Славянские посты. Пост – полное очищение собственных телес Традиции и быт старообрядцев
4.9 (98.1%) 21 votes
Установление Рождественского поста относится к древним временам христианства. Он упоминается в исторических источниках уже с IV века. Первоначально Рождественский пост длился 7 дней, после чего реформой 1166 года по решению Вселенского патриарха Луки Хрисоверга при императоре Мануиле он стал сорокадневным.
В православных церквях византийской традиции Рождественский пост является одним из четырёх многодневных постов церковного года и служит 40-дневным приготовлением к празднованию Рождества Христова.
Соблюдается с 28 ноября по 6 января по новому стилю (15 ноября по 24 декабря ст. ст) включительно и завершается праздником Рожества Христова.
Заговенье (канун поста) - 14 ноября (27 ноября по новому стилю) - приходится на день памяти святого апостола Филиппа, поэтому пост называют также Филипповым . Если заговенье выпадает на однодневные посты, среду или пятницу, то оно перемещается на 13 (26) ноября.
Предписания о трапезе
По правилам воздержания Рождественский пост близок к Петрову посту. Согласно церковному уставу, во все дни поста исключаются мясные, молочные продукты и яйца. Кроме того, предписывается:
От начала поста и по 6 (19 нс) декабря включительно:
по средам и пятницам - сухоядение; по понедельникам по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино; 21 ноября (4 декабря нс ), в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы - горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино;
по средам и пятницам - сухоядение; по понедельникам - горячая растительная пища без растительного масла; по вторникам и четвергам - горячая растительная пища с растительным маслом, вино; по субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино;
Кроме того, от начала поста и по 19 декабря (1 января нс) включительно рыбу (а значит и вино, и елей) можно употреблять в те вторники и четверги, когда случится святой со славословием или имеющий праздничный знак, в те понедельники, среды и пятницы, когда есть храмовый праздник или бдение (если иной великий святой, то разрешается вино и елей).
19 декабря (1 января нс ) православные отмечают память св. мученика Внифантия, имеющего особую благодать избавлять от винного запойства . В этот день во многих старообрядческих храмах проходят богослужения и молебны. Что и говорить, совпадения дат не случайны…
С 20 декабря (2 января нс ) по 24 декабря (6 января нс ) включительно (период предпразднства Рождества Христова):
по понедельникам, средам и пятницам - сухоядение; по вторникам и четвергам - горячая растительная пища без растительного масла; по субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом;
Пост в Рождественский сочельник
24 декабря (6 января н.с. ), в Рождественский сочельник - особо строгий пост, положено есть сочиво (коливо) - сладкую кашу из пшеничной, рисовой или другой крупы, обычно только после вечерни (“после первой звезды”).
В те дни, когда разрешается вино, подразумевается его умеренное употребление. В наши дни пост в полном соответствии с уставом соблюдают в основном монахи. Так же, как и другие посты, Рождественский пост строго соблюдается старообрядцами.
По словам святителя Иоанна Златоуста, «ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления » .
Вот что пишут про гражданский “Новый год” безпоповцы:
…Когда придет к язычникам праздник «нового года», то в ту ночь все люди возмятутся. В городах и селах возбесятся, играя в разные бубны и сопели, изрыгая гудение музыкальное. И погрузятся все в игры сатанинские, скача и рукоплеская. Мужи, жены и девы издадут неприязненный кличь и вопль, изблюют всескверные песни бесовские.
И скакать начнут танцы сатанинские, извиваясь хрептами и топая ногами. И в ту ночь начнется великое падение и шатание, и блудное поведение, тогда начнется беззаконное осквернение и растление. И призовется тогда этим идолослужением призовётся сатана, перед которым нашим скверными делами будет принесено богомерзское приношение…
![](https://i0.wp.com/starove.ru/wp-content/uploads/2014/11/new-year3-1024x635.jpg)
Житие cвятого мученика Внифантия
Святой Внифантий жил во времена царя Диоклетиана, он был подчиненным одной боярыне, именем Аглаиды, дочере Акакия антипата римского. Вскоре они сочетались с Аглаидой церковным браком. Внифантий был пьяница, но милостив, страннолюбив и миролюбив, как и госпожа его была милостива и человеколюбива. В один от дней госпожа Аглаида пошла на Восток, где много христиан стало мучениками и принесла мощи святых на спасение душевное. Внифантий сказал госпоже – примет ли она его тело? Госпожа отправила мужа с двенадцатью мучениками, которые захотели исповедовать Христа перед безбожным царем в городе Киликии. Внифантий пришел к правителю и исповедовал себя как христианина. После многих мучений, он был обезглавлен, и вместо крови из раны потекло молоко. Его тело было принесено госпоже его. Она приняла святые мощи своего супруга и с честью погребла его, создав церковь во имя его. Святому мученику Внифантию молятся, чтобы избавиться от пьянственного пристрастия.
По новому стилю день святого Внифантия приходится на первое января, когда бесстыдные язычники, и злосмрадные еретики отмечают свой поганый «новый год». К сожалению и многие наши нарицаемые христиане, «празднуют» этот бесовский праздник. И во время его предаются пьянству, разврату и скоромному осквернению. И все не хотят помнить, что святой Внифантий своим мученическим подвигом не только прославил Христа, но и получил дар исцелять от страшного порока – пьянства.
В последние дни Рождественского поста, христиане должны постится как в Великий пост, с особой строгостью и вниманием, и уж тем более не уподобляться разным увеселением, в неподобных играх сатанинских. Христианам подобает праздновать день Рождества Христова в чистоте и целомудрии духовном, в молитвах, посте и братолюбии. Верующим во Христа не позволено козлогласовать – петь нелепые, противные слуху песни, любодействовать – всячески блудить, осквернять себя всяческой плотской нечистотой, распутной жизнью, непотребством, всяческим студодеянием, сварливым рвением и губительной завистью.
В ожидании Праздника Воплощения Христова христианам следует облачаться в Господа нашего Исуса Христа и не творить плотские угождения в похоти. Бесовский «новый год» есть скверна и богомерзкое приношение, во время которого призывается сатана и неразумными людьми ему приносится жертва.
Подлинный «Новый Год», новолетие христиане празднуют 1 сентября по юлианскому стилю, в соответствии с установлениями Вселенских Соборов. Перенос «нового лета» на первое января, вначале по юлианскому стилю, а затем и по григорианскому летоисчислению связан с изменениями в летоисчисление внесенными царем-антихристом Петром Первым. Этот лукавый змей, разрушил вселенскую, законную клятву. Кому же посвятил празднование «нового года» льстец Петр? Праздник «нового года» посвящен настоящему идолу – двуликому Янусу.
Это языческое божество обозначало хаос, то есть темную неопределенность, дьявольское действие, противостоящее Божественному порядку. Янус символизировал, собой вход в другой, иной мир, мир хаотической неопределенности, в христианском понимании – это вход в Ад. Будучи богом «входа», Янус считался у язычников покровителем всякого начала. Язычники призывали Януса в начале своей молитвы или какого-либо дела. Первый праздник римского, языческого года был установлен в честь Януса. Отсюда само начало языческого года происходило с 1 января. Само название месяца январь (Januarius) происходит от Януса. У язычников Янус выступал как божество, управляющее временем.
Повышенное внимание к этому вопросу происходит с нашей стороны потому что, нет у нашего народа «праздника» более скотского, пьяного, блудливого, наполненного причудливыми приготовлениями, непотребными скаканиями, всяческой распущенностью и вседозволенностью. Каждое отмечание «нового года» есть начало, когда через духовную распущенность призывается идоложертвенным образом сатан, и всяческими непотребствами ему приносятся скверная, беззаконная и богомерзская жертва. Люди, скачущие вокруг неведомого древа хвойной породы становятся соучастниками сатанинского спектакля, превращаясь в сатанинские сосуды. Несть числа пьянству, сквернословию и всяческим кощунам, которые люди попускают себе. Все это похабно-скотское действо есть прямое отвержение Христа. И великое «новогоднее» непотребство происходит во время последних, строгих дней Рождественского Поста и ожидания воплощения Бога Слова.
Поэтому для христиан невозможно не только празднование «нового года», но и само исчисление времен от 1 января, что противоречит учению церкви, Вселенским Соборам и заветам святых отцов.
![](https://i0.wp.com/starove.ru/wp-content/uploads/2014/11/rozhestvo-kids.jpg)
Общая продолжительность поста - 48 дней. Он начинается в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед праздником Пасхи.
Первую неделю поста проводят с особой строгостью. В первый день принято полное воздержание от пищи. Затем, со вторника по пятницу, разрешено сухоядение (кушают хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пьют воду), а в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.
Во вторую-шестую недели Великого поста на понедельник, среду и пятницу установлено сухоядение, во вторник и четверг допускается горячая пища без масла, а в субботу и воскресенье - горячая с маслом.
Во время Страстной седмицы (последней недели поста) предписано сухоядение, причем в пятницу нельзя кушать до выноса плащаницы.
В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) (если он не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) разрешено употреблять в пищу рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) можно кушать рыбную икру.
Начинается в понедельник на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы), а заканчивается всегда 11 июля (включительно). В 2016 году он длится 15 дня.
В Петров пост во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в понедельник - горячая пища без масла, а в среду и пятницу - сухоядение.
В праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).
В период Успенского поста в понедельник, среду и пятницу разрешено сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.
В праздник Преображение Господне (19 августа) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).
В период с 28 ноября до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) в понедельник допускается горячая пища без масла, во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в среду и пятницу - сухоядение.
С 20 декабря по 1 января во вторник и четверг уже запрещено кушать рыбу, вместо этого допускается горячая пища с маслом. Остальные дни остаются без изменений.
Со 2 по 6 января в понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.
В Рождественский сочельник (6 января) нельзя кушать до появления на небе первой звезды, после чего принято употреблять в пищу сочиво - вареные в меду зерна пшеницы либо отварной рис с изюмом.
В праздники Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно употреблять в пищу рыбу.
ПОСТЪ - это древнесловенская аббревиатура по буквам П - полное О - очищение С- собственных Т- телес Ъ - сотворяша, т.е система постов предназначена для очищения телес (чакр), чтобы перестроить организм с одного вида пищи на другой. Все зависит от климатических сезонов. Каждое Лѣто у нас существует 5 постов. Посты не как у христианской церкви, у них там по 40 дней, а перед этим они, как в народе говорят, наедаются от пуза, чтоб потом по 40 дней голодать поститься. У нас, как правило, 1-2 славянских недели - славянский пост.
СВѦТЫЙ ПОСТЪ . Он всего идет одну неделю, т.е. 9 дней - одна славянская неделя в месяц Рамхатъ с 23 дня по Рамхатъ 31 дня. (В Лѣто 7522 - с 15.10.13 по 23.10.13)
В этот период времени Православным Староверам не желательно употреблять мясную, рыбную, жирную белковую (яйца, масло, молоко) и острую пищу. Не желательно. А что же желательно? В пищу в эти дни Староверы употребляют утром и вечером - овощи, фрукты, ягоды, зерновые и зернобобовые продукты, а днем - воду, соки и травяные чаи: смородиновый лист, малиновый лист, мята, чебрец, ромашка. Это связано с подготовкой организма к переходу на ранне - консервированную пищу, т.е. это у нас осенью. Малосольние огурчики, помидорчики и т.п., и чтобы организм подготовить к такой ранне - консервированной пище, мы должны его очистить, чтоб он у нас нормально работал.
ДАЖДЬБОЖIЙ ПОСТЪ - 18 дней, две полные славянские недели в месяц Бейлѣтъ с 1 дня по Бейлѣтъ 18 дня. (ВЛѣто 7522 - с 13.12.13 по 30.12.13)
В этот период времени Староверы готовят себя от ранне - консервированной пищи на полностью консервированную пищу (соления, копчения и т.д.). В период этого поста Староверы не употребляют в пищу мясо, жирную рыбу, яйца, белый хлеб, жирные молочные продукты (сливки, сметана) и сливочное масло. Любое растительное масло можно употреблять - это не только подсолнечное масло, льняное масло, конопляное, горчичное и др. из хлебных изделий можно вкушать - серый хлеб, как его еще сейчас называют, урожайный хлеб, и ржаной хлеб. Особенно, испечённый из полуночной опары, т.е. её с вечера заводят, ночь она стоит, а по утру пекут. Также употребляют пророщенное зерно, и хлебцы из пророщенного зерна. Остальные продукты вкушаются также как и в Святый пост.
Для улучшения обмена веществ днём рекомендуется употреблять кислую, квашенную капусту или гречневую кашу.
ЧИСТЫЙ ПОСТЪ - 18 дней, две полные славянские недели в месяц Гейлѣтъ с 23 дня, по Гейлѣтъ 40 день. (В Лѣто 7522 - с 14.02.14 по 03.03.14)
В этот период времени Староверам не рекомендуется употреблять в пищу мясную, жирную, кислую, квашенную, а также яйца. Любое животное и растительное масло в Чистый пост запрещено к употреблению. Можно - нежирную рыбу, кроме жаренной, крупяные каши на пару, макаронные изделия (домашнюю лапшу из пресного теста), серый и ржаной хлеб, орехи, ягоды, соки, травяные чаи, и в малых количествах зернобобовые.
Во вторую неделю Чистого поста постепенно вводится свежая растительная пища - зеленый лук, редис, и т.д.
Многие каши на пару делались в виде кутьи, т.е. не в смысле, что туда изюм добавляли или кишь - мишь, а в смысле, что их заправляли медом, как добавочку, после того, как она полностью приготовилась. Мёд это же очень сильная энергетическая система. И его добавляют вместо сахара. Многие сейчас же как, поминальную кутью готовят: рис, изюм и сахар. А на Руси никогда сахар не клали, а всегда использовали: рис, сушеный виноград - изюм, и мёд.
Макаронные изделия как наши Предки делали? Они делали нежирное тесто, раскатывали в листы и резали в лапшу, на полотенце просушили - вот такие получались макаронные изделия, я их имею в виду, домашнюю лапшу из пресного теста.
ВЕЛИКИЙ ПОСТЪ - три на десять дней, полторы славянские недели (13 дней) идет в месяц Дайлѣтъ с 23 дня, по Дайлѣтъ 35 день. (В Лѣто 7522 - с 27.03.14 по 07.04.14)
Великий он не потому, что длительный, как у христиан. Они в маслячную неделю должны наесться от пуза, а потом голодать. Великий пост потому, что в эти дни почитают всех Великих Богов и Предков. Почему? Помните треугольники (рис.3): пища, воздух, ум и наоборот? Когда в Великий пост ограничение в питании человек больше думает о Богах и Предках, а раз больше о них думаешь, то и больше сил от них получаешь, которое компенсирует человеку питание продуктами. Как бы сказали йоги: Человек переходит на прановое питание, ограничивая себя в земной пище, получаешь больше Небесной пищи, т.е. энергии, которая необходима для пробуждения твоего организма после времени мары, т.е. после зимы.
В это период непозволительно употреблять мясную жирную пищу (кроме мяса курицы, перепелки и кролика), жирную рыбу, масло, кроме растительного, молочные продукты - сливки, сметана - эти понятия в нашем понимании, а не то, что сейчас называют сметаной - оное не является. Сливки должны быть плотные густые, а сметану надо ножом резать - такие были славянские продукты. Сейчас такую сметану называют - деревенской сметаной. А сейчас то, что в магазинах продают как сливки - это обычное молоко. Всё остальное нежирное можно вкушать.
В Великий пост рекомендуется в ежедневный рацион вводить кедровые и грецкие орехи, ибо они не только очищают пищевод и кишечник, но и дают человеку могучую природную силу.
Черные семечки вообще запрещено употреблять. Раньше, если семечки щелкали, то серые полосатые. Белые тыквенные. Щелкали дынные.
Еще в Великий пост очень часто готовили тыквенные каши. Туда и пшено добавляют.
СВѢТЛЫЙ ПОСТЪ - 18 дней, две полные славянские недели. Он у нас идет в месяц Вейлѣтъ с 32 дня, по Хейлѣтъ 8 день. (В Лѣто 7522 - с 24.06.14 по 11.07.14)
В этот период времени позволительно употреблять только утром на восходе и вечером, когда солнце идет на закат, одну лишь растительную пищу. В Святый день Бога Купала, который совпадает со Светлым постом, можно есть рыбу и мясо любой жирности, но оно должно быть обязательно приготовлено на Живом Огне. А костер, на котором готовят, должен быть запален от Живого огня. Либо от жезленника на празднике поджигают, от сияющего меча, и мясо готовят. Но раньше мясо готовили на вертеле, сейчас - шашлыки, либо на кованках делали - это огонь, а сверху как платформа железная кованная с пупырышками, и огонь проходит, а сейчас вместо кованок делают на решетках - куски мяса хорошо прожаривают.
ОДНОВНЕВНЫЙ ПОСТ - каждый седьмой день 9-ти дневной славянской недели. Согласно заповеди Сварога почитайте (как выходные) три дня на недели: 3-тий, 7-ий и 9-ый. В это день рекомендуется воздержаться от принятия пищи вовсе. Исключения составляют соки, вода, компоты без ягод, травяные чаи и кисель. От этой формы однодневного поста появились разгрузочные дни, чтобы организм разгружался - не зашлаковывался, а очищался.
Вот и Великий пост подошел. И в один день все разительно изменилось! Еще вчера храм был полон людьми, прихожане просили друг у друга прощения, общались, заговлялись и в последний раз на ближайшие полтора месяца — вплоть до самой Пасхи — заходили друг к другу в гости.
И вот настал понедельник, называемый Чистым. Конечно, не только потому, что принято в это время наводить в доме порядок, и даже скорее вовсе не поэтому, но в первую очередь из-за души, изрядно «запылившейся» без воздержания и покаяния, без сугубой усердной молитвы. И в церкви вроде все то же, но и не то: изменилось убранство в храме, светлые облачения сменены на темные, в знак искренней скорби о предстоящих страстях Христовых, и молитвы звучат совсем другие, и народу меньше.
Так хотелось вспомнить старорусскую традицию, но хвалиться сегодня особо нечем: на клиросе всего двое — уставщик и матушка, мужчин в храме нет вовсе, и только несколько старушек исправно отбивают поклоны вслед за священником, то и дело коленопреклоненно читающим «Господи и владыко животу моему …»
А ведь и в прошлом году они стояли здесь же — всю неделю бабушки точно и не сходили с места, утром и вечером безостановочно молились, изредка присаживались отдохнуть, а потом снова погружались в богослужение — первое серьезное испытание в самом начале Великого поста. Видно, и нынче намерены они совершить тот молитвенный подвиг, который, увы, не многим по силам, а другим, быть может, и по плечу, да не разумеют они его значимости, важности, ценности.
Теплятся в подсвечниках всего несколько свечей, прыгает огонек лампад, почти незаметный из-за обилия солнца, которым залит храм, и лики как будто посерьезнели, и атмосфера совсем другая, не та, что была совсем недавно, в масленицу, о житейских радостях которой пора забыть, перебравшись на духовную стезю… Все в эти дни готовятся к таинству исповеди, многие — к принятию Святых Тайн, и в этом своем стремлении едины, как никогда. Так исстари повелось: строгий пост — предвестник чистого покаяния, духовного очищения.
А пожилые, те, кто не может идти в храм, старательно молятся дома. Кто-то лестовками «набирает» «правило», а те, кто грамотнее, читают «Правильные каноны». В понедельник трапеза не поставляется, во вторник — на усмотрение настоятеля. И потому днем второго дня Великого говения из трапезной доносится аромат вареной картошки и кисловатый аромат капусты. Но и эти скромные яства вкушают необильно, молча. Повсеместно в старообрядческих храмах в эти дни идут покаянные службы. И вряд ли где найдется приход или община, чтобы народу было много — хотя и пост, но редкие староверы собираются на общее богослужение, предпочитая келейную молитву.
Священники недоумевают, но поделать ничего не могут, и потому вынужденно берут на себя чтение и пение на клиросе, алтарные хлопоты и многое, многое другое. В сельских храмах народу хотя и меньше, чем за традиционными воскресными службами, но все же молятся люди. И покаянный канон Андрея Критского читается здесь не для двух-трех, как в большинстве городских приходов, а для десятка прихожан. Говорят, в эти дни лучше всего определяется, чья вера искреннее и горячее, но, конечно, не только и даже не столько приходом за службу, сколько особым поведением — и смирением, и скромностью, и повышенной требовательностью к себе.
Да, что и говорить, хотя и привыкли мы, что за Литургией по выходным в наших церквях собираются сотни старообрядцев, чистота и искренность веры определяется не только этим в море житейском. Молодежь, например, охладевая к церкви сразу, как только хорошо трудоустраивается или создает семью, несмотря ни на что понимает великую ценность первых покаянных дней поста — от пищи воздерживается строго, музыку или сбавляет вовсе, или переключается на информационно-разговорные радиостанции, и досуг меняет на что-то другое, руководствуясь словами апостола Павла: «Все нам можно, да не все полезно ».
…И так ревностно о Боге — вплоть до пятницы, когда, на исходе первых дней поста, чаще всего и начинается исповедь. На нее записывались загодя, с самой масленицы, и потому список в руках у священника вполне приличный — по пятьдесят, если не больше, имен. Сколько помню себя, всегда в пяток первой недели Великого поста шли на покаяние — в этот день люди съезжались отовсюду, из окрестных городов и весей, сиротеющих пока без своего пастыря-настоятеля. И хотя в храме в этот день, равно как и в другие, в зависимости от традиций конкретного прихода или общины, собираются десятки прихожан, тишина здесь удивительная, пронзающая.
У исповедальни — очередь, а на клиросе чуть слышно чтутся каноны или Псалтырь. Гостей, приехавших издалека, после выхода от священника искренне поздравляют «с чистым покаянием» и долго потом еще не сводят глаз с вышедшего, «отдавшего грехи», очистившегося и, кажется, даже преобразившегося за несколько десятков минут исповеди. А в воскресенье люди идут к принятию Тела и Крови Христовых: десятки, десятки мужчин и женщин, преимущественно, конечно, пожилых. Глядишь на них радостно, понимая, что те вот-вот окажутся причастными великой святыне, ради которой, кажется, можно и вовсе на целую неделю отказаться от пищи, от светских оков в виде работы и бесконечных сопутствующих нашей жизни дел — ото всего, что разделяет нас от той самой полноценной духовной жизни, к которой мы стремимся, но не всегда достигаем.
И эта неделя, быть может, главная духовная неделя за весь календарный год, на одну из ступеней делает нас ближе к светлому празднику, который является венцом Православия и подлинным духовным просветлением для всех — и праведников, и грешников. О нем пока остается лишь мечтать — надеяться, ждать, тысячами земных поклонов и многими десятками дней воздержания в пище готовить себя к нему, как природа готовит в начале марта себя к предстоящему теплу. На него пока только робкие намеки, но мы-то знаем, что оно придет неумолимо и неизбежно. Но Пасха будет после, а теперь — время труда, духовного и физического…
– лучшей и наиболее перспективной на сегодня электронной версией старообрядческого месяцеслова.
Не иначе как по нашим молитвам и чаяниям стараниями неутомимого подвижника, чада РПСЦ Максима Чернятевича воплотилась многолетняя мечта: иметь «живую» версию церковного календаря.
Максим Чернятевич во время работы над календаремВ конце 2017 года данная разработка стала доступной для скачивания в виде мобильного приложения для ANDROID :
![](https://i1.wp.com/starove.ru/wp-content/uploads/2015/11/Drevlekalendar-google-play.jpg)
Разработанная Максимом программа рассчитывает Пасхалию на любой год, сама расставляет передвижные праздники, добавляет данные об уставе поклонов и трапезы, указывает дни памяти святых, чтимых нашей Церковью. Все это делается в строгом соответствии с дораскольными книгами с учетом практики, утвержденной Православной (старообрядческой) Церковью.
Мы познакомились с Максимом несколько лет назад, когда он завершал работу по сканированию эталонной для православных «Острожской» Библии в рамках своего информационного портала Vechnoe.info . Этот сайт мы упоминали как важный источник доброй информации, когда рассказывали . По-прежнему рекомендуем добавить ресурс в закладки и по мере необходимости черпать оттуда полезную информацию.
О проекте «Древлеправославный календарь»
Цель нового ресурса - дать старообрядцам всех согласий простой и удобный церковный календарь, содержащий все необходимые сведения для церковных богослужений и домашней молитвы. Простой интерфейс с возможностью интеграции с другими ресурсами и позволит читателям согласовать уклад повседневной жизни с заветами и преданием Церкви.
Древлеправославный старообрядческий календарь вычисляет гласы, рассчитывает посты, подвижные и неподвижные праздники, дни поминовения усопших, приходные и исходные поклоны на каждый день и Зрячую Пасхалию. В нем также есть возможность поиска праздников на текущий год или имен по святцам.
![](https://i0.wp.com/starove.ru/wp-content/uploads/2015/11/STAROVE.RU_Calendar-1911-dni-nedeli.jpg)
В основу календаря положен старопечатный Часослов, из которого взят текст о праздниках и постах на каждый день. Кроме того, добавлены праздники из календаря РПсЦ (в следующей версии будет возможно настроить календарь для отдельного согласия).
В случае выявления разногласий текущей практики с Церковным Оком предпочтение отдавалось Церковному Оку, причем всегда в сторону большей строгости, так как правильнее предупредить, чем попустить.
Пасхальные алгоритмы, алгоритмы расчета дат Юлианского и Григорианского календарей взяты из работы Клауса Тондеринга «Часто задаваемые вопросы о календарях» .
Календарь охватывает периоды с 1900 по 2099 годы, однако при необходимости ограничение можно снять. К реализации запланированы и другие полезные функции, которые наверняка придутся по душе пользователям.
При помощи редакции сайта «Старообрядческая Мысль» была разработана дополнительная программа, позволяющая встраивать календарь в другие сайты. Сейчас она доступна на сайт в режиме чтения статей, однако уже скоро появится и на главной странице в виде расширенного меню.
Как и любой новый программный продукт, календарь может содержать ошибки и неточности, а также спорные моменты. Максим Чернятевич обращается с просьбой ко всем читателям сайта «Старообрядческая Мысль» с просьбой не оставаться безучастными и информировать нас о своих вопросах, сомнениях и пожеланиях. Сделать это можно в виде комментария к данной статье, либо на e-mail staroveru@сайт , [email protected] .
Все, кто хотел бы присоединиться к проекту Древлекалендаря, в том числе для его размещения на своих сайтах, должны согласовать свое участие с разработчиком.
Желаем всем потрудившимся во славу Божию, в частности р.б. Максиму, Ивану, Ольге доброго здоровья и душевного спасения!
Редакция сайта