По степени формализации процедуры метод наблюдения. Метод наблюдения в социологических исследованиях

Социологическое наблюдение, поскольку оно связано с прямым, непосредственным восприятием события, имеет много общего с обыденным наблюдением, с тем, как человек в повседневной жизни воспринимает явления, события окружающего его мира. В то же время социологическое наблюдение является разновидностью научного наблюдения, которое отличается от обыденного направленностью на достижение определенной цели (преднамеренное получение специфической информации), а также систематичностью, наличием элементов контроля, разработанной процедурой регистрации данных.

В социологии под наблюдением понимается метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного, систематического, направленного восприятия и прямой регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования событий. Основное назначение метода – получить информацию, доступную для восприятия наблюдателя, значимую для целей и задач исследования, и зарегистрировать ее.

Наблюдение можно использовать на этапе разработки программы исследования как основной метод сбора информации для изучения многих сфер жизнедеятельности людей в обществе. Чаще всего наблюдение в социологии применяется тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами (например, при изучении поведения людей на митингах или во время массовых зрелищ – футбольного матча, выступления рок-группы, экстремальной ситуации – пожара и т.д.). Кроме того, наблюдение применяют при исследовании поведения людей в привычных, часто повторяющихся ситуациях (поездка на работу, осуществление покупок в магазинах и т.п.), а также для получения информации о так называемых закрытых группах (преступных сообществах, группах "риска" – наркоманах, проститутках и др.).

Вместе с тем имеются и ограничения в применении данного метода. Наблюдаются только те события, которые происходят в период исследования. Прошлые события могут изучаться, если они зафиксированы с помощью средств фото-, видео- и звукозаписи. Локальность наблюдаемых событий ограничивает возможности исследователя делать широкие, обобщающие выводы.

Программа наблюдения включает основные структурные элементы программы социологического исследования. Ведущая задача при составлении программы – опирающаяся на общую концепцию исследования классификация фактов, которые составляют наблюдаемую ситуацию.

Объект наблюдения – социальная общность, коллектив, группа, индивид, их состояние, действия.

Предмет наблюдения – признаки, свойства, факторы состояния, действий наблюдаемого объекта.

Наблюдаемая ситуация – комплекс условий, факторов, при наличии которых объект подлежит наблюдению (эмпирически представляет собой проблемную ситуацию).

Единицы наблюдения – акты действий объекта наблюдения (собрание, выступление на нем).

Категории наблюдения представляют собой регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки наблюдаемого объекта. Они могут быть описательными и оценочными.

Для регистрации признаков наблюдения используется специальный методический документ – карточка наблюдателя. Для того чтобы наблюдение достигло намеченных целей, необходимо разработать программу, план его осуществления. В программе должны быть определены следующие основные моменты наблюдения :

  • 1. Цель и задачи. Цель задает направленность наблюдения. В зависимости от цели исследования задачами наблюдения могут быть предварительная ориентировка на объект наблюдения (состав наблюдаемой совокупности, группы, специфика их деятельности, особенности социальной ситуации и т.п.), получение нужной для исследователя информации, выдвижение предварительных гипотез и их проверка и др.
  • 2. Объект и предмет наблюдения.
  • 3. Способ (вид) наблюдения.
  • 4. Способы регистрации наблюдаемого объекта, его действий и изменений. Результаты наблюдения могут быть зарегистрированы в специально разработанных карточках и протоколах наблюдений, блокнотах, в звуко- и видеозаписях, кино- и фотодокументах.
  • 5. Контроль наблюдения.
  • 6. Обработка и интерпретация полученной информации. Они могут осуществляться как традиционными методами (логическим обобщением полученных эмпирических данных, формулированием выводов и т.п.), так и методами обработки массивов полученной информации с помощью компьютера. Во втором случае необходимо применение стандартизированных карточек регистрации наблюдений.
  • 7. Отчет о результатах наблюдения. Он должен содержать документацию об объекте, предмете, времени, месте и обстоятельствах проведенного наблюдения, информацию о виде наблюдения и роли наблюдателя, характеристику цели и задачи наблюдения, рекомендации по практической реализации полученной в процессе наблюдения социологической информации.

В плане организации и проведения социологического наблюдения определяются его сроки и этапы, виды отчетности и сроки ее представления заинтересованным лицам, организациям.

Для систематизации видов наблюдения используются различные основания.

По степени формализованности различают нестандартизированное (неструктурированное) и стандартизированное (структурированное) наблюдение.

Стандартизированное (структурированное) наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации в исследовании и как способ проверки данных, полученных другими методами или в результате их дополнения. Разумеется, проведение такого наблюдения возможно лишь тогда, когда есть достаточная информация об изучаемом объекте, предварительно стандартизированы категории, применяемые в процессе наблюдения, определены и отражены в разработанном инструментарии исследования подлежащие наблюдению факторы.

По степени участия наблюдателя в ситуации наблюдения выделяют невключенное (внешнее) и включенное наблюдение.

При невключенном наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта, является внешним наблюдателем. Он не включается в ход событий, не участвует в них, не задает вопросов наблюдаемым индивидам; он как бы отстранен от них, только регистрирует происходящее с позиций цели и задач исследования.

При включенном наблюдении наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемую ситуацию (процесс), находится в прямом контакте с исследуемыми индивидами, их группами и участвует вместе с ними в определенной сфере деятельности. Так, американский социолог У. Уайт, для того чтобы изучить процесс возникновения рэкета и формирования преступных шаек молодежи в квартале, населенном выходцами из Италии, прожил среди них три с половиной года, став полноправным членом группы, полностью разделяя их образ жизни.

По условиям организации наблюдение делят на полевое и лабораторное.

Регулярность проведения позволяет выделить систематическое и несистематическое наблюдение.

В зависимости от целей и задач осуществляемого социологического наблюдения положения и роли наблюдателя в изучаемой ситуации, по степени формализации исследовательской процедуры, условиям ее организации выделяется несколько видов наблюдения. Основные из них сводятся к следующему.

1) Нестандартизированное (неструктурализованное) наблюдение - это такой способ изучения социальных явлений и процессов, при котором определен только объект наблюдения, но исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса, события, ситуации и т.п. он будет наблюдать. Этот вид наблюдения чаще всего применяется на начальной стадии социологического исследования с целью определения проблемной ситуации.

2) Стандартизированное (структурализованное) наблюдение - такой способ сбора эмпирической социологической информации, при котором заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса, которые имеют наиболее существенное значение для достижения намеченных целей и решения задач, стоящих перед исследователем (исследовательским коллективом). Оно может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их. Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования и предварительной стандартизации категорий, применяемых в процессе наблюдения, определения подлежащих наблюдению факторов и отражения их в виде таблиц, протоколов, карточек, технических средств, применяемых в процессе осуществления социологического наблюдения. Только соблюдение всех этих условий делает стандартизированное наблюдение контролируемым и результативным.

3) Не включенное (внешнее) наблюдение - это такой способ социологического исследования, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта, изучает его как бы со стороны. Наблюдатель в таком случае не включается в ход событий, не участвует в них, не задает вопросов наблюдаемым индивидам, как бы отстранен от них, просто регистрируя происходящее под углом зрения целей и задач исследования. Оно применяется для описания социальной ситуации, в условиях которой происходят интересующие наблюдателя события.

4) Включенное наблюдение - это такой способ социологического исследования, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, находится в прямом контакте с изучаемыми индивидами и группами и участвует вместе с ними в определенной сфере деятельности.

В зависимости от места и роли наблюдателя различаются четыре типа включенных наблюдений. Первый из них - полное включение, когда наблюдение производится скрытно, изнутри исследуемой группы или общности, а истинное лицо и цели наблюдателя неизвестны наблюдаемым личностям. При полном включении социолог действует в исследуемой общности в качестве ее активного члена, а остальные ее члены не подозревают, что в их среде находится исследователь. Примером такого полного включения может служить деятельность одного из сотрудников Института социологии Национальной Академии наук Беларуси в качестве рабочего одного из цехов Минского мотовелозавода. В течение полугодовой работы он сумел обстоятельно изучить отношение рабочих, служащих и специалистов к труду, заработной плате, руководящему составу предприятия и происходящим в стране социально-экономическим и политическим изменениям.

Вторым типом включенного наблюдения исследователя, при которой последний не скрывает своей роли, является наблюдатель жизни определенного коллектива в различных ситуациях. Именно таким образом ведет себя заводской социолог, который является членом того же предприятия, что и изучаемый им производственный коллектив цеха или участка, смены и т.п. В таком случае наблюдаемый коллектив довольно быстро адаптируется к присутствию наблюдателя и при положительном отношении к целям исследования начинает активно помогать ему в сборе интересующего исследователей эмпирического материала. В данном случае позиция исследователя может быть охарактеризована как "участник-наблюдатель".

Третий тип включенного наблюдения характеризуется положением и ролью исследователя в качестве "наблюдателя-участника". В таком случае контакт наблюдателя с членами коллектива минимален, исследователь не скрывает своих целей, но осуществляемое им наблюдение носит более формальный характер. Примерами такого наблюдения могут служить осуществляемые на предприятиях хронометражи затрат рабочего времени или определение роли освещенности, запыленности цеха на производительность труда работающих.

Четвертый тип включенного наблюдения характеризуется позицией исследователя как полного наблюдателя. В этой ситуации исследователь выполняет функции наблюдателя, не взаимодействуя с участниками наблюдаемой ситуации. Он выполняет свою роль образом, очень сходным с не включенным наблюдением.

5) Полевое наблюдение отличается тем, что проводится в реальной жизненной ситуации, в естественной обстановке, в непосредственном контакте исследователя с изучаемым объектом. Большинство стандартизированных, не стандартизированных, включенных наблюдений проводится именно в форме полевого наблюдения.

6) Лабораторное наблюдение - такой тип сбора эмпирической социологической информации, который осуществляется в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователями условиях. При проведении такого наблюдения социологи довольно четко используют различные технические средства для фиксации поведения группы в измененных условиях и ситуациях, в которых осуществляются действия специально подобранных для лабораторного исследования участников.

7) Систематическое наблюдение - такой тип исследования, который проводится по четко определенному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков, ситуаций, процессов и действий. Оно позволяет выявить динамику изучаемых процессов и событий. Таковым, например, является изучение поведения людей на протяжении месяца или года (с определенным интервалом) при перемещении их на работу (с целью установления желательной ритмики движения транспорта) или у обменных пунктов (для определения реагирования населения на изменение курса валют).

8) Эпизодическое наблюдение - это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.

9) Случайное наблюдение - это социологическое исследование, при котором единицы и сроки наблюдения заранее не предусматриваются, а исследователь наблюдает и фиксирует интересные, заслуживающие внимания, с его точки зрения, факты и события социальной жизни. Такое наблюдение возникает и в таком случае, когда социолог при проведении систематического наблюдения сталкивается и интересным фактом или событием, имеющим непосредственное отношение к изучаемому объекту, но не предусмотренным заранее исследовательским проектом. Например, при изучении влияния заработной платы на отношение людей к труду может обнаружиться и влияние содержания досуга на трудовую деятельность, тогда социологу полезно понаблюдать, каким образом такое влияние осуществляется.

10) Одномоментное наблюдение - такое наблюдение, в котором фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое социологом не включенное наблюдение за митингом определенной политической партии или движения.

11) Панельное наблюдение - это процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, имеющее целью выявить происходящие в нем изменения.

12) Контролируемое наблюдение осуществляется целенаправленно по заранее подготовленной программе, с применением стандартизированных планов и документации для получения достоверной информации об изучаемом объекте и проверки гипотез. Контроль организуется путем увеличения количества наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений, а также через интенсификацию процесса - проведением оргии наблюдений за одним и тем же объектом.

13) Неконтролируемое наблюдение осуществляется наблюдателем при изучении им реальных жизненных ситуаций без строгого плана и применения заранее подготовленной документации .

Таким образом, выделили несколько основных видов наблюдения в социологии, которые можно классифицировать по различным основаниям:

1.В зависимости от элементов контроля

Контролируемое

Неконтролируемое

2.В зависимости от положения наблюдателя относительно объекта наблюдения

Включенное

Не включенное

3.По степени формализованности

Нестандартизованное

Стандартизованное

4.По условиям организации наблюдения

Полевое

Лабораторное

5.По времени проведения наблюдения

Систематическое

Эпизодическое

Случайное

Одномоментное

Панельное.

Каждый из перечисленных видов может сочетаться с одним или несколькими другими, эти сочетания разновидностей продумываются исследователем для каждого конкретного исследования в зависимости от его целей и задач.

1. Выбрать исследовательский вопрос, сформулировать цели, задачи, гипотезы, подлежащие верификации. Далее поиск завершенных исследований, в которых имеются данные, адекватные новым задачам, которые не подвергались соответствующему анализу в первичном исследовании.

2. Расширение и углубление информационного поля на базе использования первичной социологической информации. Упорядочение данных, редактирование данных, представление просмотренного материала данных в форме таблиц.

3. Обоснование выборки исследования вторичного анализа.

4. Сопоставимость результатов вторичного анализа с результатами, полученными ранее в исследовании (верификация ). Верификации подвергаются не только выводы, но и методы получения результатов, так как они отвечают за точность проведенного исследования.

5. Кодирование данных – преобразование исходных данных и их дополнительная статистическая обработка в соответствии с требованиями иных, чем у исходного исследования, познавательных, целевых и методологических установок методами математических операций; проведение классификации (ранжирования, группировки), типологизаци, статистического анализа (дисперсионного, факторного, кластерного, детерминантного).

7. Анализ и обобщение данных осуществляется методами ручной, компьютерной обработки. Для обработки используются как описательные, так и аналитические методы.

3.4. Метод наблюдения

В социологических исследованиях наблюдение – это направленное, систематическое, непосредственное, визуальное восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования социальных явлений (процессов), подвергающихся контролю и проверке. Метод наблюдения может быть использован для сбора как качественных, так и количественных данных.

Научное социологическое наблюдение, в отличие от обыденного наблюдения, должно обладать следующими чертами : а) направленностью на достижение определенной цели; научное наблюдение подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам; б) планомерностью – планируется по заранее обдуманной процедуре; в) систематичностью – все данные наблюдения фиксируются в протоколах, дневниках, карточках; г) наличием элементов контроля – информация, полученная путём наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Особенности социологического наблюдения: одновременность события и его наблюдения; связь наблюдателя с объектом наблюдения. Социолог, наблюдая общество (социальные процессы), является одновременно частью этого общества. Это накладывает отпечаток на его восприятие социальной действительности и на интерпретацию. Восприятие наблюдателя подвержено влиянию множества факторов: мировоззрение исследователя, его профессионализм, объективность, личные качества; эмоциональное восприятие социального явления наблюдателем может влиять на результаты исследования, и искажать данные.

Достоинства: способствует получению ценных сведений о непосредственно протекаемом событии и поведении людей; позволяет фиксировать изменения социального объекта или появление нового события; наблюдатель имеет возможность вникнуть в смысл и логику события, ситуации, а значит и в поведение людей; гибкость метода.

Ограничения: локальность наблюдаемых явлений, сложность, а иногда и невозможность проведения повторного наблюдения; субъективность, искажение, ошибки наблюдателя в оценках ситуации из-за влияния эмоционального состояния, отношения наблюдателя к наблюдаемому объекту, социокультурной дистанции; субъективизм исследователя, трудоемкость процедуры; ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения людей.

Области применения: на подготовительном этапе любого исследования, где цель состоит в предварительном ознакомлении с проблемой и кругом задач; в монографическом, качественном исследовании, когда не предъявляется требование репрезентативности; в исследовании описанного плана, для проверки, предположений об объекте.

При использовании методологии количественного подхода наблюдение как метод сбора первичных данных либо наводит на гипотезы и служит основой для массового обследования, либо применяется на заключительной стадии массовых обследований для уточнения и интерпретации основных выводов.

Вкачественном исследовании метод наблюдения выступает основным инструментом регистрации и интерпретации данных. В этой стратегии наблюдатель активно включается в ход изучаемых событий, вступает во взаимодействие с наблюдаемыми. Наблюдение является здесь исследовательской методологией.

Виды наблюдения. Наблюдение можно классифицировать по различным основаниям.

По степени формализации наблюдения бывают структурированные и неструктурированные. Структурированное наблюдение – такой вид, при котором исследователь располагает достаточной информацией об объекте исследования и заранее определяет значимые элементы изучаемой ситуации, составляет подробный бланк для фиксации результатов наблюдения, инструкции по его заполнению. Неструктурированное наблюдение – вид сбора информации, при котором элементы процесса, подлежащего изучению, заранее не определяются. Применяется при отсутствии четких гипотез и детального плана действия наблюдателя.

По упорядоченности различают:случайное и систематическое.Случайное наблюдение – наблюдение заранее незапланированного явления, события. Систематическое наблюдение – вид наблюдения, которое проводят регулярно в течение определенного периода.

По условиям организации: полевое и лабораторное. Полевое наблюдение – вид сбора информации, осуществляемый в естественных для наблюдаемых условиях, в реальной жизненной ситуации. Лабораторное наблюдение – вид сбора социологической информации, осуществляемый в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователем условиях.

В зависимости от положения наблюдателя : включенное и невключенное. Включенное (участвующее) наблюдение – наблюдение, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с изучаемыми индивидами и группами и участвует вместе с ними в определенной сфере деятельности.

Различают следующие типы включения наблюдателя: 1) полный участник (цели и статус исследователя остаются тайной для и всех остальных, поэтому эту ситуацию нередко называют ситуацией скрытого наблюдения); 2) участник как наблюдатель (характеризуется включенностью наблюдателя в группу, однако подразумевается, что всем участникам ясна его роль как исследователя.); 3) наблюдатель как участник (означает, что наблюдатель – прежде всего, исследователь и, взаимодействуя с участниками социального процесса, не претендует быть действительным его участником; 4) полный наблюдатель (исследователь выполняет лишь функцию наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, оставаясь вне их поля зрения. Здесь возможна ситуация с использованием скрытой камеры либо социально-психологический эксперимент со скрытым наблюдателем.

Одна из модификаций включенного наблюдения – так называемое стимулирующее или «наблюдающее участие» в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, чтобы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуации «непросматриваемые».

Преимущества включенного наблюдения: оно позволяет рассматривать исследуемое явление как бы изнутри, дает наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогает лучше понять поступки людей. Но есть и принципиальная ограниченность метода. Логика обстоятельств зачастую побуждает наблюдателя смотреть на происходящее глазами его очевидцев, в результате чего возникает опасность утраты наблюдателем активного, объективного подхода к изучаемому процессу. Длительное погружение в жизнь изучаемого объекта формирует привязанности, симпатии и антипатии, что ведет к субъективизму наблюдателя, неосознанной фильтрации событий, и т. д. Возникают и некоторые этические моменты.

Невключенное наблюдение – такой вид, когда наблюдатель находится вне изучаемого общества и со стороны изучает происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов, – просто идет регистрация происходящих событий.

Прежде чем приступить к непосредственному наблюдению исследователь должен предварительно изучить объект и ситуацию, сформулировать общую концепцию процесса наблюдения.

Объект наблюдения : отдельные индивиды, различные общности, группа, коллектив, способы их деятельности. Предмет наблюдения : признаки, свойства, факторы деятельности наблюдаемого объекта, отдельные ситуации, в которых оказываются изучаемые индивиды и социальные общности.

Наблюдаемые ситуации : комплекс внешних условий, при наличии которых объект подлежит наблюдению. Важным качеством наблюдаемой ситуации является то, что она эмпирически представляет проблемную ситуацию исследования.

Единицы наблюдения : доступные, простые или сложные, акты действий объекта наблюдения (этап происходящих с объектом изменений).

Категории наблюдения : регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки объекта. В стандартизированных наблюдениях они выражаются определенными показателями. Категории наблюдения могут быть описательными и оценочными. Признаки наблюдения отражают особенно значимые стороны объекта. Каждый признак характеризует особенности проблемной ситуации, выражает количественно-качественную характеристику объекта. Выделение наблюдаемых ситуаций, единиц, категорий наблюдения составляет содержание процедуры операционализации понятий в этом методе.

Этапы наблюдения : установление объекта и предмета наблюдения; определение его целей и задач; получение соответствующих решений, установление контактов; выбор способа и вида наблюдения, определение основных процедур; подготовка технических средств и документов; сбор информации (непосредственное наблюдение), накопление информации; фиксация результатов; контроль наблюдения другими социологическими данными; отчет о наблюдении.

Существенное значение имеет четкая и правильная регистрация наблюдаемых явлений и процессов. Основное требование к фиксации данных состоит в том, чтобы запись велась на месте наблюдения и в момент совершения наблюдаемого события.

Инструментарием метода являются:

· дневник наблюдения – методический документ, где в закодированной или общепонятной форме записываются а) ход наблюдения; б) результаты наблюдения; в) действия наблюдателя; г) оценка инструментария и процедур; д) реакция наблюдаемых и др.;

· карточка наблюдателя , методический документ, предназначенный для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде;

· протокол наблюдения – методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий методические сведения о процедуре наблюдения;

· аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения.

Верификацию данных наблюдения осуществляют с помощью контроля полученных результатов другими наблюдателями (по возможности наблюдение ведется одновременно несколькими наблюдателями); контроля другими методами сбора информации (опроса, анализа документов и др.); обращения к повторному наблюдению.

Применение метода наблюдения предъявляет высокие требования к личности наблюдателя. Большое значение имеет уровень его профессиональной компетентности, умение входить в контакт с наблюдаемыми индивидами и группами, внимательность, умение контролировать свои действия и др. Обязательна подготовка лиц, которые будут осуществлять наблюдение: проводить подробный инструктаж: по каким критериям будет производиться отбор событий, что и как фиксировать, проводить специальные тренинги.

3.5. Социальный эксперимент

Социальный эксперимент – это метод сбора информации об изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него заданных и контролируемых факторов (переменных).

Первоначально эксперимент использовался в естествознании. Впервые идею о возможности использования эксперимента в изучении общества высказывал П. Лаплас (1749-1827). О. Конт (1798-1857) считал его одним из основных методов изучения общества. Только в 20-х гг. ХХ в. социальный эксперимент получил широкое распространение.

Основное назначение эксперимента в социологических исследованиях: выявление информации о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями, их свойствами, в достижении нового, более точного знания о закономерностях, тенденциях социальных процессов; на его основе дают объяснение связей, отношений, процессов; предполагает использование ряда других методов (наблюдения, опроса, анализа документов). Социальный эксперимент используют в исследовательских целях (проверка научной гипотезы) и в достижении эффекта в практически-преобразовательной деятельности.

Основными признаками социального эксперимента являются: активное вмешательство исследователя в систему изучаемых явлений; планомерное введение относительно изолированного экспериментального фактора, его вариация, возможная комбинация с другими факторами; планомерный контроль за всеми существенными детерминирующими факторами; эффекты изменения зависимых переменных должны быть измерены и однозначно сведены к влиянию независимых переменных (экспериментального фактора).

Требования к проведению эксперимента: соответствие решаемых задач критериям социального прогресса, правовым и нравственным нормам; ограничение степени риска; четкая ориентация на гипотезы исследования; сохранение нормального функционирования и развития объекта; не все аспекты жизни людей в тех или иных социальных ситуациях могут быть подвергнуты экспериментальным действиям.

Особенности эксперимента: а) зависимость от действия экспериментального фактора; б) зависимость от установок экспериментатора; в) экспериментальная ситуация находится под контролем; г) зависимость не только от экспериментального, но и от других факторов, в том числе и от реакций участников.

Достоинства: а) есть возможность установить причинную связь между отдельными фактами и дать не только описание, но и объяснение; б) полученная информация носит конкретный характер; в) возможность воспроизвести эксперимент; г) результаты могут быть перенесены в практику; д) участники эксперимента могут оказать помощь в организации процедур эксперимента, в выявлении возникших изменений.

Ограничения: а) экспериментальный фактор может нарушить естественные связи как внутри, так и вне объекта, а также вывести его из нормального состояния; б) субъективизм восприятия, неверные методологические установки могут привести к искажению сущности происходящего; в) несущественные факторы могут быть истолкованы как причины; г) искусственный характер экспериментальной ситуации снижает возможности для обобщения выводов; д) эффект «исключительности» участников может оказаться решающим фактором в результатах эксперимента.

Виды социального эксперимента. Существует большое разнообразие социальных экспериментов.

В зависимости от объекта и предмета исследования: экономические, педагогические, социологические, психологические, правовые и др.

По характеру экспериментальной ситуации: полевые, лабораторные, контролируемые, неконтролируемые.

По характеру ситуации: реальный (натуральный) – предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий; мысленный – это манипулирование с информацией о реальных объектах без вмешательства в действительный ход событий (на математической модели эксперименты «экс-постфактум»).

По характеру логической структуры доказательства гипотез: различают параллельный и последовательный эксперименты. В параллельном эксперименте выделяют две группы: экспериментальную, которая подвергается воздействию определенных условий (факторов) и контрольную, которая не подлежит данному воздействию.

По специфике используемых факторов (независимых переменных): однофакторные и многофакторные.

По характеру задач эксперименты делятся на научно-исследовательские , направленные на достижение нового знания, в котором проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного характера, не нашедшие достаточного доказательства; научно-практические – направленные на внедрение новых социальных технологий, на достижение и испытание инноваций (новшеств).

Структура социального эксперимента может быть представлена следующим образом:

§ экспериментатор – это обычно исследователь или группа исследователей, которые разрабатывают и проводят эксперимент;

§ экспериментальный фактор (независимая переменная);

§ экспериментальная ситуация создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента;

§ экспериментальный объект.

Объектом эксперимента являются социальная группа, коллектив (участники эксперимента). Часто выделяют два вида объектов: экспериментальная и контрольная группы.

Экспериментальная группа – та, на которую оказывают воздействие экспериментальным фактором (независимой переменной). Помимо общего требования выбора объекта (репрезентативность в классе исследуемых объектов), к экспериментальной группе предъявляются требования относительной стабильности состава на период эксперимента, возможности вести систематическое контролируемое наблюдение. В ряде случаев требуется согласие группы на участие в эксперименте.

Контрольная группа идентична экспериментальной по заданным параметрам, но не испытывает воздействия экспериментальным фактором (независимой переменной). При наличии контрольной группы повышается чистота социального эксперимента в силу того, что воздействие побочных параметров в одинаковой степени вероятно как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Есть различные методы отбора экспериментальной и контрольной групп: случайный отбор, попарный отбор и др.

Переменные в эксперименте – это контролируемые и неконтролируемые факторы, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на состояние изучаемого объекта. Основными являются независимая и зависимая переменные.

Независимая переменная – это такой фактор, который будет оказывать влияние на экспериментальную группу. Эту переменную зачастую называют экспериментальным фактором. Он должен определяться в полном соответствии с программой исследования (гипотезами, которые выносятся на проверку), быть относительно самостоятельным, устойчивым, существенным, оказывающим влияние на состояние объекта, управляемым, контролируемым, поддаваться социологическим замерам.

Зависимая переменная – фактор, который изменяется под воздействием независимой переменной. Установление связи между этими переменными входит в предмет любого эксперимента.

Контроль предполагает наблюдение за объектом, точную регистрацию переменных и их состояний, регулирование процессами с целью поддержания заданных параметров состояния объекта. Это одна из ведущих процедур на всех этапах проведения эксперимента.

Этапы и процедуры социального эксперимента:

1. Подготовительный этап: формулировка проблемы, постановка целей, задач. Обоснование необходимости эксперимента: выделение и описание объекта, моделирование его действий в системе переменных; выделение независимой, зависимой, других переменных; выбор вида эксперимента, определение общих условий экспериментальной ситуации; выбор экспериментальных и контрольных групп; проектирование инструментария по сбору и регистрации информации.

2. Оперативный (экспериментальный) этап: инструктаж участников эксперимента (если их осведомление предусмотрено программой); замер переменных (пре-тест); введение экспериментального фактора (независимой переменной) и последующее управление его действием в соответствии с программой; наблюдение и контроль, регистрация переменных в протоколе, карточках, анкетах, тестах по экспериментальной и контрольной группах; измерение зависимых переменных (пост-тест).

3. Результирующий этап: сбор учетных документов, их проверка; перевод на машинные носители или ручная обработка; статистическая обработка; подтверждение или опровержение гипотез; выделение основных и побочных результатов эксперимента, выводы; оценка эффективности метода, выявление ошибок, новаций, сопоставление с данными, полученными другими методами; выработка рекомендаций; составление отчета.

Инструментарием экспериментального метода является протокол, дневник, карточка наблюдателя. Главным результирующим документом является протокол эксперимента, в котором должны быть отражены следующие сведения: 1) наименование темы эксперимента; 2) время и место его проведения; 3) формулировка проверяемой гипотезы; 4) содержание экспериментального фактора; 5) характеристика зависимых переменных и их индикаторов; 6) сущностное описание экспериментальной группы; 7) характеристика контрольной группы и принципов ее отбора; 8) описание экспериментальной ситуации; 9) характеристика условий эксперимента; 10) ход эксперимента, т. е. его обстановка: а) до введения экспериментального фактора; б) в процессе его ввода; в) после его введения; г) после окончания эксперимента; 11) оценка чистоты эксперимента и использованного инструментария; 12) заключение о достоверности гипотезы; 13) прочие выводы; 14) данные о составителях протокола и степени их согласия; 15) дата подписания протокола.


Раздел 4. Исследовательский потенциал некоторых менее
распространенных методов

4.1. Дневниковый метод

Дневниковый метод – это метод качественного исследования, который ориентирован на наблюдение за индивидом и его повседневной жизнью.

Дневник – определенным образом схематизированная форма занесения информации о повседневных практиках самим информантом.

Область применения: используется при изучении бюджетов времени; образа жизни; социальных сетей, при изучении массмедиа, изучение потребления и др.

Как отмечает К. Пламер, в настоящее время дневники как источник информации могут быть использованы следующим образом:

а) по просьбе исследователя индивиды ведут дневник каждодневных событий в течение короткого времени, например, недели или месяца. При этом предлагается короткая инструкция по заполнению такого дневника, где предусмотрены также личные комментарии заполняющего дневник;

б) аналогичный прием применяется в классических исследованиях бюджетов времени для описания типичного дня жизни;

в) третий тип дневниковых записей можно назвать дневниковым методом интервьюирования. Он применяется обычно для исследования сообществ, трудно поддающихся наблюдению. Поэтому им предлагается заполнять ежедневный дневник своей активности, при этом раскрывая характер такой активности по предложенной исследователями схеме.

В зависимости от целей исследования разрабатывается форма дневника (количество блоков можно варьировать) и подробная инструкция по его заполнению. Отбираются информанты методами качественной выборки, с ними проводится подробный инструктаж по заполнению дневника. Дневники должны заполняться в течение дня, в крайнем случае, вечером по памяти, в зависимости от разновидности дневника в течение определенного времени.

В приложении 6 приведен пример формы дневника и инструкции по его заполнению для сбора данных реальной аудитории программы «Вести-Кузбасс. Культура».

Достоинства: дневникиописывают события день за днем, а не пост-фактум. Это значит, что временной эффект не накладывает отпечатка на восприятие и описание событий; позволяет преодолеть фрагментарность метода анализа документов (не упускает из вида повседневные рутинные практики); может частично заменить участвующее наблюдение в тех группах, в которые трудно «проникнуть», трудно поддающиеся наблюдению события и процессы повседневной жизни; позволяет анализировать не только дискурсивные модели информанта, но и его практические действия, которые могут разниться с их дискурсивной интерпретацией.

Ограничения: многие уклоняются от ведения дневника; не достаточно аккуратно и своевременно записывают информацию в дневник; заполнение дневника ограничено во времени, из-за чего значимая информация может не попадать в дневник; может проявить себя субъективизм информанта; редко бывает самодостаточным (требует применения в комплексе с другими методами исследования).

4.2. Метод социального картографирования

Социальное картографирование – это метод преобразования социальных данных в картографическую форму и ее использование в научной и практической деятельности. Преобразованием назовем такую операцию, в результате которой одно картографическое изображение (исходная карта или картосхема) превращается в другое (производная карта или производная картосхема), в соответствии с целями конкретного социального исследования. Метод позволяет преобразовывать социальные данные в наглядную картографическую форму, т. е. создавать карты социальных явлений и процессов, протекающих в любой социально-территориальной общности.

Метод социального картографирования впервые был использован английским предпринимателем Чарльзом Бутом (в 80-е гг. XIX в.), который изучал условия жизни в Лондоне. По результатам социального обследования было установлено, что Лондон имеет концентрическую структуру. Ч. Бут ввёл в методологию социальных обследований технику картографирования: он раскрашивал лондонские кварталы в различные цвета в зависимости от дохода их жителей.

Ещё одним не менее интересным было исследование города Чикаго, проведённое Э. Берджессом (20-е гг. ХХ в.). Были составлены социальные карты Чикаго. Сначала это были карты распределения подростковой преступности, затем – кинотеатров, танцплощадок и т. п. Из совокупности собранных социальных карт стало ясно, что существует структура города и различные типы социальных проблем коррелируют друг с другом.

В настоящее время метод социального картографирования используется для изучения таких проблем как занятость и социальное благополучие населения, выявление критических зон рынка труда, преступность, миграция населения, соответствие социальной инфраструктуры запросам населения и др. Широкое использование этого метода в настоящее время связано с развитием информационных технологий.

К числу социальных карт могут быть отнесены карты, характеризующие: а) условия жизни населения; б) внутригородское расселение различных групп населения; в) реальное поведение населения; г) оценочные карты; д) карты миграционных потоков и др.

Метод картографирования применяется в социологических исследованиях на всех его этапах. На начальных этапах исследования социальные карты служат одним из источников выдвижения гипотез и теоретических новаций. Социальное картографирование может быть использовано на заключительном этапе как наглядное отображение результатов исследования. Карты, составленные на одну и ту же территорию через определенные промежутки времени, могут служить инструментом мониторинга социальных процессов.

Чаще всего социальное картографирование дополняется другими методами сбора информации (исходных данных): анализом документов, опросом. Оно применяется в социологических исследованиях, в которых одна из главных задач – выявление пространственной дифференциации определенных показателей. Карты наглядно показывают не только особенности территориальной организации того или иного явления, но и расположение различных объектов и сетей в пространстве. Карта дает возможность показывать то, что не учитывают обычные статистические методы обработки информации: территориальное соседство, сближенность и удаленность, согласованность или рассогласованность различных территориальных рисунков.

В качестве основы для составления новых картографических произведений используются карты и картосхемы. Карта – уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости, построенное в той или иной картографической проекции и масштабе по математическому закону. Картосхема – карта пониженной точности, обычно лишенная картографической сетки (приложение 8). Схематизм изображения обычно позволяет получить в наглядной форме общее представление о показанном на картосхеме явлении (событии) и подчеркнуть его существенные черты. Содержание картосхем строго ограничено элементами, важными для понимания ее сюжета.

Чтобы карты не были перегруженными, важным принципом моделирования является картографическая генерализация – это отбор главного, существенного и его целенаправленное обобщение с тем, чтобы изобразить на картах основные, типические черты и характерные особенности явления в соответствии с назначением, тематикой и масштабом карты. Генерализация проводится по нескольким направлениям. Прежде всего, обобщается легенда карты, устанавливаются цензы и нормативы отбора, обобщаются и укрупняются качественные и количественные характеристики объектов, упрощаются, схематизируются геометрические очертания, иногда приходится преувеличивать отдельные объекты, сдвигать их изображения и т. д. Легенда карты – свод условных знаков и пояснений к карте, раскрывающих её содержание.

Этапы социального картографирования.

1. Подготовительный этап:

Ü подготовка программы картографирования;

Ü постановка картографической задачи;

Ü определение круга источников исходной информации. Обеспечение её полноты, точности, адекватности, удобства;

Ü выбор картографической основы (исходной карты);

Ü выбор процедуры картографирования, картографических изображений и порядка выполнения работ.

2. Оперативный этап:

Ü сбор социальной информации и её статистическая обработка (обобщение, составление таблиц, матриц и т. д.);

Ü картографическая генерализация;

Ü выбор условных обозначений и способов изображения;

Ü разработка легенды карты;

Ü «карандашный» эскиз карты с легендой и заглавием.

3. Результирующий этап:

Ü окончательное оформление производных карт;

Ü интерпретация результатов исследования;

Исходной информацией могут служить документальные источники, выборочное обследование по тем или иным проблемам, статистические данные. Составление карт проводится в соответствии с целями и назначением карт. На характер преобразования оказывают влияние научно-методические принципы картографирования, выбор классификаций, логика картографических легенд, масштаб карты, система условных обозначений и способов картографического изображения, генерализация изображения. Всё это необходимо для адекватного отображения социальных процессов и явлений на картах.

Имеется много способов изображения социальной информации на исходной карте или картосхеме. От характера информации, доступной исследователю, во многом зависит вид карты. Особенно сказывается разница в локализации данных: относятся ли они к участкам территорий (ареалам) или к объектам, которые в масштабе карты принимаются за точки. От этого во многом зависит и способ картирования. Подчёркивается либо точечный характер явления, либо «растекание» его по площади. Тематические карты по способу картирования можно выделить два их основных вида:

1) карты символов , на которых основные сведения и для точек, и для ареалов передаются при помощи условных знаков (графических символов, применяемых на картах для обозначения различных объектов и их характеристик);

2) карты линий и контуров , показывающих взаимосвязь мест или ареалов.

Кратко рассмотрим основные способы картирования.

Карты символов. Графические средства, используемые в картографии, предоставляют большие возможности для проектирования и построения условных знаков и их различных систем. Для этого прибегают к дифференциации знаков по форме, цвету, интенсивности света и внутренней структуре (рисунку, штриховке). Основными способами картирования для карт символов являются способ локализованных значков, способ качественного и количественного фона, точечный способ.

Для отображения сведений, относящихся к точкам на карте, используютспособ локализованных значков, не выражающийся в масштабе карты. По своей форме значки могут быть абстрактными, буквенными и наглядными. Среди абстрактных значков наиболее употребительны геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники и др. Они просты для выполнения, хорошо опознаются по легенде, занимают относительно мало места, точно указывают местоположение объекта, легко сравнимы по величине. Количество элементарных фигур невелико, но число обозначений можно увеличить, используя для значков разные цвета и видоизменяя их внутренний рисунок.

Буквенные значки – это одна или две начальные буквы названия изображаемого явления или объекта. Их применение сравнительно ограничено, т. к. они испестряют карту, не указывают точного местоположения объектов, плохо сопоставимы по величине. Сравнение буквенных значков по величине и их локализации облегчается, если буквы вписаны в какую-либо геометрическую фигуру, например, квадратик или круг. В этом случае сочетаются достоинства значков обоих типов.

Применяют также наглядные значки , напоминающие по рисунку изображаемые объекты. Среди них различают символические, форма которых вызывает какие-либо ассоциации с изображаемым объектом (приложение 9), и натуралистические. Такие значки менее удобны для сравнения и локализации объектов.

Для передачи количественных соотношений используют значки различных размеров («масштабные» значки »). Соизмеримость значков, точно пропорциональная величине объектов, называется абсолютной. Например, линейный размер значка пропорционален квадратному корню из числа, характеризующего величину объекта. Карта тогда наглядна, но неудобна, поскольку крайние величины картографируемых объектов сильно различаются между собой. Поэтому часто используют условную соизмеримость, отражающую лишь общую тенденцию в изменении величин. Как при абсолютной, так и при условной соизмеримости значков их шкала может быть непрерывной либо ступенчатой, т. е. разбитой на интервалы. При непрерывной шкале размер знаков изменяется вслед за изменением величины объекта. При ступенчатой (интервальной) шкале размер значков постоянный в пределах каждого интервала, возрастает скачком при переходе к следующей ступени. Ступенчатые шкалы предпочтительны при изображении и группировке объектов по разрядам (классам) величины. Опыт показывает, что для зрительной дифференциации знаков на карте надо в шкале последовательно увеличивать их линейные размеры не менее чем в 1,5 раза, разграничивать ступени желательно круглыми числами (число этих различий 5-7, максимум 10-12).

Надписи на картах тоже часто выполняют роль кар

Наблюдение как метод социологического исследования уже давно используется в социологии в качестве важного источника социальной информации. Наблюдение в социальных исследованиях представляет собой метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия изучаемого объекта, регистрацией всех факторов, влияющих на объект исследования в контексте целей и задач исследования.

Специфической особенностью наблюдения является неразрывная связь субъекта наблюдения (наблюдателя) с объектом наблюдения. Исследователь наблюдает социум, социальные процессы и явления, являясь одновременно элементом этого общества, неразрывно с ним связанным и подвергающимся всем воздействиям и изменениям, которым подвергается общество в целом. Поэтому, интерпретация наблюдаемых явлений непосредственно зависит от восприятия наблюдателем социальной действительности, понимания социальных процессов, ситуаций, действий отдельных индивидов. Социальное мировосприятие наблюдателя непременно подвержено влиянию мировоззрения исследователя.

Объективность социального исследования использующего метод наблюдения состоит не в том, чтобы исключить личностное отношение к объекту исследования, а в том, чтобы не подменять эмоциональными, нравственными и другими ценностями критерии научного исследования. Другая особенность наблюдения в социальных исследованиях заключается в том, эмоциональное восприятие объекта исследования наблюдателем накладывает отпечаток на интерпретацию социального явления. Эта особенность должна учитываться как возможный источник искажения, ошибок.

Следующая характерная черта наблюдения – сложность повторного наблюдения. Повторное наблюдение даже повседневного социального фактора затруднительно, т.к. социальные процессы подвергаются воздействию огромного числа различных факторов и поэтому редко бывают идентичными.

Трудности применения наблюдения в качестве метода сбора первичной социальной информации являются следствием его особенностей. Они делятся на субъективные (связанные с личностью наблюдателя) и объективные (не зависящие от наблюдателя).

К субъективным трудностям относят влияние эмоционального восприятия объекта исследования с позиции личностной системы ценностей на процесс интерпретации исследуемого объекта. К объективным трудностям можно отнести ограниченность времени наблюдения, невозможность наблюдения рада социальных факторов.

Процесс наблюдения, как и любое восприятие, является результатом сложения ощущений в данный момент и уже накопленного опыта: все, что наблюдатель воспринимает, он соотносит с той информацией, которая уже у него имеется, поэтому, наблюдение и вывод практически неразделимы. Наблюдение может применяться тогда, когда необходимая исследователю информация не может быть получена другими способами. Наблюдение в социальном исследовании может быть направленно на достижение различных целей. Наблюдение может быть использовано как источник информации для построения гипотез. Наблюдение может служить для проверки данных, полученных другими методами. С помощью наблюдения можно извлечь дополнительные данные об изучаемом объекте. Наблюдение всегда подчинено общей цели исследования, которая определяет сферу наблюдения и делает наблюдение селективным (выборочным).

Планирование наблюдения предполагает определение сроков наблюдения и сферы деятельности. Выделим несколько этапов наблюдения:

Установление объекта и предмета наблюдения, определение цели, постановка задач исследования.

Обеспечение доступа к среде: получение соответствующих разрешений, завязывание контактов с людьми и т.п.

Подготовка технических документов и оборудования (тиражирование карточек, протоколов, инструкций, подготовка технического оборудования, письменных принадлежностей и т.п.).

Проведение наблюдений, сбор данных, накапливание информации.

Запись результатов наблюдений, выполняемая в виде:

· кратковременной записи наблюдения,

· протокола наблюдения,

· дневника наблюдения,

· видео-, фото-, кино-, звукозапись наблюдения.

Контроль наблюдения, который можно осуществить различными способами:

· проведением беседы с участниками ситуации,

· обращением к документам, связанным с данными событием,

· проверкой результатов собственного наблюдения независимым исследователем,

· посылкой рапортов о наблюдении другим исследователям с целью проведения подобного наблюдения (или, по возможности, повторного наблюдения).

7. Отчет о наблюдении, содержащий:

· тщательную документацию о времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения,

· информацию о роли наблюдателя в коллективе, способе наблюдения,

· характеристику наблюдаемых лиц,

· подробное описание наблюдаемых фактов,

· собственные заметки и интерпретации наблюдателя.

При составлении программы наблюдения следует соблюдать ряд правил, влияющих на качество получаемой информации:

· расчленение объекта наблюдения на составляющие элементы должно быть логичным, соответствовать органической природе объекта и позволять реконструкцию целого из частей;

· расчленение должно вестись в терминах, адекватных тем, которыми исследователь предполагает оперировать при анализе полученной в ходе наблюдения информации;

· единицы наблюдения должны интерпретироваться однозначно, двусмысленное толкование не допустимо.

Как способ сбора первичной социальной информации наблюдение можно классифицировать по степени формализации процедуры, по положению наблюдателя, по условиям организации и частоте проведения.

По степени формализации наблюдение подразделяется на не структуризованное и структуризованное.

В не структуризованном (неконтролируемом) наблюдении исследователь не имеет определенного плана наблюдения, обозначен лишь объект исследования. В структуризованном (контролируемом) наблюдении исследователь заранее определяет предмет исследования, составляет план проведения наблюдения и фиксации информации.

В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой социальной ситуации различают включенное (участвующее) и не включенное(не участвующее) наблюдение.

При не включенном (внешнем) наблюдении исследователь (наблюдатель) находится вне изучаемого объекта, регистрируя ход происходящих событий. Проводя включенное (участвующее) наблюдение, исследователь непосредственно включен в изучаемый процесс, контактирует с наблюдаемыми людьми, принимает участие в их деятельности.

По месту проведения и условиям организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные .

Полевое исследование проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с изучаемым объектом. Лабораторное наблюдение – это наблюдение, где условия окружающей среды, наблюдаемая ситуация определяется исследователем.

По регулярности проведения можно выделить систематические и случайные наблюдения.

Систематическое наблюдение характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени. К случайному наблюдению относится наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, социальной ситуации.

Наблюдение как метод социальных исследований способствует получению первичной социальной информации. Основное преимущество непосредственного наблюдения состоит в том, что оно позволяет фиксировать различные изменения изучаемого социального объекта в момент его появления, в естественных условиях, увидеть скрытые процессы.

Цель лекции: изучить процедуру проведения наблюдения.

План лекции:

1. Наблюдение как метод исследования в социальной работе.

2. Классификация наблюдений.

3. Особенности проведения наблюдения.

1.Научное познание как способ отражения реальности неизменно предусматривает восприятие особенностей явлений природы и сфер человеческой деятельности. Говоря в широком смысле, любой метод эмпирического исследования содержит в себе элементы наблюдения за объектами с целью изучения их специфики и изменений. Метод наблюдения базируется на двух принципах:

– пассивности субъекта познания, выражающейся в отказе от вмешательства в изучаемые процессы для сохранения естественности их течения;

– непосредственности восприятия, подразумевающей ограничение возможности получения данных пределами наглядно представленной ситуации настоящего времени (наблюдается обычно то, что происходит «здесь и теперь»).

Понимание «наблюдения» как метода исследования в различных науках разное.

Так в социологии под «наблюдением» понимают метод сбора первичной социологической информации об изучаемом социальном объекте путём непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов (событий и условий), значимых с точки зрения целей исследования.

В психологии под «наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.

В философии «наблюдение» – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.

В социальной работе «наблюдение понимается как способ сбора первичной социальной информации, как метод целенаправленного, планомерного, определённым образом спланированного восприятия фиксируемого явления, процесса, объекта.

К наблюдению обращаются в различных обстоятельствах: Во-первых, при получении предварительного материала для уточнения направлений планируемого исследования. Осуществляемое в подобных целях наблюдение расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций, определению «действующих лиц», открывает перед исследователем неизвестные ему ранее пласты, «срезы» социальной действительности. Во-вторых, метод наблюдения используется для получения иллюстративных данных. В-третьих, наблюдение выступает в качестве основного приёма получения первичной информации.

Метод наблюдения эффективно используется при исследовании поведения индивидов и групп в труде и общественно-политической жизни, в сфере досуга, при изучении самых разнообразных форм общения между людьми.

Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определённой ситуации или среде.



Так, изучая людей, исследователь может наблюдать:

1) речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность…);

2) экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);

3) положение тел в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость, направление движений..);

4) физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия…).

При этом очень многое зависит, от наблюдательности – способности подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений.

2. Различают научное и обыденное (повседневное) наблюдение. Научное наблюдение 1) подчинено ясной исследовательской цели и чётко сформулированным задачам; 2) наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре; 3) все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определённой системе; 4) информация, полученная путём наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Обыденное наблюдение не может дать полной и достоверной информации о наблюдаемом явлении, процессе, объекте. Оно поверхностное и несистематизированное. Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно 1) осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. 2) Открывает возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. 3) Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации (тем самым создаются предпосылки для её объективного изучения).

Недостатки метода наблюдения разделяются на две группы: объективные (независимые от наблюдателя) и субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя).

К объективным недостаткам относят: 1) Ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации; 2) сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений (т.к. социальные процессы необратимы, их нельзя заново проиграть); 3) высокая трудоёмкость метода (порой участвуют в сборе информации большое количество людей высокой квалификации).

Многообразны и трудности субъективного плана 1) На качество первичной информации может оказывать влияние различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения и т.д. 2) На качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. (Если наблюдаемые знают, что является объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий подстраиваясь под то, что по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определённого ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее).

Наблюдение в социологии классифицируют по следующим признакам: по степени формализации процедуры, по положению наблюдателя, по условиям организации, по регулярности проведения.

1. По степени формализации наблюдения подразделяются на структурализованные (контролируемые) и неструктурализованные (неконтролируемые). Структурализованное наблюдение проводится по заранее разработанному плану. Этот вид наблюдения может быть применим только тогда, когда исследователь хорошо знаком с предметом своего изучения.

Неструктурализованное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором определён только лишь объект наблюдения. Этот вид наблюдения применяется на начальной стадии исследования с целью определения проблемной ситуации, получения более конкретных знаний об объекте исследования. Основным недостатком неконтролируемого наблюдения является возможность сугубо объективной оценки событий и явлений, проявления «я» исследователя.

2. По положению наблюдателя наблюдения подразделяются на включённые и невключённые.

Включённое наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором социолог в той или иной степени сам непосредственно «включён» в изучаемый объект, находится в прямом контакте с наблюдаемыми и участвует вместе с ними в одной сфере деятельности.

Невключенное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором социолог наблюдает за объектом исследования со стороны, не участвуя в деятельности группы, не вступая с её членами в прямые контакты.

Такого рода наблюдения чаще всего используются для характеристики социальной среды, в которой находится изучаемый объект.

3. По месту проведения и условиям организации проведения наблюдения делятся на полевые и лабораторные.

Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации.

Лабораторное наблюдение – это наблюдение, при котором объект изучения находится в искусственно созданных условиях. Этот вид наблюдения чаще всего используется в исследованиях экспериментального характера. При лабораторном наблюдении социолог может успешно использовать различного рода технические средства для фиксации ситуаций, поведения наблюдаемых и т.п.

4. По регулярности проведения наблюдения различаются на систематические и случайные . Характерной чертой систематических наблюдений является регулярность фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определённого временного периода. Систематическое наблюдение позволяет социологу выявить закономерность развития наблюдаемых явлений и процессов.

При случайных наблюдениях изучению подвергаются ранее не запланированные действия, ситуации, явления.

3. Особенности проведения наблюдения:

В методе наблюдения существует примерный перечень значимых элементов, свойственных всем наблюдаемым ситуациям. В опоре на них конкретизируются программа и научно-организационный план наблюдения. В этот перечень входят: а) наблюдаемые – количество человек, участвующих в ситуации, социально-демографическая структура группы, характер взаимоотношений в ней, распределение ролей между участниками ситуации; б) обстановка – место нахождения наблюдаемой ситуации, типичное для этого места социальное поведение, возможные отклонения в поведении участников наблюдаемой группы; в) цель деятельности группы – случайна или закономерна наблюдаемая ситуация, наличие определённых формальных или неформальных целей, ради которых собралась группа; совместимы или противоположны цели различных участников ситуации; г) социальное поведение – характер деятельности наблюдаемой группы, стимулы деятельности, на кого (на что) направлена деятельность, психологическая атмосфера в группе; д) частота и продолжительность – время, длительность и повторяемость наблюдаемой ситуации, её уникальность или типичность.

Горбатов Д.С.

Выделяют следующие этапы научного наблюдения:

1. Определение цели наблюдения (для чего, зачем оно осуществляется?);

2. Выбор объекта исследований (какой индивид или какого рода группа подлежит изучению?);

3. Уточнение предмета исследования (какие именно стороны поведения раскрывают содержание изучаемых психических феноменов?);

4. Планирование ситуаций наблюдения (в каких случаях или при каких условиях предмет исследований обнаруживает себя наиболее отчётливо?);

5. Подбор способа наблюдения, наименее влияющего на объект и в наибольшей степени обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

6. Установление продолжительности общего времени исследований и числа наблюдений (сколько наблюдать?);

7. Выбор способов регистрации исследуемого материала (как вести записи?);

8. Прогнозирование возможных ошибок наблюдения и поиск возможностей их предотвращения;

9. Осуществление сеанса предварительного, пробного наблюдения, необходимого для уточнения действий предыдущих этапов и выявления организационных недоработок;

10. Исправление программы наблюдения;

11. Этап проведения наблюдения.

12. Обработка и интерпретация полученной информации.

Процесс эффективного наблюдения невозможен без искусственного вычленения из общего хода событий определённых единиц активности объекта. Имеется в виду обозначение того, что он делает в данный момент, каким образом делает это. Подобные единицы активности выражаются с помощью обычных слов им научной терминологии. Они регистрируются в протоколе наблюдений. Обычно выделяют три разновидности процедур регистрации результатов:

1) Использование признаковых (знаковых) систем. При этом заранее, в ходе подготовки бланков наблюдений, описываются конкретные виды поведения, характерные для данной сферы. В дальнейшем фиксируют, какие из них и насколько часто проявились в период наблюдения. Каждый признак должен быть сформулирован однозначно для понимания разными людьми и не требовать дополнительных разъяснений к примеру, какие признаки интереса студентов к содержанию учебного занятия Вы можете назвать? Каковы признаки отсутствия у них интереса к изучаемому материалу?

Среди обозначений не должно быть слов типа «внимательный», «интересующийся», «понимающий» и др., нуждающихся в конкретизации значения. А такие признаки, как «оживлённая жестикуляция», «жевание карандаша» и т.п. свидетельствуют и об интенсивности интереса и о полнейшем отсутствии последнего.

2) Применение системы категорий. Такая система содержит полное описание всех видов возможного поведения. Добавлять в неё что-либо новое в процессе наблюдений нельзя т.к. совокупность категорий составляется на определённой научной основе. Предполагается, что она охватывает все теоретически возможные проявления изучаемого процесса.

3) Шкала рейтинга. При таком способе регистрации результатов внимание исследователя обращено не на наличие того или иного признака, а на количественную или качественную степень его присутствия, представленности, при этом работа осуществляется по заранее подготовленной порядковой шкале.

Типичные ошибки исследователей, применяющих метод наблюдения:

1 – стремясь подтвердить свою гипотезу, исследователь иногда неосознанно игнорирует всё, что может ей противоречить;

2 – смешивание главного и второстепенного, случайного и закономерного в процессе наблюдений;

3 – преждевременность обобщений и выводов;

4 – оценка одного психического феномена делается на основании признака поведения, относящегося к другому феномену;

5 – акцентирование внимания наблюдателя на противоположных себе чертах характера или формах поведения наблюдаемых;

6 – определяющее влияние на итоги наблюдения первого впечатления о человеке или группе;

7 – непринятие во внимание возможных мотивов действий, самочувствия наблюдаемых, значимых изменений условий ситуации.

Техническое оснащение: мультимедийное сопровождение.

Литература:

1. Кульсеева Т.Г., Молчанова Л.Н. Социологический практикум. – Курск, 2006.

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2000.

3. Основы прикладной социологии. Под редакцией Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М., 1996.

4.Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М., 1988.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.