Презентация на тему "преподобный сергий радонежский". Презентация "сергей радонежский" презентация к уроку на тему Сергей радонежский его жизнь презентация

1 слайд

2 слайд

Словарная работа (по электронному «Толковому словарю С. Ожегова») ЖИТИЕ, -я, мн. -я, -ий, ср. 1. То же, что жизнь (во 2 и 3 знач.) (стар.). Мирное ж. 2. В старину: повествовательный жанр - описание жизни (лиц, канонизированных церковью). Жития святых. II прил. житийный, -ая, -ое (ко 2 знач.). Житийная литература. Житие – эпический жанр духовной литературы, в котором рассказывается о жизни святых, совершивших во имя веры подвиги или пострадавшие за нее. ИГУМЕН, -а, м. Настоятель православного монастыря. II прил. игуменский, -ая, -ое.

3 слайд

Как вы думаете, почему Сергия причислили к лику святых после его смерти? Как становятся святыми?

4 слайд

Основные этапы жизни святого 1. Детство. 2. Жизнь, подвиги, чудеса. 3. Кончина. 4. Слава.

5 слайд

Детство Как нарекли младенца при крещении? Каким был в детстве мальчик? Какой случай произошел в лесу с Варфоломеем? Каким вы видите мальчика на этой картине?

6 слайд

Жизнь, подвиги Почему он отправился в пустынь? Кого он упросил отправиться искать пустынь? Сравните братьев. Сопоставляет их рассказчик или противопоставляет? Почему один брат стал святым, а второй – нет?

7 слайд

Жизнь, подвиги В то время Варфоломей хотел принять пострижение монашеское. И призвал он к себе в пустыньку священника, игумена саном. Игумен постриг его месяца октября в седьмой день, на память святых мучеников Сергия и Вакха. И дано было имя ему в монашестве Сергий. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и в той пустыни. Во сколько лет Варфоломей принял монашеский постриг?

8 слайд

Искушения Преподобный же, имея крепкую веру, любовь, надежду на Бога, прилежную со слезами молитву против врагов творил, чтобы избавиться ему от таких бесовский происков.

9 слайд

Сергий и медведь Однажды Преподобный Сергий увидел перед своей хижиной большого медведя. Испугавшись в первый момент, Преподобный понял, что зверь не столько свиреп, сколько голоден. Тогда вынес он краюху хлеба и положил на пень перед медведем. Съев угощение, медведь удалился в лес. Но с тех пор зверь стал часто приходить к жилищу Преподобного Сергия, ожидая положенного угощения. Иногда подолгу не уходил «точно злой заимодавец, желающий настойчиво получить свой долг. А Преподобный благодарил Бога, что послал ему лютого зверя на утешение». Преподобный полюбил своего лесного друга и стал делить с ним последний кусок, а иногда и весь свой обед отдавал зверю, как неразумеющему поста. Дикий зверь слушался Преподобного и был кроток с ним, точно овца. Святитель Платон Пишет: «Думаю, что дикие звери ныне стали свирепы от жестокости наших нравов; а любовь и добродетель могут эту свирепость преложить в кротость и покорность».

10 слайд

В монастыре С радостью принимал всех Преподобный Сергий, дозволяя строить здесь же кельи. Двенадцать братьев, подобно двенадцати Апостолам, собралось первоначально вокруг Преподобного Сергия, и это число долго оставалось неизменным: убывал один, на его место тут же приходил другой. Когда построено было двенадцать келий, Преподобный обнес их высоким деревянным тыном от зверей. Густой лес окружал обитель со всех сторон, вековые деревья стояли над самыми кельями, широко осеняя их и шумя своей листвой. Преподобный же Сергий, живя с братьями, многие тяготы терпел и великие подвиги и труды постнической жизни совершал.

11 слайд

Сергий – игумен монастыря Долго принуждала его братия стать игуменом. И он наконец внял их мольбам. Не по своей воле Сергий игуменство получил, но от Бога поручено было ему начальство. Он не стремился к этому, не вырывал сана у кого-нибудь, посулов не сулил за это, платы не давал, как делают некоторые честолюбцы, вырывающие все друг у друга. И пришел преподобный Сергий в свой монастырь, в обитель святой Троицы.

12 слайд

Гнилой хлеб Игумен нанимается в плотники к монаху Даниилу и просит в плату за труд решето гнилых хлебов. Эти хлебы составляют всю дневную пищу святого. Сергий достигает высшей степени святости и показывает высочайшее смирение, питаясь гнилым хлебом. Монахи, наблюдавшие за работой Сергия восхищаются его терпением и воздержанием: «Ведь он четыре дня ничего не ел и на четвертый только поздно гнилым хлебом голод свой утоляет и усмиряет; и хлеб гнилой не даром, но дорогой ценой, получив, ест».

13 слайд

Чудеса Святой же, найдя во рву немного дождевой воды, преклонил колени и помолился прилежно Богу. И внезапно великий источник пробился, который и доныне всем известен.

14 слайд

Чудеса Святой Сергий, видя рыдания безутешного отца, помолился и, воскресив отрока, отдал его живого отцу.

15 слайд

16 слайд

Благословение на поход против Мамая Дмитрий Донской «великую веру имел в старца», считая, что Сергий дар пророчества имеет. Святой князя «молитвой вооружил» и уверил в победе Дмитрия и войска русского: «Сумеешь, господине, победить супостатов своих, как и подобает тебе».

Слайд 2

Преподобный Сергий Радонежский14 мая 1314-25 сентября 1392

Монах Русской церкви, основатель Свято-Троицкого монастыря под Москвой, преобразователь монашества в Северной Руси в духе исихизма, основоположник русского старчества и возобновитель монашеского общежития

Слайд 3

Свято-Троицкая Сергеева Лавра, основанная Преподобным Сергеем Радонежским.

Слайд 4

Слайд 5

Сергия Радонежского часто называют игуменом земли Русской. Именно с преподобного Сергия

началось духовное возрождение, объединение Руси после вражды и междоусобиц.

В тяжелые годы золотоордынского ига он стал духовным лидером страны. Свое моральное влияние он использовал для убеждения сомневающихся и противящихся в том, что для свержения ордынского ига требуется сильная власть, способная объединить все силы и привести их к победе. Являясь наиболее популярным церковным деятелем Северо-Восточной Руси и руководствуясь волей митрополита Алексия, Сергий неоднократно выполнял его политические поручения, мирил князей.

Слайд 6

По церковному преданию, изложенному в "Сказании о Мамаевом побоище" и "Житии Сергия

Радонежского", преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донского перед его сражением с Мамаем на Куликовом поле, дал двух иноков Пересвета и Ослябю, чтобы они, на время оставив иноческие обеты, взялись за меч, чтобы защитить свое Отечество и веру. Во время сражения преподобный Сергий собрал монастырскую братию и молился о победе и об упокоении павших воинов, называя их по именам, и, наконец, поведал братии, что враг разбит.

Слайд 7

Благословение князя Дмитрия Сергием Радонежским.

  • Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Детство и юность Сергия Радонежского

    Примерно в 1328 году семья Варфоломея перебралась в город Радонеж, название которого после пострига отрока в монахи прочно закрепилось в его имени – Сергий из Радонежа, Сергий Радонежский. Монашеская жизнь преподобного Сергия началась в 1337 году, когда вместе с братом Стефаном, иноком хотьковского Покровского монастыря, они поселились в лесу на холме Маковец и построили небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы. Это событие считается датой основания Троице-Сергиева монастыря, обители, в которую к Сергию Радонежскому стекались сотни людей, искавшие уединения и упокоения в молитве. Сергий Радонежский воспитал множество учеников, которые основали десятки монастырей в разных уголках Руси, строили храмы, собирая вокруг себя сторонников православия, единой веры и страны.

    Слайд 11

    М. В. Нестеров

    "Видение отроку Варфоломею"

    Слайд 12

    Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный, заступник земли Русской, наставник монашествующих, покровитель русского воинства и особенный покровитель детей, желающих успехов в школьном учении.

    Слайд 13

    Смерть

    Умер преподобный старец 25 сентября (8 октября)1392 года, а 30 лет спустя, 5 (18) июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи. День кончины святого и день обретения его мощей – особо почитаются РПЦ как дни памяти святого.

    Слайд 14

    Преподобный Сергий Радонежский. Шитая пелена («первый» покров).

    Около 1422–1425/6 годов. Музей "Ризница". Фрагмент

    Слайд 15

    Преподобный Сергий Радонежский.

    Фрагмент изображения на «застенке» обреза Евангелия боярина Федора Андреевича Кошки.

    1420–1430-е годы. Серебро, золочение, гравировка. РГБ

    Слайд 16

    Это гравированный медальон на одной из серебряных пластин-«застенков», закрывающих обрез известного Евангелия боярина Федора Андреевича Кошки (РГБ. Ф.304. III. №4/М. 8654). Пластины относятся к позднейшим дополнениям рукописи. И если сам ныне существующий пергаменный блок, по палеографическим наблюдениям, мог быть вставлен в драгоценный ранний оклад 1392–1402/1406 годов приблизительно во второе десятилетие XV века, появление пластин-застенков можно датировать 20–30-ми годами этого столетия. Работы по дополнительному украшению кодекса допустимо связывать с одним из вкладов наследников боярина Кошки в Троице-Сергиев монастырь .

    Лик преподобного Сергия на пластине, при некотором сходстве очертаний с древнейшим троицким покровом, приобретает более сглаженный, смягченный облик, утрачивая черты экспрессии. Характерно, что наибольшее сходство полуфигура медальона обнаруживает в одной из фигур алтарной преграды в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря, также 20-х или начала 30-х годов XV века .

    Слайд 17

    Преподобный Сергий Радонежский. Фрагмент шитого походного иконостаса. 1420–1430-е годы. ГИМ

    Вторым, близким по времени «портретом» является фрагмент разрозненного шитого походного иконостаса из собрания графа А.С.Уварова и других владельцев. Ныне его части хранятся в разных музеях - ГИМ, ГММК и ГРМ . В Историческом музее находится несколько фигур нижнего яруса шитого комплекса, соответствующего ряду преподобных отшельников и отцов церкви из храмовых росписей XIV–XV столетий, нередко размещаемых на алтарных преградах. Среди них представлены известные по росписям Успенского собора в Звенигороде (около 1400 года) святые Пахомий Великий, Варлаам и царевич индийский Иоасаф, а также преподобные Сергий и Кирилл . Отождествление последнего с основателем Кирилло-Белозерского монастыря не может быть окончательным из-за обилия святых с этим именем. Идентификация Сергия с троицким игуменом кажется безусловной, поскольку ни один из популярных в то время в русской церковной традиции святых монашеского чина не соответствует персонажу, представленному на походном иконостасе .

    Слайд 18

    Преподобный Сергий изображен более хрупким, пропорции фигуры удлинены, силуэт смягчен, волосы и борода аккуратно приглажены. Вместе с тем здесь отчетливы элементы экспрессивной напряженности в чертах его лика. Но именно плавные очертания удлиненного силуэта в сочетании со сходной трактовкой других персонажей определяют главное впечатление. Аналогично «застенкам» Евангелия Кошки, преподобный Сергий предстает в походном иконостасе в окружении особо чтимых отечественным православием святых, подобно нижним ярусам храмовых росписей. Их подбор, естественно, превышает возможности упомянутых «застенков». И пафос всеобщности культа новоявленного святого приобретает более широкий и наглядный характер, вводя Сергия в лоно Небесной Церкви.

    Слайд 19

    Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому. Шитая пелена. Вторая половина XV века.

    Музеи Московского Кремля

    Следующим по хронологии в рамках доступных нам источников следует считать упоминаемую летописью под 1446 годом «икону, иже на гробе святаго Сергия, явление святыя Богородица с двема апостолома», которую, пытаясь умилосердить врагов, берет в руки Василий II. Ее композиция, по всей вероятности, соответствует пелене с тем же сюжетом второй половины XV века из собрания Оружейной палаты . Чудо явления представляет собой наиболее распространенный в искусстве и ставший самостоятельным сюжет из Жития преподобного Сергия. По-видимому, уже на раннем этапе, вскоре после создания первого нагробного покрова, он разрабатывается в стенах Троицкого монастыря или по заказу его властей. Аналогичная сцена включена в состав композиций резного креста, приписываемого монастырскому резчику 1450-х годов Амвросию . Такая популярность обусловлена исключительной важностью акта явления, его редкостью в монашеской практике (например, из русских иноков его удостоился лишь младший современник и собеседник преподобного Сергия Кирилл Белозерский). Любопытно, что первый составитель Жития Сергия Епифаний Премудрый не упоминает о чуде, оно имеется в тексте Пахомия Серба; описание явления Богоматери преподобному Кириллу включено в его Житие, автором которого является тот же Пахомий. Иконы со сценой явления Богоматери преподобному Сергию встречаются едва ли не чаще житийных икон преподобного. Вместе с тем следует заметить, что образы основателя обители - единоличные и житийные – были практически во всех храмах на землях троицких монастырских владений. Об этом свидетельствуют описи конца XVI–XVII столетия.

    Слайд 20

    Преподобный Сергий Радонежский. Икона начала XVII века. Музей им. Андрея Рублева

    Многие этапы формирования сергиевской иконографии в ранний период, прежде всего - житийного характера, остаются нам неизвестными.

    Слайд 21

    Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Икона 1480–1490-х годов. Троицкий собор

    Троице-Сергиевой лавры

    Центральная фигура преподобного из Успенского собора предстает держащей в левой руке развернутый свиток с отрывком проповеди (надпись начинается с обращения: «Внимайте…»). В поясном изображении из Троицкого храма, подобно остальным поясным образам круга Дионисия и его преемников, святой держит свернутый свиток.

    Слайд 22

    • Клеймо иконы «Преподобный Сергий Радонежский, с житием».
    • Успенский собор Московского Кремля
    • Клеймо иконы «Преподобный Сергий Радонежский, с житием»
    • Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры
  • Слайд 23

    Четвертое клеймо изображает пострижение в иноки Варфоломея-Сергия («начало черничеству святого»). В следующем предстает одно из первых чудес - изгнание бесов, которые покидают святого через «расступившуюся» стену кельи. Замыкает верхний ярус клейм сцена пострига преподобного в иереи. Согласно Житию, замещавший находившегося в Царьграде митрополита Алексия и живший в соседнем Переславле-Залесском Волынский епископ Афанасий (= 1362) за день до этого «постави его иподьдиаконом, та же и диаконом… наутрие же съвръши его иерейским саном».

    Слайд 24

    Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Икона 1480–1490-х годов. Успенский собор

    Московского Кремля

    Образ преподобного в среднике троицкой иконы исполнен мягкости черт, «кротости» и внутренней молитвенной сосредоточенности.

    Слайд 25

    Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Икона начала XVI века (около 1510). Музей им.

    Андрея Рублева

    На протяжении XVI века в разных художественных центрах Русского государства создается множество образов преподобного Сергия - в иконописи, шитье и декоративном искусстве. Ювелирные изделия и произведения шитья, как правило, были связаны с Троице-Сергиевым монастырем, созданы для его нужд, подобно сменяющим друг друга нагробным пеленам святого . При всем единообразии иконографии облик «портретов» на них иногда существенно разнится друг от друга. Еще большим разнообразием отличаются иконные изображения преподобного. Нередко, из-за утраты надписей, их идентификация приобретает гипотетический характер. Такова, в частности, икона второй четверти XVI века в собрании Музея им. Андрея Рублева из коллекции А.А.Ширинского-Шихматова .

    Слайд 26

    Мастер Евстафий Головкин. Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Икона. 1592. СПМЗ

    Устойчивый в целом на протяжении раннего времени состав клейм в житийных иконах доживает практически до конца указанного столетия, что можно видеть на примере небольшой иконы работы местного троицкого иконописца Евстафия Головкина 1592 года (СПМЗ) .

    Слайд 27

    Сцены Куликовской битвы. Фрагмент иконы «Преподобный Сергий Радонежский, с житием». Начало

    XVII века, с позднейшими дополнениями. Ярославский художественный музей

    Наиболее ярким и заключительным из позднейших икон является монументальный образ преподобного Сергия в рост из Ярославля начала XVII века, в окружении клейм, дополненных позднее сценами «Сказания о Мамаевом побоище» . В последующих поколениях основатель Троицкого монастыря выступает как едва ли не главный вдохновитель Куликовской битвы, поворотного события отечественной истории XIV–XV столетий.

    Слайд 33

    Хромушина Л.А. ® 2015г.

    Посмотреть все слайды

    В презентации излагается иллюстрированное житие прп. Сергия Радонежского.

    Дополнительные адреса для скачивания:
    Все работы Титовой Галины Анатольевна можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как выборочно, так и архивом) на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru

    Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:

    К слайду 2
    700 лет назад в высокородной семье ростовско - суздальских бояр Иванчиных родился второй сын, окрещённый с именем Варфоломей. Но в историю православия он вошёл с другим именем - Сергий. По прозванию - Радонежский.
    К слайду 3
    Хотя некогда «Ангела-хранителя Земли Русской» величали иначе - Сергий Маковецкий. Дело в том, что основанная им обитель расположилась на горе Маковец, что в 10 верстах от местечка Радонеж. По месту и имя.
    К слайду 4
    Будущий святой родился 3 мая 1314 года в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла и его жены Марии.
    К слайду 5
    Свято -Троицкий Варницкий монастырь был основан в 1427 году Ростовским архиепископом Ефремом на том месте, где находился родительский дом Преподобного Сергия Радонежского.
    К слайду 6
    Родители его были людьми почтенными и справедливыми, религиозными в высокой степени. Помогали бедным и охотно принимали странников.
    К слайду 7
    Еще до его рождения свершилось чудо. Однажды во время службы, когда Мария была в церкви, младенец трижды прокричал в утробе матери. Все были поражены.
    К слайду 8
    На сороковой день после рождения родители принесли ребенка в церковь. Иерей окрестил его Варфоломеем. Родители рассказали, как их сын в церкви три раза прокричал. Иерей ответил: “Радуйтесь, будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы”.
    К слайду 9
    С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.
    К слайду 10
    С малых лет он слышал в церкви и дома молитвы и псалмы и запоминал их. И вскоре боярыня Мария стала замечать, как не похож её Варфоломей на своих братьев и других детей. Он не любил шумных игр и детских забав, искал уединения и мог часами сидеть где-нибудь в саду, погруженный в глубокую задумчивость.
    К слайду 11
    Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Он очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются и родители усовещивают.
    К слайду 12
    Варфоломей плачет одиноко, много молится, но вперед не продвигается: не даётся ему учение. Все изменилось после чудесного случая.
    К слайду 13
    Однажды по заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца, «благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился».
    К слайду 14
    Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот закончит молиться.
    К слайду 15
    Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему мальчик о своём горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.
    К слайду 16
    Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец, взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «То тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания».
    К слайду 17
    — Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей. После этого старец хотел уйти, но Варфоломей умолил его посетить дом его родителей.
    К слайду 18
    Кирилл и Мария встретили странника радушно, велели приготовить для него угощение. Но старец, прежде чем сесть за стол, сначала пошел в часовню помолиться и взял с собой Варфоломея. Мальчику он протянул книгу и велел читать псалмы. "Но я не умею, отче", - смутился Варфоломей. Монах настаивал.
    К слайду 19
    Варфоломей стал читать - бойко, быстро, вразумительно! Его родители, братья и все домашние были поражены этим чудом, которое произошло прямо у них на глазах.
    К слайду 20
    После трапезы старец засобирался в дорогу. На прощание он сказал боярину и его жене: - Ваш отрок создаст обитель Святой Троицы и многих приведет к уразумению Божественных заповедей.
    К слайду 21
    Скоро Варфоломей стал лучшим учеником в школе. Получив благодать разумения, прп. Сергий и сейчас помогает людям именно этим даром - постигать науки. Поэтому ему молятся в учении с просьбой дать память и сообразительность.
    К слайду 22
    Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться из родной ростовской земли в село Радонеж, затерявшееся в дремучих московских лесах.
    К слайду 23
    С первых же дней в Радонеже Варфоломей полюбил лес. В радонежских дебрях можно было затеряться и найти истинный покой и уединение.
    К слайду 24
    Он мечтал о монашеской жизни и просил его отпустить. Мария готова была благословить сына, но Кирилл отказал: - Подожди немного, сынок. Мы стары и немощны, некому нам услужить. Братья твои женились и заботятся о своих семьях. Вот похоронишь нас и тогда сможешь исполнить свое заветное желание.
    К слайду 25
    И Варфоломей - послушный сын -продолжал верно служить родителям. Вскоре Кирилл и Мария сами ушли в Хотьковский монастырь, чтобы окончить свои жизни в молитве и покаянии.
    К слайду 26
    Покровский Хотьков монастырь - скромная когда-то обитель приобрела широкую известность как место упокоения преподобных Кирилла и Марии - родителей преподобного Сергия Радонежского.
    К слайду 27
    После смерти родителей Варфоломей принял решение не идти монахом в какой-либо монастырь, а удалиться в пустыню и пошел к своему брату Стефану в Хотьков монастырь, чтобы пригласить его быть своим товарищем в пустынножитии.
    К слайду 28
    Несколько дней брели братья по дремучему Радонежскому лесу. Наконец они увидели холм с пологими склонами, очень похожий на маковку. Они поднялись на его вершину и очутились на полянке, чистой, как будто выметенной к их приходу.
    К слайду 29
    К вечеру был готов шалаш из ветвей, а утром закипела работа. Братья рубили деревья, очищали от ветвей, таскали на своих плечах тяжелые бревна. Поставили два сруба - для церковки и для кельи.
    К слайду 30
    Варфоломей попросил старшего брата решить, во имя кого освятить построенную церковь, какой будет ее престольный праздник. И тут Стефан напомнил ему слова святого старца, много лет назад предрекшего Кириллу и Марии: "Ваш отрок создаст некогда обитель Святой Троицы..."
    К слайду 31
    Братья отправились пешком в Москву к самому митрополиту Феогносту за благословением на освящение церкви во имя Святой Троицы. После освящения братья начали пустынножительствовать.
    К слайду 32
    Но вскоре Стефан, не в силах вынести все тяготы пустынного жития, ушел в Москву, в Богоявленский монастырь. И Сергий остался один.
    К слайду 33
    Оставшись в полном одиночестве, он призвал игумена Митрофана и принял от него постриг с именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. Ему было 23 года.
    К слайду 34
    Совершив обряд пострижения, Митрофан приобщил Сергия Святых Тайн. Сергий же, семь дней не выходя провел в «церквице» своей, молился, ничего не «вкушал», кроме просфоры, которую давал Митрофан.
    К слайду 35
    А когда пришло время Митрофану уходить, просил его благословения на жизнь пустынную. Игумен поддержал его и успокоил, сколько мог. И молодой монах один остался среди сумрачных своих лесов.
    К слайду 36
    Выдержит ли он один в грозном лесу, в убогой келье? Страшны, наверное, были осени и зимние метели на его Маковице! Ведь Стефан не выдержал же. Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив и «боголюбив». Так прожил молодой монах в полном одиночестве некоторое время.
    Слайд 37
    Однажды Сергий увидел у своей кельи огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из кельи краюшку хлеба, подал — с детских ведь лет был, как родители, «странноприимен». Мохнатый странник мирно съел.
    Слайд 38
    Потом медведь стал навещать его. Сергий подавал всегда, даже если это был у него последний кусок. Так грозный зверь, которого все боятся, сделался ручным.
    К слайду 40
    Между тем слухи о молодом отшельнике быстро распространялись по окрестным селам, весям и монастырям. Одни монахи осуждали Сергия за гордыню, другие преклонялись, особенно если познали на собственном опыте подвиг пустынножительства.
    К слайду 41
    И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудность жизни, на лишения, с ней связанные. Жив еще был для него пример Стефана. Все-таки — уступил. И принял нескольких…
    К слайду 42
    Построили двенадцать келий. Обнесли тыном для защиты от зверей. Кельи стояли под огромными соснами, елями. Торчали пни только что срубленных деревьев. Между ними разводила братия свой скромный огород. Жили тихо и сурово.
    К слайду 43
    Сергий подавал во всем пример. Сам рубил кельи, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду.
    К слайду 44
    Летом и зимой ходил в одной и той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу противу двух человек». Был первым и на церковных службах.
    К слайду 45
    Так шли годы. Община жила неоспоримо под началом Сергия. Монастырь рос. Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался. — Желание игуменства,— говорил,— есть начало и корень властолюбия.
    К слайду 46
    Он убеждал братию в том, что желал бы умереть в обители скромным иноком, всю жизнь учиться, а не учить, повиноваться, а не начальствовать. Но братия была неумолима. Иноки даже пригрозили, что если Сергий не захочет заботиться об их душах, то они покинут обитель и будут блуждать в этом мире, как овцы без пастыря.
    К слайду 47
    И Сергий уступил —как решит митрополит или епископ, так и будет. Он пешком отправился к епископу в город Переславль-Залесский.
    К слайду 48
    Возвратился Сергий с поручением от Церкви — воспитывать, вести пустынную свою семью. Став игуменом, Сергий совсем не изменился: так же, как и раньше, он сам скатывал свечи, варил кутью, готовил просфоры, размалывал для них пшеницу.
    К слайду 49
    Сергий был строгим игуменом. Им было заведено, что у себя в келье инок проводит время или за молитвой, или за размышлением о своих грехах, или за чтением св. книг, переписыванием их, иконописью — но никак не в разговорах.
    К слайду 50
    Сергиева обитель была бедной. Часто не хватало необходимого: вина для совершения литургии, воска для свечей, масла лампадного… Вместо свечей — лучины. Нередко не было ни горсти муки, ни хлеба, ни соли, не говоря уже о приправах — масле и другом.
    К слайду 51
    В один из приступов нужды в обители нашлись недовольные. Поголодали два дня — зароптали. Один инок сказал Преподобному от лица всей братии:
    К слайду 52
    — Мы смотрели на тебя и слушались, а теперь приходится умирать с голоду, потому что ты запрещаешь нам выходить в мир просить милостыни. Потерпим еще сутки, а завтра все уйдем отсюда и больше не возвратимся: мы не в силах выносить такую скудость, столь гнилые хлебы.
    К слайду 53
    Сергий обратился к братии с увещанием. Но не успел он его закончить, как послышался стук в монастырские ворота; привратник увидел в окошечко, что привезли много хлеба. Он сам был очень голоден, но все же побежал к Сергию.
    К слайду 54
    — Отче, привезли много хлебов, благослови принять. Вот, по твоим святым молитвам, они у ворот. Сергий благословил, и в монастырские ворота въехало несколько повозок, нагруженных испеченным хлебом, рыбою и разной снедью.
    К слайду 55
    Сергий порадовался, сказал: — Ну вот, вы алчущие, накормите кормильцев наших, позовите их разделить с нами общую трапезу. Приказал ударить в било, всем идти в церковь, отслужить благодарственный молебен. И лишь после молебна благословил сесть за трапезу. Хлебы оказались теплы, мягки, точно только что из печки.
    К слайду 56
    Прошло несколько лет. Монастырь уже не нуждался, как прежде. А Сергий был все так же прост — беден, нищ и равнодушен к благам. Ни власть, ни разные «отличия» его не занимали.
    К слайду 57
    Однажды митрополит Алексий хотел возложить на него золотой крест в награду за труды, но Сергий сказал: «От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете» — и решительно отклонил от себя эту почесть.
    К слайду 58
    В Орде между тем выдвинулся Мамай, стал ханом. Он поклялся, что сотрет Русь с лица земли вместе с ее городами, весями и церквами. Время для Руси было очень опасное.
    К слайду 59
    Великий князь Димитрий Иванович, прозванный Донским, чтил преподобного Сергия, как отца, и приехал к нему просить благословения на борьбу с татарским ханом Мамаем.
    К слайду 60
    До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем. Теперь стоял пред трудным делом: благословения на кровь.
    К слайду 61
    Наверное, Сергий задавал себе вопрос: «Благословил бы на войну, даже национальную, Христос?»
    К слайду 62
    18 августа Димитрий с другими князьями и воеводами приехал в Лавру. Начался молебен. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему: « Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, воинам твоим плетутся венки мученические».
    К слайду 63
    Князь опустился перед ним на колени. Сергий благословил его и напутствовал: - Иди против безбожных без всякого страха. Господь будет тебе помощник и заступник. Победиши враги твоя.
    К слайду 64
    Этим крестом благословил преподобный Сергий князя Димитрия на поганого хана Мамая.
    К слайду 65
    Князь Дмитрий вышел к ожидавшей его свите со слезами на глазах, но с радостным лицом. Он никому не сказал о пророчестве старца, но все видели, как переменился князь.
    К слайду 66
    Помощниками князю Димитрию по его просьбе Сергий дал двух монахов-схимников: Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
    К слайду 67
    Когда-то они были доблестными воинами и на татар пошли без шлемов, панцирей — в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде.
    К слайду 68
    20-го Димитрий был уже в Коломне. 26—27-го русские перешли Оку, рязанскою землею наступали к Дону. 6-го сентября его достигли. И заколебались. Ждать ли татар, переправляться ли?
    К слайду 69
    Старшие, опытные воеводы предлагали повременить. Мамай силен, с ним и Литва, но князь Димитрий, помня слова Сергия, перешел Дон. Назад путь был отрезан, значит, победа или смерть.
    К слайду 70
    А Сергий в эти дни тоже был в подъеме высочайшем. И вовремя послал вдогонку князю грамоту: «Иди, господин, иди вперед, Бог и Святая Троица помогут!»
    К слайду 71
    8-е сентября 1380 года! По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразил его и сам пал.
    К слайду 72
    Началась битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст. Сергий правильно сказал: «Многим плетутся венки мученические». Их было сплетено немало: из ста пятидесяти тысяч русских воинов в живых осталось не более сорока. Сто с лишним тысяч павших похоронили на месте сражения.
    К слайду 73
    Позднее над их общей могилой был возведен храм во имя Рождества Богородицы - на этот праздник, 8 сентября, и пришелся день Куликовской битвы, и поставлен памятник инокам Пересвету и Ослябе.
    К слайду 74
    Храм-памятник Преподобному Сергию Радонежскому на поле Куликовом был построен в 1913-1919 гг.
    К слайду 75
    Удивительно проявился в день Куликовской битвы провидческий дар Сергия Радонежского. Весь день 8 сентября братия обители во главе с преподобным горячо молилась за русское воинство. Сергий "телом стоял на молитве в храме Святой Троицы, а духом был на поле Куликовом".
    К слайду 76
    Он говорил о ходе боя. Называл имена погибших и тут же читал по ним заупокойные молитвы. А в конце сказал: «Мы победили».
    К слайду 77
    Икона Св.Сергий Радонежский, Димитрий Донской, Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя).
    К слайду 78
    Главной духовной заботой преподобного Сергия было утверждение мира и братолюбия между соотечественниками. Не случайно храм и монастырь он основал в честь Святой Троицы. Святой пламенно желал, чтобы русские люди, «взирая на Пресвятую Троицу, побеждали ненавистную рознь мира сего».
    К слайду 79
    Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений.
    К слайду 80
    Один раз явилась ему в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители.
    К слайду 81
    В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители.
    К слайду 82
    Однажды поздно ночью он читал о житии Богородицы, но внезапный порыв ветра затушил лампадку, которая была единственным источником света, позволяющим продолжать чтение. Тогда Сергий настолько воспылал духом своим, что книга, которую он читал, просияла небесным светом, и Сергий смог прочитать о житии Богородицы без лампадного света.
    К слайду 83
    Однажды в монастыре закончилась вода. И тогда Сергий нашел место, окрестил его крестом и стал читать молитву, горячо просить Бога, чтобы появилась вода. Тогда произошло настоящее чудо — на этом месте пробился родник, который теперь называется Сергиевым. И родник этот источал чудеса — тот, кто с верой пил воду из этого родника, тот исцелялся.
    К слайду 84
    Прп. Сергий умел одним касанием руки исцелять слепоту и дарить зрение незрячим, исцелял бесноватых и немощных, хромых и немых.
    К слайду 85
    Также известен случай, когда он излечил больного, который не мог есть, окропив его святой водой и совершив молитву Господу. В течение жизни таких исцелений было совершено Сергием Радонежским очень много.
    К слайду 86
    Однажды св. Сергий даже воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда тот нёс ребёнка к святому для исцеления.
    К слайду 87
    Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика - преподобного Никона.
    К слайду 88
    В момент преставления лик Преподобного озарился Светом и необыкновенное благоухание наполнило келью. Это было 25 сентября 1392 года на 78 году жизни.
    К слайду 89
    Тело преподобного Сергия находилось в земле более 30 лет. Он был похоронен возле монастыря, где жил один благочестивый человек, который часто ходил молиться к нему на могилу. Однажды ему привиделся преподобный Сергий и сказал, чтобы его тело достали из-под земли и перенесли в храм. Мужчина возвестил об этом священника. И 5 июля 1422 года состоялось торжество открытия мощей.
    К слайду 90
    Люди очень удивились, когда увидели тело и одежды святого совсем неиспорченными, нетленными.
    К слайду 91
    Сергий пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленнейшим старцем. До преподобного на Маковице был лес да медведи жили в дебрях по соседству.
    К слайду 92
    А когда он умер, место резко выделялось из лесов и из России.
    К слайду 93
    На Маковице вырос монастырь — Троице-Сергиева лавра, который еще при Сергии стал притягательным для тысяч паломников.
    К слайду 94
    Сегодня Троице -Сергиева лавра - это духовный центр нашей страны, сердце России, куда ежегодно стекаются тысячи людей - поклониться мощам преподобного Сергия.
    К слайду 95
    Над гробом преподобного Сергия был построен Троицкий собор, весь из белого камня. Верх храма весь вызолочен. Внутри у южной стены почивают мощи преподобного Сергия.
    К слайду 96
    У раки с мощами преподобного Сергия постоянно читаются ему акафисты. К мощам каждый день приходят тысячи людей, чтобы исцелиться от болезней или просто помолиться и поблагодарить.
    К слайду 97
    Троицкий собор расписывал преподобный Андрей Рублев - ученик Сергия Радонежского, величайший русский иконописец.
    К слайду 98
    Тогда-то и была создана гениальная «Троица» - главная храмовая икона Троицкого собора, непревзойденный шедевр древнерусской живописи.
    К слайду 99
    Ныне подлинник иконы находится в Третьяковской галерее, а копия - в иконостасе Троицкого собора.
    К слайду 100
    Сергий основал не только свой монастырь. Бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками — и проникнутые духом его.
    К слайду 101
    Церковь отмечает память преподобного Сергия в день кончины 25 сентября (8 октября), а также в день обретения мощей 5 (18) июля и в Соборе Радонежских святых 6 (19) июля.
    К слайду 102
    Преподобный отче наш Сергие, моли Бога о нас!

    Биография Сергия Радонежского Григорьев Артём, ученик ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка №1354 г. Москва Учитель Королева Ольга Олеговна

    Б удущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии. В литературе встречается несколько различных дат рождения: в 1315 или в 1318 году, д нём рождения Сергия также называлось 9 мая и 25 августа 1322 года; в сочинениях XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян». Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года.

    Видение отроку Варфоломею Однажды Варфоломей вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника. Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Отрок просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец благословил мальчика, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания. О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. Там старец поведал, что после его ухода «отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И что отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: «Сын ваш будет основателем обители Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей.

    После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», он основал пустынь на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил около 1335 года небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия. Начало монашеской жизни

    Образование Троице-Сергиевого монастыря Вскоре образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый - Митрофан), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.

    Общественное служение Сергия Радонежского По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей, во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками, а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.

    Старость и кончина преподобного Сергия Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…» 25 сентября 1392 Сергий скончался. День 18 июля является одним из дней памяти святого.

    Спасибо за внимание!!!

    Похожие статьи
  • © 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.