Как грамотно оценить соискателя на собеседовании. Практические советы для успешного проведения собеседования

Как только за кандидатом захлопнется дверь, не откладывая в «долгий ящик», пока свежие впечатления не испарились, оцените его. После того как нижеприведенный бланк будет заполнен (а предварительно распечатан по образцу), положите его в личное дело кандидата.
Эта форма оценки кандидата будет удобна, если вы придерживались рекомендованной схемы проведения интервью. Она позволит сопоставить требуемые вакансией качества, навыки и возможности кандидата с его объективными качествами, навыками и возможностями, то есть сравнить желаемое и действительное.
Бланк оценки кандидата
Ф.И.О. кандидата: _______________________________________________ ________________
Должность: _____________________________________________________ ________________
Дата интервью: «_________»____________200__ года
Установленное время начала интервью _____________________________ ________________
Фактическое время прихода кандидата (при опоздании указать причину опоздания)______________________________________________________ ________________
№ _____________________________________________________________ _________
Характеристика «Идеальный» кандидат (в эту графу заранее вписывают желаемые качества после экспертизы вакансии) __________________________________________________________
Соответствующие данные кандидата (в эту графу вписывают фактические качества кандидата) __ ________________________________________________________________ _____________ _
Оценка

    1. Пол _____________________________________________________________ ________________
    2. Возраст __________________________________________ _______________ _____________
    3. Семейное положение ______________________________________________ _____________
    4. Названия учебных заведений, где кандидат мог бы получить необходимые для успешного выполнения своих функциональных обязанностей знания. Его желательная
      специализация и дополнительное образование ________________________ ______________________________________________________
    5. Названия возможных занимаемых кандидатом должностей._______
    6. Профиль и названия компаний, где кандидат мог бы получить и освоить необходимые для вакансии навыки.
    7. Минимальный опыт работы.
    8. Список, должностных обязанностей, которые кандидат должен был выполнять.
    9. Степень владения оргтехникой (ПК, ксерокс, факс, др.), знание программных продуктов.

10. Степень владения иностранным языком_______________
11. Профессиональные знания и навыки, необходимые кандидату.

    1. Наличие автомобиля, водительских прав с указанием категории, стажа вождения.
    2. Наличие жилья, желательное место проживания.
    3. Психологические качества, которые помогут успешно справляться с должностными обязанностями и освоить новые навыки.
    4. Психологические качества, несовместимые с работой на данной должности
    5. Психологические характеристики, позволяющие достичь совместимости с сотрудниками, непосредственно связанными с будущим работником и соответствующие корпоративной культуре организации.
    6. Психологические качества, несовместимые с работой в данной компании
    7. Дополнительные требования.

Краткая информация и мнение должностного лица, проводившего первичное интервью (т.е. ваша неформальная оценка кандидата) тоже очень важна. Ниже приведена форма, по которой вы сможете оценить соискателя. Для заполнения этой формы обведите подходящую (вашему, по возможности объективному, мнению о кандидате) цифру в каждой строчке. Посчитайте общую оценку, максимальный балл равен 60 минимальный - 12. Оптимальный балл получится, если кандидат набрал не больше трех троек при условии, что остальные отметки 4 и 5.
При оценке не путайте внешний вид со стоимостью одежды и личным вкусом кандидата, в графе внешний вид имеется в виду аккуратность прически, адекватный макияж и маникюр (если перед вами женщина), чистая, опрятная, подходящая случаю одежда, ненавязчивость аксессуаров. Кроме тембра голоса, нужно обращать внимание на темп речи, возможные дефекты звукопроизношения, словарный запас, использование жаргонных слов. В графе физического состояния особо внимательно оценивайте женщин и пожилых людей. Также следует отличать качества, необходимые при поступлении на работу, от тех, которые могут быть достаточно быстро приобретены в процессе адаптации на рабочем месте (критичность условий).
ВНЕШНИЙ ВИД

    1. Неопрятный
    2. Небрежность в одежде
    3. Опрятный
    4. Уделяет особое внимание своему внешнему виду
    1. Резкий, раздражающий
    2. Невнятный
    3. Приятный
    1. Ясный, понятный
    2. Экспрессивный, энергичный

ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

    1. Неприятная, нездоровая внешность
    2. Неэнергичный, апатичный
    3. Хорошая физическая форма, приятная внешность
    4. Бодрый, энергичный
    5. Очень энергичный, в отличной форме
    1. Нервный
    2. Стеснительный
    3. Манерный
    4. Напряженный
    5. Смущенный
    6. Спокойный
    7. Адекватный
    8. Необычайно выдержанный

УВЕРЕННОСТЬ

    1. Застенчивый
    2. Заносчивый
    3. Последовательный, доказательный
    4. Достаточно самоуверенный
    5. Прямолинейный
    6. Демонстрирует уверенность
    7. Необычайно самоуверенный
    1. Нелогичный
    2. Неопределенный
    3. Неясный
    4. Распыляется по пустякам
    5. Ясно выражается, слова адекватны значениям
    6. Убедительный
    7. Логичный
    8. Необычайная способность в логике мысли

ГИБКОСТЬУМА

    1. Тугодум, медленно соображает
    2. Равнодушно воспринимает сказанное
    3. Внимателен, четко выражает свои мысли
    4. Сообразителен, задает адекватные вопросы
    5. Необычная острота ума, воспринимает комплекс идей

МОТИВАЦИИ И АМБИЦИИ

    1. Вял, не амбициозен
    2. Отсутствие интереса к саморазвитию
    3. Демонстрирует стремление к саморазвитию
    4. Определяет будущие цели, хочет добиться успеха
    5. Высокие амбиции, саморазвитие

ОПЫТ РАБОТЫ, ОБРАЗОВАНИЕ

    1. Не соответствуют должности
    2. Не соответствуют, но полезны
    3. Соответствуют
    4. Выше требуемого
    5. Особоподходящие
    6. Продолжает учиться, повышать уровень

ЛИЧНОСТЬ КАНДИДАТА

    1. Незрелый, импульсивный
    2. Упрямый
    3. Разумный, зрелый
    4. Кооперативный
    5. Ответственный
    6. Зрелый, самодостаточный

ОТНОШЕНИЕ К ПРЕЖНЕМУМЕСТУ РАБОТЫ

    1. Ярко негативное
    2. Демонстрирует недовольство
    3. Уклоняется от прямых вопросов
    4. Выражает позитивное отношение
    5. Демонстрирует позитив, объективно оценивает «+» и «-»

ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

    1. Выражает крайнюю степень смущения или агрессии
    2. Заметно нервничает
    3. Не выражает дискомфорта, не стремится продолжать беседу
    4. Демонстрирует спокойное поведение, продолжает диалог
    5. Реагирует адекватно, ищет способы продолжения беседы

Принятое решение: «Принять» (), «Отказать» ()

Как только за кандидатом захлопнется дверь, не откладывая в "долгий ящик", пока свежие впечатления не испарились, оцените его. После того как нижеприведенный бланк будет заполнен (а предварительно распечатан по образцу), положите его в личное дело кандидата.
Эта форма оценки кандидата будет удобна, если вы придерживались рекомендованной схемы проведения интервью. Она позволит сопоставить требуемые вакансией качества, навыки и возможности кандидата с его объективными качествами, навыками и возможностями, то есть сравнить желаемое и действительное.
Бланк оценки кандидата
Ф.И.О. кандидата: _______________________________________________ ________________
Должность: _____________________________________________________ ________________
Дата интервью: "_________ "____________200__ года
Установленное время начала интервью _____________________________ ________________
Фактическое время прихода кандидата (при опоздании указать причину опоздания)______________________________________________________ ________________
№ _____________________________________________________________ _________
Характеристика "Идеальный" кандидат (в эту графу заранее вписывают желаемые качества после экспертизы вакансии) __________________________________________________________
Соответствующие данные кандидата (в эту графу вписывают фактические качества кандидата) __ ________________________________________________________________ _____________ _
Оценка

    1. Пол _____________________________________________________________ ________________
    2. Возраст __________________________________________ _______________ _____________
    3. Семейное положение ______________________________________________ _____________
    4. Названия учебных заведений, где кандидат мог бы получить необходимые для успешного выполнения своих функциональных обязанностей знания. Его желательная
      специализация и дополнительное образование ________________________ ______________________________________________________
    5. Названия возможных занимаемых кандидатом должностей._______
    6. Профиль и названия компаний, где кандидат мог бы получить и освоить необходимые для вакансии навыки.
    7. Минимальный опыт работы.
    8. Список, должностных обязанностей, которые кандидат должен был выполнять.
    9. Степень владения оргтехникой (ПК, ксерокс, факс, др.), знание программных продуктов.

10. Степень владения иностранным языком_______________
11. Профессиональные знания и навыки, необходимые кандидату.

    1. Наличие автомобиля, водительских прав с указанием категории, стажа вождения.
    2. Наличие жилья, желательное место проживания.
    3. Психологические качества, которые помогут успешно справляться с должностными обязанностями и освоить новые навыки.
    4. Психологические качества, несовместимые с работой на данной должности
    5. Психологические характеристики, позволяющие достичь совместимости с сотрудниками, непосредственно связанными с будущим работником и соответствующие корпоративной культуре организации.
    6. Психологические качества, несовместимые с работой в данной компании
    7. Дополнительные требования.

Краткая информация и мнение должностного лица, проводившего первичное интервью (т.е. ваша неформальная оценка кандидата) тоже очень важна. Ниже приведена форма, по которой вы сможете оценить соискателя. Для заполнения этой формы обведите подходящую (вашему, по возможности объективному, мнению о кандидате) цифру в каждой строчке. Посчитайте общую оценку, максимальный балл равен 60 минимальный - 12. Оптимальный балл получится, если кандидат набрал не больше трех троек при условии, что остальные отметки 4 и 5.
При оценке не путайте внешний вид со стоимостью одежды и личным вкусом кандидата, в графе внешний вид имеется в виду аккуратность прически, адекватный макияж и маникюр (если перед вами женщина), чистая, опрятная, подходящая случаю одежда, ненавязчивость аксессуаров. Кроме тембра голоса, нужно обращать внимание на темп речи, возможные дефекты звукопроизношения, словарный запас, использование жаргонных слов. В графе физического состояния особо внимательно оценивайте женщин и пожилых людей. Также следует отличать качества, необходимые при поступлении на работу, от тех, которые могут быть достаточно быстро приобретены в процессе адаптации на рабочем месте (критичность условий).
ВНЕШНИЙ ВИД

    1. Неопрятный
    2. Небрежность в одежде
    3. Опрятный
    4. Уделяет особое внимание своему внешнему виду
    1. Резкий, раздражающий
    2. Невнятный
    3. Приятный
    1. Ясный, понятный
    2. Экспрессивный, энергичный

ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

    1. Неприятная, нездоровая внешность
    2. Неэнергичный, апатичный
    3. Хорошая физическая форма, приятная внешность
    4. Бодрый, энергичный
    5. Очень энергичный, в отличной форме
    1. Нервный
    2. Стеснительный
    3. Манерный
    4. Напряженный
    5. Смущенный
    6. Спокойный
    7. Адекватный
    8. Необычайно выдержанный
    1. Застенчивый
    2. Заносчивый
    3. Последовательный, доказательный
    4. Достаточно самоуверенный
    5. Прямолинейный
    6. Демонстрирует уверенность
    7. Необычайно самоуверенный
    1. Нелогичный
    2. Неопределенный
    3. Неясный
    4. Распыляется по пустякам
    5. Ясно выражается, слова адекватны значениям
    6. Убедительный
    7. Логичный
    8. Необычайная способность в логике мысли

ГИБКОСТЬ УМА

    1. Тугодум, медленно соображает
    2. Равнодушно воспринимает сказанное
    3. Внимателен, четко выражает свои мысли
    4. Сообразителен, задает адекватные вопросы
    5. Необычная острота ума, воспринимает комплекс идей

МОТИВАЦИИ И АМБИЦИИ

    1. Вял, не амбициозен
    2. Отсутствие интереса к саморазвитию
    3. Демонстрирует стремление к саморазвитию
    4. Определяет будущие цели, хочет добиться успеха
    5. Высокие амбиции, саморазвитие

ОПЫТ РАБОТЫ, ОБРАЗОВАНИЕ

    1. Не соответствуют должности
    2. Не соответствуют, но полезны
    3. Соответствуют
    4. Выше требуемого
    5. Особо подходящие
    6. Продолжает учиться, повышать уровень

ЛИЧНОСТЬ КАНДИДАТА

    1. Незрелый, импульсивный
    2. Упрямый
    3. Разумный, зрелый
    4. Кооперативный
    5. Ответственный
    6. Зрелый, самодостаточный

ОТНОШЕНИЕ К ПРЕЖНЕМУ МЕСТУ РАБОТЫ

    1. Ярко негативное
    2. Демонстрирует недовольство
    3. Уклоняется от прямых вопросов
    4. Выражает позитивное отношение
    5. Демонстрирует позитив, объективно оценивает "+" и "-"

ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

    1. Выражает крайнюю степень смущения или агрессии
    2. Заметно нервничает
    3. Не выражает дискомфорта, не стремится продолжать беседу
    4. Демонстрирует спокойное поведение, продолжает диалог
    5. Реагирует адекватно, ищет способы продолжения беседы

Принятое решение: "Принять" (), "Отказать" ()

В советские времена рекомендацию гаранта заменяла составленная характеристика. Сегодня характеристики снова начали величать письмами-рекомендациями. Если приходил период поступать на работу, или занять важную должность. Одно дело получать характеристики, другое составлять. В современных реалиях в наш обиход вошло капиталистическое понятие как рекомендательное письмо. Почти всем приходилось связываться с понятием как характеристика. Как правило была необходима характеристика. Вот пример, который оставит время изготовления правильного документа.

Бланк оценки кандидата

Как только за кандидатом захлопнется дверь, не откла-дывая в «долгий ящик», пока свежие впечатления не испа-рились, оцените его. После того как нижеприведенный бланк будет заполнен (а предварительно распечатан по образцу), положите его в личное дело кандидата.

Эта форма оценки кандидата будет удобна, если вы придерживались рекомендованной схемы проведения интер-вью. Она позволит сопоставить требуемые вакансией каче-ства, навыки и возможности кандидата с его объективными качествами, навыками и возможностями, то есть сравнить желаемое и действительное.

БЛАНК ОЦЕНКИ КАНДИДАТА

Ф.И.О. кандидата: _______________________________________________________________

Должность: _____________________________________________________________________

Дата интервью: «_________»____________200__ года

Установленное время начала интервью _____________________________________________

Фактическое время прихода кандидата (при опоздании указать причину опоздания)______________________________________________________________________

№ ______________________________________________________________________

Характеристика «Идеальный» кандидат (в эту графу заранее вписывают желаемые качества после экспертизы вакансии) __________________________________________________________

Соответствующие данные кандидата (в эту графу впи-сывают фактические качества кандидата) __ _____________________________________________________________________________ _

Оценка

  1. Пол _____________________________________________________________________________
  2. Возраст __________________________________________ ____________________________
  3. Семейное положение ___________________________________________________________
  4. Названия учебных заведений, где кандидат мог бы получить необходимые для успешного выполнения своих функциональных обязанностей знания. Его желательнаяспециализация и дополнительное образование ______________________________________________________________________________
  5. Названия возможных занимаемых кандидатом должностей._______
  6. Профиль и названия компаний, где кандидат мог бы получить и освоить необходимые для вакансии навыки.
  7. Минимальный опыт работы.
  8. Список, должностных обязанностей, которые кан-дидат должен был выполнять.
  9. Степень владения оргтехникой (ПК, ксерокс, факс, др.), знание программных продуктов.
  10. Степень владения иностранным языком_______________
  11. Профессиональные знания и навыки, необходи-мые кандидату.
  12. Наличие автомобиля, водительских прав с указа-нием категории, стажа вождения.
  13. Наличие жилья, желательное место проживания.
  14. Психологические качества, которые помогут ус-пешно справляться с должностными обязанностями и осво-ить новые навыки.
  15. Психологические качества, несовместимые с ра-ботой на данной должности
  16. Психологические характеристики , позволяющие достичь совместимости с сотрудниками, непосредственно связанными с будущим работником и соответствующие кор-поративной культуре организации.
  17. Психологические качества, несовместимые с ра-ботой в данной компании
  18. Дополнительные требования.

Краткая информация и мнение должностного лица, проводившего первичное интервью (т.е. ваша неформаль-ная оценка кандидата) тоже очень важна. Ниже приведена форма, по которой вы сможете оценить соискателя.

Для заполнения этой формы обведите подходящую (вашему, по возможности объективному, мнению о кандидате) циф-ру в каждой строчке. Посчитайте общую оценку, макси-мальный балл равен 60 минимальный - 12. Оптимальный балл получится, если кандидат набрал не больше трех троек при условии, что остальные отметки 4 и 5.

При оценке не путайте внешний вид со стоимостью одежды и личным вкусом кандидата, в графе внешний вид имеется в виду аккуратность прически, адекватный макияж и маникюр (если перед вами женщина), чистая, опрятная, подходящая случаю одежда, ненавязчивость ак-сессуаров. Кроме тембра голоса, нужно обращать внима-ние на темп речи, возможные дефекты звукопроизношения, словарный запас, использование жаргонных слов.

В графе физического состояния особо внимательно оце-нивайте женщин и пожилых людей. Также следует отли-чать качества, необходимые при поступлении на работу, от тех, которые могут быть достаточно быстро приобре-тены в процессе адаптации на рабочем месте (критич-ность условий).

ВНЕШНИЙ ВИД

  1. Неопрятный
  2. Небрежность в одежде
  3. Опрятный
  4. Уделяет особое внимание своему внешнему виду
  5. Безупречный
  1. Резкий, раздражающий
  2. Невнятный
  3. Приятный
  4. Ясный, понятный
  5. Экспрессивный, энергичный

ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

  1. Неприятная, нездоровая внешность
  2. Неэнергичный, апатичный
  3. Хорошая физическая форма, приятная внешность
  4. Бодрый, энергичный
  5. Очень энергичный, в отличной форме

ПОВЕДЕНИЕ

  1. Нервный
  2. Стеснительный
  3. Манерный
  4. Напряженный
  5. Смущенный
  6. Спокойный
  7. Адекватный
  8. Необычайно выдержанный

УВЕРЕННОСТЬ

  1. Застенчивый
  2. Заносчивый
  3. Последовательный, доказательный
  4. Достаточно самоуверенный
  5. Прямолинейный
  6. Демонстрирует уверенность
  7. Необычайно самоуверенный

ХОД МЫСЛЕЙ

  1. Нелогичный
  2. Неопределенный
  3. Неясный
  4. Распыляется по пустякам
  5. Ясно выражается, слова адекватны значениям
  6. Убедительный
  7. Логичный
  8. Необычайная способность в логике мысли

ГИБКОСТЬ УМА

  1. Тугодум, медленно соображает
  2. Равнодушно воспринимает сказанное
  3. Внимателен, четко выражает свои мысли
  4. Сообразителен, задает адекватные вопросы
  5. Необычная острота ума, воспринимает комплекс идей

МОТИВАЦИИ И АМБИЦИИ

  1. Вял, не амбициозен
  2. Отсутствие интереса к саморазвитию
  3. Демонстрирует стремление к саморазвитию
  4. Определяет будущие цели, хочет добиться успеха
  5. Высокие амбиции, саморазвитие

ОПЫТ РАБОТЫ, ОБРАЗОВАНИЕ

  1. Не соответствуют должности
  2. Не соответствуют, но полезны
  3. Соответствуют
  4. Выше требуемого
  5. Особо подходящие
  6. Продолжает учиться, повышать уровень

ЛИЧНОСТЬ КАНДИДАТА

  1. Незрелый, импульсивный
  2. Упрямый
  3. Разумный, зрелый
  4. Кооперативный
  5. Ответственный
  6. Зрелый, самодостаточный
  1. Ярко негативное
  2. Демонстрирует недовольство
  3. Уклоняется от прямых вопросов
  4. Выражает позитивное отношение
  5. Демонстрирует позитив, объективно оценивает «+» и «-»

ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

  1. Выражает крайнюю степень смущения или агрессии
  2. Заметно нервничает
  3. Не выражает дискомфорта, не стремится продол-жать беседу
  4. Демонстрирует спокойное поведение, продолжает диалог
  5. Реагирует адекватно, ищет способы продолжения беседы

Принятое решение: «Принять» (), «Отказать» ()


Популярные образцы и шаблоны документов

  • Раздел совместного имущества супругов при разводе в Украине. Раздел общего нажитого имущества
  • Исковое заявление об изменении фамилии ребенка в судебном порядке в случае спора между родителями
  • Сообщение об обжалования решения пенсионного фонда о применении финансовых санкций
  • Споры о наследстве
    Вступление в наследство часто проходит с разными трудностями. Получение наследства по закону и завещанию отличается по своему принципу. Шаблоны заявлений, по тяжбам связанным с спорами о разделе наслества.

    Собственность и право пользования
    Шаблоны заявлений в суд по гражданским тяжбам, связанным с правом на жилье. Право на жилье включает в себя право владения проживания пользования. Относительно этого разгорается немало споров и разногласий. Существует разница между жилым фондом частной и коммунальной собственностью. По этим же причинам известны споры пользованию квартирой и по разделу лицевого счета. Примеры заявлений помогут выяснить что именно требуют указывать в исковом заявлении в суд.

    Определения личностных характеристик кандидата на вакантную должность являются одной из главных задач интервьюера. И одной из сложных, так свои преимущества соискатели пытаются преувеличить, а недостатки скрыть.

    Порой очень сложно провести анализ и сделать выбор кандидата на рассматриваемую должность. Поэтому, при проведении собеседования необходимо задать вопросы, ответы на которые помогут нам точно и правильно оценить личностные качества кандидата.

    Наиболее важные характеристики человека для трудовой деятельности - это ответственность, целеустремлённость, предприимчивость, самостоятельность, стрессоустойчивость, лидерство, планирование, организаторские способности. Приведём к каждой характеристике ряд вопросов, которые помогут её выявить и оценить.

    Для того чтобы определить, насколько кандидат ответственен, задайте такие вопросы:

    Можете ли вы брать на себя ответственность за неудачи и поражения?
    . как вы относитесь к помощи?
    . когда в последний раз вы кому-то помогли? В чём?
    . как результат вашей предыдущей работы влиял на компанию, её сотрудников?

    Целеустремлённость можно оценить, задав следующие вопросы:

    Можете ли вы преодолевать трудности?
    . как вы поступаете при появлении препятствий: продолжаете действовать, добиваться результата, или предпочитаете отступить?
    . можете ли вы перенести большое количество неудач?
    . какие ваши последние достижения?
    . что вам не удалось достигнуть? Причины?

    Для определения степени предприимчивости, получите ответы на такие вопросы:

    Умеете ли вы находить выход в трудных ситуациях?
    . будете ли вы действовать при неблагоприятных факторах?
    . с какими трудностями вы сталкивались на предыдущей работе? Как вы их решали?
    . Как вы устроились на первую работу?

    Самостоятельность можно оценить по таким вопросам:

    Когда вы заработали первые деньги?
    . куда вы потратили первые заработанные деньги?
    . когда вы стали жить отдельно от родителей?
    . когда вы начали жить за свои средства?

    Насколько претендент стрессоустойчивый, помогут определить такие вопросы:

    Можете ли вы принимать адекватные решения при нехватке времени, неопределённости, давлении?
    . какие условия должна предоставить вам компания для продуктивной работы?
    . при каких условиях вы уволитесь?

    Коммуникативные характеристики оцениваются с помощью следующих вопросов:

    Общаетесь ли вы с бывшими коллегами?
    . какие личностные качества вы цените в людях?
    . как часто вы становитесь участником конфликта?

    Задав следующие вопросы, вы выявите организаторские способности кандидата:

    Как вы распределяете обязанности среди работников?
    . Как вы контролируете своих работников?
    . по каким вопросам к вам чаще всего обращаются подчинённые?
    . за что вы штрафуете, а за что выдаёте премии?

    Для определения способности стратегического и тактического планирования следует получить ответы на такие вопросы:

    Можете ли вы одновременно заниматься несколькими делами?
    . сколько способов решения вопроса вы обычно имеете?
    . кто вам составляет планы?
    . как вы планируете свой день? Трудовое время?
    . опишите, что вы запланировали год назад? Что удалось, а что не удалось достигнуть?
    . знаете ли вы о тайм-менеджменте?

    Определить, насколько претендент обладает качествами лидера, помогут такие вопросы:

    Были ли вы старостой класса, группы, капитаном команды?
    . замечали ли вы за собой способности влиять на других людей?
    . какие качества вы цените в своём начальнике?
    . какие ваши качества ценят ваши подчинённые?
    . какие ваши негативные качества подчинённые отнесли бы в тройку лидеров?

    Задавая вышеприведенные вопросы, анализируя ответы, сопоставляя их, вы определите, насколько собеседник искренен и правдив. Оценив личностные характеристики претендента, вы быстро и легко примите решение о том, подходит ли он на вакантную должность.

    Кроме того, можно использовать и бланк для дополнительной оценки кандидата (табл. 3.3).

    Таблица 3.3

    Бланк дополнительной характеристики кандидата

    Внешний вид

    Неопрятный

    Опрятный

    Уделяет много внимания своему внешнему виду

    Уделяет мало внимания своему внешнему виду

    Поведение

    Уверенное

    Неуверенное

    Стеснительное

    Спокойное

    Неадекватное

    Заносчивое

    Манерное

    Прямолинейное

    Неискреннее

    Внимательное отношение к собеседнику

    Невнимательное отношение к собеседнику

    Невнятная и тихая речь

    Ясная и приятная речь

    Слишком эмоциональная речь

    Идеальная речь оратора

    Рассуждения

    Нелогичные

    Неопределенные

    Ясные и логичные

    Убедительные

    Неубедительные

    Незрелые

    Зрелые и самодостаточные

    Правила проведения интервью. Таким образом, чтобы интервью проводилось максимально эффективно, интервьюеру необходимо:

    • – знать точную цель проведения интервью;
    • – заранее спланировать интервью (определить время для основных вопросов (не менее 20 мин), подготовить перечень вопросов, определяющих как способности, так и личностные черты характера кандидата и др.);
    • – тщательно изучить резюме кандидата, а также другую имеющуюся информацию (сопроводительное письмо, анкету, рекомендательные письма);
    • – проводить интервью в пределах офиса и в непринужденной обстановке;
    • – предоставить возможность кандидату задать вопросы о компании и о будущем месте работы;
    • – поблагодарить кандидата за внимание к компании и сообщить точные сроки окончательного решения.

    Необходимо также помнить, что в ходе проведения интервью нежелательны следующие действия интервьюера:

    • – задавать некорректные вопросы сугубо личного характера (вопросы о вере, об интимной жизни кандидата, о проблемах со здоровьем и т.д.);
    • – вести собеседование с позиции превосходства над кандидатом или, наоборот, заигрывать с ним;
    • – резко критиковать, перебивать кандидата, проявлять невнимание или отстраненность;
    • – затягивать беседу с кандидатом более чем на 2 ч;
    • – оценивать кандидата исходя из собственных впечатлений, а не но характеристикам, необходимым для данной должности.

    Сегодня в современных компаниях наблюдается тенденция уменьшения количества собеседований с кандидатом.

    Так, в известной компании "Google" раньше проводилось более 10 собеседований с кандидатом (с менеджером по персоналу, HR-директором, непосредственным руководителем, несколькими коллегами, генеральным директором, психологом и т.п.). Сейчас в компании работает так называемое "правило пяти", которое подразумевает проведение не более пяти собеседований с каждым из кандидатов на работу в компанию. Чаще всего взамен традиционного интервью в "Google" проводились интеллектуальные игры. Помимо уровня интеллекта и наличия креативности сегодня в компании стали уделять внимание и предпринимательским способностям кандидатов.

    Виды интервью. В зависимости от того, кем организуется интервью, его можно разделить на оценочное собеседование с менеджером по персоналу, интервью с непосредственным руководителем и собеседование с вышестоящим начальником. По форме проведения интервью классифицируется как структурированное (при котором предварительно разрабатывается специальный бланк с перечнем основных вопросов на основе тех задач, которые будет решать сотрудник на будущей должности, и личностных характеристик, необходимых кандидату на данной должности), неструктурированное и полу структурированное.

    Можно выделить также биографическое интервью (вопросы о прошлом опыте и личностных характеристиках индивида (приложение 8), ситуационное интервью (case- интервью), представляющее собой серию гипотетических вопросов, которые задаются кандидату для оценки его в рассматриваемых ситуациях. Например: "Если бы вам предложили заключить неэтичную сделку, но очень выгодную для компании, как бы вы поступили?" Применяется так называемое проективное интервью (когда вопросы не адресованы напрямую кандидату). Например: "Что может вызвать конфликт в коллективе?", "Какие методы стимулирования наиболее эффективны для современного сотрудника?"

    Кроме того, выделяют традиционное и стрессовое интервью. Целью стрессового интервью является оценка способности кандидата работать в стрессовых условиях и быстро принимать решения в нестандартных ситуациях. Это производит на него крайне негативное впечатление, поэтому стрессовое интервью целесообразно использовать только в случае оценки кандидатов, работа которых связана с постоянными стрессами (страховые агенты, менеджеры по продажам, секретари, менеджеры в отделе рекламаций, телефонные операторы), и применять лишь элементы интервью этого вида при обычном собеседовании.

    К элементам стрессового интервью можно отнести: долгое ожидание интервьюера, агрессивный тон речи, безучастность и отвлеченность интервьюера, помехи во время разговора (телефонные звонки, посторонние люди), игру в "молчанку" интервьюера, быстрый темп разговора, неудобные условия беседы для собеседника, постоянное прерывание собеседника, нетактичные и неожиданные вопросы и др.

    К примеру, в ходе стрессового интервью интервьюер может задать следующие вопросы.

    • Почему мы должны взять на работу именно вас?
    • Хороший ли вы человек и почему?
    • Случается ли, что вы передаете сплетни и слухи за спиной у людей?
    • По-моему, у вас слишком завышенная самооценка, не так ли?
    • Предавали ли вы когда-нибудь друга?
    • Лжете ли вы?
    • Если на берегу будет тонуть человек, вы броситесь в воду?
    • Хотели ли бы вы занять место вашего босса? Нет? Так вы неамбициозны и нецелеустремленны? Да? Вы способны идти по головам?
    • Докажите, что вы ответственный человек.

    Ряд специалистов в области интервью считает, что лучше вообще отказаться от стрессового интервью, заменив его, например, на интересные логические задачи, которые могут помочь выявить выдержку кандидата в нестандартных ситуациях, гибкость ума и способность быстро находить решение.

    Одними из первых компаний, кто стал применять подобные методы при собеседовании, были "Google" и "Microsoft". Их руководители стремились отыскать лучших кандидатов, которые бы демонстрировали ясный ум, логику, знания, опыт, гибкость ума, креативность, эмоциональные реакции. Выявить перечисленные качества можно посредством нижеприведенных вопросов.

    • Сколько мячиков для гольфа влезет в школьный автобус?
    • Сколько в мире производителей скрипок?
    • Почему крышки на канализационных люках круглые?
    • Сколько раз в день "встречаются" стрелки часов?
    • В трех предложениях объясните маленькому ребенку, что такое база данных.

    Метод контрольных карт

    Метод контрольных карт (или программированный контроль) включает в себя ответы "да" или "нет" на серию вопросов, касающихся поведения сотрудника (табл. 3.4). Все вопросы могут иметь различную значимость (удельный вес) при определении общей оценки. И хотя этот метод обладает достаточно высокой степенью эффективности ввиду возможности детализации информации, он требует дополнительного времени для подготовки вопросов в отношении каждой категории сотрудников, а также профессионализма экспертов при выставлении конечной оценки.

    Таблица 3.4

    Бланк для оценки по методу контрольных карт

    Метод критических случаев

    Метод критических случаев основывается на описании экспертом позитивных и негативных примеров поведения работника на рабочем месте в течение определенного времени и последующем анализе "критических" случаев с работником (табл. 3.5). Метод позволяет выявить примеры, соответствующие организационным нормам и отклоняющиеся от них, и особенно полезен в период испытательного срока для нового кандидата, однако технология метода приводит к значительным сложностям при сравнении сотрудников.

    Таблица 3.5

    Примеры критических инцидентов помощника менеджера завода

    Постоянные обязанности

    Критические инциденты

    Распределение производства завода

    Полная занятость персонала и оборудования за вода; вовремя поставленные заказы

    Внедрена новая система распределения производства; сокращено число поставок заказов с опозданиями на 10%; возросла интенсивность применения оборудования на 20% за последний месяц

    Контроль используемого сырья и товарно-материальных запасов

    Минимизация стоимости товарно-материальных запасов и хорошие партнерские отношения с соответствующими поставщиками

    Стоимость хранения товарно-материальных запасов увеличена на 15% за последний месяц; перепроизводство частей "С" – на 30%

    Контроль исправности оборудования

    Отсутствие срывов производства вследствие неисправности оборудования

    Установлена новая система предотвращения неисправностей оборудования завода; предотвращена поломка машины из-за неполадки одной из составных частей

    • Самыгин С. И. [и др.] Управление персоналом. Ростов н/Д: Феникс, 2001. С. 311.
    • Dessler G. Human Resource Management (11th Edition). New-Jersey: Prentice Hall, 2007. P. 342.
    Похожие статьи

    © 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.