Мвд планируют объединить с фмс и фскн. Новые заботы полиции: к чему приведет переход фмс и фскн под начало мвд

Слухи про объединение ФМС и МВД возникли уже давно, однако теперь они стали реальностью. В соответствии с указом №156 от пятого апреля 2016 года (указ президента о присоединении ФМС к МВД) данная служба прекратила свое существование в качестве отдельного ведомства, а миграционные вопросы были делегированы МВД.

Передача ФСКН и ФМС в МВД

Взглянем подробнее на ситуацию, чтобы предположить, что будет с ФМС после переподчинения МВД.

Из текста указа сложно понять, какова будет дальнейшая судьба этой службы. Рассмотрим часть указа, затрагивающего ФМС:

1. Ликвидировать Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотической продукции и ФМС.

2. Делегировать МВД РФ:

3. Определить, что МВД РФ представляет собой:

  • а) федеральный орган исполнительной власти, который специализируется на выработке и исполнении политики государства и нормативно-правовом регулировании в области внутренних дел, контроля за оборотом психотропных средств, наркотиков, в миграционной сфере, а также правоприменительные функции в области федерального надзора в упомянутых сферах;
  • б) правопреемника ликвидируемых ФМС и Федеральной службы РФ в области контроля за оборотом наркотических средств, включая обязанности, появившиеся как результат исполнения решений суда. …..

5. Закончить осуществление мероприятий организационно-штатного характера, которые касаются реализации данного указа, до первого июня 2016 года.

Таким образом, ликвидируемая ФСКН попросту сменила вывеску, чего нельзя сказать о ФМС.

Сотрудники ФМС после присоединения к МВД

Выходит, что сокращение штата данной службы коснется тридцати процентов ее сотрудников (неплохо, если не сократят рядовых работников, которые напрямую работают с гражданами), а работники ФМС будут продолжать исполнение возложенных на них обязанностей до окончания мероприятий, которые предусматривает данный указ о передаче ФМС в МВД.

С какими же «новостями» и «неожиданностями» придется столкнуться иностранцам в нашей стране?

Функции ФМС в МВД: что ожидает уже бывшую ФМС в 2016 году?

Здесь возможны два ключевых варианта:

1. Немногие вспомнят, что ранее ФМС была частью МВД, и лишь в 2004 году ее выделили в самостоятельную структуру, которая объединила отделения паспортно-визовой службы и отделения, занимающиеся вопросами миграции МВД РФ.

Поэтому не исключено, что данная служба сохранит свой прежний вид, однако теперь она будет находиться в составе управления при МВД России, занимающегося миграционными вопросами.

Если говорить о нормативной базе, то ранее, когда вопросами миграции занималось МВД, применялись инструкции данного министерства, включая вопросы ВНЖ, гражданства и РВП.

Вероятно, что запланирован полный пересмотр нормативных документов ФМС, после чего ее акты будут заменены на новые, утвержденные МВД.

Кроме того, есть вероятность, что после слияния ФМС и МВД, МВД ужесточит требования, приведенные в своих инструкциях и приказах в сфере миграционной политики, что потребует еще большего количества документов, кроме тех, что предусматривает законодательство.

Несмотря на это, хочется быть оптимистом и верить, что меры будут более человечными, а не наоборот.

2. МВД сохранит за собой «разрешительные» функции, т.е. будет заниматься вопросами регистрации, миграционного учета, соблюдения визового и паспортного режима.

Кроме того, сотрудники министерства будут контролировать режим пребывания иностранных граждан. МВД опять станет оформлять ВНЖ, гражданство и РВП, а вопросы разрешений на работу и патентов перейдут к местным властям.

Какова будет судьба Константина Ромодановского? Займет ли он место заместителя министра МВД, станет ли главой основного управления, занимающегося вопросами миграции МВД РФ после перехода ФМС в МВД?

На данный вопрос ответа нет, и решение нужно будет принять российскому президенту, о чем сообщил его пресс-секретарь Дмитрий Песков.

Причины ликвидации ФМС в 2016 году

Актуальным остается другой вопрос: какова причина упразднения ФМС?

На него смог ответить Дмитрий Песков. Смысл ответа пресс-секретаря – формирование отдельной структуры, которая занимается миграционными вопросами, вначале было поддержано российскими властями.

Однако все оказалось совершенно не так, как прогнозировало российское правительство – ФМС не удалось справиться с потоками мигрантов, частично потому, что она не имела полномочий для розыска и задержания нелегальных мигрантов.

В итоге служба была вынуждена обращаться за помощью к коллегам из МВД, а полицейские были не заинтересованы в помощи ФМС, поскольку полиция и так занята своими делами.

В связи с этим чиновники из ФМС регулярно говорили, что ФМС должно быть позволено вести оперативно-розыскную деятельность. Также речь шла о том, чтобы позволить инспекторам ношение оружия. Впоследствии правительство приняло решение, что создание специальной «миграционной полиции» является чересчур «дорогим удовольствием», и решило попросту сделать так, как было ранее. Фактически власти признали свою неудачу с созданием отдельной миграционной структуры.

Принципы работы ФМС в переходный период

На вопросы о работе с гражданами после того, как ФМС передали МВД ответила пресс-служба упраздняемой организации. В письме сообщалось, что на сегодняшний день каждое отделение ФМС РФ функционирует в обычном режиме, продолжая предоставлять государственные услуги жителям согласно графику приема, не смотря на то, что сейчас ФМС в структуре МВД.

04.05.2016

С Министерством внутренних дел, как ожидается, расширит полномочия антинаркотического ведомства. Именно этого руководство ФСКН в лице добивалось долгие годы. Иванов, однако, был против передачи ФСКН в МВД, но упорно добивался, чтобы его ведомству разрешили заниматься реабилитацией наркозависимых в одностороннем порядке, т.е. объединить под своим началом реабилитационные центры страны. Реализовать программу так и не получилось, Министерство финансов отказалось спонсировать программу.

Помимо этого ФСКН добивалась принятия закона о службе, который бы разрешил ведомству выдавать бизнесу предписания о проведении мер по «недопущению незаконного оборота наркотиков». Законопроект так и остался только проектом.

Что же ожидает ведомство после присоединения к МВД? Во первых, как передает РБК , уже объявлено, что сотрудники ФСКН получат полномочия, которых не имели ранее. Однако, что это за полномочия, пока не сообщается.

Неизвестно также, ожидает ли ФСКН волна сокращений, и в какое подразделение МВД перейдут наркополицейские. По данным «КоммерсантЪ», скорее всего они будут числиться в подразделении угрозыска.

ФМС и ФСКН передадут в МВД: новые новости

ФМС, вышедшая из состава МВД в 2004 году, также долго боролась за свои права. Так, ведомство добивалось возможности проводить проверки среди юридических лиц, изымать разрешения на работу у руководителей компаний, нарушающих законодательство и даже применять оружие. Эти полномочия ведомству предоставлены не были.

Сейчас ведомство – на пороге очередной волны сокращений. Ожидается, что штат сократится примерно на 30%. При этом судьба руководителя ведомства пока не решена.

Между тем, то, что ФСКН и ФМС ликвидировали – это логично, считает Вячеслав Поставнин, президент фонда «Миграция XXI век». Что касается ФМС. То у него два пути развития: либо он превратится в своеобразный визовый центр при МВД, либо останется отдельным подразделением, существующим в структуре Министерства внутренних дел.

Хорошая антикризисная мера

Слияние ФМС и ФСКН в состав МВД, считают эксперты – хорошая антикризисная мера. Главным последствием такого решения станет оптимизация бюджета. Сэкономить получится порядка 30 млрд рублей, пишет МК .

Кроме того, теперь у представителей МВД и сотрудников Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков больше не будет поводов перекладывать ответственность друг на друга

«Общаясь с сотрудниками территориальных подразделений полиции по борьбе с наркотиками, я вижу то, что они не заинтересованы в системной разработке наркоторговцев. Они говорят: на это есть ФСКН. При этом в ФСКН считают, что им не пристало заниматься «розницей». Однозначно, такая ситуация требует изменения и подразделения по борьбе с наркотиками нужно усиливать. В полиции для этого есть все необходимое - оперативные службы, спецназ, информационные базы. С ФМС - тоже самое. У нас и сейчас нелегальных мигрантов гоняет полиция, а в ФМС говорят, что нет на это сотрудников. В моем понимании слияние этих структур разумно», - отмечает Антон Цветков, председатель комиссии по безопасности Общественной палаты РФ.

Того же мнения придерживается Михаил Пашкин, председатель координационного совета профсоюза сотрудников полиции. По его мнению, МВД начнет работать более оперативно после присоединения к ведомству ФСКН и ФМС.

Эксперты оценили возможные последствия объединения силовых ведомств

Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральную миграционную службу (ФМС) могут лишить самостоятельности из-за финансового кризиса. С инициативой по возвращению этих служб в МВД выступил, по некоторым данным, Минфин. Окончательное же решение может быть принято президентом РФ уже в ближайшее время.

По мнению экспертов «МК», эта реформа может решить не только финансовые проблемы, но и улучшить оперативную работу.

Инициатива по расформированию служб стала актуальной в условиях кризиса. Таким образом планируется оптимизировать расходы бюджета на 30 млрд. рублей. При этом, предлагается уволить 27 тысяч аттестованных наркополицейских, а оставшихся 7 тысяч оперативников перевести в подразделения МВД. В случае же расформирования ФМС на работу в МВД могут перейти от 20 до 40 тысяч работников службы. Сотрудников ФСКН планируется перевести в уголовный розыск, а сотрудников ФМС - в состав нового паспортно-визового управления МВД.

При этом проблемами трудовой миграции будет заниматься Минтруда, а контролем за легальным оборотом наркотиков займется Минздрав.

Эксперты «МК» в целом восприняли эту новость положительно. По их мнению, у при существующей критике, у этой инициативы больше плюсов.

Антон Цветков, председатель комиссии по безопасности Общественной палаты РФ:

Я поддерживаю эту инициативу, потому что считаю это решение абсолютно правильным. На сегодняшний день к чему привело разделение этих структур?Общаясь с сотрудниками территориальных подразделений полиции по борьбе с наркотиками, я вижу то, что они не заинтересованы в системной разработке наркоторговцев. Они говорят: на это есть ФСКН. При этом в ФСКН считают, что им не пристало заниматься «розницей». Однозначно, такая ситуация требует изменения и подразделения по борьбе с наркотиками нужно усиливать. В полиции для этого есть все необходимое — оперативные службы, спецназ, информационные базы. С ФМС — тоже самое. У нас и сейчас нелегальных мигрантов гоняет полиция, а в ФМС говорят, что нет на это сотрудников. В моем понимании слияние этих структур разумно. К тому же тут есть дополнительные плюсы - у самих сотрудников ФСКН и ФМС при их переходе в МВД увеличится зарплата, а МВД преодолеет острую нехватку кадров — сегодня там не хватает участковых, сотрудников ППС, уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями. Но очень важно, чтобы при переходе не были прекращены те оперативные разработки, что уже ведутся и чтобы не потеряли работу профессиональные сотрудники. Чтобы не получилось так, что карьеристов и тех, кто заботится больше о себе, а не о работе — возьмут, а тех кому собой особо некогда заниматься — не возьмут. Это будет беда. Что касается возможного сокращения МВД, то этого, на мой взгляд, допускать нельзя ни в коем случае. Там и сегодня участковые «зашиваются», а ППС на улицах почти не видно.

Михаил Пашкин, председатель координационного совета профсоюза сотрудников полиции:

В этой затее есть как плюсы, так и минусы. Основной положительный момент заключается в том, что службы в составе МВД будут работать более оперативно. К примеру, у тех же участковых есть вся информация по нелегальным мигрантам. Тоже самое касается и наркотиков — у оперативников также немало информации по местным наркоманам.

Ведь почему в постсоветское время из состава МВД убрали ФСКН, ФМС, ФСИН, пожарных? Это было сделано для того, чтобы снизить уровень коррупции. В советское время МВД было неким монстром, который работал очень слаженно и результативно. КГБ в свою очередь отслеживал коррупционные связи в этом ведомстве. Стоит отметить, что КГБ отлично справлялся с поставленной задачей — брали всех нечистых на руку — и родственников высокопоставленных чиновников, и простых сотрудников.

Что сейчас? В МВД создали свою службу безопасности для борьбы с коррупцией. Но по моему мнению эта служба занимается не отловом нечестных полицейских, а избавлением от неугодных. Я боюсь, что при слиянии ФСКН и ФМС с МВД коррупция зацветет буйным цветом. Выход из этой ситуации — УСБ подчинить напрямую министру внутренних дел или переподчинить ФСБ. Тогда действительно начнут бороться с коррупцией и сажать.

Кстати, обратите внимание, наверняка эти разговоры о переходе ФМС и ФСКН в МВД обсуждались в верхах и раньше. Ведь неспроста эти ведомства последнее время стали так активно работать и проявлять себя. То ФМС с инициативой выйдет, то ФСКН со спайсами бороться начинает.

Первой о возможных реформах со ссылкой на высокопоставленный источник, близкий к Министерству внутренних дел, сообщила газета «Ведомости». Официальные представители ведомств, участвующих в обсуждении этой инициативы, комментировать ее отказываются или ссылаются на то, что не осведомлены о происходящем. Однако источник в МВД, знакомый с ситуацией, подтвердил «Газете.Ru», что такие планы действительно обсуждаются — как минимум, по части слияния ФСКН и полиции.

«Понимаете, по факту МВД и так делит полномочия с Госнаркоконтролем, — указывает собеседник «Газеты.Ru». — Свыше 60% уголовных дел, связанных с наркотиками, оказываются у полицейских. Какой вывод из этого можно сделать?»

Другой источник уточнил, что подобная инициатива уже рассматривалась на обсуждениях в силовом аппарате.

«Тема поднималась еще до того, как начался кризис. Просто теперь вопрос встал ребром, и бенефициары подобного слияния активизировались», — говорит собеседник «Газеты.Ru».

Член думского комитета по безопасности Александр Хинштейн подтвердил факт обсуждения и отметил, что в числе его инициаторов — Минфин, желающий оптимизировать расходы.

«Такие предложения действительно звучат сегодня. Есть ряд аргументов, с которыми выходят представители Минфина, — рассказал «Газете.Ru» Александр Хинштейн. — Они говорят о необходимости оптимизации расходов в условиях непростой экономической ситуации. В данный момент ведется обсуждение на уровне руководителей ведомств. Прогнозировать, будут ли они (предложения. — «Газета.Ru») приняты, я не могу, поскольку решение за президентом, правоохранительные органы находятся в непосредственном его подчинении».

Из слов Хинштейна также следует, что Госнаркоконтроль не в восторге от идеи слияния и напоминает о своих заслугах.

«Есть позиция ФСКН, и она понятна. Они говорят, что результаты работы ведомства за десять лет показывают, что служба себя оправдала, — пояснил депутат. — Согласно статистике, большинство дел по составу, предусмотренному статьей 210 УК РФ (организация преступного сообщества), возбуждается именно по материалам УФСКН. Это не значит, что больше половины группировок в стране — наркомафия. Это говорит об эффективности работы ФСКН».

В целом опрошенные «Газетой.Ru» эксперты склонны положительно оценивать перспективы ликвидации ФСКН и передачи ее полномочий (и, вероятно, части личного состава) МВД. Так, председатель комиссии по общественной безопасности Общественной палаты РФ Антон Цветков указывает на то, что нынешние действия двух правоохранительных ведомств зачастую несогласованны.

«Решение о слиянии должно принимать руководство страны, но я бы такое решение поддержал, — пояснил «Газете.Ru» Цветков. — Сейчас разрозненность деятельности ФСКН и МВД имеет печальный характер. Сотрудники территориальных подразделений МВД не воспринимают борьбу с наркотиками как свою обязанностью, так как для этого есть наркоконтроль. А в ФСКН, в свою очередь, говорят, что борются только с крупными партиями».

Цветков также указал, что

МВД вполне справится с оперативной работой нынешнего Госнаркоконтроля.

«Всю оперативную деятельность, возложенную сегодня на ФСКН, целесообразно влить в подразделения органов внутренних дел. Так мы бы сняли вопрос дублирования. А профилактическую деятельность передал бы профильным некоммерческим организациям», — говорит чиновник.

Не так очевидна ситуация с потенциальным объединением Министерства внутренних дел и Федеральной миграционной службы. В отличие от полиции и Госнаркоконтроля, в своем нынешнем виде миграционная служба не занимается оперативно-разыскной деятельностью. С одной стороны, это может быть аргументом в пользу слияния: к примеру, если ФМС выявляет факты организации незаконной миграции, то обращается именно в МВД, где уже решают, возбуждать или нет уголовное дело. Из-за некоторой несогласованности уголовные дела по соответствующей статье (ст. 322 УК «Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации») возбуждают лишь в трети случаев. Об этом сообщал в 2013 году единоросс Михаил Старшинов, предлагая приравнять сотрудников ФМС к оперативникам.

С другой стороны, поскольку работа ФМС носит характер гражданской службы, с объединением могут возникнуть проблемы. На это указывает и Александр Хинштейн.

«ФМС на сегодняшний день последовательно проходит путь к превращению в гражданскую структуру. Более чем из 40 тысяч сотрудников всего 7 тысяч имеют специальные звания. И все они находятся в кадрах МВД, — говорит депутат. — Функционал ФМС не ограничивается правоохранительной составляющей. Гражданским людям переходить в военизированную структуру, которой является МВД, и выполнять функции, не свойственные правоохранительным органам, будет сложно».

Наконец, еще одна проблема возможного слияния заключается в том, что само МВД сейчас переживает оптимизацию и сокращение.

По словам Хинштейна, на нынешней неделе стало известно, что под сокращение попадет свыше 100 тысяч полицейских. То есть ведомство, насчитывающее немногим более 1 млн человек, лишится каждого десятого сотрудника. В настоящий момент, по сведениям «Газеты.Ru», депутаты Госдумы готовят обращение к министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву с просьбой пояснить, как именно будет организована оптимизация. Впрочем, в любом случае слияние будет означать расширение штатов, и пока непонятно, как это будет состыковано с массовыми увольнениями личного состава.

Ясно, что окончательное решение о слиянии трех ведомств будет принимать президент, подчеркнул Хинштейн. По его мнению, вопрос требует тщательного исследования всех «за» и «против».

Во всей этой истории стоит указать и на возможного бенефециара — самого министра внутренних дел. Помимо существенного расширения полномочий ведомства, которое в настоящий момент лишается некоторых фронтов работы — подследственность по ряду уголовных статей переходит в Следственный комитет, — МВД таким образом как раз и может компенсировать сокращения, сохранив и даже нарастив свою численность.

Ранее, на заседании Совбеза в ноябре 2014 года, Владимир Колокольцев уже отстоял свои аппаратные позиции, получив «генподряд» на реализацию масштабной программы по противодействию экстремизму до 2025 года. Таким образом, были несколько развеяны слухи о грядущей отставке министра, циркулировавшие с начала минувшей осени. Нынешние новости о возможном объединении можно также рассматривать как признак укрепления позиций Колокольцева и его ведомства.

В другом углу аппаратного ринга от Колокольцева оказался нынешний глава ФСКН Виктор Иванов.

Иванов, который занимает эту должность вот уже свыше шести лет, старательно доказывает полезность своего ведомства и теперь должен приложить все усилия, чтобы сохранить ФСКН хотя бы в нынешнем виде. Речь, вероятно, уже не идет о расширении деятельности ведомства — даже в более благополучные времена Минфин, с подачи которого сейчас обсуждается слияние, неоднократно отказывал Иванову в десятках миллиардов рублей, которые тот просил на реабилитацию наркоманов.

Независимо от того, чем закончится обсуждение слияния, ФСКН, вероятно, предстоит оптимизировать штаты и сократить расходы на свои многочисленные проекты. Не исключено, что это только пойдет на пользу — в нынешнем виде ведомство регулярно подвергалось критике, в том числе за провокационные контрольные закупки, возбуждение уголовных дел на ветеринаров и торговцев пищевым маком, в то время как реальный наркотрафик в страну из соседних государств победить так и не удалось.

КТО СТОИТ ЗА ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ЛИКВИДАЦИИ ФМС И ФСКН

Разговоры о скорой ликвидации самостоятельных силовых структур Федеральной миграционной службы (ФМС) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) ходят в высших политических кругах уже несколько месяцев, но так близко к реальной реорганизации они не были еще никогда. В орбиту вынужденных реформ попадает и Министерство внутренних дел. На фоне повсеместного урезания бюджетов, повального сокращения сотрудников, в рядах спецслужб на первое место вышли обсуждения предполагаемой отставки главы МВД и последующее за этим слияние трех и более силовых структур в единую.

Такой массовой зачистки действительно не было давно. И по одним данным - это действительно связано со сложной экономической ситуацией в стране. Иначе власть не стала бы покушаться на силовиков, считая их своей верной опорой. По другим данным - финансовые проблемы в стране стали хорошим поводом для перемен в самом могущественном клане силовиков, сопровождаемых очередной «войной компроматов». В любом случае, массовые сокращения приведут к тому, что на улице могут оказаться около 100 тыс. человек, обученных обращаться с оружием. Корреспонденты «Совершенно секретно» решили разобраться в истинной подоплеке грядущих перемен.

Высокопоставленный источник в ФСКН на условиях анонимности рассказал «Совершенно секретно», что еще в конце декабря 2014 года на стол президента Владимира Путина легли два письма с предложением ликвидации ФСКН и ФМС и передачи их полномочий структурам МВД.

«Автором первого письма стал глава Министерства финансов РФ Антон Силуанов, второе подписал Владимир Колокольцев, министр внутренних дел, рассказывает наш собеседник. - Обоснованием таких предложений стало сокращение, так называемая оптимизация бюджетных средств. В промежутке между 20 и 25 января этого года прошло оперативное часовое совещание с президентом, но решения принято не было. На мой взгляд, эти оба письма могли быть и кем-то инициированы, оба персонажа - «люди подневольные», Колокольцеву могли что-то пообещать, какую-то новую должность, может быть, даже место в Совете безопасности РФ.

С другой стороны, Минфин мог руководствоваться указом самого президента от 10 июля 2014 года по «оптимизации финансового обеспечения, повышения эффективности расходования бюджетных средств», но ведь бюджет на этот год уже утвержден. Экономические выгоды могут наступить только в 2017 году. А МВД могло руководствоваться тем, что если сократят наркоконтроль и ФМС, то их министерство не тронут, сэкономленные деньги помогут им избежать сокращения. Вообще в этой истории много неясного.

Взять, хотя бы, недавние публикации в СМИ о том, что в свободной продаже появились базы данных наркоманов от ФСКН - оперативники потом прошли по точкам продаж и ничего не нашли, да и если такие базы собираются, то только МВД, ФСКН занято сбором данных по обороту наркотиков, крупными наркокартелями, ОПГ и наркопритонами, единичными уличными наркоманами и торговцами занимается МВД. Потом пошли публикации о самоубийствах онкобольных и тоже с отсылкой к ФСКН, хотя наркосодержащие препараты не их дело - стало понятно, что публикации тоже кем-то инициированы… Все было подстроено так, чтобы негативные отзывы на ФСКН прошли до совещания».

Утверждение нашего источника о «подневольности» министра МВД подтверждается и другими фактами. По некоторым данным, рапорт Колокольцева с прошением об отставке написан вскоре после ареста его подчиненного, руководителя Управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции генерала Дениса Сугробова и лежит в недрах Администрации президента, ожидая своего часа.

По информации наших источников, не дождавшись реальной помощи от своего руководителя, Сугробов раскрыл представителям ФСБ весь механизм теневой деятельности своего подразделения и отношение к этому министра. Речь идет о масштабных банковских оферах, связанных с легализацией и отмыванием крупных денежных средств. Ответ на вопрос, почему глава МВД выступил за ликвидацию именно ФМС, может лежать в давней и широко известной нелюбви Управления собственной безопасности МВД к своим бывшим коллегам, перешедшим на работу в Миграционную службу. Впрочем, обо всем по порядку.

ФСКН VS ФСБ

Деятельность ФСКН, надо заметить, для многих - «тайна за семью печатями». Образованная в 2003 году на базе расформированной Налоговой полиции, официально служба должна была дать бой наркопреступности. Основной задачей Госнаркоконтроля, как еще называют ФСКН, было перекрытие крупных каналов поставки наркотиков в Россию и борьба с легализацией преступных доходов.

По негласному же распоряжению, предназначение ФСКН - дублировать некоторые функции ФСБ, а в определенных случаях - являться сдерживающим фактором для получивших широкие полномочия «чекистов».

Идеологом создания службы стал ближайший в то время соратник Владимира Путина, кадровый чекист, заместитель директора ФСБ и доверенное лицо на президентских выборах 2000 года, Виктор Черкесов. Знающий Владимира Путина еще по Ленинградскому управлению КГБ, Черкесов пользовался его серьезным доверием. Однако спустя четыре года с момента создания ФСКН, как говорят близкие к спецслужбам наблюдатели, руководитель Госнарконтроля не заметил, как его профессиональные задачи сместились исключительно в сторону борьбы со своими бывшими коллегами, высокопоставленными сотрудниками с Лубянки.

Роковую роль в судьбе Черкесова сыграло не столько оперативное сопровождение громкого уголовного дела по фактам контрабанды в Россию мебели из Европы, больше известного под названием «Три кита». И даже не тот факт, что в деле были замешаны генералы ФСБ, а то, что Виктор Черкесов нарушил главную заповедь «конторы» - ни при каких условиях «не выносить сор из избы».

После ареста своего подчиненного генерала Александра Бульбова, руководившего оперативным сопровождением дела «Трех китов», Виктор Черкесов выступил на страницах федеральных СМИ с критикой ФСБ и впервые во всеуслышание заявил о войне кланов российских силовиков. В этом водовороте событий пострадали обе конфликтующие стороны. Вместе с Черкесовым своих постов лишились тогдашний директор ФСБ Николай Патрушев и генеральный прокурор России Владимир Устинов.

Пришедшие им на замену Александр Бортников в ФСБ, Виктор Иванов в ФСКН и Юрий Чайка в Генеральную прокуратуру должны были смягчить межклановые разногласия. Новому директору Госнаркоконтроля это почти удалось сделать.

ХУ ИЗ МИСТЕР ИВАНОВ?

Выходец из КГБ СССР, прошедший войну в Афганистане и дослужившийся до заместителя руководителя ФСБ России по экономической безопасности, Виктор Иванов долгое время оставался главным кадровиком Кремля (занимал должность помощника президента по кадровой политике).

На фото: ВИКТОР ИВАНОВ, ДИРЕКТОР ФСКН


В начале «нулевых» все были твердо уверены, что Иванов - человек Путина, он часто выступал от его имени на разных публичных мероприятиях. Ходила неподтвержденная, но и неопровегнутая легенда, что именно Виктор Петрович завербовал юного Владимира Владимировича в КГБ. Человек аналитического склада ума, цепкий, умеющий собирать информацию, причем зачастую даже слишком дотошно, и подбирать нужные кадры.

После назначения Путина главой ФСБ возглавил там сперва Управление собственной безопасности в должности заместителя директора. С 2000 года замглавы президентской администрации, ответственный за кадры. В 2002 году возглавил совет директоров только что созданного «Концерна ПВО «Алмаз-Антей», выпускающего зенитные ракетные комплексы С-300, а также курирует Главное управление по делам СНГ президентской администрации.

Именно по инициативе Иванова ликвидирована активно действующая Комиссия по помилованию при Президенте РФ, после чего количество помилованных президентом осужденных значительно сократилось. Некоторые политологи считают, что «по взглядам Виктор Иванов - государственник латиноамериканского типа». Виктор Иванов считается фактическим автором закона «О гражданстве РФ».

По мнению директора Института политических исследований Сергея Маркова, закон недостаточно либерален и содержит многочисленные возможности для злоупотреблений чиновниками и силовыми структурами. Говорят, что противостоял в бизнесе группе Суркова - Волошина и победителем не вышел.

Его появление в здании на Маросейке, 12 (центральное здание ФСКН России. - Прим. ред.) многие наблюдатели поначалу расценили как понижение статуса. Его возможности стали несопоставимы с теми, которыми он обладал, работая в Кремле. А зона ответственности куда более скромная и специализированная. Однако за прошедшие годы структура ФСКН при Иванове претерпела серьезные качественные и количественные изменения.

Сейчас уже не все вспомнят, как на заре своей деятельности ФСКН за короткий срок успела нажить достаточно врагов, причем не только в других «силовых» и гражданских госорганах, но и среди правозащитников. Уже в первый год своей работы наркоконтроль оказался в центре скандала из-за попыток уголовного преследования ветеринаров, которых обвиняли в торговле наркотиками (под этим наркополицейские понимали уколы анестетиков кошкам и собакам).

Потом ФСКН попала под огонь критики из-за попыток «разоблачения» врачей (хирургов, гинекологов), представителей химической промышленности. С приходом Виктора Иванова подобных историй стало значительно меньше. Численность сотрудников службы достигла 34,5 тысячи человек. Сюда вошли боевые антитеррористические подразделения и аналитическая служба, работающая в том числе и в сети Интернет, по поиску наркоторговцев, использующих электронное перечисление денежных средств. Так называемые электронные кошельки. А средний срок разработки преступных групп для возбуждения уголовного дела составил три-пять месяцев.

Да, на местах, то в Москве, то в регионах, сотрудники Госнаркоконтроля с подозрительным постоянством продолжают попадать в скандальные ситуации. Чего стоит хотя бы история, когда летом 2009 года в служебном кабинете в отделе ФСКН по Западному округу Москвы были обнаружены два тела сотрудников, скончавшихся, по некоторым данным, от передозировки наркотиками. А осенью 2013-го, снова в Москве, на севере столицы в машине обнаружили еще двух сотрудников Госнаркоконтроля в бессознательном состоянии со 100-килограммовым мешком гидропоники, таким же мешком афганского гашиша и мешком с амфетаминами.

Это серьезно ударило по репутации и имиджу всей службы, но сильная аппаратная позиция Иванова позволила на время сохранить равновесие.

Все изменилось с назначением в Министерство внутренних дел бывшего начальника Службы безопасности президента Виктора Золотова, ныне первого замминистра - командующего Внутренними войсками. Как отметил наш анонимный собеседник, подача в СМИ фактов, что к закрытию Госнаркоконтроля прикладывает руку Золотов - «активка» (на языке спецслужб - специальные мероприятия, имеющие своей целью оказание выгодного влияния на политику органов исполнительной и законодательной власти для решения стоящих перед хозяйствующим субъектом задач) и призвана сформировать общественное мнение.

Напомним, что эта версия была озвучена одним из ведущих российских информационных агентств - «передача МВД полномочий ФСКН и ФМС обсуждается в Кремле по инициативе Виктора Золотова». В 1990-х годах Виктор Золотов был телохранителем мэра Петербурга Анатолия Собчака. Владимир Путин в это время занимал должность заместителя мэра города. С 2000 по 2013 год он возглавлял Службу охраны президента, а также являлся заместителем начальника ФСО. В 2013 году Золотов был переведен в МВД.

Как считается, Золотов входит в узкий доверенный круг Владимира Путина и претендует на пост главы МВД. Он хочет возглавить усиленное министерство, которому бы перешли функции двух федеральных служб.

Главный врач одной из столичных антинаркотических клиник Дмитрий Вашкин считает, что за последние годы ФСКН подтвердила свое право на существование: «ФСКН - структура, которая работает уже 12 лет и выполняет очень важную функцию. Это 30 тыс. человек, которые каждый день борются с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Причем делает это как на местном, так и на международном уровнях. Именно для этого ФСКН и создавалась. Даже если будет сформировано новое под-разделение на базе любой другой силовой структуры, на это уйдет время. И пока будут решаться бюрократические проволочки, люди начнут вступать в должности, механизм заработает, на рынок попадет огромное число наркотиков, что приведет к росту заболеваемости. Зачем ломать то, что и так работает достаточно хорошо?

Не так давно ФСКН расширила свои полномочия и взяла под контроль вопросы реабилитации наркозависимых. Когда в ФСКН начали разрабатывать нормы и правила, они попросили помощи у практиков - наркологов и реабилитологов. Например, наша клиника была приглашена в экспертный совет при Управлении ФСКН по Московской области. Туда выходим не только мы, а ряд руководителей реабилитационных центров и врачи нескольких клиник. Это правильный подход - спрашивать мнение специалистов!»

Депутат Государственной думы, коммунист Валерий Рашкин в интервью «Совершенно секретно», наоборот, выступает за ликвидацию ФСКН: «Когда еще в 2003 году рассматривался вопрос о новой структуре, которая возьмется за действенные меры против наркомании и наркоторговли, я был только «за». Но с каждым годом статистика наркопреступлений не уменьшалась, а увеличивалась. За прошедшие годы примерно в 2,3 раза возрос оборот наркотиков, произошел рост наркопотребителей. При этом возникли параллельные обязанности МВД и ФСКН, Прокуратуры и ФСКН, СК и ФСКН - получается, ФСКН не справляется?

Пошли межструктурные разборки. И тогда я в сентябре написал письмо президенту с просьбой рассмотреть ситуацию, при которой ФСКН не оправдала свои обязанности, а чиновников в ней много, это те кадры, которые не смогли обеспечить должную работу структуры, а мы им регулярно выплачиваем зарплаты, выделяем бюджет. Сотрудники ФСКН дискредитируют государство и спецслужбы бесконечными скандалами, связанными с коррупцией, употреблением наркотиков и рэкетом».

НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ?

Виктор Иванов не согласен с такой постановкой вопроса но, сам того не замечая, может повторить судьбу своего предшественника Виктора Черкесова. Идею вероятного присоединения Госнаркоконтроля к МВД он открыто называет «неправильной», деятельность своей структуры - «недооцененной», методики работы - «эксклюзивными», дела - «сложными», фактами и цифрами подтверждая, что его ведомство с момента создания «добилось немалых успехов в борьбе с крупными наркогруппировками, в том числе транснациональными». Иванов считает, что его ведомство структурно изменяется, успешно апробируя новые методы работы вместе с нарастающим «синтетическим цунами», грозившим еще больше увеличить количество наркоманов, увеличить преступность и терроризм в стране.

Поставщики вышли в Интернет, и его сотрудники стали ловить их там. Возникают постоянно новые химические формулы наркотиков - его спецы отслеживают их, а 30 января 2015 года верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации приняла федеральный закон, который предоставляет ФСКН России право запрещать новые психоактивные вещества. Набралось уже 700 новых наименований синтетики. Закон вступил в силу 14 февраля.

А в феврале проведены три крупные совместные операции Госнаркоконтроля с зарубежными коллегами - «Шанхайская паутина», «Карпаты» и «Черный банкир». В ходе последней был уничтожен интернет-магазин и склад готовых к продаже спайсов, курируемый гражданами Украины, которые, по их собственным словам, были завербованы в ходе Майдана, а вырученные от преступной деятельности деньги они хранили в банке украинского бизнесмена и чиновника Игоря Коломойского. И это уже не просто наркотические, но и политические дела.

Помимо Приватбанка Коломойского, в оперативных материалах фигурируют американский банк «Ваковия» (Wachovia), American Express Bank и банк HSBC. Любопытная деталь, как только эти финансовые структуры появились в информационном пространстве в контексте отмывания денег от торговли наркотиками, по нашим данным, в адрес ФСКН посыпались депутатские запросы от примерно 30 российских народных избранников с просьбой прекратить расследование. Как говорится - выводы делайте сами.

ЗОЛОТОЙ ГАСТАРБАЙТЕР

Весной 2011 года в Федеральной миграционной службе России разгорелся серьезный скандал. Пресс-секретарь ФМС Константин Полторанин в интервью английской BBC сделал революционное заявление: «Будущее белой расы под угрозой. На кону стоит ее выживание, и в России этот вопрос ощутим». Спустя всего несколько минут после этих слов, многолетний начальник Полторанина Константин Ромодановский подписал приказ об увольнении неаккуратного на высказывания подчиненного.

А еще через год многолетний пресс-секретарь Ромодановского раскрыл «Совершенно секретно» множество тайных нитей, которыми управляются миграционные потоки в России. Скажем сразу: спустя четыре года после этих откровений ситуация изменилась только в деталях, но не в сути. Вот несколько наиболее ярких моментов из рассказа Константина Полторанина.

На фото: КОНСТАНТИН РОМОДАНОВСКИЙ, ГЛАВА ФМС


«На мой взгляд, главная и потаенная задача ФМС заключалась в том, чтобы создать определенные условия сбора теневых средств. Миграционным контролем в России непосредственно занимаются всего около 5 тысяч сотрудников. А в Москве и Московской области, через которые проходит треть общего миграционного потока, несут службу меньше тысячи человек!

Естественно, они не могут контролировать этот поток мигрантов и не контролируют. Зато такого количества сотрудников ФМС вполне достаточно для сбора теневых средств, с чем эта структура хорошо справляется. По оценке некоторых экспертов, ежегодно осваивается как минимум порядка 10 млрд долларов. Теневые средства миграционного рынка состоят из платы за получение визы, за оформление загранпаспортов и гражданства, за разрешение на работу и на временное проживание, вид на жительство и, конечно, штрафы за незаконно работающих мигрантов - все это большие деньги, которые извлекаются за счет «горловин» в бумагообороте ФМС.

Коллапс этой бюрократической машины был бы неизбежным при таком количестве сотрудников и нулевом развитии инфраструктуры. Система выйдет из строя, если попытаться должным порядком «оформить» даже миллион мигрантов. Поэтому существует лишь некая видимость деятельности, а на самом деле ФМС обслуживает крупные синдикаты в газовом секторе, нефтянке, торговле и так далее. Работники этих синдикатов трудятся на более или менее законных основаниях, а вот средний бизнес не имеет возможности легализовывать своих работников.

Думаю, только с Москвы они имели порядка 15-20 миллионов долларов налом каждый месяц. Так построена иерархия поборов. Понятно, чиновники из Миграционной службы не могут создать систему, по масштабам подобную «Почте России» или Сбербанку, и установить на каждом углу пункт приема документов. На крупного оператора, непосредственно связанного с ФМС, выходят мелкие фирмы-посредники. Они исполняют всю черновую работу, получая меньше десятой части от стоимости «услуги». Без посредников ФМС может работать с крупными строительными фирмами, на которых работают десятки тысяч гастарбайтеров. Диаспоры также являются основными операторами-посредниками.

Руководство ФМС создало систему, которая позволяет напрямую вывести на себя представителей таджикских, узбекских и киргизских гастарбайтеров. Твердых правил на рынке миграционных услуг не существует. Вышло очередное распоряжение директора об «ужесточении» - цена на паспорт или разрешение на работу выросла вдвое. Очередной генерал дачу строит - надо еще скинуться».

Между тем, по мнению наших источников, ФМС во главе с Константином Ромодановским, в отличие от ФСКН Виктора Иванова, расформирование грозит с малой долей вероятности. Но даже если это и произойдет, потери будут малоболезненными.

Пришедший в КГБ из 1-го Медицинского института, окончив высшие чекистские курсы в Минске, Ромодановский сначала работал в 5-м управлении КГБ СССР, а с 1992 года - в Управлении собственной безопасности ФСБ. По некоторым данным, в конце 1990-х над Ромодановским нависла опасность увольнения, но выручила пришедшая в ФСБ питерская команда. Интересный факт, в это самое время ставку на Ромодановского сделал именно Виктор Иванов, назначив Константина Олеговича первым замом начальника УСБ ФСБ. Его реальный карьерный взлет произойдет после знакомства с начальником Службы безопасности президента, с уже знакомым нам Виктором Золотовым.

Именно тогда, в мае 2001 года, Ромодановскому поручают возглавить Службу собственной безопасности МВД. По оперативным данным, плохую службу Ромодановскому сослужили его деловые связи, в частности со скандально известным владельцем Черкизовского рынка Тельманом Исмаиловым. Создание в 2005 году ФМС и назначение Ромодановского ее руководителем явилось фактически спасательным кругом для генерала. Наши источники, утверждают, что хорошие отношения с Золотовым Ромодановский сохранил, и даже если его службу вольют обратно в МВД, у него есть все шансы остаться у руля миграционных потоков.

Бывший заместитель Ромодановского в ФМС Вячеслав Поставнин в разговоре с «Совершенно секретно» поддержал идею ликвидации службы и передачу ее полномочий обратно в МВД: «По статистике нелегальная миграция только увеличивается. Коррупция среди чиновников ФМС цветет буйным цветом. ФМС не справилась с возложенными на нее функциями. Не создана нормальная система управления процессами миграции, ради чего и создавалась эта служба. Новый закон «О патентах для иностранных рабочих» Москва сейчас забрала себе, поскольку на региональном уровне раздача патентов была бы исключительно исходя из финансовых соображений, а не из расчета необходимости и нужности. Вместо специалистов теперь милиционеры, гаишники, сотрудники служб безопасности. А они не умеют и не хотят заниматься социальными проблемами.

Паспортами и визами вместо них может спокойно заниматься МВД. Люди в ФМС перестали понимать предмет своей службы. Жаль, что миграция как явление, как процесс останется бесхозным при ликвидации ФМС, но он и сейчас бесхозный. А миграция - это явление массовое, социально опасное и непредсказуемое, если его не контролировать».


поделиться:
Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.