Не русская история? «Пусть говорят»: Восток – дело тонкое. Сын великой танцовщицы из Таджикистана Малики Колонтаровой стал женщиной Сын Малики Каландаровой — Артур Гулькаров

С первых дней работы эта женщина снискала огромную славу, и ее по праву стали называть «маликаи сахна» - царицей сцены. 2 сентября отмечает свой день рождения известная танцовщица, народная артистка СССР Малика Калантарова, которая уже много лет живет в США.

В этот день мы решили рассказать вам о творческому пути артистки, о том, почему она уехала из страны, и как устроила свою жизнь на чужбине: все это она нам рассказала перед свои 65-летним юбилеем три года назад.

«Маргаритка»

Мазол Яшуваевна Калантарова родилась 2 сентября 1950 года в семье обычного парикмахера. Никто из родных не имел к искусству никакого отношения. В их многодетной семье к юной Мазол все обращались ласково: «Маргоша, Маргаритка». Первыми аплодисментами девочку одарили соседи, перед которыми она устраивала свои концерты. Если говорить о том, где она начала изучать профессиональные азы, то это были занятия в Доме культуры и в детской студии Театра им. Маяковского.

Как рассказывает заслуженная артистка республики, руководитель театра-студии «Падида» Шарофат Рашидова, с Маликой они были дружны с детства, когда вместе ходили в танцевальную студию так называемого «еврейского театра» (так, оказывается, называли в народе Русский драмтеатр им. Маяковского).

- Малике было 10 лет, а мне - 12, - вспоминает артистка. - Мы вместе ходили учиться танцевать к одному педагогу. Чаще я пела, она танцевала.

Летом 1965 года начался набор танцовщиц в новый государственный танцевальный ансамбль «Лола», руководителем которого был назначен известный таджикский хореограф Гаффор Валаматзаде.

Малика Калантарова

Узнав о наборе, Малика, только приехавшая из пионерлагеря, даже не отпросившись у родителей, побежала в Зеленый театр. Никто даже не обратил внимания на маленького роста девочку, одетую в потрепанную домашнюю одежду, так как там было много красивых и рослых девушек. Все они станцевали перед Валаматзаде, и просмотр на этом закончился. «А я?» - спросила девочка с негодованием. Он посмотрел на ее недоверчиво, спросил, сколько ей лет. «Сейчас мне 14, а в сентябре будет 15», - сказала Малика, стараясь выпрямиться и показать себя взрослее. Валаматзаде сказал, чтобы она пришла, когда подрастет.

Я ответила, что не могу ждать, - рассказывает артистка. - Подбежала к музыкантам, попросила сыграть «Ферганскую», а сама быстро начинаю танцевать. В это время он с кем-то разговаривал, потом остановился и долго смотрел, не проронив ни слова. Когда танец закончился, я тут же взялась за другой. «Как же тебя зовут?» - спросил он наконец.

«Все меня зовут Маргариткой» - ответила я. Так началась моя творческая жизнь в настоящем танцевальном коллективе.

«Маликаи сахна»

Через полгода в Театре оперы и балета им. Айни ансамбль «Лола» провел свой первый концерт, где в основном исполнялись массовые танцы. «Маргаритке» поручили выступать с сольным номером - классическим танцем «Чигарпора» (смысловой перевод - «Разбитое сердце»).

- Я любила быстрые движения, все летающее и стремительное, - рассказывает наша героиня. - А моему учителю хотелось, чтобы в этом танце я показала необходимую строгость: движение глаз, плеч, рук, даже удары ногой - все должно быть выразительно. С чувством. Он научил меня вникать в суть танца, быть хозяйкой сцены. До сих пор помню платье из крепдешина, зеленый камзол, длинный шарф, корону…

Кто бы мог подумать, что в 15 лет я станцую такое! После концерта за кулисы пришел министр культуры республики Мехрубон Назаров. «Где та девушка, которая танцевала классический танец?» - спросил он. Показали на меня. «Вот эта маленькая?» - с недоверием посмотрел он. - Ведь на сцене была грациозная, высокая девушка». Я показала туфли на высоком каблуке. Он спросил, как меня зовут. Я ответила. «Нет, с этого дня твое имя - Малика, потому что ты - царица сцены», - сказал он. После все меня стали называть Маликой. Если честно, мне всегда нравилась великая балерина Малика Сабирова, поэтому я была рада быть ее тезкой.

Творческий полет

Из-за постоянных репетиций, Малика перевелась из столичной школы №3 в вечернюю школу. А когда начались гастроли, ей пришлось учиться самостоятельно. Вместе с ансамблем она объездила весь Советский Союз. Позже ее искусству аплодировали на сценах Японии, Афганистана, Испании, Турции, Индии. Первые зарубежные гастроли Малики начались в 1969 году с Бельгии, куда она попала в составе артистов под руководством Ахмада Бабакулова. Из танцовщиц взяли Зебо Аминзаде и ее.

Малика Калантарова

Кино-Театр.РУ

На концертах у Малики был всего один танцевальный номер. Увидев, как тепло принимает ее бельгийская публика, представители Минкультуры дали указание прибавить количество ее выступлений.

По словам Сайдали Гадоева, главного балетмейстера детского ансамбля «Лола», с Маликой Калантаровой они познакомились в 1971 году на подготовке праздничного концерта, когда тот еще был студентом хореографического училища.

До этого я видел ее по телевизору, - рассказывает он. - А здесь она была рядом, работала с нами, танцевала. В жизни она была такой скромной. Часто на гастролях, куда мы выезжали, она не выходила из гостиницы - пришивала детали к своим танцевальным нарядам. Конечно, ей завидовали, но она никогда не придавала этому значения.

Издержки профессии

А сколько ушибов, растяжек и переломов она получила в процессе своей профессиональной карьеры! Как-то в 1973 году в Варзобе, в процессе съемок танцевального номера она нечаянно подвернула себе ногу. Съемки нельзя было отменить, ее отвезли в ближайший медпункт и сделали инъекцию новокаина, чтобы заглушить боль.

На дойре играл мой супруг - Ильёс Гулькаров, на мне - тоненький камзол, махаю косичками туда-сюда, улыбаюсь, а у самой кровь просачивается через шальвары и глухая боль, - рассказывает Малика-апа. - Зато танец получился отличный. Когда прокручивали по телевидению этот номер, я всегда вспоминала этот момент.

Действительно, именно она, Малика Калантарова, могла, как грациозная лань в прыжке, взлететь над сценой и так же стремительно приземлиться на колени. Зрители старшего поколения помнят этот чарующий танец - «Шодиёна»…

Постановщик

Именно этот танец попросил поставить Малику Калантарову в 1979 году известный советский хореограф, директор Государственного ансамбля песни и пляски СССР Игорь Моисеев, который называл ее «восточным чудом» и считал, что Малика «сделала революцию в восточном народном танце».

Вначале Малика не согласилась, ведь у нее самой был учитель - Гаффор Валаматзаде. Но Моисеев сказал, что он хочет видеть постановщиком танца именно ее. Он позвонил в ЦК Компартии Таджикистана и попросил направить Малику Калантарову для постановки его восточных номеров. Ее немедленно отправили в Москву.

- Это был смешанный танец, - вспоминает сегодня Малика. - Там танцевали и парни, и девушки. Танец был очень динамичный, нужно было прыгать через сцену, сохранив при этом пластику, и я научила ребят это делать. Для второго танца - «Горянки Таджикистана» - я специально заказала кулябские чаканы и украшения. С этим танцем Моисеев объездил много стран мира, о нем много писали, у меня даже сохранились газеты тех лет, где написано, что постановщиком танца являюсь я.

Отъезд

Развал Советского Союза и гражданская война в Таджикистане стали причиной того, что в 1993 году Малика и ее семья уехали в Штаты.

- Во время гражданской войны в Таджикистане в наш дом вошли вооруженные люди, - рассказывает наша героиня. - Увидев на стенах мои портреты, спросили, кем Малика Калантарова приходится мне. В жизни я отличаюсь от моего образа, поэтому они меня не узнали. Когда я ответила, что это мои портреты, они не поверили и попросили доказать. Мне пришлось станцевать перед ними. Убедившись в правдивости моих слов, они ушли…

Теперь Малика Калантарова и ее семья проживает в районе Куинс Нью-Йорка. Мечтой всей ее жизни было создание школы восточного танца. В США ей пришлось испытать много сложностей, но сегодня школе Malika Dance School в Нью-Йорке уже 18 лет. Чтобы открыть эту школу, Малика работала в торговле, продавала посуду.

Обучает М. Калантарова своих учеников народным таджикским, бухарским, узбекским, индийским танцам, сейчас стала практиковать и латиноамериканские танцы.

Друг и опора

Как призналась сама Малика в одном интервью, для нее на первом месте всегда стояла ее профессия, которой она полностью себя посвятила. В семье ее всячески поддерживали родители, позже стали поддерживать муж и сыновья - Марк и Артур.

Кстати, муж Малики Калантаровой - известный дойрист, заслуженный артист республики Ильяс Гулькаров - до сих пор поддерживает нашу героиню во всех ее начинаниях. Он влюбился в нее с первого взгляда, когда она еще только начинала танцевать в Зеленом театре, где репетировала с ансамблем «Лола». Она поставила условие, что выйдет замуж, когда получит какое-нибудь звание. Ильясу пришлось ждать. И только когда в 1972 году Малика получила звание заслуженной артистки Таджикской ССР, они поженились.

- Мой супруг - это самая большая опора в моей жизни, - говорит Малика-апа. - Если бы рядом его не было, вряд ли я бы справилась со всеми своими трудностями, а их у меня было ох как много!

Невольно вспоминаешь события апреля 2015 года, когда в передаче «Пусть говорят» российского телеканала Малика Калантарова сделала публичное признание: ее сын Артур изменил пол и стал Самирой. Объявить всему миру об этом было необычайной смелостью. Но Малика справилась.

Решение Артура сменить пол сначала никто не поддержал - ни мать, ни отец, ни брат. Но когда Малика Калантарова поняла, что может потерять ребенка, встала на ее сторону.

Малика Калантарова (справа) и ее дочь Самира Мазал (слева) на телепередаче "Пусть говорят".

Скучаю по родине

…За все годы эмиграции Малика Калантарова трижды приезжала в Таджикистан, последний раз - в 2016 году.

Мы жили с мужем в гостинице, - рассказывает артистка. - Однажды мне понадобились лекарства, и я пошла в аптеку. Каково было мое удивление, когда на улице группа мальчиков 10-12 лет, увидев меня, закричала: «Смотрите, это Малика Калантарова!» Я спросила, откуда они меня знают, ведь прошло 20 лет и молодое поколение республики, родившееся уже после моего отъезда, вряд ли могло меня знать. Мальчики объяснили, что видели меня по телевизору, где прокручивали мои танцы. И еще рассказали, что когда их маленькие сестренки устраивают свои концерты перед матерями, то те, в свою очередь, восхищаясь их танцем, часто восклицают: «Ну, ты прям Малика Каландарова!» Тогда я поняла, что мой любимый таджикский народ меня не забыл. Я была так счастлива!

Малика Калантарова в последний раз была в Таджикистане в 2016 году: народная артистка СССР приехала в родной Душанбе по приглашению Эмомали Рахмона.

Делегация в составе 50 человек, в которую вошла сама артистка, прибыла в Душанбе на празднование 25-й годовщины государственной независимости Таджикистана.

Малика Калантарова с мужем в гостях у радиостанции "Азия-Плюс", сентябрь 2016 года

Следите за нашими новостями в Telegram, подписывайтесь на наш канал по ссылке

22:44 / 23 апр. 2015

Пять лет назад сын танцовщицы с мировой славой родом из Таджикистана Малики Колонтаровой Артур исчез. Зато у нее появилась дочь.

Сегодня, 23 апреля, в эфире «Пусть говорят» с Андреем Малаховым на «Первом канале» народная артистка СССР Малика Колонтарова и ее дочь Самира, которая еще два года назад была хорошо известным в России и в мире танцовщиком Артуром Колонтаровым.

Андрей Малахов представляет героиню передачи «Пусть говорят» - народная артистка СССР Малика Колонтарова, сильная женщина, которая потеряла одного из двоих сыновей и обрела дочь.

Пусть говорят: Малика Колонтарова

Во времена СССР танцовщица из Таджикистана Малика Колонтарова в 34 года удостоилась звания народной артистки Советского Союза и гастролировала по всему миру. Ее муж, известный музыкант Исхат Вулькаров, гастролировал вместе с супругой. После развала Союза в Таджикистане начинается гражданская война, и семья с двумя сыновьями – Марком и Артуром – уезжает в США.

Они начинали буквально с нуля. Квартирка в Бруклине. Малика ходила по домам и продавала посуду.

Но очень скоро жизнь вновь пошла в гору. Танцевальный коллектив Малики Колонтаровой заработал известность и в Америке. Старший сын увлекался спортом – карате, бокс. Устроился на работу и обзавелся семьей. Сейчас у него четверо детей.

Младший сын Артур стал солистом в ансамбле Малики Колонтаровой. В 2005 году Артур переехал в Москву и сам шел к тому, чтобы стать великой звездой танца.

Анита Цой, в шоу которй он выступал, до сих пор восхищается его талантом.

Но неожиданно Артур возвращается в Нью-Йорк. А потом и вовсе исчезает из поля зрения поклонников. А спустя пару лет у Малики внезапно появляется взрослая и прекрасная дочь Самира.

Пусть говорят: Артур стал Самирой

Малика Колонтарова, сегодня, 23 апреля впервые решилась публично рассказать историю своей семьи. Она и ее дочь Самира по очереди вспоминают, какой путь им пришлось пройти. Сначала с экрана в студии «Пусть говорят» показывают репортаж из Америки.


Я думала: пожила она до 25 лет, поживет и дальше. Понимала, что общество будет осуждать. Вы представить себя не можете на моем месте, когда он кричал мне «Я не сын твой, я дочь твоя. Ты слышишь, мама! Услышь меня!». Я смотрела и не могла ничего ответить.

Самира:

Меня звали Артур. Мне никогда это имя не нравилось. Я никогда не была мальчиком, я жила в теле мальчика. Я росла в Таджикистане, в семье очень известных людей. Признаться и сказать об этом - я даже не знала как. Но так как я была очень женственна, маме всегда очень часто говорили: он как девочка.

Не знаю, что было бы, если я сказала это раньше. Может, женили, может, избили. Они конкретно думали, что я с ума сошла. Мама просто думала, что я гей. Гей – это ориентация. Я же психологически всегда ощущала себя женщиной. Сказала: «Мама, ты же всегда мечтала о дочке. Вот тебе Бог дочку подарил в 60 лет. Через год Артура не станет». К тому времени я уже была на гормонах. Я была известна, популярна, всего добилась, но я была несчастна. Пыталась покончить с собой.

Мама спросила, сколько стоит операция, и сказала – я тебе помогу. Она оплатила всю операцию. Около 30 тысяч долларов обошлись смена пола и грудь. Я не меняла лицо – все свое.

Я решила, что буду рядом с ней и помогать. Это лучше, чем потерять ребенка. Искала везде поддержки, но ее не было. Легко обсуждать: «мы прочитали, у вас, оказывается, дочка». Что только не говорили, что мы с мужем не живем, что в семье раскол. Конечно, это беда. Первое время сын и муж не могли принять это. Они сильно страдали. Не хотели говорить об этом. Муж гордился двумя сыновьями, говорил, что это два крыла. Он обвинял меня в том, что второго сына я держала при себе, поэтому он стал таким. Меня многие обвиняли в том, что я слишком любила сына. Со всех сторон был удар. Но кто бы что ни говорил – я люблю ее.

Самира:

Последний раз папа меня даже назвал женским именем.

Самира: я всегда была женщиной

В студии «Пусть говорят» Самира неожиданно откровенно и очень пронзительно вспоминает, что она пережила. Ее монолог не прерывают ни гости, ни ведущий Андрей Малахов.

Самира:

Я пыталась покончить с собой. Раньше не понимала самоубийц. Но я к тому времени уже как овощ была: встаю, пью снотворное, сплю, просыпаюсь, пью таблетки, сплю... Я потеряла день-ночь, какая неделя или месяц. Для меня жизнь не существовала, я не танцевала. Это было невыносимо.

Мама меня ведь тоже не понимала. Я запиралась в комнате, орала на маму: «убью тебя или себя». Я маме сказала, что не буду записку оставлять - при жизни тебе все скажу.

А она мне ответила: «Что ты хочешь кому доказать? Справим поминки годовые, и забудут про тебя. И меня это подтолкнуло. Зачем я буду убивать себя? Взяла маленькую сумочку и ушла к друзьям.

Я в клубы ходила как женщина. Уезжала далеко, заходила в «Старбакс», переодевалась в туалете, потом обратно также.

До этого у меня было все – деньги, признание. Я подписала отличный контракт, но по нему я была мальчик. Я вызвала продюсера, он такой консерватор, и призналась во всем. И он сказал: «Мы взяли не мальчика или девочку. Мы взяли тебя - за талант».

Пусть говорят: я стеснялась своего ребенка

После операции прошло уже два года. Мама с дочкой идут по району, где жили первое время после эмиграции. Малику узнают.

Самира вспоминает:

Друзья у меня были одни девчонки. Воспоминания сладко-горькие сейчас. Здесь дурачились, играли. А с другой стороны, детства и не было. Вот моя школа - для меня был ад. Меня парни все время дразнили: «Вон телка идет, баба». Вот мама сейчас идет по району и спокойна. Я жила здесь в женском облике, но еще до операции, и мама стеснялась.

Малика:

Да, я стеснялась, что она в женском платье. Думала, что скажут знакомые, когда увидят.

Заходят к соседке. Самира видит ее смущение и то, что муж соседки не поздоровался, словно не узнал. И комментирует этот его поступок так: «Когда стала жить женской жизнью, убедилась, что мужики очень часто ведут себя как трусы».

А вот бруклинские подруги детства встречают объятиями. Некоторые из них также приехали из Душанбе.

Анита Цой в «Пусть говорят»: Артур творил на сцене волшебство

Андрей Малахов приглашает в студию «Пусть говорят» Аниту Цой. Артур выступал в 2007 году в ее шоу «На Востоке».

Анита Цой:

Восемь лет назад мне показали видео с Артуром. Сказали, что он делает такое… И это оказалось правдой. Помню, 15 тысяч людей смотрели на одного танцора. Он творил волшебство на сцене. Я вспоминала твой талант все эти годы.

Андрей Малахов:

А если бы твой сын вот так пришел и сказал…

Анита Цой:

Сложный вопрос. Наверное, материнское сердце примет. Но вот что с мужьями делать?! Нет, я серьезно, у меня вот такой муж – Муж. С крепкими корейскими традициями…

Семья Малики не смогла пока принять ее дочь Самиру

Семья Малики Колонтаровой тоже с крепкими восточными традициями, но она верит, что в семью вернется мир.

Один стул за обеденным столом в нашем большом красивом доме держу для своей доченьки. Потому что она всю жизнь была со мной. Самира с нами не живет, она уехала 5 лет назад. Потому что мы ее не понимали. Она запиралась одна в комнате. Плакала. Сейчас я ее жду. Но она не приходит.

Андрей Малахов:

Спасибо вам за мужество. Принять ребенка таким, какой есть, не всегда хватает смелости.

Еще в в 5-6 лет было невозможно. Я его силком заставляла стричь волосы – это всегда была война. Зайдет в спальню, на ней браслеты, бусы. И начинает повторять мои движения. Старший сын забежит, зовет – пойдем драться с пацанами. А он кричит: "Мама, спаси меня, я не хочу драться", - и убежит в комнату.

Андрей Малахов:

А ты со скольки лет чувствуешь себя женщиной?

Самира:

Я еще в садике спросила нянечку, почему я сплю с мальчиками - хочу к девочкам. Она наорала на меня. После этого я молчала.

Андрей Малахов:

Есть люди, которые ушли из твоей жизни после изменений?

Самира:

Да конечно.

Андрей Малахов:

Я так понял, что сейчас брат с сестрой не общается?

Малика:

Да, они пять лет не общаются. Но он спрашивает, «где твоя любимица», как у нее дела. То есть не разговаривает с ней, но помнит о ней. Я думаю, еще год-два - и они начнут общаться.

Андрей Малахов:

Что бы ты сегодня сказала своей маме?

Самира:

Я бы никогда не могла подумать, что мама сможет меня принять. Спасибо мама (встает на колени) за то, что ты такой сильный человек.

Уже в 34 года танцовщица Малика Колонтарова становится народной артисткой, гастролирует по всему миру. Но после распада СССР на ее родине в Таджикистане начинается гражданская война, и Царица Востока, как называли ее поклонники, уезжает с мужем и двумя сыновьями в США. За океаном Малика начинает все с нуля и в результате добивается признания. Так совсем коротко можно рассказать об этой удивительной артистке, которая могла «грациозной ланью взлететь над сценой и так же стремительно приземлиться на колени». Но есть в истории Малики поворот, который доказывает, помимо сильного характера и таланта, природа наградила ее невероятным зарядом материнской любви.

// Фото: Личный архив Малики Колонтаровой

С первого дня жизни младшего сына женщина замечала, как резко отличаются ее дети. Старший Марик рос сорвиголовой, а вот Артур… «Он никогда не играл с мальчишками, признавал лишь общество девочек. Часто я заставала его перед зеркалом, примеряющим мои украшения и костюмы. Конечно, я объясняла, что нельзя, так делают лишь девочки, но, глядя, как грациозно танцует маленький Артур, даже соседи отмечали: «Господи, Малика, ты же дочку родила». Я на эти слова обижалась, а муж часто кричал на Артура, мол, ведешь себя, как баба, стань мужиком. Сын подрастал, и как-то мне сообщили, что видели его на Манхэттене в платье. А уж когда 25-летний Артур, глядя мне в глаза, с мольбой произнес: «Я девушка, услышь меня, мама, прошу», я просто остолбенела. Пойми, Андрей, мы жили в Америке нашей диаспорой, я знаменитая артистка, меня все знают, и вдруг людиначинают шептаться по углам. В результате Артур уехал из дома… Как ему было тяжело, я только догадывалась, но однажды он позвонил и сказал, что хочет уйти из жизни. Когда твой ребенок говорит такое… Я приняла решение.

// Фото: Личный архив Малики Колонтаровой

Чем потерять сына, лучше я буду рядом, помогу – и оплатила ему операцию. Муж, особенно первое время, не мог это принять. Страдал, сидел в углу комнаты и молчал. Избегал людей, тем более когда подходили со словами: «Мы тут прочитали, у вас, оказывается, дочь!» Ильяс ведь всегда гордился: «У меня два крыла, мои дети, мои сыновья».

// Фото: Личный архив Малики Колонтаровой

Но через какое-то время друзья сына насильно остановили мужа на улице и стали показывать сегодняшние фотографии Артура. И он прослезился, даже подумал сначала, что это я в молодости. Понемножку, когда сын приходил в гости, стал с ним общаться. Причем воспринимая его, как Самиру. Они могут вместе гулять, зайти в ресторан. Правда, появляться с дочкой на соседских вечеринках Ильяс пока не готов, говорит: «Я люблю ее, но не для общества». Самым непреклонным в семье Колонтаровой-Гулькарова оказался старший брат Марк. Даже спустя два года после операции он не хочет видеть и признавать Артура-Самиру, старается отгородить от него своих четверых детей, с горечью вспоминая, как в школе одноклассники, издеваясь, кричали брату: «Телка! Вон смотри, телка идет».

// Фото: Личный архив Малики Колонтаровой

Отношения с Марком для самого Артура-Самиры очень болезненные, а еще он удивляется реакции мужчин на его появление. «Я прихожу во двор, где вырос, и всех знаю. Женщины подходят, разговаривают, а их мужья ведут себя как трусы. Даже не здороваются». Артур-Самира, разумеется, понимает, что с ним бы сделали представители сильного пола, окажись он не в толерантной Америке, а на родине, в Таджикистане. Кстати, будучи еще Артуром, он приезжал в Россию, выступал на разных сценах и везде с большим успехом. Чарующая пластика и артистизм у него от знаменитой мамы. Возможно, кто-то скажет, что это не русская история, но вся она построена на любви. А любовь, как известно, мы, русские, и придумали.

// Фото: Личный архив Малики Колонтаровой

Малика́ Абдурахи́мовна Саби́рова (22 мая 1942, Сталинабад, Таджикская ССР, СССР — 27 февраля 1982, там же) — советская таджикская балерина, прима-балерина Таджикского государственного театра оперы и балета имени С. Айни. Народная артистка СССР (1974).

Малика Сабирова родилась в семье Абдурахима Джалиловича Сабирова — флейтиста, служившего в оркестрах Таджикской филармонии и Театра оперы и балета имени С. Айни. Её мать — Мадина Григорьевна работала регистратором в поликлинике. С детства девочка увлекалась балетом и с отцом посещала оперный театр. В июне 1952 года узнав о наборе в балетное училище, она сама пришла на просмотр в Министерство культуры Таджикистана. Педагоги Ленинградского хореографического училища, набиравшего таджикскую группу, Надежда Базарова и Варвара Мей отметили одарённую девочку. Осенью того же года родители отправили её в Ленинград с сотрудницей Министерства культуры Таджикской ССР.

В училище педагогами Малики были легендарные учителя — Надежда Базарова, Вера Костровицкая, Александра Блатова, Елена Ширипина и Борис Шавров. Ученицей она танцевала партии Маши-девочки (1954) и Маши-принцессы (1960) в балете Василия Вайнонена «Щелкунчик» на сцене Ленинградского театра имени Кирова.



В 1961 году она окончила училище и с 9 июля 1961 года начала работать в Таджикском государственном театре оперы и балета имени С. Айни, где дебютировала 16 сентября на отчётном концерте таджикской группы выпускников Ленинградского хореографического училища. В первый же сезон работы она начала исполнять сольные и ведущие партии. В мае 1964 года балерина прошла отборочный тур перед первым Международным конкурсом артистов балета в Варне. Подготовка к конкурсу проходила в Большом театре, где с Маликой Сабировой начали работать Асаф Мессерер и Галина Уланова. Сотрудничество с ними продолжилось и после конкурса — Сабирова много раз приезжала в Москву и репетировала с Мессерером и Улановой.



В 1965 году гастролировала с труппой Большого театра в Великобритании и Ирландии, где её партнёрами стали Владимир Васильев, Борис Хохлов и Виктор Тихонов. В 1966 году — с группой солистов Большого и Кировского театров в Индии и Японии (партнёр — Никита Долгушин). В дальнейшем она выступала уже со своим постоянным партнёром Музаффаром Бурхановым. Неоднократно гастролировала в Москве — с Таджикским государственным театром оперы и балета и с сольными концертами, также принимала участие в гала-концертах звёзд балета.



Умерла утром 27 февраля 1982 года от рака лёгких. Похоронена в костюме Жизели на мемориальном кладбище в парке посёлка Лучоб в Таджикистане.

Семья

Муж — Музаффар Бурханов (р. 1941), солист балета Таджикского государственного театра оперы и балета имени С. Айни

Малика Каландарова, биография которой интересна многим людям, - человек с непростой судьбой. На родине, в СССР, все складывалось более чем удачно. Но когда она эмигрировала в США, дела семейные пошли наперекосяк.

Детство

Малика Каландарова, биография которой в нашем изложении начинается, родилась в теплых краях, в Средней Азии, точнее, в Душанбе в 1950 году. Семья была большая и простая, не имевшая отношения к искусству. Отец, бухарский еврей, был парикмахером. Вообще-то, ее звали по-разному, в документах Мазол Яшуваевна, во дворе Маргаритка, а позже - Малика Каландарова. Биография, национальность на которую не особенно повлияла, поначалу не имела ни особых взлетов, ни падений. Она танцевала во дворе и получала от соседей свои первые аплодисменты. Но танцевать хотелось правильно, и ребенок пошел заниматься танцами в Дом Культуры, а потом - в детскую студию театра им. Маяковского. Это был еврейский театр, то есть от родных корней девчушка не отрывалась. И это, конечно, правильно: человек всегда должен ощущать свою причастность к определенной нации и культуре. А у еврейского народа она насчитывает уже четыре тысячи лет.

Ансамбль «Лола»

В 14 лет Малика Каландарова, биография которой отмечена проявлением воли и настойчивости, начинает учиться в государственном ансамбле «Лола». Ее не хотели даже смотреть при наборе, но она быстро побежала к музыкантам и попросила их сыграть. На нее руководитель даже не взглянул, когда она начала танцевать. Однако звуки музыки привлекли внимание хореографа к танцующей девочке, и ее взяли в танцевальный коллектив. Уже через полгода, когда Мазол исполнилось пятнадцать лет, ансамбль дал первое представление на сцене театра оперы и балета. У Маргаритки был сольный танец, название которого можно перевести как «Разбитое сердце». В вихре музыки молоденькая танцовщица показала строгие отточенные движения.

Танцевало все - глаза, плечи, руки. Даже удары ногой были выразительны. Она произвела большое впечатление на министра культуры, который сказал ей за кулисами, что теперь ее имя будет - Малика.

Развитие

Учиться в обычной средней школе из-за напряженных репетиций было невозможно. Поэтому Малика Каландарова, биография которой продолжается, перешла в вечернюю школу, а на гастролях занималась самостоятельно. Ансамбль объехал всю страну и в 1969 году впервые выехал за рубеж. Им аплодировали и на Западе, и на Востоке. У Малики был всего один танец.

Но руководство ансамбля заметило, как бурно ее принимают зрители, и ей поставили еще несколько танцев. Одним из лучших был «Шодиёна», в котором были и высокие прыжки, и полеты, и точные приземления. Этот танец очень высоко ценил Игорь Моисеев и попросил Малику, которую он считал чудом с Востока, поставить у него в ансамбле несколько танцев, которые передадут национальный колорит. Шел 1979 год. Биография Малики Каландаровой начала складываться не только как танцовщицы, но и постановщика, и репетитора. У Моисеева она создала танец «Горянки Таджикистана», с которым мэтр объездил весь мир. К этому времени она уже была народной артисткой Таджикской ССР, позже к этому званию прибавится еще одно - народная артистка СССР.

Эмиграция

Годы развала страны для многих разделили жизнь на до и после. В 1993 году в Таджикистане началась гражданская война. Жить в стране было просто страшно. В квартиру могли зайти люди с оружием. И заходили. И не веря, что перед ними известная и любимая страной танцовщица, требовали доказательств танцем, а после этого уходили. Поэтому пришлось покинуть родину и отправиться в неизвестное. Ведь даже семью знаменитой танцовщицы на Западе и в Соединенных Штатах никто не ждал с букетами. Они были простые эмигранты, которым пришлось для начала выживать, торгуя посудой. Танцовщица Малика Каландарова, биография которой претерпела столь странные изменения, жила мечтой создать школу танцев.

Восток и США

Несмотря на трудности, более десяти лет назад Малике при поддержке всей семьи удалось открыть Международную школу танцев в Нью-Йорке. В ней занимаются около ста пятидесяти человек, которые погружаются в волшебный мир Востока, постигая все тонкости таджикских, хорезмских и индийских танцев. Кроме школы у Малики, которая известна в Штатах как Майя, есть еще ансамбль, который дает выступления, исполняя танцы народов СССР. Это экзотика, которая привлекает внимание зрителей.

Малика Каландарова: биография. Дети

В 1972 году Малика вышла замуж, изрядно помучив ожиданием этого счастливого события влюбленного в нее музыканта-домбриста Исхака Гулькарова. У них родилось два сына - Марк и Гулькаров оказался очень артистичен и пластичен.

Он органично вошел в мир танца. Впервые он вышел на сцену, когда ему было всего пять лет. Мама, которую он боготворит сейчас, поставила танец, а папа аккомпанировал, играя на домбре. В шесть лет он танцевал перед который был другом их дома. Малыш понравился танцору настолько, что уникальный танцовщик пообещал когда-нибудь передать свои костюмы этому юному преемнику. Артур выступал много и в разных странах. Его гастроли проходили то в США, то в Таджикистане, то в России. Но на родине, в Душанбе, состоялся самый запомнившийся ему концерт, когда он после долгого перерыва там появился. Он исполнил попурри из разных танцев, закончив свое выступление «Калинкой». Выступал Артур до 2009 года. А затем он сделал и теперь появилась девушка, которую зовут Самира. Для всей семьи это было непростое событие. Отец и брат так и не приняли Самиру, но мать есть мать, и она поддержала своего ребенка.

Вот так складывалась жизнь талантливой танцовщицы и педагога Малики Каландаровой.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.