Разработка урока по истории на тему "татаро-монголы". Тест по истории монголо-татарское иго Племенные старейшины у монголов назывались

10 класс Тест по теме:

«Феодальная раздробленность».«Монголо татарское нашествие на Русь»

Вариант 1

А1. В чем была причина победы монгольского войска в битве на реке Калке?

1) в несогласованности действий русских войск 2) в наличии у монголов огнестрельного оружия

3) в снижении уровня воды в реке из-за засушливого лета 4) в отказе русских князей прийти на помощь половцам

Пришел Батый к Киеву с большой силой, с многим множеством воинов. Был Батый у города, а воины его окружали город. И нельзя было голоса слышать от скрипения телег его, от рева множества верблюдов его, ржания стад коней его, и была вся земля Русская наполнена воинами.

A3. Какой город не был взят во время нашествия монголо-татар на Русь?

1) Козельск 2) Новгород Великий З) Рязань 4) Владимир

А4. Что произошло в результате похода Батыя на Русь?

1) русские земли вновь объединились под властью киевских князей 2) границы Монгольской державы достигли берегов Адриатического моря 3) русские земли были разорены 4) на Руси начался период феодальной раздробленности

А.5 Военно-административная организация у тюркских и монгольских народов: а) тумен в) тамга б) орда г) тархан

А.6 Когда Чингисхан захватил Среднюю Азию?

А) 1212 – 1213гг в) 1219 – 1220гг б) 1216 – 1217гг г) 1222 – 1223гг

А.7. Галицкого князя звали: а) Мстислав Удалой б) Мстислав Романович в) Даниил Романович г) Мстислав Святославич

А.8. Битва на реке Калке произошла в:

а) 1220г в) 1222г

Б) 1221г г) 1223г

А.9 Племенные старейшины у монголов назывались: а) араты б) ханы в) нукеры г) нойоны

А.10Ростово-Суздальское княжество:

1) феодальная республика;

2) раннефеодальная монархия;

3) абсолютная монархия;

4) сословно-представительная монархия.

А.11. Из логического ряда выпадает имя …

1) Мстислава Великого;

2) Юрия Долгорукого;

3) Андрея Боголюбского;

4) Всеволода Большое Гнездо

А.12. К последствиям татаро-монгольского

нашествия нельзя отнести …

1) гибель значительной части населения

страны;

2) замедление темпов развития ремесла и

торговли;

3) окончательное перемещение

политического центра русских земель из

Киева во Владимир;

4) прекращение княжеских междоусобиц.

13. Современниками были …

1) Александр Невский и Чингисхан;

2) Юрий Долгорукий и Даниил Галицкий;

3) Даниил Галицкий и Александр Невский

4) Всеволод Большое Гнездо и Батый

В1. Основатель Монгольского государства _______________________________

В.2 О каком внешнеполитическом событии XIII века рассказывается в приведенном ниже отрывке Ипатьевской летописи? (укажите дату) «Первое их нашествие было на Рязанскую землю, и взяли они приступом город Рязань, выманили обманом князя Юрия и привели к Пронску, ведь княгиня его была в то время в Пронске. Обманом выманили и княгиню, и убили князя Юрия и его княгиню, и всех жителей его земли перебили, не пощадили и детей, даже грудных»

В.3 Укажите, какие даты относятся к:

  1. Периоду борьбы русских княжеств против агрессии немецких и шведских рыцарей.
  2. Периоду монголо-татарского завоевания.

ж) 1202 г. з) 1240 г.

в.4. Дайте определение понятиям

Баскак, улус, старшая дружина, тысяцкий, посадник «ордынский выход»

Вариант 2

А1. Где произошла первая встреча русских дружин с монголо-татарами?

1) на реке Калке 2) на реке Волге 3) на реке Сити 4) на берегах озера Ильмень

А2. Когда произошли события, описанные в отрывке из летописи?

Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Игоревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Игоревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Юрию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел.

1) в 1223 г. 2) в 1237 г. 3) в 1240 г. 4) в 1242 г.

A3. Что послужило причиной поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами? 1) плохие погодные условия 2) отсутствие у русских князей конницы 3) феодальная раздробленность на Руси 4) военная помощь, которую половцы оказали монголам

А4. Почему монголо-татары не смогли завоевать страны Центральной Европы?

1) они не умели преодолевать водные преграды 2) они имели малочисленное войско 3) русский народ оказал ожесточенное сопротивление захватчикам 4) жителям Центральной Европы помогли норманны

А.5. Курултай –это:

А) территория в) город

б) съезд вождей г) военная единица

А.6. В 1211г Чингисхан обрушился на:

А) Северный Иран в) Северный Китай б) Азербайджан г) Северный Кавказ

А.7 Тэмучэн был провозглашен Чингисханом в:

А) 1204 – 1205гг в) 1206 – 1207гг б) 1205 – 1206гг г) 1207 – 1208гг

А.8. Монг. ханы приняли решение о походе «к последнему морю» в:

А) 1221г в) 1231г б) 1227г г) 1235г

А.9. В 1227г во главе Западного улуса Монгольской империи встал: а) Джучи в) Джэбэ б) Батый г) Субэдэ

А.10. К причинам феодальной раздробленности Руси не относится:

1) появление вотчинного землевладения;2) рост городов;

3) натуральный характер хозяйства;4) половецкие набеги.


А.11 При нём Галицкое княжество достигло

своего наивысшего расцвета:

1) Юрий Долгорукий

2) Роман Мстиславич;

3) Даниил Романович;

4) Ярослав Осмомысл

А12. Александр Невский имел титул …

1) новгородского посадника;

2) великого князя Владимирского;

3) царя;

4) хана.

В1. Город, который Батый назвал «злым», -

В2. . О каком событии повествует летописец?

«И пошел «князь Александр» с братом своим Андреем и с новгородцами и с суздальцами на немецкую землю с великой силой, чтобы немцы не хвалились, говоря «унизим словенский язык». Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и,

приготовившись к бою, пошел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись

оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук ударов от мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не

видно было льда, потому что он покрылся кровью … И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху … били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и

пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна …»

В.3Укажите, какие причины вызвали:

Завоевательные походы монголо-татар на Русь и в Западную Европу.

Быстрое завоевание русских земель монголо-татарами.

а) Жесткая дисциплина монголо-татар;

б) Стремление расширить свои владения за счет соседей;

в) Отсутствие единства русских княжеств;

г) Необходимость расширения пастбищ;

д) Возможность обогащения в результате военных походов;

е) Княжеские усобицы.

В.4 Дать определение понятиям

Вотчина, фреска, старшая дружина, улус, крестово-купольное строение, ярлык,


Страница 12

В первую очередь это были вожди - ханы, племенные старейшины-нойоны. Появились семьи, в руках которых сосредоточивались тысячи голов скота и которые либо путем купли, либо путем захвата приобретали себе лучшие, наиболее удобные пастбища. Основная часть скотоводов - аратов все чаще попадала в зависимость от богатой верхушки.

Раньше монголы кочевали общинами-“куренями^ или “кольцами”, которые насчитывали до тысячи кибиток. ,В центре такого кочевья находилась кибитка вождя. Теперь стали появляться кочевья семьями.

Однако в период военных противоборств старая куренная система организации войска еще сохранялась. Ханы, нойоны получили возможность за счет накопленных богатств нанимать к себе на службу дружинников - нукеров. У ханов-вождей появилась собственная гвардия из нукеров. И в этом смысле монгольское общество напоминало раннеевропейское.

С самого начала развития государственности у монголов она носила военизированный характер. Это объяснялось закономерностями складывания хозяйства, развития монгольского общества. С раннего детства вся жизнь монголов была связана с лошадью.

Один из путешественников писал о них: “Татары родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь круглый год проходит на охоте”. Лошадь была не только средством передвижения скотоводов, но и верным другом на охоте и войне, она давала мясо и молоко. Монголы вырастали крепкими, ловкими, смелыми. Появляющиеся всесильные и богатые ханы в полной мере использовали особенности монголов - их военную сноровку, неприхотливость, способность к быстрым и стремительным передвижениям в седле, их кибиточный транспорт, дававший возможность покрывать огромные расстояния.

Во второй половине XII в. между монгольскими племенами, как и в раннее время среди германских племен, восточных славян, началась межплеменная борьба за первенство. Создавались союзы племен, племенные конфедерации. Те, кто побеждал, подчиняли своих противников, часть из них обращали в рабство, других заставляли служить своим военным интересам. Дух дружинного предпринимательства в эту пору захватил монгольское общество. Рождение государства сопровождалось войнами между племенами и союзами племен, возвышением вождей, их отчаянными схватками между собой.

Чингисхан.

В конце 50-х-начале 60-х гг. XII в. одному из монгольских вождей Есугэю из племени тайчиутов удалось объединить под своей властью большинство монгольских племен. В его семье родился старший сын Тэмучэн, будущий Чингисхан. Однако Есугэй недолго был наверху. Враждовавшие с ним татары сумели отравить его. После этого объединение Есугэя распалось.

Долгое время вдова Есугэя с детьми бедствовала, скиталась по монгольским степям, но потом подросшему Тэмучэну удалось собрать новую дружину. К 1190 г., когда ему не было и тридцати лет, Тэмучэну в отчаянной борьбе с другими ханами удалось подчинить своему влиянию основную часть монгольских племен и занять трон “Хамаг монгол улуса”, т. е. трон всех монголов. В эти годы он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрассудства.

Уже в то время Тэмучэн отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать их между собой, вести политическое лавирование, отступать, когда этого требовали обстоятельства. Он участвовал в убийстве одного из своих братьев, заподозрив его в интриге против себя. Комплексом таких же качеств обладали и другие вожди - объединители племенных конфедераций и создатели единых раннефеодальных государств на необозримых просторах Евразии: от франкского короля Хлодвига, убившего всех своих родственников, и чешского короля Болеслава III, искалечившего одного своего брата и удушившего в бане другого, до Владимира Святославича, по приказу которого был заколот Ярополк, и Святополка, пытавшегося уничтожить всех своих братьев.

Подчинив себе большую часть монголов, Тэмучэн провел" ряд реформ: ввел десятичную систему организации общества и армии-все взрослое население делилось на “тьмы” (10 тысяч), тысячи, сотни и десятки. Причем десяток, как правило, совпадал с семьей. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное, и в военное время, стояли командиры, строго подчинявшиеся друг другу по служебной лестнице. Тэмучэн создал личную гвардию, которую разделил на “ночную” и “дневную”, окружил себя прочной охраной, ввел управление своим личным имуществом, дал большие привилегии своим нойонам и нукерам, освободив их от всяких налогов. Одновременно он продолжал подчинять себе монгольские племена, не вошедшие в его государство. Одним из последних было подчинено племя татар.

На курултае (общем съезде монгольских вождей) в 1204- 1205 гг. Тэмучэн был провозглашен Чингисханом, т.е. “великим ханом”. Тем самым ему удалось объединить монголов в единое государство. На курултае задачей монголов было провозглашено завоевание мирового господства.

Завоевания монголов.

Государственно-военная машина монголов заработала на полные обороты в 1211 г., когда Чингисхан обрушился на Северный Китай. В течение нескольких лет монголы завоевали Китай и в 1213 г. захватили столицу империи Пекин.

Захват Китая Чингисхан использовал для того, чтобы поставить себе на службу огромный научный и культурный потенциал империи. Для монголов Китай с его древней цивилизацией сыграл во многом такую же роль, как Римская империя для западных “варварских” государств, образовавшихся на ее развалинах, как Византия для Руси, Болгарии, других близлежащих стран. Чингисхан ввел в своем государстве уйгурскую письменность, использовал в управлении опыт китайских чиновников, привлек к себе на службу китайских ученых, военных специалистов. Монгольская армия была сильна не только своей могучей и быстрой конницей, где всадники были вооружены луками со стрелами, саблями, копьями, арканами, но и китайскими осадными стенобитными и камнеметными машинами, метательными снарядами с горючей смесью, в состав которой входила нефть.

Чингисхан располагал превосходной разведкой. Прежде чем отправиться в военный поход, монголы через купцов, путешественников, через своих тайных агентов тщательно собирали сведения о своих будущих противниках, о состоянии политического положения в их землях, об их союзниках и врагах, об оборонительных сооружениях. Нередко роли разведчиков играли посольства, засылаемые в ту или иную страну перед ее завоеванием. В армии Чингисхана была строгая дисциплина. За бегство с поля боя смертью наказывался весь десяток, вся семья, в которой служил этот воин. Угнетающее воздействие на врагов оказывали жестокие расправы монголов с противниками” Непокорные города они уничтожали - жгли, разрушали их, а жителей либо уводили в плен (ремесленников, женщин, детей), либо истребляли.

После похода на Китай монголы повернули на Запад острие своей мощной, хорошо организованной военной машины, способной к масштабным и долговременным войнам.

В 1219-1220 гг. монголы захватили Среднюю Азию. Затем монгольское войско продвинулось в Северный Иран, вышло через Южный Прикаспий в Азербайджан, захватило город Шемаху и появилось на Северном Кавказе. Там оно сломило сопротивление алан (осетин), которые тщетно обращались за помощью к половцам. Преследуя алан, монголы появились и в землях половцев, в Приазовье, Крыму и овладели старинным византийским городом Сурожем (Судаком). Теперь перед ними расстилались половецкие кочевья и южнорусские степи.

Трагедия на Калке.

В половецких степях и на границах Руси появились два ударных корпуса Чингисхана - молодого талантливого полководца Джэбэ и умудренного опытом старого Субэдэ. Половецкий хан Котян, в пределы которого вступили монголы, обратился к русским князьям за помощью. Он писал своему зятю князю Мстиславу Удалому, который в это время княжил в Галиче, придя туда по просьбе своевольных бояр: “Нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра, пришедше, возьмут”. Однако в русских княжествах с сомнением встретили просьбу половцев о помощи. Во-первых, князья не доверяли своим старинным противникам, во-вторых, появление на русских границах новой, невиданной доселе монгольской армии было воспринято как выход из степи очередной орды кочевников. Были печенеги, потом торки, потом половцы. Теперь появились какие-то татары. Пусть они и сильны, но русские рати громили всех степняков. Была уверенность, что русские дружины одолеют и новых пришельцев. Такие настроения отразил и съезд князей в Киеве, который собрался по инициативе Мстислава Удалого. Галицкий князь призывал к единству сил с половцами, к выступлению против неведомого и страшного врага. На его призыв откликнулись не все. Дали согласие участвовать в походе против татар киевский князь Мстислав Романович, Мстислав Святославич Черниговский, Даниил Романович, княживший в это время во Владимире-Волынском (зять Мстислава Удалого), а также князья помельче. В помощи по существу отказал могущественный русский князь, сын Всеволода Большое Гнездо - Юрий Всеволодович Владимиро-Суздальский. Он, правда, послал ростовский полк, но тот не успел явиться.

Рождение Монгольской империи. В начале XIII в. на Русь стали доходить смутные слухи о появлении где-то на востоке новой мощной державы степных кочевников. Их доносили купцы из Индии и Средней Азии, путешественники. А вскоре новая грозная опасность встала уже у русских границ. Это были монголо-татары .

Во второй половине XII— начале XIII в. на огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные монгольские племена. Собственно монголы были одним из этих племен. Именно они дали потом обобщенное название всем родственным им племенам. Татары были другим здешним племенем. Они враждовали с монголами, но позднее были покорены ими. Но случилось так, что во внешнем мире, и особенно в Западной Европе и на Руси, именно это название — «татары» — закрепилось за всеми монгольскими племенами. Во второй половине XII в. у монголов происходили примерно те же процессы, что и в Западной Европе в V—VII вв., и среди восточных славян в VIII — IX вв. Шло отмирание родоплеменных отношений, появлялась частная собственность; хозяйственной основой общества становилась отдельная семья. Но разница во времени была велика. Монголы запаздывали в своем развитии по сравнению с Русью на четыре века, не говоря уже о западноевропейских странах. Имелось и другое различие. Монголы были кочевниками-скотоводами. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах.

Среди монголов выделялись вожди — ханы. Рядом с ними встали племенные старейшины — нойоны. Им принадлежало огромное количество скота, они захватывали себе лучшие пастбища. Ханы и нойоны могли содержать боевые дружины, подчинять себе простых соплеменников — аратов. У крупных ханов появилась своя отборная гвардия — нукеры.

В монгольском обществе, как и у других средневековых народов, зарождались феодальные отношения и государственность. Но здесь мерилом богатства, власти, основой господства одних людей над другими были скот и пастбища. Здесь велось кочевое хозяйство и не строились города. Все это придавало монгольскому обществу черты отсталой цивилизации.

С самого начала зарождения монгольской государственности она носила военизированный характер, и не потому, что монголы воинственны от природы больше, чем другие народы. Захват новых пастбищ, уничтожение других народов, которые владели этими пастбищами раньше, часто становились для скотоводов жизненной потребностью — иначе им грозила смерть от голода. Монголы с детства были превосходными наездниками, стрелками из лука. Они великолепно управлялись с арканами, бросая их на скаку по цели. Их низкорослые мохнатые лошади были исключительно выносливы, неприхотливы и переносили всадников без отдыха на большие расстояния.

Ханы в полной мере использовали особенности своих соплеменников — их военную сноровку, способность к быстрым передвижениям. Во второй половине XII в. между монгольскими племенами, как и в раннее время среди германских племен, восточных славян, началась межплеменная борьба за первенство. Те, кто побеждали, подчиняли своих противников, часть из них обращали в рабство, других заставляли служить своим военным интересам. Рождение государства сопровождалось войнами между племенами и союзами племен, возвышением вождей, их междоусобицами.

В конце 50-х — начале 60-х гг. XII в. одному из монгольских вождей Есугэю удалось объединить под своей властью большинство монгольских племен. В его семье родился старший сын Тэмучэн, будущий Чингисхан. Однако Есугэй недолго был наверху. Враждовавшие с ним татары отравили его, и объединение Есугэя распалось.

Долгое время вдова Есугэя с детьми бедствовала, скиталась по степям, но потом подросшему Тэмучэну удалось собрать свою дружину. К 1190 г., когда ему не было и тридцати лет, Тэмучэну в отчаянной борьбе с другими ханами удалось подчинить своему влиянию основную часть монгольских племен и занять трон «Хамаг монгол улуса» , т. е. всех монголов. В эти годы он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрассудства.

Тэмучэн отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать их между собой, вести политическое лавирование, отступать, когда этого требовали обстоятельства. Он участвовал в убийстве одного из своих братьев, заподозрив его в интриге против себя. Подобными качествами обладали и другие вожди — создатели единых государств на необозримых просторах Евразии: от франкского короля Хлодвига, убившего всех своих родственников, и чешского короля Болеслава III, искалечившего одного своего брата и удушившего в бане другого, до Владимира Святославича, по приказу которого был заколот его брат Ярополк.

Подчинив себе большую часть монголов, Тэмучэн провел ряд реформ: ввел десятичную систему организации армии и всего общества — все взрослое население делилось на тумены («тьмы» ) по 10 тысяч воинов, тысячи, сотни и десятки. Причем десяток, как правило, совпадал с семьей. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное, и в военное время, стояли командиры, строго подчинявшиеся друг другу по служебной лестнице. Суровыми мерами поддерживалась железная дисциплина: за бегство с поля боя одного воина смертью наказывался весь десяток, вся семья, в которой служил этот воин. Тэмучэн создал личную гвардию, дал большие привилегии своим нойонам и нукерам, освободив их от налогов. Одновременно он продолжал подчинять себе монгольские племена, не признававшие его власти. Одним из последних было подчинено племя татар.

На курултае (съезде вождей) в 1204—1205 гг. Тэмучэн был провозглашен Чингисханом, т. е. великим ханом. Тем самым ему удалось объединить монголов в единое государство. На курултае целью монголов было провозглашено завоевание мирового господства.


Максимальные границы Монгольской Империи 1227-1405гг .

Завоевания монголов. Государственно-военная машина монголов заработала на полные обороты в 1211 г., когда обрушился на Северный Китай и в течение нескольких лет завоевал его. Для монголов Китай с его древней цивилизацией сыграл во многом такую же роль, как Римская империя для западных «варварских» государств, образовавшихся на ее развалинах. Чингисхан использовал в управлении опыт и знания китайских чиновников, привлек к себе на службу китайских ученых, военных специалистов. Монгольская армия была сильна теперь не только своей могучей и быстрой конницей, где всадники были вооружены луками со стрелами, саблями, копьями, арканами, но и китайскими осадными стенобитными и камнеметными машинами, метательными снарядами с горючей смесью, в состав которой входила нефть.

Чингисхан располагал превосходной разведкой. Прежде чем отправиться в военный поход, монголы через купцов, путешественников, через своих тайных агентов тщательно собирали сведения о своих будущих противниках, о состоянии политического положения в их землях, об их союзниках и врагах, об оборонительных сооружениях. Нередко роль разведчиков играли посольства, засылаемые в ту или иную страну перед ее завоеванием. Угнетающее воздействие на врагов оказывали жестокие расправы монголов с противниками. Непокорные города они уничтожали — жгли, разрушали, а жителей либо уводили в плен (ремесленников, женщин, детей), либо истребляли.

После похода на Китай монголы повернули на запад острие своей мощной, хорошо организованной военной машины, способной к масштабным и долговременным войнам.

В 1219—1220 гг. Чингисхан захватил Среднюю Азию. Затем монгольское войско продвинулось в Северный Иран, вышло в Азербайджан и появилось на Северном Кавказе. Там оно сломило сопротивление алан (осетин), которые тщетно обращались за помощью к половцам. Преследуя алан, монголы появились и в землях половцев, в Крыму они овладели старинным византийским городом Сурожем (Судаком).

Казалось бы, потомками древних монголо-татар должны быть, в первую очередь, два современных народа – монголы и татары - но не все так просто в истории.

Кто такие монголо-татары?

Историки считают, что сначала речь шла только о монголах. В XI-XIII веках они занимали примерно ту же территорию, что и нынешняя Монголия. Монголы вели кочевой образ жизни и подразделялись на несколько племен. Самыми многочисленными из них были меркиты, тайгиты, найманы и кэриты. Во главе каждого племени стояли богатуры (в переводе на русский – «богатыри») и нойоны (господа).

Государства у монголов не было до прихода Чингисхана (Тэмуджина), который сумел объединить под своей властью все многочисленные кочевые племена. Собственно, тогда и возникло слово «монголы». Их государство называлось Могул – «большой», «здоровый». Одним из основных занятий кочевников, помогающим им добывать материальные блага, всегда являлся разбой. Прекрасно организованное войско Чингисхана занялось грабежом и захватом соседних земель и преуспело в этом. К 1227 году под контролем Чингисхана находилась огромная территория - от Тихого океана до Каспийского моря.

Во второй четверти XIII столетия на половецких, северокавказских и крымских землях, а также на территории Волжской Булгарии возникло монгольское государство Золотая Орда, существовавшее фактически с 1242-го по 1502 годы. Его основал внук Чингисхана хан Батый. Большинство населения Орды составляли представители тюркских народов.

Как монголы превратились в татар?

Татарами монголов стали со временем называть европейцы. На самом деле так называли поначалу всех жителей Азии – «земли Тартар». Тат Ар – так именовали все народы, которые там обитали. Хотя в наше время татарами себя именуют в основном потомки волжских булгар. Но и их земли в свое время завоевал Чингисхан.

Вот как описывал их посланник Папы Римского Плано Карпини: «Татары были небольшого роста, широкоплечие, бритые наголо с широкими скуластыми лицами, ели они различное мясо и жидкую кашу из проса. Любимым напитком был кумыс (лошадиное молоко). Мужчины у татар присматривали за скотом, были превосходными стрелками и наездниками. Хозяйство же лежало на женщинах. У татар было многоженство, каждый имел столько жен, сколько мог содержать. Жили они в кибитках-юртах, которые легко разбирались».

На Руси монголов тоже звали татарами. В эпоху Золотой Орды русские князья нередко из политических соображений женились на дочерях и родственницах татарских ханов. Их потомки наследовали княжескую власть, так что практически у всех русских правителей и аристократов есть татарские корни.

Где искать потомков Чингисхана?

Есть свидетельства, что до эпохи Чингисхана большинство монгольских кочевников обладали европеоидными чертами. Даже у самого Чингисхана, по описаниям, были светлые волосы, глаза и борода. Но в процессе завоевания монголы смешивались с народами покоренных ими земель, что способствовало формированию новых этносов. В первую очередь, это собственно монголы, затем крымские, сибирские и казанские татары, башкиры, казахи, киргизы, частично узбеки, туркмены, осетины, аланы, черкесы. Затем уральские ханты и манси, сибирские коренные народы - буряты, хакасы, якуты. В генотипе всех этих народов присутствуют черты, которые принято называть монголоидными. Не исключено также, что кровь монголо-татар течет в современных японцах, китайцах, корейцах. Впрочем, исследователи считают, что у тувинцев, алтайцев и хакасов, к примеру, тип внешности ближе к европеоидному, чем у восточных народов. И это может служить косвенным подтверждением «европеоидности» предков монголо-татар. Есть также версия, что и многие европейские нации имеют монгольские корни. Это болгары, венгры и даже финны.

На территории России есть народ, представители которого считают себя прямыми потомками Чингисхана, - это калмыки. Они утверждают, что их предки были чингизидами – элитой при дворе Чингисхана. Некоторые калмыцкие роды якобы происходят от самого Чингисхана или же его ближайших родственников. Хотя, по другой версии, калмыцкая конница просто служила чингизидам. Но кто может теперь сказать наверняка?

Министерство образования и науки Красноярского края

КГБПОУ "Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства"

Татришвили Юлия Владимировна

План урока теоретического обучения

Дисциплина: История

Профессия: Автомеханик

Тема : Монголо-татарское нашествие

Цель: создать условия для развития ключевых компетенций обучающихся через обобщение знаний по теме «Монголо-татарское завоевание», для понимания ими роли монголо-татарского ига в истории нашей страны.

познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами; показать героизм русского и других народов в борьбе с монгольскими завоевателями..

Задачи:

Образовательная:

1) научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности Руси;

2) познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием карты;

3) познакомиться с историческими и легендарными личностями, дать оценку их деятельности: Чингисханом (Тимучином), Батыем, Юрием Всеволодовичем – Владимирским князем

4) определить и чётко зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении с монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства.

5) подвести обучающихся к обобщению, закреплению, повторению материала по теме «Монголо-татарское завоевание»: особенности монголо-татарского войска, походы Батыя на Русь и их последствия для нашей страны, Золотая Орда и особенности монголо-татарского ига.

6) познакомить обучающихся со взглядами историков на роль ига в истории Руси.

Воспитательная:

    Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями;

    подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.

Развивающая:

1) Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой с опорой на легенду;

2) учиться анализировать проблемную ситуацию;

2) развивать умения определять и объяснять термины: «монголо-татары», «монголо-татарское иго», «улус», «тумен»;

3) развить навыки работы с тестами, умения составлять хронологическую таблицу.

4) способствовать развитию критического мышления обучающихся, развитию навыков работы с текстом параграфа, вычленять причинно-следственные связи, работать самостоятельно, в парах, в группах; выполнять проблемные задания, делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности:

1. фронтальная

3. индивидуальная.

Метод обучения: проблемный, приёмы технологии развития критического мышления.

Средства обучения:

1. наглядные

2. словесные

3. печатные (учебник, документы).

Оборудование урока:

Приложение №1

Ход урока:

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Формированные ОК/ПК

Средства обучения и контроля

Организационный этап

Приветствие обучающихся, постановка темы урока.

Приветствие учителя, запись темы урока в тетрадь

Постановка цели и задачи урока

Обозначить цели и задачи урока

Актуализация знаний

Выдача нового материала

Записывают в тетрадь основные понятия темы

Тетрадь, учебник

презентация

Усвоение новых знаний

Объясняет обучающимся задания для самостоятельной работы

Выполняют задания с параллельным озвучиванием результатов

Тетрадь, учебник

презентация

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Объясняет обучающимся суть домашнего задания

Записывают в тетрадь домашнее задание

Подведение итогов уроков

Предлагает обучающимся подвести итоги урока

Озвучивают итоги

Мотивация учащихся :

Мы закончили с Вами изучать«Политическая раздробленность Руси» и у каждого из Вас возникло определённое представление о значении нападения монголо-татар на нашу Родину.

Уж отравленные стрелы

Через стены в Кремль летят.

Москвичи упорны, смелы

И сдаваться не хотят.

Все пришли для обороны.

Москвичам неведом страх.

Старики, ребята, жёны

Греют чаны на кострах,

Чтоб расплавленной смолой,

Был облит ордынец злой,

Если на стену полезет

С ядовитою стрелой.

А народ собрался всякий:

Кузнецы и гончары,

Мукомолы, кожемяки,

Водовозы, столяры...

Из бойниц в татар стреляют,

Кипятком их обливают,

И грохочет над Кремлём

Русских пушек первый гром.

(Сожжение Москвы Тохтамышем 1382 г.)

Конечно, в русской истории было немало тяжёлых, переломных моментов, но самый переломный момент – это монголо-татарское нашествие. Оно разделило историю Руси как бы на два периода - на домонгольский и послемонгольский. Почти 300 лет Русь жила под игом монголо-татар и конечно это не могло остаться бесследным.

Тема нашего урока звучит так: «Монголо-татарское вторжение». (запись темы в тетрадях).

Проблемный вопрос : Существуют три точки зрения по поводу роли монголо-татар для Руси:

Воздействие монголо-татар на Русь

Положительное Незначительное Негативное

Н.М.Карамзин С.М.Соловьев советские историки

В.О. Ключевский

Каждый из Вас в ходе занятия, на котором мы повторим материал о монголо-татарском нашествии, должен записать факты к + и - , и решить какую точку зрения поддерживает, представить своё мнение. (каждому обучающемуся раздаётся лист с этой схемой).

Начнем наш урок с вопроса: Что мы знаем о монголо-татарах?

Задание1 .

Приложение 2

Монголо-татары

Войско монголов. - яса

Задание 2

Завоевание Батыя

Задание 3. Вопрос ответ

1 Настоящее имя Чингисхана?

р. Калка

Рязанская земля

хан Батый

Евпатий Коловрат

При взятии г. Владимира

Рабочий лист 1. Тест

    1. Чингисхан

      Тохтамыш

    1. Козельск

      Владимир

    1. сбор дани

      развитие торговых связей

    1. дворянство

      купечество

    2. духовенство

    1. печенеги

      византийцы

    1. Новгород

      Смоленск

      Чернигов

    Военно-административная организация у тюркских и монгольских народов: 1. тумен 2. тамга 3. орда 4. тархан

    Племенные старейшины у монголов назывались:

1. арат 2. ханы 3. нукеры 4. нойоны

Учитель: Монголо-татарское нашествие продолжалось с 1237 по 1240 г. В результате Русь превратилась в страну, где погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел...

Вывод: Монголо-татарское нашествие (подобно бурелому) уничтожило многие русские города, некогда славившиеся своей красотой и богатством. Вместо Рязани, Владимира, Торжка, Козельска, Киева остались руины и пепелища. Но не все города постигла подобная участь. Не дошли монголо-татары до Новгорода, не решились взять Смоленск. Сразу после ухода монголо-татарских войск люди возвращались на родные пепелища и восстанавливали жилье. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить.

Возвращение к проблемной ситуации

Итак, ребята, мы повторили очень многое о нашествии монголо-татар и теперь каждому из Вас предстоит закончить схему – плюсы и минусы татаро-монгольского нашествия, а затем принять решение о том какую позицию займёт каждый из Вас: положительная, отрицательная или незначительная роль нашествия монголов

Положительное:

1. Монголо-татары не поселились на русских землях (леса и лесостепь не их ландшафт).

2. Русь сохранила свою религиозную независимость. Единственное требование к Русской Православной Церкви – молитвы за здоровье великого хана.

3. Русские князья не лишились власти над населением своих земель. Они стали вассалами хана Золотой Орды, признав его верховную власть (автономия Руси).

Отрицательные последствия:

1.Уничтожено множество русских людей.

2.Разорено множество сел и городов.

3.Ремесло пришло в упадок. Многие ремесла забыты.

4.Систематически из страны выколачивались средства в виде “выхода”.

5.Усилилась разобщенность русских земель, т.к. монголо-татары стравливали князей друг с другом.

6.Погибли многие культурные ценности, произошел упадок каменного строительства.

Задание 4 Работа с контурной картой Учащиеся получают карту-заготовку. Они должны в течение 5 мин. заполнить её. Походы монголо-татар, 1 поход цифра «1», второй поход цифра «2». Какие княжества подверглись нападению монголо-татар?

Покажите территорию Золотой Орды.
Какие территории вошли в состав Золотой Орды? (земли волжских булгар, половецкие степи, Крым, Приуралье, Западная Сибирь, Хорезм и др).
Назовите столицу. (Сарай.)
Русские земли не вошли в состав Золотой Орды, а попали в вассальную зависимость.

Подведение итогов работы: Обучающиеся сдают все письменные работы на проверку преподавателю.

Вывод:

Таким образом, ордынское владычество имело очень тяжёлые последствия для Руси, оно оказало влияние на все стороны русской жизни: способствовало началу экономического отставания Руси от Западной Европы, привело к изменению характера власти. Но при этом было положено начало культурным контактам и взаимообогащению народов Руси и Орды.

Рабочий лист 2

Плюсы и минусы татаро-монгольского нашествия

Минусы

Рабочий лист 1

Задание 1 . За 2 мин. составить перечень фактов, событий, опорных терминов, фраз по данному вопросу (письменно). Используя технологию критического мышления учащихся, на его первой стадии используется метод "мозговой атаки".

Задание2 Составьте краткий ответ о монголо-татарах исходя из терминов,фраз, событий

Задание3 . А сейчас вам будет предложен текст Л.Н.Гумилева "О рождении монгольской империи" (из книги "От Руси к России"). Прочитав текст заполните таблицу, составьте схему соц.структкра монгольского общества,схему организации войска.

Рабочий лист 3

Задание 5 Вопрос ответ

1 Настоящее имя Чингисхана?

2 Какая страна первой оказалась захвачена монголо-татарами?Годы?

3 На какой реке впервые встретились русские и монгольские войска?В каком году? р. Калка

4 Какая территория Руси первой пострадала от нашествия монголо-татар?

Рязанская земля

5 Кто возглавлял монголо-татар в первом походе на Русь?

хан Батый

6 Кто возглавил дружину уцелевших жителей Рязани?

Евпатий Коловрат

7 Была ли взята монголами Москва?

Да, город был разграблен и сожжён дотла.

8 При штурме какого города монголо-татары использовали стенобитные машины?

При взятии г. Владимира

9 Почему монголы не пошли на Новгород, отвернув за 100 верст от него на юг?

Нехватка фуража, продовольствия, болота, а также известие, что город хорошо подготовился

10 Какой город монголы не могли взять три месяца, и ценой огромных потерь всё же захватили его?

Приложение 1 Рождение монгольской империи (Из книги Л.Н.Гумилева "От Руси к России") Китайские хронисты, описывая народы, живущие к северу от Китая, в Великой степи, называли всех степняков одним именем - "татары". Однако на самом деле этноним "татары" был названием одного из племен. Сами татары делились на три ветви: "белые", "черные" и "дикие". "Белые" жили вдоль границы Великой степи и подчинялись маньчжурской империи; они охраняли страну за плату. "Черные" жили к северу от пустыни Гоби и подчинялись своим ханам, презирая "белых" за их продажность. Они пасли скот, который кормил их и одевал. "Дикие" жили еще северней. Зачатки государственности у них отсутствовали, подчинялись они только старшим в роде и более всего ценили свободу. Хозяйство их основывалось на охоте и рыболовстве. Кроме татар, в Великой степи кочевали кераиты, управляемые ханами. Одним из небольших народов были монголы. Среди кочевников Монголии в центральной части степи было 8 родов найманов. Племена не очень дружно жили между собой, но более опасными для них были не соседи, а маньчжуры. В ХII веке оборону монголов от маньчжуров и их союзников-татар возглавил Есугей-багатур. Своим авторитетом он заставлял всех ходить в походы, защищаться от врага. Но поскольку Есугей не был ханом, его влияние кончилось с его смертью. Сыну Есугея - Тэмуджину пришлось добиваться власти. В 1182 году его избрали ханом с титулом "Чингиз" (что скорее всего обозначает "человек, имеющий всю полноту власти"). В 1198 году Чингиз стоял уже во главе мощной орды. Чингисхан сформулировал новый свод законов - Великую Ясу. Яса основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства. Каждого предателя предавали смертной казни.

Монголо-татары Монгольские племена кочевали в 12 в. в степях Забайкалья и северной части Современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах. Как правило, у кочевых народов долго сохраняются в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки. Не были исключением монголы. В 12 в. они переживали разложение родового строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, родо-племенная знать – нойоны и богатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за пастбищ. Эти столкновения перерастали в кровопролитные войны, сопровождавшиеся истреблением целых родов и обращением пленников в рабство.

Войско монголов. Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Подготовленность своих воинов - прирожденных наездников к военным походам Чингисхан до­полнил установлением в войске жесточайшей дисциплины и введением особых приемов боя. Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон - яса устанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага,- казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный просто не попадал в воины. Ему не было доли в добыче, он был навеки опозорен, он превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны. Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Легкие всадники были одеты в кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, легкое копье и два лука - для стрельбы легкими и тяжелыми стрелами. У каждого воина было два колчана по 30 стрел. Воины тяжелой конницы, помимо всего перечисленного, имели длинное колье, прямой меч, железный шлем и кольчугу. Кони их были защищены кожаными доспехами. В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Передвигались мон­голы стремительно, пересаживаясь в пути на свежих коней. По закону Чингисхана, у каждого воина было не менее трех лошадей. В Китае монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они использовали тараны и камнеметательные машины, которые обслуживали китайские инженеры. Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на рас­стоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли, обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался аркан. Обычно коче­вое войско делилось на три части: центр и два фланга. Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвку­шении победы теряя осторожность, то фланги наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву.

Рабочий лист 2 Задание 4 Завоевание монголов (Чингисхан)

Завоевание Чингисхана

Завоевание Батыя

Рабочий лист 4

Задание 6

Тест

    Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году ?

    1. Батый

      Чингисхан

      Тохтамыш

    Какой город монголо-татары назвали “Злым городом” ?

    1. Козельск

      Владимир

    Основная задача баскаков на Руси :

    1. сбор дани

      управление русскими княжествами

      распространение ислама на Руси

      развитие торговых связей

    От налогов монголо-татары на Руси освободили :

    1. дворянство

      купечество

    2. духовенство

    Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами ?

    1. половцы

      печенеги

      византийцы

    Какой город был спасён от монголо-татарского нападения началом весенней распутицы и большими потерями в ханском войске?

    1. Новгород

      Смоленск

      Чернигов

    Вторая волна монголо-татарского нашествия на южные княжества Руси начинается в

    1. 1239 г.

    Битва на реке Калке произошла:

    1. Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.