязкость при нанесении кистью или валиком – 35 с, пневматическим распылением – 8-22 с, безвоздушным распылением – 45 с.
Краски полиуретановые (эмали
УР 1012 ) после разбавления вновь тщательно перемешивают и фильтруют через сито с сеткой 0,1Н-0,2Н по ГОСТ 6613-86 или аналогичное сито импортного производства, или сетку из синтетической ткани (капроновую, полиэфирную или полиамидную) с номинальным размером отверстий 100-200 мкм по ГОСТ 4403-91.
Окрашивание
.
Краски полиуретановые (эмали
УР 1012 ) наносят на поверхность методом пневматического и безвоздушного распыления, кистью или валиком в 1-2 слоя при температуре окружающего воздуха от 5 до 350С и относительной влажности воздуха не выше 80%.
Краски полиуретановые
наносят на предварительно загрунтованную грунтовками ФЛ,ЭП поверхность.
Теоретический расход краски полиуретановой
(эмали УР 1012 ) на однослойное покрытие 80-110 г/м2.
Практический расход зависит от метода нанесения, степени подготовки поверхности и конфигурации изделия.
Гарантийный срок
хранения полуфабриката – 12 месяцев со дня изготовления.
Срок годности краски полиуретановой (смесь полуфабриката с отвердителем) – не менее 6 ч.

Вы можете купить у нас краски полиуретанов ые УР 1012 цена:

Журнал то, я получила уже давно (на выставке), но вот сосканировать и разместить свою статью собралась только сегодня:).

Покрывные лаки. Чем защитить свою работу?

Лаки — это плёнкообразующие растворы синтетических или натуральных смол (или полимеров) в органических растворителях или воде.

Покрывные лаки используют для заключительной обработки и защиты работ. Покрывные лаки бывают для живописи (художественные), для декоративно-прикладных изделий, строительные, а также специальные и универсальные. Лаковая пленка не только защищает работу от воздействия окружающей среды, пыли, грязи и механических повреждений, но и повышает светоустойчивость красок, усиливает их глубину и звучание.

Сейчас в магазинах можно найти большое разнообразие покрывных лаков как универсальных так и со специальными эффектами. Изначально лаки пришли к нам из древнего Китая, где для их производства использовались исключительно натуральная смола специального «лакового» дерева. В наши дни лаки производят как из натуральных смол и мастик так и из искусственных. Отличаются также и основы для растворения этих смол, по которым лаки чаще всего и классифицируют на масляные , водные и спиртовые .

По степени блеска лаки бывают матовые (абсолютно без блеска), шелковисто-матовые (с умеренным блеском) и глянцевые (с высокой степенью блеска).

Рассмотрим покрывные лаки универсального назначения, которые подходят для декоративно-прикладных работ, предметов интерьера и мебели.

Алкидные лаки - наиболее распространённые синтетические лаки на основе органических растворителей. Плёнка алкидного лака твёрдая, прозрачная, обладает хорошей адгезией (сцеплением) к различным поверхностям и водостойкостью. Алкидные лаки применяются как для внутренних, так и для наружных работ (продаются в основном в строительных магазинах). Для покрытия достаточно 2-3 слоев лака, причем за счет невысокой скорости высыхания пленка лака хорошо разглаживается на поверхности. Эти лаки со временем, или при большом кол-ве слоев заметно желтеют, что особенно важно учитывать для белых поверхностей. Разбавляют такие лаки обычно скипидаром, им же отмывают инструменты. Отсюда еще один явный недостаток - это сильный запах, как при работе с лаком так и при отмывании инструментов.

Акриловые лаки - большая группа современных лаков, которые состоят из акриловой или виниловой смолы как правило на водной основе, но есть также и на основе органических растворителей. (Большой выбор таких лаков как в художественных так и в строительных магазинах).

Акриловые лаки на водной основе имеют ряд преимуществ перед лаками на растворителях, т.к. практически не пахнут, быстро сохнут, разбавляются водой, и соответственно водой же отмываются инструменты. По сухой износостойкости водные лаки не уступают алкидным. Из недостатков можно отметить, что акриловые водные лаки менее стойки к влажному воздействию и ложатся более тонким слоем, что иногда приводит к общему увеличению кол-ва слоев лака. Также из-за быстрого первичного схватывания пленки лака, на нем чаще могут оставаться следы от кисти и неровности при нанесении, чтобы избежать этого, надо следить за консистенцией лака, и при загустении немного разбавлять водой. При нанесении лак имеет белый молочный цвет, но после высыхания становится абсолютно прозрачным и не желтеет со временем! Стоит еще отметить, что некоторые акриловые лаки довольно долго сохраняют некоторую липкость на ощупь после высыхания. Хотя не надо забывать, что акриловый лак схватывается быстро, и верхняя пленка кажется сухой на ощупь, но полное высыхание, и приобретение устойчивости пленки происходит лишь спустя несколько дней (как и в случаях с алкидными лаками)!

Акриловые лаки на основе органических растворителей имеют более густую консистенцию, ложатся более толстым, но хорошо разравнивающимся слоем. Эти лаки имеют высокую как сухую так и влажную износостойкость, не желтеют, но имеют сильный запах, т.к. разбавляются скипидаром или др. универсальными растворителями.

Акриловые лаки на разных основах широко представлены в художественных магазинах такими фирмами как Marabu , Hobby - Line , Ferrario , Rayher и пр.

Полиуретановые лаки. Бывают так же как и акриловые на основе органических растворителей или масел и на водной основе. Обладают практически теми же свойствами, что и описанные выше акриловые лаки, но отличаются повышенной устойчивостью и долговечностью.

Полиуретановые лаки на органических растворителях и маслах разбавляются скипидаром, и быстро желтеют, зато дают очень качественное гладкое износостойкое покрытие.

Полиуретановые лаки на водной основе совмещают в себе преимущества акриловых лаков на водной основе, т.е. экологичны и не желтеют и синтетических на смолах (высокая устойчивость). Но для получения ровной пленки опять-таки необходимо следить за консистенцией лака.

Спиртовые лаки получают растворением в винном или древесном спирте некоторых природных смол. Чаще всего применяются шерлак (или шеллак), сандарак и мастика. Эти лаки дают покрытие с хорошей механической прочностью и адгезией (сцеплением, соединением) к различным поверхностям, высоким блеском. Покрытия хорошо полируются, но отличаются низкой водостойкостью. Спиртовые лаки также хорошо защищает позолоту и поталь от окисления быстро сохнут, но при однократном покрытии дают очень тонкий слой, поэтому при использовании шеллака как финишного покрытия следует наносить последовательно несколько слоев. Шеллак бывает разной степени желтизны, в соответствии от степени очистки. Инструменты отмываются в спирте. У итальянской фирмы Ferrario Шеллак представлен разной степени очистки.

Стекловидный лак. Это лак на водной основе, имеет абсолютно прозрачный вид после высыхания и высоко глянцевый блеск, дает эластичное, гибкое гладкое покрытие. Сохнет довольно быстро, но можно ускорить процесс высыхания горячим воздухом фена. Также можно сушить в духовке при t 80 С, в этом случае лак приобретает особую устойчивость к царапанию. Но надо учитывать, что этот лак обладает плохой адгезией с другими видами лаков, т.е. не ложится верхним слоем на другой лак (скатывается при нанесении или может потрескаться после высыхания). Такой лак есть у фирмы Ferrario и Maimeri .

Мы рассматривали только однокомпонентные лаки. Однако стоит упомянуть о специальных двухкомпонентных лаках , которые дают особенно гладкую зеркальную поверхность. Например, лак Glasur 2K от Marabu .

Итак, подытожим. Если мы хотим покрывать светлый предмет или изделие, где преобладают белые цвета лучше выбрать лак на водной основе (акриловый или полиуретановый) нужной степени блеска (исключением, может быть ситуация, когда желтизна напротив только на руку для придания состаренного винтажного вида). Если при этом вещь предполагается для использования на улице или во влажном помещении, или ее надо будет часто протирать влажной тканью стоит подумать об использовании акрилового лака на основе органических растворителей. Если в изделии преобладают яркие или темные цвета то смело можно использовать алкидный или полиуретановый лак на основе органических растворителей. Конечно, для вещи, которая предполагает активное использование лучше выбирать полиуретановый лак на основе органических растворителей (или водный, но тогда следует нанести более 3-х слоев). Кстати, в декоративном творчестве можно использовать лаки не только, из художественных магазинов, но и лаки для ремонтно-отделочных работ (паркетные, мебельные). Хорошо себя зарекомендовали такие лаки как Поли-Р (Германия), Кива и Ясся фирмы Тиккурила.

Правила покрытия лаком. Все лаки наносятся на сухую поверхность, очищенную от пыли, жира и грязи. Если в работе использовался промежуточный слой лака, надо дождаться его полного высыхания, и обработать наждачной бумагой. Первый слой лака, особенно на органических растворителях следует наносить разбавленным до 30 %. Тогда изделие получает более прочную защиту и лак не теряет своей пластичности. Для лаках на органических растворителях достаточно 2-3 слоев для покрытия, а для водных лаков таких слоев может понадобиться от 3-5 до десятка (в зависимости от желаемого результата). Наносят лаки широкой кистью или флейцем, также для больших поверхностей можно использовать валик «флок». Каждый слой лака хорошо просушивайте, для шлифовки используйте мелкозернистую наждачную бумагу или стальное волокно.

Художник-декоратор Наталья Жукова.

Химия для паркета – это группа товаров, применяемая для защиты и украшения древесных напольных, настенных и покрытий потолка. Сюда входят лаки и краски, грунтовочной смеси и шпатлевки, морилки и тонировки, клеи, антисептические средства, растворители и разбавители. Большое количество приобретаемых в магазине лаков по дереву представляет в большинстве случаев жидкую, уже готовую к нанесению смесь. Появляется вопрос: можно ли, и чем разбавить лак, если он через чур вязкий?

При разбавлении лака главное исполнять правильные пропорции

Чтобы дать ответ на данный вопрос, необходимо принимать во внимание несколько факторов. Самое первое, обращаем свое внимание на ключевой состав смеси. Второе, выбираем необходимый растворитель. Третье, при перемешивании соблюдаем пропорции, чтобы не уменьшить качество материала. Рассмотрим детальнее, чем можно развести загустевший лак и как выполнить это по правилам? А еще, что использовать для снятия старого покрытия с защитным эффектом с древесины и каков уход за инструментом?

Разбавить, развести или растворить

С первого взгляда, разницы никакой. При помощи особого средства мы приводим лаковую субстанцию в «состояние работы». Растворителем именуется жидкость, которая растворяет высохший лак, приводя его из твёрдого состояния в жидкое. Разбавителем же мы используем, если требуется скорректировать (уменьшить) вязкость красок.

Определенные виды органических элюентов выступают в двух ролях, однако некоторые могут быть действенны в одной задаче и полностью бесполезны в другой. Так, к примеру, уайт-спиритом можно разбавить составы полиуретановых, алкидных и масляных групп. Однако если лак засох, растворить его уайт-спиритом не выйдет.

При помощи уайт-спирита можно разбавить определенные лаки

А вот шеллаки, напротив, одинаково растворяются и разбавляются денатуратами. Однако не станем вдаваться в столь тонкие подробности.

Если требуется совет о том, чем разбавить лак или, что применять для разведения красок, лучше пройти консультацию со специалистами.

Полиуретановые смеси

В составе лаков на полиуретановой основе, красок, грунтовочных смесей, клеев и другое содержится полиуретан – современный полимерный материал. Совокупность его параметров превосходит такие знаменитые материалы, как каучук, пластмасса, резина, металл. Для получения лакокрасочных и клеящих растворов большой прочности, в товарном производстве он (полиуретан) перемешивается с особыми химвеществами.

Немало выполняется лаков на полиуретановой основе и на основе воды. Эта химия для паркета различается экологичностью и нетоксичностью.

При необходимости сделать вещество более жидким, в качестве разбавителя составов на полиуретановой основе воспользоваться можно:

  • толуолом;
  • ксилолом;
  • ацетоном;
  • элюентами типа Р-4, Р-5.

Ацетон - современное средство для разбавки лаков на полиуретановой основе

Алкидные смеси

У алкидных составов хорошая адгезия, влагоустойчивость, нечувствительность к ультрафиолетовому излучению, надёжность. Их можно использовать для внутренних и наружных работ. В алкидных смесях есть главный элемент, органические растворители, сиккативы (для скорейшего схватывания), добавки. Ключевым элементом может быть:

  • пентафталевая смола;
  • глифталевая смола с хлопковым маслом;
  • смесь меламиноформальдегидных и алкидных смол.

Для усиления параметров материалов детали алкидных смол часто включаются в состав многокомпонентных лаков, красок, эмалей. Классическим разбавителем тут выступает уайт-спирит.

Битумные смеси

Битумный лак – это смесь битума специализированной марки, самых разных смол и масел. После высушивания на поверхности появится крепкая черная пленка, влагоустойчивая, нечувствительная к воздействию химии. Он считается достаточно новые в бытовом применении материалом. Относится к категории недорогих. Он чаще используется в качестве антикоррозийного слоя для защиты.

Для поверхностей из дерева применяется, когда не потребуется выделять природную текстуру основы (взамен красок). Битумный материал отыскал использование в виде декоративного покрытия для эффекта поверхностного состаривания (патина). Еще одна оригинальная характерность битумных смесей – прохладная склейка. Разбавляется раствор на основе битума уайт-спиритом.

Чтобы он не загустел при хранении, тара обязана быть герметичной. Место хранения должно быть темным (без прямого излучения солнца), с умеренной температурой и влажностью воздуха.

Битумный лак очень надежно защищает поверхность от проявления влаги и влияний химии, разбавляется уайт-спиритом

Яхтные лаки

Яхтный (или яхтенный) лак считается одним из очень эфективных средств защиты поверхности из натурального дерева. Уже из наименования понятны специфики сферы, где он используется. К тому же, яхтный составотлично подойдет для работ по дереву снаружи и внутри любых объектов (не только лодок, катеров, яхт). Он нечувствителен к проявлениям влаги, температурам, агрессивным средам.

Яхтный лак. Важные характеристики:

  • большая степень защиты конструкций из дерева;
  • физико-механическая невосприимчивость к воздействию окружающих сред;
  • долговечность, увеличение служебного срока древесины.

Чтобы достичь таких результатов, во время изготовления материала применяются ядовитые элементы химии (толуол, ксилол). Отличают несколько производственных технологий:

  • алкидный яхтный (на основе органического растворителя уайт-спирита);
  • уретан-алкидный яхтный (элюент тот же, однако в меньших количествах);
  • алкидно-уретановый яхтный (растворяющие добавки владеют крепкой летучестью);
  • акрилаты (составы на основе воды).

Разбавляет яхтный лак уайт-спиритом, не больше 5% от всего объема. Растворитель действует на вещество исключительно в свежем виде. После высушивания лакированное покрытие из паркета станет невосприимчивым.

Лак для яхт, лодок, катеров имеет большую устойчивость к износу и также разбавляется уайт-спиритом

Чем снять высохший лак

Выше, по большей части, перечислены способы сделать лучше консистенцию, если лак загустел. А что необходимо делать для снимания лаков и красок с малярных инструментов? Можно ли материал на основе синтетики удалить с древесины уже после нанесения?

Устаревший мебельный или лак для паркета удалить с поверхности дерева просто не выйдет. В большинстве случаев там, где это реально, применяются циклевкание или шлифовка. Для немеханического снятия вид растворяющего вещества выбирается персонально. Принимается во внимание ключевой состав и химические свойства лакировки.

Самый простой метод снятия неподходящего уже паркетного покрытия с защитным эффектом – применение специализированной смывки. Вещество являет собой химическую смесь. Воспользоваться можно жидкостью, гелем или порошком. С простейшими видами лакокрасочных материалов справляется ацетон. Для снимания шеллака больше подойдёт денатурат.

Сначала жидкость, гель или порошок наносятся на лаковую поверхность. Потом необходимо подождать размягчения пленки. Для ускорения процесса рекомендовано покрыть отделанную поверхность полимерным этиленом. По прошествии времени (от 40 минут до 4 часов), устаревший лак начнет вздуваться, темнеть. Что дальше делать?

Для снимания размягченного лака удобнеевоспользоваться шпателем. Работать необходимо бережно, чтобы не повредить поверхность из дерева. Что сделать, если с первого раза старое покрытие для защиты удалилось не полноценно? Если будет необходимость отделку можно повторять.

Для снимания останков вещества с малярных инструментов применяются:

  1. Тёплым водно-мыльным раствором по свежему смывается лак для паркета на основе воды;
  2. Уайт-спирит, керосин, терпентин подходят для многих лакокрасочных материалов на основе растворителей на основе органики. Останки веществ прекрасно выполаскиваются, потом инструмент промывается каким-нибудь средством домашней химии и хорошенько прополаскивается в воде.

Подбирая вид элюента для разведения лакокрасочных смесей, главное тщательно изучить состав, а еще воспользоваться советами изготовителя, указанными на упаковке.

Нужно помнить о средствах личной защиты, тем более если предстоит работа с сильно пахнущими, быстросохнущими составами. Проветривание помещения во время и после работы убережет от отравления токсическими парами. Сохранять данные материалы необходимо дальше от деток.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.