Cистема лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП) для хронических алкоголиков. Лечебно-трудовой профилакторий как правовое решение проблемы алкоголизма

В целях реализации Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года №3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", в части обеспечения гарантированных государством видов психиатрической помощи, а также в соответствии с пунктом 3 и подпункта 6 пункта 4 статьи 23 Закона города Москвы от 9 июля 2008 года № 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы" и приказа Департамента социальной защиты населения города Москвы от 2 декабря 2010 года №2802 "Об утверждении Примерного положения о лечебно-трудовых мастерских учреждений стационарного социального обслуживания Департамента социальной защиты населения города Москвы" в интернате организованы работы в лечебно-трудовых мастерских (далее ЛТМ).

Заведующий ЛТМ совместно с договорным отделом интерната организует привлечение сторонних организаций для исполнения ЛТМ заказов и разрабатывает необходимый пакет документов для подписания Договоров об оказании услуг, а также отчетные бухгалтерские документы для оформления выполненных работ и их оплаты.

Вовлечение получателя социальных услуг в лечебно-трудовую деятельность осуществляется на добровольной основе с учетом из состояния здоровья, интересов, желаний и на основании заключения лечащего врача. Недееспособные получатели социальных услуг привлекаются к участию в лечебно-трудовой деятельности по решению ВК и с согласия опекунской комиссии (опекуна).

При направлении на работу в ЛТМ получателя социальных услуг, лечащий врач должен провести беседу с ним и разъяснить ему лечебное значение трудовых процессов, указать вид и продолжительность работы. Продолжительность лечебно-трудовой деятельности получателей социальных услуг не должна превышать 4 часа в день. Через каждые 3 месяца врачебная комиссия учреждения совместно с лечащим врачом и с инструктором ЛТМ решает вопрос о целесообразности продолжения работы получателя социальных услуг в ЛТМ.

Работы в ЛТМ проводятся под руководством инструкторов производственного обучения. Лица, направленные в ЛТМ, но испытывающие затруднения в обучении, занимаются с инструктором трудового обучения в специально выделенном помещении по индивидуальной программе.

​Сделать жизнь человека интересной - одна из задач социальной службы.

​Трудовая реабилитация и абилитация людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната разнообразна: трудовая занятость, трудовая терапия, трудовое обучение и трудоустройство.

В Лечебно - трудовых мастерских ГБУ ПНИ №3 успешно функционируют четыре цеха, о них подробнее:

«Швейная мастерская».

Швейную мастерскую ежедневно посещают получатели социальных услуг. Инструктора производственного обучения помогают им осваивать приемы ручного шитья и работу на бытовой швейной машине. Получателями социальных услуг освоено много новых техник и приемов рукоделия (вышивка крестиком и гладью, печворк, лоскутное шитье, вязание, плетение, декоративная строчка). Получателями социальных услуг изготавливается большое количество предметов бытового назначения для оформления их комнат и помещений общегго пользования (подушки, панно, покрывала, сумки, игольницы, жилеты, картины и т.д.). Лица, посещающие Лечебно - трудовые мастерские активно принимают участие в подготовке праздничных мероприятий, проводимых в учреждении, изготавливая костюмы и реквизит.

​Совсем недавно успешно прошла уже вторая персональная выставка проживающих ГБУ ПНИ №3, организованная совместно с Дмитровской межпоселенческой библиотекой под названием "Творчеством согреется душа", первая состоялась в декабре 2015 года под названием "Душой мы видим мир".

​Огромное удовольствие от выставки получили гости посетившие её, а также и сами художники, чьи работы были экспонированы на выставке.

​В Щелковской галерее были выставлены работы Швейной мастерской и Столярного цеха ЛТМ, в рамках проекта Красного Российского креста "150 лет на страже милосердия и гуманизма". Выставка прошла в апреле 2017 года.

Цех «Фасовка».

В мае 2015 года на базе ЛТМ был открыт цех фасовки системы для укладки плитки, позволяющий обеспечить получателям социальных услуг занятость трудом и вознаграждение за работу. Работы были организованы совместно с компаниями "Крита" и "ДЛС". Получатели социальных услуг имеют возможность небольшого заработка своими силами, что стимулирует их на дальнейший труд.

​Перед началом работ проводится ежедневный инструктаж, включающий в себя правила поведения в цехе и правила работы с деталями и оборудованием.

Цех «Озеленение».

В 2015 году была впервые организована работа по посеву и выращиванию семян цветов в помещении Лечебно - трудовых мастерских. К труду было привлечено более 15 человек получателей социальных услуг. Таким образом было выращено более 500 саженцев. В конце мая была успешно высажена рассада в грунт. Организован ежедневный уход за рассадой (полив, прополка, рыхление). В августе и сентябре были собраны семена цветов для будущего посева. Выращенные в ЛТМ цветы весь сезон радовали глаз сотрудников, получателей социальных услуг и гостей интерната. Так же в теплицу организована высадка рассады культурных растений (огурцы, помидоры, лук, укроп, петрушка) и ежедневный уход за ней. В зимний период времени в цехе выращиваются комнатные растения для озеленения помещений учреждения.

​На сегодняшний момент объемы выращиваемых растений увеличены до 1000 штук.

​Таким образом, направленные на трудовую терапию получатели социальных услуг получают огромное удовольствие от результатов своего труда.

Столярный цех

В сентябре 2016 года начал свою работу столярный цех. Цех оборудован станками (токарным, сверлильным, дерево-обрабатывающим, универсальным). А также ручным столярным инструментом (отвертки, стамески, плоскогубцы).

​Получатели социальных услуг получают навыки и знания по работе с ручным столярным инструментом. В цехе изготавливаются кормушки для птиц, различные деревянные поделки и изделия бытового назначения, заготовки для де-купажа и т.д.

​Перед началом работ проводится ежедневный инструктаж получателей социальных услуг, включающий в себя правила поведения в цехе и правила работы с ручным столярным инструментом.

Http://сайт/ru/news/66186 2013 2013-10-01T18:13:24+0300 2013-10-01T18:13:24+0300 2013-10-02T09:44:28+0300 ru http://сайт/files/images/sources/ltp-1.jpg Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна»

Правозащитный центр «Весна»

В рамках проведения мониторинга за местами принудительного содержания граждан в Республике Беларусь, Правозащитный центр «Весна» предлагает к вниманию данный материал о системеЛТП, законодательстве о принудительной изоляции лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, а также практике его применения. В статье также приведен краткий анализ соответствия норм действующего национального законодательства, регулирующих принудительную изоляцию лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, положениям Конституции страны и международным нормам в области прав человека.

I. Исторический контекст

Система, унаследованная от СССР

Первый Лечебно-трудовой профилакторий появился в СССР в 1967 году на территории Казахской ССР. В дальнейшем система ЛТП активно использовалась для принудительной изоляции лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, нарушающих общественный порядок и правила "социалистического образа жизни". Граждане направлялись в ЛТП по постановлению районных судов сроком от 6 месяцев до 2 лет. Решение суда являлось окончательным и обжалованию в кассационном порядке не подлежало. За побег из ЛТП была установлена уголовная ответственность. Правозащитники в СССР называли ЛТП частью советской карательной системы.
25 октября 1990 г. Комитет Конституционного надзора СССР принял Заключение, в соответствии с которым некоторые нормы действующего тогда законодательства СССР в этой сфере, в том числе и союзных республик, были признаны несоответствующими Конституции СССР и международным нормам в области прав человека. Комитет Конституционного надзора пришел к выводам, что, согласно законодательству, принудительное лечение в ЛТП (т.е. ограничение свободы, близкое к уголовному приговору) распространяется на лиц, которые не совершали никаких преступлений.
После распада СССР система ЛТП была ликвидирована в большинстве бывших советских республик. В 1993 году Указом Президента России Бориса Ельцина лечебно-трудовые профилактории были ликвидированы в России (Указ вступил в законную силу 1 июля 1994 года). В настоящее время ЛТП существуют только в Беларуси, Туркменистане и непризнанной Приднестровской Молдавской Республике.
В Беларуси система ЛТП после 1991 года фактически не применялась. Возрождение практики началось в конце 90-х годов, и в последние годы получило широкое распространение. ЛТП находятся в компетенции Министерства внутренних дел (МВД). Изоляция граждан в ЛТП регулируется Законом Республики Беларусь от 4.01.2010 г. № 104-3 "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", нормами ГПК Республики Беларусь (параграф 12 главы 30 (особое производство) ГПК), Правилами внутреннего распорядка в ЛТП, утвержденными Постановлением МВД от 09.10.2007 г. № 264.

II. Национальные правовые основы

Долгое время процедура направления и содержания в ЛТП регулировалась Законом "О мерах принудительного воздействия в отношении алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок и права других лиц", который был принят Верховным Советом БССР 21 июня 1991 года, с изменениями и дополнениями, которые были внесены в этот Закон в 1994, 2000 и 2008 гг. В декабре 2009 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь был принят новый Закон "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", вступившего в законную силу 4 января 2010 г. Согласно принятому Закону были внесены изменения в ГПК Республики Беларусь, глава 30 которого (особое производство) была дополнена параграфом 12 "Особенности рассмотрения дел о направлении гражданина в ЛТП, продолжения срока пребывания в ЛТП, прекращение пребывания в ЛТП."

Лечебно-трудовой профилакторий - организация, входящая в систему органов внутренних дел Республики Беларусь, создаваемая для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, и граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

В соответствии со ст. 4 данного Закона, направлению в ЛТП подлежат:

Граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три или более раз привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с действующим Законом о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

Граждане, которые обязаны компенсировать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Не подлежат направлению в ЛТП:

Граждане, не достигшие 18 лет;
Мужчины старше 60 лет;
Женщины старше 55 лет;
Беременные женщины;
Женщины, которые воспитывают детей в возрасте до одного года;
Инвалиды 1 и 2-й групп;

Граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их пребыванию в ЛТП.

В соответствии со статьей 5 Закона, лица, привлеченные три и более раза в течение года к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, направляются в учреждения здравоохранения для обследования и установления диагноза о хроническом алкоголизме или наркомании. Согласно ст. 5 Закона, гражданин имеет право обжаловать данное направление вышестоящему начальнику органа внутренних дел или прокурору, или в суд.

В случае установления диагноза о хроническом алкоголизме, наркомании или токсикомании соответствующее медицинское заключение передается начальнику органа внутренних дел, который в течение 10 дней после его получения выносит предупреждение о возможности направления в ЛТП. Данное предупреждение объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено с вручением письменной копии. Согласно ст. 6 Закона, гражданин имеет право обжаловать вынесенное ему предупреждение вышестоящему начальнику органа внутренних дел, прокурору или в суд.

В соответствии со ст. 7 Закона начальник органа внутренних дел в течение 10 дней после получения информации о привлечении лица, которое было предупреждено о возможности направления в ЛТП, к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических, психотропных, токсических или других одурманивающих средств, в течение года после указанного предупреждения направляет этого гражданина на медицинское освидетельствование.

Начальник органа внутренних дел или его заместитель в течение 10 дней после получения медицинского заключения о том, что указанный гражданин является больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, а также о том, что у него отсутствуют заболевания, препятствующие его пребыванию в ЛТП, подают в суд заявление о направлении этого гражданина в ЛТП.

Например. Гражданин А. выражался нецензурно в общественном месте, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения. После этого он был задержан милицией, предстал перед судом и получил административное наказание в виде 15-суточного административного ареста за мелкое хулиганство. Через несколько недель после его освобождения органы внутренних дел задержали его во время распития алкогольных напитков в общественном месте, в результате чего он был оштрафован. После этого, на протяжении года он ещё дважды привлекается к административной ответственности в виде штрафов за появление в пьяном виде, оскорбляющем общественную нравственность в общественном месте. Все эти события произошли в течение года, и районный орган внутренних дел направил его на медицинское освидетельствование в целях установления наличия заболевания алкоголизмом. После получения соответствующего медицинского заключения гр. А в течение 10 дней был официально предупрежден начальником РУВД о возможности его направления в ЛТП, если в течение года после предупреждения он будет привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии, вызванном употреблением наркотических веществ или других одурманивающих веществ.

В следующий раз, когда его задержат в состоянии алкогольного опьянения за совершенное в таком состоянии правонарушение, и он будет привлечен к административной ответственности в течение года после вынесенного предупреждения, представители правоохранительных органов еще раз доставят гр. А. в больницу, чтобы подтвердить у него наличие хронического алкоголизма. Представитель правоохранительных органов передаст все документы в районный суд общей юрисдикции, который в рамках особого гражданского судопроизводства (согласно ст. 361 - 393.12 ГПК Республики Беларусь) вынесет решение о направлении в ЛТП (изоляции) гр. А. сроком на 1 год. Дело рассматривается с участием прокурора и лица, подлежащего направлению в ЛТП. В случае неявки последнего судья оформляет принудительный привод данного лица в суд. Решение суда по делу может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней. Лицо, в отношении которого рассматривается дело, имеет право пользоваться юридической помощью адвоката.

Таким образом, изоляция в ЛТП не является санкцией за совершение конкретного административного правонарушения, а выносится в связи с болезнью гр. А хроническим алкоголизмом и совершенными им прежде правонарушениями в состоянии алкогольного опьянения, за которые он уже понёс наказание в рамках административного судопроизводства.

Суды, в соответствие со ст. 393.9 ГПК Республики Беларусь, должны рассматривать дела в течение 10 дней, в открытом заседании с участием заинтересованного лица. Лицо может быть представлено адвокатом. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в вышестоящем суде. Согласно ст. 8 Закона срок изоляции в ЛТП составляет 12 месяцев. Однако в ряде случаев, указанных в ст. 55 Закона (наличие нескольких дисциплинарных взысканий, отсутствие в ЛТП более суток без уважительной причины, несвоевременно возвращение в ЛТП из социального отпуска), пребывание гражданина по решению суда может быть продлено на срок до 6 месяцев.

Правовой статус лиц, изолированных в ЛТП, остается непонятным. Они не являются осужденными к лишению или ограничению свободы и не находятся под административным арестом.

Закон предусматривает, что лица, содержащиеся в Лечебно-трудовых профилакториях, пользуются теми же правами, что и граждане Республики Беларусь, но с некоторыми ограничениями. Эти ограничения вытекают из необходимости обеспечения принудительной изоляции и медико-социальной реабилитации с принудительной работой, как это предусмотрено законом. На практике это означает, что лица, содержащиеся в ЛТП, не имеют права самовольно его покидать, обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, за ними устанавливается контроль и надзор. Лица, содержащиеся в ЛТП, согласно ст. 47 Закона, обязаны работать, отказ от трудоустройства или самостоятельное прекращение работы влекут наложение мер дисциплинарного воздействия применительно к таким лицам (размещение в дисциплинарной комнате сроком до 10 суток). Наличие нескольких дисциплинарных взысканий влечет за собой увеличение срока пребывания в ЛТП до 6 месяцев по решению суда. В отношении изолированных лиц используется личный досмотр, досмотр личных вещей. Лицам, которые содержатся в ЛТП, не разрешается держать личные документы, деньги (либо другие запрещенные предметы); администрация профилактория обеспечивает сохранность их личных документов и денег.

Статья 16 Закона предусматривает применение физической силы и специальных средств сотрудниками ЛТП и военнослужащими внутренних войск в отношении изолированных лиц в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

*Конституция Беларуси

В соответствии со статьей 26 Конституции Республики Беларусь, никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не доказана в порядке, установленном законом и вынесеным приговором суда, вступившим в законную силу. Лишение свободы может применяться только к личности, которая была признана виновной в совершении преступления, т.е., если ее вина была подтверждена приговором суда. Тем не менее, продолжительность и условия изоляции в ЛТП во многом сравнимы с лишением свободы, и в соответствии с международным нормами в области прав человека является ничем иным, как лишением свободы.

Статья 14 Конституции устанавливает работу как право, а не как обязанность. Таким образом, принудительное привлечение к труду граждан, предусмотренное Законом Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", находится в полном противоречии с Конституцией Республики Беларусь, поскольку применяется вне рамок исполнения приговора суда в связи с совершенным преступлением.

* Закон "О здравоохранении"

Принудительное лечение лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией, противоречит Закону Республики Беларусь "О здравоохранении". Согласно этому закону, лечение в Беларуси имеет добровольный характер и не является обязательным. Статья 46 предусматривает одно исключение: принудительное лечение страдающих от заболеваний лиц, представляющих угрозу для здоровья населения, и которые отказываются от лечения. В этом случае принудительное лечение назначается решением суда, принятым в рамках специального гражданского производства (ст.ст. 391 - 393 Гражданско-процессуального кодекса). Официальный перечень заболеваний, которые представляют собой опасность для населения, утвержденный Постановлением Министерства здравоохранения в 2002 году. Хронический алкоголизм и наркомания не включен в него.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает еще два исключения из добровольного характера медицинской помощи. Во-первых, оно позволяет осуществлять принудительное лечение по приговору суда, связанном с уголовным преследованием в связи с совершенным преступлением. Этот вид принудительных мер медицинского характера регулируется Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Еще одно исключение касается принудительного психиатрического лечения лиц, страдающих психическими заболеваниями, и представляющих собой угрозу для себя либо окружающих.

Принудительные меры медицинского характера, применяемые в ЛТП, находятся за пределами существующих положений, которые предусмотрены законодательством Беларуси, упомянутом выше. Практика принудительных мер медицинского характера, установленных Законом Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", находится в противоречии с Законом Республики Беларусь "О здравоохранении", и нарушает законные права граждан и их личную неприкосновенность.

Такая сверхрепрессивная политика "медико-социальной реадаптации" вызывает особое беспокойство в стране, где деятельность правоохранительных органов вызывает много нареканий. В случае ЛТП эта "реабилитация" применяется к тысячам больных людей (около 4000-5000 человек ежегодно), которые нуждаются в настоящей медицинской или социальной помощи.

На протяжении последних нескольких лет правительство Беларуси ввело ряд новых правил, которые расширили сферу применения этого закона и еще больше ограничили права лиц, страдающих от зависимостей. Например, Декрет Президента № 18 от 24 ноября 2006 года разрешает государству забирать детей из семей алкоголиков или наркоманов без судебного решения. Согласно данному Декрету, такие родители решением районного суда (в рамках гражданского судопроизводства) обязуются компенсировать государству затраты на содержание детей в государственных детских учреждениях и подлежат принудительному трудоустройству. Такие родители получают статус "обязанных лиц", о чем им ставится штамп в паспорте. При систематическом нарушении трудовой дисциплины, связанной с употреблением алкоголя "обязанные лица" подлежат направлению в ЛТП. За уклонение от такой работы эти лица подлежат административному аресту, а затем и уголовной ответственности в виде ограничения свободы с направлением в учреждения открытого типа с обязательным привлечением к труду. Белорусский Президент Александр Лукашенко лично высказался относительно необходимости создания в Беларуси трудовых лагерей для лиц, лишенных родительских прав, и что на таких людей не должны распространяться права человека.

III. Международные стандарты в области прав человека

Закон Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них" и практика заключения граждан в ЛТП, их принудительное лечение и принудительный труд также являются серьезными нарушениями международных договоров в области прав человека, ратифицированных Республикой Беларусь. В частности, они противоречат Статье 8 и Статье 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (запрет на принудительный труд и право на личную свободу), Статье 6, которая гарантирует "право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или принимает " и Статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (право на наивысший доступный уровень здоровья, которое включает в себя право на свободу от принудительного лечения). Так же данная практика включает принудительный труд, что запрещено Конвенцией № 29 МОТ, подписантом которой является Беларусь и которая определяет принудительный труд как "всякую работу или услугу, к которой принуждается лицо под угрозой какого-либо наказания и которую это лицо не принимает добровольно”. Исключения предусмотрены для работы в результате приговора в судебном порядке, однако в данном случае изоляция в ЛТП выносится судом в рамках гражданского, а не уголовного процесса - т.е., не в связи с совершенным правонарушением или преступлением, что не предусмотрено белорусским законодательством.

Таким образом, Правозащитный центр «Весна» считает, что существующая в стране практика принудительной изоляции граждан, страдающих алкоголизмом и наркоманией, находится в противоречии с международными стандартами в области прав человека, а также нарушает права, гарантированные гражданам Беларуси Конституцией страны.

ЛЕЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ и ТРУДОВЫЕ МАСТЕРСКИЕ - подсобное предприятие при психиатрическом, психоневрологическом или наркологическом учреждении, специально предназначенное для осуществления одного из этапов реабилитационного процесса, трудовой терапии гл. обр. психически больных, для вовлечения их в трудовые процессы, обучения новой профессии в целях последующего трудоустройства. Аналогичные предприятия имеются при нек-рых противотуберкулезных диспансерах (см. Диспансер), лепрозориях (см.) и учреждениях социального обеспечения. Как самостоятельная организационная форма такие мастерские стали создавать в начале 30-х гг. в СССР, а позже и в других странах. Существует три типа мастерских: для стационарных больных; для амбулаторных больных; смешанные. Общее руководство мастерскими осуществляет гл. врач леч. учреждения, в ведении к-рого они находятся. Ему непосредственно подчиняется врач по трудовой терапии, к-рый руководит леч. работой и осуществляет контроль за состоянием здоровья больных, занятых в мастерских. Руководство хозяйственной, производственно-технической и финансовой деятельностью осуществляет директор мастерских, к-рый назначается гл. врачом учреждения. В вопросах, касающихся режима, объема и характера труда больных, директор мастерских руководствуется указаниями врача по трудовой терапии. В мастерских организуется возможно большее количество видов труда, разнообразных по характеру и сложности, выделяются самостоятельные участки или цеха, в т. ч. надомные.

При установлении видов труда учитывается специфика существующих в р-не, городе, области производств с тем, чтобы облегчить дальнейшее трудоустройство больных по приобретенной в мастерских специальности. Мастерские функционируют на основе хозрасчета. Маломощные мастерские, с объемом производства менее 30 тыс. руб. в год, могут содержаться на специальные средства. Мастерские освобождены от уплаты налога с оборота и платежей в бюджет по отчислению от прибылей; полученная прибыль направляется на улучшение культурного обслуживания больных, работающих в мастерских, обеспечение их бесплатным питанием и лекарственными средствами, на укрепление материальной базы мастерских и леч. учреждения. Направлению в мастерские подлежат больные, находящиеся в стационаре и нуждающиеся в трудовой терапии (см.) (направляет лечащий врач), и лица, состоящие под диспансерным наблюдением,- инвалиды 1-й и 2-й группы и приравненные к ним (предварительный отбор производит лечащий врач диспансера, окончательный - комиссия). В мастерские не направляют больных, к-рым по состоянию здоровья противопоказана трудовая терапия. Обязательных норм выработки для больных не устанавливается. Ежедневная продолжительность рабочего времени определяется врачом для каждого больного индивидуально, но не должна превышать 6 час. Больные получают вознаграждение в соответствии с количеством выработанной продукции. Срок прохождения больными трудовой терапии в мастерских определяется только мед. показаниями. Через каждые 6 мес. гл. врач учреждения совместно с врачом по трудовой терапии решают вопрос о целесообразности продолжения лечения больного трудом в мастерских. По окончании лечения больные, в зависимости от их состояния, трудоустраиваются на прежнюю работу или по приобретенной в мастерских специальности.

Библиогр.: Греблиовский М. Я. Трудовая терапия психически больных, М., 1966; Кабанов М. М. Реабилитация психически больных, Л., 1978, библиогр.; Клинические аспекты социальной реадаптации психически больных, под ред. С. Ф. Семенова, с. 4, М., 1976.

Живущий в семье алкоголик становится проблемой не только для родных и близких - он создает множество неудобств и окружающим людям. Зачастую кодирование либо иные методы воздействия на сознание алкоголика не приносят ожидаемых результатов. Когда не остается сил и желания терпеть ежедневные скандалы, следует направить больного алкоголизмом в специализированное учреждение, где ему помогут вернуться к нормальной жизни.

Новый закон - новый порядок

Несмотря на то, что в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях недавно были внесены изменения, запрещающие распитие пива в общественных местах, вечерних «совещаний» на стадионах и под подъездами меньше не стало. И уж точно введенная санкция не действует на сознание лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, для которых очередной штраф или арест абсолютно ничего не значат. Какие меры воздействия в данном случае могут дать результат?

Год назад вступил в силу Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 104-З «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (далее - Закон). Из анализа его содержания следует вывод об ужесточении позиций законодателя по отношению к данной категории лиц. Действовавшее ранее Положение о лечебно-трудовых профилакториях для хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц, утвержденное постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 21.06.1991 № 888-XII, не устанавливало четкого порядка направления в лечебно-трудовой профилакторий (далее - ЛТП). Такой порядок был описан в специальных методических рекомендациях и предусматривал направление в ЛТП судом лица, страдающего алкогольной зависимостью, в случае совершения им не менее 7 административных правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.

Закон дает следующие основные понятия и определения:

  • граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией , - граждане, которым по результатам медицинского освидетельствования установлены соответственно диагнозы хронический алкоголизм, наркомания или токсикомания;
  • гражданский персонал ЛТП - граждане, занимающие штатные должности в ЛТП и не имеющие специальных званий, за исключением технического и обслуживающего персонала ЛТП;
  • лечебно-трудовой профилакторий - организация, входящая в систему органов внутренних дел Республики Беларусь (далее - органы внутренних дел), создаваемая для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, и граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
  • медико-социальная реадаптация - мера ограничительного характера, осуществляемая в соответствии с Законом, Правилами внутреннего распорядка лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь и другими актами законодательства Республики Беларусь в отношении граждан, находящихся в ЛТП, направленная на преодоление ими алкогольной, наркотической или токсической зависимости, формирование у них готовности к адаптации в обществе;
  • принудительная изоляция - мера ограничительного характера, осуществляемая в отношении граждан, находящихся в ЛТП, в соответствии с Законом, Правилами внутреннего распорядка ЛТП и другими актами законодательства Республики Беларусь;
  • сотрудники ЛТП - сотрудники органов внутренних дел, занимающие штатные должности в ЛТП.

Направление в ЛТП

Для того чтобы появились основания для направления в ЛТП, необходимо иметь сведения о том, что гражданин, больной хроническим алкоголизмом (диагноз ставит местный врач-нарколог), в течение года 3 раза и более привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, был предупрежден лично под роспись о возможности направления его в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекался к административной ответственности опять же за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения (достаточно одного проступка).

Что же касается лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, они подлежат направлению в ЛТП в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков. Под систематическим нарушением в данном случае понимается нарушение дисциплины не менее 3 раз в течение года.

Не в каждом жизненном случае можно прибегнуть к такой мере воздействия на алкоголика, как ЛТП. Так, к лицам, не подлежащим направлению в ЛТП, согласно Закону относятся:

  • граждане, не достигшие возраста 18 лет;
  • мужчины старше 60 лет;
  • женщины старше 55 лет;
  • беременные женщины;
  • женщины, воспитывающие детей в возрасте до 1 года;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их нахождению в ЛТП. К данным заболеваниям согласно специально установленному перечню относятся рак и другие злокачественные заболевания, шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства, органические психотические расстройства, умственная отсталость (кроме легкой), деменции, расстройства личности вследствие эпилепсии и др.

В отношении граждан, подлежащих направлению в ЛТП, проводится медицинское освидетельствование, призванное установить наличие либо отсутствие у такого гражданина заболевания хроническим алкоголизмом и наличия заболевания, препятствующего его нахождению в ЛТП. Медицинское освидетельствование проводится по постановлению начальника местного органа внутренних дел (по месту жительства лица) или его заместителя.

Если медицинское заключение содержит сведения об отсутствии у гражданина заболеваний, препятствующих нахождению в ЛТП, и сведения о наличии у него заболевания хроническим алкоголизмом, начальник ОВД или его заместитель в течение 10 дней после получения заключения выносит предупреждение о возможности направления данного лица в ЛТП в случае допущения им хотя бы одного правонарушения. Данное предупреждение объявляется гражданину с вручением ему копии и с одновременным составлением протокола. Если гражданин допускает после предупреждения правонарушение, начальник ОВД или его заместитель направляют в суд заявление о направлении данного гражданина в ЛТП.

Встречаются случаи, когда до направления в ЛТП гражданин представляет справку о том, что прошел сеанс кодирования, то есть методики воздействия на подсознание, подавляющей влечение к спиртному. К слову, такую профессиональную помощь зачастую можно получить только после обязательной консультации с врачом-наркологом, на которой пациент информируется о возможных последствиях и дает информированное согласие на лечение. При использовании данного метода также имеется ряд противопоказаний (алкогольный абстинентный синдром, некоторые виды черепно-мозговых травм, некоторые психические расстройства, возраст свыше 60 лет и др.). Однако будет необоснованным считать, что предоставление справки о кодировании позволяет избежать направления в ЛТП. Данная справка может являться лишь основанием для повторного проведения экспертизы, на которой будет решаться все тот же вопрос: страдает ли лицо алкогольной зависимостью? Иногда при повторном исследовании выясняется, что гражданин все еще подлежит направлению в ЛТП.

Порядок нахождения в ЛТП

Гражданин может содержаться в ЛТП 12 месяцев. Но данный срок могут продлить по решению суда на срок до 6 месяцев в случае нарушения условий нахождения в ЛТП (например, отсутствие лица без уважительных причин в ЛТП свыше одних суток, несвоевременное возвращение его из социального отпуска по неуважительным причинам и др.)

Граждане, содержащиеся в ЛТП, размещаются в общежитиях (лица мужского и женского пола размещаются отдельно). Им предоставляется индивидуальное спальное место, место для хранения средств личной гигиены, письменных принадлежностей, одежды, продуктов питания. Они обеспечиваются 3-разовым горячим питанием, средствами личной гигиены (данные нормы устанавливаются Правительством). Конкретный распорядок дня устанавливается администрацией ЛТП. Он в обязательном порядке должен предусматривать 8-часовой сон, время, предназначенное для личной гигиены, время приема пищи, рабочее время, время дежурства, время, предназначенное для медико-социальной реадаптации, личное время, время, предназначенное для осуществления проверок наличия граждан, находящихся в ЛТП.

Среди прав граждан, содержащихся в ЛТП, можно выделить следующие:

  • право на обеспечение их безопасности;
  • право на гуманное обращение и уважение их человеческого достоинства;
  • право на обеспечение лекарственными средствами;
  • право на свидания, переписку, телефонные разговоры и др.

Граждане, находящиеся в ЛТП, с учетом их возраста, трудоспособности, состояния здоровья, специальности, квалификации трудоустраиваются в самих ЛТП, на республиканских унитарных предприятиях и иных организациях, подчиненных Департаменту исполнения наказаний МВД Республики Беларусь. Граждане имеют заработную плату, начисляемую на их лицевые счета, а также право на трудовой и социальный отпуска. Из заработной платы производятся удержания стоимости питания, одежды, обуви, коммунально-бытовых услуг, а также иные удержания, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь. Независимо от этого на лицевой счет гражданина, содержащегося в ЛТП, перечисляется не менее 25% начисленной зарплаты.

Конечно, заведения, о которых мы рассказали в настоящей статье, не решат полностью проблему алкоголизма. К сожалению, даже после лечения в ЛТП многие возвращаются туда снова и снова. Тем не менее, как мы уже говорили вначале, именно ЛТП в некоторых случаях является единственным средством воздействия на алкоголика и достаточно эффективным способом временной изоляции его от измученного им же общества.

"Личный юрист", № 1/2011

О внесении изменений и дополнений в изложенный порядок

Лечебно-производственные (трудовые) мастерские — подсобное предприятие преимущественно при психиатрической больнице, психоневрологическом или наркологическом диспансере, предназначенное для трудовой терапии и трудового обучения психически больных, обеспечивающее врачебное наблюдение за ними и, при необходимости, продолжение медикаментозного лечения.

В лечебно-производственных мастерских используются:

  • различные виды труда в целях лечебного воздействия на больного, повышения его психического и физического тонуса, создания благоприятных условий для достижения стойких ремиссий и предупреждения дальнейшей психической и социальной деградации;
  • трудовое обучение с целью освоения больными новой профессии, соответствующей степени их трудоспособности;
  • содействие в трудоустройстве больных на предприятия по окончании курса трудовой терапии и овладении ими новой профессии.

Процесс трудового обучения, освоения профессиональных навыков должен вызывать у больных интерес, приносить им эмоциональное удовлетворение.

В соответствии с этим трудовые процессы, которые применяются в условиях лечебно-производственных мастерских, должны быть разнообразными с включением операций современного индустриального производства и достаточно сложными. При этом важно учитывать, что лечебно-производственные мастерские не должны быть местом постоянного трудоустройства больных. В дальнейшем реабилитация психически больных должна проводиться в условиях промышленного производства с учетом компенсаторных возможностей, личностных установок пациентов, их эмоционального отношения к определенным видам труда, имеющихся профессиональных навыков и динамики состояния.

Больных, выписанных из психиатрической больницы после длительного пребывания в ней с выраженной социально-трудовой декомпенсацией, следует включать в поэтапную программу мероприятий по промышленной реабилитации. Больные начинают с освоения простых трудовых процессов, а затем по возможности овладевают профессиональными навыками различной сложности.

Широкое распространение получило трудоустройство больных в специальных цехах, которые организуются промышленными предприятиями и совхозами совместно с психиатрическими больницами или диспансерами. Организация трудовых процессов различной сложности в специальных цехах позволяет проводить трудовое обучение с последующим трудоустройством больных со сниженной трудоспособностью, включая инвалидов. Конечной целью восстановления социально-бытового и трудового статуса больных применительно к условиям современного индустриального производства должно быть включение их в систематический труд на промышленном производстве и в активную жизнь производственного коллектива.

Наибольшая социальная компенсация с максимальным использованием трудовых возможностей психически больных достигается в условиях промышленного предприятия. В этом случае многие больные шизофренией сохраняют прежний профессиональный статус, успешно осваивают новые профессии, включая специальности высокой квалификации (инженерно-технические работники, служащие, высококвалифицированные рабочие). Больные, работающие на производстве, обеспечиваются квалифицированным медицинским наблюдением, комплексом всех видов терапии. Важную роль в этом разделе работы играет активная помощь администрации и общественности учреждения.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.