Воронеж. Церковь Успения Пресвятой Богородицы ("Адмиралтейская")

Полное название церкви - Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Приречная церковь - одно из самых древних и самое примечательное по своей исторической судьбе культовое сооружение края. Точное время ее закладки не установлено, в любом случае, это произошло в первое десятилетие существования крепости Воронеж. В последнее время публикации В.Н. Глазьева и Н.А. Комолова позволили уточнить и «удревнить» время строительства деревянной Успенской церкви. В грамоте царя Федора Ивановича воеводе Ивану Кобякову от 5 августа 1594 года сообщалось об отправке в Воронеж строителя Александра. Он вез из Москвы «в храм к Успенью» с приделом Феодора Стратилата разнообразную церковную утварь - иконы, колокола, богослужебные книги. Вся утварь была приобретена «на Воронеж» в Успенский монастырь. Как строитель «образы и книги и колокола привезет, - говорилось в царской грамоте воеводе, - и ты б строителю Олександру велел образы и книги и колокола у Успенья Пречистой Богородицы поставить и монастырь ему велел строить». Оба исследователя делают вывод о том, что монастырь в этот момент построен не был, но Успенская церковь, по всей видимости, существовала в этот момент как приходская. Успенский мужской монастырь возник «около 1600 года поставлением царя Бориса» (Годунова), его основателем является игумен Кирилл. Можно предположить, что в его состав включили приречную церковь. Все монастырские здания в тот момент были деревянными. Полая вода периодически затопляла пойму, из-за этого кельи и храм загнивали. Особенно сильный разлив случился в 1616 году. В Успенской церкви в этом году упоминался придел Феодора Стратилата. По Переписной книге 1678 года Успенский монастырь находился на прежнем месте, главный храм имел посвящение Вознесению Господню «да в пределех Успения Пресвятые Богородицы, да Бориса и Глеба». В конце XVII века игумен монастыря Тит решил воздвигнуть каменный, в два света, пятиглавый храм вместо старого деревянного. Храм этот был рассчитан примерно на пятьсот человек и задумывался в форме четырехгранного столба. Колокольня планировалась низкой, в один ярус, и должна была примыкать сразу к храмовой части, без трапезной. Историк церкви конца позапрошлого века архимандрит Димитрий (Самбикин) высказал предположение о том, что в эти годы положение Успенского храма «возвысилось до степени главного соборного в Воронеже», поскольку церковь строилась пятиглавой, а это в старину служило признаком главенства собора в городе.

Е.А. Болховитинов и вслед за ним архимандрит Димитрий указывают на 27 декабря 1699 года. Священник церкви и автор очерка о ней в «Воронежской старине» (1906) Феодор Лукин переносит это событие на пять лет вперед, на 27 декабря 1694 года. Такая датировка вызвала большее предпочтение краеведов и вошла в официальные издания о памятниках истории и архитектуры Воронежа. Но и 1694, и 1699 годы как время окончания строительства каменной Успенской церкви вступают в противоречие с другими документами. Осенью 1694 года был составлен чертеж прилегающей к монастырю местности (поводом послужил спор о принадлежности мельницы на одном из речных протоков). Чертеж монаха-картографа сохранился в одном из московских архивов и опубликован в книге историка В.П. Загоровского «Воронеж: Историческая хроника» (1989). На этом рисунке церковь предстает деревянной и трехглавой. Это вроде бы не противоречит принятой датировке, ибо чертеж относится к осени 1694 года. Но точно таким же Успенский храм выглядел и в феврале 1703 года - деревянный, трехглавый. Знаток воронежской архитектуры, бывший директор Краеведческого музея А.П. Соловьев придерживается иной точки зрения. С той наблюдательной позиции, которую занимал голландец, из пяти глав церкви будут видны только три, а две другие закрываются в проекции. И второе, считает он: Успенка на гравюре все же каменная, а не деревянная: заведомо деревянные постройки заштрихованы иначе. Мне, однако, ближе точка зрения В.П. Загоровского на то, что Успенская церковь перестроена в каменную сразу после 1703 года. В таком случае становится понятнее ее пятиглавие: в начале XVIII века она действительно приобрела статус главного воронежского храма. Так ли, иначе - все равно она является древнейшим каменным сооружением в городе и уступает пальму первенства лишь церкви Алексеевского Акатова монастыря, возведенной в 1674 году.

В архитектуре Успенской церкви специалисты (Н.В. Валукинский, Г.К. Лукомский, Ю.И. Успенский) отмечали влияние средневекового зодчества Руси, оно отчетливо проявляется в высоком квадратном нефе, увенчанном пятью главами. Это и есть самая старая часть церкви, ибо трапезной и колокольни в их сегодняшнем виде тогда не было. Не только старинной архитектурой привлекает внимание Успенская церковь. Дело еще и в том, что это единственный сохранившийся памятник, связанный с кораблестроением в Воронеже в конце XVII - начале XVIII века. Петр I, впервые приехавший в наш город в феврале 1696 года, нашел здесь наиболее удобное место для создания морского флота. В короткий срок близ Успенского монастыря выросла Немецкая слобода, на острове возведено адмиралтейство, включавшее в себя цитадель (крепость), каменный цейхгауз, «парусный двор». Поблизости построили дворец царя, дома его сподвижников А.Д. Меншикова, Ф.М. Апраксина, Ф.А. Головина, Н.М. Зотова. По обе стороны монастыря тянулась корабельная верфь. После богослужения в Успенской церкви 2 апреля 1696 года на воду спустили первый корабль - галеру «Принципиум», чуть позже - многопушечный корабль «Апостол Петр». Построенный в Воронеже флот дал возможность русской армии 19 июля 1696 года взять турецкую крепость Азов. В 1700 году по чертежам самого цар был построен корабль «Предестинация», в 1703 году - «Разженое железо», «Святой Георгий», «Святая Наталия». В 1704 году на рейде против города стояли многопушечные галеасы «Дельфин», «Вингельгак», «Воронеж», на стапелях строилась «Ластка», на берег вытащены «Старый Орел», «Спящий Лев», «Самсон», «Шпага». Мужской монастырь, оказавшийся в эпицентре бурных событий, мешал верфи; в 1700 году он был упразднен Петром I и слит с Алексеевским Акатовым. Успенская церковь превратилась в Адмиралтейскую. Строительство флота длилось до 1711 года. Свидетелем тех славных событий осталась одна Успенская церковь: часть остальных построек сгорела в пожаре 1748 года, часть разрушена временем и небрежением наших предков. С прекращением кораблестроительных работ Успенская церковь стала обычной приходской. К тому же после стихии 1748 года приход превратился в один из беднейших в Воронеже, ибо состоятельные граждане стали переселяться от реки на верхнее плато. Хотя именно в Успенском приходе в конце XVII века купцом Петром Гардениным (1756) был построен первый в городе жилой каменный дом.

К началу XIX века благосостояние церкви несколько улучшилось. В 1803 году была построена трехъярусная колокольня, соединенная воедино с храмовой, частью, и «увеличена церковь» (возможно, под этим понимается появление трапезной с двумя придельными алтарями - в честь Богоявления Господня и во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских). В 1880-1881 годах последовал новый ремонт: вся церковь «подверглась переделке», увеличены в размерах окна первого яруса, снесена паперть у северного входа, со стороны реки устроена каменная ограда вместо земляного вала, к колокольне пристроена караулка. Заново переписан иконостас храма. В ночь на 6 июня 1885 церковь была ограблена: воры выпилили решетки, содрали с икон ризы, похитили священные сосуды и золотой крест, пожертвованный Петром I. В 1805 году в церкви служили протоиерей Афиноген Печерский, диакон Феодор Чекалин, дьячок и пономарь. Приход составляли 193 дома, где проживали 1098 человек обоего пола. В то врем близ церкви стоял каменный дом для причта, построенный в 1873 году. В 1894 году появилась богадельня, основанная на средства купчихи Е.В. Гардениной, половину здания занимала школа грамоты для девочек. Из достопримечательностей в начале прошлого века в Успенке отмечались рукописные ноты старинной духовной музыки, освятительный крест, найденный при ремонте, и стул с высокой спинкой, обитый черным сафьяном, изготовленный, по преданию, самим Петром Великим. Прихожане содержали причт - священника, диакона, псаломщика, поддерживали достойный вид храма. Справедливости ради надо сказать, что в 1911 году воронежские газеты отмечали ветхость церкви, вызванную всеразрушающим временем.

По Клировым ведомостям за этот год, в церкви служили священник Феодор Лукин (с 1899 года), диакон Николай Абрамов (с 1868 года) и псаломщик Александр Москаленко (с 1909 года). В приход входили 170 дворов с населением 855 человек. Старостой церкви с 1886 года был купец Иуда Перевозчиков (1914). 29 июня 1901 года были позлащены и вновь установлены шесть крестов на куполах церкви. Обширного кладбища вокруг церкви не было, хотя еще в 1920-е годы в ограде сохранялись две надгробные плиты - священника отца Симеона (1758) и прихожанки Прасковьи Петровой (1763). Хотя во время земляных работ в 1996 году вокруг церкви было обнаружено многочисленное скопление человеческих скелетов - возможно, это были захоронения петровского времени. Успенская церковь благополучно пережила изъятие ценностей (которых у нее было немного), производившееся после революции. В 1932 году связи с закрытием Троицкого Смоленского собора архиепископ Захария (Лобов) вынужден был перенести свою кафедру в Успенскую церковь. Клир Успенского собора, уклонившийся в обновленчество, приложил руку к аресту в 1935 году главы епархии и к обвинению его в антисоветской агитации. Захария в октябре 1935 года был осужден и отправлен на пять лет в лагерь. Не ужился с успенскими священниками и архиепископ Петр (Соколов). Осенью 1936 года Петр был арестован и умер вскоре после вынесени приговора. В феврале 1940 года Успенскую церковь закрыли, здание передали горсовету Осоавиахима. Во время Отечественной войны здание пострадало: сгорела кровля трапезной и нескольких куполов, в арке и в боковых стенах нефа от близких взрывов побежали трещины. Часть стены отклонилась от оси из-за распора свода. Летом 1946 года пустующую церковь передали областному архиву под хранилище документов. Архив провел ремонт: покрыл тесом трапезную, оштукатурил стены изнутри (уничтожив при этом росписи), растесал окна трапезной.

В начале 1950-х годов весь двор церкви был занят огородами, уничтожена отмостка, разобрана кирпичная подпорная стенка, предохранявшая от разлива реки. В 1956 году в стенах трапезной появились трещины. Внутри церкви были устроены высокие металлические стеллажи для архивных папок, небольшой уголок выгородили для читального зала. В 1967 году, выстроив новое помещение, архив покинул Успенскую церковь. В 1969 году горисполком передал ее Краеведческому музею под экспозицию по истории военно-морского флота. Московский архитектор Б.Л. Альтшуллер выполнил проектные работы, и в 1970 году началась реставрация. Но в апреле 1972 года пошло затопление чаши водохранилища. В 1973 году еще продолжали подновлять кирпичную кладку. Был разработан проект подъема церкви на 2-3 м и подведения под нее бетонного фундамента с гидроизоляцией. Кардинально ситуацию изменил лишь надвигавшийся юбилей военно-морского флота, когда из Москвы были выделены крупные средства для спасения церкви. Сделана гидроизоляция, высоко поднят уровень пола - вход из трапезной в храм стал очень низким. Росписи стен еще нет, восстанавливается иконостас.

В сентябре 1996 года, когда в Воронеже торжественно праздновался трехвековой юбилей русского военно-морского флота, крестный ход во главе с митрополитом Мефодием (Немцовым) проследовал от Никольской к Успенской церкви, перенося из действующего храма негасимый светоч веры. Тогдашний губернатор А.Я. Ковалев передал главе епархии символический ключ от Успенской церкви.

8 мая 2002 года освящена и установлена мемориальная доска памяти воронежских моряков-подводников, погибших на подводных лодках «Комсомолец» и «Курск» (автор - скульптор А.И. Кожевников). 22 мая 2003 г. на хранение передан Андреевский флаг, рядом с ним - икона святого праведного Феодора Ушакова, адмирала российского флота. На острове против Успенской церкви 12 июня 2002 года воздвигнут деревянный крест - в память 330-летия со времени рождения Петра Великого. На южной стене главного нефа две доски: «Успенская церковь (Адмиралтейская). Конец XVII - начало XVIII в., колокольня и трапезная - XIX в. Памятник истории и архитектуры. Восстановлена к 300-летию Российского военно-морского флота (1996 г.) на средства государства и пожертвования граждан». Справа вторая доска, она установлена 16 сентября 2003 года по инициативе региональной общественной организации «Колыбель русского флота»: «Здесь, под сводами Храма, 16 (3) мая 1696 года русский военный флот перед Азовским походом получил первое благословение на служение Отечеству». Речь идет о времени отплытия кораблей во главе с Петром I и богослужебной церемонии в этот день. Но дата события пересчитана на новый стиль неверно и здесь должно быть «3 (14) мая 1696 года».

Александр Акиньшин "Храмы Воронежа"



Успенская церковь в Воронеже является памятником архитектуры XVII века, сохранившимся до наших дней. Полное название храма - Церковь Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Предположительно, первое упоминание о деревянном храме было в 1594 году. Он перестраивался, изменялся, менял своё месторасположение несколько раз из-за того, что часто затоплялся водами близлежащей реки. В конце XVII века из деревянного перестроен в каменный (называется приблизительная дата -1703 год). Тогда же она стала именоваться Адмиралтейской (из-за строительства в Воронеже первых кораблей российского флота). В 1969 году решением Горисполкома храм передали в введение Краеведческого музея для экспозиции по истории военно-морского флота. В 1970 году началась реставрация храма по проекту московского архитектора Б.Л. Альтшуллера.

Успенская церковь в своей архитектуре смешала разные стили. Специалистами отмечается влияние средневекового зодчества Руси допетровского времени, проявляющегося в высоком квадратном нефе с пятью главами. Пятиглавый четверик имеет низкую трехлопастную апсиду, высота которой составляет 13,1 м. Прямоугольная трапезная и трехъярусная колокольня, высотой 21,4 м, выдержаны в духе классицизма. Стенопись храма заштукатурена. В распоряжении храма находится участок земли в 0,142 га.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/uspenskaya-tserkov-1965.html



Успенская церковь построена около 1694 г.; несмотря на то, что постройка относится уже к петровскому времени, однако по типу своего главного нефа она может быть отнесена к началу XVII или к концу ХVII вв. В этом не будет ничего странного, если мы вообще вспомним, что в провинции архитектурные стили и навыки вообще запаздывают на несколько десятилетий сравнительно с центром. Это оказывается особенно справедливым для старой Руси, где плохие пути сообщения всегда создавали известную изолированность и самобытность ее отдельных частей.

Успенская церковь была сначала монастырской. Успенский монастырь был старейшим в городе Воронеже и наиболее богатым. Только Петр I, создав в Воронеже верфь против настоящей Успенской церкви, признал неудобным близкое соседство монастыря с центром вновь возникшего делового города и перевел монастырь в Алексеевский Окатов монастырь, Успенскую же церковь обратил в приходскую - адмиралтейскую.

Исследователь Н. Валукинский дает такое описание этой церкви: «Вся прелесть, вся ценность ее - в главном квадратном нефе, сооруженном московскими зодчими. Присутствие же пяти глав, кроме того, говорит о подражании храмам нового для этой эпохи веяния, принесенного в Москву Иоанном III. Не менее характерным отпечатком той эпохи является и отношение малой ширины и длины к превышающей их высоте, чем запечатлевается мысль зодчих дать молитве унестись в высь. Двухъярусный с окнами неф держит крышу, переходящую из четырех скатов шатра в купольный свод; аналогичная конструкция вряд ли где встретится и оригинальность ее еще более подчеркивается тем, что крыша не характеризует сводов потолка. Крышу увенчивают пять глав на невысоких шейках (барабаны); купола довольно правильные по форме и интересные как по контуру, так и по пропорции. Карниз шеек, общий отчасти с каргопольскими, старосимоновскими и другими московскими церквами, в то же время не является точной копировкой их. В средней главке, служащей просветом в своде, чередуется плоская лента с зубцами (торец ребром и плашмя) и фризом. Подобный карниз внесен был в архитектуру в начале XVI в. Алевизом Новым. Карниз под всей крышей корпуса переходит в пилястры, связанные полуциркульными карнизами (генеалогия закомара); каждую пилястру увенчивает опять ряд карнизов. 3 ленты, торец ребром (зубцы), кстати сказать, излюбленная деталь Владимиро-Суздальского зодчества, фриз, рамочка и опять фриз. Композиция оригинальная, продуманная и интересная. Угловые пилястры спускаются до низу и переходят в уступчатый цоколь; средняя пара свешивается ниже уровня верхних окон, все же остальные пилястры не доходят до уровня окон. Но все они белые, на желтом фоне, кажутся холстами, опущенными рукою художника зодчего, а карнизы напоминают кружева. Тройной апсид, не имея пилястр, украшен в углах касаний полуокружностей двумя колонками, переходящими от карниза из квадратного сечения в окружность и в основании опять в квадрат. Присутствие этих маскирующих углы колонок можно наблюдать во многих древних храмах, как, например, в храме Николы Вербинского, Ярославском и т. д. Но другое можно увидеть в окнах храма. Здесь уже мало русского духа: почти целиком сняты эти глаза здания с голландских окон; еще более говорят об этом наличники. Полное же отступление от русского искусства мы видим на сводах, на двух столбах, подпирающих эти своды. Четырехугольная со срезанными углами колонна еще встречается в древнем зодчестве, но уборы, наклейка прямоугольных с полуокружностями рамочек является новшеством. В Успенской церкви видна не одна Москва. В Воронеже жил Петр I; всюду и вездесущий - он и здесь отразил свое присутствие, наложив на стенах налет пыли от бури, навеянной им".

Колокольня Успенской церкви построена в 1808 г., тогда же устроена и трапезная. Колокольня ампирного стиля и совсем не соответствует строгому московскому стилю храма. В 1880-81 гг. церковь вновь подверглась переделке, причем были увеличены нижние окна.

Ю.И. Успенский «Старый Воронеж», Профтехшкола, 1922 г.



В Успенской церкви г. Воронежа первоначально был только один придел на правой стороне. Митрополит Евгений (в описании Воронежской епархии, стр. 71) говорит, что «в Успенской церкви придел один и тот же был посвящен не Богоявлению, а Божией Матери всех скорбящих Радости, но когда он был устроен неизвестно, так как в 1699 г. был освящен главный Успенский престол, а придельный «после», но когда именно, нет сведений». В ризничной описи 1782 г. упоминается о придельном храме в честь иконы Божией Матери всех скорбящих Радости.

В 1792 г. прихожане Успенской церкви испрашивали у преосвящ. Иннокентия разрешение исправить помост в алтаре придельного храма Божией Матери всех скорбящих Радости. В 1802 г. этот придел вторично был поправлен и распространен. Побуждением к возобновлению было то, что каменный придел во имя Божией Матери, как писали прихожане преосвящ. Иннокентию, повредившись с правой стороны в фундаменте, опасно рассеялся как в стенах, так и по своду.

При сем возобновлении прихожане Успенской церкви просили преосвящ. посвятить придел не Божией Матери, а св. вмч. Георгию. Не видно из прошения, по каким соображениям прихожане желали устроить придел в честь св. Георгия; возможно, что в честь Божией Матери всех скорбящих Радости уже был устроен в ближайшей к Успенской церкви св. Иоанна Богослова, где находилась и чудотворная икона Божией Матери всех скорбящих Радости, или, может быть, во главе прихожан в числе жертвователей на возобновление придела был какой-либо Георгий, желавший устроить храм своему ангелу. Разрешение на посвящение св. вмч. Георгию было дано, но прихожане по устройству трапезной и колокольни просили преосвящ. Иннокентия вместо одного придела устроить другой, так как в трапезе Успенской церкви удобно могут помещаться два алтаря, и для прихожан нижайше желательно, чтобы с правой стороны учредить престол во имя Богоявления Господня, а в левой сделать празднование св. вмч. Георгию. Преосвящ. от 30 октября дал резолюцию: «Бог да благословит все по сему исправить». Придел на правой стороне в Успенской церкви г. Воронежа первоначально был устроен в 1803 г., а затем возобновлен 17 ноября 1867 г.

Побуждением посвятить правый придел в честь Богоявления Господня, вероятно, было то, что с давних времен на освящение воды на Крещение и др. праздники совершалось на реке близ Успенской церкви, и нередко преосвящ. отправляли богослужение в Успенском храме, вот прихожанам желательно было устроить придел в честь Богоявления Господня, так как в этот праздник из-за хождения на иордань (на реку) для освящения воды стекалось множество богомольцев к Успенской церкви. Это, вероятно, побудило причт Богоявленской церкви отправлять свой престольный праздник не 6 января, а 7-го на другой день Крещения Господня.

Близ Успенской церкви построено каменное здание вроде часовни, где хранится иордань - водосвятная сень. Она устроена на деревянном высоком помосте. Посреди помоста сделано отверстие, по ступеням которого при водоосвящении сходят для погружения креста в воду. Сень ограждена по сторонам решеткою, на помосте устроен балдахин на железных столбах с разными украшениями. На восточной стороне балдахина устроен киот для помещения во время водоосвящения чудотворной иконы Божией Матери всех скорбящих Радости, приносимой обыкновенно из Богословской церкви священнослужителями. На других сторонах балдахина вверху поставлены иконы Крещения Господня и др. Эта часовня из особо устроенного здания на реку выдвигается по нарочито для него устроенным рельсам.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 2, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.



Успенская церковь - бесспорно самая древняя и замечательная по своим историческим судьбам в г. Воронеже. Храм Успения Божией Матери в течение 300-летнего своего существования испытал много перемен. Он был монастырским с 1600 по 1700 гг., адмиралтейским, придворным в 1698 - 1710 гг. и приходским в 1712 г.

По временам значение этого храма возвышалось до степени главного соборного в Воронеже (эта церковь о пяти главах, что в старину служило признаком главного храма в древнем городе и недаром в народе и доселе считается бывшею когда-то соборною), и умалялась до степени беднейшей из приходских церквей г. Воронежа.

В этом храме не раз совершал богослужение первый святитель Воронежский Митрофан и его преемники. Здесь же не только молился, но и принимал деятельное участие в богослужении царь Петр I, он пел на клиросе, читал Апостол. Петр I, основавший корабельную верфь на берегу реки Воронежа, считал неудобным близкое соседство монастыря с людьми иноземными, которых разгул он не только не стеснял, но иногда и участвовал в их пирушках, но между тем царь, как мудрый правитель и политик, не желал соблазнять людей, отрекшихся от мира, вследствие чего Петр I приказал перевести монахов Успенского монастыря на новое место в Акатову пустынь, а в 1702 г. и Покровский девичий монастырь, находившийся на полугоре к Успенскому монастырю.

По закрытии монастыря и переведении братии в Акатов Алексеевский монастырь Успенская церковь была обращена в адмиралтейскую и придворную, так как близ этой церкви было адмиралтейство, в районе ее прихода располагались царский дворец, дома Меньшикова, Апраксина и др. сподвижников Петра I.

Первоначально Успенская церковь была деревянная, как видно из челобитной игумена Феодосия; затем она была перестроена и, вероятно, перенесена на другое место, далее от реки, так как в весеннее время полою водою церковь заливалась.

Существующая церковь каменная, построена была в 1699 г. и освящена св. Митрофаном 27 декабря того же года, что видно из древнего освятительного креста, хранящегося в этом храме. В церкви в трапезной два придела, на правой стороне - в честь Богоявления Господня, а на левой - во имя преп. Антония и Феодосия Печерских.

Прежде был только один придел на правой стороне и посвящен Божией Матери всех скорбящих. Когда он был устроен, неизвестно. Придел этот же существовал в 1792 г. К 1803 г. по просьбе прихожан правый придел по возобновлении был освящен в честь Богоявления Господня. Когда первоначально был устроен левый придел трудно сказать, вероятно, не ранее 1803 г. и первоначально предполагалось освятить его во имя св. вмч. Георгия, но по ходатайству тогда бывшего церковного старосты Алексея Мещерякова был освящен в честь Московского митрополита Алексия. Впоследствии левый придел был посвящен преп. Антонию и Феодосию Киевопечерским.

При Успенской церкви, когда она была еще монастырскою, находился причт из белого приходского духовенства, так как близ сей церкви были монастырские крестьяне, для которых мирские требы совершали приходские иереи. По обращении Успенской церкви в приходскую при ней было по два священника. При Успенской церкви колокольня в одной связи с церковью построена в 1808 г. Не смотря на глубокую древность в Успенской церкви не сохранилось никаких старинных достопримечательностей, кроме храмосвятительного креста и грамоты от 1676 г. от Рязанского митрополита Иоасафа на построение Успенской церкви.

При Успенской церкви нет подцерковной земли; для причта есть каменный двухэтажный дом с деревянным флигелем и разными надворными строениями. Причт получает % с капитала в 2500 руб., пожертвованными разными лицами за поминовение, в пользу церкви 750 руб. Прихожан при Успенской церкви более 500 душ.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 4, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1886 г.



"Вся прелесть, вся ценность Адмиралтейской церкви - в главном квадратном нефе, сооружённом московскими зодчими. Присутствие же пяти глав, кроме того, говорит о подражании храма новому для этой эпохи веянию, принесённому в Москву Иоанном III. Не менее характерным отпечатком той эпохи является и отношение малой ширины и длины к превышающей их высоте, чем запечатлевается мысль зодчих - дать молитве унестись ввысь. Двухъярусный с окнами неф держит крышу, переходящую из четырёх скатов в купольный свод, аналогичная конструкция вряд ли где встретится, и оригинальность её ещё более подчёркивается тем, что крыша не характеризует сводов потолка", - писал об Успенской Адмиралтейской церкви историк Николай Васильевич Валукинский.

Общий замысел храма достаточно традиционен для конца ХVII - начала ХVIII веков. Его четверик - двухъярусный (первый ярус сильно "врос" в землю за триста лет существования здания), кубический, квадратный в плане; увенчан пятиглавием: барабан центральной главы - световой, он больше по размерам глухих угловых барабанов. С восточной стороны к храму примыкает трёхчастная апсида, по ширине равная четверику, но по высоте не достигающая даже нижней кромки окон второго яруса (без учёта высоты кровли апсиды). Внутренние пространства дьяконника и жертвенника примерно равны половине внутреннего пространства алтаря, хотя снаружи, из-за толщины стен, создаётся впечатление равенства всех частей апсиды между собой. Трапезная и колокольня - поздние, выстроенные в духе классицизма. На южной стене четверика имеются две доски. На одной из них написано: "Успенская церковь (Адмиралтейская). Конец ХVII - начало ХVIII вв., колокольня и трапезная - ХIХ в. Памятник истории и архитектуры. Восстановлен к 300-летию Российского военно-морского флота (1996 г.) на средства государства и пожертвования граждан". Справа - вторая доска, она установлена 16 сентября 2003 года по инициативе региональной общественной организации "Колыбель русского флота": "Здесь, под сводами храма, 16 (3) мая 1696 года, русский военный флот перед Азовским походом получил первое благословение на служение Отечеству".

Крышу храма венчают пять глав на небольших барабанах. Купола - луковичные, чуть приплюснутые. Декор, украшающий барабаны, по мнению Н. Валукинского, сходен "отчасти с каргопольскими, старосимоновскими и другими московскими церквами", однако не является их точной копией. По периметру всех барабанов протянуты аркатурно-колончатые пояса, на малых барабанах арочки - двойные. Центральный барабан, более мощный, чем остальные, - световой, остальные не выполняют осветительных задач. Декор центрального барабана происходит, по мнению исследователей, от новаций, принесённых в Россию в начале ХVI века Алевизом Новым. "Карниз под всей крышей корпуса переходит в пилястры, связанные полуциркульными карнизами (закомарами); каждую пилястру увенчивает опять ряд карнизов. Три ленты, торец ребром (зубцы), кстати сказать, излюбленная деталь владимиро-суздальского зодчества, фриз, рамочка и опять фриз. Композиция оригинальная, продуманная и интересная. Угловые пилястры спускаются до низу и переходят в уступчатый цоколь; средняя пара свешивается ниже уровня верхних окон, остальные же пилястры (числом восемь) не доходят до уровня окон. Но все они, белые на жёлтом фоне, кажутся холстами, опущенными рукою художника-зодчего, а карнизы напоминают кружева", - писал Н. Валукинский. Наличники на окнах представляют один из вариантов весьма характерного для русского зодчества ХVII века принципа обрамления окон: оконный проём с четырёх сторон заключён в прямоугольную "рамку", завершающуюся трёхчастным навершием в форме фигурной скобки. Успенская церковь, к сожалению, не имеет фресок. Роспись церкви после реставрации не проводилась, остатки прежних фресок закрыты современной штукатуркой.

В начале 2000-х годов внутри храма установили стенды с фотографиями разных лет, повествующими об истории Адмиралтейской церкви. Юго-восточный угол трапезной в Успенской церкви - мемориальный. Здесь размещены памятные доски, посвящённые воинам-морякам. Среди них: доска в честь моряков-подводников, погибших на "Комсомольце" и "Курске", установленная и освящённая 8 мая 2002 года (автор - скульптор А.И. Кожевников); доска в честь воронежцев, жизнь которых оборвалась 12 августа 1944 года на транспорте "Марина Раскова" и судах сопровождения в составе конвоя БД-5 на переходе в Карском море после атаки фашисткой субмарины; доска в честь матроса-кочегара Алексея Фирсова, отдавшего последний долг стране на легендарном "Варяге", а также имеются и другие мемориальные доски. Здесь же установлены барельефы Петра Великого, адмиралов Апраксина и Крюйса. Над ними - иконы, а ещё выше - Андреевский флаг, помещённый в церковь 23 мая 2003 года. Одновременно с флагом храму была передана икона выдающегося флотоводца, святого праведного воина Феодора Ушакова.

Во внутреннем помещении Успенского храма не трудно заметить любопытную систему поддержки сводов. Повышенные подпружные арки опираются не на четыре столпа, как в классическом крестово-купольном храме, но только на два, стоящих строго симметрично по центру четверика. От каждого из столпов арки перекинуты на стены. Своды, за исключением находящегося под центральным барабаном - глухие; опирающиеся на них барабаны не видны изнутри. Интересен декор на столпах в виде двойных наличников, верхняя и нижняя части которых имеют полуциркульные завершения, направленные в сторону сводов. Такие декоративные элементы совершенно не характерны для древнерусской архитектуры. Их явно барочный вид заставляет задуматься о позднем появлении этих элементов на столпах. Высота храма - 13,1 метра, высота колокольни - 21,4 метра. Стенопись церкви оштукатурена. Участок земли в ведении храма - 0,142 гектара.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №51, 2013 г.



Успенская Адмиралтейская церковь - одна из самых древних воронежских церквей. Время закладки храма неоднократно уточнялось воронежскими краеведами. Сначала был воздвигнут деревянный храм (время его постройки относят к концу XVI в.). В грамоте царя Федора Ивановича воеводе Ивану Кобякову от 5 августа 1594 г. сообщалось об отправке в Воронеж строителя Александра. Он вез из Москвы «в храм к Успенью» с приделом Феодора Стратилата разнообразную церковную утварь - иконы, колокола, богослужебные книги. Вся утварь была приобретена «на Воронеж» в Успенский монастырь. Уже тогда Успенскую обитель было намечено перенести от реки на возвышенное место, где сейчас находится Алексиевский Акатов монастырь, но с исполнением медлили. По Переписной книге 1678 г., Успенский монастырь находился на прежнем месте, главный храм в честь Вознесения Господня имел приделы в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба.

Около 1600 г. в Воронеже постановлением царя Бориса Годунова вокруг храма был устроен Успенский мужской монастырь, основателем которого был игумен Кирилл. Успенская церковь стояла близ реки, и в частые половодья храм заливало водой. В конце XVII в. игумен монастыря Тит решил выстроить каменный храм на месте деревянного. Предположительно, он был построен в одну из трех называемых историками дат: 1694,1699 или 1703 год. Храм этот был рассчитан примерно на пятьсот человек и задумывался в форме четырехгранного столба. Колокольня планировалась низкой, в один ярус, и должна была примыкать сразу к храмовой части, без трапезной. Историк церкви конца XIX в. архимандрит Димитрий (Самбикин) высказал предположение о том, что в эти годы статус Успенского храма повысился до степени главного соборного в Воронеже: церковь строилась пятиглавой, а это в старину служило признаком главенства собора в городе. Успенский храм стал второй каменной постройкой в истории Воронежа после колокольни Алексиево-Акатова монастыря (1674 г.).

С храмом Успения Пресвятой Богородицы тесно связана история создания русского военно-морского флота на реке Воронеж По соседству с Успенским монастырем построили Немецкую слободу, где жили иностранные корабелы и адмиралтейство. Здесь же обосновались и верфи, на которых быстрыми темпами строили флот.

В 1700 г. по велению императора Петра I Успенский монастырь был упразднен и соединен с Алексиевским Акатовым. Успенская церковь в дальнейшем стала именоваться Адмиралтейской - именно рядом с ней происходили торжественные церемонии, посвященные спуску на воду очередного корабля. На богослужениях бывал сам царь Петр, который, по преданию, даже пел на клиросе. По случаю спуска на воду первого корабля - галеры «Принципиум» - 2 апреля 1696 г. в Успенском храме в присутствии императора святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, совершил торжественное богослужение. Спуск на воду «Предестинации» в апреле 1700 г. происходил в присутствии Петра I и прибывших из Москвы царевны Натальи и царевича Алексея. В честь их приезда в Успенском храме прошло торжественное богослужение, которое также совершил святитель Митрофан.

Когда строительство флота было окончено, Адмиралтейский храм превратился в обычную церковь, которая «обрастала» необходимыми строениями. А после пожара 1748 г. приход превратился в один из беднейших в Воронеже, ибо состоятельные граждане стали переселяться от реки на верхнее плато. Но именно в Успенском приходе в конце XVII в. купцом Петром Гардениным был построен первый в городе жилой каменный дом. К началу XIX века благосостояние церкви несколько улучшилось. В 1803 г. была построена трехъярусная колокольня и трапезная с двумя алтарями - в честь Богоявления Господня и во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Начиная с 1800 г. храм неоднократно перестраивался: были увеличены в размерах окна первого яруса; была снесена паперть у северного входа; со стороны реки была устроена каменная ограда вместо земляного вала; к колокольне была пристроена караулка. В 1873 г. был построен каменный дом для причта. Иконостас храма заново переписали. В 1894 г. появилась богадельня, основанная на средства купчихи Е. В. Гардениной. Половину здания богадельни занимала школа грамоты для девочек. 29 июня 1901 г. были покрыты позолотой и вновь установлены шесть крестов на куполах церкви.

Обширного кладбища вокруг церкви не было, хотя во время земляных работ в 1996 г. вокрут церкви было обнаружено многочисленное скопление человеческих останков - возможно, это были захоронения петровского времени.

После революции из Успенской церкви, как и из многих других воронежских храмов, были изъяты церковные ценности, а в 20-х г.г. прошлого века храмовый клир перешел в обновленческий раскол. В 1932 г. в Успенский храм архиепископ Захария (Лобов) перенес кафедру. В 1940 г. храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны здание пострадало: сгорела кровля трапезной и нескольких куполов, в арке и в боковых стенах нефа появились трещины. Часть одной из стен отклонилась от оси из-за распора свода. После окончания Великой Отечественной войны пустующую церковь передали областному архиву под хранилище документов. Архив провел ремонт: покрыл тесом трапезную, оштукатурил стены изнутри, уничтожив при этом росписи.

В начале 1950-х г.г. годов весь двор церкви был занят огородами, была разобрана кирпичная подпорная стенка, предохранявшая от разлива реки. Внутри церкви были устроены высокие металлические стеллажи для архивных папок, небольшой уголок выгородили для читального зала. В 1956 г. в стенах трапезной снова появились трещины. В 1967 г., выстроив новое помещение, архив покинул Успенскую церковь. В 1969 г. горисполком передал ее краеведческому музею под экспозицию по истории военно-морского флота. Московский архитектор Б. Л. Альтшуллер выполнил проектные работы, и в 1970 г. началась реставрация, которая не смогла улучшить состояния храма: заполнение чаши построенного вблизи водохранилища грозило полным разрушением храма. Церковь была подтоплена и перешла в аварийное состояние. При этом никакие защитные меры для предотвращения подтопления церкви не были осуществлены. В 1973 г. еще продолжали подновлять кирпичную кладку, а храм уже окружала вода. Был разработан проект подъема пола церкви на 2-3 метра и подведения под нее бетонного фундамента с гидроизоляцией.

Кардинально ситуацию изменил лишь юбилей военно-морского флота. В честь празднования 300-летия военного флота в начале 90-х г.г. прошлого века удалось произвести гидроизоляцию храма и восстановить его. Храм встретил трехсотлетие русского военно-морского флота в 1996 г. Тогда же он был передан Воронежской епархии.

Реставрационные работы в храме продолжаются и в настоящее время. Произведен ремонт фасада здания, заменена кровля, внутри храма обновлена побелка стен, восстанавливается иконостас. Сейчас храм состоит из нескольких частей, построенных в разное время. Наиболее древней является пятиглавый храм с низкой апсидой. Он построен в традициях и формах древнерусской архитектуры. Сооруженные в 1808 г. трапезная и трехъярусная колокольня, увенчанная полуярусом с массивным шпилем, относятся к классицизму.

По материалам книги "Возрожденные святыни. Памятники церковной архитектуры Воронежской и Борисоглебской епархии" (под общей редакцией архимандрита Андрея (Тарасова). - Воронеж: издательский отдел Воронежской и Борисоглебской епархии, 2011.
https://rus-towns.ru/category/g-voronezh/xramy-g-voronezha/

Успенский Адмиралтейский храм - старейшая сохранившаяся церковь Воронежа. Полное название церкви - Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Памятник архитектуры XVII века, его закладка произошла в первое десятилетие основания крепости Воронеж. В царской грамоте 1594 года говорится: «Как строитель «образы и книги и колокола привезет и ты б строителю Олександру велел образы и книги и колокола у Успенья Пречистой Богородицы поставить и монастырь ему велел строить».


В первое свое столетие церковь была монастырской. Успенский мужской монастырь возник около 1600 года «поставленном царя Бориса». Сам храм долго не продержался: он стоял на берегу реки, и дерево не выдержало частых выходов воды из берегов. А в 1680 году и так уже много перенесшее здание сгорело. Кроме того сгорели монастырские постройки и здания, окружавшие это место.


Новый каменный храм был освящен в конце XVII века, по другим источникам - в начале XVIII века, и стал главным храмом Воронежа. Именно этот храм тесно связан с кораблестроением в городе Воронеже. Царь Петр I приехал в Воронеж в 1696 году, для строительства кораблей он выбрал место как раз возле Успенского храма. Недалеко были выстроены Немецкая слобода, адмиралтейство, крепость и «парусный двор». Около верфей построили дворец царя и дома его сподвижников А.Д.Меншикова, Ф.М.Апраксина, Ф.А.Головина, Н.М.Зотова. Успенский храм находился ровно посередине верфи.


В 1700 году в храме был освящён один из первых утверждённых военно-морских флагов России, который был поднят на первом российском линейном корабле «Гото Предестинация». Кстати, тогда же Успенский монастырь был слит с Алексеево-Акатовым монастырем. А Успенская церковь стала адмиралтейской. Правда, с окончанием строительства флота, церковь потеряла былое значение, а тем более после пожара 1748 года и переезда состоятельных граждан города подальше от реки.


В начале XIX века были построены трехъярусная колокольня и трапезная с двумя приделами в честь Богоявления Господня и во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В 1880-1881 годах храм отремонтировали, а всего через четыре года его ограбили. Именно тогда церковь лишилась золотого креста Петра I. Накопленные годами ценности были изъяты после Октябрьской революции, а в 1940 году церковь передали горсовету Осавиахима. Во время Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала, однако выстояла и после окончания войны была переделана под хранилище документов. К сожалению, старинная роспись храма была покрыта сверху штукатуркой.


В 1969 году храм передали в введение Краеведческого музея для экспозиции по истории военно-морского флота, и через год началась реставрация храма. Но, к сожалению, из-за большого количества повреждений храм постоянно затапливало. Только в 1990-х, к юбилею ВМФ России храм был поднят, была сделана гидроизоляция, началось восстановление иконостаса.


В 2002 году в память о 330-летней годовщины со дня рождения Петра Великого на острове напротив Успенского храма был воздвигнут деревянный крест. А 22 мая 2003 года храму был передан Андреевский флаг и икона святого праведного Феодора Ушакова.


Реставрация храма еще не закончена.


В 2005 году был выпущен художественный маркированный конверт с изображением Успенской Адмиралтейской церкви Воронежа.


В 2008 году Банком России были выпущены памятные монеты из серии «Памятники архитектуры России» с изображением Успенской Адмиралтейской церкви Воронежа.



Если вы хотите просто осмотреть храм - то не более получаса, а если собираетесь принять участие в службе - то от сорока минут до нескольких часов. Богослужения в храме проводятся каждое воскресенье в 8:00 и 17:00. В зимнее время в 16:00.

Настоятель храма - священник Артемий Азовский.

В Российском государственном архиве древних актов среди документов Посольского приказа, хранящихся в фонде приказных дел старых лет, есть грамота воронежскому голове И. Ф. Кобякову о приеме в Воронеже посланных со строителем Александром деисиса , колоколов и книг для строящегося Воронежского Успенского монастыря и роспись (перечень) их принятых в Успенском монастыре деисиса, книг, колоколов, церковного вина, ладана и фимиама. Грамота датирована 15 августа, роспись ­ 5 августа г.

Древнейшее описание Успенская обители было сделано сразу после Смуты и разорения Русской земли в начале XVII в. В писцовой книге г. Воронежа г. сказано:

"Да за острогом же, на берегу реки Воронежа, монастырь обще (общежительный) и церковь во имя Успения Пресвятые Богородицы да предел Федора Стратилата, древяна клецки с папертью, ветха... "

Настоятели

  • Григорий (упом. 1707)
  • Симеон Петров (1712 - 1758)
  • Георгий Нехороших (1758 - 1771)
  • Филипп Самбикин (1771 - ?)
  • Михаил Тарунтаев (? - 1796)
  • Адриан Пестрицкий (1796 - 1798)
  • Афиноген Печерский (1798 - 1807)
  • Иоанн Таиров (1807 - 1813)
  • Алексий Аристов (1863 - 1865)
  • Михаил Стефанов (4 февраля 1871 - 10 июня 1873)

Пятиглавый «корабль спасения» — так можно назвать Успенский Адмиралтейский храм в Воронеже. Это древнейшее строение является не только памятником архитектуры 17 века, но и историческим местом. Именно с него началась история всего российского морского флота. В начале своего пути Успенский Адмиралтейский храм представлял собой простую приречную церквушку. Точное время ее закладки доподлинно не известно. Исследователи полагают, что это случилось в первое десятилетие существования крепости Воронеж.

В ту пору принадлежал Успенскому мужскому монастырю. Однако из-за своего близкого расположения к водоему, церковь и все монастырские здания постоянно подтапливало и строения прогнивали. Лишь в конце 17 века деревянный храм решили переделать в каменный. Окончание строительства источники тоже дотируют по-разному: 1694, 1699, 1703 годы. Церковь построили пятиглавой, что в те времена означало главенство среди остальных. Кстати, квадратный неф, увенчанный пятью главами является самой древней частью храма, дошедшей до наших дней. В остальном в архитектуре Успенской церкви специалисты отмечают влияние средневекового зодчества.

Свидетельница славных дел Петра

Но не только старинной архитектурой привлекает внимание Успенский Адмиралтейский храм. Дело в том, что это единственный сохранившийся памятник, связанный с кораблестроением. Петр Великий , впервые приехавший в крепость Воронеж в феврале 1696 года нашел здесь наиболее удобное место для осуществления своей давней мечты — создания морского флота. В короткий срок рядом с Успенским монастырем выросла немецкая слобода. По обе стороны монастыря разместились корабельные верфи. После богослужения в Успенской церкви 2 апреля 1696 года на воду спустили первый корабль-галеру «Принципиум », чуть позже – многопушечный корабль «Апостол Петр ».

Вскоре оказалось, что энергичная стройка кораблей и тихая, размеренная жизнь мужского монастыря несовместимы. Поэтому Петр решил монастырь упразднить, соединить с Алексеево-Акатовым . Успенская церковь превратилась в Адмиралтейскую и стала местом торжественных церемоний при спуске на воду парусников. Богослужения в ней совершал епископ воронежский Митрофан , часто бывал сам Петр. По легенде даже пел на клиросе.

В 1711 году строительство кораблей прекратилось, царские постройки быстро пришли в ветхость и погибли в пожаре 1748 года. Но церковь сохранилась, став обычной приходской. Из достопримечательностей в церкви остались рукописные ноты старинной духовной музыки, освятительный крест, найденный при ремонте и стул с высокой спинкой, изготовленный, по преданию, самим Петром Великим.

Годы революции и советской власти

После революции Успенский Адмиралтейский храм ждали серьезные испытания. Сначала изъяли и без того малочисленные ценности. Позже случилась вещь еще страшнее: упадок веры среди духовенства. Клирики Успенской церкви уклонились в обновленчество. Более того, даже приложили руку к аресту главы епархии. В феврале 1940 года церковь закрыли. Здание передали горсовету Осоавиахима. Во время ВОВ здание сильно пострадало: сгорела кровля трапезной и несколько куполов, в арке и в боковых стенах нефа от близких взрывов появились трещины. Лишь в 1946 году пустующую церковь передали областному архиву под хранилище документов. Архив провел ремонт. Правда пробыл он там недолго и через 6 лет уже покинул здание. В1969 году церковь передали на баланс Краеведческому музею под экспозицию по истории военно-морского флота.

Однако надежды на возрождение храма по-прежнему не было. В апреле 1972 храм серьезно пострадал во время строительства водохранилища. Здание фактически окружала вода. Ситуацию исправила материальная помощь из Москвы в честь юбилея военно-морского флота.

В сентябре 1996 года в Воронеже торжественно праздновали трехсотвековой юбилей ВМФ. Губернатор Александр Ковалев передал митрополиту Мефодию символический ключ от Успенской церкви.

С июня 2007 года настоятелем храма является иерей Артемий Азовский. При храме действуют


Воронеж славен огромным количеством церквей и соборов. Некоторые культовые постройки сохранились еще со времен Петра Первого. Примером этому может служить Успенская Адмиралтейская церковь, расположенная на адмиралтейской площади города.

К сожалению, в настоящее время нельзя сказать точно, когда началось строительство храма. Существует несколько версий историков, которые ссылаются на разные годы, но свет на это событие проливает один исторический документ, подписанный царем Федором Иоанновичем. 5 августа 1594 года царь посылает воеводу Ивана Кобякова в Воронеж с тем, чтобы он доставил иконы, колокола и прочую церковную утварь в храм Успения Пресвятой Богородицы. Кроме этого, с воеводой был отправлен зодчий Александр, которому было поручено строительство Успенского монастыря. Таким образом, получается, что Успенский храм был построен примерно в то же время, что и воронежская крепость. Это делает его одним из самых древних строений Воронежа.

Успенский монастырь был построен в 1600 году, а Успенская церковь стала его главным собором. Ансамбль расположился на берегу реки Воронеж, в нескольких метрах от воды. Изначально храм и монастырские здания были построены из дерева, поэтому при весенних половодьях вода доходила до основания строений, которые очень быстро гнили и разрушались. Тогда игуменом монастыря было принято решение о переносе обители в другое место, на высокий берег. По неизвестным причинам сделать это не удалось.



Успенская Адмиралтейская церковь

Шло время, а храм постепенно разрушался. В результате игумен Тит решил воздвигнуть на том же месте каменный храм с пятью куполами и невысокой колокольней. И опять неизвестно точно, в каком году было начато и закончено строительство каменной Успенской церкви. Одни историки утверждают, что храм был построен в 1694 году, другие твердят, что в 1699, третья гипотеза относит окончание постройки на начало восемнадцатого века.

Все-таки большинство источников ссылаются на 1703 год. Этому есть и историческое подтверждение. Успенская церковь венчалась пятью куполами, что в то время говорило и том, что храм является главным не только в отдельно взятом монастыре, а во всем городе. Судя по гравюрам и зарисовкам, сделанным в то время, успенская каменная церковь имела абсолютно другой вид, нежели сейчас. Храм имел квадратную форму, венчался пятью главами, но не было тогда ни колокольни, ни трапезной.

Успенская церковь хранит память о великом русском царе Петре Первом. Приехав в Воронеж для постройки флота, царь приказал заложить верфь в непосредственной близости от успенского монастыря. Существует легенда, согласно которой царь регулярно посещал богослужения в Успенском храме, и несколько раз лично пел на клиросе. Но это только легенда. Достоверно известно только то, что все корабли, построенные в Воронеже, освящались служителями Успенского монастыря, перед спуском на воду.

К 1700 году строительство кораблей шло самыми быстрыми темпами. Верфь раскинулась по обеим сторонам от Успенского монастыря, который служил значительной преградой для работы. В результате Петр Великий решил расформировать мужскую обитель и присоединить ее к Алексеевскому Акатову монастырю. Все постройки были заброшены (вскоре они исчезли совсем из-за пожаров), кроме Успенской церкви. Кстати в это же время храм стали называть Адмиралтейским, так как здание адмиралтейства расположилось недалеко от него.

В 1711 году была прекращена работа верфи, мастера, матросы и сам царь покинули Воронеж. Успенский храм потерял практически всех своих прихожан. К тому же еще в первые годы кораблестроения была выселена целая купеческая слобода, для основания Немецкой слободы. Таким образом, храм беднеет. Такое положение сохранялось до начала девятнадцатого века, когда территория вокруг Успенской церкви вновь заселялась.

В 1803 году успенский собор ремонтируется. В это же время к храму были пристроены большая трапезная и трехъярусная колокольня. В храме образовалось три предела. В таком виде Успенская Адмиралтейская церковь предстает перед взором воронежцев и туристов в наше время. В конце девятнадцатого века Успенский храм значительно обветшал. В 1894 году были проведены ремонтные работы, в ходе которых строители нашли ценнейшие вещи, ставшие главными достопримечательностями храма. Ими стали сборник рукописных нот, по которым пел хор (возможно, и сам Петр Великий), древний крест и стул прекрасной плотницкой работы. Если верить легенде, то этот стул смастерил сам царь Петр в годы строительства флота.

Двадцатый век стал весьма тяжелым для Успенского собора. Решением Советской власти у Церкви были изъяты все ценности, запрещалось проводить богослужения. На короткое время храм становится резиденцией епархии, но и это не спасает его от разрушений. Зимой 1940 года храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны Успенский собор сильно пострадал от бомбежек и пожаров. Образовались большие трещины в стенах, в результате пожара была уничтожена крыша трапезной и два купола на нефе. Все же храм смог пережить войну и уцелел. В 1946 году в здании церкви разместился областной архив. Работники архива провели ремонтные работы, в результате которых были скрыты под толстым слоем штукатурки древние росписи стен.

В 1967 году архив переехал в другое здание, а в церкви разместился отдел Краеведческого музея, точнее экспозиция, посвященная военно-морскому флоту России. Через три года начались реставрационные работы по восстановлению храма. Но в 1972 году началось заполнение воронежского водохранилища, в результате которого церковь оказалась затопленной. Несколько лет за сохранность храма боролся практически весь город. Только лишь надвигающийся трехсотый юбилей со дня основания морского флота помог спасти церковь. Из столицы были направлены деньги на реконструкцию Успенской Адмиралтейской церкви.

К празднику трехсотлетия русского флота церковь была полностью восстановлена. В настоящее время это действующий храм и одновременно памятник архитектуры семнадцатого (главный неф храма) и девятнадцатого веков (трапезная и колокольня).

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.