Первый государь всея Руси Иоанн III Васильевич. Иван III: интересные факты

Государь всея Руси Иван 3 родился в эпоху, наполненную драматическими событиями, связанными с непрекращавшимися набегами татар и с жестокой борьбой удельных князей, полной коварства и предательств. В историю России он вошёл как В этом со всей полнотой выражена его роль в становлении государства, занявшего впоследствии шестую часть мира.

Омрачённое детство

В морозный зимний день 22 января 1440 года над Москвой плыл колокольный звон - жена Великого князя Василия II Мария Ярославна благополучно разрешилась от бремени. Господь послал правителю сына-наследника, нареченного в святом крещении Иваном в честь святого Иоанна Златоуста, память которого должна была отмечаться в ближайшие дни.

Радостям счастливого и беззаботного детства юного княжича пришёл конец, когда в 1445 году под Суздалем дружина его отца была наголову разбита татарскими полчищами, а сам князь оказался в плену у хана Улу-Мухаммеда. Жители Москвы и её временный правитель Дмитрий Юрьевич Шемяка находились в ожидании скорого нашествия супостатов на их город, что неминуемо порождало панику и чувство отчаяния.

Вероломство недругов князя

Однако на этот раз Господь отвёл беду, и через некоторое время князь Василий вернулся, но за это москвичи были вынуждены послать в Орду выкуп, составлявший непосильную для них сумму. Недовольством жителей города воспользовались сторонники вошедшего во вкус власти Дмитрия Шемяки и составили заговор против своего законного повелителя.

Повествует о том, как по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру Василий III был вероломно схвачен и по приказу Шемяки ослеплён. Это послужило причиной укоренившегося за ним прозвища «Тёмный», с которым он и известен до наших дней. Для оправдания своих действий заговорщики пустили слух, что Василий намеренно привёл татар на Русь и давал им на откуп подвластные ему города и волости.

Союз с тверским князем

Будущий Великий князь Иван III Васильевич вместе со своими младшими братьями и боярами, сохранившими верность его отцу, спасался от узурпатора в Муроме, но вскоре тому удалось хитростью заманить юного княжича в Москву, а затем отправить в Углич, где томился в заточении его отец. Трудно установить причину его дальнейших действий - убоялся ли гнева Господнего или, что более вероятно, имел в том свои выгоды, но только по прошествии нескольких месяцев Шемяка освободил ослеплённого им пленника и даже пожаловал ему в удельное владение Вологду.

Расчёт на то, что слепота и месяцы, проведённые за решёткой, сломили узника, оказался для Шемяки роковой ошибкой, стоившей ему впоследствии жизни. Оказавшись на свободе, Василий и его сын направились к тверскому князю Борису и, заключив с ним союз, вскоре появились в Москве во главе многочисленной дружины. Власть узурпатора пала, а сам он бежал в Углич. Для большей безопасности была совершена помолвка шестилетнего княжича Ивана с дочерью Бориса княжной Марьей, которой к тому времени исполнилось всего четыре года.

Первый военный поход

В те давние времена дети взрослели рано, и неудивительно, что уже в девятилетнем возрасте наследник начинает именоваться Великим князем, а в 1452 году будущий государь всея Руси Иван 3 возглавляет войско, направленное отцом на захват устюжской крепости Кокшенгу, где показывает себя вполне сложившимся воеводой.

Захватив цитадель и разграбив город, Иван возвращается в Москву. Здесь в присутствии высшего духовенства и при стечении многочисленной толпы он, двенадцатилетний жених, был обвенчан со своей десятилетней невестой. В это же время верные люди князя отравили в Угличе скрывавшегося там Шемяку, чем положили конец его притязаниям на власть и остановили кровавую междоусобицу.

На пороге самостоятельного правления

В последующие годы Иван III Васильевич становится соправителем своего отца Василия II и так же, как и он, именуется Великим князем. До наших дней сохранились монеты той эпохи с надписью «осподари всея Руси». В этот период его княжение являет собой цепь непрестанных военных походов, в которых, руководимый опытным воеводой Фёдором Басенком, он постигает полководческое искусство, навыки в котором будут столь необходимы ему впоследствии.

В 1460 году Василий Тёмный умирает, составив перед смертью завещание, согласно которому княжение Ивана Васильевича III простиралось на большую часть городов страны. Не забыл он и остальных своих сыновей, наделив каждого удельными вотчинами. После его кончины Иван в точности исполнил волю отца, раздав каждому из братьев причитающиеся ему земли, и стал новым единоличным правителем Московского княжества.

Первые самостоятельные шаги

Рано оказавшись втянутым во внутриполитические распри и внешние междоусобицы, двадцатилетний Иван III Васильевич, получив после смерти отца всю полноту власти, был вполне сложившимся правителем. Унаследовав от Василия II огромное, но административно слабо организованное княжество, он с первых дней правления повёл жёсткую линию по его укреплению и расширению.

Возложив на себя всю полноту власти, Иван прежде всего позаботился об усилении общих позиций государства. С этой целью он подтвердил ранее заключённые договоры с Тверским и Белозерским княжествами, а также укрепил своё влияние в Рязани, посадив на княжение своего человека и выдав к тому же за него свою родную сестру.

Расширение границ государства

В начале семидесятых годов Иван III приступил к главному делу своей жизни - присоединению к Москве остальных русских княжеств, первым из которых стало владение ярославского князя Александра Фёдоровича, скончавшегося в 1471 году. Его наследник счёл за благо, получив боярский чин, стать верным слугой московского владыки.

За Ярославским княжеством последовало Дмитровское, также перешедшее под юрисдикцию Великого князя Московского. Вскоре к нему присоединились и Ростовские земли, князья которых предпочли войти в число служилой знати своего мощного соседа.

Покорение Новгорода и рождение нового титула

Особое место в ряду «собирания земли русской», как этот процесс стал именоваться впоследствии, занимает захват Москвой независимого до той поры Новгорода, являвшегося, в отличие от многочисленных удельных княжеств, свободным торгово-аристократическим государством. Захват Новгорода растянулся на достаточно длительный период, с 1471 по 1477 год, и включил в себя два военных похода, первый из которых завершился лишь выплатой новгородцами значительной контрибуции, а второй привёл к полной потере самостоятельности этим древним городом.

Именно конец новгородских походов стал той вехой в истории, когда Иван 3 стал Государем всея Руси. Произошло это отчасти случайно. Двое новгородцев, прибывшие по делам в Москву, составляя челобитную на имя Великого князя, вопреки принятому до того времени обращению «господин», употребили слово «государь». Было ли это случайной опиской или умышленной лестью, но только всем, а в особенности самому князю, подобное выражение верноподданнических чувств пришлось по душе. К этому времени и принято относить принятие Иваном 3 титула Государя всея Руси.

Нашествие татарского хана Ахмата

На период, когда во главе Московского княжества стоял государь всея Руси Иван 3, выпадает важнейшее событие истории, положившее конец власти Орды. Оно известно как Ему предшествовал ряд внутренних конфликтов внутри самого татарского государства, следствием которого стал его распад и значительное ослабление. Воспользовавшись этим, Иван 3, первый государь всея Руси, отказался платить установленную дань и даже приказал казнить направленных к нему послов.

Столь неслыханная прежде дерзость дала повод татарскому хану Ахмату, предварительно договорившись с литовским правителем Казимиром, начать поход на Русь. Летом 1480 года он с многочисленным войском перешёл Оку и расположился станом на берегу Ему навстречу поспешило русское войско, которое возглавлял лично Иван 3, Государь всея Руси. Кратко описывая последующие события, следует отметить, что они не переросли в масштабные военные действия, а свелись лишь к ряду атак противника, отбитых россиянами.

Завершение татаро-монгольского ига и ослабление Литвы

Простояв на Угре до наступления зимы, не дождавшись обещанной Казимиром помощи и опасаясь княжеских дружин, поджидавших их на противоположном берегу, татары были вынуждены отступить. Преследуемые россиянами, они ушли вглубь литовских земель, которые безжалостно разграбили в отместку за нарушение их князем взятых обязательств.

Это стало не только последним крупным вторжением степных кочевников на Русь, завершившим период татаро-монгольского ига, но и существенным ослаблением Литовского княжества, постоянно угрожавшего западным границам государства. С этого периода конфликт с ним приобретает особую остроту, так как присоединение Иваном III к Московскому княжеству значительных территорий входило в противоречие с планами литовских правителей.

Политика в отношении Крымского и Казанского ханства

Умный и дальновидный политик Иван III Васильевич, годы правления которого стали периодом непрекращавшейся борьбы за независимость Российского государства, для пресечения агрессии литовцев вступил в союз с отделившимся в результате междоусобной борьбы от некогда могучей Золотой орды. Согласно заключённым с Москвой договорам, его правители не раз опустошали своими набегами враждебные россиянам территории, ослабляя тем самым их потенциальных противников.

Гораздо хуже складывались отношения Государя всея Руси с Частые набеги татар вынудили россиян предпринять ряд ответных действий, закончившихся неудачей. Эта проблема оставалась неразрешимой вплоть до конца княжения Ивана III и перешла по наследству его преемнику.

Постройка Ивангорода

Присоединение к Московскому княжеству Новгорода породило новую проблему - северо-западным соседом россиян стала Ливония. История отношений с этим государством знала разные этапы, среди которых относительно мирные периоды сменялись вооружёнными конфликтами. Среди мер, которые предпринял Государь всея Руси Иван 3 для безопасности границ, важнейшее место занимает возведение в 1492 году крепости Ивангород на реке Нарве.

Дальнейшее расширение московского княжества

После завоевания Новгорода, когда Иван 3 стал именоваться Государем всея Руси, присоединение им новых земель значительно активизировалось. Начиная с 1481 года, Московское княжество было расширено за счёт включения в него территорий, ранее принадлежавших вологодскому правителю Андрею Меньшому, а затем Верейскому князю Михаилу Андреевичу.

Определённую сложность составило подчинение Москве Тверского княжества, вылившееся в конечном итоге в вооружённый конфликт, закончившийся победой Ивана. Не сумели сохранить независимость также рязанские и псковские земли, повелителем которых после долгой, но безуспешной борьбы стал Московский князь Иван III Васильевич.

Биография этого выдающегося правителя русской земли неразрывно связана с преобразованием доставшегося ему в наследство относительно небольшого удельного княжества в мощное государство. Именно это государство стало основой всей будущей России, в летопись которой он вошёл как Иван Великий. По масштабам совершённых им преобразований этот правитель занимает место в ряду наиболее заслуженных деятелей российской истории.

Жизненный путь он завершил в 27 октября 1505 года, лишь ненадолго пережив свою супругу Софью Палеолог. Предчувствуя скорую смерть, Иван Великий отошёл от дел. Последние месяцы он посвятил посещению святых мест. Прах «собирателя земли русской» уже четыре века покоится в Архангельском соборе, расположенном на территории Московского Кремля, стены которого были возведены в период его правления и на века остались памятником эпохе, творцом которой был Иван 3. Титул государя всея Руси после него вошёл в постоянный обиход и принадлежал всем, кому довелось восходить на российский престол.

В правление Ивана III (1462-1505) был сделан важнейший шаг к объединению Северо-Восточной Руси вокруг Москвы . К московским владениям были присоединены такие крупные княжества как Тверское, Ростовское, Ярославское, половина Рязанского, а также вечевые города Новгород и Вятка со своими областями. В XIV веке Москва была лишь гегемоном над соседними уделами, которые сохраняли при этом самостоятельность. Но по итогам правления Ивана III удельная автономия была в большинстве случаев упразднена, и Московская Русь превратилась в централизованное государство .

Объединение Северо-Восточной Руси Москвой 1300-1462

Если не считать Новгорода и Твери, объединение русских земель при Иване III совершалось мирными средствами. Бывшие удельные князья в награду за отказ от автономии вознаграждались зачислением в состав московского боярства и даже сохраняли некоторые административные права в своих прежних владениях. Это подняло влияние бояр как аристократического класса, имевшего право законодательствовать вместе с великим князем в Боярской думе. Мало-помалу усиливался конфликт между боярской аристократией и государём , достигший высшей точки во времена опричнины Ивана Грозного .

2

Итогом правления Ивана III было также заметное внешнеполитическое усиление России и значительное расширение её границ благодаря успешным войнам с соседями.

Иван III предотвратил угрозу отпадения Новгорода от Москвы к Литве (цель новгородской партии Борецких). По итогам успешных войн с Литвой (1492-1494 и 1500-1503) к Русскому государству отошла обширная пограничная территория – Верховские и Северские княжества (с городами Белёв, Одоев, Козельск, Новосиль, Вязьма, Чернигов, Стародуб, Новгород-Северский и Путивль).

Софья Палеолог. Реконструкция по черепу С. А. Никитина

3

Итогом правления Ивана III был и внушительный культурный подъём Руси. Прибывшие с Софьей Палеолог из Италии архитекторы и инженеры (Аристотель Фиораванти, Пьетро Соляри, Алевиз и др.) помогли построить новые стены московского Кремля, возвести внутри него новый блестящий Успенский собор , Архангельский собор, Грановитую палату и другие сооружения. Трудами русских художников Дионисия, Тимофея, Кони развивалась иконная живопись. Знаменитый борец с ересями, новгородский архиепископ Геннадий , деятельно работал на поприще церковного просвещения, составив первый славянский библейский канон. Блестящими образцами духовной литературы стали произведения Иосифа Волоцкого .

Успенский собор Московского кремля. Построен при Иване III

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • К оглавлению: Правители

  • Иван III Васильевич
    Годы жизни: 22 января 1440 - 27 октября 1505 г.
    Годы правления: 1462-1505 гг.
    Великий князь московский с 1462 по 1505 год.

    Из династии Рюриковичей.

    Важную роль в воспитании наследника престола играют военные походы. В 1452 году Иван уже был послан номинальным главой войска в поход на устюжскую крепость Кокшенгу, который был успешно выполнен. Вернувшись из похода с победой, Иван Васильевич обвенчался со своей невестой, Марией Борисовной (4 июня 1452 г.). Вскоре Дмитрий Шемяка был отравлен, и длившаяся четверть века кровавая междоусобица пошла на убыль.

    В 1455 г. Иван совершает победоносный поход против татар, вторгшихся в пределы Руси. В августе 1460 г. он становится во главе русского войска, закрывшего путь на Москву наступающим татарам хана Ахмата.

    К 1462 году, когда умер Василий, 22-летний Иван III Васильевич был уже человеком много повидавшим, готовым к решению разных государственных вопросов. Отличался рассудительностью, властолюбием и умением неуклонно идти к поставленной цели. Начало княжения великий князь ознаменовал выпуском золотых монет с отчеканенными именами великого князя Ивана III и его сына, наследника престола, Ивана Молодого. Получив по духовной грамоте своего отца право на великое княжение, впервые со времен нашествия Батыя Иван не поехал в Орду для получения ярлыка, и стал властителем территории примерно в 430 тыс. кв. км.

    В течение всего правления Ивана III Васильевича главной целью внешней политики страны являлось объединение северо-восточной Руси в единое Московское государство.

    Так, дипломатическими соглашениями, хитрыми маневрами и силой он присоединил Ярославское (1463), Димитровское (1472), Ростовское (1474) княжества, Новгородскую землю, Тверское княжество (1485), Белозерское княжество (1486), Вятскую (1489), часть Рязанской, Черниговскую, Северскую, Брянскую и Гомельскую земли.

    Иван III Васильевич беспощадно боролся с княжеско-боярской оппозицией, установив нормы налогов, которые собирались с населения в пользу наместников. Большую роль стали играть дворянское войско и дворянств. В интересах дворян-помещиков было введено ограничение на переход крестьян от одного господина к другому. Крестьяне получили право перехода только один раз в году - за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и спустя неделю после Юрьева дня. При Иване Васильевиче появилась артиллерия как составная часть войска.

    В 1467 - 1469 гг. Иван III Васильевич успешно вел военные действия против Казани, в итоге добившись ее вассальной зависимости. В 1471 году совершил поход на Новгород и, благодаря удару по городу на нескольких направлениях, совершенному профессиональными воинами, в ходе битвы на Шелони 14 июля 1471 года, победил в последней феодальной войне на Руси, включив Новгородские земли в состав Русского государства.

    После войн с Литовским великим княжеством (1487 – 1494 гг.; 1500 – 1503гг.) к Руси отошли многие западно-русские города и земли. Согласно Благовещенскому перемирию 1503 года в состав русского государства вошли: Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Гомель, Брянск, Торопец, Мценск, Дорогобуж.

    Успехи в расширении страны способствовали и росту международных связей со странами Европы. В частности, был заключён союз с Крымским ханством, с ханом Менгли-Гиреем, при этом в договоре прямо назывались враги, против которых стороны должны были совместно действовать - хан Большой Орды Ахмат и великий литовский князь. В последующие годы русско-крымский союз показал свою действенность. В ходе русско-литовской войны 1500-1503 гг. Крым оставался союзником России.

    В 1476 году Иван III Васильевич прекратил уплату дани хану Большой Орды, что должно было привести к столкновению двух давних противников. 26 октября 1480 г. «стояние на р.Угре» завершилось фактической победой Российского государства, получив желанную независимость от Орды. За свержение золотоордынского ига в 1480 году Иван III Васильевич получил в народе прозвище Святой.

    Объединение ранее раздробленных русских земель в единое государство настоятельно требовало единства правовой системы. В сентябре 1497 года в действие был введён Судебник - единый законодательный кодекс, в котором отразились нормы таких документов, как: Русская Правда, Уставные грамоты (Двинская и Белозерская), Псковская судная грамота, ряд указов и распоряжений московских князей.

    Время правления Ивана Третьего также охарактеризовалось масштабным строительством, возведением храмов, развитием зодчества, расцветом летописания. Так, возведены Успенский собор (1479), Грановитая палата (1491), Благовещенский собор (1489), построены 25 церквей, интенсивное строительство московского и новгородского Кремля. Построены крепости Ивангород (1492), в Белоозере (1486 год), в Великих Луках (1493 год).

    Появление двуглавого орла в качестве государственного символа Московского государства на печати одной из грамот, выданной в 1497 году Иваном III Васильевичем символизировало равенство рангов императора Священной Римской империи и великого князя московского.

    Был женат дважды:

    1) с 1452 г. на Марии Борисовне, дочери тверского князя Бориса Александровича (умерла в 30-летнем возрасте, по слухам - была отравлена);

    сын Иван Молодой

    2) с 1472 г. на византийской царевне Софье Фоминичне Палеолог, племяннице последнего императора Византии, Константина XI

    сыновья: Василий, Юрий, Дмитрий, Семён, Андрей

    дочери: Елена, Феодосия, Елена и Евдокия

    Брак Московского государя с Греческой царевной был важным событием в русской истории. Он открыл путь связям Московской Руси с Западом. Иван Васильевич вскоре после этого первый получил прозвание Грозного, потому что был для князей дружины монархом, требующим беспрекословного повиновения и строго карающим за ослушание. По первому указанию Грозного Ивана головы неугодных князей и бояр ложились на плаху. После женитьбы Иван принял титул "Государь всея Руси".

    Со временем 2-й брак великого князя Ивана III Васильевича стал одним из источников напряжённости при дворе. Сложились 2 группировки придворной знати, одна из которых поддерживала наследника престола - Ивана Ивановича Молодого (сына от 1-го брака), а вторая - новую великую княгиню Софью Палеолог и Василия (сын Ивана Васильевича от второго брака). Эта семейная распря, во время которой столкнулись враждебные политические партии, переплелась еще с церковным вопросом - о мерах против жидовствующих.

    Поначалу Иван Васильевич после смерти своего сына Ивана Ивановича Молодого (умер от подагры), короновал его сына, а своего внука, Дмитрия 4 февраля 1498 года в Успенском соборе. Но вскоре благодаря искусной интриге со стороны Софьи и Василия встал на их сторону. 18 января 1505 года в заточении умерла Елена Стефановна, мать Дмитрия, а в 1509 году в тюрьме умер и сам Дмитрий.

    Летом 1503 года Иван III Васильевич серьёзно заболел, он ослеп на один глаз; наступил частичный паралич одной руки и одной ноги. Оставив дела, великий князь Иван Васильевич отправился в поездку по монастырям.

    27 октября 1505 года великий князь Иван III Васильевич скончался. Своим наследником перед смертью он назвал сына Василия.

    Историки сходятся во мнении, что правление Ивана III Васильевича было чрезвычайно успешным, именно при нем Русское государство к началу XVI века заняло почетное международное положение, выделяясь новыми идеями, культурно-политическим ростом.

    В 1462 г. на престол вступил его сын и соправитель Иван III Васильевич (1462—1505). К тому времени ему было 22 года. Он продолжал политику своего родителя, прежде всего в делах объединения земель Руси вокруг Москвы и борьбы с Ордой. Человек осторожный, расчетливый, он медленно, но верно проводил свой курс на покорение оставшихся независимыми княжеств, подчинение своей власти разных владетелей, возвращение русских земель, захваченных Литвой.

    В отличие от своих предшественников Иван III непосредственно не возглавлял войска на полях сражений, осуществлял общее стратегическое руководство их действиями, обеспечивал полки всем необходимым. И это давало очень неплохие результаты. Несмотря на кажущуюся медлительность, он, когда нужно, проявлял решительность и железную волю.

    Споры вокруг имени Ивана III начались еще при его жизни. Находились люди, из церковных и придворных кругов, недовольные его подчас крутой политикой по отношению к монастырям (одно время князь хотел отобрать у них земли) или некоторым боярам, которые критиковали его, называли правителем нерешительным, даже трусливым (например, во время столкновения с Ордой в 1480 г.). Споры эти продолжили историки последующих времен. При всем том жизнь Ивана III, а судьба отмерила ему более шести десятков лет, была наполнена бурными и важными событиями, имевшими исключительное значение для истории Отечества.

    Уже в конце правления Василия II Москва начала стеснять независимость Господина Великого Новгорода — его внешние сношения были поставлены под контроль московского правительства. Но новгородские бояре во главе с Марфой Борецкой (Марфой Посадницей), вдовой посадника Исаака Борецкого, стремились сохранить самостоятельность республики. Они вели переговоры с Литвой. Иван III и московские власти расценили это как политическую и религиозную измену. Поход на Новгород московского войска, разгром новгородцев на реке Шелони в 1471 г. и в Двинской земле привели к включению обширных земель республики в число московских владений. Окончательно этот акт был закреплен во время похода на Новгород в 1477—1478 гг. В 1472 г. частью единого государства стала «Великая Пермь» (верховья Камы), в 1489 г.— земли на реке Оби и Вятка (Хлынов).

    Карта. Походы Ивана III

    Присоединение новгородских земель предопределило судьбу Тверского княжества. Его теперь со всех сторон окружили московские владения. В 1485 г. войска Ивана III вошли в пределы Тверской земли, князь Михаил Борисович бежал в Литву. Тверичи целовали крест князю Ивану Ивановичу Молодому, сыну Ивана III и Марии Борисовны (сестры последнего тверского князя). Он получил от отца Тверь в удельное владение. В том же году Иван III принял официальный титул «великий князь всея Руси» . Так рождалось единое Русское государство, а в источниках того времени впервые появляется название «Россия» . Гербом государства стал заимствованный из Священной Римской (Германской) империи двуглавый орел.

    Позже, уже при Василии III, сыне Ивана III, были присоединены земли Псковской республики (1510). Этот акт носил формальный характер, так как фактически Псков был под контролем Москвы с 1460-х гг. В 1514 г. в состав России включили Смоленск с его землями, еще позднее — Рязанское княжество (1521 г.), тоже фактически потерявшее самостоятельность еще в конце XV столетия. Так сложилась территория единого Русского государства.

    Правда, внутри государства еще долгое время существовали удельные княжества братьев, а затем сыновей Ивана III. Но великие князья последовательно ограничивали их права (запрет чеканки своей монеты, сокращение судебных прав и др.), при первой возможности прибирали эти земли в свои руки.

    Создание новой системы управления. Москва шла по пути централизации во всех делах. Иван III и его сын Василий III заставили платить налоги в казну частновладельческих крестьян, наравне с черносошными (государственными) и дворцовыми, ограничивали привилегии бояр, иерархов, монастырей в судебных и податных делах.

    Судебник 1497 г. — первый кодекс законов единой России — закрепил единое устройство и управление в государстве. Высшим учреждением была Боярская дума — совет при великом князе; ее члены управляли отдельными отраслями государственного хозяйства, исполняли обязанности воевод в полках, наместников в городах. Волостели, из числа «вольных людей» , осуществляли власть в сельских местностях — волостях. Появляются первые приказы — органы центрального управления, их возглавляли бояре или дьяки, которым великий князь «приказывал» ведать те или иные дела.

    Судебник впервые в общегосударственном масштабе ввел правило, ограничивавшее выход крестьян; их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только один раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября), после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязали платить владельцу пожилое — деньги за «двор» — хозяйственные постройки.

    Судебник ставит под контроль центра местное управление в лице кормленщиков. Вместо дружин создается единая военная организация — московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. Они по требованию великого князя должны являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья («конно, людно и оружно» ). Число помещиков при Иване III сильно выросло за счет холопов, послужильцев и иных; им раздавали земли, конфискованные у новгородских и прочих бояр, у князей из новоприсоединенных областей.

    Войны с Литвой и Ливонским орденом

    Русское многонациональное государство. Возросшая сила Руси позволила ее политикам поставить на повестку дня возвращение русских земель, утерянных в бурях иноземных нашествий и ордынского владычества. Уже с конца 1480-х гг. начинаются «наезды» русских отрядов на пограничье Литвы — земли бывших Смоленского, Черниговского, Полоцкого и других княжеств. На службу к Москве переходят князья воротынские, белевские и иные из так называемых Верховских княжеств (в верховьях Оки), находившихся в зависимости от великого князя литовского. По договору 1494 г. к России отошла Вязьма. А во время русско-литовской войны 1500—1503 гг. московские войска освободили многие города по реке Десне. Полки князя Даниила Щени, выдающегося русского полководца той поры, наголову разгромили на реке Ведроши войска литовского гетмана (главнокомандующего) князя Константина Острожского (14 июля 1500 г.).


    Карта. Война с Литвой 1500-1503гг.

    На стороне великого князя литовского Александра Казимировича, зятя Ивана III (он был женат на его дочери Елене, но это не предотвратило войны), выступил Ливонский орден. Но тот же Щеня одержал и здесь блестящую победу — разбил ливонцев при Гельмете под Дерптом в 1501 г.

    По договору с Литвой 1503 г. к России перешли земли по Десне и Сожу, в верховьях Дрепра и Западной Двины, с Черниговом, Новгородом-Северским, Стародубом, Гомелем, Брянском и т. д. Несколько лет спустя Александр Казимирович начал новую войну (1507—1508) против Москвы в союзе с Ливонией и Крымом. Но он не добился успеха и вынужден был признать прежние приобретения России.

    Нападения союзника Литвы крымского хана на русские земли стали предлогом для новых походов Василия III на запад (1512— 1514). В результате их московские полки овладели Смоленском.

    Русские люди могли гордиться тем, что было сделано в славные десятилетия конца XV и начала XVI столетия. Автор XVI в. так отразил чувства своих современников: «Наша великая Русская земля освободилась от ига... и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне. Она снова достигла своего древнего величества, благочестия и спокойствия, как при первом князе Владимире».


    Процесс , образование единого государства способствовали консолидации русских людей, началу складывания великорусской народности. Ее территориальной базой были земли Владимиро-Суздальского княжества, населенные некогда вятичами и кривичами, и Новгородско-Псковская земля, где жили новгородские словене и кривичи. Рост экономических и политических связей, общие задачи в борьбе за национальную независимость с Ордой, Литвой и другими противниками, исторические традиции, идущие из времен домонгольской Руси, стремление к единству стали движущими факторами их объединения в рамках одной народности — великорусской. В то же время начинается отделение от нее других частей бывшей единой древнерусской народности. На западе и юго-западе в результате ордынских нашествий и захватов литовских, польских, венгерских правителей идет формирование украинской (малороссийской) и белорусской народностей.

    В составе России с момента ее зарождения, помимо русских, Жили и другие народности. Некоторые из них входили еще в состав Древней Руси. Таковы угрофинские племена (меря, мещора, корелы, чудь, ижора и др.). На крайнем севере обитали комизыряне, коми-пермяки, ненцы («самоеды» ) и иные.

    В XIV—XV вв. все северные народы стали подданными Москвы, и туда устремились ее купцы, промышленные люди. Добытые ими меха расходились по Руси и по окрестным странам. В Перми проповедовал среди коми учение Христа Стефан Пермский, осевший в Усть-Выми. Она стала центром Пермской епархии, которую он и возглавил (1383). Стефан создал для коми специальную азбуку. Епархия была своего рода полунезависимым вассалом Москвы. Ее владыки заняли богатые и обширные земли по Вычегде.

    Во время похода 1483 г. воеводы Ивана III пришли в «Югру на Обь великую реку» . Они разбили на реке Пелыме местного князя Асыку, затем князей югорских на Оби. Поход 1499—1500 гг. воеводы князя Семена Курбского привел к присоединению Югры, расположенной в Западной Сибири, к России.

    1. Государь

    Московский государь Иван III Васильевич получил у историков прозвище Великий. Карамзин ставил его даже выше Петра I, ибо Иван III сделал великое государственное дело, не прибегая к насилию над народом.

    Объясняется это в общем просто. Дело в том, что мы все живем в государстве, создателем которого является Иван III. Когда в 1462 году он вступил на московский престол, Московское княжество еще отовсюду было окружено русскими удельными владениями: господина Великого Новгорода, князей тверских, ростовских, ярославских, рязанских. Иван Васильевич подчинил себе все эти земли или силой, или мирными соглашениями. Так что в конце своего княжения, в 1505 году, Иван III имел по всем границам Московского государства уже одних лишь иноверных и иноплеменных соседей: шведов, немцев, литву, татар.
    Это обстоятельство естественным образом изменило всю политику Ивана III. Ранее, окруженный такими же, как он сам, удельными владыками, Иван Васильевич был одним из многих удельных князей, хотя бы и самым сильным. Теперь, уничтожив эти владения, он превратился в единого государя целого народа. Коротко говоря, если поначалу его политика была удельной, то затем она стала национальной.
    Став национальным государем всего русского народа, Иван III усвоил себе новое направление во внешних отношениях Руси. Он сбросил с себя последние остатки зависимости от золотоордынского хана. Он также перешел в наступление против Литвы, от которой Москва до тех пор только оборонялась. Он даже заявил претензии на все те русские земли, которыми со второй половины 13 века владели литовские князья. Называя себя «государем всея Руси», Иван III разумел не только северную, но и южную, и западную Русь, присоединить которые к Москве он считал своей обязанностью. Иными словами, закончив собирание русских удельных княжеств, Иван III провозгласил политику собирания русского народа.
    В этом и заключается важное историческое значение княжения Ивана III, которого с полным правом можно назвать создателем национального русского государства - Московской Руси.

    2. Человек

    Первый русский царь и «государь всея Руси» Иван III обладал крутым нравом - мог снять голову знатному боярину просто за то, что тот «умничает». Именно с таким обвинением в 1499 году взошел на эшафот ближний боярин государя Семен Ряполовский. Недаром в народе Ивана III прозвали Грозным (правда, в истории это прозвище закрепилось за внуком Ивана III и его полным тезкой - Иваном IV Васильевичем. Так что не перепутайте). В последние годы жизни Ивана III его особа приобрела в глазах подданных почти божественное величие. Женщины, говорят, падали в обморок от одного его гневного взгляда. Придворные под страхом опалы должны были развлекать его в часы досуга. А если посреди этого тяжелого веселья Ивану III случалось задремать в кресле, все кругом замирали - иногда на целые часы. Никто не смел кашлянуть или размять затекшие члены, чтобы, не дай бог, не разбудить великого государя.
    Впрочем, такие сцены объясняются скорее раболепием придворных, нежели характером самого Ивана III, который по натуре вовсе не был мрачным деспотом. Боярин Иван Никитич Берсень, вспоминая своего государя, позже говаривал, что Иван III был добр и до людей ласков, а потому и Бог помогал ему во всем. В государственном совете Иван III любил «встречу», то есть возражение против себя, и никогда не наказывал, если человек говорил дело. В 1480 году, во время нашествия на Русь хана Ахмата, Иван III покинул войско и возвратился в Москву. Престарелый ростовский архиепископ Вассиан, рассердившись за это на государя, начал, по словам летописца, «зло говорить ему», называя его бегуном и трусом. Иван III со смиренным видом вытерпел укоризны рассерженного старца.
    В своих эстетических вкусах Иван III был тонким ценителем искусства, в том числе западноевропейского. Он первый из московских государей широко раскрыл ворота Кремля перед деятелями итальянского Возрождения. При нем в Москве творили выдающиеся итальянские архитекторы, создавшие те самые кремлевские дворцы и храмы, которыми мы любуемся до сих пор. А в московских летописях появились миниатюры, копирующие фрагменты гравюр великого немецкого художника Дюрера.
    В общем, недурной был человек Иван III Васильевич.

    3. Конец вольности Господина Великого Новгорода

    Во второй половине XV века Новгород все больше терял свою былую независимость. В городе образовались две партии: одна стояла за соглашение с Литвой, другая - за соглашение с Москвой. За Москву стояло преимущественно простонародье, за Литву - бояре во главе с посадником Борецким. Поначалу верх в Новгороде взяла литовская партия. В 1471 году Борецкий от имени Новгорода заключил с литовским великим князем и одновременно королем польским Казимиром союзный договор. Казимир обещался защищать Новгород от Москвы, дать новгородцам своего наместника и соблюдать все вольности новгородские по старине. По сути, партия Борецкого совершила национальную измену, предавшись под покровительство иноземного государя, к тому же католика.
    Именно так на это дело и смотрели в Москве. Иван III писал в Новгород, убеждая новгородцев отстать от Литвы и короля-католика. А когда увещевания не подействовали, московский государь начал приготовления к войне. Походу на Новгород был придан вид похода на еретиков. Как Дмитрий Донской вооружился на безбожного Мамая, так, по словам летописца, и благоверный великий князь Иван Васильевич пошел на этих отступников от православия к латинству.
    Шибко надеясь на литовскую подмогу, новгородские бояре позабыли создать собственную боеспособную армию. Этот недосмотр стал для них роковым. Потеряв в боях с передовыми отрядами московского войска две пешие рати, Борецкий наскоро посадил на коней и двинул против Ивана III тысяч сорок всякого сброда, который, по выражению летописи, отроду и на лошади не бывал. Четырех тысяч хорошо вооруженных и обученных московских ратников оказалось достаточно, чтобы в битве на реке Шелони разбить наголову эту толпу, положив тысяч 12 на месте.
    Посадник Борецкий попал в плен и был казнен как изменник вместе со своими сообщниками. А Иван III объявил новгородцам свою волю: чтобы быть в Новгороде такому же государству, как на Москве, вечу не быть, посаднику не быть, а государить по московскому обычаю.
    Окончательно Новгородская республика перестала существовать спустя семь лет, в 1478 году, когда по приказу Ивана III вечевой колокол был увезен в Москву. Однако прошло еще не меньше ста лет, прежде чем новгородцы смирились с утратой своей вольности и стали называть свою Новгородскую землю - Русью, а себя - русскими, как и остальные жители Московского государства.

    4. Самодержец всея Руси

    Иван Васильевич был женат два раза. Первой его женой была сестра его соседа, великого князя тверского, Марья Борисовна. По смерти ее в 1467 году Иван III стал искать другой жены, подальше и поважнее. В то время в Риме проживала царственная сирота - племянница последнего византийского императора Софья Палеолог (напомню, что в 1453 году Константинополь завоевали турки). При посредничестве римского папы Иван III выписал византийскую царевну из Италии и женился на ней в 1472 году.
    Оказавшись рядом с такой знатной женой, Иван III стал брезговать тесной и некрасивой кремлевской обстановкой, в которой жили его предки. Вслед за царевной из Италии были выписаны мастера, которые построили Ивану новый Успенский собор, Грановитую палату и каменный дворец на месте прежних деревянных хором. В то же время при московском дворе завелся новый - строгий и торжественный церемониал по образцу византийского.
    Почувствовав себя как бы наследником Византийской державы, Иван III начал по-новому писать свой титул, опять же на манер греческих царей: «Иоанн, божьей милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Пермский, Югорский и иных земель».
    Софья Палеолог была на редкость полной женщиной. Вместе с тем она обладала чрезвычайно тонким и гибким умом. Ей приписывали большое влияние на Иван III. Говорили даже, что именно она побудила Ивана сбросить татарское иго, потому что стыдилась быть женой ордынского данника.

    5. Свержение ордынского ига

    Произошло это без громких побед, как-то буднично, почти что само собой. Впрочем, обо всем по порядку.

    В начале правления Ивана III по границам России существовала уже не одна, а целых три самостоятельных татарских орды. Истощенная усобицами Золотая Орда доживала свой век. В 1420-х-30-х годах от нее откололись Крым и Казань, где возникли особые ханства со своими династиями. Пользуясь разногласиями среди татарских ханов, Иван III исподволь подчинил Казань своему влиянию: казанский хан признал себя вассалом московского государя. С крымским ханом у Ивана III была прочная дружба, так как оба они имели общего врага - Золотую Орду, против которой и дружили. Что до самой Золотой Орды, то Иван III прекратил с ней всякие отношения: не давал дани, не ездил на поклон к хану, а однажды даже бросил на землю и растоптал ханскую грамоту.
    Слабый золотоордынский хан Ахмат пытался действовать против Москвы в союзе с Литвой. В 1480 году он привел свое войско на реку Угру, в пограничные между Москвой и Литвой места. Но у Литвы и без того был хлопот полон рот. Литовской помощи Ахмат не дождался, а московский князь встретил его с сильной ратью. Началось многомесячное «стояние на Угре», так как противники не решались вступить в открытый бой. Иван III приказал готовить столицу к осаде, и сам приезжал с Угры в Москву, боясь не столько татар, сколько своих братьев - они были с ним в ссоре и внушали Ивану III подозрение в том, что изменят в решительную минуту. Осмотрительность и медлительность князя показались москвичам трусостью. Духовенство заклинало Ивана III не быть «бегуном», а храбро стать против врага.
    Но решительного сражения так и не произошло. Простояв на Угре с лета до ноября месяца, Ахмат с началом морозов убрался восвояси. Вскоре он был убит в очередной усобице, его сыновья погибли в борьбе с Крымским ханством, и в 1502 году Золотая Орда прекратила свое существование.

    Так пало ордынское иго, тяготевшее над Русью два с половиной столетия. Но беды от татар для Руси на этом не прекратились. Крымцы, казанцы, как и более мелкие татарские орды, постоянно нападали на русское пограничье, жгли, разоряли жилища и имущество, уводили с собой людей и скот. С этим беспрестанным татарским разбоем русским людям пришлось бороться ни много ни мало еще около трех столетий.

    6. Державный полет российского орла

    Диковинная птица появилась в российской государственной символике не случайно. С давних времен она украшала гербы и знамена многих великих держав, в том числе Римской империи и Византии. В 1433 году двуглавый орел утвердился также в гербе ГАбсбургов, правящей династии Священной Римской империи, которые считали себя преемниками власти римских кесарей. Однако на это почетное родство претендовал и Иван III, женатый на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, а после свержения ордынского ига принявший титул «самодержца всея Руси». Именно тогда на Руси появилась новая родословная московских государей, якобы ведущих свое происхождение от Пруса, легендарного брата императора Октавиана Августа.
    В середине 80-х годов XV века император Фридрих III Габсбург предложил Ивану III стать вассалом Священной Римский империи, обещая взамен пожаловать ему королевский титул, но получил гордый отказ: «Мы Божьей милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставления на королевство, как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим». Чтобы подчеркнуть свою равночестность императору, Иван III принял новый государственный символ Московской державы - двуглавого орла. Брак московского государя с Софьей Палеолог позволил прочертить независимую от Запада линию преемства нового герба - не из «первого» Рима, а из Рима «второго» - православного Константинополя.
    Древнейшее в России изображение двуглавого орла оттиснуто на восковой печати Ивана III, привешенной к грамоте 1497 года. С тех пор державный орел знаменует государственный и духовный суверенитет России.

    7. Западные веяния

    Первого государя всея Руси Ивана III Васильевича некоторые историки называют также первым русским западником, проводя параллель между ним и Петром I.

    Действительно, при Иване III Россия шла вперед семимильными шагами. Монголо-татарское иго было сброшено, удельная раздробленность уничтожена. Высокий статус московского государя был подтвержден принятием титула государя всея Руси и престижным браком на византийской царевне Софье Палеолог. Одним словом Россия стала полноправным суверенным государством. Но национальное самоутверждение не имело ничего общего с национальной замкнутостью. Напротив именно Иван III как никто другой содействовал оживлению и укреплению связей Москвы с Западом, с Италией в особенности.
    Приезжих итальянцев Иван III держал при себе на положении придворных «мастеров», поручая им строение крепостей, церквей и палат, литье пушек, чеканку монеты. В летописи сохранились имена этих людей: Иван Фрязин, Марк Фрязин, Антоний Фрязин и т. д. Это не однофамильцы и не родственники. Просто мастеров-итальянцев в Москве называли общим именем «фрязин» (от слова «фряг», то есть «франк»). Особенной известностью среди них пользовался выдающийся итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, построивший в московском Кремле знаменитые Успенский собор и Грановитую палату (названную так по случаю отделки ее в итальянском стиле - гранями). Вообще при Иване III трудами итальянцев Кремль был отстроен и украшен заново. Еще в 1475 году один побывавший в Москве иностранец писал про Кремль, что «все строения в нем, не исключая и самой крепости, деревянные». Но уже спустя двадцать лет иностранные путешественники стали именовать московский кремль по-европейски «замком», ввиду обилия в нем каменных строений. Так стараниями Ивана III Ренессанс расцвел и на российской земле.
    Кроме мастеров в Москве часто появлялись послы от западноевропейских государей. И, как было видно на примере императора Фридриха, первый русский западник умел разговаривать с Европой на равных.

    8. Ересь «жидовствующих»

    В XV веке над Западной Европой летали хлопья человеческого пепла. Это было время самых жестоких преследований ведьм и еретиков. По самым скромным подсчетам число жертв инквизиции исчисляется десятками тысяч. В одной только Кастилии великий инквизитор Торквемада сжег около 10 тысяч человек. К сожалению, Россия тоже не избежала общего поветрия. При Иване III огненные спектакли ставились и у нас, хотя они и не были столь масштабными.
    Ересь «жидовствующих» была занесена в Россию извне. В 1470 году новгородцы, напрягавшие последние усилия, чтобы отстоять свою независимость от Москвы, пригласили к себе по сговору с польским королем православного киевского князя Александра Михайловича. В свите князя прибыли в Новгород лейб-медик еврей Схария и еще два его начитанных в богословии соплеменника. С них все и началось. В спорах с русскими попами заезжие сторонники Торы (то есть Ветхого Завета) выдвигали нехитрый силлогизм: они апеллировали к словам Христа, что он «пришел не разрушить закон, но исполнить». Отсюда следовал вывод о первенстве Ветхого Завета над Новым, иудейства над христианством. Убогая мысль новгородских священников свихнулась на этом силлогизме. Всего год пробыли три ученых еврея в Новгороде, но этого хватило, чтобы их беседы глубоко вонзились в души новгородских попов. Они стали исповедовать странную смесь иудейства и христианства, за что и получили свое название «жидовствующих».
    Секта жидовствующих была хорошо законспирирована. Поэтому новгородскому архиепископу Геннадию не сразу удалось вывести еретиков на чистую воду. В конце концов надломился и раскаялся один из «жидовствующих», поп Наум, который и сообщил о доктрине и культе своих единоверцев. Началось церковное расследование. По вопросу о наказании виновных в ереси мнения в Русской Церкви разделились. Часть духовенства призывала действовать на еретиков одним духовным увещеванием, без физического наказания. Но победили те, которые стояли за физическую казнь. И вдохновил их именно иностранный пример. В 1486 году через Новгород проезжал посол австрийского императора. Он рассказал архиепископу Геннадию про испанскую инквизицию и встретил с его стороны большое сочувствие.
    Геннадий устроил еретикам особое истязание в стиле испанской инквизиции. Люди Геннадия посадили арестованных задом наперед на коней, на головы надели берестяные колпаки с мочальными кистями и с надписью: «се есть сатанинское воинство». Когда кавалькада прибыла на городскую площадь, шутовские шлемы были зажжены на головах еретиков. Сверх того, некоторые из них были еще биты публично, а несколько человек сожжены заживо.
    Это действо и стало первым инквизиционным опытом Русской православной церкви. К чести русского духовенства надо заметить, что ему довольно быстро удалось преодолеть это позорное искушение. Так что, в отличие от инквизиции католической, наши отечественные церковные трибуналы не стали постоянным явлением, а их жертвы исчисляются единицами.

    9. Россия при Иване III

    Ко времени царствования Ивана III Васильевича и его сына Василия III относятся первые подробные записки иностранцев о России, или о Московии, если придерживаться их терминологии.

    Венецианца Иосафата Барбаро, человека торгового, поразило прежде всего благосостояние русских людей. Отметив богатство увиденных им русских городов, он записал, что и вообще вся Русь «обильна хлебом, мясом, медом и другими полезными вещами».
    Другой итальянец, Амброджо Кантарини, особо подчеркнул значение Москвы как международного торгового центра: «В город, - пишет он, - в течение всей зимы собирается множество купцов из Германии и Польши». Он же оставил в своих записках интересный словесный портрет Ивана III. По его словам, первый государь всея Руси был «высок, но худощав, и вообще очень красивый человек». Как правило, продолжает дальше Кантарини, и остальные русские «очень красивы, как мужчины, так и женщины». В качестве правоверного католика, Кантарини не преминул отметить неблагоприятное мнение москвичей об итальянцах: «Считают, что мы все погибшие люди», то есть еретики.
    Еще один итальянский путешественник Альберто Кампензе составил для папы Климента VII любопытную записку «О делах Московии». Он упоминает о хорошо поставленной московитами пограничной службе, о запрете продажи вина и пива (кроме праздничных дней). Нравственность московитов, по его словам, выше всяких похвал. «Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением, - пишет Кампензе. - Прелюбодеяние, насилие и публичное распутство также весьма редки. Противоестественные пороки совершенно неизвестны, а о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно».
    Как видим, пороки Запада в Москве конца XV - начала XVI века были не в моде. Впрочем, общий прогресс очень скоро коснулся и этой стороны московской жизни.

    10. Конец правления

    Конец правления Ивана III был омрачен семейными и придворными интригами. После смерти его сына от первого брака Ивана Молодого, государь полагал передать всю власть его отпрыску - своему внуку Димитрию, для чего в 1498 году совершил над ним первый в русской истории обряд венчания на царство, в ходе которого на Димитрия были возложены бармы и шапка Мономаха.
    Но затем взяли верх сторонники другого наследника - Василия, сына от второго брака государя на Софье Палеолог. В 1502 году Иван III «положил опалу» на Димитрия и матерь его, великую княгиню Елену, а Василий наоборот был пожалован великим княжением.
    Оставалось найти для нового наследника достойную супругу.
    Венец и бармы Мономаха Иван III полагал равными по достоинству королевской и даже императорской коронам. Женившись сам вторым браком на племяннице последнего византийского императора, царевне Софье Палеолог, он и детям своим подыскивал невест царского происхождения.
    Когда его старшему сыну от второго брака Василию приспело время жениться, Иван Васильевич, не отступая от своих правил, начал свадебные переговоры за границей. Однако всюду, куда бы он не обратился, ему пришлось выслушать непривычный для его уха отказ. Дочь Ивана III Елена, выданная за польского короля, в письме отцу объясняла неудачу тем, что на Западе не любят греческой веры, считая православных нехристями.
    Делать было нечего, приходилось породниться с кем-нибудь из своих холопов. Страдавшее от такого унижения государево сердце утешили ловкие придворные, указавшие на примеры из византийской истории, когда императоры выбирали себе жену из девиц, собранных ко двору со всего государства.
    Иван Васильевич воспрянул духом. Суть дела, конечно, не менялась, но государева честь была спасена! Таким вот образом и случилось так, что на исходе лета 1505 года Москва оказалась битком набита красавицами, трепещущими от близости необыкновенного счастья - великокняжеского венца. Ни один современный конкурс красоты не может сравниться по масштабам с теми смотринами. Девиц-то было ни много, ни мало - полторы тысячи! Повивальные бабки придирчиво осмотрели этот прелестный табунчик, а затем признанные годными к продолжению государева рода предстали перед не менее разборчивым взором жениха. Василию приглянулась девица Соломония, дочь знатного московского боярина Юрия Константиновича Сабурова. 4 сентября того же года была сыграна свадьба. С тех пор этот, так сказать, стадный способ женитьбы вошел в обычай между московскими государями и продержался почти двести лет, вплоть до царствования Петра I.
    Свадебные торжества стали последним радостным событием в жизни Ивана Васильевича. Спустя полтора месяца он скончался. Василий III беспрепятственно занял отеческий престол.

    Похожие статьи

    © 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.