Грешно ли красить ногти. Разное — Вопросы священнику

Количество записей: 16441

Здравствуйте. Я мусульманка, но хочу пойти в церковь и поставить свечи за упокой моим родным. Я знаю, что они некрещеные, но мне хочется. Можно ли?

Халила

Можно. А еще, прочтите книжку проф. А.И. Осипова "Посмертная жизнь души". Она небольшая, много времени не займет. А Вы будете знать, как помочь уже умершим близким.

иерей Александр Белослюдов

Добрый вечер! Помогите мне, пожалуйста, мне постоянно лезут плохие мысли про Бога, но сама я так не думаю, я себя постоянно извожу тем, как я могла так подумать. А недавно произошло совсем страшное, даже писать про это страшно, я подумала: "Прокляну Бога", если что-то случится. Потом я помолилась, но эти мысли у меня из головы не уходят, и всплывает эта ужасная фраза при любой возможности. Я себя уже всю извела, помогите мне. Я же на самом деле так не думаю, но эта фраза при любой возможности снова всплывает в моей голове.

Ирина

Здравствуйте, Ирина. Эти непроизвольные помыслы называются прилогом. У них может быть несколько источников: собственная природа человека, его привычка к мысленному диалогу с самим собой, фантазировать; навык, приобретенный прежней жизнью; внешние впечатления; внушение бесов. Сам по себе прилог - не грех. Грехом будет принятие этого помысла, собеседование с ним, даже если Вам покажется, что Вы с ним боретесь таким образом, но Вы уже отдали ему внимание, и вступили с ним в диалог. Это дает возможность бесу-наветчику, даже если изначально прилог был не от него, а явился случайно, усугублять давление, приводить в большее смущение. Никак не надо обращать внимание на начальные, постоянно мелькающие в сознании, помыслы. Сначала, придется с усилием уводить свои мысли от смущающего помысла. Для этого употребляют краткую молитву: Господи, помилуй. Затем надо заняться наполнением хранилища своего ума здравой пищей духовной, чтобы душа не голодала и не выдумывала себе суррогаты в форме мечтаний. Изберите себе подходящее Вашей жизни духовное чтение. Для мирян наиболее подходит чтение отцов, писавших не для монахов, а для всех христиан вообще. Например: свт. Иоанн Златоуст, прп. Авва Дорофей, прв. Иоанн Кронштадтский, свт. Лука Войно-Ясенецкий. Из духовных писателей недавнего прошлого: игумен Никон Воробьев, схиигумен Иоанн Алексеев, архимандрит Иоанн Крестьянкин. Читайте понемногу, но ежедневно и внимательно. Делайте пометки в тех местах, где Вы нашли полезный для себя совет, чтобы потом возвращаться к этому месту и перечитывать. Обязательно читайте Евангелие с толкованиями бл. Феофилакта Болгарского. Тоже понемногу - одну-две странички. Постепенно помыслы ослабнут, а Вы приобретете навык борьбы с ними.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! Моя дочь (ей20лет) встречается с парнем-мусульманином (отец узбек, мать русская, но приняла мусульманство) уже 4года. Хотя парень хороший, но я против, говорю, лучше своей веры, православной, но она его любит, плачет. Могу ли я настоятельно препятствовать этим отношениям, или оставить их в покое? Спаси Вас Господи!

Светлана

Здравствуйте, Светлана. Надо было настоятельно препятствовать четыре года назад, а веру православную прививать еще раньше. Теперь смиритесь и молитесь. Больше ничего нельзя сделать.

иерей Александр Белослюдов

Можно ли христианке красится и одеваться со вкусом? Мне 22 года, парня до сих пор нет, парни и не смотрят в мою сторону, я не крашусь совсем, ношу длинные юбки, волосы ношу либо распущенными с ободком на голове, либо ношу "конский хвост" - название хвостика на голове. У всех моих одноклассниц уже давным давно есть парни, мужья, даже дети у некоторых есть, а у меня и у двоих моих православных одноклассниц нет второй половины. Они, как и я, одеваются как старушки, длинные юбки, ни капли макияжа на лице, носят конские хвосты из причесок. Мне очень больно ломать своими руками молодость, которая длиться у человека,а тем более, у женщины, совсем мало, старости хватит всем с избытком до гроба, а вот молодость не вернешь. Убивать свою красоту и молодость, смолоду залезать в серый мешок, мне кажется, это уже фанатизм. Конечно, главное - душа, но это не значит, что нужно не мыться годами, ходить в серой и неряшливой одежде, зализав немытые волосы в хвост, и всем демонстрировать свои прыщи на лице:"-Смотрите, я православная!". С сегодняшнего дня я начала приводить себя в порядок, мазать лицо тональником, ухаживать за ногтями и красить их, красить губы неяркой помадой. Православие православием, а ведь так можно и до "старой девы" докатиться. Страшно наблюдать, как православные женщины, а тем более, девушки, ставят крест на своей внешности, на своей молодости. Я не говорю, что нужно ходить полуголыми и разукрашенными, как попугаи. Но что греховного, если в меру следить за собой и одеваться со вкусом, по-молодежному, а не по-старушечьи? Ведь молодость длится лет до 30-ти, там уже и зрелость, и первые морщины. Образ православной женщины- это образ серого,бесполого, измученного существа? Судя по православным женщинам из нашего прихода, это так.

Лиза

Здравствуйте, Лиза. Вы должны поступать по совести, Церковь Вас ни чем не ограничивает. Вас просто предупредили - "Не влезай, убьет!" Заповеди - это не запреты, это предупреждение. Рассудите здраво: чего я хочу, семейного счастья и любви до гроба, или чтобы меня вожделели? Мы в этом мире проездом. Здесь ничего нашего нет. Только дорога и придорожные гостиницы. Не убивайте душу ради комфортного путешествия в ущерб конечной цели. Во всем поступайте согласно совести, а совесть воспитывайте понуждением к жизни по Евангелию. Не к жизни "по бабушкам", а к жизни по Христу. Нет ничего зазорного в том, чтобы следить за своей внешностью, но в меру разумную. И цель определите: Вы хотите выглядеть благообразно, или хотите привлечь самца? Отнеситесь с уважением к Образу Божию, которым Вы являетесь. Примеры, которые Вы привели, надуманные. Таких страшилищ я не вижу. Мне, правда, все женщины моложе сорока видятся школьницами и студентками, настолько хорошенькими, что на них хоть что надень, не испортишь. Надо содержать себя в чистоте и порядке, быть аккуратно, со вкусом, но не вызывающе одетой. Открою Вам секрет: мужчин привлекает целомудрие, а кобелей похоть. Чем больше обнаженного тела, тем громче призыв на генном уровне - "я готова для блуда". И на этот призыв слетаются определенного качества субъекты. Прекрасна народная мудрость: береги честь смолоду, порвется, не сошьешь. Один профессор наказывал нам: "От священника должно пахнуть мылом". Мы смеялись. А теперь понимаю, что он этим хотел сказать. Это просто признак умеренности и трезвения. Не потом и грязью, не духами и водкой, а чистотой. Но дух творит себе форму. Чистая душа не потерпит пребывать в оскверненном и нечистом сосуде, непременно приведет его в достойный себя вид. Итак, мера от совести, совесть воспитывается заповедями, а заповеди от Евангелия и святых отцов. Жестких рамок нет, совесть у каждого своя, и она, к тому же, может меняться в ту или иную сторону, в зависимости от того, чем мы ее питаем.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, дорогие батюшки! Я актриса по-образованию. Занимаюсь художественным словом - читаю детям классику по своему выбору и вкусу - от Пушкина-Крылова до Хармса-Маяковского. И Бунина, и Шмелёва, и Диккенса, и Мало и т.д. Мне захотелось, по детской памяти, прочесть детям "Сказку о Мальчише- Кибальчише", и вообще почитать Гайдара. Но, перечитав, засомневалась... Хотя помню, что в детстве мне это казалось интересным и даже человекообразующим... Как вы думаете?

Мария

Здравствуйте, Мария. Думаю, можно. Но с пояснениями. Там, где надо - дополнить исторической справкой, а что-то и пропустить.

иерей Александр Белослюдов

Слава Богу! Как избавится от греха гордости, осуждения?

Ксения

Здравствуйте, Ксения. Все грехи совершаются под действием страстей. А страсти имеют иерархию. Есть начальные страсти, беззубые щенки, с которыми можно справиться, с помощью Божией, своими силами. Есть страсти, порождаемые начальными страстями, это уже зубастые собаки, с ними сладить никак нельзя, только Господь может нас от них освободить. Но чтобы это произошло, надо бороться с начальными страстями. Гордость, гнев, зависть - зубастые псы. Голыми руками не возьмешь. Но когда-то они были щенками - объядением, негой, развлечениями, роскошью, сребролюбием и славолюбием. Чтобы разбежались собаки, надо начать гонять щенков. Соблюдать умеренность в пище, отдыхе, развлечениях (лучше совсем исключить), избегать пустопорожних разговоров, ограничивая общение необходимым минимумом. Понуждать себя к внимательной молитве, чтению Евангелия и исполнению его заповедей. Во всех замеченных погрешностях, тотчас каяться. Прибегать чаще к исповеди и причащению. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

В поисках рецептов постных блюд, прочла на одном православном сайте, что те, кто не постится, очень угодны дьяволу и будут ввергнуты в геенну огненную. Практически никто из моих родных и знакомых не постится, лишь некоторые Великим постом. Стало страшно (хотя и у меня грехов не счесть, хоть и стараюсь соблюдать посты). Действительно несоблюдение постов - великий грех?

Алевтина

Здравствуйте, Алевтина. Скажите, если у человека есть возможность открыть окно и подышать свежим воздухом, но он упорно сидит взаперти, мается головной болью, но окон не открывает, это грех или нет? Постом мы открываем окно для свежего воздуха. В книге "Аскетические опыты" свт. Игнатия, в первом томе, есть глава "О посте", прочтите ее.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! У меня такой вопрос к многоуважаемым священникам. Прочла на одном сайте что-то вроде притчи о человеке, который не мог простить кому-то обиду. Потом он все-таки простил обидчика, но видеться с ним не хотел. А когда пришел к Богу, Он сказал: да, Я простил твой грех, но видеть Я тебя не хочу. Вот и я не общаюсь с двоюродной сестрой уже лет 7, хотя раньше мы были как родные. Перестали общаться после получения ею наследства нашей бабушки, когда сестра со своей мамой практически обманным путем получили большую часть наследства. Мы с ними не ругались, но просто я перестала звонить, и она не звонит, и номера ее я сейчас не знаю, да и говорить не о чем. Значит, и меня Бог не захочет видеть? В душе я на сестру не держу зла уже давно.

Алевтина

Здравствуйте, Алевтина. Неблагодарное это дело - искать объяснения идеям, высказанным в художественных произведениях. Если левый глаз соблазняет тебя, вырви его... Нам надлежит уклоняться от встречи с людьми, общение с которыми вызывает в нас злое чувство, не поддающееся нашим усилиям его преодолеть.

иерей Александр Белослюдов

Я состою в браке уже 5 лет. Я - православный, жена - римско - католического вероисповедания. Венчались в Православной Церкви. Детей нет....

Георгий

Уважаемый Георгий! Вы просили не публиковать Ваше письмо, а отправить его Вам на электронную почту. Однако Вы указали некорректный почтовый адрес. Пожалуйста, проверьте его, и напишите нам еще раз, указав верные данные.

От редакции

Здравствуйте, я некрещеная, но хожу в церковь. Не запрещается ли это?

Жанна

Жанна, если Вы имеете веру и потребность в посещении храма, то что мешает Вам креститься? Церковный устав не запрещает некрещеным посещать богослужения (до Литургии верных). Но крестившись, Вы сможете не только молиться, но и участвовать в церковных таинствах, через которые Господь преподает нам Свою благодать. Просто подойдите к батюшке в храме, он побеседует с Вами и назначит день крещения.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Мы подали заявление на регистрацию брака на 27 сентября 2014 года, без венчания. В этот день можно ли после регистрации гулять свадьбу?

Ирина С

Ирина, 27 сентября - день Воздвижения Креста Господня. Это постный день, в который мы вспоминаем крестные страдания нашего Спасителя, Его жертву за грехи всех людей. Для православного человека веселиться и гулять в такой день неприемлемо. Я бы посоветовал Вам расписаться, а свадебные торжества перенести на день Венчания.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день,у меня такой вопрос: можно ли ходить на службу в разные церкви? Так бывает у меня. Вот, на Преображение ходила в маленькую церковь. У нас их в городе две. Одна маленькая совсем, людей много там бывает на службе в праздники, душно очень, но зато ближе к дому. И другой храм есть, новый, там мне более комфортно, на исповедь и причастие я в дальний храм хожу, привыкла уже. Но, может быть, нельзя так? Благодарю за ответы.

Анастасия

Анастасия, ходить молиться в разные храмы можно, если Вам так удобнее. А вот исповедоваться надо по возможности у одного священника, это полезнее для Вашего духовного преуспеяния. Вы все делаете правильно.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, я родилась 8 сентября, и мой небесный покровитель - Наталия Великомученица, и зовут меня Наталия. Это всё верно?

Наталия

Наталия, Вы родились в день памяти святых мучеников Адриана и Наталии Никодимийских. Святая мученица Наталия - Ваша небесная покровительница.

иерей Владимир Шлыков

Можно ли брать и оставлять себе найденные на улице иконки?

александр

Да, Александр. Лучше взять найденную иконку домой, чем оставлять ее на улице, попираемую ногами.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Помогите мне, пожалуйста. Меня зовут Владимир. Недавно купил себе нательную икону Иоанна Богослова. Скажите, можно ли мне ее носить?

Владимир

Да, можно, если Вы почитаете этого святого и молитесь ему.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Спаси ГОСПОДИ! Не могли бы Вы разъяснить, возникший вопрос? В одном месте Евангелие говорится, что Иоанн, когда крестил Иисуса Христа, видел знамение, что он Сын Бога, а в другом месте, когда он был в темнице (после крещения Иисуса Христа), он посылает своих учеников спросить Иисуса, он ли есть Мессия.

Нина

Нина, Иоанн Креститель знал и верил, что Иисус есть Христос, Сын Божий. Однако ученики его сомневались. Поэтому он и посылает своих учеников спросить у самого Спасителя - Он ли Христос. Таково толкование святых отцов.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! 18 августа умерла моя бабушка по линии отца, я с ней не общалась 10 лет, но в этот день приезжала в ее дом, 3 сентября - день рождения моего сына, можно ли его отмечать, или лучше подождать, пока пройдет сорок дней со дня смерти бабушки?

Екатерина

Обычно смерть близких людей мы чтим сорокадневным трауром. В эти дни нужно оставить веселье и больше молиться за усопшего. Можно скромно попить чаю с тортом, а малышу объяснить причину. Это будет хорошим примером любви к своим ближним.

иерей Владимир Шлыков

Почему нельзя женщине окунаться в источнике, когда она в нечистоте?

Антонина

Антонина, а почему Вы не идете в нечистоте купаться в бассейн или на реку? По правилам гигиены? А по церковным правилам в нечистоте нельзя участвовать в таинствах и прикасаться к святыне. Святой источник - это не прорубь, в него окунаются для духовной пользы, со смирением и благоговением. Вот и женщинам хорошо бы со смирением относиться к особенностям своего организма.

иерей Владимир Шлыков

Наталия

Здравствуйте, Наталья. Праздник Преображения Господня поставлен в августе, чтобы перед Пасхой, в дни Четыредесятницы, праздничным чином не нарушить покаянного настроения. После Преображения, на сороковой день, приходится праздник Крестовоздвижения. В этот день особо воспоминаются страсти Христовы. Таким образом соблюдено, что за Преображением следует восшествие Христа на Голгофу, как об этом говорит Евангелие. Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Митрополит Афанасий Лимассольский

Оставайтесь такими, какими Бог вас создал, чтобы мы красиво относились в первую очередь к самим себе, чтобы начинали с самих себя, чтобы нам не хотелось унижать и осмеивать самих себя. Иногда спрашивают:

– А грех ли краситься?

Это не грех, красься как хочешь! Но проблема в чем? В том, что ты подменяешь себя. Или вот носишь серьгу – а другой смотрит на тебя и спрашивает себя: а как ты это выдерживаешь? И зачем нацепил ее себе на бровь? Ну хорошо, но разве это не мешает тебе, будто муха сидит у тебя на лбу?

Или приходит, чтобы сказать что-нибудь, а у нее с волос свисает что-то и входит ей в глаз. Ну зачем это всё, дети? Или какие-нибудь ботинки, и тебе нужно прилагать особые усилия, чтобы удержать равновесие.

Я и в самом деле иногда так спрашиваю себя. Сижу и смотрю на них сверху из монастыря, где царит тишина, и вот издали слышно, как останавливается автомобиль, и она стук-стук-стук каблуками, пока не войдет в храм. Внутри, может, читают Евангелие и царит полная тишина. А потом она говорит:

– Я не хожу в церковь, потому что, когда войду внутрь, все оборачиваются и смотрят на меня!

Ну, конечно же, смотрят, если ты переполошила людей! Как человеку не посмотреть, что ты обула и на чем сюда пришла! У них при виде этого аж голова закружилась!

Дети, уважение начинается с себя. Ну хорошо, у женщины в природе заложено украшать себя, это так, и, конечно же, надо носить хорошую одежду. Но только нужна мера. Красота – в меру. Крайности излишни, потому что потом человек теряет меру и уже не может понять, что тут правильно, а что нет, потому что у него нет чувства меры, он утратил ощущение того, что тем самым он бросит вызов другим людям. Когда говоришь ему:

– Дитя мое, это вызывающе! – он спрашивает тебя:

– А почему? Как это может быть вызывающим?

Он этого не понимает, потому что у него уже нет меры.

Надо научиться ценить других и Самого Бога. Благодарность к Богу приходит постепенно: сначала начнешь ценить себя, уважать себя, свое тело, лицо, заботиться о нем, но по-красивому, с уважением к себе, не изменяя своего лица. Потом, когда уважаешь себя, ты уважаешь и своих родителей, учителей, брата, соседей, дядю, супругу.

Так наша жизнь становится красивой, ведь что дашь другому, то он и вернет тебе. Если ты варвар, тогда и к тебе будут относиться так же. Поэтому нам надо поработать над собой, и когда мы делаем что-нибудь, то сесть и спросить себя: «А зачем я это делаю, по какой причине? Нацепила на себя 15 серег, обвешалась ими сверху донизу. А зачем? Для красоты? Но это же некрасиво. В чем же тогда причина? Что меня к этому побуждает?» Мы должны увидеть побуждение, то есть исследовать себя, однако не с душевным надрывом, а чтобы поработать над собой.

Если спросить девушек и женщин, довольны ли они тем, как они выглядят, то очень редко можно найти ту, которой не хотелось бы изменить хотя бы часть своего тела или лица.

Сегодня мир женщин находится и визуальных СМИ и даже манипулируется ими: они по-варварски навязывают определенную практически не существующую в реальности или достижимую только путем фундаментальной ценностной ампутации собственного существа. Нынешние девушки, а завтрашние женщины испытывают, таким образом, колоссальный прессинг этого прокрустова шаблона ценностей. Вплоть до кукол Барби, ставших идеей фикс для девочек и своими сильфидичными и анорексичными размерами способных обречь на несчастье и болезни любую девушку, которая пожелала бы им уподобиться.

Даже понятие красоты из абсолютной тайны любви превратилось в набор размеров и модных пропорций тела, достигаемых путем голодания и истязаний.

Слово Божие говорит нам, что мы созданы по образу Божию. Подавляющее большинство женщин недовольно тем, как выглядит этот образ. Что же делать?

Священное Писание, Слово Божие ясно говорит нам, что мы созданы по образу Божию (См.: Быт. 1:26–27; 5:1). В то же время подавляющее большинство женщин недовольно тем, как выглядит этот образ. Что же делать?

Заметим, что это недовольство, искусственно прививаемое с помощью СМИ, на самом деле генерирует многомиллиардную индустрию диет, пластических операций, косметики, процедур и т.д., и т.д.

К сожалению, сегодняшние девушки больше не хотят быть похожими на Бога и Матерь Божию, они хотят быть как Барби, Ханна Монтана и Мисс Вселенная.

Международная статистика, особенно на Западе, где каток секуляризации основательно прошелся по человеческим душам, трагична. Тысячи девочек заканчивают жизнь самоубийством из-за своего внешнего вида. Анорексия и булимия - обычные болезни цивилизованных стран, а страх перед «безобразием» всесилен. Половина случаев депрессии на земном шаре (речь идет об 1 миллиарде человек!) обязана своим появлением отсутствию у людей уверенности в том, как они выглядят или насколько успешно играют некую роль в обществе, а не их бедностью, голодом и т.д. Таким образом, корень зла лежит не вовне, а в уме, недугующем чрезмерным следованием веяниям моды, которое порождает тление.

Шаблон искусственной красоты является генератором неизлечимой скорби, депрессии и даже смерти

Шаблон искусственной красоты является, таким образом, генератором неизлечимой скорби, депрессии и даже смерти.

Общество ничего не делает, чтобы уменьшить последствия этой эстетической пандемии, напротив, некоторые мужчины, медийно запрограммированные реагировать на трендовых марионеток, превращаются в суровых судей для женщин, не вписывающихся в эту картину.

Чего не в состоянии понять женщины - то, что мужчина интересуется не столько одеждой и пр., сколько самой женщиной, генерирующей жизнь и радость в любви и деторождении

Подлинная красота идет изнутри, она просвечивает в чистоте и верности, рождает жизнь, вносит радость в сердца людей, передает трепет вечности, благовествует о любви - этой силе всей вселенной, повествует о чудесах Божиих, смиренно отражает славу Сущего превыше небес.

Сильфида , героиня одноименного балета, - является чарующим воздушным духом. Она соблазняет юного жениха и уводит его от невесты прямо на свадьбе.

Анорексия - психическое заболевание, при котором наблюдается патологическое желание потери веса, сопровождающееся сильным страхом ожирения, недоедание. Следствием анорексии является смерть от истощения.

«Ханна Монтана » - американский телесериал о школьнице, ведущей двойную жизнь и по ночам превращающейся в поп-певицу, а также целая серия игр, использующих этот сюжет: «Одень Ханну Монтану» и т.д.

Булимия - другое нарушение пищевого поведения, распространенное сегодня наряду с анорексией. При анорексии человек считает себя толстым, даже если он ужасно худой. Поэтому он отказывается от любой еды. При булимии человек испытывает волчий голод, ест всё подряд, затем вызывает у себя искусственную рвоту или понос, чтобы очистить желудок от съеденного.

Odele lui Solomon . Oda 13 / Traducere şi introducere Ioan Valentin Istrati [Оды Соломона. Ода 13 / Перевод и введение Иоанна Валентина Истрати ]. Bucureşti: Editura Anastasia, 2003. P. 185.

Добрый день! Очень буду Вам благодарна, если получу ответ! Вопрос о внешнем облике женщины уже обсуждался, хочу спросить более конкретно. 1.Будет ли грехом использование женщиной косметики? 2. Приемлемо ли для православной женщины следить за своей внешностью, как это принято в мирском понимании: посещение косметолога, маникюр, наращивание ногтей, педикюр. 3.

Допустимо ли для православной женщины красить волосы, делать укладку волос? Ходить в обществе с непокрытой головой? 4. Одеваться стильно? Дело в том, что я сама стала посещать Храм не так давно, этот период пришелся на мой отпуск. Во время отпуска я очень много читала.

В одной из книг о косметике говорилось как об обмане, т.е. что от диавола, если у женщины накрашены глаза, – это ложь, более того, оскорбление Богу, ведь она этим говорит, что ей не нравится то, какой Он ее создал. Это же говорилось и о цвете волос и даже о том, что их не надо завивать в том случае, если они прямые от природы.

Все это я легко восприняла с помощью Божией, пока была в отпуске, а вот когда вышла на работу, стала себя ощущать очень неуютно, как белая ворона! Мои родные волосы начинают отрастать (не крашу их, поскольку не знаю, можно или нет), остальная часть волос окрашена – вид неухоженный.

Косметикой не пользуюсь, меня сотрудники уже прямо спрашивали: что это ты не красишься? Не могу сказать, что не хочу краситься! Нет, это борьба... иногда она проходит, иногда проявляется очень остро! Надо добавить, что до прихода в Церковь я очень следила за своей внешностью, скорее, даже культивировала внешнее...

Была и внешне и внутренне другой, носила джинсы и брюки, подкрашивалась (не вульгарно, но косметика была), красила волосы, была очень яркой женщиной. Потом потянулась к Богу, вышла замуж, муж первое время вообще был в шоке от того, что я становилась серенькой и другой.

На меня стало находить уныние оттого, что я не знала, могу ли накрасить глаза или нет, тогда как раньше я была очень веселой и жизнерадостной. Еще надо добавить, что раньше впдала в блуд, причем моя яркая внешность служила в этом очень хорошую службу.

От природы я не яркая. Просто однажды я прочитала статью в Интернете, в ней говорилось о том, что если женщина прибегает к косметике, каким-то облегающим вещам, то тем самым вводит других мужчин в грех мысленного прелюбодеяния, что все, что в мире считается КРАСИВЫМ, – сексуальность, женственность – это есть проявление духов блуда.

Я задумалась, во мне всего этого было с избытком... Священник, которому я исповедовалась, придерживается т.з., что женщине использовать косметику нельзя, что голова женщины, которая в браке, должна быть покрыта. Он объяснил, что все поступательно дается и не может быть все сразу.

Только меня беспокоит то, что я себя чувствую неуютно в своем внешнем проявлении сейчас. Кроме того, у меня в компании и представительские функции. Иногда думаю, что в этой внутренней борьбе есть смысл, с учетом того, что использование мною косметики и крашение волос помогли мне покатиться вниз, к блуду.

Муж сейчас опечален и тем, что я перестала быть чувственной и страстной. Признаюсь, сейчас для меня супружеские отношения не являются поиском наслаждений и удовольствий... а муж помнит меня ДРУГОЙ, хотя перед свадьбой он уже знал, видел, что изменения УЖЕ происходили со мной.

Для него раньше было приятно, что рядом с ним яркая, чувственная женщина, сейчас он частенько раздражается и говорит, что я стала, как бабулька:))) Есть еще один вопрос, на него я тоже получила ответ, только и этот ответ мне тяжело дается. Перед едой мы молимся и благословляем ее крестным знамением, на работе для меня это невозможно, я стала есть одна.

Или еду с водителем мимо Храма, внутренне начинается борьба, хочу осенить себя крестным знамением – если не осеню себя крестом, то после совесть мучит! По этому поводу батюшка мне ответил, что, конечно, если пока не готова, то потом получится, можно мысленно перекрестить пищу и мысленно помолиться.

Но при этом он же сказал, что есть слова Христа: "Кто постыдится Меня перед родом сим лукавым и прелюбодейным, того и Я постыжусь, когда приду во славе Своей". Речь идет о том, оскорблю ли я Бога своим стеснением в случае, если мысленно осеню себя крестом, а не при людях?

Как перед едой благословляется пища? Каждое блюдо осеняют крестным знамением или весь стол? Помогите! Подскажите, как быть мне? Совесть мне говорит, что краситься – Бога оскорблять, в то же время сама страдаю от этого не реализованного мною желания!

Вероятно, это глубокая страсть? И мое желание быть КАК ВСЕ и не выбиваться из общей массы? Батюшка, к которому я могу подойти с моими вопросами, всегда очень занят, мне неловко постоянно задавать ему вопросы, хотя он всегда уделяет время! Это правда!

На нем очень большая ответственность, я работаю сейчас до вечера и приехать в Храм не могу, поскольку там уже никого нет! Вот и обращаюсь к Вам!

Отвечает Олег Облогин:

Уважаемая Елена, прежде всего позвольте поздравить вас с тем, что вы задали самый длинный в истории нашего сайта вопрос! Чувствуется серьезный подход к проблеме:)))

Теперь позвольте несколько слов о главном. Дело в том, что в вашем случае принципом в жизни должны стать слова апостола Павла о том, что человеку все позволено, но не все полезно и ничто не должно обладать самим человеком.

Далее. Всегда нужно избегать крайностей – как в расслаблении духовном, так и в суровом аскетизме. Все хорошо в меру, но у каждого человека она своя, с учетом его пола, возраста, социального и семейного положения, а также особенностей характера и уровня духовного развития.

Итак, после описания важнейших принципов для правильного понимания духовной жизни я попробую помочь вам. Только сразу оговорюсь, что это только совет, а не приказ или единственно верный способ жизни для вас. Прочтите его, подумайте над ним, попробуйте его применить в своей жизни и делайте соответствующие выводы и корректировки – по необходимости.

Что ж, на конкретные вопросы придется давать не менее конкретные ответы, а потом я постараюсь пояснить свою точку зрения. Итак, приступим.

Вопрос о внешнем облике женщины уже обсуждался, хочу спросить более конкретно:

1. Будет ли грехом использование женщиной косметики? – Нет, только все хорошо в меру.

2. Приемлемо ли для православной женщины следить за своей внешностью, как это принято в мирском понимании: посещение косметолога, маникюр, наращивание ногтей, педикюр? – Абсолютно ПРИЕМЛЕМО и даже НЕОБХОДИМО.

3. Допустимо ли для православной женщины красить волосы, делать укладку волос? Ходить в обществе с непокрытой головой? – Да, не надо этого бояться.

4. Одеваться стильно? – Да, с учетом общепринятых норм поведения.

Главное помнить, что внутренний человеческий мир важнее внешнего, но внешне мы должны стараться выглядеть безупречно (чисто, аккуратно, красиво и даже стильно). Это все не исключает внутренней сосредоточенности и скромности человека – важно понимать, что внешняя обстановка и вид не самоцель, а лишь средство для нормального общения с людьми, ведь встречают-то нас по одежке!

Поэтому и на работе, и дома любой человек, а особенно женщина, должен быть ухожен и аккуратен, а неряшливость не приветствуется даже в Православии.

Насчет того, что косметика – вызов Богу и т.д., простите, но это чушь и пустословие. Подобные выводы свидетельствуют о недалекости пишущих людей. Важно исполнение заповедей Божиих и борьба со страстями, молитва и поиск смирения (внутреннего), а не использование косметики или отказ от нее.

Только важно помнить, что чрезмерное увлечение внешним обликом может привести к самолюбованию и обольщению других, нужно стараться быть скромнее, избегать излишеств. В общем-то не обязательно быть телезвездой или гиперсексуальной особой, просто нужно хорошо следить за собой.

Теперь по поводу мужа. Его вполне можно понять. Он просто еще не пришел к вере так же, как и вы. Но в будущем такое возможно. Нужно постараться поговорить и прийти к приемлемому образу жизни. В конце концов, мир в семье важнее любых предписаний, ведь не толкает же ваш муж вас на преступление или нарушение заповедей.

Постарайтесь где-то уступить ему и одновременно показать, какую внутреннюю силу и радость приносит христианство. Старайтесь больше терпеть и подавать пример добрых отношений. Не забывайте, что муж – глава семьи, чаще молитесь за него перед Богом. Остальное уладится со временем.

А быть бабулькой не надо!

Что касается приема пищи, то применяйте крестное знамение по возможности. Если это неудобно (разные люди бывают), то молитесь внутренне и кратко (Господи помилуй, Господи благослови или Иисусовой молитвой). Старайтесь делать это неявно, чтобы другие просто не догадывались бы об этом.

Такой молитвы, произнесенной мысленно и с благоговением, вполне достаточно, ибо Бог смотрит на сердце человека, а не на его уста или формально совершенное крестное знамение. Пусть ваша совесть будет спокойна. Кстати, благословляют весь стол сразу, а не по отдельности каждое блюдо.

Этот же принцип относится и к проезду мимо храма и.т.д. А насчет того, что "кто постыдится Меня...", – это сказано не по этому поводу, Бога вы не оскорбите, в вашем случае будьте спокойны.

Постарайтесь стать настоящей христианкой внутри себя, тогда и все внешнее приобретет определенный вид и смысл. Старайтесь больше читать Священное писание с толкованиями и письма Оптинских старцев (особенно Амвросия Оптинского) – думаю, все это поможет вам научиться правильной духовной жизни.

Храни вас Господь.

Юбка в пол неопределенно-грязного цвета, мешковатая кофта, затянутый платок до бровей и особое выражение бесцветного лица – то самое, с которым «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Таким, к сожалению, часто представляется обывателю образ отечественной христианки. Но между ним и подлинным христианским идеалом женственности нет ничего общего.

На перепутье культур

Внешний вид, во многом, социально обусловленное явление и способ самоидентификации. Для христиан первых веков вопрос культурной самоидентификации стоял довольно остро. Распространившись на территорию Римской империи и за её пределы, христианство несло в себе как элементы иудейской, так и греко-римской культуры.

Апостолам приходилось непросто: мало было проповедовать Христа – надо было предложить людям реальные «рекомендации» для христианской жизни, дабы евангельские идеалы укоренились в любой из национальных культур.

Ведь, по слову апостола Павла, христианин – это «новый человек», который «обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

Апостол в своих посланиях даёт наставления, касающиеся и внешнего вида христианок: «чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами».

Заметим, что речь здесь идёт не о запрете: апостол лишь говорит, что внешнее – это не главное, и не стоит тратить на это слишком много сил и средств, что, вероятно, было характерно для греко-римской культуры. Ведь Христу, в отличие от языческих богов, золото не нужно – Ему нужна любовь человека и обращение его души.

Тенденция именно к осуждению «украшательства» и ухода за собой в какой-то мере усилилась благодаря развитию монашества и появлению святоотеческой литературы, которая, по сути, стала основным (после Писания) «руководством к действию» не только для монахов. С течением времени стремление к максимальной аскезе и «умерщвление плоти» стало представляться многим не просто добродетелью, а самой сутью христианства.

Главное - уместность

С крещения Руси и до событий 1917 года христианство фактически было в России государственной религией, но, тем не менее, русские женщины, независимо от сословий, украшали себя, пользовались «притираниями» и косметикой, наряжались – в том числе и в церковь.

Дело в том, что христианство всегда относилось к внешнему виду, исходя из двух основных критериев: этического и эстетического. Этические критерии определялись базовыми нормами Евангелия, главный из которых – не вводить в соблазн.

Причём соблазн понимается в широком смысле – не только сексуально откровенный наряд может шокировать и вызвать негодование. Чрезмерная и неуместная роскошь или столь же неуместная неряшливость в образе тоже серьёзный повод для соблазна. Потому главные принципы христианской этики в отношении внешнего вида - уместность и чувство меры.

Эстетический же критерий определяется понятиями о красоте, которые бытуют в культуре того или иного христианского народа, отдельно взятого сословия и т.д.

«Православная субкультура»

Особый «православный дресс-код», превращающий женщин в бесформенно-бесполые существа – порождение «православной субкультуры», которая сформировалась в постсоветское двадцатилетие – 90-е и начало 2000-х годов.

Время, когда в Росиии религия перестала быть вне закона, вновь поставило перед христианами сложный вопрос о самоидентификации. И, к сожалению, долгий отрыв от живой христианской традиции сыграл свою роль: многие стали пытаться строить жизнь по мифологическим представлениям о благочестии дореволюционной России и «народе-богоносце» как «хранителе православия» (отсюда любовь к платочкам – некогда чисто крестьянскому элементу наряда).

В России тогда получило распространение «народное православие», которое стало национальной субкультурой, довольно маргинальной, со специфическим пониманием благочестия.

Одной из существенных черт этой субкультуры стало резкое противопоставление «церковного» и «мирского». Под «мирским», в данном случае, понималась и вся культура. Люди как бы «ушли в изоляцию», выстраивая жизнь исключительно по монашеской литературе, мифологическим представлениям об «идеалах Святой Руси» и бесчисленным апокрифическим брошюрам.

Именно тогда сформировался в этой среде довольно живучий стереотип, что раз «плоть – это зло и грех», то и относится к ней надо соответственно. Забота о себе стала представляться многим чуть ли не смертельным пороком, а замкнутая жизнь в «церковном контексте» казалась единственно правильной и «спасительной» формой существования.

Игнорирование «мирского» общества привело к тому, что необходимость в этической и эстетической оценке собственной внешности потеряла смысл. Вместо того чтобы быть «светом миру», по слову Христа, такие «православные» стали избегать и пренебрегать этим миром, пренебрегать собой в этом мире.

«Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших»

Одной из величайших христианских добродетелей святые отцы называют «рассуждение»: то есть, способность думать самостоятельно, опираясь на евангельские принципы. Пренебрежением к собственному телу и внешности мы совершаем, как минимум, два больших греха: оскорбляем ближнего, с чувствами которого не считаемся, и оскорбляем Бога, нам это тело подарившего. Это не что иное как эгоизм.

Евангелие учит любви - любви к Богу, к миру, и к себе в этом мире, как к творению Божию. Апостол Павел говорит в одном из посланий о том, что наши тела – «храм живущего в вас Святаго Духа».

Желание быть красивой грехом не является. Конечно, проще снять с себя ответственность, отгородившись от мира и одевшись в мешок. Гораздо сложнее - но и более достойно - будучи привлекательной, ухоженной, стильной женщиной, в этом непростом мире жить «с рассуждением», пытаться соответствовать подлинным христианским идеалам, неся в мир радость и любовь.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.