«Особенности развития связной речи дошкольников». Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр Презентация по методике связной речи доу


Актуальность В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей




Методы и приемы, применяемые в опыте: художественное слово, художественное слово, сказки, загадки, сказки, загадки, словесные дидактические игры, словесные дидактические игры, моделирование и мнемотехника, моделирование и мнемотехника, элементы ТРИЗ, элементы ТРИЗ, театрализованная деятельность, театрализованная деятельность, универсальная методика работы со сказкой Л.Б. Фесюковой, универсальная методика работы со сказкой Л.Б. Фесюковой,


Использование дидактических игр способствует решению следующих задач: Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий. Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий. Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью. Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью. Совершенствовать разговорную речь. Совершенствовать разговорную речь. Обогащать словарь. Обогащать словарь. Формировать грамматический строй языка. Формировать грамматический строй языка.




Этапы работы по обучению детей составлению рассказов с помощью моделирования: На 1 этапе идёт знакомство с моделированием и составление рассказов по готовой модели. На 1 этапе идёт знакомство с моделированием и составление рассказов по готовой модели. На 2 этапе продолжается работа первого этапа детей составлять собственные модели. На 2 этапе продолжается работа первого этапа детей составлять собственные модели. На 3 этапе закрепляются полученные навыки и умения, прибавляется новая задача - составление рассказов без наглядной опоры, перенос её в подсознание, во внутренний план На 3 этапе закрепляются полученные навыки и умения, прибавляется новая задача - составление рассказов без наглядной опоры, перенос её в подсознание, во внутренний план


Метод каталога из любого сказочного текста выбираются случайные слова, которые показывает сам ребенок, которые затем становятся опорными для составления определенного сюжета – сказки. из любого сказочного текста выбираются случайные слова, которые показывает сам ребенок, которые затем становятся опорными для составления определенного сюжета – сказки. из данных слов составить сюжет, согласовав их правильно и правильно построив предложения. из данных слов составить сюжет, согласовав их правильно и правильно построив предложения.


Метод модификации сюжета карточки с буквами карточки с буквами дается задание придумать слова на определенный звук дается задание придумать слова на определенный звук затем из данных слов выбираются, наиболее понравившиеся и с их помощью составляем какой-нибудь сюжет затем из данных слов выбираются, наиболее понравившиеся и с их помощью составляем какой-нибудь сюжет (игра Зверь, птица, насекомое, небылица)




Дидактические игры: Цель работы ф формирование и развитие фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи. «Японская печатная машинка» «Испорченный телефон» «Светофор» «Переезжаем на новую квартиру» «Вершки- корешки» «Фрукты- овощи» «Новоселье» Лото «В мире растений» «Летает, а не птица» «Размытое письмо» «Живые слова» «Дополни предложение» «Придумай предложение» «Кто больше заметит небылиц» «Где начало рассказа?» «Найди картинке место» «Исправь ошибку» «Какая картинка не нужна?»


Дидактические игры Цель: повысить речевую активность и произвольность внимания, т.е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок. Цель: повысить речевую активность и произвольность внимания, т.е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок.


«Повтори» «Похоже- непохоже» «Поймай звук» Лото «Назови картинку и найди гласный звук» «Кто найдёт 20 предметов, в названии, которых содержит звук «Назови картинку и найди первый звук» «Замкни цепочку» «Найди на фишке место» «Пройди вокруг и не заблудись» Лото «Паронимы» «Каждому звуку- свою комнату» «Кого позовут в гости» «Разгадай ребус» «Собери шесть» «Кто как голос подаёт» «Эстафета» «Наоборот» «Кто больше знает» «Скажи по- другому» «Подбери слово» «первоклассник» «Кузовок» «Найди лишнюю картинку» «Назови три предмета» «Напишем кукле письмо» «Доскажи словечко» «Кого я вижу, что я вижу» «Прятки» «Объясните, почему…» «Один и много» «Добавь слово» «Распутай слова» «Найди ошибку» «Правильно или нет?» «Отгадай-ка» «Нарисуй сказку» «Фотограф» «Чего на свете не бывает»


Дидактические игры: Цель работы закрепление полученных знаний и навыков детей. «Составь слово» «Разгадай ребус» «Из слогов - предложение «Четвёртый лишний» «Верно ли это?» «Найди лишнее слово» «Подними цифру» «Зачем нам эти вещи» «Составь фразу» «Составь два рассказа» «Поиск пропавших деталей»


Речевые круги Луллия В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду.





Развивать фонематические процессы; развивать фонематические процессы; уточнять и активизировать словарный запас; уточнять и активизировать словарный запас; совершенствовать слоговую структуру слова; совершенствовать слоговую структуру слова; автоматизировать звуки речи; автоматизировать звуки речи; формировать структуру предложений; формировать структуру предложений; совершенствовать развитие связной речи. совершенствовать развитие связной речи.


Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико- грамматических категорий и связной речи. Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико- грамматических категорий и связной речи.



Работа с «Речевыми кругами» ведётся: на индивидуальных и подгрупповых занятиях на индивидуальных и подгрупповых занятиях на НОД по развитию речи на НОД по развитию речи игровой деятельности вне НОД игровой деятельности вне НОД в самостоятельной деятельности детей в самостоятельной деятельности детей










Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.


Результат Дети самостоятельно объясняют правила игры; оценивают ответы; высказывание сверстников; начали употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составляют простые рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочиняют концовки к сказкам, пересказывают событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; отгадывают загадки; могут определять место звука в слове; могут подбирать к существительным несколько прилагательных. Дети самостоятельно объясняют правила игры; оценивают ответы; высказывание сверстников; начали употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составляют простые рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочиняют концовки к сказкам, пересказывают событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; отгадывают загадки; могут определять место звука в слове; могут подбирать к существительным несколько прилагательных.



Методика работы со сказкой Л.Б. Фесюковой: знакомство со сказкой носит разносторонний характер знакомство со сказкой носит разносторонний характер научить детей оригинально и творчески преобразовывать ход повествования научить детей оригинально и творчески преобразовывать ход повествования придумывать различные концовки придумывать различные концовки вводить непредвиденные ситуации вводить непредвиденные ситуации смешивать несколько сюжетов в один и т. д. смешивать несколько сюжетов в один и т. д.


Название сказки Название сказки - Нравственный урок. - Нравственный урок. - Воспитание добрых чувств. - Воспитание добрых чувств. - Речевая зарядка. - Речевая зарядка. - Развитие мышления и воображения. - Развитие мышления и воображения. - Сказка и математика. - Сказка и математика. - Сказка и экология. - Сказка и экология. - Сказка развивает руки - Сказка развивает руки



Вывод все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практике и о чем свидетельствуют результаты наблюдений, где прослеживается динамика роста качественных показателей: все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практике и о чем свидетельствуют результаты наблюдений, где прослеживается динамика роста качественных показателей:


Результаты: - использование моделирования в рассказывании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы. - использование моделирования в рассказывании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы. - система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность. - система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность. - использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения. - использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения.


Рекомендации - активно используйте предметную обогащенность среды, а именно пространственно-временную модель к произведению, схемы - описания, условные заместители, разные виды театров; - активно используйте предметную обогащенность среды, а именно пространственно-временную модель к произведению, схемы - описания, условные заместители, разные виды театров; - давайте возможность детям использовать все образы креативного поведения (пантомимические этюды по содержанию текста, игры - драматизации); - давайте возможность детям использовать все образы креативного поведения (пантомимические этюды по содержанию текста, игры - драматизации); - применяйте вариативность речевых средств (пословицы, фразеологические обороты, скороговорки, метафорические загадки); - применяйте вариативность речевых средств (пословицы, фразеологические обороты, скороговорки, метафорические загадки); - используйте моделирование как эффективный метод обучения детей рассказыванию, а модели как дидактическое средство - используйте моделирование как эффективный метод обучения детей рассказыванию, а модели как дидактическое средство

Слайд 2

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание(ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Понятие «связной речи» относят к монологической и диалогической речи.

Слайд 3

В методике, по мнению М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:

процесс, деятельность говорящего; продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; название раздела работы по развитию речи

Слайд 4

Связная Речь Диалогическая речь (диалог) –процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц. Монологическая речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица, обращенной к слушателям или к самому себе. 1.Состоит из реплик. 2.Разговор двух или нескольких участников. 3.Не нуждается в развертывании мысли. 4.Разговорная лексика. 5.Кратковременное обдумывание. 6.Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами 1.Логически последовательное высказывание. 2.Выражает мысль одного человека. 3.Полная формулировка и развернутость. 4.Литературная лексика. 5.Длительное и предварительное обдумывание. 6.Стимулируется внутренними мотивами.

Слайд 5

Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является ее связность.В.П. Глухов выделяет следующие критерии связности: смысловые смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями предложения и законченность выражения мысли говорящего. Кроме этого, Л.И. Лосева, Т.А. Ладыженская выделяют такие факторы связности сообщения, как последовательное раскрытие темы, взаимосвязь элементов внутри и в смежных предложениях, наличие синтаксической связи между структурными единицами текста.

Слайд 6

Связную речь можно разделить на компоненты:

Ситуативная речь – грамматически малооформленная речь, ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает (контекст заменяют жесты, мимика и интонация). Такая речь формируется на третьем году жизни. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия. Такая речь зачастую менее эммоциональна, в ней практически отсутствуют невербальные средства. Контекстной речью, помнению С.Л. Рубенштейна, ребенок овладевает под влиянием систематического обученияв дошкольном возрасте

Слайд 7

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Общее недоразвитие речи, по мнению Т.Б. Филичевой, может проявляться в разной степени, поэтому выделяют три уровня речевого развития. Г.В. Чиркина, изучая детей дошкольного возраста с ОНР, выделила четвертый уровень.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Обследование словарного запаса по Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста(серии картинок)

Слайд 11

Слайд 12

В целях комплексного исследования связной речи детей используются серия заданий, которая включает:

Слайд 13

1. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л.С. Цветковой, 1985)

Ребенку, поочередно предлагают серию картинок (5-6 картинок-действий)

Слайд 15

2. Составление предложений по трем картинкам, связанным тематически

Ребенку предлагают назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах. Это задание направлено на выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания.

Слайд 16

3. Пересказ текста (знакомой сказки или короткого текста)

Это задание позволяет выявить возможность детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Для этого могут быть использованы знакомые детям сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», короткие реалистичные рассказы. Текст задания читается дважды; перед повторным прочтением дается установка на составление пересказа.

Слайд 17

Тексты для пересказа

1. «Котенок».У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей. 2. «Рыбалка».Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом – окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Слайд 18

4. Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок (Н.Э. Радлов Книга без слов)

Такое задание используется для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания картинок с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки. Затем ребенок составляет рассказ самостоятельно или с помощью наводящих вопросов.

Слайд 19

Слайд 20

Также для обследования состояния связной речи дошкольников с ОНР можно использовать:

Составление рассказа на основе личного опыта детей; Составление описательного рассказа; Продолжение рассказа по заданному началу; Составление рассказа на заданную тему; И т.д.

Слайд 21

Система формирования навыков и умений связной речи у детей с системным недоразвитием речи

Слайд 22

В.К. Воробьева выделила в системе развития связной речи четыре взаимосвязанных между собой раздела:I РАЗДЕЛ. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т.е. рассказа.II РАЗДЕЛ. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.III РАЗДЕЛ. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.IV РАЗДЕЛ.Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.

Слайд 23

ГА. Золотова указывает, что на этапе формирования ориентировки в смысловой целостности рассказа дети учатся сравнивать и отличать нормированное связное сообщение с различными вариантами ненормированной речи. На этапе формирования ориентировки в языковых средствах перед детьми ставится задача сравнить два нормативных образца связной речи, в которых об одном и том же рассказывается по-разному.

Слайд 24

Развитие навыка связного говорения (1этап) Для активации содержательно-смысловой и языковой сторон связного речевого сообщения могут быть использованы следующие приемы: Игры на восстановление порядка картин серии, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента. 2. Игры эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации. Игры такого плана способствуют развитию прогностических умений, так необходимых для развития навыков связной речи. 3. Игры на развитие замысла, побуждающие детей с тяжелыми нарушениями речи к придумыванию небольшого сюжета с последующим его оречевлением. 4. Игры в «семантические абсурды» (небылицы) 5. Ассоциативные словесные игры, такие игры направлены на актуализацию выбора слов из долговременной памяти и систематизацию имеющегося у ребенка лексикона. 6. Чтение как прием развития связной речи создает возможность развития интереса к различным типам связного сообщения: сказкам, рассказам и т.п.

Слайд 25

Знакомство с правилами строения рассказа (II этап) Определяя приемы знакомства с правилами строения рассказа, Н.И. Жинкин рекомендует на начальном этапе обучения провести совместно с детьми анализ готового образца, т.е. показать им, как устроен рассказ. Этот прием и был выбран в качестве ведущего в процессе формирования представлений о правилах (т.е. закономерностях) смысловой исинтаксической сочетаемости отдельных предложений в единый, логически цельный и связный Рассказ. На этом этапе ставится задача формирования у детей не только представлений, но и определенного знания (компетенции) о вышеуказанных правилах соответственно естественному протеканию процесса создания связного сообщения от замысла к его реализации средствами языка.

Слайд 26

Формирование навыков связной повествовательной речи (III этап) На этом этапе используются рассказы, состоящие из простых предложений, причем их минимальная степень распространенности обеспечивает возможность выделения тех элементов содержания, за счет которых и осуществляется их смысловая связь. Поэтому предварительная адаптация текстов должна заключаться в упрощении структуры предложений, в замене местоимений и синонимов соответствующими существительными. Предпочтительно, чтобы тексты, подобранные для первых занятий, посвященных знакомству с правилами строения рассказа, включали в себя минимальное количество предлогов. Наличие предлога в начальной позиции предложения переакцентирует внимание ребенка на изменение грамматических отношений в нем, и тогда основная задача переместится на второй план. Вначале по данной предметно-подстановочной схеме В.К. Воробьева предлагает организовывать внешние развернутые действия детей по обследованию смысловой структуры конкретного рассказа и выявлению его предметной организации. На основе составленного предметно-графического плана дети учатся находить те элементы, которые выполняют роль смысловых связок между предложениями.

Слайд 27

Тип логопедического занятия по формированию навыков связной повествовательной речи Структура логопедического занятия: I этап. Организационный. II этап. Чтение логопедом рассказа. Логопед предлагает детям в процессе прослушивания рассказа запомнить, о каких предметах (о ком! или о чем!) сообщается в нем(рассказ «Лакомка»): Наша кошка Мурка всем на удивление любила мед. Запах меда шел из малинника. В малиннике стоял улей. Улей охраняли пчелы. Пчелы и покусали нашу кошку Мурку. Теперь Мурка близко не подходит к меду.

Слайд 28

III этап. Сенсорно-словарная работа. После прочтения рассказа детям предлагается из предметных картинок отобрать только те, о которых говорится в нашем рассказе. IV этап занятия. Знакомство детей с предметно-графическим планом. На этом этапе логопедического занятия детям предлагается «записать» рассказ на предложенной странице. Предъявляя графическую схему, необходимо объяснить значение всех ее элементов: «первый квадрат - это первое слово, далее стрелка - это тоже слово, второй квадрат - это еще одно слово. Все вместе составляет целое предложение. Посчитаем количество предложений в нашем рассказе - их шесть». V этап занятия. Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе. На этом этапе логопед должен таким образом построить работу, чтобы дети сами нашли правило смысловой связи предложений. Чтобы сосредоточить внимание детей на стыке двух предложений, целесообразно закрыть экраном все предложения, кроме первых двух. Анализируя предметную канву начальных предложений, они замечают, что в двух соседних предложениях говорится об одном и том же предмете, а в графическом плане это фиксируется двумя одинаковыми картинками.Так дети подводятся к выводу о том, что именно за счет такого повтора предметных картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое - рассказ.

Слайд 29

VI этап занятия. Закрепление правила смысловой связи предложений в рассказе. Закрепляя найденное правило, предлагаем детям соединить цветными стрелками одинаковые предметные картинки двух соседних предложений, устанавливая тем самым определенную цепочку смысловых связей через единство предметных обозначений. В заключение этой части занятия закрепляем первый опыт детей по установлению правил смысловой дружбы предложений в целый рассказ через сравнение с процессом изготовления елочной гирлянды. Логопед: «Помните, дети, как мы с вами делали, гирлянду на новогоднюю елку? Покажите пальчиками, как вы соединяли отдельные кольца вместе. Вот так и наши предложения, соединяясь одно с другим, образуют рассказ. VII этап занятия. Пересказ с опорой на предметно-графическую схему. Этот этап является результирующим, его цель заключается в том, чтобы показать детям «правоту» проведенного анализа.

Слайд 30

Работа по усвоению правил смысловой связи предложений в повествовательном рассказе цепной организации включает не только формирование действий по установлению повторяемости предметных компонентов двух соседних предложений. Очень важно сформировать и действия по преобразованию последовательного ряда высказываний, основными из которых являются действия замены денотатов, разрушающие предметную повторяемость, и действия изъятия и перестановки отдельных горизонтальных элементов в графической программе.

Слайд 31

Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи В качестве регулятора процесса связного говорения в учебную практику вводятся ориентировочные карточки, на которых записан порядок действий по построению связного сообщения различной смысловой структуры, содержание которых дошкольники вспоминают совместно с логопедом перед заданием, а школьники прочитывают пункты ориентировочной карточки. Ориентировочная карточка № 1 План рассказа о событии 1. Какой случай (событие) можно представить, посмотрев на эту страничку? 2. Подумай (посмотри), о ком (или о чем) нужно рассказать. 3. Посчитай, сколько в твоем рассказе получится предложений. Ориентировочная карточка № 2 План рассказа о событии 1. «Нарисуй» (представь себе) предмет, о котором собираешься рассказать. 2. Какие признаки предмета ты увидел? 3. «Потрогай» предмет, каков он? 4. К каким предметам его можно отнести? 5. Зачем нам этот предмет нужен?

Слайд 32

Задание № 1: Придумайте рассказ к этой страничке. Рассказ должен называться: «Как птицы помогают саду». Посмотрите, все предложения в рассказе дружат между собой (схема 19). В этом случае дети вводились в типичную познавательную ситуацию и были подготовлены к составлению простых по содержанию рассказов: Весной ребята построили скворечник. Скворечникповесили на дерево. Вскоре на дереве поселились скворцы. Скворцыоблюбовали наш сад. В садуони собирали жучков и гусениц. Ведь жучки и гусеницывредят листве деревьев. Такого характера упражнения целесообразно предлагать детям старшего дошкольного возраста.

Слайд 33

Задачей данного раздела является обучение детей правилам построения более сложного текста, состоящего из нескольких смысловых частей. Эта задача ориентирована на младших школьников. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения

Посмотреть все слайды

План: 1. Связная речь. 2. Значение связной речи. 3. Показатели связного высказывания. 4. Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте. 5. Линии развития связной речи. 6. Средства развития связной речи. 7. Соблюдение принципа интеграции образовательных областей в развитии связной речи. 8. Работа с родителями. 9. Индивидуальная работа.




1 – дети учатся мыслить, учась говорить и совершенствуют речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин). 2 – развивается чувство красоты языка (выразительность, образность). 3 – выполняет важнейшие социальные функции, помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности ребенка. 4 - Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.






Младший дошкольный возраст: 1 - Речь разговорная, простая форма диалогической речи 2 - Речь структурна, неоформленная, существительные заменяются местоимениями, используются глаголы. 3 – Чаще используются короткие предложения, характерны инверсии (нарушение порядка слов в предложении). 4 – Речь ситуативна, речь больше выражает, чем высказывает. 5 – Речь более эмоциональна, эмоциональность проявляется по отношению к предмету, а не к содержанию речи. Изложение экспрессивно, выражает не содержание, а впечатление.




1 – Речь более монологична, дети отвечают на вопросы кратко или развёрнуто. 2 – Структурно могут оформлять разные типы связного высказывания. 3- Используют все типы предложений. 4 – Речь контекстная (понятна для всех окружающих, определяется задачами и характером общения ребёнка с детьми). 5 – Речь более выразительна. Переходит от использования невербальных средств к речевым, но ещё недостаточно развита для передачи эмоционального отношения к описываемым предметам и явлениям.








Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят; - Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков; Последовательность; - Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.; - Правильный ритм, отсутствие длительных пауз; - Культура изложения в широком смысле слова: - правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям, - интонационная выразительность речи, - достаточная громкость, отчетливость произношения.


Разговор (преднамеренный и непреднамеренный), - беседа (целенаправленное обсуждение чего-либо, подготовленный диалог), - занятия по обучению рассказыванию, - пересказ литературных произведений, - рассказывание по игрушке, - рассказывание по картине, - рассказывание их опыта, - творческое рассказывание, рассуждение.


Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.


Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как: Способствует формированию у дошкольников эмоционально – ценностного эстетического отношения к миру; Развивает эмоционально – чувственную сферу ребенка и его художественно- образное мышление, как основу развития творческой личности; Способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства. Преимущества интегрированных занятий: способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, такие занятия снимают перенапряжение, перегрузку организма малыша. углубляются представления детей о различных понятиях и закономерностях, расширяется кругозор;


Основные формы развития связной речи:* 1. Организация образовательных ситуаций. 2. Ситуации общения. Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя: сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей; предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка); предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент; использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов. 3. Занятия.


Основной же формой работы по развитию связной речи являются занятия, где обобщаются и систематизируются знания по теме, где ребенка учат рассуждать и делать самостоятельные выводы. На занятиях по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу, уже со 2 младшей группы на занятиях педагогам необходимо активно использовать различные игровые методы и приемы. *(подгруппы)


Индивидуальная работа: Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эта работа проводится не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития.


Работа с родителями: (в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду Н.Е.Веракса) Изучение особенностей общения взрослых с детьми в семье. Рекомендации родителям, использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния. Показать родителям ценность диалогического общения с ребенком. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками. Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничуству.


Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

МБДОУ № 2 « Детский сад « Ласточка»

Презентацию подготовила воспитатель Манджиева Г.З.


Связная речь - смысловое развернутое высказывание(ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности.


Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.

Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог.


Диалогическая речь (диалог)

процесс непосредственного речевого общения,

характеризующийся поочередно сменяющими одна

другую репликами двух или более лиц.

  • Собственно речевые умения
  • Умения речевого этикета .
  • Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе
  • Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы .
  • Невербальные (неречевые) умения .

Монологическая речь (монолог) – процесс

непосредственного общения, характеризующийся

речью одного лица, обращенной к слушателям

или к самому себе

  • Логически последовательное высказывание
  • Выражает мысль одного человека
  • Полная формулировка и развернутость.
  • Литературная лексика .
  • Длительное и предварительное обдумывание.
  • Стимулируется внутренними мотивами

Описание – это характеристика предмета в статике

Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях

Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного

образца в устной речи

Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания






« Котенок »

У Кати жил котенок.

Катя

любила котенка.

Она поила котенка

молоком.

Котенок любил играть

с Катей.

« Рыбалка »

Илюша собрался на рыбалку.

Он накопал червей и

пошел к реке. Сел Илюша на

берегу и закинул удочку.

Скоро ему попался лещ,

а потом – окунь. Мама

сварила

Илюше вкусную уху.



Например, в дидактической игре "Уложи куклу спать" воспитатель учит детей последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна

Сюжетно-дидактические игры

Игры с предметами

Игры-инсценировки

Словесные игры


Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы

В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др.


Игры с помощью которых

формируют умение выделять

существенные признаки предметов,

явлений: «Отгадай-ка?», «Да – нет»

Игры с помощью которых

развивается умение обобщать

и классифицировать

предметы по различным

признакам: «Кому что нужно?»,

«Назови три предмета?»,

«Назови одним словом»

Игры, используемые для

развития у детей умения

сравнивать, сопоставлять,

делать правильные

умозаключения: «Похож – не похож»,

«Кто больше заметит небылиц?»

Игры на развитие

внимания, сообразительности,

быстроты мышления,

выдержки, чувства юмора:

«Испорченный телефон»,

«Краски», «Летает – не летает»


Подбор картинок по общему признаку .

В игре "Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что было потом?" дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.

Подбор картинок по парам . – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.




Вспомни случай

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному .


Бюро путешествий

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.


Мой репортаж

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.


Рассказы по картинкам

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом .


Чем закончилось?

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!


Критерии определения уровня развития связной речи:

Соответствие высказывания теме. Раскрытие темы.

Наличие четкой структуры высказывания – начало, середина, конец.

Использование разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания.

Использование средств выразительности: в описаниях – определений, сравнений, метафор; в повествованиях – диалога героев, элементов описания и т. д.

Индивидуальность в выборе языковых средств (отсутствие речевых штампов и шаблонов).


Правила речи воспитателя:

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры);

Помнить о содержательности своей речи (о чем и сколько говорит, что сообщается детям);

Помнить о возрастной педагогической направленности речи (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Лучший друг. Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

Слайд 17

Описание слайда:

Рассказы по картинкам Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Истории из жизни Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

Слайд 21

Описание слайда:

Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Слайд 22

Описание слайда:

Видите, вовсе не обязательно бросать все дела и устраивать специальные "сеансы" общения. Ведь говорить о чем-то важном можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и перед сном. Для этого не нужно много времени, но нужно внимание к маленькому человеку, уважение его интересов, понимание его переживаний. Многие наши обвинения и требования возникают в результате того, что мы, родители, плохо представляем психологию малыша и думаем, что у дошкольника должны быть те же взгляды на жизнь, те же возможности и потребности, что и у взрослых. Но это далеко не так. Развивая общение, взрослый не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира, формирует его личность.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.