На какие планеты отправлялись космические корабли. Космические аппараты

14 лет прошло со дня первой мягкой посадки земного аппарата на астероид. 14 февраля 2001 года на околоземный астероид Эрос сел космический аппарат NEAR Shoemaker . А годом ранее, 14 февраля 2000, аппарат вышел на орбиту Эроса, где сделал первые снимки и собрал данные о поверхности.


Эрос - первый открытый околоземной астероид. Его обнаружил астроном Карл Витт в 1898 году. В далеком будущем, как считали в 1996 году ученые, возможно столкновение Эроса с Землей. Первым искусственным спутником астероида стал аппарат NEAR Spacecraft.

Корпус аппарата имел форму призмы, сверху установили солнечные батареи. На верхнем основании призмы - антенна диаметром 1,5 метра. Общая масса с топливом - 805 кг, без топлива - 487 кг. Для исследований он использовал мультиспектральную камеру, ИК-спектрометр, лазерный высотометр, гамма-рентгеновский спектрометр, магнитометр и радиоосцилятор.

17 февраля 1996 года запустили космический аппарат NEAR, он направился в сторону астероида Матильда. Путь занял 16 месяцев. В 1997 году аппарат пролетел на расстоянии 1200 километров от астероида, сделав пятьсот снимков.

14 февраля 2000 NEAR Shoemaker вышел на орбиту Эроса с периодом обращения 27,6 дней, где провел следующий год. Тогда он сделал первые снимки астероида и собрал данные о его поверхности и геологии. Ниже - первый снимок после выхода на орбиту.

14 февраля 2001 года вышла новость об успешной мягкой посадке космического аппарата на поверхность астероида. Посадка состоялась в 15:01:52, завершив путь аппарата в 3,2 миллиарда километров. Вертикальная скорость составила меньше четырех миль в час.

Космический аппарат NEAR Shoemaker изначально имел имя Spacecraft, позже был назван в честь погибшего в автокатастрофе в 1997 году американского геолога Юджина Шумейкера . Он основал новое направление в науке - астрогеологию. Останки ученого были похоронены на Луне, в «кратере Шумейкера».

Возможно, произнося без каких-либо пояснений мудрёные словечки, профессионалы-ракетчики (и причисляющиеся к ним) видят себя отдельной интеллектуальной кастой. Но как быть обычному человеку, который, интересуясь ракетами и космосом, пытается слёту овладеть статьёй, пересыпанной непонятными сокращениями? Что такое БОКЗ, СОТР или ДПК? Что такое «мятый газ» и почему ракета «ушла за бугор», а носитель и космический корабль — два совершенно разных изделия — носят одно имя «Союз»? Кстати, БОКЗ — это не бокс по-олбански, а блок определения координат звёзд (в просторечии — звёздный датчик), СОТР — не яростное сокращение выражения «в порошок сотру», а система обеспечения теплового режима , а ДПК — не мебельный «древесно-полимерный композит», а самый что ни на есть ракетный (и не только) дренажно-предохранительный клапан . Но что делать, если ни в сноске, ни в тексте нет никаких расшифровок? Это проблема… Причём не столько читателя, сколько «написанта» статьи: второй раз его читать не будут! Чтобы избежать сей горькой участи, мы взяли на себя скромный труд по составлению краткого словарика ракетно-космических терминов, сокращений и названий. Разумеется, он не претендует на полноту, а в каких-то местах — и на строгость формулировок. Но, мы надеемся, он поможет читателю, интересующемуся космонавтикой. И кроме того, словарик можно дополнять и уточнять бесконечно — ведь космос бесконечен!..

Apollo — американская программа высадки человека на Луну, которая включала также испытательные полёты астронавтов на трёхместном корабле по околоземной и окололунной орбите в 1968—1972 годах.

Ariane-5 — название европейской одноразовой ракеты-носителя тяжёлого класса, предназначенной для выведения полезных грузов на околоземные орбиты и отлётные траектории. C 4 июня 1996 года до 4 мая 2017 года выполнила 92 миссии, из них 88 — полностью успешно.

Atlas V — название серии американских одноразовых ракет-носителей среднего класса, созданных компанией Lockheed Martin. C 21 августа 2002 года до 18 апреля 2017 года выполнена 71 миссия, из них 70 — успешно. Используется преимущественно для запуска космических аппаратов по заказам американских правительственных ведомств.

ATV (Automated Tranfer Vehicle) — название европейского одноразового автоматического транспортного корабля, предназначенного для снабжения МКС грузами и совершавшего полёты в период с 2008 по 2014 год (выполнено пять миссий).

BE-4 (Blue Origin Engine) — мощный маршевый жидкостный ракетный двигатель тягой 250 тс на уровне моря, работающий на кислороде и метане и разрабатываемый с 2011 года компанией Blue Origin для установки на перспективных ракетах-носителях Vulcan и New Glenn. Позиционируется как замена российскому двигателю РД-180. Первые комплексные огневые испытания намечены на первое полугодие 2017 года.

CCP (Commercial Crew Program) — современная государственная американская коммерческая пилотируемая программа, проводимая NASA и способствующая доступу частных промышленных фирм к технологиям изучения и освоения космического пространства.

CNSA (China National Space Agency) — английская аббревиатура государственного агентства, осуществляющего координацию работ по изучению и освоению космического пространства в КНР.

CSA (Canadian Space Agency) — государственное агентство, осуществляющее координацию работ по изучению космоса в Канаде.

Cygnus — название американского одноразового автоматического транспортного корабля, созданного компанией Orbital для снабжения МКС запасами и грузами. С 18 сентября 2013 года по 18 апреля 2017 года выполнено восемь миссий, из них семь — успешно.

Delta IV — название серии американских одноразовых ракет-носителей среднего и тяжёлого классов, созданных компанией Boeing в рамках программы EELV. C 20 ноября 2002 года по 19 марта 2017 года проведено 35 миссий, из них 34 — успешно. В настоящее время используется исключительно для запуска космических аппаратов по заказам американских правительственных ведомств.

Dragon — название серии американских частично многоразовых транспортных кораблей, разрабатываемых частной компанией SpaceX по контракту с NASA в рамках программы CCP. Способен не только доставлять грузы на МКС, но и возвращать их обратно на Землю. С 8 декабря 2010 года по 19 февраля 2017 года запущено 12 беспилотных кораблей, из них 11 — успешно. Начало лётных испытаний пилотируемого варианта намечено на 2018 год.

Dream Chaser — название американского многоразового транспортного орбитального ракетоплана, разрабатываемого с 2004 года компанией Sierra Nevada для снабжения орбитальных станций запасами и грузами (а в будущем, в семиместном варианте, — и для смены экипажа). Начало лётных испытаний намечено на 2019 год.

EELV (Evolved Expendable Launch Vehicle) — программа эволюционного развития одноразовых ракет-носителей для использования (прежде всего) в интересах Министерства обороны США. В рамках программы, начатой в 1995 году, созданы носители семейств Delta IV и Atlas V; с 2015 года к ним присоединился Falcon 9.

EVA (Extra-Vehicular Activity) — английское название внекорабельной деятельности (ВКД) астронавтов (работы в открытом космосе или на поверхности Луны).

FAA (Federal Aviation Administration) — Федеральное управление гражданской авиации, регулирующее в США юридические вопросы коммерческих космических полётов.

Falcon 9 — название серии американских частично многоразовых носителей среднего класса, созданных частной компанией SpaceX. С 4 июня 2010 года по 1 мая 2017 года проведено 34 пуска ракет трёх модификаций, из них 31 — полностью успешный. До недавнего времени Falcon 9 служил как для выведения на орбиту беспилотных грузовых кораблей Dragon для снабжения МКС, так и для коммерческих пусков; сейчас включён в программу выведения на орбиту космических аппаратов по заказу американских правительственных ведомств.

Falcon Heavy — название американской частично многоразовой ракеты-носителя тяжёлого класса, разрабатываемой компанией SpaceX на основе ступеней носителя Falcon-9. Первый полёт запланирован на осень 2017 года.

Gemini — название второй американской пилотируемой космической программы, в ходе которой астронавты на двухместном корабле совершали околоземные полёты в 1965-1966 годах.

H-2A (H-2B) — варианты японской одноразовой ракеты-носителя среднего класса, предназначенной для выведения полезных грузов на околоземные орбиты и отлётные траектории. C 29 августа 2001 года по 17 марта 2017 года выполнено 33 пуска варианта H-2A (из них 32 успешных) и шесть пусков H-2B (все успешные).

HTV (H-2 Transfer Vehicle), он же «Коунотори», — название японского автоматического транспортного корабля, предназначенного для снабжения МКС грузами и совершающего полёты с 10 сентября 2009 года (выполнено шесть миссий, по плану осталось три).

JAXA (Japan Aerospace Exploration Agency) — агентство, осуществляющее координацию работ по исследованию космического пространства в Японии.

Mercury — название первой американской пилотируемой космической программы, в ходе которой астронавты на одноместном корабле совершали околоземные полёты в 1961-1963 годах.

NASA (National Aeronautics and Space Administration) — государственное управление, осуществляющее координацию работ по авиации и исследованиям космического пространства в США.

New Glenn — название частично многоразовой ракеты-носителя тяжёлого класса, разрабатываемой компанией Blue Origin для коммерческих запусков и использования в лунной транспортной системе. Анонсирована в сентябре 2016 года, первый пуск планируется на 2020-2021 годы.

Orion MPCV (Multi-Purpose Crew Vehicle) — название многофункциональных пилотируемых кораблей, разрабатываемых NASA в рамках программы Exploration и предназначенных для полётов астронавтов на МКС и за пределы низкой околоземной орбиты. Начало лётных испытаний намечено на 2019 год.

Skylab — название первой американской космической станции, на которой в 1973-1974 годах работали три экспедиции астронавтов.

SLS (Space Launch System) — название американского семейства ракет-носителей сверхтяжёлого класса, разрабатываемых NASA в рамках программы Exploration и предназначенных для запуска элементов космической инфраструктуры (включая пилотируемые корабли Orion) на отлётные траектории. Начало лётных испытаний намечено на 2019 год.

SpaceShipOne (SS1) — название экспериментального многоразового суборбитального ракетоплана, созданного фирмой Scaled Composites, который стал первым негосударственным пилотируемым аппаратом, преодолевшим линию Кармана и добравшимся до космоса. Теоретически должен был нести экипаж из трёх человек, фактически управлялся одним пилотом.

SpaceShipTwo (SS2) — название многоразового многоместного (два пилота и шесть пассажиров) суборбитального ракетоплана фирмы Virgin Galactic, предназначенного для осуществления коротких туристических путешествий в космос.

Space Shuttle, иначе STS (Space Transportation System) — серия американских многоразовых пилотируемых транспортных космических кораблей, созданных по заказу NASA и Министерства обороны по государственной программе и совершивших 135 миссий в околоземное космическое пространство в период с 1981 по 2011 год.

Starliner (CST-100) — название американского частично многоразового пилотируемого транспортного корабля, разрабатываемого компанией Boeing по контракту с NASA в рамках программы CCP. Начало лётных испытаний намечено на 2018 год.

ULA (United Launch Alliance) — «Объединённый пусковой альянс», совместное предприятие, созданное в 2006 году компаниями Lockheed Martin и Boeing для экономически эффективной эксплуатации ракет-носителей Delta IV и Atlas V.

Vega — название европейской ракеты-носителя лёгкого класса, разработанной в международной кооперации при решающем участии Италии (компания Avio) для выведения полезных грузов на околоземные орбиты и отлётные траектории. С 13 февраля 2012 года по 7 марта 2017 года выполнено девять миссий (все — успешно).

Vulcan — название перспективной американской ракеты, предназначенной для замены носителей Delta IV и Atlas V. Разрабатывается с 2014 года «Объединённым пусковым альянсом» ULA. Первый пуск планируется на 2019 год.

X-15 — американский экспериментальный ракетоплан, созданный фирмой North American по заказу NASA и Министерства обороны для изучения условий полёта на гиперзвуковых скоростях и входа в атмосферу крылатых аппаратов, оценки новых конструкторских решений, теплозащитных покрытий и психофизиологических аспектов управления в верхних слоях атмосферы. Построено три ракетоплана, которые в 1959—1968 годах совершили 191 полёт, поставив несколько мировых рекордов скорости и высоты (в том числе 22 августа 1963 года достигнута высота 107 906 м).

Абляция — процесс уноса массы с поверхности твёрдого тела потоком набегающего газа, сопровождаемый поглощением теплоты. Лежит в основе абляционной теплозащиты, предохраняя конструкцию от перегрева.

«Ангара» — название российского КРК, а также семейства одноразовых модульных ракет-носителей лёгкого, среднего и тяжёлого классов, предназначенных для выведения полезных грузов на околоземные орбиты и отлётные траектории. Первый пуск лёгкой ракеты «Ангара-1.2ПП» состоялся 9 июля 2014 года, первый пуск тяжёлого носителя «Ангара-А5» — 23 декабря 2014 года.

Апогей — наиболее удалённая от центра Земли точка орбиты спутника (естественного или искусственного).

Аэродинамическое качество — безразмерная величина, отношение подъёмной силы летательного аппарата к силе лобового сопротивления.

Баллистическая траектория — путь, по которому движется тело при отсутствии действия на него аэродинамических сил.

Баллистическая ракета — летательный аппарат, который после отключения двигателя и выхода за пределы плотных слоёв атмосферы летит по баллистической траектории.

«Восток» — название первого советского одноместного пилотируемого корабля, на котором космонавты совершали полёты в период с 1961 по 1963 год. Также — открытое наименование серии советских одноразовых ракет-носителей лёгкого класса, созданных на базе межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 и использовавшихся в период с 1958 по 1991 год.

«Восход» — название многоместной модификации советского пилотируемого корабля «Восток», на которой космонавты совершили два полёта в 1964—1965 годах. Также — открытое наименование серии советских одноразовых ракет-носителей среднего класса, использовавшихся в период с 1963 по 1974 год.

Газовый ракетный двигатель (газовое сопло) — устройство, которое служит для преобразования в тягу потенциальной энергии сжатого рабочего тела (газа).

Гибридный ракетный двигатель (ГРД) — частный случай химического реактивного двигателя; устройство, использующее для создания тяги химическую энергию взаимодействия компонентов топлива, пребывающих в различном агрегатном состоянии (например, жидкий окислитель и твёрдое горючее). На таком принципе построены двигатели ракетопланов SpaceShipOne и SpaceShipTwo.

Гномон астрономический инструмент в виде вертикальной стойки, позволяющий по наименьшей длине тени определить угловую высоту солнца на небе, а также направление истинного меридиана. Фотогномон с цветовой калибровочной шкалой служил для документирования образцов лунного грунта, собранного во время миссий Apollo.

ЕКА (Европейское космическое агентство) — организация, осуществляющая координацию деятельности европейских государств по изучению космического пространства.

Жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) — частный случай химического реактивного двигателя; устройство, использующее для создания тяги химическую энергию взаимодействия жидких компонентов топлива, хранящихся на борту летательного аппарата.

Капсула — одно из названий бескрылого спускаемого аппарата искусственных спутников и космических кораблей.

Космический аппарат — общее название различных технических устройств, предназначенных для выполнения целевых задач в космическом пространстве.

Космический ракетный комплекс (КРК) — термин, характеризующий совокупность функционально связанных элементов (технического и стартового комплекса космодрома, измерительных средств космодрома, наземного комплекса управления космического аппарата, ракеты-носителя и разгонного блока), обеспечивающих выведение космического аппарата на целевую траекторию.

Линия Кармана — согласованная на международном уровне условная граница космоса, пролегающая на высоте 100 км (62 мили) над уровнем моря.

«Мир» — название модульной советской/российской орбитальной космической станции, которая летала в 1986-2001 годах, принимая многочисленные советские (российские) и международные экспедиции.

МКС (Международная космическая станция) — название пилотируемого комплекса, который был создан на околоземной орбите усилиями России, США, Европы, Японии и Канады для проведения научных исследований, связанных с условиями длительного пребывания человека в космическом пространстве. Англоязычная аббревиатура ISS (International Space Station).

Многоступенчатая (составная) ракета — устройство, у которого по мере израсходования топлива происходит последовательный сброс использованных и ненужных для дальнейшего полёта элементов конструкции (ступеней).

Мягкая посадка — касание космического аппарата поверхности планеты или другого небесного тела, при котором вертикальная скорость позволяет обеспечить сохранность конструкции и систем аппарата и/или комфортные условия для экипажа.

Наклонение орбиты — угол между плоскостью орбиты естественного или искусственного спутника и плоскостью экватора тела, вокруг которого обращается спутник.

Орбита — траектория (чаще всего эллиптическая), по которой одно тело (например, естественный спутник или космический аппарат) движется относительно центрального тела (Солнца, Земли, Луны и т.д.). В первом приближении околоземная орбита характеризуется такими элементами, как наклонение, высота перигея и апогея и период обращения.

Первая космическая скорость — наименьшая скорость, которую необходимо придать телу в горизонтальном направлении у поверхности планеты, чтобы оно вышло на круговую орбиту. Для Земли — примерно 7,9 км/с.

Перегрузка — векторная величина, отношение суммы силы тяги и/или аэродинамической силы к весу летательного аппарата.

Перигей — ближайшая к центру Земли точка орбиты спутника.

Период обращения — промежуток времени, в течение которого спутник совершает полный оборот вокруг центрального тела (Солнца, Земли, Луны и т. д.)

Пилотируемый транспортный корабль нового поколения (ПТК НП) «Федерация» — многоразовый четырёх-шестиместный корабль, разрабатываемый Ракетно-космической корпорацией «Энергия» для обеспечения доступа в космос с российский территории (с космодрома Восточный), доставки людей и грузов на орбитальные станции, полётов на полярную и экваториальную орбиту, исследования Луны и посадки на неё. Создаётся в рамках ФКП-2025, начало лётных испытаний намечено на 2021 год, первый пилотируемый полёт со стыковкой с МКС должен состояться в 2023 году.

«Прогресс» — название серии советских (российских) беспилотных автоматических кораблей для доставки топлива, грузов и припасов на космические станции «Салют», «Мир» и МКС. С 20 января 1978 года по 22 февраля 2017 года запущено 135 кораблей различных модификаций, из них 132 — успешно.

«Протон-М» — название российской одноразовой ракеты-носителя тяжёлого класса, предназначенной для выведения полезных грузов на околоземные орбиты и отлётные траектории. Создана на базе «Протона-К»; первый полёт данной модификации состоялся 7 апреля 2001 года. До 9 июня 2016 года выполнено 98 пусков, из них 9 полностью и 1 частично неудачных.

Разгонный блок (РБ), наиболее близкий по смыслу западный эквивалент — «верхняя ступень» (upper stage), — ступень ракеты-носителя, предназначенная для формирования целевой траектории космического аппарата. Примеры: Centaur (США), «Бриз-М», «Фрегат», ДМ (Россия).

Ракета-носитель — в настоящее время единственное средство выведения полезной нагрузки (спутника, зонда, космического корабля или автоматической станции) в космическое пространство.

Ракета-носитель сверхтяжёлого класса (РН СТК) — условное наименование российской опытно-конструкторской разработки, предназначенной для создания средства выведения элементов космической инфраструктуры (включая пилотируемые корабли) на отлётные траектории (к Луне и Марсу).

Различные предложения по созданию носителя сверхтяжёлого класса на базе модулей ракет «Ангара-А5В», «Энергия 1К» и «Союз-5». Графика В. Штанина

Ракетный двигатель твёрдого топлива (РДТТ) — частный случай химического реактивного двигателя; устройство, которое использует для создания тяги химическую энергию взаимодействия твёрдых компонентов топлива, хранящихся на борту летательного аппарата.

Ракетоплан — крылатый летательный аппарат (самолёт), использующий для разгона и/или полёта ракетный двигатель.

РД-180 — мощный маршевый жидкостный ракетный двигатель тягой 390 тс на уровне моря, работающий на кислороде и керосине. Создан российским НПО «Энергомаш» по заказу американской фирмы Pratt and Whitney для установки на носители семейства Atlas III и Atlas V. Серийно производится в России и поставляется в США с 1999 года.

Роскосмос — краткое название Федерального космического агентства (в период с 2004 по 2015 год, с 1 января 2016 года — госкорпорация «Роскосмос»), государственной организации, которая осуществляет координацию работ по изучению и освоению космического пространства в России.

«Салют» — название серии советских долговременных орбитальных станций, которые летали по околоземной орбите в период с 1971 по 1986 год, принимая советские экипажи и космонавтов из стран социалистического содружества (программа «Интеркосмос»), Франции и Индии.

«Союз» — название семейства советских (российских) многоместных пилотируемых кораблей для полётов по околоземной орбите. С 23 апреля 1967 года по 14 мая 1981 года 39 кораблей совершали полёт с экипажем на борту. Также — открытое название серии советских (российских) одноразовых ракет-носителей среднего класса, использовавшихся для запуска полезных нагрузок на околоземные орбиты с 1966 по 1976 год.

«Союз-ФГ» — название российской одноразовой ракеты-носителя среднего класса, которая с 2001 года доставляет корабли — пилотируемые (семейства «Союз») и автоматические («Прогресс») — на околоземную орбиту.

«Союз-2» — название семейства современных российских одноразовых ракет-носителей лёгкого и среднего класса, которые с 8 ноября 2004 года выводят различные полезные грузы на околоземные орбиты и отлётные траектории. В вариантах «Союз-ST» с 21 октября 2011 года запускается с европейского космодрома Куру во Французской Гвиане.

«Союз Т» — название транспортного варианта советского пилотируемого корабля «Союз», который с апреля 1978 года по март 1986 года совершил 15 пилотируемых полётов к орбитальным станциям «Салют» и «Мир».

«Союз ТМ» — название модифицированного варианта советского (российского) транспортного пилотируемого корабля «Союз», который с мая 1986 года по ноябрь 2002 года совершил 33 пилотируемых полёта к орбитальным станциям «Мир» и МКС.

«Союз ТМА» — название антропометрического варианта модификации российского транспортного корабля «Союз», созданного для расширения допустимого диапазона роста и веса членов экипажа. С октября 2002 года по ноябрь 2011 года совершил 22 пилотируемых полёта к МКС.

«Союз ТМА-М» — дальнейшая модернизация российского транспортного корабля «Союз ТМА», которая с октября 2010 года по март 2016 года выполнила 20 пилотируемых полётов к МКС.

«Союз МС» — окончательный вариант российского транспортного корабля «Союз», который совершил первую миссию к МКС 7 июля 2016 года.

Суборбитальный полёт — движение по баллистической траектории с кратковременным выходом в космическое пространство. При этом скорость полёта может быть как меньше, так и больше местной орбитальной (вспомним американский зонд Pioneer-3, имевший скорость выше первой космической, но всё равно упавший на Землю).

«Тяньгун» — название серии китайских орбитальных пилотируемых станций. Первая (лаборатория «Тяньгун-1») была запущена 29 сентября 2011 года.

«Шэньчжоу» — название серии современных китайских трёхместных пилотируемых космических кораблей для полётов по околоземной орбите. С 20 ноября 1999 года по 16 октября 2016 года запущено 11 кораблей, из них 7 — с космонавтами на борту.

Химический реактивный двигатель — устройство, в котором энергия химического взаимодействия компонентов топлива (окислителя и горючего) преобразуется в кинетическую энергию реактивной струи, создающей тягу.

Электрический ракетный двигатель (ЭРД) — устройство, в котором для создания тяги рабочее тело (обычно хранящееся на борту летательного аппарата) разгоняется с помощью внешнего подвода электрической энергии (нагрев и расширение в реактивном сопле либо ионизация и разгон заряженных частиц в электрическом (магнитном) поле).

Ионный электроракетный двигатель имеет малую тягу, но большую экономичность, обусловленную высокой скоростью истечения рабочего тела

Система аварийного спасения — совокупность устройств для спасения экипажа космического корабля в случае аварии ракеты-носителя, т. е. при возникновении ситуации, в которой невозможен вывод на целевую траекторию.

Скафандр — индивидуальный герметичный костюм, обеспечивающий условия для работы и жизнедеятельности космонавта в разрежённой атмосфере или в космическом пространстве. Различаются аварийно-спасательные и скафандры для внекорабельной деятельности.

Спускаемый (возвращаемый) аппарат — часть космического аппарата, предназначенная для спуска и посадки на поверхность Земли или другого небесного тела.

Специалисты группы поиска и спасения рассматривают спускаемый аппарат китайского зонда «Чанъэ-5-Т1», вернувшийся на Землю после облёта Луны. Фото CNSA

Тяга — реактивная сила, приводящая в движение летательный аппарат, на котором установлен ракетный двигатель.

Федеральная космическая программа (ФКП) — основной документ Российской Федерации, определяющий перечень основных задач в области гражданской космической деятельности и их финансирование. Составляется на десятилетие. Текущая ФКП-2025 действует в период с 2016 по 2025 год.

«Феникс» — название опытно-конструкторской работы в рамках ФКП-2025 по созданию ракеты-носителя среднего класса для использования в составе космических ракетных комплексов «Байтерек», «Морской старт» и РН СТК.

Характеристическая скорость (ХС, ΔV) — скалярная величина, характеризующая изменение энергии летательного аппарата при использовании ракетных двигателей. Физический смысл — скорость (измеряется в метрах в секунду), которую приобретёт аппарат, двигаясь по прямой только под действием силы тяги при определённых затратах топлива. Используется (в том числе) для оценки затрат энергии, потребных на выполнение ракетодинамических маневров (потребная ХС), либо располагаемой энергетики, определяемой бортовым запасом топлива или рабочего тела (располагаемая ХС).

Вывоз на старт ракеты-носителя «Энергия» с орбитальным кораблём «Буран»

«Энергия» — «Буран» — советский КРК с ракетой-носителем сверхтяжёлого класса и многоразовым крылатым орбитальным кораблём. Разрабатывался с 1976 года как ответ американской системе Space Shuttle. В период с мая 1987 года по ноябрь 1988 года совершил два полёта (с массогабаритным аналогом полезной нагрузки и с орбитальным кораблём соответственно). Программа закрыта в 1993 году.

ЭПАС (экспериментальный полёт «Аполлон» — «Союз») — совместная советско-американская программа, в ходе которой в 1975 году пилотируемые корабли «Союз» и Apollo совершили взаимный поиск, стыковку и совместный полёт по околоземной орбите. В США известна как ASTP (Apollo-Soyuz Test Project).

Большинство из них сосредоточено в промежутке между орбитами Марса и Юпитера, известном как пояс астероидов. К сегодняшнему обнаружено более 600 000 астероидов, но на самом деле счет их идет на миллионы. Правда в основной своей массе они невелики - существует всего две сотни астероидов диаметров больше 100 километров.

Динамика открытия новых астероидов в период с 1980 по 2012 год.


Но пояс астероидов это не единственное место, где можно встретить подобные объекты. Существует множество "семейств", разбросанных по разным частям Солнечной системы. Например Кентавры, чьи орбиты лежат между Юпитером и Нептуном, или т.н. троянские астероиды, находящиеся в окрестностях точек Лагранжа L4 и L5 различных планет. У Юпитера например открыто порядка 5000 троянских астероидов.


Розовый цвет - троянские астероиды Юпитера, оранжевый - Кентавры, зеленый - объекты пояса Койпера

Первым космическим аппаратом пересекшим основной пояс астероидов был "Пионер-10". Но поскольку тогда о его свойствах и плотности в нем объектов было недостаточно данных, инженеры предпочли перестраховаться и разработали траекторию, державшую аппарат на максимально возможном удалении от всех известных на тот момент астероидов. По такому же принципу пояс астероидов пролетали "Пионер-11", "Вояджер-1" и "Вояджер-2".

По мере накопления знаний, стало понятно что пояс астероидов не представляет большой опасности для космической техники. Да, там миллионы небесных тел, что кажется большой цифрой - но лишь пока не оценишь объем пространства, приходящегося на каждый такой объект. К сожалению, или скорее к счастью, но картинки в стиле “Империя наносит ответный удар” где можно увидеть в одном кадре тысячи астероидов, в зрелищной манере сталкивающихся между собой не слишком похоже на реальность.

Так что через некоторое время парадигма изменилась - если ранее космические аппараты сторонились астероидов, то теперь наоборот, малые планеты стали считаться дополнительными целями для изучения. Траектории аппаратов стали разрабатываться таким образом, чтобы по возможности можно было пролететь вблизи какого-то астероида.

Пролетные миссии

Первым космическим аппаратом, пролетевшим вблизи астероида, стал “Галилео”: на пути к Юпитеру он посетил 18-километровую Гаспру (1991 год) и 54-километровую Иду (1993 год).

У последней обнаружился 1.5 километровый спутник, получивший название Дактиль

В 1999 году "Deep space 1" пролетел вблизи двухкилометрового астероида Брайль.

Аппарат должен был сфотографировать Брайль практически в упор, но из-за программного сбоя камера включилась когда он уже удалился от него на расстояние в 14 000 километров.


На пути к комете Вильда, аппарат "Стардаст" сфотографировал шестикилометровый астероид Аннафранк, названный так в честь Анны Франк.

Снимок сделан с расстояния в 3000 километров

Зонд “Розетта”, который сейчас находится на подходе к комете Чурюмова-Герасименко, в 2008 году пролетел на расстоянии 800 километров от 6.5 километрового астероида Штейнс.

В 2009 он прошел на расстоянии 3000 километров от 121 километровой Лютеции.

Отметились в изучении астероидов и китайские товарищи. Незадолго до конца света 2012 года их зонд "Чанъэ-2" пролетел рядом с астероидом Таутатис.

Прямые миссии по изучению астероидов

Впрочем, все это были пролетные миссии, в каждой из которых изучение астероидов было лишь бонусом к основной задаче. Что касается непосредственных миссий по изучению астероидов, то к настоящему моменту их насчитывается ровно три.

Первой была стартовавшая в 1996 год “NEAR Shoemacker”. В 1997 году данный аппарат пролетел вблизи астероида Матильда.

Тремя годами спустя он достиг своей основной цели - 34 километрового астероида Эрос.

“NEAR Shoemacker” изучал его с орбиты целый год. Когда топливо подошло к концу, NASA решило поэкспериментировать с ним и попытаться посадить его на астероид, хотя и без особых надежд на успех, так как аппарат не был предназначен для таких задач.
К удивлению инженеров, им удалось осуществить задуманное. “NEAR Shoemacker” без каких-либо повреждений совершил посадку на Эрос, после чего еще две недели передавал сигналы с поверхности астероида.

Следующей миссией была весьма амбициозная японская "Хаябуса", стартовавшая в 2003 году. Ее целью был астероид Итокава: аппарат должен был достигнуть его в середине 2005 года, несколько раз сесть, а затем взлететь с его поверхности, высадив при этом микроробота "Минерву". И самое главное - взять при этом образцы астероида и в 2007 году доставить их на Землю.


Итокава

С самого начала все пошло не так: вспышка на Солнце повредила солнечные батареи аппарата. Ионный двигатель начал барахлить. Во время первой посадки "Минерва" был утерян. Во время второй связь с аппаратам полностью прервалась. Когда ее удалось восстановить, никто в центре управления не мог сказать удалось ли аппарату вообще взять пробу грунта.


Из-за очередного сбоя в работе двигателей стало казаться, что аппарат уже никогда не сможет вернуться на Землю. Тем не менее, пускай и с огромными усилиями, и на три года позже срока, но спускаемая капсула "Хаябусы" все же вернулась домой. Основная интрига заключалась в том, удалось ли аппарату взять хоть какие-то образцы или же семилетняя миссия прошла впустую. К счастью для ученых, Хаябуса все же доставил на Землю несколько частиц Итокавы. Меньше чем планировалось, но все же этого хватило для кое-каких анализов.

И наконец, миссия “Dawn”. Этот аппарат тоже был оснащен ионным двигателем, который к счастью сработал не в пример лучше японского. Благодаря ионнику, Dawn смог добиться того, что еще не удавалось ранее ни одному другому аналогичному космическому аппарату - выйти на орбиту небесного тела, изучить его, а затем покинуть ее и направиться к другой цели.

А цели у него были весьма амбициозные: два самых массивных объекта пояса астероидов - 530-километровая Веста и почти 1000-километровая Церера. Правда, после реклассификации, Церера теперь официально считается не астероидом, а как и Плутон карликовой планетой - но не думаю что перемена названия что-то меняет в практическом плане. "Dawn" был запущен в 2007 году и достиг Весты в 2011, произучав ее целый год.

Считается, что Веста и Церера могут являться последними уцелевшими протопланетами. На стадии формирования Солнечной системы таких образований было несколько сотен по всей Солнечной системе -они постепенно сталкивались между собой, образуя более крупные тела. Веста, может быть одним из реликтов той ранней эпохи.

Затем "Dawn" направился к Церере, которой он достигнет в следующем году. Так что, впору называть 2015 годом карликовых планет: мы впервые увидим как выглядит Церера и Плутон, и еще неизвестно, какое из этих тел преподнесет больше сюрпризов.

Будущие миссии

Что касается будущих миссий, то в настоящее время NASA планирует миссию "OSIRIS-REx", которая должна стартовать в 2016 году, в 2020 году встретиться с астероидом Бенну, взять пробу его грунта и доставить ее на Землю к 2023 году. В ближайшей перспективе планы есть и у японского космического агентства, которое планирует миссию "Хаябуса-2", которая в теории должна учесть многочисленные ошибки предшественника.

Ну и наконец, уже несколько лет ведутся разговоры про пилотируемую миссию на астероид. В частности, план NASA заключается в захвате небольшого, диаметром не более 10 метров астероида (или в качестве альтернативного варианта - фрагмента крупного астероида) и доставке его на лунную орбиту, где он будет изучен астронавтами космического корабля "Орион".

Разумеется, успех такого начинания зависит от ряда факторов. Во-первых, нужно найти подходящий объект. Во-вторых, создать и отработать технологию захвата и транспортировки астероида. В-третьих, корабль "Орион", чей первый тестовый полет намечен на конец этого года, должен продемонстрировать свою надежность. В настоящий момент ведутся поиски подходящих для такой миссии околоземных астероидов.


Один из возможных претендентов для изучения - шестиметровый астероид 2011 MD


Если данные условия будут выполнены, то подобная пилотируемая миссия может ориентировочно состояться после 2021 года. Время покажет, насколько реализуемыми окажутся все эти амбициозные планы.

Межпланетные космические аппараты «Венера»

«Венера» — наименование советских межпланетных космических аппаратов, запускаемых к планете Венера начиная с 1961 года. Аппараты, помимо научной аппаратуры, имеют комплект бортовой аппаратуры, включающий системы ориентации, энергопитания от солнечных батарей, корректирующую тормозную двигательную установку, радиосистему дальней связи и измерения орбиты и другое.

Космический аппарат «Венера-1» запущен 12.2.1961; масса 643,5 кг. 19-20 мая 1961 года прошел на расстоянии ~100 тыс. км от Венеры и вышел на орбиту искусственного спутника Солнца с высотой в перигелии 106 млн. км, с высотой в афелии 151 млн. км.

Космический аппарат «Венера-2» запущен 12.11.1965 с целью сближения с Венерой; масса 963 кг. Аппарат имел отсек с фототелевизионной системой и комплекс научной аппаратуры для изучения космического пространства. 27.2.1966 «Венера-2» прошел на расстоянии 24 тыс. км от поверхности Венеры и вышел на орбиту искусственного спутника Солнца с высотой в перигелии ~107 млн. км, с высотой в афелии ~179 млн. км.

Космический аппарат «Венера-3» запущен 16.11.1965 с целью достижения поверхности планеты Венера; масса 960 кг. Космический аппарат имел спускаемый аппарат в виде шара диаметром 0,9 м с теплозащитным покрытием. Посадка на поверхность планеты была предусмотрена с помощью парашютной системы. В спускаемом аппарате находились радиосистема, научная аппаратура, источники питания, В полете было проведено 63 сеанса радиосвязи, осуществлена коррекция траектории, обеспечившая попадание космического аппарата на планету. 1.3.1966 космический аппарат достиг поверхности Венеры, осуществив первый в мире перелет на другую планету.

Космический аппарат «Венера-4» запущен 12.6.1967; масса 1106 кг (масса спускаемого аппарата 383 кг). В полете проведено 114 сеансов радиосвязи с передачей научной информации. На расстоянии 12 млн. км от Земли осуществлена коррекция траектории для попадания на планету. 18.10.1967, пройдя расстояние ~350 млн. км, аппарат вошел со 2-й космической скоростью в атмосферу Венеры и от него отделился спускаемый аппарат (диаметр ~1 м), оснащенный 2 радиопередатчиками дециметрового диапазона, телеметрической системой, научной аппаратурой, радиовысотомером, системой терморегулирования, источниками электропитания. После аэродинамического торможения аппарата скорость снизилась с 10,7 км/с до 300 м/с, затем была введена в действие парашютная система; приборы в течение 1,5 ч спуска на парашюте на ночной стороне планеты измеряли давление, плотность, температуру и химический состав атмосферы Венеры. Космический аппарат впервые осуществил плавный спуск в атмосфере другой планеты. Получены непосредственные данные о характеристиках атмосферы Венеры в интервале давлений 0,05-1,8 МПа.

«Венера-5» и «Венера-6» запущены соответственно 5 и 10 января 1969 года; масса аппаратов по 1130 кг. Аппараты снабжены упрочненными спускаемыми аппаратами массой 405 кг с расширенным составом научной и измерительной аппаратуры для продолжения исследований межпланетной среды и атмосферы Венеры. В полете проводились регулярные сеансы радиосвязи (73 сеанса — с «Венерой-5», 63 сеанса — с «Венерой-6») и прием научной информации (на частоте 922,763 МГц). После выполнения предусмотренной коррекции траектории на расстоянии 15,5-15,7 млн. км от Земли космические корабли достигли Венеры 16 и 17 мая 1969 года; спускаемые аппараты с научной аппаратурой отделились от космических аппаратов, и в результате аэродинамического торможения в атмосфере планеты их скорость снизилась с 11,17 км/с до 210 м/с; затем были приведены в действие парашютные системы и спускаемые аппараты совершили плавный спуск в атмосфере в течение 51-53 мин на ночной стороне планеты. Совместный полет космических аппаратов позволил получить большой объем информации, включая уточненные данные об атмосфере Венеры в интервале давлений 0,05-2,7 МПа, т. е. до более глубоких слоев атмосферы, чем при полете «Венеры-4».

Космический аппарат «Венера-7» запущен 17.8.1970. Масса 1180 кг (масса спускаемого аппарата ~500 кг). На трассе полета были проведены две коррекции траектории, обеспечившие попадание на планету. 15.12.1970, пройдя ~330 млн. км, космический аппарат достиг Венеры; спускаемый аппарат, рассчитанный на давление 18 МПа и температуру 530 °С, совершил спуск на парашюте на поверхность Венеры. Радиосигналы на участке спуска принимались в течение 35 мин, с поверхности — в течение 22 мин 58 с. В спускаемом аппарате находились радиосистема, научная аппаратура, источники питания. В месте посадки «Венеры-7» температура поверхности составила (475±20)°С, давление (9±1,5) МПа.

Космический аппарат «Венера-8» запущен 27.3.1972; масса 1184 кг (масса спускаемого аппарата 495 кг). В полете было проведено 86 сеансов радиосвязи, осуществлена коррекция траектории. 22.7.1972, пройдя более 300 млн. км, аппарат достиг Венеры. Впервые вход в атмосферу и посадка спускаемого аппарата осуществлялись на освещенную Солнцем сторону планеты. Научная аппаратура спускаемого аппарата предназначалась для решения задач: исследования атмосферы (измерения температуры и давления); измерения освещенности в атмосфере и у поверхности планеты; определения скорости ветра на различных уровнях в атмосфере; определения содержания аммиака в атмосфере; измерения перегрузок, возникающих на участке аэродинамического торможения; определения физических характеристик поверхностного слоя и характера поверхностных пород в месте посадки. Работа бортовых систем спускаемого аппарата продолжалась на участке парашютирования ~1 ч и на поверхности 50 мин 11 с. Параметры атмосферы на дневной и ночной сторонах оказались близкими; в месте посадки «Венеры-8» температура составила (470±8) °С, давление (9±0,15) МПа.

«Венера-9» и «Венера-10» — космические аппараты нового типа. «Венера-9» запущен 8.6.1975, «Венера-10» — 14.6.1975. Масса аппаратов 4936 и 5033 кг (масса каждого спускаемого аппарата с теплозащитным корпусом 1560 кг). «Венера-9» и «Венера-10» включают в себя космический и спускаемый аппарат. Основной силовой элемент космического аппарата — блок баков, на нижнем днище которых закреплены ракетные двигатели, на верхнем — приборный отсек, выполненный в форме тора. В верхней части космического аппарата находится переходник для крепления спускаемого аппарата. В приборном отсеке размещены системы управления, терморегулирования и другое. Спускаемый аппарат имеет прочный корпус сферической формы (рассчитан на внешнее давление 10 МПа), покрытый внешней и внутренней теплоизоляцией. В верхней части к спускаемому аппарату крепится аэродинамическое тормозное устройство, в нижней — торовое посадочное устройство. В спускаемом аппарате установлены приборы радиокомплекса, оптико- механическое ТВ устройство, аккумулятор, блоки автоматики, средства терморегулирования, научные приборы. Спускаемый аппарат помещен внутри теплозащитного корпуса сферической формы (диаметр 2,4 м), защищающего его от высоких температур на всем участке торможения. В полете с «Венеры-9» и «Венеры-10» было проведено по две коррекции траектории. За двое суток до подлета к планете от космических аппаратов были отделены спускаемые аппараты, которые совершили мягкую посадку (22 и 25 октября 1975 года) на невидимую в это время с Земли освещенную сторону Венеры. После отделения спускаемых аппаратов космические аппараты были переведены на пролетные траектории, а затем выведены на орбиты искусственных спутников планеты. Для передачи научной информации была реализована необходимая баллистическая схема, обеспечившая требуемое пространственное взаимное положение космических и спускаемых аппаратов. Информация, полученная каждым спускаемым аппаратом, передавалась на свой космический аппарат, ставший к этому времени искусственным спутником Венеры, и ретранслировалась на Землю. Спускаемый аппарат вошел в атмосферу планеты под углом 20-23°.

После аэродинамического торможения осуществлялся спуск на парашютах в течение 20 мин (для проведения исследования облачного слоя), затем был сброшен парашют и осуществлен быстрый спуск. Спускаемый аппарат оснащен комплексом научной аппаратуры, включающим панорамный телефотометр для изучения оптических свойств и получения изображения поверхности в месте посадки; фотометр для измерения световых потоков в зеленых, желтых и красных лучах и в двух участках инфракрасных лучей; фотометр для измерения яркости атмосферы в инфракрасном спектре и определения химического состава атмосферы методом спектрального анализа; датчики давления и температуры; акселерометры для измерения перегрузок на участке входа в атмосферу; масс- спектрометр для измерения химического состава атмосферы на высоте 63-34 км; анемометр для определения скорости ветра на поверхности планеты; гамма- спектрометр для определения содержания естественных радиоактивных элементов в венерианских породах; радиационный плотномер для определения плотности грунта в поверхностном слое планеты.

«Венера-11» и «Венера-12» (модификация космического аппарата «Венера-9») запущены соответственно 9 и 14 сентября 1978 года; масса 4450 и 4461 кг (масса спускаемых аппаратов с теплозащитным корпусом 1600 и 1612 кг). Конструктивно «Венера-11» и «Венера-12» аналогичны «Венере-9» и «Венере-10». В полете с «Венеры-11» и «Венеры-12» было проведено по две коррекции. За двое суток до подлета к планете от космических аппаратов были отделены спускаемые аппараты, совершившие мягкую посадку 21.12.1978 («Венера-12») и 25.12.1978 («Венера-11») на расстоянии 800 км один от другого. После отделения спускаемых аппаратов космические аппараты были переведены на пролетные траектории и стали обращаться вокруг Солнца. Для передачи научной информации была реализована баллистическая схема, обеспечившая требуемое пространственное взаимное положение космических и спускаемых аппаратов. Информация, полученная каждым спускаемым аппаратом, передавалась на свой космический аппарат, затем ретранслировалась на Землю. Спускаемый аппарат вошел в атмосферу планеты под углом ~20°. После аэродинамического торможения осуществлялся спуск на парашюте в течение 10 мин (для проведения исследования облачного слоя), затем был сброшен парашют и осуществлен быстрый спуск на поверхность. Спускаемый аппарат оснащен комплексом научной аппаратуры: масс- спектрометром и газовым хроматографом для проведения тонкого химического анализа атмосферы, нефелометром и рентгенофлюоресцентным анализатором для определения химического состава аэрозолей, измерителем характеристик солнечного излучения, измерителем электрической активности в атмосфере, датчиками давления и температуры, акселерометрами для измерения перегрузок.

На космических аппаратах «Венера-11» и «Венера-12» наряду с советской аппаратурой для исследования корпускулярного, гамма- и рентгеновского излучения Солнца и Галактики была установлена также французская аппаратура для проведения экспериментов по изучению характера солнечного ветра, гамма-излучения Солнца, гамма-всплесков космического происхождения, регистрации дискретных источников гамма-излучения с высокой разрешающей способностью путем совместной работы с искусственным спутником Земли «Прогноз-7», имеющим аналогичную аппаратуру. Научная аппаратура на космическом аппарате «Венера-11» и «Венера-12» проводила регистрацию данных на трассе полета Земля — Венера и после пролета планеты Венера.
Космические аппараты «Венера-13» и «Венера-14» выведены на орбиту соответственно 30.10.1981 и 4.11.1981. По конструкции и назначению аналогичны аппаратам «Венера-11» и «Венера-12». В программу полета входят также исследования характеристик солнечного ветра, космических лучей и межпланетной плазмы. На аппарате наряду с советской научной аппаратурой установлены приборы, созданные во Франции и Австрии. Спускаемые аппараты космических аппаратов «Венера-13» и «Венера-14» по конструкции аналогичны «Венере-9» и «Венере-10»; их масса составляет 4363 и 4363,5 кг соответственно. Масса спускаемого аппарата с теплозащитным кожухом 1645 кг, масса посадочного аппарата 760 кг. В полете были проведены 2 коррекции. Мягкая посадка на Венеру совершена 1 и 5 марта 1982 года соответственно. Аппараты после отделения спускаемых аппаратов переведены на пролетную траекторию и вышли на гелиоцентрическую орбиту. На спускаемом аппарате установлена аппаратура, аналогичная аппаратуре «Венера-9» и «Венера-10». Дополнительно (в отличие от аппаратов «Венера-9» и «Венера-10») получены цветные панорамы места посадки, а с помощью грунтозаборного устройства взяты пробы грунта внутрь спускаемого аппарата и проведен его химический анализ.

Космические аппараты «Венера-15» и «Венера-16» выведены на орбиту 2 и 7 июня 1983 года. Их масса 5250 и 5300 кг соответственно. Предназначены для исследования Венеры с орбиты искусственного спутника Венеры. Выведены на эту орбиту 10 и 14 октября 1983 года. Запуски осуществлялись ракетой-носителем «Молния» («Венера-1» — «Венера-8»), ракетой-носителем «Протон» с дополнительной 4-й ступенью («Венера-9» — «Венера-16»).

Человека всегда манили холодные дали космоса... Они поражают своей мрачной загадочностью. Наверное, от огромного желания прикоснуться к неизвестному, люди придумали летательные аппараты.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Малые космические аппараты

Космический аппарат «Кассини»

Первые спутники

Для совершения межпланетных странствий в свое время понадобилось создание мощных, современных и прочных машин, которые могли бы преодолеть не только силу притяжения нашей планеты, но и различные неблагоприятные условия окружающей среды межпланетного пространства. Для преодоления силы притяжения нашей планеты летательному аппарату требуется скорость свыше одиннадцати километров в секунду. Преодолевая силы притяжения Земли, действующие на него в полете, аппарат выходит в открытый космос — межпланетное пространство.

Но здесь космос только начинается. Далее нужно преодолеть силу притяжения Солнца и выйти из-под его «власти», для этого понадобится средняя скорость движения свыше шестнадцати километров в секунду. Так летательный аппарат выходит из зоны влияния Солнца и попадает в межзвездное пространство. Однако и это не предел, ибо размеры космоса безграничны, как безграничны размеры человеческого сознания. Чтобы продвинутся дальше, а именно выйти в межгалактическое пространство, нужно развить скорость свыше пятисот километров в секунду.

Первым спутником нашей планеты стал «Спутник-1», запущенный Советским Союзом с целью изучения космического пространства вокруг Земли. Это был прорыв в сфере изучения космоса. Благодаря запуску первого спутника была подробно изучена собственная атмосфера Земли, а так же окружающее ее космическое пространство. Самым быстрым и самым далеким космическим аппаратом по отношению к нашей планете на сегодняшний день является спутник «Вояджер-1». Он исследует Солнечную систему и ее окрестности уже сорок лет. За эти сорок лет были собраны бесценные данные, которые могут послужить хорошим плацдармом для научных открытий будущего.

Одним из приоритетных направлений науки в сфере изучения космоса является исследование Марса. Что касается полета на эту планету, то пока такая идея остается лишь на бумаге, хотя работы в ее направлении ведутся. Путем проб и ошибок, анализа отказов космических летательных аппаратов ученые пытаются найти максимально комфортный вариант полета на Марс. Еще очень важно, чтобы внутри корабля для экипажа были созданы самые безопасные условия. Одной из главных проблем сегодня является электризация космического корабля во время высоких скоростных режимов, что создает опасность возгорания. Но все равно, даже несмотря на это, жажда человека к познанию космоса неугасаема. Об этом говорит огромный список межпланетных путешествий, осуществленных на сегодняшний день.

Запуски космических аппаратов в 2017 году

Список запусков космических аппаратов в 2017-м году весьма велик. Лидером в списке запусков космических аппаратов,конечно, является Америка, как флагман научных исследований в области изучения космоса, однако и другие страны так же не отстают. И статистика запусков положительна, за весь 2017-й год неудачных запусков было всего лишь три.

Исследование Луны космическими аппаратами

Конечно же, самым привлекательным объектом исследований человека всегда была Луна. В 1969 году человек впервые ступил на поверхность Луны. Ученые, которые занимались изучением планеты Меркурий, утверждают, что Луна и Меркурий похожи по физическим характеристикам. Снимок, сделанный космическим аппаратом с орбиты Сатурна, показывает, что Луна выглядит как светлая точка посреди безграничного мрака космоса.

Космические аппараты России

Большая часть нынешних космических аппаратов России — это советские летательные аппараты многоразового использования, которые были запущены в космос еще во времена СССР. Однако и современные летательные аппараты в России также добиваются успеха в исследования космического пространства. Российские ученые планируют множество полетов к поверхности Луны, Марса и Юпитера. Наибольший вклад в изучение Венеры, Луны и Марса совершили советские научно-исследовательские станции с одноименными названиями. Ими совершено великое множество полетов, результатами которых стали бесценные фото и видеоматериалы, замеры температуры, давления, изучение атмосферы этих планет и т д.

Классификация космических аппаратов

По принципу работы и специализации космические аппараты делятся на:

  • искусственные спутники планет;
  • космические станции для межпланетных исследований;
  • планетоходы;
  • космические корабли;
  • орбитальные станции.

Спутники земли, орбитальные станции и космические корабли предназначены для исследований Земли и планет солнечной системы. Космические станции предназначены для исследований за пределами Солнечной системы.

Спускаемый аппарат космического корабля «Союз»

«Союз» — это пилотируемый космический корабль с научной аппаратурой на борту, бортовой аппаратурой, возможностью связи между космическим аппаратом и землей, наличием энергопреобразующей аппаратуры, телеметрической системой, системой ориентации и стабилизации и многими другими системами и приборами для проведения научно-исследовательской работы и жизнеобеспечения экипажа. Спускаемый аппарат корабля «Союз» имеет внушительный вес — от 2800 до 2900 кг в зависимости от марки корабля. Один из минусов корабля — высокая вероятность выхода из строя радиосвязи и нераскрытые панели солнечных батарей. Но это исправили в более поздних версиях корабля.

История космических аппаратов серии «Ресурс-Ф»

История серии «Ресурса» берет свое началов 1979 году. Это серия космических аппаратов для ведения фото и видео съемки в космическом пространстве, а также для картографических исследований поверхности Земли. Информация, получаемая с помощью космических аппаратов серии «Ресурс-Ф», применяется в картографии, геодезии, а также для контроля сейсмической активности коры Земли.

Малые космические аппараты

Искусственные спутники, имеющие небольшие размеры, рассчитаны на решение простейших задач. О том, как они используются и какую роль играют в изучении космоса и поверхности земли известно немало. В основном их задача — мониторинг и исследования поверхности Земли. Классификация малых спутников зависит от их массы. Разделяют:

  • миниспутники;
  • микроспутники;
  • наноспутники;
  • пикоспутники;
  • фемтоспутники.

В зависимости от размера и массы спутника определяется его задача, но так или иначе все спутники данной серии исполняют задачи по исследованиям поверхности Земли.

Электроракетный двигатель для космических аппаратов

Суть работы электродвигателя в преобразовании электрической энергии в кинетическую. Электроракетные двигатели делятся на: электростатические, электротермические, электромагнитные, магнитодинамические, импульсные, ионные. Ядерный электродвигатель открывает возможности полета к далеким звездам и планетам за счет своей мощности. Двигательная установка преобразует энергию в механическую, что позволяет развить скорость, необходимую для преодоления силы земного притяжения.

Проектирование космических аппаратов

Разработка систем космических аппаратов зависит от задач, которые на эти аппараты возлагаются. Их деятельность может охватывать весьма разные сферы деятельности — от научно-исследовательских до метеорологических и военно-разведывательных. Проектирование и снабжение аппаратов определенными системами и функциями происходит в зависимости от поставленных перед ними задач.

Космический аппарат «Кассини»

На весь мир известны имена этих разведчиков тайн Вселенной — «Юнона», «Метеор», «Розетта», Галилео«, «Феникс», «Пионер», «Юбилейный», "Dawn"(Доун), " Акацуки«, «Вояджер», «Магеллан», «Асе», «Тундра», «Буран», «Русь», «Улисс», "Нивелир-ЗУ«(14ф150), «Genesis», «Викинг», «Вега», «Луна-2», «Луна-3», «Soho», «Меридиан», «Стардаст», «Джемини-12», «Спектр-РГ» , «Горизонт», «Федерация», серия аппаратов «Ресурс-П» и многие другие, список можно продолжать бесконечно. Благодаря собранной ими информации, мы можем открывать все новые и новые горизонты.

Не менее качественный и уникальный космический аппарат «Cassini» был запущен в далеком 1997-ом году и двадцать лет служил на благо человечества. Его прерогатива — изучение далекого и загадочного «властелина колец» нашей Солнечной системы — Сатурна. В сентябре этого года аппарат завершил свою почетную миссию путеводной звезды человечества и, как и положено падающей звезде, сгорел в полете дотла, не коснувшись родной Земли.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.