Надписи на памятниках жертвам политрепрессий. «Страшное прошлое нельзя оправдать никакими высшими так называемыми благами народа

В День памяти жертв политических репрессий, в Москве на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца была установлена "Стена скорби" - первый общенациональный памятник жертвам политических репрессий. Десятилетия стыдливого замалчивания "лагерной темы" и страх говорить "об этом" даже в семье - позади. "Стена скорби" железобетонно меняет баланс сил.

В двух разных концах России - на Колыме и Соловках - в море упираются скалы с выбитыми ломами на них одинаковыми словами: "За нами придут корабли! 1953". И вот в 2017 году за ними пришел последний корабль.

Давайте считать, что "Стена скорби" - это последний корабль, который пришел за теми, кто не смог вернуться в 1953-м, кто погиб", - говорит председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. - Теперь за ними пришел корабль нашей памяти.

"Стена скорби" состоит из символических коридоров-арок, пройдя сквозь которые каждый для себя делит историю на "до" - когда каждый мог стать жертвой "большого террора", и "после" - когда открытая в Москве "Стена скорби" дает внутри человека прорасти пониманию, что травму репрессий необходимо помнить и нести как часть своих корней.

Не делиться на жертв и палачей, не мстить и даже "не все простить и забыть", а сделать историю, какая она есть, частью генетической памяти нации.

Школьники из Ростовской области своим трудом 
заработали на памятник 
75 тысяч рублей

Тяжело, медленно и с болью, но происходит вот что: по данным Фонда Памяти, монумент государству обошелся в 300 миллионов рублей, а сумма добровольных пожертвований от народа достигла 45 282 138,76 рубля. И хотя возведением "Стены" общество признает политику террора и репрессий преступлением, народ своим участием в сборе средств на памятник не просто осмысляет трагедию. Люди в Фонд Памяти несут не только сбережения.

Те, у кого их нет, например, куски бронзы, как пенсионер из Саратовской области Иван Сергеев. Или самый маленький взнос на "Стену" - 50 рублей - внесла пенсионерка из Йошкар-Олы, пожелавшая остаться неизвестной. Она подписалась на реквизитах: "Дочь репрессированного. Простите, сколько могу".

Но самым значимым частным взносом на "Стену скорби" стали деньги, заработанные детьми станицы Кировская Кагальницкого района Ростовской области - 75 тысяч рублей.

Ростовская история меня потрясла, - говорит директор музея истории ГУЛАГа Роман Романов. - Она для меня пример того, что молодые люди вовсе не хотят "любой ценой" или "побыстрее забыть террор". Они хотят знать свою историю и складывают ее своим посильным трудом. Еще для меня 75 тысяч рублей, заработанные детьми, - это ответ тем, кто хочет на базе лагерей ГУЛАГа создавать туристический кластер с "ароматом" зоны и лагерей. С бараками, где можно жить в "эконом"-варианте, с нарами, где можно спать; с жестяной посудой и "лагерной" едой. Дети из Ростова своим поступком молча убеждают: "аромат зоны ГУЛАГа" или модные ныне квесты на эту тему - дорога в историческое забвение. А то, что сделали ростовские школьники и сотни тысяч жертвователей на "Стену скорби", это и есть тропинка к настоящей живой истории.

Романов признается, что этим людям он доверяет. Они обязательно смогут найти в сейфах памяти и расставить по местам страшные цифры: по данным Фонда Памяти, 20 миллионов человек прошли через систему ГУЛАГа, свыше миллиона расстреляны (цифра не окончательная. - "РГ"), более 6 миллионов стали жертвами депортаций и ссылок.

Прямая речь

Честная история формирует единую нацию

Наталия Солженицына, президент фонда Александра Солженицына:

Судьбы тех, кто прошел ГУЛАГ, не должны оставаться семейными историями. Они должны и теперь станут частью всенародной истории. Мы не можем себе позволить не знать своей недавней истории - это все равно что идти вперед с завязанными глазами, а следовательно, неизбежно спотыкаться. Что с нами и происходит, поскольку в эпоху Большого террора были заложены основы расколотого общества. Расколотым оно останется до тех пор, пока мы не начнем восстанавливать честную историю. Честная история формирует единую нацию. А без единства и духовного целения простое экономическое возрождение невозможно.

Общенациональный памятник жертвам репрессий - шаг к примирению. Потому что примирение невозможно на основе забвения.

"Забвение - это смерть души", - говорили мудрецы. В "Стене скорби" заложена идея памяти. А испытывать или не испытывать вину - зависит от развитости сознания, совести, понимания. И это уже чувство личное, а не коллективное.

Страна у нас все-таки сегодня совсем другая! При всех недостатках нашего бытия возврат на семьдесят лет назад уже невозможен. И, наверное, не следует потомкам хранить волчьи шрамы разъединения, которые оставило то время. Нам нужна честно рассказанная хроника побед и поражений.

Такой историю России XX века можно будет уважать.

Точка зрения

От истории лакированной - к истории подлинной

Владимир Лукин, член Совета Федерации:

Я убежден, что самое главное сегодня соединить разбитую историческую мозаику в нечто целое. Для этого нам надо преодолеть как сталинскую интерпретацию истории, так и апологетику антисоветизма. "Стена скорби" на этом пути снижает тонус ожесточенности дискуссий и приближает нас к пониманию величия события. Чжоу Эньлай, выдающийся китайский деятель, когда его спросили, считает ли он Французскую революцию 1789 года великой, ответил: "Рано судить. Пусть еще сто лет пройдет". Так и мы лишь в начале продирания общества сквозь отлакированную историю к настоящей.

Сколько бы мы ни занимались увековечиванием жертв политических репрессий, все неизбежно у 1789 года упирается в вопрос: "Сколько погибло людей?" Я всегда отвечаю: "Этого мы никогда не узнаем". Дело не только в засекреченности части архивов. И не в том, что когда комиссия Шверника - Шатуновской доложила ХХ съезду КПСС о том, что только с 1934 по 1941 годы было репрессировано 19 миллионов 800 тысяч человек, а из них 7 миллионов 100 тысяч расстреляны, съезд ужаснулся и закрыл эти цифры. И даже не в том, что историки после того, как у Петропавловской крепости Санкт-Петербурга были обнаружены расстрельные ямы, где лежат безымянные жертвы 25 февраля 1917 года, предлагают считать эту дату началом массовых репрессий ХХ века в России. А дело в том Великом и Трагическом целом, которое мы должны собрать из разбитой исторической мозаики.

Акция "РГ"

Интернет-проект "РГ" "Знать, не забыть, осудить. И - простить" собрал аудиторию примирения

Акция по созданию "Стены скорби", - заявил в интервью "РГ" Владимир Каптрян, - это только первый шаг к восстановлению исторической справедливости и поруганной связи времен. И еще восстановления страшного понимания: каждый в то время мог оказаться и героем, и "врагом народа", и палачом. На войне как на войне. На фронте тоже не все были героями. Поэтому мне кажется честным по отношению к жертвам ГУЛАГа и по отношению к самим себе сначала в день установки "Стены скорби" в Москве, а потом в этот день каждый год выходить на улицу на митинг памяти. Как "Бессмертный полк". Пусть это будет "Полк памяти". Я бы в него вступил. ()

Одна из самых позитивных и пассионарных историй - история "антисоветчика" Юрия Найденова-Иванова. Он рассказал, как у троих товарищей - 19-летнего студента Юрия Найденова-Иванова, 20-летних Евгения Петрова и Валентина Булгакова в 1951 году нашли журнал "Америка". Еще Найденов переписывался с друзьями из Одессы. Всех троих обвинили в антисоветской пропаганде и в том, что "хотели переплыть Черное море на лодке". Всем дали десять лет лагерей. Петров попал в шахты Севера, Булгаков - в Сиблаг, Найденов - в шахты казахстанской Караганды. Он рассказал о тайнах выживания в лагерях. И о том, как ему случайно достался "номер жизни", который его спас. ()

Еще одна история - , о том, как жертвы репрессий выигрывали суды даже у НКВД и вселялись в свои квартиры, возвращаясь из лагерей (" "), составили золотой фонд видеоинтервью историй "Мой ГУЛАГ".

Теперь они - Полк исторической памяти. Именно эти истории дали старт большому авторскому документальному проекту и серии художественных фильмов и спектаклей, которые будут сниматься в течение следующих пяти-семи лет. Все это будет делаться под творческим руководством кинорежиссера Павла Лунгина и художественного руководителя Театра Наций Евгения Миронова.

Прямая речь

В каждом из нас есть осколок "Стены"

Арки, прорезающие монумент во всю длину, сделаны так, что каждому приходится пригибаться, чтобы пройти. Пригнувшись, человек глазами упирается в скрижаль: "Помни!" Как неслышная молитва, слово написано на двадцати двух языках - на пятнадцати языках народов бывшего СССР, на пяти языках ООН и на немецком - одном из языков Евросоюза.

"Помни!" приходится нести в себе тридцать пять метров - всю длину монумента. Сквозь нее каждый сможет пройти насквозь и ощутит себя на месте жертвы. Так "Стена" воспроизводит ощущение дамоклова меча. Только так, с пониманием того, что в каждом из нас есть осколок "Стены", можно идти дальше. Но непонятно, когда мы можем выпрямить спину. Непонятно, сколько времени потребуется, чтобы тот осколок вышел. Чтобы он вышел, надо лично осознать явление ГУЛАГа и сделать его частью генетической памяти нации.

Я бы хотел, чтобы каждый кусок "Стены скорби" передавал состояние трагедии. Да, ее фигуры безлики. Такими их сделала "коса смерти". Слишком многочисленными и часто безымянными были и остаются жертвы террора 30-50-х годов. Их искореженные судьбы и вычеркнутые из жизни лица и есть символ трагедии.

Вслед за режиссером Глебом Панфиловым, экранизирующим повесть Александра Солженицына "Один день Ивана Денисовича", поиском материала об эпохе лагерей занялся режиссер Павел Лунгин. Сегодня он рассказывает РГ, почему каждому из нас придется пройти сквозь чистилище памяти.

Павел Семенович, решили, о чем будет фильм?

Павел Лунгин: Когда я думаю, как делать кино, ищу гуманистические опоры. Я из того поколения, которое еще верит в людей и не готово уйти в тотальную постмодернистскую трагедию. Да, можно снять кино и о Норильском 1953 года восстании Горлага, и о Кенгирском 1954 года восстании политзэков. Только в Норильске, по данным архивов, бастовали до 16 000 человек. Но это излет системы лагерей, а их суть кристаллизовалась внутри человека раньше. Он не мог ей не сопротивляться изнутри. Как? Вот об этом я и хочу снять фильм. Но я еще не нашел истории противостояния. Чем больше читаю, тем чаще появляются мысли: "Кто я такой? Откуда во мне столько дерзости, чтобы касаться темы, переполненной кровью и муками?" Иногда просто застываю в ужасе. Охота навсегда забыть ГУЛАГ и не знать о нем. Это инстинктивный страх перед масштабом трагедии. Я тоже боюсь - хватит сил показать глубину явления? Облагораживать ГУЛАГ - преступление, но и лишать людей надежды - преступление.

А в моем фильме обязательно будет веселый ГУЛАГ. 
И женский взгляд на лагерь

У вас нет сценария, но ведь есть Солженицын, есть Шаламов, есть "Обитель" Захара Прилепина...

Павел Лунгин: ...Захар Прилепин написал очень сильный роман про Соловки. Его талант писателя вне идеологии, что дает роману такие характеры, что ого-го... Я бы с удовольствием его экранизировал. Но, по-моему, авторских прав уже нет. Хотя и у Прилепина, как и у Солженицына и Шаламова, ГУЛАГ безнадежен. А в моем фильме обязательно будет веселый ГУЛАГ. И женский взгляд на лагерь. Я картину еще не населил историями, но хорошо помню свои разговоры с Андреем Синявским. Во Франции он все время рассказывал о лагере. Однажды у него в гостях я не выдержал: "Вы о лагере вспоминаете так, будто это было что-то лучшее". Синявский даже не думал со мной спорить. У него дружбы лагерные остались, к нему в Париж приезжали люди, с которыми он вместе сидел. Они искренне верили, что в их случае "произошла ошибка". "Да, - ответил, - в каком-то смысле это была идеальная жизнь. Денег нет, женщин нет, карьеры нет, ничего нет. Ты как бы очищен от всего и можешь общаться с людьми, как с очищенными сущностями". Это потрясение на грани духовного голода и духовной чистоты. Я ищу его для фильма. Это как некоторые люди вспоминают о войне, как о каком-то очищающем переживании. Тебя как будто в серную кислоту окунули, а ты - живой.

Академик Лихачев тоже одно время признавал, что большевики в созданной ими системе ценностей были правы, когда его, не принявшего советскую власть, сослали в ГУЛАГ для перевоспитания. Не провоцирует ли такая позиция реванш палачей? Вот уже и документальный фильм снят о Родионе Васькове - создателе и крестном отце Соловков и Магаданских золотых рудников. В фильме его сын Грициан со слезами на глазах спрашивает о том, за что его отца в конце жизни по доносу упекли в ГУЛАГ на пять лет? Ведь "он вокруг себя создавал не террор, а производство, давал людям работу, еду, смысл... Он смог не стать надзирателем". Что бы вы ему ответили?

Павел Лунгин: ХХ век богат на такие феномены. Век дал мощные попытки создания нового человека. СССР, потом Германия, свой опыт был у Китая, последняя судорога была в Камбодже. В США после 1929 года тоже создавались трудовые лагеря, но там не ковали нового человека. А его переделывание - это спор с богом о человеке. Достоевский гениально передал это противостояние в "Великом инквизиторе". У него Христос ведь не просто заточен в темницу. Инквизитор искушает Христа тем, что свобода - самое большое испытание и наказание для человека, что ничего так не хочет человек, как, чтобы у него отняли свободу. Тогда ему не надо делать выбор. И свобода не нужна. Как раз ее и отнимал лагерь.

Но всегда попытки переделывания человека заканчивались крахом. Ведь сначала из него надо сделать фарш. В этом смысле, конечно, лагеря - школа воспитания. Кого? Сын гулаговского творца хорошо отвечает. Он искренне считает, что среди палачей его отец был самым лучшим и добрым, отрубал головы с одного удара, а не с двух. Это один из плодов "воспитания", когда происходит потеря критериев добра и зла. Вместо "нового человека" мы получили такой уровень его разложения, когда должны признать: идея тотального перевоспитания пагубна. Человек - "Божья тварь", существо, которое не поддается лепке стороннего скульптора и любой иной пластике. Вмешательство в естество человека - самая большая опасность, которая нас ожидает. А непроговоренность и неосознанность опыта ГУЛАГа порождает непонятый феномен опричников, которые потом рядятся в жертв.

Не была политика репрессий часто лишь предлогом для набора в трудовую армию?

Стена скорби - согласие с тем, что репрессии зло. Это начало духовного очищения

Монумент "Стена скорби", который встал в Москве 30 октября 2017 года, - это шаг народа в сторону святого?

Павел Лунгин: Скорбь для меня - это консенсус. Стена - согласие общества с тем, что было совершено зло, и понимание того, что мы сами себе его причинили. Это только начало духовного очищения. И то, что памятник жертвуют простые люди, - знак нашего выздоровления. Хоть по 15 копеек, но на Стену должна скинуться вся страна. Желание пройти сквозь Стену - это и есть ростки осознания, покаяния и искупления. Мы уже не делаем вид, что проблемы нет.

Но ведь делаем вид, часто искреннее считая, что покаяние и искупление нужно кому-то другому, но не мне. В этом смысле показательна история москвички Веры Андреевой. В цикле фильмов "Мой ГУЛАГ" музея истории ГУЛАГа она рассказала, что в 1937 году ее любимый дядя Ваня написал донос на своего отца и ее деда Дмитрия Жучкова за то, что "дворянин не признает революцию". Но отец даже у НКВД выиграл суд. Сын, изгнанный из семьи, в 1942 году погиб, защищая Севастополь от фашистов. "Он достоин смерти", - сказал о нем отец. "Дед уже лежал в земле, - вспоминает Вера Сергеевна, - а родные мне, члену КПСС, повторяли его слова: "Как ты могла перейти на их сторону?" А я не знаю. Вспоминаю деда и понимаю: я не простила ту власть, как дед не простил сына. Я не умею и не знаю, как такое прощать". Как такое прощать?

Павел Лунгин: Если бы я мог это объяснить словами, мне не надо было делать фильм "Остров". Я только знаю, что работа покаяния - подвижническая. Она дается не всем. Но я верю, что чувства стыда и раскаяния делают из человека личность. Человек начинается с ощущения стыда, с боли за беды окружающих, с сострадания. Но я в одинаковом с обществом состоянии. Я смотрю вокруг и не вижу, что общество или я движимы осознанием прожитой истории, боли, беды. Мне иногда кажется, если бы "Остров" вышел сейчас, его бы не услышали. Такое чувство, будто мы перешагнули через что-то. У мозга есть такая особенность: если человек от двух до пяти лет не заговорил, то он будет, как Маугли. Его найдут, отмоют, и он даже заговорит, но не будет свободы речи. Мозг сформировался вне языка. Так и с травмой ГУЛАГа. Может быть, прошло время, когда рана была живая и легче лечима? Но мы с трагедией ГУЛАГа все-таки встаем на путь осознания. Нам нужны время, терпение и свобода. Придут новые поколения вместо тех, кого убили и кто уехал. Мне кажется, эта эволюция идет, но пока мы - этакие кентавры... Свободная часть наша видит жизнь вокруг, много читает, думает... Но и другая его часть медленно, тяжело, но меняется. В том числе благодаря таким проектам, как "Стена скорби", но меняется...

«Миллионы людей объявлялись врагами народа, были расстреляны или покалечены, прошли через муки тюрем или лагерей и ссылок», — сказал на церемонии Владимир , — «страшное прошлое нельзя вычеркнуть из национальной памяти» — и в то же время его нельзя оправдать «никакими высшими так называемыми благами народа».

Вместе с патриархом Кириллом и мэр Москвы президент возложил к «Стене скорби» цветы.

В течение всего вечера понедельника на площади возле мемориала будет звучать инструментальная музыка в живом исполнении, передает информационный , а также будут демонстрироваться тематические сюжеты. После церемонии открытия «Стена скорби» была открыта для всех желающих.

«Стену скорби» не стали закрывать заграждениями и до открытия. Сделать это было бы сложно: он представляет из себя скульптурную группу впечатляющих размеров: двусторонний горельеф длиной 30 и высотой 6 метров, расположенный полукругом.

На него ушло более 80 тонн бронзы.

Основу композиции составляют взмывающие вверх безликие фигуры — как пояснил скульптор Георгий «Газете.Ru», они должны символизировать хрупкость человеческой жизни перед лицом тоталитарной системы. По словам художника, форма монумента должна донести до людей ощущение «рыка террора» и «скрежетание зла». В монументе, фактически состоящих из слепленных вместе фигур, сделаны просветы, выполненные в форме человеческих силуэтов, через которые могут проходить зрители — это позволит им ощутить, что жертвой может стать каждый, поясняет Франгулян. По краям монумента будут расположены каменные столбы-«скрижали» со словом «помни» на разных языках.

Площадь перед «Стеной скорби» выложена камнями, доставленными из мест отбывания заключения жертв политических репрессий.

«Образ монумента возник у меня за пять минут, — рассказывал Франгулян «Газете.Ru», - «все на «Стене скорби» совершенно не случайно: это сложно выстроенный композиционный ряд. Каждый штрих сделан моими руками. На сегодняшний день это самая главная моя работа».

Общая стоимость проекта составила 460 млн рублей. Сбором средств на его занимался Фонд «Увековечения памяти жертв политических репрессий». При этом выделило 300 млн рублей. Значительную часть составили частные пожертвования. Проект Франгуляна выиграл в конкурсе, на который было представлено в общем счете 340 концепций. В состав жюри вошли председатель правления общества , председатель , координатор Московской Хельсинкской группы и руководитель . Все они заявлены в качестве участников церемонии.

Дата открытия была выбрана давно и заранее - 30 октября отмечается день политических репрессий; проблеме увековечивания памяти жертв в России было посвящено заседание СПЧ в этот день. Днем раньше акция «Возвращение имен», приуроченная ко дню памяти жертв политических репрессий, прошла у другого памятника, до сих пор служившего мемориалом - Соловецкого камня.

Около двух тысяч человек выстроились в очередь, чтобы коротко назвать в микрофон имена, место проживания и дату расстрела жертв репрессий, в том числе и своих родственников.

«Соловецкий камень» занял свое место на Лубянской площади в конце 80-х, когда когда тема репрессий снова - впервые после «оттепели» стала активно обсуждаться. Большой валун, привезенный с островов, где в бывшем монастыре располагался СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения, де-факто бывший политической тюрьмой. Камень поставили на Лубянской площади как знак того, что однажды в Москве будет сооружен полноценный мемориал. Однако к вопросу его возведения вернулись только спустя 25 лет, когда в августе 2015 года была утверждена концепция государственной политики по увековечиванию памяти жертв политических репрессий.

В Москве 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, будет открыт монумент памяти жертв политических репрессий "Стена скорби". В церемонии примет участие полковник ФСБ запаса, президент России Владимир Путин, который, подчеркивает ТАСС, несколько лет назад поддержал инициативу правозащитников по установке памятника и издал соответствующий указ.

Пресс-служба Кремля сообщает, что глава государства и члены президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) по окончании заседания Совета, запланированного на понедельник, "примут участие в церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий "Стена скорби".

Владимир Путин - не первый глава государства, поднимавший вопрос увековечивания памяти жертв политических репрессий в стране. Так, аналогичную идею высказывал генсек ЦК КПСС Никита Хрущев в 1961 году на XXII съезде партии. В 1990 году Моссовет принимал постановление об установке такого памятника на Лубянке. В том же году напротив здания НКВД (ФСБ) был установлен гранитный валун, привезенный с территории бывшего Соловецкого лагеря особого назначения в Архангельской области. А день его открытия начал отмечаться как День памяти жертв политических репрессий.

Дата была определена в память о событиях 1974 года, когда политзаключенные мордовских и пермских лагерей, а также Владимирской тюрьмы объявили голодовку в знак протеста против политических репрессий в СССР, а Андрей Сахаров и Инициативная группа защиты прав человека на пресс-конференции рассказали западным журналистам о политзаключенных. Впоследствии по всей стране - на местах массовых расстрелов, территориях бывших лагерей, поселков спецпереселенцев и т. д. Были открыты сотни монументов, памятных знаков, часовен и стен памяти.

Идею возведения в столице монумента памяти жертв политических репрессий в Москве отстаивал глава президентского совета по правам человека Владимир Федотов. Владимир Путин подписал соответствующее поручение правительству Москвы в декабре 2014 года. Спустя два месяца стартовал конкурс проектов.

Всего было создано 336 проектов памятника жертвам политических репрессий. Победителем конкурса был определен скульптор Георгий Франгулян. Второе место заняла "Призма" Сергея Муратова, а третье - "Разорванный судьбы" Елены Бочаровой. Президент РФ подписал указ о возведении памятника 30 сентября 2015 года. Общая стоимость проекта составила 460 млн рублей, из которых 300 млн рублей оплатило правительство Москвы. Сбор недостающей суммы продолжался два года. Владимир Федотов неоднократно указывал на "абсолютно наплевательское" отношение к проекту федеральных телеканалов и крупных благотворителей. В то же время многие жители столицы и регионов переводили пожертвования в размере 100 и 500 рублей.

Мемориал "Стена скорби" установлен в сквере площадью 5,4 тысячи кв. метров на внутренней стороне Садового кольца, на пересечении Садово-Спасской улицы и проспекта Академика Сахарова. Памятник высотой в 6 метров и длиной в 35 метров представляет собой пространственный двухсторонний барельеф из 80 тонн бронзы, представляющий собой бесконечное сочетание взлетающих вверх и устремлённых ввысь схематических одновременно плоских и объёмных человеческих фигур. На плоскостях барельефа нанесено одно слово - "Помни" - на разных языках. Его дополняют гранитные композиции, которые образно отсылают к застенкам и эшелонам, а саму площадь планируется замостить с включением камней с мест заключения репрессированных.

Накануне, 29 октября, у Соловецкого камня в Москве жертв политических репрессий "Возвращение имен". Любой их пожелавших принять участие в акции смог прочесть имена нескольких из 40 тысяч расстрелянных москвичей.

До конца 1980-х годов информация о репрессированных являлась государственной тайной. В 1988-1989 годов в СМИ начали публиковать первые списки жертв репрессий. Во многих регионах по инициативе общества "Мемориал" и при его участии начали готовить "Книги памяти" - специальные издания, содержащие не только имена, но и краткие биографические справки о жертвах, а иногда фотографии. В 1998 г. общество приступило к созданию единой базы данных на основе информации из региональных "Книг памяти". В 2007 г. выпущено последнее, 4-е, издание "Жертвы политического террора в СССР" (с дополнениями на 13 декабря 2016 г.), содержащее более 2,6 млн имен.

Федеральным архивным агентством (Росархив), Государственным архивом РФ и Гуверовским институтом войны, революции и мира при Станфордском университете (шт. Калифорния, США) было подготовлено и выпущено собрание документов в 7 томах "История сталинского Гулага. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов" (2004). Акция "Мемориала" "Возвращение имен" в этом году прошла в десятый раз.

30 октября 2017 года в Москве откроется монумент, посвящённый жертвам репрессий. Автор проекта - Георгий Франгулян . Монумент установлен на проспекте Сахарова. " Стена скорби" - название памятника.

Предыстория

В 1961 году, на очередном съезде партии, Никита Хрущёв поднял вопрос о развенчании культа личности Сталина. Тогда впервые рассмотрели идею о создании памятника жертвам репрессий. Но дальше разговоров дело не продвинулось. Более того, Хрущёв предлагал отдать дань памяти " верным ленинцам" - партийцам, расстрелянным в годы сталинизма. Когда же завершилась эпоха так называемой оттепели, идея о создании памятника и вовсе была забыта. Вспомнили о ней в конце восьмидесятых.

и другие памятники

В перестроечные годы тема о жертвах репрессии стала довольна обсуждаемой. Для установки памятника наступили самые что ни на есть подходящие времена. Монумент, открытый на Лубянке, называется " Соловецкий камень" . Он изготовлен из гранита, привезённого с территории бывшего лагеря. Торжественное открытие состоялось 30 октября в 1990 году. Там, где в 30-е годы проходили массовые расстрелы, впоследствии были установлены скульптурные композиции, стены памяти, часовни, Один из них - " Маска скорби" - находится в Магадане. Мемориальная табличка с надписью " Последний адрес" установлена во многих городах России.

Подготовка к созданию "Стены скорби"

С начала девяностых в стране открыто было множество памятников. В чём необходимость создавать еще один? Дело в том, что во многих странах, входивших в состав СССР, существуют уже на протяжении нескольких десятилетий монументы, посвященные жертвам сталинской репрессии. В Москве лишь закладной камень. По размерам и композиции этот памятник не передаёт трагедии и горя, которое пришлось пережить тысячам советских семей.

Вопрос об установке " Стены скорби" не раз поднимал Владимир Федотов - председатель Совета по развитию общества и правам человека. В октябре 2014 года президенту России представили проект монумента. В конце декабря была достигнута договоренность относительно места установки памятника.

Конкурс

Когда речь идёт о создании подобного монумента, автора будущего проекта выбирают на протяжении нескольких месяцев. В феврале 2015 года стартовал конкурс. Только один из его участников должен был стать автором памятника. Предполагалось, что некоторые проекты могут быть использованы в других городах России.

Всего жюри конкурса рассмотрело более трехсот вариантов. Для выбора подходящего проекта организовали выставку, которая продолжалась около месяца. Победителем стал Георгий Франгулян . Памятник жертвам репрессии называться мог бы иначе. " Стена скорби" - название монумента, созданного Франгуляном . Второе место в конкурсе занял Сергей Муратов с проектом " Призма" . Третье - Елена Бочарова (" Разорванные судьбы" ).

Мемориал будет установлен на пересечении Садово-Спасской улицы и проспекта Сахарова. " Стена скорби" , по мнению участников жюри, наиболее отвечает духу мрачной сталинской эпохи , кроме того, имеет весьма емкое , говорящее название. Возведение памятника осуществляется не только на средства государства, и за счёт народных пожертвований.

Описание памятника "Стена скорби" в Москве

Довольно внушительных размеров. До открытия он будет храниться в сквере рядом с проспектом Сахарова. Высота памятника составляет 6 метров. Длина 35 метров. В создании " Стены скорби" использовано 80 тонн бронзы. Монумент представляет собой двухсторонний барельеф, на котором изображены человеческие фигуры. Изображения есть и плоские, и объёмные.

На фото " Стены Скорби" , представленном выше, можно видеть человеческие фигуры. Их здесь около шестисот. На тяжеловесной стене, композиция которой основана на игре с объемами , имеются довольно большие просветы, выполненные в форме человеческого силуэта. Через них можно пройти. Это своеобразный художественный замысел люди имеют возможность почувствовать себя на месте жертв всесильной и беспощадной системы.

Стена скорби в Москве - это не просто памятник. Это предостережение, которое позволит потомкам осознать печальные последствия авторитаризма, хрупкость человеческой жизни. Возможно, подобная скульптурная композиция оградит представителей будущего поколения от повторения ошибок прошлого. На " Стене скорби" выбито лишь одно-единственное слово. Но это слово здесь присутствует на 22 языках. По краям стены многократно выгравировано "П омни" .

" Стена скорби" находится в сквере, который обрамлен гранитными камнями. Перед рельефом расположено несколько прожекторов, установленных на гранитных столбах. Дорога к памятнику вымощена камнями. Это необычный строительный материал. Дорога к " Стене скорби" вымощена камнями, привезёнными из лагерей, мест массовых расстрелов, а также населенных пунктов, жители которых подверглись принудительной депортации: Иркутска, Ухты, Воркуты, Хабаровского края, Башкирии и других регионов России.

Рядом с монументом находится здание Согаза . По мнению скульптора, эта постройка символизирует власть и неповоротливость. В некотором роде она является частью монумента. Она создает подходящий, мрачноватый фон для стены, символизирующей десятки тысяч человеческих жертв.

Историческая справка

О том, сколько человек погибло в годы репрессий, даже сегодня точных сведений нет. Массовые аресты начались в конце 20-х годов и закончились лишь после смерти Сталина. Самым страшным был период 1937- 1938 годов. Тогда к расстрелу приговорили около 30 тысяч человек.

К жертвам репрессий относятся не только те, что были осуждены по политической статье и приговорены к смертной казни. В лагеря отправляли жен , мужей, родственников арестованных. Дети до 15 лет подлежали размещению в городах вдали от Москвы, Ленинграда, Минска, Киева, Тифлиса.

«Стена скорби» - памятник-приговор, прививающий Народу-Победителю комплекс стыда и неполноценности

30 октября в Москве на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца планируется открытие «Стены скорби» - памятник жертвам политических репрессий в СССР.
Россия накануне величайших испытаний. Давление на страну и её руководство беспрецедентно. Западная антирусская пропаганда носит характер предвоенной подготовки. При этом в Москву на дровнях тащат ржавый памятник «литературному власовцу» Солженицыну, автору известного комикса про сталинские тюрьмы, и с помпой открывают на Садовом кольце «Стену скорби». Это угрюмый двусторонний горельеф с несколькими арками, состоящий из множества безликих бронзовых фигур. Для площади перед этой стеной собирали булыжники со всей страны. Привезти их было велено из тех мест, где находились лагеря, тюрьмы, могилы, лазареты, расстрельные рвы.

У этого памятника долгая предыстория. В 2009 году Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла резолюцию «Объединение разделённой Европы», в которой был поставлен знак равенства между сталинизмом и нацизмом. Оба режима объявлялись преступными и виновными в геноциде.

Уже в 2011 году была создана «Платформа европейской памяти и совести» - международная организация, объединяющая 48 государственных и частных институтов из 18 стран, специализирующихся на исследовании истории так называемого тоталитаризма. Вот краткий перечень участников «Платформы»: Ассоциация музея оккупации (Латвия), Международная комиссия для оценки преступлений нацистского и советского оккупационных режимов (Литва), Институт исследования коммунистических преступлений (Румыния), Институт информации по преступлениям коммунизма (Швеция).

В том же 2011 году министры юстиции стран Европейского союза приняли Варшавскую декларацию: «декларируем нашу поддержку жертвам тоталитарных режимов и заверяем, что их страдания не пропадут в безвестности, их права будут признаны, а виновники предстанут перед правосудием». Заголовки многих СМИ тогда были вполне определёнными: «В ЕС создаётся платформа для сбора доказательной базы для Нюрнберга-2».

В том же 2011 году председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов объявил о начале программы «десталинизации» российской истории ХХ века. Важнейшим пунктом этой программы было установление в Москве монумента жертвам политических репрессий.

В декабре 2014 года Михаилу Федотову удалось добиться создания рабочей группы по возведению мемориала, а в начале 2015 года начала работу конкурсная комиссия, в жюри которой вошли, среди прочих, Людмила Алексеева, Алла Гербер и Наталья Солженицына. Победил проект скульптора Георгия Франгуляна.

27 сентября 2016 года передвижная выставка, посвящённая монументу «Стена скорби», открылась в Ельцин-центре в Екатеринбурге.

Общая стоимость памятника составила 460 миллионов рублей, из которых 300 миллионов было выделено из московского городского бюджета, а сбор остальных 160 миллионов был возложен на Фонд увековечивания памяти жертв политических репрессий. Член Совета по правам человека Сергей Караганов заявил, что финансирование монумента из государственных средств - обязанность российского государства, так как оно - «правопреемник того, от имени которого преследовали и уничтожали людей». Вот как интересно! На фоне решений ОБСЕ эти заявления звучат весьма зловеще.

В самом монументе, в этой тяжеловесной стене имеются просветы в форме человеческих силуэтов, через которые могут проходить люди, желающие почувствовать себя на месте жертв репрессий. Этот мрачный Диснейленд является ничем иным, как ответом «пятой колоны» на «Бессмертный полк». Это памятник-приговор, прививающий Народу-Победителю комплекс стыда и неполноценности с выходом на политический суицид. Плюс вечное покаяние за несуществующие грехи, непрерывный исторический газлайтинг, попытка устроить нации коллективное наказание за уничтожение в 1937 году «перманентных революционеров».

Вот уже и Польша готовится предъявить нам иск на сотни миллиардов долларов в отместку за её социалистическое развитие, и Прибалтика не отстаёт… Теперь, после открытия памятника жертвам сталинской законности, ещё несколько близких и далёких стран предъявят нам непомерные требования контрибуций. Все гиены политической карты мира оживились. Нас снова волокут на гноище коллективного покаяния за нашу историю, за индустриализацию, за Победу 1945 года!

Единственное, что оставляет лучик надежды: за две недели до ритуального открытия Стены скорби, 16 октября 2017 года, принят Федеральный закон о дате 30 октября - это священная дата начала героической Второй обороны Севастополя в Великую Отечественную войну.

В период военного и экономического шантажа со стороны США вместо Стены плача на Садовом кольце логичнее было бы поставить на проспекте имени творца водородной бомбы Сахарова коллективный памятник создателям и разработчикам советского атомного оружия, учёным, инженерам, управленцам. И наравне с Курчатовым и Харитоном увековечить образ отца Отечества, великого организатора наших достижений - Лаврентия Павловича Берии.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.