Святые с именем илья. Илья Пророк: житие, чудеса, иконы и молитва

Одним из наиболее почитаемых в христианстве ветхозаветных святых является пророк Илия, житие которого широко известно по всему миру. Память его совершается 2 августа (20 июля по старому стилю).

Пророк Илия родился в 900 году до н.э . в городе Фисвы (ныне территория Иордании). Он происходил из колена Левиина. Когда пророк появился на свет, его отцу, священнику Соваху, было видение: некие мужи радостно встречали новорождённого, кормили его огнём и пеленали в пламя. Это символизировало его будущие огненные проповеди и вознесение в пламенной колеснице в небо.

Житие пророка Илии

Детство и юность

Илья рос в атмосфере благочестия и чистоты, часто отправлялся в пустыню и превозносил Богу молитвы. Господь возлюбил юношу и отвечал на его мольбы. Будущий пророк видел вокруг идолопоклонство и разврат. Истинный Бог был забыт израильтянами. Тех немногих, кто не кланялся языческим богам и открыто противостоял этому, убивали и изгоняли прочь.

Обличение царя и голод в Израиле

Свою активную деятельность Илия начал в эпоху царствования в Израиле Ахава . Он был женат на финикиянке Иезавели, которая придерживалась культа языческих богов Ваала (Баала) и Астарты (Ашеры). Она оказывала на мужа огромное влияние, и под напором жены царь, который и сам вместо Всевышнего поклонялся золотым тельцам, выстроил храм Баалу. Почитание же Бога в Израильском царстве было практически прекращено, а ревнители благочестия были изгнаны прочь из страны. Жрецы языческого храма содержались при дворце правителя. За всё это Илия и обличил Ахава.

Чтобы вразумить царя, Илия сотворил немало чудес, но Ахав остался к ним равнодушен. Более того, поклонение идолам распространялось всё больше и вскоре достигло абсолютных пределов. Пророк предсказал царю, что расплатой для Израиля за это будет страшный голод, который продлится несколько лет. Но и тут Ахав не внял пророчествам Илии.

В Израильском царстве в скором будущем исполнилось предсказание пророка. На страну обрушилась страшная засуха, приведшая к голоду . По преданию, Господь из милосердия Своего хотел бы послать измождённым евреям дождь, но не делал этого, дабы не нарушить слова Илии, хотевшего, чтобы израильтяне покаялись и обратились к истинному Богу. Сам же пророк находился в это время в пустыне. Каждое утро и вечер в течение года к нему прилетали вороны и приносили ему еду.

Затем пророк отправился в Сарепту Сидонскую (сегодняшняя территория Ливана) к бедной вдове, у которой только что скончался сын Иона. Она отдала для Илии последние муку и масло, что были у неё дома. За это по молитвам пророка уже никогда не заканчивались эти продукты. Более того, он воскресил новопреставленного ребёнка. Впоследствии Иона также стал пророком. У этой женщины Илья провёл ещё два года.

Соревнование с идолослужителями и низведение дождя

По прошествии всего этого времени Илья всё-таки пришёл в Самарию и показался на глаза Ахаву. Было решено, что на горе Кармил произойдёт жертвоприношение , которое определит, кто более могущественен – Бог Яхве или Ваал.

Сначала жрецы положили на жертвенник идола разделанного тельца и принялись просить Баала, дабы тот послал им огонь и сжёг их жертву. Языческий бог оказался слабее, и жрецы не смогли заставить его проявить свою силу. Тогда настала очередь Илии.

Он также уложил на жертвенник тельца и вырыл вокруг него ров, а затем попросил людей залить водой и ров, и жертвенник вместе с тельцом. Народ так и поступил. После этого пророк помолился Господу, и тот ниспослал с неба огонь на жертву Илии. Увидев это, народ покорился величию Божию.

Илья велел людям вывести жрецов к устью реки Киссон, и там пророк собственноручно расправился с ними. Затем он снова вознёс молитву к Богу, и на землю пролился сильный дождь , по которому истосковался весь народ.

Иезавель разгневалась на пророка за убитых жрецов и поклялась, что уничтожит его. Илия получил от Бога указание укрыться у потока Хораф, где Сам Господь был ему собеседником.

Последние годы на земле

А в это время царь Ахав пожелал получить в своё владение виноградный сад , расположенный по соседству с его дворцом. Однако Навуфей, хозяин виноградника, отказался продать его царю. Иезавель же решила устроить свой неправедный суд над Навуфеем и подговорила старейшин города, дабы те подтвердили, что виноградарь якобы богохульствовал. Судилище состоялось, и оклеветанного хозяина вывели за город и забили камнями насмерть.

Узнав об этом, Ахав расстроился, но всё же отправился в сад, который бесплатно стал его собственностью. Однако на дороге он встретил Илию, которого туда направил Господь. Тот сказал царю, что вскоре погибнет и он, и Иезавель, и весь его род. Ахав нашёл тогда в себе силы для покаяния, и Бог простил его и отвёл наказание, сказав, что беды обрушатся на царский род лишь после смерти самого правителя.

Спустя три года Ахав погиб в сражении , и трон был занят его сыном Охозия, который также являлся почитателем Баала. Однажды царь получил травмы, сорвавшись с крыши дворца, и послал помощников к идолу языческого бога, чтобы те узнали, когда Охозия выздоровеет. Однако их встретил Илия и сказал, что за поклонение бесам молодой царь так и умрёт в своей болезни, и это вскоре и произошло. Правителем стал Иорам, брат Охозии. При нём исполнилось наказание Божие, и весь царский род был уничтожен. Погибла и Иезавель – её выбросили из окна, и труп разорвали собаки.

После избрания себе по Господней воле преемника в лице пророка Елисея, Илия был вознесён на небо в огненной колеснице . В православном богословии существует точка зрения, согласно которой пророк взят не на небеса, а в некое скрытое место, где и будет находиться до Второго пришествия.

В книге пророка Малахии сказано, что Господь вновь пошлёт Илию на землю перед Вторым пришествием и Страшным Судом. Впрочем, существует мнение, что речь шла про Иоанна Крестителя, который являлся в духе Илии перед Первым пришествием Иисуса. Тем не менее, большинство христиан считает, что Илия вновь придёт на землю, чтобы обличить Антихриста и убедить иудеев поверить в Бога.

Чудеса, сотворённые пророком

В Третьей и Четвёртой Книгах Царств, в которых описано житие пророка Илии, рассказывается о следующим чудесах, сотворённых им:

  • отсутствие дождя и голод по его молитвам;
  • кормление пророка воронами по слову Божьему;
  • воскрешение сына сарептской вдовы;
  • по его молитвам в доме вдовы никогда не кончалась еда;
  • низведение огня на жертвенник;
  • выпадение дождя после трёхлетней засухи;
  • общался с Господом лицом к лицу, закрыв при этом своё лицо руками;
  • ударив по реке Иордан одеждой, разделял её надвое, подобно Моисею;
  • восхождение живым на небеса.

Почитание на Руси

На Руси пророка Илию почитают практически с самого крещения. Первые храмы в его имя появились ещё во времена князя Аскольда. Связано это с тем, что миссионеры на территории Руси должны были, как и пророк, уничтожить в людях грех идолопоклонничества. Другие храмы в его честь были расположены в таких городах, как:

Также в нашей стране часто случались засухи, но по молитвам Илье Пророку на землю нисходил дождь.

Сегодня наиболее известен в нашей столице — Москве по адресу Обыденный переулок, дом 6, построенный ещё в 1592 году. В эпоху Смутного времени духовенство в стенах этой церкви просило Божьей помощи против польских оккупантов.

1 марта 1930 года советские власти закрыли храм, но спустя два с половиной месяца, 20 мая, его вновь вернули верующим. Вторая попытка закрыть церковь была назначена на 22 июня 1941 года, но этому помешала начавшаяся в этот день Великая Отечественная война.

Ещё один храм в честь Ильи Пророка с 2012 года строится в Северном Бутово на улице Куликовской. Службы пока ведутся во временном здании, однако насыщенности приходской жизни позавидуют иные большие храмы: там открыта консультационная организация по вопросам церковной службы, воскресная школа, православный клуб и спортивная секция.

Образ пророка в наше время

Сегодня Илья Пророк не менее почитаем православными. Талантливые иконописцы создают замечательные произведения, посвящённые различным страницам жития пророка. Илия считается небесным покровителем воздушно-десантных войск, а также военно-воздушных сил. 2 августа каждого года в храмах при частях ВДВ проходят службы в честь пророка.

В священных книгах присутствует огромное количество описаний чудес, явленных через жития святых людей. Многие из них связаны с историей почитаемого всеми верующими угодника Божьего, Ильи Пророка.

Восторг и удивление вызывает история жизни великого Пророка Ильи . Его почитание обусловлено рядом чудес, сотворенных им при жизни и после обретения Царствия Небесного. Каждого человека, обращающего к нему в молитве, святой угодник услышит и укроет пеленой заступничества.

История иконы

За 900 лет до рождения Христа на свет появился пророк Илья. Имя его означает «Господний». При жизни святой был ревностным христианином, его проповеди внушали в сердца людей веру и неизмеримую любовь к Создателю.

Пророк обладал даром и видел то, что было незримо остальным. Угодником Божьим были предсказаны нестерпимый зной и засухи за грехи народа. Сам Господь, видя мучения и страдания людей, не мог послать хоть одну каплю дождя, дабы не нарушить святую миссию пророка Ильи.

Святой стремился обратить заблудшие души к богопочитанию и покаянию. Пришло время, когда засуха высушила последний источник воды. Илья, как и все люди, голодал, но не отворачивался от веры и силы, ниспосланной ему Свыше. В один из самых тяжелых моментов святой попросил у бедной женщины приюта и еды. За доброту, в которой вдова не отказала, ее дом больше не знал голода.

В молитве Илья обращался к Богу, моля дать ему силы. Необъяснимое чудо воскрешения тоже восходит ко времени его жизни и считается одним из чудес, совершенных великим пророком.

Но, несмотря на чудеса, он подвергся гонениям и скрывался от языческих преследований. Существует легенда, что Пророк Илья не умер, а будучи живым отправился к Богу на небесной колеснице.

Описание иконы

Каноны иконописи уходят далеко в древность, где святого изображали с длинными волосами, густой бородой и со свитком Священного Писания в руках. Отличительной особенностью современных икон является изображение разных сюжетов. На одном образе Илья изображен с вороном, на другом — с Небесной колесницей. Многое было видоизменено, но общий смысл сохранился во всех последующих списках.

Где находится икона

Практически в каждой области России святому пророку возведены храмы Божии, в которых есть списки иконы. Поэтому следует указать лишь на самые значимые образы, явившие миру чудо.

Первая и самая старинная икона находится в Москве, в храме Пророка Божия Илии. Древний образ святого украшен клеймами и изображает сюжет из жизни святого. Также в этом храме хранится и вторая икона угодника Божьего, где изображены сцены жизни Ильи в пустыни.

Второй храм Пророка Ильи, как и третья церковь во имя угодника Божьего, также возведены в Москве. Один из чтимых образов участвует в крестных ходах, другой украшает вход в Верхний Храм, третий образ хранится в Спасо-Преображенском монастыре.

В чем помогает икона

Чудотворный образ святого помогает преуспеть в абсолютно любых делах. К помощи пророка Божьего обращаются в минуты ослабления веры, плена страстей, злословия и неверия. Молитвы укрепляют веру и даруют благословение в делах, защищают от бедности, упадка и болезней. С образом великого пророка в доме наступит мир, процветание и благополучие.

Молитва перед иконой Пророка Ильи

«Святой пророк Господа Илья, обращаюсь к тебе, человеколюбцу и праведнику Божьему. Вознеси молитвы недостойных рабов (имя) до Отца нашего, да услышит Он наше покаяние, сокрушение о грехах постыдных. Да поможет нам заступничество небесное отойти от порока и ухищрений дьявольских. Укрепи веру нашу, даруй смирение и кротость, любовь к ближнему, терпение. Избавь, великий угодник, молитвой своей от гнева Создателя. Ты, в мире поживший и горести вкусивший, славим тебя, желая вечных благ в Царствии Господнем. Славу возносим Отцу нашему, милостивому Иисусу Христу и Святому Духу во веки веков. Аминь».

Дни празднования

Почитание иконы происходит в известный в народе православный праздник Ильин день. Верующие люди отдают дань почтения Божьему пророку Илье 2 августа. А огромное количество традиций , связанных с этим днем, делает празднество одним из любимых и почитаемых торжеств в России.

Только вера и соблюдение всех заповедей Господних подарит вам счастливую судьбу, любовь и благодать. Мы желаем вам благополучия и крепкой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

02.08.2017 04:38

Матрона Московская - одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она...

Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) - ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив». После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один - от жрецов Ваала, другой - от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, - сказал пророк Илия, - и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти».

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние - ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо » (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).

Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, - и Елисей исполнился духом его » (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Пророк Илия вновь появляется в Новом Завете: во время Преображения Господня, он вместе с пророком Моисеем явился на горе Фавор, чтобы беседовать с Иисусом Христом.

По преданию Церкви, пророк Илия явится на Земле снова. Он будет предтечею второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Почитание пророка Илии на Руси

Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты.

Святой пророк Илия, подвизавшийся в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху.

Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (напр., в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России - поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки - о том, чтобы выйти замуж.

Статьи
Проповеди

О современном идолопоклонстве (в день пророка Божия Илии) . Святейший Патриарх Кирилл

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Слово в день праздника пророка Илии.

Протоиерей Сергий Хмыров. Слово в день пророка Илии.

Молитвы

Величание Пророку Илии

Величаем тя, / святый славный пророче Божий Илие, /и чтим (еже на Небеса /на колеснице огненней, /преславное восхождение твое.

Тропарь Пророку Илие

Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, /свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати, /темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак Пророку Илие , глас 2:

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас единаго Человеколюбца.

Молитва 1

О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельским житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господу Богу Вседержителю, еще же знамении и чудесы преславными, таже по крайнему благоволению к тебе Божию преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на небо, сподобльшийся беседовати с преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй престолу Небесного Царя!

Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходотайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими, да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.

Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели.
Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобной брани.

Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей.
Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими.

Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Богу, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и о послушании своем рачение.

Да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Молитва 2

О святый славный пророче Божий Илие, великий закона Божия ревнителю. Ты изрядный и храбрый во убиении Вааловых жерцев отмститель был еси: яко славу Божию не умоляему, но умножаему во веки видети восхотел еси, и толико многороднаго их неистовства не убоялся еси, яко Иезавелины жерцы на потоце Киссове ножем заклал еси, последи же яко вихрем на огненней колеснице взят быв, на высоту небесную со славою возшел еси. Сего ради мы, недостойнии и грешнии, смиренно молимся тебе, честный Божий пророче: сподоби достойно славити и воспевати пречестное твое заступление, да обретше тя великаго ходатая, богатыя милости от Господа сподобимся.

Темже и ныне, славно ублажающе тя, молим: огради миром державу нашу, и избави нас от всякого навета вражия, от глада, и труса, и огня молниина, и не забуди ны, грешныя, пресветлую память твою праздующия и непрестанно славящия прославльшаго тя Господа во веки веков.

Молитва 3

О великий и преславный пророче Божий Илие, ревности ради твоея по славе Господа Бога Вседержителя не терпевый зрети идолослужения и нечестия сынов Израилевых, обличавый законопреступного царя Ахава, и в наказание тех трилетний глад на землю Израилеву молитвою твоею от Господа испросивый, да, отвергше мерзкия идолы и отступльше от неправд и беззаконий, обратится ко единому истинному Богу и исполнению святых Его заповедей, вдовицу Сарептскую в гладе пречудно препитавый и сына ея умерша молитвою твоею воскресивый, по прошествии же пронареченнаго времене глада, собранный на гору Кармильскую народ Израильский в богоотступстве и нечестии укоривый, таже огнь молитвою на жертву твою с небесе испросивый, и чудом сам Израиля ко Господу обративый, студныя же пророки Вааловы посрамивый и умертвивый, по сих же молитвою паки небо разрешивши и обильный дождь на землю испросивый, и люди Израилевы возвеселивый! К тебе, предивный угодниче Божий, усердно прибегаем, грешнии и смирении, томими бездождием и зноем; исповедуем, яко недостойни есмы милости и благодеяний Божиих, достойни же паче лютых прещений гнева Его, скорби же и нужды, и всяких зол и болезней. Не бо ходихом в страсе Божиим и в путах заповедей Его, но в похотех развращенных сердец наших и всякий вид греха безчисленно сотворихом; беззакония наша превзыдоша главу нашу, и несмы достойни явитися пред лице Божие и зрети на небо.

Исповедуем, яко и мы, якоже древний Израиль, отступихом от Господа Бога нашего, аще не верою, то беззаконьми нашими, и аще не поклоняемся Ваалу и другим мерзким идолом, то раболепствуем страстем и похотем нашим, служаще идолу чревоугодия и сластолюбия, идолу корыстолюбия и честолюбия, идолу гордости и тщеславия, и вслед ходим богопротивным иноплеменным обычаем и погибельному духу времене.

Исповедуем, яко сего ради заключися небо и сотворися аки медяно, яко заключися сердце наше от милосердия и истинныя любве ко ближнему; сего ради отверде земля и соделася безплодна, яко не приносим Господу нашему плодов добрых дел; сего ради несть дождя и росы, яко не имамы слез умиления и животворныя росы Богомыслия; сего ради увяде всяк злак и трава сельная, яко изсеше в нас всякое благое чувство; сего ради омрачися воздух, яко ум наш омрачися студными помышленьми и сердце наше осквернися беззаконными похотеньми.

Исповедуем, яко и тебе, пророче Божий, просити мы недостойны есмы.

Ты бо, подобострастен быв нам человек, Ангелом в житии твоем уподобился еси и, аки безплотный, на небо восхищен еси; мы же студными помыслы и деяньми нашими безсловесным скотом уподобихомся, и душу нашу яко плоть сотворихом.

Ты постом и бдением удивил еси Ангелов и человеков, мы же, предающеся невоздержанию и сластолюбию, скотом немысленным уподобляемся.

Ты презельною ревностию о славе Божией выну горел еси, мы же небрежем о славе нашего Творца и Господа, и стыдимся исповедовати достопокланяемое имя Его.

Ты нечестие и злыя обычаи искоренял еси, мы же рабствуем духу века сего, поставляюще богопротивныя обычаи мира паче заповедей Божиих и уставов святыя Церкве. И кий грех и неправду не сотворихом мы окаянии? Истощихом беззаконьми нашими долготерпение Божие. Темже правосудный Господь прогневася на нас, и во гневе Своем наказа нас.

Обаче ведуще велие дерзновение твое пред Господем и надеющеся на любовь твою к роду человеческому, дерзаем молити тя, прехвальне пророче: милостив буди к нам, недостойным и непотребным, умоли великодаровитаго и всещедраго Бога, да не до конца прогневается на ны и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да ниспослет на жаждущую и изсохшую землю дождь обильный и мирный, да дарует ей плодоносие и благорастворение воздуха; преклони действенным твоим ходатайством на милость Царя Небеснаго, аще не ради нас грешных и скверных, но ради избранных рабов Его, не преклонивших колена своя пред Ваалом мира сего, ради незлобивых и несмысленных младенцев, ради безсловесных скотов и птиц небесных, страждущих за наша беззакония и истаевающих от глада, зноя и жажды.

Испроси нам твоими благоприятными молитвами от Господа дух покаяния и сердечнаго умиления, дух кротости и воздержания, дух любве и терпения, дух страха Божия и благочестия, да тако, возвратившеся от стезей нечестия на правый путь добродетели, ходим во свете заповедей Божиих и достигнем обетованных нам благих, благоволением безначального Бога Отца, человеколюбием Единороднаго Сына Его и благодатию Всесвятаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Молитва 4

О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена) , дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.

Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков.

Стихи и пословицы

Бог - Илие

Не сокрушайся, Мой Пророк!
На все есть час, на все есть срок;
Пускай, кичась, растет порок:
Будь зло добру в святой урок!
Но не грусти! Твой Господин
Здесь не совсем еще один,
Не все пошли к Ваалу в сети!
Есть тайные у Бога дети,
Есть тайный фимиан сердец,
Который обонять мне сладко!
Они бегут ко Мне украдкой,
И я являюсь втайне к ним;
И их лелею, просветляю
Высоким, истинным, святым!

Ф. Глинка

Илия - Богу

Мы ждем и не дождемся сроков
Сей бедственной с нечестьем при:
Твоих зарезали Пророков,
Твои разбили алтари!
Проснись, Бог сил! Заговори!
Нет места для Твоей святыни,
И я теперь жилец пустыни,
Я плачу пред тобой один!
А Ты им терпишь, Властелин
Земли, морей и облаков!
Ты терпишь от Своих рабов!

Ф. Глинка 1826 или 1827

Пословицы

«Илья лето кончает, жито зажинает; первый сноп – первый осенний праздник»

«На Илью до обеда лето, а после - осень»

«У мужика та и обнова на Ильин день, что новинкой сыт»

«Илья Пророк - косьбе срок

«С Ильина дня вода стынет»

«До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня - из закрома»

«С Ильина дня ночь длинна и вода холодна»

«Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет»

«До Ильи мужик купается, а с Ильи – с рекой прощается»

Является одним из почитаемых святых православной церкви. Это божий угодник, который был вознесен на небеса еще при жизни. Мне стало интересно, о чем можно попросить святого, и откликается ли Илья пророк на просьбы современных людей? Раньше люди боялись грома и молнии, связывая их с гневом Ильи пророка. В детстве бабушка мне запрещала купаться после второго августа, не советовала гневить Илью. В статье я вам расскажу о житии святого, его праведном служении богу и дне почитания Ильи православной церковью. Также расскажу, о чем молятся пророку, на какие молитвы он отвечает.

Илья пророк родился почти за 1000 лет до Рождества Христова в Фесвии Галаадской. Перед рождением маленького Ильи его отец увидел странный сон: пришли молитвенные мужи и кормили младенца огнем, пеленали в огненные пеленки. Когда мальчик вырос, он стал пламенным служителем бога и посвятил ему всю свою жизнь. Илья проживал в пустыне, постоянно постился и молился.

Он был ревностным служителем бога, о чем говорит и его имя — «Бог мой Господь». Это были времена духовного падения израильского царства, когда на троне сидел идолопоклонник. Жена царя убедила его уверовать в идолов и забыть истинного бога. Илья молитвою веры закрыл небеса и вызвал засуху на три года, чтобы люди вразумились и покаялись в своих грехах. Людям не хватало хлеба, а Илья призывал их к покаянию.

Чтобы избежать царского гнева, Илия спрятался в горах у потока Хорав. Библия повествует, что вороны приносили пророку мясо и хлеб для поддержания духа. Народ сильно страдал от недостатка пищи, и бог уже готов был смилостивится над ними. Но видя упорство своего пророка, не решился пойти поперек его воли.

Однажды святой Илья пришел в дом бедной женщины, которая не пожалела для него последней горсти муки и оливкового масла — испекла лепешки. Это чудо описано в Ветхом Завете: с тех пор в доме бедной женщины никогда не переводились масло и мука. Также пророк воскресил внезапно умершего сына вдовы, посочувствовав ее горю.

Илия и идолопоклонники

Много чудес совершил пророк Илья, но все же был гоним властями за свои проповеди и обличение грехов правителей. Тогда святой праведник решил устроить состязание со жрецами Ваала, идола израильтян. Он предложил бросить жребий — на чей жертвенник упадет огонь небесный, тот бог и правильный.

Целый день жрецы совершали ритуальные пляски перед Ваалом, кололи себя ножами. Но огонь не упал с небес на их призывы. Вечером Илья соорудил жертвенник из двенадцати камней (по числу колен израилевых), воззвал в горячей молитве к истинному богу. Он просил послать огонь на жертвенник для вразумления заблудших. В это время на жертвенник упал небесный огонь и зажег жертву. После этого народ вновь уверовал в единого бога, а жрецы Ваала были убиты. Бог послал дожди на землю, и засуха прекратилась.

Свидетелем этого чудесного события был его ученик , которому пророк с колесницы сбросил свою верхнюю одежду. Илия стал вторым угодником божьим, вознесенным живым на небеса, после праведного Еноха.

Иконы и молитвы

Икона Ильи Пророка очень почитаема православными христианами. Пророка Илью чаще всего изображают либо с вороном, либо на небесной колеснице. Есть и другие изображения, но эти два встречаются постоянно. О чем просят верующие божьего угодника? В основном, о хорошем урожае и погоде.

Также просьбы касаются:

  • укрепления веры в сердце;
  • осознания своей греховной природы;
  • восстановления мира в семье;
  • защиты от телесных немощей и ран;
  • преодолении бедности и безденежья;
  • замужества девиц;
  • помощи в любых делах.

На Руси в ильинских храмах всегда совершали крестный ход, если на землю приходила засуха. Это была многовековая традиция. Люди всегда верили в управление пророком погодой, о чем не раз упоминалось в библии. В наши дни именно 2 августа отмечают день ВВС и ВДВ, так как Илья считается покровителем воздушных войск и моряков.

Молитва святому Илье:

Когда можно молиться Илье? Это делают в любое время при возникшей необходимости, а также 2 августа в храме.

День почитания

Второго августа православная церковь почитает Илью пророка. Считается, что святой огненными молниями поражает бесов и непокорных богу людей. Это навевало страх и ужас на людей, а со 2 августа в народе запрещали купаться в реках и озерах. Именно в этот день чаще всего бывают грозы с проливными дождями, и купающиеся люди могут просто погибнуть или утонуть.

В старину на Руси во время грозы 2 августа плотно закрывали ставни на окнах, а в комнатах зажигали лампадку. Считалось большим грехом бегать по лужам, петь песни и стрелять из ружья.

Наставления пророков

Чему нас учат библейские пророки? Они показывают верующим правильный путь служения богу, жизнь в чистоте и святости. В библейские времена все пророки были гонимы, о чем подтверждал Христос в евангелии: «Нет пророка в своем отечестве». Гонения были вызваны словом правды и обличением в грехах, ведь люди не желали слышать истину о себе. Но пророкам всегда сопутствовала благодать божья, которая укрепляла их дух в противостоянии греху.

Господь специально посылает пророков на землю, чтобы они свидетельствовали о его силе и власти. Люди часто забывают о том, кто их истинный отец и создатель, и начинают создавать идолов. Так было во времена пророка Илии, когда царь иудейский впал в идолопоклонство. Так было и во времена Иисуса Христа, когда место первосвященника покупали за деньги. Креститель стал последним пророком на земле, возвестив приход Спасителя мира.

Иисус был последним посланником небес, он искупил род людской от грехов и дал всем людям на земле возможность обрести царствие небесное. После Иисуса Христа бог не посылал на землю пророков за ненадобностью. Теперь все христиане земли ожидают второго пришествия Христа, чтобы узреть воочию славу божью на земле.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Его память совершается 20 июля (2 августа), см. Ильин день .

Также считается покровителем воздушно-десантных войск и военно-воздушных сил .

Имя

Иногда, по месту рождения в городе Фисвы, пророка Илию называют Илия Фесви́тянин .

Элийяху означает «Мой Бог» (אלי - мой Бог; יהו - краткая форма имени Бога , в синодальном переводе переводится как Господь).

В древнееврейском, непосредственно в отношении пророка Илии, используются два варианта написания: אֵלִיָּהוּ (Элийяhу ) (3Цар. , 3Цар. ) и אֵלִיָּה (Элийя ) (Мал. ). В имени Элийяху (др.-евр. אֵלִיָּהוּ ‎ ) буква «х» (ה, «хей») произносится как глоттальная [h] . В силу несходства языков и несовершенства перевода на древнегреческий, греческий, старославянский, а затем и русский, имя Элияху преобразовалось в Илия .

Жизнь

Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава , когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель , решила установить культ Ваала и Астарты .

Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учреждён штат жрецов Ваала. Грозным мстителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес , чтобы вразумить нечестивого царя. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар. и 4Цар. ).

Когда нечестие царя достигло крайней степени, пророк - босой, в грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом на чреслах и посохом в руках - явился в Самарию , направился к царскому дворцу и возвестил Ахаву, что за его нечестие страну постигает трёхлетний голод . Но Ахав не раскаялся, началась борьба между царём и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил (Кармель) , устроенного с целью испытания и сравнения могущества Яхве и Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и собственноручно были казнены пророком (3Цар. ). Это ещё более разъярило Иезавель, которая поклялась уничтожить Илию.

Но пророк как ветер исчез в пустыне. Побывав у горы Хорив , Илия опять вернулся в царство Израильское , обличил Ахава в бесчестном захвате виноградника у Навуфея , по воле Господа избрал себе ученика и преемника в лице Елисея , окончательно смирил Ахава и обличил его преемника Охозию за его обращение по случаю болезни к аккаронскому идолу Веельзевулу .

Вознесение. Бессмертие

Чудеса, описанные в Ветхом Завете

  • Навёл голод (3Цар. ).
  • Низвёл огонь на землю (3Цар. ).
  • Низводил огонь с небес как для наказания грешников, так и для знамения истинного Богопочитания.
  • По его слову пища в доме вдовы не кончалась - см. сарептская вдова
  • Воскресил отрока, который, предположительно, впоследствии стал пророком Ионой - см. сарептская вдова
  • Разделял реку Иордан подобно Моисею ударив по ней своей одеждою.
  • Говорил с Богом лицом к лицу, закрыв при этом своё лицо.
  • По слову Бога пищу ему приносили вороны и Ангелы.
  • Его пеленали Ангелы и кормили его огнём при рождении.
  • Полагается, что он есть один из двух светильников предстоящих перед Богом и помазанных Им (Апокалипсис и пророк Захария).
  • Был вознесён живым на небо за особую праведность перед Богом.
  • По его молитве «заключилось» Небо и не давало дождя.
  • Также по его молитве Бог дал дождь на землю после «заключения» Неба.
  • Явился вместе с пророком Моисеем перед Иисусом Христом в день Преображения и беседовал с Ним.
  • Пророчествовал и открывал людям Волю Бога.

Пророк Илия в Новом Завете

Пророк Илия упоминается несколько раз в Новом Завете. Так описан эпизод как старейшины и народ спрашивали Иоанна Предтечу , когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Также ученики Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали Его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф. ). Тогда ученики поняли, что Иисус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк. ).

Пророк Илия в иудаизме

Ильяс был послан к израильтянам, которые отступили от заповедей Аллаха , и стали поклоняться идолам. Он руководствовался шариатом Мусы (Моисея). Племя пророка Ильяса воздвигло в Баальбеке своему главному идолу Баалу гигантский памятник высотой в 8-10 метров . Ильяс призывал своих соплеменников отказаться от поклонения Баалу, но его проповедь не была воспринята его народом. Соплеменники Ильяса сочли его слова ложью и изгнали, за это понесли суровое наказание. Начавшаяся засуха вызвала неурожай, гибель скота и голод. Израильтяне вернули Ильяса, и они вновь стали слушаться его и поклоняться Аллаху. Благодаря молитвам Пророка пошли дожди, и жизнь в племени нормализовалась. Со временем народ вновь вернулся к идолопоклонству, за что стал обречён на вечные муки ада .

Покинув своё племя, Ильяс стал проповедовать среди других израильских племён, одно из которых хорошо приняло его. С помощью молитвы Ильяс излечил юношу по имени Аль-Яса , который стал его верным учеником и следующим израильским пророком .

Исламское предание повествуют о праведнике Ильясе, которому Аллах даровал власть над дождем, а затем вознёс на небеса. Он всё время путешествует по миру вместе с Хидром , регулярно посещает Иерусалим и Мекку . Когда он и Хидр расстаются, то произносят друг другу славословия, повторяя которые люди могут уберечься от пожара, потопления, воровства, укусов ядовитых змей и насекомых и т. д. Иногда Ильяса идентифицируют с Хидром или пророком Идрисом .

В славянской традиции

Согласно славянским народным легендам, опирающимся на книжную (библейскую, богомильскую) традицию, Илья был взят живым на небо . До 33 лет Илья сидел сиднем и был исцелён и наделён огромной силой ходившим по земле Богом и св. Николаем (ср. Богатырь), после чего был вознесён на небо (орлов.), ср. былинный сюжет об Илье Муромце . Святой ездит по небу на огненной (золотой) колеснице . По украинским поверьям, солнце - колесо от колесницы Ильи-пророка, Млечный путь - дорога, по которой ездит пророк, запряжённой огненными (белыми, крылатыми) конями (в.-слав.), или на белом коне (болг.), отчего и происходит гром. Зимой Илья ездит на санях, поэтому грозы и грома не бывает (орлов.). Сила Ильи-громовержца столь велика, что её приходится сдерживать: Бог возложил на голову Ильи камень в 40 десятин (орлов.), сковал ему одну руку и ногу (карпат.); сестра Ильи Огненная Мария скрывает от него день его праздника, иначе он от радости побьёт молниями весь свет (серб.); у св. Ильи есть только левая рука; если бы он имел обе руки, то перебил бы всех дьяволов на земле (банатские геры). Перед концом света Илья спустится на землю и три раза объедет свет, предупреждая о Страшном Суде (орлов.); явится на землю умирать или примет мученическую смерть через отсечение головы на шкуре огромного вола, который пасётся на семи горах и выпивает семь рек воды; пролившаяся при этом кровь пророка сожжёт землю (карпат.). По легенде из Галиции, конец света наступит, когда Илья «так впалит громами, що земля росипитси i спалитси»; ср. русский духовный стих «О Страшном Суде», в вариантах которого святой выступает в роли исполнителя воли Господа, карающего грешный человеческий род .

Вершины греческих гор часто носят имя св. Илии, и на большей их части возвышаются посвященные ему часовни. Наиболее известная из них стоит на высочайшей вершине Тайгета, прозванного «горой св. Ильи» уже в XVIII веке, по свидетельству лаконского поэта Никиты Нифаки. Двадцатого июля/, в день, посвященный Восточною Церковью памяти пророка, паломники, с трудом взобравшиеся на вершину горы, разводят вечером множество костров, в которые бросают в честь святого ладан. Как только завидят эти огни окрестные жители, сами начинают палить вороха сена и соломы, пляшут вокруг и прыгают через них. Замечательно, рядом с обычаем жечь на Тайгете костры в праздник св. Ильи, отсутствие там такого же обычая на 24 июня/, известного в других частях Греции и по всей Европе .

См. также

  • Ильяс - Илья-пророк в исламе
  • Уацилла - Илья-пророк в осетинском эпосе и народном православии
  • Тель-Мар-Ильяс - возвышенность, с которой Илия вознёсся

Напишите отзыв о статье "Илия (пророк)"

Примечания

  1. см. Krumm Acher, Stanley, а также в монографии Milligan, «Elijah, his life and times».
  2. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 4. 1894. С. 267.
  3. Мк.
  4. , с. 94.
  5. , с. 95.
  6. , с. 405.
  7. , с. 139.
  8. , с. 205.

Литература

  • Али-заде, А. А. Ильяс: [ 1 октября 2011 ] // Исламский энциклопедический словарь. - М . : Ансар , 2007 .
  • Илья св. / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого ; . - М . : Международные отношения , 1999. - Т. 2: Д (Давать) - К (Крошки). - С. 405–407. - ISBN 5-7133-0982-7 .
  • Веселовский А. Н. Избранное: Традиционная духовная культура. - М .: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 624 с. - (Российские Пропилеи). - ISBN 978-5-8243-1279-9 .
  • // Православная энциклопедия . Том XXII. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2009. - С. 236-259. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-040-0
  • Лопухин А. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • / Сост. и коммент. О. В. Беловой; Отв. ред. В. Я. Петрухин. - М .: Индрик, 2004. - 576 с. - (Традиционная духовная культура славян . Публикация текстов). - ISBN 5-85759-290-9 .
  • Пиотровский М. Б. // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров . - М . : Наука , 1991 . - С. 93-94.

Ссылки

  • - статья из Электронной еврейской энциклопедии

Отрывок, характеризующий Илия (пророк)

Анна Павловна грустно улыбнулась и заметила, что Кутузов, кроме неприятностей, ничего не дал государю.
– Я говорил и говорил в Дворянском собрании, – перебил князь Василий, – но меня не послушали. Я говорил, что избрание его в начальники ополчения не понравится государю. Они меня не послушали.
– Все какая то мания фрондировать, – продолжал он. – И пред кем? И все оттого, что мы хотим обезьянничать глупым московским восторгам, – сказал князь Василий, спутавшись на минуту и забыв то, что у Элен надо было подсмеиваться над московскими восторгами, а у Анны Павловны восхищаться ими. Но он тотчас же поправился. – Ну прилично ли графу Кутузову, самому старому генералу в России, заседать в палате, et il en restera pour sa peine! [хлопоты его пропадут даром!] Разве возможно назначить главнокомандующим человека, который не может верхом сесть, засыпает на совете, человека самых дурных нравов! Хорошо он себя зарекомендовал в Букарещте! Я уже не говорю о его качествах как генерала, но разве можно в такую минуту назначать человека дряхлого и слепого, просто слепого? Хорош будет генерал слепой! Он ничего не видит. В жмурки играть… ровно ничего не видит!
Никто не возражал на это.
24 го июля это было совершенно справедливо. Но 29 июля Кутузову пожаловано княжеское достоинство. Княжеское достоинство могло означать и то, что от него хотели отделаться, – и потому суждение князя Василья продолжало быть справедливо, хотя он и не торопился ого высказывать теперь. Но 8 августа был собран комитет из генерал фельдмаршала Салтыкова, Аракчеева, Вязьмитинова, Лопухина и Кочубея для обсуждения дел войны. Комитет решил, что неудачи происходили от разноначалий, и, несмотря на то, что лица, составлявшие комитет, знали нерасположение государя к Кутузову, комитет, после короткого совещания, предложил назначить Кутузова главнокомандующим. И в тот же день Кутузов был назначен полномочным главнокомандующим армий и всего края, занимаемого войсками.
9 го августа князь Василий встретился опять у Анны Павловны с l"homme de beaucoup de merite [человеком с большими достоинствами]. L"homme de beaucoup de merite ухаживал за Анной Павловной по случаю желания назначения попечителем женского учебного заведения императрицы Марии Федоровны. Князь Василий вошел в комнату с видом счастливого победителя, человека, достигшего цели своих желаний.
– Eh bien, vous savez la grande nouvelle? Le prince Koutouzoff est marechal. [Ну с, вы знаете великую новость? Кутузов – фельдмаршал.] Все разногласия кончены. Я так счастлив, так рад! – говорил князь Василий. – Enfin voila un homme, [Наконец, вот это человек.] – проговорил он, значительно и строго оглядывая всех находившихся в гостиной. L"homme de beaucoup de merite, несмотря на свое желание получить место, не мог удержаться, чтобы не напомнить князю Василью его прежнее суждение. (Это было неучтиво и перед князем Василием в гостиной Анны Павловны, и перед Анной Павловной, которая так же радостно приняла эту весть; но он не мог удержаться.)
– Mais on dit qu"il est aveugle, mon prince? [Но говорят, он слеп?] – сказал он, напоминая князю Василью его же слова.
– Allez donc, il y voit assez, [Э, вздор, он достаточно видит, поверьте.] – сказал князь Василий своим басистым, быстрым голосом с покашливанием, тем голосом и с покашливанием, которым он разрешал все трудности. – Allez, il y voit assez, – повторил он. – И чему я рад, – продолжал он, – это то, что государь дал ему полную власть над всеми армиями, над всем краем, – власть, которой никогда не было ни у какого главнокомандующего. Это другой самодержец, – заключил он с победоносной улыбкой.
– Дай бог, дай бог, – сказала Анна Павловна. L"homme de beaucoup de merite, еще новичок в придворном обществе, желая польстить Анне Павловне, выгораживая ее прежнее мнение из этого суждения, сказал.
– Говорят, что государь неохотно передал эту власть Кутузову. On dit qu"il rougit comme une demoiselle a laquelle on lirait Joconde, en lui disant: «Le souverain et la patrie vous decernent cet honneur». [Говорят, что он покраснел, как барышня, которой бы прочли Жоконду, в то время как говорил ему: «Государь и отечество награждают вас этой честью».]
– Peut etre que la c?ur n"etait pas de la partie, [Может быть, сердце не вполне участвовало,] – сказала Анна Павловна.
– О нет, нет, – горячо заступился князь Василий. Теперь уже он не мог никому уступить Кутузова. По мнению князя Василья, не только Кутузов был сам хорош, но и все обожали его. – Нет, это не может быть, потому что государь так умел прежде ценить его, – сказал он.
– Дай бог только, чтобы князь Кутузов, – сказала Анпа Павловна, – взял действительную власть и не позволял бы никому вставлять себе палки в колеса – des batons dans les roues.
Князь Василий тотчас понял, кто был этот никому. Он шепотом сказал:
– Я верно знаю, что Кутузов, как непременное условие, выговорил, чтобы наследник цесаревич не был при армии: Vous savez ce qu"il a dit a l"Empereur? [Вы знаете, что он сказал государю?] – И князь Василий повторил слова, будто бы сказанные Кутузовым государю: «Я не могу наказать его, ежели он сделает дурно, и наградить, ежели он сделает хорошо». О! это умнейший человек, князь Кутузов, et quel caractere. Oh je le connais de longue date. [и какой характер. О, я его давно знаю.]
– Говорят даже, – сказал l"homme de beaucoup de merite, не имевший еще придворного такта, – что светлейший непременным условием поставил, чтобы сам государь не приезжал к армии.
Как только он сказал это, в одно мгновение князь Василий и Анна Павловна отвернулись от него и грустно, со вздохом о его наивности, посмотрели друг на друга.

В то время как это происходило в Петербурге, французы уже прошли Смоленск и все ближе и ближе подвигались к Москве. Историк Наполеона Тьер, так же, как и другие историки Наполеона, говорит, стараясь оправдать своего героя, что Наполеон был привлечен к стенам Москвы невольно. Он прав, как и правы все историки, ищущие объяснения событий исторических в воле одного человека; он прав так же, как и русские историки, утверждающие, что Наполеон был привлечен к Москве искусством русских полководцев. Здесь, кроме закона ретроспективности (возвратности), представляющего все прошедшее приготовлением к совершившемуся факту, есть еще взаимность, путающая все дело. Хороший игрок, проигравший в шахматы, искренно убежден, что его проигрыш произошел от его ошибки, и он отыскивает эту ошибку в начале своей игры, но забывает, что в каждом его шаге, в продолжение всей игры, были такие же ошибки, что ни один его ход не был совершенен. Ошибка, на которую он обращает внимание, заметна ему только потому, что противник воспользовался ею. Насколько же сложнее этого игра войны, происходящая в известных условиях времени, и где не одна воля руководит безжизненными машинами, а где все вытекает из бесчисленного столкновения различных произволов?
После Смоленска Наполеон искал сражения за Дорогобужем у Вязьмы, потом у Царева Займища; но выходило, что по бесчисленному столкновению обстоятельств до Бородина, в ста двадцати верстах от Москвы, русские не могли принять сражения. От Вязьмы было сделано распоряжение Наполеоном для движения прямо на Москву.
Moscou, la capitale asiatique de ce grand empire, la ville sacree des peuples d"Alexandre, Moscou avec ses innombrables eglises en forme de pagodes chinoises! [Москва, азиатская столица этой великой империи, священный город народов Александра, Москва с своими бесчисленными церквами, в форме китайских пагод!] Эта Moscou не давала покоя воображению Наполеона. На переходе из Вязьмы к Цареву Займищу Наполеон верхом ехал на своем соловом энглизированном иноходчике, сопутствуемый гвардией, караулом, пажами и адъютантами. Начальник штаба Бертье отстал для того, чтобы допросить взятого кавалерией русского пленного. Он галопом, сопутствуемый переводчиком Lelorgne d"Ideville, догнал Наполеона и с веселым лицом остановил лошадь.
– Eh bien? [Ну?] – сказал Наполеон.
– Un cosaque de Platow [Платовский казак.] говорит, что корпус Платова соединяется с большой армией, что Кутузов назначен главнокомандующим. Tres intelligent et bavard! [Очень умный и болтун!]
Наполеон улыбнулся, велел дать этому казаку лошадь и привести его к себе. Он сам желал поговорить с ним. Несколько адъютантов поскакало, и через час крепостной человек Денисова, уступленный им Ростову, Лаврушка, в денщицкой куртке на французском кавалерийском седле, с плутовским и пьяным, веселым лицом подъехал к Наполеону. Наполеон велел ему ехать рядом с собой и начал спрашивать:
– Вы казак?
– Казак с, ваше благородие.
«Le cosaque ignorant la compagnie dans laquelle il se trouvait, car la simplicite de Napoleon n"avait rien qui put reveler a une imagination orientale la presence d"un souverain, s"entretint avec la plus extreme familiarite des affaires de la guerre actuelle», [Казак, не зная того общества, в котором он находился, потому что простота Наполеона не имела ничего такого, что бы могло открыть для восточного воображения присутствие государя, разговаривал с чрезвычайной фамильярностью об обстоятельствах настоящей войны.] – говорит Тьер, рассказывая этот эпизод. Действительно, Лаврушка, напившийся пьяным и оставивший барина без обеда, был высечен накануне и отправлен в деревню за курами, где он увлекся мародерством и был взят в плен французами. Лаврушка был один из тех грубых, наглых лакеев, видавших всякие виды, которые считают долгом все делать с подлостью и хитростью, которые готовы сослужить всякую службу своему барину и которые хитро угадывают барские дурные мысли, в особенности тщеславие и мелочность.
Попав в общество Наполеона, которого личность он очень хорошо и легко признал. Лаврушка нисколько не смутился и только старался от всей души заслужить новым господам.
Он очень хорошо знал, что это сам Наполеон, и присутствие Наполеона не могло смутить его больше, чем присутствие Ростова или вахмистра с розгами, потому что не было ничего у него, чего бы не мог лишить его ни вахмистр, ни Наполеон.
Он врал все, что толковалось между денщиками. Многое из этого была правда. Но когда Наполеон спросил его, как же думают русские, победят они Бонапарта или нет, Лаврушка прищурился и задумался.
Он увидал тут тонкую хитрость, как всегда во всем видят хитрость люди, подобные Лаврушке, насупился и помолчал.
– Оно значит: коли быть сраженью, – сказал он задумчиво, – и в скорости, так это так точно. Ну, а коли пройдет три дня апосля того самого числа, тогда, значит, это самое сражение в оттяжку пойдет.
Наполеону перевели это так: «Si la bataille est donnee avant trois jours, les Francais la gagneraient, mais que si elle serait donnee plus tard, Dieu seul sait ce qui en arrivrait», [«Ежели сражение произойдет прежде трех дней, то французы выиграют его, но ежели после трех дней, то бог знает что случится».] – улыбаясь передал Lelorgne d"Ideville. Наполеон не улыбнулся, хотя он, видимо, был в самом веселом расположении духа, и велел повторить себе эти слова.
Лаврушка заметил это и, чтобы развеселить его, сказал, притворяясь, что не знает, кто он.
– Знаем, у вас есть Бонапарт, он всех в мире побил, ну да об нас другая статья… – сказал он, сам не зная, как и отчего под конец проскочил в его словах хвастливый патриотизм. Переводчик передал эти слова Наполеону без окончания, и Бонапарт улыбнулся. «Le jeune Cosaque fit sourire son puissant interlocuteur», [Молодой казак заставил улыбнуться своего могущественного собеседника.] – говорит Тьер. Проехав несколько шагов молча, Наполеон обратился к Бертье и сказал, что он хочет испытать действие, которое произведет sur cet enfant du Don [на это дитя Дона] известие о том, что тот человек, с которым говорит этот enfant du Don, есть сам император, тот самый император, который написал на пирамидах бессмертно победоносное имя.
Известие было передано.
Лаврушка (поняв, что это делалось, чтобы озадачить его, и что Наполеон думает, что он испугается), чтобы угодить новым господам, тотчас же притворился изумленным, ошеломленным, выпучил глаза и сделал такое же лицо, которое ему привычно было, когда его водили сечь. «A peine l"interprete de Napoleon, – говорит Тьер, – avait il parle, que le Cosaque, saisi d"une sorte d"ebahissement, no profera plus une parole et marcha les yeux constamment attaches sur ce conquerant, dont le nom avait penetre jusqu"a lui, a travers les steppes de l"Orient. Toute sa loquacite s"etait subitement arretee, pour faire place a un sentiment d"admiration naive et silencieuse. Napoleon, apres l"avoir recompense, lui fit donner la liberte, comme a un oiseau qu"on rend aux champs qui l"ont vu naitre». [Едва переводчик Наполеона сказал это казаку, как казак, охваченный каким то остолбенением, не произнес более ни одного слова и продолжал ехать, не спуская глаз с завоевателя, имя которого достигло до него через восточные степи. Вся его разговорчивость вдруг прекратилась и заменилась наивным и молчаливым чувством восторга. Наполеон, наградив казака, приказал дать ему свободу, как птице, которую возвращают ее родным полям.]
Наполеон поехал дальше, мечтая о той Moscou, которая так занимала его воображение, a l"oiseau qu"on rendit aux champs qui l"on vu naitre [птица, возвращенная родным полям] поскакал на аванпосты, придумывая вперед все то, чего не было и что он будет рассказывать у своих. Того же, что действительно с ним было, он не хотел рассказывать именно потому, что это казалось ему недостойным рассказа. Он выехал к казакам, расспросил, где был полк, состоявший в отряде Платова, и к вечеру же нашел своего барина Николая Ростова, стоявшего в Янкове и только что севшего верхом, чтобы с Ильиным сделать прогулку по окрестным деревням. Он дал другую лошадь Лаврушке и взял его с собой.

Княжна Марья не была в Москве и вне опасности, как думал князь Андрей.
После возвращения Алпатыча из Смоленска старый князь как бы вдруг опомнился от сна. Он велел собрать из деревень ополченцев, вооружить их и написал главнокомандующему письмо, в котором извещал его о принятом им намерении оставаться в Лысых Горах до последней крайности, защищаться, предоставляя на его усмотрение принять или не принять меры для защиты Лысых Гор, в которых будет взят в плен или убит один из старейших русских генералов, и объявил домашним, что он остается в Лысых Горах.
Но, оставаясь сам в Лысых Горах, князь распорядился об отправке княжны и Десаля с маленьким князем в Богучарово и оттуда в Москву. Княжна Марья, испуганная лихорадочной, бессонной деятельностью отца, заменившей его прежнюю опущенность, не могла решиться оставить его одного и в первый раз в жизни позволила себе не повиноваться ему. Она отказалась ехать, и на нее обрушилась страшная гроза гнева князя. Он напомнил ей все, в чем он был несправедлив против нее. Стараясь обвинить ее, он сказал ей, что она измучила его, что она поссорила его с сыном, имела против него гадкие подозрения, что она задачей своей жизни поставила отравлять его жизнь, и выгнал ее из своего кабинета, сказав ей, что, ежели она не уедет, ему все равно. Он сказал, что знать не хочет о ее существовании, но вперед предупреждает ее, чтобы она не смела попадаться ему на глаза. То, что он, вопреки опасений княжны Марьи, не велел насильно увезти ее, а только не приказал ей показываться на глаза, обрадовало княжну Марью. Она знала, что это доказывало то, что в самой тайне души своей он был рад, что она оставалась дома и не уехала.
На другой день после отъезда Николушки старый князь утром оделся в полный мундир и собрался ехать главнокомандующему. Коляска уже была подана. Княжна Марья видела, как он, в мундире и всех орденах, вышел из дома и пошел в сад сделать смотр вооруженным мужикам и дворовым. Княжна Марья свдела у окна, прислушивалась к его голосу, раздававшемуся из сада. Вдруг из аллеи выбежало несколько людей с испуганными лицами.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.