Преподобный павел таганрогский. Блаженный старец павел таганрогский Чем помогает икона павла таганрогского

Блаженный Павел Павлович родился 8 ноября 1792г. в семье благочестивых черниговских дворян. Родители хотели обеспечить своему сыну образование и хорошее общественное положение, юноша же стремился ко спасению души и богоугодной жизни в молитве и странничестве по святым местам. В 25 лет, следуя словам Господа: "...вся, елика имаши, продаждь и раздай нищымъ: и имyти eмаши сокровище на нбси..." (Лк.18:22), блаженный Павел раздал доставшуюся ему часть имения, отпустил на волю крестьян и, взяв благословение отца, отправился в заветное странствование по святым обителям, дабы под их кровом найти упокоение своей душе.
Около десяти лет продлилась его странническая жизнь, а затем он поселился в приморском городе Таганроге, где, забывши свое дворянское происхождение, говорил на простонародном малороссийском наречии, жил в землянке. Тяжелыми работами в порту и неустанной молитвой он очистил душу и тело от всего страстного и греховного, на нем явно почила Благодать Божия. Он многим светил своей праведной жизнью, и невольно люди, под впечатлением его речей и дел, глубже вдумывались в смысл жизни и вспоминали о небесном отечестве. Они стали идти к нему за советами и утешением.
Придя в преклонные лета, старец оставил тяжелые труды в порту и поселился в маленьком доме, молясь непрестанно Богу и служа людям. Каждый день с первым ударом церковного колокола он отправлялся в собор, молился за литургией, поправлял лампады, для чего носил с собою маленькую скамеечку, а на плечах белое полотенце, которым вытирал святые иконы. Из храма блаженный Павел, по обыкновению, шел по базару. Увешанный двумя белыми холщовыми сумками, с палкой в руках, он обходил всех торгующих с обычными своими наставлениями и утешениями. Торговцы подавали ему милостыню, но от некоторых он не принимал никаких подаяний и даже отгонял таких от себя палкою (1, стр.20)..
Ночи же, как и прежде, проводил в усердной коленопреклоненной молитве. Старец сам неустанно творил Иисусову молитву и других учил никогда не забывать про нее. От всех приходящих к нему требовал прежде помолиться и без Исусовой молитвы никогда никого не впускал к себе в келью (1, стр.23).
Павел Павлович любил храмы и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи, елей и прочее. Он учил быть верным в малом, прививал любовь к церковной святыне и переносил это благоговейное отношение на предметы, освящающие жизнь человека в миру: просфоры, ладан, свечи.
Простой народ, всегда отыскивая врача для болезней своего сердца, который бы не лекарствами с мудреными латинскими названиями исцелял недуги и немощи, но от Самого Небесного Врача подавал просимое, нашел в блаженном великого в добродетелях святого старца (5).
Утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, блаженный Павел был как бы светильником на земле, сияющим добрыми делами. Он получил от Господа дар исцелений и прозорливости. И люди шли к нему со своими скорбями, бедами и вопросами.
Однажды к блаженному пришел нечестный торговец и со слезами просил: "Дедушка, скажите, кто у меня украл товар?" Блаженный Павел, утешая его, сказал: "Не плачь, чоловиче добрый, ты же у людей крав?" - "Крал", отвечает тот. -"Вот и у тебя украли. А ты когда-нибудь помынав своих родителев?" - "Нет, никогда не поминал". - "Ну вот добри люде помятуть". И еще много говорил ему блаженный в назидание, и привел его к умилению, так что тот и жалеть о пропавшем перестал и ушел от старца утешенный (1, стр. 101-102).
Многие приходили к блаженному и молили его дозволить остаться у него, дабы исполнились на них слова псалмопевца: "Съ прпбнымъ прпбенъ будеши, и съ мужемъ неповиннымъ неповиненъ будеши: И со избраннымъ избранъ будеши" (Пс.17:26-27). И некоторых он оставлял пожить у себя как бы на послушании.
Принеся в жертву Богу свои имения, блаженный Павел часто жертвовал ради Христа плодами дворянского воспитания и образованности, и под личиной напускной грубости искусно скрывал возвышенную и благородную свою душу. Случится прийти к блаженному Павлу какому-нибудь посетителю, имеющему нераскаянные грехи, - блаженный, не смущая пришедшего грубым откровением его тайн, притворно обрушивается на кого-нибудь из своих послушников: ругает, бранит, грозит палкой, при этом называя грехи посетителя, дабы подвигнуть того к покаянию. Послушник же кротко терпит и только повторяет: "Простите, батюшка, виноват" (1, стр.34).
Пришел к блаженному Павлу мирянин, просивший благословения идти в монастырь. Блаженный ответил ему: "Прежде лизь на мою пичку, та посыдь там, тоди й буде видно", и держал его на своей русской топившейся печке 12 суток и только раз в сутки давал ему есть, и когда он выдержал это испытание, то блаженный сказал ему: "Ну теперь иды в монастырь и будешь там жить до смерти"; слово угодника сбылось: просивший совета пошел на Афонскую гору, поступил в монастырь и жил там до смерти (1, стр. 78-79).
Силою Благодати Божией блаженный ясно видел и душу человека, и его будущее. Своему духовнику, иеромонаху Дамиану, он предсказал:
"Ты будешь велыкый человек, такий, шо больший буть не може", и пророческие слова эти действительно исполнились в жизни отца Дамиана, которого Господь сподобил достигнуть высочайшего сана: он в 1897г. поставлен был патриархом Святого Града Иерусалима (3, статья "Дамиан").
Однажды пришли к блаженному двое паломников, только что вернувшихся со Святой земли. Блаженный Павел велел впустить их на кухню и послал спросить, "шо воны на Черном мори бачилы, та нехай кажут правду". Посетители содрогнулись и открыли все как было. "Когда мы плыли по Черному морю, была сильная буря, пароход качало из стороны в сторону, так что волны переливались через него, и мы, будучи в большой опасности, приходили в отчаяние. Не надеясь на человеческие усилия, мы обратились к молитве, просили Господа и Божию Матерь о своем спасении, а также призывали имя блаженного Павла. И вдруг, увидели мы его (блаженного) прошедшего по пароходу в белой одежде, подобной снегу, подвязанного поясом, с палкой в руках. После чего он стал невидим, а буря стала стихать. Скоро море успокоилось, мы благополучно доплыли к пристани и теперь заехали поблагодарить его, великого молитвенника за бедствующих людей". Блаженный Павел наказал паломникам и всем слышавшим их никому не говорить об этом, "пока я и помру, а як помру, то хоть и всим рассказувайте" (1, стр. 155-156).
Приближаясь к концу своей земной жизни, блаженный все более ослабевал телесными силами, но святая душа его по-прежнему пламенела любовью к Богу и ближним (1, стр.213). Как и другим великим угодникам Божиим, Господь открыл ему день и час его кончины. Накануне он велел написать письмо своим близким с просьбой быть на его похоронах (1, стр.216).
Преставился блаженный Павел 10 марта 1879г. Вечером он сделался крайне слаб и, приобщившись Святых Христовых Таин от своего духовника отца Дамиана, предал свою праведную душу Богу (1, стр.216).
В момент кончины все предстоящие видели, что лицо угодника Божия просияло великой радостью, с благодатной головы его по всему телу до самых ног прошла как бы желтоватая тень, и после этого тело сделалось белое, подобно снегу. Все, видевшие это знамение благодати Божией над блаженным Павлом, умилились сердцем и прославили Бога за такую Его милость (1, стр.217-218).
В эту ночь почитаемый в Таганроге за свою подвижническую жизнь протоиерей Василий Бандаков имел видение, в котором ангелы несли на небо с радостным пением святую душу. Батюшка спросил их: "Чья это душа, восходящая к Богу с пением ангельским?" И услышал голос с небес: "Эта блаженная душа есть душа Павла Павловича". На утро отец Василий в своей проповеди пред множеством народа засвидетельствовал о виденном.
На подвижнике в полной мере исполнились евангельские слова: "аще зерно пшенично падъ на земли не uмретъ, то едино пребываетъ; аще же uмретъ, многъ плодъ сотворитъ" (Ин.12:24). Приходивших к нему блаженный учил умирать для греха и возрождаться в жизнь вечную. Подвиг его был понятен простым людям, ибо в сердце православного народа всегда была потребность живя в миру благочестиво, спасти душу, - и блаженный учил, как этого достичь.
20 лет была одержима нечистыми духами крестьянка Наталья, так что порой, не отдавая себе в том отчета, она проклинала своих детей-малюток и просила им у Бога смерти, мучимая страшными помыслами - умертвить или искалечить своего ребенка. Доктора, к которым обращалась несчастная, не оказали помощи; однажды она услышала о блаженном Павле, который сказал: хорошо будет человеку тому, кто будет ходить в келию, а после его смерти - на могилу. Наталья пришла на могилу подвижника и со слезами просила его святых молитв. Почувствовав некоторое облегчение в своей скорби, она стала часто посещать его могилу, усердно прося о выздоровлении. В скором времени брань и дурные помыслы исчезли, внутренние боли облегчились, она почувствовала себя здоровой и прославила Бога, приписывая свое исцеление заступничеству блаженного Павла.
Еще при жизни блаженного многим было открыто, какими благодатными дарами Господь отметил Своего угодника. Незадолго до кончины блаженного Павла его посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский; предание сохранило слова приветствия, которыми обменялись подвижники: "Здравствуй, столпе от земли до неба...", - сказал отец Иоанн, а Павел Павлович отвечал: "Здравствуй и ты, солнце от запада на восток..." (2, стр.6).
От земных скорбей к небесам чистой веры приводит блаженный всех обращающихся к нему.
Рабу Божию Нину на могилу блаженного привела тяжкая болезнь. По совету близких людей она приехала, чтобы попросить выздоровления телу и успокоения душе. Когда она припала к кресту над могилой, в видении представился ей праведник, лежащий во гробе, осеняемый ангелами; она почувствовала телесное расстройство, которое длилось несколько часов. Придя в келию блаженного, Нина увидела изображение Павла Павловича во гробе, в день его погребения, и узнала в этом изображении свое видение. Это видение повторялось каждый раз, когда больная прикасалась к кресту на могиле блаженного, и являло собою знак услышанной мольбы, что не замедлило сказаться в дальнейшем. Очень скоро Нина почувствовала себя совершенно исцеленной, о чем свидетельствовали и врачи. И это утвердило ее веру в Бога и Его святого угодника (2, стр.6).
Блаженный Павел любил говорить: "Хоть я и умру, а мое место не останется пустым". И прибавлял: "Мой куст никогда не будет пуст". Деревенская девушка Мария Величкова пришла к подвижнику с вопросом, идти ли ей замуж или в монастырь - и услышала: "Ой, дивчино, и умрешь у мене..." Мария осталась в его келии на всю долгую жизнь, поминая его, прославляя Господа и подражая подвигам блаженного Павла. Подобно ей, все, кто стремился привить себя к благодатному кусту угодника Божия, ища мира и утешения своим душам, обретали их.
Слова блаженного оказались пророческими. С момента его кончины не прекращается народное почитание угодника Божия, которое за последнее время все более и более возрастает. В день памяти блаженного - 10 (23) марта великое множество верующих людей со всех концов России собирается к раке с его святыми мощами, чтобы молитвенно почтить его; никогда не пустеет часовня на старом кладбище Таганрога, где он был погребен, не гаснут лампады перед святыми иконами в его келии. По молитвам блаженного Павла Павловича верующим подаются от Господа исцеления, утешение и благодатная помощь.
Литература:
1. Жизнь и подвиги в Бозе почившаго прозорливаго старца Павла (Павловича) Таганрогскаго, (записанные после смерти старца живущей в его келии послушницей Марией Цюрютиной, на основании сказаний о нем лиц, живших с ним и знавших его). Собрал и изложил священник Иоанн Алексеев. Москва, 1911.
2. О канонизации блаженного старца Павла Таганрогского. Доклад священника Алексия Демидова на епархиальном собрании 10 марта 1998г. - Церковный вестник Ростовской епархии,.3, 1998г.
3. Православная богословская энциклопедия или богословский энциклопедический словарь... Издание под ред. Проф. А.П.Лопухина. Т.4. Пг,. 1903г.
4. История Христианской Церкви в 19 веке. В 2-х томах. Изд. А.П.Лопухина. Т. 2. Пг., 1901г.
5. Обвинительное заключение. - Таганрогский литературно-историко-архитектурный музей-заповедник. КП-9863/59, ФПИ фонд 8,.59 п. 7, лист 5.

Житие блаженного Павла Таганрогского

Блаженный Павел Павлович родился 8 ноября 1792 года в семье благочестивых черниговских дворян. Родители хотели обеспечить своему сыну образование и хорошее общественное положение, юноша же стремился ко спасению и богоугодной жизни в молитве и странничестве по святым местам. В 25 лет, следуя словам Господа: «…вся, елика имаши, продаждь и раздай нищим: и имети имаши сокровище на Небеси…» (Лк.18:22), блаженный Павел раздал доставшуюся ему часть имения, отпустил на волю крестьян и, взяв благословение отца, отправился в заветное странствование по святым обителям, дабы под их кровом найти упокоение своей душе.

Около десяти лет продлилась его странническая жизнь, а затем он поселился в приморском городе Таганроге, где, забывши свое дворянское происхождение, говорил на простонародном малороссийском наречии, жил в землянке. Тяжелыми работами в порту и неустанной молитвой он очистил душу и тело от всего страстного и греховного, на нем явно почила благодать Божия, и он многим светил своей праведной жизнью, и невольно люди, под впечатлением его речей и дел, глубже вдумывались в смысл жизни и вспоминали о Небесном Отечестве. Они стали идти к нему за советами и утешением.

Придя в преклонные лета, он оставил тяжелые труды в порту и поселился в маленьком доме, молясь непрестанно Богу и служа людям. Каждый день с первым ударом церковного колокола он отправлялся в собор, молился за Литургией, поправлял лампады, для чего носил с собою маленькую скамеечку, а на плечах белое полотенце, которым вытирал святые иконы. Из храма блаженный Павел, по обыкновению, шел по базару. Увешанный двумя белыми холщовыми сумками, с палкой в руках, он обходил всех торгующих с обычными своими наставлениями и утешениями. Торговцы подавали ему милостыню, но от некоторых он не принимал никаких подаяний и даже отгонял таких от себя палкою.

Ночи же, как и прежде, проводил в усердной, с коленопреклонением, молитве. Иисусова молитва никогда не сходила с его уст; учил он и всех приходящих к нему творить эту молитву и без нее никогда никого не впускал к себе в келью.

Павел Павлович любил храмы и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи, елей и прочее. Он учил быть верным в малом, прививал любовь к святыне церковной и переносил это благоговейное отношение на предметы, освящающие жизнь человека в миру: просфоры, ладан, свечи.

Простой народ, всегда отыскивая врача для болезней своего сердца, который бы не лекарствами с мудреными латинскими названиями исцелял недуги и немощи, но от Самого Небесного Врача подавал просимое, нашел в блаженном великого в добродетелях святого старца.

Утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, блаженный Павел был как бы светильником на земле, сияющим добрыми делами. Он получил от Господа дар исцелений и прозорливости. И люди шли к нему со своими скорбями, бедами и вопросами. Однажды к блаженному пришел нечестный торговец со слезами и спросил: «Дедушка, скажите, кто у меня украл товар?» Блаженный Павел, утешая его, сказал: «Не плачь, чоловиче добрый, ты же у людей крав?» — «Крал», отвечает тот. — «Вот и у тебя украли. А ты когда-нибудь помынав своих родителев?» — «Нет, никогда не поминал». — «Ну вот добри люде помянуть». И еще много говорил ему блаженный в назидание, и привел его к умилению, так что тот и жалеть о пропавшем перестал и ушел от старца утешенный. Многие приходили к блаженному и молили его дозволить остаться у него, дабы исполнились на них слова псалмопевца: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши: И со избранным избран будеши» (Пс.17:26-27). И некоторых он оставлял пожить у себя как бы на послушании.

Принеся в жертву Богу свои имения, блаженный Павел часто жертвовал ради Христа плодами дворянского воспитания и образованности, и под личиной напускной грубости искусно скрывал возвышенную и благородную свою душу. Случится прийти к блаженному Павлу какому-нибудь посетителю, имеющему нераскаянные грехи, — блаженный, не смущая пришедшего грубым откровением его тайн, притворно обрушивается на кого-нибудь из своих послушников: ругает, бранит, грозит палкой, при этом называя грехи посетителя, дабы подвигнуть того к покаянию. Послушник же кротко терпит и только повторяет: «Простите, батюшка, виноват». Пришел к блаженному Павлу мирянин, просивший благословения идти в монастырь. Блаженный ответил ему: «Прежде лизь на мою пичку, та посыдь там, тоди й буде видно», и держал его на своей русской топившейся печке 12 суток и только раз в сутки давал ему есть, и когда он выдержал это испытание, то блаженный сказал ему: «Ну теперь иды в монастырь и будешь там жить до смерти»; слово угодника сбылось: просивший совета пошел на Афонскую гору, поступил в монастырь и жил там до смерти. Силою благодати Божией блаженный ясно видел и душу человека, и его будущее. Своему духовнику, иеромонаху Дамиану, он предсказал: «Ты будешь велыкый человек, такий, шо больший буть не може», и пророческие слова эти действительно исполнились в жизни отца Дамиана, которого Господь сподобил достигнуть высочайшего сана: он в 1897 году поставлен был патриархом Святого Града Иерусалима (Иеромонах Таганрогского Иерусалимского Александровского монастыря Дамиан / Касоти / , эпитроп Гроба Господня. — 3, статья «Дамиан»).

Однажды пришли к блаженному двое паломников, только что вернувшихся со Святой земли. Блаженный Павел велел впустить их на кухню и послал спросить, «шо воны на Черном мори бачилы, та нехай кажут правду». Посетители содрогнулись и открыли все как было. «Когда мы плыли по Черному морю, была сильная буря, пароход качало из стороны в сторону, так что волны переливались через него, и мы, будучи в большой опасности, приходили в отчаяние. Не надеясь на человеческие усилия, мы обратились к молитве, просили Господа и Божию Матерь о своем спасении, а также призывали имя блаженного Павла. И вдруг, увидели мы его (блаженного) прошедшего по пароходу в белой одежде, подобной снегу, подвязанного поясом, с палкой в руках. После чего он стал невидим, а буря стала стихать. Скоро море успокоилось, мы благополучно доплыли к пристани и теперь заехали поблагодарить его, великого молитвенника за бедствующих людей». Блаженный Павел наказал паломникам и всем слышавшим их никому не говорить об этом, «пока я и помру, а як помру, то хоть и всим рассказувайте».

Приближаясь к концу своей земной жизни, блаженный все более ослабевал телесными силами, но святая душа его по-прежнему пламенела любовью к Богу и ближним. Как и другим великим угодникам Божиим, Господь открыл ему день и час его кончины. Накануне он велел написать письмо своим близким с просьбой быть на его похоронах.

Преставился блаженный Павел 10 марта 1879 года. Вечером он сделался крайне слаб и, приобщившись Святых Христовых Таин от своего духовника отца Дамиана, предал свою праведную душу Богу.

В момент кончины все предстоящие видели, что лицо угодника Божия просияло великой радостью, с благодатной головы его по всему тело до самых ног прошла как бы желтоватая тень, и после этого тело сделалось белое, подобно снегу. Все, видевшие это знамение благодати Божией над блаженным Павлом, умилились сердцем и прославили Бога за такую Его милость.

В эту ночь почитаемый в Таганроге за свою подвижническую жизнь протоиерей Василий Бандаков имел видение, в котором ангелы несли на небо с радостным пением святую душу. Батюшка спросил их: «Чья это душа, восходящая к Богу с пением ангельским?» И услышал голос с небес: «Эта блаженная душа есть душа Павла Павловича». На утро отец Василий в своей проповеди пред множеством народа засвидетельствовал о виденном.

На подвижнике в полной мере исполнились евангельские слова: «Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает; аще же умрет, мног плод сотворит» (Ин.12:24). Приходивших к нему блаженный учил умирать для греха и возрождаться в жизнь вечную. Подвиг его был понятен простым людям, ибо в сердце православного народа всегда была потребность живя в миру благочестиво, спасти душу, — и блаженный учил, как этого достичь.

Двадцать лет была одержима нечистыми духами крестьянка Наталья, так что порой, не отдавая себе в том отчета, она проклинала своих детей-малюток и просила им у Бога смерти, мучимая страшными помыслами — умертвить или искалечить своего ребенка. Доктора, к которым обращалась несчастная, не оказали помощи; однажды она услышала о блаженном Павле, который сказал: хорошо будет человеку тому, кто будет ходить в келлию, а после его смерти — на могилу. Наталья пришла на могилу подвижника и со слезами просила его святых молитв. Почувствовав некоторое облегчение в своей скорби, она стала часто посещать его могилу, усердно прося о выздоровлении. В скором времени брань и дурные помыслы исчезли, внутренние боли облегчились, она почувствовала себя здоровой и прославила Бога, приписывая свое исцеление заступничеству блаженного Павла.

Еще при жизни блаженного многим было открыто, какими благодатными дарами Господь отметил Своего угодника. Незадолго до кончины блаженного Павла его посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский; предание сохранило слова приветствия, которыми обменялись подвижники: «Здравствуй, столпе от земли до неба…», — сказал отец Иоанн, а Павел Павлович ответил: «Здравствуй и ты, солнце от запада на восток…».

От земных скорбей к небесам чистой веры приводит блаженный всех обращающихся к нему.

Рабу Божию Нину на могилу блаженного привела тяжкая болезнь. По совету близких людей она приехала, чтобы попросить выздоровления телу и успокоения душе. Когда она припала к кресту над могилой, в видении представился ей праведник, лежащий во гробе, осеняемый ангелами; она почувствовала телесное расстройство, которое длилась несколько часов. Придя в келлию блаженного, Нина увидела изображение Павла Павловича во гробе, в день его погребения, и узнала в этом изображении свое видение. Это видение повторялось каждый раз, когда больная прикасалась к кресту на могиле блаженного, и являло собою знак услышанной мольбы, что не замедлило сказаться в дальнейшем. Очень скоро Нина почувствовала себя совершенно исцеленной, о чем свидетельствовали и врачи. И это утвердило ее веру в Бога и Его святого угодника.

Блаженный Павел любил говорить: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым». И прибавлял: «Мой куст никогда не будет пуст». Деревенская девушка Мария Величкова пришла к подвижнику с вопросом, идти ли ей замуж или в монастырь — и услышала: «Ой, дивчино, и умрешь у мене…». Мария осталась в его келлии на всю долгую жизнь, поминая его, прославляя Господа и подражая подвигам блаженного Павла. Подобно ей, все, кто стремился привить себя к благодатному кусту угодника Божия, ища мира и утешения своим душам, обретали их.

Слова блаженного оказались пророческими. С момента его кончины не прекращается народное почитание угодника Божия, которое за последнее время все более и более возрастает. В день памяти блаженного — 10 (23) марта — великое множество верующих людей со всех концов России собирается к раке с его святыми мощами, чтобы молитвенно почтить его; никогда не пустеет часовня на старом кладбище Таганрога, где он был погребен, не гаснут лампады перед святыми иконами в его келлии. По молитвам блаженного Павла Павловича верующим подаются от Господа исцеления, утешение и благодатная помощь.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Отечества Небеснаго взыскуя, / дом родителей твоих оставил еси. / Тленное богатство мира презрев, / обогатился от Господа многими чудесы и знаменьми. Воздержанием, труды и молитвою насладился еси, образ жития благочестиваго являя. / Темже и ныне с верою приходящим к тебе / во всяцех напастех помогаеши. / Блаженне отче Павле, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

От Небеснаго Врача дар исцелений приим, / разрешаеши болезни наши телесныя и душевныя. / Божественныя благодати столпе от земли до Неба явился еси, / о блаженне Павле, моли Христа Бога спасти град и люди, тебе почитающия.

Величание

Ублажаем тя,/ святый блаженный отче Павле, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва 1

О великий угодниче Божий и чудотворче, святый блаженный Павле! Ты, на высоту добродетелей возшед, яко пресветлая звезда житием твоим возсиял еси, и странническое жительство избрав, мира сего красная ни во чтоже вменил еси. Темже Всеправедный Судия многими чудесы тя прослави. Душу же твою святую в небесные обители всели, идеже любви Божией наслаждаяся, и наши нужды зриши, прошения слышиши. Буди нам в недузех целитель, по морю плавающим кормчий и утопающим благонадежное избавление. Молимся тебе, Павле блаженне: испроси всем, во всякой нужде сущим и ко твоему заступлению прибегающим, всякий дар коемуждо благопотребен: веры и любве преспеяние, благочестия умножение, мира утверждение, больным исцеление, печальным утешение, бедствующим помощь, обиженным защищение. И сподоби ны угодниче Божий молитвами твоими благочестно житие земное скончати, Небесное Царствие и жизнь вечную унаследити, со всеми святыми, в бесконечныя веки веков, аминь.

Молитва 2

О преблаженне угодниче Христов Павле, южных пределов страны нашея пред Господем заступниче! Ты еще во плоти сый, красная мира сего Христа ради ни во чтоже вменил еси, и на путь спасения люди словесы и деяньми наставлял еси. Был бо всем приходящим к тебе скорый помощник и молитвенник. И ныне в вышних Святей Троице предстоя, имаши сугубое дерзновение ко Владыце, освяти бо тя Господь Вышний яко Своего угодника. Блажен есть воистину град и место, на немже положено бысть честное тело твое. Сего ради молимся тебе: буди и нам помощник и заступник, избавляй нас от враг видимых и невидимых, такожде и всех, не токмо зде во граде Таганроге, но и всюду призывающи имя твое святое. Призри, преблаженне Павле, на нас многогрешных, ныне творящих память твою, и милостив буди нам, с верою притекающим к многоцелебным мощем твоим, яко да спасени будем твоими молитвами, и непрестанно славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Деяние о канонизации блаженного Павла Таганрогского (Стожкова; 1792— 1879), местночтимого святого Ростовской епархии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

С принятием Русью христианства для православного человека высочайшим идеалом и целью жизни стало стремление к совершенному исполнению заповедей Христовых, жизнь во Христе, достижение христианского совершенства, к которому призывает Господь, говоря: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).

Этим стремлением к совершенству была пронизана вся жизнь блаженного Павла, который никогда не забывал слов Господних, что «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь…» (Мф.7:14).

Блаженный Павел не ослабевая шел по этому узкому пути, утруждая плоть тяжелым трудом, подвизаясь в посте и непрерывной молитве, ища прежде всего «Царствия Божия и правды его» (Мф.6:33). Стремясь в совершенстве исполнить заповеди Христовы, блаженный Павел отличался милосердием ко всем страждущим и странноприимством.

Проводя подвижническую жизнь, ежедневно поучаясь в слове Божием, имея особенное усердие к церковным службам, блаженный Павел удостоился от Бога дара рассудительности — многие обращались к подвижнику за советом, и народ почитал его за просвещенного в делах благочестия мудрого старца, дара прозорливости и чудотворения, так что по его молитвам безнадежно больные получали исцеление, а по кончине блаженного Павла Господь прославил Своего угодника множеством чудес и исцелений. Поэтому, рассмотрев подвижническое житие блаженного Павла, а также многочисленные случаи его благодатной помощи и исцелений по его молитвам не только во время жизни, но и по отшествии, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мною с благоговением и любовью

ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ

1. Причислить блаженного Павла к лику местночтимых святых Ростовской епархии.

2. Честные останки блаженного Павла, находящиеся в Свято-Никольском храме города Таганрога, именовать отныне святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.

4. Службу новопрославленному святому блаженному Павлу составить особую.

5. Писать новопрославленному святому блаженному Павлу иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора.

6. Напечатать житие блаженного Павла для назидания в благочестии чад церковных.

7. О сей благой и благодатной радости прославления нового святого возвестить священнослужителям, монашествующим и всей пастве Ростовской епархии.

Предстательством и молитвами блаженного Павла да укрепит Господь веру православных христиан и ниспошлет им Свое благословение. Аминь.

Божией милостью смиренный

Архиепископ Ростовский и Новочеркасский
ПАНТЕЛЕИМОН

На рубеже XX и XXI веков среди бесчисленного сонма православных святых появился ещё один – праведный Павел Таганрогский. Таганрог - небольшой приморский город, славу которому принесли родившиеся в нём политики, актёры и писатели - обрёл, наконец, своего Небесного покровителя, творящего о нём неусыпную молитву у Престола Всевышнего. Об этом угоднике Божьем наш рассказ.

Благочестивый отрок

Из дошедших до нас документов известно, что благочестивый старец Павел Таганрогский, снискавший неувядаемую славу своей постнической и молитвенной жизнью, родился в 1792 году в дворянской семье, проживавшей недалеко от Чернигова. Своё имя во святом крещении он получил в честь великого подвижника христианской церкви святителя Павла Исповедника – константинопольского архиепископа, принявшего в 350 году мученическую смерть в борьбе с ересью, господствовавшей тогда в Византии.

Родители Павла были людьми весьма обеспеченными. Они владели обширными земельными угодьями, на которых жили и трудились сотни принадлежавших им крепостных. Своего сына они желали видеть в будущем таким, каким подобало быть истинному дворянину екатерининской эпохи – обеспеченным, образованным и имеющим достойное положение в обществе.

Однако Господь совсем иное положил на сердце молодому человеку. С ранних лет будущий блаженный Павел Таганрогский шумному и разноголосому обществу своих сверстников предпочитал уединение и молитву, а светской литературе – чтение Священного Писания и житий святых. Но настоящей его страстью было слушать рассказы странников, оставивших родные дома и с посохом в руках путешествовавших по святым местам, коими столь богата была Русская земля.

Божьи странники

Надо заметить, что в православной Руси эта форма крайней религиозности была распространена во все времена. Испокон веков тысячи богомольцев, имея в котомке за спиной лишь краюху хлеба да сменные лапти, мерили шагами бескрайние российские дороги, направляясь из одной святой обители в другую.

В холод и зной, в дожди и метели гнала их вперёд неуёмная жажда поиска Бога и Его Правды. И не только по святой Руси пролегал их путь – доходили они в своих странствиях до пустынь египетских и стен священного града Иерусалима, где коленопреклоненно замирали перед Гробом Господним. А затем отправлялись назад в родную сторонушку, да не самолётами компании «Эль-Аль», а ноженьками своими, в обход двух морей, кормясь по дороге Христовым именем.

Исполнитель Божьей заповеди

Их-то рассказы и определили дальнейшую жизнь Павла. Когда исполнилось ему двадцать пять лет, что, по законам того времени, считалось совершеннолетием и давало право самостоятельно распоряжаться имуществом, отец выделил ему причитающуюся часть наследства.

Она включала в себя, кроме значительных земельных угодий и ожидающей его на банковском счету денежной суммы, триста крепостных крестьян, или, как тогда было принято говорить, «душ». Столь солидный капитал позволял молодому человеку вести широкую, подобающую его дворянскому происхождению, жизнь не только в России, но и в любой из европейских столиц.

Однако не о земных благах помышлял Павел. Помнил он слова Господа о том, сколь трудно богатому стяжать Царство Небесное, и что лишь продав имение своё и раздав всё нищим, можно войти в Горний мир. Павел Таганрогский не стал искать в тех словах иносказания, а выполнил завет Божий в буквальном смысле – крепостных крестьян отпустил на волю, выручку за проданную землицу и банковские накопления роздал нищим, а сам, благословясь у отца с матерью, отправился в странствия по святым местам.

Десять лет посвятил он странничеству. За давностью времён нет возможности узнать, где именно побывал за эти годы Павел Таганрогский. Житие святого, написанное через много лет после его блаженной кончины, оставляет сей вопрос без ответа. Но известно, что по завершении пути поселился он в приморском городе Таганроге, где, презрев своё дворянское происхождение, повёл простую и богоугодную жизнь, зарабатывая тяжёлым трудом кусок хлеба насущного.

На портовых причалах

В те годы основные средства к существованию жителям этого приморского города давал порт, принимавший множество торговых судов со всех концов мира. Вот на его-то причалах и проводил все дни святой праведник, тяжёлым трудом и непрестанной молитвой очищая душу от всего страстного и греховного. Был он грузчиком, а вполне ли понятно современному человеку, что значило сие в те времена?

Основным товаром, перевозимым через Таганрогский порт, был хлеб. Прежде чем оказаться на столах румяными караваями, зерну предстояло проделать длинный путь в стандартных мешках, вес которых был строго установлен – шесть пудов, то есть девяносто шесть килограммов. Так было принято. Даже при заключении сделок купцы указывали в бумагах не общий вес покупаемого или продаваемого хлеба, а количество мешков.

Так вот, никакой погрузочной техники в те годы не было. Просто взваливал мужик на плечи 96-килограммовый мешок и нёс его по хлипким сходням на берег или с берега в судовой трюм. А потом бегом за следующим, да не мешкая, не то артельщик увидит и взыщет за нерадивость. И так весь день. Ну-ка, нынешние качки-бодибилдеры, призадумайтесь: надолго ль хватило бы ваших мускулов?

Вот так и трудился в течение многих лет будущий святой Павел Таганрогский. Вместе со всеми появлялся он на причалах в ранние часы, когда в утреннем тумане едва угадывались очертания судов, и покидал их уже под покровом ночи. Если становилось совсем невмоготу и темнело в глазах от смертельной усталости, творил мысленно молитву Иисусову, и Господь посылал силы своему смиренному рабу.

Таганрогское житьё раба Божьего Павла

Своего дома у Павла не было, потому снимал он жильё в разных концах Таганрога, но главным образом у добрых и благочестивых людей. Вначале довелось ему поселиться на северо-восточной окраине, в так называемой Касперовке – обширном районе, принадлежавшем некогда коменданту местной крепости генерал-лейтенанту И. П. Касперову. Затем перебрался на житьё в саму крепость, а затем на целых двадцать лет обосновался у многодетной вдовы Е. Н. Баевой, чей дом помещался на Банном спуске.

Праведный Павел Таганрогский

Святой блаженный Павел Таганрогский – один из самых почитаемых на Дону святых, живший в середине XIX века. Его святые мощи почивают в Никольском храме г. Таганрога и являются особо чтимой донской святыней. Блаженного Павла особо почитают также в Крыму и Севастополе, откуда паломники регулярно прибывают в Таганрог для молитвенного поклонения святому.

Блаженный Павел Таганрогский, в миру Стожков Павел Павлович, родился 8-го Ноября 1792 года в семье дворянина Черниговской губернии Кролевецкого уезда. Родители хотели обеспечить своему сыну образование и хорошее общественное положение, юноша же стремился ко спасению и богоугодной жизни в молитве и странничестве по святым местам. В 25 лет, следуя словам Господа: «…вся, елика имаши, продаждь и раздай нищим: и имети имаши сокровище на Небеси…» (Лк.18:22), блаженный Павел раздал доставшуюся ему часть имения, отпустил на волю крестьян и, взяв благословение отца, отправился в заветное странствование по святым обителям, дабы под их кровом найти упокоение своей душе.

Около десяти лет продлилась его странническая жизнь, а затем он поселился в приморском городе Таганроге, где, забывши свое дворянское происхождение, говорил на простонародном малороссийском наречии, жил в землянке.

Тяжелыми работами в порту и неустанной молитвой он очистил душу и тело от всего страстного и греховного, на нем явно почила благодать Божия, и он многим светил своей праведной жизнью, и невольно люди, под впечатлением его речей и дел, глубже вдумывались в смысл жизни и вспоминали о Небесном Отечестве. Они стали идти к нему за советами и утешением.

Придя в преклонные лета, он оставил тяжелые труды в порту и поселился в маленьком доме, молясь непрестанно Богу и служа людям. Каждый день с первым ударом церковного колокола он отправлялся в собор, молился за Литургией, поправлял лампады, для чего носил с собою маленькую скамеечку, а на плечах белое полотенце, которым вытирал святые иконы.

Из храма блаженный Павел, по обыкновению, шел по базару. Увешанный двумя белыми холщовыми сумками, с палкой в руках, он обходил всех торгующих с обычными своими наставлениями и утешениями. Торговцы подавали ему милостыню, но от некоторых он не принимал никаких подаяний и даже отгонял таких от себя палкою.

Праведный Павел Таганрогский

Ночи же, как и прежде, проводил в усердной, с коленопреклонением, молитве. Иисусова молитва никогда не сходила с его уст; учил он и всех приходящих к нему творить эту молитву и без нее никогда никого не впускал к себе в келью.

Павел Павлович любил храмы и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи, елей и прочее. Он учил быть верным в малом, прививал любовь к святыне церковной и переносил это благоговейное отношение на предметы, освящающие жизнь человека в миру: просфоры, ладан, свечи.

Простой народ, всегда отыскивая врача для болезней своего сердца, который бы не лекарствами с мудреными латинскими названиями исцелял недуги и немощи, но от Самого Небесного Врача подавал просимое, нашел в блаженном великого в добродетелях святого старца.

Утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, блаженный Павел был как бы светильником на земле, сияющим добрыми делами. Он получил от Господа дар исцелений и прозорливости. И люди шли к нему со своими скорбями, бедами и вопросами. Однажды к блаженному пришел нечестный торговец со слезами и спросил: «Дедушка, скажите, кто у меня украл товар?» Блаженный Павел, утешая его, сказал: «Не плачь, чоловиче добрый, ты же у людей крав?» - «Крал», отвечает тот. - «Вот и у тебя украли. А ты когда-нибудь помынав своих родителев?» - «Нет, никогда не поминал». - «Ну вот добри люде помянуть». И еще много говорил ему блаженный в назидание, и привел его к умилению, так что тот и жалеть о пропавшем перестал и ушел от старца утешенный.

Многие приходили к блаженному и молили его дозволить остаться у него, дабы исполнились на них слова псалмопевца: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши: И со избранным избран будеши» (Пс.17:26-27). И некоторых он оставлял пожить у себя как бы на послушании.

Принеся в жертву Богу свои имения, блаженный Павел часто жертвовал ради Христа плодами дворянского воспитания и образованности, и под личиной напускной грубости искусно скрывал возвышенную и благородную свою душу. Случится прийти к блаженному Павлу какому-нибудь посетителю, имеющему нераскаянные грехи, - блаженный, не смущая пришедшего грубым откровением его тайн, притворно обрушивается на кого-нибудь из своих послушников: ругает, бранит, грозит палкой, при этом называя грехи посетителя, дабы подвигнуть того к покаянию. Послушник же кротко терпит и только повторяет: «Простите, батюшка, виноват».

Пришел к блаженному Павлу мирянин, просивший благословения идти в монастырь. Блаженный ответил ему: «Прежде лизь на мою пичку, та посыдь там, тоди й буде видно», и держал его на своей русской топившейся печке 12 суток и только раз в сутки давал ему есть, и когда он выдержал это испытание, то блаженный сказал ему: «Ну теперь иды в монастырь и будешь там жить до смерти»; слово угодника сбылось: просивший совета пошел на Афонскую гору, поступил в монастырь и жил там до смерти. Силою благодати Божией блаженный ясно видел и душу человека, и его будущее.

Праведный Павел Таганрогский

Своему духовнику, иеромонаху Дамиану, он предсказал: «Ты будешь велыкый человек, такий, шо больший буть не може», и пророческие слова эти действительно исполнились в жизни отца Дамиана, которого Господь сподобил достигнуть высочайшего сана: он в 1897 году поставлен был патриархом Святого Града Иерусалима (Иеромонах Таганрогского Иерусалимского Александровского монастыря Дамиан (Касоти), эпитроп Гроба Господня. - 3, статья «Дамиан»).

Однажды пришли к блаженному двое паломников, только что вернувшихся со Святой земли. Блаженный Павел велел впустить их на кухню и послал спросить, «шо воны на Черном мори бачилы, та нехай кажут правду». Посетители содрогнулись и открыли все как было. «Когда мы плыли по Черному морю, была сильная буря, пароход качало из стороны в сторону, так что волны переливались через него, и мы, будучи в большой опасности, приходили в отчаяние. Не надеясь на человеческие усилия, мы обратились к молитве, просили Господа и Божию Матерь о своем спасении, а также призывали имя блаженного Павла. И вдруг, увидели мы его (блаженного) прошедшего по пароходу в белой одежде, подобной снегу, подвязанного поясом, с палкой в руках. После чего он стал невидим, а буря стала стихать. Скоро море успокоилось, мы благополучно доплыли к пристани и теперь заехали поблагодарить его, великого молитвенника за бедствующих людей». Блаженный Павел наказал паломникам и всем слышавшим их никому не говорить об этом, «пока я и помру, а як помру, то хоть и всим рассказувайте».

Приближаясь к концу своей земной жизни, блаженный все более ослабевал телесными силами, но святая душа его по-прежнему пламенела любовью к Богу и ближним. Как и другим великим угодникам Божиим, Господь открыл ему день и час его кончины. Накануне он велел написать письмо своим близким с просьбой быть на его похоронах.

Преставился блаженный Павел 10 марта (ст.ст.) 1879 года . Вечером он сделался крайне слаб и, приобщившись Святых Христовых Таин от своего духовника отца Дамиана, предал свою праведную душу Богу.

В момент кончины все предстоящие видели, что лицо угодника Божия просияло великой радостью, с благодатной головы его по всему тело до самых ног прошла как бы желтоватая тень, и после этого тело сделалось белое, подобно снегу. Все, видевшие это знамение благодати Божией над блаженным Павлом, умилились сердцем и прославили Бога за такую Его милость.

В эту ночь почитаемый в Таганроге за свою подвижническую жизнь протоиерей Василий Бандаков имел видение, в котором ангелы несли на небо с радостным пением святую душу. Батюшка спросил их: «Чья это душа, восходящая к Богу с пением ангельским?» И услышал голос с небес: «Эта блаженная душа есть душа Павла Павловича». На утро отец Василий в своей проповеди пред множеством народа засвидетельствовал о виденном.

На подвижнике в полной мере исполнились евангельские слова: «Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает; аще же умрет, мног плод сотворит» (Ин.12:24). Приходивших к нему блаженный учил умирать для греха и возрождаться в жизнь вечную . Подвиг его был понятен простым людям, ибо в сердце православного народа всегда была потребность живя в миру благочестиво, спасти душу, - и блаженный учил, как этого достичь.

Двадцать лет была одержима нечистыми духами крестьянка Наталья, так что порой, не отдавая себе в том отчета, она проклинала своих детей-малюток и просила им у Бога смерти, мучимая страшными помыслами - умертвить или искалечить своего ребенка. Доктора, к которым обращалась несчастная, не оказали помощи; однажды она услышала о блаженном Павле, который сказал: хорошо будет человеку тому, кто будет ходить в келлию, а после его смерти - на могилу. Наталья пришла на могилу подвижника и со слезами просила его святых молитв. Почувствовав некоторое облегчение в своей скорби, она стала часто посещать его могилу, усердно прося о выздоровлении. В скором времени брань и дурные помыслы исчезли, внутренние боли облегчились, она почувствовала себя здоровой и прославила Бога, приписывая свое исцеление заступничеству блаженного Павла.

Еще при жизни блаженного многим было открыто, какими благодатными дарами Господь отметил Своего угодника. Незадолго до кончины блаженного Павла его посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский ; предание сохранило слова приветствия, которыми обменялись подвижники: «Здравствуй, столпе от земли до неба…», - сказал отец Иоанн, а Павел Павлович ответил: «Здравствуй и ты, солнце от запада на восток…».

От земных скорбей к небесам чистой веры приводит блаженный всех обращающихся к нему. Если придти на его могилу и помолиться, то всё, о чем просишь с верою, обязательно свершится, если просьба, впрочем, будет благочестивого свойства. Когда в 1892 году в городе началась холерная эпидемия, унесшая за короткое время 819 человек, горожане отслужили на могиле старца молебен, и холера сразу исчезла.

Рабу Божию Нину на могилу блаженного привела тяжкая болезнь. По совету близких людей она приехала, чтобы попросить выздоровления телу и успокоения душе. Когда она припала к кресту над могилой, в видении представился ей праведник, лежащий во гробе, осеняемый ангелами; она почувствовала телесное расстройство, которое длилась несколько часов. Придя в келлию блаженного, Нина увидела изображение Павла Павловича во гробе, в день его погребения, и узнала в этом изображении свое видение. Это видение повторялось каждый раз, когда больная прикасалась к кресту на могиле блаженного, и являло собою знак услышанной мольбы, что не замедлило сказаться в дальнейшем. Очень скоро Нина почувствовала себя совершенно исцелённой, о чём свидетельствовали и врачи. И это утвердило её веру в Бога и Его святого угодника.

Блаженный Павел любил говорить: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым». И прибавлял: «Мой куст никогда не будет пуст». Деревенская девушка Мария Величкова пришла к подвижнику с вопросом, идти ли ей замуж или в монастырь - и услышала: «Ой, дивчино, и умрешь у мене…».

Мария осталась в его келлии на всю долгую жизнь, поминая его, прославляя Господа и подражая подвигам блаженного Павла. Подобно ей, все, кто стремился привить себя к благодатному кусту угодника Божия, ища мира и утешения своим душам, обретали их. Слова блаженного оказались пророческими. С момента его кончины не прекращается народное почитание угодника Божия, которое за последнее время все более и более возрастает.

В день памяти блаженного Павла - 10 (23) марта - великое множество верующих людей со всех концов России собирается к раке с его святыми мощами, чтобы молитвенно почтить его; никогда не пустеет часовня на старом кладбище Таганрога, где он был погребен, не гаснут лампады перед святыми иконами в его келлии. По молитвам блаженного Павла Павловича верующим подаются от Господа исцеления, утешение и благодатная помощь.

О нём писали и историк В.Я. Светлов, и историк П. П. Филевский, и даже А. П. Чехов упоминает о старце в рассказе «Ионыч». О его жизни лучше всего сказано в стихотворении, приводимом в книге Ефимова И. С. «Старец Павел Таганрогский», изданной в Москве в 1911 году:

Трепещет сердце мое грешное,
Душа моя полна грехов.
Влечет мечта меня нездешняя
В древний город Таганрог.
Там старец Павел подвизался,
Дела спасения творил,
Гоненьям сильных подвергался,
Обиды разные сносил.
За то Господь его десницею
Своей великой осенил,
И за смирение сторицею
Великим даром наделил.
Как в книгах, душах прибегающих
Он мысли разные читал.
В недугах тяжких изнывающих
Святой молитвой исцелял.
Он наделял нагих одеждою,
Во бога алчущих кормил.
Он окрылял святой надеждою
Упавших, жаждущих поил.

Жил старец Павел на Депальдовском (ныне - Тургеневском) переулке, 88. Его отпевание совершил священник Шапошников в Николаевской церкви, а затем гроб за пять верст народ нёс на руках до самого кладбища. По свидетельству старожилов, заборы и крыши домов на улицах, по которым пролегал последний путь старца, были усеяны народом. Историк П. Филевский так писал на страницах местной печати в 1911 году:

«Он был великий сердцевидец. Он проникал в душу человека, понимал ее и потому мог влиять на нее. Он не говорил с толпой, не влиял на нее, но говорил с каждым человеком отдельно по душе, близко принимал к сердцу то, чем болел его собеседник, и старался облегчить ему душу, потому к нему и шли больные душой из Таганрога, Синякки, Голодаевки, Ростова, Черкасска…».

На могиле старца была построена пятикупольная часовня в 1995 г. Под крестом, перевитым терновым венцом, была надпись: «Здесь покоится прах Павла Павловича, целью жизни которого было облегчение страданий ближнего. Возлюбил он сирых, убогих, калек, недужных, нищих, слабых и несчастных и жизнь свою положил за них. Христос, Спаситель, Искупитель, возьми его в свою обитель».

В центре Таганрога, по переулку Тургеньевскому 82, недалеко от Свято-Никольского храма находится необыкновенный, наполовину вросший в землю домик. В народе его прозвали кельей старца Павла . Здесь больше половины жизни прожил святой блаженный Павел Таганрогский , слава о котором по воле Божией распространилась ещё при его жизни далеко за пределы провинциального городка. Здесь все так, как было при жизни подвижника: стены, иконы, глиняные горшки с песком для свечей, столы и лавки. Во дворе находится колодезь, который, по преданию, освещал праведный Иоанн Кронштадтский.

Сам Павел Таганрогский любил паломничать по монастырям и храмам России. И отовсюду, со всех источников он привозил воду и сливал в свой колодезь. Так что в колодце старца Павла вода не простая, а вода чудодейственная - силы иорданской. Уже более 150-ти лет стены кельи принимают под свою крышу паломников с разных концов земли. Поначалу ехали к самому прозорливому старцу за духовным советом и наставлением. После же смерти подвижника народ, посещая келью, приобщается необыкновенного благодатного духа, который витает в небольшой, до бела выбеленной мазанке, насквозь пронизывая каждого с молитвой входящего в нее.

В момент посещения келии чувствуешь огромную духовную радость, которая пребывает по молитвам блаженного Павла, и создает ощущение красоты жизни дарованной Господом, а самое главное, единства с Богом. Помните, что говорил преподобный Серафим Саровский: цель жизни человека-стяжание Духа Святого. Но ведь не обращаясь к Богу, как к источнику этого Духа мы не можем стяжать, т.е. чувствовать в себе, или точнее ощущать Дух Святой, а значит и самого Бога.

И вот, наконец то, для Его полного ощущения, или стяжания, мы должны очень много и долго молится дома, а главное в Православной Церкви, ибо без церкви нет спасения. В большинстве ощущения Божией Благодати бывают чаще всего на праздничных богослужениях. И православному христианину, чтобы ощутить Благодать Святого Духа, необходимо усердно, с чистым сердцем молиться.

Приходя же в келью блаженного Павла, буквально, едва переступив её порог, бывает такое, что сам не заметишь как в твоей душе и теле, подобно утреннему солнечному зайчику играет радостным пением Благодать Божия.

Сколько людей посетило этот островок правды и надежды для больных, сирых, убогих? Скольким людям помог Господь по горячим молитвам и ходатайству блаженного Павла? Об этом знает только Он, прославивший своего верного подвижника за терпение, усердие и огромную к Нему любовь.

Он, сохранивший для нас грешных не только память о том, у кого мы должны учится и брать пример, но и его келью, где по воле Божией уже на протяжении 120-ти лет после смерти Павла Таганрогского витает сладостный Дух правды и Царствия Божьего.

Тропарь, глас 4

Отечества Небеснаго взыскуя, / дом родителей твоих оставил еси. / Тленное богатство мира презрев, / обогатился от Господа многими чудесы и знаменьми. Воздержанием, труды и молитвою насладился еси, образ жития благочестиваго являя. / Темже и ныне с верою приходящим к тебе / во всяцех напастех помогаеши. / Блаженне отче Павле, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

От Небеснаго Врача дар исцелений приим, / разрешаеши болезни наши телесныя и душевныя. / Божественныя благодати столпе от земли до Неба явился еси, / о блаженне Павле, моли Христа Бога спасти град и люди, тебе почитающия.

Величание

Ублажаем тя,/ святый блаженный отче Павле, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва 1

О великий угодниче Божий и чудотворче, святый блаженный Павле! Ты, на высоту добродетелей возшед, яко пресветлая звезда житием твоим возсиял еси, и странническое жительство избрав, мира сего красная ни во чтоже вменил еси. Темже Всеправедный Судия многими чудесы тя прослави. Душу же твою святую в небесные обители всели, идеже любви Божией наслаждаяся, и наши нужды зриши, прошения слышиши. Буди нам в недузех целитель, по морю плавающим кормчий и утопающим благонадежное избавление.

Молимся тебе, Павле блаженне: испроси всем, во всякой нужде сущим и ко твоему заступлению прибегающим, всякий дар коемуждо благопотребен: веры и любве преспеяние, благочестия умножение, мира утверждение, больным исцеление, печальным утешение, бедствующим помощь, обиженным защищение. И сподоби ны угодниче Божий молитвами твоими благочестно житие земное скончати, Небесное Царствие и жизнь вечную унаследити, со всеми святыми, в бесконечныя веки веков, аминь.

Молитва 2

О преблаженне угодниче Христов Павле, южных пределов страны нашея пред Господем заступниче! Ты еще во плоти сый, красная мира сего Христа ради ни во чтоже вменил еси, и на путь спасения люди словесы и деяньми наставлял еси. Был бо всем приходящим к тебе скорый помощник и молитвенник. И ныне в вышних Святей Троице предстоя, имаши сугубое дерзновение ко Владыце, освяти бо тя Господь Вышний яко Своего угодника. Блажен есть воистину град и место, на немже положено бысть честное тело твое. Сего ради молимся тебе: буди и нам помощник и заступник, избавляй нас от враг видимых и невидимых, такожде и всех, не токмо зде во граде Таганроге, но и всюду призывающи имя твое святое. Призри, преблаженне Павле, на нас многогрешных, ныне творящих память твою, и милостив буди нам, с верою притекающим к многоцелебным мощем твоим, яко да спасени будем твоими молитвами, и непрестанно славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Таганрогский старец

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ПАВЕЛ ТАГАНРОГСКИЙ

Канонизация блаженного Павла

Канонизация

Такого еще Донская земля не видела.

20 июня 1999 года, в воскресенье, в городе Таганроге при многотысячном стечении народа прославляли не царя, не лихого казачьего атамана, не большевистского вождя, а человека, не облеченного званиями и регалиями, орденами и медалями.

Избранника Божия, снискавшего при жизни огромную любовь народа своими аскетическими подвигами, преданностью Богу, строгим стоянием в вере Православной и милосердием к ближнему. Молитвенника, заступничеством пред Господом которого и после его кончины люди по вере своей получают благодатную помощь во всех своих делах и исцеление от болезней.

Святой блаженный Павел - это замечательное имя и спустя 125 лет после отшествия великого подвижника от земной жизни ко Господу вызывает любовь верующих людей и упование на благодатную помощь, посылаемую Господом по его молитвам.

20 июня 2004 года исполнилось пять лет со дня канонизации блаженного Павла Таганрогского, но и сегодня свежи в памяти участников события, связанные с прославлением святого.

Более десяти тысяч верующих Ростовской области и юга России приехали поклониться блаженному Павлу в день его канонизации - прославления в лике святых, Для многих православных этот день явился самым значительным событием всей жизни. Для кого-то - точкой отсчета, началом по-настоящему духовной жизни - жизни во Иисусе Христе. Для кого-то - спасительным исцелением от духовных и телесных недугов.

В те краткие часы происходило нечто вневременное, имеющее отношение к самой вечности.

Истекали последние мгновения ночи, когда многочисленные паломники и местные жители были уже на подступах к старому кладбищу, где в алтаре Всехсвятского храма возлегали обретенные 4 июня святые мощи блаженного Павла. Отсюда должно было начаться их перенесение в Свято-Никольский храм.

В 6 часов утра раздался колокольный звон - начиналась воскресная Божественная литургия во Всехсвятской церкви. Люди, не поместившиеся в храме, молились вовне на коленях.

К 8 утра - началу заупокойной литии по старцу Павлу прибыл Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон.

По ее окончании ковчег со святыми мощами был возложен на плечи четырех священников Таганрогского благочиния и с пением «Святый Боже» медленно вынесен из храма.

Так, спустя 120 лет со дня преставления ко Господу святой старец Павел вновь шествовал по улицам ставшего ему родным Таганрога: от старого кладбища к Свято-Никольскому храму.

Блаженному Павлу Таганрогскому в XIX веке было известно о событиях, которых верующие конца XX века стали очевидцами. Ему было открыто Господом, что на кладбище после кончины он найдет лишь временное упокоение; что он будет прославлен как святой, и его честные мощи перенесут для поклонения в храм. Незадолго до отшествия ко Господу старец все напевал: «Понесли Павла на могилу, а с могилы - да в собор».*

Это пророчество святого Павла Таганрогского в ряду других засвидетельствовано в книге, вышедшей в 1911 году, спустя 32 года после преставления старца и за 88 лет до исполнения предсказанных событий.

В перенесении святыни участвовали все священники Ростовской епархии. Каждый имел возможность с тремя другими пронести на себе святые мощи определенное расстояние. Затем их сменяли следующие священнослужители по строгому порядку.

Шествие проходило очень организованно и стройно, несмотря на огромное стечение народа. Молитвами святого Павла этот жаркий пятидесятиградусный день не принес ни одного несчастного случая, хоть как-то связанного с канонизацией, при том, что люди, и пожилые тоже, провели под палящими лучами солнца в общей сложности от 6 до 10 часов. По рассказам участников шествия никто не чувствовал физической усталости, так велик был духовный подъем и воодушевление.

* В те годы Свято-Никольский храм имел статус собора.

Тяжело приходилось лишь десяткам бесноватых, которые то и дело проявляли себя. Некоторые из них почувствовали свою одержимость именно во время перенесения честных мощей. Проявление демонской одержимости совершенно неожиданно обнаружилось в маленьком мальчике, ко-торый на глазах своих изумленных и вмиг растерявшихся родителей стал изрыгать мужским голосом мерзкие ругательства. (Позже с усилием приложенное к мощам несчастное дитя было исцелено, чему свидетелем стал ответственный в тот день по Свято-Никольскому храму иерей Тимофей Фетисов.)

В это время в Свято-Никольском храме была совершена проскомидия. Вдруг тишину нарушил удар колокола - это звонарь заметил приближение шествия со святыми мощами к переулку Крепостному, который упирается в храм. Через несколько минут под погребальный звон духовенство, поющее «Святый Боже» подошло ко входу в храм. Впереди с мощами шли четыре митрофорных протоиерея. Владыка дал возглас на последнюю литию.

120 лет усердно поминали угодника Божия Павла его послушники и почитатели. Сколько в его память было совершено заупокойных служб! И вот последняя лития перед причислением старца Павла Таганрогского к сонму православных святых.

По окончании литии с пением «Вечная память» ковчег со святыми мощами был благоговейно занесен в храм и торжественно установлен в блистающую золотом раку.

Следом за архиепископом Пантелеимоном в храм смогли войти около 300 священнослужителей. Заполнившие все подступы к храму верующие остались молиться на улицах, благо всю службу можно было прекрасно слышать из мощных динамиков.

Архиерейское богослужение началось. На малом входе было зачитано архиерейское определение о канонизации святого блаженного Павла Таганрогского. На глазах у многих батюшек заблестели слезы радости и умиления. Донская земля прославляла своего родного молитвенника...

Божественная литургия продолжалась с особым чувством духовного единения всех сослужащих. После того, как Владыка Пантелеимон преподал служившим священникам Евхаристию, начали читать краткое житие блаженного Павла Таганрогского, повествующее о его духовных подвигах, о чудесах и исцелениях, произошедших по его святым молитвам.

В это самое время на небе перед глазами всего народа явилось небесное знамение: вокруг солнца, стоявшего в зените над Никольским храмом, среди ясного неба появился большой радужный круг. Знамение продолжалось около часа. Десятки тысяч людей смогли не просто увидеть его, но и заснять на видео- и фотопленку.

Подобное чудо было явлено верующим во время перенесения мощей преподобного Серафима Саровского и когда прославляли преподобного Феодосия Кавказского. Вот как Господь видимо представил Свое благоволение к прославлению Своего угодника и посрамил злопыхателей старца, «неокуриловцев», которые, подобно бесноватым, почувствовавшим святость, со страниц некоторых газет изошлись пеной, пытаясь попрать Божий Промысел о канонизации. «Ибо, написано: погублю мудрость мудрецов, а разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 1,19-20). еще большим воодушевлением по окончании литургии был отслужен молебен, на котором в первый раз прозвучали слова тропаря и кондака, величание блаженному Павлу Таганрогскому. Вслед за архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном все духовенство приложилось к открытым святым мощам. Владыка произнес отпуст и вышел к народу для слов поздравления. главы епархии ко всем собравшимся с поздравлениями обратились представители областной и городской власти.

И вот долгожданная минута: в храм стали входить люди, чтобы приложиться к мощам святого Павла.

Храм был открыт до поздней ночи, и все успели приложиться к святым мощам. По отбытии архиепископа Пантелеимона, работники милиции принялись, не допуская большого скопления, по очереди пропускать народ в храм к раке. У мощей в это время находились дежурный пономарь и священник, которые внимательно следили за порядком. Казаки аккуратно направляли приложившихся к двум выходам, где два священника Никольского храма помазывали всех маслом из лампады с раки, покоящей святые мощи.

Около ожидающих 16 часов с улицы в храм пришла весть - еще одно дивное знамение: на небе из облаков образовался крест над храмом. Говорят, кто-то видел и самого старца Павла...У входа в храм сестры милосердия Ростовского и Таганрогского православных сестричеств поили водой. И никто из жителей Таганрога не мог поверить, что это простая таганрогская вода из колонки, обычно жесткая и невкусная, - настолько сладкой она была. И это также можно считать одним из чудес того дня. в памяти к событиям прославления старца, еще и еще раз понимаешь, что все произошедшее стало одним большим чудом, - чудом, совершившимся по молитвам святого помощника и покровителя, пред Господом заступника, блаженного Павла Таганрогского.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя праведного Павла Таганрогского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Святой блаженный Павел Таганрогский (Павел Павлович Стожков) был одной из наиболее заметных фигур русского старчества - значимого явления духовной жизни России XIX века. Он родился в Черниговской губернии в 1792 году, получил в наследство немалый капитал и 300 душ крепостных, но в возрасте 25 лет отпустил их на волю и отправился в паломничество по святым местам. В возрасте примерно 35 лет его странствия завершаются в Таганроге, где Павел останется до самой смерти в 1879 году. Здесь он вёл самую обычную жизнь, зарабатывая подёнными работами, но вскоре стал заметным духовным авторитетом - сначала среди простых людей, а затем и среди духовенства.

«Благочестивый старец Павел вёл всех, приходящих к нему, ко спасению чрез свои наставления, учил их делать добрые дела, проводить время в труде и почитать праздники Господни и воскресные дни, - говорится в его биографии, изданной Ростовской епархией в 1994 году. - Старца всегда посещало много народа из Черномории и из-за Дона и всей Азовской окружности, и все рассказывали очень много о его предсказаниях, милосердии и добрых его делах». После смерти старца проводить его в последний путь, по свидетельствам очевидцев, собрались тысячи людей, а его могила на старом кладбище Таганрога сразу же стала местом паломничества.

Вопрос о канонизации Павла Таганрогского был поставлен незадолго до революции 1917 года, но по понятным причинам его решение было отложено на десятилетия, хотя почитание старца продолжалось и в советский период, несмотря на репрессии в отношении ближайшего круга его последователей. Наконец, в 1999 году состоялось причисление старца Павла к местночтимым святым, а сразу после этого началась работа по включению его имени в число общецерковных святых. Сейчас этот процесс движется к завершению, и в день общецерковной канонизации Павла Таганрогского в апреле следующего года ожидается первый в истории визит в Таганрог патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Кроме того, намечена реконструкция памятных мест Таганрога, связанных с жизнью святого - Никольского храма, могилы и кельи Павла Таганрогского. О месте этой фигуры в церковной жизни юга России «Эксперту ЮГ» рассказал благочинный приходов Таганрогского округа, настоятель Никольского храма протоиерей Алексей Лысиков .

Небесный покровитель Дона

- В чём заключается значимость канонизации старца Павла для Ростовской области и в целом для юга России? Как бы вы это объяснили невоцерковленным людям?

Старец Павел прожил здесь так долго и внёс такую лепту в формирование духовной жизни Таганрога, что мы имели полное право породниться с ним, канонизировав как святого Донской земли. А после того, как в следующем апреле состоится прославление блаженного Павла Таганрогского в лике общецерковных святых, святой такого масштаба на юге России появится впервые за столетие. Это событие откроет новую страницу в истории Таганрога, причём оно станет важным не только для нашего края, покровителем которого является старец Павел, но и для Украины, поскольку старец родился в Черниговской губернии. Общецерковное его прославление будет означать, что имя праведного станет почитаться во всех уголках православного мира. Уже сейчас иконы с его изображением находятся в ряде зарубежных стран, в том числе в США и в Италии. Знаю точно, что его иконы есть и в нескольких храмах на Афоне и на Святой Земле. А паломники приезжают в Таганрог не только из близлежащих регионов, но и из Москвы, из Владивостока - все, кто хоть раз помолился у раки с мощами старца Павла, навсегда запоминают это. Могу с уверенностью сказать, что общецерковное прославление праведного Павла Таганрогского позволит огромному количеству людей соприкоснуться с его личностью, его святостью и обнаружить уникальный пример жизни по Евангелию. А мы знаем, что только такая жизнь открывает истинное познание Бога и делает человека по-настоящему счастливым.

- Насколько заметной фигурой для Таганрога старец Павел был при жизни?

Можно сказать, что личность старца Павла духовно преобразила Таганрог, на тот момент - шумный портовый город. Несмотря на множество храмов, в городе царил купеческий дух, а вера и благочестие не всегда были центром жизни таганрожцев. Но образ жизни подвижника обратил на себя внимание - люди увидели на нём печать Божию и стали обращаться к нему за помощью. Многим он помог духовным советом, милостыней. По его молитвам совершались чудеса исцеления и обращения к праведной жизни. Благодаря подвигу старца Павла в городе сформировалась особая духовная атмосфера. Как подтверждение - истории людей, живших высокой духовной жизнью и связавших свою судьбу с Таганрогом, в том числе и наших современников. Среди них митрополит Иосиф (Чернов) Алма-Атинский, архиепископ Арсений (Смолянец), старица Мария Величко, архиепископ Николай (Феодосьев) Чебоксарский.

- Можете ли вы описать наиболее известные примеры чудес старца Павла?

Чудеса происходили и при его жизни, и после смерти. Например, незадолго до смерти Павел Таганрогский предсказал иеромонаху Дамиану, служившему на подворье Иерусалимского патриархата в Таганроге, что он станет великим человеком, причём настолько, «что больше и быть не может». Это предсказание сбылось: через два десятилетия обычный иеромонах стал Иерусалимским патриархом. В ежемесячном литературном приложении к журналу «Нива», изданном в 1902 году, описана эпидемия холеры, охватившая в 1892 году окрестности Таганрога и унёсшая жизни восьмисот человек. После панихиды по старцу Павлу эпидемия на другой же день сократилась, а затем, как сказано в этой публикации, «как бы обошла город стороною и совершенно исчезла». Любопытно то, что в светском издании времён уже начавшегося в России духовного кризиса было подчёркнуто: чудо произошло по молитвам старца Павла. Я сам знаю много случаев, когда старец Павел помогал страдающим неизлечимыми заболеваниями, многие из этих историй подтверждаются медицинскими свидетельствами. Люди получают от него утешение и помощь в трудных жизненных ситуациях, семейных неурядицах, духовных проблемах. Это самые настоящие чудеса, которые происходят ежедневно по его молитвам.

Путь к канонизации

- Предпринимались ли в дореволюционный период попытки канонизировать старца Павла?

Сначала его почитали простые люди, но затем и духовенство стало видеть в нём неординарную личность. Когда он умер, с ним пришло проститься огромное количество таганрожцев и жителей окрестных сёл. Храм Всех Святых на городском кладбище не мог вместить всех людей, а из храма до места погребения - это всего 200–300 метров - гроб несли более часа, потому что каждый хотел к нему прикоснуться. Уже в 1911 году, через 32 года после смерти старца Павла, с одобрения Святейшего Синода издаётся жизнеописание, повествующее о прижизненных и посмертных чудесах подвижника. А в 1917 году князь Николай Жевахов, помощник обер-прокурора Святейшего Синода, изъявил желание собрать больше сведений о старце Павле, чтобы начать процесс его канонизации. Этому помешали известные события, но в годы советской власти массовое почитание продолжалось. Последовательница старца Мария Величко собрала около себя общину его почитателей, в которую входили и священнослужители. Но в 1927–28 годах власти, пытаясь прекратить это почитание, завели против общины так называемое «дело святых». Старицу Марию и других членов общины судили за антисоветскую пропаганду, была разрушена часовня, взломана и осквернена могила. Несмотря на это, люди продолжали искать у старца помощи.

- Что, в конечном счёте, стало предпосылкой к канонизации старца Павла как местночтимого святого? Как было принято это решение?

Когда закончились годы советской власти, вопрос о канонизации старца Павла стали поднимать простые люди, почитавшие его. А среди церковных иерархов первым эту идею предложил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), ныне митрополит Киевский, затем её поддержал митрополит Петербургский Владимир (Котляров). В 1999 году архиепископ Ярославский и Ростовский Пантелеимон с благословения Святейшего Патриарха Алексия II совершил причисление старца Павла к местночтимым святым. На эту канонизацию приехало около трёхсот священников. Мощи старца Павла предварительно поместили в специальную капсулу и перенесли с территории Всехсвятского храма на кладбище через весь город в Никольский храм. На канонизации присутствовало около 30 тысяч человек, ставших свидетелями чудесного события. В тот момент, когда совершался чин прославления блаженного Павла, вокруг солнца появилась радуга, которая оставалась на небе в течение двух часов, и многие зафиксировали её на фото- и видеокамеры. Казалось бы, ничего удивительного, радуга вокруг солнца, так называемое гало - это редкое, но естественное физическое явление. Но для верующих людей это было духовное свидетельство того, что прославление старца Павла радует не только наши сердца, но и Небеса.

Зримый и незримый фронт работ

- Как сейчас организован процесс причисления местночтимых святых к общецерковным? Какая подготовительная работа вами проведена?

Признать общецерковным святым может только архиерейский собор, который проходит раз в два года. И такое признание - редкое событие. Поэтому подготовительная работа должна быть проведена огромная и ответственная. На протяжении всех этих лет идёт сбор документов, свидетельствующих о помощи старца Павла - чудесах или исцелениях. Параллельно происходит большая работа с архивами, ведётся составление богослужения старцу Павлу. Всем этим занимается комиссия по канонизации святых Донской митрополии, подготовка к общецерковному прославлению ведётся по благословению митрополита Меркурия Ростовского и Новочеркасского. Далее документы подаются в Синодальную комиссию по канонизации при Святейшем Патриархе, и если подготовительную работу признают удовлетворительной, то она передаётся архиерейскому собору, который выносит окончательное решение. Но подготовка канонизации - это не только работа с документами, но и реконструкция памятных мест, связанных с именем святого.

- Какие это объекты в Таганроге?

Во-первых, часовня над могилой старца Павла, во-вторых, его келья, а самое главное, Никольский храм - главный в Таганроге, именно в нём почили мощи старца Павла. Поэтому перед нами стоит задача реализовать проект реконструкции Никольского храма, поскольку после канонизации он станет центром притяжения ещё большего количества верующих. Прежде всего нужно соединить уже существующие два здания в один большой храм. Работа предстоит огромная - в храме требуется сделать новую роспись, иконостас, заново перекрыть крышу, установить новые купола. За территорией храма планируем построить воскресную школу и создать административный корпус.

- Стоимость этих работ уже опре­делена?

Всё зависит от того, что нам предложат реставраторы и иконописцы. Сейчас мы знаем не весь объём необходимых работ, но стоимость успешного выполнения всего проекта колеблется от 90 до 120 миллионов рублей. Кроме того, нам необходимо согласовать все проектные документы, в том числе с Министерством культуры. Здесь идёт каждодневная работа, но мы понимаем, что сроки настолько малы, что человеческими усилиями многое сделать сложно - поэтому надеемся на Божью помощь.

- Можно ли рассчитывать на то, что в реконструкции Никольского храма поучаствуют крупные предприятия Таганрога?

Конечно, мы надеемся, что люди, которые знают старца Павла и для которых святыни Никольского храма небезразличны, примут участие в его восстановлении. Хотя мне задают вопросы: сейчас, когда государство и народ переживают не лучшие времена, есть ли смысл вести новое строительство? Но храмы строили даже в самые трудные времена - потому, что люди хотели молиться Богу, получать помощь, и народ, объединённый этой молитвой, преодолевал все трудности. В случае с Никольским храмом мы рассчитываем, что он станет не только духовным, но и социальным центром, и это будет соответствовать миссии старца Павла, тому служению, которое он нёс при жизни.

- Возможно ли появление такой личности, как старец Павел, в наше время? Есть ли сегодня в православном мире фигуры, сопоставимые с теми старцами, что жили сто-двести лет назад?

- «Не стоит село без праведника, а город без святого» - эта мудрость отражает смысл библейской истории о Лоте, ради которого Бог не уничтожал Содом, пока праведник не покинул город. Сейчас трудно сказать, кто эти люди, ради которых стоят наши города. Признать богоугодной жизнь человека могут только время и полнота церковного разума. Несмотря на то, что в XX веке Церковь была гонима, этот период дал России десятки тысяч святых новомучеников, исповедников и подвижников. Среди них есть и такие, кого мы тоже называем старцами - к примеру, совсем недавно почившие в Бозе протоиерей Николай Гурьянов и архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Подвижников, именуемых в народе старцами, в XX веке было много. Мы обращаемся к их опыту, их мудрости, но прошло слишком мало времени, чтобы их канонизировать: пройдут ещё годы, пока церковное сознание признает их святыми.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.