Главные эллинистические государства. Эллинистическая цивилизация

После смерти Александра началась борьба за его наследие между полководцами и родственниками царя. Распад державы был неизбежен. Слишком велики были завоеванные земли. Александр даже не восстановил порядок уп­равления, который существовал при персах.

Не были прочными и государства, созданные полководцами Александра. Тем не менее некоторые из них просуществовали до­вольно долго. Их называют эллинистическими царствами. В этих царствах жили и греки с македонцами, и многочисленные мест­ные народы. 15 эллинистических государствах возникла очень инте­ресная культура, сочетающая греческие и восточные черты.

Египет был одним из первых обособившихся владений Алек­сандра Македонского. Его сатрапом с 323 г. до н.э. стал македон­ский полководец Птолемей Лаг. В 305 г. до н.э. он провозгласил себя царем. Все последующие египетские пари тоже носили имя Птолемей. Птолемей I захватил также Палестину и часть Сирии, его сын Птолемей II продолжил завоевания и присоединил об­ширные территории в Малой Азии. Птолемей I расширил и ук­расил основанный Александром Македонским город Александ­рию, ставшую столицей царства Птолемеев. Высшие государствен­ные должности занимали греки, но привлекались на службу и египтяне.

Самое большое эллинистическое царство основал полководец Александра Македонского Селевк. Государство Селевкидов вклю­чало Иран. Месопотамию. Сирию, часть Малой Азии и Индии. Правда, индийские владения были быстро потеряны. Царство Селенкнлов было очень воинственным.

Древний Рим

Царский Рим. Легенды связывают основание Рима с беглецами из взятой греками-ахейцами Троп. Знатный троянец Эней после падения города долго странствовал, затем высадился в устье Тиб­ра и стал царем латинян - народа, в котором соединились троян­цы и местные жители. Потомок Энея Ромул основал в 754 - 753 гг. до н.э. город Рим и стал его первым царем. При нем население Рима состояло из его спутников - молодых мужчин. Хитростью они похитили девушек племени сабинян. Похищенные женщины примирили своих отцов и мужей. Римляне и сабиняне объедини­лись в единую общину.

После Ромула в Риме правило еще шесть царей. Сабинянин Нума Помпилий царствовал 43 года и прославился миролюбием. Зато его преемники Тулл Гостил ни и Анк Марций повели на­ступление на соседние земли. Следующий царь Тарквиний Древ­ний был этруском. При нем Рим значительно вырос.

Для принятия важных решений цари собирали народное со­брание. Оно избирало царя, принимало закон о наделении его империей (властью), Решения народного собрания утверждал сенат (совет старейшин). Потомки первых членов римской общины

именовались патрициями (от лат. раtсr - «отец»). Это была римская -аристократия. Плебеи поселились в Риме позже патрициев и первоначально не входили в состав общины, не участвовали в народном собрании и не обладали правом на землю. Шестой царь Рима этруск Сервий Туллий включил плебеев о состав римской общины. Они должны были служить в войске. Но права участво­вать в народном собрании и других нрав они так и не подучили. Седьмой царь Тарквиний, прославившийся своей жестокостью, был свергнут в 510 г. до н.э.

Термин ЭЛЛИНИЗМ введен в начале 19 в. ученым Дройзеном, который явился автором работы «История эллинизма». Произведен термин от глагола «подражаю грекам». Эллинизм – распространение эллинистического господства среди отживших культурных народов Востока.

В настоящее время это неверно, т.к. на Востоке распространяется не только Греко – македонская культура и влияет на Восток. Народы Востока оказали также свое влияние на народы Греко – македонские.

Эл. эпоха не повторяет греческих и восточных форм, а создает новые формы в экономической, политической и социальной, духовной жизни на основе взаимодействия греческих и восточных обычаев и норм. Они вызывались к жизни потребностями развития греческого и восточного народов.

По датировке – нет единой точки зрения.

Т.О. используются условные даты эпохи: последняя треть 4 в. до н.э. – последняя треть 1 тыс. до н.э.

Народы и государства, вошедшие в состав Эллинистической монархии, находятся на разных уровнях развития. Поэтому мы не можем говорить о конкретных результатах. Нет единых результатов развития.

Основные тенденции исторического развития эллинистических государств:

    Тенденции экономического развития . Дальнейшее развитие производственных сил, позитивные изменения в экономике, главным образом народа Др. Востока.

    Сельское хозяйство. Греки и македонцы принесли с собой новые способы обработки земли и технические приемы в Др. Восток. (3-х полье, уновоживание, бронзовые и железные орудия труда).

    Ремесленное производство . Греки и македонцы внедрили те приемы, которыми они владели: водонапорные приспособления, укрепление ремесленного производства, появление специальных и крупных мастерских на рабском труде.

    Торговля . Открытие новых торговых путей, расширены торговые связи, в денежное обращение втягиваются народы с натуральным хозяйством

Процесс развития на лицо, происходит улучшение в экономике.

    Политика урбанизации , важное направление деятельности эллинистических государств. (основание новых городов на завоеванных территориях). На пересечении торговых путей – города, большие деревни – в города. Т.о. создаются крупные города.

Политика урбанизации диктовалась несколькими целями:

    города – важный центр деловой деятельности.

    города становились фокусами Греко – македонской культуры на захваченной территории.

В городах появлялись колонисты. Города – центры образования и культуры. Здесь образовываются школы по греческому способу, спортивные мероприятия, театры, школы.

Во главе городов – чиновники, назначенные царем, которые претворяли в жизнь реформы и следили за их выполнением.

В эпоху эллинизма начинается процесс международного разделения труда, который проявился в том, что жители начали выпускать доходную продукцию.

    Македония – поставляет металлы, строительное дерево,

    М. Азия – шерсть, шерстяные ткани,

    Египет – хлеб, лен, льняные ткани.

Т.о. устанавливаются прочные экономические связи. Но это не оказало положительного влияния на греческие полисы на Балканах. Все кроме Каримфа переживали кризис (т.к. торговые связи перемещаются на Восток).

Эллинистические монархи активно вмешиваются в организацию хозяйственной жизни на принадлежащих им территориях. Контроль был нужен, когда только создались эллинистические государства, но потом он становится тормозом, т.к. развивается частная собственность. Контроль мешает постоянной экономике.

Монополия монархов на внешнюю торговлю, на производство наиболее выгодных ремесленных изделий, права денежной чеканки, покровительствовали ввозу одних товаров и препятствовали ввозу других.

Начинают создаваться «посевные расписания» - модель планирования с/х (какое количество с/х продуктов нужно вырастить. Каждая семья должна вырастить требуемое количество продукции). Вся продукция отбиралась, из-за чего происходит немало восстаний.

Основные тенденции организации социально – политического развития.

Собственники всех земель – царь, т.к. эллинистические монархии создавались силой оружия. Земля – главная военная добыча. Вс ё, что захвачено – принадлежит царю.

По своему использованию земли делились на:

уступленные :

Полисов, храмов, воинских поселений (клерухи), дарственные земли (за особые заслуги перед царской властью)

собственноцарские:

Обрабатывались местным коренным завоеванным населением, которое называлось «царские крестьяне». По юридическому статусу – свободные арендаторы царских земель. Но по фактическому положению – полурабские издольщики, что объяснялось следующим:

Античная и древняя формы собственности порождали соответственные уклады жизни, оказывающие влияние друг на друга. Античная: развитие рабства, что не было характерно для Востока.

Греческий полис на эллинистическом востоке отличается от классического греческого полиса, т.к. он уже не был как прежде замкнутым социально – политическим образованием. Гражданином мог быть любой свободный человек, в независимости от его этнического и социальной принадлежности, но 2 условия:

    Приобретение земли на полисных территориях,

    ежегодная плата десятины в полисную казну.

Если одно не выполняется – то гражданин лишался своих политических и гражданских прав. Гражданин одного полиса мог приобрести землю другого полиса, если эти полиса входят в экономический союз. Во главе полиса – назначаемые царем должностные лица из полисной знати, которые выполняли судебные функции и административные. Народное собрание утрачивает свое значение.

Эллинистический период характеризуется дальнейшим развитием рабовладельческих отношений на Древнем Востоке – распространяется классическое рабство. Возрастает количество рабов за счет разорения царских крестьян + разорение мелких ремесленников (т.к. они не могут конкурировать с дешевым рабским трудом). Широко используется в главных сферах производственной деятельности. Для того, чтобы поднять производительность труда рабов, их вводят на ПЕКУЛИЙ (часть хозяйства рабовладельца) участок земли или небольшие ремесленные мастерские, которая выдается в пользование отдельным рабам. Раб. становится самостоятельным хозяйственным производителем. Он сам организует хозяйственную деятельность. У них появляется заинтересованность, т.к. он отдает хозяину лишь часть произведенной продукции, а большую часть оставляет себе. У рабов появляется возможность выкупить себя и стать вольноотпущенным. Благодаря этому, многие добросовестным трудом выкупают себя из рабства. Вольноотпущенники – люди свободного статуса, но не пользующиеся политическими правами. Вольноотпущенник продолжает работать много и очень хорошо, чтобы выкупить свою семью.

Но эллинистическая эпоха – время социальной борьбы, т.к. преобладающая часть рабов не имела возможности уйти на пекулий, и их реальное положение ухудшалось.

Формы протеста рабов:

    Саботаж,

    Умышленное нанесение ущерба хозяйственному владению,

    АНАХОРЕЗИС – бегство из поместий под защиту храмов,

    Бегство в отряды неприятелей

    Восстания (В Аттике, о-в Родос)

Во 2-1 в. до н.э. идет быстрый процесс концентрации собственности и образование новой богатой элиты, которая, тяготилась монархической формой правления, т.к. монархи не могли гарантировать обладание собственностью и защитить права личности.

Поэтому, одна часть элиты поддерживает парфянские завоевания, другая – римских, которые могут все это гарантировать.

Александр Македонский, захватив огромные территории и уничтожив некогда могущественное Персидское царство, не успел создать надёжную основу для обеспечения прочности своей империи. Война диадохов после смерти императора привела к распаду македонской державы и образовании. Эллинистических государств.

Эллинистические государства

Итогом войн диадохов стало появление на карте мира новых государственных образований.

Определение 1

Эллинистические государства – это могущественные державы, пришедшие на смену греческим городам-государствам. Их особенностью было наличие огромных территорий с многочисленными городами и сёлами.

Диадохи поделили между собой земли. Самой крупной и влиятельной монархией стало государство Селевкидов. Диадох Селевк начал правление с подчинения Месопотамии. Затем его владения расширились на юг Малой Азии, север Сирии, Иран и другие территории македонских завоеваний.

Птолемей лишь немного уступал Селевку. Он образовал своё царство на территории Малой Азии, Египта, юге Сирии, захватил остров Крит. Главный город Александрия считался лучшим городом всех времён и народов.

Наряду с гигантами существовали более мелкие монархии. Династия Антигонидов укрепилась в Греции и Македонии. Множество небольших эллинистических государств появилось в Малой Азии:

  • Пергам,
  • малая Армения,
  • Пафлагония,
  • Вифиния,
  • Понт.

Все эти государства располагались на южном побережье Чёрного моря, кроме Пергама, который находился на западном берегу Средиземного моря.

Каждый царь старался укрепить независимость и расширить границы своего государства. Поэтому между владыками часто вспыхивали войны. Непримиримыми соперниками являлись Птолемеи и Селевкиды. Они не могли поделить Палестину и остров Крит.

Передел границ эллинистических государств

После решающего сражения при Ипсе диадохи не раз перекраивали границы государств. Ни одному из полководцев так и не удалось подчинить себе все земли Александра Македонского. Дольше всех пытался это сделать Селевк. Для этого он совершал поход в Индию и разгромил местного правителя. За эту победу он стал называться Никатором (Победителем). Вскоре Селевк был убит Птолемеем, земли были поделены диадохами.

Самым спокойным государством являлся Египет. Птолемей и его преемники старались править страной, учитывая местные традиции. Именно поэтому правитель был объявлен богом. Постоянная борьба с Селевкидами опустошала казну, приводила к безуспешным войнам. Могущество державы стала истощаться династическими распрями. Границы защищать стало труднее и в 30 году до н. э. Египет стал провинцией Рима.

Характерные черты эллинистических государств

Во главе каждого государственного образования стоял царь. В городах сохранялись традиции греческого полиса. Обычно власть полиса ведала только делами города, управлял государством монарх. По своим чертам эллинистические государства являлись монархиями восточного типа.

Определение 2

Монархия – это форма правления, где полнота власти сосредоточена в руках одного человека – монарха. Трон передаются по наследству. Население лишено права участвовать в управлении страной.

У власти находилась привилегированная часть населения – греко-македонские колонисты. Земля находилась в собственности царя. Он передавал большое её количество храмам, фаворитам, обеспечивал землёй военные поселения. Все земли знати и храмовые угодья обрабатывали рабы. Крестьянские хозяйства продолжали жить изолированными общинами, которые поддерживались традиций родового строя.

Производство хлеба на продажу оставалось основой экономики таких государств. Для получения высоких урожаев общины поддерживали ирригационную систему орошения.

Противостояние правящей элиты и многочисленного туземного населения приводило к усилению классовой борьбы, которая выражалась в виде национальных выступлений против иноземцев. Это тормозило развитие экономики. Применение рабского труда считается основной особенностью античного общества.

Эллинизм – период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323г. до н.э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30г. до н.э.). Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками.

Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческого языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоеванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных – в первую очередь персидской – культур, а также возникновением классического рабства.

Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям, смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Малую Азию и Египет.

17.1. Войны Диадохов.

Сразу после кончины Александра Македонского в созданной им огромной державе разразился острый кризис власти, вызванный проблемой престолонаследия. В результате компромисса между различными военными группировками преемниками умершего царя были провозглашены его слабоумный брат Арридей (под именем Филиппа III) и Александр IV – новорожденный сын Александра от Роксаны. Поскольку ни тот, ни другой не могли реально управлять государством, был назначен регент. Им стал один из наиболее опытных военачальников Пердикка. Однако вскоре он утратил популярность в войске и в 321г. до н.э. был убит собственными солдатами. После этого регентом стал Антипатр – старейший из сподвижников Александра, наместник Македонии и Греции.

Одновременно после смерти Александра началась ожесточенная борьба за власть между его полководцами – диадохами (т.е. преемниками). Закаленные в битвах воины, сильные политики, диадохи разделили сатрапии огромного царства между собой, и каждый из полководцев получил в управление одну из областей «наследия Александра». Однако это не привело к миру, так как диадохи стремились к власти, к расширению подвластных территорий, к утверждению превосходства над соперниками и постоянно вступали друг с другом в междоусобные распри. Когда в 319г. до н.э. умер Антипатр, которому удавалось своим авторитетом поддерживать единство державы, борьба между диадохами вылилась в череду почти непрерывных кровопролитных войн, которые продолжались 40 лет.

Наиболее дальновидные из диадохов проявляли нескрываемую тягу к сепаратизму, стремясь стать независимыми государями в своих областях. Так, Птолемей, один из ближайших друзей Александра Македонского, уже в 323г. до н.э. стал сатрапом Египта. Птолемей старался удержать под своей властью эту древнюю, богатую плодородными землями страну, самой природой хорошо защищенную от нападений извне. Упрочить свою власть над Египтом – к большему он не стремился, а потому в 321г. до н.э. отверг сделанное ему предложение занять пост регента. Аналогичные тенденции, хотя и не в столь ярко выраженной форме, проявляли и другие «преемники» Александра: Селевк IНикатор, ставший в 321г. до н.э. сатрапом Вавилонии, Лисимах, получивший Фракию и контролировавший зону черноморских проливов, и Кассандр, после смерти своего отца Антипатра овладевший Македонией.

Среди наследников власти Александра были и те, кто стоял за сохранение единства державы. Такой политики придерживался Пердикка, в 321г. до н.э. начавший войну против Птолемея с целью пресечь его сепаратистские устремления, и именно эта акция стоила Пердикке жизни. Впоследствии носителем идеи единого государства был Эвмен – бывший личный секретарь Александра. Единственный грек среди диадохов, он вплоть до своей гибели в 316г. до н.э. сохранял верность династии Аргеадов и пытался отстаивать интересы недееспособных «царей» – наследников.

Диадохи Антигон Одноглазый и его сын Деметрий I Полиоркет (т.е. осаждающий города) были самыми яркими фигурами в военно-политической борьбе своего времени. Они завладели «срединной» частью царства Александра Македонского – Малой Азией, Сирией и Финикией. Это позволяло Антигону одновременно воевать на нескольких направлениях и не допускать объединения сил своих противников. Начинал он свою деятельность как правитель–«сепаратист», но по мере того как его владения расширялись, Антигон все более превращался в сторонника сохранения «единого и неделимого» наследия Александра. Впрочем, он пекся не столько об интересах Филиппа III и Александра IV, сколько о собственных. Антигон одержал победу над Эвменом, изгнал Селевка I из Вавилона и на время утвердил свою власть в этом древнем городе, пытался разгромить даже Птолемея (впрочем, безуспешно).

Антигон Одноглазый объявил себя регентом, но это вызвало недовольство других диадохов. В течение нескольких лет они совместными усилиями боролись против притязаний Антигона на власть в державе. Борьба эта не принесла победы ни одной из сторон, и в 311г. до н.э. соперники заключили договор, по которому признавалось первенство Антигона, но остальным диадохам обеспечивалась неприкосновенность их территорий. Война была лишь приостановлена и через несколько лет возобновилась с новой силой.

Военные действия охватили все области огромного государства, истощая его силы. Положение осложнялось периодически вспыхивавшими в Греции восстаниями против македонского владычества. Так, сразу после получения известия о смерти Александра выступавшие против македонской гегемонии афиняне, вдохновляемые Демосфеном, в 323г. до н.э. объявили Македонии войну. Но эта так называемая Ламийская война оказалась недолгой. Уже в 322г. до н.э. войска Антипатра, разгромившие афинские сухопутные и морские силы, вступили в Афины. Афинская демократия, просуществовавшая почти два столетия, была ликвидирована, и в полисе установился олигархический режим, поддерживаемый размещенным в Афинах македонским гарнизоном. Демосфену был вынесен смертный приговор; великий оратор некоторое время скрывался от разыскивавших его македонян и в конце концов принял яд, чтобы не попасть в руки врагов.

Впоследствии в Афинах состоялось несколько государственных переворотов. Афинский полис фактически уже не являлся независимым политическим субъектом. Его существование отныне не определялось внутренними условиями, а зависело от внешних сил, прежде всего от перипетий борьбы диадохов. В 317г. до н.э. Кассандр, установив контроль над Афинами, поставил единоличным правителем города философа Деметрия Фалерского, ученика Аристотеля.

Десять лет спустя Деметрий I изгнал из Афин «тирана-философа» и объявил о восстановлении афинской демократии. Однако эта «возрожденная демократия» на деле оказалась лишь фикцией народовластия. Деметрий, поселившийся в Афинах, был провозглашен «живым богом»: ему определили для жительства Парфенон, оказывали подобающие лишь божеству почести, учредили в его честь культ и обращались к нему с запросами по любому делу, как к оракулу. Фактически один режим единовластия сменился другим.

В ходе войн за «наследие Александра» недееспособные «цари» со временем стали заложниками в руках борющихся сторон. В своем стремлении править диадохи воспринимали законных наследников власти Александра как помеху для осуществления своих амбиций и понемногу начали от них избавляться. В 317г. до н.э. был убит Филипп III, а в 311г. до н.э. – Александр IV (и с ним его мать Роксана). Таким образом, легитимная царская династия Аргеадов пресеклась. Воспользовавшись этим, Антигон Одноглазый в 306г. до н.э. объявил себя царем и назначил соправителем своего сына Деметрия I. Однако в ответ на этот шаг царский титул приняли и другие диадохи. Поддерживать единство державы Александра Македонского становилось все труднее, так как в разных ее частях правили несколько отстаивающих собственную независимость монархов.

Против Антигона Одноглазого, первенствовавшего среди диадохов, образовалась мощная коалиция, в которую вошли Селевк I, Лисимах, Кассандр и Птолемей. В 301г. до н.э. в крупном сражении у города Ипс (в Малой Азии) Антигон потерпел поражение от объединенных сил своих противников и погиб. Его обширные владения были разделены между остальными диадохами. Битва при Ипсе стала поворотным пунктом в длительной борьбе за «наследие Александра». После нее принцип сепаратизма восторжествовал и восстановить рушащуюся державу было уже невозможно.

Правда, Деметрий I пытался, хотя и без особого успеха, продолжить дело отца. В 294г. до н.э. он захватил македонский престол, оставшийся свободным после смерти Кассандра, и использовал Македонское царство, всячески укрепляя его военную и морскую мощь, для подготовки военных действий против других диадохов. Однако в 287г. до н.э., истощив ресурсы страны тратами на вооружения, он утратил доверие собственных подданных и был изгнан из Македонии Лисимахом и Пирром – царем соседнего Эпира. Через Грецию и Эгейское море Деметрий переправился с остатками войска в Малую Азию. Там в 285г. до н.э. он потерпел военное поражение от Селевка I и был вынужден сдаться ему в плен, где вскоре и умер.

Именно Селевк I в конечном счете оказался самым удачливым из диадохов. В 281г. до н.э., победив Лисимаха, он присоединил его владения (запад Малой Азии, Македонию и Фракию) к своим и, таким образом, к концу жизни сумел ненадолго объединить под своим скипетром почти всю территорию бывшей державы Александра (кроме Египта, в котором удержался Птолемей, передавший власть своим потомкам). Однако уже через год Селевк был убит подвизавшимся при его дворе авантюристом Птолемеем Керавном (побочный сын Птолемея Египетского). Еще год спустя, в 279г. до н.э., на Македонию, Грецию и Малую Азию совершили ряд опустошительных набегов полчища галлов. Внеся хаос в общую внешнеполитическую обстановку, они как бы поставили точку в войнах диадохов. Лишь через несколько лет с галльской опасностью на Балканском полуострове удалось покончить, а галлы, переправившиеся в Малую Азию, создали в ее центральной части «разбойничье государство» Галатию.

После отражения набегов галлов результаты борьбы диадохов, продолжавшейся почти полвека, стали окончательно ясны. На месте распавшейся огромной державы Александра Македонского сложилось несколько новых мощных государственных образований – так называемых эллинистических монархий. В этих государствах утвердилось правление наследников диадохов. Власть над Египтом осталась у потомков Птолемея (династия Птолемеев, или Лагидов). Большая часть азиатских владений Александра оказалась в руках потомков Селевка I (династия Селевкидов). Селевку, однако, пришлось отказаться от территорий, завоеванных Александром в Индии, которые он не в состоянии был удерживать. В Македонии укрепились потомки Антигона Одноглазого и Деметрия I (династия Антигонидов): сын Деметрия Антигон II Гонат, внеся важный вклад в отражение галльской опасности, был в 277г. до н.э. провозглашен македонским царем.

Наряду с этими крупнейшими монархиями существовали меньшие по размеру и политической роли государства. Одними из них управляли потомки не столь известных диадохов. В других у власти остались династии, правившие еще с ахеменидского времени и теперь в той или иной степени приобщившиеся к греческому образу жизни. Особая ситуация сложилась в Балканской Греции, где пока сохранялись полисы, но фактически они утратили свой государственный суверенитет и в основном поддерживали политику крупных царств. Как бы то ни было, после окончания борьбы диадохов наступил период относительной стабилизации и начали все четче проступать контуры совершенно новой, непохожей на прежние эпохи античной истории – эпохи эллинизма.

Македонский период [ | ]

Выступившие на стороне римлян этоляне остались очень недовольны условиями мира; прочие греки скоро убедились, что они только переменили одного господина на другого, дело дошло до новой войны этолян с римлянами ( -188 годы до н. э.), причем в союзе с этолянами был царь Сирии, Антиох III. В 191 г. при Фермопилах Антиох был разбит римлянами, а года через два после того и этоляне должны были покориться Риму. Этолийский союз перестал существовать (189).

Как прежде этоляне досадовали на римлян и возбуждали греков к войне с ними, так теперь недовольны были Римом и Филипп, и ахеяне, державшие сторону римлян в войне их с Антиохом и этолянами. Приблизительно к этому времени относится расширение ахейского союза , руководимого Филопеменом , на весь Пелопоннес. Спарта, Эллада, Мессении были присоединены к союзу (191-190). Но как в Спарте, так и в Мессении существовали сильные партии, стоявшие за выделение этих областей из союза. Недовольные обращались с жалобами в Рим, который не отказывался от роли посредника, судьи и устроителя Пелопоннеса; при его содействии Мессения отложилась было от ахеян (183). Возвращение Мессении в союз стоило жизни Филопемена, а с его смертью усилились внутренние смуты, умножились и поводы к вмешательству римлян в дела союза. Политическая борьба осложнялась социально-экономическою. В союзе боролись две партии: одна, не объявляя открытой войны Риму, старалась сохранить за союзом возможную меру независимости в действиях; другая настаивала на признании главенства Рима над союзом. Наиболее видными представителями обеих партий были Аристен и Калликрат, соответственно.

Конец греческой независимости [ | ]

В 171 г. до н.э. началась Третья Македонская война , от Филиппа перешедшей к сыну его Персею. В 168 г. война кончилась истреблением македонской армии при Пидне. Македония объявлена была свободной и разделена на 4 республики, зависимые от Рима. В душе сочувствуя Персею и желая ему победы над более опасным врагом, греки, и в частности

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.