Что общего уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс. Что такое эскалация конфликта

Очень часто конфликты не могут быть разрешены самими его участниками. В этом случае необходима помощь третьей стороны, занимающей нейтральную, объективную по отношению ко всем участникам конфликта позицию. Термин «третья сторона» – широкий и собирательный. Можно выделить три основные формы участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта.

1. Арбитраж

Эта технология разрешения характеризуется отсутствием строгих норм, регулирующих процесс обсуждения проблемы; правом выбора третьей стороны самими участниками конфликта; обязательностью решений, вынесенных третьей стороной.

Одной из самых распространенных технологий разрешения конфликта является арбитраж . Суть его заключается в том, что конфликтующие стороны выбирают одно или несколько нейтральных лиц, решению которых они обязаны подчиниться. Выделяют следующие варианты арбитража:

обязывающий арбитраж , при котором окончательное решение арбитров имеет обязательную силу;

ограниченный арбитраж: стороны ограничивают риск поражения, устанавливая пределы уступок до начала арбитражного разбирательства;

посреднический арбитраж: смешанное урегулирование конфликта, когда стороны договариваются о том, что вопросы, не решенные путем посредничества, будут решены путем арбитража;

2. Посредничество и переговоры

Это особая форма участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта с целью оказания содействия процессу переговоров между участниками конфликта. Содействуя конструктивному обсуждению и поиску решения проблемы, посредник не может, вместе с тем, определять выбор окончательного решения, который является прерогативой конфликтующих сторон. Поэтому посредник должен сразу же подчеркнуть тот факт, что ответственность за неудачу на переговорах и дальнейшую эскалацию конфликта несет не третья сторона, а сами участники конфликта.

Важно обратить внимание на то, что среди обозначенных выше форм участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта лишь последняя ориентирована на использование переговорного подхода.

Вмешательство посредника целесообразно в следующих случаях:

– конфликтующие стороны проявляют готовность к совместному поиску решения проблемы, но не могут найти точек соприкосновения;

– непосредственное общение участников конфликта серьезно осложнено или прекращено, и участие третьей стороны может способствовать изменению этой ситуации;

– для конфликтующих сторон важно сохранение и продолжение взаимоотношений;

– участники конфликта заинтересованы в контроле над принимаемыми решениями;

– для оппонентов важным является такой аспект преодоления разногласий, как конфиденциальность.

Выбор конфликтующими сторонами посредника осуществляется в соответствии с рядом требований, предъявляемых к третьей стороне.

Необходимым условием согласия оппонентов на вмешательство посредника является его компетентность , предполагающая, прежде всего, умение досконально проанализировать конфликтную ситуацию и владение навыками посреднической деятельности. Это требование во многом определяет также и эффективность усилий посредника по разрешению конфликта. Недостаточная компетентность посредника, наоборот, может привести к срыву переговоров и усилению конфронтации сторон.

Посредничество отличается от арбитража тем, что стороны сами участвуют в процессе переговоров и с помощью посредника находят взаимоприемлемое решение. Посредник организует переговорный процесс , поддерживает его конструктивный характер и способствует выработке взаимоприемлемого решения. Другим важным требованием к посреднику является его беспристрастность , которая заключается в том, что посредник должен занимать нейтральную позицию, не оказывая поддержки ни одной из сторон конфликта. Следует отметить, что незаинтересованность посредника все же относительна, поскольку он, как минимум, заинтересован в успехе своей деятельности. Поэтому в данном случае главное – не действительная беспристрастность третьей стороны, а восприятие ее в качестве таковой участниками конфликта. Именно этот аспект сыграл решающую роль в выборе посредника при мирном урегулировании югославского конфликта (1999). Им стал Мартти Ахтисаари, президент Финляндии – страны, не входящей в состав НАТО.

Немаловажное значение имеет и такое требование, как обладание авторитетом . Привлечение к посредничеству общественных организаций или частных лиц во многом обусловлено именно этим. Например, участие представителей Католической церкви в переговорах между правящей в Польше партией и оппозиционным движением «Солидарность» в 1989 г. определялось, прежде всего, тем, что в этой стране авторитет и влияние Церкви очень сильны. Авторитет, которым обладает в глазах конфликтующих сторон посредник, определяет его возможности воздействовать на участников конфликта. Важно только, чтобы он, в свою очередь, не оказался под влиянием кого-либо из них и тем самым не поставил под сомнение свой нейтралитет.

Содействуя началу переговоров между участниками конфликта или их продолжению, посредник предлагает те или иные варианты места встречи сторон. При этом нередко для проведения переговоров выбирается территория посредника. Неоднократно выполняя посредническую миссию в Ближневосточном конфликте, США предоставляли свою территорию, например, в 1978 г. – для переговоров между Египтом и Израилем или в 1999 г. – для переговоров между Сирией и Израилем.

c) условная группа;

d) лабораторная группа.

3. Группа, к которой человек добровольно себя причисляет либо членом которой он хотел бы стать, называется:

a) первичной;

b) неформальной;

c) референтной;

d) паритетной.

4. Основные признаки коллектива (исключите ошибочный ответ) :

a) объединение людей во имя социально одобряемой цели,

b) «мы-чувство»;

c) целостность,

d) принцип развития личности вместе с развитием коллектива.

5. Группа, объединённая только внутренними целями, не выходящими за её рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счёт других групп, называется:

a) ассоциация;

b) корпорация;

c) кооперация;

d) конформизм.

6. Своеобразное разрешение на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение, которое даётся высокостатусным членам группы, называется:

a) социальная фасилитация

b) конформизм

c) идиосинкразический кредит

d) социальная ингибиция.

7. Повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида, определяется как:

a) социальная фасилитация;

b) конформизм;

c) идиосинкразический кредит;

d) социальная ингибиция.

8. Изменение поведения или убеждений под влиянием реального или воображаемого давления группы – это:

a) социальная фасилитация;

b) конформизм;

c) идиосинкразический кредит;

d) социальная ингибиция.

9.. Позицией, противостоящей подлинному конформизму, является:

a) рефлексия;

b) негативизм;

c) борьба;

d) рациональный конформизм.

10. Заполните пропуски в таблице:

· социальная перцепция (восприятие и познание друг друга партнерами) (дополните).

16. Общая система значений, понимаемых всеми членами группы – это:

a) тезаурус

b) словарь

c) аттракция

d) каузальная атрибуция

17.Паралингвистическая система включает:

a) жесты, мимику, пантомимику;

b) движения глаз;

c) систему вокализации;

d) включение в речь пауз, плача, смеха, покашливания, сам темп речи.

18. Человек, использующий … (стиль общения) стремится контролировать других людей или использовать их в качестве «вещей».

19. Общение при … (стиль общения) предполагает честность, терпимость, доверие, осознание себя и окружающих

20. Отождествление себя с другим, уподобление себя другому – это:

a) рефлексия;

b) идентификация;

c) проекция;

d) аттракция.

21. Приписывание другому человеку причин поведения, намерений, чувств, качеств личности – это:

a) стереотипизация;

b) идентификация;

c) каузальная атрибуция;

d) аттракция.

22. Информация, получаемая о каком-либо человеке, накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот ранее сложившийся образ выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты объекта восприятия (эффект восприятия).

23. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом («сокращением») при взаимодействии с этим явлением:

a) стереотип;

b) предубеждение;

c) каузальная атрибуция;

d) аттракция.

24. Недоверие к коммуникатору, распространяемое на передаваемую им информацию, служит причиной барьеров:

a) понимания

b) социально-культурного различия

c) отношения.

25.Осознание действующим индивидом, как он воспринимается партнёром по общению, называется:

a) идентификацией

b) эмпатией

c) рефлексией

26. В ситуации восприятия знакомого человека срабатывает эффект:

b) первичности

c) новизны.

27.Экстралингвистическая система включает:

a) жесты, мимику, пантомимику

c) паузы, плач, смех, покашливание, темп речи.

28.При помощи какого типа каузальной атрибуции склонны объяснять событие наблюдатели:

a) личностная

b) объектная

c) обстоятельственная.

29.Барьер, вызываемый различием тезаурусов собеседников, называется:

a) фонетический

b) логический

c) семантический

d) стилистический

30. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом при взаимодействии с ним, называется:

a) тезаурусом

b) стереотипом

c) предубеждением

31. Накопившееся противоречие, содержащее первопричину конфликта:

в) позиция;

г) конфликтоген.

32. Экспансия и эскалация характерны для конфликтов:

а) деструктивных;

б) продуктивных;

в) горизонтальных;

г) вертикальных.

33. Если вы максимально уверены в своей правоте и экстремальная ситуация требует быстрого реагирования, какой способ управления конфликтом вы изберёте:

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) уступка;

г) избегание;

д) соперничество.

34. Если вы уверены в своей правоте, но хотите, чтобы ваш партнёр учился на собственных ошибках , вы прибегнете к способу управления конфликтом:

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) уступка;

г) избегание;

д) соперничество.

35. Если ваш партнёр вот-вот готов «взорваться», вы прибегнете к следующим способам управления конфликтом:

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) уступка;

г) избегание;

д) соперничество.

36. На вопрос «Чего я хочу?» отвечает:

а) интерес;

б) позиция;

в) инцидент;

г) объект.

37. Нарушение отношений с одним из участников является недостатком модели:

а) арбитража;

б) посредничества;

в) сотрудничества;

г) избегания.

38. Признаками деструктивного конфликта являются «экспансия» и …. (дополните )?

39. Конфликтогены играют основную роль в возникновении (случайного ? неслучайного ?) конфликта.

40. В том случае, когда другой может извлечь из этой ситуации хороший урок , даже не соглашаясь с вами и совершив ошибку, используется метод (?).

РЕЗЮМЕ МОДУЛЯ 2

Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков. К характеристикам группы относят размер, композицию, структуру, групповую динамику, групповые нормы и групповые санкции. Важным параметром характеристики группы является статус индивида в ней.

Группы подразделяются на условные и реальные. Реальные группы могут быть лабораторными или естественными, естественные – большими или малыми.Малые группыобразуют непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами. Классификация малых групп включает первичные и вторичные, формальные и неформальные группы, а также референтные и группы членства. В зависимости от прав, предоставленных членам, выделяют паритетные и непаритетные группы. По уровню развития различают слабо-, средне- и высокоразвитые группы (коллективы).

В социальной психологии известно несколько моделей группообразования (в частности, стратометрическая концепция А.В. Петровского), каждая из которых различным образом описывает динамику группового развития. К механизмам групповой динамики относят разрешение внутригрупповых противоречий, идиосинкразический кредит и психологический обмен.

Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Группа оказывает влияние на её членов, которое проявляется в феноменах групповой жизнедеятельности, таких как конформизм, социальная фасилитация и ингибиция, социальная леность, феномены деиндивидуализации, огруппления мышления и групповой поляризации.

Теории лидерства объясняют происхождение данного феномена. Выделяют несколько подобных теорий: теория черт (харизматическая), ситуационная, системная, концепция ценностного обмена, в каждой из которых различным образом объясняется происхождение данного явления.

Понятия «руководство» и «лидерство» подразумевают ряд отличий, которые касаются регуляции отношений в группе, возникновения, системы санкций, принятия решений, взаимосвязей с социумом. Наряду с явными различиями, данные феномены имеют и общие характеристики . Так, и руководитель, и лидер организуют и координируют деятельность группы, осуществляют в ней социальное влияние и используют отношения субординации.

Руководство, как и лидерство, характеризуется его стилем – комплексом систематически используемых руководителем методов принятия решений, воздействия на подчинённых и общения с ними. Традиционно выделяется три подобных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Искусство управления состоит в рациональном выборе того или иного стиля в зависимости от ситуации, подчинённых, индивидуальных особенностей руководителя и типа задачи. Руководить – значит менять стиль.

Каждый руководитель обладает определённым объёмом власти, под которой понимается возможность влиять на поведение и деятельность других людей. Выделяют несколько типов власти: вознагражающая, принуждающая, легитимная, референтная, эталонная. Власть руководителя связана с его авторитетом, т. е. влиянием руководителя на подчинённых. Наиболее эффективен тот руководитель, который обладает не только функциональным, но моральным и функциональным авторитетом.

Пирамида интересов подчеркивает важность последовательности интересов человека от физиологических до самореализации

Интересы/Права/Власть обеспечивает основу в области ведения переговоров и урегулирования конфликтов, выходя за рамки переговорных позиций

Социальное поведение. Данная модель подчеркивает статус личности при общении и разрешении конфликта

Абстрагирование от конфликта. Модель при которой стороны делают попытку выйти за рамки конфликта и двигаться дальше.

Dual Concern

Столкнувшись с конфликтом, каждый из нас реагирует в различными способами . Kenneth Thomas и Ralf Kilmann разработали модель конфликта «Взаимная озабоченность» (забота о себе и о партнере), широко используемую в медиации (рис. 4).



Рисунок 4.


При конфликте многие из нас действовать примерно в одном из пяти направлений:

Уклонение (черепаха): мы не хотим следовать интересам других, но и не пытаемся отстоять свои (например, при ссоре ребенок бросает игрушку и убегает)

Приспособление (хамелеон): мы не отстаиваем свои собственные интересы , а следуем интересам других (при ссоре ребенок отдает свою игрушку другим)

Конкуренция (лев): мы ориентированы прежде всего на собственные потребности и игнорируем интересы других (двое ребят дерутся за игрушку)

Компромисс (зебры): способность частично следовать своим интересам и интересам другой стороны (двое детей играют с игрушкой по очереди)

Сотрудничество (дельфины): следование интересам обеих сторон, расширение взаимных интересов (двое детей играют с игрушкой вместе, а не по

конец ознакомительного фрагмента

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

1) Предконфликтная стадия, на которой происходит зарождение конфликта. Эта стадия характеризует ситуацию накануне конфликта. Конфликт еще латентен, объективные противоречия не осознаются сторонами, но в отношениях между ними нарастают напряженность и отчуждение, причины которых часто связываются с какими-то случайными обстоятельствами.

На предконфликтной стадии симптомами назревающего конфликта являются:

- «избегание» конфликта, проявляющееся в уходе от общения, становящегося фрустрирующим фактором. Иногда такой уход осуществляется буквально, выражается в разрыве или предельном ограничении контактов с потенциальными оппонентами. Но поскольку общения зачастую избежать нельзя (например, в рамках семьи или организации) оно переводится в формальное русло, приобретает ритуальный характер.

Исчезновение доверия, эмоциональной открытости, появляется так называемое «скрывающее поведение», связанное с опасениями, что оппонент неправильно поймет слова или действия, проявит неадекватную реакцию. Часто такое поведение проявляется в феномене «поддакивания». В «нормальных», бесконфликтных условиях мы часто вступаем в полемику с окружающими, отстаиваем свою позицию, рассчитывая на понимание, и также допускаем подобные действия со стороны другого. В предконфликтной ситуации, когда в отношениях возникает отчуждение, легче, кажется, дать формальное согласие, сказав «Да», нежели вступать в дискуссию и продолжать неприятное общение;

Напряженность в отношениях сторон, чувство тревоги порождает взаимные подозрения, слухи, которые подготовлены негативными ожиданиями.

Постепенно начинается процесс «конфликтной атрибуции», при котором все слова, действия оппонентов наделяются определенными смыслами, подтверждающими их неискренность, коварство, злые замыслы по отношению к нам. Это, в свою очередь, ведет к обвинениям и микроконфликтам, которые возникают, казалось бы, спонтанно и носят случайный характер.

2) Стадия осознания конфликта. На этой стадии оппонентам становится очевидным несовпадение их целей и интересов. Как отмечалось выше, осознание может быть адекватным или неадекватным, но вне зависимости от этого, оно задает мотивацию конфликтного действия. Стороны уже морально готовы к началу борьбы, возникает представление о том, что с оппонентами можно разговаривать только на языке силы. Это определяет возможные модели конфликтного взаимодействия, сценарии развертывания конфликта.

Осознание неизбежности противостояния ведет, по выражению Р. Дарендорфа, к «агрегации групп интересов», то есть к формированию коалиций, привлечению союзников на основании реальной или предполагаемой общности интересов и целей, мобилизации ресурсов. Чаще всего процесс агрегации, объединения основан на принципе «негативной кооперации», в соответствии с которым мы действуем по принципу: «враг моего врага - мой друг».

Конфликтное поведение, как, впрочем, и любое целенаправленное действие, предполагает некоторую когнитивную основу, картину мира. Осознание конфликта различными сторонами ведет к формированию полярных образов реальности. Причины, объект конфликта, побудительные мотивы, цели и интересы свои и противной стороны получают у оппонентов прямо противоположную интерпретацию: «мы отстаиваем истину, добро и справедливость, а «они» - …». Таким образом, начинается процесс формирования «образа врага», который выступает дополнительным, и достаточно сильным конфликтогенным фактором (см. лекцию 8). Образ врага может возникать стихийно в процессе конфликтного взаимодействия, но может конструироваться сознательно, для усиления конфликтной мотивации самими оппонентами или третьими силами, провокаторами. Яркий образ врага снимает ограничения в действиях, направленных на оппонента.

3) Стадия открытого конфликта.

А. Начальное конфликтное поведение. Собственно конфликт начинается с инцидента - события или действия, открывающего переход конфликтного противостояния в стадию открытого противоборства, прямого противостояния сторон. Накапливающееся в отношениях между оппонентами напряжение достигает критической массы и приводит к взрыву.

Поэтому инцидентом может служить практически любое событие.

Прямая конфронтация начинается, как правило, с использования вербальной агрессии. Первоначально она выражается в дебатах, предъявлении взаимных претензий, но очень быстро происходит переход к стратегии угроз. Угрозы преследуют цель принудить оппонента действовать в соответствии с предъявляемыми ему требованиями, в противном случае его ожидают жесткие негативные санкции. Если угрозы не возымели действия, происходит переход от вербальной к прямой агрессии, к действиям, направленным на нанесение ущерба противнику. Первоначально эти действия происходят на периферии конфликта, столкновения носят разведывательный характер, являются своеобразной пробой сил. Но постепенно спираль конфликта раскручивается, и вступает в действие закон эскалации конфликтогенов. Суть его заключается в том, что на действие (конфликтоген), направленное в адрес одной стороны, следует контрдействие этой стороны (ответный конфликтоген), превосходящее по силе и масштабам первое действие; второе действие первой стороны в свою очередь так же делается «с усилением» и так далее по возрастающей. В этих условиях рациональный контроль над ситуацией ослабевает, доминирующей мотивацией становится стремление нанести максимальный ущерб оппоненту, пусть даже в ущерб основным целям и интересам.

Если в конфликт вовлекаются не просто отдельные индивиды, а достаточно большие социальные группы, организации, институциональные системы, то по мере развития противостояния происходит конфликтная трансформация системы, меняется ее структура и характер взаимодействия между членами. Вступление в борьбу ведет к появлению принципиально новых функций: «лидеры», «стратеги», «идеологи», «бойцы» и т.д. Изменение структуры группы, перестройка ее на «военный лад» становится дополнительным конфликтогенным фактором, усиливает направленность на борьбу с противником. При этом первоначальные цели и функции группы или организации отходят на второй план, или вообще утрачиваются. (Примером может служить ситуация, описанная Ильфом и Петровым в романе «Золотой теленок»: после того, как концерн «Геркулес» вступает в конфликт с горкоммунхозом по поводу занимаемого им помещения гостиницы, основные функции организации - заготовка и переработка древесины - оказываются преданы забвению, главным содержанием деятельности становится борьба за гостиницу. В борьбу постепенно включается весь коллектив, выделяется инициативная группа, возглавляемая товарищем Полыхаевым, т.е. происходит описанный выше процесс трансформации системы).

Б. Эскалация конфликта . Эта стадия характеризуется резким усилением насильственности, интенсивности и масштабности конфликта. Оппоненты включают в действие весь конфликтный потенциал, всевозможные ресурсы, свои и сторонников. Ограничения на использование тех или иных средств борьбы снимаются, допустимыми становятся практически любые действия по отношению к противнику.

Степень взаимного ожесточения настолько велика, что оппонентов не останавливают даже понесенные потери. Борьба превращается в самоцель, значимость ее возрастает, а поскольку цена поражения представляется огромной, стороны стремятся к победе любой ценой.

Конфликтное противостояние распространяется практически на все сферы реального и потенциального взаимодействия, нейтральные зоны, в которых возможно согласие, отсутствуют. В конфликт включаются все новые участники, иногда помимо своей воли.

В. Деэскалация и завершение конфликта . Борьба с использованием всех ресурсов, достигающая крайней степени ожесточения не может продолжаться бесконечно. Рано или поздно ресурсы одной или всех сторон - участников конфликта, истощаются и начинается деэскалация конфликта.

Этот процесс может быть связан не только с исчезновением ресурсов, но и с вмешательством каких-то «третьих сил», направленным на прекращение конфликта и примирение сторон. Завершение конфликта возможно в следующих вариантах:

1. Полное взаимное разрушение и исчезновение конфликтующих систем. Разумеется, речь идет не обязательно о физическом уничтожении, это может быть распад семьи, крах конкурирующих фирм и т.п. Этот вариант завершения является полностью деструктивным.

2. Насилие или подавление. Суть заключается в том, что более сильная сторона принуждает более слабую к безоговорочному подчинению и принятию своих требований. Этот вариант может казаться эффективным прежде всего потому, что дает возможность быстро завершить конфликт. Но его нельзя признать полностью конструктивным, поскольку побежденный будет стремиться к реваншу в той или иной форме, что чревато возобновлением конфликтного противостояние.

3. Разъединение . Означает прекращение взаимодействия, разрыв отношений между конфликтующими сторонами. Разъединение может осуществляться путем добровольного выхода сторон из зоны конфликта (например, когда конфликтующие между собой сотрудники увольняются из организации), путем «бегства» одного из участников конфликта либо разъединение происходит благодаря вмешательству некоей третьей стороны, которая используя силу или убеждение «разнимает» участников. Разъединение может быть реальным (пространственным), когда стороны прекращают непосредственные контакты (например, развод супругов, которые после этого перестают встречаться); символическим, когда оппоненты, оставаясь в одном физическом и социальном пространстве, прекращают общение, «не замечают» друг друга; структурным, когда оппоненты оказываются в разных сегментах социального пространства (например, конфликтующие сотрудники «разводятся» по разным отделам.

Разъединение прекращает конфликт, но проблема заключается в том, что полное разъединение не всегда возможно, особенно затруднительным оно представляется при групповом конфликте или конфликте между большими общностями: этническими, конфессиональными, социальными классами, государствами. Поэтому часто разъединение сторон носит временный характер и конфликт может возобновиться с новой силой.

4. Примирение . Этот способ разрешения конфликта предполагает обоюдное согласие сторон на прекращение конфликтных действий. Примирение может быть вызвано изменением ситуации (например, исчезновением объекта конфликта), истощением конфликтных ресурсов сторон либо добровольным и осознанным выходом из конфликта («худой мир лучше доброй ссоры»). Существует несколько способов примирения. Наиболее простым и распространенным является компромисс - выход из конфликтной ситуации, основанный на взаимных уступках сторон. При этом способе примирения важно, чтобы каждый из участников чего-то добивался. Действует рациональная стратегия: лучше получить что-то, чем потерять все. Но проблема заключается в том, что чаще всего делится какая-то конечная величина и потребности сторон не могут быть удовлетворены в полной мере. Поэтому, как правило, компромисс носит временный характер, окончательное решение проблемы откладывается на более поздний срок. Другим способом примирения является консенсус. В отличие от компромисса консенсус предполагает окончательное разрешение проблемы путем коллективного решения всех участников.

Консенсус позволяет не только минимизировать потери, но и увеличить приобретения сторон. Этот способ применяется в тех случаях, когда:

Предмет спора сложен, а интересы сторон слишком значимы для принятия простого решения;

Обе стороны готовы заняться поиском и анализом скрытых потребностей и интересов;

Достаточно времени и ресурсов для поиска альтернатив, удовлетворяющих притязания обеих сторон;

Стороны заинтересованы в долгосрочном решении проблемы.

От того, каким образом разрешается конфликт, каковы результаты этого процесса, зависят его последствия. На это обращается внимание в циклической теории конфликта Л. Кригсберга. Суть ее заключается в том, что результаты и последствия одного конфликта становится базой для возникновения нового конфликта. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Первая мировая война закончилась полным поражением Германской империи и ее союзников (завершение по модели «победитель - побежденный»). Последствием этого стало радикальное изменение геополитической ситуации в мире и униженное положение Германии, понесшей серьезные территориальные потери и оказавшейся в очень сложной экономической ситуации из-за больших репараций. Эти последствия, сложная экономическая ситуация и чувство униженности породили на массовом уровне стремления к реваншу, что стало базой для распространения нацизма и возникновению новой конфликтной ситуации, приведшей ко Второй мировой войне.

Способы разрешения конфликтов: арбитраж, посредничество и переговоры.

Очень часто конфликты не могут быть разрешены самими его участниками. В этом случае необходима помощь третьей стороны, занимающей нейтральную, объективную по отношению ко всем участникам конфликта позицию. Одной из самых распространенных технологий разрешения конфликта является арбитраж. Суть его заключается в том, что конфликтующие стороны выбирают одно или несколько нейтральных лиц, решению которых они обязаны подчиниться. А.В. Дмитриев выделяет следующие варианты арбитража:

Обязывающий арбитраж, при котором окончательное решение арбитров имеет обязательную силу;

Ограниченный арбитраж - стороны ограничивают риск поражения, устанавливая пределы уступок до начала арбитражного разбирательства;

Посреднический арбитраж - смешанное урегулирование конфликта, когда стороны договариваются о том, что вопросы, не решенные путем посредничества, будут решены путем арбитража;

Рекомендательный арбитраж отличается от обязывающего тем, что решение арбитра носит рекомендательный характер, стороны могут принять его, либо отвергнуть Посредничество отличается от арбитража тем, что стороны сами участвуют в процессе переговоров и с помощью посредника находят взаимоприемлемое решение. Посредник организует переговорный процесс, поддерживает его конструктивный характер и способствует выработке взаимоприемлемого решения. О.В. Аллахвердова выделяет следующие принципы посредничества:

Добровольность - вступление в процесс переговоров является строго добровольным, все решения принимаются только по взаимному согласию сторон и каждая из сторон в любой момент может отказаться от посредничества и прекратить переговоры;

Равноправие сторон, ни одна из которых не имеет процедурных преимуществ;

Нейтральность медиатора, который должен сохранять беспристрастное отношение к каждой стороне;

Конфиденциальность - вся информация должна оставаться внутри переговорного процесса.

В процессе переговоров посредник выполняет следующие функции.

1. Аналитическая функция, связанная с тем, что посредник побуждает конфликтантов анализировать конфликтную ситуацию, обсуждать все возможные варианты решения проблемы.

2. Функция организации процесса переговоров. Посредник помогает сторонам договориться о процедуре ведения переговоров, управляет переговорным процессом, поддерживает корректные отношения между участниками.

3. Посредник выступает как генератор идей, помогает сторонам найти принципиально новое решение проблемы.

4. Посредник расширяет ресурсы участников переговоров, предоставляя им необходимую информацию, при этом нужно избегать ее искажения.

5. Посредник корректирует реалистичность высказываемых идей и выполнимость принятых решений.

6. Посредник обучает стороны процессу ведения переговоров, учит стороны формировать установку на сотрудничество.

Эскалация конфликта – это нарастание противоборства между сторонами. Модели, типы, фазы и тактика поведения при этом может различаться.

Избежать конфликтных ситуаций невозможно. Проблема их развития не раз была затронута профессиональными психологами и специалистами в этой области. Ими зачастую используется понятие «эскалация». Что это, тип и модели, как развивается и к чему приводит – об этом можно узнать, внимательно изучив статью.

Что это такое

Эскалация конфликта – это развитие конфликтной ситуации, прогрессирующей с течением времени. Понятие используется для определения нарастающего противоборства сторон, результатом которого может стать их негативное воздействие друг на друга.

Под эскалацией конфликтной ситуации понимается её часть, начинающаяся с момента столкновения интересов и завершающееся ослаблением борьбы, её окончанием.

Модели и типы эскалации конфликта

Спиральная эскалация характеризуется такими признаками:

  • значительно сокращается когнитивная сфера в поведении или работе, в процессе наблюдается переход к примитивной форме отображения;
  • вытесняется адекватное восприятие вследствие насаждения «вражеского» образа;
  • признаки включают переход от аргументации к выпадам;
  • использование насилия;
  • потеря изначального предмета конфликта. Он замещается стремлением победить в конфликтной ситуации, «опустить» врага.

Образ врага представляет собой представление о противоборствующей стороне. Он искажает черты о нем, начинает складываться во время латентного этапа конфликтной ситуации. Образ снабжается исключительно отрицательными оценками.

В случае, если угроза с его стороны отсутствует, то образ может иметь опосредованный характер. Некоторые специалисты сравнивают его с нечеткой и размытой фотографией, на которой присутствует бледное изображение.

Модели эскалации конфликта:

  1. «Нападение – защита» — одна из сторон начинает предъявлять требования, вторая от них отказывается и выступает за сохранение своих интересов, как принципа. Невыполнение одной из сторон выдвинутых требований настраивает на выдвижение повторных запросов, более жестких по характеру. Ужесточение начинает сопровождаться нерациональным поведением, что способствует проявлению гнева, отчаяния и злости.
  2. «Нападение – нападение» — типичная конфликтная ситуация, проявляющаяся в поочередном усилении агрессивного поведения сторон. Пример: в ответ на определенное требование выдвигается более жесткий запрос. Обе стороны попадают «в пленение» негативным эмоциям, от которых не могут избавиться. При этом даже безобидные предложения другой стороны отвергаются, как недопустимые, неприемлемые. Обоими участниками руководит желание «наказать» врага за его мысли и поступки.

Этапы и фазы развития

Эскалация конфликта проходит следующие фазы развития:

  1. «Усиление» — интересы сторон начинают сталкиваться все чаще и заметно сильнее, становится заметным напряжение между оппонентами, которое можно снять беседой. Этап характеризуется отсутствием партий или отдельных лагерей, стороны готовы сотрудничать, и это стремление превышает желание конкуренции.
  2. «Полемика» . Существенные характеристики: противоречия начинают выражаться в дебатах, к столкновению взглядов приводят разные точки зрения. Обе стороны полагают, что используют рациональные подтверждения, однако начинает наблюдаться словесное насилие. Вокруг сторон образуются группы, состав которых зачастую изменяется.
  3. Третий этап конфликта наступает, если во время периода полемики проблема не была решена. Его признаки: переход к доказательству своей правоты на практике, через дело, боязнь ошибиться, преобладание пессимистических ожиданий.
  4. «Имидж» — в конфликт включаются стереотипы, распространяются неверные слухи, создание образа врага, вербование сторонников, раздражение сторон.
  5. «Потеря лица» . Особенности этапа: утрачивается целостность в плане морального мышления, переживания, не только образ врага, но и образ «Я» становится искаженным, не соответствует действительности. Другие черты пятого этапа: к отвергнутому человеку развивается чувство отвращения, отвергнутые, в свою очередь, теряют восприимчивость, стараются самоизолироваться, «потеряться».
  6. «Стратегия угроз» — характеризуется тем, что сторонники принимают различные действия, направленные на показание решительности, создание действий вынужденного характера, теряется инициатива, время, необходимое для принятия решения, значительно сокращается, постепенно нарастает паническое состояние, стороны руководствуются чужими советами, все меньше действуют самостоятельно. На данном этапе конфликт становится прямым столкновением, он уже несет в себе угрозу.
  7. «Ограниченные удары» — в психологии считается, что на этом этапе при принятии решений не воспринимаются моральные качества человека, нанесенный вред воспринимается в качестве некоторого «выигрыша» для своей стороны.
  8. «Разгром» — наименование восьмой фазы. Она обладает такими чертами: стремление разрушить систему врага, тотальное уничтожение другой стороны в физическом, материальном, социальном, духовном планах.
  9. «Вместе в пропасть» — стороны не видят обратной дороги, начинается тотальная конфронтация, главное для стороны – уничтожение врага. На этом этапе наблюдается характерный признак – готовность ценой собственного падения причинять вред врагу.

Тактика поведения

Эскалация конфликта предусматривает использование сторонами следующих тактик поведения:

  1. Захват и последующее удержание объекта конфликтной ситуации. Такая тактика используется, когда предмет конфликта материален.
  2. Насилие . При таком поведении используются следующие приемы: телесные повреждение, нанесение вреда имущественным ценностям, причинение боли.
  3. Психологическое насилие : стремление задеть чувства другой стороны (самолюбие, гордость).
  4. Коалиция . Эта тактика предусматривает усиление собственного ранга в ситуации путем присоединения к своей группе большего количества участников: руководителей, друзей и т.д..
  5. Давление . Поведение строится на требованиях и приказах, сопровождающихся угрозами. В эту категорию относится шантаж, предъявление ультиматумов.
  6. Дружелюбие . Такое поведение предусматривает корректное обращение, готовность решить сложившуюся ситуацию, извиниться.
  7. Сделка . Тактика строится на взаимных извинениях и обещаниях. Механизмы такого поведения позволяют разрешить конфликтную ситуацию.

Лестница (эскалация) конфликта может принести как неблагоприятные, так и положительные последствия. Каждое из них будет оказывать воздействие на дальнейшее развитие оппонентов и их «лагерей».

Видео: Эскалация конфликта: что это

Два процесса посредничества и арбитража часто путаются. Это два разных процесса, альтернативные способы разрешения конфликтов между отдельными лицами, семьями, группами и предприятиями. Мы рассмотрим как посредничество, так и арбитраж, как каждый работает, и как они отличаются.

В современном деловом мире все больше и больше контрактов включают арбитраж и посредничество в качестве альтернативы судебному разбирательству (урегулирование споров в судах).

Некоторые деловые контракты и трудовые соглашения требуют даже обязательного арбитража.

Прежде чем подписывать контракт, который включает в себя один или несколько из этих двух видов разрешения споров, или вы соглашаетесь разрешать бизнес-споры с использованием одного из этих процессов, вы должны знать больше о них и о сходствах и различиях между ними.

Как работает посредничество?

Посредничество - это метод разрешения недоразумений. В споре принимается сторонний посредник, чтобы помочь сторонам в достижении урегулирования. Во многих случаях посредник не имеет полномочий принимать обязательное решение. Некоторые преимущества посредничества в судебном процессе:

  • конфиденциальный и конфиденциальный в отличие от судебных процессов, которые являются очень публичными.
  • Посредник объективен, а помогает сторонам исследовать альтернативы.
  • Процесс посредничества иногда используется вместо судебных разбирательств, но чаще он используется для разрешения споров , прежде чем они доберутся до того, что требуется судебный процесс или арбитраж.
  • Процесс дешевле , чем долгий и дорогостоящий процесс. Обе стороны разделяют расходы посредника.
  • Возможность продолжения деловых или личных отношений позже намного больше, поскольку спор разрешен с учетом обеих сторон.
  • Посредник может предлагать креативные решения или номера.

По данным Американской арбитражной ассоциации (AAA), около 85% посредников приводят к урегулированию. Если стороны не могут согласиться на посредничество, они могут перейти к арбитражу или судебному разбирательству.

Как работает арбитраж?

Арбитраж - это процесс подачи спора беспристрастному лицу для окончательного и обязательного определения. В арбитражном процессе юридические правила доказывания не применяются и формального процесса обнаружения не существует.

Арбитр может запросить соответствующие документы, и арбитр представляет заключение после рассмотрения дела. Как и при посредничестве, процесс может быть запланирован и разрешен быстро, и он гораздо менее состязателен, чем судебный процесс.

Арбитраж против посредничества - как они отличаются

  • Арбитраж - это процесс слушания, в котором стороны приносят свой спор кому-то для принятия решения.Посредничество - это процесс облегчения переговоров, в ходе которого обученный посредник работает, чтобы довести стороны до соглашения.
  • Посредничество неформально; арбитраж является формальным.
  • Цель посредничества - разрешить недоразумения, в то время как цель арбитража - принять решение в споре.
  • Посредник не имеет полномочий заставить стороны прийти к решению; арбитр принимает обязательное и (обычно) обязательное решение.
  • В посредничестве любая из сторон может в любое время отказаться; в арбитраже, как только он начинается, обычно нет возможности выхода.

Сравнительная таблица для арбитража и посредничества

Как вы можете видеть, есть место для обоих этих процессов в разрешении бизнес-споров.

На латинском scala - лестница. В фазе эскалации конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов - действий и противодействий конфликтующих сторон. В ситуации №1 нетрудно выделить отдельные «ступеньки», через которые проходит эскалация конфликта. Посмотрим, как складывается эта стадия в ситуации № 2.

Продолжение ситуации № 2

После происшедшего инцидента в доме Ивана Никифоровича появилась некая Агафья Федосеевна, выступившая в роли подстрекателя. «Ты, Иван Никифорович, - шушукала она, - не мирись с ним и не проси прощения: он тебя погубить хочет, это таковский человек! Ты его еще не знаешь». (Иллюзия «плохого человека»). Начинается движение по «ступенькам» эскалации - череда мелких пакостей друг другу.

«Все приняло другой вид: если соседняя собака затесалась когда на двор, то ее колотили чем ни попало: ребятишки, перелазившие через забор, возвращались с воплем, с поднятыми вверх рубашонками и с знаками розг на спине... Наконец, к довершению всех оскорблений, ненавистный сосед [Иван Никифорович] выстроил прямо против него, где обыкновенно был перелаз через плетень, гусиный хлев, как будто с особенным намерением усугубить оскорбление. И тогда Иван Иванович делает шаг, поднимающий конфликт на более высокую ступень: он ночью рушит гусиный хлев, после чего «зеркально» ожидает от своего врага поджога. Затем, «чтобы предупредить Ивана Никифоровича» (опять же «зеркальное восприятие») пишет прошение в суд.

«...Известный всему свету своими богопротивными, в омерзение приводящими и всякую меру превышающими законопреступными поступками, дворянин Иван, Никифоров сын, Довгочхун, сего 1810 года июля 7 дня учинил мне смертельную обиду... Оный дворянин, сам притом гнусного вида, характер имеет бранчливый и преисполнен разного рода богохулениями и бранными словами... назвал меня публично обидным и поносным для чести моей именем, а именно: гусаком, тогда как известно всему миргородскому повету, что сим гнусным животным я никогда отнюдь не именовался и впредь наименоваться не намерен...» Иван Иванович, как видим, тоже весь во власти иллюзии «плохого человека» и к тому же еще иллюзии «самооправдания», что и воплощается в силу, движущую его «бойкое перо», как выразился восхищенный энергичностью слога автора секретарь суда.

Ответный шаг Ивана Никифоровича продиктован теми же, но «зеркально» отраженными стимулами. Он тоже приносит в суд прошение:

«...По ненавистной злобе своей и явному недоброжелательству, называющий себя дворянином, Иван, Иванов сын, Перерепенко, всякие пакости, убытки и иные ехидненские и в ужас приводящие поступки мне чинит и... забрался ночью в мой двор и в находящийся в оном мой же собственный хлев, собственноручно и поносным образом изрубил... Оный же дворянин Перерепенко имеет посягательство на самую жизнь мою и до 7-го числа прошлого месяца, содержа в тайне сие намерение, пришел ко мне и начал дружески и хитрым образом выпрашивать у меня ружье...» Разговор о ружье превратился в доказательство намерения противника совершить умышленное убийство: иллюзорное облако окутало факт разговора и стало добавочным компонентом зоны разногласий.

Оба конфликтанта одинаково разделяют иллюзию «выигрыш-проигрыш», требуя от суда наказать противника по-максимуму. При этом они «зеркально» сходны и в этих требованиях (правда, Иван Никифорович заходит в них дальше):

После обращения конфликтантов в суд попытки примирить Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича к успеху не привели. Оба втянулись в бесконечную тяжбу, которая поглощает все их силы и становится для них главным занятием жизни. «Скучно на этом свете, господа!» - с этой мыслью прощается Гоголь со своими героями.

Эскалация может быть непрерывной - с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями и временным улучшением отношений.

Эскалация также может быть крутой, быстро вздымающейся до крайне резких проявлений враждебности; и вялой, медленно разгорающейся, а то и долго держащейся примерно на одном уровне. В последнем случае имеет место хронический (затяжной) конфликт, который надолго задерживается на этой стадии - годами, а в общественных отношениях (например, классовых, международных) десятилетиями или столетиями, и, возможно, так и не выходит за ее пределы. Иногда при этом он постепенно переходит на спад и иссякает сам собой.

В ситуации № 2 эскалация приняла вид хронического конфликта, конца которому не видно.

Различные варианты эскалации конфликта изображены на рис. 2.4 и 2.5.

4. Кульминация

Эта стадия наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает, организации, в которой они сотрудничают, общности, в составе которой они живут, или, при внутриличностном конфликте, ставящим под угрозу целостность личности.

Кульминация - это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде (отдельном конфликтном акте) или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы. При кульминации конфликт достигает такого накала, что обеим или, по крайней мере, одной из сторон становится ясно, что продолжать его больше не следует. Кульминация непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях.

Так, в ситуации № 1 кульминацией конфликта стало резкое ухудшение учебных дел студенческой группы накануне экзаменационной сессии. И студенты, и администрация сознавали, что дальнейшая эскалация конфликта чревата большими опасностями. Это и подтолкнуло их к поиску способов разрешения конфликта.

Эскалация не обязательно заканчивается кульминацией. Нередко стороны начинают предпринимать меры по угашению конфликта, не дожидаясь, пока он дойдет до кульминационного взрыва. Здесь тоже имеет значение «предел терпимости» конфликтан-тов. При превышении этого предела они устают от конфликта, им «надоедает» конфликтовать, и возникает желание как-то уладить разногласия. Предчувствие, что «добром это не кончится», настраивает их перейти к поиску путей улаживания конфликта, минуя кульминацию.

В затяжном конфликте момент кульминации долго не наступает. В одних случаях конфликт при этом постепенно угасает. Но в других случаях оттяжка кульминации обходится очень дорого: в процессе затянувшейся эскалации накапливается высокий «энергетический потенциал* негативных эмоций, не находящий разрядки в кульминации; и когда, наконец, момент кульминации приходит, выброс всей этой энергии способен произвести самые ужасающие разрушения. Такого рода кульминация - это еще один вариант острого конфликта.

Известно немало трагических семейных историй, в которых монотонно повторяющиеся ссоры супругов становятся обыденным явлением. Это продолжается в течение многих лет. Но вдруг в какой-то очередной и поначалу вполне обычной ссоре происходит кульминационный взрыв, и один из супругов, обезумев от злости, калечит или убивает другого. В ходе суда, рассматривавшего одну из таких историй, обнаружилось, что жена, которая 15 лет безропотно сносила побои мужа и вдруг, когда он пьяным пришел домой, схватила топор и отрубила ему руку, сумела нанести удар такой силы, которая превосходит ее физические возможности. Такова энергетическая мощь долго сдерживаемых, накопившихся разрушительных эмоций.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.