Липецкий собор. Христорождественский кафедральный собор г

(ранее, Успенский собор) - православный кафедральный собор города Рязани. Наряду с Успенским собором - один из двух главных храмов Рязанской митрополии. Является первым каменным зданием на территории Рязанского Кремля, и одним из самых древних из сохранившийся до наших дней зданий Рязанской области.
православный собор
Христорождественский собор Рязанского Кремля
Успенский собор

вид на здание со стороны портала
54°38′11″ с. ш. 39°44′54″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Рязань , Кремль, Трубежная набережная
Конфессия православие
Епархия Рязанская епархия
Благочиние Центральное
Тип здания собор
Архитектурный стиль барокко, классицизм
Автор проекта неизвестен
Основатель Олег Рязанский
Реликвии и святыни мощи Святого Василия Рязанского, мощи рязанских князей и княгинь
Статус Объект культурного наследия № 6210014015 № 6210014015
Состояние капитально отреставрирован
Сайт ryazankreml.ru/visitors/…
Медиафайлы на Викискладе

Заложен в конце XIV века великим князем Олегом Рязанским на территории своего двора и освящён как Успенский собор. При перенесение архиерейской кафедры из Борисова-Глебова в Кремль в 1522 году собор стал кафедральным. После строительства нового здания Успенского собора, был освящён как Христорождественский.

История

После уничтожения Рязани вместе с каменными храмами, великокняжеский двор был перенесён в Переяславль, а затем в небольшой город Борисов-Глебов неподалёку переехал и архиерейский двор. На тот момент все здания Переяславля были деревянными, поэтому великий князь Олег Рязанский начинает строительство первого каменного кафедрального собора. После обретения статуса кафедрального собора, каждый новый архиерей старался каким-либо образом улучшить его и привнести в архитектуру здания что-то новое. Христорождественский собор неоднократно перестраивался и до наших дней дошел в стиле классицизма, в том виде, который сложился уже в начале XIX столетия, благодаря архитектору Стефенгагену. (1904, 1914).

Последний капитальный ремонт собора до его закрытия проводился в 1913 году, с тех пор осталась метлахская плитка на полу.

В 1930 году собор был закрыт, в его здании разместился областной архив. В 2002 году здание было возвращено церкви и освящено лично Патриархом Алексием II .

Реликвии

В 2002 году в храм были перенесены мощи святителя Василия Рязанского, первого епископа и покровителя рязанской земли. Над местом его погребения можно приложиться к раке с частицей его мощей. Справа и слева от амвона пребывают в раках честные мощи рязанских святителей XIX века Гавриила (Городкова) и Мелетия (Якимова). Имеются мощевики с частицами мощей многих Рязанских святых и 84 преподобных отцов Киево-Печерских. Кроме того, в соборе есть также: часть Ризы Господней, частицы мощей апостола и евангелиста Матфея, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, преподобного Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской и другие многочисленные святыни, доступные для поклонения.

Христорождественский храм в Липецке (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Христорождественский храм - кафедральный собор Липецка. Здесь проходят все важные богослужения во главе правящего архиерея архиепископа Липецкого и Елецкого Никона. Христорождественский храм всегда считался духовным центром Липецка и доминантой городской архитектуры. Здание храма находится на вершине Соборной горы, в историческом центре города, поэтому его хорошо видно из разных точек Липецка.

Христорождественский храм - памятник архитектуры 18 столетия.

У храма несколько приделов: Никольский, Серафима Саровского, Кресто-Воздвиженский и Смоленской иконы Божьей Матери.

Главная святыня Христорождественского храма - икона Божьей Матери «Липецкая Страстная». Она находится в храме с 1831 г. По преданию, после обретения этой святыни липчане смогли избавиться от бушевавшей в городе эпидемии холеры.

Еще к святыням храма относят ковчег с мощами преподобных отцов из ближней и дальней пещер Киево-Печерский лавры. Рака с мощами выполнена из красного дерева, ее окружают хрустальные лампады.

Собор отлично виден из любой точки Липецка.

Гордость храма - икона с подрясником священномученика Уара, первого епископа Липецкого. Он причислен к лику святых в 2002 г.

Строительство храма началось в 1791 г. на средства липецкого помещика Петра Вильяминова. Строился собор по проекту итальянского архитектора Томмазо Адолини. На строительство Христорождественского храма щедро жертвовали и курортники, приезжающие на воды лечиться в Липецк.

Храм закончили строить в 1803 г., но случившийся пожар передвинул освящение собора еще на два года. Здание собора создано в классическом стиле в два яруса. Позже началось строительство колокольни, она состоит из пяти ярусов. А в 1839 г. стали возводить трапезную храма. Закончились все работы в 1848 г.

На колокольне храма находятся часы. Высота колокольни со шпилем (без учета высоты креста) составляет 60 м.

После революции храм был разграблен, с 1931 г. закрыт для верующих. Шестьдесят лет здание собора использовалось сначала как склад, потом тут был организован музей. Только в 1991 г. храм вернули верующим, началась длительная реконструкция храма. Роспись храма восстанавливали частично по оставшимся фотографиями, частично - по сохранившимся фрескам работы 19 века. К 2002 г. Христорождественский храм получил новые иконостасы. В 2003 г. купол собора покрыли позолотой.

Лучше всего понять величие Христорождественского храма можно во время богослужений на большие праздники: Крещение, Рождество Христово или Пасху. Тогда кажется, будто в кафедральном соборе собираются все липчане. Но и обычные службы проходят очень торжественно.

Христорождественский храм славится своим особенным хором.

Юбилей Христорождественского храма

Найти Христорождественский храм не составит никакого труда. В конце концов, можно идти просто пешком, ориентируясь на местности, ведь собор отлично виден из любой точки Липецка.

Адрес: г. Липецк, Соборная площадь, 4.

Расположенный на историческом Кремлевском холме Христорождественский кафедральный собор — одно из древнейших в городе каменных сооружений, а возможно и самое древнее. Является памятником древнерусской архитектуры начала XV века и объектом культурного наследия.

Сегодня это главный храм Рязанской епархии. К его приходу относятся:

  • Архангельский собор Рязанского кремля,
  • Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Богослужения в Христорождественском соборе Рязани

Службы в храме проходят ежедневно. Однако в период со Дня Святой Троицы до праздника Воздвижения Креста Господня все богослужения совершаются в Успенском соборе (летний храм).

Перед визитом стоит уточнить расписание богослужений на официальном сайте Рязанской епархии .

Архитектура

В результате многочисленных перестроек современный архитектурный облик собора собрал в себе элементы барокко и классицизма. При этом он имеет широко распространенную среди православных храмов форму — так называемый корабль (это когда все части храмы выстроены в одну линию). Такая форма считается старейшей в храмовой архитектуре и символизирует идею, что церковь, словно корабль, спасает верующих от губительных волн мирской жизни и ведет их к Царствию Божию.

Храм имеет три яруса, уменьшающиеся по диаметру снизу вверх. Верхний ярус занимает восьмигранная ротонда с парой окон на каждой грани. Ротонду венчает купол и главка с крестом. Над порталом красуется необычной формы фронтон, по бокам от него — колонны с коринфским ордером. Кладка цоколя белокаменная, что характерно для храмов XV века.

Среди богатого убранство храма стоит отметить удивительный резной иконостас.

При входе в кремль Архангельский собор практически не виден: обзор закрывает колокольня XIX века и величественное здание Успенского собора.

История собора

Точная дата основания храма до сих пор неизвестна, но заложен он был по воле князя Олега еще в XIV веке. Изначально храм освящен как Успенский, в честь самого почитаемого на Руси праздника Успения Божьей Матери. Только в конце XVII века, после возведения и церемонии освящения нового Успенского собора, он стал Христорождественским.

Собор выполнял функцию не только общегородского храма, но и усыпальницы для рязанских князей и их жен. Однако в XVIII веке, после того как в соборе обвалился свод, гробницы были уничтожены.

Хронология реконструкции

За прошедшие века собор многократно реконструировался и перестраивался в разных традициях: большинство архиереев пытались внести свою лепту в его внешний вид, улучшить облик главного храма Рязанской земли. Современная архитектура Христорождественского храма в Рязанском кремле сложилась лишь к началу XIX века, при активном участии известного архитектора Л. И. Стефенгагена, придавшего зданию черты позднего классицизма.

В 1826 году оригинальные каменные пять глав заменили более легким деревянным, с завершением в виде ротонды. У входов поставили колонны, с запада соорудили портик, окна сделали больше. Однако новый облик не сохранился надолго. Уже в 1873 году купол поменяли на новый — восьмигранный в псевдовизантийском стиле, а западный портик расширили. Через какое-то время на первом ярусе добавили окна. В том же году своды собора расписал выдающийся рязанский иконописец Николай Шумов. Позднее им же был восстановлен иконостас. При Шумове Христорождественский собор в Рязани, наконец-то, обрел свой нынешний образ.

Последний капитальный ремонт проводился в начале ХХ века. Тогда в соборе сделали новый пол из метлахской плитки.

Христорождественский храм в Рязани на панорамах Яндекса (вид со стороны апсиды)

XX век — наши дни

В 1930 году советские власти закрыли собор для прихожан, здание стало светским: в его помещениях расположился городской архив. Даже с распадом СССР храм долгое время не отдавали церкви, и он продолжал находиться в ведомстве Рязанского краеведческого музея.

Под управление православной церкви здание перешло только в 2002 году, тогда же его освятил Святейший Патриарх Алексий II. С тех пор, во вновь освященном соборе, возобновились службы, открылась библиотека, начали работать воскресная и певческая школы.

В настоящее время Христорождественский собор имеет статус кафедрального. Вместе с Успенским собором он остается одним из двух основных храмов Рязанской епархии.

Реликвии

Главная святыня храма — мощи святителя Василия Рязанского, первого епископа и покровителя рязанской земли. Рака с его мощами лежит в левом клиросе.

Внутри собора также покоятся мощи рязанских святителей XIX века — Гавриила (Городкова) и Мелетия (Якимова), частицы мощей апостола и евангелиста Матфея, 84 преподобных отцов Киево-Печерских, многочисленных рязанских и других святых.

Вход в Христорождественский храм в Рязани на панорамах Google Maps

Как добраться до Христорождественского храма Рязани

Самостоятельно добраться до храма можно пешком со стороны Соборной площади. Вход на кремлевскую территорию — бесплатный. Подробно об экскурсиях с охватом храмов, платных выставках в кремлевских музеях — на сайте музея-заповедника .

Ближайшая остановка общественного транспорта — «Рязанский Кремль» — находится в 5 минутах ходьбы от храма. До неё ходит единственная маршрутка — № 41 м2. Также в шаговой доступности (~ 15 минут пешком) остановка «Площадь Свободы», через которую проходит на порядок больше транспорта:

  • автобусы № 18, 23, 25, 107, 108, 110, 111Б, 111, 112, 120, 128, 135, 137, 149, 205,
  • маршрутки № 41 м2, 62 м2, 65 м2, 66 м2, 75 м2, 99 м2,
  • троллейбусы № 3, 10.

Чтобы доехать до собора от ж/д вокзала потребуется сначала дойти до Первомайского проспекта, после чего на ближайшей остановке сесть на маршрутное такси № 41 м2. От автовокзала можно доехать на той же маршрутке.

Для вызова такси удобно пользоваться специальными мобильными приложениями, например: Яндекс.Такси, Maxim, Gett.

Карта-схема пешего маршрута от ост. «Площадь Свободы» до Христорождественского собора

Видео о Христорождественском соборе в Рязани

Православие Архитектурный стиль неовизантийский стиль Христорождественский кафедральный собор на Викискладе

Координаты : 56°57′14.09″ с. ш. 24°06′55.97″ в. д.  /  56.953914° с. ш. 24.115547° в. д. (G) (O) (Я) 56.953914 , 24.115547

Хри́сторожде́ственский кафедра́льный собо́р в Риге - кафедральный храм Латвийской православной церкви (РПЦ) недалеко от Памятника Свободы (улица Бривибас, 23).

История храма

Положение дел до строительства

Ещё в конце XVIII века встал вопрос о необходимости строительства нового православного храма, однако после длительных обсуждений проект так и не был реализован. Впоследствии к дискуссиям по актуальному вопросу возвращались не раз. В частности, в 1836 году, когда в рижской православной церкви апостолов Петра и Павла была провозглашена независимость Рижской епархии, а также в 1850 году, когда эта же церковь была объявлена кафедральной. Однако по-настоящему было решено приступить к реализации столь давнего замысла только к началу 70-х годов.

В самом начале 70-х годов генерал-губернатор Прибалтийского края князь Багратион по совету сподвижников, представителей русского населения губерний Прибалтики , направил официальное ходатайство главе внешнеполитического ведомства Российской империи Александру Михайловичу Горчакову , в котором была сформулирована мысль о необходимости строительства храма, с которой Горчаков согласился. После этого одобрения со стороны правительства архиепископ Рижский и Митавский Вениамин (Карелин) обратился к православным, населявшим губернию, с просьбой о пожертвованиях в пользу строительства православного храма. В то же время известно, что 1 сентября 1873 года над губернской столицей произошла сильнейшая за последнее время буря, и в церковь Петра и Павла ударила молнию, серьёзно повредив колокольню храма, выбив стёкла в верхних окнах и повредив позолоту. Во многом и из-за «климатического» фактора процесс финансирования строительства новой православной церкви ускорился. Таким образом, в 1874 году, 17 апреля, российский император Александр II выделяет Рижской православной епархии 900000 рублей для создания нового кафедрального собора, который стал бы по-настоящему представительным, передовым храмом на территории Лифляндской губернии .

Проект-победитель

Несколько проектов будущего собора было отправлено в Москву на конкурсной основе. Всего проектов было три: один - проект молодого и многообещающего зодчего Яниса Фридриха Баумана , фактически первого архитектора-латыша с высшим архитектурным образованием. Второй проект принадлежал остзейцу, работавшему в Риге с 1853 года, академику Санкт-Петербургской АХ Генриху Шелю, будущему автору нового здания для нужд Большой Гильдии в стиле тюдоровской «пламенеющей готики ». Но в итоге в 1875 году победу одержал проект молодого, но амбициозного выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств Роберта Пфлуга, который предполагал строительство храма в неовизантийском стиле , что также явилось «в пику» немецким псевдоготическим сооружениям и также отчасти преследовало определённые политические цели (в середине XIX века между русской и остзейской общинами в регионе разыгралась «война памятников» и архитектурных стилей). Известно также, что храм начали сооружать на территории свободного участка - эспланады, застройка которой формально была запрещена. Только в 1902 году начнётся строительство Рижской коммерческой школы (на участке той же эспланады), которым займётся архитектор Вильгельм Бокслаф, а сама постройка послужит «адекватным симметричным ответом» нововизантийскому варианту.

Создатели храма

Затем произошла необходимая сдача строительства в подряд. Конкурс подрядчиков выиграл строительный мастер Виленской губернии академик Чагин. Орнаментальный декор и каменные строительные детали изготовлены в мастерской Августа Фольца. Освящение закладного камня собора состоялось 3 июля 1876 года . Императором Александром III были подарены храму 12 колоколов , самый большой из которых, во имя благоверного князя Александра Невского , весил более 800 пудов . В процессе «адаптации» колоколов, принесённых в дар, стало понятно, что для всей дюжины не хватит пространства, что побудило российского императора выделить средства на воздвижение колокольни над входом в православный собор, где были размещены колокола. Таким образом, Роберт Пфлуг получил дополнительный заказ и дополнительные финансы на выполнение работ, с которыми ему удалось успешно справиться. Мастером-литейщиком, отливавшим колокола, был Ксенофонт Верёвкин, работавший в мастерской Николая Дмитриевича Финляндского, находившейся в Москве. Что касается художественного оформления интерьеров Христорождественского собора, то им занимались известные в России мастера живописи: П. Шамшин , ректор Петербургской Академии художеств. Точно установлено, что ему принадлежат иконы «Иоанн Креститель» и «Богоматерь с младенцем». Также над внутренним убранством нового кафедрального собора трудились академики К. Вениг и Василий Васильевич Верещагин , известный русский живописец, близкий к направлению художников-передвижников. Верещагин являлся автором иконы первого яруса главного иконостаса, а также ему принадлежит роспись Царских врат. К тому же Верещагин создал следующие иконы для Христорождественского собора: «Рождество Христово», «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Святой Александр Невский». Также в оформлении плафона и приделов участвовали профессор Васильев, который писал иконы для второго и третьего ярусов иконостаса, а ассистировали ему художники Ф. Журавлёв и А. Корзухин .

Завершение строительных работ и освящение

Вид собора в 1900 году

Известные протоиереи

В начале XX века настоятелем кафедрального собора становится протоиерей Владимир Игнатьевич Плисс, который одновременно являлся преподавателем истории, обличения раскола и обличительного богословия в Рижской православной духовной семинарии , исполнял должность библиотекаря семинарии. В период первого десятилетия престиж храма в народе достиг своей кульминационной точки, чему также способствовал предыдущий настоятель храма, протоиерей Василий Сергеевич Князев, который, являясь тонким знатоком и ценителем православной иконы, безукоризненно разбираясь в особенностях православной церковной канонической архитектуры, будучи профессором церковно-библейской истории, прививал русскому населению Риги тягу к посещению Храма Рождества Христова.

Превращение в гарнизонную кирху

После 21 августа 1917 года, когда Рига в первый раз была занята немецкими регулярными формированиями, оккупационная администрация приняла решение превратить православный собор Рождества Христова в гарнизонную кирху. К тому же было принято решение спилить части восьмиконечного православного креста, украшавший купол храма, для того, чтобы лишить крест знаков принадлежности к православию. Очевидцы утверждают, что в тот момент, когда немецкий солдат практически закончил спиливать «лишние» перекладины креста, автоген выскользнул у него из рук и отпилил ему кисть.

Приход храма в запустение; подвижническая деятельность Иоанна Рижского(Поммера)

Церковь служила гарнизонной кирхой вплоть до середины 1918 года, когда в ходе непрекращающихся революционных перипетий в Риге несколько раз менялась политическая власть. Именно в 1918 году (уже после того, как потерпела неудачу акция Бермондта-Авалова) Рижское самоуправление запретило богослужение в соборе. Когда архиепископ Иоанн (Поммер) прибыл в Латвию по приглашению Вселатвийского собора православных приходов, то застал храм в катастрофическом состоянии. Иконостасы были разрушены, многие ценные вещи были вывезены из храма за несколько лет гражданской войны. Дабы предотвратить дальнейшее осквернение храма, архиепископ Иоанн поселился в подвале собора. Он же собрал и сохранил всё, что представляло ценность и что не успели вывезти из храма. Для обогрева храма, а также полуподвального помещения, в котором поселился архиепископ Иоанн Поммер, была сооружена печка. В целом богослужебная жизнь возобновлялась с трудом. Вначале на каждое богослужение требовалось специальное разрешение властей. И только с Рождества 1922 года службы стали совершаться ежедневно. Богослужение совершалось на церковнославянском и латышском языках.

Возрождение собора

Закрытие собора

В послевоенной Риге собор оставался действующим до начала 1960-х годов. 5 октября 1963 года , распоряжением властей, он был вновь закрыт, а его внутреннее убранство, включая росписи, полностью уничтожено. В храме установлены межэтажные перекрытия и размещены светские учреждения, в подвале кафе, в здании Планетарий. Существует множество версий (одна противоречивее и невероятнее другой), почему же в конце концов было решено закрыть этот храм, но все они скорее могут представлять собой поиск поводов к этому неоднозначно оцениваемому жесту со стороны министерства культуры СССР. В частности, можно привести следующую распространённую версию, которая объясняет ликвидацию этого знакового собора: якобы «Решение закрыть Христорождественский храм было принято министром культуры СССР Екатериной Алексеевной Фурцевой , которая вместе с сопровождавшими её местными политическими деятелями наблюдала следующую картину: в предпасхальные дни около 17 часов тень от рижского памятника Ленину падала на витрину находившегося на противоположной стороне улицы магазина Политической книги. А в ленинской руке, указующей путь к светлому будущему был крест центрального купола собора, также дававший тень на то же здание. Эта оптическая нелепица послужила одной из причин передачи здания Храма государству и открытия в нём планетария». (Ю. Е. Ульянов, «Страницы лет», Калуга, 2008).

Возможная причина реорганизации

Любопытна и ещё одна версия, опубликованная в интервью, которое известный латвийский журналист, коллекционер почтовых открыток и краевед Илья Дименштейн брал у Владимира Ильича Каупужа в 2010 году. В начале 1960-х Каупуж занимал пост министра культуры Латвийской ССР - именно его версия может претендовать на максимальную достоверность и правдивость, поскольку излагается лицом наиболее беспристрастным. Владимир Каупуж решительно опровергает устоявшуюся стереотипную версию, связанную со следом Екатерины Фурцевой, называя её ничем не обоснованной легендой. В качестве подкрепления своей точки зрения он приводит убедительный аргумент - Рижский Христорождественский собор после войны находился на попечении городского исполнительного комитета, а не в ведении Министерства культуры (в то время как Домский собор и церковь Святого Петра , располагавшиеся в Старом городе , действительно находились в юрисдикции минкульта). Работы по реконструкции здания храма начались с того, что заместитель председателя Рижского горисполкома по фамилии Рейхманис, по словам Каупужа, в рамках городской акции по сбору цветных металлов проявил повышенный интерес к медным крестам Кафедрального собора Рождества Христова. Именно чиновник горисполкома Рейхманис стал непосредственным инициатором спиливания крестов - уже во второй раз в истории храма; удивительным в этой истории было то, что кресты, сделанные из дерева, оказались только покрыты слоем медной жести. Таким образом, корыстный расчёт зампреда Рижского горисполкома не оправдался. И только после этой варварской акции горисполком принялся размышлять о дальнейшей судьбе здания храма со спиленными крестами, в итоге придя к выводу о необходимости создания культурно-просветительского заведения, впоследствии названного Республиканским Домом знаний.

Деятельность Республиканского Дома знаний

После этого события было решено «переквалифицировать» храм в место интеллектуальных студенческих собраний и посиделок. Таким образом, был составлен проект переделки здания храма в Республиканский Дом знаний, как называлось это учреждение в годы существования Латвийской ССР. Этот Дом был подведомствен обществу «Знание» Латвийской ССР. Официально церемония инаугурации нового интеллектуально-развлекательного молодёжного центра (каковым по существу являлся Республиканский Дом знаний) состоялась в 1964 году. В энциклопедии «Рига» за 1989 год приводится следующая формулировка для обозначения задач Дома знаний: «Задачи Дома Знаний - пропаганда в широких массах трудящихся общественно-политических знаний, достижений технических и естественных наук». Что касается заведений, которые размещались в помещении Дома, то это были удобно обставленный лекторий, несколько выставочных залов, а на втором этаже, под куполом функционировал планетарий, вход в который стоил пять копеек - там можно было изучить расположение созвездий, так как плафон помещения демонстрировал звёздное небо. В выставочных залах часто происходили выставки профессиональных художников, которые работали не только в ЛССР, но и в других республиках Советского Союза. Известно, что мероприятия (проведение кинолектория, выставки латвийских художников, лекции о достижениях в астрономии, тематические вечера, в том числе и вечера-встречи с известными в разных областях людьми, так называемые общественно-политические чтения по вопросам научного коммунизма и политэкономии, тематические выставки фотохудожников, собрания астрономических, экологических, технических и других кружков, равно как и научных секций), которые проходили в стенах Дома Знаний, посещало приблизительно 500000 человек в год.

Медью купола, сделана новая крыша, позолочен крест на центральном куполе; на средства благотворителей создан иконостас .

Новый иконостас

В 2000 году храму был принесён в дар новый иконостас. Дарителями стали предприниматель из России Владимир Малышков (семья которого родом из Латвии, равно как и он сам), а также местный бизнесмен Игорь Малышков. В 2002 году в Латвию, в Ригу, к Христорождественскому Кафедральному собору на Эспланаде были привезены новые колокола, отлитые на заводе ЗИЛ .

Перенос мощей святого Иоанна Рижского

4 октября 2003 года состоялось перенесение в собор обретённых незадолго до того мощей священномученика Иоанна Поммера из Покровского кладбищенского храма (улица Менесс, 3), где он был погребён Справка на сайте епархии

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.