Когда произошла троянская война в годах. Троянская война и ее герои - мифы и легенды

Немало мощных государств и цивилизаций канули в небытие. Одним из ярких примеров этого является древний город Троя, который также известен как Илион. Этот легендарный населенный пункт знаком многим людям по одноименной войне. В гомеровской поэме «Илиада» подробно описывается эпичное противостояние жителей Трои и древних греков. Этот знаменитый город во все времена будоражил умы различных ученых, начиная от историков и заканчивая археологами. В ходе раскопок XIX века легендарная Троя была обнаружена на территории современной Турции. Почему этот древний город заслужил столь пристальное внимание современников? Есть крайне интересная легенда его возникновения, существования и падения. Где находилась Троя? И что на ее месте можно обнаружить сейчас? Обо всем этом читайте в статье.

Древний мир и дата образования Трои

Перед появлением легендарной Трои на полуострове Троада было расположено древнейшее постоянное поселение Кумтепе. Его датой основания принято примерно считать 4800 год до нашей эры. Жители древнего поселения, в основном, занимались рыбной ловлей. Также в рацион поселенцев входили устрицы. В Кумтепе покойников предавали земле, но без каких-либо погребальных даров.

В районе 4500 года до нашей эры поселение было заброшено, однако около 3700 года до нашей эры снова возрождено благодаря новым колонистам. Новое население Кумтепе занималось скотоводством и земледелием, а также проживало в больших домах с несколькими помещениями. Козы и овцы разводились жителями поселения не только для получения мяса, но также ради молока и шерсти.

История Трои берет свое начало с 3000 года до нашей эры. Укрепленный населенный пункт был расположен в Малой Азии на полуострове Троада. Город находился в плодородной холмистой стране. В месте, где находилась Троя, с двух сторон города протекали реки Симоис и Скамандр. Также имелся свободный доступ в Эгейское море. Таким образом, Троя на протяжении своего существования занимала очень выгодное географическое положение не только в экономической сфере, но также в плане обороны в случае возможного нашествия врагов. Не случайно город в Древнем мире, в эпоху бронзы именно поэтому стал ключевым центром торговли между Востоком и Западом.

Легенда о возникновении Трои

О появлении легендарного города можно узнать из старинного предания. Еще задолго до построения Трои на территории полуострова Троада (место, где находилась Троя) проживал народ тевкров. Персонаж древнегреческой мифологии Трос назвал страну, которой правил, Троей. Следовательно, все жители стали называться троянцами.

О возникновении города Трои повествует одна легенда. Старшим сыном Троса был Ил, который после смерти отца унаследовал часть его царства. Однажды он пришел во Фригию, сумев успешно победить всех соперников на состязании. Фригийский царь щедро вознаградил Ила, подарив ему 50 юношей и столько же дев. Также согласно преданию правитель Фригии отдал герою пеструю корову и приказал основать город в том месте, где она захочет отдохнуть. На холме Ата у животного появилось желание полежать. Именно там и был основана Троя, которая также называлась Илионом.

Перед построением города Ил попросил Зевса доброго знамения. На следующее утро перед шатром основателя легендарного города появилось деревянное изображение Афины-Паллады. Таким образом, Зевс предоставил Илу залог божественной помощи, оплот и защиту жителям Трои. Впоследствии на месте появления деревянного изображения Афины-Паллады появился храм, а выстроенная Троя была надежно защищена от врагов высокими стенами с бойницами. Сын Ила царь Лаомедонт продолжил дело отца, укрепив нижнюю часть города стеной.

Защитные сооружения Трои

Согласно древнегреческим мифам, сами боги Олимпа участвовали в возведении стен легендарного города. Однажды Зевс отослал Посейдона и Аполлона в Трою на протяжении целого года служить у Лаомедонта. Оба бога выстроили вокруг Трои из крупных каменных глыб прочную стену. Причем если Посейдон выкапывал камни из недр земли и приносил их к городу, то под звуки лиры Аполлона строительство твердыни осуществлялось само собой. Ни одна внешняя угроза не была страшна Трое, если бы богам не помогал человек Эак. Именно часть стены, которую возводил смертный, оказалась уязвимой.

Обманутый Геракл решил поквитаться с царем Трои. На 18 кораблях вместе с героями и войском он задался целью взять неприступный город и отомстить вероломному Лаомедонту. Важную роль в походе сыграл Теламон, сын Эака. Он первым вошел на городскую стену именно в том месте, где работал его отец. Троя была взята, а вероломный царь был убит от стрелы Геракла. Восстанавливать былую мощь легендарного города стал малолетний Приам, сын Лаомедонта. Под властью нового правителя Троя снова расцвела и стала могущественной, как и прежде. Однако в глубокой старости Приам доживал свои дни в великой скорби.

Троянская война

Знаменитое десятилетнее противостояние навсегда прославило древний город. В районе VIII века до нашей эры о легендарной войне было сложено несколько поэм. До нас сохранились только «Одиссея» и «Илиада» Гомера. В них описываются события, произошедшие на 9 году противостояния между жителями осажденной Трои и греками, а также падение города.

Супруга спартанского царя, по воле богини любви Афродиты, влюбилась в Париса. Греки восприняли добровольный отъезд Елены с сыном Приама в качестве похищения. Спартанский царь Менелай вместе со своим братом собрали огромное войско, после чего на своих кораблях отправились покорять Трою.

На протяжении практически 10 лет греки безуспешно пытались сломить сопротивление неприступного города. И лишь хитроумный план Одиссея позволил захватить Трою. История содержит сведения, что греки соорудили большого деревянного коня и оставили его троянцам в качестве подарка, а сами погрузились на корабли и отплыли якобы домой. На самом деле, внутри статуи притаилась группа лучших воинов. Они ночью во время ликований троянцев вышли из коня и открыли ворота своим соратникам. В итоге греки одержали победу благодаря хитрости, а сам город был разрушен и сожжен. Так, появилось знаменитое выражение «Троянский конь».

Окончательное падение Трои

С 350 года до нашей эры и вплоть до 900 года до нашей эры легендарный город находился под властью греков. Впоследствии он переходил из рук в руки различным правителям. Сначала персы в ходе войны с греками овладели Троей, а позже город уже принадлежал Александру Македонскому.

Когда Троей овладела Римская империя, то город снова возродился. Римляне очень гордились своим происхождением от Энея и его спутников. В 190 году до нашей эры Троя вообще была освобождена от каких-либо податей и была расширена.

В 400 году нашей эры Троя была захвачена турками и окончательно разрушена. В VI веке нашей эры исчезли последние поселения людей в месте, где раньше возвеличивался легендарный город. Годы существования Трои берут свое начало примерно с 3000 года до нашей эры, а оканчивается в районе 400 года нашей эры.

Раскопки древнего города

На протяжении многих столетий факт существования легендарного города ставился под сомнение. Большинство людей к самой Трое относились весьма скептически. Благодаря поэме «Илиада» большинство ученых склонялись к мысли, что руины древнего города могут быть обнаружены где-то в районе северо-запада Малой Азии, то есть в месте расположения современной Турции.

Теперь многим людям известно, на территории какого современного государства находилась Троя. Благодаря Генриху Шлиману развалины древнего города были обнаружены в Турции, в 30 км от населенного пункта Чанаккале, близ деревни Тевфикие.

Генрих Шлиман после получения разрешения от османских властей в 1870 году приступил к раскопкам Трои в северо-западной части холма Гиссарлык. Археолог-самоучка 31 мая 1873 года добился успеха, обнаружив клад. Генрих Шлиман поспешно назвал свою находку «Кладом Приама».

Вразрез заключенного договора с османскими властями, согласно которому необходимо было передать половину всего найденного в Археологический музей в Стамбуле, Шлиман контрабандой вывез сокровища в Грецию. После безуспешных попыток продать находку в крупнейшие музеи разных стран мира археолог подарил их Берлину. Впоследствии Генрих Шлиман стал почетным гражданином этого города. После окончания Второй мировой войны найденные троянские сокровища стали храниться в Москве в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Что расположено на месте Трои?

Давайте же узнаем, что находится на месте Трои сейчас. В наше время современная Троя существенно отличается от того места, которое описывал в своих поэмах Гомер. На протяжении многих веков береговая линия постепенно отодвигалась, в результате чего раскопанный город оказался расположенным на абсолютно сухой возвышенности.

Ежегодно город-музей посещает множество туристов со всего мира с мая по сентябрь. Руины Трои разных исторических времен имеют великолепный внешний вид. При желании детально ознакомиться со всеми экспонатами рекомендуется нанять экскурсовода.

Наибольшей популярностью на месте, где находилась Троя, среди туристов пользуется деревянная копия знаменитого коня. Каждый человек имеет возможность оказаться внутри большой статуи, почувствовав себя на время в роли хитроумного греческого героя. Вы также можете стать одним из этих счастливчиков, получивших незабываемые впечатления. Но необходимо выбрать время для поездки, учитывая особые факторы. Ведь в некоторые дни людей на месте, где находилась Троя, вокруг троянского коня настолько много, что большинству не удается подойти к нему даже ближе 100 метров.

Не меньшей популярностью в древнем городе пользуется Музей раскопок. Его посетители имеют возможность просмотреть кучу фотографий, макетов и прочих других экспонатов, которые позволят ознакомиться с процессом обнаружения Трои. Также любознательные туристы во время экскурсии могут заглянуть в огромный храм Афины-Паллады, побывать внутри мрачного святилища древнегреческих богов и оценить по достоинству концертный зал Одеон.

Другие достопримечательности Турции близ Трои

К югу от древнего города Трои можно обнаружить руины Александрии Троадской. Этот древний город был основан в IV веке до нашей эры древними греками. За время своего существования переходил в руки римлян. Впоследствии в честь Александра Македонского город получил свое окончательное название.

Стоит отметить, что Александрия Троадская упоминается в Новом Завете. Согласно Священному Писанию, в этом городе Господь повелел апостолу Павлу идти проповедовать в земли Македонии. В наше время руины города носят название Ески-Стамбул.

Возле Александрии Троадской на холме в окружении полуразрушенных стен расположен древний город Асс или Бехрамкале. В период жизни великих мыслителей Платона и Аристотеля здесь функционировала знаменитая философская школа, где побывало немало умов тех времен. Среди достопримечательностей Асс стоит отнести мечеть Мурада, немало гробниц и караван-сараи, которые преобразились в отели для туристов.

Как добраться до Трои самостоятельно

Побывать на месте, где находилась Троя, - все равно, что прикоснуться к легенде. Неслучайно множество туристов ежегодно решаются увидеть удивительные достопримечательности знаменитой Трои в Турции.

Легче всего добраться до легендарного города из Чанаккале, который находится в 30 км от Трои. Каждый час из этого турецкого административного центра отправляется рейсовый междугородний автобус. Примерно около получаса пути отделяет каждого туриста от знаменитого исторического места. Также имеется возможность добраться до Трои из Стамбула, Бурсы или Измира благодаря маршрутным такси.

Посещение легендарного города не является затратным в финансовом плане. Туристу следует потратиться фактически всего лишь за входной билет и проезд.

Фильм "Троя"

В 2004 вышла в свет экранизированная история о легендарном городе. Историческая драма была основана по мотивам поэмы «Илиада». Главные роли в фильме достались таким звездам Голливуда, как Брэд Питт, Эрик Бана, Орландо Блум, Шон Бин, Брендан Глисон и другим известным личностям. Режиссером картины был назначен Вольфганг Петерсен, а за сценарий отвечал Дэвид Бениофф.

В XIII веке до нашей эры троянский царевич Парис похитил Елену Прекрасную, чем возмутил греческих правителей до глубины души. Спартанский царь Менелай собрал огромную армию и на многочисленных кораблях отправился к берегам Трои.

За время ожесточенного противостояния и греки, и троянцы имели попеременный успех. И лишь хитроумная идея Одиссея позволила сломить сопротивление Трои. Закатив большого деревянного коня внутрь города, троянцы обрекли себя на погибель. Ночью греки без проблем расправились с жителями Трои.

Таким образом, до наших времен сохранились лишь руины от легендарного города. Посещение современной Трои позволит каждому человеку прикоснуться к легенде и побывать внутри большого деревянного коня.

Троянская война была между греками и защитниками города из Трои в конце бронзового века, длилась на протяжении тысячелетий.

Парис и Елена

Основным источником наших знаний о Троянской войне является «Илиада Гомера» (написанная в 8 веке до н.э.), где он рассказывает о 52 днях в течение последнего года десятилетнего конфликта. Греки воображали, что война произошла некоторое время в XIII веке до нашей эры. Тем не менее, война также была предметом длинной устной традиции до работы Гомера , и это, в сочетании с другими источниками, такими как фрагментарные стихотворения эпического цикла, дает нам более полную картину того, что именно греки считали Троянской войной.

Троянская война в греческой традиции начиналась как шанс для Зевса сократить постоянно растущее население человечества и, более практично, как экспедицию, чтобы вернуть Елену , жену Менелая , Короля Спарты и брата Агамемнона . Елена была похищена троянским принцем Парисом. Менелай и греки хотели вернуть ее и отомстить за троянскую наглость.

Греческая Армия

Греческую армию возглавлял король Агамемнон из Микен. Сколько солдат было в его армии неясно.
Среди греческих воинов были некоторые дополнительные специальные герои, лидеры, которые были величайшими бойцами и проявляли наибольшее мужество на поле битвы. Среди наиболее важных были Ахилл, Одиссей, Аякс, Диомед, Патрокл, Антилокус, Менстеус и Идомен.

Троянская Армия

Троянская армия , защищающая великий город Трои , возглавляемый их царем Приамом , получала помощь от длинного списка союзников. Среди них были карийцы, гализоны, кауконы, киконы, ликийцы, майонианцы, мисианы, паиоанцы, пафлагонианцы, пеласги, фригийцы и фракийцы.

У троянцев тоже были свои полубожественные герои, в том числе Гектор (сын Приама), Эней, Сарпедон, Глаукос, Фаркис, Пуулладас и Ресос.

Ключевые битвы

Большая часть Троянской войны была на самом деле затяжной осадой , и город смог противостоять оккупантам очень долго, главным образом потому, что его укрепления были очень высокими. Были, однако, битвы за пределами города, где сражались армии, иногда с колесницами, но в основном без, используя копья и мечи и защищенные щитом, шлемом и доспехами для груди и ног. На протяжении многих лет война велась по равнинам Трои, но действительно захватывающие битвы, похоже, были зарезервированы на последний год осады.

Парис против Менелая

Утомляя нерешительные битвы, Менелай предложил сразиться с Парисом в дуэли и так решить вопрос войны. Бой начался, копье Париса врезалось в щит Менелая. Затем греческий король бросил его оружие с огромной силой, и копье прошло через щит Париса и продолжало пробивать его доспехи. Парис еле спасся. Однако Менелай не закончил, и мечом он нанес ужасный удар по шлему троянского принца. Меч разбился и упал в пыль. Затем Менелай схватил парижский шлем голыми руками и продолжил тащить его с поля. Парис побежал с поля боя, а Менелая убил Гектор .

Гектор против Аякса

Встреча двух великих героев повторяет встречу Менлая и Париса. Бой длился очень долго, но их остановили их товарищи, которые призывали их к прекращению боевых действий, когда приближалась ночь. По кодексу чести, двое воинов даже попрощались на дружеских отношениях, обменявшись подарками, Гектор подарил серебряный меч, а Аякс великолепный фиолетовый пояс.

Патрокл

Непобедимый Ахиллес был просто величайшим воином всех времен. Однако, к большому разочарованию греков, он большую часть войны сидел в большом дупле. Агамемнон украл его военную добычу Брисеис (дочь Приама), и поэтому герой отказался сражаться. Сначала Агамемнон, не слишком беспокоился о потере Ахиллеса , но, когда трояны начали побеждать, стало ясно, что Ахиллес им очень нужен. Соответственно, все более отчаянный Агамемнон обратился с призывом к Ахиллесу с обещаниями огромного сокровища, если он только вступит в бой. Ахиллес отказался, но Патрокл (друг Ахиллеса) в тайне от Ахиллеса надел броню Ахиллеса и возглавил мимидонцев.

Затем Патрокл дал отпор троянам, трояны были отброшены назад, и ему даже удалось убить великого троянского героя Сарпедона . Смущенный успехом, молодой герой проигнорировал совет Ахиллеса и опрометчиво повел борьбу в сторону Троя. Однако в этот момент великий Аполлон вмешался от имени троянов и ударил Патрокла, разбил его копье и выбил щит из его руки. Таким образом, разоблаченный и беззащитный, Патрокл был заколот Эуфорбосом , а затем Гектор вмешался, чтобы нанести смертельный удар безжалостным ударом копья.

Когда Ахилл узнал о смерти своего великого друга Патрокла , он был ошеломлен горем и яростью, и он поклялся отомстить Троянам и особенно Гектору. После траура Ахилл, наконец, решил снова выйти на поле битвы.

Гектор против Ахиллеса

Только Гектор оставался за стенами, но при виде удивительного Ахилла , даже он заволновался. Ахилл, однако, преследовал троянского принца вокруг городских стен. Наконец, схватив его, Ахилл убил его ударом копья в горло Гектора. Затем Ахилл привязал тело Гектора к своей колестнице, и отвел тело в греческий лагерь.

Тем временем Приам проник в греческий лагерь и попросил Ахилла вернуть тело своего сына, чтобы похоронить его . Ахилл согласился вернуть тело. Здесь Илиада заканчивается, но в войне еще осталось несколько поводов судьбы.

Троянский Конь

Через 12 дней после похорон Гектора, греки построили огромного коня из дерева и спрятались в него. Приам и его совет, увидев этого коня, сочли это за подарок богов, и привезли его в Трою. Ночью, когда Троянцы спали, Ахиллес и его воины вылезли из коня и открыли ворота Трои, греки ворвались в стены Трои и разгромили ее, Приама убил Агамемнон в Храме Зевса, Затем, Парис, отыскав Ахиллеса, выстрелил из лука прямо в его пятку, Ахиллес умер на месте.

Сообщение о Троянской войне 6 класс кратко расскажет Вам много полезной информации о военном конфликте между греческими городами-государствами.

Сообщение о Троянской войне по истории

Троянская война – это военный конфликт, возникший между греческими городами-государствами, возглавляемых Микеном и Спартой против Трои. Приблизительно это событие произошло в XIII-XII веке до нашей эры. Единственный источник, где содержатся сведенья о Троянской войне, это знаменитая поэма «Илиада» греческого автора Гомера.

Поскольку поэма является художественным произведением, то до раскопок Генриха Шлимана в начале XIX века никто не верил не то что в само военное действие, но и в существование Трои как таковой. Ее считали вымыслом и плодом воображения Гомера. Однако археологу удалось обнаружить целый город в месте, где по описанию Гомера была расположена Троя. Здесь и началась ее история.

Кратко о Троянской войне

  • Троянская война причина

В период Античности греческие города-государства (в особенности Микены) стремились стать владыками Эгейского моря. Но на их пути стояло одно из самых могущественных государств – Троя. Поэтому, чтобы подчинить себе торговые, богатые морские пути в Эгейское море, нужно было подчинить или уничтожить Трою.

  • Повод к войне

Сегодня весь мир знает прекрасную историю о том, что дало грекам повод выступить войной на Трою. Ею послужила Елена Прекрасная – жена царя Спарты и союзника Микен. В легенде говорится, что Парис, молодой царевич Трои, влюбился в нее и похитил Елену, привезя к себе домой. Возмущенные греки тотчас же объявили Трое войну. Никто не знает, было ли так оно на самом деле.

  • Военные действия и сколько длилась Троянская война?

Греки огромной армией в 50 -100 тыс. человек из всех городов-государств выдвинулись в сторону Трои. С моря их поддерживал огромный флот, общим числом в 1 000 судов. Армия троянцев была значительно меньше,однако стены государства могли выдержать даже самую длительную осаду. После объявления войны прошел год, и греки высадили на берегах врага. Троянцы встретили врага на берегу, однако под их натиском и превосходством отступили за стены города. На протяжении долгих лет происходили кровавые столкновения, без видимого преимущества ни одной из сторон. Однако человеческие потери были большими у греков. Войска Трои возглавлял наследник престола и воин – Гектор, а греков — Ахиллес. В затяжной схватке этих великих воинов побеждает грек Ахиллес. А война продолжается. Целых 10 лет греки осаждали Трою безрезультатно, пока не поняли, что город нужно брать хитростью. Они построили из дерева знаменитого Троянского коня и подкатили его к городским воротам в знак того, что покидают Трою, признавая ее превосходство.

На самом деле, в коне сидели воины. Когда троянцы закатили подарок греков в город, те, с наступлением темноты вылезли с коня, и открыли ворота для своих соратников. Греческая армия ворвалась в спящий город, и к утру он уже вовсю полыхал в огне.

  • Последствия Троянской войны

Могущественная Троя была уничтожена. Микены, понеся серьезные человеческие и экономические потери, также вскоре пали.

Надеемся, что доклад о Троянской войне помог Вам подготовиться к занятию. А небольшое сообщение о Троянской войне Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

После десяти лет изнурительной войны и осады в одно прекрасное утро троянцы, не веря своим глазам, увидели, что лагерь греков пуст, а на берегу стоит огромный деревянный конь с посвятительной надписью: "В благодарность за будущее благополучное возвращение домой ахейцы посвящают этот дар Афине". Древние люди относились к священным дарам с большим пиететом, и, по решению царя Приама, конь был внесен в город и водворен в посвященной Афине цитадели. С приходом ночи сидевшие в коне вооруженные ахейцы выбрались наружу и напали на спящих жителей города. Так, благодаря коню, была захвачена Троя, так закончилась Троянская война.
В наше время эта легенда известна каждому, а сам троянский конь давно стал нарицательным понятием - наши ироничные современники даже назвали его именем разрушительный компьютерный вирус. То, что Троя пала из-за коня, воспринимается как аксиома. Но если кого-нибудь спросить, а почему причиной гибели Трои стал именно конь, - человек, скорее всего, затруднится с ответом.

А в самом деле, почему?
Оказывается, этим вопросом задавались уже в древности. Многие античные авторы пытались найти разумное объяснение легенде. Высказывались самые разнообразные предположения: к примеру, что у ахейцев была боевая башня на колесах, сделанная в форме коня и обитая конскими шкурами; или что грекам удалось проникнуть в город через подземный ход, на двери которого была нарисована лошадь; или что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противников... Сейчас принято считать, что троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, примененной ахейцами при взятии города.

Версий много, но, признаться, ни одна из них не дает удовлетворительного ответа. Наверное, наивно было бы считать, что в этом коротком исследовании нам удастся исчерпывающе ответить на такой "старый" вопрос, но попытаться все же стоит. Кто знает - быть может, троянский конь чуть-чуть приоткроет нам свою тайну.
Итак, попробуем войти в положение ахейцев. Имитируя снятие осады, они должны были оставить под стенами Трои нечто такое, что троянцы были бы просто обязаны взять в город. Скорее всего, эту роль должен был сыграть посвятительный дар богам, потому что пренебречь священным даром с точки зрения древнего человека означало нанести оскорбление божеству. А с разгневанным божеством шутки плохи. И вот, благодаря надписи на боку, деревянная статуя получает статус дара богине Афине, покровительствовавшей и ахейцам, и троянцам. Что делать с таким сомнительным "подарком"? Пришлось его (хотя и с некоторой опаской) внести в город и установить в священном месте.
Однако роль посвятительного дара могло сыграть практически любое священное изображение. Почему же был выбран именно конь?
Троя издавна славилась своими лошадьми, из-за них со всех краев света сюда приезжали торговцы, из-за них же на город часто совершались набеги. В "Илиаде" троянцев называют "hippodamoi", "укротители лошадей", а легенды рассказывают, что у троянского царя Дардана был табун великолепных коней, ведущих свое происхождение от самого северного ветра Борея. Вообще, лошадь была одним из самых близких к человеку существ в древней коневодческой, земледельческой и воинской культуре. С этой точки зрения, для ахейских воинов было вполне естественным в качестве посвятительного дара оставить под стенами Трои коня.
Кстати, образы для священных статуй и жертвенных даров выбирались не случайно. У каждого божества были посвященные ему животные, их облик оно могло принимать: так, Зевс в мифах превращается в быка, Аполлон - в дельфина, а Дионис - в пантеру. В культурах Средиземноморья лошадь в одном из своих аспектов связывалась с плодородием полей, с обильным урожаем, с матерью-землей (в древнейшей мифологии богиня Деметра иногда превращалась в кобылу). Но в то же время прекрасное свободолюбивое животное часто ассоциировалось с буйной, стихийной и неконтролируемой силой, с землетрясениями и разрушением и в этом качестве было священным животным бога Посейдона.

Так, может быть, ключ к разгадке троянского коня - в "Колебателе земли" Посейдоне? Среди Олимпийцев этот бог отличался необузданным характером и склонностью к разрушениям. Да и с Троей у него были старые счеты. Возможно, разрушение Трои конем - лишь аллегория сильного землетрясения, погубившего город?

Оказывается, это действительно произошло. Но только было это с другой Троей.

До Приама правителем Трои был царь Лаомедонт, прославившийся своей скупостью и коварством. Однажды наказанные Зевсом боги Аполлон и Посейдон были отданы ему в услужение. Аполлон пас стада, а Посейдон подвизался как строитель: возводил вокруг города неуязвимые стены. Однако по истечении срока боги не получили вознаграждения за свою работу и были с угрозами выгнаны. Тогда они наслали на город эпидемию и морское чудовище. Спасти Трою от чудовища вызвался Геракл и успешно осуществил свое предприятие, но жадный царь и здесь пожалел положенной награды - не отдал волшебных белых коней. Тогда Геракл собрал войско, вернулся под стены Трои, разрушил город до основания и убил Лаомедонта, а на царство посадил Приама ("Приам" означает "купленный": он действительно был выкуплен из рабства своей сестрой).

Современные археологи считают, что легендарная Троя Лаомедонта имеет свой исторический аналог - так называемую Трою VI, погибшую от сильного землетрясения незадолго до событий Троянской войны. Но землетрясения, как известно из мифологии, насылал в гневе "Колебатель земли" Посейдон. Возможно, что разрушивший город катаклизм принял в мифе аллегорическую форму гнева Посейдона на троянцев. К тому же, белые кони, его священные животные, формально послужили причиной катастрофы. (Трою словно преследовал какой-то рок: дважды быть разрушенной из-за коней!)

К сожалению, божественный гнев вряд ли имел отношение к троянскому коню. Троя Приама пала не из-за катаклизма (это доказано и археологами), а была захвачена и разграблена ахейцами. Кроме того, в Троянской войне Посейдон принимает сторону троянцев, а идею проникнуть в город с помощью коня подсказывает его извечная соперница Афина.

Итак, Посейдоном символика коня не исчерпывается...

В некоторых, особенно архаических, традициях лошадь символизирует переход в иное пространство, в другое качественное состояние, в недоступное для обычных средств место. На коне о восьми ногах шаман совершает свое мистическое путешествие, у этрусков лошадь перевозит души умерших в подземное царство, чудесный конь Бурак переносит Мухаммада на небо. Да что далеко ходить - вспомните нашего Конька-Горбунка, который переносит Иванушку и в Тридевятое царство, и в гости к Солнцу и Луне.

Вы спросите, какое это имеет отношение к Трое? Самое непосредственное. Согласно Гомеру, Троянская война длилась почти десять лет, в течение десяти лет ахейцы не могли взять стены города, построенные, согласно мифу, самим богом Посейдоном. Фактически, Троя с точки зрения мифа была "недоступным" местом, своего рода "заколдованным городом", который нельзя было победить обычными средствами. Для того чтобы попасть в город, героям требовалась даже не военная хитрость, а особый, магический "перевозчик". И таким перевозчиком становится деревянный конь, с помощью которого они осуществляют то, что безуспешно пытались сделать десять лет (естественно, говоря о деревянном коне-перевозчике и "заколдованном городе", мы подразумеваем не историческую, а мифологическую реальность).

Но если следовать этой версии, то Троя, описанная Гомером, получает совершенно особое значение. Речь идет уже не о небольшой крепости на берегу Понта и даже не о столице древнего малоазийского государства. Гомеровская Троя получает статус некоего трансцендентного места, за которое ведется сражение. И битвы, происходящие под стенами и в стенах этой Трои, - отнюдь не вендетта между двумя племенами, а отражение событий, получающих мировое значение. Троянский же конь открывает последний акт этой мировой драмы.

Кстати, это подтверждается и размахом войны. Археологически Троя - всего лишь небольшая крепость. Почему же для ее взятия, согласно Гомеру, отправляются корабли из 160 городов-государств Греции - от 10 до 100 кораблей, то есть флот минимум в 1600 кораблей? А если умножить на 50 воинов на каждом - это армия более чем в 80 тыс. человек! (Для сравнения: Александру Македонскому потребовалось около 50 тыс. человек, чтобы завоевать всю Азию.) Даже если это авторская гипербола, она свидетельствует о том, что Гомер придавал этой войне исключительное значение.

Что же произошло под стенами гомеровской Трои?

Обычно считается, что война началась со знаменитого пира богов на свадьбе Пелея и Фетиды, родителей Ахилла, на котором богиня раздора подбросила яблоко с надписью "Прекраснейшей" и три богини - Афина, Гера и Афродита - поспорили между собой за право получить его. Их спор разрешает сын Приама, Парис, который, соблазнившись перспективой иметь самую прекрасную в мире супругу (Елену), присуждает яблоко Афродите (дальше Парис похищает Елену, и разыгрывается война).

Но, на самом деле, война началась гораздо раньше: когда Зевс, устав от жалоб матери-Земли, которой человеческий род причинял страдания своим нечестием, решил уничтожить часть человечества, но не с помощью катаклизма, а руками самих же людей. Цель "мировой драмы" ясна, дело за главными действующими лицами.

Тогда от брака Зевса и Немесиды рождается Елена, совершенная красота, за которую будет сражаться весь героический мир. От брака Пелея и Фетиды рождается последний величайший из смертных - герой Ахилл. И наконец, рождается сам "зачинщик" войны Парис с предсказанием, что он погубит Троянское царство. Итак, все действующие лица есть, происходит похищение Елены и развязывается война, настоящая цель которой - уничтожить два великих царства и лучших из героев древнего мира.

И задуманное Зевсом свершается: под стенами Трои погибают практически все герои, и ахейцы, и троянцы. А из тех, кто выживет в войне, многие погибнут по дороге домой, кто-то, как царь Агамемнон, дома найдет смерть от рук близких, кто-то будет изгнан и проведет жизнь в скитаниях. По сути, это конец героического века. Под стенами Трои нет победителей и нет побежденных, герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей.

Кстати, любопытно, что конь символически связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе сидят вооруженные воины. Получается, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего-то нового.

Современные исследователи датируют Троянскую войну примерно 1240 г. до н.э. (археологически на эту дату приходится гибель Трои VII). Примерно в это же время в Средиземноморье произошло еще одно важное событие: началось одно из великих переселений народов. С севера на Балканский полуостров двинулись племена дорийцев, варварского народа, который полностью уничтожил древнюю микенскую цивилизацию. Лишь по прошествии нескольких столетий Греция возродится и можно будет говорить о греческой истории. Разрушения будут настолько велики, что вся додорийская история станет мифом (настолько, что только с середины XIX столетия ученые начнут всерьез говорить о микенской Греции и о Трое, а до этого они будут считаться сказкой). Из тех 160 греческих государств, которые упоминаются Гомером в "Каталоге кораблей", половина перестанет существовать, а самые великие, Микены, Тиринф и Пилос, превратятся в маленькие деревеньки. Троянская война станет своеобразным рубежом между древним и новым миром, между микенской и классической Грецией.

Из героев, сражавшихся под стенами Трои, в живых остались лишь двое: Одиссей и Эней. И это не случайно. Оба они имеют особую миссию. Эней отправится, чтобы создать свою "новую Трою" и положить начало Риму, цивилизации грядущего мира. А Одиссей... "Многомудрый и многострадальный" герой совершит великое странствие домой, чтобы найти свою землю обетованную. Чтобы в своем странствии потерять и снова обрести все, что ему дорого, включая собственное имя. Чтобы дойти до границ обитаемого мира и побывать в странах, которые никто не видел и откуда никто не возвращался. Чтобы спуститься в мир мертвых и снова "воскреснуть" и долго скитаться по волнам Океана, великого символа Бессознательного и Неведомого.

Одиссей совершит великое странствие, в котором символически умрет "старый" человек и родится "герой нового времени". Он перенесет великие страдания и гнев богов. Это будет новый герой - энергичный, проницательный и мудрый, любознательный и ловкий. Своим неистребимым стремлением познать мир, своим умением решать проблемы не физической силой и доблестью, а острым умом он не похож на героев "старого" мира. Он вступит в противоборство с богами, и боги вынуждены будут отступить перед человеком.

Наверное, неслучайно поэтому Одиссей станет идеалом наступающей эпохи - классической Греции. Вместе с Троей безвозвратно уйдет старый мир, а с ним уйдет что-то таинственное и сокровенное. Но родится нечто новое. Это будет мир, героем которого станет человек: мастер и путешественник, философ и гражданин, человек, больше не зависящий от сил Рока и игры богов, но создающий свою судьбу и свою историю сам.
О характерных особенностях зарождавшегося военного искусства данного периода можно составить себе представление по героической поэме древнегреческого поэта Гомера “Илиада”, в которой он описывает один из эпизодов Троянской войны, происходившей между ахейцами (греками) и троянцами в XII веке до н. э. Однако при этом следует учесть, что поэма была создана в середине IX века до н. э., т. е. спустя 300 лет после Троянской войны. Следовательно, “Илиада” создавалась по преданиям. Кроме того, как правильно отмечал греческий историк Фукидид, Гомер преувеличил значение этой войны и приукрасил ее, а поэтому к сведениям поэта надо относиться очень осторожно. Но нас, прежде всего, интересуют приемы ведения боя в тот период - от Троянской войны до Гомера включительно, - о которых сообщает поэт.

Город Троя был расположен в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданельский пролив). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Видимо, троянцы мешали торговле греков, это заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей. Но троянцев поддерживали многочисленные союзники (Ликия, Мисия и др.), вследствие чего война приняла затяжной характер и продолжалась более девяти лет.

Город Троя (теперь на его месте находится турецкое местечко Гиссарлык) был обнесен высокой каменной стеной с зубцами. Ахейцы не решались штурмовать город и не блокировали его. Боевые действия происходили на ровном поле между городом и лагерем ахейцев, который располагался на берегу Геллеспонта. Троянцы иногда врывались в лагерь противника, пытаясь зажечь греческие корабли, вытащенные на берег.

Гомер подробно перечислил корабли ахейцев и насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско. Несомненно, что число кораблей и число воинов преувеличены. Кроме того, надо учесть, что эти корабли были просто большими лодками, так как их легко вытаскивали на берег и довольно быстро спускали на воду. Такой корабль не мог поднять 100 человек.

Поэтому вернее будет предположить, что у ахейцев было несколько тысяч воинов. Возглавлял это войско Агамемнон, царь “многозлатых Микен”. Во главе воинов каждого племени стоял свой вождь.

Главным оружием греческих воинов было копье для метания с медным наконечником, поэтому ахейцев Гомер называет “копьеборными”.

Кроме того, воин имел медный меч и хорошее защитное вооружение: поножи, панцирь на груди, шлем с конской гривой и большой, окованный медью щит. Племенные вожди сражались на боевых колесницах или спешившись. Рядовые воины были вооружены хуже: они имели копья, пращи, “секиры двуострые”, топоры, луки со стрелами, щиты и являлись опорой для своих вождей, которые сами вступали в единоборство с лучшими воинами Трои. Из описаний Гомера мы можем представить обстановку, в которой проходило единоборство. Противники располагались недалеко друг от друга.
Боевые колесницы выстраивались в ряд; воины снимали свои доспехи и складывали их рядом с колесницами, затем усаживались на землю и наблюдали за единоборством своих вождей. Единоборствующие сначала метали копья, затем бились медными мечами, которые скоро приходили в негодность. Лишившись меча, сражавшийся укрывался в рядах своего племени или же ему подавали новое оружие для продолжения борьбы. С убитого победитель снимал доспехи и забирал его оружие.

Для ведения боя боевые колесницы и пехота размещались в определенном порядке. Боевые колесницы выстраивались впереди пехоты в линии с сохранением равнения, “чтобы никто, на искусство и силу свою полагаясь, против троян впереди остальных в одиночку не бился, чтоб и обратно не правил”. За боевыми колесницами, прикрываясь “выпуклобляшными” щитами, строились пешие воины, вооруженные копьями с медными наконечниками. Пехота строилась в несколько шеренг, которые Гомер называет “густыми фалангами”. Вожди выстраивали пехоту, загоняя трусливых воинов в середину, “чтоб и тому, кто не хочет, сражаться пришлось поневоле”.

В бой сначала вступали боевые колесницы, а затем “непрерывно одна за другой фаланги ахейцев двигались в бой на троянцев”, “молча шагали, вождей опасаясь своих”.

Пехота сначала наносила удар копьями, а затем рубилась мечами. С боевыми колесницами пехота боролась при помощи копий. Участвовали в бою и лучники, но стрела считалась малонадежным средством даже в руках отличного лучника.

Исход борьбы решали физическая сила и искусство владения оружием. Примитивное оружие часто отказывало: медные наконечники копий гнулись, а мечи от сильных ударов ломались. Маневр на поле боя еще не применялся, но уже появились зачатки организации взаимодействия боевых колесниц и пеших воинов.

Обычно бой продолжался до наступления ночи. Ночью, если достигалось соглашение, сжигались трупы. Если же соглашения не было, противники выставляли стражу, организуя охрану войска, находившегося в поле, и оборонительных сооружений (крепостной стены и укреплений лагеря - рва, заостренных кольев и стены с башнями). Стража, состоявшая обычно из нескольких отрядов, размещалась позади рва. Ночью высылалась разведка в стан врага с целью захвата пленных и выяснения намерений противника, проводились собрания племенных вождей, на которых решался вопрос о дальнейших действиях. Утром бой возобновлялся.

Троянцы, добившись успеха в бою, отбросили ахейцев к их укрепленному лагерю. Затем они перебрались через ров и начали штурмовать стену с башнями, но были отброшены. Однако вскоре им удалось разбить камнями ворота и ворваться в лагерь ахейцев. Завязался бой у кораблей. До этого времени некоторые воины не участвовали в бою, вследствие межплеменной розни. Опасность заставила ахейцев сплотиться, в результате чего у кораблей троянцы встретили свежие силы противника. Это был плотный строй сомкнутых щитов “пика близ пики, щит у щита, заходя под соседний”. Воины выстроились в несколько шеренг, вследствие чего “в смелых колеблясь руках, слоями тянулись копья”. В этом строю ахейцы отразили троянцев, контратакой - “ударами острых мечей и пик двуконечных” - отбросили их.

Описывая ход боя у ахейских кораблей, Гомер показал некоторые моменты тактического порядка. Он упоминает о засадах, в которых, по его словам, больше всего проявляется доблесть воинов, говорит о выборе подоспевшими на помощь ахейцами места для нанесения удара: “Где, Девкалид, ты намерен напасть на троянское войско? С правого ль хочешь ударить крыла на врагов, в середине ль, с левого ль?”. Было решено удар нанести с левого крыла.

Многодневный бой не решил исхода войны. В конечном итоге Троя была взята хитростью. Ахейцы спустили свои корабли на воду, погрузились и отплыли. Пока троянцы, опьяненные успехом, праздновали победу, один из отрядов ахейцев ночью тайно проник в Трою, открыл ворота города и впустил свое войско, вернувшееся из-за острова, за которым оно укрывалось. Троя была разграблена и уничтожена. Так закончилась многолетняя Троянская война

Кто сегодня не знает знаменитую легенду о Троянской войне? В этот миф трудно поверить, но подлинность существования Трои были подтверждены при раскопках знаменитого немецкого археолога Генриха Шлимана (1822-1890). Современные археологические исследования подтверждают историчность трагических событий, которые произошли в конце XIII – начале XII столетий до н. э. Открываются все новые и новые подробности о Троянской войне и связанных с ней обстоятельств.

На сегодняшний день известно, что крупное военное столкновение союза ахейских государств с городом Троя (Илион), находившимся на берегу Эгейского моря, произошло между 1190 и 1180 годами до н. э (по другим данным, около 1240 г. до н.э.)

Первыми источниками, сообщающими об этом сколь легендарном, столь и ужасном событии, были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Позднее Троянская война явилась темой «Энеиды» Вергилия и других произведений, в которых история тоже переплетается с вымыслом.

Согласно этим произведениям поводом к Троянской войне явилось похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, прекрасной Елены, жены царя Спарты Менелая. По призыву Менелая связанные клятвой женихи, известные греческие герои, пришли ему на помощь. По «Илиаде», на освобождение похищенной отправилось войско греков, ведомое микенским царем Агамемноном – братом Менелая.


Попытка путем переговоров добиться возвращения Елены оказалась неудачной, и тогда греки начали изматывающую осаду города. Участие в войне принимали и боги: Афина и Гера – на стороне греков, Афродита, Артемида, Аполлон и Арес – на стороне троянцев. Троянцев было в 10 раз меньше, но Троя оставалась неприступной.

Единственным источником для нас может служить только поэма Гомера «Илиада», но автор, как отмечает греческий историк Фукидид, преувеличил значение войны и приукрасил ее, а потому к сведениям поэта следует относиться довольно осторожно. Но нас прежде всего интересуют боевые действия и приемы ведения войны в то время, о чем Гомер рассказал весьма подробно.

Итак, город Троя находился в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданеллы). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Как видно, троянцы мешали торговле греков, что заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей, которую поддерживали многочисленные союзники, из-за чего война затянулась на долгие годы.

Троя, на месте которой сегодня расположено турецкое местечко Гиссарлык, была обнесена высокой каменной стеной с зубцами. Ахейцы не решались штурмовать город и не блокировали его, потому боевые действия проходили на ровном поле между городом и лагерем осаждающих, который находился на берегу Геллеспонта. Троянцы время от времени врывались в лагерь противника, пытаясь зажечь греческие корабли, вытащенные на берег.

Подробно перечисляя корабли ахейцев, Гомер насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско. Вне всякого сомнения, число судов и воинов преувеличено. Кроме этого, следует учесть, что эти корабли были попросту большими лодками, ибо их легко можно было вытаскивать на берег и довольно быстро спускать на воду. Такое судно не мог поднять 100 человек.

Скорей всего, у ахейцев имелось несколько тысяч воинов. Возглавлял их Агамемнон, царь «многозлатых Микен». А во главе воинов каждого племени стоял свой вождь.

Ахейцев Гомер назвал «копьеборными», потому нет сомнений в том, что главным оружием греческих воинов было копье с медным наконечником. У война был медный меч и хорошее защитное вооружение: поножи, панцирь на груди, шлем с конской гривой и большой, окованный медью щит. Племенные вожди сражались на боевых колесницах или спешившись. Воины низших иерархий были вооружены хуже: они имели копья, пращи, «секиры двуострые», топоры, луки со стрелами, щиты и являлись опорой для своих вождей, которые сами вступали в единоборство с лучшими воителями Трои. Из описания Гомера возможно представить обстановку, в которой проходило единоборство. Происходило это так.

Противники располагались недалеко друг от друга. Боевые колесницы выстраивали в ряд; воины снимали свои доспехи и складывали их рядом с колесницами, потом усаживались на землю и наблюдали за единоборством своих вождей. Единоборствующие вначале метали копья, потом бились на мечах (медных), которые скоро приходили в негодность. Лишившись меча, сражавшийся укрывался в рядах своего племени или же ему подавалось новое оружие для продолжения борьбы. С убитого победитель снимал доспехи и забирал его оружие.

Первыми в бой вступали боевые колесницы, затем «непрерывно одна за другой фаланги ахейцев двигались в бой на троянцев», «молча шагали, вождей опасаясь своих». Первые удары пехота наносила копьями, а после рубилась мечами. С боевыми колесницами пехота боролась с помощью копий. Принимали участие в бою и лучники, однако стрела не считалась надежным средством даже в руках отличного лучника.

Неудивительно, что в таких условиях исход борьбы решали физическая сила и искусство владения оружием, которое зачастую отказывало: медные наконечники копий гнулись, а мечи ломались. Маневр на поле боя еще не применялся, но уже начали появляться зачатки организации взаимодействие боевых колесниц и пеших воинов.

Такой бой длился до наступления ночи. Если ночью достигалось соглашение, то сжигались трупы. Если соглашения не было, противники выставляли стражу, организуя охрану войска, находившегося в поле, и оборонительных сооружений (крепостной стены и укреплений лагеря – рва, заостренных кольев и стены с башнями). Стража, состоявшая как правило из нескольких отрядов, находилась позади рва. Ночью высылалась разведка в стан врага с целью захвата пленных и выяснения намерений противника, проводились собрания племенных вождей, на которых решался вопрос о дальнейших действиях. Утром бой возобновлялся.

Приблизительно так и протекали бесконечные сражения между ахейцами и троянцами. По Гомеру, только на 10-й (!) год войны начали разворачиваться основные события.

Однажды троянцы, добившись успеха в ночной вылазке, отбросили противника к его укрепленному лагерю, окруженному рвом. Перебравшись через ров, троянцы стали штурмовать стену с башнями, но в скором времени были отброшены.

Позднее им все таки удалось разбить камнями ворота и ворваться в лагерь ахейцев. Завязался кровавый бой за корабли. Такой успех троянцев Гомер объясняет тем, что в бою не участвовал лучший воин осаждавших – непобедимый Ахилл, рассорившийся с Агамемноном.

Видя, что ахейцы отступают, друг Ахилла Патрокл уговорил Ахилла разрешить ему вступить в сражение и дать свои доспехи. Воодушевленные Патроклом, ахейцы сплотились, в результате чего у кораблей троянцы встретились со свежими силами противника. Это был плотный строй сомкнутых щитов «пика близ пики, щит у щита, заходя под соседний». Воины выстроились в несколько шеренг и отразили атаку троянцев, а контратакой – «ударами острых мечей и пик двуконечных» – смогли отбросить их.

Наконец, нападение было отбито. Но сам Патрокл погиб от руки Гектора, сына Приама, царя Трои. Так доспехи Ахилла достались врагу. Позднее Гефест выковал Ахиллу новые доспехи и оружие, после чего Ахилл, разъяренный гибелью друга, снова вступил в сражение. Позже он убил в поединке Гектора, привязал его тело к колеснице и помчался в свой лагерь. Троянский царь Приам с богатыми дарами пришел к Ахиллу, умолил вернуть ему тело сына и достойно похоронил его.

На этом заканчивается «Илиада» Гомера.

По более поздним мифам, позднее на помощь троянцам пришли во главе с Пенфисилеей и царь эфиопов Мемнон. Но в скором времени они погибли от руки Ахилла. А вскоре и сам Ахилл погиб от стрел Париса, направленных Аполлоном. Одна стрела угодила в единственное уязвимое место – пятку Ахилла, другая – в грудь. Его доспехи и оружие достались Одиссею, признанному храбрейшим из ахейцев.

После гибели Ахилла грекам было предсказано, что без лука и стрел Геракла, находившихся у Филоктета, и Неоптолема, сына Ахилла, Трою они на смогут взять. За этими героями было послано посольство, и они поспешили на помощь соотечественникам. Филоктет стрелой Геракла смертельно ранил троянского царевича Париса. Одиссей и Диомед убили спешившего на помощь троянцам фракийского царя Реса и увели его волшебных коней, которые, по пророчеству, попав в город, сделали бы его неприступным.

И тогда хитроумный Одиссей придумал необычайную военную хитрость…

Долго, втайне от других, беседовал он с неким Эпеем, лучшим плотником в ахейском лагере. К вечеру все ахейские вожди собрались в шатре Агамемнона на военный совет, где Одиссей рассказал свой авантюрный план, по которому надо было соорудить огромного деревянного коня. В его чреве должны поместиться самые искусные и смелые воины. Все же остальное войско должно сесть на корабли, отойти от троянского берега и укрыться за островом Тендос.

Как только троянцы увидят, что ахейцы оставили побережье, они подумают, что осада Трои снята. Троянцы наверняка затащат деревянного коня в Трою. Ночью ахейские корабли вернутся, а воины, укрывшиеся в деревянном коне, выйдут из него и откроют крепостные ворота. И тогда – последний штурм ненавистного города!

В течении трех дней стучали топоры в тщательно отгороженной части корабельной стоянки, три дня кипела таинственная работа.

Утром четвертого дня троянцы с удивлением обнаружили ахейский лагерь пустым. В морской дымке таяли паруса ахейских судов, а на прибрежном песке, где только вчера пестрели шатры и палатки врага, находился огромный деревянный конь.

Ликующие троянцы вышли из города и с любопытством бродили по опустевшему берегу. Они с удивлением окружили огромного деревянного коня, возвышавшегося над кущами прибрежных ракит. Кто-то стал советовать бросить коня в море, кто-то – сжечь, но многие настаивали на том, чтобы затянуть его в город и поставить на главной площади Трои как память о кровавой битве народов.

В разгар спора к деревянному коню подошел жрец Аполлона Лаокоон с двумя своими сыновьями. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» – вскричал он и, выхватив из рук троянского воина острое копье, метнул его в деревянное брюхо коня. Задрожало вонзившееся копье, и послышался из конского чрева еле слышимый медный звон. Однако Лаокоона никто не послушал. Все внимание толпы было привлечено появлением юношей, ведущих пленного ахейца. Его подвели к царю Приаму, стоявшему в окружении придворной знати рядом с деревянным конем. Пленник назвался Синоном и пояснил, что сам сбежал от ахейцев, которые должны были принести его в жертву богам – это было условием благополучного возвращения домой.

Синон убедил троянцев, что конь являлся посвятительным даром Афине, которая могла обрушить свой гнев на Трою, если троянцы уничтожат коня. А если поставить его в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом Синон подчеркнул, что потому ахейцы и построили коня таким огромным, чтобы троянцы не могли протащить его через крепостные ворота…

Как только Синон произнес эти слова, со стороны моря послышался полный ужаса крик. Из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона, а также двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и липких тел. В один миг несчастные испустили дух.

Теперь уже никто не сомневался в том, что Синон говорил правду. А потому следует поскорей установить этого деревянного коня рядом с храмом Афины.

Соорудив низкий помост на колесах, троянцы установили на него деревянного коня и повезли к городу. Чтобы конь прошел в Скейские ворота, троянцам довелось разобрать часть крепостной стены. Коня поставили на условленном месте.

Пока троянцы, опьяненные успехом, праздновали победу, ночью ахейские лазутчики тихо вышли из коня и открыли ворота. К тому времени греческое войско по сигналу Синона незаметно вернулось обратно и теперь захватило город.

В результате Троя была разграблена и уничтожена.

Но почему причиной гибели Трои стал именно конь?

Этим вопросом задавались еще в древние времена. Многие античные авторы пытались найти разумное объяснение легенде. Высказывались самые различные предположения: например, что у ахейцев была боевая башня на колесах, сделанная в форме коня и обитая конскими шкурами; или что греки смогли проникнуть в город через подземный ход, на двери которого была нарисована лошадь; или что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противника… Сейчас принято считать, что троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, примененной ахейцами при взятии Трои.

Под стенами города погибают практически все герои, и ахейцы, и троянцы. А из тех, кто выжил в войне, многие погибнут по дороге домой. Кто-то, как царь Агамемнон, по возвращении домой найдет смерть от рук близких, кто-то будет изгнан и проведет жизнь в скитаниях. По сути, это конец героического века. Под стенами Трои нет победителей и нет побежденных, герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей.

Любопытно, но конь символически связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе сидят вооруженные воины. Выходит, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего-то нового.

Результаты последних археологических экспедиций пока еще не дают возможности убедительно восстановить сценарий Троянской войны. Но их результаты не отрицают, что за троянским эпосом скрывается история греческой экспансии против крупной державы, находившейся на западном берегу Малой Азии и мешавшей грекам обрести власть над этим регионом. Остается надеяться, что подлинная история Троянской войны все же будет когда-то написана.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.