Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок Рассказ по серии картин

Цель:

Задачи:

1.Развитие умения передавать предметное содержание сюжетных картинок, устанавливать и адекватно отображать в речи действенную основу каждой картинки и действия отдельных персонажей

Оборудование:

Ход занятия

1. Организационная часть.

Определение персонажей будущего рассказа (отгадывание загадок).

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Зверь усатый, полосатый,

Острые зубы, могучие лапы» (Тигр)

Весит он триста тонн,

Тонна ушки, тонна ножка

Вот так «Крошка»!

Уши как колеса,

Хобот вместо носа» (Слон)

2. Разбор содержания каждой картинки.

Кто изображен на этой картинке? Тигр.

Кого вы видите на этой картинке? Тигра, зайчиков.

Сколько здесь зайчиков? Здесь три зайчика..

Что делают зайчики? Зайчики пляшут (танцуют).

Где пляшут зайчики? На полянке (лужайке).

«Зайчики пляшут (танцуют) на лужайке».

Что еще изображено на картинке (указание на фрагмент картинки)? Лес

Что делает тигр? Тигр бежит за зайцами.

Что сделали зайцы? Зайцы побежали к реке.

Куда они побежали?

Кого вы еще видите на этой картинке? Слона.

Что сделали зайчики? Зайчики прыгнули на слона.

Что сделал тигр? Тигр остановился, встал на задние лапы.

Куда перебрались зайчики? Зайчики перебрались на другой берег реки.

Что сделал слон? Слон облил тигра водой.



А что делают зайчики? Они снова танцуют.

3. Размещение детьми картинок серии в нужной последовательности на наборном полотне.

Уточняются детали сюжета, имеющие значение для составления рассказа.

Например, по 2-ой картинке:

Что здесь нарисовано? Река..

По 4-ой картинке:

Какой водой облил слон тигра? Холодной водой

Детям предлагается составить предложение со словоформой «холодной»: Слон облил тигра холодной водой.

4. Составление детьми высказываний по отдельным картинкам-фрагментам (по цепочке).

Занятие 7.

Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»

Цель: Обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии картинок с достаточно подробно представленным развитием сюжетного действия.

Задачи:

1. Развитие умения передавать предметное содержание сюжетных картинок, устанавливать и адекватно отображать в речи действенную основу каждой картинки и действия отдельных персонажей

2.Формирование умения объединять действия, изображенные на картинках, в общую сюжетную ситуацию путем установления причинно-следственной взаимосвязи изображенных событий.

3. Обучение детей составлению завязки («экспозиции») к изображенному действию.

4.Развитие грамматически правильной фразовой речи детей в процессе обучения рассказыванию и др.

Оборудование: 4 цветные картинки среднего формата, наборное полотно или демонстрационная доска, магнитофон.

Ход занятия

1. Организационная часть.

2. Игра-упражнение «Будь внимателен!» Один из детей размещает на наборном полотне картинки серии в нужной последовательности. Затем, ориентируясь на картинки, дети поочередно заканчивают нужным по смыслу словом предложение, даваемое педагогом.

На лужайке танцевали три... (зайчика); Из леса выскочил... (тигр); Зайцы побежали к... (реке); На речке они увидели...(слона); Зайчики залезли на спину.... (слону); Слон набрал хоботом... (воду); Он облил тигра... (водой) и др.

3. Составление рассказа.

§ Составление «экспозиции» рассказа по вопросам педагога:

а) Кто пришел однажды на лужайку? Однажды...

б) Что зайчики стали делать на лужайке?

в) Кто был в лесу и услышал, как играют зайчики?

Педагог объединяет ответы детей в короткий текст начала рассказа.

§ Составление детьми рассказа по двум-трем фрагментам серии с включением составленной завязки.

При затруднениях оказывается помощь по ходу составления рассказа:- стимулирующие вопросы («Что было потом?» и др.), указание на соответствующую деталь картинки, подсказ начала фразы-высказывания (начального слова очередной по смыслу фразы).

4. Придумывание продолжения к изображенному действию (по направляющим вопросам педагога).

а) Как вы думаете, что потом сделал тигр?

б) Что сказали зайчики слону?

в) А что слон сказал зайчикам?

(При необходимости дается подсказ возможного ответа на последний вопрос:«Наверное, он сказал им: «Если с вами опять случится беда, то...»).

5. Составление рассказа по всей серии картинок в целом одним из детей по предваряющему плану (проводится в более сильной группе детей).

План рассказа:

§ Кто и что делал на лужайке?

§ Что случилось потом?

§ Куда побежали зайчики?

§ Как им удалось спастись от злого тигра?

§ Чем закончилась эта история?

По ходу составления рассказа используются побуждающие вопросы, указания на картинку или ее деталь.

6. Упражнение в подборе определений к данным словам (характеристика персонажей рассказа):

зайчики - веселые, находчивые; тигр - страшный, свирепый (злой); слон - добрый, сильный и т.п.

7. Дополнение составленного рассказа другими детьми (с использованием магнитофонной записи рассказа ребенка).

8. Анализ детских рассказов. Обращается внимание на полноту и последовательность изложения, грамматическую правильность речи, проявление элементов творчества в рассказах детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Формирование связной речи у старших дошкольников с ОНР на основе игровых приемов – это специальное направление в коррекционной работе, способствующее овладению навыками полноценного речевого общения, умению более свободно пользоваться разнообразными синтаксическими, грамматическими и морфологическими формами языка.

В исследовании были рассмотрены особенности формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР. Теоретический анализ научно-методической литературы по данному вопросу показал, что предлагаются различные методики по формированию связного высказывания у различных категорий детей. Поэтому проблема формирование связной монологической речи является одной из самых актуальных в логопедии.

Результаты констатирующего эксперимента в дошкольном учреждении показали, что старшие дошкольники с ОНР испытывают значительные трудности в формировании и овладении связным высказыванием, в результате чего появляется большое количество ошибок в ходе коррекционных занятий. У большинства старших дошкольников с ОНР связные высказывания чаще короткие, состоящие из одного – двух слов; отмечается непоследовательность высказываний, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; высказывания детей состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

Следует отметить, что в настоящее время возникло реальное противоречие между необходимостью эффективной коррекции связной речи детей с ОНР, объективным ростом требований к развитию связной речи воспитанников в момент поступления в школу, и недостаточностью современных технологий логопедической работы, отсутствием коррекционных методик, игровых приёмов формирования связной речи, раскрывающих алгоритм эффективной коррекции на логопедических занятиях.

Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок».

«Дети лепят снеговика»

Конспект занятия предназначен для детей старшей логопедической группы с заключением ОНР. Занятие разработано для обучения составления рассказа по серии картинок дошкольников в процессе игровой деятельности. К детям в окно заглядывает Зимушка-зима и предлагает детям выполнить различные задания. В процессе занятия Зима «фотографирует» детей во время «лепки» снеговика. Дети составляют по этим «фотографиям» рассказ.

Программное содержание.

  • учить составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.

Образовательные задачи:

  • закрепить знания детей о зиме, ее признаках, зимних развлечениях детей;
  • уточнять и активизировать словарь по теме «Зима»;

Развивающие задачи:

  • упражнять в образовании и употреблении прилагательных, согласовании их с существительными;
  • упражнять в составлении простых предложений по картинке, определять количество слов в предложении и составлять схему этого предложения;
  • упражнять в употребление предлогов «на, под, в, из, за», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных, в употреблении предложений с союзом потому что;
  • закреплять умение определять последовательность событий по серии картинок и составлять по картинкам короткий рассказ;
  • развивать внимание, память, творческое мышление;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи;

Воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование:

  • круг из картона белого цвета, лучики для снежинок (оригами), колокольчик, сюжетные картинки для составления предложений, схемы предложений, серия сюжетных картинок «мальчики лепят снеговика», презентация

Ход НОД

1. Организационный момент.

Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок.

(Звенит колокольчик, дети собираются возле логопеда)

Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!

(Дети здороваются)

Начинаем мы играть.
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.

Игра «Доскажи словечко»

«Тихо, тихо как во сне,
Падает на землю…»

«Вот веселье для ребят,
Всё сильнее…»

«На дорожку, на лужок,
Тихо падает…»

«С неба всё летят пушинки-
Серебристые…»

Заглянула к нам в окошко зима и удивилась: почему же наши снежинки без лучиков?

2. Дидактическая игра «Подбери слово».

Сейчас мы с вами будем выкладывать по одному лучику, называя признаки зимы.

Зима какая? Холодная, снежная, морозная, метельная, вьюжная, студеная) (На полу лежит круг, дети, говоря слово- признак, кладут около круга «лучик»).

Посмотрите, какая красивая снежинка получилась у нас.

Полетели, закружились снежинки, опустились на землю, появился сугроб. Снег — какой? Блестящий, рыхлый, искрящийся, искристый, пушистый, рыхлый, липкий. (Из снежинок выкладывают сугроб).

3. Составление предложений о зиме.

Увидела Зима на ваших столах картинки, хочет послушать, как вы умеете составлять предложения о зиме.

Давайте придумаем по картинке предложение и выложим схему этого предложения.

Прочитай свое предложение.

Сколько слов в твоем предложении?

Какое первое слово? Второе?

Очень зимушке –зиме понравились ваши предложения. И предлагает она вам отдохнуть, слепить снеговика.

Слайд № 4

4. Логоритмическая игра с музыкальным сопровождением «Снеговик»

Снег руками нагребаем,
Лепим, лепим ком большой.
И ещё раз нагребаем,
Лепим, лепим ком другой.

Лепим ручки,
Лепим ножки,
Чтобы бегал по дорожке.
Лепим глазки,

Лепим бровки,
И длиннющий нос морковкой.

5. Употребление предлогов «на, под, в, из, за» , обозначающих пространственное расположение предметов,

– Молодцы! Вы лепили снеговика, а Зимушка-зима вас фотографировала, хотела сочинить рассказ, но налетел ветер- проказник, разбросал все фотографии по группе, перепутал их. Зима огорчилась. Давайте поможем Зиме, найдем картинки. (Я нашел картинку под столом, на полу, за мольбертом, в ящике и т.д.).

6. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Теперь по этим картинкам мы с вами составим рассказ. И чтобы нам было легче сочинять, будем подглядывать на схему-подсказку.

С чего мы начнем? (Надо назвать время года, когда происходят события)

Дима, какое время года изображено на картинках?

Посмотрите на все картинки и найдите главных героев. (Главные герои два мальчика, потому что они изображены на всех картинках.)

Давайте придумаем им имена. (Одного мальчика зовут Дима, а другого Петя.)

Во что одеты дети? (Дети одеты в куртку, штаны, шапку, на ногах у них обуты валенки.)

А теперь мы с вами рассмотрим каждую картинку и расскажем что на ней делают дети (показать схему)

На первой картинке Дима приставляет голову снеговику.

Для чего он это делает?

Он хочет чтобы у снеговика была голова – тогда он станет настоящим снеговиком.

Что нарисовано на второй картинке?

На второй картинке дети на самый большой ком приставляют ком поменьше, чтобы сделать туловище.

А что происходит на следующей картинке?

На этой картинке Петя слепил самый большой ком.

Что нарисовано на следующей картинке?

Здесь Дима слепил ком поменьше.

На последней картинке, дети слепили снеговика, на голову ему надели ведро, вместо носа вставили морковку.

Давайте-ка мы с вами слепим еще одного снеговика, выходите ко мне

7. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок - «Катят».
Он превратится в толстый ком, — Показывают шар руками.
И станет ком снеговиком. – руки над головой.
Его улыбка так светла! — Показывают улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла. — Показывают.
Но солнце припечет слегка - Рука у лба, смотрят на солнце.
Увы - и нет снеговика.- Пожимают плечами, руки в стороны.

А что теперь подсказывает нам наша схема? (мы должны расставить картинки в правильной последовательности).

И последняя схема сообщает нам, что надо составить рассказ по этим картинкам.

8. 2-3 ребенка составляют рассказ по серии картинок

9. Итог занятия

Понравилось Зиме как вы занимались: много слов придумали о зиме, составляли предложения, и даже придумали
рассказ о детях, которые слепили снеговика. А в снежинок превратиться сумеете?

Превращаемся в снежинки
Заметем мы все тропинки.
Вьюга вьюжит,
Вьюга вьюжит.
И снежинки в танце кружат.

Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Снежинки»

Снежинки, снежинки по небу летят,
Снежинки, снежинки на землю хотят.
Но ветер всё дует сильней и сильней,
Снежинки кружатся быстрей и быстрей.
Вдруг ветер затих,
Стало тихо кругом,
Снежинки слетелись в один большой ком.

Камаева Н.Е.,
учитель-логопед

Инна Воронина
Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Развитие связной речи

через обучение

составлению рассказов

по картине и

серии сюжетных картин

Воспитатель : Воронина Инна Владимировна

2. «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки ,

и они заговорят свободно, непринужденно…»

К. Д. Ушинский

3. Одним из необходимых условий развития грамотной связной речи ребенка , которая развивается с момента рождения на протяжении всего дошкольного периода, а затем и школьного возраста, является наглядность.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский обосновал ценность картинок тем , что изображение возбуждает мысль ребенка и вызывает выражение этой мысли в «самостоятельном слове» .

Главная цель, которую преследуют сюжетные картинки для составления короткого рассказа , – стремление к развитию речи и мышления детей . Глядя на картинку , ребята стараются описать изображенное на ней, стремясь к составлению единого , логически связного рассказа .

В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы . Начинать лучше всего с составления рассказов по серии картинок . Можно поиграть в игру «Что сначала -что потом» , выстроив логическую цепочку из картинок , а затем приступить к их описанию. Предлагаю несколько вариантов с заданием «Составь рассказ по картинкам » Начинать можно с простых предложений, которые описывают происходящее на картинке . Возможно, малыш расскажет только «Кто?» и «Что делает?» . Наша задача обратить внимание на признаки предметов, таким образом сделав рассказ подробнее и интереснее.

4. Задача педагогов и родителей заключается в том,

чтобы помочь детям

научиться излагать собственные мысли связно и достаточно полно ,

понимать речь собеседника,

т. е. вести содержательный диалог

5. В обучении детей рассказыванию

по картине принято выделять

несколько этапов :

В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы.

В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять рассказы сначала по вопросам , а затем самостоятельно. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания . Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей, поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью взрослого составлять не только описательные рассказы , но и повествовательные рассказы , придумывать начало и конец сюжета картины .

6. В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни.

Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию , побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых

7. ВИДЫ РАССКАЗЫВАНИЯ

ПО КАРТИНЕ

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации , не выходящей за пределы содержания картины .

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии , связывая их в один рассказ .

8. ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН (Вы можете прочитать на слайде)

9. Структура составления рассказа (на слайде) .

10. Картинка «Рыжий кот пьет молоко»

Кто пьет молоко? Кто нарисован? Что кот делает?

Какого цвета кот? Какой кот?

Что пьет рыжий кот?

А откуда в тарелке молоко?

11. Беседа по серии картинок - Их должно быть не более трех. Рассматривается и описывается каждая картинка из серии , затем высказывания детей объединяются в один сюжет .

Куда направлялся мальчик? - Придумайте для мальчика имя. – Кто встретился на его пути? - Какое решение принял мальчик? - Почему мальчик решил взять щенка? - Как Вася назвал своего щенка? - Как мальчик заботился о щенке? - Каким стал щенок? - Что вы можете сказать о времени года на первой, второй и третьей картинках ?

12. Нужно помнить, что речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому, так важно чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Публикации по теме:

Проблема развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде,.

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Клубок» Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Формирование целостного впечатления об.

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Конспект НОД по развитию связной речи у детей в подготовительной логопедической группе. Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин».

Конструкт обучения дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ «Удачная рыбалка» Конструкт организации совместной образовательной деятельности по ПМ. 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам.

Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.

Развитие речи детей 3–4 лет посредством рассматривания сюжетных картин РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ РАССМАТРИВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН. Рассматривание специально созданных для детских садов сюжетных.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Учитель-дефектологГУО «Ясли-сад агр.Лойки» А.В.Каленик

Формирование связной речи является следствием усложняющейся деятельности ребенка и напрямую связано с развитием мышления. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая, и отличается развернутостью, сложностью в лингвистическом отношении, предполагает использование полных, распространенных предложений.

Рассказывание по серии картинок является очень эффективным видом работы по формированию связной речи. Оно исключает этап составления плана рассказа, так как порядок чередования картинок определяет последовательность изложения. Обучение составления рассказа по серии картинок можно начинать с трехлетнего возраста. Детям этого возраста для составления серии предлагается 2 - 3 картинки.

К четырем годам объем серии увеличивается до 4 - 5 картинок. Их сюжеты должны отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т.д.)

В пятилетнем возрасте ребенку может предлагаться до 6-ти картинок в серии по типичным событиям, переживаемым детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес). В этом же возрасте можно использовать серию картинок на основе сказочных ситуаций (ёжик собирает яблоки в лесу, варит варенье и угощает им лесных зверей).

При возрасте детей пять-семь лет целесообразнее использовать серии картинок из 6 - 8 кадров, связанных разнообразным содержанием (из личного опыта детей, из наблюдаемых со стороны действий; использование сказочных ситуаций из литературных произведений, не знакомых детям).

Очень важно создавать у детей мотивацию этой деятельности и стимулировать положительное эмоциональное состояние в процессе работы и по ее окончании. Примеры мотивации:

· для детей трех лет: пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст, вслух положительно оценить серию картинок, сложенных в нужной последовательности;

· для детей четырех-пяти лет целесообразно использовать мотив оказания помощи какому - либо герою (например, Чебурашка хочет разобраться в картинках);

· дети пяти-семи лет с удовольствием используют мотив соревнования (работа на скорость, подготовка к школе или игра в «сыщиков»).

Для развития у детей умения составлять связный рассказ по серии картинок предлагается следующий алгоритм работы:

1.Ребёнку нужно выложить картинки в логической последовательности (картинки разрезаны).

2. Составить по цепочке картинок связный рассказ.

Дети, которые не справляются с подобными заданиями, как правило, испытывают трудности в обучении.

Как подготовить ребёнка к выполнению такого вида заданий?

Последовательность обучения.

1.Сначала надо научить ребёнка анализировать ситуации из реальной жизни. Когда ребёнок умывается, попросите его рассказать последовательность совершаемых действий.

Что мы делаем сейчас?

Что делали до этого?

Что будешь делать, когда намылишь руки?

Зачем мы всё это делали? (Чтобы руки были чистые перед едой).

Подобным образом можно анализировать причинно-следственные связи в сказках, например, Ш. Перро «Красная Шапочка».

Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определённой последовательности.

1. Учим раскладывать картинки в одну линию слева направо.

2. Учим находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии.

3.Учим определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи на основе анализа местоположения героев и объектов.

4.Учим определять время событий на каждой картинке (время года, время суток).

5.Учим выделять сквозных героев на каждой картинке, называть их действия и делать умозаключение о цели их действий (зачем делает?)

6. Учим устанавливать последовательность действий (что за чем?)

7.Учим составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок

по схеме:

а) однажды...

б) в таком-то месте...

в) такой-то объект...

г) делал то-то для того то...

д) потом этот же объект делал (переходим ко 2 картинке)....

ё) в результате получилось то-то, поэтому можем сказать, что данный герой такой-то

ж) придумаем название получившемуся рассказу.

Залогом успеха при обучении рассказыванию по серии картин является осмысление детьми общего содержания изображенных событий. В конечном итоге у малышей должно быть сформировано целостное впечатление о них.

Обязательным принципом обучения детей рассказыванию является то, что необходимо учитывать сферу развития общения малышей друг с другом и со взрослыми, учитывать их особенности, опираться на их индивидуальные способности. Это в полной мере позволит решить задачи развития речи и формирования культуры общения.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.