Морская практика для новичков. Яхтенные термины

Ниже мы знакомим новичков с названиями основных элементов яхты, стоячего и бегучего такелажа, паруса и просто яхтенными (морскими) терминами.

Парус

Парус – это специальная ткань или пластина, которая крепится к корпусу яхты с целью преобразовать энергию воздушных потоков в энергию поступательного движения судна. С точки зрения своего устройства, парус представляет довольно сложную конструкцию. А теперь более предметно познакомимся с такими элементами, как «Мачта» «Гик», «Ванты», «Грот», «Спинакер», «Штаг», «Стаксель»и другие.

Мачта

Мачта - это вертикально стоящая конструкция на судне, которая обеспечивает парус формой, стабильностью и гибкостью. Обычно, когда речь идет о парусных одномачтовых яхтах («шлюп», «тендер»)- подразумевают именно грот мачту.

Вооружение гика: 1 − гик; 2 − мачта; 3 − пятка с ползуном; 4 − парус; 5 − топенант; 6 − нок; 7 − гика-шкот; 8 оттяжка гика; 9 − оттяжка пятки гика

– это устройство, служащие для растягивания нижней части (шкаторина) косых парусов на яхте. Представлено оно в виде горизонтального ронгаутного дерева и может быть закреплено по отношению к мачте, как подвижно так и не подвижным образом.

Ванты

Ванты - это специальные снасти (как правило, оцинкованные или стальные тросы) стоячего такелажа яхты, с помощью, которых укрепляется мачта. Число вант напрямую зависит от толщины самой мачты и площади парусов.

Штаг

Штаг - это жесткий стальной трос стоячего такелажа судна, удерживающий от падения мачту назад

Грот (парус)

Как правило, гротом на одномачтовых яхтах называют задний парус. Собственно, именно грот является одной из самых важных составных частей паруса яхты, оттого насколько правильно настроен грот по отношению к ветру и состоянию поверхности воды, зависит, как будет вести себя судно в тех или иных погодных условиях.

Стаксель

Стаксель представляет собой парус треугольной формы, который ставится на штаг для поддержания мачты спереди.

Гоночный парус, работающий в диапазоне курсов от галфвинда до фордевинда. В отличии от спинакера имеет меньшую площадь, кроме того, может использоваться не только в гонках, но и в круизных плаваниях с небольшим экипажем на борту.

Шкот

Шкот (нидерл. schoot ) - снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику. Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута. Каждый шкот получает дополнительное наименование по названию паруса, например: грота-шкоты (проходят назад и растягивают парус к подветренному борту).

ФАЛ

Фал (нидерл. val (от vallen - падать, спускать ) - снасть, предназначенная для подъёма и спуска парусов (грота, стакселя и других), отдельных деталей рангоута (например, реев, стеньг, гафелей), флагов,вымпелов и т.п. Фалы , используемые на судах и кораблях, относятся к бегучему такелажу.

Концы

Коне́ц (концы́) - название любой верёвки или троса на флоте. Например при швартовке швартовый конец одной стороной привязывают к пирсе (пристань) на кнехт а другой на утку на яхте.

Кранцы

Кра́нец - подкладка, которую кладут между судном и пристанью, чтобы не повредить борт, служит для уменьшения контактных нагрузок на корпус судна.Раньше кранцы были плетённые из верёвок, но в дальнейшем они были вытеснены надутыми воздухом резиновыми шарами или цилиндрами. В силу своей дешевизны и практичности в качестве кранцев наиболее широко используются старые автомобильные покрышки.

Вот еще некоторые важные термины

Подве́тренная сторона́ - сторона объекта, обращенная в сторону, куда дует ветер.


Наветренная сторона
- сторона объекта, обращенная по направлению, откуда дует ветер.

Галью́н - просто туалет. Ранее так называлась площадка, в виде балкона, в носу парусного судна, под носовым украшением. Служила отхожим местом экипажаю.

Камбуз - просто кухня

Овершта́г - поворот, при выполнении которого курс корабля пересекает направление ветра, при этом корабль пересекает линию ветра носом. Поворот с юго-восточного курса на юго-западный при южном ветре будет поворотом оверштаг. Часто используется при движении галсами. Любой поворот парусного судна (оверштаг или фордевинд [см.]) сопровождается сменой галса. Любой другой манёвр парусника поворотом не считается.

Фордевинд - 1) курс судна относительно ветра: ветер дует прямо в корму (попутный ветер); 2) поворот судна (поворот фордевинд, через фордевинд ), когда линия ветра пересекается кормой. Любой поворот парусного судна связан с изменением галса. Другие манёвры парусного судна поворотом не считаются.

И наконец - Адмиральский час

Адмиральский час - предобеденный перерыв в 11 ч, который объявлялся ежедневно на флоте и в Адмиралтейств-коллегии для того, чтобы матросы и офицеры могли «выпить и закусить» перед обедом. Введен по распоряжению Петра I.

Для крепления к рею вдоль верхней шкаторины прямого паруса делают люверсы (круглые отверстия), обшитые (обметанные) парусными нитками или обделанные медными кольцами, через которые продевают отрезки, скрученные из трех-четырех каболок - реванты, служащие для крепления паруса к лееру рея (рис. 84,. а и б).

У прямых парусов люверсы расположены вдоль верхней шкаторины, у кливеров и стакселей - вдоль передней, а у триселей - вдоль верхней, нижней и передней шкаторин.

Паруса в XVIII в. крепили непосредственно к рею при помощи ревантов, проходивших через люверсы верхней шкаторины. На ре-ванте, для того чтобы он не выскочил из люверса, делали два узла, диаметр которых был больше диаметра люверса, аналогично риф-сезням в риф-гатах. В ноковых углах ставили очень длинные реванты, так чтобы из его каждых половинок можно было сделать несколько шлагов вокруг рея (рис. 84, в). Шлаги накладывали в противоположных направлениях и затем связывали их концы.

§ 37. Детали косых парусов

Косые паруса (стаксели, кливера), как и прямые, имели подогнутые кромки, были обшиты ликтросом, соответствующими рифами, кренгельсами, бантами, боутами, были оборудованы люверсами (рис.85).

Кливера и стаксели ходили по штагам и леерам и крепились к ним при помощи деревянных или металлических раксов или специальным тросом - слаблинем, проходившим через люверсы косой шкаторины паруса и огибавшим леер или штаг (рис. 86, а и б).

Косые гафельные паруса (латинский, косая бизань и трисель) имели также подогнутые кромки по периметру, были обшиты ликтросом, имели рифы, кренгельсы, боуты, банты и люверсы (см. рис. 85). Шкаторину паруса, прикрепляемую к гафелю, называют шерхней или косой, шкаторину, прикрепляемую к мачте или трисель-мачте, - передней или стоячей, кормовую - задней или шкотовой, последнюю - нижней.


Верхний передний угол называют верхним галсовым, задний верхний - нок-бензельным, передний нижний - галсовым и задний нижний - шкотовым.

Гафельные паруса (косая бизань и трисель) присоединяют к мачте при помощи деревянных или железных обручей - сегарсов, к гикам их крепят при помощи сезней или, как и латинские паруса, к реям, - слаблинем, огибающим гик или специальный проводник, натянутый по гику.

Все паруса в зависимости от их места расположения на рангоуте имеют каждый свое наименование без приставок или с различными приставками - фор, бом и брам. На рис. 87 показано парусное вооружение корабля начала XIX в. - шлюпа «Восток».

Рис. 85. Детали косых парусов:

А - кливера; б - триселя; 1 - ликтрос; 2 - передняя шкаторина; 3 - задняя шкаторина; 4 - нижняя шкаторина; 5 - галсовый угол; 6 - фаловый угол; 7 - шкотовый угол; 8 - люверсы для крепления раксов (слаблиня); 9 - кренгельсы; 10 - нок-бензельный угол; 11 - верхний галсовый угол; 12 - риф-банты; 13 - боут; 14 - риф-сезни

Рис. 86. Крепление кливеров и стакселей к штагам:

а - при помощи раксов; б - при помощи слаблиня; 1 - леер; 2 - парус; 3 - раке; 4 - слаблинь

Рис. 87. Парусное вооружение корабля (часть позиций показана на рис. 88):

I - бом-кливер; II - кливер; III - фор-стеньги-стаксель; IV - фор-стаксель; V - фок - нижний прямоугольный парус на фок-мачте; VI - фор-марсель - второй снизу прямой парус, расположенный на фор-брам-стеньге; VII - фор-брам-сель - третий парус, расположенный на фор-брам-стеньге фок-мачты; VIII - фор-бом-брам-сель - четвертый прямой парус, расположенный на фор-бом-брам-стеньге фок-мачты; IX - грот-стаксель; X - грот-стеньги-стаксель; XI - грот-брам-стаксель; XII - грот - нижний прямоугольный парус на грот-мачте; XIII - грот-марсель; XIV - грот-брамсель; XV - грот-бом-брамсель; XVI - апсель - косой парус между грот - и бизань-мачтами; XVII - крюйсель - прямой парус; XVIII - крюйс-брамсель; XIX - крюйс-бом-брам-сель; XX - бизань - нижний косой парус (косая бизань);

1 - бом-кливер-фал; 2 - бом-кливер-шкот; 3 - кливер-шкот; 4 - фор-стеньга-стаксель-шкот; 5 - фор-стаксель-шкот; 6 - фока-шкот; 7 - фока-галс; 8 - фоковые нок-гордени; 9 - фоковые бык-гордени; 10 - фока-гитовы; 11 - фока-булинь; 12 - фор-марса-гитовы; 13 - фор-марса-булинь; 14 - риф-шкентель талей - конец снасти, основанный между блоками, для подтягивания парусов при взятии рифов; 15 - фор-брам-гитовы; 16 - фор-брам-булинь; П - фор-бом-брам-гитовы; 18 - риф-сезни (риф-штерты); 19 - грота-шкот; 20 - грота-галс; 21 - грота-тток-гордень; 22 - грота-бык-гордень; 23 - грота-гитовы; 24 - грота-булинь; 25 - грота-марса-гитовы; 26 - грота-марса-булинь; 27 - грота-брам-гитовы; 28 - грота-брам-булинь; 29 - грота-брам-гитовы; 30 - бизань-гитовы; 31 - крюйсель-гитовы; 32 - крюйсель-булинь; 33 - крюйс-брам-гитовы; 34 - крюйс-брам,- булинь; 35 - крюйс-бом-брам-гитовь

К бегучему такелажу управления парусами относятся фалы, шкоты, галсы, гордени, гитовы и булини.

Фалами называют снасти, при помощи которых поднимают и опускают паруса (кливера и стаксели), флаги и сигналы.

Шкоты служат для управления прямыми (нижними) и косыми парусами, которые тянут их к корме.

Кливера и стаксели имеют по два шкота, проходящих с одной и другой сторон борта или лееров. Эти шкоты делаются обычно двойные. Коренным концом (прикрепленным намертво) их крепят на баке, а ходовым проводят каждый в свой блок, вплесненный в шкентель, который берут серединой конца за кренгельс (кольцо) в шкотовом углу паруса. У косых парусов с гиком, где шкотовый угол паруса крепят к ноку (оконечности) гика, для управления парусом служит гика-шкот, прикрепленный к гику.


Ходовые концы шкотов прямых нижних парусов тянут рядом с коренными. Эти шкоты крепят коренным концом с внутренней стороны фальшборта, а ходовым выводят наружу через отверстия в фальшборте с роульсами, проводят каждый в предназначенный для него блок в шкотовом углу паруса и возвращают назад (в отверстие в фальшборте с роульсом), где протягивают и крепят рядом с коренным концом. Шкоты всех прямых парусов, нижнюю шкаторину которых протягивают по рею, крепят коренным концом за кренгельс в шкотовом углу паруса, а ходовым проводят в блоки или шкивы у ноков нижних реев, затем с середины рея через блок опускают на палубу, где крепят подле мачты на кофель-нагель-ной планке.

Шкотовые углы фока и грота тянут помимо шкотов галсами, которые предназначают для тяги углов нижних парусов в направлении к носу, противоположно шкотам. Галсы бывают двойные (и тогда их проводят подобно шкотам) или одинарные. В последнем случае коренной конец галса крепят в шкотовом углу. Грота-галсы протягивают у бортов около фок-мачты, а фока-галсы на баке, через блок на галсе-боканце (коротком рангоутном горизонтальном дереве, выступающем в носу судна с каждого борта для вытягивания наветренного угла фока посредством фока-галса).

Гордени и гитовы служат для подбирания нижних и боковых шкаторин и шкотовых углов при уборке парусов и взятии рифов. Гитовы фока и грота, по одному с каждой стороны паруса, крепят коренным концом за нижний рей с наветра (со стороны, обращенной к корме) на расстоянии от нока, равном высоте боковой шкаторины, ходовой конец проводят в гитов-блок в шкотовом углу, затем в блок около коренного конца и протягивают на кофель-планке у мачты.

Нок-гордени (снасти для подтягивания боковых шкаторин прямых парусов) проводят через кренгельсы на боковой шкаторине, затем с обеих сторон паруса в соответствующие блоки на подветренной и наветренной сторонах рея, в блоки под марсовой площадкой и протягивают у бортовых кофель-планок.

Рис. 88. Бегучий такелаж парусов (объяснение позиций дано на рис. 87)

Бык-гордени берут коренным концом за кренгельсы на нижней шкаторине паруса, проводят с его подветренной стороны в блоки, укрепленные на рее, оттуда в блок под марсом и тянут рядом с нок-горденями.

Марселя с наветренной стороны подбирают Титовыми, которые основывают так же, как и у нижних парусов, а с подветра - мар-са-бык-горденями или риф-шкентель-талями.

Брамселя и бом-брамселя подбирают только Титовыми, их коренные концы берут за кренгельсы шкотовых углов, проводят в блоки у середины рея, опускают и тянут у бортов.

Бизань-гитовы крепят у задней шкаторины бизани, а их ходовые концы проводят в блоки с обеих сторон гафеля, спускают вниз и протягивают на кофель-планках у бортов.

Булини - снасти, расположенные на боковых шкаторинах внизу прямых парусов, предназначены для растягивания паруса на ветер, чтобы судно могло идти круто к ветру. Чтобы разложить тягу булиня на несколько мест, к кренгельсам паруса сначала крепили короткие концы (шпрюйты), а затем уже к ним булини (рис. 88).

Такелаж кораблей все время совершенствовался - стоячий такелаж не слишком заметно, а вот бегучий такелаж претерпел большие изменения и при оснастке модели корабля это надо учитывать. Бесспорно, что парусный корабль конца XVII - первой половины XVIII вв. (рис. 89) оснащался бегучим такелажем несколько иначе, чем конца XVIII - первой половины XIX вв. (см. рис. 88).

Настоящие паруса для кораблей и судов шили из льняных, пеньковых и хлопчатобумажных (для клиперов) тканей. Парусина из льняных и пеньковых тканей имела светло-серый цвет, американские клипера несли белые хлопчатобумажные паруса.

Паруса для настольных моделей кораблей обычно изготовляют из плотной и тонкой хлопчатобумажной ткани, например из перкали или батиста, паруса для спортивных моделей яхт шьют из синтетических тканей типа лавсана, дакрона и т. п.

Для того чтобы парусам придать светло-серую окраску, надо ткань подержать в воде, слегка окрашенной серой анилиновой краской, затем растянуть ее между гвоздиками и дать просохнуть или выгладить горячим утюгом.

По чертежам из плотной бумаги вырезают шаблоны парусов, накладывают их на растянутую ткань и карандашом обводят контуры парусов с припуском на подшивку. У вырезанных парусов подгибают края и подшивают мелкими стежками на швейной машинке . Парус надо прострочить на машинке и в вертикальном направлении, имитируя этим сшитые полотнища паруса.

К краям паруса вручную пришивают тонкий шнурок - ликтрос. Шнурок лучше сплести из трех тонких ниток на самодельном приспособлении (рис. 90). Из этого шнурка можно сделать и кренгельсы.

Рис. 89. Паруса и бегучий такелаж парусного корабля конца XVII - первой половины XVIII вв.:

I - Парус блиид; II - парус бом-блинд; III - фок; IV - фор-марсель; V - фор-брамсель; VI - грот; VII - грот-марсель; VIII - грот-брамсель; IX - крюйсель; X - бизань; 1 - шкоты; 2 - контр-шкоты 3 - гитовы; 4 - нок-гордени; 5 - бык-гордени; 6 - булини; 7 - брасы; « - топенанты; 9 - дирик-фал; 10 - штаги; 11 - ванты; 12 - галсы; 13 - контр-брас; 14 - гордени

Рис. 90. Приспособление для скручивания нитей

После этого парус снова растягивают с помощью гвоздиков и пропитывают эмалью (аэролаком) или бесцветным нитролаком НЦ-235. После такой обработки парус становится упругим (жестким) и, если теперь его поставить между несколько сближенными реями (расположенными уже, чем ширина паруса), то парус получит выпуклость в нос, имитирующую наполненность от ветра,

Прежде чем поставить парус на свое место, проводят еще некоторые работы. На него наклеивают полоски из того же материала, что и парус - боуты и риф-банты с вставленными в них риф-сезнями. Для крепления прямого паруса к рею на верхней шка-торине укрепляют люверсы (кольца), которые вырубают из тонкого черного целлулоида с помощью стальной трубки соответствующего диаметра. Кружочки наклеивают с обеих сторон шкато-рины паруса, а затем просверливают в них отверстия.

§ 40. Классификация парусных судов в зависимости от типа парусного вооружения

В зависимости от вида парусного вооружения все современные парусные суда разделяют на три основные группы: суда с прямым вооружением, суда с косым вооружением и суда со смешанным вооружением.

К первой группе относятся суда, у которых основными (преобладающими) являются прямые паруса. В свою очередь, суда этой группы по количеству мачт, вооруженных прямыми парусами, подразделяются на следующие классы (рис. 91):

корабли, имеющие от трех до пяти мачт, с прямыми парусами на всех мачтах;

барки, имеющие также от трех до пяти, из которых все, кроме последней (с косыми парусами), имеют прямые паруса (знаменитый советский парусник «Товарищ» был по парусному вооружению типичным четырехмачтовым барком);

бриги - двухмачтовые суда с прямыми парусами на обеих мачтах.

Ко второй группе относятся суда, у которых основными являются косые паруса (рис. 92). Преобладающим типом судов этой группы являются шхуны, подразделяющиеся на гафельные, марсельные и с бермудским вооружением.

У гафельных шхун основными парусами являются триселя. Марсельная шхуна, кроме косых парусов, имеет на первой, а иногда и

на второй мачте прямые паруса. У шхуны с бермудским вооружением основными являются паруса треугольной формы, переднюю-шкаторину которых крепят вдоль мачты, а нижнюю к гику. Помимо шхун, к этой группе судов с косым вооружением относятся небольшие морские одномачтовые суда - тендеры и шлюпы, а также двухмачтовые ке чи и иолы. В XIX в. шлюпы были трехмачтовыми с прямым вооружением.

Рис. 91. Суда с прямым парусным вооружением: 1 - корабль; 2 - барк; 3 - бриг

Рис. 92. Суда с косым парусным вооружением: 1 - гафельная шхуна; 2 - марсельная шхуна; 3 - шхуна с бермудским вооружением

Рис. 93. Суда со смешанным вооружением:

Суда с косыми парусами значительно проще в управлении и, меньше по размерам, чем суда с прямыми парусами. Они лучше ходят на острых углах и хорошо ведут себя при лавировке. Эти два качества способствовали широкому их использованию в каботажном судоходстве. Кроме того, суда с косыми парусами повсеместно используются в парусном спортивном судостроении.

Однако косые паруса имеют и недостаток. Он заключается в том, что постановка косых парусов перпендикулярно диаметральной плоскости неудобна при попутных ветрах. Суда становятся; рыскливыми и беспокойными. Этот недостаток устраняется постановкой на судах смешанного парусного вооружения.

К судам со смешанным вооружением относятся такие, у которых имеются и прямые и косые паруса. Такими судами являются-бригантины и баркентины (рис. 93).

Бригантина (шхуна-бриг) - это двухмачтовое судно, фок-мачта которого вооружена прямыми парусами, а грот-мачта сухая, т. е„ не имеет реев и вооружена только косыми парусами.

Во флоте Петра I бригантины использовали как десантные суда и военные транспорты. На случай штиля они имели 12 - 15 пар весел. С середины XIX в. бригантины остались лишь в коммерческом флоте, причем весел не имели. Они обладали хорошим» мореходными и лавировочными качествами.

Баркентина или шхуна-барк - это большое морское парусное судно, имеющее не менее трех мачт (до шести). Ее фок-мачта всегда вооружена только прямыми парусами, а все остальные мачты - сухие, т. е. несут только косые паруса.

Суда двух этих классов используют как в каботажном плавании, так и в рейсах на большие расстояния, так как являются экономичными в эксплуатации и удобными в управлении.

ТРОСЫ, БЛОКИ, ТАЛИ И ДРУГИЕ

ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВОДКИ

И КРЕПЛЕНИЯ ТАКЕЛАЖА

§ 41. Тросы

Слово «веревка» на флоте не употребляется, вместо него говорят «трос» или «конец».

Тросы разделяют на растительные (льняные, пеньковые, сизаль-ские, манильские, кокосовые и хлопчатобумажные) и стальные, а последнее время добавились еще тросы из искусственных волокон - капроновые, нейлоновые и др.

Сизальские тросы из волокон растения агавы, манильские - из волокон бананового дерева, кокосовые - из волокон, окружающих твердую оболочку кокосовых орехов. Манильские и кокосовые тросы очень эластичны, не подвержены гниению и имеют положительную плавучесть, почти не намокая. Из всех растительных тросов ранее в русском парусном флоте более других были распространены пеньковые тросы.

Растительные тросы изготовляют следующим образом: из волокон прядут толстые нити - каболки, из каболок свивают пряди, а из прядей скручивают трос. Каболку прядут, скручивая волокна по солнцу, т. е. слева снизу вверх направо; пряди свивают в противоположном направлении - справа вверх налево и, наконец, трос сплетают (спускают) опять по солнцу - слева направо. Такой трос называют тросом прямого спуска или тросовой работы. Если затем из этих тросов свивают толстый трос, то его называют тросом кабельной работы.

Такелаж на кораблях делали из тросов различной толщины, такелаж модели парусного корабля нужно делать из ниток также различной толщины. Но лучше и естественнее будет, если такелаж сделать не просто из ниток различной толщины, а скрученных из трех нитей меньшей толщины. Кстати, все швейные нитки скручены так же, как и каболки, т. е. по солнцу - слева снизу вверх направо. Следовательно, судомодельный «трос» надо свивать в противоположном направлении, т. е. справа снизу вверх налево. Скручивание троса для моделей кораблей из ниток можно произвести на несложном приспособлении (см. рис. 90).

Толщину всех растительных тросов измеряют по длине их окружности. Тросы толщиной до 25 мм (до 1 дюйма) называют ли - - нями, их применяют для подъема флагов, клетневания, изготовления выбленок и бензелей. Тросы толщиной от 100 до 150 мм (от 4 до 6 дюймов) называют перлинями, от 150 до 325 мм (от 6 до 13 дюймов) - кабельтовыми и свыше 325 мм (13 дюймов) - канатами. Тросы от 25 до 100 мм особого наименования не имеют и называются просто тросами такой-то толщины.

Итак, тросы стоячего и бегучего такелажа для моделей кораблей делают из трехпрядных шнуров или хлопчатобумажных нитей различной толщины в зависимости от вида такелажа и масштаба модели. Напомним, что ванты старинных судов, в том числе и лопари талрепов, как и большую часть стоячего такелажа, для лучшей сохранности тировали - покрывали тиром или смолой коричневого цвета. Стоячий такелаж более поздних времен (конец XVIII - начало XIX вв.) был черного цвета, так как стали применять минеральные тиры. Бегучий такелаж был натурального темно-коричневого цвета, так как в большинстве случаев его делали из манильского троса. Стальные тросы делают из оцинкованной стальной проволоки и подразделяют на мягкие и жесткие (более упругие).

Проволочные тросы измеряются не по окружности, как растительные, а по диаметру.

Узел - это всякая схватка или петля, сделанная на снасти или: вокруг какого-либо предмета, связка концов тросов между собой-Узлы служат для быстрого и надежного соединения конца с концом или каким-либо предметом.

Все употребляемые в морском деле узлы имеют свое назначение и соответствующее название (рис. 94). Прямой узел употребляют для временного скрепления двух концов. Он очень прочен и при натягивании троса еще больше затягивается. В то же время его довольно легко развязать, если с обоих концов подвергнуть сжатию, от чего он частично расслабляется.

Рифовый узел, очень похожий на прямой, но с петлей, легко развязать благодаря выведению одного конца наружу узла. Если потянуть за этот выведенный конец, то узел свободно распустится. Применяют эти узлы при завязывании риф-штертов (при взятий-рифов) и сезней во время привязывания парусов к реям. Бабий узел - неправильно завязанный прямой или рифовый узел. При натягивании троса этот узел довольно свободно распускается, а посему нигде не применяется.

Шкотовый и брам-галсов-шкотовый узлы служат для закрепления шкотов в шкотовом углу паруса (для ввязывания концов в коуш или петлю, например, кренгельса паруса). Брам-шкотовый узел отличается от шкотового тем, что его ходовой конец пропускается под коренной конец не один, а два раза.

Рис. 94. Морские узлы:

1 - прямой; 2 - бабий; 3 - рифовый; 4 - шкотовый; 5 - брам-шкотовый; 6 - удавка; 7 - кноповый; 8 - выбленочный

Удавка - затяжной узел, вяжущийся в тех случаях, когда нужно скоро обхватить какое-нибудь рангоутное дерево. Чем сильнее тянуть за ее ходовой конец, тем сильнее она затягивается.

Кноп - специальный узел (утолщение) на конце растительного» троса для удержания или закрепления его коренного конца, не дающий ему выскользнуть из блока, шкива или кипа.

Выбленочный узел применяется для вязания выбленок поперек, вант. Выбленки идут параллельно, на расстоянии 0,4 м одна от другой (на настоящем корабле), образуя трап для матросов при-подъеме на мачту.

Необходимо напомнить, что слово «узел» одновременно обозначает и единицу скорости корабля, равную одной мили (1852 м) в час или 0,514 м/с.

§ 43. Блоки

Блоки - :это простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей или изменения направления тяги тросов. Простейший блок представляет собой овальный корпус из дерева или металла с одним или несколькими отверстиями, в которых находятся шкивы, вращающиеся на оси (нагеле).

На парусных судах применяли блоки различных типов (рис. 95): простой одношкивный, двухшкивный и трехшкивный блоки. Лонг-такель-блок с двумя шкивами, лежащими в одной плоскости (причем верхний шкив был большего диаметра, чем нижний), применяли на реях и гиках вместо обычных двухшкивных блоков, так как снасти в нем меньше путаются. Шкив глухого или гитов-блока закрыт со всех сторон, для троса снизу имеется лишь два отверстия. Это сделано для того, чтобы предметы не заклинивало между тросом и шкивом. Вертлюжный блок снабжен выступом, который препятствует зажатию троса между блоками и рангоутным деревом, на котором он стоит. Корпус комель-блока длиннее и круглее корпуса лонг-такель-блока. Этот блок может быть с одним и двумя шкивами, лежащими в одной плоскости: через одношкив-ные блоки проводят топенанты марса и брам-реев, для чего их: устанавливают между вантами брам-стеньги, а через двойные блоки - марса-топенанты и другие концы. Чтобы предотвратить зажатие троса, применяли лонг-такель-блоки с выступом. Канифас-блоки с прорезанной или откидной щекой для установки троса служили для изменения направления тяги талей или лопаря талей..

Все блоки обвязывают тросом - остропливают (рис. 96). Над. блоком образуется одно или два очка, в зависимости от назначения блока.

Стропы блоков могут быть простые и двойные. Простой строп представляет собой кольцо, сплесненное из троса - кренгельс, охватывающий корпус блока. Наверху кольца поставлен бензель так, чтобы сверху образовалось еще одно маленькое кольцо - очко или два очка. Двойной строп получают, складывая длинный строп, пополам и обхватывая корпус блока образовавшимися кольцами.

Рис. 95. Разновидности блоков:

1 - двухшкивный с двумя кипами; 2 - трехшкивный с одним кипом; 3 - лонг-такель-блок; 4 - глухой (гитов-блок); 5 - вертлюжный с выступом; 6 - комель-блок; 7 - канифас-блок; 8 - лонг-такель-блок с выступом

Рис. 96. Остропленные блоки:

1 - простой строп с одним и двумя очками; 2 - двойной строп; 3 - 4 - простой и двойной стропы с коушем; 5 - стропы с огоном; 6 - стропы с клевантом; 7 - строп со свитнем; 8 - строп с гаком

Различают простые и двойные стропы с коушем (металлическим кольцом, вплесненным в очко стропа для предохранения его от перетирания); стропы с огоном (петлей), служащим для подвески блока на рее или ином рангоутном дереве; строп с клеван-том - двойной строп, через огоны которого пропускается наге-леобразный кусок дерева - клевант; строп со свитнем, служащим для присоединения блока к тросу или гику; стропы с заведенными гаками.

На больших современных судах применяют металлические блоки в различных талях рангоута, стрел, шлюпбалок и т. п.

Из блоков составляют различные тали. Тали представляют собой грузоподъемное приспособление, состоящее из троса, проходящего через один или несколько блоков. Конец троса, закрепленный в стропе блока или в другом ином месте (мачте, рее, борту корабля), называют коренным, т. е. закрепленным наглухо. Конец троса, прошедший через шкивы и воспринимающий прикладываемое усилие, называют ходовым или лопарем, а трос, находящийся между блоками, - талрепом (рис. 97).

Тали различают в зависимости от количества блоков и проводки троса. Блоки в талях могут быть одно-, двух - и трехшкивными„ а также один блок двухшкивный, а другой одношкивный.

Хват-тали основываются между двух - и одношкивным блоками.. Коренной конец у них взят за одношкивный блок. Хват-тали служат для подъема мелких тяжестей, обтягивания снастей рангоута, уборки трапов и т. п. Эти тали являются наиболее употребительными в корабельном обиходе.

Гордень - разновидность талей, в которых снасть пропущена через один одношкивный блок. Гордень служит для подъема тяжести или подтягивания нижней части паруса к рею и выигрыша в силе не дает.

Гини - это особый вид талей, основанных между двумя трех-шкивными блоками. Чтобы избежать перекручивания блоков при тяге, их лопарь проводят через средний шкив верхнего блока. Гини употребляют для подъема и опускания вручную больших тяжестей, например шлюпок на парусных кораблях.

Гинцы - небольшие тали, заложенные в каком-либо месте на-постоянно для тяги одной определенной снасти, например гафель-гардель, поднимающий и опускающий гафель за пятку. Внешний: тонкий конец гафеля поднимается и опускается дирик-фалом, укрепленным за нок гафеля.

Мантыль-тали - система двух талей, т. е. тали, за ходовой конец которых заложен гак блока других талей.

Бегун-тали - самые длинные тали на парусном корабле, на которых поднимают марсель. К бегун-талям можно отнести тали на особых видах блоков без шкивов - на юферсах, штаг-блоках и т. п. для обтягивания стоячего такелажа.

Рис. 97. Разновидности талей:

1 - хват-тали; 2 - гордень; 3 - гини; 4 - гинцы; 5 - мантыль-тали; 6 - бегун-тали; 7 - тали на штаг-блоках и юферсах; 8 - коренной конец; 9 - ходовой конец или лопарь

§ 45. Дельные вещи, необходимые для проводки и крепления такелажа

Для проводки тросов стоячего и бегучего такелажа, изменения направления тяги снастей кроме блоков используют следующие дельные вещи:

юферсы - это особый вид блоков без шкивов, выполненных из твердых пород дерева и имеющих чечевицеобразную форму с тремя сквозными отверстиями и кипом (желобом) по окружности (рис. 98, а). Применяются в талях для обтягивания стоячего такелажа: вант и фордунов. Диаметр юферса равняется половине диаметра мачты, на снастях которой он располагается. Толщина юферса составляет примерно половину его диаметра;

штаг-юферсы или штаг-блоки - деревянные или железные шайбы с одним большим отверстием посредине и тремя неглубокими кипами (желобами) для проводки троса (рис. 98, б). Служат только для обтягивания штагов и ватер-штагов;

вант-клотни - деревянные кружки с одним, двумя или тремя отверстиями, привязывающиеся к нижним вантам (рис. 98, в). Служат для проводки бегучего такелажа, предохраняя его от трения о ванты;

кофель-нагельные планки (рис. 99) - утолщенные доски или металлические полосы с отверстиями, поставленные в местах крепления бегучего такелажа. В эти отверстия вставляли кофель-на-гели (гладкие деревянные или металлические штыри) для крепления и укладки на них снастей бегучего такелажа. В основном нагельные планки устанавливали с внутренней стороны фальшборта, под нижними вантами и вокруг пятнерсов мачт. В последнем случае нагельные планки укладывали на специальные нагельные битенги (столбы). В нагельных битенгах были прорезаны шкив-гаты, в которых стояли шкивы для проводки бегучего такелажа;.

утки - приспособления, выточенные из твердого дерева или отлитые из металла (с двумя рогами). Их устанавливали на внутренней стороне борта и палубе, а иногда и нижних вантах (рис. 100). Утки с лапками служили для крепления шкотов нижних парусов, триселей, фока и грота, а на шканцах - основного такелажа. Галс-утки размещали на бортах вертикально для крепления галсов;

Рис. 98. Юферсы (а), штаг-юферсы (штаг-блоки) (б) и вант-клотни (в)

коуши - металлические кольца с кипом (желобом) по окруж-еости: круглые - для растительных тросов и продолговатые (или копьеобразные) - для металлических (рис. 101). Их вставляли в кренгельсы (кольца) тросов и стропы блоков для уменьшения тре-«ия тросов о кренгельсы и стропы.

Рис. 99. Кофель-нагельные планки:

а - на фальшборте корабля; б - вокруг пятнерса мачты

Рис. 100. Утки: а - на внутренней стороне борта; б - на ванте

§ 46. Изготовление блоков и юферсов для моделей кораблей

Модели парусных кораблей и судов приходится оснащать различными блоками, изготовление которых довольно трудоемко. Поэтому их обычно делают сериями. Для серии одношкивных блоков из самшита или светло-коричневого целлулоида заготовляют несколько реек, толщина и ширина которых должна точно соответствовать толщине и ширине блоков (рис. 102).

На боковых поверхностях сверху и снизу реек прочерчивают оси - симметрии и разделяют рейки на части, равные длинам блоков. С верхней и нижней сторон рейки риски чертилкой углубляют, чтобы получились желобки-кипы, в которые затем в последующем закладывают стропы блоков. После просверливания отверстия для прохода троса при помощи напильника округляют очертания корпуса каждого блока. После этого полученные блоки разъединяют и доводят их окончательно до нормального вида - слегка заваливают сверху и снизу боковые поверхности (щеки) блока, подлравляют кипы для стропов и делают кипы ниже отверстия для прохода троса от шкива блока.

Рис. 101. Разновидности коушей: 1 - овальный; 2 - круглый; 3 - треугольный

Рис. 102. Изготовление блоков и юферсов:

1 - изготовление блоков; 2 - вытачивание юферсов на токарном станке ; 3 - сверление отверстий в юферсах по шаблону

Юферсы должны быть все одинаковыми, симметричными и с одинаковым расположением отверстий. Поэтому их нарезают на токарном станке из круглой самшитовой палочки. На станке тонким резцом намечают и кипы - желоба по поверхности окружности юферса, для укладки в них тросов вант и фордунов. Затем кипы подправляют окончательно трехгранным надфилем.

Чтобы отверстия во всех юферсах были на одном месте, их сверлят по металлическому шаблону.

ЛИТЕРАТУРА

Бестужев истории российского флота. - Л.: Судпромгиз, 1961.

Я-, и др. Боевая летопись русского флота. - М.: Воениздат, 1948.

Веселаго история русского флота. - М. - Л.: Военмориздат, 1939.

Горшков мощь государства. - М.: Воениздат, 1979. , Чернов судостроения. - Л.: Судпромгиз, 1952.

Постройка моделей судов: Энциклопедия судомоделизма./Сокра-щенный пер. с итал. - Судостроение, 1977.

Мавродин мореходства на Руси. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1949.

Матвеева русских кораблей. - Л.: Судостроение, 1979.

От дракара до крейсера. - М.: Детская литература, 1975.

Осиное корабелы. - М.: ДОСААФ, 1976.

Перля 3. Рассказы о боевых кораблях. - М.: Воениздат, 1954.

Рябчиков суда. - Морской транспорт, 1951.

Скрягин. - М.: Транспорт, 1979.

и словарь. - М.: ДОСААФ, 1955.

Цурбан -моторные суда, вооружение и управление ими. - J1.: Водный транспорт, 1953.

От пращи до современной пушки. - М.: Воениздат, 1956.

К истории военного кораблестроения. - М.: Воениздат, 1952.

Морской атлас. Т. III. Описание к картам. Ч. I. Изд. ГШ ВМФ, 1959.

Корабли-герои/Под общей ред. адмирала - М.: ДОСААФ, 1976.

Предисловие

Глава I. Из истории развития русского парусного флота в IX - XVII вв.

§ 1. Судостроение

§ 2. Судостроение в эпоху Петра I (первая четверть XVIII в.)

§ 3. Судостроение во второй половине XVIII в

§ 4. Судостроение в первой половине XIX в

§ 5. Экспедиции, открытия, кругосветные плавания

§ 6. Эра клиперов

Изготовление корпусов моделей парусных кораблей

§ 7. Устройство корпуса парусного корабля

§ 8. Убранство русских кораблей

§ 9. О теоретическом чертеже

§ 10. Материалы, применяемые в судомоделировании

§ 11. Клеи, применяемые в судомоделировании

§ 12. Способы изготовления корпусов моделей

§ 13. Общие правила окраски моделей кораблей

§ 14. Окраска моделей парусных кораблей

§ 15. Покрытие моделей лаками и полирование

§ 16. Изготовление миниатюрных парусных моделей

Глава III. Артиллерийское вооружение парусных кораблей

§ 17. Развитие артиллерии в России

§ 18. Корабельная артиллерия

§ 19. Об артиллерийских палубах (деках)

§ 20. Орудийные порты

§ 21. Изготовление и установка орудий на модели

§ 22. Деление парусных кораблей на ранги

Глава IV. Судовые устройства и дельные вещи парусных кораблей

§ 23. Якорные устройства

§ 24. Изготовление якорей для моделей кораблей

§ 25. Шпили и брашпили

§ 26. Шлюпочные устройства парусных кораблей

§ 27. Изготовление макетов шлюпок

§ 28. Рулевые устройства парусных кораблей

§ 29. Некоторые дельные вещи на парусном корабле

Глава V. Рангоут и такелаж

§ 30. Рангоут

§ 31. Основные пропорции рангоутных деревьев линейных кораблей

§ 32. Стоячий такелаж

§ 33. Бегучий такелаж рангоута

Глава VI. Парусное вооружение корабля

§ 34. Прямые паруса

§ 36. Косые паруса на кораблях с прямым вооружением

§ 36. Детали прямых парусов

§ 37. Детали косых парусов

§ 38. Бегучий такелаж - снасти для управления парусами

§ 39. Изготовление парусов для моделей кораблей

1.7. Парусное вооружение шестивесельного яла

Шестивесельный ял имеет одномачтовое рейковое разрезное парусное вооружение, основными частями которого являются рангоут - мачта и реек, паруса - фок и кливер, стоячий такелаж - снасти для поддержания рангоута, бегучий такелаж - снасти для подъема и управления парусами (рис. 19).

Фок-мачта , клеенная из сосны или ели, длиной 5,5 м служит опорой для парусов (рис. 20). Нижний четырехгранный конец мачты - шпор для прочности обшит металлической оковкой . Мачта шпором ставится в степс и крепится наметкой к банке. Для лучшего соединения со степсом шпор имеет желоб, в который входит штырь степса. Для плотного прилегания мачты к банке нижняя часть ее спереди имеет плоскую форму. Выше банки сечение мачты круглое с постепенным уменьшением диаметра по высоте. Наибольшая толщина мачты (100 мм)-в районе наметки. В этом месте она воспринимает основную нагрузку парусов. Выше наметки на мачте укреплен бугель с гаком для осаживания и крепления фока-галса. На верхний конец мачты - топ в уровень с ее срезом надет и закреплен шурупами бугель с обушками для крепления вант. Ниже бугеля вырезано сквозное отверстие, в которое помещен шкив. Через шкив пропущен ходовой конец фока-фала.

Ванты (пеньковый трос окружностью 50 мм или стальной трос 0 4-6 мм) крепят мачту. В оба конца вант вплеснены коуш и - металлические кольца с желобками.

Рис. 19. Парусное вооружение шестивесельного яла:
1 - слаблинь; 2 - третная стропка; 3 - ракс-бугель; 4 - бугель; 5 - топ; 6 - фал; 7 - шкала; 8 - полубензель; 9 - реек; 10 - Военно-морской флаг; 11 - флюгарка; 12 - ван- тина; 13 - фок (парус); 14 - боуты; 15 - кренгельсы; 16 - фока-шкот; 17 - риф-банты; 18 - коуш; 19 - тросовый талреп; 20 - кливер-шкот; 21 - степс; 22 - оковка; 23 - бугель с галсовым гаком; 24 - фока-галс; 25 - кливер-галс; 26 - банты; 27 - риф-штерты; 28 - коуш; 29 - кливер; 30 - ликтрос; 31 мачта; 32 - люверс


Верхние концы вант крепятся к обухам бугеля. К нижним коушам вант крепятся штерты - концы линя окружностью 25 мм, служащие тросовыми талрепами для обтягивания и крепления вант к вант-путенсам. Длина вант должна быть такой, чтобы в обтянутом состоянии тросовый талреп был не короче 20 см. Запрещается укорачивать ванты с помощью узлов.


Рис. 20. Мачта:
1 - гоп мачты; 2 - бугель с обухами для крепления верхних концов вант; 3 - вантйна; 4 - шкив для фала; 5 - ракс-бугель; 6 - бугель с гаком для крепления фока-галса; 7 - шпор мачты в оковке; 8- коуш; 9 - крепление штерта к вант-путенсу (талрепный узел); 10 - вант-путенс


Фока - фал (растительный трос окружностью 40 мм) служит для подъема рейка с парусом. Коренной конец фала крепится к обуху ракс-бугеля, а ходовой пропускается через шкив в мачте и крепится за нагель.

Ракс-бугель (рис. 19 и 22) - металлическое кольцо с гаком, надевается на мачту для удержания рейка с парусом у мачты. Кольцо ракс-бугеля обшивается кожей. Мачта с вантами и фалом хранится на банках в диаметральной плоскости шлюпки слева от паруса.

Рис. 21. Реек:
1 - реек; 2 - шкала; 3 - третная стропка; 4 - полубензели; 5 - зарубка на ноке рейка


Реек (рис. 21) изготовляется из сосны или ели длиной 4,3 м. Оконечности рейка называются ноками . Ноки имеют зарубки, с помощью которых полубензелями растягивается верхняя шкаторина. паруса. Для прочности на реек наложена дубовая желобообразная планка, называемая шкалой . Шкала крепится к рейку в трех местах полубензелями. На одной трети от переднего нока рейка укреплена третная стропка для соединения рейка с ракс-бугелем. Она изготовляется из стального оцинкованного гибкого троса и обшивается кожей. При подъеме паруса третная стропка очком надевается на гак ракс-бугеля.

Парус изготовляют из лучших сортов парусины, имеющей водоупорную пропитку. Разрезной парус состоит из двух парусов - фока и кливера площадью 14,6 и 5,8 м 2 (рис. 19). Паруса сшиты из отдельных полотнищ двойным швом. Передняя, задняя, верхняя и нижняя кромки парусов, называемые шкаторинами , окантованы тросом пологого спуска - ликтросом . Ликтрос пришивается к лицевой стороне паруса целым концом и имеет один сплесень, располагаемый в месте, где парус испытывает наименьшее напряжение - вверху. Углы парусов испытывают наибольшее натяжение, поэтому дополнительно укреплены кусками парусины - бантами и полосами из парусины - боутами , нашитыми с двух сторон паруса.

Верхние передний угол фока и задний угол кливера называются бензельными . Верхний передний угол кливера называется передним нок-бензельным углом, задний угол фока - задним нок-бензельным углом . Передние нижние углы фока и кливера называются галсовыми , задние - шкотовыми .


Рис. 22. Устройство для подъема разрезного фока: 1- ликтрос; 2 - слаблинь; 3 - третная стропка; 4 - ракс-бугель; 5 - фал; 6 - полубензель


По всей длине верхней шкаторины фока и кливера пробиты отверстия - люверсы, по краям обметанные ниткой или окованные латунью. Через люверсы верхних углов паруса вяжутся полубензели, которыми парус растягивается по рейку; через остальные люверсы продет слаблинь, прихватывающий парус к рейку по всей длине верхней шкаторины (рис. 22).

В нижней части паруса параллельно нижней шкаторине пробиты у фока два ряда, а у кливера один ряд люверсов, через которые пропущены короткие (до 60 см) отрезки линя - риф-штерты для уменьшения площади парусов в свежую погоду. Риф-штерты крепятся к парусу с помощью узлов, завязанных на риф-штертах с обеих сторон паруса вплотную к нему (рис. 23). В районе люверсов с обеих сторон паруса нашиты риф - банты.

К шкаторине заднего нок-бензельного угла фока пришит Военно-морской флаг, а ниже - флюгарка размером 30 X Х50 См. Поверх бантов к заднему нок-бензельному углу с обеих сторон цришиты четырехугольники парусины размером 30x30 см с цифровым позывным (номером) шлюпки черного цвета.

Все нижние углы паруса для крепления галсов и шкотов имеют кренгельсы - петли из троса, в которые введены металлические оцинкованные круглые коуши, предохраняющие кренгельсы от перетирания (рис. 24).


Рис. 23. Закрепление
риф-штертов: 1 - парус; 2 - риф-бант; 3 - узел; 4 - риф-штерт


Кренгельсы на уровне риф-штертов служат для переноса галсов и шкотов при взятии рифов.


Рис. 24. Крепление кренгельса к парусу:
1 - ликтрос; 2 - бант; 3 - полотнище; 4 - люверс; 5 - кренгельс; 6 - коуш; 7 - обшивка ликтроса (хлопчатобумажные нитки)


Галсы (растительные тросы окружностью 25 мм и длиной 125 см) обтягивают и крепят галсовые углы паруса. Галс фока называется фока-галсом , галс кливера - кливер-галсом .

Шкоты (тросы окружностью 30 мм) служат для управления парусами. Они крепятся серединой к кренгельсам шкотовых углов и в зависимости от паруса называются фока-шкотами или кливер-шкотами . Фока-шкоты имеют длину 15 м, кливер-шкоты - 9 м.


Рис. 25. Рангоутный чехол: 1 - люверсы; 2 - сшитая часть чехла; 3 - петли (стропки)


Рангоутный чехол (рис. 25) выкраивается из парусины в виде прямоугольника, большая сторона которого на 25 см длиннее рейка. Со стороны, обращенной к корме шлюпки, чехол на 7з длины сшит. Вдоль несшитых краев симметрично пробиты люверсы.

Для быстрой расшнуровки удобно применять не штерт, а ряд стропок, вплесненных в люверсы одной из кромок чехла. Длина стропок несколько больше расстояния между люверсами. Чехол шнуруется одновременно с обоих концов.

В рангоутном чехле хранится парус с рейком, галсами и шкотами.

Чтобы не пачкать парусину, все снасти шлюпочного такелажа делают из бельного пенькового или сизальского троса. На концы снастей накладывают марки. Для уменьшения растягивания снастей трос, из которого выделываются снасти, предварительно вытягивают.

Концы снастей, которые вплесниваются в коуши или пропускаются через блоки, делают тоньше (с них удаляют часть каболок в каждой пряди). Все стальные стропки и части снастей, в которые введены коуши и блоки, обшивают юфтовой кожей.

Вперед
Оглавление
Назад

снасть удерживающая парус

Альтернативные описания

Положение судна, идущего под парусом, относительно ветра

Курс, положение судна относительно ветра

Линия пути корабля от поворота до поворота

Положение парусного судна относительно ветра

Путь от поворота до поворота

Отрезок пути корабля (судна) от поворота до поворота при плавании переменными курсами

Снасть бегучего такелажа парусного корабля (судна)

Российский искусственный спутник

Курс судна относительно ветра

Курс против ветра

Бортом к ветру

Курс корабля бортом к ветру

Курс судна по ветру

Курс судна бортом к ветру

Курс относительно ветра

Линия пути корабля

Лавировка

Курс судна согласно ветру

Курс судна

Курс по ветру

Ветренное изменение курса

Отрезок пути при лавировке

Курс судна относит. ветра

Курс согласно ветру

Бортом к верху

Курс с учетом ветра

. «ветреный» курс судна

Курс корабля

Курс судна относительно ветра

Положение судна относительно ветра

Отрезок пути корабля от поворота до поворота

. "ветреный" курс судна

Курс парусника

Курс поперек ветра

М. морск. веревка, снасть, натягивающая нижний наветренный угол нижних и косых парусов: подветренная называется шкот. На Волге, галс наз. становая, шкот отпускная. Так как галс натягивается (садится) снаветра, то слово это, с прибавкой: правый, левый, обозначает также с которой стороны ветер, при крутом ходе (см. беть, бейдевинд); идти правым галсом, по левую сторону от (против) ветра, который и будет дуть справа. Название снасти галсу дается по парусу: грота-галс, фока-галс и пр. Шкот тянут, а галс садят. Галсовый, до галса относящийся. Галс-клямпа ж. морск. скважина в борте, где проходить галс. Галс-тали ж. мн. тали, блоки с основой, для садки галса при свежем ветре

Трос нижнего паруса

Ветреное изменение курса

Как правило, при постройке яхты или швертбота особое внимание новички в яхтинге уделяют корпусу, мачте, а также прочим архиважным по их мнению деталям. А вот о незаметных с первого взгляда и небольших элементах судна задумываются чаще всего тогда, когда строительство закончено. Или вообще после того, как яхта была спущена на воду и произошёл тестовый заплыв.

Где используются

Однако эти скромные детали, невзирая на их размер, составляют существенную часть яхты. Их называют словосочетанием «дельные вещи». Название берет свое начало в жаргоне нидерландских моряков. Следует заметить, что ни одно морское судно без дельных вещей не обходится. В основном, зависимо от того, за какие задачи они отвечают, эти детали стоит делить на предназначенные для закрепления, а также настраивания такелажа стоячего и применяемых в целях крепежа элементов бегучего. Помимо того они нужны для буксировки и швартовки.

Чтобы закрепить снастевые элементы в бегучем такелаже, необходимы:

Утка. Она имеет вид стойки о двух рогах (она может быть как деревянной, так и металлической). За неё закладывается снасть для паруса . Она делается с роульсом, если есть необходимость перетягивания снасти паруса непосредственно через неё.

Кофель-нагель. Может быть сделана из тех же материалов. Представляет собой стержень, который вставляется в соответствующую планку, либо кольцо, которое расположено вокруг мачты и называется кофель-бугелем. Используется как замена утки, если приходится закреплять несколько концов снасть для подъема и спуска парусов.

Кнехт. Эта деталь необходима, чтобы закладывать швартовые концы.

Битенг. Основательная стойка, что идёт по палубе и закрепляется у киля. Нужна, чтобы закреплять швартовые и концы буксира.

Стопор, разнообразные зажимы.

Обух. Это болт, имеющий головку в виде кольца, проводится он сквозь палубу в целях закрепления коренных концов или блоков.

Для проведения бегучего такелажа нужны:

Разнообразные блоки.

Кипы-оковки. Они имеют отверстия с окантовкой, в которые пропускают шкоты. Как правило, они передвигаются при помощи рельс, а ещё порой кипу заменяет блок.

Роульс. Это шкив небольшого размера. Он задаёт направление движения тяги шкотов, либо иных снастей. Как правило, их устанавливают на полуклюзах. Также возможна установка на утке.

Погон. Это рельс, а также гнутые определённым образом прутки, на коих, посредством ползунков, двигаются блоки шкотов.

Элементы, которые соединяют детали такелажа друг с другом и присоединяют его к парусам:

Мочки, которые также именуют скобами.

Крюки, другое название - гаки. Если за счёт своего крепления гак можно вращать вокруг оси, то он носит название вертлюжного.

Храпцы. Это приспособление с захватом, что крепко держит, испытывает влияние тяги и может легко раздаться, если к нему не прикладывают усилий.

Выбирание обоих видов такелажа:

Тут потребуется шкотовая и фаловая лебёдка, талрепы, а также натяжки бакштагов.

Детали из металла, которые нужны, дабы осуществлять прикрепление в области корпуса или рангоута, а также краспиц - оковки.

Якорное устройство
К этой области, помимо самого якоря и прикреплённого к нему каната либо цепи, относятся также клюзы. Этим словом обозначаются отверстия, которые могут быть как в борту, так и непосредственно на палубе.

Также есть полуклюзы. Это планки из металла, сверху открытые, сквозь них идёт канат, который нужен для якоря или швартов. Они позволяют уберечь борт от возможных повреждений тросом или цепью. Кроме того, должно быть устройство, которое поднимает якорь и стопорить якорные канат или цепь. Дабы облегчить выбирание последнего, нужны вороты - шпили. У ручного типа есть барабан, ось в котором вертикальная. Привести его в движение можно рычагом, что находится вверху шпиля, а также при помощи вымбовок, либо прибегая к шестерёнчатой передаче. Конструкция барабана - храповая, отменяющая вращение барабана в сторону, которая обратна выбиранию. В случае барабана с осью, расположенной горизонтально, ворот именуют брашпилем. У него либо заменяющего его шпиля есть стопор, который удерживает цепь якоря, если с ней ведётся работа, в момент отдачи якоря. Такие элементы используются на яхтах, где вес якоря не позволяет управлять им вручную.

Чтобы мачта не упала

Юферс - особенный тип блоков, отсутствуют шкивы, есть три отверстия, а также кип по окружности. Используют в талях, чтобы обтянуть фордуны и ванты.

Штаг-юферс, либо штаг-блок - шайба, имеющая одно отверстие размером побольше посередине и три кипа с небольшой глубиной для проведения троса. Нужна для того чтобы обеспечить тягу ватер-штага и штага.

Вант-клотнями называют деревянные кружки, имеющие от одного до трёх отверстий, а по окружности находится кип. Крепится на ванте внизу, чтобы проводить бегучий такелаж.

Коуши - кольца из металла, кип по окружности. В форме круга используются с тросами из растительных материалов, продолговатого вида, либо в виде копий - с тросами из металла. Их фиксируют в блочных стропах, а также в кренгельсы, дабы уменьшить трение, получающееся, когда трос проходит через скобу.

Конечно же, перечисленные детали — не все дельные вещи, которые используются на судах в наше время. Выше приведён базовый список элементов, которые будут интересны и полезны новичкам в яхтинге.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.