Освоение сибири началось при каком царе. Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке

О начале покорения и освоения Сибири русскими – см. статью «Ермак »

Завершение борьбы с татарами за Западную Сибирь

Основанный в 1587 воеводой Данилой Чулковым Тобольск стал на первое время главным опорным пунктом русских в Сибири. Он был расположен неподалеку от прежней татарской столицы, города Сибирь. Сидевший в ней татарский князь Сейдяк приступил к Тобольску. Но выстрелами из пищалей и пушек русские отразили татар, а потом сделали вылазку и окончательно их разбили; Сейдяк был взят в плен. В этом бою пал Матвей Мещеряк, последний из четырёх атаманов-товарищей Ермака. По другому известию, с Сейдяком покончили иным способом. Он будто бы с одним киргиз-кайсацким царевичем и бывшим главным советником (карачой) хана Кучума задумал захватить Тобольск хитростью: пришел с 500 человек и расположился на лугу у города, под предлогом охоты. Догадываясь о его замысле, Чулков притворился его приятелем и пригласил для переговоров о мире. Сейдяк с царевичем, карачою и сотней татар. Во время пира русский воевода объявил, что у татарских князей на уме недобрый замысел, и велел их схватить и отправить в Москву (1588). После того город Сибирь был оставлен татарами и запустел.

Покончив с Сейдяком, царские воеводы принялись за бывшего сибирского хана Кучума , который, потерпев поражение от Ермака, ушёл в барабинскую степь и оттуда продолжал нападениями тревожить русских. Он получал помощь от соседних ногаев, женив некоторых своих сыновей и дочерей на детях ногайских князей. К нему примкнула теперь и часть мурз осиротелого Тайбугина улуса. Летом 1591 года воевода Масальский ходил в Ишимскую степь, близ озера Чили-Кула разбил Кучумовых татар и взял в плен его сына Абдул-Хаира. Но сам Кучум спасся и продолжал свои набеги. В 1594 князь Андрей Елецкий с сильным отрядом двинулся вверх по Иртышу и близ впадения в него реки Тары заложил одноименный городок. Он очутился почти в центре плодородной степи, по которой кочевал Кучум, собирая ясак с татарских волостей по Иртышу, уже присягнувших русским. Город Тара оказал большую пользу в борьбе с Кучумом. Отсюда русские неоднократно предпринимали против него поиски в степи; разоряли его улусы, вступали в сношения с его мурзами, которых переманивали в наше подданство. Воеводы не раз посылали к нему с увещаниями, чтобы он покорился русскому государю. От самого царя Федора Ивановича отправлена была к нему увещательная грамота. Она указывала на его безвыходное положение, на то, что Сибирь покорена, что сам Кучум сделался бездомным казаком, но если он явится в Москву с повинной, то в награду ему даны будут города и волости, даже и прежний его город Сибирь. Пленный Абдул-Хаир также писал отцу и склонял его покориться русским, приводя в пример себя и брата Магметкула, которым государь пожаловал волости в кормление. Ничто, однако, не могло склонить упрямого старика к покорности. В своих ответах он бьет челом русскому царю, чтобы тот отдал ему назад Иртыш. Помириться он готов, но только «правдою». Он еще прибавляет наивную угрозу: «с ногаями я в союзе, и если с двух сторон станем, то плохо будет московскому владению».

Решили во что бы то ни стало покончить с Кучумом. В августе 1598 русский воевода Воейков выступил из Тары в Барабинскую степь с 400 казаками и служилыми татарами. Узнали, что Кучум с 500 своей орды ушел на верхнюю Обь, где у него посеян хлеб. Воейков шел день и ночь и 20 августа на заре внезапно напал на Кучумово становище. Татары после жестокой схватки уступили превосходству «огненного боя» и потерпели полное поражение; ожесточившиеся русские перебили почти всех пленных: пощажены были только некоторые мурзы и семейство Кучума; было захвачено восемь его жен, пять сыновей, несколько дочерей и снох с детьми. Сам Кучум и на этот раз спасся: с несколькими верными людьми он уплыл в лодке вниз по Оби. Воейков послал к нему одного татарского сеита с новыми увещаниями покориться. Сеит нашел его где-то в сибирском лесу на берегу Оби; при нем было три сына и человек тридцать татар. «Если я не поехал к русскому государю в лучшее время, – отвечал Кучум, – то поеду ли теперь, когда я слеп и глух, и нищий». Есть что-то внушающее уважение в поведении этого бывшего хана Сибири. Конец его был жалкий. Скитаясь в степях верхнего Иртыша, потомок Чингисхана угонял скот у соседних калмыков; спасаясь от их мести, он бежал к своим бывшим союзникам ногаям и там был убит. Семейство его было отправлено в Москву, куда прибыло уже в царствование Бориса Годунова ; оно имело торжественный въезд в русскую столицу, напоказ народу, было обласкано новым государем и разослано по разным городам. В столице победа Воейкова была отпразднована с молебствием и колокольным звоном.

Освоение Западной Сибири русскими

Русские продолжали закреплять за собой область Оби построением новых городков. При Федоре и Борисе Годунове явились еще следующие укрепленные поселения: Пелым, Березов, в самых низовьях Оби – Обдорск, на среднем ее течении – Сургут, Нарым, Кетский Острог и Томск; на верхней Туре было построено Верхотурье, главный пункт на дороге из Европейской России в Сибирь, а на среднем течении той же реки – Туринск; на реке Тазе, впадающей в восточную ветвь Обской губы, – Мангазейский острог. Все эти городки снабжены были деревянными и земляными укреплениями, пушками и пищалями. Гарнизоны составлялись обыкновенно из нескольких десятков служилых людей. Вслед за ратными, людьми, русское правительство переводило в Сибирь посадских людей, и пашенных крестьян. Служилым людям также раздавались земельные угодья, в которых они устраивали кое-какое хозяйство. В каждом сибирском городке обязательно воздвигались, хотя и небольшие, деревянные храмы.

Западная Сибирь в XVII веке

Рядом с завоеванием Москва умно и расчетливо вела дело освоения Сибири, русской её колонизации. Отправляя переселенцев, русское правительство приказывало областным властям снабжать их известным количеством скота, живности и хлеба, так что поселенцы имели все нужное, чтобы немедленно завести хозяйство. Высылались и необходимые для освоения Сибири ремесленники, особенно плотники; высылались ямщики и т. д. Вследствие разных льгот и поощрений, а также молвы о богатствах Сибири туда потянулись и многие охочие люди, особенно промышленники-звероловы. Рядом с освоением началось дело обращения туземцев в христианство и их постепенное обрусение. Не имея возможности отделить для Сибири большую ратную силу, русское правительство озаботилось привлечением в нее самих туземцев; многие татары и вогулы обращены были в сословие казаков, обеспеченное земельными наделами, жалованьем и оружием. При всяком нужном случае инородцы обязаны были выставлять вспомогательные отряды конные и пешие, которые ставились под начальство русских детей боярских. Московское правительство приказывало ласкать и привлекать в нашу службу прежние владетельные роды Сибири; местных князьков и мурз оно иногда переводило в Россию, где они принимали крещение и вступали в число дворян или детей боярских. А тех князьков и мурз, которые не хотели покориться, правительство приказывало ловить и карать, городки же их выжигать. При сборе в Сибири ясака русское правительство приказывало делать облегчения бедным и старым туземцам, а в некоторых местах, вместо пушного ясака, облагало их известным количеством хлеба, чтобы приучить их к земледелию, так как своего, сибирского, хлеба производилось слишком недостаточно.

Разумеется, не все благие распоряжения центрального правительства добросовестно исполнялись местными сибирскими властями, и туземцы терпели многие обиды и притеснения. Тем не менее дело русского освоения Сибири было поставлено умно и успешно, и наибольшая заслуга в этом деле принадлежит Борису Годунову. Сообщения в Сибири шли летом по рекам, для чего строилось много казенных стругов. А дальние сообщения зимой поддерживались или пешеходами на лыжах, или ездой на нартах. Чтобы связать Сибирь с Европейской Россией сухопутьем, проложена была дорога от Соликамска через хребет до Верхотурья.

Сибирь стала вознаграждать осваивавших её русских своими естественными богатствами, в особенности огромным количеством мехов. Уже в первые годы царствования Федора Ивановича наложен был на занятый край ясак в 5000 сороков соболей, 10000 черных лисиц и полмиллиона белок.

Колонизация Сибири в царствование Михаила Федоровича Романова

Русская колонизация Сибири продолжилась и сделала значительные успехи в царствование Михаила Федоровича , особенно после конца Смутного времени . При этом государе освоение Сибири выразилось не столько постройкой новых городов (как при Федоре Иоанновиче и Годунове), сколько заведением русских сел и деревень в областях между Каменным Поясом и рекою Обью, каковы уезды Верхотурский, Туринский, Тюменский, Пелымский, Березовский, Тобольский, Тарский и Томский. Укрепив новозавоеванный край городами со служилыми людьми, русское правительство заботилось теперь о заселении его крестьянами-земледельцами, чтобы обрусить этот край и снабжать его собственным хлебом. В 1632 году из ближайшего к Европейской России Верхотурского уезда велено было отправить в Томский сотню или полсотни крестьян с женами, детьми и со всем «пашенным заводом» (земледельческими орудиями). Чтобы бывшие их верхотурские пашни не оставались впусте, приказано в Перми, Чердыни и Соли Камской вызывать охотников из вольных людей, которые бы согласились ехать в Верхотурье и садиться там на уже распаханные земли; причем им выдавались ссуда и подмога. Таких новоприбранных крестьян воеводы должны были с семьями и движимым имуществом отправлять на подводах в Верхотурье. Если мало находилось охотников к переселению в Сибирь, правительство отправляло переселенцев «по указу» из собственных дворцовых сел, давая им подмогу скотом, домашней птицей, сохой, телегой.

Сибирь в это время получает еще прирост русского населения от ссыльных: именно при Михаиле Федоровиче она делается по преимущество местом ссылки преступников. Правительство старалось избавить коренные области от людей беспокойных и воспользоваться ими для заселения Сибири. Ссыльных крестьян и посадских оно сажало в Сибири на пашни, а служилых людей верстало на службу.

Русская колонизация в Сибири совершалась по преимуществу путем правительственных мероприятий. Вольных русских поселенцев приходило туда очень мало; что и естественно при малонаселенности ближних областей Покамских и Поволжских, которые сами еще нуждались в колонизации из центральных русских областей. Условия жизни в Сибири тогда были настолько тяжелы, что переселенцы старались при всяком удобном случае перебраться назад в родные края.

Особенно неохотно шло в Сибирь духовенство. Русские поселенцы и ссыльные среди полудиких иноверцев, предавались всякого рода порокам и небрегли о правилах христианской веры. Ради церковного благоустройства патриарх Филарет Никитич учредил особую архиепископскую кафедру в Тобольске, и первым архиепископом Сибирским поставил (1621) Киприана, архимандрита Новгородского Хутынского монастыря. Киприан привез с собою в Сибирь священников, и принялся за устроение своей епархии. Он нашел там несколько уже основанных монастырей, но без соблюдения правил монашеского жития. Например, в Туринске был Покровский монастырь, в котором жили вместе монахи и монахини. Киприан основал еще несколько русских обителей, которые по его ходатайству были снабжены землями. Архиепископ нашел нравы своей паствы крайне распущенными, а для водворения здесь христианской нравственности встретил большое противодействие от воевод и служилых людей. Он послал царю и патриарху подробное донесение о найденных им беспорядках. Филарет прислал в Сибирь укорительную грамоту с описанием сих беспорядков и указал читать её всенародно в церквах.

Здесь изображается развращение сибирских нравов. Многие русские люди там крестов на себе не носят, постных дней не соблюдают. Особенно грамота нападает на семейный разврат: православные люди женятся на татарках и язычницах или женятся на близких родственницах, даже на сестрах и дочерях; служилые люди, отправляясь в дальние места, закладывают жен товарищам с правом пользования, и, если в назначенный срок муж не выкупит жену, то заимодавец продает ее другим людям. Некоторые сибирские служилые люди, приезжая в Москву, сманивают с собою жен и девиц, а в Сибири продают их литовцам, немцам и татарам. Русские воеводы не только не унимают людей от беззаконий, но и сами подают пример воровства; ради корысти чинят насилия торговым людям и туземцам.

В том же 1622 году царь посылал сибирским воеводам грамоту с запретом им вступаться в духовные дела и приказом наблюдать, чтобы служилые люди в этих делах подчинялись суду архиепископа. Наказывает им также, чтобы служилые, посылаемые к инородцам для сбора ясака, не делали им насилий, чтобы и сами воеводы насильств и неправд не чинили. Но подобные наказы мало сдерживали произвол, и нравы улучшались в Сибири очень медленно. И самые духовные власти не всегда соответствовали высокому назначению. Киприан оставался в Сибири только до 1624 года, когда был переведен в Москву митрополитом Сарским или Крутицким на место удаленного на покой Ионы, которым патриарх Филарет недоволен за его возражения против перекрещивания латинян на духовном соборе 1620. Преемники Киприана на Сибирской кафедре более известны заботами о стяжании, нежели попечениями о пастве.

В Москве осваиваемая русскими Сибирь ведалась долго в Казанском и Мещерском дворце; но в царствование Михаила Федоровича появляется и самостоятельный «Сибирский приказ» (1637). В Сибири высшее областное управление сосредоточивалось сначала в руках тобольских воевод; с 1629 года сделались от них независимы томские воеводы. Зависимость воевод мелких городов от этих двух главных была преимущественно военная.

Начало русского проникновения в Восточную Сибирь

Ясак из соболей и других ценных мехов был главным побуждением для распространения русского владычества на Восточную Сибирь за Енисеем. Обыкновенно из того или другого русского города выходит партия казаков в несколько десятков человек, и на утлых «кочах» плывет по сибирским рекам посреди диких пустынь. Когда водный путь прерывается, она оставляет лодки под прикрытием нескольких человек и пешая продолжает путь по едва проходимым дебрям или горам. Редкие, малолюдные племена сибирских инородцев призываются вступить в подданство русского царя и заплатить ему ясак; они или исполняют это требование, или отказывают в дани и собираются в толпу, вооруженную луками и стрелами. Но огонь из пищалей и самопалов, дружная работа мечами и саблями принуждают их к уплате ясака. Иногда, подавленная числом, горсть русских сооружает себе прикрытие и отсиживается в нем до прихода подкрепления. Нередко военным партиям пролагали пути в Сибири промышленники, искавшие соболей и прочих ценных мехов, которых туземцы охотно обменивали на медные или железные котлы, ножи, бусы. Бывало, что две партии казаков встречались среди инородцев и затевали доходившие до драки распри из-за того, кому брать ясак в данном месте.

В Западной Сибири русское завоевание встретило упорное сопротивление со стороны Кучумова ханства, и потом должно было бороться с ордами калмыков, киргизов и ногаев. Во время Смуты покоренные инородцы иногда делали там попытки к восстанию против русского владычества, но усмирялись. Число туземцев сильно уменьшилось, чему способствовали и вновь принесенные болезни, особенно оспа.

Енисейский край, Прибайкалье и Забайкалье в XVII веке

Покорение и освоение Восточной Сибири, совершенное большею частию в царствование Михаила Федоровича, происходило при гораздо меньших препятствиях; там русские не встретили организованного неприятеля и устоев государственного быта, а только полудикие племена тунгусов, бурят, якутов с мелкими князьями или старшинами во главе. Покорение этих племен закреплялось основанием в Сибири всё новых городов и острогов, расположенных чаще всего по рекам на узле водяных сообщений. Важнейшие из них: Енисейск (1619) в земле тунгусов и Красноярск (1622) в области татарской; в земле бурят, оказавших сравнительно сильное сопротивление, поставлен был (1631) Братский острог при впадении р. Оки в Ангару. На Илиме, правом притоке Ангары, возник Илимск (1630); в 1638 на среднем течении Лены построен был Якутский острог. В 1636–38 годах енисейские казаки, предводимые десятником Елисеем Бузой, по Лене спустились до Ледовитого моря и достигли им устья реки Яны; за ней они нашли племя юкагир и обложили их ясаком. Почти в то же время партия томских казаков, предводимая Дмитрием Копыловым, из Лены вошла в Алдан, потом в приток Алдана Маю, откуда достигла Охотского моря, обложив ясаком тунгусов и ламутов.

В 1642 году русский город Мангазея подвергся сильному пожару. После того жители его мало-помалу переселились в Туруханское зимовье на нижнем Енисее, отличавшееся более удобным положением. Старая Мангазея запустела; вместо нее возникла новая Мангазея или Туруханск.

Русское освоение Сибири при Алексее Михайловиче

Русское покорение Восточной Сибири уже при Михаиле Федоровиче было доведено до Охотского моря. При Алексее Михайловиче оно было окончательно утверждено и распространено до Тихого океана.

В 1646 якутский воевода Василий Пушкин послал служилого десятника Семена Шелковника с отрядом в 40 человек на реку Охту, к Охотскому морю для «прииску новых землиц». Шелковник поставил (1649?) Охотский острог на этой реке у моря и начал собирать дань мехами с соседних туземцев; причем брал в заложники (аманаты) сыновей их старшин или «князцов». Но, вопреки царскому указу приводить сибирских туземцев в подданство «ласкою и приветом», служилые люди нередко раздражали их насилиями. Туземцы неохотно подчинялись русскому игу. Князцы иногда поднимали бунт, побивали небольшие партии русских людей и подступали к русским острожкам. В 1650 якутский воевода Дмитрий Францбеков, получив весть об осаде Охотского острога возмутившимися туземцами, на выручку Шелковнику послал Семена Енишева с 30 человеками. С трудом добрался он до Охотска и тут выдержал несколько боев с тунгусами, вооруженными стрелами и копьями, одетыми в железные и костяные куяки. Огнестрельное оружие помогло русским одолеть гораздо более многочисленных неприятелей (по донесениям Енишева, их было до 1000 и более). Острожек был освобожден от осады. Шелковника Енишев не застал в живых; его товарищей осталось только 20 человек. Получив потом новые подкрепления, он ходил на окрестные земли, облагал данью племена и брал от них аманатов .

Начальники русских партий в Сибири одновременно должны были усмирять частые неповиновения своих же служилых людей, которые на далеком востоке отличались своеволием. Енишев слал воеводе жалобы на неповиновение своих подчиненных. Года четыре спустя мы находим его уже в другом острожке, на реке Улье, куда он ушел с остатком людей после того, как Охотский острог был сожжен туземцами. Из Якутска воевода Лодыженский отправил в ту сторону Андрея Булыгина с значительным отрядом. Булыгин забрал из Ульи пятидесятника Оноховского с тремя десятками служилых людей, на месте старого построил Новый Охотский острог (1665), разгромил бунтовавшие тунгусские роды и вновь привел их в подданство русскому государю.

Михаил Стадухин

Московские владения распространялись далее на север. Казачий десятник Михаил Стадухин заложил острог на сибирской реке Колыме, обложил ясаком живших на ней оленных тунгусов и юкагиров, и первый принес известие о Чукотской земле и чукчах, которые зимой на оленях переезжают на северные острова, там бьют моржей и привозят их головы с зубами. Воевода Василий Пушкин в 1647 дал Стадухину отряд служилых людей идти за реку Колыму. Стадухин за девять или десять лет совершил целый ряд походов на нартах и по рекам на кочах (круглых судах); облагал данью тунгусов, чукчей и коряков. Рекой Анадырем он выходил в Тихий океан. Все это русские совершали ничтожными силами в несколько десятков человек, в тяжкой борьбе с суровой природой Сибири и при постоянных битвах с дикими туземцами.

Восточная Сибирь в XVII веке

Одновременно со Стадухиным в том же северо-восточном углу Сибири подвизались и другие русские служилые и промышленные предприниматели – «опытовщики». Иногда партии служилых людей уходили на добычу без разрешения властей. Так в 1648 или 1649 году десятка два служилых людей ушли из Якутского острога от притеснений воеводы Головина и его преемника Пушкина, которые, по их словам, не выдавали государева жалованья, а недовольных наказывали кнутом, тюрьмою, пыткою и батогами. Эти 20 человек ходили на реки Яну, Индигирку и Колыму и собирали там ясак, воевали туземцев и брали приступом их укрепленные зимовники. Иногда разные партии сталкивались и заводили распри и драки. Некоторые дружины сих опытовщиков Стадухин пытался завербовать в свой отряд, и даже чинил им обиды и насилия; но они предпочитали действовать на свой страх.

Семен Дежнев

В числе таких не подчинявшихся Стадухину людей был и Семен Дежнев с товарищами. В 1648 он от устья Колымы, плывя вверх по Анюю, пробрался к верховьям реки Анадыря, где был заложен Анадырский острог (1649). В следующем году он от устья Колымы отправился на нескольких кочах морем; из них осталась только одна коча, на которой он обогнул Чукотский нос. Бурею и эту кочу выбросило на берег; после чего партия пешком добралась до устья Анадыря и пошла вверх по реке. Из 25 товарищей Дежнева воротились 12. Дежнев на 80 лет предупредил Беринга в открытии пролива, отделяющего Азию от Америки. Нередко сибирские туземцы отказывались платить русским ясак и избивали сборщиков. Тогда приходилось вновь отправлять на них военные отряды. Так Гр. Пушкин, отправленный якутским воеводою Борятинским, в 1671 году усмирял возмутившихся юкагиров и ламутов на р. Индигирке.

Русское продвижение в Даурию

Наряду с ясачным сбором, русские промышленники так усердно занимались охотою на соболей и лисиц, что в 1649 году некоторые тунгусские старшины били челом московскому правительству на быстрое истребление пушного зверя. Не довольствуясь охотою, промышленники всю зиму ловили соболей и лисиц капканами; отчего эти звери в Сибири стали сильно выводиться.

Особенно сильно было восстание бурят, обитавших по Ангаре и верхней Лене, около Байкала. Оно произошло в начале царствования Алексея Михайловича.

Буряты и соседние тунгусы уплатили ясак якутским воеводам; но атаман Василий Колесников, посланный енисейским воеводой, стал вновь собирать с них дань. Тогда соединенные толпы бурят и тунгусов, вооруженные луками, копьями и саблями, в куяках и шишаках, конные стали нападать на русских и приходить под Верхоленский острог. Восстание это усмирено было не без труда. Посланные на помощь сему острогу из Якутска Алексей Бедарев и Василий Бугор с отрядом в 130 человек по пути выдержали три «напуска» (атаки) 500 бурят. Служилый человек Афанасьев схватился при этом с бурятским наездником-богатырем, братом князца Могунчака, и убил его. Получив подкрепление в остроге, русские опять пошли на бурят, погромили их улусы и вновь выдержали бой, который окончили полной победой.

Из построенных в той части Сибири русских укреплений потом особенно выдвинулся Иркутский острог (1661) на Ангаре. А в Забайкалье нашими главными опорными пунктами сделались Нерчинск (1653-1654) и Селенгинск (1666) на р. Селенге.

Подвигаясь на восток Сибири, русские вступили в Даурию. Здесь, вместо северо-восточных тундр и гор, они нашли болееплодоносные земли с менее суровым климатом, вместо редких бродячих дикарей-шаманистов – более частые улусы кочевых или полуоседлых «мугальских» племен, полузависимых от Китая, подвергшихся влиянию его культуры и религии, богатых скотом и хлебом, знакомых с рудами. У даурских и маньчжурских князцев встречались серебряные позолоченные идолы (бурханы), укрепленные городки. Их князцы и ханы подчинялись маньчжурскому богдыхану и имели крепости, окруженные земляным валом и снабженные иногда пушками. Русским в этой части Сибири уже нельзя было действовать партиями в десяток‑другой; нужны были сотенные и даже тысячные отряды, вооруженные пищалями и пушками.

Василий Поярков

Первый русский поход в Даурию предпринят был в конце царствования Михаила.

Якутский воевода Головин, имея вести о народцах, сидевших на pеках Шилке и Зее и изобилующих хлебом и всякою рудою летом 1643 отправил партию в 130 человек, под начальством Василия Пояркова, на реку Зею. Поярков поплыл по Лене, потом вверх по ее притоку Алдану, потом по впадающей в него речке Учуре. Плавание было очень трудное по причине частых порогов, больших и малых (последние назывались «шиверы»). Когда он достиг волока, настали морозы; пришлось устроить зимовье. Весной Поярков спустился в Зею и вскоре вступил в улусы пашенных дауров. Князцы их жили в городках. Поярков начал хватать у них аманатов. От них он узнал имена князцев, обитавших по Шилке и Амуру, и количество их людей. Самым сильным князцом на Шилке был Лавкай. Даурские князцы платили ясак какому-то хану, который жил далеко к югу, в земле Богдойской (по-видимому, в южной Маньчжурии), имел у себя бревенчатый город с земляным валом; а бой у него был не только лучной, но и ружейный и пушечный. Даурские князцы покупали у хана на соболи серебро, медь, олово, камки и кумачи, которые он получал из Китая. Поярков спустился в среднее течение Амура и поплыл вниз по земле дючеров, которые немало побили у него людей; потом нижним течением он дошел до моря в земле гиляков, которые никому не платили дани. Русские впервые достигли устья Амура, где и зимовали. Отсюда Поярков поплыл Охотским морем к устью речки Ульи, где опять зазимовал; а весною волоками дошёл до Алдана и Леной воротился в Якутск в 1646, после трехлетнего отсутствия. Это был разведочный поход, познакомивший русских с Амуром и Даурией (Пегою ордою). Его нельзя назвать удачным: большая часть людей погибла в схватках с туземцами и от лишений. Сильный голод терпели они во время зимовки около Зеи: там некоторые принуждены были питаться мертвыми телами туземцев. По возвращении в Якутск они подали воеводе Пушкину жалобу на жестокость и корыстолюбие Пояркова: обвиняли его в том, что он их бил, не давал им хлебных запасов и выгонял их из острожка в поле. Поярков был вызван на суд в Москву вместе с потакавшим ему прежним воеводою Головиным.

Слухи о богатствах Даурии возбудили желание привести эту часть Сибири в подданство русскому царю и собирать там обильную дань не только «мягкою рухлядью», но также серебром, золотом, самоцветными камнями. По некоторым известиям, уже Поярков до его позыва в Москву был послан в новый поход в ту сторону, а после него отправлен Еналей Бахтеяров. Отыскивая более близкий путь, они ходили из Лены по Витиму, вершины которого сближаются с левыми притоками Шилки. Но дороги они не нашли и воротились без успеха.

Ерофей Хабаров

В 1649 якутскому воеводе Францбекову подал челобитье «старый опытовщик» Ерофей Хабаров, происхождением торговый человек из Устюга. Он вызывался на собственные средства «прибрать» до полутораста или более охочих людей, чтобы привести Даурию под царскую руку и взять с них ясак. Этот бывалый человек объявил, что «прямая» дорога на Шилку и Амур идет по притоку Лены Олекме и впадающему в нее Тугиру, от которого волок ведет в Шилку. Получив разрешение и вспоможение оружием, построив дощаники, Хабаров с отрядом в 70 человек летом того же 1649 переплыл из Лены в Олекму и Тугир. Настала зима. Хабаров двинулся далее на нартах; долиною Шилки и Амура они пришли во владения князца Лавкая. Но город его и окрестные улусы оказались пусты. Русские подивились на сей сибирский город, укрепленный пятью башнями и глубокими рвами; в городе находили каменные сараи, в которых могло поместиться человек до шестидесяти. Если бы на жителей не напал страх, то крепость их было бы невозможно взять с таким малым отрядом. Хабаров пошел вниз по Амуру и нашел еще несколько подобных укрепленных городов, которые также были покинуты жителями. Оказалось, что у тунгусов Лавкая успел побывать русский человек Ивашка Квашнин с товарищами; он говорил, что русские идут в числе 500 человек, а за ними следуют еще большие силы, что они хотят всех дауров побить, имущество их пограбить, а жен и детей взять в полон. Испуганные тунгусы давали Ивашке подарки соболями. Услыхав о грозившем нашествии, Лавкай и другие даурские старшины побросали свои городки; со всеми людьми и стадами они бежали в соседние степи под покровительство маньчжурского владетеля Шамшакана. Из их покинутых зимовников Хабарову крепким положением, на среднем течении Амура особенно понравился городок князца Албазы. Он занял Албазин. Оставив 50 человек гарнизону, Хабаров пошел назад, построил острожек на Тугирском волоке, и летом 1650 воротился в Якутск. Чтобы закрепить Даурию за великим государем, Францбеков в следующем 1651 отправил того же Хабарова с отрядом гораздо большим и с несколькими пушками.

Якутия и Приамурье в XVII веке

Дауры уже приступали к Албазину, но он продержался до прихода Хабарова. На сей раз даурские князья оказали русским довольно сильное сопротивление; последовал ряд боев, окончившихся поражением даур; пушки особенно нагоняли на них страх. Туземцы снова покинули свои городки и бежали вниз по Амуру. Местные князья покорились и обязались платить ясак. Хабаров еще более укрепил Албазин, который сделался опорным пунктом русских на Амуре. Он основал еще несколько острожков по Шилке и Амуру. Воевода Францбеков прислал ему еще несколько людских партий. Вести о богатствах Даурской земли привлекли многих казаков и промышленников. Собрав значительную силу, Хабаров летом 1652 двинулся из Албазина вниз по Амуру, и погромил прибрежные улусы. Он доплыл до впадения Шингала (Сунгари) в Амур, в земле дючеров. Здесь он зазимовал в одном городе.

Местные сибирские князья, данники богдыхана, послали в Китай просьбы о помощи против русских. Около того времени в Китае туземная династия Мин была низвергнута мятежными военачальниками, с которыми соединились полчища маньчжуров. В Пекине водворилась маньчжурская династия Цин (1644) в лице богдыхана Хуан-ди, Но не все китайские области признали его государем; ему пришлось их покорять и постепенно упрочивать свою династию. В эту эпоху и происходили походы Хабарова и вторжение русских в Даурию; их успехам способствовало тогдашнее смутное состояние империи и отвлечение ее военных сил из Сибири в южные и приморские провинции. Известия с Амура заставили богдыханского наместника в Маньчжурии (Учурву) отрядить значительное войско, конное и пешее, с огнестрельным оружием, в количестве тридцати пищалей, шести пушек и двенадцати глиняных пинард, которые имели внутри пуд пороху и подкидывались под стены для взрыва. Огнестрельное оружие появилось в Китае, благодаря европейским купцам и миссионерам; иезуиты ради миссионерских целей старались быть полезными китайскому правительству и лили для него пушки.

24 марта 1653 русские казаки в Ачанском городе, на заре были разбужены пальбою из пушек, – то было богдойское войско, которое с толпами дючеров шло на приступ. «Яз Ярофейко…, – говорит Хабаров, – и казаки, помолясь Спасу и Пречистой Владычице нашей Богородице, промеж себя прощались и говорили: умрем, братцы, за веру крещеную и порадеем государю царю Алексею Михайловичу, а живы в руки Богдойским людям не дадимся». Дрались от зари до солнечного заката. маньчжуро-китайцы вырубили три звена из городской стены, но казаки прикатили сюда медную пушку и начали бить в упор по нападающим, направили на нее огонь других пушек и пищалей и положили много народу. Враги в беспорядке отхлынули. Этим воспользовались русские: 50 человек остались в городе, а 156, в железных куяках, с саблями сделали вылазку и вступили в рукопашную. Русские одолели, богдойское войско побежало от города. Трофеями были обоз в 830 лошадей с хлебными запасами, 17 скорострельных пищалей, имевших по три и по четыре ствола, две пушки. Неприятелей легло около 700 человек; тогда как русские казаки потеряли только десять убитыми и около 80 ранеными, но последние потом выздоровели. Это побоище напомнило прежние богатырские подвиги в Сибири Ермака и его товарищей.

Но обстоятельства тут были другие.

Завоевание Даурии вовлекало нас в столкновение с могущественной тогда Маньчжурской империей. Понесенное поражение возбудило жажду отместки; пошли слухи о новых скопищах, которые собирались опять ударить в Сибирь на казаков и подавить их числом. Князьки отказывались платить русским ясак. Хабаров не пошел далее вниз по Амуру в землю гиляков, а в конце апреля сел на дощаники и поплыл вверх. Дорогою он встретил подкрепление из Якутска; у него было теперь около 350 человек. Кроме опасности состороны Китая приходилось бороться еще с неповиновением собственных дружин, набранных из гулящих людей. 136 человек, возмущенных Стенькою Поляковым и Костькою Ивановым, отделились от Хабарова поплыли вниз по Амуру ради «зипунов», т.е. принялись грабить туземцев, чем еще более отшатнули их от русских. По поручению из Якутска, Хабаров должен был отправить несколько человек посланцами с царскою грамотою к богдыхану. Но сибирские туземцы отказались проводить их в Китай, ссылаясь на вероломство русских, которые обещали им мир, а теперь грабят и убивают. Хабаров просил о присылке большого войска, ибо с такими малыми силами Амура не удержать. Он указывал на многолюдство Китайской земли и на то, что у нее есть огненный бой.

Русские на Амуре

В следующем, 1654 году, на Амур приехал дворянин Зиновьев с подкреплением, царским жалованьем и наградой золотыми. Забрав ясак, он воротился в Москву, взяв с собою и Хабарова. Тот получил от царя звание сына боярского и был назначен приказчиком Усть-Кутского острога на Лене. На Амуре после него начальствовал Онуфрий Степанов. В Москве намеревались было отправить в эту часть Сибири 3000-ное войско. Но началась война с поляками за Малороссию, и отправка не состоялась. С небольшими русскими силами Степанов совершал походы по Амуру, собирал дани с дауров и дючеров и мужественно отбивался от приходивших Маньчжурских войск. Особенно сильные бои пришлось ему выдержать в марте 1655 в новом Комарском остроге (пониже Албазина). Туда приступало богдойское войско с пушками и пищалями. Число его вместе с полчищами восставших туземцев простиралось до 10.000; предводительствовал им князец Тогудай. Не ограничиваясь пальбой из пушек, неприятели бросали в острог стрелы с «огненными зарядами» и подвезли к острогу арбы, нагруженные смолой и соломой, чтобы зажечь частокол. Три недели продолжалась осада острога, сопровождавшаяся частыми приступами. Русские мужественно оборонялись и делали удачные вылазки. Острог был хорошо укреплен высоким валом, деревянными стенами и широким рвом, вокруг которого шел еще частокол с потайными железными прутьями. Неприятели во время приступа натыкались на прутья и не могли подойти близко к стенам, чтобы их зажечь; а в это время били по ним пушками. Потеряв множество людей, богдойское войско отступило. Много его огненных зарядов, пороху и ядер осталось в добычу русским. Степанов просил якутского воеводу Лодыженского о присылке пороху, свинцу, подкреплений и хлеба. Но просьбы его мало исполнялись; а война с Маньчжурами продолжалась; дауры, дючеры и гиляки, отказывали в ясаке, восставали, избивали небольшие партии русских. Степанов усмирял их. Русские обыкновенно старались захватить в аманаты кого-либо из знатных или начальных сибирских людей.

Летом 1658 Степанов, выступив из Албазина на 12 дощаниках с отрядом около 500 человек, плавалпо Амуру и собирал ясак. Ниже устья Шингала (Сунгари) он неожиданно встретил сильное богдойское войско – флотилию почти в 50 судов, с многими пушками и пищалями. Эта артиллерия дала неприятелю перевес и произвела большое опустошение среди русских. Степанов пал с 270 товарищей; оставшиеся 227 человек спаслись бегством на судах или в горы. Часть богдойского войска двинулась вверх по Амуру на русские поселения. Наше владычество на среднем и нижнем Амуре почти утратилось; Албазин был покинут. Но на верхнем Амуре и Шилке оно устояло, благодаря крепким острогам. В это время там действовал енисейский воевода Афанасий Пашков, который основанием Нерчинска (1654) упрочил здесь русское владычество. В 1662 году Пашкова сменил в Нерчинске Иларион Толбузин.

Вскоре русские вновь утвердились на среднем Амуре.

Илимский воевода Обухов отличался корыстолюбием и насилиями над женщинами своего уезда. Он обесчестил сестру служилого человека Никифора Черниговского, родом из Западной Руси. Пылая мщением, Никифор взбунтовал несколько десятков человек; они напали на Обухова под Киренским острогом на р. Лене и убили его (1665). Избегая смертной казни Черниговский и его соучастники ушли на Амур, заняли опустелый Албазин, возобновили его укрепления и стали вновь собирать ясак с соседних сибирских тунгусов, которые очутились между двух огней: от них требовали ясак и русские, и – китайцы. Ввиду постоянной опасности от китайцев, Черниговский признал подчиненность нерчинскому воеводе и просил в Москве помилования. Благодаря своим заслугам, он получил его и был утвержден албазинским начальником. Вместе с новым занятием русскими среднего Амура возобновилась вражда с китайцами. Она осложнилась тем, что тунгусский князец Гантимур-Улан, вследствие китайских несправедливостей ушел из Богдойской земли в Сибирь, к Нерчинску, при Толбузине и отдался со всем своим улусом под царскую руку. Бывали и другие случаи, когда туземные роды, не стерпя притеснений китайцев, просились в русское подданство. Китайское правительство готовилось к войне. Между тем русских служилых людей в этой части Сибири было очень мало. Обыкновенно сюда присылались стрельцы и казаки из Тобольска и Енисейска, и они служили от 3 до 4 лет (с проездом). Кто из них пожелал бы служить в Даурии более 4 лет, тем прибавлялось жалованье. Преемник Толбузина, Аршинский, доносил тобольскому воеводе Годунову, что в 1669 приходило полчище мунгалов на ясачных бурят и увело их в свои улусы; смотря на то, и ближние тунгусы отказываются платить ясак; а «поиску учинить некем»: в трех нерчинских острогах (собственно Нерчинский, Иргенский и Теленбинский) служилых людей всего 124 человека.

Русские посольства в Китай: Федор Байков, Иван Перфильев, Милованов

Русское правительство поэтому старалось уладить распри за Сибирь с китайцами при помощи переговоров и посольств. Чтобы войти в непосредственные сношения с Китаем, уже в 1654 отправлен был в Камбалык (Пекин) тобольский сын боярский Федор Байков. Сначала он плыл вверх по Иртышу, а потом путешествовал по землям калмыков, по монгольским степям и наконец достиг Пекина. Но после неудачных переговоров с китайскими чиновниками, он, ничего не добившись, тою же дорогою вернулся обратно, употребив на путешествие более трех лет. Но по крайней мере он доставил русскому правительству важные сведения о Китае и караванном пути к нему. В 1659 тем же путем ездил в Китай с царскою грамотою Иван Перфильев. Он удостоился богдыханского приема, получил подарки и привез в Москву первую партию чая. Когда возникла вражда с китайцами по поводу тунгусского князца Гантимура и албазинских действий Никифора Черниговского, в Пекин по приказу из Москвы был отправлен из Нерчинска (1670) сын боярский Милованов. Он поплыл вверх по Аргуни; маньчжурскими степями достиг Китайской стены, прибыл в Пекин, был с честью принят богдыханом и одарен кумачами и шелковыми поясами. Милованов был отпущен не только с ответною грамотою к царю, но и в сопровождении китайского чиновника (Муготея) со значительною свитою. По челобитью последнего нерчинский воевода послал Никифору Черниговскому приказ без указу великого государя не воевать даур и дючер. Такое мягкое отношение Китайского правительства к русским в Сибири, по-видимому, объяснялось, все еще шедшими в Китае смутами. Второй богдыхан Маньчжурской династии, знаменитый Кан-си (1662–1723) был еще молод, и ему пришлось много бороться с мятежами до упрочения своей династии и целости Китайской империи .

В 1670-х годах состоялось знаменитое путешествие в Китай русского посла Николая Спафария .

При написании статьи использована книга Д. И. Иловайского «История России. В 5-ти томах»


Любопытны следующие подробности. В 1647 г. Шелковник из Охотского острога послал в Якутск промышленного человека Федулку Абакумова с просьбой о присылке подкрепления. Когда Абакумов с товарищами стоял станом на вершине реки Май, к ним подошли тунгусы с князцем Ковырею, два сына которого находились атаманами в русских острогах. Не понимая их языка, Абакумов подумал, что Ковыря хочет его убить; выстрелил из пищали и положил князца на месте. Раздраженные тем дети и родственники последнего возмутились, напали на русских, занимавшихся соболиным промыслом на р. Мае, и убили одиннадцать человек. А сын Ковыри Турченей, сидевший атаманом в Якутском остроге, потребовал от русских воевод выдать Федулку Абакумова их родственникам для казни. Воевода Пушкин с товарищи подверг его пытке и, посадив в тюрьму, донес о том царю и спрашивал, как ему поступить. От царя получилась грамота, в которой подтверждалось, чтобы сибирских туземцев приводили под царскую высокую руку ласкою и приветом. Федулку было велено, наказав нещадно кнутом в присутствии Турченея, посадить в тюрьму, а в выдаче его отказать, сославшись на то, что он убил Ковырю по ошибке и что тунгусы уже отомстили, убив 11 русских промышленников.

О походах М. Стадухина и других опытовщиков на северо-востоке Сибири – см. в Дополн. к Ак. Ист. III. №№ 4, 24, 56 и 57. IV. №№ 2, 4–7, 47. В № 7 отписка Дежнева Якутскому воеводе о походе на р. Анадырь. Словцева "Историческое Обозрение Сибири". 1838. I. 103. Он возражает против того, чтобы Дежнев плавал в Беринговом проливе. Но Крижанич в своей Historia de Siberia положительно говорит, что при Алексее Михайловиче убедились в соединении Ледовитого моря с Восточным океаном. О походе Пущина на Юкагиров и Ламутов Акты Истор. IV. № 219. Вас. Колесникова – на Ангару и Байкал. Дополн. к Ак. Ист. III. № 15. О походах Пояркова и других в Забайкалье и на Амур Ibid. №№ 12, 26, 37, 93, 112, и ИЗ. В № 97 (стр.349) служилые люди, ходившие со Стадухиным за Колыму-реку, говорят: "А лежит тут на берегу заморская кость многая, мочно де той кости погрузить многие суды". Походы Хабарова и Степанова: Акты Истор. IV. № 31. Дополн. к Ак. Ист. III. №№ 72, 99, 100 – 103, 122. IV. №№ 8, 12, 31, 53, 64 и 66 (о гибели Степанова, о Пашкове), (о Толбузине). V. № 5 (отписка енисейского воеводы Голохвостова нерчинскому воеводе Толбузину о посылке ему 60 стрельцов и казаков в 1665 г. Тут упоминаются острожки в Даурии: Нерчинский, Иргенский и Теленбинский), 8 и 38 (о построении Селенгинского острога в 1665 – 6 гг. и досмотре его в 1667 г.). По поводу сибирских событий или их последовательности в актах встречается некоторая сбивчивость. Так по одному известию Ерофей Хабаров в первый поход имел бой с Даурами и тогда же занял Албазин (1650 г.), где и оставил 50 человек, которые "все прожили до его Ярофея здоровья", т.е. до его возвращения. (Ак. Ист. IV. № 31). А по другому акту (Дополн. III. № 72) он в этот поход нашел все улусы пустыни; о занятии же Албазина ничего не говорится. В № 22 (Дополн. VI) Албазин назван "Лавкаемым острожком". В путешествии Спафария Албазинский острог назван "Лавкаемым городком". В обширном наказе 1651 года от Сибирского приказа посланному на русскому воеводе Даурской земли Афанасию Пашкову Албазин упоминается в числе Лавкаемых улусов. Пашкову между прочим предписывается послать людей на р. Шингал к царям Богдойскому Андрикану и Никонскому (Японскому?) склонять их, чтобы они "поискали его великого государя милости и жалованья". (Рус. Ист. Библ. Т. XV). О путешествии Байкова в Китай Акты Ист. IV. № 75. Сахарова "Сказание Рус. народа". П. и Спасского "Сибирский Вестник" 1820. О бесчестии сестры Черниговского и его мщении упоминает Крижанич в своей "Истории Сибири" (помянутый Сборник А. А. Титова. 213). А вообще о корыстолюбии, насиловании в Сибири женщин и убиении за то Обухова Черниговским с товарищи в Дополн. VIII. №.73.

Такой же пример взяточника и блудника-насильника представляет нерчинский приказчик Павел Шульгин в конце царствования Алексея Михайловича. Русские служилые люди нерчинских острогов подали на него жалобу царю в следующих его деяниях. Во-первых, имущество служилых людей, оставшееся после умерших или убитых на ясачном сбору, он присваивает себе. Во-вторых, с одних бурятских князцов брал взятки и отпускал их аманатов, после чего они ушли в Монголию, отогнав казенные и казачьи табуны; а к другим бурятским родам, именно Абахая Шуленги и Тураки, подсылал Тунгусов, чтобы отогнать у них табуны. "Да у него ж Абахая Шуленги сидит в Нерчинском сын в аманатах и с женой Гуланкаем, и он Павел ту аманатскую жену, а его Абахаева сноху своим насильством емлет к себе на постелю сильно, по многое время, и в бане с нею парится, и та аманатская жена твоему государеву посланнику Николаю Спафарии в томего Павлове блудном насильстве извещала и во всем мире всяким чином людем являла". По этой причине Абахай со всем своим родом отъехал от острогу и отогнал государевы и казачьи табуны. Далее Павел Шульгин обвинялся в том, что из казенных хлебных запасов курил вино и варил пиво на продажу, отчего хлеб очень вздорожал в Нерчинске и служилые люди терпят голод. Люди Шульгина "зернь держали", т.е. запрещенную азартную игру. Не довольствуясь аманатской женой, он еще "имал трех казачьих ясырей (пленников)" в съезжую избу, а отсюда брал их к себе на ночь, "и после себя тех ясырей отдавал людям своим на поругание". Служилых людей он "бьет кнутьем, и батогами безвинно; взяв в руку по пяти или по шести батогов, приказывает бить нагих по спине, по брюху, по бокам и по стегнам и т. д. Этого ужасного человека русские служилые люди сибирского Нерчинска сами отставили от начальства, а на место его выбрали до государева указу сына боярского Лоншакова и казачьего десятника Астраханцева; о подтверждении их выбора они и бьют челом государю. (Дополн. к Ак. Ист. VII. № 75). По донесению сего Шульгина, незадолго до его смещения в 1675 г. часть ясачных тунгусов, уведенных монголами из Сибири, потом воротилась в Даурию в русское подданство (Акты Истор. IV. № 25). В том же 1675 г. видим примеры того, что сами дауры, вследствие китайских притеснений, просились в русское подданство. Чтобы оборонить их от китайцев, албазинский приказчик Михаил Черниговский (преемник и родственник Никифора?) с 300 служилых людей самовольно предпринимал поход или "чинил поиск" над Китайскими людьми на Гань-реку (Дополн. VI. П. 133).

1. Когда и кем началось освоение Сибири?

Традиционно считается начатым в 1581 году походом Ермака против Сибирского ханства. Процесс покорения Сибири включал в себя постепенное продвижение русских казаков и служилых людей на Восток, вплоть до их выхода к Тихому океану и закреплению на Камчатке.

2. Какие цели преследовали первые покорители Сибири?

Первые русские землепроходцы, начиная с 1581 г., отправлялись в Сибирь за пушниной - товаром, дававшим большую часть валютной выручки Российского государства. Именно поэтому они шли по тундре и тайге, основывая на реках - единственных транспортных путях - первые укрепленные города и остроги (крепости): Тюмень (1586), Тобольск (1587), Сургут (1594), Обдорск (1595; ныне Салехард).

4. Какие народы живут в Сибири? Чем они занимаются?

Для Сибири характерно этническое разнообразие, но большую часть населения региона составляют русские. Среди других народов самый многочисленный - буряты, говорящие на языке монгольской группы алтайской семьи и большей частью исповедующие буддизм. Тувинцы, говорящие на языке тюркской группы алтайской семьи,- второй по численности из нерусских народов Сибири. Хакасы - тюркоязычный народ, населяющий Минусинскую котловину и северные отроги Саян. В населении Республики Хакасии сами хакасы составляют только 12 %, а преобладают русские - 80 %. Алтайцы, также говорящие на одном из тюркских языков, составляют 30 % населения Республики Алтай (их всего около 70 тыс. чел.), 56 % составляют русские, 12 % - казахи; также в республике проживают небольшие народы, близкие к алтайцам и ранее относившиеся к ним, - теленгиты, тубалары, челканцы, кумандинцы. Другие тюркские народы Сибири - шорцы (14 тыс.) и татары (300 тыс.). Самые урбанизированные территории Сибири - это районы проживания народов угро-финской языковой группы уральской семьи, близких родственников европейских венгров, - хантов (17 тыс. чел.) и манси (10 тыс. чел.). На Крайнем Севере Сибири проживают занимающиеся оленеводством, охотой и рыболовством народы самодийской языковой группы уральской семьи ненцы (около 30 тыс. чел.), селькупы (4 тыс. чел.), нганасаны (1 тыс. чел.), а также тюркоязычные долганы (7 тыс. чел.). На огромном пространстве от Енисея до Тихого океана рассеяны таежные охотники и оленеводы эвенки - их 35 тыс. человек.

5. «Чувствительную разницу замечаете вы,- пишет один из путешественников по Сибири, - когда из середины России перенесетесь за Уральский хребет и очутитесь где-либо на равнинах Иртыша и Оби или на холмистых берегах Томи: другой говор, другой обычай, новый характер во всем, которого вы сразу не определите, но тем не менее чувствуете». Как вы считаете, наложили ли отпечаток суровые природные условия Сибири на характер ее жителей?

Да, наложили. См. п. 7

6. Почему с конца XVI в. в Сибирь устремился приток переселенцев?

Сразу же после похода Ермака, с конца XVI в., начался массовый приток в Сибирь переселенцев из европейской части страны. Это были главным образом крестьяне, бежавшие сюда от растущего крепостнического гнёта. Из этих вольных поселенцев и сложилась основная часть русского населения Сибири. Кроме того, с XVII в. Сибирь становится местом ссылки всех «нежелательных элементов» - мятежников, декабристов, участников народных восстаний и оппозиционных движений (народников, эсеров, социал-демократов, анархистов) и др.

7. Сравните образ жизни сибиряка и жителя среднерусской полосы. Докажите, что природные условия влияют на характер человека, образ его жизни, хозяйственную деятельность.

Жители Сибири живут в суровых природных условиях, им приходится больше работать из-за более сурового климата, чем жителю средней полосы. В связи с этим сибиряк может быть более работящим, собранным, аккуратным, более приспособленным к трудным ситуациям, характер скорее всего будет серьезным.

В своё время великий русский писатель Ф. М. Достоевский сказал, что у французов есть любовь к изяществу, у испанцев есть ревность, у немцев - аккуратность, у англичан - дотошность, а русские сильны умением понимать и принимать другие народы. И ведь действительно, русские понимают европейцев гораздо лучше, чем те понимают русских. Что же касается XVI-XVII веков, то освоение Сибири русскими людьми проходило в полном соответствии с пониманием уникального образа жизни местных народов. Поэтому этническое многообразие России стало ещё более богатым.

Процесс продвижения русского населения на восток начался в XVI веке, когда границы Московское царство достигли Предуралья. Оно делилось рекой Камой на две части - северную лесную зону и южную степную зону. В степях кочевали ногаи и башкиры, а на севере начали образовываться фактории - торгово-промышленные поселения. Здесь инициативу взял в свои руки род Строгановых.

Освоение Сибири казаками и великороссами в XVI-XVII веках

Для русских поселений серьёзную угрозу представляла Синяя Орда. Она занимала огромную территорию от Тюмени до Мангышлака. В 70-е годы XVI столетия отдельные столкновения Строгановых с татарским ханом Кучумом переросли в открытую войну.

Чтобы защитить свои владения, промышленники вербовали казацкие отряды, а также отряды из других ратных людей. В 1581 году Строгановы наняли отряд, который возглавлял атаман Ермак. Его отправили в Сибирь для войны с Кучумом.

Отряд был укомплектован самыми разными людьми. В него входили великороссы, казаки, а также литовцы, татары, немцы. Численность отряда составляла 800 человек. Из них казаков насчитывалось 500, а остальных ратных людей было 300.

Что касается великороссов, то это в основном были жители Великого Устюга. В принципе, каждый отряд, отправлявшийся в Сибирь, состоял из казаков (основное ядро) и устюжан. Такое образование называли ватагой, а самих людей именовали землепроходцами.

Казаки и устюжане плечом к плечу продвигались через необжитые и дикие места, перетаскивали через пороги лодки, делили все невзгоды и тяжести пути, но в то же время помнили, кто из них великоросс, а кто казак. Такая разница между этими людьми сохранилась вплоть до первых десятилетий XX века.

Ермак со своим отрядом

Поход Ермака 1581 года прошёл весьма успешно, несмотря на малочисленность отряда. Ратные люди захватили столицу хана Кучума город Искер. После этого Строгановы отправили в Москву грамоту, извещавшую о присоединении к Московскому царству сибирских земель. Царь тут же отправил в Сибирь двух воевод: Глухова и Болховского. Они встретились с Ермаком в 1583 году.

Однако война с Кучумом продолжалась. Причём шла она с переменным успехом. В 1583 году татарский хан нанёс казакам чувствительный удар. При этом погиб Ермак, а воинственный Кучум вновь занял свою столицу. Но продвижение русских на восток уже стало необратимым процессом. Татары вынуждены были отступить в Барабинскую степь и оттуда продолжали тревожить своими набегами русские владения.

В 1591 году войско под командованием князя Кольцова-Мосальского нанесло сокрушительный удар последнему сибирскому хану Кучуму. Тот обратился к московскому царю с просьбой вернуть ему отнятые земли, обещая взамен полную лояльность и покорность. Так закончилась история Синей Орды.

Возникает вопрос, почему Кучума в борьбе с русскими не поддержали такие степные народы как ойраты и казахи? Объясняется это, видимо, тем, что буддисты ойраты и мусульмане казахи были заняты собственными междоусобными войнами. К тому же русские землепроходцы продвигались на восток через лесные сибирские массивы и для степняков серьёзной угрозы не представляли.

Что же касается народов северной Сибири, к которым относились ханты, манси, эвенки, ненцы, то здесь также не было никакой борьбы. Объяснить это можно только тем, что русские люди не давали поводов для конфликтов, так как вели себя не как агрессоры и захватчики, а как друзья.

Благодаря миролюбивой политике, уже в конце XVI века в Сибири начали появляться русские города. В 1585 году в устье Иртыша воеводой Мансуровым был заложен первый острог. А за ним появились Нарым, Тюмень, Тара, Тобольск, Сургут, Пелым, Берёзов.

Освоение Сибири в XVII веке

После Смуты, потрясшей русскую землю в начале XVII века, освоение Сибири возобновилось. В 1621 году была создана Тобольская православная епархия. Это закрепило позиции православной церкви на освоенных землях.

Из Западной Сибири дальше на восток русские первооткрыватели двигались двумя путями. Устюжане шли через Мангазею в северо-восточном направлении. Казаки, в свою очередь, направлялись в Забайкалье. В 1625 году они встретились с бурятами.

Продвигаясь на восток, русские люди строили остроги

В 30-е годы землепроходцы освоили бассейн реки Лены. А в первой половине XVII века заложили такие города как Енисейск, Томск, Красноярск, Иркутск, Якутск. Это было лучшим показателем освоения новых земель. И уже в следующем десятилетии русские люди вышли к восточным границам Евразии. В 1645 году экспедиция В. Д. Пояркова спустилась по Амуру и достигла Охотского моря. В 1648-1649 годах Ерофей Хабаров со своими людьми прошёл средним течением Амура.

Продвигаясь на восток, землепроходцы практически не сталкивались с серьёзными организованными сопротивлениями местного населения. Единственным исключением можно назвать столкновения казаков с маньчжурами. Произошли они в 80-х годах на границе с Китаем.

Казаки достигли Амура и в 1686 году возвели крепость Албазин. Однако маньчжурам это не понравилось. Они осадили острог, гарнизон которого насчитывал несколько сотен человек. Осаждённые, видя перед собой хорошо вооружённое многотысячное войско, сдались и покинули крепость. Маньчжуры её тут же разрушили. Но упрямые казаки уже в 1688 году срубили на том же месте новый, хорошо укреплённый острог. Вторично взять его маньчжурам не удалось. Русские сами оставили его в 1689 году по Нерчинскому миру.

Как русским удалось так быстро освоить Сибирь?

Итак, всего лишь за 100 лет, начиная с похода Ермака в 1581-1583 годах и до войны с маньчжурами в 1687-1689 годах, русские люди освоили огромные пространства от Урала до побережья Тихого океана. Россия, практически без проблем, закрепилась на этих бескрайних землях. Почему же всё произошло так легко и безболезненно?

Во-первых , вслед за землепроходцами шли царские воеводы. Они невольно побуждали казаков и великороссов идти всё дальше и дальше на восток. Воеводы к тому же сглаживали отдельные всплески жесткости, которую казаки проявляли к местному населению.

Во-вторых , осваивая Сибирь, наши предки нашли в этих краях привычный для них кормящий ландшафт. Это речные долины. По берегам Волги, Днепра, Оки русичи жили до этого тысячу лет. Поэтому они точно так же стали жить по берегам сибирских рек. Это Ангара, Иртыш, Енисей, Обь, Лена.

В третьих , русские переселенцы, в силу своего менталитета, очень легко и быстро устанавливали плодотворные контакты с местными народами. Конфликты практически никогда не возникали. А если и имели место какие-то разногласия, то они быстро улаживались. Что же касается национальной розни, то такого явления вообще не существовало.

Единственное, что ввели русские для местного населения, так это ясак . Под ним понимался налог на пушнину. Но он был ничтожно мал и составлял не более 2-х соболей с одного охотника в год. Налог рассматривался как подарок "белому царю". С учётом огромных пушных ресурсов, такая дань местным жителям была совсем не в тягость. Взамен же они получали от московского правительства гарантии защиты жизни и имущества.

Ни один воевода не обладал правом казнить инородца, независимо от тяжести его преступлений. Дело отправлялось в Москву. Там его рассматривали, но в отношении местных аборигенов ни разу не выносилось ни одного смертного приговора. Тут можно привести пример с бурятским ламой. Он призывал к восстанию, чтобы изгнать русских из Забайкалья, а землю передать маньчжурам. Смутьяна арестовали и отправили в Москву, где простили все грехи и помиловали.

Всего за 100 лет русские землепроходцы освоили огромную территорию от Урала до Тихого океана

После того как власть московского царя распространилась на Сибирь, жизнь местного населения никак не изменилась. Никто не пытался делать из местных аборигенов русских. Всё было как раз наоборот. Те же якуты оказались очень близки землепроходцам по своему быту. Поэтому великороссы выучили якутский язык, освоили местные обычаи и приблизились к якутам гораздо больше, чем якуты к ним.

Что касается религии, то местные жители без всяких проблем соблюдали свои языческие обряды. Христианство, естественно, им проповедовалось, но насильно его никто не насаждал. В этом отношении служители православной церкви занимали позицию невмешательства, относясь с уважением к воле людей.

Одним словом, освоение Сибири прошло для её коренных жителей абсолютно безболезненно. Пришлые казаки и великороссы нашли с местным населением общий язык и прекрасно обжились в восточных землях. Предки и тех и других живут там по сей день и чувствуют себя вполне комфортно и счастливо.

Заключение

За несколько десятилетий русский народ освоил огромные пространства в восточной части Евразии. На новых территориях Московское царство осуществляло мирную и дружелюбную политика по отношению к местному населению. Это кардинально отличалось от политики испанцев и англичан по отношению к американским индейцам. Не имело ничего общего с работорговлей, которую практиковали французы и португальцы. Ничем не было похоже на эксплуатацию голландскими купцами яванцев. А ведь в ту пору, когда проводились эти неприглядные деяния, европейцы уже пережили Просвещённый век и чрезвычайно гордились своим цивилизованным миром.

После распада Золотой Орды обширные территории, простиравшиеся к востоку от Уральского хребта, фактически остались ничейными. Кочевые племена монгол ушли отсюда, а местные народности находились на достаточно низкой ступени развития, да и плотность их была невысока. Исключением, пожалуй, стали сибирские татары, образовавшие в Сибири свое государство, более известное как Сибирское Ханство. Однако в молодой стране постоянно кипели междуусобные войны за власть. В результате этого, уже в 1555 году Сибирское Ханство становится частью Русского Царства и начинает платить ему дань. Именно поэтому ученые пришли к единому мнению, что освоение Сибири стоит описывать с момента начала её заселения русскими.

Освоение Сибири русскими. Начало.

На самом деле, русские знали об обширных территориях за Уралом много ранее XV века. Однако внутренние политические проблемы не давали правителям обратить взор на восток. Первый военный поход в сибирские земли был предпринят Иваном III лишь в 1483 году, в результате которого были покорены манси, а вогульские княжества стали данниками Москвы. Всерьез же за восточные земли взялся Иван Грозный, да и то только к концу своего правления.

Несмотря на то, что в результате клановых войн за власть Сибирское Ханство вошло в состав Русского Царства еще в 1555 году, русские практически не проявляли здесь активности. Может быть именно из-за этого, пришедший к власти в Сибирском Ханстве в 1563 году хан Кучум объявил себя свободным от дани Московскому Царю и практически начал военные действия против русских.

Иван Грозный ответил отправкой казацкого отряда, численностью в 800 человек под предводительством Ермака лишь в 1581 году. Регулярные казачьи сотни были прекрасно обучены и достаточно быстро захватили столицу сибирских татар - город Искер. Казаки основывают несколько крепостных поселений на территории Сибири, а Москва поддерживает их новыми войсками. Вот только с этого момента можно сказать, что началось освоение Сибири русскими. На протяжении всего 10-15 лет русские основывают в сибирских землях несколько городов-крепостей. В 1586 году заложена Тюмень, в 1587 - Тобольск, в 1593 - Сургут, в 1594 - Тара.

Освоение Западной и Восточной Сибири. XVI-XIX века.

В этот период управление сибирскими землями отдано Посольскому Приказу. Заселения русскими этих обширных территорий практически не ведется. Освоение заключалось практически в строительстве острогов с казачьими гарнизонами. При этом местные племена облагались данью в виде пушнины и только в этом случае попадали под охрану русских от воинственных соседей. Лишь к концу XVI - началу XVII века русские государи стали инициаторами переселения крестьян в Сибирь, так как многочисленные гарнизоны, расположенные в основном по берегам рек Обь, Иртыш, Тобол и Енисей остро нуждались в продовольствии, а путей сообщения с центром практически не имели.

Ситуация начала меняться лишь с 1615 года, когда для управления обширными восточными территориями был создан отдельный Сибирский Приказ. С этого времени Сибирь заселяется русскими более активно. Постепенно здесь формируются остроги и каторжные поселения. Сюда бегут крестьяне от гнета крепостничества. С 1763 года Сибирью управляют назначаемые императором генерал-губернаторы. Вплоть до начала XIX века основой переселенцев в Сибирь были ссыльные и каторжники, что не могло оставить свой отпечаток на всем процессе развития края. Только после отмены крепостного права преобладающей массой в иммигрантской волне стали безземельные крестьяне, искавшие лучшей доли на свободных землях.

Освоение Сибири и Дальнего Востока. XX век.

Серьезным толчком в истории освоения Сибири можно считать научно-технический прорыв XX века. Полезные ископаемые, которыми богат этот край предопределили его развитие на десятилетия вперед. Ко всему прочему, появившееся в конце XIX века железнодорожное сообщение позволила значительно сблизить отдаленные сибирские земли и центральную Россию.

После прихода к власти большевиков, освоение Сибири обретает новый смысл и темп. Из-за довольно холодных климатических условий во времена сталинских репрессий, множество людей было насильственно переселено на территорию Сибирского края. Благодаря им началось строение и расширение городов, добыча полезных ископаемых. Во времена Великой Отечественной войны в Сибирь эвакуировали заводы, предприятия, оборудование, что в дальнейшем оказало положительное влияние на развитие промышленности региона.Все большее значение принимает освоение Сибири и Дальнего Востока как материально-сырьевой базы страны. Обширные территории, расположенные в глубоком тылу приобретают стратегическое значение.

На сегодняшний день, на территории Сибири находится 85 процентов всех запасов России, что укрепляет лидирующие места в развитии экономики страны. Сибирь является одним из основных мест, которые посещают жители не только России, но и зарубежных стран. Сибирь хранит в себе огромнейший потенциал, который с каждым годом становится только больше.

Освоение Сибири

В освоении Сибири русскими тесно переплелись вольно-народное стихийное заселение и переселение «государевым указам». Местное население или прямо завоевывалось, или добровольно входило в состав Русского государства надеясь найти защиту от воинственных соседей.

С Зауральем русские люди познакомились еще на рубеже XI-XII вв., однако массовое заселение из Европейской России на восток началось с конца XVI в., после похода на сибирского хана Кучума казачьей дружины во главе атаманом Ермаком Тимофеевичем. В октябре 1582 г. отряд занял столицу ханства г. Сибирь (Кашлык, Искер). Поход Ермака (сам он погиб в одной из стычек) нанес смертельный удар Кучумову «царству»: оно уже не могло успешно противостоять царским войскам, которые, включив в свой состав уцелевших соратников Ермака, двинулись по проложенному пути. в 1586 г. государевыми служилыми людьми была основана Тюмень, в 1587 г. недалеко от бывшей Кучумовой столицы возник Тобольск, вскоре тоже ставший главным городом Сибири. Более северные районы - в верховьях Тавды и в низовьях Оби - были закреплены за Российским государством в 1593-1594 гг., после постройки Пелыма, Берёзова и Сургута, более южные - по среднему Иртышу - прикрыл в 1594 г. новый город Тара. Опираясь на эти и другие, менее значительные, крепости, служилые люди (казаки, стрельцы) и люди промышленные (охотники на пушного зверя) стали быстро продвигать пределы России «встречь солнца», сооружая по мере продвижения новые опорные пункты, многие из них вскоре превращались из военно-административных центров в центры торговли и ремесла.

  • Слабая заселенность большей части районов Сибири и Дальнего Востока явилась главной причиной быстрого продвижения небольших отрядов служилых и промышленных людей в глубь Северной Азии и его сравнительной бескровности. Сыграло свою роль и то обстоятельство, что освоение этих земель осуществлялось, как правило, закаленными и опытными людьми. В XVII в. основной переселенческий поток за Урал шел из северорусских (поморских) городов и уездов, жители которых обладали необходимыми промысловыми навыками и опытом передвижения как по Ледовитому океану, так и по таежным рекам, были привычны к лютым морозам и гнусу (мошкаре) - подлинному бичу Сибири в летнее время.


    С основанием в 1604 г. Томска и в 1618 г. Кузнецка в основном завершилось продвижение России на юг Западной Сибири в XVII в. На севере же опорным пунктом в дальнейшей колонизации края стала Мангазея - город, основанный служилыми людьми у Полярного круга в 1601 г. на месте одного из зимовий промышленников. Отсюда немногочисленные русские ватаги стали продвигаться в глубь восточносибирской тайги на поиски «непроведанных» и богатых соболем «землиц». Широкое использование с той же целью южных путей началось после сооружения в 1619 г. Енисейского острога, ставшего еще одной важной базой освоения сибирских и дальневосточных земель. Позднее енисейские служилые люди выступали из Якутска, основанного в 1632 г. После похода отряда томского казака Ивана Москвитина в 1639 г. по р. Улье к Тихому океану выяснилось, что на востоке русские подошли вплотную к естественным пределам Северной Азии, однако земли к северу и югу от Охотского побережья были «проведаны» лишь после целого ряда военных и промысловых экспедиций, отправленных из Якутска. В 1643-1646 гг. состоялся поход якутских служилых людей во главе с Василием Поярковым, обследовавших р. Амур. Более удачные походы совершил туда же в 1649-1653 гг. Ерофей Хабаров, фактически присоединивший Приамурье к России. В 1648 г. в плавание вокруг Чукотского полуострова из устья Колымы отправились якутский казак Семен Дежнёв и «торговый человек» Федот Алексеев Попов. С ними пошли около 100 человек на семи судах, до цели похода - устья р. Анадырь - добрался лишь экипаж дежневского судна - 24 человека. В 1697-1699 г. сибирский казак Владимир Атласов прошел почти всю Камчатку и фактически завершил выход России к ее естественным рубежам на востоке.


    К началу XVIII в. количество переселенцев на всем пространстве от Урала до Тихого океана составило около 200 тыс. человек, т. е. сравнялось с численностью коренных жителей. При этом плотность русского населения была наивысшей в Западной Сибири и значительно уменьшалась по мере продвижения на восток. Наряду со строительством городов, прокладкой дорог, налаживанием торговли, надежной системы связи и управления, важнейшим достижением русских переселенцев в конце XVII в. стало распространение хлебопашества практически на всей пригодной для него полосе Сибири и Дальнего Востока и самообеспечение некогда «дикого края» хлебом. Первый этап сельскохозяйственного освоения североазиатских земель проходил при сильнейшем противодействии кочевых феодалов юга Сибири, Монголии и маньчжурской династии Китая, стремившихся не допустить укрепления российских позиций на сопредельных и наиболее пригодных для хлебопашества территориях. В 1689 г. Россия и Китай подписали Нерчинский мирный договор, по которому русские вынуждены были оставить Амур. Борьба с другими противниками была более успешной. Опираясь на редкую цепь острогов в Тарском, Кузнецком и Красноярском уездах, русским удалось не только отразить набеги кочевников, но и продвинуться дальше к югу. В начале XVIII в. возникли города-крепости Бийск, Барнаул, Абакан, Омск. В результате Россия приобрела земли, ставшие позднее одной из главных ее житниц, и получила доступ к богатейшим недрам Алтая. С XVIII в. там стали выплавлять медь, добывать серебро, столь необходимое России (собственных месторождений у нее ранее не было). Еще одним центром добычи серебра стал Нерчинский уезд.


    XIX век ознаменовался началом разработки в Сибири золотоносных месторождений. Первые их прииски были открыты на Алтае, а также в Томской и Енисейской губерниях; с 40-х гг. XIX в. золотодобыча развернулась на р. Лене. Ширилась сибирская торговля. Еще в XVII в. всероссийскую известность получила ярмарка в Ирбите, расположенном в Западной Сибири, на границе с европейской частью страны; не менее известной была и забайкальская Кяхта, основанная в 1727 г. и ставшая центром русско-китайской торговли. После экспедиций Г. И. Невельского, доказавшего в 1848-1855 гг. островное положение Сахалина и отсутствие китайского населения в низовьях Амура, Россия получила удобный выход к Тихому океану. В 1860 г. с Китаем заключили договор, согласно которому за Россией закреплялись земли в Приамурье и Приморье. Тогда же был основан г. Владивосток, превратившийся впоследствии в главный тихоокеанский порт России; ранее такими портами были Охотск (основан в 1647 г.), Петропавловск-Камчатский (1740) и Николаевск (1850). К концу XIX в. произошли качественные изменения в транспортной системе всей Северной Азии. В XVII в. основным было здесь речное сообщение, с XVIII в. с ним все более успешно соперничали сухопутные дороги, прокладываемые вдоль раздвигающихся южных границ Сибири. В первой половине XIX в. они сложились в грандиозный Московско-Сибирский тракт, соединявший крупнейшие южносибирские города (Тюмень, Омск, Томск, Красноярск, Иркутск, Нерчинск) и имевший ответвления как к югу, так и к северу - вплоть до Якутска и Охотска. С 1891 г. за Уралом стали вступать в строй отдельные участки Великого Сибирского железнодорожного пути. Он строился параллельно Московско-Сибирскому тракту и был завершен в начале XX в., когда наступил новый индустриальный этап в освоении Северной Азии. Индустриализация продолжалась до самого последнего времени, подтверждая пророческие слова М. В. Ломоносова, что «российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном». Наглядное тому подтверждение - тюменская нефть, якутские алмазы и золото, кузбасский уголь и норильский никель, превращение городов Сибири и Дальнего Востока в индустриальные и научные центры мирового значения.

  • В истории освоения Сибири и Дальнего Востока есть и мрачные страницы: далеко не все из произошедшего на этой территории за последние столетия имело и имеет положительное значение. В последнее время территории за Уралом вызывают большую тревогу из-за накопившихся экологических проблем. Еще свежа память о Сибири как месте каторги и ссылки, главной базе ГУЛАГа. Коренным обитателям освоение Северной Азии, особенно на начальном этапе русской колонизации края, принесло немало бед. Оказавшись в составе Российского государства, народы Сибири и Дальнего Востока должны были платить натуральную подать - ясак, размер которого хотя и уступал налогам, возлагавшимся на русских переселенцев, но был тяжел из-за злоупотреблений администрации. Пагубные последствия для некоторых родов и племен имели ранее неведомое им пьянство и инфекционные болезни, занесенные переселенцами, а также оскудение промысловых угодий, неизбежное в ходе их сельскохозяйственного и промышленного освоения. Но для большинства народов Северной Азии положительные последствия русской колонизации очевидны. Прекратились кровавые усобицы, аборигены переняли у русских более совершенные орудия труда и эффективные способы хозяйствования. У некогда бесписьменных и еще 300 лет назад живших в каменном веке народов появилась своя интеллигенция, в том числе ученые и писатели. Неуклонно росла и общая численность коренного населения края: в середине XIX в. она достигла уже 600 тыс. человек, в 20-30-х гг. XX в. - 800 тыс., а в настоящее время составляет более миллиона. Русское население Северной Азии увеличивалось за эти годы еще быстрее и в середине XIX в. насчитывало 2,7 млн. человек. Теперь оно превышает 27 млн., но это результат не столько естественного прироста, сколько интенсивного переселения за Урал уроженцев Европейской России. Оно приняло особенно крупные размеры в XX в., причин тому несколько. Это столыпинская аграрная реформа, раскулачивание в конце 1920-1930-х гг.; широкая вербовка рабочей силы для строительства на востоке страны заводов, рудников, дорог, электростанций в годы первых пятилеток; освоение целинных земель в 1950-е гг., разработка нефтегазовых месторождений, гигантские новостройки Сибири и Дальнего Востока в 1960-1970-е гг. И в наши дни, несмотря на все трудности, продолжается освоение сурового, но сказочно богатого и далеко не исчерпавшего своих потенциальных возможностей края, ставшего 300 лет назад российской землей.

    Похожие статьи

    © 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.