Однородные подлежащие. Однородные члены предложения

Предложениями с однородными членами называются такие предложения, в которых имеются два или более члена предложения, отвечающих на один и тот же вопрос, связанных между собой по типу сочинительной связи и относящихся к одному и тому же члену предложения.

В предложении с однородными членами может быть два или более подлежащих при одном сказуемом, два или более сказуемых при одном подлежащем, несколько второстепенных членов предложения, зависимых от одного из членов предложения.

Предложения с однородными подлежащими

При однородных подлежащих сказуемое стоит во множественном числе. Если же однородные подлежащие сочетаются при помощи вопросительной частицы -гу, -ку, -ӈу, то сказуемое стоит в форме единственного числа.

Мунӈиду таткиттувун асаткар, бэеткэр умукэнду татчара. В нашей школе мальчики и девочки учатся вместе. Орон-ӈу, ӈинакин-ӈу иманнаду коӈнолодёрон? Олень ли, собака ли на снегу чернеет? Этыркэн, атыркан бидечэтын. Жили старик и старуха.

Предложения с однородными сказуемыми

Куӈакар таткитту таӈдявкил, дукудявкил, онёдёвкил, эвидевкил. Дети в школе читают, пишут, рисуют, играют. Нуӈарын алагумнил, агрономил, инженерил ора. Они стали учителями, агрономами, инженерами. Нуӈан таду хавалдяран-ӈу, дэрумкичэдерэн-ӈу? Он там работает или отдыхает?

Предложения с однородными дополнениями

Аминми сулакилва, дянтакилва, улукилвэ вавки. Мой отец убивает лисиц, росомах, белок. Би куӈакарвэ-да, сагдылва-да алагудяӈав.Я буду обучать и детей, и взрослых. Бу агиду диктэлвэ, дэгинӈэктэлвэ, няӈталва тэвлэдеӈкивун. Мы собирали в тайге ягоды, грибы, орехи.

Предложения с однородными определениями

Гудей, хэгды иечи бэюн урэ оёдун илитчачан. Красивый, с большими рогами дикий олень стоял на вершине сопки. Би бургумэмэвэ, хэгдывэ оронмо дявам. Я поймал очень жирного, большого оленя. Энинни городтук коӈномолво, хуламалва, багдамалва томколво эмэврэн. Мать привезла из города чёрные, красные, белые нитки.

Предложения с однородными обстоятельствами

Куӈакар, тыматнэ таткиттула ӈэнэденэл, тадук долболтоно таткиттук мучудянал, гулэвэвун илтэнивкил. Утром идя в школу, вечером возвращаясь из школы, дети проходят мимо нашего дома. Агиду, урэлду, бирал дяпкалдутын кэтэ эргэчир чукал биси. В тайге, на сопках и на берегах рек много такой травы. Нуӈан окин-да химат, аят дукудявки. Он всегда быстро, хорошо пишет.

Каждый из однородных членов предложения может иметь при себе пояснительные слова. Чаще всего пояснительные слова имеют при себе однородные сказуемые.

Тар хунат акинми тэтыгэлвэн тэттэн, акинми муринман эрирэн. Та девушка надела одежду брата, позвала коня брата. Нуӈартын орорвор инилвэтын гара, дюла ирэ. Они взяли вьюки оленей, вошли в дом. Тарил бэел мова иручал, сукэлди токточол, тогоду илачал. Те люди притащили дерево, разрубили топорами, сожгли на огне. Дялви бираӈмар даптудун бидечэл, бэюрвэ вадечал. Родственники жили в устье реки, убивали зверей.

Однородные члены предложения - это те члены, которые исполняют одинаковую синтаксическую функцию, отвечают на один вопрос. Ими могут являться как главные (подлежащее, сказуемое), так и второстепенные (определение, дополнение, обстоятельство) члены предложения.

Однородные главные члены предложения

  • подлежащие (исполняют одно и то же действие), например:

Мои двоюродные брат и сестра в детстве постоянно ссорились, а сейчас во всем поддерживают друг друга. Однородные подлежащие: брат, сестра.

Деревья, дороги, дома, мосты, реки, - все укрылось белым снегом с приходом зимы. Однородные подлежащие: деревья, дороги, дома, мосты, реки.

Яблони, груши, сливы и абрикосы растут в нашем саду. Однородные подлежащие: яблони, груши, сливы, абрикосы.

Собаки и коты - мои домашние любимцы, которые всегда рады моему возвращению. Однородные подлежащие: собаки, коты.

Математика и информатика оказались теми школьными предметами, которые очень пригодились ему в университете. Однородные подлежащие: математика, информатика.

Тюльпаны, хризантемы и васильки - очень нежные и красивые цветы. Однородные подлежащие: тюльпаны, хризантемы, васильки.

  • сказуемые (обозначают действие одного предмета или живого существа), например:

Сегодня на уроке английского языка дети читали и переводили рассказ. Однородные сказуемые: читали, переводили.

Однородные второстепенные члены предложения

Основной характеристикой однородных второстепенных членов предложения является их зависимость от одного и того же слова.

  • определения (характеризуют предмет с одной и той же стороны), например:

В интернет-магазин завезли красные и черные ноутбуки одной модели. Однородные определения: красные, черные.

  • дополнения (находятся в одном падеже), например:

Из окна он увидел небо, солнце, деревья, птиц. Однородные дополнения: небо, солнце, деревья, птиц.

  • обстоятельства (могут быть выражены предлогом и существительным), например:

Краска была повсюду: на окне, на столе, и даже на потолке. Однородные обстоятельства: на окне, на столе, на потолке.

В одном предложении может быть несколько подлежащих или сказуемых. Какие знаки препинания должны стоять в таких случаях? Предложение с однородными подлежащими - тема статьи.

Правила

В предложении, как правило, два главных члена. Один из них подлежащее. Второй - сказуемое. Но встречаются и такие, в которых два и более подлежащих. Либо несколько сказуемых.

Слова, связанные друг с другом по типу называются Важно знать, что при нескольких сказуемых может быть только одно подлежащее. При двух и более подлежащих - лишь одно сказуемое. В статье подробно будет рассмотрено предложение с однородными подлежащими. Примеры, в которых присутствует несколько сказуемых, тоже стоит привести:

  1. Он буянил и дрался для поддержания боевого духа.
  2. Они и кричали, и звали на помощь, и взывали к Богу.

Союзы

Предложение с однородными подлежащими может иметь соединение как союзное, так и бессоюзное.

  1. Дети, женщины, инвалиды, старики остались в деревне.
  2. И дети, и женщины, и старики, и инвалиды остались в деревне.
  3. Только дети, женщины, старики и инвалиды остались в деревне.
  4. Дети и женщины, старики и инвалиды остались в деревне.

Первый вариант характерен для повествовательной и спокойной речи. Он представляет собой своего рода незамкнутый круг. Второй вариант - незаконченное перечисление. Третье предложение с однородными подлежащими включает в себя замкнутое перечисление. И наконец четвертый имеет несколько видов:

  • парные слова близки по значению;
  • парные слова представляют собой лексические единицы, контрастные по значению;
  • попарные слова-понятия друг от друга логически далеки.

Частицы

Предложение с однородными членами может включать предлоги. Эти служебные части речи выполняют связующую функцию между парными словами. Но если такими словами являются подлежащие, то перед ними стоять могут только союзы и частицы. Например:

  1. Не только дети, но и скептически настроенные взрослые замерли перед телевизором.
  2. Не только он, но и ты сможешь выполнить это задание вовремя.

Сказуемое

В примерах, приведенных выше, именно именами существительными выражены однородные члены предложения. Подлежащие, как известно, могут быть представлены и другой частью речи. Но в случаях, которые рассматриваются в этой статье, это всегда имена существительные. Сказуемое же может быть не только глаголом. Этот член предложения иногда выражается существительным. Например:

  1. Москва, Будапешт, Киев, Минск - все это столицы стран.
  2. И «Амок», и «Нетерпение сердца», и «Письмо незнакомки» - произведения Цвейга.
  3. Стихи и поэмы, рассказы и повести, драмы и комедии - все это литературные произведения.
  4. Красная площадь, Патриаршие пруды и Воробьевы горы - достопримечательности столицы.

В предложениях, в которых присутствует несколько подлежащих, сказуемое всегда во множественном числе.

Ошибки

Лексическое несоответствие одного из однородных подлежащих со сказуемым является причиной распространенных ошибок. Например:

Замечания и предложения были рассмотрены на совещании (предложения рассматривают, замечания вносят).

Встречаются и другие ошибки. Однородные члены могут скрещиваться по родовым и видовым понятиям. Например:

  1. Пирожные, кондитерские изделия, вина и фрукты входят в ассортимент магазина (следует вычеркнуть «пирожные», так как они относятся к категории кондитерских изделий).
  2. И алкогольные напитки, и табачные изделия, и вина скоро исчезнут с прилавков магазинов.

Негрубой, но все же ошибкой является неверный подбор парных слов. Примеры предложений с такими однородными подлежащими приведены выше.

§ 1 Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

На уроке мы с вами побываем в гостях у членов предложения. Давайте вспомним, как называются главные члены предложения и что они обозначают.

Подлежащее называет то, о чём говорится в предложении. Чаще всего подлежащее бывает выражено именем существительным или местоимением.

Сказуемое называет то, что говорится в предложении о подлежащем. Сказуемое чаще всего бывает выражено глаголом.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

§ 2 Однородные подлежащие

Рассмотрим и сравним два предложения.

С юга прилетели скворцы.

С юга прилетели соловьи, ласточки и стрижи.

Найдём в предложениях грамматическую основу.

В первом предложении грамматическая основа - прилетели скворцы: подлежащее - скворцы, сказуемое - прилетели.

Во втором грамматическая основа - прилетели соловьи, ласточки и стрижи. Здесь есть три подлежащих - соловьи, ласточки и стрижи. Все они связаны со сказуемым прилетели.

Такие подлежащие называются однородными. Слово «однородный» означает - относящийся к тому же роду, разряду, одинаковый.

Что же общего в однородных членах предложения?

Вернёмся к последнему предложению. Подлежащие соловьи, ласточки и стрижиотвечают на один и тот же вопрос: кто?соловьи,кто?ласточки,кто?стрижи. Они выражены одной и той же частью речи - именами существительными.

Мы произносим подлежащие с интонацией перечисления.

§ 3 Однородные сказуемые

Рассмотрим ещё один пример:

В воздухе порхают, кружатся первые снежинки.

В предложении говорится о снежинках. Это подлежащее.

О снежинках говорится, что они порхают, кружатся. Здесь два сказуемых, каждое из которых связано с подлежащим снежинки.

Сказуемые отвечают на один и тот же вопрос: что делают?порхают,что делают?кружатся. Оба выражены глаголом. Эти сказуемые мы также произносим с интонацией перечисления.

Итак, мы можем сделать вывод, что однородными могут быть и подлежащие, и сказуемые.

§ 4 Выделение однородных членов

На письме однородные члены разделяются запятой.

Рассмотрим некоторые особенности на примерах.

Однородные сказуемые запрыгал, побежал, скрылся соединяются при помощи интонации перечисления. Их разделяют запятые.

Если стоят однородные члены.

Их запятой раздели непременно:

Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят.(В. Волина)

Если два однородных члена соединяются союзом и, то запятая между ними не ставится.

§ 5 Роль однородных членов в речи

Рассмотрим, какую роль играют однородные члены в нашей речи. Использование однородных членов в речи помогает устранить однообразное повторение одних и тех же слов.

К примеру, предложения Миша идёт по улице. и Вася идёт по улице.

можно заменить одним предложением с однородными подлежащими: Миша и Вася идут по улице.

Однородные члены предложения показывают одновременность действий

или последовательность действий

Они помогают подробно и ярко описывать предметы и события, а также усиливают эмоциональную окраску предложения.

§ 6 Краткие итоги урока

В предложении может быть несколько подлежащих при одном сказуемом и несколько сказуемых при одном подлежащем. Такие подлежащие и сказуемые называются однородными. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления. На письме однородные члены разделяются запятой. Если два однородных члена соединены союзом и, то запятая между ними не ставится.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. - М.: Баласс, 2014. – 208с.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2006. – 301с.
  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с
  5. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса.- М.: Баласс, 2012.-78с.

– Формирование понятия однородные члены предложения, развитие умений находить однородные подлежащие и
сказуемые.
– Овладение умением устной речи – интонировать предложения с однородными членами, опознавать их на основе
перечислительной интонации.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
II.
Формулирование
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4 4
Введение в новый раздел.
– Рассмотрите рисунок на с. 158.
– Кого держит Афанасий? (Щенков.)
– Какие все эти щенки? (Одной породы, они похожи друг на друга.)
– Какое отношение имеет рисунок к названию раздела? Читают название
раздела.
– Как это понять «однородные члены»? (Похожие, одинаковые.)
Дети высказывают предположения о содержании раздела. (В
предложениях есть одинаковые члены предложения.)
1 3 3
– Задайте вопросы на основе названия раздела (записываются на левой
части доски).
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию
из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
© ООО «Баласс», 2014
1

проблемы.
III. Открытие
новых знаний.
– Что такое однородные члены?
– Какие члены предложения могут быть однородными?
– Как их найти в предложении?
– Составим план урока.
План (примерный).
2 3 4 2
Работа в учебнике.
1. Наблюдение и беседа по упр. 423 и 424.
Упр. 423 – проводится наблюдение над однородными подлежащими.
Выполняется по заданию.
– Сверьте свои предположения после наблюдений с вариантом в
учебнике.
Дополнительные вопросы:
– В каких предложениях, на ваш взгляд, есть однородные члены?
(Ученики выдвигают гипотезы.)
– Прочитайте в толковом словаре на с. 193, как объясняется значение
слова однородный.
– Какие члены предложения являются в этих предложениях
однородными? (Подлежащие.)
– Как при чтении произносятся однородные члены предложения? (С
интонацией перечисления.)
– Как на письме они разделяются? (Запятой.) А соединяются?
(Интонацией, союзом и.)
Упр. 424 – проводится наблюдение над однородными сказуемыми.
– Какие члены предложения произносятся с перечислительной
© ООО «Баласс», 2014
2

интонацией?
– Как они разделяются на письме? А соединяются?
Сделайте вывод: что такое однородные члены? какие члены предложения
могут быть однородными?
(Несколько членов предложения,
которые произносятся с
перечислительной интонацией. Могут быть однородные подлежащие и
однородные сказуемые.)
2. Чтение определения в рамке на с. 159.
– Сравните наш вывод с выводом в учебнике.
– Что нового узнали? (Как на схемах обозначать однородные сказуемые и
подлежащие.)
– Нарисуем эти обозначения в тетради и на доске.
– Как разделяются однородные члены на письме? (Запятой.)
– Ответили ли вы на вопросы, поставленные в начале урока?
– Как же найти однородные члены?
IV. Развитие
умений.
2 3 4 6 1 3
1. Работа в учебнике.
1. Упр. 425 – развивается умение находить однородные члены по
интонации перечисления.
Дополнительные вопросы.
– Определите, какой частью речи выражены однородные члены в лесной
песне. (Именем существительным.)
– Как произносятся однородные члены? (С интонацией перечисления.)
– Назовите последний однородный член в каждом предложении из песни.
– Как он присоединяется к остальным? (Союзом и.)
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2014
3

– Когда ставится запятая между однородными членами? А когда она не
нужна?
– Какую роль в тексте играют однородные члены предложения?
– Для чего они нужны? (Показать нескольких действующих лиц,
рассказать более точно о чём­либо.)
2. Упр. 426 – развивается умение правильно интонировать
предложения с однородными членами, соблюдая интонацию
перечисления.
Выполняется устно по заданию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать
других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
2. Словарная работа.
1. – Запишите слово фамилия.
– Какие однокоренные слова можете записать? (Фамильный,
однофамилец.) Обозначьте орфограммы.
2. – Послушайте предложения:
В древнем Новгороде в семье рыбака Линёва было четыре сына.
Отец назвал сыновей «по­рыбьи»: Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв,
Судак Линёв.
– Составьте из двух предложений одно с однородными членами.
У рыбака Линёва были сыновья Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв,
Судак Линёв.
– Есть ли в предложении знаки препинания? Где их нужно поставить?
(Где есть перечисление.)
– Какие слова написали с большой буквы? Почему?
3. – Ответьте на вопрос.
– Какая, по вашему мнению, самая распространённая фамилия в Москве?
© ООО «Баласс», 2014
4

Правильный ответ: Ивановы (100 тыс.), Смирновы (80 тыс.).

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей­то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания (предметные,
метапредметные)?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
V. Итог урока.
4 4
– Назовите ключевые слова урока. Приведите пример предложения с
однородными подлежащими. Составьте схему этого предложения.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
Выписать два предложения с однородными подлежащими из книги для
чтения «В одном счастливом детстве», 2­я часть. Подчеркнуть
грамматическую основу.
© ООО «Баласс», 2014
5

© ООО «Баласс», 2014
6

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.