Арм алфавит с русской транскрипцией. Армянский алфавит, история армянского языка, язык армян, история развития армянского алфавита

оригинальное письмо, созданное Месропом Маштоцем около 406. Возникновение армянского письма связано с распространением христианства, принятого армянами в 301, и необхо­ди­мо­стью создания богослужебной литературы на армянском языке. Армянское письмо имеет фонетический характер. Первоначально алфавит содержал 36 простых знаков, каждый из которых соответствовал опреде­лён­ной фонеме . Комбинация знаков, как и диакритика , не характерна для армянского письма. Исклю­че­ние составляют знаки ու (из ո + ու) для гласного [u] и և (из ե + ւ), произносимого как . Оба знака в алфавите Месропа Маштоца отсут­ство­ва­ли. Примерно после 12 в. в алфавит вводятся ещё две графемы : знак օ [o] для дифтонга աւ и знак ֆ для [f]. Последний введён ввиду появления множества заимствований , содер­жа­щих фонему [f]. С этими изменениями письмена Месропа Маштоца употребляются и для совре­мен­но­го армянского языка. Буквы армянского письма (до перехода на арабские цифры) имели также и цифровые значения: служили для обозначения чисел от 1 до 9999.

Вопрос об источниках и характере прототипов армянского письма не получил однозначного реше­ния. Общие принципы построения алфавита Месропа Маштоца (направление письма слева направо, наличие знаков для обозначения гласных, раздельное написание букв, их употреб­ле­ние в значении цифр) указывают на вероятное влияние греческого фонетического письма . Предполагается, что Месроп Маштоц мог частично использовать так называемые Данииловы письмена (22 знака), припи­сы­ва­е­мые сирийскому епископу Даниилу; возможно использование одного из вариантов арамейского письма, а также пехлевийского курсива.

Форма знаков армянского алфавита с течением времени подвергалась различным измене­ни­ям. С 5 по 8 вв. употреблялось так называемое унциальное письмо (еркатагир), имевшее несколь­ко разно­вид­но­стей. После 12 в. установилось круглое письмо (болорагир), позже - скорописи и курсивы. Опреде­лён­ное сходство с армянским письмом обнаруживает грузинское письмо (хуцури) и алфавит кавказских албанцев.

Таблица армянского алфавита
Поряд-
ковый
номер
Армянская
буква
Название Цифровое
значение
Транс-
лите-
рация
Поряд-
ковый
номер
Армянская
буква
Название Цифровое
значение
Транс-
лите-
рация
1 Ա ա ayb 1 a 19 Ճ ճ čē 100 č
2 Բ բ ben 2 b 20 Մ մ men 200 m
3 Գ գ gim 3 g 21 Յ յ yi 300 y
4 Դ դ da 4 d 22 Ն ն nu 400 n
5 Ե ե eč̣ 5 e 23 Շ շ ša 500 š
6 Զ զ za 6 z 24 Ո ո o 600 o
7 Է է ē 7 ē 25 Չ չ č̣a 700 č̣
8 Ը ը ətʻ 8 ə 26 Պ պ 800 p
9 Թ թ tʻo 9 27 Ջ ջ ǰē 900 ǰ
10 Ժ ժ žē 10 ž 28 Ռ ռ ṙa 1000
11 Ի ի ini 20 i 29 Ս ս 2000 s
12 Լ լ liwn 30 l 30 Վ վ vew 3000 v
13 Խ խ 40 x 31 Տ տ tiwn 4000 t
14 Ծ ծ ca 50 c 32 Ր ր 5000 r
15 Կ կ ken 60 k 33 Ց ց c̣o 6000
16 Հ հ ho 70 h 34 Ւ ւ hiwn 7000 w
17 Ձ ձ ja 80 j 35 Փ փ pʻiwr 8000
18 Ղ ղ łat 90 ł 36 Ք ք kʻē 9000
37 Օ օ o o
38 Ֆ ֆ f
* Последние две буквы являются позднейшим добавлением и в месроповском алфавите отсутствовали.

Гипотетически первоначальные исходные формы армянского алфавита (5 в.)
(по реконструкции С. Н. Муравьёва).

  • Ачарян Р., Армянские письмена, Ер., 1968 (на арм. яз.);
  • Абрамян А. Г., История армянского письма и письменности, Ер., 1959 (на арм. яз.);
  • Корюн , Житие Маштоца, Ер., 1962;
  • Месроп Маштоц. Сборник статей, Ер., 1962 (на арм. яз.);
  • Севак Г. Г., Месроп Маштоц. Создание армянских письмён и словесности, Ер., 1962;
  • Периханян А. Г., К вопросу о происхождении армянской письменности, в кн.: Переднеазиатский сборник. Дешифровка и интерпретация письменностей Древнего Востока, ч. 2, М., 1966;
  • Туманян Э. Г., Ещё раз о Месропе Маштоце - создателе армянского алфавита, «Изв. АН СССР. Сер. ЛиЯ», 1968, т. 27. в. 5;
  • см. также литературу при статье Армянский язык .

На склоне горы Арагац выделяется в пышной зелени удивительный монумент – памятник армянскому алфавиту. Пожалуй, именно такие сооружения и привлекают множество путешественников в эту благословенную землю. Тем, кто хоть раз видел это грандиознее сооружение, надолго запомнятся величественные буквы, количеством в тридцать девять штук, и фигура Месропа Маштоца, их создателя, которого окружают ученики. Памятник решили создать к круглой дате – в 2007 году армянскому алфавиту исполнилось шестнадцать столетий. И он до сих пор привлекает, как зажиточных отдыхающих, так и туристов, приехавших в страну в рамках дешевого тура. Само сооружение вырезано и мягкого бархатного туфа, и над его созданием трудились, пожалуй, все камнерезы современной Армении – каждый, от ученика до мастера, хотел внести свой вклад в подобное увековечивание армянской письменности. Уже одна идея о возведении подобного монумента многое говорит о том неизбывном чувстве гордости, которое армяне испытывают к этим 39 буквам. Само наличие уникального алфавита, не похожего ни на один другой в мире – это неиссякаемый источник восторга, радости и благоговения перед его создателем. Недаром буквы уже давно превратились в некий символ свободы и независимости этой нации, а также ее следования славным традициям, за прошедшие тысячу шестьсот лет ни написание букв, ни орфографические правила существенных изменений не претерпели. Визит к этому монументу обычно включают в программу стандартного тура по Армении.Создание алфавита приписывают известному ученому Месропу Маштоцу, который жил на рубеже четвертого и пятого веков нашей эры. Он был великим просветителем, который заложил основы школы обучения в Армении, ученым, теологом, истинным христианином, с готовностью делившимся свой верой с другими людьми, знал несколько языков, а потому занимался еще и переводами, но что самое главное был исследователем лингвистики, знания которой позволили создать армянский алфавит, явление абсолютно уникальное. Месроп Маштоц состоял в переписке со многими ведущими мыслителями того времени, много путешествовал, причем не только по Армении, но и по окрестным странам. После смерти Месроп Маштоц был причислен к лику святых одновременно двух Церквей Армении, Апостольской и Католической. Туроператоры Армении нередко упоминают о нем во время проведения экскурсий.

Некоторые, впрочем, ставят под сомнение то, что великий просветитель придумал буквы с нуля. Никто не ставит под сомнение тот факт, что алфавит был окончательно оформлен именно Месропом Маштоцем, но предполагается, что письменность со схожим начертанием уже использовалась на территории Армении еще до рождения ученого. В качестве примера обычно указывают на «Данииловы письмена», которые по одной из версий были придуманы в пятом веке неким монахом Даниилом из Сирии. Другие исследователи слоны видеть истоки армянского алфавита в авестийском алфавите. Ученые, тщательно изучающие армянский язык, находят некоторые схожести между письменностью, изобретенной Месропом Маштоцем и знаками, использовавшимися в латинском, сирийском, греческом, коптском и эфиопском языках. Таким образом, армянский алфавит стал некоторым собирательным образом, знаковой квинтэссенцией христианской культуры Ближнего Востока. Месроп Маштоц обладал поистине гениальной способностью синтезировать и анализировать различные знания, а в результате смог подарить своему народу настоящий венец трудов – армянский алфавит.

В результате получилась уникальная, ни на что не похожая письменность, которая не имеет аналогов в мире, и кажется ни с какими другими начертаниями прямыми узами родства не связанная. Однако некоторые схожести, например, с тем же самым греческим у армянского алфавита есть. Это отдельное написание букв, придача им цифрового значения, наличие графонимов и лигатур. Можно найти аналоги армянским буквам и в письменности эфиопского и коптского языков. Однако подобные, слишком слабые связи с другими языками, не могут ответить на вопрос, что же является прототипом армянского алфавита, а потому серьезные исследования в этом направлении ведутся до сих пор.

Одна из особенностей алфавита заключается в том, что он абсолютно точно передает звучание устной формы языка. Эта его способность и спасла алфавит от разнообразных орфографических реформ, которые, например, не раз затрагивали состав алфавита русского языка. Знаки армянского алфавита, с точки зрения дизайна, отличает оригинальность и в то же время сдержанная простота форм – они не сложны в написании и достаточно легко запоминаются. Есть здесь и свои определенные графические законы, например, в начертании в основном используются разомкнутые контуры, и круглые формы. При самом написании, буквы достаточно легко соединяются, что позволило достаточно легко ввести скоропись, не изменяя излишне формы начертания самих букв. Сам алфавит, несомненно, можно отнести не только к памятнику культуры, но и яркому произведению искусства, которое удивительно гармонично вписалось в общую картину армянской культуры.

Конечно, даже в совершенство время вносит определенные коррективы, и если все буквы, придуманные Месропом Маштоцем, сохранились и пережили шестнадцать столетий, то сам стиль их написания с годами несколько раз менялся. С момента их появления и до двенадцатого века было принято письмо еркатагир (что в переводе означает железное), в котором присутствовало и несколько подвидов. Затем в течение двух веков хождение имел болорагир, или круглое письмо. Не совсем понятно, почему этому начертанию дали именно такое название, так как буквы наделены не плавными, а скорее резкими очертаниями. С шестнадцатого по восемнадцатый век использовалось нотариальное письмо, иначе нотрагир, которые в результате переродился в современный вариант скорописи, называемой здесь шлхагир.

] На первый взгляд кажется, что армянские буквы не похожи ни на какие другие из существующих популярных алфавитов. Часто приходилось слышать, что мол, в армянском вообще невозможно найти ничего знакомого. Но это не так, в грузинском, да, там никуда не деться (ну как же без камня в огород соседей?). В арабском тоже почти нет никаких соответствий, разве что د(д) и то условно. Но не в армянском. Итак поехали.

Буква Ա (а) - строчный вариант ա. Ну насчет прописной слов нет, она адаптирована для написания от руки. А вот если уменьшить первую палочку заглавной, а хвостик сделать пересекающей черточкой - как пишут от руки, получится нечто очень похожее на греческую альфу. Вообще говоря, это просто перевернутая A, хвотик которой сполз вбок. Очень старый символ - тот самый алеф, происхождение которого говорят идет от рогов быка.

Буква Բ (б) - строчный вариант բ - однозначное сходство греческой беттой в обоих вариантах (β).

Буква Գ (г) прописной вариант գ - кто нибудь видел как пишется прописная греческая гамма? А теперь переверните ее и немного скосите.

Буква Դ (д) строчный вариант դ - аналогично продолжите хвостик дальше - получите нечто напоминающее русское Д.

Буква Ե (е) строчный вариант ե - ну тут далеко ходить не надо, Е - просто на верхней палочке сэкономили.

Буква Է -(э) та же фигня, что и ե просто нижняя черта идет вниз а не вверх. Прописная է. Типа мол, звук похож, но чуть другой.

Буква Ը - (английское a - типа как артикль перед существительными "a table") - прописная ը - то есть типа аналог э, только вместо черточки просто закругление наверху, намекающее что мол, звук вообще почти тот же самый, только надо рот вот так скруглить когда произносишь.

Буква Յ. Угадайте что за буква? Вроде типа русская з. Но вот глядя на ее прописной вариант - յ - и места употребления - короче это английское "j" чтобы дифтонги делать смешивая с разными звуками типа у, о, а - превращая их в ю, ё и я. Скажем классическое фамильное окончание -ян пишется именно с помощью этой буквы -յան.

Буква Լ (л) - строчное լ - тут и говорить нечего. Латиняне умыкнули нашу букву. Нет? Не верите? Ладно, черт с вами, я пошутил.

Буквы Ր,Ռ (рь, твердое (русское) р) - строчные ր,ռ. Первая мягкая "р" простое упрощенное греческое ρ(ро) или как скажут наши завистники - недоделанное. Ну и хрен с ними. Все равно писать проще. Вторая заглавная менее очевидна. Но вот ее прописной вариант пишется просто как р без ножки и с чисто латинским хвостиком снизу, а если взять заглавную и продолжить хвостик, получим ту же латинскую R.

Буква Ո (o) - строчное ո - опять недоделанное о. Кстати, есть еще и отдельная буква Օ для заимствованных слов. Ну типа для приколу, вообще шутник он был этот Маштоц, тот еще. Говорят в оригинале его звали Маждоц.

Буква Ս (с) - строчное ս - повернутое С.

Буква Ф (придыхательное п или английское p) - аналог буквы Ф в русском, если судить по заимствованным из греческого словам, не буду вдаваться в подробности, но в общем, там где в современном русском используется Ф в словах заимствованных из греческого, например та же философия, в армянском используется та же буковка, только произносится она как вот эта самая придыхательная փ. Лингвисты конечно знают поподробней, но для общего запоминания и этого достаточно.

Буква Ֆ(ф). Просто лишняя буква, присобачили чтобы иностранные слова со звуком "ф" можно было писать (родных нет), типа озаботились нашим удобством. В общем, дареному коню в зубы не смотрят. Удобно и ладно. Тем более что в 20-21 веках очень пригодилась.

Буква Հ (h) вроде бы не слишком и похожи. Но прописная один к одному (հ).

Буква Ձ (дз). Строчная ձ. Короче дзетта один к одному в ее прописных вариантах.

Буквы Մ,Ն (м, н). Строчные մ,ն. Тут тов. Маждоц оторвался по полной. На капитальных не так видно, но на строчных симметрия видна очень даже. Ну типа, похожим звукам похожие буквы. Чего мелочиться, да и школьникам легче.

Буква S (т). Ну вроде никаких соответствий, но вот что интересно, что чередование "т" - "с" было замечено в латинском языке - ну типа бог войны Марс(Mars), а вот месяц называется уже мартом - от слова Martius, на армянском же "март" просто означает "война" да и все слова с этим корнем имеют отношения к военному делу, ну так или иначе, можно еще найти несколько слов, где это замещение наблюдалось. ՄԱՐՏ - ну учтя все что выше было написано - можно сразу же спокойно прочесть как "март".

Буква Ք - (придыхательное г), весьма похожа на ِԳ, так и было задумано. Ну типа раз похожа, пущай будет.

Буква Ղ (гх или украинское или воронежское г) - вообще интересная буква, если верхнюю скругленность убрать, получается Լ(л). Казалось бы, и где тут сходство? А вот оказывается в чем. Очень много слов, которые в большинстве индоевропейских языках пишутся с буквой Л, в армянском на этом месте употребляется эта загадочная буковка. То бишь Елена пишется как ՀԵՂԻՆԵ (Хегхине), Павел как ՊՈՂՈՍ(Погхос), Лазарь как ՂԱԶԱՐՈՍ (Гхазарос) и т.д. Судя по всему, когда-то эта буква незначительно отличалась по произношению от буквы Լ(л), поэтому и была обозначена похожим знаком, а потом уже ее звучание изменилось. В общем несложно запомнить.

Буква Կ(к) - просто лишенная нижней закорючки и перевернутая назад буква К. Уж не знаю зачем именно так.

Буквы Ջ, Չ (дж, ч) - строчные ջ, չ. По той же схеме похожие звуки (разница в озвончении) похожими символами. За что создателю особый поклон.

Буквы Ց,Ծ (ц, ть в слове хоть). Тот же трюк - первая буковка типа кружочек, начинающийся с круглой завитушки наверху, вторая типа тот же кружочек, но одним движением, без завихрения, просто два хвостика. Хитро.

Буквы Վ,Ւ (в, английское w), строчные վ,ւ. Та же схема что и в случае с ն и մ. Вторая буква правда сейчас произносится либо как "в" либо вообще не произносится, иногда ее превращают в лигатуру և от եւ, либо используют чтобы получить звук "у" из сочетания букв ո(о) и ւ(английское w) - "ու".

Буквы Շ,Չ (ш,ч) - строчные շ,չ. Буква Չ(ч) уже упоминалась уже выше в сочетании с Ջ(дж). ّА тут получилось что две похожие шипящие получаются друг из друга простым разворотом на 180 градусов.

В современном армянском алфавите 39 букв, из них 8 букв передают гласные звуки, 30 букв — согласные звуки, а буква և(ев или йев) передает два, часто три звука вместе. Этот алфавит был создан в 405-м году армянским просветителем, ученым и проповедником христианства Месропом Маштоцем (361-440). Первоначально в нем было 36 букв, а буквы և ,օ и ֆ появились позднее, в частности, օ и ֆ — в XII веке.

Порядок букв армянского алфавита и приблизительное звучание армянских букв (читаются слева направо):

Армянский алфавит наилучшим образом отражает фонетическую систему армянского языка, поэтому в нем нет диакритических знаков, уточняющих произношение букв, что нередко встречается во многих современных языках, использующих для письма, например, латинскую графику. Уникальность армянского алфавита заключается и в том, что его буквы и их написание дошли до наших дней практически в неизменном виде. Это безусловно облегчает прочтение древних рукописей, надписей и их изучение.

Месроп Маштоц (361-440)

Истории редко известны имена создателей алфавитов в древности. Месроп Маштоц — первый исторический деятель, создание которым письменной системы связано не с легендой, а документально подтверждено. Маштоц не только создатель алфавита, но также и великий просветитель, который, в отличие от других изобретателей систем письма, лично открывал школы в разных провинциях страны и способствовал распространению грамотности, и его миссия сыграла исключительную роль в истории армянского народа. Учитывая исключительные заслуги Месропа Маштоца перед армянской нацией, Армянская Апостольская Церковь причислила его к лику святых. В Республике Армения учрежден орден Святого Месропа Маштоца, являющийся высшей государственной наградой, присуждаемой за выдающиеся достижения в области культуры, образования, общественной деятельности.

Месроп Маштоц был деятелем регионального масштаба, широко известным и за пределами Армении. Он побывал в течение своей жизни и деятельности во многих странах, и история также приписывает ему создание албанского и грузинского алфавитов, что по вполне понятным причинам отрицается некоторыми грузинскими учеными. Однако поразительное сходство букв армянского алфавита, автором которых является Месроп Маштоц, с древнегрузинскими буквами, которое никак не может быть случайным совпадением, однозначно говорит о безусловной причастности Маштоца к созданию последних.

На основе букв армянского алфавита в древности применялась армянская система счисления, принцип которой заключается в том, что заглавные буквы соответствуют цифрам в десятичной системе счисления:

Ա-1, Բ-2, Գ-3, Դ-4, Ե-5, Զ-6, Է-7, Ը-8, Թ-9, Ժ-10, Ի-20, Լ-30, Խ-40, Ծ-50, Կ-60, Հ-70, Ձ-80, Ղ-90, Ճ-100, Մ-200, Յ-300, Ն-400, Շ-500, Ո-600, Չ-700, Պ-800, Ջ-900, Ռ-1000, Ս-2000, Վ-3000, Տ-4000, Ր-5000, Ց-6000, Ու-7000, Փ-8000, Ք-9000. Последние три буквы армянского алфавита, появившиеся позднее, не имеют числового эквивалента.

Цифры в этой системе образовываются путем простого добавления, например:

Ռ ՊԾ Ե = 1855 = 1000+800+50+5 .

Данная система счисления используется церковью и в настоящее время. Например, имя Католикоса Всех Армян Гарегина II пишется так: ԳարեգինԲ.

…познать мудрость и наставление, понять изречения разума…

Притчи Соломона, Ветхий Завет

Алфавит – гордость армянского народа. По праву. Он был создан в самом начале V века нашей эры ученым и просветителем Месропом Маштоцем. И это не легенда, а документально подтвержденный факт.

В те далекие времена Армения уже приняла христианство, но распространение его было затруднено, так как Библия была доступна только на греческом и ассирийском языках. Более того, страна оказалась разделена между Римской империей, где уже было принято христианство, и Персией, где господствовала чуждая религия – зороастризм. В «персидской» части возросло влияние язычников. В переводе Библии и богословских книг на армянский язык Месроп Маштоц видел продолжение распространения христианства по всей Армении, а вместе с ним и укрепление государства.

Создание алфавита не было спонтанным решением одного человека. В Эчмиадзине, который тогда назывался Вагаршапат, созвали собор, куда съехались епископы со всей страны. Идею разработки алфавита поддержали католикос и царь.

Новая система письма появилась не сразу. Сначала Месроп Маштоц в качестве алфавита взял данииловы письмена. Они очень древние, привезены из Месопотамии. Ученые до сих пор спорят, какой народности принадлежали эти буквы, и каково их происхождение. Данииловы письмена начали использовать, но очень скоро (около двух лет прошло) стало понятно, что этих букв недостаточно для отражения всех звуков армянского языка. Тогда Месроп Маштоц со своими учениками предпринял лингвистическую экспедицию в Месопотамию, где изучая системы письма других народов он создал армянский алфавит.

Новый алфавит состоял из 36 букв, из них 7 гласных и 29 согласных. В XII веке добавились одна гласная и одна согласная буквы. XX век увеличил алфавит еще на одну букву, итого их стало 39, а выглядят они вот так.

Однако это еще не все. Армянские буквы использовались для обозначения цифр. На экскурсии в Матенадаране (научно-исследовательский институт, хранилище древних рукописей в Ереване) нам рассказали, что традиционно буквы записывались в четыре ряда. Это как раз и связано с числовой раскладкой:

Видно, что есть буквы, отведенные под обозначение единиц, десятков, сотен и тысяч. А три буковки, добавленные позже, уже никакого численного значение не получили. Например, 2012 год в армянских буквах запишется следующим образом:

Достаточно просто. Если я правильно поняла, то в качестве цифр использовали заглавные буквы и, наверно, так их в тексте среди других букв и отличали. Надеюсь, аббревиатур тогда не использовали, а то вот бы путаница была .

Одно из достоинств армянского алфавита заключается в том, что его буквы дошли до нас с далеких времен в неизменном виде. Это означает, что тексты, написанные, скажем, в V веке могут быть прочитаны и сейчас без особых проблем. Мне кажется, что не одно поколение исследователей вспомнило добрым словом Месропа Маштоца за это.

Экскурсовод в Матенадаране рассказала нам, что V век был особенным в истории Армении. Несмотря на разделение страны и политическую нестабильность в государстве, с изобретением системы письма начинается время просветительства. Не только обучали новому алфавиту всех людей, не только переводили Библию, но и переписывали книги. В большом количестве. С разных языков. Разной тематики. В Матенадаране сохранилась рукопись – историко-философский сборник, которому больше тысячи лет. Мы видели книгу – список с более древней греческой рукописи, оригинал не сохранился, но ученые все равно смогли прочитать текст благодаря удивительному армянскому алфавиту и таланту каллиграфа-переписчика.

Нечто удивительное. Очень аккуратно, скрупулезно, буковка к буковке, строчка к строчке создана рукопись. На первый взгляд кажется, что это отпечатано в типографии. «Невозможно так написать!», — первое, что приходит в голову. Возможно. Труднеепредставить сколько сил и терпения вложено.

Переписывались не только богословские книги. Разные. Нам показали книги, связанные с нотами. Текст написан буквами, а сверху начертаны специальные значки – армянские ноты, которые до сих пор учеными не расшифрованы, но в Матенадаране уверены, что это непременно удастся сделать.

Есть целый стенд, посвященный точным наукам. Книга по медицине, которая гласит, что по радужке глаза можно определить болезнь человека, даже с картинками. Мы видели травник с очень подробными и тщательными рисунками. Вот только представьте. Один человек создал этот травник, не один год, наверное, потрачен на него, что само по себе вызывает уважение. Другой человек дотошно его переписал не самыми простыми в начертании буквами, да еще и иллюстрации перерисовал. В голове не укладывается.

Список с "Начал" Евклида. Рукопись XII век

Конечно же в Матенадаране есть книги по математике. Я видела список с Геометрии Евклида (оригинал IIIв до н.э.). Перевод VII века, а рукопись XIIвека. Такая реликвия! Да я даже мечтать об этом не могла! От этой витрины меня Дима за ручку уводил. Копия трудов Коперника тоже присутствует.

Помимо книг и рукописей в Матенадаране хранятся копии документов, писем. Например, нам показали письмо Ивана Айвазовского. Он никогда не был в Армении, но вел обширную переписку с соотечественниками и всегда на армянском.

Отдельная витрина отведена под альтернативные системы письма. Есть еврейская рукопись, сделанная на коже теленка, индийская на пальмовых листьях и даже небольшая берестяная грамота из Великого Новгорода.Около копии математических глав Книги знаний Авиценны я начала тихонько поскуливать от восторга…

Удивительному армянскому алфавиту поставлены памятники. Мы видели два. Первый из них находится в Ошакане (небольшой город недалеко от Еревана). Памятник создан Дж. Торосяном в 1962 году. Буквы выполнены в виде хачкаров – армянских каменных плит, украшенных резьбой. Очень красиво. Резьба весьма тонкая, четкая и затейливая. Поначалу и не веришь, что это камень. Буквы вписаны в резные картины. Сюжет не повторяется. Памятник находится рядом с храмом Святого Месропа Маштоца. В храме – могила великого армянского просветителя, канонизированного Армянской Апостольской Церковью.

Памятник алфавиту. Ошакан. Буквы "ж", "р" и "кх"

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.