Ударные инструменты: названия и виды. Откуда на руси появились бубны Русский народный инструмент бубен сообщение

Б убен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.

Р аспространен бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов Сибири и Дальнего Востока. О шаманских бубнах можно прочитать на разных сайтах, хотелось бы рассказать о истории бубна на Руси.

Б убен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название "бубен", под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться "барабаном".

О дно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов.

Б убен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги - колотушки в виде кнута с плетённым шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат.

П редполагают, что русские набаты были огромных размеров, для их перевозки использовалось 4 лошади. А звук, точнее грохот, извлекали одновременно 8 набатчиков. При помощи условных сигналов бубнов в русской рати осуществлялась звуковая связь, подавались разные команды. Во время боя ударные инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали устрашающий врага грохот.

В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи повадыри. Скомороший бубен похож на современный инструмент. Он представляет собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одну сторону кожаной мембраной и подвешанными с внутренней стороны бубенчиками и колокольчиками. Ударяли по мембране пальцами, кистью. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен.

К роме того бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на этом инструменте: "Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее".

Б убен был распространён на Украине и в Белоруссии, применяясь чаще в танцевальной музыке. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.

Бубен - один из самых древних музыкальных инструментов. Он ведет свою историю с незапамятных времен, когда самыми уважаемыми людьми в племени были таинственные шаманы, а без ритуальных танцев не обходилось ни одно важное событие в жизни человека, будь то охота, свадьба или похороны.

Первые бубны имели достаточно простую конструкцию - широкий круглый деревянный обод (обечайка) обтягивался с одной стороны кожаной мембраной. Иногда в сам обод вставлялись бубенчики и колокольчики, которые звенели при каждом ударе. Классический инструмент имеет в диаметре в среднем 40-50 см, ширина обода доходила до 10 см.

Считается, что в Азии бубен появился в эпоху бронзового века на рубеже III и II тысячелетий. Наибольшую популярность инструмент получил в странах Ближнего Востока, а оттуда, во время первых крестовых походов, перебрался и в Европу, вплоть до Английских островов и даже Северной Ирландии.

В XVIII веке у бубна появился «конкурент». Это был небольшой барабан цилиндрической формы, родоначальник всех современных барабанов. Тамбурин придумали французские пастухи, использовался он в качестве аккомпанемента при игре на флейте. От тамбурина бубен отличается шириной обода и звучанием, тамбурин звучит мягче, к тому же на нем играли исключительно специальными палочками. Впоследствии конструкция бубна имела еще одно дополнения – исчезла кожаная мембрана, остался только овод с железными звенящими вставками.

Бубен - это инструмент, который встречается практически во всех известных культурах, от узбекской и армянской до традиций индейских племен Северной Америки. На Руси бубен известен со времени княжения Святослава Игоревича (X век), он служил знаком отличия командного чина, такой бубен назывался ратным и представлял собой сосуд обтянутый кожей. Для извлечения звука использовались специальные колотушки. Роль бубна в нашей культуре этим не ограничивается, в более поздний период инструмент стал неотъемлемым атрибутом масленичных гуляний, бубны использовали шуты и скоморохи, зазывая гостей в хоровод, это были уже привычные нам инструменты с деревянным ободом.

Самый распространенный способ использования бубна - шаманская практика. Инструмент использовали для достижения гипнотического состояния. Оно достигалось повторяющимися ритмичными ударами, воспроизводимыми с определенной частотой. Ритмический рисунок ударов при этом был не постоянным, а менялся, то затихая, то увеличиваясь, и как бы раскачивал сознание шамана, который после исполнения танца мог общаться с духами. Шаман во время танца держал бубен перед лицом, либо над головой, чтобы в верхней части тела вибрации резонировали с большой силой.

Классический шаманский бубен обтягивался коровьей или бараньей кожей, которая натягивалась с помощью кожаных шнурков. Шнурки закреплялись металлическим кольцом с внутренней стороны инструмента. Шаманский бубен был личным инструментом, никому кроме хозяина не позволялось брать его в руки. Каждый готовил свой бубен самостоятельно. Перед тем как приступить к созданию бубна шаман должен был соблюсти своеобразный пост, очистить свои мысли и некоторое время воздерживаться от телесных наслаждений, только после этого, просветленный шаман приступал к созданию своего ритуального инструмента.

Считается, что первые бубны появились в Африке и оттуда через Индостан распространились по всему миру. В разных странах бубен называют по-разному. Например, Ирландский вариант известен под названием бойран. В отличие от классического варианта бойран имеет более широкое деревянное основание и более «нежное» звучание. Играют на бойране деревянной палочкой, закругленной с обеих сторон.

Среднеазиатский вариант бубна - даф, распространенный в странах Ближнего Востока, обтягивался кожей осетра. К ободу дафа прикреплялось до 70 металлических колец, которые при исполнении создавали звенящий звук. Инструмент предполагал особую технику исполнения, играли на нем пальцами, иногда шлепками. Даф выступал в роли аккомпанемента вокальному исполнению, играл на нем обычно, сам исполнитель. От места происхождения зависел и материал, из которого изготавливали бубен. Каждый народ, в чьей культуре есть этот инструмент, сделал его индивидуальным. Мембрана индийского бубна канджиры, например, была выполнена из кожи ящерицы и имела потрясающие музыкальные свойства.

Канджира

Сегодня помимо этнических инструментов известны также и оркестровые бубны, широко используемые в симфонических оркестрах. Обод таких бубнов железный, а обтянуты они пластиковой мембраной. Получается, что чем проще инструмент, тем он универсальнее.

Как известно, новая эпоха дает вещам свое наполнение. Именно так случилось и с бубном, который в век IT-технологий получил новое назначение. Теперь они состоят на вооружении системных администраторов, которые с помощью магических танцев и ударов в бубен изгоняют глюки из операционок и просят у духов благодатной работы сервера.

Для этого подходит как классический вариант бубна, так и его усовершенствованная модель, сделанная например из CD диска, скрепленного звенящими колокольчиками. На сегодняшний момент доподлинно не известно, будет ли сервер работать лучше после такого обряда, но это совершенно точно поможет сисадмину расслабиться. А веселый админ – залог бесперебойной работы системы.


Часть 1

Бубен- ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Применявшийся в южноевропейской музыке со времён крестовых походов и в западной симфонической и духовой музыке с XIX века, бубен был создан по образцу древнего ударного инструмента, на котором в течение тысячелетий играли на Ближнем Востоке. Сходной конструкции бубен, по которому бьют колотушкой, служит магическим инструментом сибирских и индейских шаманов.

Тенирс Давид младший. Пастушка

Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.

Распространен бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов Сибири и Дальнего Востока..


Turkish lady with tambourine
© Musée d"Art et d"Histoire, Geneva

На Руси бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название «бубен», под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться «барабаном».


Christian Bernhard Rode.Mädchen mit Tamburin, 1785

Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X веку (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов.


Alois Hans Schram.Gypsy Girl with a Tambourine

Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги - колотушки в виде кнута с плетённым шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат.


Bouguereau William L italienne au tambourin.

Предполагают, что русские набаты были огромных размеров, для их перевозки использовалось 4 лошади. А звук, точнее грохот, извлекали одновременно 8 набатчиков. При помощи условных сигналов бубнов в русской рати осуществлялась звуковая связь, подавались разные команды. Во время боя ударные инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали устрашающий врага грохот.
В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи поводыри. Скомороший бубен похож на современный инструмент. Он представляет собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одну сторону кожаной мембраной и подвешанными с внутренней стороны бубенчиками и колокольчиками. Ударяли по мембране пальцами, кистью. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен.


Fabio Fabbi.

Кроме того бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на этом инструменте: «Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее».


Kārlis Hūns “Jaunā čigāniete”, 1870.

Бубен был распространён на Украине и в Белоруссии, применяясь чаще в танцевальной музыке. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.


Lеon Francois Comerre (1850-1916).

Бубны различных культур

Даф (гавал) - инструмент, известный в восточных странах.
Рик (араб. ق)‎‎) - инструмент арабской музыки.
Пандейру - Южная Америка, Португалия.
Тюнгу́р (дюнгюр) - (алт. - тӱҥӱр) тюркский бубен. Используется шаманами Алтая, Якутии и других тюркских народов Центральной Азии, один из важнейших атрибутов обрядов.
Канджира - бубен в индийской музыке.
Дангыра - бубен казахов.
Бойран - в Ирландии
Топ - древний ударный инструмент евреев, используемый женщинами
Доира - в Таджикистане
Зенбаз - среднеазиатский ударный инструмент


Добровецкая Ирина Михайловна.Бубен.


Цыганка с бубном.Камиль Каро.


Leon Jean Basile Perrault (1832-1908).


Э.Дега.Танцовщица и тамбурин


Фредерик Лейтон Менада.


William Bouguereau.


William-Adolphe Bouguereau (1825-1905) - The Youth of Bacchus (1884).


Giuliano Bartolomeo, Le Villi.


Hans Makart Ruhende Bacchantin.


Houasse, Michel-Ange - Bacchanal - 1719.


Jacques Antoine Vallin (attr) Antike Szene mit Tanz.


Waldeck Hängende Gärten der Semiramis.

Vincent van Gogh - In het café- Agostina Segatori in Le tambourin - Google Art Project.


Серия " Уроки музыки"

Бубен

Алтай - волшебный край с природой удивительной красоты, с золотыми горами, голубыми озерами и низкими ущельями, признанный Юнеско объектом Всемирного природного наследия, и многократно воспеваемый поэтами. Если кто хоть один раз там побывал, будет помнить об этом всю жизнь. Чарующее, магическое место успокаивает, приводит к душевному умиротворению и безмятежности в мыслях. Однако, еще одной яркой достопримечательностью этого края, помимо его живописной природы, являются знаменитые алтайские шаманы, колдуны-знахари, умеющие общаться с духами, видеть иную реальность и путешествовать в ней. Одетый в национальный костюм, украшенный перьями, шкурами и кольцами, шаман танцует весьма зрелищный танец под удары разогретого над огнём бубна, древнего инструмента, имеющего богатую и интересную историю. Тем не менее бубен славится не только тем, что является главным инструментом шаманов. Во всем мире он пользуется большой популярностью, его удивительное звучание украшает музыку разных народов, к примеру, зажигательные пляски цыган. А на востоке многие народные танцы исполняются только под звук бубна, там его нередко используют как единственный аккомпанирующий инструмент.

Историю бубна и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Бубен – это ударный музыкальный инструмент, имеющий неопределенную высоту звучания, поэтому ритмический рисунок, исполняемый на бубне, записывается на одной линейке. Инструмент обладает задорным тембральным окрасом, который создают маленькие бряцающие элементы, прикрепленные к корпусу бубна. Получается интересный звук барабана в сочетании с перезвоном бубенцов.


Очень многие думают, что бубен довольно простой инструмент и исполнение на нем большого мастерства не требует, достаточно только встряхнуть или ударить по нему. Однако это мнение ошибочно. Исполнитель на инструменте должен обладать хорошим музыкальным слухом и чувством ритма, а также уметь виртуозно владеть бубном. Инструмент обычно принято держать в левой руке, а правой наносить удары, хотя многие исполнители делают совсем наоборот. Правую руку они держат без движения, а действуют бубном - это сложнее, но выглядит и звучит гораздо изящнее.

Приемов исполнения на бубне весьма много, но основными являются три: отдельные не очень острые удары, встряхивания и тремоло.

  • Удары исполнитель осуществляет при помощи суставов крайних фаланг пальцев руки.
  • Встряхивание – это очень частое, почти судорожное постукивание руки, держащей инструмент в области локтя или запястья, звучание производят только подвески.
  • Тремоло – быстрое потряхивание бубна левой рукой.


Настоящие виртуозы-исполнители на бубне из своего выступления устраивают целые спектакли - впечатляющие шоу. Как настоящие жонглёры они подбрасывают инструмент, затем перехватывают его. Бубном бьют по коленям, подбородку, голове и другим частям тела, даже по носу. Эффектно тремолируют и могут заставить инструмент выть.

Фото :

Интересные факты


Конструкция

Похожая на полубарабан конструкция бубна сложностью не отличается. Инструмент состоит из деревянного или металлического обода – обечайки, на который натягивают мембранную кожу, являющуюся главным источником звука. В обечайке прорезают шесть или восемь отверстий и в них на жестких неподвижных штифтах или проволоке устанавливают по паре маленьких металлических пластинок, похожих по форме на оркестровые тарелки. Некоторые разновидности бубнов в качестве дополнительно звенящих элементов снабжаются бубенчиками – металлическими шариками с дробью или колокольчиками. Они прикрепляются к проволокам, натянутым в виде звезды внутри корпуса инструмента.

Разновидности


Бубен является одним из наиболее распространенных инструментов. Его разновидности встречаются во многих уголках земного шара, но каждый инструмент имеет свои отличительные черты, например:

  • Даф, гавал, дойра – это название одного и того же инструмента, применяемого в странах Востока. Его диаметр составляет от 35 до 46 см. Мембрана изготавливается из кожи осетра. Исполнение на инструменте осуществляется пальцами или ладонью. В качестве подвесных элементов используются кольца, количество которых может достигать 70 штук.
  • Канджира – индийский инструмент, имеющий по сравнению с другими разновидностями бубна более высокое звучание. Диаметр инструмента от 17 до 22 см. высота обода 5-10 см. Для мембраны используется кожа ящерицы. В обод вставляются всего две металлические тарелочки.
  • Бойран – ирландский инструмент. Диаметр инструментов от 25 до 60 см, глубина обечайки 9-20 см. На инструменте играют односторонней или двухсторонней палочкой.
  • Пандейру - инструмент очень популярен в Португалии и в странах Южной Америке. В Бразилии считается душой самбы. Отличие инструмента заключается в том, что он имеет возможность подстройки.
  • Тюнгур - шаманский бубен алтайцев и якутов. Он имеет форму круга или овала и представляет собой обод, обтянутый кожей. Для удержания инструмента внутренняя сторона бубна снабжена вертикальной рукоятью. Также на внутренней стороне бубна устанавливаются прутья, на которые подвешиваются металлические подвески. Иногда кожаная мембрана шаманского бубна украшается рисунком - шаманской картой мира.

Применение

Несмотря на то, что бубен является простым инструментом, он весьма универсален и спектр его применения весьма обширен. В первую очередь бубен широко употребляется в этнической музыке, а также в колдовской практике шаманов. Во вторую, он полноправный член всевозможных ансамблей: народных инструментов, цыганских и ансамблей музыки различных современных направлений. К тому же бубен является полноправным инструментом в таких оркестрах, как симфонический , духовой, эстрадный и оркестр русских народных инструментов.

Инструмент весьма популярен в молодежной среде, например у хипстеров, а также играет очень важную роль в начальном музыкальном образовании.

История

Сколько столетий прошло с тех пор, когда на земле появился первый бубен, об этом сейчас точно никто сказать не может. Возможно, его история началась с того времени, когда древний человек, чтобы сделать себе одежду, выучился выделывать шкуры, для этого натягивая их для сушки на деревянную раму.

Инструменты, прототипы бубна, были известны еще со времен античности. Например, старинный ударный инструмент тимпан, представляющий собой односторонний барабан, широко употреблялся в Древней Греции еще в V веке до нашей эры, попав туда из Фракии. В Греции он быстро распространился вместе с культами богов Диониса и Кибелы. Древнегреческие драматурги Еврипид и Афиней упоминали тимпан в своих произведениях, а изображениями инструмента мастера – художники украшали посуду, в том числе и сохранившиеся до наших времен античные вазы.

В Древнем Риме тимпанами назывались односторонние и двухсторонние ударные инструменты, использовались они не только в ритуалах, посвященных богам, но также и просто уличными музыкантами.

Инструменты, подобные тимпану, в ветхозаветные времена находили применение и на Ближнем Востоке, о чем свидетельствуют древние тексты. Например, у евреев рамный барабан тоф, применялся в религиозных обрядах и церемониях.

На Руси бубен также был известен с архаичных времен, когда еще не было государственности, люди были объединены племенными союзами и поклонялись языческим богам. Инструменты играли немаловажную роль в жизни славян: свадьбы, похороны, охота – все сопровождалось звуком бубна. Он использовался в ритуальных обрядах и был главным инструментом в руках жрецов.

Однако более достоверные сведения об употреблении бубнов на Руси историки - искусствоведы получили из древних летописей, относящихся к X веку нашей эры, описывающих военные походы князя Святослава Игоревича. Общим названием бубен в то время назывались все ударные инструменты, которые сверху обтягивались кожей.

Особым почитанием у русских людей в ту пору пользовались огромные ратные бубны. В военных делах они выполняли очень важные функции: осуществляли условную звуковую связь между дружинами, а также своим зловещим грохотом воздействовали на психику врагов, нагоняя на них страх. Ратные бубны, бывшие очень больших размеров и для перевозки которых требовалась сила четырех лошадей, представляли собой

металлические котлы, обтянутые кожей. Назывались такие бубны набатами или тулумбасами. Звук на них извлекался четырьмя или восьмью набатчиками при помощи специальных колотушек – конскими кнутами с ручкой из дерева с одного конца и шаром с оплеткой из кожи на другом. Такие колотушки назывались вощагами.

Ратный бубен был в дружине у каждого воеводы, а по количеству бубнов определялось численность войска.

Несколько позже, в эпоху Средневековья на Руси бубен широко использовался медвежьими поводырями и скоморохами. Бубен того времени уже больше был похож на современный инструмент, представляя собой обтянутую кожей не очень широкую обечайку из дерева, с прикрепленными к внутренней стороне колокольчиками и бубенчиками.

Медвежья потеха, имеющая давнишнее происхождение, была очень любимым развлечением у русского народа. Посмотреть такие представления охотно собирались люди различных возрастов. Медведь кланялся зрителям, маршировал как солдат, шутливо боролся с хозяином и с большим удовольствием танцевал на задних лапах, аккомпанируя себе на бубне.

В то же самое время широкое использование бубны имели у потешных людей-скоморохов, которые не только веселили народ, давая различные представления, но и были обязательными участниками различных жизненных событий: свадеб и поминок. Скоморохи хранили познания древнерусских языческих жрецов-волхвов, умели лечить и предсказывать будущее, а также участвовали в языческих обрядах и игрищах.

Церковники и светская власть были очень недовольны такой деятельностью скоморохов. На них начались гонения, а их инструменты были объявлены бесовскими. И в середине XVII века по особому повелению князя Алексея Михайловича скоморохов стали отправлять в ссылку и даже казнить, а скоморошьи музыкальные инструменты, в том числе бубны, собирать и уничтожать. Русская национальная музыка понесла чувствительные потери.

Бубен – очень интересный музыкальный ударный инструмент с многовековой историей. Сегодня до сих пор, являясь важным атрибутом шаманов и жрецов, он также находит активное применение в различных музыкальных стилях и жанрах современной музыки, и, конечно же, в народном творчестве. Его звук поднимает настроение, украшает звучание музыкальных композиций, привнося в них новые удивительные краски.

Видео: слушать бубен

Состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические , которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Распространен бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов Сибири и Дальнего Востока.

Разновидности

В настоящее время различаются 2 основных вида бубнов:

- Народный или этнический , деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. В зависимости от предназначения бубны бывают всевозможных размеров. Инструменты этого типа используются в ритуальных целях шаманами коренных народов. Также к народным относятся бубны с небольшими бубенчиками привязанными к проволоке протянутой под мембраной.

- Оркестровый бубен , самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе. Иногда этот инструмент ошибочно называют . Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной музыке, став одним из основных ударных инструментов симфонического оркестра.

Среди родственных инструментов необходимо отметить . В отличие от бубна, на него не натянута кожа, зато в корпусе укреплены 1 или 2 ряда металлических тарелочек. постоянно используется в многих направлениях современной музыки, таких как рок-н-ролл, джаз и поп-музыка.

Происхождение

Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название «бубен», под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться « «.

Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов.

Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги — колотушки в виде кнута с плетённым шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат.

Предполагают, что русские набаты были огромных размеров, для их перевозки использовалось 4 лошади. А звук, точнее грохот, извлекали одновременно 8 набатчиков. При помощи условных сигналов бубнов в русской рати осуществлялась звуковая связь, подавались разные команды. Во время боя ударные инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали устрашающий врага грохот.

В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи повадыри. Скомороший бубен похож на современный инструмент. Он представляет собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одну сторону кожаной мембраной и подвешанными с внутренней стороны бубенчиками и . Ударяли по мембране пальцами, кистью. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен.

Кроме того бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на этом инструменте: «Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее».

Бубен был распространён на Украине и в Белоруссии, применяясь чаще в танцевальной музыке. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.

Видео: Бубен на видео + звучание

Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии!

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.