Известные французские писатели 19 века. Французская литература XIX века XIX век

Франция в 19 веке была своего рода эталоном общественно- политического развития Европы. Все процессы, свойственные этому этапу, приняли во Франции особенно драматичные предельно противоречивые формы. Богатейшая колониальная держава, обладавшая высоким промышленным и торговым потенциалом, задыхалась от внутренних противоречий. Кричащие факты фантастического богатства и удручающей нищеты потрясли воображение и стали ведущей темой крупнейших писателей этого периода А.Франса, Эмиля Золя, Ги де Мопассана, Ромена Роллана, Альфонса Доде и многих других. В произведениях этих писателей появляются стереотипно- устойчивые метафоры и образы, взятые из живого мира и употребляемые для обозначения сущности "новых" господ и "героев" франции. "Мы- отвратительные варвары, живущие жизнью животных",- с горечью писал Мопассан. Необычайно показательно, что даже Мопассан, человек крайне далекий от активной политики, приходит к идее революции. Естественно, что атмосфера духовного смятения породила именно во Франции бесконечное количество литературных движений и направлений. Были среди них и отчетливо буржуазные, открыто вставшие на защиту вполне благополучного буржуа, но таких все же несомненное меньшинство. Даже писатели, близкие определенными чертами к декаденству- символисты, кубисты, импрессионисты и другие- в большинстве своем исходили из неприязни к буржуазному миру, но все они искали выход за рамки буржуазного бытия, стремились уловить новизну быстротекущих событий, приблизиться к познанию невероятно расширившихся представлений о человеке.

Реализм этого периода тоже притерпел огромные изменения- не столько внешнего, сколько внутреннего порядка. В своих завоеваниях этого периода писатели- реалисты опирались на огромный опыт классического реализма 19 века, но не могли уже не учитывать новых горизонтов жизни человека и общества, новых открытий науки и философии, новых исканий современных им течений и направлений. Отвергая нравственное безразличие натуралистов, пытавшихся превратить писателя в регистратора фактов, в безэмоционального "объективного" фотографа, лишенного воображения, идеала, мечты,- реалисты конца века принимают в свой арсенал научную добросовестность, глубокое изучение предмета изображения. Рожденный ими жанр научно- популярной литературы играет огромную роль в становлении литературы этого времени. Не приемля крайностей других направлений, реалисты не оставались безразличными к открытиям писателей- символистов, импрессионистов и других. Глубокая внутренняя перестройка реализма была связана с экспериментом, смелым опробованием новых средств, но по- прежнему сохраняла характер типизации. Качественно углубляются основные достижения реализма середины века- психологизм, социальный анализ,- расширяется сфера реалистического отображения, на новую художественную высоту поднимаются жанры.

Ãè äå Ìîïàññàí

Мопассан (1850-1993), как и его учитель Флобер, был суровым реалистом, никогда не изменявшим своим воззрениям. Он страстно, до болезненности ненавидел буржуазный мир и все, что связано с ним. Если герой его книги, представитель другого сословия, хоть в чем- то поступался, приобщаясь к буржуазности, Мопассан не щадил его,- и здесь все средства для писателя были хороши. Он мучительно искал антитезы этому миру- и находил в демократических слоях общества, во французском народе.

произведения: новеллы- "Пышка", "Старуха Соваж", "Помешанная", "Пленные", "Плетельщица стульев", "Папа Симона".

Альфонс Доде

Доде (1840-1897)- несколько неожиданное явление на фоне литературы данного периода и вместе с тем явление, тесно связанное с развитием творчества собратьев по перу, внешне от него далеких,- как Мопассан, Ролан, Франс. Человек мягкий и добрый, Доде был во многих вопросах упрям. Он шел своим путем, умудрившись не заболеть ни одной новомодной литературной болезнью конца века и только в последние годы жизни- жизни, исполненной вечного труда и нужды,- заплатил дань модному натурализму.

произведения: роман "Тартарен из Тараскона", несколько небольших рассказов.

Ромен Роллан

Творчество Ромена Роллана (1866-1944) занимает совершенно особое место в этом периоде истории. Если Мопассан, Доде да и многие другие великие писатели каждый по- своему мучительно искали положительные начала в плохо устроенном мире, то для Роллана смысл бытия и творчества изначално заключался в вере в прекрасное, доброе, светлое, что никогда не уходило из мира,- его просто необходимо уметь видеть, почувствовать и передать людям.

произведения: роман "Жан Кристофф", повесть "Пьер и Люс".

Гюстав Флобер

Его творчество опосредствованно отражало противоречия французской революции середины девятнадцатого столетия. Стремление к правде и ненависть к буржуазии сочитались в нем с социальным пессимизмом и неверием в народ. Эту противоречивость и двойственность можно найти в философских поисках и политических взглядах писателя, в его отношении к искусству.

произведения: романы- "Госпожа Бовари", "Саламбо", "Воспитание чувств", "Бувар и Пекюше" (не закончен), повести- "Легенда о Юлиане Странноприимце", "Простая душа", "Иродиада", также создал несколько пьесс и феерию.

Стендаль

Творчество этого писателя открывает период классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования реализма, теоретически заявленных в первой половине 19 века, когда еще господствовал романтизм, и вскоре блестяще воплощенных в художественных шедеврах выдающегося романиста того времени.

произведения: романы- "Пармская обитель", "Арманс", "Люсьен Левен", повести- "Виттория Аккорамбони", "Герцогиня ди Паллиано", "Ченчи", "Аббатиса из Кастро".

œœœœœœœœœœœœœœœœœœœœœœœ


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Оренбургский государственный университет,

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ФРАНЦУЗСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

Ильина Л.Е. к. пед. н.,

Аннотация

В статье рассматриваются особенности стиля французских писателей XIX века, указывается, что в XIX столетии произошел ряд социально-экономических преобразований, изменилось отношение к роману как к литературному жанру.

Ключевые слова: французская литература, реализм, роман

The article discusses the characteristics of the style of the French writers of the XIX century, it states that in the XIX century, there were a number of socio-economic transformation, changed their attitude to the novel as a literary genre.

Key words: French literature, realism, romance

французский литература роман мировоззрение

XIX век во многом стал переломным в развитии французской литературы. Во-первых, повысился уровень грамотности населения в целом, широким массам стали доступны литературные произведения. Во-вторых, произошел ряд социально-экономических потрясений в жизни страны, которые повлияли на мировоззрение писателей и характер литературы XIX века в целом.

Произведения XIX века носят не поучающий характер, а апеллируют к сознанию человека, стимулируют его к личностному и духовному росту.

После событий Французской революции писатели стали обращаться к широким массам, искусство стало более демократичным, герои и самые яркие типажи были выходцами из народа, произведения стали более жизненными, но при этом воспевали высокие ценности и духовность, которая должна быть присуща каждому .

Большое влияние на французскую литературу XIX века оказало творчество Р. Шатобриана; который в своих произведениях равное значение придавал и содержанию и форме повествования, определяя дальнейшее литературное движение в разнообразнейших его проявлениях.

Все эти тенденции широко внедряли представители романтизма во главе с В. Гюго, он первым воспел народных героев (Квазимодо из «Собора Парижской Богоматери», бывший каторжник Жан Вальжан из «Отверженных» и т.д.). Новаторство Гюго заключается еще и в том, что для более полного раскрытия характера героев, он ввел в литературное произведение просторечные выражения как: «trotter sur sa mule» -«трусить на муле»; «nous battrons ton laquais» - «мы вздуем твоего слугу»;

«la caduque figure» - «помятая рожа»; « jette-le-lui par la figure» - «запусти-ка ему в рожу»; «Tu m"as fait un passe-droit!» - «Ты меня надул!»;

«Au diable la chanoinerie!» - «К черту чернецов!»; «Peste de la petite fille sotte et bouchйe!» - «Черт бы побрал эту дурищу!» Благодаря Гюго литература перестала быть ориентированной исключительно на аристократию.

В XIX столетии меняется отношению к такому жанру литературы, как роман. Особенно популярным становится исторический роман, когда жизнь и характер героя раскрываются на фоне важнейших исторических событий. И если персонажи и их история зачастую вымышлены, то исторический фон всегда достоверен. Роман становится более серьезным, он побуждает к размышлениям о развитии человечества, о тех социально-политических событиях, которые происходили во французском обществе.

Социально-бытовой роман послужил основой для развития другого литературного направления - реализма. Писатели-реалисты стремились показать жизнь такой, какой она есть, не идеализируя своих героев, а наоборот, уличая их недостатки, с целью искоренения общественных пороков. В некоторых случаях представителей французского реализма даже упрекали в несколько предвзятом отношении к простому человеку и его слабостям, призывая их избавить свои произведения от чрезмерной мрачности .

В своих произведениях М.-А. Стендаль противопоставлял два человеческих типа: «французский» и «итальянский», писатель связывал их со своим собственным происхождением. У Стендаля отсутствует французское изящество в отличие от его выдающихся современников.

Стиль Стендаля мене живописен, чем у Бальзака или Гюго, но каждая деталь служит общей мысли. Стендаль владел деловой и точной лексикой, отчетливостью синтаксического строя, раскрытием противоречий внутри фразы, в размышлениях героев, в движении сюжета, точностью светотени.

П. Мериме - одни из великих французских реалистов XIX века. Он осмеивал склонность романтиков выдвигать на первый план выдающиеся исторические личности, детально описывать их поведение, строить догадки относительно глубокомысленных изречений, высказываемых ими в решающие исторические минуты. Он считал, что это ведет к фальши и нагромождению домыслов. Мериме в «Хронике времен Карла IX» создавал прозаический стиль, в какой-то степени похожий на пушкинский . У Мериме выслеживается сжатость повествования, членение фразы с тонким юмором сопоставлений: Ценность стиля Мериме не в эффектных сравнениях или метафорах, а в действенном употреблении обыденной лексики: «Les bouteilles, dйjа vigoureusement attaquйes» - «бутылки, уже подвергшиеся мощной атаке», «si cette bouteille l"avait attrapй» - «если бы эта бутылка его поймала».

Особого внимания в XIX столетии уделялось литературным произведениям, рассчитанным на самых юных читателей. В это время появляются замечательные приключенческие романы для детей, лишенные излишнего дидактизма, но в интересной форме рассказывающие о жизни в целом, о необычных явлениях, далеких странах, опасных путешествиях и т.д. В них затрагивались серьезные мировоззренческие вопросы, и зачастую такие произведения представляли интерес даже для взрослых.

Такими были романы Ж. Верна, некоторые произведения Виктора Гюго.

Ж. Верн является знаменитым автором приключенческих книг о путешествиях, неизвестных островах, о поисках новых земель и новых технологий. Герои Ж. Верна всегда в пути, они создают быстроходные машины, подводные и воздушные корабли. Опираясь на искания научной мысли, он изображал желаемое как уже существующее. Писатель использовал такие беллетристические приемы, например, как пари Жака Паганеля и майора Мак-Наббоса в романе «Дети капитана Гранта», когда ему нужно ввести отступления на научную или историческую тему.

О. де Бальзак исследовал человеческую натуру, психологию общества, быт и культуру. Излюбленная тема Бальзака - яростная борьба одаренных людей, пробивающих себе дорогу в высшем обществе. Чистый юноша, попавший в большой город и делающий карьеру ценой своей нравственной гибели, вот излюбленный образ Бальзака. Таков Растиньяк («Отец Горио»), таков Люсьен Шардон («Утраченные иллюзии»).

Реализм Бальзака вводит читателя в реальную жизнь. Бальзак улавливает и воссоздает оттенки речи людей своего времени, воспроизводя в их словоупотреблении их мироощущение и собирательную личность.

Интонация в романе Бальзака имеет особенное значение, он любит изображать свет, пробивающийся в гущу мрака: это усиливает выразительность мира вещей. Любая сцена у Бальзака наполнена оттенками интонаций, жестов, противоречащих словам, непринужденных и искусственных в одно и то же время. Смех, раздающийся из соседней комнаты, бывает содержательнее разговора . В языке героев Бальзака, помимо индивидуальной характерности, постоянно звучат живые, образно сопоставленные авторские формулы -- законы современной ему жизни.

Новаторские настроения существовали и в поэзии. Появилась «новая поэзия», которая свободный стих предпочла привычному александрийскому. Зародилась новая школа - символистская, характеризующаяся сложными сюжетными линиями, многогранными, несколько завуалированными образами. При этом произведения символистов совершенно неотделимы от реальной жизни, и лишь стремятся выразить ее с помощью подсознания.

Таким образом, отличительной особенностью французской литературы XIX века является ее языковое своеобразие. Язык писателей-реалистов приближен к разговорному языку, использует диалектизмы и жаргонизмы, упрощает синтаксис. Говоря о языковом своеобразии литературного произведения, необходимо отметить, что в основе их основе лежит нормативная и ненормативная окраска языка. Эмоциональная и социально-жанровая окраска являются самостоятельными компонентами стилистического значения слова.

Использованные источники

1. Виппер Ю. Б. Проспер Мериме - романист и новеллист // О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века. - М., 1990. - С. 262-284.

2. Ковалева, Т.В. Французская литература конца ХІХ - начала ХХ века / Т. В. Ковалева и др. // История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века) Минск: Завигар, 1997. - 114 с.

3. Чичерин, А.В. Идеи и стиль: о природе поэтического слова.- М: Советский писатель, 1968. - 299 с.

4. Pichois C. Histoire de la littйrature franзaise/ C. Pichois. - Paris: Flammarion, 2000. - 250 p/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Гуманизм как главный источник художественной силы русской классической литературы. Основные черты литературных направлений и этапы развития русской литературы. Жизненный и творческий путь писателей и поэтов, мировое значение русской литературы XIX века.

    реферат , добавлен 12.06.2011

    Основа философского учения. Экзистенциализм в литературе. Основные особенности экзистенциализма как философско-литературного направления. Биография и творчество французских писателей Жана Поля Сартра и Альбера Камю. Взаимовлияние литературы и философии.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Путь Оноре де Бальзака к художественной литературе как величайшего реалиста. Анализ творчества французских писателей, сделанный романистом в этюде "О Бейле". Классификация французской литературы на основе идейного, образного и эклектического восприятия.

    контрольная работа , добавлен 29.09.2011

    Русская литература XVIII века. Освобождение русской литературы от религиозной идеологии. Феофан Прокопович, Антиох Кантемир. Классицизм в русской литературе. В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А. Сумароков. Нравственные изыскания писателей XVIII века.

    реферат , добавлен 19.12.2008

    Краткая биография наиболее выдающихся поэтов и писателей XIX века - Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Высокие достижения русской культуры и литературы XIX века.

    презентация , добавлен 09.04.2013

    Подлинный расцвет европейской литературы XIX века; стадии романтизма, реализма и символизма в ее развитии, влияние индустриального общества. Новые литературные тенденции ХХ века. Характеристика французской, английской, немецкой и русской литературы.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Общий анализ современного состояния литературы Приднестровской Молдавской Республики, написанной на русском языке. Сравнительный анализ творчества приднестровских писателей и поэтов. Фантастическая проза Виталия Пищенко на примере повести "Замок Ужаса".

    дипломная работа , добавлен 04.02.2013

    Культурные контакты Англии и России в XIX–XX веках. Образ России в произведениях У. Шекспира, К. Марло, Дж. Горсея. Тематика, жанровое и художественное своеобразие путевых заметок писателей. Анализ творчества Л. Кэрролла, сущность творчества С. Моэма.

    дипломная работа , добавлен 11.03.2012

    Специфика русской критики, её место в процессе развития литературы ХХ века. Наследие И.А. Ильина как критика: систематизация, круг рассматриваемых проблем. Интерпретация гегелевской философии. Оценка творчества поэтов и писателей - современников критика.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Стили и жанры русской литературы XVII в., ее специфические черты, отличные от современной литературы. Развитие и трансформация традиционных исторических и агиографических жанров литературы в первой половине XVII в. Процесс демократизации литературы.

XIX век характеризуется становлением капиталистических отношений и головокружительного прогресса промышленности. Эти процессы наложили отпечаток и на творчество французских культурных деятелей.

Знаменитые писатели Франции сделали монументальный вклад в мировую литературу. От экзистенциалиста Жан-Поль Сартра до автора заметок об общественных нравах Флобера – человечеству известно немало гениев, плоды трудов которых разобрали на цитаты.

Шедевры реализма как будто размышляли о современности и месте человека в мире. В этот период стремительно развивалась проза, особенно жанр романа. 19 столетие подарило свету немало эпических произведений, где жизнь простых людей описана на фоне известных исторических событий.

Реалистический роман зародился в 18 веке. Деятели Просвещения так и не сумели раскрыть многогранность связей между персонажами и действительностью. Наиболее полно направление реализма выразилось в жанре социального романа. Для него характерны масштабность проблемы, пафосное описание, запоминающиеся художественные образы.

Королями французского реалистического романа считаются Стендаль и Бальзак. Их основная тематика — жизнь общества того исторического периода.

Стендалю принадлежит первенство в создании основных принципов реализма, воплощенных в его художественных повествованиях. Шедевр «Красное и черное» рассказывает о любви, о выборе между карьерой в церкви и в армии, что отражено в названии. В авантюрной «Пармской обители» наглядно и увлекательно передана суть придворных интриг небольшого итальянского двора.

Знаменитая «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака принесла ему первый успех. Это своеобразные комментарии всех жизненных аспектов. Цикл сочинений выпустил в свет немало эпохальных героев: Отец Горио, например, в курсах французской литературы представляется как классический символ реализма, в «Блеске и нищете куртизанок» и «Утраченных иллюзиях» отражаются морально-этические проблемы общества, почитающего деньги.

Тема торжества добра над злом положена в основу романа Виктора Мари Гюго «Отверженные», среди героев которого и осужденный за похищение еды для голодной семьи на 20 лет каторжных работ, и замарашка, обернувшаяся прелестной девушкой, и дерзкий Гаврош. Автор вложил в этот шедевр все своё человеколюбие, в некоторых фразах сокрыт невероятно бездонный смысл, порой стоит перечитать книгу, чтобы глубже в него проникнуть.

Роман «Собор Парижской Богоматери» вызывает в душе читателей бурю разноплановых эмоций. И хотя целью Гюго было сделать главным героем готический собор Парижа, который хотели снести или модернизировать, до сих пор читателям переворачивает душу трагическая судьба персонажей: Эсмеральды, Квазимодо, Фролло.

Первый опубликованный роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари» сначала вышел в форме цикла новелл, но французские власти подали против автора иск за безнравственность. Сюжет произведения невероятно прост — главная героиня живет не по средствам и заводит внебрачные интрижки, пытаясь убежать от пустоты и банальности жизни в провинции. Настоящая ценность романа - в деталях. Флобер, вообще, знаменит стремлением довести каждое свое творение до совершенства, выбирая единственно верные слова.

Ги де Мопассан, подобно своему наставнику Флоберу, ни разу не изменял собственным принципам. Он был яростно нетерпим к буржуазному миру. Когда его персонаж оступался в чем-нибудь, присоединяясь к буржуазности, автор не миловал его. Его новелла «Ожерелье» стала образцом неожиданной развязки.

Один из авторов, обратившихся к научной фантастике – Жюль Верн. Он написал много приключенческих сюжетов: «Двадцать тысяч лье под водой», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру Земли». Коллизии, в которые попадают путешественники, не отпускают благодарного читателя до финала.

Не менее грандиозный успех настиг реалистичные творения Александра Дюма. Сюжет «Графа Монте-Кристо» взят из полицейских архивов. Реальная история Франсуа Пико, послужившего прототипом Дантесу, под пером литературного гения трансформировалась в занимательный роман о заключенном замка Иф. Читатели погружаются в историческую обстановку и испытывают весь спектр эмоций персонажей, утрачивая чувство реальности.

«Три мушкетера» — общепризнано лучший авантюрно-приключенческий роман. Это бессмертное и нестареющее произведение о смелых мужчинах и роскошных женщинах, об интригах кардиналов и романтичности королей. Современное поколение читателей с тем же азартом следит за увлекательными приключениями Атоса, Портоса, Арамиса и д’Артаньяна.

Видный публицист Эмиль Золя стоял в эпицентре литературной жизни 19 века. Его истории о рабочем классе «Жерминаль» и «Западня» были попыткой совершенствования системы взаимоотношений буржуазного общества. В них немало истинного описания пролетариата того времени. Оба произведения экранизированы.

Броские факты ослепительного богатства и удушающей нищеты были основной темой поэтов и прозаиков Франции этого столетия. Обстановка душевного смятения положила начало большому количеству литературных движений и жанров, внесших заметный вклад во всемирное наследие.

Девятнадцатый век.

Девятнадцатый век. На рубеже 18–19 вв. в европейской культуре происходят небывалые изменения, характеризующие наступление «эпохи современности» (в противоположность «классической» эпохе). Формируется идеология культурного релятивизма, воплотившаяся в романтизме. Географическая относительность, «экзотизм», влечение к чужим культурам появляется уже на ранней стадии развития течения. Позже романтиков начинают привлекать «неклассические» цивилизации прошлого: поколение 1830 – средневековье, Т.Готье – барочный 17 в. Романтики обращаются к фольклору, народной культуре, признавая тот факт, что мышление и творчество неодинаковы даже в пределах одной современной нации. Так, вместе с «массовой культурой» (жанры романа-фельетона, карикатуры, мелодрамы) возникает идея социальной относительности. Все эти представления так или иначе отражены в трактатах А.Л.Ж.де Сталь (1766–1817) (О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями, 1800; О Германии, 1813). В ее романах (Дельфина, 1802; Коринна, или Италия, 1807) романтические идеи сочетаются с просветительскими и сентименталистскими – такое соседство и противостояние внутри него очень характерно для французской литературы, развитие которой происходит в постоянных столкновениях полярных литературных и идеологических течений. В Коринне г-жа де Сталь предваряет тему несовместимости художника и общества, одну из центральных тем романтической литературы. Другой важнейший образ – «сына века» – одним из первых создает Ф.Р. де Шатобриан (1768–1848) (Рене, 1802). Образ разочарованного современника, меланхолического юноши, подверженного «болезни века», стал чрезвычайно популярным во французской литературе (Оберман (1804) Э.П.Сенанкура, 1770–1846; Адольф (опубл. 1815) Б.Констана, 1767–1830).

Первые теоретические тексты романтиков появлялись в их периодике, выходившей небольшими тиражами («Лё консерваттер литерер», 1819–1821; «Ля мюз франсез», 1823–1824; «Ле Леттр шампенуаз»,1817–1825; «Лез аналь де ля литератюр э дез ар», 1820–1829). Полемические очерки Стендаля (1783–1842), вошедшие в книгу Расин и Шекспир (1823–1825), направлены против эпигонов классицизма, защищают принципы «романтического», т.е. современного искусства. Однако авторитет классицистической традиции был окончательно поколеблен лишь к концу 1820-х. Сложившиеся к тому времени представления писателей-романтиков резюмировал В.Гюго (1802–1885) в предисловии к драме Кромвель (1827), которое стало манифестом французского романтизма. В нем автор теоретически обосновывал местный колорит, гротеск и контраст в целях рельефного противопоставления «добра» и «зла», а также объявлял войну классицизму и всему придворно-аристократическому искусству. Французский романтизм обрел законченные формы поздно: общенациональным явлением он становится лишь в 1820-е и только с конца их и в течение 30-х возникают шедевры так называемого высокого романтизма.

Французский романтизм отличается «посюсторонностью» художественного мира. Фантастика появляется лишь с 1820-х в повестях Ш.Нодье (1780–1844) и позже – у Готье (1811–1872) (Ножка мумии, 1840; Аррия Марцелла, 1852). Более органично развивается мифологическая линия, связанная с религиозной символикой: апология христианства Шатобриана (Гений христианства, 1802), религия в поэзии Ламартина. Однако чаще всего прозаические произведения начинаются «исповедями», автопортретами исторической, но и современной личности, имя которой вплоть до 1830-х выносится в заглавие (Индиана (1832), Валентина (1832), Лелия (1833), Жак (1834) Ж. Санд, 1804–1876, и др.). Интерес к гениальной, бунтарской личности (напр., художника) появляется лишь начиная с 20-х гг., в эпоху высокого романтизма. И все же герои типа Сбогара (Жан Сбогар (1818)) Нодье или Моисея в лирике Виньи выглядят скорее исключением. Поэтические натуры зачастую предстают иностранцами – от Живописца из Зальцбурга (1803) Нодье до Чаттертона (1835) Виньи и героев Ж.Санд. Тема отношений поэта и искусства с обществом обострилась лишь в 30-е. Бытовые реалии, напротив, охотно включаются ими в трагически серьезное произведение – может быть потому, что такого смешения не принимала классическая эстетика. Уже в 1820-е распространяются «физиологии», нравоописательные очерки, которыеые стремились к дагерротипному воспроизведению быта (Физиология вкуса (1826) Б.Саварена; очерки Ш.Филипона). В многотомном издании Французы в их собственном изображении (1840–1842) приняли участие Бальзак, Дюма, Ж.Жанен.

С новой эпохой истории Франции и французского романтизма – Реставрацией (1814–1830) – связана эволюция таких писателей как А.де Ламартин (1790–1869), А.де Виньи (1797–1863), В.Гюго. Начало 1820-х ознаменовалось расцветом лирических жанров. В поэтических произведениях Ламартина, Виньи (Поэмы, 1822; Смерть волка, 1843) рассказывается история современных авторам романтических сердец. В лирике Ламартина, звезды 1820-х, чувствуется влияние поэтики предыдущего века (сб. Поэтические размышления, 1820; Новые размышления, 1823; Поэтические и религиозные созвучия, 1830). Гюго проявляет себя как мастер звучания стиха (сборник Оды и разные стихотворения, 1822). Его поздние поэтические опыты (эпический цикл Легенда веков, 1859–1883; Грозный год, 1872) стали итогом развития романтической поэзии. В 1823 Гюго пробует себя в прозе (исторический роман Гай-Исландец).

Французский исторический роман 1820-х складывался под влиянием В.Скотта. Однако английский романист для сохранения правдоподобия создал двойную интригу, которая никак не могла прижиться во Франции. Писатели по-разному решали эту проблему: соединяя историческое и романическое в одном герое, политике и любовнике (Сен-Мар (1826) А.де Виньи); беря за основу сюжета малоизвестное историческое событие (Шуаны (1829) О.де Бальзака, 1799–1850; Хроника времен Карла IX (1829) П.Мериме); отказываясь от воссоздания исторических событий, используя лишь колорит эпохи (Собор Парижской богоматери (1831) В.Гюго). После 1829 интерес к историческому роману падает, он возвратился только с романами А.Дюма-отца (Три мушкетера, 1844; Двадцать лет спустя, 1845; Королева Марго, 1845 и др.); на некоторое время современность становится популярным предметом изображения; повесть сменяет большую эпическую форму.

С публикации романа Ж.Жанена Мертвый осел и гильотинированная женщина в 1829 начинается короткий «неистовый» период во французском романтизме. Повести, насыщенные убийствами и неестественными страстями, публиковались в журналах «Ля Ревю де Пари» (1829–1845, 1851–1858) и «Ревю де дё монд» (с 1829). Примером такой повести была книга П.Бореля (1809–1859), называвшего себя ликантропом (волкочеловеком), – Шампавер. Безнравственные рассказы (1833). Марион Делорм (1831) и Лукреция Борджия (1831) Гюго, Антони (1831), Ричард Дарлингтон и др. драмы А.Дюма-отца (1802–1870), повести и рассказы Бальзака, Ж.Санд, Мериме, хроники Стендаля так или иначе соприкасаются с «неистовой» литературой. К «неистовым романтикам» иногда относят Ж.де Нерваля (1808–1855), который повесился при работе над редакцией новеллы Аурелия (1855), анализирующей безумие творца. Бесчинства и фантасмагория роднят стихотворные Песни Мальдорора (1868–1869) Лотреамона с прозой «неистовых романтиков». В одном из коллективных сборников «неистовых романтиков» (Коричневые рассказы опрокинутой головы, 1832) принял участие молодой Бальзак, который еще в 1820-х увлекался «черной» тематикой (Наследница Бирага, 1822; Клотильда Лузиньянская, 1822; Пират Аргоу, 1825 и др.)

Романтизм П.Мериме (1803–1870) отличается самоиронией и склонностью к мистификации (Театр Клары Газуль, 1825; Гузла, 1827). В новеллах 1830– 1840-х он отдает дань и фантастическим (новеллы Венера Илльская; Локис) и экзотическим (Матео Фальконе; Таманго; Кармен) сюжетам. Под пером Э.Сю (1804–1857) (Парижские тайны, 1842–1843; Вечный жид, т. 1–10: 1844–1845; Тайны народа, 1849–1857) и, позже, Ж.Верна (1828–1905) (Дети капитана Гранта, 1867–1868; 20000 лье под водой, 1869–1870; Таинственный остров, 1875 и др.) формируется приключенческая литература. С творчеством Сю (создававшего «роман для народа») и А.Дюма связано понятие «роман-фельетон» (роман «с продолжением», печатавшийся в периодике).

В театральной жизни борьба нового направления с традиционным искусством была наиболее напряженной. В предисловии к пьесе Рюи Блаз (1838) Гюго утверждал промежуточный жанр – драму, – различая комедию и трагедию по предмету изображения. Еще раньше, на премьере драмы Гюго Эрнани (февр. 1830), между зрителями состоялась настоящая битва за утверждение на сцене романтической драматургии. Сторонники Гюго боролись за смешение стилей – возвышенного и гротескного. Лирические комедии А.де Мюссе (1810–1857), автора популярных стихотворений, – противоположность пьесам Гюго. Их автор аполитичен, сюжет его пьес повествует о «болезни века», рефлексии и скептицизме, убийственных для героя (Веницианская ночь, 1830; Андреа дель Сарто, 1833; С любовью не шутят, 1834). Исключение составляет трагедия Лорензаччо (1834), где ставится проблема социально активного действия. История «опустошенного человека» и в то же время целого поколения рассказывается в романе Мюссе Исповедь сына века (1835). Мюссе входил в кружок «Сенанкль» (1827–1830), объединение романтиков, созданное Гюго и Ш.О.Сент-Бёвом (1804–1869). Известный поначалу как стихотворец и прозаик (Жизнь, стихотворения и мысли Жозефа Делорма, 1829), последний стал самым влиятельным литературным критиком 19 в. Сент-Бёв впервые высказал мысль о непосредственной связи между произведением и жизнью писателя, ее историческим временем.

Французский роман пер. пол. 19 в. испытывал сильное влияние драмы. Театральными приемами пользовались самые разные писатели – от Бальзака до П.Ш.де Кока (1793–1871), автора фривольных комических романов. В 1830-е господствовали два типа романной композиции: драматическая и хроникальная. Бальзак сосредоточился на первой, ибо в ней акцент переносится с главного события, катастрофы, на процесс, ее подготавливающий. Опираясь на достижения современной науки, Бальзак в Предисловие (1842) к Человеческой комедии (1829–1848) описывает общество как сложный, исторически сложившийся организм. Писатель должен стать историком, хронистом, аналитиком человеческих страстей и характеров, знатоком нравов различных сословий, чтобы создать многообразную человеческую типологию. В рецензии на Пармскую обитель (1839) Стендаля, в Этюде о господине Бейле (1838) писатель высказал суждения о важности психологического анализа в искусстве. Эти размышления принято считать манифестами «реализма», постромантического направления в литературе, берущего начало в прозе Бальзака (Шагреневая кожа, 1830–1831; Отец Горио, 1834–1835 и др., позже объединенные в Человеческую комедию) и Стендаля (Красное и Черное, 1831; Пармская обитель, 1839). Для них герой, чаще всего современник, может и должен быть описан в социальной и исторической «среде» своего существования. Характеры даны этими писателями в конкретном политическом и общественном фоне. Предметом искусства может стать любое явление действительности, но только при условии, что оно будет познано в общих своих закономерностях, предполагающих социальный и биологический детерминизм. Более узкую концепцию метода содержат манифесты 1850–1860-х Шанфлёри (1821–1889) (сборник теоретических работ и статей Реализм, 1857) и его последователя Л.Э.Дюранти (1833–1880) (цикл статей в журнале «Реализм», 1856–1857), которые отказывались от типизации, тяготея к фактографическому копированию увиденного. Использование несобственно-прямой речи в повествовании Г.Флобера (1821–1880) исключает из него эксплицированную точку зрения автора (Госпожа Бовари, 1857). Одним из ключевых факторов повествования у Флобера становится театральность, зрелищность. Флобер не наделяет героиню «господствующей страстью» (в отличие от Стендаля, Бальзака, Ж.Санд), поэтому реакция героя на воздействие сатирически изображенной среды менее предопределена, более неожиданна.

С литературно-критической деятельностью братьев Гонкуров и Э.Золя связано зарождение натурализма во французской литературе. Братья Гонкуры, Эдмон (1822–1896) и Жюль (1830–1870), провозгласили (предисловие к роману Жермини Ласерте, 1865) «новый реализм», основанный на зарисовках с «натуры», строгом наблюдении и фиксации объективных фактов. Новый тип «научного» романа создал, по их мнению, Бальзак, утверждавший, что он историк, а не романист. Изучение истории необходимо им для создания психологического правдоподобия, «впечатления правды о человеке», который в любой исторической эпохе остается современником читателя. Познакомившись с теорией Шанфлёри, критическими статьями И.Тэна (1828–1893) (История английской литературы, 1863) и романами своих современников (особенно Флобера), Э.Золя (1840–1902) формулирует принципы натурализма и «научного романа» (предисловие ко второму изданию романа Тереза Ракен, 1867; сборник Экспериментальный роман, 1880). Натурализм должен изображать драму современной жизни, используя «физиологическое» описание темперамента, поставленного в зависимость от среды и обстоятельств; язык прозы должен отличаться искренностью, ясностью и естественностью. Теория социальной и биологической (наследственность) обусловленности характера иллюстрируется серией романов Ругон-Маккара (1871–1893) Золя. К нач. 1880-х натурализм становится основным творческим принципом писателей постфлоберовского поколения, а также молодых авторов, объединившихся вокруг Золя (Ж.К.Гюисманс, 1848–1907; А.Доде, 1840–1897; Г.де Мопассан, 1850–1893 и др.) Под его патронажем последние напечатали сборники новелл Меданские вечера (1880). Г.де Мопассан в предисловии к роману Пьер и Жан (1887–1888) писал, что действительность изображенная не должна быть более захватывающей и удивительной, чем действительность жизненная. В новеллах Мопассана, непревзойденных по технике, автор колеблется между меланхолией и сарказмом, отказываясь давать оценку свершающимся событиям.

К целостному восприятию мироздания стремились поэты предсимволистской эпохи. В лирике Ж.де Нерваля ощущается его одушевленность и всеединство (именно ими упоен поэт, а не собственными, как романтики, переживаниями – Золотые стихи, 1845), возникает символическая многозначность образов. Цветы зла (1857) Ш.Бодлера (1821–1867) намечают путь поэта-романтика к символизму. Красота и совершенство предстают в его стихах независимо от этического содержания предмета. Поэт становится лишь посредником-медиатором между природой и людьми. Сборник Т.Готье Эмали и камеи (1852) проложил дорогу литературной группе «парнасцев». В сер. 1850-х Ш.Р.М.Леконт де Лиль (1818–1894) старался точно, бесстрастно, в отличие от нагнетавших страсти романтиков, воссоздавать древнюю историю, «слышать голоса прежних цивилизаций». От натуралистических течений постромантизма его позицию отличает проповедь невозмутимости стихотворца, стремление добиться наивысшего выражения своего «я». Искусство не может иметь практической цели. Задачу поэта, если она и есть, де Лиль полагает в создании Прекрасного с помощью сложных комбинаций поэтических строк, цветов и звуков, с помощью чувств, размышлений, науки и фантазии (предисловия к Античным стихотворениям, 1852). Леконт де Лиль воплотил идеальный образ парнасца (Варварские стихотворения, 1862; Трагические стихотворения, 1884). В сборнике Новые стихотворения (1866) опубликовали свои стихи около 40 поэтов, в том числе Леконт де Лиль, Ш.Бодлер, С.Малларме (1842–1898), Т.Готье, Ж.М.Эредиа (1842–1905), Т.де Банвиль (1823–1891), молодые П.Верлен (1844–1896) и Ф.Э.Ж. Коппе (1842–1908). Т.де Банвиль утверждал, что искусство и мастерство изображения – одно и то же (Небольшой трактат о французской поэзии, 1872). Парнасцы существовали как относительно монолитная группа вплоть до появления групп «Гнусные дяди» и зютистов (от фр. «Zut!» – «Черт возьми!»), которых представляли Ш.Кро (1842–1888) и Т.Корбьер (1845–1875). Обе группы стремились возмущать и раздражать читателей, одновременно создавая новые поэтические формы. К кон. 1880-х эстетика «Парнаса» существенно устарела, уступив место новым течениям.

Стихотворения П.Верлена Поэтическое искусство (1874) и сборник А.Рембо Озарения (1872– 1873, особенно сонет Гласные, 1872) провозгласили своим манифестом символисты. Оба поэта испытали влияние Бодлера, но воплотилось оно по-разному. Верлен, поэт-импрессионист по преимуществу, стремился к «искусному опрощению» (Г.К.Косиков) поэтического языка. Между «душой» и «природой» в его пейзажной лирике (сборник Романсы без слов, 1874) устанавливается отношения не параллелизма, но тождества. В свои стихи Верлен ввел жаргон, просторечия, провинциализмы, фольклорные архаизмы и даже языковые неправильности. Именно он предварил символистский верлибр, который открыл А.Рембо. Он призывал дать волю ничем не сдерживаемой игре воображения, старался достичь состояния «ясновидения» путем «расстройства всех своих чувств». Именно он обосновал возможность «темной», суггестивной поэзии, предвосхищая творчество С.Малларме.

История символизма как оформленного поэтического направления начинается в 1880, когда С.Малларме открыл у себя дома литературный салон, где собирались молодые поэты – Р.Гиль (1862–1925), Г.Кан (1859–1936), А.Ф.Ж.де Ренье (1864–1936), Франсис Вьеле-Гриффен (1864–1937) и др. В 1886 программной для символистов акцией стала публикация восьми Сонетов к Вагнеру (Верлен, Малларме, Гиль, С.Ф.Мерриль, Ш.Морис, Ш.Винье, Т.де Визева, Э.Дюжарден). В статье Литературный манифест. Символизм (1886), программном документе движения, Ж.Мореас (1856–1910) пишет, что символистская поэзия пытается «одеть Идею в осязаемую формулу». В это же время выходят первые поэтические сборники, ориентированные на символистскую поэтику: Кантилены (1886) Ж.Мореаса; Успокоение и Ландшафты (1886, 1887) А.де Ренье и др. В кон. 1880-х происходит подъем символизма (Утехи (1889) Ф.Вьеле-Гриффена; Стихотворения в старинном и рыцарском духе (1890) А.де Ренье). После 1891 символизм входит в моду, это размывает границы сообщества. Эзотеризм и мистицизм некоторых поэтов (Великие посвященные (1889) Э.Шюре) вызывают реакцию со стороны других. (Французские баллады (1896) П.Фора, 1872–1960; Ясность жизни (1897) Вьелле-Гриффена; От утреннего Благовеста до вечернего (1898) Ф.Жамма, 1868–1938), стремящихся к непосредственности и искренности в поэзии. В стилизациях П.Луи дает знать о себе эстетизм (Астарта, 1893; Песни Билитис, 1894); Р.де Гурмон (1858–1915) играет индивидуалиста и имморалиста (Иероглифы, 1894; Дурные молитвы, 1900). На рубеже 19–20 вв. символистское движение распадается на отдельные школы-однодневки («натюризм», «синтетизм», «пароксизм», «эзотеризм», «гуманизм» и т.п.). Отдельным явлением в драматургии кон. 19 в. стала романтическая пьеса Э.Ростана (1868–1918) Сирано де Бержерак (1897).

Символизм, как мировоззрение проявивший себя сначала в лирике, быстро проник в драматургию. Здесь он, как и в литературе кон. 19 в. в целом, противостоял натурализму и позитивистскому мировидению. Наиболее востребован постановщиками был бельгийский драматург М.Метерлинк, его пьесы преобразили театральный репертуар 1890-х (Слепые, 1890; Пеллеас и Мелисанда, 1893; Там, внутри, 1895). Традиции символизма отчасти были продолжены в журнале «Ля Фаланж» (1906–1914) и «Вер э проз» (1905–1914) и во многом определил прозаические эксперименты нач. 20 в., повлиял на формальные поиски поэтов модернистских направлений. Очевидно влияние их на творчество П.Валери и П.Клоделя.

XIX век – «золотой» , классический. Один век, но не единое художественное направление: романтизм и реализм. Начался с Французской революции. Закончился Парижской коммуной в 1871 г. (ее героизм и трагедия – это уже героизм и трагедия ХХ века). Реализм формируется в 30 -40 годы. К этому времени общество уже предало забвению героическую пору якобинства, кровавую эпопею наполеоновских войн. Карманьолу сменил канкан, фригийский колпак – котелок негоцианта, расшитый галунами мундир – добротный сюртук нового завоевателя мира – рыцаря дебета и кредита. Открытое неприятие действительности – пафос литературы 19 века.

Синтез романтических и реалистических тенденций во французской культуре. Особое отношение к «искусству слога» как французская национальная традиция «Только то, что хорошо написано, доходит до потомков» (Бюффон, 1707 -1788) Романная форма – прозаически организованное общество (Гегель) Два основных стиля французской литературы: бальзаковский стендалевский

Оноре де Бальзак (1799 -1850) Один из самых великих писателей. «Великий романист, пишущий плохо» (П. Лато) «доктор социальных наук» (Бальзак). Очень разный – монархист, легитимист и – художник. Ровесник Пушкина (Каролина Сабанская- возлюбленная А. С. Пушика – блестящая авантюристка мирового масштаба – родная сестра Эвелины Ганской, на которой Бальзак женился за 3 месяца до своей смерти. Венчание в 1850 г. в городе Бердичеве, в костёле Святой Варвары. В 1847 -1850 гг. жил во владениях своей возлюбленной в Верховне - село в Ружинском районе Житомирской области на Украине) Писателем становится в 30 лет (роман «Шуаны»). Луи_Август Биссон. Портрет Оноре де Бальзака, 1842 Формулирует идею посвятить всю жизнь одному грандиозному произведению. Он собирается охватить ВСЕ. Реализм Бальзака не активен к жизни, он не учит жизни, он анализирует жизнь, исследует ее. Бальзак говорит, что пишет историю человеческого сердца. Эта история у него социально и биологически крашена.

Бальзак – «сила природы… сила стихийная, не размышляющая. . . это бессознательный гений… художник, а не мыслитель (Борис Григорьевич Реизов). Воспринял основную идею романтиков – историзм. Видел в человеческой истории не только разнообразие эпох, но и общее единство человечества. В его романах не только быт и среда, но и возвышение характеров над историей. Деньги – религия нового времени. Конфликт века – человек против необходимости. Необходимость предстает в виде домохозяйки, квартирной платы, прачки, отсутствия денег. . Но деньги – не главное. Герой скорее борется с деньгами, чем становится их слугой. «Выгодой можно объяснить лишь низменные поступки» (Бальзак) Героя увлекает идея: благородная/безумная, мания, честолюбие, творческий пыл. Романы – войска, которые он бросает в бой в нужный момент. Творчество – это борьба с сюжетами, замыслами, техническими трудностями.

Человеческая комедия I. Этюды о нравах 1)Сцены частной жизни Предисловие Гобсек Отец Горио 2)Сцены провинциальной жизни Евгения Гранде Музей древностей Утраченные иллюзии 3)Сцены парижской жизни Блеск и нищета куртизанок 4)Сцены политической жизни 5)Сцены военной жизни Шуаны, или Бретань в 1799 году 6)Сцены сельской жизни Сельский врач Сельский священник II. Философские этюды III. Аналитические этюды (называю только некоторые романы, которые желательно прочитать)

«Человеческая комедия» 97 романов Нет последовательности, хронологического единства. Условный центр – «Отец Горио» (1834) Бальзаковский стиль: - подражание классификациям животных в трудах натуралистов - «научность» замысла -грандиозный характер обобщений -реалистический принцип типизации (типичный герой в типичных обстоятельствах; срав. – романтический принцип типизации: исключительный герой в исключительных обстоятельствах) -жанровые и тематические классификационные системы - «сквозные» герои - «тотальный детерминизм» -класс как единство -любое пространство как атмосфера -сначала вещный мир – потом человек, который этому миру соответствует -борьба за «чужое» сознание («авторская агрессия») «Существует нечто более интересное, чем египетские пирамиды – большой парижский дом» (Жюль Жанен, 1804 -1874)

СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) 1783 -1842 выдающийся французский писатель (Штендаль - немецкий город, откуда происходил Винкельман, который «открыл» художественные сокровища Италии для европейской читающей публики). Трудная и долгая творческая биография – 30 лет ученичества. Участник итальянского похода Наполеона, военный интендант, видел Бородинское сражение, пожар Москвы После падения Наполеона уехал в Италию, знаком с вождями карбонариев, с Байроном. 1830 – французский консул в Италии. История человека, взращенного на культе Наполеона и оказавшегося на распутье послереволюционного периода Чувствует себя провинциалом (слабое знание орфографии, плохой почерк, небрежность и невнимание к мелочам) Похоронен Стендаль в Париже на кладбище Монмартр

Стиль и зрелость – привычка, возникающая сама собой. Задача всей жизни – быть похожим на самого себя в лучшие свои минуты «Мы искажаем нежнейшие чувства, когда пытаемся о них рассказывать» (Стендаль) Представление об искренности в литературе включает не только исповедь, но и умолчание «Роман – зеркало, прогуливающееся по дороге» (Стендаль) Стендалевский стиль: - «аналитический романтизм» -беспощадность психологического анализа - «вечная юность» героев -неприкосновенность «чистоты» героев -желание славы – один из самых мощных стимулов поведения -положительные качества современного человека – развитый интеллект и чувствительность -неистовые натуры - «бейлизм» «Эготизм» - любимое слово Стендаля, которым он определяет свой стиль Стендаля – «сознательная путаница» (Э. Золя) Романы «Красное и черное» 1830 «Пармская обитель» 1846

Гюстав Флобер (1821 -1880) выдающийся французский писатель, один из крупнейших европейских писателей XIX века. Теория «точного слова» . Учился на факультете права в Париже, вел богемную жизнь. В 1844 г. поселился на берегу Сены, недалеко от Руана. Ведет замкнутый образ жизни, стремится к самоизоляции. Вернулся в Париж в 1848 г. для участия в Революции. С 1848 по 1852 гг. много путешествует (Египет, Иерусалим, Константинополь, Италия). Встречался с И. С. Тургеневым. Романы: «Госпожа Бовари» (1856). Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление морали» . «Саламбо» (1862). Для его создания посетил Восток и Северную Африку. Исторический роман о восстании в Карфагене в 3 в. до н. э. «Воспитание чувств» (1869). О европейских событиях 1848 г. В романе описана первая влюбленность Флобера («молчаливая страсть» к Элизе Шлезингер, которую он пронес через всю жизнь) Поэтика Флобера: -принцип внеличного изображения (натурализм) -тема «воспитания чувств» - «письмо серым по серому» (Г. Флобер) - «умирание» автора; - «боваризм» . А. Муха. Саламбо

Эмиль Золя (1840 -1902) – выдающийся французский писатель, теоретик натурализма Двадцатитомная серия «Ругон. Маккары» - грандиозная «Естественная и социальная история одного семейства в эпоху Второй империи» . Стремление поднять литературное «производство» на уровень научных знаний своего времени. Стиль Э. Золя: - «биологическое» и «общественное» -грандиозность подробностей -поэтика массовых сцен -магия мелочей -синэстетизм образов Э. Мане. Портрет Э. Золя. Могильный камень (кенотаф) на месте первоначальной могилы Золя на кладбище Монмартр, перемещённой в 1908 г. в Пантеон Романы: Дамское счастье Чрево Парижа

Шарль Бодлер (1821 -1867) французский поэт и критик, классик французской и мировой литературы, последний европейский романтик, «человек, ощущающий себя бездной» (Ж. П. Сарт) «король поэтов, настоящий Бог» (А. Рембо). Отец был художником, с раннего детства прививал сыну любовь к искусству, но когда Бодлеру было 6 лет, отец умер, а мать вышла замуж. В качестве наказания за непослушание - путешествие в Индию, чтобы он «избавился от дурного влияния» круга богемы Латинского квартала, но Бодлер вернулся обратно. Участвовал в баррикадных боях февраля, сотрудничал в республиканской прессе, сражался на баррикадах в июне 1848 г. Посещал «Клуб гашишистов» и описал воздействие гашиша на человеческий организм, которое на долгие годы стало эталоном для всех, кто писал о психотропных продуктах из конопли. Считал своим «духовным братом» Эдгара По, переводил его произведения. Бодлер похоронен на кладбище Монпарнас в одной могиле с матерью и отчимом. Позже на трансверсальном проспекте кладбища был установлен кенотаф: на простой плите прямо на земле положена завернутая в саван фигура поэта во весь рост, а со стороны головы возвышается огромная стела, на верху которой водружен. . . Сатана. Поэтика: -дендизм -богемность. -эстетизация зла. -роскошь разложения и смерти. Сборники стихотворений: Цветы зла Парижский сплин

Ш. БОДЛЕР. Падаль (Перевод Вильгельма Вениаминовича Левика, 1907 -1982) Вы помните ли то, что видели мы летом? Мой ангел, помните ли вы Ту лошадь дохлую под ярким белым светом, Среди рыжеющей травы? Полуистлевшая, она, раскинув ноги, Подобно девке площадной, Бесстыдно, брюхом вверх лежала у дороги, Зловонный выделяя гной. И солнце эту гниль палило с небосвода, Чтобы останки сжечь дотла, Чтоб слитое в одном великая Природа Разъединенным приняла. И в небо щерились уже куски скелета, Большим подобные цветам. От смрада на лугу, в душистом зное лета, Едва не стало дурно вам. Спеша на пиршество, жужжащей тучей мухи Над мерзкой грудою вились, И черви ползали и копошились в брюхе, Как черная густая слизь. Все это двигалось, вздымалось и блестело, Как будто, вдруг оживлено, Росло и множилось чудовищное тело, Дыханья смутного полно. И этот мир струил таинственные звуки, Как ветер, как бегущий вал, Как будто сеятель, подъемля плавно руки, Над нивой зерна развевал. То зыбкий хаос был, лишенный форм и линий, Как первый очерк, как пятно, Где взор художника провидит стан богини, Готовый лечь на полотно. Из-за куста на нас, худая, вся в коросте, Косила сука злой зрачок, И выжидала миг, чтоб отхватить от кости И лакомый сожрать кусок. Но вспомните: и вы, заразу источая, Вы трупом ляжете гнилым, Вы, солнце глаз моих, звезда моя живая, Вы, лучезарный серафим. И вас, красавица, и вас коснется тленье, И вы сгниете до костей, Одетая в цветы под скорбные моленья, Добыча гробовых гостей. Скажите же червям, когда начнут, целуя, Вас пожирать во тьме сырой, Что тленной красоты - навеки сберегу я И форму, и бессмертный строй.

Фото 1855 г. Проспер Мериме (1803 -1870) французский писатель, переводчик, один из первых во Франции мастеров новеллы, главный инспектор исторических монументов, член Французской академии, сенатор Второй империи, популяризатор и переводчик русской литературы. Мистификации: -несколько драматических пьес под заглавием «Театр Клары Гасуль» (якобы автор – неизвестная испанская актриса странствующего театра; - «Гусли» (Guzla), сборник народных (якобы) песен. Поэтика: - «музей страстей человеческих» -драматические страсти – сухим и сдержанным языком -как правило, рассказчик – рациональный наблюдатель-иностранец -эмоции первобытных народов противопоставлены малокровию цивилизованной Европы («Энергия, хотя бы и в дурных страстях, всегда вызывает у нас удивление и какое-то невольное восхищение») Новеллы Кармен Матео Фальконе Локис Этрусская ваза Письма к незнакомке (но желательно все…)

Ромен Роллан (1866 -1944) - французский писатель, общественный деятель, учёныймузыковед, иностранный почётный член АН СССР (1932), лауреат Нобелевской премии по литературе (1915) «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине» Активный участник европейских пацифистских организаций. Переписывался со Л. Н. Толстым, приветствовал Февральскую революцию, одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 г. Общался с Максимом Горьким, приезжал по приглашению в Москву, встречался со Сталиным (1935). Книги о великих деятелях: «Жизнь Бетховена» (1903) «Жизнь Микеланджело» (1907) «Жизнь Толстого» (1911). Романы «Жан-Кристоф» (1904 -1912) «Кола Брюньон» (1914 -1918) «Очарованная душа» (1923)

СИМВОЛИЗМ – одно из крупнейших культурных явлений конца 19 -начала 20 вв. Символизм формируется в западноевропейской культуре 60 -70 -х годов 19 в. Франция: Рембо, Верлен Бельгия: Метерлинк Австрия: Рильке Англия: Уайльд Норвегия: Ибсен. Сознательное отречение от конкретного историзма, от современности. «Перекодировка» идей, образов, сюжетов в универсальные «мифологемы» . Тенденция символизма отталкиваться от культуры прошлого, а не ощущать себя её преемником. Значимость для эстетической системы символизма того, чему в прошлой культуре он противостоит: натурализму (Франция) бытописательству (Англия) реалистическому жизнеподобию (Россия). Французский символизм: -обращение к интеллектуально-философскому дискурсу мира; -интерпретация любого явления как вечного: в духе «эмблематики» , «ключей тайн» , «словесной магии» -поэтизация внутреннего мира -личностное начало и культ «я»

ПОЭЗИЯ Поль Верлен (1844 -1896) французский поэт, один из основоположников литературного импрессионизма и символизма. -лирическое «самораспятие» «скользящая неназойливость» письма (С. И. Великовский); -грустная задумчивость и томительная сумрачность стиля -стирание грани между зыбким, как бы струящимся внешним миром и внутренним переживанием. Проклятые поэты» (1883) - название цикла статей, посвящённых его отверженным и непризнанным друзьям Тристану Корбьеру, Артюру Рембо и Стефану Малларме. ТОСКА Меня не веселит ничто в тебе, Природа: Ни хлебные поля, ни отзвук золотой Пастушеских рогов, ни утренней порой Заря, ни красота печального захода. Смешно искусство мне, и Человек, и ода, И песенка, и храм, и башни вековой Стремленье гордое в небесный свод пустой. Что мне добро и зло, и рабство, и свобода! Не верю в Бога я, не обольщаюсь вновь Наукою, а древняя ирония. Любовь, Давно бегу ее в презренье молчаливом.

Жан Ипустеги. По заказу президента Франсуа Миттерана скульптурная композиция - «Путник в башмаках, взлетевших кверху» . Установлена в 1985 г. перед старым зданием Национальной библиотеки Франции в Париже. Название перефразирует прозвище, которое Поль Верлен дал Артюру Рембо - «Путник в башмаках, подбитых ветром» . Артюр Рембо (1854 -1891) – великий французский поэт Поэт, скрепивший два столетия поэзии. Участвует в восстании Парижской коммуны. Много путешествует по свету. В Африке (в основном в Египте и Эфиопии), в Йемене занимается торговлей кофе, пряностями, шкурами, оружием и людьми. В феврале 1891 г. вернулся во Францию, где ему ампутировали ногу из-за раковой опухоли. Похоронен в Шарлевиле. Поэтика: поэтика разрушения; лирическая интенсивность; . «пугающая» фрагментарная метафоричность; оттеснение прекрасного на периферию творческой системы, доминанта безобразного; смелость и безжалостность картин «грубого быта» Фильм Агнешки Холланд «Полное затмение» (1995), по одноимённой пьесе Кристофера Хэмптона (1967), Рембо Леонардо Ди Каприо.

Гласные A - черный, белый - Е, И - красный, У зеленый, О - синий. . . Гласные, рождений ваших даты Еще открою я. . . А - черный и мохнатый Корсет жужжащих мух над грудою зловонной. Е - белизна шатров и в хлопьях снежной ваты Вершина, дрожь цветка, сверкание короны; И - пурпур, кровь плевка, смех, гневом озаренный Иль опьяненный покаяньем в час расплаты. У - цикл, морской прибой с его зеленым соком, Мир пастбищ, мир морщин, что на челе высоком Алхимией запечатлен в тиши ночей. О - первозданный Горн, пронзительный и странный. Безмолвье, где миры, и ангелы, и стран - Омега, синий луч и свет Ее Очей. Предчувствие Глухими тропами, среди густой травы, Уйду бродить я голубыми вечерами; Коснется ветер непокрытой головы, И свежесть чувствовать я буду под ногами. Мне бесконечная любовь наполнит грудь. Но буду я молчать и все слова забуду. Я, как цыган, уйду - все дальше, дальше в путь! И словно с женщиной, с Природой счастлив буду.

Стефан Малларме (1842 -1898) - французский поэт, был в группе «Парнас» (группа французских поэтов, объединившихся вокруг Теофиля Готье и противопоставивших своё творчество поэзии и поэтике устаревшего, с их точки зрения, романтизма) глава символистской школы. Отнесен Полем Верленом к числу «прóклятых поэтов» . Поэтика: задача «рисовать не вещь, но производимый ею эффект» и писать стихотворения, которые будут состоять «не из слов, а из намерений» (С. Малларме); музыкальность и таинственность; «вещий» характер экспериментов

Литература «потока сознания» Термин принадлежит американскому философу Уильяму Джеймсу: «сознание – это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друга и причудливо, нелогично переплетаются («Основания психологии» , 1890). «Поток сознания» создаёт впечатление, что читатель как бы «подслушивает» свой опыт в сознании персонажей. Марсель Пруст (1871 -1922) - великий французский писатель, новеллист и критик, «отец» европейского модернизма. «В поисках утраченного времени» - роман в семи частях, один из самых значительных произведений мировой литературы XX века. 1913 По направлению к Свану 1919 Под сенью девушек в цвету 1920 -1921 У Германтов 1921 -1922 Содом и Гоморра 1923 Пленница 1927 Беглянка 1927 Обретённое время В 1999 опрос с целью выявить 50 лучших произведений XX в. : 1 место Посторонний» А. Камю 2 место «В поисках утраченного времени» Поэтика: роман как «кинематограф воспоминаний» (А. В. Луначарский).

Французский сюрреализм - направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920 -х во Франции. Рождение термина: в 1917 г. Гийом Аполлинер впервые употребил термин «сюрреализм» в манифесте «Новый дух» , написанном к балету «Парад» (совместная работа композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто, и балетмейстера Леонида Мясина) Идеолог сюрреализма - писатель и поэт Андре Бретон (1896 -1966). Манифест Анри Бретона (1924) Основное понятие «сюрреальность» - совмещение сна и реальности. принцип «чистого психического автоматизма» «бескорыстная игра мысли» . Поэтика: Использование аллюзий парадоксальные сочетания пафос тотального протеста «любовь – красота – бунт» «поэтико-терапевтический метод» -принцип коллажа - «новая мифология» -концепция «чёрного юмора» игровое начало. Жанр манифеста – характерное авангардистской культуры. явление

Гийом Аполлинер (поляк Вильгельм Альберт Владимир Александр - французский поэт, один из основоположников французской поэзии 20 в. , создатель термина «сюрреализм» . Поэтика: -влияние Ф. Вийона; -соединение городской темы с интимнолирическими мотивами; -афористичность поэтических высказываний; -напряжённость ритма; -ассоциативность мышления; -отсутствие пунктуации; -сближение поэзии и графики. Аполлинарий Вонж-Костровицкий; 1880 -1918) Анри Руссо «Муза, вдохновляющая поэта» (1909) в шаржированном духе изображены Г. Аполлинер и его возлюбленная М. Лорансен

Поль Элюар (1895 -1952) – один из самых значительных французских поэтов 20 в. , один из руководителей группы французских сюрреалистов. С. Дали «Портрет Поля Элюара»: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз» (слова С. Дали в связи с тем, что жена Элюара Гала ушла к Дали). Поэтика: суггестивность поэтического языка; обилие повторов; широкий диапазон чувств, представлений, образов. Сердце на дереве, хочешь - сорви его с ветки, Улыбка и смех, смех и безмерная нежность. Побежденный, ты - победитель, ясноликий и чистый, как ангел, Вместе с деревьями ты устремляешься в небо. Красавица плачет вдали, она бы хотела бороться, Но, распростертая возле холма, подняться не в силах, И какое бы ни было небо над ней - прозрачное, хмурое, Ее увидав, не влюбиться в нее невозможно. Дни, точно пальцы, лениво фаланги согнули, Цветы увядают, с дождями колосья в разлуке. Инея ждет раскаленное тело июля. Взглянуть глазами покойника. Расписать белизну фарфора. Музыка, голые белые руки. Ветры сливаются с птицами - небо изменится скоро.

Экзистенциализм – одна из самых жизнеспособных философий. Истоки экзистенциализма – философия С. Кьеркегора Провозглашение абсолютной уникальности человеческого бытия; Идея неприменимости научного метода в самопознании Категориальный аппарат экзистенциализма: жизнь, смерть, страх, боль, любовь, «выбор» , «потустороннее бытие» «существование в мире» «заброшенность» .

Жан-Поль Сартр (1905 -1980) – один из самых значительных Антанас Суткус (Литва). Сартр представителей культуры 20 в. , «властитель дум» , лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года (отказался) член Всемирного Совета Мира (1953). В 1945 г. отказался от ордена Почетного легиона. Участник и символ революции во Франции 1968 г. (бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь только одного Сартра). Шарль де Голль: «во Франции Вольтеров не сажают» За гробом шло 50 тыс. человек Поэтика: углубление самоанализа героев; «исчезновение» рассказчика; «театр ситуаций» . Тошнота 1938 Слова 1964 Альбер Камю (1913 -1960)– литературный кумир европейской интеллигенции, одна из самых обаятельных фигур в культуре 20 в. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 г. , «совесть Запада» . Поэтика: идеи абсурдности мира; обращение к творчеству Ф. М. Достоевского; притчевый характер творчества; «гипнотизм» «Эссе об абсурде» . Чума 1947 Посторонний 1942 Миф о Сизифе 1942 Бунтующий человек 1951

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.