Школьное краеведение: новые реалии. "краеведение в школе" материал по краеведению на тему Программа по историческому краеведению в вузе

2.2 Формы краеведческой работы в школе

Одна из составляющих системы школьного краеведения - организационные формы историко-краеведческой работы в школе. К ним можно отнести:

1. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Речь идет об уроках истории России, с включением элементов краеведения, и о специальных уроках по истории края (или их циклах) в рамках учебных часов по курсу отечественной истории (например, в основной школе целесообразно выделять на историю края до 15 % учебного времени).

На уроках отечественной истории основное внимание обычно уделяется раскрытию история родного края в определенный период прошлого: «Наша губерния в первой половине XIX столетия», «Наш край в годы Великой Отечественной войны» и т.п. В республиках изучается курс истории республики в тесной связи с историей России, с включением ряда сведений из истории районов, родного города (села) и т. д.

2. Специальные учебные курсы в обычных классах и школах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, лицеях, гимназиях, главным образом в полной средней школе. Значительное место занимают локальные материалы в начальной школе в целях исторической пропедевтики.

3. Факультативные курсы (по преимуществу в полной средней школе, а также в 8 и 9 классах). Имеются в виду специальные краеведческие факультативы: «Родной край: страницы истории», «Наш край в XX -- начале XXI вв.», «Народы края: история, культура, традиции», «Наше село (город): прошлое, настоящее, будущее», а также общеисторические, программа которых предусматривает включение локальных материалов, например: «Страницы боевого прошлого народов нашей Родины», «Великая Отечественная война советского народа и Вторая мировая война»; «Из истории религий», «История русской культуры IX -- начала XXI вв.». Проводятся они обычно за счет часов школьного компонента.

4. Довольно широко распространенные в школах, в том числе сельских, внеклассные занятия: работа кружков, научных ученических обществ, клубов, лекториев и т.д.

В педагогической литературе и школьной практике историческое краеведение, как и в целом школьное краеведение, нередко делят на три направления (организационные формы): учебное (уроки, факультативные занятия), внеурочное (занятия краеведческих кружков и групп, ученических клубов и обществ в школах) и внешкольное (проводимое под руководством учреждений дополнительного образования: центров детско-юношеского туризма и краеведения, домов школьников, творчества юных). Педагогически продуманное, разумное сочетание этих форм - условие успешной организации и функционирования системы школьного краеведения. Это в значительной мере зависит от объединения усилий учительства, работников органов образования, учреждений дополнительного образования, методистов институтов повышения квалификации работников образования, преподавателей педагогических вузов, участников краеведческих обществ и сотрудников научных учреждений.

Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Комплекс используемых педагогом и учащимися приемов и методов зависит, естественно, от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы. Так, в занятиях со старшеклассниками сочетаются лекции учителя, уроки-экскурсии в музеях, их самостоятельная работа с книгой и документом, семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения. Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. В частности, здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование так называемой «устной истории»). Особенно это существенно для сельских школ и школ «малых городов», где сама обстановка многолетнего проживания нескольких семейных поколений в данной местности способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Очень существенна выработка в процессе диалога нравственной оценки событий, деятельности человека в истории.

Заметное распространение получили различные виды внеклассной работы: экскурсии и осмотр памятников истории культуры, экспедиции по родному краю, ученические конференции, исторические вечера, «круглые столы», организация выставок и музейных экспозиций. Многие учебные и внеурочные занятия проводятся на базе государственных и общественных музеев, архивов и книгохранилищ.

Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения). Это и участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительной работе. Это и возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда.

Введение краеведческого материала в урок русской литературы (на примере поэзии Анатолия Гарая)

Одной из составляющих системы школьного краеведения являются организационные формы обучения. Существует три направления работы с учениками: · Учебное (уроки, факультативные занятия) · Внеурочное (занятия в краеведческих кружках...

Использование краеведческих материалов в процессе преподавания экологии в средней школе

Краеведческая библиография. Краеведческая библиография, как и библиография вообще, - важнейшее средство информации о вышедшей в прошлом и вновь выходящей литературе. В ее задачи входят выявление, учет...

Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении

Обращение к краеведению на уроках внеклассного чтения в средних классах

Большое значение внеклассной работе по литературе придавала М. А. Рыбникова. Еще до революции, работая в Вяземской гимназии, Рыбникова вела литературные кружки, или собрания...

Особенности проведения внеклассного мероприятия по литературе

Патриотическое воспитание

Формирование патриотических качеств личности - это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества - это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции...

Планирование воспитательной работы

Социальная работа в школе

В условиях школы применяются различные смежные подходы, имеющие границы и зоны воздействия, в которых проявляются те или иные воздействия социальной работы. При этом всегда следует учитывать аспекты...

Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях

Воспитанию нравственно-патриотических чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович - организатор первого детского сада в России...

Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях

Реализацию задач по краеведению осуществляю двумя путями: выделением предмета "Краеведение", который входит в структуру познавательных занятий, и вкраплением регионального содержания в традиционные занятия...

Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях

Факторы адаптации детей в начальной школе

Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г.М. ЧуткинойЧуткина Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: Автореф. дис. канд. пед. наук МГПИ им.В.И. Ленина. - М 1987...

Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР

Решая образовательно-воспитательные задачи краеведческого образования в специальной школе VII вида, необходимо учитывать особенности детей с ЗПР и коррекционную направленность всего учебно-воспитательного процесса...

Эколого-краеведческое образование младших школьников

2.1 Констатирующий этап проведения исследования Для определения уровня экологического образования младших школьников на основе школьной краеведческой работы, нами был проведен констатирующий этап исследования...

Важная составляющая системы исторического краеведения в школе -содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний: Мой дом. Родословная семьи; Родная школа. Ее история и традиции; Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития; История района; История автономного округа; История области (края).

Возможны и другие темы-концентры: история нашей улицы, квартала и т д. Педагогам-краеведам и методистам предстоит разработать вопрос о соотношении этих кругов (пластов) знаний в учебных занятиях, во внеклассной работе. К сожалению, в школьной практике нередко «выпадают» или недостаточно изучаются отдельные пласты краеведческих знаний, например, по истории своей семьи, школы, села, города, района, что негативно сказывается на возможностях учебной и воспитательной работы.

Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, но и, главное, понимали необходимость их единства, интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому Белоусов Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе: книга для учителя. Из опыта внеклассной работы / под ред. М.Д, Янко. - М: Просвещение, 1987. - С. 78..

Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего села, города, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории родного села, города, семьи. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся можно назвать принципом маятника (или челнока).

Вместе с тем необходимо реализовывать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным историческим вопросам, событиям, фактам, шли бы из класса в класс, из года в год в процессе учебной и внеурочной работы по восходящей: углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае - жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах, в границах определенной территории (деревня, город, район и т. д.). Изучаются различные сферы общественной жизни, учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социально-экономические, общественно-политические, культурные связи и отношения. Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо утверждение: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы - значит понять саму эпоху, саму историю.

Изучение родного края включает познание этнонационалъных процессов. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с историей и традициями своего народа, прошлым других этносов, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда. Ученики выясняют, как в горниле исторических событий, порой трагических, формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности к российскому народу.

Учащиеся имеют возможность увидеть, как взаимно обогащались культурные, духовные традиции их народов, что особенно важно в нашей полиэтнической, поликультурной стране. Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, проявлений враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют сегодня, продумать меры по преодолению этих причин.

Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках и соплеменниках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнем и дальнем зарубежье.

Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае, изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям.

С сожалением приходится констатировать, что на протяжении многих десятилетий эти вопросы фактически выпадали из поля зрения школьного краеведения или преподносились искаженно. В результате, учащиеся не имели возможности приобщиться к одному из ценных, в частности в этическом отношении, слою исторического и культурного наследия народов.

Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности (например, сословия городских жителей), общественные организации и объединения в крае (общественно-политические группы, местные организации разных политических партий, религиозные, профсоюзные, молодежные, ветеранские, спортивные и иные объединения и союзы).

История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое - настоящее - будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

Одна из проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом, - разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и организаций, государственных учреждений и структур. Ее следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов и ценностей, разделяемых людьми того времени.

Организуя работу по историческому краеведению, важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет; прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом цвете. Но было бы ошибкой вставать на путь нигилистического отношения к нему. Необходимы правда о фактах, событиях и лицах, документально аргументированное изложение событий, объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.

Школьное краеведение является одной из форм исторического краеведения.

Школьное краеведения – это всестороннее изучение учащимися близлежащей местности в соответствии с учебными и воспитательными задачами, стоящими перед школой.

Школьное краеведение – это всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально - экономических и исторических условий родного края.

Цель: Расширять знания учащихся по краеведению, осветить историю Беларуси, познакомить с памятниками истории и культуры края, привить чувство ответственности и заботы за их судьбу, через местный исторический материал сделать знания учащихся более прочными и глубокими.

Задачи: Расширить и углубить знания учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ, физкультуре; сформировать знания, умения, навыки в краеведческой работе; содействовать гармоничному развитию личности учащегося; совершенствовать духовные и физические потребности; формировать жизненную самостоятельность и деловые качества; формирование гуманного отношения к окружающей среде; воспитание патриотизма, любви к родному краю; создать условия для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Организационные формы: Урочное и внеурочное

оба вида работы включают в себя следующие компоненты: обучающий, воспитывающий, развивающий, результативный.

Внеурочная-связана с экскурсиями, походами, экспедициями, которые позволяют реализовать аспекты нравственного воспитания, целенаправленного вовлечения школьников в различные сферы поисково-исследовательской и научной работы со здоровым отдыхом учащихся.

Основной задачей экскурсионно-туристской работы учителя со школьниками является изучение родного края. Эта форма внеклассной работы позволяет наглядно показать учащимся многое из того, о чем они узнали из учебников, рассказов учителя на уроке или о чем им еще предстоит узнать из школьного курса. Эта форма работы позволяет сочетать теоретические знания по истории с практикой личного участия школьников в учебных и научных исторических исследованиях.

Учебная программа: формы-урок,экскурсия,доп.занятия.

Внеклассная работа: формы-кружок,объединение, экскурсия, поход, экспедиция, вечера, конференции, олимпиады.

Интерес проявить может к истории, биологии, географии, литературе, физкультуре;

Пример! В МКП действуют научное общество учащихся, исторический кружок «Памяць» (руководитель Бычко), музей истории создания МКП. Многообразны и формы организации внеклассной работы- это экскурсии, вечера, олимпиады, конкурсы, викторины, конференции и др. Такие мероприятия способствуют сплочению учащихся, помогают преподавателю сблизиться, и сдружиться с ребятами, научить и донести до учащихся необходимые умения, знания, навыки в наиболее доступной форме, приобрести массу новых положительных эмоций и впечатлений.

Краеведческая и поисковая работа в общеобразовательном учреждении

Краеведение — одна из самых распространенных и популярных среди педагогов и обучающихся форм внеклассной деятельности по любому учебному предмету. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.

Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание. Но сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или передачей знаний: нужны более тонкие и эффективные подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, которые формируют эмоционально-ценностное отношение личности к действительности.

Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами образовательного учреждения. Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от заинтересованности самого учителя и от того, как он сумеет заинтересовать краеведческой (поисковой) деятельностью своих учеников.

Учитель должен хорошо знать свой край (область, регион), систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Занимаясь краеведческой работой с детьми и подростками, учитель в первую очередь повышает свой интеллектуальный уровень и более глубоко овладевает профессиональной компетенцией. Краеведение для учителя — верный путь к научно-исследовательской деятельности.

В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

В школьном краеведении следует иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение (его содержание и характер определяются учебной программой) и внепрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например, на пришкольном участке, во время учебной экскурсии или в походе. Но в таком виде учебной деятельности предполагается обязательное участие обучающихся всего класса. Во внепрограммном краеведении ребята принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по родному краю, школьные экспедиции, археологические раскопки, организация экспозиций школьного музея и другие виды краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Организация и отношение к учебной программе этих видов школьного краеведения различны, но, тем не менее, они очень связаны.

Учебное краеведение преследует две задачи: всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала; использование этого материала в преподавании учебного предмета. Решение первой задачи открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение школьного краеведения.

1. Географическое и экологическое краеведение

В преподавании географии и экологии краеведение — одно из основных средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических и экологических понятий. Материал о природе, полезных ископаемых, особенностях рельефа родного края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках или внеклассных мероприятиях по учебному предмету.

Таким образом, географическое и экологическое краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение родного края (области, региона, республики), но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии и экологии на конкретном жизненном материале. В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается суть краеведческого принципа в обучении.

Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географические особенности отдаленных районов России и зарубежных стран. Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию правильных представлений о многих предметах и явлениях, происходящих в географической оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для непосредственного наблюдения. Родной край, его географический комплекс и отдельные слагающие компоненты служат своеобразным эталоном, к которому учитель может с успехом прибегать для разъяснений, сравнений и иллюстраций в преподавании географии (экологии, биологии), а работа учащихся по изучению края — средство для непосредственного познания географических и биологических явлений.

Главное назначение географического и экологического краеведения состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, повседневной обстановке наблюдать географическую (экологическую) действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования конкретных понятий. Благодаря этому устраняются абстрактность географических понятий и механическое их усвоение.

В школьном курсе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только на основе краеведческого материала. Опыт работы многих учителей показывает, что понятия о расходе воды в реке, строении долины, почве хорошо усваиваются, если их изучение самостоятельно проводится учащимися в реальной действительности.

Краеведение служит связующим звеном в интеграции многих учебных предметов. Примером такой межпредметной связи может быть работа по картированию своей местности, когда в решении географических вопросов большую помощь оказывает математика или работа по исследованию местных почв, которая может дать хорошие результаты при условии применения знаний химии и биологии. Научную ценность географические характеристики, особенно по экономической географии, будут иметь только в том случае, если они проводятся в историческом плане, отсюда и интеграция географического и исторического краеведения.

В практике многих образовательных учреждений в процессе экологического образования и воспитания сложился определенный междисциплинарный процесс организации совокупности видов деятельности обучающихся, направленный на изучение экосистем края в прошлом и настоящем, выявление местных экологических проблем во взаимосвязи с региональными, поиск и практическую реализацию доступных для школьников способов их решения. Грамотно организованное экологическое краеведение в школе или лицее становится органической частью системы экологического образования, так как позволяет в комплексе решать все основные задачи экологического образования.

Концепция школьного экологического краеведения в образовательном учреждении может опираться на следующие основные идеи:

1. Школьное экологическое краеведение как междисциплинарный педагогический процесс организации различных видов деятельности обучающихся по изучению, сохранению и улучшению окружающей среды в своей местности.

2. Системная организация экологического краеведения на основе принципов целостности, целесообразности, взаимосвязи локальных и региональных аспектов экологии, оптимальности.

3. Школьное экологическое краеведение как средство формирования экологической культуры учащихся через реализацию образовательных и комплексных организационно-деятельностных программ, построенных с учетом основных объектов, источников, сфер, этапов, видов и способов эколого-краеведческой деятельности школьников.

4. Школьное экологическое краеведение как механизм реализации регионального компонента экологического образования.

Существуют основные тенденции развития теории и практики экологического образования школьников1:

— повышение роли экологического образования в решении современных экологических проблем, а также в целостном процессе формирования личности третьего тысячелетия;

— активизация международного сотрудничества в сфере экологического воспитания молодежи и образования в области окружающей природной среды;

— обеспечение органического единства обучения, внеклассной воспитательной работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей среды;

— перенос «центра тяжести» эколого-образовательной работы с внеклассных мероприятий на учебный процесс;

— использование в процессе экологического образования элементов системного подхода, методов моделирования и историзма;

— усиление ценностных аспектов содержания экологического образования;

— экологизация учебного содержания предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов;

— введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов экологического содержания;

— дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий на личность;

— учет в процессе формирования у школьников ответственного отношения к природе, психолого-возрастных и индивидуальных особенностей личности, а также специфики ее реального отношения к природе;

— внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм экологического образования учащихся (межпредметные уроки, ролевые и сюжетные игры, приемы имитации и игрового моделирования, ученические конференции, походы-экспедиции по исследованию и охране природы родного края, ролевые практикумы).

2. Историческое краеведение

Историческое краеведение — одно из наиболее эффективных средств связи школы с жизнью. Оно играет большую роль в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и становлении гражданской позиции. Понятия «Отчизна», «Родина» в детском возрасте, как правило,

ассоциируются с конкретным поселком, деревней, городом, в котором проживают учащиеся. От того, насколько хорошо знают и любят ребята свой край, его историю, часто зависит и глубина их патриотического чувства.

Знакомство с памятниками культуры, изучение истории родного края по конкретным археологическим источникам, обычаев и традиций народов, населяющих тот или иной регион, выявление связи местных культов и обрядов с особенностями истории края содействуют воспитанию мировоззрения детей и подростков.

Положительная тенденция роста интереса к историческому краеведению в современных образовательных учреждениях в значительной мере связана с введением в соответствии с Законом РФ «Об образовании» национально-регионального компонента школьного образования. Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей. Историческое краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями о родном крае, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственности и толерантности. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому.

Историческое краеведение способствует решению задач социальной адаптации выпускников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Важная составляющая системы исторического краеведения в школе — содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний, которые можно образно представить в следующем виде:

1. Моя семья. Предполагает изучение родословной семьи, истории происхождения фамилий и имен членов семьи, ближайших и дальних родственников, основоположников семейного древа, их социального происхождения и т. д.

2. Родная школа . Изучение истории и традиций образовательного учреждения, биографий известных выпускников и учителей школы, педагогических династий, достижений учеников школы или лицея.

3. Мое село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития; история названия населенного пункта, известные односельчане (горожане), история промышленных предприятий и культурно-просветительных центров.

4. История района (микрорайона). Историческое прошлое, история возникновения, особенности становления и развития промышленности (сельского хозяйства, животноводства и т. д.), народного творчества и прикладного искусства, образования и культуры.

5. История автономного округа (области, края) . Историческое прошлое и настоящее, место региона в историческом развитии России, народные традиции и обычаи, национальная и духовная (религиозная) культура; становление и развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства, общественно-политических взглядов и течений (политических партий), органов власти; состояние экологии региона и т. д.

При этом важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, но и понимали необходимость их единства, интеграции, возможность и необходимость постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи исторического прошлого с реалиями сегодняшнего дня. Но история любого региона, народа всегда противоречива. На различных исторических этапах многие понятия, терминология и трактовки реформируются, порой искажаются. Наличие различных точек зрения, противоречивость фактов подталкивают краеведов к поиску исторической справедливости.

Одна из составляющих системы школьного краеведения — организационные формы историко-краеведческой работы в школе. К ним можно отнести:

1. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Речь идет об уроках истории России с включением элементов краеведения и специальных уроках по истории края (или их циклах) в рамках учебных часов по курсу отечественной истории, об интегративных учебных курсах с включением регионального компонента.

2. Специальные учебные курсы регионального компонента в обычных классах и школах (лицеях, гимназиях) с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла.

3. Факультативные, предпрофильные и профильные (элективные) курсы в 8—11-х классах. При этом тематика и учебные цели могут быть самые разнообразные: «Родной край: страницы истории», «Наш край в XX — начале XXI в.», «Народы края: история, культура, традиции», «Наше село (город): прошлое, настоящее, будущее» и т. д.

4. Специализированные внеклассные занятия: работа краеведческих кружков, научных ученических обществ, клубов, лекториев и т. д.

5. Туристско-краеведческая (пешеходный, водный, горный, комбинированный туризм, вело- и мототуризм), поисковая, экскурсионная, исследовательская (археологическая) деятельность; работа совета школьного музея, летних профильных лагерей и поисковых отрядов.

3. Литературное краеведение

Одними из разновидностей краеведения в современной школе, лицее или гимназии являются лингвистическое и литературное (в целом филологическое) краеведение.

Литературно-краеведческие знания углубляют у школьников представления об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны. Вековые традиции народной (региональной) культуры осмысливаются глубже

именно на занятиях краеведческого типа, этому способствует усиленное чтение той литературы, которая некогда была незаметной. Процесс усвоения новых знаний благотворно сказывается на увеличении словарного запаса, обогащении языка и, в конечном счете, на повышении качества обучения и воспитания школьников.

Литературное краеведение условно можно разделить на три ветви:

— изучение народных обычаев и традиций, фольклора, устного и письменного народного творчества данного региона (края, области, республики), их влияния на становление современной публицистики и литературного творчества;

— исследование литературного прошлого своего региона (области, района, города или села): первых печатных СМИ, художественных, публицистических и драматических произведений, поэзии, их особенностей, своеобразия литературных жанров, языка и т. д.;

— изучение биографий и малоизвестных, и популярных авторов литературных произведений региона, известных литераторов, поэтов, журналистов и публицистов родного края.

Литературное краеведение учит обобщению и систематизации литературных фактов, помогает приобретать навыки публичных выступлений. В исключительных случаях определенную роль краеведческие уроки играют и в обогащении национального достояния страны: нередко собранный учениками библиографический и литературно- краеведческий материал помогает специалистам и ученым уточнить известные факты или события.

Следует отметить и еще одну особенность занятий литературным краеведением: они учат не только наблюдать, но и активно участвовать в социально-политической жизни общества, формируют у старшеклассников активную жизненную позицию. Профессиональная компетентность, опыт, эстетический вкус преподавателя словесности и глубокая его заинтересованность в деле образования молодежи и будут диктовать особые, неповторимые формы преподавания этой дисциплины в учебном заведении.

Для сохранения преемственности в народной культуре из поколения в поколение передаются на определённой территории экологические, социокультурные, социоэкономические знания, то есть всё то, что изучает историческое краеведение. С его помощью выявляются и раскрываются особые черты места, объектов, персоналий, входят в практическое русло тенденции и традиции развития региона.

Функции

Историческое краеведение - часть науки, которой доверены важнейшие функции. Наряду с общими закономерностями развития общества, ею изучаются и учитываются все моменты многообразия локальных условий истории, малейшие особенности, которые вносит конкретное творчество народа. Это может быть освоением исторического опыта в данной местности, выявлением, сохранением и изучением природного наследия, а также важнейшей деятельностью, которая нацелена на культуры региона.

Историческое краеведение всесторонне участвует как в разработке, так и в воплощении в жизнь программ государства, направленных на восстановление исторической среды проживания народов. Таким образом обеспечивается актуальность и значимость этой комплексной дисциплины. Историческое краеведение основывается на принципах междисциплинарности, косплексности и регионализма как преподаваемая в общеобразовательной школе дисциплина. Феномен духовно-личностного существования заложен в смысловых границах понятий "место", "край", местная история. Курс этот базовый также и в подготовке бакалавров и является вариативной частью профессионального образования по направлению "История" и профилю "Историческое краеведение".

В школе

Объект курса - местная история, то есть всё то, что происходило в данном регионе от времён, которые оставили памятники и материалы для исследования. Являясь предметом курса, рабочая программа по историческому краеведению помогает изучить историко-культурное наследие данной местности. Социокультурным аспектом разнообразных проблем местности насыщена практически каждая изучаемая тема.

Философская основа, которую предлагают учебники, в том числе книга "Историческое методология от целого к части, то есть от культуры России в целом через регионы к локусам. Естественно, каждая часть содержит собственные закономерности развития и специфические характеристики, однако это не переходит в оппозицию к "от целого к части" и не становится "от общего к особенному". Каждая часть имеет собственное влияние на общую историю, несмотря на то что и целое обладает своими параметрами эволюции.

Программа по историческому краеведению в вузе

Регионалистика, состоящая в основе краеведения, обусловлена определённой проблематикой, ориентированной на изучение локальных исторических процессов, которые выступают самостоятельными проблемами науки. Это история селений и городов, храмов, монастырей, усадеб, центров народного промысла, производственных структур, историко-культурных объектов и этнических образований и так далее.

В эту программу теперь включаются темы, ранее не удостоенные заслуженным вниманием. Например, церковные институты, история дворянской усадьбы, некрополи городские и сельские, культура тех или иных сословных групп - купечества, дворянства, крестьянства. Приоритеты обусловлены велением времени: грядёт реализация парадигмы возрождения России, и нужно, чтобы её проведение свершилось профессионально и грамотно, с использованием обоснованных методик и привлечением самой широкой исследовательской базы.

Цели и задачи

Целью выработанного курса является формирование целостного представления об истории краеведения как инструменте для пробуждения исторического сознания. Потенциал возможностей к выявлению, сохранению и широчайшему использованию исторического, культурного и природного наследия чрезвычайно велик, поскольку востребован временем.

Задачами данного курса являются следующие:

  • овладеть знаниями истоков, условий формирования и актуальных направлений в исследовании истории края;
  • освоить общенаучные методики и принципы, которые необходимы для исследования локальной (местной) истории, а особенно социокультурную её сферу, для поисковой, собирательской, исследовательской и атрибутивной практики в школах, музеях, экскурсионных и туристических учреждениях, краеведческих научных центрах;
  • приобщить студентов к краеведческим исследованиям, которые напрямую связаны с государственными программами, относящимися к выявлению и сохранению природного и культурного наследия.

После окончания курса студенты могут ориентироваться в самых актуальных направлениях исторической краеведческой проблематики и использовать профессионально методику исследований и понятийный аппарат, работать с источниками в смежных отраслях знаний - антропологии, топонимики, этнографии, археологии и так далее, а также с любой научной литературой в области истории.

Структура и компетенции

Курс структурно делится на две основные части: первая касается исторического краеведения в системе наук, исторических и современных тенденций развития и методов, а вторая часть очерчивает основные направления проблематики краеведения. В каждой части есть разделы и темы, содержание которых может зависеть от перспектив самой проблематики и личного выбора, который делают авторы программы.

У студентов после окончания курса формируются следующие компетенции: культура мышления, способность к обобщению и анализу, восприятие информации, постановка целей и выбор путей к их достижению. Прежде всего понадобится способность логично, аргументированно и понятно выстраивать письменную и устную речь. Обязательна готовность работать в коллективе в кооперации с коллегами. Нужна способность мыслить и оценивать собственные недостатки и достоинства критически, уметь намечать пути и выбирать средства для устранения недостатков и развития достоинств.

Качества преподавателя

Преподавательно должен понимать, что изучает историческое краеведение, осознавать социальную значимость собственной профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению работы. Хороший преподаватель будет исспользовать методы и основные положения экономических, гуманитарных и социальных наук длЯ решения профессиональных задач, где непременно понадобится анализ социально-значимых проблем и процессов.

К культурному и историческому наследию преподаватель и сам относится с бережным уважением, и учеников приучает к тому, чтобы чтить традиции и толерантно воспринимать культурные различия, а также религиозные, национальные и социальные. Преподаваетль должен быть широко образован и уметь пользоваться в профессиональной и познавательной деятельности базовыми знаниями в смежных науках - информатике, естественно-научных дисциплинах, знать математический анализ и моделирование, иметь навыки в работе с компьютером: получать, хранить, перерабатывать информацию, управлять ею.

Навыки, умения, знания

Преподаватель исторического краеведения должен использовать базовые знания в своих исторических исследованиях, изучив всеобщую и отечественную историю, этнологию и археологию, источниковедение, историографию, методы исторического исследования, теорию и методологию исторической науки и многое, многое ещё. Всё это для того, чтобы понимать исторический процесс, видеть его движущие силы и закономерности, оценивать роль насилия и ненасилия, место человека в этом процессе, чтобы уметь обрисовать политическую организацию общества.

Точному способствуют только знания базовой исторической информации, отсюда появляется критическое восприятие различных концепций историографических школ, способность использования специальных знаний, полученных в вузе, при работе с архивами и в музеях, библиотеках. Хороший преподаватель исторического краеведения без труда состивит любой обзор, напишет аннотацию, реферат по любой тематике проводимых исследований.

В авангарде

Поскольку сейчас одна из важнейших тенденций в образовании - регионализация, органически сочетающаяся с федерализацией, эти два направления, характерные для современной образовательной системы России, помогают комплексно решать проблемы закрепления целостности образовательного пространства и формирования в этой области. Всё это способствует адаптации конкретного человека к жизни в данных конкретных условиях. В этом и состоит авангардная роль дисциплины исторического краеведения в современном образовательном процессе: максимальная реализация ведущих тенденций развития образования в стране.

Этот предмет воспитывает гражданина России и патриота своей малой родины, который знает и любит родной край, город или селение с его традициями, памятниками природы, историей и культурой и который принимает активнейшее участие в развитии региона. Таким образом, расширяются и углубляются общеисторические знания школьников - только через изучение краеведческих материалов, вырабатывается стремление к работе в художественной, исторической, научно-популярной литературой, воспитывается любовь к малой родине, интерес к истории в целом. Примеров прекрасного преподавания краеведения в школах можно приводить множество: это и Екатеринбург, и Новосибирск, и Алтай.

Воронеж

Историческое краеведение даёт возможность учащимся прикоснуться к подлинным памятникам истории, поработать с краеведческими объектами прямо в естественных условиях. Школьники ездят на обязательные экскурсии, где объектами, воспитывающими тягу к познаниям, бывают всегда интереснейшие средства наглядности. Эти формы работы помогают не только изучить родную область, но и воспитать стремление к познавательной деятельности, поскольку на таких уроках применяется комплекс информационного и эстетического материала.

Для обучения в Воронежской области подготовлено учебное пособие, над которым работали лучшие историки-учёные, используя новейшие исследования Воронежского края от древнейших времён до наших дней. Этот учебник предназначен для восьмых и девятых классов общеобразовательных школ. Над отдельными разделами работали доктора исторических наук М. Д. Карпачёв, А. З. Винников, М. В. Цыбин и многие другие. Авторский коллектив может быть удовлетворён: учащиеся школ это пособие полюбили, практически все его страницы читаются с интересом, как художественная литература.

Донецк

В новых украинских республиках тоже заботятся о подрастающем поколении, несмотря на весьма неспокойную обстановку. Например, подготовлен ряд пособий для учеников пятого, шестого и седьмого классов, это историческое краеведение - "Введение в края". Это исключительно качественный учебно-методический комплекс, формирующий у детей потриотичекое самосознание, воспитывающий чувство гордости за родной край и многонациональный народ, живущий здесь. Так развивается гражданственность, уважение к культурным ценностям и историческому прошлому.

Учебными пособиями занимались специальные творческие группы под руководством Донецкого ИППО. В учебниках шесть направлений краеведения: экономическое, биологическое, историческое, географическое, литературное и искусствоведческое. Содержание этого учебно-методического комплекса включает в себя насколько возможно полную информацию о родном крае, что помогает сформировать у школьников целостное представление о богатстве культуры родной земли, о перспективах развития, появляется понимание всех особенностей исторического, экономического и социального состояния Донецкого региона.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.