Соотношение политики, морали и нравственности. Эссе на тему “Политика и мораль: возможно ли их сочетание?” Эссе на тему мораль без политики бесполезна


ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»
Эссе на тему:
«Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна»
Выполнила: студентка гр.06205
Кызыл-оол К.К
Проверил: доцент кафедры политологии
Постол В.И
Томск, 2013 год
«Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна», так сказал русский поэт, писатель и драматург Александр Петрович Сумароков.
Автор в своем выражении поднимает проблему взаимосвязи морали и политики в обществе.
И так, начнем с определения морали и политики:
Мораль – особая специфическая сфера общественной жизни, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения идеалов добра и зла, справедливости и несправедливости.
Политика- многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом.
Мораль формируется под сильнейшим воздействием политики. Политическая элита обладает большими возможностями для насаждения угодной ей морали, используя для этого все рычаги власти, средств массовой информации, пропаганды, покупая ученых, литераторов, артистов. Это взаимодействие может создавать атмосферу нравственного воодушевления, использовать моральный фактор в политике, а может создавать моральный смог, подрывать нравственные устои нации, чтобы ослабить противодействие масс неугодных политике.
Решение политических проблем не всегда укладывается в нормы нравственности. Особенно часто нарушается заповедь о неприкосновенности жизни и собственности человека, его прав и свобод. Тем не менее, политика, как правило, не покушается на пересмотр норм нравственности. Политика должно соответствовать нормам справедливости.
Особенно проблемы морали и политики видны в период предвыборной кампании В.В. Жириновского, лидера партии ЛДПР. Вот он дает интервью, а когда остается мало эфирного времени для предвыборной агитации, он переходит на крик, заглушает оппонента, оскорбляет другие партии. На мой взгляд, в данном случае Жириновский нарушает все нормы морали.
Из всего сказанного создается негативное впечатление. На самом же деле имеется ряд государств, где люди живут по законам и уважают свое политическое руководство, которое делает все возможное для обеспечения процветания общества. Это возможно только тогда, когда политика и мораль компромиссны друг другу.
Возьмем в пример нашу страну. Из российских исторических деятелей мне особенно сипатичен император Александр Второй. Вся его деятельность была направлена на освобождение своего народа от крепостной зависимости. Он хотел, чтобы Россия вышла на высокий международный уровень, и вся его деятельность пронизана стремлением к высшим общечеловеческим идеалам. Именно такая политика высоко моральна.
Чем же политика и мораль отличаются друг от друга?
Мораль осуждает насилие и опирается главным образом на «санкции» совести. Политика же карает не только противников и нарушителей, но нередко и невинных, вызывая у людей страх. Она направлена вовне и целесообразна, то есть ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Мораль же оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Для нее важны не столько достигнутые результаты, сколько сам поступок, его мотивы, средства и цели, независимо от того, достигнуты они или нет. Мораль всегда индивидуальна, ее субъект и ответчик – отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. Политика же носит групповой, коллективный характер. В ней индивид выступает как часть или представитель класса, нации, партии и т.д. его личная ответственность как бы растворяется в коллективных решениях и действиях.
Практика политической жизни общества показывает, что отсутствие эффективной системы ответственности порождает безответственность. Задача состоит в том, чтобы найти такой механизм, который позволил бы гражданам строго спрашивать со своих политических руководителей за их неудачи. Этот механизм может быть разработан и будет эффективно действовать только при активном участии всех граждан в политической жизни, а это будет возможно при повышении общей и политической культуры общества.
Таким образом, мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее. Общее между политикой и моралью состоит в том, что они относятся к самым ранним регуляторам поведения людей.
Из этого следует вывод, что понятие мораль и политика неразрывно связаны друг с другом. Они не могут существовать отдельно. Данное высказывание отражает всю остроту политической проблемы. Я думаю, что требуется значительное время для более глубокого изучения затрагивающийся проблемы.

Определение политики по М. Веберу звучит так: «это стремление к участию во власти». Существует так же такое объяснение термина политики: «это искусство управления государством». Последнее определение, несомненно, звучит лучше, не так эгоистично, как первые два, которые сводятся к понятию власть, её удержанию, и действительно, власть является основным нервом и особым болевым центром политики. И поэтому политика и власть так тесно связаны. Другой термин – мораль означает следующее: «от лат. moralitas – традиция, народный обычай, нрав-характер, то же, что нравственность. В обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное. В более строгом и узком смысле слова мораль – это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей». Мне очень нравится высказывание И. Канта о морали: «Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья». Мораль позволяет нам «стать достойными», это высказывание близко к моему пониманию того, что такое мораль. Познакомившись со значениями этих двух понятий, естественно возникает вопрос об их взаимосвязи, возможно ли их сочетание или же это взаимоисключающие друг друга термины.

Пьер Огюстен Карон Бомарше считал, что это два взаимоисключающих понятия, говоря о том, что «политика – искусство создавать факты, шутя подчинять себе события и людей. Выгода – ее цель, интрига – средство… Повредить ей может только порядочность». И. Бентам говорил следующее: «То, что хорошо в политике, не может быть дурно в морали», – это наводит на мысль о том, что политика и мораль имеют точки соприкосновения. Попытаемся найти аргументы в пользу той и другой позиции. мораль политика оправдание целесообразность

В соответствии с принятой классификацией рассмотрим политику с двух сторон, как внешнюю и внутреннюю политику. Внешняя политика подразумевает под собой, прежде всего, международные отношения, принципы, на которых они строятся, хоть и кажутся моральными, декларирующими общечеловеческие ценности, но на самом деле в основе международных отношений лежит «разумный эгоизм», то есть такой эгоизм, при котором притязания каждого государства ограничиваются боязнью начала ядерной войны и стратегических столкновений с другими государствами. Примером может служить такая известная фраза Уинстона Черчилля: «У Англии нет постоянных друзей – у Англии есть только постоянные интересы». Международные отношения в этом смысле – это «война всех против всех». В таком случае, внешняя политика никогда не станет моральной, пока каждое из государств будет стремиться отстаивать прежде всего свои интересы, без воплощения идеи космополитизма мораль в международных отношениях, во внешней политике невозможна. Внутренняя политика подразумевает под собой искусство управления людьми, такие отношения, которые основаны на иерархии и подчинении, то есть одни люди могут поступать с другими, требовать от них то, что те в свою очередь требовать не могут. Следовательно, во внутренней политике морали так же нет, так как никакое золотое правило нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой» в политике не действует. Внутренняя и внешняя политика представляется мне айсбергом в океане, когда всем видна лишь одна третья его часть, состоящая из приветственных улыбок, дружеских встреч и договоров, тогда как остальные его две трети – это система политических игр, интриг и стратегических ходов. На этой части айсберга политику, чтобы удержаться у власти и добиться своих целей – необходимо «быть и львом и лисом» одновременно. Мужество и хитрость – вот необходимые качества для управленца, как считал Н. Макиавелли, он же стал первым политическим деятелем, разграничившим эти два понятия – политику и мораль. Еще один тезис из произведения Н. Макиавелли «Государь», ставший нарицательным – «Цель оправдывает средства» 7 . Если посмотреть на политику с этого аспекта, то можно убедиться в её моральности. Так политика может быть моральной в том случае, если она не подразумевает несоизмеримых с целью средств, не подразумевает того, что за меньшее придется платить большим, ну и, конечно, если целью своей будет иметь не захват и достижение власти, для использования в личных целях, а наоборот, защиту интересов общества, государства. Политика – это часто выбор из двух зол меньшего, во избежание большего зла, в этом смысле политика не то чтобы аморальна, она скорее внеморальна, просто находится вне ее пределов, это значит, что политика имморальна. Политика часто стоит над моралью, доказательством этого может служить то, что часто политика использует мораль в своих целях, что наиболее в выраженном и характерном виде мы можем лицезреть в тоталитарных государствах, где мораль играет важную роль в манипулировании и управлении людьми. С этой точки зрения политика – это «грязное», но необходимое дело, ведь, в конце концов, и палачи нужны, кто-то должен быть «палачами», принося в жертву свои нравственные и моральные ценности, идя на конфликт с внутренним миром (если вы высоконравственный), так как у морали не может быть нескольких измерений, она одна для всех. Нельзя быть в каких-то отношения нравственным человеком, а в других безнравственным, это, таким образом, уже будет фарисейством (выполнении внешних правил благочестия, лицемерие), а не моралью. Как считал Платон: «Нет человеческой души, которая выстоит искушение властью». Мне кажется это утверждение очень точным и емким.

Отвечая на вопрос о взаимодействии морали и политики, об их взаимосвязи, необходимо заметить, что хоть мораль и всепроникающая, охватывающая все сферы жизнедеятельности общества, то есть она не может так сказать «умыть руки» и не вторгаться в область политики, но воплощается мораль в ней лишь в каких-то общих требованиях. Между политикой и моралью остается зазор – нечто, в чем мораль и политика расходятся, и никоем образом не совпадают, нечто морально нестерпимое в политике. Таким образом, с точки зрения нравственных ценностей, регулирующих поведение людей, политика может быть и моральной и аморальной, а также имморальной, например, в том случае, когда приходится выбирать «из двух зол меньшее». Возможность сочетания морали и политики действительно интересная и актуальная, по крайней мере, для нас, как для будущих политологов тема, кого как не нас должна интересовать моральность политики. Как мне кажется, взаимосвязь политики и морали должна стремится к следующему идеальному содержанию: «Политика – это общественная мораль, мораль – это личная политика». Чтоб мораль имела определенную систематизацию, неизменный курс, а политика, непременно, была бы моральной, выражающей общечеловеческие ценности и нормы. К этому и нужно стремиться человечеству.

Эссе на тему “Политика и мораль: возможно ли их сочетание?” обновлено: 14 ноября, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Мораль (от лат. - нрав, нравственный) - одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку. Мораль находит выражение в поступках человека по отношению к обществу, властным структурам, коллективу, семье и т.д. Ценности морали меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения. Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое - хороший обычай, поведение, деятельность", что "прилично, порядочно, достойно" и т.д. К господствующей морали, кроме социальных ценностей и оценок, принадлежат также и те, которые расцениваются религией как "благое поведение". Мораль - это составная часть индивидуального мировоззрения, она во многом определяет для личности картину социально-политического мира.

Политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности и ее нежелательно отделять от морали и этики. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц. Мораль удерживает человека от крайних форм поведения, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью. Мораль может характеризовать политическое действие, но сама стоит вне его и лишь вступает с ним в те или иные отношения. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее. Правила нравственности и добродетели служат основанием истинной политики.

Мораль, и политика представляют собой организационные, регулятивные, контрольные сферы общества, их существование и функционирование в нем существенно различаются.

Мораль не имеет вещественных форм, не материализуется в аппаратах управления, институтах власти, лишена центров управления и средств связи и объективируется лишь в языке и речи, но прежде всего - в отражении, в признаках и свойствах других общественных явлений. Вместе с тем, она охватывает все феномены политики.

Общее между политикой и моралью в том, что относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни, к сфере социального выбора, в силу чего они подвижны и изменчивы; являются регуляторами поведения людей.

Различия между политикой и моралью:

Политика представляет собой деятельность, направленную на урегулирование групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти. Мораль характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты.

Источником политики являются экономические и другие насущные интересы и потребности людей. Непосредственным источником морали выступают общечеловеческие, а другие коллективные ценности, следование которым не даетиндивиду личной выгоды.

Многие императивы морали носят характер идеалов, с которыми следует сообразовывать свои действия, но которых в реальной жизни едва ли кому-нибудь удается достичь. Мораль оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Политика же целесообразна, т.е. ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Политические деятели обычно не руководствуются любовью или ненавистью, их направляют интересы, а не чувства.

Мораль всегда индивидуальна, ее субъект - отдельный человек делающий свой нравственный выбор. Политика же обычно носит групповой, коллективный характер.

Особенностью политики является ее опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение требований. Мораль в принципе осуждает насилие и опирается на "санкции" совести.

Варианты взаимодействия между моралью и политикой:

Полное подчинение моралью и религией политики (например, в средневековье);

Серьезный разрыв между политикой и моралью (в условиях диктатуры морально лишь то, что служит диктатору);

Сохранение аутентичности или разумного взаимодействия политики и морали (в демократическом, правовом обществе).

Подходы к взаимоотношению политики и морали:

Морализаторский подход предполагает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность) используя нравственно допустимые средства.

Ценностно-нейтральный подход основывается на игнорировании политикой нравственных ценностей. Подход делает ее аморальной.

Компромиcсный подход преобладает среди большинства ученых и нравственных политиков. Он исходит из признания необходимости учета нравственных норм в политике, учитывая специфику последней.

В современном мире центральными направлениями институциализации нравственных требований к политике являются соблюдение прав человека, социальная направленность политики, утверждение демократических принципов жизнедеятельности, укрепление правовых основ общества. Подлинное искусство политики - это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным.

Политика может быть моральной и аморальной, она не может быть безморальной, поскольку всегда выражает конкретные интересы людей, имеет определенные, оценочные результаты, использует соответствующие методы и средства, осуществляется с различным уровнем профессионализма. Политика всегда будет сферой особо значимой моральности и особенно опасной социальной безнравственности. Без союза с моралью политика лишается компаса, указывающего ей цель и направление движения к ней, а также ответственности, без которых она, грозит превратиться в средство массового поражения, в антигуманный механизм завоевания и сохранения власти, в орудие порабощения людей, а не их освобождения и защиты.

Мораль без политики бесполезна, а политика без морали бесславна и грязна.

Влияние нравственности на политику может осуществляться по ряду направлений. Это - постановка нравственных целей, выбор адекватных им и реальной ситуации методов и средств, учет в процессе деятельности моральных принципов, обеспечение эффективности политики. Выполнение всех этих требований зависит от методов и средств, используемых в процессе их достижения. Политика – это осуществление поставленных лидером политических целей - например, торжество демократии, предотвращение национальных конфликтов, обеспечение экономического роста, благосостояния и процветания населения страны, подлинное величие государства. Демократический политик, борется за власть не для того, чтобы насладиться ею, а чтобы с ее помощью решать общественно важные задачи. Подлинный успех политика – это успех программы его деятельности, высокая оценка общества и истории.

Нравственное решение общественного деятеля и политика, помноженное на знания, опыт и интуицию, является самым верным.

(от лат. moralis — нравственный) — особая или вид общественных отношений, в основе которых лежат такие гуманистические идеалы, как добро, справедливость, честность, нравственность, духовность и др. Мораль призвана удерживать человека от неблаговидных поступков.

В первобытных племенах мораль являлась одним из основных «институтов» в системе управления небольшими социальными сообществами. Но с возникновением государства и политических институтов в управлении обществом возникает проблема соотношения политики и морали .

Соотношение политики и морали

Общим между политикой и моралью является то, что они призваны управлять поведением людей. Однако методы управления существенно различаются. Мораль опирается на убеждения, а главным критерием оценки проступка являются собственная совесть или порицание (одобрение) окружающих, политика — на силу закона, на использование принудительных мер к тем, кто нарушает закон, а критерием оценки проступка является суд.

У политики и морали различные источники (основания) для создания структуры управления. Мораль основывается на существующих в обществе ценностях, обычаях, традициях, т. е. имеет ценностно-нормативную основу. В основе политики лежат интересы различных социальных групп общества, которые трансформируются в законы (нормы). При этом правящая элита может навязывать всему обществу законы, которые защищают, прежде всего, интересы этой самой элиты и ущемляют потребности других.

Другим существенным различием между политикой и моралью является то, что моральные требования носят «постоянный», универсальный характер и не зависят от конкретной ситуации. Политика же должна учитывать реальные условия и действовать в зависимости от складывающейся ситуации. Кроме того, моральные требования весьма абстрактны и не всегда поддаются точным критериям оценки. Требования политики достаточно конкретны; они облечены в форму законов, за нарушение которых следует наказание.

Проблемы соотношения политики и морали волновали людей еще в древних государствах. Например, мыслители Древнего мира Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Лao-цзы считали, что «хорошие» законы не могут быть гарантией справедливого правления страной без соответствующих моральных качеств, которыми должен обладать каждый правитель. Они, по сути, не расчленяли политику и мораль, хотя их представления о носителях (правителях) моральных ценностей существенно различались. Так, Сократ считал, что методами воспитания и обучения моральные ценности можно сформировать у любого человека, даже раба. Платон утверждал, что высокие моральные качества присущи лишь философам-правителям, т. е. высшему слою общества.

Мораль и политика Макиавелли

Первая теоретическая попытка разделения политики и морали была предпринята итальянским политическим деятелем и мыслителем Н. Макиавелли. Он считал, что люди по своей природе коварны. Поэтому для того чтобы правителю удерживать свою власть, он, в случае необходимости, может использовать любые средства, в том числе и аморальные.

Ф. Ницше, развивая , выдвинул теорию «сверхчеловека» и «недочеловека» как особых природных видов, которым генетически присущи свои особые виды морали. Он считал, что существуют параллельные моральные кодексы: кодекс правящего класса (мораль хозяина) и кодекс угнетенного класса (мораль раба).

Политика без морали

Аморальная, безнравственная политика широко применялась различными тоталитарными режимами власти (фашистскими, коммунистическими, националистическими и др.). Для оправдания аморальной политики в рамках тех или иных идеологий возникают свои теоретические концепции. Например, В. И.Ленин, чтобы оправдать безнравственную политику большевиков, пытался теоретически обосновать идею новой «классовой» морали, в которой моральным считается все, что способствует достижению идеалов коммунизма. Для фашистов моральным считается все, что служит идеалам фашизма. Религиозные радикалы оправдывают свою антигуманную политику служением Богу.

Аморальная политика может прикрываться и оправдываться не только тоталитарными идеологиями, но и либерально- демократическими идеями и принципами. Например, реформирование России с начала 90-х гг. XX в. производилось под лозунгами свободы и демократии. Однако используемые при этом методы и средства были не только аморальными с нравственной точки зрения, но и преступными в правовых отношениях. В результате основные богатства страны были разграблены кучкой приближенных к Президенту РФ Б. Н. Ельцину лиц.

На первый взгляд безнравственная политика более эффективна и прагматична. Но со временем она развращает самих политиков и разлагает общество. В принимаемых политических решениях начинают доминировать не общественные, а личные и корпоративные интересы правящей элиты. Страна начинает жить не по законом, а по понятиям. Коррумпированные политики и чиновники стремятся создать вокруг себя систему круговой поруки. Быть честным и добропорядочным становится невыгодно и опасно.

Управлять обществом, руководствуясь преимущественно моральными принципами, также невозможно. Во-первых, мораль имеет «ограниченную зону действия» во времени и пространстве. Например, то, что одни одобряют, другие могут осуждать; то, что вчера считалось аморальным, сегодня воспринимается как должное; то, что одним «хорошо», другим может быть «плохо» и т. д. Во-вторых, моральные принципы сложно «переложить» на язык конкретных управленческих решений и правовых норм. Таким образом, по сути, создается тупиковая ситуация.

Один из вариантов урегулирования конфликта между политикой и моралью содержится в теории «Общественного договора» Т. Гоббса. По его мнению, общественный договор представляет собой универсальный правовой механизм, который, с одной стороны, защищает каждого члена общества от его же сограждан, а с другой — защищает все общество от аморальной политики государства. Таким образом, только право , которое стоит и над эгоистическими интересами отдельных граждан, и над государственной политикой, способно решить конфликт между политикой и моралью.

Сторонники другого подхода видят решение обсуждаемой проблемы в замене понятия морали как индивидуальной категории на понятие нравственности , которое свойственно социальным группам и обществу в целом.

Согласно истории мораль и нравственность имеют разные основания и разных носителей (субъектов). Так, если мораль является внутренним представлением (убеждением) человека о добре и зле, то нравственность выступает в качестве внешнего регламентирующего фактора. По мнению О. В. Гоман-Голутвиной, применение «частной», приватной морали в политике чревато весьма негативными последствиями. Излишнее морализаторство приводит к крушению реальной политики страны. Политика должна быть прагматичной и придерживаться принципа разумного эгоизма. Не частная мораль, а «объективная» нравственность должна быть критерием оценки эффективности политики. При этом мерилом нравственности в политике выступает ее соответствие национально-государственным интересам страны, а политика, противоречащая этим интересам, считается аморальной.

Совместить реальную политику с моралью и нравственностью весьма сложно. Когда возникают конкретные политические интересы, мораль, как правило, «уходит» на второй план, а для достижения интересов нередко используются аморальные методы и средства. И даже правовые нормы не в состоянии решить всех возникающих проблем. Например, с точки зрения западной нормативно-правовой системы в карикатурах на пророка Мухаммеда нет ничего предосудительного; с точки зрения мусульманской нравственной (религиозной) традиции — это недопустимый грех или умышленное глумление над чувствами верующих.

Реальная политика (и внутренняя, и внешняя) в той или иной мере старается учитывать морально-нравственные критерии и соблюдать правовые нормы. Но там, где политические интересы явно расходятся с нравственными принципами, приоритет отдается интересам. При этом сила в политике продолжает оставаться одним из самых главных аргументов. Известный принцип «всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно» действует безотказно во все времена. Поэтому там, где власть политиков не ограничивается контролем со стороны общества или мировой общественности, там имеет место самая аморальная политика, которая порождает соответствующие и социальные революции.

Этика состоит из политической этики, коммерческой этики, церковной этики, и этики.
Марк Твен (1835-1910), американский писатель

В политике приходится делать много такого, чего не следует делать.
Теодор Рузвельт (1858-1919), президент США

МОРАЛЬНЫЕ ПОБЕДЫ НЕ В СЧЕТ.
Надпись на двери одного из кабинетов Пентагона
Добродетель – выгодна.

Либаний (314-393), древнегреческий оратор (речь «К императору Феодосию»)

Те, кто хочет разделить политику и мораль, никогда не поймут по- настоящему ни того, ни другого.
Джон Морли (1838-1923), английский политик и публицист

Государственные мужи повинуются велениям разума. Простые люди повинуются правилам порядочности.
Уинстон Черчилль (1874-1965), британский премьер-министр

Какими подлецами мы были бы, если бы делали для себя то, что готовы делать для Италии!
Камилло Кавур (1810-1861), первый премьер-министр объединенной Италии

Когда человеку действительно стыдно того, что он сделал, он говорит, что это было его долгом.
Клод Верморель, французский драматург

Из чувства долга люди позволяют себе делать то, что никогда не решились бы сделать из удовольствия.
Гектор Хью Манро (1870-1916), шотландский писатель

Не доверяйте первому побуждению – оно почти всегда благородно.
Шарль Морис де Талейран (1754-1838), французский дипломат

Для тирана и для могущественного города, господствующего над другими городами, все, что выгодно, то и разумно.
Фукидид (ок. 460 – ок. 400 до н.э.), древнегреческий историк

Чтобы зайти очень высоко, нужно опуститься очень низко.
Джордж Галифакс (1633-1695), английский политик и писатель

Пороки архиепископа вполне могут быть добродетелями главы партии.
Жан Франсуа де Рец (1613-1679), французский кардинал и политик

В наше время даже порядочный человек – если, конечно, он этого не афиширует, – может приобрести хорошую репутацию.
Карл Краус (1874-1936), австрийский писатель

Россия сумеет отличить кровь на руках палачей от крови на руках добросовестных врачей.
Петр Столыпин (1862-1911), председатель Совета министров Российской империи

Ничто так не нуждается в нравственности, как политика, и никто так не ненавидит политику, как нравственные люди.
Фазиль Искандер (р.1929), писатель

В Англии, если человек не может по крайней мере два раза в неделю разглагольствовать о нравственности перед обширной и вполне безнравственной аудиторией, политическое поприще для него закрыто. В смысле профессии ему остается только ботаника или церковь.
Оскар Уайльд (1854-1900), английский писатель

Никогда не делай того, против чего восстает твое окружение и твоя совесть. Найми для этого кого-нибудь другого.
Филандер Чейз Джонсон (1866-1939), американский журналист и писатель

Никсон – это политик с нравственностью частного детектива.
Уильям Берроуз (1914-1997), американский писатель

Политическое решение требует морального прикрытия. Аморальное решение требует политического прикрытия.
Юзеф Бестер (Польша)

Достоинство государя не терпит, когда он нарушает устав благонравия: как люди ни развратны, но внутренно не могут уважать развратных. Николай Карамзин (1766-1826), писатель и историк

Это хуже, чем преступление, – это ошибка.
Французский юрист Антуан Буле де ла Мерт (1761-1840) о расстреле, по приказу Наполеона I, герцога Энгиенского в 1804 г.

Я воюю с живыми, а не с мертвыми.
Император Священной Римской империи Карл V (1500-1558) в ответ на предложение герцога Альбы выкопать и повесить труп Мартина Лютера

Ничто не рождает большей зависти, чем справедливость, ибо ей обычно сопутствует и могущество, и огромное доверие у народа. Справедливых не только уважают, но любят их, верят им, тогда как к храбрым и мудрым питают либо страх, либо недоверие. (…) Именно по этой причине и враждовали с Катоном [Младшим] все видные люди Рима.
Плутарх (46-127), древнегреческий историк

Меня называют святым, которого погубила политика. На самом же деле я политик, который делает все возможное, чтобы стать святым.
Махатма Ганди (Мохандас Карамчанд Ганди) (1869-1948), индийский политик

Малые грехи становятся большими, если их совершают большие люди.
Авраам Ибн Эзра (1092-1167), еврейский поэт, филолог, философ; жил в Испании

Совестливость и величие всегда были несочетаемы.
Жан Франсуа де Рец

Чем совесть чище, тем выше ее продажная цена.
Данил Рудый (1926-1983), литератор

Совесть служит ему не руководителем, а сообщником.
Бенджамин Дизраэли (1804-1881) об Уильяме Гладстоне

Воровать-то, пожалуйста, воруйте, но совесть элементарную иметь надо.
Александр Ковалев (р.1942), мэр Воронежа

Одиннадцатая заповедь: не попадайся!
Приписывается Генри Джону Пальмерстону (1784-1865), британскому премьер-министру

Мы, конечно, все, что можно со своей стороны, делаем, но не все мы можем. То есть мы можем, но совесть нам не позволяет.
Борис Ельцин (р.1931), президент РФ

Тот, кто решил достичь успеха в политике, должен держать свою совесть под строгим контролем.
Дэвид Ллойд Джордж (1863-1945), британский премьер-министр

На долю ученых, которые становятся политиками, выпадает обыкновенно комическая роль быть чистой совестью политики.
Фридрих Ницше (1844-1900), немецкий философ

Птица сомнительной нравственности.
Бенджамин Франклин (1706-1790), возражая против выбора орла в качестве символа США

Политика во все времена сохраняла злоупотребления, на которые жаловалось правосудие.
Вольтер (1694-1778), французский писатель, философ-просветитель

Политика аморальна. Вот почему многие ею интересуются.
Владимир Колечицкий (р.1938), журналист, писатель

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.