Общество как форма жизнедеятельности людей. Влияние человека на общество и общества на человека

ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА НА ЛИЧНОСТЬ И ЛИЧНОСТИ НА ОБЩЕСТВО

Каждый человек связан с обществом множеством нитей. Материальные условия его жизни всецело зависят от достигнутого в ту или иную эпоху уровня развития производительных сил общества. Его духовные интересы, образ мышления, нравственные принципы - все это результат общественного воздействия, все несет на себе отпечаток и существующих общественных порядков, и традиций (национальных или общечеловеческих), сформированных длинным рядом поколений.

«Если человек по природе своей общественное существо,- писал К. Маркс,- то он, стало быть, только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе, отдельных индивидуумов, а по силе всего общества». Здесь глубоко выражена мысль об общественном происхождении человека, его слитности с обществом. Человек не может выразить себя иначе, как через общественную деятельность. Больше того, сама его сущность определяется прежде всего тем, насколько полно участвует он в жизни общества, насколько глубоко захватывает его движение истории. Ярко сказал об этом В. Белинский: «Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем».

Имея в виду социальную сущность человека, его взаимоотношения с обществом, мы употребляем понятие личность.

Общество в целом и в частности непосредственно окружающая человека социальная среда оказывают решающее воздействие на формирование его личности. Но нельзя не видеть и обратной связи. Общество в конечном счете складывается из множества личностей. Каждая вещь Должна быть кем-то изготовлена, каждая идея должна созреть в чьей-то голове, каждое слово должно быть кем-то произнесено. Общественное богатство и культура создаются совокупным трудом отдельных людей. Интенсивность и полнота жизни общества, темпы его роста зависят, с одной стороны, от общественного строя, а с другой - от творческой энергии его членов, от степени развития и применения к делу их способностей, от их отношения к труду и других нравственных качеств.

Таким образом, отношение «личность - общество» представляет взаимодействующую систему, причем характер взаимодействия отличается здесь исключительной сложностью. На протяжении всего развития человеческой цивилизации это отношение находилось в центре внимания философии и этики, то есть учения о морали, служило предметом политических дискуссий, одной из вечных тем литературы и искусства. Широкий спектр этических взглядов замыкается двумя крайними мнениями: тех, кто выступает за освобождение личности от всякой ответственности перед обществом, и тех, кто ратует за полное подчинение личности обществу. Независимо от того, какое политическое содержание вкладывается в эти требования, они антигуманны.


Одна из важнейших ролей в воспитании человека отводится обществу. Он растет в окружении людей, приобретая нравственные ценности. Общество представляет собой совокупность людей, на которых возложена задача воспитания человека. Однако общество оказывает на личность разное воздействие, которое может оказаться либо пагубным и разрушительным, либо направляющим на верный путь. Но если человек понимает, что окружающее общество оказывает разрушительное воздействие на его личность, то он должен быть способен выйти из этого окружения. Однако это требует немалых усилий и умения сопротивляться.

В литературных произведениях проблема влияния общества на человека становится довольно часто.

Примером возрождения человеческой души под влиянием окружения близких и дорогих людей является герой психологического романа Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”. Родион Раскольников, проверяя свою теорию о праве сильной личности на преступление во имя великой цели, идет на убийство старухи-процентщицы. Через некоторое время у него появляются угрызения совести, заставляя героя сомневаться в своей способности стать властелином над «муравейником», жить по законам своей теории, которая привела его к убийству человека. Эти угрызения заставляют Раскольникова изолировать себя от общества: он отталкивает друзей и родных, оставляя себя в полном одиночестве.

Но человек по своей природе является существом социальным, и вскоре главный герой начинает испытывать нужду в людях. “Спасательным кругом” для него становится Соня Мармеладова. Она убедила его в том, что он избавится от мук совести, если раскается и придет с повинной. Этот пример демонстрирует исцеляющую силу социума, так как общество Сони Мармеладовой приводит к воскрешению духовной жизни.

О пагубном влиянии общества на личность пишет Антон Павлович Чехов в рассказе “Ионыч”. Земский врач Дмитрий Ионович Старцев переезжает в уездный город С. по работе. Все приезжие называют этот город скучным и неинтересным, но жители утверждают обратное. Они советуют Дмитрию Ионовичу познакомиться с самой одаренной семьей этого города – Туркиными. На самом деле эта семья далеко не одаренная: Иван Петрович, глава семьи, постоянно использует однообразные плоские шутки, его жена, Вера Иосифовна, пишет бездарные романы, их дочь, Катерина Ивановна,

играет на фортепьяно так, что складывается впечатление, будто с горы падают камни, дворецкий по имени Пава много лет играет одну и ту же роль шута, которую ему отвел Иван Петрович. Старцев понимает всю посредственность этой семьи и говорит, что если самая одаренная семья этого города столь бездарна, то каково же остальное население этого города. Вскоре, несмотря на осознание убогости горожан, Дмитрий Ионович превратился, сам того не понимая, в Ионыча, обывателя города С. Его стали интересовать низменные ценности, поэтому он и уподобился горожанам города С., жизнь которых проходила вяло, уныло и без какого-либо стремления оживиться, стать лучше.

Безусловно, общество влияет на человека. Оно может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние; оно может как исцелить личность, так и разрушить ее. Но в конце концов все зависит от человека.

Обновлено: 2018-01-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

  • СОЦИУМ
  • СТАДО
  • ИНСТИНКТ
  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ЧЕЛОВЕК

Влияние социума на человека. стадный инстинкт, заложенный в нас ещё до нашего рождения, несомненно, эволюционирует, но с такой маленькой скоростью, что за пол века эта разница становится не столь заметна. И чтобы научиться мыслить самостоятельно в толпе должно пройти много времени и потрачено много усилий каждого индивида, для того, чтобы изменить наше общество в лучшую сторону.

  • Автоматизация процесса транспортировки нефтепродуктов
  • Calls-технологии, особенности, применение и эффективность
  • Разработка модели информационной системы юридического отдела по сопровождению и заключению договоров предприятия

Стоит ли доверяться мнению толпы? Стадный инстинкт – хорошо это или плохо? Следуя за толпой идем ли мы к деградации?

Очень много вопросов, на которые мы хотели бы знать ответы. Так давайте попробуем разобраться, что такое толпа, стадо, как они взаимосвязаны, что такое стадный инстинкт и всегда ли нужно с ним бороться.

Обращаясь к словарю Ожегова, мы можем дать определения словам толпа и стадо:

Толпа - 1. Скопление людей, сборище. 2. перен. Безликая масса людей в её противопоставлении выдающимся личностям (устар.).

Стадо – группа животных одного вида.

Из данных определений можно отметить, что эти два понятия близки между собой. Сама фраза «стадный инстинкт» изначально относилась к животным. Для них стадный образ жизни – это естественно. Другими словами, стадо – это иерархическая система, где каждому отведена своя роль. Стадный инстинкт в этом случае иногда называется инстинктом стадной иерархии и является генетическим. Эту строгую иерархию можно увидеть на примере стада крыс: у каждой крысы есть свой ранг, и более низкие ранги подчиняются более высоким. Из биологии мы помним, что особи самого высокого ранга называются альфа, а самого низкого – омега. У животных на определение ранга влияют такие важные качества как наглость, физическая сила и т.д. Так же некоторые внешние признаки могут определять ранг. Например, у петухов – величина гребня.

Стадный инстинкт проявляется не только у животных. Не стоит забывать, что человек существо биосоциальное, и у него тоже присутствует инстинкт стадной иерархии. Главным отличием «стада людей» от стада животных является то, на основе каких качеств определяется ранг. Для животных, как мы выяснили, наибольшую роль играет сила, но для людей она влияет гораздо меньше. Намного важнее положение в обществе, размер зарплаты и т.д., но это только внешнее проявление стадного инстинкта. На самом деле у людей он почти не отличается от животных. Хотя, если сравнить образ жизни людей и, собственно, животных, то сильных различий мы и не заметим. При рабовладельческом строе у кого было больше всего рабов, тот и обладал высоким рангом. У животных все происходит аналогично – ранг пропорционален количеству подчиненных особей более низкого ранга. Так же у животных ранг может зависеть от территории, которая «принадлежит данному стаду. У людей же ранг определялся от количества построек – при феодальном строе.

Самое простое проявление стадного инстинкта – это решение какого-либо вопроса в группе людей, в данном примере рассмотрим группу студентов. В каждой группе есть вожак, активист, который предложит свое мнение по решению конкретной проблемы. Большинство из присутствующих соглашаются с этим решением, но не потому что они согласны, а потому что они скорее всего не уверены в своей правоте или не желают нести ответственность за свои слова, а неуверенность – это один из признаков, которые усиливают стадный инстинкт. Независимо от того, был ли прав тот человек, который принял решение, все, кто последовали за ним, в «стаде» будут думать, что он умнее их самих. Это называется подсознательными ассоциациями, из-за которых мы выдаём желаемое за действительное.

У каждого человека инстинкт стадной иерархии выражен в разной степени. Помимо того, что стадное чувство заложено в генотипе, мы привыкаем к нему в повседневной жизни. Большая часть закладывается в детстве: в основном на примере родителей. Далее детский сад, школа, учителя, друзья. На помощь им приходят СМИ (средства массовой информации), телевизор, интернет. И, наконец, соседи и окружающие люди (см. рис. 1).

Рисунок 1. Влияние различных факторов на формирование стадного инстинкта

Плюсы и минусы стадного инстинкта

Изучая стадный инстинкт, можно выделить ряд его положительных и отрицательных влияний на жизнь человека.

Для начала рассмотрим положительные влияния.

Во-первых, инстинкт стадной иерархии – это основной механизм выживания как у людей, так и у животных. Если несколько человек будут смотреть наверх, то прохожие невольно взглянут, для того чтобы узнать, что привлекло внимание группы людей. И в этом нет ничего плохого, так как возможно сверху может угрожать опасность от которой необходимо скрыться. В этом случае стадный инстинкт работает как инстинкт самосохранения.

Во-вторых, отталкиваясь от мнения толпы можно сделать выбор в той области, которая не совсем нам знакома. Примером будет являться выбор компьютера или телефона. Не все люди разбираются в характеристиках, а на основе анализа данных моделей другими людьми, их отзывов и статистики, проводимой на сайтах, можно узнать много полезной информации и выбрать товар. Это относится не только к поиску товаров в интернете. Когда мы собираемся купить товар, мы прибегаем к помощи продавцов-консультантов, которые помогают в выборе, и мы доверяем их мнению.

При наличии вокруг человека толпы, т.е. некого скопления людей, он начинает двигаться, думать и поступать не так, как от него ожидали. Почему человеческая масса имеет такое сильное влияние на отдельно взятого индивида? Ответов на этот вопрос несколько.

В основном, большое количество привязанностей возникают в группе людей в связи с недостатком самостоятельности и инициативы у определенных индивидов.

Ну и второй вариант того, почему толпа может так сильно влиять на человека –человек сам разрешает массам думать за него, не утруждая себя. Интересным фактором является то, что в толпе суггестивное влияние может оказывать не только вождь, но и каждый индивид друг на друга. Зачастую мы прислушиваемся к чужому мнению, потому что оно опирается на более простые факты.

Ещё одним минусом стадного инстинкта является легкость в управлении большим количеством людей. Нежелание отбиваться от общего коллектива, чтобы не потерять свой статус в социуме – одна из основных проблем современности. Люди начинают зависеть от мнения окружающих так, что сами разрешают управлять собой. Индивид начинает действовать не в своих целях, а в целях общества, чтобы не выделяться и не оказаться объектом обсуждения. Например, рассмотрим группу школьников, которые решили уйти с урока. Когда большая часть класса согласна прогулять урок и уже собираются уходить, оставшиеся ребята начинают думать и сами того не желая присоединяются к толпе. В большинстве случаев на урок останется примерно 3-10% от всего коллектива.

Человек, не испытывая на себе никакого влияния и находясь в обществе людей, самопроизвольно «заражается» их поведением, копирует их повадки. Стоит только нескольким людям начать движение на красный сигнал светофора, большинство людей тоже начинают движение, не задумываясь о том, правильно ли они поступают.

Для некоторых стадный инстинкт – это способ защиты. Защиты от окружающего мира, внешних воздействий. Сложность принятия решений подталкивает их следовать общественному мнению.

Стадный инстинкт в повседневной жизни

Все мы понимаем, что у людей есть склонность к стадному инстинкту. Именно поэтому появляется возможность манипулировать людьми в своих целях. Известным примером является эпизод из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера» о том, как главные герой заставляет покрасить забор соседских мальчиков вместо него. Сразу возникает вопрос: как же он смог это сделать? А ответ на него очень прост! При помощи стадного инстинкта. Увидев, что в очереди на покраску забора стоят уже два человека, остальные начинают думать, что в этой работе есть что-то ценное и они даже готовы заплатить за то, чтобы им досталась возможность поучаствовать в этом процессе.

Этот прием часто используется в продвижении интернет- магазинов, у которых есть система оценки купленных товаров. Ранее мы рассматривали пример того, что на основе статистики и отзывов можно выбрать необходимый товар, но стоит учесть, что поставить оценку и написать отзывы могут не только покупатели, но и «подставные лица», т.е. сам автор, производитель либо конкуренты. Но люди доверяют отзывам и оценкам на сайтах больше, чем, например, рекламе.

Стадный инстинкт так же затрагивает отношения внутри коллектива. Мы начинаем относиться лучше к тем людям, которых считаем «своими». Понять, по какому принципу происходит отбор на «свой» - «чужой» совсем не сложно. В основном из-за семейного положения, общих интересов, принадлежности к какой-либо группе и т.д., и, как ни странно, к совету «своих» мы прислушиваемся чаще, даже позволяем себе следовать их примеру.

Проанализировав поведение людей в различных ситуациях можно заметить очень интересную вещь, называемую как «самопроизвольный стадный инстинкт». Индивид начинает следовать тому, что он сам сделал уже несколько раз. Получается, что человек считает определенное действие правильным, основываясь на своем поведении в прошлом. В продажах считается, что самая важная покупка от одного клиента - вторая. Затем уже человек «встает за собой в очередь» и может покупать снова и снова, нередко делая более крупные заказы и тратя больше денег.

Тема стадного инстинкта интересует людей уже очень длительное время. В 1971 году сняли научно-популярный фильм, в котором проводились различные эксперименты над детьми. Рассмотрим один из проведенных экспериментов, имеющий название «сладкое или соленое». Кашу в тарелке на три четверти посыпали сахаром, а оставшийся участок посыпали солью. Дети по очереди пробуют кашу с одной и той же тарелки отвечают, какая она на вкус. Первым трём достаётся сладкие части, и они искренне говорят, что каша сладкая. Испытуемому ребенку (четвертому) достаётся пересоленный кусок. Несмотря на это, большинство из испытуемых заявляют, что каша всё равно сладкая. При этом многие из них активно отказываются от ещё одной ложки такой «сладкой» каши.

После этого, спустя несколько десятилетий, психологи провели те же эксперименты на современном обществе, но сильных изменений не выявилось. Это значит, что стадный инстинкт, заложенный в нас ещё до нашего рождения, несомненно, эволюционирует, но с такой маленькой скоростью, что за пол века эта разница становится не столь заметна. И чтобы научиться мыслить самостоятельно в толпе должно пройти много времени и потрачено много усилий каждого индивида, для того, чтобы изменить наше общество в лучшую сторону. Но тем не менее, мы видим, что в каждом из проведенных экспериментов присутствует около 10 процентов людей, которые не откликнулись на мнение толпы, а доверяли только собственному. Значит у нас есть шанс исправить сложившуюся ситуацию и идти к более рациональному будущему. Всегда нужно стараться думать своей головой, но если мы что-то и подражаем, то необходимо для этого выбирать достойные примеры. Пусть стадный инстинкт проявится для вас в нужной форме.

Список литературы

  1. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии / РАН. Институт психологии; сост. А. К. Боковников.- Москва: Изд-во института психологии, 1999 .- 320 с.
  2. Психология толп / сост. А. К. Боковников; РАН. Институт психологии.- Москва: Изд-во института психологии, 1999 .- 416 с.
  3. Социальная психология: Хрестоматия / Е. П. Белинская; О. А. Тихомандрицкая.- М. : Аспект-Пресс, 2000 .- 475с.
  4. Ресурсы сайта Википедиа https://ru.wikipedia.org/wiki/
  5. А. Н.Леонтьев и современная психология: Сборник статей памяти А. Н.Леонтьева / под ред. А. В. Запорожца.- Москва: Изд-во МГУ, 1983 .- 288 с
  6. Кравченко, А. И. Социология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. И. Кравченко.- Москва: Проспект, 2009 .- 240 с

Влияние общества на человека

Нельзя не согласиться с писателем. Я уверен: каждый человек - творец своего будущего, своего счастья. Каждый из нас сам строит свои отношения с другими людьми, с обществом. В истории, литературе мы находим много таких примеров.

В рассказе «Ионыч» А.П. Чехов рассказывает про Дмитрия Ионовича Старцева. Атмосфера города С., в который Старцев был назначен земским врачом, пропитана скукой и однообразием. Самой образованной семьей здесь считали Туркиных. Вначале мы видим земского врача, честно выполняющего свои нелегкие обязанности, не имеющего свободного часа. У него есть идеалы, стремление к высокому. В конце рассказа герой становится законченным обывателем. Старцев превращается в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча. Кто же виноват? Можно, конечно, сказать, что Старцева «среда заела». Живя среди обывателей, он сам стал таким же, как они. А если иначе? Старцев сам во всем виноват, он утратил все лучшее, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование. Закончилось же все идейным и нравственным отступничеством, полной духовной деградацией. Мне кажется, изображая Старцева, Чехов стремился к тому, чтобы его читатели строили свою жизнь по-другому.

В раннем рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» мы знакомимся с Данко, который пожертвовал собой ради счастья народа. Данко стал героем, осветив своим горящим сердцем (своей жизнью!) путь во тьме для множества страждущих. Однако подвиг его начался гораздо раньше – с тех пор, как трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью он противопоставил идею преодоления несчастий активным действием.

Таким образом, общество, несомненно, оказывает определенное влияние на человека, но в нем всегда будут жить люди, в жизни которых «всегда есть место подвигам».

Отцы и дети

На мой взгляд, … волнует проблема «отцов» и «детей». Трудно найти вопрос более актуальный, чем этот. Взаимоотношение поколений – проблема «вечная».

К проблеме «отцов» и «детей» не раз обращались русские писатели и драматурги. В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов показал столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». Идеалы Чацкого диаметрально противоположны идеалам фамусовской Москвы. Вступая в конфликт с «веком минувшим», Чацкий решительно клеймит «прошедшего житья подлейшие черты», косность, консерватизм «отечества отцов». Вольнодумство Чацкого не уживается с раболепием Фамусовых. Чацкий, к сожалению, не обретает свободы, которую проповедует, но и не перестает стремиться к ней. В финале комедии герой избавляется от иллюзий, но не от своих убеждений. И это, наверное, хорошо. Верность самому себе, собственным убеждениям делает героя комедии Грибоедова победителем, несмотря ни на что.

В романе Тургенева «Отцы и дети» показано столкновение «детей», к которым принадлежит нигилист Базаров, и «отцов» – семейство Кирсановых. «Отцы» защищают старые устои, а Евгений Базаров выступает за их разрушение и формирование чего-то нового. В идейном поединке «отцов» и «детей» нет победителей. Каждая из сторон приходит к осознанию того, что отстаиваемая точка зрения не во всем безупречна. В целом же, по моему мнению, роман Тургенева позволяет сделать вывод об опасности крайних убеждений, что подтверждает точку зрения автора данного текста.

Итак, проблема «отцов и детей» стара, как мир, решить ее непросто, а может, и не нужно. Научимся просто уважать друг друга.

Человек и природа

Я разделяю точку зрения автора и считаю, что природа очень важна для каждого из нас и её необходимо беречь. Вспомним русские народные сказки. Емеля не собирался ловить щуку - она сама попала ему в ведро. Увидит странник выпавшего птенца - по­ложит его в гнездо, попадет птица в силки - он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег - он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, спасать, беречь природу - этому учит народная мудрость.

Польский фантаст С. Лем в «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую сле­поту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история - грозное предуп­реждение всему человечеству, которое хищнически грабит природу.

Проблема взаимопомощи

Однажды выдающийся русский полководец А. Суворов увидел молодого солдата, который, испугавшись предстоящего сражения, убежал в лес. Когда враг был разбит, Суворов наградил героев, орден достался и тому, кто малодушно отсиделся в кустах. Бедный солдат чуть не провалился от стыда. Вечером он вернул награду и признался командиру в своей трусости. Суворов сказал: «Я беру твой орден на хране­ние, потому что верю в твою храбрость!». В следующем же бою солдат поразил всех своим бесстрашием и мужеством и зас­луженно получил орден. Суворов преподал молодому солдату урок нравственности и в то же время пришел ему на выручку, помог поверить в себя и свои силы.

Взаимопомощь, взаимовыручка не раз спасали людям жизни во время Великой Отечественной войны. Я восхищаюсь, например, подвигом Женьки Комельковой из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» Сначала она купается в ледяной воде, чтобы отвлечь фашистов, затем уводит их от раненой Риты Осяниной. Жить для других было нравственной потребностью для Женьки.

Язык

Именно проблема засорения русского языка затронута… Она была всегда актуальна, но сегодня стоит особенно остро.

М. Зощенко в своём рассказе «Обезьяний язык», написанном в 1925г., приводит в пример разговор двух человек, каждый из которых хотел похвастаться знанием иностранных слов. Никто из собеседников смысла произнесённых выражений не понимал. Для них главное – это не отстать от времени и быть «современным». В итоге же получается, что говорят герои Зощенко на обезьяньем языке.

Не то же ли происходит и сейчас? Как обидно за наш язык, которым так восхищался Тургенев! В своём стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев рассказывает нам, какой могучий и прекрасный русский язык. И язык этот дан великому народу. Давайте же будем помнить об этом! Каждый из нас должен задуматься над тем, во что мы превращаем наш великий русский язык, и не допустить его исчезновения.

Кто может стать писателем?

Я разделяю точку зрения автора и считаю, что работа писателя очень сложная, надо вложить в неё душу, чтобы написанное стало живым и познавательным для читателей, необходимо заинтересовать людей, а для этого нужно жить их жизнью… Писатель с помощью своих произведений может влиять на судьбу читателей.

А.Куприн написал рассказ «Чудесный доктор», основанный на реальных событиях. Человек, измученный нищетой, готов покончить жизнь самоубийством, но к нему обращается оказавшийся рядом доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяются самым чудесным образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы многих. Рассказ Куприна вселяет в людей веру в счастье, в удачу, в добрых людей.

Владимир Ильич Ленин, прочитав в юношеские годы роман Чернышевского «Что делать?», был им покорён. Он писал, что роман его «глубоко перепахал…», «это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь». Последние слова Ленина дают нам понять, что текст, написанный с душой, влияет на мировоззрение читателя, помогает определить своё место в жизни.


Таким образом, от каждого человека зависит, каким будет мир – светлым или тёмным, добрым или злым… Велика при этом роль писателя, литературы, которая отражает жизнь.

Искусство

Размышляя о влиянии искусства на человека, автор, рассказывает нам …

Всем ходом повествования писатель, как мне кажется, подводит нас к тому, что истинное искусство оказывает на человека огромное влияние, трогая душу, пробуждая светлые чувства. Оно дарит ощущение счастья, а порой заставляет посмотреть на уже знакомые вещи другими глазами.

Читая этот текст, я вспомнил страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», где рассказывается, как Наташа Ростова увлечённо слушала пение своего дядюшки, который «пел так, как поёт народ». В этом эпизоде Толстой показывает нам, как глубоко Наташа понимает народное искусство, тонко чувствует, как отзывается ее душа на все прекрасное. В опере же юная Ростова видит только крашеные картоны и страшно наряженных мужчин и женщин. Все было так вычурно-фальшиво и ненатурально, что Наташа не могла следить даже за ходом действия.

Многие фронтовики рассказывают о том, что в годы Великой Отечественной войны солдаты ме­няли махорку и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публи­ковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи. Разве, не говорит это об огромном влиянии искусства на человека?

Музыка Чайковского, Бородина, Мусоргского, картины Саврасова, Левитана, Серова, стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева… Без этого не прожить, истинные произведения искусства несут людям свет высоких истин, «чистое ученье добра и правды», оказывая на человека огромное влияние.

Язык

Читая данный текст, я сразу вспомнила, что ещё древнегреческие ораторы и философы говорили: «Скажи мне что-нибудь, чтоб я тебя увидел». Ведь именно в речи проявляется истинное лицо человека, образ его мыслей, отношение к окружающим. Пребывающий чаще всего в состоянии молчаливого одиночества, Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В. Гоголя «Шинель» с трудом объясняется. Он не находит слов, для выражения того, что хочет сказать. Мысль его, сама по себе весьма бедная, постоянно прерывается. Изъясняется герой Гоголя большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Ни содержанием, ни средствами своего выражения речь Башмачкина не блещет, мысль его прикована к одному и тому же предмету. Речевая характеристика Акакия Акакиевича помогает нам понять его характер.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» речевая характеристика тоже играет важную роль. В салоне А.П. Шерер звучит французская речь, хотя гости и полны ложного патриотизма, а в доме Ростовых говорят по-русски, не произносят высокопарных слов, зато искренне переживают и чувствуют. Вот Наташа восхищается красотой ночи в Отрадном, а вот она у постели больной матери, вот уже рядом с умирающим Болконским… Теплые, искренние, идущие от сердца слова вселяют веру. А бездушная, холодная Элен произносит только ничего не значащие фразы.

Итак, язык человека – это зеркало его души.

Мещанство

Как и многие русские писатели, … не терпел мещанства. Вот и в данном тексте он пытается ответить на вопрос: «Какое зло сосредоточено в мещанстве?»

Почему большинство моих друзей собирается поступать на юридический или экономический факультеты? Это выгодно и модно. Почему мало кто сегодня хочет стать учителем, библиотекарем, искусствоведом? Почему мы перестали думать об общественной пользе нашей работы? Почему не хотим жертвовать собой во имя идеи или великой цели? Потому что с невероятной быстротой превращаемся в мещан и даже не переживаем по этому поводу.

Мещанство и все его проявления ненавидел А.П. Чехов и в своих произведениях пытался бороться с этим пороком. Доктор Старцев из рассказа «Ионыч» приезжает в город С. на лечебную практику. Вначале это активный, энергичный, образованный человек, употребляющий все силы, чтобы помочь людям, но постепенно время изменяет его, мещанская среда полностью засасывает героя, он деградирует, а это, по Чехову, безнравственно.

Нравственное падение человека, деградация личности происходит и в повести Ю. Трифонова «Обмен». Дмитриев под влиянием жены и ее семьи «обменял» вечное (любовь, сострадание, самопожертвование) на проходящее, «олукъянился».

К сожалению, мещанство живо по сей день. Проблема, поднятая Набоковым, остается актуальной. Удастся ли нам ее решить? Кто знает? Однако выбор за нами.

Отношения учителя и ученика

Читая этот текст, я вспомнила повесть А. Алексина « Третий в пятом ряду», где говорится о непростых взаимоотношениях между учительницей Верой Матвеевной и её учеником Ваней Беловым, вместе с которым учился её сын Володя. Вера Матвеевна была более требовательна к сыну, чем к остальным ученикам, Ваня всё замечал и, как справедливому человеку, ему это не нравилось, он постоянно пытался указать на ошибку учительнице. Вера Матвеевна чувствовала себя виноватой и больше не могла выдержать такого обличения. Несмотря на то что Ваня был честным, добрым мальчиком, ей пришлось разлучить своего сына с ним и перейти в другую школу. Она боялась, что Белов может плохо повлиять на Володю. Впоследствии Вера Матвеевна осознала свою неправоту и жалела, что когда-то из-за своей слабости она совершила непоправимую ошибку.

Взаимовыручка на войне

В поэме А. Твардовского «Василий Теркин» мы знакомимся с Васей Теркиным. Не раз он приходит на помощь друзьям-однополчанам. Вот в ледяной воде солдат переправляется на другой берег, чтобы сообщить ценную информацию, а потом возвращается обратно, а вот уже сбивает из винтовки неожиданно появившийся фашистский самолет. На привале гармонь в его руках то тоскует, то смеется… Без таких бойцов, как Теркин, не обойтись на войне. Они не подведут, не предадут и всегда протянут руку помощи.

Товарищество, взаимовыручка без них нельзя прожить, а уж на войне-то просто не выжить.

Роль личности в истории

В мире во все времена существовали люди, которые выделялись среди толпы своим талантом, неординарностью мышления. Таких людей принято считать выдающимися личностями. Какова роль личности в истории? Мне кажется, именно этот вопрос волнует…. Данная проблема всегда была актуальной.

«Записки охотника» И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав свет­лые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми, как скотом. В стране началось широкое дви­жение за отмену крепостного права. Таким образом, И.С. Тургенев повлиял на ход истории нашей страны.

После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горь­кая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации. Шолохов сумел обратить внимание общества….

Итак, личность может вести за собой толпы, может управлять ими. На личности лежит большая ответственность за наше будущее.

Социальное неравенство

Во все времена в мире были богатые и бедные люди. У них разный образ жизни, разные потребности и возможности. Откуда взялось такое разделение общества? По моему мнению, ….волнует проблема социального неравенства. Она актуальна и сегодня.

Отрывок из рассказа А. Куприна «Чудесный доктор» напомнил мне другой рассказ – «Дети подземелья» («В дурном обществе») В.Г. Короленко. Валек и Маруся живут в таких же условиях. Их детство омрачено не детскими проблемами и страданиями. Если в рассказе Куприна финал счастливый, то у Короленко он трагический: Маруся умирает. Однако герои и Куприна и Короленко, несмотря ни на что, сохраняют чувство собственного достоинства и не утрачивают веры в счастье, в торжество справедливости.

Приходится самому зарабатывать на жизнь и герою рассказа А. Куприна «Тапер». Бледный худощавый мальчик в подержанном мундире не сразу убеждает хозяев, что сможет играть на праздничном вечере. Юрию Азарову помогает случай. Его талант оценит сам Рубинштейн, но мы-то знаем, что не у всех так счастливо складывается судьба.

Проблема социального неравенства существовала всегда, не решена она и по сей день, и больше всего от этого, к сожалению, страдают дети, а так быть не должно.

Книга

По моему мнению, … уверен, что вовремя прочитанная книга должна помочь найти жизненный путь, которому человек будет следовать.

Я разделяю точку зрения автора и считаю, что добрые книги воспитывают в нас сострадание и любовь к окружающим. Книги, прочитанные в подростковом возрасте, «впитываются в душу ребёнка», потому что в этом возрасте человек воспринимает всё с особой остротой.

Например, Владимир Ильич Ленин, прочитав в юношеские годы произведение Чернышевского «Что делать?» был им покорён. Он писал, что роман его «глубоко перепахал…», что «это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь». Последние слова Ленина относятся и к нам, людям совсем иного времени. Читая «Что делать?», мы открываем для себя удивительный мир человеческих отношений и целиком оказываемся во власти прочитанного.

Большую роль сыграли книги и в жизни Максима Горького. Впоследствии в своих произведениях писатель любил показывать, как воздействует книга на человека, какие нравственные и общественные уроки он из неё извлекает. Павел Власов из романа Горького «Мать», благодаря книгам, полностью изменяет свою жизнь и становится настоящим человеком.

Книги необходимы каждому человеку в любом возрасте. Книги учат, воспитывают, помогают найти ответы на любые вопросы, исцеляют, дарят хорошее настроение, без книг жизнь человека пуста и скучна.

Любовь и ревность

«Люблю, люблю, но реже говорю об этом…» Любовь и ревность… Они всегда идут рядом. А в чем же причины ревности? Мне кажется, именно на этот вопрос попыталась ответить …

…. приводит нас к выводу, что ревность – это неверие в себя и в то же время недоверие к тому, кого любишь. Ревность отравляет любовь.

Да, ревность часто ослепляет. Ленский из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» вызывает Онегина на дуэль, даже не попытавшись объясниться с Ольгой. Утром, увидев ее, он раскается, но отменить дуэль не сможет. Ленский погибает.

В романе М. Шолохова «Тихий Дон» ревность рождает в сердце Натальи сначала желание убить себя, что является большим грехом, а потом такую ненависть к Григорию, такое желание отомстить, что Наталья решается убить нерожденного ребенка.

Ревность отравила любовь, победил эгоизм.

Искусство

К размышлениям о назначении искусства, о его роли в жизни человека обращались многие писатели. В повести «Портрет» Николай Васильевич Гоголь рассказывает о судьбе молодого художника Чарткова. Это очень талантливый, но бедный человек, мечтающий о славе и деньгах. Он разбогател, стал модным, желающих приобрести его работы было великое множество. Картины стоили дорого и писались быстро, но в них не было больше жизни и таланта. Чартков променял свой талант на золото.

А вот в повести Антона Павловича Чехова «Три года» Юлия Лаптева ходит по залам галереи. Невольно ее внимание привлекает одна картина. Это был небольшой, невзрачный пейзаж. Среди множества картин она выбрала его, сама не понимая почему. И вот она уже в мыслях идет по мостику, по тропинке, все дальше и дальше. Этот скромный пейзаж так глубоко затронул душу, что заставил изменить ее свои взгляды на жизнь, на живопись. Вот в чем смысл истинного искусства.

Счастье

Счастьем для Андрея Болконского из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» была встреча с Наташей Ростовой. Вначале он видит ее издали, и созерцание этой «странно тоненькой, черноглазой девушки» пробуждает в нем стремление как-то изменить свою жизнь. Затем князь Андрей слышит разговор Наташи с Соней на балконе, когда она восхищается весенней ночью. Этот разговор пробуждает в нем весеннее настроение, легкость, нежность, счастье.

О счастье в своем романе «Мы» размышляет и Е. Замятин. В Едином Государстве все равны, то есть одинаковы. Государство неистово заботится о счастье своих граждан, поэтому честно стремится к удовлетворению их потребностей, которые, естественно, у всех одни и те же. Принудительное счастье в ситуации отсутствия выбора воспринимается людьми как естественное, единственно возможное, но платят они за эту услугу отказом от индивидуальности. В результате «нумера» абсолютно уверились, в том, что «наша несвобода» есть «наше счастье» и что это «счастье» заключено в отказе от гордого «я» и растворении в безличном «Мы».

Центральная проблема поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - проблема народного счастья, поэтому в своем произведении Некрасов отразил жизнь всего народа. По мнению писателя, для мужика счастье не просто в материальном достатке, а в возможности свободного труда, без барщины, без подати, без палки. Счастливой кажется народу и судьба русской крестьянки Матрены Тимофеевны. Несмотря на тяжелые испытания, не сломлен дух женщины, в ней сохранилась гордость. Крестьянка не склоняет головы ни перед кем, даже перед грозными начальниками, смело встает на защиту сына и мужа.

Ян Залуский из рассказа В.Г. Короленко «Парадокс» - калека, но он считает, что «человек создан для счастья, как птица для полета». Врожденное несчастье героя заставило его научиться мастерски, парадоксально владеть своим телом, удивляя окружающих и заставляя их поверить в то, что каждый человек – творец своего счастья.

Учитель

Рассказ «Уроки французского» имеет автобиографическую основу. Автор изобразил в произведении свою учительницу, которая сделала для него много доброго. Образ Лидии Михайловны занимает в рассказе очень важное место. Это необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Учительница перепробовала все «честные» способы помочь своему талантливому ученику: кормить хотела как бы невзначай, мол к обеду поспел, посылку посылала, но не хотел мальчик получать что-то даром, не приучен был. Он считает это унизительным для себя, а вот зарабатывать не отказывается. И тогда Лидия Михайловна сознательно идет на преступление, с точки зрения педагогики: играет с ним на деньги. Учительница по-настоящему спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить духовную чистоту.

В рассказе «Уроки французского» В. Распутин создал образ учительницы Лидии Михайловны, которая приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Ее поступок поистине явился нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние. Лидия Михайловна отступила от общепринятых мерок, потеряла из-за этого работу, но своим участием, теплотой все же перевернула, отогрела душу мальчика.

Нравственный облик учителя глубоко раскрыт в повести А. Лиханова «Благие намерения». Главная героиня Надежда привлекает прежде всего силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самотдача, любовь к детям, своему делу - основные черты Надежды Георгиевны. Она до конца честна в своих поступках. А ведь юной учительнице очень нелегко было работать в маленьком городке на севере России, куда она прибыла к началу учебного года по распределению. Надежда Георгиевна должна была воспитывать детей из детского дома. А значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой. Надежда отдала своим воспитанникам частицу себя, своего тепла, своего сердца, пройдя через все, что приготовила ей судьба. И можно с уверенность сказать, что ее ученики (первые выпускники) вырастут настоящими людьми, добрыми, отзывчивыми, благодаря своей умной и талантливой наставнице. Надежда Георгиевна сумела справиться с нелегкой и ответственной работой, правильно оценить и понять свое назначение, а без этого не может быть учителя. Такой образ педагога достоин уважения и подражания.

Немного по-иному, в другой ситуации, показывает нам своего главного героя А.Алексин в произведении «Безумная Евдокия». В центре повествования – образ классной руководительницы 9 «Б» класса – Евдокии Савельевны. Автор не без иронии пишет о внешности и манерах Евдокии Савельевны. Однако вскоре мы понимаем, что перед нами портрет прекрасной воспитательницы, мудрой, справедливой, честной и терпеливой, всю жизнь отдавшей свом питомцам. Главным в людях Евдокия Савельевна считала талант человечности и этому учила своих детей.

(А.Алексин «Безумная Евдокия»)

Девятиклассница Оля – единственный в семье ребенок. Девочка действительно талантлива: Оленька прекрасно рисует, занимается скульптурой, лучше других владеет английским языком, всегда и во всем стремится быть первой. Но девочка эгоистична: пригласив подругу на встречу с известным художником, она забывает о ней, не замечает любви своего одноклассника Бори Антохина и бестактно насмехается над ним. Против «заметности» Оленьки борется «безумная Евдокия» (так называет свою классную руководительницу девочка). Евдокия Савельевна считает, что никакие способности не оправдывают эгоизма и бесчеловечности. Учительница пытается объяснить это и Оле, и ее родителям, но трагедии избежать не удалось. Стремление девочки во всем быть первой довело Олину мать до безумия. В финале Евдокия Савельевна спешит к ребятам, идущим по улице чуть впереди: она боится, что Оля возьмет на себя всю вину за трагедию матери и что эта ноша окажется для нее непосильной.

Проблему воспитания затрагивает Д.И.Фонвизин в комедии «Недоросль». Создавая образ Митрофана, драматург преследовал цель не только выставить его на посмещище. Конечно, рядом своих поступков и реплик, демонстрированием познаний в грамматике, нежеланием учиться, а охотой жениться недоросль вызывает смех. Но отношение Митрофана к Еремеевне, его умение приспосабливаться, когда он жалеет мать, колотящую во сне отца, его жестокое (наплевательское, безразличное, равнодушное) отношение к матери в заключительной сцене – уже не вызывают смеха. Растет невежественный человек, деспот, жестокий крепостник. Воспитание недоросля Митрофана – убедительный пример того, что среда, условия жизни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь.

Разное воспитание получают герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир». В семье Ростовых главными ценностями являются доброта, открытость, любовь, умение видеть прекрасное во всем и во всех, глубокое чувство патриотизма, доброе и чуткое отношение к людям. Старый князь Болконский превыше всего ставит образование, дисциплинированность, труд, требовательность к себе и, конечно, чувство долга, патриотизм. А вот в семье Курагиных правят деньги, расчет, лицемерие и притворство, ложь, эгоизм.

Нельзя не отдать должное высокохудожественному образу настоящего педагога, созданному в «Обелиске» В. Быкова. Учитель Мороз хотел воспитать из учеников не отличников учебы, а прежде всего – людей. В. Быков считает, что Алесь Иванович совершил подвиг. И этот подвиг очень скромный и незаметный – человек добровольно положил свою голову на плаху, чтобы доказать всем, что его воспитанникки – это не просто работа, а его судьба. Так мог поступить только настоящий человек. Именно таким и был учитель Мороз, человек с большой буквы.

Путешествия

Вспомним господина Н.Н. из рассказа И.С. Тургенева «Ася». Он путешествовал без всякой цели и плана, останавливался везде, где ему нравилось. Господин Н.Н. ненавидел любопытные памятники, замечательные собрания, «чуть с ума не сошел в дрезденском «Грюне Гевелбе». Н.Н. занимали исключительно одни люди. Он любил бродить по городу, часто ходил смотреть на реку. Природа Германии, студенческий торжественный пир - коммерш, люди занимали его больше, чем достопримечательности и музеи. Может, поэтому судьба подарила ему встречу с Асей.

Павел Иванович Чичиков, герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», приехав в город NN, прошел по его улицам и нашел, что «город никак не уступал другим губернским городам», но так же, как и господина Н.Н., Чичикова больше интересовали люди. Весь следующий день гоголевский герой посвятил визитам, чтобы ближе познакомиться с жителями города.

Писатель

Например, поэму «Реквием» А. Ахматова написала после того, как к ней в тюремной очереди подошла женщина и спросила, может ли она это описать. Поэтесса ответила: «Могу». Так появилась поэма, рассказывающая о трагедии, о муках и боли всей страны.

Роман «Жизнь Арсеньева» И. Бунин написал в эмиграции, во Франции, тоскуя по России. Не написать его он не мог: роман возвращал его на родину, воскрешал лица дорогих писателю людей, заставлял вновь пережить счастливые мгновения. Роман стал невидимой ниточкой, связывающей его с Родиной.

Доброта

Читая текст, я вспомнила повесть В.Астафьева «Последний поклон», посвященную бабушке писателя. Мальчик не раз огорчал ее (чего только стоил случай с земляникой), но бабушка прощала его и лаской, любовью воспитывала. Ее нравственные уроки не прошли даром.

Матрена, героиня рассказа А.Солженицына «Матренин двор», несмотря на перенесенные несчастья, сумела сохранить в себе исключительную доброту, милосердие, человечность, бескорыстие, готовность всегда прийти на помощь другим. Эта благостная душа жила радостями других, и оттого лучезарная, добрая улыбка часто освещала ее простое круглое лицо. Грустно оттого, что после ее смерти никто, кроме автора, по-настоящему не скорбит: не понять людям Матрениного бескорыстия.

Сочувствие

Наташа Ростова, любимая героиня Толстого, ни минуты не сомневается, что нужно отдать подводы под раненых, никакие разумные доводы не в силах ее остановить: юная графиня наделена талантом любить, сопереживать, сочувствовать, и это помогает ей обрести счастье.

В рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» мы знакомимся с Данко, который хотел вывести людей из леса, чтобы они были счастливы, но соплеменники ему не верили. Данко отдал им всего себя. Освещая путь вперед, смельчак сжег свое сердце и умер, не прося ничего в награду себе.

Внутренний мир человека

«Не стоит село без праведника» хотел первоначально назвать свой рассказ А. Солженицын. Истинным праведником, на котором держался поселок, была Матрена Васильевна, всю свою жизнь сумевшая подарить людям так, что они не чувствовали себя должниками. Не понятая и брошенная даже мужем своим, смешная, «по-глупому работающая на других бесплатно», Матрена наделена богатым внутренним миром, поэтому так светло рядом с ней. Ничего, в сущности, не имея, эта женщина умела отдавать.

На мой взгляд, богатым внутренним миром обладают и «чудики» В.М. Шукшина из рассказов «Чудик», «Микроскоп», «Срезал». Все эти люди пытаются самовыразиться, хотят оставить после себя хоть какой-то след, не прожить жизнь напрасно. Но окружающие их не понимают. «Чудики» для них странные даже, в какой-то мере, глупые люди. А я считаю, нам есть чему поучиться у героев Шукшина – мудрости, доброте, умению радоваться жизни, видеть в обычном необычное.

Книги

Когда людям тяжело в жизни или же они пытаются решить какие-либо проблемы, то чаще всего обращаются к такой книге, как Библия. Там можно найти ответы на любые вопросы. Библия была настольной книгой таких великих людей, как Пушкин, Ахматова, Достоевский. Во все времена она учила людей добру, вселяла веру в счастье.

Настя, героиня пьесы М. Горького «На дне», читала французские романы, и это помогало ей выжить в ужасных условиях ночлежки и мечтать о любви, о светлом будущем. Книги были ее единственными друзьями и собеседниками.

Русский язык

Читая данный текст, сразу вспоминаю знаменитое стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык». В нем поэт рассказывает о том, как дорог ему русский язык, призывает нас беречь, ценить его так как он: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!...»

В рассказе Михаила Зощенко «Обезьяний язык» рассказчик повествует, как люди зачастую употребляют иностранную лексику, не понимая значения тех слов, которые используют в своей речи. Вот и получается «обезьяний язык», язык без смысла, без цели.

Война

До наших времен сохранился дневник Тани Савичевой, ставший своеобразной летописью блокады Ленинграда. В нем описывается то страшное и тяжелое время. Таня рассказывает про свою семью, кто и когда погиб. Дневник заканчивается такими словами: «Осталась одна Таня». Дневник ленинградской девочки, на мой взгляд, предупреждение тем, кто мечтает развязать новое кровопролитие.

В повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» девушки – зенитчицы, рискуя жизнью, уничтожили немецкий десант. Красавица Женька уводит фашистов от раненой Риты Осяниной, хотя понимает, что погибнет сама. Лиза Бричкина тонет в болоте, но до последней минуты думает о тех, кому не смогла помочь, а так хотела…Кто-то скажет: «Глупо. Зачем? Какой же это подвиг?» Героини Б. Васильева считали иначе. Может, поэтому мы и выстояли в этой войне.

Андрею Соколову из рассказа М. Шолохова «Судьба человека», конечно, выжить в плену помогли его сила воли, мужество, но не последнюю роль сыграло и товарищество. Раненые, измученные, голодные, пленные подставили Андрею свое плечо, когда, контуженный, он валился с ног. Упал бы - убили.

Интеллигенты

Доктор Дымов из рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья» - подлинный труженик науки, талантливый ученый. Однако бездарная, взбалмошная жена его этого не видит, не ценит. Доктор должен развлекать ее гостей, выполнять прихоти жены, оплачивать расходы. И только тогда, когда Дымов умирает, Ольга Ивановна понимает, кого она потеряла. Доктор Дымов – истинный русский интеллигент, скромный, честный, добрый, трудолюбивый человек.

Судьбе русской интеллигенции посвящены и многие произведения М.А. Булгакова. В романе «Белая Гвардия» тихая, интеллигентная семья Турбиных неожиданно становится причастной к Истории. Испытания войной и революцией обнажают изнанку людских душ, истинную натуру человека. Турбины не предают своих убеждений, в этом и состоит истинная интеллигентность.

Война Подвиг

Например, в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» девушки – зенитчицы, рискуя жизнью, уничтожили немецкий десант. Они были далеко от Москвы и, может, никогда ее не видели, но совершили подвиг ради свободы столицы от фашистского ига, ради Родины, ради великой Победы.

Поскольку личность - продукт культурной, а не биологичес­кой эволюции, то можно предположить, что именно общест­во, а не природа, оказывает на личность максимальное влия­ние. Общество способно влиять на личность положительно - развивая ее, и отрицательно - подавляя.

Треть своей жизни человек обучается жить в самом слож­ном из существующих миров - в мире общественных отно-


Шений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек учится этому сложному искусству всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот про­цесс получил название социализации.

Очень многое человек наследует не только от своих дале­ких животных предков, но и от своих непосредственных предков - родителей и их родителей. Человеческое сущест­во, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши живот­ных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению со­циального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символическо­му языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмот­ря на все старания ученых.

Социализация должна начинаться в детстве, когда при­мерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит за­поздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве за­кладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от обще­ства, в социальном плане погибают, хотя взрослые иногда со­знательно ищут одиночества и изоляции, предаваясь углуб­ленным размышлениям и созерцанию. Даже когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они духовно и социально не погибают. Напротив, пре­одолевая трудности, они развивают свою личность, познают в себе новые грани.

Уже говорилось о том, что социализацию часто мыслят как подготовку детей к жизни в мире взрослых. Чем же раз­личаются эти два мира? Столь ли существенны между ними различия? Так ли необходима специальная подготовка для перехода из одного в другой?

Дети и взрослые различаются: ростом, физической силой, умственными способностями и умением их с выгодой приме­нять, отношением к опасностям и риску, соотношением рассу­дочных и эмоциональных компонентов, объемом приобретен­ных знаний, способностью учиться на собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных ситуа­циях, стремлением брать на себя дополнительную ответствен­ность. При желании список можно продолжить.


Но главное отличие - выполнение социальных ролей. Де­ти - единственная категория населения, не имеющая соци­альных статусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребенок», «мужской/женский пол», «сын-дочь», «племян­ник» и т.п., которые они еще не осмысливают в полной мере. Так как дети не являются производителями материальных благ и не относятся к категории экономически самостоятельного на­селения, у них не может быть профессиональных, экономичес­ких или политических статусов и ролей. Им не знакомо то, что составляет суть статусов - круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, врача, педагога, парламентария и т.д. Они не знают, что такое ответственность, социальные нор­мы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.

Теоретические и очень приблизительные знания о соци­альных ролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. В роли они играют, но не ведут себя в со­ответствии с требованиями социальной роли: у них только иг­ровое освоение социального мира. Взрослые никогда не игра­ют в роли, если не считать так называемый игровой метод обучения в бизнесе.

Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент - ког­да человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он наи­более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта - взаимоотноше­ния продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта - родитель-ско-детские отношения являются самыми тесными и близки­ми из всех существующих в человеческом обществе.

Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологически и пробуждаются с появлением первого ребенка. Действительно, у всех живых существ - от птиц до млекопи­тающих - родительская забота запрограммирована генети­чески. Однако для человеческих существ это справедливо на­половину. Родительство - прежде всего социально приобретаемое отношение. Практически только у людей де­тей намеренно подкидывают или передают на воспитание в


другую семью либо передают под опеку государства. Только человек придумал специальные учреждения для беспризор­ных детей и систему санкций, с помощью которых либо нака­зывают за нарушение, либо поощряют за соблюдение отноше­ний родительства.

Уже в глубокой древности, судя по сохранившимся ис­точникам, детей убивали, бросали на произвол судьбы, про­давали в рабство, закладывали, калечили, терроризировали и насиловали собственные родители. Подобные меры оправ­дывали самые просвещенные умы человечества. Древнегре­ческий философ Аристотель считал, что детей-калек кор­мить вовсе не обязательно, а древнеримский мыслитель Сенека предлагал топить слабых и уродливых младенцев. Древние спартанцы расправу над физически слабыми мла­денцами возвели в ранг государственной политики. Задолго до них первобытные племена освобождались от детей в пери­оды засухи, голода и недоедания. Средневековье пестрит со­общениями о побоях, издевательствах, родительском дес­потизме и равнодушии к детям. Русский «Домострой» - свод житейских правил и наставлений XVI века - проник­нут духом беспрекословного повиновения детей родителям. Согласно Уложению 1649 года, детям отказано в праве жа­ловаться на родителей. Убийство ребенка каралось годич­ным заключением в тюрьму, а убийство родителя - смерт­ной казнью.


Как это ни странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX века практически отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответственность детей перед родите­лями. Таким образом, на протяжении почти всей истории чело­вечества наблюдалась асимметрия в отношениях между родите­лями и детьми: ответственность одних была преувеличена, а ответственность других - принижена.

Только в XX веке произошел перелом в отношениях роди­тельства. Они вернулись в естественное для природы челове­ка русло. Принцип партнерства и взаимной ответственно­сти включен в систему прав гражданина во всех цивилизованных странах. Число детей в одной семье к тому времени резко сократилось, а их ценность резко возросла. Мысль о том, что родители должны жить ради своих детей, а те, в свою очередь, ради будущих детей, вернула человечество в русло гуманистических ценностей и восстановила естест­венную цепочку социализации.

В ходе многовекового развития человеческое общество со­здало в отношениях родительства сложные системы ценнос­тей, традиций, норм и правил поведения, механизмов социаль­ного контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших, лишение родительских прав).

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет (их еще называют тинэйджерами). В этом возрасте происходят важные физиологические измене­ния (одно из них - наступление половой зрелости), несущие определенные психологические сдвиги: влечение к противо­положному полу, агрессивность, зачастую немотивирован­ная, склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независи­мой™ и самостоятельности.

Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инновати-ке и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость - с другой, порождают особое явление, называемое молодеж­ной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными не-

Гативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «труд­ным возрастом», «переломным периодом». Его содержание за­ключается в изменении поведенческих характеристик: от поч­ти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию - скрытому непо­виновению родителям. Если раньше они смотрели на мир гла­зами своих родителей, то теперь ведут как бы двойной счет: у них выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая лишь частично пересекается с пози­цией родителей, а частично - со взглядами сверстников.

В этот период заканчивается формирование фундамента лич­ности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновре­менно наблюдается постоянный поиск нравственных ориенти­ров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружаю­щих, особенно если это касается одежды, внешнего вида, ма­нер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофи­рованная самостоятельность находит выражение в подчеркну­той резкости собственных оценок: для многих тинэйджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинэйдже­ров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут мо­ральную и правовую ответственность за детей и неприкосно­венность имущества, участвуют в общественной и производ­ственной жизни. Взрослые - собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защит­ники и т.д. А тинэйджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участ­никами правоотношений. Их ролевой диапазон крайне огра­ничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они - лишь потребите­ли. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизнен­но важные решения, в психологическом плане тинэйджеры


созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и за­ключается исходное противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров - меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностя­ми, тинэйджеры сталкиваются с такими глобальными миро­воззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это дела­ют взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущен­ность, насилие над личностью. Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс со­циализации. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.

Ученые полагают, что сексуальная распущенность, зло­употребление алкоголем и лихачество не что иное, как по­пытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу, т.к. статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует до­стижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников.

Современная молодежь разбивается на несколько поколе­ний. Она уже не выступает, как прежде, единым поколением, противостоящим старшему поколению. Внутри молодежи противоборствуют и сосуществуют несколько поколений, ис­поведующих разные идеалы, ценности, неадекватные нормам и ценностям другого.

Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства во взрослость возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на свой детский опыт либо жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, сталкивающаяся с теми же самыми проблемами и имеющая такие же ценности и идеалы. Она предоставляет своим членам необходимые им свободу и независимость, как во взрослой субкультуре, и вместе с тем сохраняет для них со-

Циальную защиту и эмоциональную принадлежность, в кото­рой они нуждаются как еще неполные взрослые. Группа свер­стников одного возраста считается вполне подходящей на роль судей поступков и действий, совершаемых молодыми людьми. Благодаря сверстникам подросток учится смотреть на себя глазами других людей, не являющихся родственниками, а равных ему по возрасту. В группе сверстников индивид как бы примеряет на себя социальные одежды взрослого.

Вообще можно говорить о том, что, как только к мнению группы ребенок начинает прислушиваться в той же степени, как к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происходит это в 10-12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают доминировать. И так может продолжаться всю жизнь: начиная с подросткового возраста группа сверстников уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге.

Живя рядом со множеством групп, человек сам оказывает на них влияние и оказывается под их влиянием, но всегда старается сохранить свою личность, индивидуальность.

Понятия: социализация, детство, подростковый период.

Вопросы и задания

1. Институт материнства и отцовства играет важную роль не только в жизни общества в целом, но и в судьбе каждо­го отдельного человека. Какую роль он играет в вашей жизни? Какое влияние на формирование вашей личности оказывает мать или отец? Как между ними распределяют­ся функции воспитания, кто чем занимается?

2. Сравните средства воздействия взрослых на ребенка и наоборот. Сделайте выводы.

3. Какую роль в становлении вашей личности сыграла
группа сверстников? Напишите краткое сочинение, ис­
пользуя материал данного параграфа.

4. В чем заключаются особенности поведения подростков и с чем они связаны?

5. Как менялись взгляды ученых и общества на проблему взаимоотношения родителей и детей?


*6. Дети и взрослые представляют два разных мира. По­пробуйте самостоятельно или при помощи взрослых про­должить его исследование. Объектом наблюдения вполне может стать ваша семья (либо семья знакомых). Пона­блюдайте, как строятся взаимоотношения между этими мирами, выводы сформулируйте в кратком эссе.

*7. Вспомните свое детство, понаблюдайте за поведением младших братьев и сестер и ответьте:

а) Как изменяются игры детей в роли с возрастом, что по­
является нового в 7 или 10 лет?

б) Какие роли осваиваются детьми вне игровой обстанов­
ки, скажем, когда мама посылает в магазин купить про­
дукты? Какие в этом и подобных случаях осваиваются ро­
ли взрослых?

в) В какой половине жизни - первой или второй - человек
осваивает больше социальных ролей, культурных норм?

Проблема. Некоторые родители считают, что они долж­ны вести себя с сыном (или дочерью) с позиции ровесника в вопросах одежды, речи, вкуса и манеры поведения, что­бы показать ему понимание его подростковых проблем. Вы согласны с такой точкой зрения?

Практикум 1. В восточных штатах США в начале XX в. заключенных приводили в темных капюшонах. Им не раз­решали видеться, они были изолированы и общались только с Библией. Что это, жестокость? Ничего подобного. Американцы считали, что каждый человек может начать все сначала. Нельзя лишать его этого шанса. Но путь ис­правления тогда проходит легче, когда над тобой не довле­ет груз отравленного прошлого.

Дайте комментарий с точки зрения теории социали­зации.

Практикум 2. Специалисты утверждают: человек, кото­рый впервые попробовал наркотики после 20 лет, к 30 го­дам уже законченный наркоман, но при этом сохраняется как личность. А ребенок, который начал колоться в 13 лет, к 23 годам как личность полностью деградирует.

Почему? Объясните проблему с позиции теории со­циализации.

Заключение

Заканчивая книгу, автор хотел бы остановиться на практических вопросах, от решения которых во многом будет зависеть ваше по­ступление в вуз. Итак, впереди у вас сдача выпускных экзаменов в школе и подготовка к вступительным экзаменам в вуз. Что от вас потребуется? Первое, о чем захотят на экзамене узнать препо­даватели вуза, это то, насколько твердо вы усвоили базовый ми­нимум знаний по обществознанию в рамках школьной програм­мы. Причем речь идет о совокупности знаний за 8-9 и 10-11 классы. Их надо суммировать, поскольку темы, которые пройдены в 8-9 классах, не рассматриваются в 10-11 классах, они лишь кратко повторяются для плавного и логичного перехода к новому материалу.

Необходимый минимум в обоих случаях устанавливается Ми­нистерством образования и выражается в двух обязательных ми­нимумах знаний по обществознанию - отдельно для 8-9 и 10- 11 классов. Если сравнить эти учебники, то обнаружится повторение некоторых тем. Так, например, тема «Сферы общест­ва» присутствует в минимуме за 8-9-е и 10-11 классы. Такое по­вторение не предполагает, что в учебнике за 10-11 классы долж­на в том же объеме и с тем же содержанием раскрываться одна и та же тема. Повторение указывает на важность данной проблемы или данного понятия для выпускника школы, а не для автора учебни­ка. Повторение темы означает также, что она может быть включе­на в экзаменационные вопросы в 10-11 классах. Кроме того, есть темы, которые не повторяются, но это не означает, что темы 8- 9 классов не встретятся вам на вступительных экзаменах.

Таким образом, готовясь к выпускным школьным экзаменам, ориентируйтесь на минимум для 10-11 классов, но при подго­товке к вступительным вузовским экзаменам, штудируйте еще и учебники за 8-9 классы. Для этого надо сделать сводный мини-


мум по двум курсам, сложив все темы и отбросив повторяющие­ся. Автор предлагает сделать вам перечень понятий и проблем, которые необходимо знать на вступительных экзаменах в вуз по курсу «Обществознание».

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.