Что может быть в форме пирамиды. Архитектура Египта в эпоху Древнего царства

Порядок размещения панелей, обнаруженных в склепе Хеси-Ра, был подчинен так называемому ряду Люка. Это числа, получаемые сложением и вычитанием однопорядковых величин, которые образуют ряд "Золотого Сечения". Изображения, представленные на резных панелях, идут в том же пульсирующем режиме или, как об этом говорили сами древние египтяне, в режиме "Ба-Ка".

В древнеегипетской дуалистической системе представлений "Ба" - значит реальный физический объект или человек (материальное проявление). “Ка” есть то, что составляет наш энергетический каркас (энергетический план). Причем по состоянию "Ка" можно безошибочно определить, каково в данный момент психофизическое состояние данного человека, какие органы поражены и так далее... Короче говоря, это определенная энергоeнформационная структура, в которой все отражено.

Доски, о которых мы говорим, оказались уникальными. На них прослеживается несколько пластов информации, дающих ключ к осознанию того, что древние египтяне в совершенстве знали "Золотое Сечение" задолго до Пифагора.

Сегодня известно из проведенных обмеров, что все великие пирамиды построены с использованием принципа "Золотого Сечения".

Возникает вопрос. Пирамиду как сооружение возвести нелегко. Для этого нужно владеть соответствующей строительной технологией. Но помимо этого - во все линейные и угловые размеры составляющих ее элементов введены иррациональные соотношения “Золотого Сечения”, которые сложнее, чем простые целочисленные величины. Зачем?

Следует подчеркнуть, что весь звукоряд, вся звуковая темперация подчинена той же закономерности "Золотого Сечения".

Теперь вспомним, что в Завете сказано: - "…в начале было Слово". А слово - это звук (волновой процесс, характеризующийся частотой). И если слово передает смысл, значит, частота, как характеристика энергетического процесса, должна также обладать каким-то смыслом. Одно без другого не может существовать. Это принцип. Отсюда вытекает заключение, что принцип "Золотого Сечения", на котором построено все множество естественных объектов органической природы, несет в себе очень глубокий, фундаментальный смысл. И не случайно именно в человеке закономерность "Золотого Сечения" прослеживается настолько многовариантно, что остается только удивляться, почему природа устроила человека именно так. Фаланги пальцев, их три, три членения руки (отношения длин) - это ряды "Золотого Сечения". Сердце пульсирует в этом режиме и выталкивает кровь в аорту, оставляя часть ее в сердечной сумке. Это все - "Золотое Сечение". Колбочки и палочки, слуховая улитка (отношение длин витков), структура всего скелетного каркаса - среднестатистически это все "Золотое Сечение". Даже динамика нейронных структур в определенных психических режимах подчинена этой закономерности.

Неужели это просто случайность или свойственно только человеку? Нет, этому принципу подчинены и периоды обращения планет Солнечной системы, на нем построен звукоряд, система химических элементов и вообще все, что связано с природными системами, подчинено этой закономерности.

Мерные трости, которые держит жрец, изображенный на первой главной доске, в левой руке, выполнены в соотношении, которое связано с частотой "Ля". Звук "Ля" - это 440 Гц, стандартное значение сегодня, а точнее - 441 Гц. Удивительно, что никто не обратил внимание на то, что значение 441, если его написать после запятой, за нулем, то есть 0,441, есть не что иное, как функция "Золотого Сечения".

Увидев все это, мы становимся свидетелями любопытного открытия. Мало того, что на этих досках изложен принцип пользования "Золотым Сечением", на них также изображены инструменты элементарно простые, но работающие как компьютер.

Магия таинственных стран по-прежнему существует. Пальмы качаются на теплом ветру, Нил проплывает через пустыню, окруженный зеленой долиной, солнце освещает храм Карнак и загадочные пирамиды Египта, а в Красном море мелькают яркие косяки рыб.

Погребальная культура Древнего Египта

Пирамидами называют грандиозные сооружения в виде правильного геометрического многогранника. В строительстве погребальных построек или мастабов эту форму, по мнению египтологов, стали применять из-за сходства с поминальным пирогом. Если спросить о том, сколько пирамид в Египте, то можно услышать ответ, что на сегодняшний день найдено и описано около 120 построек, которые располагаются в разных районах вдоль берегов Нила.

Первые мастабы можно увидеть в Саккаре, в Верхнем Египте, в Мемфисе, Абусире, Эль-Лахуне, Гизе, Хаваре, Абу Раваше, Мейдуме. Строили их из глиняных кирпичей с речным илом - адобом, в традиционной архитектурной форме. В пирамиде размещали молельную комнату и погребальное «приданое» для путешествия в загробном мире. Подземная часть хранила останки. Пирамиды имели различный внешний вид. Они эволюционировали от ступенчатой к истинной, геометрически правильной, форме.

Эволюция формы пирамид

Туристов часто интересует, как посмотреть все пирамиды Египта, в каком городе они расположены. Таких мест множество. Например, Мейдума является самым загадочным пунктом, где находятся старейшие из всех великих погребальных построек. Когда Снофру вступил на престол (около 2575 г. до н. э.), в Саккаре была единственная большая достроенная полностью королевская пирамида Джосера.

Древние местные жители назвали ее «эль-харам-эль-kaddab», что означает «ложная пирамида». Из-за формы она привлекала к себе внимание путешественников еще в средние века.

Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре известна как самая ранняя форма погребальной постройки Египта. Ее появление относят к периоду третьей династии. Сужающиеся проходы с севера приводят к погребальной камере. Подземные галереи окружают пирамиду со всех сторон, кроме южной. Это единственная завершенная постройка с огромными ступенями, которые были облицованы камнем. Но ее форма отличалась от идеала. Первые правильные пирамиды появились в начале периода правления 4-й династии фараонов. Истинная форма возникла в результате естественного развития и совершенствования архитектурной конструкции ступенчатой постройки. Структура настоящей пирамиды практически такая же. Строительные блоки укладывались до необходимых форм и размеров объекта, а затем производилась их отделка известняком или камнем.

Пирамиды Дахшура

Дахшур формирует южную область некрополя в Мемфисе и содержит ряд пирамидальных комплексов и памятников. Дахшур только недавно был открыт для публики. В долине Нила, к югу от Каира, в одиночестве, на краю Западной пустыни, над пышными зелеными полями в Мейдуме, находится примечательная область, где можно увидеть переход от ступенчатой к правильной форме пирамиды. Трансформация произошла во время смены третьей династии фараонов на четвертую. В период правления 3-й династии фараон Хуни организовал строительство первой имеющей правильную форму пирамиды в Египте, где находятся в качестве базы для строительства ступенчатые конструкции из Мейдума. Погребальное сооружение предназначалась для сына Хуни, первого фараона четвертой династии Снофру (2613-2589 до н. э.). Наследник завершал работу над пирамидами своего отца, затем построил собственную - ступенчатую. Но строительные планы фараона были свернуты, так как строительство пошло не по плану. Уменьшение угла наклона боковой плоскости привело к ромбовидному изогнутому силуэту. Это конструкцию называют Ломаной пирамидой, но она по-прежнему имеет нетронутыми наружные оболочки.

Старейшие пирамиды в Саккаре

Саккара является одним из огромных некрополей древнего города, который известен сегодня как Мемфис. Древние египтяне называли это место «Белые стены». Пирамиды Египта в Саккаре представлены первой старейшей ступенчатой пирамидой Джосерой. Именно здесь началась история строительства этих погребальных конструкций. В Саккаре нашли первую запись на стенах, известную как «Тексты пирамид». Архитектором этих проектов называют Имхотепа, который изобрел кладку из отесанного камня. Благодаря строительным разработкам, древнего зодчего причислили к божествам. Имхотепа считают сыном покровителя ремесел Птаха. В Саккаре располагается множество гробниц, принадлежащих важным древним египетским чиновникам.

Истинная жемчужина представляет великие пирамиды Египта в комплексе Снофру. Испытывая недовольство Ломаной пирамидой, которая не позволяла достойно отправиться к небесам, он начал строительство примерно в двух километрах к северу. Это была знаменитая Розовая пирамида, названная так из-за красного известняка, используемого в строительстве. Это одна из старейших построек в Египте, которая создана в правильной форме. Она имеет угол наклона 43 градуса и является второй по величине, уступая только Великой пирамиде в Гизе. Ее построил сын Снофру в Хуфу. На самом деле Великая Пирамида находится всего в 10 метрах от Розовой. Другие крупные памятники в Дахшуре относятся к 12-м и 13-м династиям и несравнимы по масштабам с работами Хуни и Снофру.

Поздние пирамиды в комплексе Снофру

В Мейдуме есть более поздние пирамиды. В Египте, где находятся Белая пирамида Аменемхета II, Черная Аменемхета III и постройка Сенусерта III, доминируют более мелкие памятники погребального назначения для незначительных правителей, дворян и чиновников.

Они рассказывают о довольно стабильном и мирном периоде в истории Египта. Интересно, что Черная пирамида и конструкция Сенусерта III выстроены не из камня, а из кирпича. Почему применялся этот материал - неизвестно, но в те времена новые способы строительства проникли в Египет из других стран, благодаря торговле и международным отношениям. К сожалению, хотя с кирпичом было намного легче работать, по сравнению гранитными блоками, которые имели многотонный вес, этот материал не выдержал испытание временем. Хотя Черная Пирамида достаточно хорошо сохранилась, Белая повреждена очень сильно. У туристов, мало осведомленных об огромном количестве пирамидальных погребений, возникает непонимание. Они спрашивают: "Где в Египте пирамиды?" В то время как все знают о великих погребальных сооружениях Египта, есть много менее значительных примеров подобных построек. Разбросанные вдоль Нила от Селия на краю оазиса до острова Элефантина в Асуане, в деревне Нага эль-Халифа, примерно в пяти милях к югу от Абидоса, в городе Минья и многих других неисследованных местах.

Пирамиды Гизы и некрополь

Для всех туристов, которые приезжают в Египет, экскурсия на пирамиды становится почти ритуалом. Постройки Гизы являются единственными сохранившимися из семи чудес Древнего Мира и самыми известными достопримечательностями. Это священное место впечатляет древностью, размахом некрополя, нереальностью сооружений и Великого Сфинкса. Тайны строительства и предполагаемой символики пирамид Гизы только добавляют привлекательности этим древним чудесам. Многие современные люди до сих пор считают Гизу духовным местом. Ряд увлекательных теорий был предложен для объяснения «тайны пирамид». Автором проекта Великой пирамиды в Египте называют советника Хеопса и его родственника - Хемиуна. Гиза является самым важным местом на земле для многих исследователей, которые пытаются разгадать геометрическое совершенство погребальных построек в древних источниках. Но даже большие скептики испытывают благоговение от глубокой старины, размаха и абсолютной гармонии пирамид Гизы.

История пирамид Гизы

Расположенная на западном берегу реки Нил, примерно в 12 милях к юго-западу от центра Каира, Гиза (эль-Gizah по-арабски) является третьим по величине городом в Египте с населением почти 3 миллиона. Это известный некрополь на плато Гиза, в котором находятся самые популярные памятники в Египте. Великие пирамиды Гизы были построены в 2500 году до нашей эры для захоронений фараонов. Вместе они составляют единственное древнее чудо света, все еще существующее сегодня. Многих туристов манит Египет (Хургада). Пирамиды Гизы они могут увидеть через полчаса, которые потребуются на дорогу. Можно вволю налюбоваться этим замечательным древним священным местом.

Великая пирамида Хуфу, или Хеопса, как называли ее греки (является старейшей и самой крупной из трех пирамид в Гизе), и некрополь, граничащий с Каиром, остались практически нетронутыми временем. Считается, что пирамида была построена в качестве усыпальницы для четвертой династии египетских фараонов Хуфу. Великая пирамида была самым высоким искусственным строением в мире более 3800 лет. Первоначально она была покрыта облицовочными камнями, которые создавали гладкую внешнюю поверхность. Некоторые из них можно увидеть вокруг основания и на самом верху. Существуют разные научные и альтернативные теории о том, как строили пирамиды Древнего Египта, и о методах строительства непосредственно Великой. Большинство принятых теорий строительства основаны на идее о том, что ее строили, перемещая огромные камни из карьера и поднимая их на место. Она занимает площадь чуть больше 5 гектаров. Первоначальная высота составляла 146 м в высоту, но пирамида до сих пор впечатляет высотой в 137 м. Основные потери связаны с разрушением гладкой известняковой поверхности.

Геродот о Египте

Когда греческий историк Геродот посетил Гизу, приблизительно в 450 году до нашей эры, он описывал, какие пирамиды в Египте. Он узнал от египетских жрецов, что Великая Пирамида построена для фараона Хуфу, который был вторым царем четвертой династии (ок. 2575-2465 до н. э.). Священники рассказывали Геродоту, что ее строили 400 000 человек в течение 20 лет. На строительстве были заняты для передвижения блоков 100 000 человек за один раз. Но археологи считают это неправдоподобным и склонны думать, что рабочая сила была более ограничена. Возможно, 20 000 работников с сопровождающим вспомогательным персоналом из пекарей, врачей, священников и других было бы достаточно для выполнения этой задачи.

Самая знаменитая пирамида была аккуратно выложена с помощью 2,3 млн обработанных каменных блоков. Эти глыбы имели внушительный вес от двух до пятнадцати тонн. После окончания строительства погребальное сооружение поражало весом, который составлял примерно 6 миллионов тонн. Такой вес имеют все известные соборы в Европе, вместе взятые! Пирамида Хеопса на протяжении тысячелетий была зарегистрирована как наиболее высокое строение в мире.

Только изящные шпили необычайно величественного собора в Линкольне, выстроенные в Англии, высотой 160 м смогли побить рекорд, но обрушились в 1549 году.

Пирамида Хефрена

Среди пирамид Гизы второй по размерам является конструкция, выстроенная для загробного путешествия Хафра (Хефрена), сына фараона Хуфу. Он наследовал власть после смерти своего старшего брата и являлся в четвертой династии четвертым правителем. Из его родовитых родственников и предшественников на троне многие были похоронены в грошовых гробницах. Но грандиозностью пирамида Хефрена поражает практически так же, как и "последний дом" его отца.

Пирамида Хафра визуально тянется к небу и кажется выше, чем первая пирамида Гизы - погребальная постройка Хеопса, потому что стоит на более высокой части плато. Для нее характерен более крутой угол наклона с сохранившимся гладким известняковым покрытием. У второй пирамиды каждая из сторон составляла 216 м и первоначально была 143 м высотой. Ее известняковые и гранитные блоки весят около 2,5 т каждый.

Древние пирамиды Египта, например Хеопса, как и постройка Хафра, включают по пять погребальных ям, соединенных переходами. Вместе с моргом, Долиной храмов и соединительной дамбой это составляет 430 метров в длину, вырезанных в скале. Погребальная камера, которая находится под землей, сохраняла красный гранитный саркофаг с крышкой. Рядом находится квадратная полость, где находился сундук с внутренностями фараона. Большой Сфинкс около пирамиды Хефрена считается его королевским портретом.

Пирамида Микерина

Последней из пирамид Гизы является пирамида Микерина, расположенная южнее. Предназначена она была для сына Хефрена, пятого царя четвертой династии. Любая из сторон составляет 109 м, а высота строения - 66 м. В дополнение к этим трем памятникам были построены небольшие пирамиды для трех жен Хуфу и серия плосковершинных пирамид для останков его любимых детей. В конце длинной дамбы выстроились небольшие гробницы придворных, храм и морг были построены только для мумификации тела фараона.

Как и все пирамиды Египта, созданные для фараонов, погребальные камеры этих построек были заполнены всем необходимым для следующей жизни: мебелью, статуями рабов, нишами для каноп.

Теории о строительстве египетских гигантов

Немало загадок таит многовековая история Египта. Пирамиды, построенные без современных приспособлений, только увеличивают любопытство к этим местам. Геродот предполагал, что основание заложено из огромных блоков весом около семи тонн. А потом, как из детских кубиков, шаг за шагом поднимали вверх все 203 слоя. Но это невозможно сделать, о чем свидетельствует японская попытка в 1980-х годах продублировать действия египетских строителей. Наиболее правдоподобное объяснение заключается в том, что египтяне использовали наклонные, по которым буксировали каменные блоки по трапу с помощью саней, роликов и рычагов. А основанием служило естественное плато. Величественные сооружения выдержали не только сокрушительную работу времени, но и многочисленные нападения грабителей могил. Они обокрали пирамиды в древние времена. Вскрытая итальянцами в 1818 году погребальная камера Хефрена была пуста, там уже не было золота и других сокровищ.

Есть вероятность, что остаются еще неоткрытые пирамиды Египта или сейчас полностью разрушенные. Многие высказывают фантастические теории о внеземном вмешательстве другой цивилизации, для которой такое строительство - детская забава. Египтяне лишь гордятся совершенными знаниями своих предков в области механики, динамики, благодаря которым развивалось строительное дело.

Знаменитая четырехгранная форма пирамид возникла не сразу. Скифы делали захоронения в виде земляных холмов - курганов. Египтяне ставили «холмы» из камня - пирамиды. Впервые это случилось после объединения Верхнего и Нижнего Египта, в XXVIII веке до нашей эры, когда перед основателем III династии фараоном Джосером (Зосером) стояла задача укрепления единства страны.

И здесь, по мнению историков, важную роль в укреплении центральной власти сыграла «новая концепция обоготворения» царя. Хотя царские погребения и отличались большей пышностью, они в принципе не отличались от гробниц придворных вельмож, представляли собой одни и те же сооружения мастабы. Над камерой с саркофагом, содержащим мумию, насыпался прямоугольный холм из мелких камней, где ставилось затем небольшое здание из крупных каменных блоков - «мастаба» (по-арабски - «скамья»). На месте мастаба своего предшественника, Санахта, фараон Джосер и поставил первую пирамиду. Была она ступенчатой и являлась зримым переходным этапом от одной архитектурной формы к другой, от мастабы - к пирамиде.

Таким способом «возвысил» фараона мудрец и архитектор Имхотеп, считавшийся впоследствии волшебником и отождествляемый греками с богом Асклепием. Были воздвигнуты как бы шесть мастаб подряд. Причем первая пирамида занимала площадь 1125 х 115 метров, с предположительной высотой 66 метров (по египетским мерам - 1000 «ладоней»). Сперва архитектор замышлял построить мастабу, но не продолговатую, а квадратную в плане. Позже ее расширили, но, поскольку пристройку сделали ниже, образовалось как бы две ступени.

Такая ситуация не удовлетворила архитектора, и на верхней площадке огромной плоской мастабы Имхотеп поставил еще три, постепенно уменьшающихся к верху. Усыпальница находилась под пирамидой.

Известно еще несколько ступенчатых пирамид, но в дальнейшем строители перешли к постройке более привычных для нас четырехгранных пирамид. Почему же, однако, не трехгранных или, скажем, восьмигранных? Косвенный ответ дает тот факт, что практически все пирамиды великолепно сориентированы по четырем сторонам света, поэтому и имеют четыре стороны. К тому же пирамида была «домом», оболочкой четырехугольного погребального помещения.

Но чем был обусловлен угол наклона граней? В книге И. Ш. Шевелева «Принцип пропорций» этому посвящена целая глава: «Что могло обусловить углы наклонов пирамид». В частности, указывается, что «образ, к которому тяготеют великие пирамиды Древнего царства - треугольник с прямым углом в вершине.

В пространстве это полуоктаэдр: пирамида, в которой ребра и стороны основания равны, грани - равносторонние треугольники». Определенные рассмотрения даны по этому поводу в книгах Хэмбиджа, Гика и других.

Чем выгоден угол полуоктаэдра? Согласно описаниям археологов и историков, некоторые пирамиды обвалились под собственной тяжестью. Нужен был «угол долговечности», угол, наиболее энергетически надежный. Чисто эмпирически этот угол можно взять из вершинного угла в куче осыпающегося сухого песка. Но чтобы получить точные данные, нужно воспользоваться моделью. Взяв четыре прочно закрепленных шара, нужно положить на них пятый и измерить углы наклона. Впрочем, и здесь можно ошибиться, поэтому выручает теоретический расчет: следует соединить линиями центры шаров (мысленно). В основании получится квадрат со стороной, равной удвоенному радиусу. Квадрат будет как раз основанием пирамиды, длина ребер которой также будет равна удвоенному радиусу.

Таким образом плотная упаковка шаров по типу 1: 4 даст нам правильный полуоктаэдр.

Однако, почему же многие пирамиды, тяготея к подобной форме, тем не менее не сохраняют ее? Вероятно, пирамиды стареют. Вопреки знаменитой поговорке:

«Время боится пирамид», постройки пирамид должны стареть, в них могут и должны происходить нс только процессы внешнего выветривания, но и процессы внутренней «усадки», от чего пирамиды, возможно, становятся ниже. Усадка возможна и потому, что, как выяснено работами Д. Давидовица, древние египтяне применяли технологию изготовления блоков из известковой крошки, проще говоря, из «бетона». Именно подобные процессы могли бы объяснить причину разрушения Медумской пирамиды, расположенной в 50 км южнее Каира. Ей 4600 лет, размеры основания 146 х 146 м, высота - 118 м. «Отчего она так изуродована? - спрашивает В. Замаровский. - Обычные ссылки на губительное воздействие времени и „использование камня для других построек“ тут не подходят.

Ведь большинство ее блоков и облицовочных плит и поныне осталось на месте, в развалинах у ее подножия». Как увидим, ряд положений заставляет задуматься даже над тем, что и знаменитая пирамида Хеопса тоже «усохла». Во всяком случае на всех древних изображениях пирамиды остроконечны…

Форму пирамид могло породить и подражание: неким природным образцам, «нерукотворному совершенству», скажем, неких кристаллов в виде октаэдра.

Подобными кристаллами могли оказаться кристаллы алмаза и золота. Характерно большое количество «пересекающихся» признаков для таких понятий, как Фараон, Солнце, Золото, Алмаз. Везде благородный, блистающий (блистательный), великий, безупречный и так далее. Сходства не случайны.

Солнечный культ, как известно, составлял важную часть религии Древнего Египта. «Как бы мы ни переводили название величайшей из пирамид, отмечается в одном из современных пособий - „Небосклон Хуфу“ или „Небосклонный Хуфу“, оно означало, что царь есть солнце». Если Хуфу в блеске своего могущества возомнил себя вторым солнцем, то его сын Джедеф-Ра стал первым из египетских царей, кто стал именовать себя «сыном Ра», то есть сыном Солнца. Солнце же практически у всех народов символизировалось «солнечным металлом», золотом. «Большой диск яркого золота» - так египтяне называли наше дневное светило. Золото египтяне знали превосходно, знали его самородные формы, где кристаллы золота могут представать в виде октаэдров.

Как «образец форм» интересен здесь и «солнечный камень» - алмаз. Название алмаза пришло как раз из арабского мира, «алмас» - самый твердый, наитвердейший, несокрушимый. Древние египтяне знали алмаз и его свойства весьма неплохо. Согласно некоторым авторам они даже использовали для бурения бронзовые трубки с алмазными резцами.

Ныне основным поставщиком алмазов является Южная Африка, но алмазами богата и Африка Западная. Территорию Республики Мали там именуют даже «Алмазным краем». Меж тем именно на территории Мали проживают догоны, с которыми сторонники гипотезы палеовизита связывают немало надежд (см. далее). Алмазы не могли послужить причиной контактов древних египтян с этим краем. Однако, так или иначе, но, возможно, что именно копируя октаэдры кристаллов алмаза и золота, древние египтяне обожествляли тем самым «несокрушимых» как алмаз и «блистательных» как золото фараонов, сынов Солнца, сравнимых лишь с самыми чудесными творениями природы.

В эпоху Древнего царства усиление централизации страны привело к установлению полной и неограниченной власти фараона-деспота, сочетавшего высшие полномочия власти с саном верховного жреца. Весь Египет со всеми его жителями считался собственностью фараона. Представление о божественности фараона содействовало укреплению его власти, и возрастанию значения заупокойного культа. Об этом свидетельствует небывалый расцвет каменного строительства, наивысшим достижением которого явились гигантские пирамиды (причисленные ещё в древности к 7 чудесам света). Этому предшествовало увеличение гробницы-мастабы, ставшей конструктивной основой монументальных сооружений из камня.

Пирамида Джосера
Одним из ранних является заупокойный храмовый комплекс фараона третьей династии - Джосера. Её создателем был архитектор Имхотеп. По сравнению с предыдущими памятниками, ансамбль Джосера включает в себя большое количество сооружений, среди которых центральное место занимает ступенчатая пирамида. Пирамида имеет прямоугольное основание и выложена из каменных блоков в виде 6 постепенно уменьшающихся ступеней. Каменные блоки устанавливались с наклоном к центральной оси, что способствовало большей прочности сооружения ввиду отсутствия раствора. Вход располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте высечены подземные комнаты и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона. Помимо усыпальницы на территории комплекса находилась и южная гробница - кенотаф, с примыкавшей к ней молельней. Использованная система декора отличалась предельной простотой - светотеневой контраст выступов и ниш, имитирование в камне приёмов деревянных конструкций и тростниковой плетёнки, во фризах и капителях - стилизованные изображения бутонов лотоса, раскрытых цветов папируса и пальм, а также иероглифов. Но сама пирамида лишена всякого декора. Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны 3 династии.
Пирамида в Медуме
Фараон 4 династии Снофру возвёл 3 большие пирамиды в Медуме и Дашуре. Их обычно рассматривают как переходный этап от ступенчатых к классическим. Пирамида в Медуме первоначально имела 7 ступенчатую конструкцию, но по мере её возведения ступени покрывались облицовкой из плит известняка, благодаря чему стороны приобрели форму двух плоских граней. Нижний массив представлял собой усечённую пирамиду, на которой размещена ещё одна, меньшая. Верхняя часть пирамиды разрушена, поэтому трудно сказать о её окончательном внешнем облике.
Пирамида Снофру в Дашуре
Пирамида Снофру в Дашуре имеет форму приближающуюся к классической, но рёбра её граней имеют разный угол наклона, благодаря чему она не получила правильной формы. При пирамиде найдены 2 заупокойных храма, состоящих из нескольких помещений, в которых находились статуи с изображением фараона и обрядов погребального культа. В заупокойном храме Снофру архитектор впервые применил свободно стоящие столбы, что позволило выявить их конструктивную роль опор. Весь архитектурный комплекс Дашура свидетельствует о дальнейшем развитии строительной техники сооружения монументальных конструкций из камня.
Преемники Снофру избрали местом строительства своих пирамид в Гизе. Тут были возведены 3 великие пирамиды - фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина). Эти пирамиды аналогичны между собой, имеют правильную геометрическую форму и в отличие от пирамиды Джосера в их основании лежит квадрат. Все пирамиды точно ориентированы по сторонам света. Пропорции, объединяющие весь ансамбль, основаны на «золотом сечении».

пирамида Хеопса
Первой была построена самая высокая пирамида Хеопса (27 в. до н.э., архитектор Хемиун, 147 м.). Эта пирамида определила пропорциональную соразмерность всего ансамбля вместе с прилегающими храмами и сфинксом фараона Хефрена. Пирамида сооружена из 2 300 ООО блоков известняка, каждый весом ок. 2,5 т. Вход находился в северной стороне, откуда по коридорам можно было спуститься в подземную камеру или подняться в погребальную камеру фараона. Грани пирамиды были облицованы, но сохранилась только часть у её вершины.
Пирамида Хефрена
Пирамида Хефрена была последней гигантской усыпальницей фараонов. Его преемники уже не возводили столь грандиозных сооружений. Пирамида Микерина осталась незаконченной и достраивалась уже его сыном, Шепсескафом, не из камня, а из кирпича. Для своей собственной гробницы Шепсескаф вновь обращается к форме мастабы, но внушительных размеров.
Строгая форма пирамид не способствовала их декоративности, которая находила своё выражение обычно в пышной отделке интерьеров храмов. Постепенно в заупокойных ансамблях 4-5 династий доминирующая роль переходит к храмам. Их общая планировка отличалась простотой и ясностью форм, а в оформлении внутреннего пространства в качестве опор применялись свободно стоящие столбы. Во внутреннем убранстве храма фараона Сахура в Абидосе использован лея ряд новых элементов - здесь впервые были применены колонны с растительными капителями в форме бутонов лотоса и папируса пальмовидные колонны с гладким стволом, а также папирусо- и лотосообразные колонны, имитировавшие связку стеблей. Декоративность усиливалась цветными рельефами, покрывавшими стены.
Пирамида Микерина
С развитием строительной техники и применением свободностоящих опор возрастают конструктивные возможности решения ансамбля и создаются новые формы сооружений - солнечные храмы фараонов 5 династии. Самым известным из них является храм Ниусирра в Абусире. Центральное место в этом ансамбле отводилось каменному обелиску - главному объекту солярного культа. Его игла, покрытая позолоченной медью, отражала солнечные лучи. Обелиск, как и весь комплекс храма, включавший открытый двор и крытые молельни, установлен на возвышении в виде террасы, обнесённой стеной. Обелиск невелик, но массивен по пропорциям. Его внешний вид символизировал священный камень Бен-Бен, на который, по преданию, взошло солнце, родившееся из бездны. Создание формы обелиска принадлежит Древнему царству, хотя на этом этапе обелиски входили только в ансамбль солнечных храмов.
храм Ниусирра в Абусире
Ещё в эпоху Древнего царства сложились 3 основных принципа древнеегипетского искусства - синтез всех его видов при ведущей роли архитектуры, монументальность и декоративность форм. Эти законы едины для памятников архитектуры, живописи, прикладного ремесла. В храмах Нового царства синтез искусств проявился в многократной форме - сочетание архитектурно-декоративно-пластических форм с росписями, музыкой, пением, танцами, составляющими неотъемлемую часть ритуала. Тексты гимнов, высеченные на стенах, с их ритмичным повтором строф, были созвучны развёртывающимся композициям в рельефе, где фигуры повторялись с определённым интервалом, при этом рельефные композиции составляют единое целое с архитектурным пространством.
В конце 3 тыс. до н.э. Египет распадается на отдельные части, но около 2050 г. до н.э. фараоны 9 династии смогли объединить страну и делают столицей г. Фивы.
В настоящее время вышеперечисленные пирамиды стали важной достопримечательностью города. Сюда организуются многочисленные экскурсии.
  • апофема — высота боковой грани правильной пирамиды , которая проведена из ее вершины (кроме того, апофемой является длина перпендикуляра, который опущен из середины правильного многоугольника на 1-ну из его сторон);
  • боковые грани (ASB, BSC, CSD, DSA) — треугольники, которые сходятся в вершине;
  • боковые ребра ( AS , BS , CS , DS ) общие стороны боковых граней;
  • вершина пирамиды (т. S) — точка, которая соединяет боковые ребра и которая не лежит в плоскости основания;
  • высота ( SO ) — отрезок перпендикуляра, который проведен через вершину пирамиды к плоскости ее основания (концами такого отрезка будут вершина пирамиды и основание перпендикуляра);
  • диагональное сечение пирамиды — сечение пирамиды, которое проходит через вершину и диагональ основания;
  • основание (ABCD) — многоугольник, которому не принадлежит вершина пирамиды.

Свойства пирамиды.

1. Когда все боковые ребра имеют одинаковую величину, тогда:

  • около основания пирамиды легко описать окружность , при этом вершина пирамиды будет проецироваться в центр этой окружности;
  • боковые ребра образуют с плоскостью основания одинаковые углы ;
  • кроме того, верно и обратное, т.е. когда боковые ребра образуют с плоскостью основания равные углы, либо когда около основания пирамиды можно описать окружность и вершина пирамиды будет проецироваться в центр этой окружности, значит, все боковые ребра пирамиды имеют одинаковую величину.

2. Когда боковые грани имеют угол наклона к плоскости основания одной величины, тогда:

  • около основания пирамиды легко описать окружность, при этом вершина пирамиды будет проецироваться в центр этой окружности;
  • высоты боковых граней имеют равную длину;
  • площадь боковой поверхности равняется ½ произведения периметра основания на высоту боковой грани.

3. Около пирамиды можно описать сферу в том случае, если в основании пирамиды лежит многоугольник, вокруг которого можно описать окружность (необходимое и достаточное условие). Центром сферы станет точка пересечения плоскостей, которые проходят через середины ребер пирамиды перпендикулярно им. Из этой теоремы делаем вывод, что как около всякой треугольной, так и около всякой правильной пирамиды можно описать сферу.

4. В пирамиду можно вписать сферу в том случае, если биссекторные плоскости внутренних двугранных углов пирамиды пересекаются в 1-ной точке (необходимое и достаточное условие). Эта точка станет центром сферы.

Простейшая пирамида.

По количеству углов основания пирамиды делят на треугольные, четырехугольные и так далее.

Пирамида будет треугольной , четырехугольной , и так далее, когда основанием пирамиды будет треугольник, четырехугольник и так далее. Треугольная пирамида есть четырехгранник — тетраэдр . Четырехугольная — пятигранник и так далее.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.