Правление Аменемхета III. Загадки пирамид Конструктивные особенности гробницы
Статуя Аменемхета III (19 в. до н.э.) Порфир. Высота 86,5 см.Статуя фараона Аменемхета III является лучшим образцом египетского культурного периода его расцвета. На основании идентичности черт лица этого портрета с лицами сфинксов, найденных на севере Египта в Таниссе, В.С. Голенищев установил, что танисские сфинксы изображают Аменемхета III, а не Рамсеса II, как считали ранее согласно иероглифическим надписям, высеченным на пьедесталах сфинксов. Фараон Рамсес II, узурпируя сфинксов, заменил имя Аменемхета III на собственное.
Статуя Аменемхета III - единственная полностью сохранившаяся каменная царская скульптура в собрании Эрмитажа, является ярким образцом древнеегипетского портретного искусства. Аменемхет III - царь XII династии (19 в. до н. э.), представлен в традиционной позе - сидящим на кубообразном троне, в царском платке-немесе, увенчанном священной коброй. Парадный костюм царя предельно прост и состоит из передника - шендита и пояса. Художник передает своеобразие широкого скуластого лица Аменемхета III. По сравнению с искусством Древнего Царства по-новому моделируется лицо, тщательно прорабатывается его мускулатура, постановка глаз делает взгляд более живым. Обнаженный торс Аменемхета трактован условно, в традиционном идеализирующем стиле.
Египтяне стремились подчеркнуть красоту, силу, энергию владык, внешний облик которых олицетворял незыблемость и мощь египетского государства. На передней части трона выбиты надписи, содержащие титулатуру царя. Фиванское происхождение XII династии (20-18 вв. до н. э.) выдвинуло на первое место главного бога Фив - Амона, чье имя включалось в имена царей. "Аменемхет" значит - "Амон впереди богов".
Аменемхет III - один из самых деятельных правителей Среднего Царства. В годы его правления строятся уникальные храмы. Комплекс грандиозного заупокойного храма в районе Фаюмского оазиса (современный город Хавара) - олицетворение его могущества, его власти и богатства, греки назвали Лабиринтом. Историк Геродот пишет, что "Лабиринт превосходил сами пирамиды".
С сайта Государственного музея "Эрмитаж":
Статуя фараона XII династии Аменемхета III, правившего в Египте с 1850 по 1800 г. до н.э., - замечательный образец древнеегипетского царского скульптурного портрета эпохи Среднего царства. Его отличает точность индивидуальной характеристики в соединении с идеализацией образа, монументальность, выразительная моделировка формы, чувство материала. Головной убор "немес" с изображением урея (священной змеи), а также три царских имени, начертанные в картушах на троне напоминают, что перед нами владыка всего Египта.
Статуя фараона Аменемхета III (черный гранит). Этот портрет отличается индивидуальностью черт: пристальный взгляд глубоко посаженных глаз, все властное, энергичное выражение лица с широкими ноздрями и скулами выдают крутой нрав царя, так что, кажется нам, с изваяния медленно исчезает печать непостижимости.
Фото 27 из презентации «Архитектура и искусство Древнего Египта» к урокам МХК на тему «Древний Египет»Размеры: 251 х 544 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать фотографию для урока МХК, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа фотографий на уроках Вы также можете бесплатно скачать всю презентацию «Архитектура и искусство Древнего Египта» со всеми фотографиями в zip-архиве. Размер архива - 4197 КБ.
Скачать презентациюДревний Египет
«Архитектура и искусство Древнего Египта» - Статуя сидящего писца. Голова фараона Сенусерта III. Статуя фараона Аменемхета III. Жан-Франсуа Шампольон. Фаянсовые сосуды. Статуя Рахотепа и Нофрет. Статуя вельможи Коапера. Мелкая пластика. Приемы изображения фигур на плоскости. Плита фараона Нармера. Статуя фараона Хефрена. Стела вельможи Хунена.
«Культура Древнего Египта» - Ларец. Золотая маска царя. Портрет царицы Нефертити. Статуэтки жрицы. Браслеты. Роспись. Гигантомания. Изображение царя и царицы. Рельеф храма в Абу - Симбеле. Храм царицы Хатшепсут. Искусство. Колонны храма в Луксоре. Аллея сфинксов. Искусство Древнего Египта. Амарнский период. Колесница Тутанхамона.
«Древнеегипетские пирамиды» - Как строили пирамиды? Пирамида Сфинкса. Пирамиды в Гизе. Пирамида Хеопса. Технология строительства была продумана до мельчайших подробностей. Пирамиды древнего египта. Археологами было открыто поселение, в котором жили строители пирамиды. Кто строил пирамиды? Виды пирамид.
«Пирамиды Древнего Египта» - Период Древнего царства. Создание пирамид. Пирамиды в Гизе. Погребальные камеры. Будущий император. Пирамида Микерина. Пирамида Снофру в Медуме. Пирамида Хеопса. Египетские пирамиды. Удивительные вещи. Высота. Отражение. Роберт Бьювел. Дотошные исследователи. Развалины храма Сфинкса. Периоды истории Древнего Египта.
«Тайна пирамиды Хеопса» - «Спроектировать» пирамиду. Уточненные габариты пирамиды Хеопса. Три основные единицы длины. Вычислим. Одна из тайн пирамиды Хеопса. Версии размера. Построение прямого угла. Принцип «золотого сечения». Время боится пирамид. Разработать проект пирамиды. Нынешние размеры пирамиды Хеопса. Построение квадрата.
«Кратко об искусстве Древнего Египта» - Сфинкс. Гробница царицы Нефертари. Аменхотеп. Фрагмент барельефа. Великолепно царское ожерелье, украшенное самоцветами. Фараон – полновластный правитель Египта – почитался как сын Бога на Земле. Город Карнак. Пирамиды в Гизе. Золотое сияние маски отождествляет царя с Солнцем. Декоративно- прикладное искусство в Древнем Египте создавалось во славу царей.
Всего в теме 24 презентации
ных черт, в том числе и возрастных изменений. На изображениях Сенусерта III и Аменемхета III (XIX в. до н. э.) резкие крупные черты лица, складки на щеках придают им суровое, почти скорбное выражение.
При Сенусерте III наступил расцвет придворного ювелирного искусства. Его великолепные образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатор. В прямоугольном ларце для драгоценностей из эбенового дерева, инкрустированном слоновой костью и розовым сердоликом, лежали бронзовое, украшенное золотом зеркало, сосуды для благовоний из обсидиана и золота,
блюдечко из серебра. Головной убор царевны в виде золотого обруча с изображением священной кобры (уреем), её пояс из золотых раковин - лишь малая часть ювелирных изделий, созданных в ту эпоху. К числу самых изысканных относятся пекторали. На них часто встречаются изображения жука-скарабея (символа солнца и воскресения из мёртвых) и разных божеств. Пектораль Сенусерта III, вырезанная из листового золота и украшенная бирюзой, лазуритом и сердоликом, - самая гармоничная среди многих подобных произведений искусства Древнего Египта, дошедших до наших дней.
Ювелирные изделия:
1 - ожерелье;
2 - пектораль;
3 - кольцо;
Подвеска со скарабеем.
*Пектораль - нагрудное украшение в виде прямоугольной, слегка скошенной вверх пластины, которую клали на грудь умершему; пектораль была одним из обязательных предметов заупокойного культа.
ИСКУССТВО НОВОГО ЦAPCTBA
Нашествие азиатских племён - гиксосов (на языке древних египтян их название означало «чужеземные правители») - около 1700 г. до н. э. на полтора столетия повергло страну в пучину бедствий. Вместе с гиксосами в долине Нила появились лошади и колесницы, которых с тех пор стали изображать на египетских рельефах и в настенных росписях.
Изгнание гиксосов в середине XVI в. до и. э. положило начало эпохе Нового царства (XVI-XI вв. до н. э.) и возрождению египетской государственности. Фараоны XVIII династии установили господство Египта над многими соседними странами. Его возросшее значение заставило государей соседних держав посылать фараону дорогие подарки. В столицу Египта - Фивы - везли драгоценные металлы, самоцветы и слоновую кость из Нубии (территория современных Египта выше первого порога Нила и Судана), ценную древесину из Финикии (восточное побережье Средиземного моря), благовония, редкие растения из загадочной африканской страны Пунт (по-видимому, территория современного Сомали). В летописях и поэтических гимнах прославлялось могущество государства и его властителей. Вполне естественно, что духу времени отвечали и памятники искусства Нового царства.
История Фив восходит к небольшому поселению, известному с глубокой древности и ставшему столицей государства в эпоху Среднего царства. Во времена Нового царства хлынувшие в Египет богатства превратили Фивы в процветающий город, украшенный великолепными храмами и дворцами. Фивы стали также центром почитания бога всего Египта Амона-Ра.
Греки называли древнеегипетскую столицу «стовратные Фивы». Несомненно, это было легендарным преувеличением и означало, по-видимому, поистине огромные размеры города, отличавшие его от собственно греческих Фив, именуемых «семивратными». По тем временам Фивы были действительно большим и густонаселённым городом. В Древнем Египте ни один город не мог сравниться с ними по грандиозности и величию архитектурных сооружений. Фивы называли просто Город, как впоследствии Афины, Александрию, Рим, Константинополь.
Фивы расположены на двух берегах Нила, русло которого здесь широко и полноводно. На восточном берегу, там, где вставало солнце, раскинулся многолюдный город живых с прославленными храмовыми ансамблями Ипет Рес и Ипет Сут, дворцами, садами и водоёмами. Здесь кипела торговля, вдоль реки располагались лавки и мастерские, по набережной мчались колесницы, шли толпы людей, шествовали торжественные процессии. На западном берегу, ближе к реке, в долине высились поминальные храмы фараонов разных династий, а в скалах Ливийского хребта укрывались гробницы царей и знати.
Деление каждого города Древнего Египта великой африканской рекой на две части было традиционным: культ мёртвых связывался с западом, откуда наступала безжалостная пустыня и где бог солнца Ра спускался в подземный мир. Трудно представить себе, как выглядел на западном берегу Фив город мёртвых. Ныне здесь господствуют безлюдье, зной и тишина. Из величественных поминальных ансамблей лучше всего сохранились
руины храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри и фараона Рамсеса II (так называемый Рамессеум).
В Фивах можно убедиться, что при всех утратах и разрушениях древнеегипетские памятники не исчезли бесследно подобно памятникам других цивилизаций. Фивы на тысячу лет старше знаменитого в Древнем мире города Нового Вавилона, о великолепии которого реально судить уже невозможно. Развалины фиванской архитектуры, с её исполинскими статуями, прекрасными рельефами и росписями, и сейчас захватывают своей необыкновенной красотой. И до сих пор с правого берега Нила каждый вечер в течение тысячелетий можно увидеть феерическое зрелище пламенеющего красками заката, отражаемого бурыми водами реки: бог солнца Ра уходит в царство мёртвых.
В ДЕЙР ЭЛЬ-БАХРИ
Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них - заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525-1503 гг. до н. э.), посвящённый богине Хатор, в Дейр эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Нила (начало XV в. до н. э.). Культ Хатор, дочери бога Ра, богини любви, музыки и танца, глубоко почитался египтянами.
Женщина-фараон Хатшепсут была личностью незаурядной. Захватив власть у пасынка, будущего Тутмоса III, она во время своего царствования не столько воевала, сколько сооружала новые и восстанавливала старые храмы. С её именем связана также далёкая морская экспедиция в страну Пунт. Прославлению царицы Хатшепсут служили её многочисленные изваяния. Хрупкая, миниатюрная женщина с характерным очертанием узкого лица, высоким лбом и широко расставленными, удлинёнными краской глазами всегда изображалась в мужском облике: с
Аменемхет III - фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1853 - 1806 годах до н. э., из XII династии (Среднее царство). Сын Сенусерта III. Тронное имя его было Ни-Маат-Ра ("В Истине Ра").
В правление Аменемхета царская власть достигла апогея в эпоху Среднего царства. Важно отметить, что с воцарением Аменемхета III цепь гробниц номархов, дотоле непрерывная, внезапно пресекается. Видимо, Аменемхету, при помощи крутых мер и при опоре на незнатных служилых людей, составлявших костяк армии, удалось значительно ограничить могущество номархов. Границы царства были в значительной степени замерены его предшественниками, поэтому военные походы при Аменемхете были незначительными и предпринимались они довольно редко. Лишь изредка в надписях встречаются указания на "разгром Нубии и открытие стран Азии".
Правление Аменемхета сопровождалось интенсивной строительной деятельностью. Он улучшил устройство колоний на Синайском полуострове, обеспечив их водой и постоянной охраной, что позволило ему более широко проводить работы на местных медных рудниках и месторождених бирюзы. На камнях здесь обнаружены более 50 надписей о длительных экспедициях между 2-м и 45-м годами царствования Аменемхета III. В надписи второго года правления говорится о доставке в Египет бирюзы и меди. Довольно необычен факт, что, несмотря на своё долгое царствование, сохранилось очень мало надписей от Аменемхета III. Они, тем не менее, дают высокую оценку его правлению и содержат длинные списки чиновников, казнохранителей, художников, начальников каменотесов и рабочих, которых фараон посылал в рудники. Все эти люди оставляли надписи на камнях в память о своем пребывании. Они называли своё имя и должность, призывали в помощь местных богов, преимущественно богиню Хатхор, "госпожу земли Мафкат" (бирюзы), а также бога Супт-Гора, "господина востока" и обожествленного царя Снофру (IV династия), которого считали покровителем Синайского полуострова.
При нём были завершены большие ирригационные работы в Файюмском оазисе, начатые ещё его предшественниками. Аменемхет возвёл огромную насыпь (длиной 43,5 км), благодаря чему была осушена огромная площадь Файюмского оазиса, пригодная для посевов. Греческие писатели сообщают, что египтяне соорудили шлюзы и плотины, при помощи которых избыточная вода нильского наводнения направлялась в Файюмское водохранилище (греч. Меридово озеро). В разное время озеро называлось: Ше - "озеро", Ше-ур - "великое озеро", Ми-ур - "великое море". По названию озера "Ше" называлась и вся область - Та-Ше - "Земля озера", от которого и произошло арабское Файюм. Место, где выходит нильский канал, чтобы углубиться в котловину Файюма, называлось Апе-Таш, то есть "ущелье земли озера". Здесь находилось Ра-хунт, или Ла-хунт, то есть "отверстие отвода воды" - шлюзы канала. Вероятно, и арабское название местности Эль-Лахун, и название "Лабиринт", данное греками (искаженное египетское слово Лаперо-хунт - "святилище при шлюзах канала"), произошли от Ла-хунт. Современные вычисления показывают, что таким способом можно было запасти достаточно воды, чтобы удвоить количество воды в реке, к низу от Файюма в продолжение 100 дней низкого стояния Нила.
На осушенной территории Файюмского оазиса был построен новый цветущий город Крокодилополь с храмом в честь бога-крокодила Себека. На северной точке этих земель были установлены два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На них были поставлены колоссальные монолитные статуи Аменемхета III. Они были высечены из жёлтого кварцита. Высота их составляла 11,7 м. Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.
В Файюме же Аменемхет возвёл величественное каменное здание, которым восхищались ещё греки, прозвавшие это огромное сооружение, с бесчисленными залами и переходами - Лабиринтом. Лабиринт имел размеры 244 x 305 м и состоял из 3000 комнат (из них 1500 подземных и 1500 надземных). Страбон говорит, что потолок каждой комнаты этого здания, состоял из единого камня, а также, что проходы покрыты, равным образом, сплошными плитами необычайных размеров; причём ни дерево, ни другие материалы при строительстве не употреблялись. Вероятно, Лабиринт являлся заупокойным храмом Аменемхета. Возможно также, что строительство этого храма, каждое из отдельных помещений, которого предназначалось, по-видимому, для изваяний многочисленных местных номовых и общеегипетских божеств, служило целям более прочного объединения страны под руководством правящей династии. Ныне от храма остались лишь немногочисленные обломки каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены.
При Аменемхете продолжались разработки камня в долине Хаммамат. В одной из надписей на скалах говорится, что в 9-й год царствования Аменемхет III лично отправился в скалистую долину Рохан, чтобы дать повеления о ломке камня для строительства памятников в Пи-Себеке (Файюм) и для статуи фараона пяти локтей высоты.
Кроме Файюма Аменемхет вёл широкое строительство также и в других местах Египта. Он обновил храм в Аполлонополе-Магна (совр. Эдфу), построил новый храм Осириса в Абидосе, расширил храм Харшефа в Иераконполе. Обнёс древнюю столицу, город Нехеб (совр. Эль-Каб), большой кирпичной стеной, которая стоит и поныне. При Аменемхете процветала торговля. Аменемхет ввёл основную весовую медную единицу дебень, равную 91 грамму. Предпринимались попытки установить торговые связи с отдаленными малоизвестными районами. Так, на 45 году царствования Аменемхета (ок. 1798) египетская экспедиция во главе с Птауром проникла вглубь Сирии - "в таинственные долины, в области очень отдаленные, о которых никто раньше ничего не слыхал".
Время правления Аменемхета III оценивается от 45 до 48 лет. Последний прижизненный источник известный нам датирован 46-м годом Аменемхета III. Он, как и его отец, оставил после себя серию замечательных скульптурных портретов прекрасной работы.
Вероятно, высшим достижением фараонов этой династии явилось восстановление Аменемхетом III (ок. 1849-1801 до н. э.) разветвленной оросительной системы. В Файюмской впадине, близ царской резиденции Ит-Тауи, была создана сложная сеть каналов, соединенная с Нилом через канал Бахр-Юсуф. Меридово озеро в Файюме было превращено в водохранилище, ежегодно во время паводков пополнявшееся по системе каналов водами Нила, а поблизости была основана новая столица Хетепсенусерт (совр. Кахун). Чтобы контролировать орошение полей в продолжительные периоды спада уровня Нила, на каналах были возведены шлюзы. Усовершенствованная и более разветвленная оросительная система времени правления Аменемхета III функционирует до сих пор.
Сын Сенусерта III, Аменемхет III правил около 45 лет и, как и его отец, оставил после себя серию замечательных скульптурных портретов прекрасной работы. Царствование его стало апогеем экономического расцвета Среднего царства. Память об Аменемхете III сохранялась в течение столетий благодаря не победоносным войнам, а - мирным работам, которые дали благоденствие стране.
При Аменемхете III возросло значение Фаюма, здесь были возведены огромные дворцы в честь местного бога-крокодила Себека.
Урожай в Египте всегда зависел от разлива Нила, причем, только определенная средняя высота затопления земли приносила богатую жатву. Слишком высокий разлив, так же, как и слишком низкий, не могли обеспечить хороший урожай. Благодаря сложной системе каналов, дамб и плотин воду задерживали на полях. Во времена Аменемхета III принимались меры, чтобы заранее знать высоту прибывающей воды. Ниломер был расположен на юге страны в крепости Семне. Вероятно, была и система быстрой передачи сведений о подъеме воды в реке от Семне и Элефантины до Фив и шлюзов Меридова озера и до Мемфиса.
При Аменемхете III были закончены строительные работы в Фаюме, которые начал еще Аменемхет I. Было создано искусственное Меридово озеро. Благодаря грандиозной системе шлюзов оно стало огромным резервуаром для воды. С другой стороны, благодаря тому, что земли около озера были осушены, страна получила богатые пашни. Когда наступало наводнение, тогда отворяли шлюзы канала, воды реки устремлялись в бассейн, когда же воды реки спадали до самого низкого уровня, тогда открывали шлюзы, и бассейн изливал свои воды на ближайшие к нему земли.
В разное время озеро называлось Ше – "озеро”, Ше-ур – "великое озеро”, Ми-ур – "великое море”. По названию озера "Ше” называлась и вся область – Та Ше – "Земля озера”, от которого и произошло арабское Фаюм. Место, где выходит нильский канал, чтобы углубиться в котловину Фаюма, называлось Апе-Таш, то есть "ущелье земли озера”. Здесь находилось Ра-хунт, или Ла-хунт, то есть "отверстие отвода воды” - шлюзы канала. Вероятно, и арабское название местности Эль-Лахун, и название "Лабиринт”, данное греками (искаженное египетское слово Лаперо-хунт – "святилище при шлюзах канала”), произошли от Ла-хунт.
Продолжались разработки камня в долине Хаммамат. В одной из надписей на скалах говорится, что в девятый год царствования Аменемхет III лично отправился в скалистую долину Рохан, чтобы дать повеления о ломке камня для строительства памятников в Пи-Себеке (Фаюм) и для статуи фараона пяти локтей высоты.
На Синае были богатые месторождения бирюзы, и работы в рудниках также продолжались. На камнях здесь обнаружены более 50 надписей о длительных экспедициях между 2-м и 45-м годами царствования Аменемхета III. В надписи второго года правления говорится о доставке в Египет бирюзы и меди. Довольно необычен факт, что, несмотря на свое долгое царствование, сохранилось очень мало надписей от Аменемхета III. Они, тем не менее, дают высокую оценку его правлению и содержат длинные списки чиновников, казнохранителей, художников, начальников каменотесов и рабочих, которых фараон посылал в рудники. Все эти люди оставляли надписи на камнях в память о своем пребывании. Они называли свое имя и должность, призывали в помощь местных богов, преимущественно богиню Хатхор, "госпожу земли Мафкат” (бирюзы), а также бога Супт-Гора, "господина востока” и обожествленного царя Снофру (IV династия), которого считали покровителем Синайского полуострова.
Пирамиды Аменемхета III
Необычным было то, что Аменемхет построил для себя две пирамиды. Подобного не случалось со времен правления Снофру в эпоху Древнего царства.
Одна пирамида Аменемхета была возведена в Дахшуре (шириной 104 м), другая - в Хаваре (шириной 102 м). Первая была оставлена после того, как царь построил усыпальницу в Хаваре.
Аменемхет придавал Фаюму большое значение, потому и пирамиду он построил в этом же районе.
Пирамида в Хаваре была построена из кирпича-сырца и облицована плитами из известняка. Внутри нее была построена система сложных ходов для того, чтобы сделать недоступным для грабителей царское захоронение. Но у грабителей были проводники, с помощью которых они проникали внутрь гробниц, грабили мумии и сжигали деревянные гробы.
Вход в пирамиду расположен необычно – с южной стороны. От входа начинается длинная лестница, которая приводит в комнату с потолком из подвижных каменных плит, через них можно было попасть в коридор, оканчивающийся тупиком. Эта ловушка должна была стать препятствием для грабителей. Настоящий ход из этой камеры вел в следующую комнату с потолком, также сделанным из подвижных плит. Всего таких комнат было три. В коридоре, который вел из последней комнаты в погребальную камеру, была устроена западня в виде двух колодцев, которые также оканчивались тупиками.
Сама погребальная камера была целиком высечена из желтого кварцита. Длина камеры 6,71 м, ширина 2,4, высота 1,83. Толщина стен 60 см. Вес этого блока составляет примерно 427 кг. Погребальная камера была вставлена в вырубленное в скале углубление, а поскольку дверей в ней не имелось, то проникнуть туда можно было только отодвинув одну из трех каменных плит потолка. Над камерой был устроен свод из известняковых балок 2 м толщиной, поверх свода – кирпичная арка, над которой и возвышалась пирамида.
В погребальной камере было найдено два саркофага – Аменемхета III и его дочери Нефру-Птах, а также два ящика с канопами.
У восточной стороны пирамиды был расположен заупокойный храм, известный как Лабиринт, о котором рассказывали многие классические писатели, в том числе, Геродот и Страбон.
Геродот писал: "Если собрать вместе все эллинские укрепления и другие сооружения, то оказалось бы, что они стоили меньше труда и денег, нежели Лабиринт. Правда, были и пирамиды, превосходящие описание, каждая из них стоила многих, даже огромных, сооружений эллинов, но Лабиринт превосходит самые пирамиды. Это – двенадцать крытых зал, порталами своими расположенные одна против другой и соединенные между собою в одно помещение, шесть зал обращены на север, а шесть – на юг. Снаружи они окружены общей стеной. Покои в Лабиринте двоякого рода: одни подземные, другие на поверхности земли над первыми. Всех покоев три тысячи, по полторы тысячи в каждой половине. Египетские сторожа ни за что не хотели показывать нам подземные покои, потому что, говорили они, там помещаются гробницы царей, соорудивших Лабиринт, и священных крокодилов”.
Пять веков спустя Страбон пишет: "Тут же есть здание Лабиринта, похожее на пирамиду, и находящаяся подле него гробница царя, соорудившего Лабиринт. Подле правого входа в канал, именно на расстоянии тридцати или сорока стадий вверх, находится площадь, имеющая форму стола: на ней помещаются деревья и большой дворец, состоящий из такого количества царских помещений, сколько прежде было округов. Именно столько там зал, окруженных колоннами и соединяющихся одна с другой. Все они размещены в один ряд у одной стены, перед которой все дворцовые залы идут как одна длинная стена, а ведущие в залы пути идут с противоположной стороны. У входов в залы находятся в большом числе длинные крытые ходы, соединяющиеся между собою извилистыми путями, так что ни вход в какую бы то ни было залу, ни выход из нее невозможен для постороннего человека без проводника. … Говорят, что такое количество зал сделано в Лабиринте потому, что по требованию обычая все округи в лице знатнейших своих представителей сходились сюда со своими жрецами и жрицами для совершения жертвоприношений и преподнесения богам даров, а также для решения важнейших дел”.
Раскопки показали, что Лабиринт занимал площадь в 72 тысячи кв. м. В плане он представлял собой здание, окруженное колоннадой, посредине, прямо от входа находился проход во второй такой же зал в глубине здания. По обе стороны первого зала находилось по шесть молелен с колоннадами. В глубине второго зала была колоннада, за которой расположены девять молелен меньшего размера, чем первые двенадцать. Этот план реконструкции Лабиринта предложил Флиндерс Питри.
Когда Питри раскопал знаменитый Лабиринт в 1888-89 годах, он с огромным трудом примирился с тем, что несколько архитектурных деталей, которые он откопал, есть то грандиозное сооружение, о котором писал Страбон, так велики были разрушения. От храма остались лишь немногочисленные обломки каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены. Питри обнаружил многочисленные фрагменты статуй Себека, главного божества Фаюма. Себек был представлен в различных ипостасях.
Недалеко от Лабиринта находится еще один замечательный памятник Аменемхета III – знаменитые колоссы Мемнона, как назвали их еще греки. Они были возведены на земле, которую получили в результате ирригационных работ, проводимых Аменемхетом. На северной точке этих земель и были установлены два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На них были поставлены колоссальные монолитные статуи Аменемхета III. Они высечены из желтого кварцита. Высота – 11,7 м. Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.